Суть пенсионной реформы

Для того чтобы дать гражданам правильный совет: отказаться от накопительной части пенсии полностью, чтобы все 6% шли в страховую часть, либо все-таки оставить и инвестировать соответствующие средства через негосударственные пенсионные фонды, – необходимо оценить (причем оценить на протяжении продолжительного периода времени) большое количество переменных факторов, касающихся функционирования финансового рынка (опыт НПФ и управляющей компании, структуру активов, конъюнктуру доходности, инфляцию и т. д.). Напомню, таким правом выбора до 31 декабря 2015 года наших граждан наделила новая пенсионная реформа . Изначально, этот выбор нужно было сделать на год раньше, но в ноябре 2012 года президент РФ Владимир Путин отложил нововведения по причине их дальнейшей проработки. Какой выбор сделать, каждый решает сам, потому что однозначного ответа на этот вопрос, в принципе, нет.

Кроме того, в нашей стране пока еще не принято (либо у людей нет соответствующих материальных возможностей) иметь собственного финансового консультанта. А в данной ситуации это было бы очень полезно.

Как юрист могут высказать только самые общие рекомендации. Если у вас относительно небольшая зарплата, то существенных накоплений вы не сможете сформировать , как не старайтесь, поэтому предпочтительно, чтобы уплачиваемые за вас страховые взносы направлялись на страховую пенсию, финансируемую по солидарному принципу. Это будет осуществляться автоматически, если вы специальным образом не выберите НПФ или УК. Солидарный принцип, кстати, позволяет определенным образом выравнивать размеры пенсий высоко- и низкооплачиваемых работников.

Если же вы молоды, не нуждаетесь в проявлении по отношению к вам механизмов социальной солидарности, готовы рисковать своими доходами на финансовом рынке, имеете высокий и стабильный во времени заработок, то тогда можно и принять решение о формировании пенсионных накоплений.

Много нареканий пенсионной реформы вызывает новый – «балльный» – порядок учета пенсионных прав. Но главная проблема заключается не в применяемых единицах их измерения – в баллах или в рублях. Какая разница, в чем измерять удава – в мартышках, в слонах или в попугаях? Его рост в зависимости от этого не изменится, хоть ему самому и будет казаться, что в попугаях он гораздо длиннее. Принципиально важно, какая закладывается в пенсионную формулу система сохранения пенсионных прав граждан во времени .

В новой формуле, которая начнет применяться с 1 января 2015 года, прямую индексацию пенсионных прав изменили на опосредованную – они будут измеряться не в рублях, а в баллах. Для этого индивидуальные взносы в каждом календарном году соотносят с максимально возможными к уплате в этом же году взносами. В момент назначения пенсии накопленные баллы в целях индексации умножат на их стоимость. Для того чтобы производимые отчисления от зарплаты (страховые взносы) стали полноценными пенсионными правами их надо индексировать на реальный рост заработной платы, который был в течение всего периода формирования пенсионных прав. В действующей формуле так и есть.

А в новой? По логике любой балльной формулы (хоть немецкой, хоть французской), накопленные баллы надо умножать на современное (актуальное) значение того показателя, с которым сопоставлялись индивидуальные взносы. Следовательно, в новой формуле сумму баллов было бы логичным умножать на размер максимально возможных к уплате взносов в году, в котором назначается пенсия. Однако принято иное решение. Стоимость баллов будет рассчитываться «обратным ходом», то есть не от современной зарплаты или суммы предельных взносов, а от поступления денег в Пенсионный фонд России, деленных на общую сумму баллов, заработанных всеми застрахованными лицами. Поэтому среди специалистов новая пенсионная формула получила наименование «трансфертной», учитывая, что решающее значение для стоимости баллов будет иметь объем трансферта, выделенного из федерального бюджета ПФР. Мне не известны аналоги подобного решения в мировой практике, оно подвержено многим рискам, что, безусловно, не может не смущать меня, как специалиста в области пенсионного обеспечения.

Многие очень скептически смотрят на постепенное повышение планки минимального трудового стажа: с пяти нынешних лет – до 15 в будущем. Для объективной профессиональной оценки подобного решения необходимо иметь в виду, что этот вопрос напрямую зависит от применяемой пенсионной формулы (порядка исчисления размера пенсии). В мировой практике используются пенсионные формулы двух типов: «с установленными выплатами» и «с установленными взносами».

В России до 1 января 2002 года применялась формула «с установленными выплатами», в которой учет пенсионных прав застрахованных лиц осуществлялся через фиксацию продолжительности трудового (страхового) стажа и величины заработка, подлежавшего взносообложению. Начиная с 1 января 2002 года и по настоящее время, в России действует пенсионная формула «с установленными взносами». Согласно ей учет пенсионных прав застрахованных лиц осуществляется через фиксацию на индивидуальных лицевых счетах суммы начисленных за работника страховых взносов за весь период его работы. Именно поэтому в странах, применяющих пенсионную формулу «с установленными взносами», к числу которых в настоящее время относится и Россия, пенсионное законодательство либо вообще не содержит специальных требований о минимальном страховом стаже (например, в Швеции), либо предусматривает в таковом качестве самый минимальный норматив, позволяющий провести «водораздел» между правом на трудовую и социальную пенсию (пять лет, как установлено сейчас в России).

Новая пенсионная формула, которая начнет применяться с 1 января 2015 года, также является разновидностью этого типа пенсионных формул, поскольку основана на учете страховых взносов. В связи с этим увеличивать с пяти до 15 лет требования по минимальному страховому стажу, на мой взгляд, не представляется обоснованным .

Более того, следует принять во внимание, что в новой пенсионной формуле установлен иной минимальный ограничитель, который более органично соответствует ее характеру – требование по минимальному числу индивидуальных пенсионных коэффициентов. Поэтому установление еще одного минимального требования в виде увеличенной продолжительности страхового стажа не вызывается какой-либо объективной необходимостью и чрезмерным образом ограничивает права застрахованных лиц.

В условиях продолжения действия пенсионной формулы «с установленными взносами» введение требования минимального стажа 15 лет будет фактически означать изъятие существенного объема пенсионных прав у работающих граждан . Связано это с тем, что за период до достижения 15 лет застрахованные лица, особенно имеющие высокие заработки, вполне способны «накопить» значительный объем индивидуальных пенсионных прав, воспользоваться которым из-за действия нового стажевого «ценза» они не смогут. Таким лицам будет отказано в назначении страховой пенсии, даже несмотря на то, что перечисленная за них сумма страховых взносов в ПФР позволила бы профинансировать выплату им пенсии в размере, не ниже прожиточного минимума пенсионера, в течение всего пенсионного периода.

В качестве минимального «пропуска» в пенсионную систему более логичным представляется установление минимальной суммы страховых взносов, которая должна быть перечислена в ПФР за конкретного работника. Эта сумма должна обеспечить выплату ему пенсии в размере, не ниже прожиточного минимума пенсионера.

В целом же, и действующая, и новая пенсионная формула, как я уже отмечал, – это формулы одного и того же типа – «с установленными взносами». Различаются они только единицами измерения пенсионных прав, о чем мы также уже подробно говорили. Решайте сами, что вам понятнее и что вызывает у вас большее доверие, когда ваши пенсионные права фиксируют в конкретных рублях или в абстрактных баллах. Для меня лично предпочтительнее первый вариант. Я вовсе не идеализирую действующую пенсионную формулу – она имеет существенные недостатки, но переход на новую формулу с 1 января 2015 года, к сожалению, ситуацию не изменит. Именно поэтому я и являюсь последовательным сторонником стажево-заработковой пенсионной формулы (формулы «с установленными выплатами»), которая открыла бы дорогу для принятия принципиально иных решений по обустройству нашей пенсионной системы. Однако это тема для совсем другого разговора.

С 2015 года в РФ создается 2-уровневая система пенсии. Пенсионная реформа рф 2015 включает в себя резерв обязательного пенсионного обеспечения и общенациональный гарантийный фонд.

Что это значит? Пенсионный фонд будет формироваться из нескольких источников: взносов Пенсионного фонда РФ и негосударственных пенсионных фондов. Контролировать все взносы будет Агентство по страхованию вкладов, на которое также возложены вопросы выплаты гарантийного возмещения.

В соответствии реформой пенсионной системы рф 2015 пенсии российским гражданам начнут подсчитываться по новой формуле, принятой во многих странах мира системе.

Пенсию сначала будут определят в баллах, а уже потом - в деньгах. Цену «пенсионного» балла определяет правительство. Пенсионный бал - это индивидуальные коэффициенты, которые отражают величину взносов, перечисленных работодателем, и длительность стажа.

Реформа пенсионной системы 2015 года предполагает введение в действие законов № 400 ФЗ «О страховых пенсиях» и №424 ФЗ «О накопительных пенсиях» от 28.12.13.

Суть реформы ПФР заключается в обеспечении более справедливого денежного обеспечения пенсионеров. До введения пенсионной реформы размер пенсий был примерно одинаков для всех граждан, а в соответствии с реформой пенсий, размер будет значительно отличаться - в зависимости от величины доходов и продолжительности работы.

А проще - чем позже вы выходите на пенсию, тем лучше (пенсия потом будет выше). Ведь за каждый год работы после наступления пенсионного возраста будут начисляться дополнительные баллы.

Кроме того, пенсионная реформа рф 2015 предполагает поэтапное увеличение минимального стажа для трудовой пенсии, в 2015 году он составит 6 лет. В дальнейшем он будет возрастать на 12 мес. каждый год. В 2024 году это будет уже 15 лет.

Обязательным условием для получения этого вида пенсии станет наличие определенного количества «пенсионных» баллов. В 2015 году их минимальное количество будет составлять 6,6; в 2025 году оно возрастет до 30.

Трудовые пенсии по потере кормильца и инвалидности, можно будет получить при наличии любого рабочего стажа, и они также будут начисляться по новой пенсионной формуле. Северные пенсии будут начисляться с надбавками к фиксированной части, при расчете будут использоваться региональные коэффициенты.

Правила предоставления досрочных льготных пенсий для медработников, учителей, сотрудников МВД и других граждан, имеющих право на их получение, в 2015 году не изменятся. Пенсионная реформа рф 2015 будет применяться к тем, кто выходит на пенсию с 2015 года. Величина официальной зарплаты также будет влиять на будущую пенсию.

Кроме этого, большое значение приобретает величина официальной зарплаты. Чем больше взносов перечислит работодатель за сотрудника, тем выше будет его пенсия. То же самое качается и индивидуальных предпринимателей, помимо «фиксированных» взносов они могут вносить дополнительные (на накопительную часть), тем самым увеличив свою будущую пенсию

ФЗ 173 «О трудовых пенсиях» содержит перечень категорий трудящихся, для которых возрастной порог устанавливается в отдельном порядке. Закон о трудовых пенсиях определяет данный вид выплат как компенсацию заработной платы и прочих доходов, возможность получения которых была утрачена наряду с трудоспособностью в таких случаях как старение или инвалидность. В последнем случае выполняется досрочное назначение трудовых пенсий.

В России пенсия гражданина складывается, в соответствии с современными положениями, из двух различных по происхождению частей. Это накопительная часть пенсионного капитала и его страховая часть. Накопительная часть трудовой пенсии представляет собой средства, накопленные пенсионером на специальном счету. При этом страховая составляющая - это сумма гарантированных базовых выплат, а также сбережений, собранных на индивидуальном страховом счету. Базовая часть выплат при этом гарантируется законодательно. При расчёте размера выплат производится исчисление трудового стажа для пенсии.

В декабре 2013 года Государственной Думой были окончательно приняты два федеральных закона, открывающие очередную реформу пенсионного обеспечения российских граждан: «Закон о страховых пенсиях» и «Закон о накопительных пенсиях». В результате, с 1 января 2015 года изменился порядок расчёта пенсий .

История законов о страховых и накопительных пенсиях

С начала возникновения законодательства Российской Федерации, это уже третий закон, регулирующий пенсионное обеспечение. Первый из них, был принят 20 ноября 1990 года, ныне действующий закон о трудовых пенсиях - 17 декабря 2001, а новый закон вступит в силу с 1 января 2015 года.

Фактически, пенсионное законодательство меняется каждые десять лет и это обстоятельство не вселяет оптимизма. Верховный суд определил в 2004 году, что каждый гражданин вправе рассчитывать на то, что при назначении пенсии, каждый период его работы будет оцениваться по законодательству, действующему на период, когда протекала данная работа.
Это уже привело к тому, что в настоящее время пенсия рассчитывается по двум законам: за период до 31 декабря 2001 года, и за период с 1 января 2002 года. А с введением нового закона в расчёт пенсии вводится третья составляющая: за период после 2015 года.

Поэтому рядовому гражданину, выходящему на пенсию, разобраться, из каких же величин, в конечном счете, сложился тот или иной ее размер - очень и очень непросто. И это, безусловно, не вызывает никаких положительных эмоций у пока еще работающих граждан.

Главное в пенсионной реформе 2015 года

Новое наименование «страховая пенсия» отражает принципиально иной подход к пониманию пенсионной выплаты. И хотя закон определяет ее как ежемесячную выплату, компенсирующую утраченный гражданами заработок (так же как и в законе о «трудовых пенсиях»), отдельные положения закона настораживают.

Так, в преамбуле прямо указано, что страховая пенсия предоставляется на основе пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой или иной общественно-полезной деятельности. Рассмотрение такой неоднозначной категории, как «социальная значимость» до сего момента не входило в задачи пенсионного законодательства.

Законом вводится новая формула расчёта размера пенсии, которая непосредственным образом не основана ни на трудовом стаже, ни на размерах заработной платы гражданина. Это индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) и стоимость пенсионного коэффициента (СПК).

Размер первого из них только косвенно зависит от размера заработной платы, но исчисляется он не из средней заработной платы по стране (как это делается сейчас), а соотносится с максимальным размером заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы.

В 2014 году, например, эта величина составляет 52 000 рублей в месяц. Много ли граждан у нас в стране получает такую зарплату? Кроме того, эта величина ежегодно устанавливается (повышается!) Правительством. Так же ежегодно будет устанавливаться и стоимость коэффициента (СПК).

Вывод следует неутешительный в том плане, что работник, за которого уплачиваются взносы своевременно и в полном объеме, не сможет даже приблизительно оценить уровень своего будущего пенсионного обеспечения.

Существенные изменения в новом законе о пенсиях

Существенные изменения внесены в статью закона, определяющую условия назначения пенсий. Требующийся для назначения обязательный стаж работы теперь составляет 15 лет; повышается он постепенно, начиная с 2015 года- 6 лет, с 2016 - 7 лет и так далее, пока не составит величину, равную 15 (2024 год). Кроме условий по возрасту и стажу, введено еще одно дополнительное условие - величина индивидуального пенсионного коэффициента должна составлять не менее 30.

Законом изменяется порядок индексации фиксированного базового размера, устанавливаемого к страховой пенсии. Законом определена дата увеличения с 1 февраля каждого года; с 1 апреля – Правительство только «вправе» дополнительно увеличить это размер.

Вводятся повышающие коэффициенты к размеру страховой части и фиксированного базового размера, отдельно. Они предусмотрены для тех, кто при достижении возраста не обратился за назначением страховой пенсии или отказался от ее получения. Например, при назначении страховой пенсии позднее наступления права на пять лет, она увеличится на 45%. Фиксированный базовый размер будет больше на 36%.

В заключение можно отметить, что тем, кому на дату вступления нового закона в силу, пенсия уже назначена - беспокоиться не следует. При любых обстоятельствах, пенсия им будет выплачиваться в размере, не меньшем, чем прежний. То есть пенсионная реформа 2015 года никак не затронет действующих пенсионеров.

А вот в отношении тех, кто только начинает трудовую деятельность, возникают сомнения в том, что при данных условиях они смогут приобрести право на пенсию в установленном законом возрасте. Впрочем, им тоже не стоит расстраиваться. Скорее всего, через десять лет наступит время для очередной пенсионной реформы.

Навигация по статье

В ходе реформирования системы, на фоне продолжающегося экономического кризиса, стали появляться проблемы с наполнением бюджета и возникла необходимость более глубоких изменений в пенсионном обеспечении, обсуждение которых происходит в настоящее время в Правительстве.

Если предложения Министерства финансов найдут поддержку в правительстве и будут утверждены Президентом, то нас будут ждать кардинальные изменения в пенсионном законодательстве.

Пенсия до 1 января 2015 года

До января 2015 года деятельность пенсионной системы регулировалась ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях». Страховая пенсия до начала реформы носила название трудовой, состояла из двух частей , которые и формировали ее сумму - это страховой и накопительной.

При начислении трудовой пенсии учитывались пенсионные права, которые были приобретены до принятия этого закона, а так же сумма средств, поступавших в ПФР в виде .

  • При расчете страховой части трудовой пенсии применялась формула, в которой пенсионный капитал делился на количество месяцев ожидаемого периода выплаты и к полученному значению прибавлялся базовый размер, сумма которого отличалась в зависимости от категории пенсионера.
  • Накопительная часть рассчитывалась путем деления суммы пенсионных накоплений, находящихся (учтенных) на лицевом или пенсионном счете, на продолжительность ожидаемого периода выплат, исчисляемого в месяцах.

Изменение пенсионной системы в 2015 году

Методика расчета пенсий, применяемая в пенсионных системах многих государств мира, при использовании которой основной расчетной единицей является пенсионный балл , с января 2015 года стала применяться и в России.

С 2015 года были установлены следующие виды страховых пенсий :

  • направить всю сумму перечисленных средств (16%) на страховую пенсию;
  • направить 6% на накопительную, а 10% на страховую.

Расчет пенсий по новой пенсионной формуле

Порядок расчета страховой пенсии устанавливается требованиями статьи 15 ФЗ от 28.12.2013 N 400 « О страховых пенсиях«.

Новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии выглядит так:

СП = ИПК x СПК + ФВ,

  • СП - итоговый размер страховой пенсии;
  • ИПК - сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов);
  • СПК - стоимость одного балла в текущем году;
  • ФВ - фиксированная выплата.

Фиксированная выплата устанавливается в твердом размере и индексируется на коэффициент, устанавливаемый постановлением Правительства ежегодно. Для некоторых категорий пенсионеров применяются повышающие коэффициенты к ФВ. С учетом , произведенной в 2018 году, ее размер равен 4982 рублей 90 копеек.

Страховая пенсия представляет собой произведение ИПК на его стоимость, которая также устанавливается Правительством РФ ежегодно. Установленная стоимость индивидуального пенсионного коэффициента в 2018 году составляет 81 рублей 49 копеек .

Введение в новую пенсионную формулу ИПК, по сути своей, является новым условием, которое обязывает будущих пенсионеров не просто иметь определенный , но и обеспечить отчисления в Пенсионный фонд.

Использование пенсионного коэффициента при расчете пенсий позволит повысить заинтересованность работника в своевременности и полноте уплаты, определенных законом пенсионных взносов в бюджет Фонда, а также будет способствовать переводу доходов трудоспособного населения из «серой» экономической зоны в законную.

Начиная с 2015 года, пенсионный коэффициент определяется за каждый отработанный год . Чтобы определить годовой ПК, сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет застрахованного лица, делится на максимальный годовой размер взносов.

Стоимость пенсионного коэффициента в 2018 году

Ежегодно постановлением Правительства определяется стоимость ПК на очередной плановый период. В 2017 году она составила в 78,58 рублей, на текущий год она была установлена в размере 81 рубль 49 копеек .

Увеличение стоимости ПК происходит дважды в год .

  • Первое увеличение проводится 1 февраля в зависимости от инфляционных процессов в экономике.
  • Второе происходит 1 апреля каждого года и зависит от наполняемости бюджета ПФР за счет взносов, перечисленных страхователями и поступлений из государственного бюджета.

Методика, по которой определяется стоимость одного ПК, установлена Правительством РФ. В 2016 году, исходя из сложного финансового положения, вызванного экономическим кризисом, апрельского повышения не проводилось . В соответствии со статьей 5 ФЗ №385 от 29.12.2015 года, который приостанавливает действие отдельных нормативных актов, корректировка стоимости ПК должна быть проведена во втором полугодии с учетом экономического положения и финансовых возможностей бюджета, сложившихся по итогам первого полугодия.

Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

При определении ИПК в страховой стаж засчитываются и, так называемые, «нестраховые периоды» деятельности граждан. К таким периодам, согласно требований статьи 11 Закона № 173 от 17. 12. 2001 года в редакции от 28.12.2013 и с изменениями от 19.11.2015 года относятся периоды деятельности , связанные с:

  • прохождением военной или приравненной к ней службы;
  • временной нетрудоспособностью;
  • уходом за ребенком до полутора лет;
  • получением пособия по безработице, участием в общественных работах или переселением, переездом по направлению службы занятости;
  • нахождением под стражей по необоснованному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уходом за ребенком-инвалидом, престарелым (достигшим возраста 80 лет) и инвалидом 1-й группы;
  • проживанием вместе с супругом в местностях, в которых невозможно трудоустройство, во время прохождения им военной службы по контракту, но не более 5 лет;
  • проживанием за границей супругов работников дипломатических, торговых и иных представительствах при международных организациях, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.04.2014 года № 284 .

Проблемы реформирования пенсионной системы РФ

В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на в НПФ. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета.

В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383 , Правительством было принято решение о продлении до конца 2016-го года.

Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2020 года.

Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь пойдут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий , что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

Проект новой пенсионной реформы

В связи с углубляющимся экономическим кризисом в российской экономике, становится очевидным неэффективность действующей пенсионной системы, а реформы, начатые в 2015 году, не приносят ожидаемого результата. В Правительстве идет обсуждение предложений экономического блока, касающихся дальнейшего реформирования пенсионной системы .

В России, в настоящее время, количество пенсионеров составляет около 30% населения и на фоне разрушительных тенденций в экономике и росте безработицы, повышение пенсионного возраста становится неизбежностью.

  • С 1 января 2017 года будет ежегодно на 6 месяцев повышаться возраст выхода на пенсию для , пока не достигнет 65 лет. Несколько позже такая мера ожидает и всех остальных граждан Российской Федерации.
  • Идет обсуждение дальнейшего сокращения индексаций пенсий, а для ее отмены, если не полного, то хотя бы ФВ.
  • С 2017 года функции по сбору пенсионных отчислений переданы в ведение Федеральной налоговой службы и установления единого тарифа социального страхования с отменой максимального размера страховой базы.
  • , на формирование которой, в течение пяти лет установлен мораторий, предлагается формировать, путем прямого перечисления взносов на накопительные счета управляющих компаний и НПФ, минуя ПФР.

Заключение

Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда .

Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался , установленного в регионе проживания.

В нынешних условиях, становится очевидно, что реформы не приносят ожидаемого результата и Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы . Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.

С 1 января 2015 г. в России будет дан официальный старт новому этапу пенсионной реформы, дискуссии по поводу которой идут уже много лет. Прежние нормы окончательно уходят в прошлое, уступая место новому документу – Закону №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в результате чего пенсионное обеспечение переводится на принципиально иные положения. Власть имущие утверждают, что все гарантии нынешним и будущим пенсионерам сохраняются в полном объёме. Но мы по привычке относимся к обещаниям настороженно. Чтобы окончательно развеять сомнения, «АН» предлагают подробный обзор грядущих пенсионных новшеств.

Как неоднократно писали «Аргументы недели», главным новшеством реформы становится переход на принципиально новые правила оценки пенсионных прав. Теперь ключевым показателем становится индивидуальный пенсионный балл. Он представляет собой соотношение взносов, уплаченных за гражданина в течение года, с максимально возможным размером этих взносов (16% от 733 тыс. рублей – таков в 2015 г. предельный размер годовой взносооблагаемой зарплаты). Для удобства подсчётов полученная цифра будет умножаться на 10. Максимум, который можно будет заработать, составит 10 баллов в год – таким образом, в самом выгодном положении окажутся те, кто получает высокую «белую» зарплату. Для определения размера пенсии количество баллов умножат на стоимость одного, которая будет ежегодно определяться правительством. В 2015 г. она составит 64,1 рубля.

Отметим, что система баллов «расцветёт во всей красе» лишь к 2024 году. К этому моменту обязательным условием для выхода на пенсию станет наличие минимум 30 баллов, 15 лет трудового стажа, а также достижение пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 – для мужчин). Время с 2015 по 2024 год объявлено переходным периодом, в течение которого «балльная» и стажевая планки будут ниже. Так, необходимый стаж, который сейчас составляет 5 лет, каждый год будет увеличиваться на 12 месяцев, а число баллов «стартует» с цифры 6,6 в 2015 году и тоже будет постепенно расти. Отметим, что тем, кому на момент достижения пенсионного возраста стажа или баллов по каким-то причинам не хватит, может быть назначена социальная пенсия, размер которой в конце этого года составлял 6,9 тыс. рублей.

Не отобрали

Новый закон сохраняет так называемые нестраховые периоды, которые в любом случае учитываются при расчёте пенсии. В страховой стаж по-прежнему включается пребывание на больничном, отпуск по уходу за ребёнком в возрасте до полутора лет (при этом при наличии нескольких детей продолжительность таких включённых в стаж отпусков может составить шесть лет в общей сложности), период ухода за инвалидом I группы или ребёнком-инвалидом, за пожилым человеком старше 80 лет. Также считается время получения пособия по безработице и переезда для трудоустройства в другую местность по направлению службы занятости. Засчитывается в стаж срочная служба в армии, а для жён военнослужащих-контрактников – период проживания по месту службы супруга без возможности трудоустройства (но не более пяти лет).

Для каждого нестрахового периода определена стоимость в баллах. Год армейской службы и уход за нетрудоспособным лицом оценены в 1,8 балла. Периоды ухода за ребёнком в возрасте до полутора лет оцениваются в зависимости от того, какой по счёту отпрыск родился в семье. Так, за первого ребёнка полагается 1,8 балла в год, за второго – 3,6, за третьего – 5,4. Отметим: несмотря на то что мама может провести в отпуске по уходу за детьми 6 лет без ущерба для стажа, баллами ей оплатят максимум 4,5 года.

Несмотря на бурные дискуссии, удержались в новом документе и возможности выхода на пенсию раньше общеустановленного возраста. По-прежнему сохраняются досрочные пенсии для тех, кто трудился на вредном производстве, пенсии по выслуге лет для работников бюджетной сферы, а также все права «северян» («АН» подробно писали об этом в материале «Северное право» в №46 за 2014 год). Все правила на этот счёт остаются прежними.

Как повлияет?

Перевод пенсионных прав в баллы коснётся всех без исключения – и тех, кто уже сейчас получает пенсию, и граждан, которым уход на заслуженный отдых предстоит в ближайшие годы, и выпускников вузов, которые совсем недавно устроились на работу. Тем не менее для каждой категории граждан этот перевод будет иметь разное значение. Например, нынешние неработающие пенсионеры никаких перемен почти не ощутят: их реформа затронет исключительно «технической» стороной. Из размера нынешней пенсии вычтут фиксированный базовый размер (около 3,9 тыс. рублей), а остаток поделят на стоимость одного балла (64 рубля). Переоценка их пенсионных прав в баллах необходима исключительно для удобства администрирования выплат. Разработчики реформы уверяют, что размеры пенсий останутся на прежнем уровне и уменьшены не будут. Обращаться в Пенсионный фонд для «балльного» пересчёта не потребуется – он произойдёт в автоматическом режиме.

Немного иначе обстоит дело в отношении работающих пенсионеров.Им не только переведут в баллы нынешние пенсионные права, но и будут вести в них ежегодный перерасчёт пенсии, который сохранится и после реформы. Он, как и прежде, будет происходить в августе в беззаявительном порядке. Чтобы рассчитать прибавку, сумму полученных за гражданина пенсионных взносов переведут в баллы и умножат на «цену» одного балла в текущем году. Правда, сколь угодно высокой эта прибавка быть не может. Власть установила ограничения, зависящие от того, формирует ли гражданин накопительную пенсию (об этом будет подробно рассказано ниже). Если формирует, для расчёта прибавки учтут не более 1,8 балла, если не формирует – не более трёх.

Определённые изменения коснутся и граждан, которым предстоит выйти на пенсию в ближайшие годы и у которых львиная доля пенсионных прав окажется сформированной в дореформенное время, то есть до 1 января 2015 года. Для них пенсионные права, заработанные до старта реформы, будут оцениваться по нормам закона №173-ФЗ (то есть с применением всех старых принципов: учётом заработка за выбранные пять лет до 2001 года, а также суммы взносов, уплаченных в 2002–2014 годах). Получившуюся цифру, уже без участия потенциального пенсионера, переконвертируют в баллы, которые прибавятся к тем, что будут заработаны после 1 января 2015 года. Позиция авторов реформы аналогична той, что описана выше: конвертация будет чисто технической, к ущемлению прав пенсионеров не приведёт, и в большинстве случаев пол

учившееся количество «дореформенных» баллов обеспечит ровно такой же размер выплаты, что выходил бы по прежним правилам. Правда, реформа затронет эту категорию в том смысле, что для выхода на пенсию уже понадобится не 5, а от 6 до 15 лет трудового стажа.

Те, кого пенсионная реформа затронет в полной мере, на сегодняшний день только-только заканчивают вузы и учатся в школе. Планирующим впервые отправиться на работу в 2015 году и позже пенсионный капитал за каждый год сразу начнут считать в баллах. Минимальный стаж для выхода на пенсию в любом случае составит 15 лет.

Заметки на полях

Прожиточный минимум пенсионера в 2014 г. в среднем по России составил 6354 рубля. При этом заметны колебания размера выплаты по регионам. Например, в традиционно самом «богатом» Чукотском автономном округе планка установлена на уровне в 14 тыс. рублей, самой нищей оказалась Тамбовская область (чуть боле 4 тыс. рублей). В Москве прожиточный минимум пенсионера равен 8,5 тыс. рублей. При этом средний размер трудовой пенсии по старости в 2014 г., согласно сообщениям Пенсионного фонда, составил 7,5 тыс. рублей.

Гарантируется всем

Ключевым положением, перекочевавшим из Закона №173‑ФЗ в новое пенсионное законодательство, стало положение о фиксированной выплате к страховой пенсии. Данная выплата представляет собой аналог базовой части пенсии и формируется почти по тем же самым правилам: размер устанавливается правительством РФ на общегосударственном уровне, сумма ежегодно индексируется (1 февраля). В 2015 г. фиксированная выплата составит 3935 рублей в месяц.

Отметим, что по новому закону размер фиксированной выплаты может меняться в зависимости от времени выхода на пенсию. Если гражданин обратится за пенсией позже установленного срока, выплата будет умножена на специальный коэффициент. Выгода может оказаться вполне ощутимой: например, за максимальное время отсрочки (10 лет) предусмотрено двукратное увеличение. Правда, необходимо отметить, что в отсрочку будут засчитываться только месяцы после января 2015 года. Например, если гражданин не обращался за пенсией 10 лет и пришёл за ней в марте 2015-го, его отсрочка будет считаться равной двум месяцам (п. 5 ст. 16 Закона).

Некоторым категориям граждан фиксированная выплата изначально будет назначаться в увеличенном размере. Например, на двукратное увеличение смогут рассчитывать инвалиды I группы и граждане, достигшие 80-летнего возраста. Прибавку в 50% получат «северяне» с календарным стажем в 20 и 25 лет (для мужчин и женщин соответственно), из которых 15 отработано в районах Крайнего Севера. Если речь идёт о приравненных к нему местностях, «специальный» стаж должен составить 20 лет, а прибавка будет равна 30%. Если при этом также имеется инвалидность, достижение возраста 80 лет либо нетрудоспособные граждане на иждивении, выплата вырастет ещё на 25% или 15% в зависимости от местности – непосредственно «северной» или приравненной. Кроме того, всем проживающим на таких территориях, но не имеющим северного стажа фиксированная выплата будет умножаться на районный коэффициент. Отметим, что в этом случае повышенный размер будет сохраняться только на период проживания в данной местности. Кроме того, при наличии двух оснований (и северного стажа, и факта проживания) пенсионеру придётся выбирать основание для повышения. «Подрастить» пенсию по двум основаниям сразу не получится.

Помимо описанной выше страховой пенсии по старости закон предусматривает ещё два вида выплат: пенсию по инвалидности и пенсию по потере кормильца. Условия их назначения и выплаты в 2015 г. не изменятся и останутся теми же, что и раньше. Например, для получения страховой пенсии по инвалидности достаточно будет любой продолжительности стажа (хоть один день). Если стажа не было вовсе, будет назначена социальная пенсия по инвалидности. Фиксированная часть страховой пенсии при этом также выплачивается и может быть увеличена по перечисленным выше основаниям.

Исторический аргумент

В Российской империи понятие «пенсия» впервые появилось применительно к военнослужащим и на гражданских лиц не распространялось на протяжении более ста лет. Так, при Петре I впервые начали выплачивать семьям погибших моряков, оставивших службу. Традицию продолжила Екатерина II, при которой выплаты высшему офицерскому составу достигли солидных сумм. Позже, при Александре I, пенсии стали получать офицеры – инвалиды по ранению, прослужившие более 20 лет. «Гражданские» пенсии впервые появились в 1827 году, когда вышел Пенсионный устав – первый в России документ, регламентирующий подобные вопросы. Вначале получать выплаты могли только обладатели классных чинов при наличии 25 лет выслуги, но перечень тех, кому полагается пенсия, неуклонно расширялся, и к моменту Октябрьской революции на казённые выплаты могли рассчитывать практически все работники казённых предприятий и учреждений (словом, те, кого сегодня называют бюджетниками).

После прихода к власти большевиков в России на некоторое время наступила «пенсионная пауза», которая, впрочем, продолжалась недолго: вскоре казённые выплаты начали медленно возобновляться. Примечательно, что новая власть исторически повторила путь царской России, в первую очередь взяв курс на обеспечение бывших военных. Сначала, в 1918 году, выплаты появились у инвалидов Красной армии. Позже, в 1923 году, пенсии установили «старым большевикам», через 5 лет – работникам текстильных и горнорудных предприятий. С 1937 г. регулярную пенсию начали получать все городские жители – правда, размеры этих пенсий были чисто символическими – около 25% среднего заработка.

Система пенсионного обеспечения, которая практически в неизменном виде просуществовала до конца советской эпохи, сложилась в СССР примерно в период хрущёвской «оттепели». В частности, появились общая для всех планка пенсионного возраста (55 лет для женщин, 60 –для мужчин), размер общеобязательного стажа (25 лет для мужчин, 20 для женщин) и единый принцип расчёта пенсии, которая составляла 50% среднего заработка за последние 2 или любые 5 лет трудовой деятельности.

Накопления – отдельно!

Новый закон ставит точку в многолетнем споре о судьбе накопительной пенсионной системы в РФ. С принятием нового закона власть вывела накопительные пенсии в отдельный независимый вид.Таким образом, зоной «казённой ответственности» остаётся лишь страховая пенсия, тогда как наличие накопительной становится личным делом каждого.

Отметим, что сумма отчислений работодателя в Пенсионный фонд не меняется и в 2015 г. по-прежнему будет составлять 22% от оклада работника. Из этой суммы 6% в любом случае будет забирать себе ПФР, так как эти средства пойдут на формирование фиксированной выплаты (аналога базовой части пенсии, который будет выплачиваться всем без исключения). В отношении оставшихся 16% гражданам предоставлена определённая свобода маневра. Самый простой путь – полностью направить деньги в ПФР, т.е. на формирование «казённой» страховой пенсии. Для этого достаточно… просто ничего не делать. Данный путь с 1 января 2015 г. будет выбран по умолчанию для всех граждан, которые не заявляли о желании формировать накопительную пенсию. Второй вариант – отдавать в казённую копилку только 10%, а оставшиеся 6% отправлять на персонифицированный счёт в негосударственном или «казённом» фонде, тем самым обеспечив себя «пенсией №2» в дополнение к страховой. Здесь «ничегонеделанием» уже не обойтись.

Кардинальное отличие от нынешнего порядка заключается в том, что сегодня у граждан моложе 1967 года рождения 6% отправляются на «накопительный» счёт автоматически – либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд (НПФ),либо по умолчанию во Внешэкономбанк, который «рулит» накопительными взносами от имени государства. С 1 января 2015 г., как уже говорилось, «автоматика отключится»:все 16% начнут уходить в ПФР на формирование страховой части. Чтобы сохранить накопительную пенсию, необходимо обратиться в Пенсионный фонд и выбрать НПФ или государственную компанию, где её формирование продолжится.

Отметим, что средства, которые находятся на накопительных счетах граждан к настоящему моменту, представляют собой уже сложившуюся накопительную пенсию – правда, за вычетом накоплений за 2013 и 2014 годы.Они якобы «временно» были переданы Пенсионному фонду на текущие выплаты (гражданам при этом пообещали, что изъятые деньги переведутся в баллы и учтутся при расчёте страховой части пенсии). Дальше накопительная пенсия будет расти за счёт взносов (если они будут) и результатов инвестирования, которые будут осуществлять фонды. Условия для возникновения права на получение пенсии почти аналогичны страховой системе: необходимы достижение пенсионного возраста и стаж от 6 (в 2015-м) до 15 (в 2024-м) лет. Размер ежемесячной «накопительной» выплаты рассчитают, разделив скопившуюся сумму на 228 (ожидаемый период выплат в месяцах). Если гражданин придёт за накопительной пенсией позже общеустановленного возраста, ожидаемый период уменьшится на время отсрочки. Кроме того, если накопления будут небольшими и ежемесячная накопительная пенсия составит менее 5% от страховой, всю сумму можно будет получить единовременно. Также это право имеют получатели пенсий по инвалидности и потере кормильца.

Надежда Сунгурова