Свадебные платья грейс келли. Грейс Келли и князь Ренье: история любви

Ренье III: свадьба века" data-essbishovercontainer="">

Принц Монако и принцесса Голливуда

Князь Ренье III, наследник одного из древнейших европейских родов Гримальди, вступил на престол в 26 лет. Он унаследовал эту маленькую страну, тогда еще не представлявшую собой пристанища миллионеров, которую Сомерсет Моэм описывал как «солнечное место для темных личностей».

Также читайте:

Ренье никогда не был ближайшим родственником правящих европейских династий, в его роду с одной стороны множество второстепенных королевских предков, как, например, король Джеймс IV Шотландский или Стефания де Богарне, приемная дочь Наполеона Бонапарта.

С другой — «пролетарское происхождение». Его мать Шарлотта была незаконнорожденной дочерью князя Луи II и Марии Жюльетты Луве, работавшей… певицей в кабаре.

Также читайте:

По закону, наследовать трон должен был дальний родственник Гримальди, немецкий подданный Вильгельм фон Урах. Но в разгар Первой мировой такая перспектива не радовала никого, в том числе и французское правительство. В итоге Шарлотте был дарован титул и право наследования, от которого она впоследствии отказалась в пользу сына.

Брак родителей Ренье был классическим союзом по договоренности и закончился разводом. Его отец, князь Пьер де Полиньяк, стал гражданином Монако лишь за месяц до свадьбы с Шарлоттой.

Также читайте:

Принц Ренье (на руках у отца) и Грейс Келли в детстве

Грейс Келли происходила из семьи потомков иммигрантов (ее отец по крови был ирландцем, мать — немкой), всего в жизни добившихся самостоятельно. Ее мать была моделью и спортсменкой, став в итоге первой женщиной-преподавателем физкультуры в Университете Филадельфии.

Отец тоже преуспел сначала в спорте, он занимался греблей и выиграл золото на двух Олимпиадах в 1920-м и в 1924-м. А затем в бизнесе — начав работать простым каменщиком, он выстроил собственный бизнес, который принес ему миллионное состояние.

Грейс выросла в большой и дружной семье — у супругов Келли было четверо детей — и получила строгое католическое воспитание. Все это, вкупе с ее бурным нравом и сильным характером, и породило «феномен» по имени Грейс Келли.

Альфред Хичкок однажды описал ее очень точной метафорой — «вулкан под снегом». Под маской воспитания и прекрасного вкуса скрывалась отчаянная и страстная натура.

Она решительно переехала в Нью-Йорк, чтобы учиться в Академии драматического искусства, одновременно подрабатывая моделью. В 20 лет получила первую роль на Бродвее, в 22 года — первую роль на ТВ, в 24 — первую номинацию на «Оскар» за роль в «Могамбо», а еще через год завоевала заветную статуэтку за фильм «Деревенская девушка».

Оба уже не раз были влюблены. Ренье связывали долгие отношения с актрисой Жизель Паскаль, они были вместе почти 6 лет, но девушка предпочла карьеру. Грейс часто увлекалась партнерами по фильмам, так, на съемках «Могамбо» у нее завязался роман с самим Кларком Гейблом.

Однако, несмотря на многочисленные увлечения, официально Грейс была помолвлена лишь раз, с Олегом Кассини, модельером русского происхождения, в будущем — стилистом Джеки Кеннеди.

Против брака с Кассини были настроены прежде всего родители Грейс. Он был намного старше, разведен и обладал вспыльчивым темпераментом. Уже намного позже, после гибели Грейс, Кассини рассказывал в интервью журналу People, что влюбился в нее, когда увидел на экране в ленте «Могамбо», и был очень увлечен ей.

Я к вам пишу

Знакомство принца и актрисы состоялось в 1955 году. Грейс Келли в составе американской делегации приехала на Каннский кинофестиваль: множество официальных встреч и фотосессий, среди которых была одна, предложенная фотографом Paris Match — в Монако, вместе с молодым князем. И Грейс согласилась.

День намеченной съемки для Грейс и Ренье не задался с самого утра. Волнуясь перед встречей с коронованной особой, Грейс была недовольна платьем и прической, а по дороге попала в небольшую аварию.

Принц на встречу с актрисой опаздывал, из-за чего нервничал и злился. По легенде, Ренье увидел Грейс впервые в зале, где должна была намечена встреча, когда она репетировала реверанс перед зеркалом. Это так очаровало Ренье, что плохое настроение улетучилось.

Съемка прошла без эксцессов, и Грейс вернулась в Канны. Там, во время беседы с еще одним бывшим поклонником, французским актером Жаном-Пьером Омоном, она лишь вскользь упомянула, что Ренье был «очень мил».

Однако сразу после знакомства у них завязалась тайная переписка, длившаяся почти полгода. Посредником в этом деле выступил один из ближайших помощников принца — американский священник отец Фрэнсис Такер.

Позже Ренье рассказывал, что с каждым письмом они с Грейс «все больше и больше открывались друг другу». Биографу Грейс Дональду Спото он говорил, что это была сложная задача — найти кого-то, кто мог быть одновременно и его родной душой, единомышленником, и в то же время любовницей. Они стали друзьями задолго до того, как «священник соединил их руки».

Их роман по переписке долгое время был тайной даже для близких людей. Подруга Грейс Рита Гэм вспоминала: однажды Грейс обмолвилась, что «нашла своего принца». Не зная, о ком идет речь, Гэм сначала подумала, что Грейс имеет в виду обобщенное понятие «прекрасного принца», о котором мечтают девушки, и только потом выяснилось, что принц — самый настоящий.

Приданое и «кольцо дружбы»

Почти через полгода после знакомства князь Монако совершил официальный визит в США. Журналисты, наслышанные о матримониальных намерениях Ренье, на первой же пресс-конференции спросили его в лоб, приехал ли он в Америку на поиски жены.

После ответа «нет», они задали следующий «наводящий» вопрос: «Если бы вы искали жену, то какой бы она была?»

Ренье улыбнулся и ответил: «Я не знаю, наверное, самой лучшей», а затем добавил загадочное описание своей будущей жены, как «некой дамы с волосами цвета уходящей осени и глазами голубыми или фиолетовыми с крапинками золота».

Несколько дней спустя Ренье встретился с Грейс и ее семьей для официального знакомства.

Ренье долгие годы мечтал о невозможном: найти идеальную принцессу для своей маленькой страны и в то же время жениться по любви. Грейс казалась абсолютным воплощением его мечты, но и ей пришлось преодолевать некоторые «формальные препятствия».

Также читайте:

Ренье привез с собой доктора, задача которого была в том, чтобы убедиться в способности невесты родить наследника. Грейс же в первый момент решила, что цель осмотра — убедиться в ее девственности, от которой давно не осталось и следа, и поначалу отказалась.

Вторым препятствием оказалось приданое. И сама актриса, и ее семья были не из бедных, но родителям актрисы пришлось собрать 2 миллиона долларов для принца.

Перед официальной помолвкой Ренье забросил, так сказать, пробный шар. Подарил невесте «кольцо дружбы» с бриллиантами и рубинами в цвет флага Монако, и лишь позже преподнес то самое знаменитое кольцо с 10,5-ти каратным бриллиантом от Cartier.

Когда помолвка стала достоянием общественности, Грейс делилась со своей подругой Ритой Гэм: «Я люблю его глаза. Я могу смотреть в них часами».

Ренье попросил Грейс выйти за него в канун рождества 1955 года, а 5 января 1956-го о помолвке было объявлено на пресс-конференции в доме Келли в Филадельфии.

Свадьба века

Подготовка к этой «свадьбе века» заняла несколько месяцев, а самой церемонии предшествовала почти неделя празднеств.

4 апреля 1956 года нью-йоркские журналисты провожали яхту «Конституция» в Монако, на борту были Грейс Келли, ее семья, 60 друзей и пудель Оливер, подаренный актрисе Кэри Грантом. Восемь дней спустя, утром 12-го апреля, корабль вместе со всей честной компанией вошел в бухту Геракла и бросил якорь.

Навстречу ей из порта Монте-Карло вышла новенькая яхта принца Ренье Deo Juvante II — название яхты, оно же девиз дома Гримальди, написанный на гербе Монако, означает «с божьей помощью».

В божьей помощью принц добрался до яхты невесты и наконец обнял ее, пока с небес на них сыпались тысячи белых и красных гвоздик. Тут постарался не бог, а Аристотель Онассис, гидросамолет которого устроил это красочное шоу.

Жители Монте-Карло наблюдали прибытие своей новой принцессы, оккупировав пирс и окна домов, выходящих на бухту. Жениха и невесту восторженными криками, аплодисментами и вспышками камер. Грейс была в темно-синем костюме и широкополой белой шляпе, чем весьма расстроила собравшуюся толпу, мечтавшую увидеть ее лицо.

По закону Грейс и Ренье ждали две церемонии: гражданская и религиозная. Гражданская, более скромная, состоялась 18 апреля 1956 года, с молодыми было пять официальных свидетелей, включая сестру Грейс Пегги и сестру Ренье принцессу Антуанетту.

На следующий день состоялась религиозная церемония. MGM, в обмен на освобождение Грейс от ее контракта, снимала и транслировала обе свадьбы по телевидению и на киноэкране.

Грандиозное платье невесты тоже было подарком студии MGM. Его придумала костюмер и подруга актрисы Хэлен Роуз, а шили 36 портних в течение трех недель. Платье было украшено антикварным кружевом, купленным почти за 2500 долларов, а лиф, фата и туфли расшиты жемчугом. В руках невесты был небольшой букетик белых ландышей.

Грейс выбрала шесть подруг и свою сестру Пегги в качестве подружек невесты. Принца же сопровождали его кузен граф Шарль де Полиньяк и брат невесты Джон Келли.

Обе церемонии заканчивались грандиозными приемами, на которых присутствовали почти 700 гостей, включая Аристотеля Онассиса, владельца отелей Конрада Хилтона, представлявшего здесь президента США Эйзенхауэра, Франсуа Миттерана, который был тогда министром юстиции Франции, и кинозвезд: Дэвида Нивена, Кэри Гранта, Глорию Свенсон и Аву Гарднер. Был даже специальный представитель Папы Римского Пия XII.

Неудивительно, что жених и особенно невеста перенесли это «веселье» с трудом. Вечером 19 апреля они уплыли в закат на той же яхте принца Ренье, но буквально сразу вновь бросили якорь: первую неделю медового месяца Грейс провалялась с гриппом. В следующие дни наверстывали упущенное, путешествуя по французской Ривьере, побережью Испании и Корсике.

Жизнь после свадьбы

«Я стала принцессой до того, как у меня было время подумать об этом», — сказала однажды Грейс. Сплетники поговаривали, что их брак был простой договоренностью, друзья лишь замечали, что они были двумя противоположностями.

Ренье — прагматичен, любил спорт, дорогие автомобили и животных в своем зоопарке. Грейс, напротив, чувствительна, любила искусство. Со временем непонимание между ними стало нарастать.

В первые годы принцесса Грейс полностью посвятила себя семье и своей новой маленькой родине. Ее слава привела в страну сотни туристов, а продуманное правление Ренье в итоге сделало Монако и его граждан одним из богатейших государств мира.

Грейс родила Ренье троих детей: принцесс Каролину и Стефанию и наследного принца Альбера. Она активно занималась благотворительностью, а в свободное время делала картины из засушенных цветов.

Несколько лет спустя ее вновь пригласили сниматься в кино, и ей очень хотелось вернуться, но принять это решение в одиночку она не могла. Решение принимала страна. Монегаски дружно воспротивились возвращению их принцессы в Голливуд.

Тем временем дети росли, и монаршая семья все меньше напоминала тот идеал, к которому стремилась Грейс. Ее старшая дочь Каролина вышла замуж и почти сразу со скандалом развелась. Сын был увлечен спортом и девушками и вовсе не стремился остепениться.

Младшая — Стефания, увлеченно строила музыкальную карьеру и игнорировала светские условности не меньше старших. Муж был слишком занят государственными делами и, если верить слухам, Грейс со временем стала заводить себе молодых любовников в попытке удержать уходящую молодость.

***

13 сентября 1982 года Грейс Келли возвращалась в Монако на автомобиле вместе с дочерью Стефанией. Под предлогом того, что ей нужно серьезно поговорить с дочкой, она отпустила водителя и сама села за руль.

На одном из поворотов серпантина ее автомобиль Rover 3500 вылетел в пропасть. Принцесса Стефания чудом выжила, однако ее мать получила травмы, несовместимые с жизнью. Как позже выяснилось, за рулем у Грейс Келли случился микроинсульт, из-за которого она потеряла управление.

Ее похороны стали трагедией, князь Ренье шел за гробом жены, не скрывая слез, никакие прошлые разногласия и слухи уже не играли роли. Ренье пережил супругу почти на четверть века, скончавшись в апреле 2006-го. Их дети по-прежнему правят маленьким королевством, до сих пор боготворящим свою прекрасную принцессу Грейс.

Также читайте:

Имя Грейс Келли – это своеобразный символ для современных Золушек, мечтающих выйти замуж за принца. Конечно, сейчас нет нужды до блеска натирать полы, разбирать рис и просо по мешкам и сажать по сто розовых кустов под присмотром мачехи. Однако, чтобы встретиться с настоящим принцем, надо все же уповать на добрую фею. Или волю случая. Или… поверить от всей души, что браки совершаются на небесах.

Снявшись всего в 11 фильмах, Грейс получила два «Золотых глобуса» и «Оскар» - явный показатель того, что качество для нее было важнее количества. Это же касалось и личной жизни. На заре карьеры она, было, закрутила роман с русским модельером Олегом Кассини (Oleg Cassini). Даже ходили слухи о помолвке, однако, свадьбы не произошло. Семью Грейс смутили предыдущие разводы модельера. А еще Грейс отказала шаху Ирана Мохаммеду Реза Пехлеви. Но перед Ренье она не устояла. Так как влюбилась по-настоящему.

Брак князя Монако и одной из любимейших актрис Голливуда привел Америку в восторг. Огорчался, пожалуй, только один Альфред Хичкок. Ведь выходя замуж, Грейс ставила точку в своей актерской карьере. В сердцах Хичкок даже назвал Келли «принцесса Дисгрейс» («disgrace» - позор, бесчестие англ.). Французская же сторона выражала опасения, что такая свадьба «американизирует» Монако. Будем считать, что просто позавидовали.

18 апреля 1956 года свадьба состоялась. Торжество длилось два дня: гражданская регистрация, после которой Грейс пошутила, что «замужем наполовину». И венчание.

Роскошное платье было создано дизайнером Helene Rose и по сей день является самым дорогим ее платьем. Наряд шили шесть недель 30 швей. Было использовано 25 метров шелковой тафты цвета слоновой кости и старинное бельгийское кружево 125-летней давности. Кстати, столь раритетное кружево выкупил Ренье из музея. Кроме этого платье расшили морским жемчугом.

Букет невесты был из ландышей: такое простое и нежное очарование.

Голову невесты украшала изысканная кружевная диадема.

Немного забегая вперед, скажем, что Принцесса Грейс была в этой великолепной тиаре, когда выходила замуж ее дочь.

Шестиэтажный торт был разрезан весьма оригинальным способом: жених отсек верхушку шпагой.

Что же касается обручального кольца, так их у принцессы было два. Когда Ренье просил ее руки, он подарил ей кольцо с рубинами, так как «официальное» кольцо к тому времени еще не было готово. Но вскоре кольцо с 10.47-каратным бриллиантом огранки «изумруд» и двумя бриллиантами огранки «багет» в платине заняло свое законное место, украшая великолепную невесту.

Свадебным подарком для Грейс стала яхта, на которой новобрачные отправились в свадебное путешествие. Когда яхта отчалила от берега, с неба на них посыпались красные и белые гвоздики из частного самолета Аристотеля Онассиса. Роллс-ройс, на котором молодожены ездили по городу, был подарком от подданных княжества.

У новобрачной были недруги, высказывавшие мнение, что великолепная актриса исполняла всего лишь роль влюбленной. Даже если это и было так, то Грейс гениально сыграла свою партию любящей жены, матери и правительницы. Именно под руководством Ренье III и Грейс Келли Монако из захудалого княжества превратилось в одно из самых богатых, мирных и комфортных государств. Грейс очень многое сделала для детей, стариков. Активно участвовала в благотворительности и достойно воспитала наследников престола.


Какая девушка не мечтает однажды встретить своего принца! Красавице-актрисе Грейс Келли удалось встретить свою любовь в лице 33-летнего князя Монако и построить с ним крепкую семью. Союз считался идеальным, однако Грейс в браке была, как самой счастливой женщиной в начале, так и несчастной, будто птица, заточенная в золотую клетку, в конце жизни.

В годовщину свадьбы, которая состоялась 19 апреля 1956 года, HELLO.RU вспоминает историю любви одной из самых красивых пар прошлого века - Грейс Келли и князя Ренье.

Кликните на фото для просмотра галереи КЛИКНИТЕ НА ФОТО ДЛЯ ПРОСМОТРА ГАЛЕРЕИ Она, как вулкан под снегом. За ее холодностью скрывается невообразимый жар страстей. Грейс Келли родилась в 1929 году в богатой американской семье. Ее отец занимался строительством, а мать, от которой ей передалась прекрасная внешность, была фотомоделью. Будущая принцесса, живущая в шикарном особняке в одном из самых престижных районов Филадельфии, рвалась на волю. Ей хотелось творчества, славы и немножко безумия.

Маленькая Грейс Келли

Грейс Келли впервые вышла на сцену во время учебы в религиозном колледже, где получала строгое, даже по тем временам, образование. После окончания учебы Грейс уехала в Нью-Йорк. Ей казалось, что однажды весь мир будет лежать у ее ног. Так оно и случилось, но далеко не сразу. Сначала были сотни проб, неудачи и падения. Грейс не унывала, подрабатывала фотомоделью и параллельно постигала азы театрального дела в Американской академии драматического искусства.

У Грейс была действительно изумительная внешность: фарфоровая кожа, высокие скулы, большие глаза, точеный носик, чувственные губы и стройная фигура. Внешность она умело подчеркивала с помощью изысканных нарядов. Позднее про нее скажет Томми Хилфигер:

Грейс Келли - единственная голливудская актриса, которая так естественно и изящно носила белые перчатки. Даже дома, наедине с собой, она оставалась неизменно гламурной и элегантной. Она одевалась элегантно и женственно, любила одежду пастельных тонов и широкополые шляпы.

В 20 лет Грейс получила первую роль на Бродвее. А через два года - желанную роль на телевидении. Прошло еще два года, и она уже стала номинанткой на "Оскар" за работу в фильме "Могамбо". Премию она тогда не получила. Но все же в ее небольшой, но яркой актерской карьере один "Оскар" появился, - за картину "Деревенская девушка" в 1954-м году.

В такой быстрый и неожиданный успех не мог поверить даже отец актрисы Джек Келли:

Я просто не могу поверить, что Грейс выиграла "Оскар". Из всех моих четверых детей, она та, от кого я меньше всего ждал помощи на старости лет.

Грейс Келли, 1952 год

Самым ярким, а впоследствии используемым во многих фильмах, стал образ девушки-авантюристки. Первым "золотую жилу" и талант Грейс к работе в подобном жанре нащупал Альфред Хичкок.

Грейс Келли и Альфред Хичкок с женой Алмой Ревилль, 1954 год Набиравшая темп карьера Грейс могла бы принести ей немало золотых статуэток и престижных премий, но могла бы и окончится вместе с угасанием столь важными в актерском мире молодости и красоты.

Сама Грейс возраста боялась, повторяя:
Сорок лет - пытка и конец для женщины. Как бы то ни было, она встретила Ренье в самом расцвете сил и на пике карьеры - в 27 лет. Блестяще образованный, интеллигентный и галантный - манеры выдавали в нем аристократа, коим он и являлся. Уже в 26 лет он взошел на престол Монако. После смерти Луи II, мать Ренье, которая формально была наследницей, отказалась от престола в пользу своего молодого сына.

Грейс Келли и Ренье III

Ренье и Грейс познакомились на Каннском кинофестивале в 1955 году во время визита делегации актеров к принцу Монако.

Как позже вспоминали сами супруги, в тот день у обоих было плохое настроение. Грейс будто встала не с той ноги, а по дороге на встречу даже попала в небольшую автомобильную аварию. У Ренье тоже были мелкие проблемы с самого утра. Но встреча с Грейс "озарила его день", по выражению самого Ренье.

Грейс Келли, 1955 год

Их роман завязался не сразу, ему предшествовала длительная и интересная переписка. Грейс были очень приятны ухаживания и романтичные письма, она отмечала, что Ренье пишет письма живым и легким языком. Он поведал ей о жизни монарха, рассказал о своем замке и саде, описывая все, вплоть до аромата цветов.

Но вероятно, дело было не только в романтичности молодого князя. Безуслово, он был очарован Грейс, но будучи единоличным правителем, он понимал важность и необходимость женитьбы. А красивая и хрупкая Грейс виделась ему лучшей кандидатурой.

Спустя несколько месяцев Ренье собрался и приехал в Филадельфию, где проживали родители Грейс, чтобы сделать возлюбленной официальное предложение.

Я нашел свою принцессу
- сказал в тот день Ренье.

Помолвка Грейс и Ренье в доме семьи Келли в Филадельфии

Грейс не раздумывая согласилась, и вскоре ступила на борт межатлантического лайнера, который доставил ее, вместе с любимым пуделем, близкими подругами и личным парикмахером, прямиком в карликовое государство.

Родители актрисы не сразу приняли ее решение, считая, что брак к князем столь небольшого государства, - это шаг назад в ее карьере. Да и потенциальные женихи у нее были побогаче, например, за несколько лет до этого ее руки просил арабский шейх с огромным состоянием.

Как бы то ни было, через неделю после приезда Грейс в Монако - 19 апреля 1956 года - состоялась пышная свадьба , после которой началась новая жизнь, в которой больше не было места Голливуду. Грейс Келли стала княгиней Монако.

Свадьба Грейс и Ренье, 1956 год

Ренье и Грейс удалось осуществить зачастую недостижимую мечту других монархов - стать по-настоящему любящей семейной парой. Хотя были и те, кто сомневался в искренности их чувств, говоря, что Грейс не любит Ренье, а лишь старается и учится его любить. Находились и те, кто считал, что сердце красавицы принадлежит бывшему возлюбленному - модельеру Олегу Кассини.

Как бы то ни было, Грейс делала все, чтобы их семья выглядела безупречно. Подданные Монако сразу приняли новую княгиню, которая так прекрасно умела сглаживать острые углы на переговорах мужа, а также имела способность расположить к себе любого.

Рождение детей, в 1957 году дочери Каролины, а в 1958 году сына Альбера, увеличило стан ее поклонников. Граждане Монако боготворили свою принцессу: она была молода, красива, а во время ее выходов к народу, любой человек из толпы мог пожать ей руку.

Грейс Келли и Ренье с Альбером и Каролиной, 1958 год После рождения младшей дочери - Стефании - Грейс вновь предложили сниматься, и сделал это ее любимый режиссер Альфред Хичкок. Но княгиня не могла решиться на столь серьезный шаг, не посоветовавшись со своей новой семьей - жителями Монако. Общественность идею не поддержала, назвав задуманное страшной легкомысленностью. Конечно, Грейс пришлось отказаться от роли, ведь ее образ, столь тщательно выстраиваемый годами, мог враз разрушиться.

Келли оправдала все надежды, возложенные на нее подданными, став для Ренье идеальной женой. Грейс активно занималась благотворительностью, покровительствовала искусствам и родила наследников, а ее мировая слава и американская непосредственность привели к многократно возросшей популярности Монако. Грейс Келли очень любили, ее считали эталоном стиля и женского обаяния.

Грейс Келли, Ренье III, Альбер и Каролина Грейс Келли с Каролиной и Альбером

Жизнь текла своим чередом, но назвать отношения Грейс и Ренье безукоризненными со временем было уже нельзя. С годами князь стал замкнутым, практически отказался от светских выходов и большую часть времени проводил в замке со своими любимыми домашними животными.

Грейс, будучи человеком общительным, очень хотела делиться своими мыслями и идеями с людьми, она постоянно проводила встречи, общалась с окружающими. А Ренье ревновал, считая, что жители Монако больше любят его жену, нежели его самого.

В 40 лет у Грейс случилась депрессия - как она и предполагала когда-то, кризис, связанный с угасанием красоты, ее не миновал. К этому времени дети уже подросли, и у супругов все чаще стали случаться публичные скандалы, которые очень расстраивали любящую идеал во всем Грейс.

Грейс Келли с мужем и дочерьми - Стефанией и Каролиной Каролина имела громкий и скандальный брак за плечами, Альбер, который был будущим наследником, не интересовался ничем, кроме спорта и девушек, а младшая дочь Стефания росла "пацанкой" - гоняла на мотоцикле и презирала женственную одежду. Образ безупречной семьи, который так старательно выстраивала Грейс, рушился. Она уже не считала свою жизнь сказочной, а семью идеальной, хотя и старалась не выказывать на публику своего разочарования.

Грейс Келли, Ренье III и Стефания

Незадолго до катастрофы, унесшей ее жизнь, Грейс, по словам современников, завела любовника в Париже и практически переехала жить к нему. В самом конце жизненного пути она мечтала лишь об одном - возобновить актерскую карьеру. Ее буйная и неспокойная натура, которая так долго скрывалась за фасадом неприступной "снежной королевы", рвалась наружу.

Ясным осенним днем 13 сентября 1980 года Грейс с дочерью Стефанией попали в аварию. Княгиня, всю свою жизнь прибегавшая к услугам водителя, решила повести машину в тот день сама - под предлогом серьезного разговора с дочерью. По дороге у Грейс случился инсульт, и она потеряла управление.

Князь Ренье III с дочерью Каролиной На похороны принцессы съехались знаменитости и монархи из Америки и Европы, местные жители рыдали прямо на улицах, а Ренье шел под руку с дочерью и не скрывал слез.
Господи, я не спрашиваю тебя, почему ты забрал ее у меня, но благодарю за то, что ты дал ее нам. - эти слова произнес на могиле Грейс ее супруг князь Монако Ренье III.

Ренье пережил свою супругу на четверть века, скончавшись в апреле 2005 года.

В этом году Грейс бы исполнилось 85 лет, а Ренье - 91 год. А их сказочному, но не идеальному браку было бы 58 лет.


"Джентльмены предпочитают леди» - эти слова на обложке журнала «Тайм» за май 1954 года сопровождали портрет ослепительной красавицы - голливудской звезды Грейс Келли. Подпись оказалась пророческой, хотя потребовала небольшого уточнения: не просто джентльмены, но царствующие особы предпочитают леди всем остальным красавицам.

На Каннском фестивале в мае 1955 года Грейс принимает предложение известного журналиста Пьера Галанта сделать серию фотографий с князем Монако Ренье III. Правда, сначала идея эта показалась ей не столь привлекательной - предстояло долго и утомительно кружить по извилистым серпантинам крошечного королевства. Но фотосессия обещала быть выигрышной - монарх принимает у себя голливудскую звезду.

Солнце клонилось к закату, когда ослепительная красавица в платье с крупными яркими цветами впервые ступила на красноватую землю. Князь Ренье протянул ей сильную руку и повел знакомить со своими подопечными, вольно расположившимися в вольерах роскошного зоосада. Этой же крепкой рукой он бесстрашно погладил огромного саблезубого тигра. Блицы фотоаппаратов освещали прогулку героев до позднего вечера.

Они простились. И Грейс на все вопросы о впечатлении, произведенном на нее князем, скромно и осторожно отвечала: «Он очень обаятельный»…

На следующий же день она поблагодарила Ренье III в письме, он ей немедленно ответил. Тайная переписка продолжалась около полугода, никто и не подозревал, что холодная красавица затеяла такую авантюру - влюбить в себя одного из самых видных европейских женихов. А она ничего и не затевала, ей и в самом деле понравился этот наследник рода Гримальди, не слишком благополучного рода, к тому же известного своей скандальной репутацией.

Князю было уже за тридцать, да и двор нуждался в наследнике. Ренье не избегал женщин, но достойной пока не нашел, Грейс показалась ему милой и к тому же чрезвычайно надежной и порядочной. И у него, как и у каждого почитателя ее таланта, возникла здравая мысль: «С этой женщиной можно прожить вместе до старости». Он решился, он пересек океан, чтобы посетить семейство Келли и просить руки Грейс.

Приближалось Рождество, Как раз в это время актриса снималась в фильме «Лебедь», где играла девушку, выходящую замуж за принца. Знаковая история. Грейс, как истинная католичка, чутко воспринимала знаки судьбы и готовилась следовать за ними.

5 января 1956 года состоялась помолвка. Был подписан брачный контракт. Мать Ренье, княгиня Шарлотта, выразила желание стать для Грейс второй матерью.

Последний фильм, в котором снялась невеста, назывался символически - «Высший свет». Партнером Грейс был наш старый знакомый - неподражаемый Фрэнк Синатра. Студия МGM после окончания съемок подарила будущей княгине Монако все наряды, в которых она снималась.

«Свадьба века»

Тщательно прописанный сценарий этой свадьбы заслуживает специального приза самого придирчивого жюри.12 апреля 1956 года. Грейс Келли в сопровождении шестидесяти друзей и всех членов своей семьи отправляется на океанском лайнере

«Constitution» навстречу своему счастью. Счастье встречает долгожданную невесту на собственной яхте. Ренье переносит Грейс на свою палубу, сотни орудий приветствуют их залпом, самолет осыпает молодых и толпы восторженных зрителей тысячами красных и белых гвоздик.

Тридцать фотографов и операторов, не отвлекаясь ни на минуту, фиксируют для истории блистательную церемонию.

Ровно через неделю в соборе Святого Николая состоялось венчание князя Монако Ренье III и голливудской звезды Грейс Келли. Невеста сжимала в руках букет непорочных белых ландышей. Студия MGM сделала замечательный фильм, как и обещала, а сама церемония транслировала в прямом эфире в девяти европейских странах.

«Когда я выходила замуж за князя Ренье, я выходила замуж за человека, а не за то, что он собой представлял, или кем он был. Я его полюбила, не задумываясь обо всем этом», - писала Грейс много лет спустя в своем дневнике.

Свадебное путешествие проходило уже без докучливых камер. Ренье даже отпустил шкиперскую бородку, а Грейс вновь почувствовала себя простой, почти деревенской девчонкой.

Ровно через девять месяцев у молодоженов родилась дочь Каролина. Она была поразительно похожа на отца. И он - бесстрашный укротитель саблезубых тигров, чуть не расплакался, впервые взяв на руки крошечный конверт со смуглой дочуркой.

А через год и два месяца появился на свет и наследник - Альбер.

В Монако был объявлен национальный праздник.

«Сложнее всего для меня было снова стать нормальным человеком после стольких лет актерской жизни», - признавалась Грейс.

Как нормальный человек она хотела быть верной женой и заботливой матерью, тем более что в 1965-м родилась еще одна дочка - Стефания. Та самая Стефания, которая и окажется рядом со своей матерью в ее последние минуты.

А пока - Грейс, взяв в руки кинокамеру, аккуратно и педантично фиксирует моменты их семейной жизни. Не праздничные - самые будничные: зимние горнолыжные и летние яхтенно-плавательные. Домашние - с котятами и щенками, и пленэрные - на траве и в тени деревьев.

«Я не люблю оглядываться назад».

Она действительно предпочитала счастливые воспоминания, а не сожаления о прошедшем. Так они и жили: Ренье управлял страной, а Грейс строила их мирок, не теряя связи с миром.Они правили вместе 26 лет. Это очень много для постоянного безоблачного счастья.В Монако началась новая жизнь, приподнявшая крошечное княжество до мирового уровня. А семья Ренье обосновалась высоко в гористом поместье, скрытом от надоедливых папарацци. Супруг и здесь опекал своих любимых зверей и приучал маленького сына осваивать современные технические «штучки».А женушку свою он нежно называл «координатором домашних дел».

Море привлекало семейство Гримальди. Все семейные каникулы они проводили на яхтах, названных по именам их детей. Они вели себя на яхтах, как простые матросы, все на равных.«По утрам каждый заправляет свою постель. Первый, кто встал, готовит завтрак на всех» - таковы были законы семейного яхтенного распорядка.Были в этом доме и тихие радости. Дети вместе с мамой любили создавать коллажи из цветов. Грейс даже получила прозвище «Королевы цветов». Эта королева доверительно разговаривала со своими бессловесными «подданными», долго не могла расстаться с ними и засушивала цветы между страницами телефонных справочников. Цветы и поэзия - это были две страсти детства Ренье. Она угадала их, она сама отдавалась этим двум страстям всю жизнь.

Грейс создавала вокруг себя уют и совершенно не интересовалась политикой. А уж экономика и подавно прекрасно обходилась без нее. Лишь благотворительность изредка требовала пристального внимания и контроля.

Монегаски были влюблены в свою княгиню. Она же устраивала домашне-дворцовые чаепития с престарелыми подданными и посещала сиротские дома. А тюрьмы ей и не нужно было посещать - последний заключенный был милостиво выпущен на свободу еще в канун их бракосочетания.

Личность Грейс привлекала в маленькое княжество все новых и новых поклонников ее таланта, а также просто любопытствующих со всего света. В Монако воцарились роскошные громкие балы. Элла Фитцджеральд, Морис Шевалье, Гарри Белафонте, Шарль Азнавур - имена этих гостей все чаще слышались в княжеских залах.

В честь сорокалетия Грейс в 1969 году был дан один из самых роскошных балов - бал Скорпионов. Почетными гостями были друзья семьи - Элизабет Тейлор и Ричард Бартон. Великолепные наряды гостей, и прежде всего элегантной хозяйки, представляли собой изысканные произведения искусства. Не случайно, даже много лет спустя, эти наряды экспонируются на выставках и неизменно вызывают восхищение.

Когда просто регулярные балы уже не вызывали интереса, Грейс выдумывала тематические маскарады. Гости должны были прибывать в заранее объявленных костюмах и разыгрывать импровизированные спектакли. Она все-таки оставалась актрисой - эта маленькая принцесса, как любовно называла ее еще одна наша старая знакомая - «Снежная королева» Грета Гарбо. В этих «домашних» спектаклях часто блистали Марго Фонтейн и Рудольф Нуреев. Однажды они в нарядах простых рыбаков были не узнаны ни гостями, ни даже охраной. В итоге их просто-напросто не пустили во дворец, так что пришлось вмешаться самой Грейс, случайно оказавшейся поблизости.

Гости чувствовали себя весьма непринужденно здесь, во дворце. Никаких чужаков, никаких папарацци. Все фотографии, которые мы можем увидеть только сейчас, были сделаны самими супругами - Грейс и Ренье. И хранились они в семейных альбомах за семью маленькими изящными замочками.
Специальные альбомы сохранили для потомков и поздравления от друзей. Непротокольные, шутливые и интимные. Яркие рисуночки, веселые посвящения - как в каждом доме, как в каждой семье, если бы не подписи всемирно известных знаменитостей: Марка Шагала, Мстислава Ростроповича, Фрэнка Синатры.

Особенно трогательная дружба связывала Грейс с Марией Каллас. В пору ее пылкого романа с Аристотелем Онассисом они часто отдыхали вместе с супругами на знаменитой яхте «Кристина». Фотографии сохранили безмятежно счастливое лицо певицы. Прошло несколько лет, и уже на обломках этого романа только Грейс продолжала приятельствовать с Марией, и лишь она одна из всех высокопоставленных особ проводила ее в последний путь.
Грейс неоднократно просили вернуться в кино, принять участие в новых фильмах. Она отказывалась, но все-таки озвучила комментарий к фильму о балете «Дети с Театральной улицы», номинированному на «Оскар». Она с увлечением записывает пластинки для детей, Принимает участие в Эдинбургском фестивале.И, наконец, в Ватикане принцесса Грейс читает текст о Рождестве - это было ее последнее появление на публике.

«Я не люблю ссор…»

«Я не люблю ссор, я не умею спорить, мне проще избегать раздоров», - любила она повторять, и это было правдой.

Как можно догадаться, князь Ренье не обладал ангельским характером. К тому же с годами он стал ревновать жену к всемирной и всенародной славе, но особенно - к популярности. И еще больше - к любви.С годами что-то странное происходило в этой семье - он старился, она - нет. Она по-прежнему оставалась молодой и прекрасной, несмотря на подступающие годы. Грейс не хотела заглядывать далеко вперед.«О будущем лучше не говорить - это самый верный способ его испортить», часто, смеясь, говорила она.

Дети вырастали и все меньше стали походить на ангелов. Хотя старшие Каролина и Альбер унаследовали лучшие и самые неконфликтные черты обоих родителей. А вот младшая - Стефания подрастала своенравной и необузданной. Она часто влюблялась, причем в самых отъявленных ловеласов. Мать пыталась ее образумить, но все чаще они сталкивались друг с другом - две красивые женщины в совсем некрасивых ссорах и обидах.

Солнечным сентябрьским днем 1982 года Грейс вместе с младшей дочерью выехала за ворота замка Рок-Ажель. Почему княгиня сама села за руль, отпустив шофера, можно только догадываться. Должно быть, хотела поговорить со Стефанией без посторонних. Машина неслась по горной дороге с бешеной скоростью и фатально не вписалась в крутой поворот. Секунда - и автомобиль рухнул в пропасть.

Стефания осталась жива, она самостоятельно выбралась из машины и безуспешно пыталась вызволить мать. Но, увы, роковая неизбежность - Грейс уже никто не мог помочь. Ее доставили в больницу, но, несмотря на старания лучших врачей, она не приходила в сознание.

Через несколько дней Ренье распорядился не продлевать ее мучения, и вся медицинская аппаратура, искусственно поддерживающая тлеющую жизнь, была отключена.

Княжество, любимое принцессой, друзья, любимые принцессой, семья, любимая принцессой, - внезапно осиротели.
Князь Ренье III скончался в апреле 2005 года в возрасте 81 года. Он правил княжеством 56 лет. А без своей принцессы он прожил в одиночестве целых долгих 23 года.

Их совместную жизнь окружали многочисленные слухи, вымыслы и домыслы. Никто так и не узнал всей правды о принцессе и суровом князе.

«Волшебные сказки - вымышленные истории. Я - живой человек. Я - существую. Если кто-нибудь расскажет историю моей жизни, как историю реальной женщины, люди, наконец, поймут, кто я на самом деле», - очень надеялась Грейс.

Грейс Келли и князь Ренье III - такая пара была просто обречена на всеобщее внимание, и их свадьба, состоявшаяся 19 апреля 1956 года, вошла в историю, как одна из самых знаменитых. Ну а великолепное платье невесты было ей под стать, и тоже прославилось, на долгие годы став образцом безумно элегантного и изысканного свадебного наряда. Прошло уже более полувека, но оно по-прежнему служит источником вдохновения для множества невест...

Что ж, если вы выходите замуж за принца, то должны выглядеть, как принцесса. В день своего венчания красавица Грейс выглядела именно принцессой - правда, скорее, не настоящей, а сказочной.


Один из ее биографов, раскритиковав яркий, «опереточный» мундир жениха, правителя крошечной мирной страны, о самой Грейс писал: «Голливуд - следует отдать ему должное - проявил больше вкуса и такта в выборе элегантного, однако довольно простого на вид подвенечного платья невесты: двадцать ярдов шелка, двадцать пять ярдов шелковой тафты, девяносто восемь ярдов шелкового тюля и более трехсот ярдов валансьеннских кружев. Грейс великолепно смотрелась в подвенечном наряде, созданном для нее Хелен Роуз , и чем-то напоминала гордого лебедя. Волосы ее, гладко зачесанные назад, были убраны под небольшую шапочку в стиле шекспировской Джульетты, и поэтому в ее облике было нечто от елизаветинской эпохи. А так как за неделю до прибытия в Монако Грейс похудела почти на четыре килограмма, то талия ее стала еще более тонкой и элегантной. Под облаком фаты, оборок и складок угадывался силуэт прекраснейшей из женщин».


За день до того Грейс и Ренье прошли обряд гражданской регистрации - разумеется, невеста и тогда была в изящном наряде, хотя куда более сдержанном. Автором обоих была Хелен Роуз, художник по костюмам киностудии «Метро Голдвин Майер», где снималась Грейс Келли. Хелен, к тому же, специализировалась на свадебных платьях. И хотя другой известнейший художник по костюмам Эдит Хед, которая десятилетиями одевала весь Голливуд и в жизни, и на экране, и к тому же близко была знакома с Грейс, рассчитывала, что создавать свадебный наряд позовут именно ее, выбор, тем не менее, пал на Хелен Роуз (до этого она работала над костюмами Келли в нескольких фильмах, самыми известными из которых стали «Высшее общество» и «Лебедь»). А платье стало подарком MGM своей красавице-актрисе - могла ли киностудия желать лучшей рекламы?..


Хелен Роуз, которая была мастером своего дела, полагала, что наряд должен быть и элегантным, и по-королевски величественным, однако при этом он не должен затмевать красоту Грейс. И ей удалось создать шедевр, который отвечал этим требованиям - он был прекрасен, достоин свадьбы монарха, и при этом только обрамлял и подчеркивал красоту невесты.

Плотно облегающий лиф и пышная юбка - на этой основе можно построить самые разные варианты, и Роуз удался один из самых эффектных.

Лиф платья без декольте, наоборот, с маленьким стоячим воротником, закрывавшим основание шеи, и лишь с небольшим вырезом у горла, застегивающийся спереди на маленькие пуговки (их около тридцати), с длинными рукавами, был сделан из кружева. Казалось, на нем не было швов - на самом деле их там множество, однако они совершенно незаметны, поскольку отдельные фрагменты драгоценного кружева были вырезаны, отделены от основы и соединены заново точно по фигуре. Разумеется, лиф не мог быть прозрачным, так что он состоял из двух слоев: корсаж без рукавов из тафты цвета слоновой кости, и вышеописанный кружевной лиф поверх него.


К лифу был пришит коротенький, чуть ниже середины бедра, кринолин, который должен был поддерживать пышную юбку. Поверх кринолина лежали четыре пышные, отделанные узкими полосками-кружевами, оборки. Под кринолином была еще нижняя юбка, отделанная более широким кружевом.

Словом, платье представляло собой довольно сложное сооружение (недаром к нему прилагалась инструкция, как правильно его надевать), а ведь это еще не все!

Далее следовала пышнейшая верхняя юбка; плотно охватывающий талию широкий шелковый пояс с заложенными поперечными складками еще больше подчеркивал контраст - между тонкой талией и массивной юбкой, между кружевами верхней части платья, расшитыми крошечными жемчужинками , и гладкой шелковистостью нижней.


Юбка имела не А-образный силуэт с его постепенным расширением, а, благодаря крою и поддерживающим ее кринолину и нижним юбкам, резко расширялась, начиная с самого верха, и напоминала перевернутый венчик цветка. Нижних юбок было три - первая, так сказать, основная, далее юбка с пышными оборками, и, наконец, третья, которая эти оборки сглаживала.

Спереди юбка была гладкой, а вот сзади располагались складки. На невесту в день торжеств обращено множество взглядов, и зачастую при этом она повернута к гостям спиной, так что очень важно, чтобы с той стороны платье смотрелось не менее эффектно, чем спереди. Так что Хелен Роуз прибегла к изящному приему - сзади на верхней юбке из тафты был разрез от талии и до самого низа . Несколько бантов прихватывали его приблизительно до уровня колен, не давая полам расходиться, а вот дальше выглядывал шлейф, сделанный из шелковой сетки и кружева . Внизу тафтяная юбка распахивалась окончательно, эффектно демонстрируя скрывавшиеся под ней кружева шлейфа.

Словом, можно понять, почему даже в наше время, когда, казалось бы, пресыщенного зрителя уже трудно удивить, свадебный наряд Грейс Келли производит ошеломляющий эффект - как издали, так и вблизи.


В отличие от множества невест королей и принцев, в качестве головного убора Грейс выбрала не тиару с бриллиантами, как можно было бы ожидать, а прелестную «шапочку Джульетты», «джульеттку». Она, сделанная из шелка и кружева, расшитая жемчугом, с уложенным поверх всего этого веночком из флердоранжа , с изящным треугольным мысом спереди, плотно облегала голову, приоткрывая при этом светлые, гладко зачесанные волосы невесты. Это было и красиво, и необычно, и навевало воспоминания о предыдущих эпохах, так что классическая красота Грейс Келли казалась окутанной флером некоей прекрасной старины.

Впрочем, и вполне реальным флером - своей фаты - Грейс тоже была окутана. Будучи разложенной, фата представляла собой круг, приколотый на затылке так, чтобы сзади фата была длинной (там она доходила до пола), а спереди, если накинуть на лицо, короткой, приблизительно до пояса. Она была сделана из тончайшей шелковой сетки, и ее тоже украшали аппликации из кружева. Чтобы не скрывать лицо Грейс, и не заслонять красоту платья, их пустили только по краю фаты. Мотив узоров был цветочным, однако среди цветов скрывались и маленькие птички, символизировавшие влюбленных.


Кружева и жемчуг украшали не только платье, но и туфли-лодочки , и обложку молитвенника. В руках невесты был букет - нет, не из роз или других пышных цветов, а из ландышей. Словом, все было продумано до мельчайших деталей, да и как иначе, учитывая, насколько «звездной» была свадьба?

И на самом деле не так уж важно, сколько стоили старинные кружева, сколько жемчужин было нашито на ткань, сколько часов ушло на шитье. Важно, что в результате возник единый ансамбль, который уже много лет служит образцом самого настоящего свадебного наряда принцессы.

Хотя правильнее будет сказать, княгини.