Стратегии и техники работы с семейными мифами. Мифы супружеской жизни

Феномен, представляющий собой искаженные, несоответствующие реальности представления членов семьи о себе, друг друге и о семье в целом. Внутри этой семьи они согласованы на подсознательном уровне, не подвергаются сомнению и позволяют каждому её члену выстраивать собственную психологическую защиту с окружающими людьми и внутри семьи. Семейный миф, таким образом, - это своеобразный групповой защитный механизм, способствующий поддержанию целостности семейной системы. В его основе лежат неосознаваемые эмоции: вина, эмоциональное отвержение, страх перед ответственностью выступать в определенной семейной роли.

Синонимы понятия:

  • неадекватный «образ семьи» или «образ „Мы“»;
  • «наивно-психологические теории»;
  • «семейная культурная концепция»
  • неконструктивные стереотипы межличностного взаимодействия внутри семьи;

Формула семейного мифа: «Мы - это …». Он, как правило, звучит привлекательно:

«Мы дружная семья», «Мы все равны», «Мы герои»

Однако за таким «правильным» звучанием чаще всего скрывается конкретная проблема. Проблемная сторона идеализируется и становится центром данного мифа. Члены семьи находятся внутри него, живут по его правилам и видят реальность в категориях мифа.

Иногда это бывает необходимым и тогда миф выполняет конкретные функции. Например, семейный миф «Мы - дружная семья» функционален в трудных или опасных условиях жизни; людям кажется, что они могут выжить только вместе, а в единстве - их сила. Миф становится дисфункциональным, когда уже не требуется такого объединения.

В таком случае и семейные отношения, основанные на нем, считаются дисфункциональными.

Изучение феномена

Мысль о том, что человеческая жизнь следует образцам, известным по мифам, легендам и сказкам, была высказана Джозефом Кэмпбеллом. Он основывает свои психологические размышления на трудах Юнга и Фрейда . В целом, именно Юнг побудил думать о мифах и сказках, его самая известная мысль - связь между архетипами и личностью.

Термин же первоначально был предложен Антонио Феррейрой для обозначения определенных защитных механизмов, поддерживающих единства в дисфункциональных семьях. Он считал, что семейный миф - это определенный набор ролей, которые распределяются между всеми членами семьи. Позже его исследования были продолжены работами Джона Бинг-Холла. Оба психиатра сводили семейную терапию к разрушению того мифа, который уже дал трещину, и построению нового.

Рональд Лэйнг использовал понятие «замаскированной коммуникации» или мистификации для описания тех же явлений, что и Феррейра. В своих работах он говорил об особых способах коммуникации, при которых внутрисемейные конфликты сводятся к маскировке и затушевыванию для сохранения видимости нормальных взаимоотношений в семье.

Эрик Берн в своей книге «Игры, в которые играют люди» косвенно рассматривал те же явления, называя семейные мифы иллюзиями, сравнивая их с неформальными, скрытыми кодексами, специфичными для каждой семьи. В своем исследовании он описал примеры использования коммуникационного процесса (злоупотребления им) разными членами семьи для своих целей (зачастую скрываемых даже от себя).

В рамках системного подхода к семье семейной миф рассматривался в неразрывном единстве с семейными правилами, семейными ролями, семейными секретами, семейными ритуалами. Среди первых приверженцев такого подхода его описала «Миланская группа» - итальянские системные семейные психотерапевты Мара Сельвини Палаццоли, Джулиана Пратта, Джанфранко Чеккин и Луиджи Босколо. В своей книге «Парадокс и контрпарадокс» они рассказали о происхождение и развитие мифа: «Один за всех и все за одного», используя пример из своей практики.

В России в частности вопросом семейных мифов занималась Т. М. Мишина. Для описания проблемы она впервые ввела и использовала понятие «образ семьи», или «образ „Мы“», имея в виду целостное семейное самосознание. Адекватный образ «Мы» отвечал за стиль жизни здоровой семьи, а неадекватный - символизировал взаимоотношения в дисфункциональных семьях, создавая семейный миф.

Возникновение семейных мифов

Семейный миф, как правило, формируется не в первом поколении, а приблизительно в течение трех. Серьезную роль в этом играют: среда (та, в которой жил и воспитывался каждый член семьи, то есть в которой жили еще дедушки и бабушки, и та, в которой они находятся сейчас); кем были их родители; какие ценности они прививали каждому из них; какой образ семьи получился в результате.

Пример: Любой народ, переживший геноцид или очень серьезный кризис, считает, что выжить можно только вместе - миф о дружной семье (именно поэтому кстати он очень популярен, в частности в России). В странах же, где 200 лет не было никакой войны, этот миф сходит на нет, там не наблюдается сильной связи поколений.

Главные источники формирования образа семьи - совместная деятельность и внутрисемейное общение. В случае гармоничного развития семьи формируется адекватный образ «Мы» и создание семейных мифов не требуется. В случае возникновения дисфункции семьи и нарушений межличностной коммуникации между её членами формируется неадекватный образ «Мы». Тогда для поддержания иллюзии существующего в семье мира и согласия формируются семейные мифы.. Они необходимы тогда, когда границы семьи находятся под угрозой.

Выделяется несколько защитных механизмов , используемых семьей при создании семейных мифов:

  • проекция - проецирование на социальное окружение потребностей, мотивов, влечений, отвергаемых в себе;

Пример: Миф «Мы чистые, идеальные люди», следовательно остальных можно считать «грязными» и «распущенными». Такая позиция ведет к формированию, так называемых, «семей-крепостей».

расщепление - культивирование в партнере качеств отвергаемых в себе;Пример: Жена, подавляющая в себе агрессию, во время конфликта перекладывает её на мужа. Отсюда возникает миф о «жене-мученице». Сочетание различных описанных выше защитных механизмов и создает все разнообразие мифов. Из каждого же мифа вытекают свои правила.

Примеры семейных мифов

Миф «Один за всех и все за одного» или «Мы - дружная семья»

В такой семье не может быть открытых конфликтов, и уж тем более при детях, они маскируются. Сор из избы не выносится никогда. Отношения не выясняются. В дружной семье принято чувствовать только любовь, нежность, умиление, жалость и благодарность. Остальные чувства - обида, гнев, разочарование и т. д. - игнорируются или вытесняются, как неприемлемые. Поскольку брак основан на взаимной договоренности не замечать несоответствий, супруги возмущаются, если им указывают на них. Проблемы начинаются в тех случаях, когда кто-то из семьи оказывается неспособным игнорировать свои нормальные и неизбежные отрицательные чувства к родственникам. Он начинает чувствовать угрызения совести за то, что не выполняет «правил семейного мифа», начинает считать себя ненормальным, неадекватным и становится, так называемым, «идентифицированным пациентом». Выражается это типичными проблемами: тревожно-депрессивными расстройствами, агрессивным поведением, анорексией.

Миф «Мы - герои»

Он задает определенный стандарт чувствования и миропонимания. Настоящие «герои» существуют только в высоком жанре трагедии, и им подобает испытывать очень сильные чувства: не любовь, а роковая страсть, не печаль, а невыносимое горе. Семья, которая живет по правилам такого мифа, зачастую хранит рассказы о героических поступках предков: там встречаются старые большевики, партизаны, люди, пережившие голод, подвергавшиеся репрессиям, вырастившие детей в тяжелых условиях - иначе говоря, люди, преодолевшие серьезные препятствия и добившиеся результатов. Для членов этой семьи необходимы трудности и их преодоление, они за все должны биться. Переживание такого преодоления - их специальное чувство. В таких семьях часто говорят, что им в жизни никогда ничего не достается легко. Они могут годами быть в ссоре, не разговаривать, не прощать и гордится этим как проявлением принципиальности и стойкости. Ребенка в семье «героев» воспитывают строго, в качестве наказания лишают удовольствий, нередко бьют.

Миф о «выживальщиках»

Это частный случай героического мифа. Пока жизнь является по-настоящему трудной, навыки выживания не составляют основы мифа, а становятся необходимостью. Когда же эта необходимость исчезает, а люди, не зная, что делать в новых условиях, хотят жить по-старому, возникает миф о «выживальщиках». Главный его признак - это развитие депрессии у кого-нибудь из членов семьи на пике успеха, так как его мечта, как «выживальщика», - «вот бы все потерять и начать сначала». Но из-за страха неудачи, нехватки сил на успешную вторую попытку заставляет его вопреки мечте сохранять бизнес, не рисковать, но самому жить мучительной жизнью героя. Этого он достигает с помощью семьи. Постоянные семейные конфликты, ссоры, придирки добавляют необходимые для существования «выживальщика» трудности и мучения.

Миф о спасателях

«Что бы мы делали без него» - в семье обязательно должен быть некий человек, который держит всю семь. «Спасатель» может быть в моральной ипостаси, в физической или в той и другой вместе. Но чтобы всем помогать, необходимо, чтобы были те, кого спасать, иначе как «спасатель» почувствует себя «спасателем». Так, моральный «спасатель» нуждается в грешниках, соответственно его семья должна состоять из людей, которые часто делают что-то плохое: пьют, воруют, гуляют, попадают в скверные истории. «Спасатель» выручает, грешники благодарят, обещают исправиться и… снова грешат. Физический «спасатель» выхаживает, лечит, кормит, приносит продукты и т. п. Поэтому его семья состоит из больных, беспомощных, калек. Яркий пример такого мифа - семья алкоголиков.

Русские мифы

Основные представления как о мире, так и о семье заложены в сознании человека в виде архетипов и отражены национальном фольклоре. В дальнейшем они преобразовываются в семейные мифы. Так, на основе русского фольклора исследователями было выделено шесть типов семейных мифов:

  • миф «о вечной любви»;
  • миф «о волшебной силе любви»;
  • миф «абсолютизации семейных ситуаций»;
  • миф «о злых силах, атакующих семью»;
  • миф «о необходимости жертвы ради семьи»;
  • миф «о постоянстве семейного благополучия».

Психологи, работающие с семейными проблемами, отмечали выделенные типы семейных мифов в своей клинической практике.

Литература

  • Пегги Пэпп. Семейная терапия и её парадоксы. М, Независимая фирма «Класс», 1998
  • Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999
  • Сатир В. Как строить себя и свою семью. М., 1992

СЕМЕЙНЫЕ МИФЫ

Термин, предложенный Феррейрой (Ferreira A. J., 1966), означает определенные защитные механизмы, используемые для поддержания единства в дисфункциональных семьях.
Синонимами С. м. являются понятия «верования», «убеждения», «семейное кредо», «ролевые экспектации», «согласованная защита», «образ семьи, или образ "Мы"», «наивная семейная психология» и др. (Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1999).
С. м. исследуются клиническим и экспериментально-психологическим методами в рамках психоаналитического понимания защитных механизмов, теории ролевого взаимодействия, когнитивной психологии и когнитивно-поведенческой психотерапии. Т. М. Мишина (1983) первой ввела понятие «образ семьи, или образ "Мы"», под которым имела в виду целостное, интегрированное образование - семейное самосознание. Одной из наиболее важных функций семейного самосознания является целостная регуляция поведения семьи, согласование позиций отдельных ее членов. Адекватный образ «Мы» определяет стиль жизни семьи, в частности супружеские отношения, характер и правила индивидуального и группового поведения. Неадекватный образ «Мы» - это согласованные селективные представления о характере взаимоотношений в дисфункциональных семьях, создающие для каждого члена семьи и семьи в целом наблюдаемый публичный образ - С. м. Цель такого мифа - закамуфлировать те неудовлетворенные потребности, конфликты, которые имеются у членов семьи, и согласовать некие идеализированные представления друг о друге. Для гармоничных семей характерен согласованный образ «Мы», для дисфункциональных - С. м.
Под С. м. многие авторы понимают определенное неосознаваемое взаимное соглашение между членами семьи, функция которого состоит в том, чтобы препятствовать осознанию отвергаемых образов (представлений) о семье в целом и о каждом ее члене. Выделяются такие мифы, как «проекция», «отказ», «расщепление», некоторые когнитивные селективные сценарии, описанные в «наивной семейной психологии», определенного содержания С. м., которые особенно часто встречаются в дисфункциональных семьях современной России (Мишина Т. М., 1983; Эйдемиллер Э. Г., 1994). Механизм психологической защиты - «расщепление» выступает в 2 формах. Первая встречается, когда супруги имеют сходные личностные проблемы. При этом «отвергаемые стороны» представлений о себе каждого из супругов проецируются ими за пределы семьи и солидарно не принимаются обоими супругами. Например, супруги с вытесняемыми сексуальными импульсами, испытывающие неосознаваемое беспокойство в связи со своими сексуальными потребностями, склонны создавать миф «мы чистые, идеальные люди», а других людей считать грязными, распущенными и распространять эту оценку на моральные устои всего общества. При второй форме расщепления речь идет о ситуации, когда один из супругов ищет в другом те качества индивида, которые бессознательно воспринимаются им как символ подавленных аспектов собственной личности. Суть взаимного запретного соглашения состоит в том, что каждый из партнеров неосознанно поддерживает в своем супруге проявление тех качеств, которые он как бы не признает в себе. Из-за этого вместо гармоничного согласия, в частности по вопросам сексуальной приемлемости, у одного из партнеров возникает стремление поощрять другого партнера на те формы поведения, которые он сам боится реализовать. В этой ситуации поиск путей к удовлетворению своих сексуальных потребностей сопровождается переживанием неуверенности, тревоги и вины.
Когнитивные аспекты восприятия членами семьи, создание согласованных представлений о семейном функционировании, базирующихся на когнитивных семейных сценариях, с помощью которых поддерживается семейное единство, рассматриваются в рамках когнитивной психологии и когнитивно-поведенческой психотерапии (Ellis A., 1977, 1981, и др.). Когнитивные семейные ситуации - довольно долго существующий, динамичный и резистентный к интерференции образец деятельности или реагирования у лиц в определенном семейном контексте. Он развивается сам благодаря дифференциации и интеграции уже имеющихся элементов (установок, предписаний и убеждений, эмоционально-поведенческих реакций и др.) и может быть актуализирован по потребности при меняющемся характере взаимодействий двух индивидов, личности и требований, семьи и среды.
По Э. Г. Эйдемиллеру (1995), наиболее частыми в дисфункциональных семьях являются следующие С. м.: «Мы такая отличная семья, но другим не дано этого понять», «Он такой поганец (о своем ребенке), что не стоит нашей заботы», «Он очень чувствительный (ребенок, больной член семьи) и требует особого отношения; мы живем для него». Подобные С. м., предъявляемые окружающим (учителям, знакомым, психотерапевту), предполагают и определенную структуру семейных ролей: «семья с кумиром», «семья с больным членом», «козел отпущения» и др. В основе этих мифов лежат неосознаваемые эмоции, определенным образом соединяющие членов семьи: вина, эмоциональное отвержение, страх перед ответственностью выступать в определенной семейной роли. Адекватный образ «Мы» способствует целостной регуляции поведения членов (элементов) в динамичной системе семейного контекста, а неадекватный принимает форму С. м., способствующую поддержанию дисфункциональных отношений в семье, в результате чего потребности ее членов в росте и изменении, в самоактуализации и кооперации оказываются неудовлетворенными, а семья в целом ригидно воспроизводит свой прошлый опыт, мало учитывая изменения в большой системе - обществе.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "СЕМЕЙНЫЕ МИФЫ" в других словарях:

    Одна из первых в истории попыток изучения С. к. была предпринята Рубеном Хиллом, исследовавшим воздействие стресса, связанного с разделением и воссоединением семей в результате Второй мировой войны. Хилл вывел формулу кризиса «АВС Х» и описал… … Психологическая энциклопедия

    Мифы семейные - (греч. mythos – сказание, предание) – в психоанализе общее название защитных механизмов, используемых членами дисфункциональных семей для поддержания иллюзии существующего в них мира и согласия … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    В архаическом фольклоре различение между мифом и сказкой (С.) трудноустановимо. Выделяемые самими носителями традиции две формы повествования [пыныл и лымныл у чукчей, хвенохо и хехо у фон (Бенин), лилиу и кукванебу у киривна в Меланезии и т. п.] … Энциклопедия мифологии

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    ДРЕВНИЙ РИМ - Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… … Православная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Галилео. Галилео Жанр научно популярная развлекательная программа Режиссёр(ы) Кирилл Гаврилов, Елена Калиберда Редактор(ы) Дмитрий Самородов Производство Телеформат (… Википедия

    мифология индейских племён и народов Латинской Америки - мифология индейских племён и народов Латинской Америки, совокупность мифологических представлений индейцев на территории Латинской Америки. Некоторые мифологические сюжеты сохранились в памятниках древней письменности майя, ацтеков, инков.… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ - территория на юге Балканского п ова (см. также статьи Античность, Греция). История Д. Г. охватывает период с нач. II тыс. до Р. Х. по нач. I тыс. по Р. Х. География и этнография Фестский диск. XVII в. до Р. Х. (Археологический музей в Ираклио,… … Православная энциклопедия

    Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности. Запрос «Ленин» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

    Традиционные религии Ключевые понятия Бог · Богиня мать … Википедия

Книги

  • Тур Хейердал. Биография. Человек и мифы. Книга 3 , Квам-младший Рагнар. Заключительная книга трехтомника о норвежском путешественнике Туре Хейердале вышла в свет в Норвегии в 2013 г. и начинается с его последнего плавания на тростниковой лодке "Тигрис" в ноябре…

СЕМЕЙНЫЕ МИФЫ

Продолжая тему мифов, хочу в этой статье рассказать о мифах, которые существуют в семьях.

Итак, семейный миф – это некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея или образ, или история, если хотите, идеология. Это знание, разделяемое всеми членами семейной системы, и отвечающее на вопрос: "Кто мы?”. Это неосознаваемое соглашение между членами семьи, которое поддерживает единство семьи и формирует ее образ, идентичность и семейные правила, а также регулирует коммуникации. Миф порождает правила и ритуалы семьи и его основная задача - это помогать семье в сложных, кризисных ситуациях.

Выделяют четыре основных сценария семейных мифов, которые могут иметь индивидуальные вариации в каждой семье. Чаще всего один из сценариев является доминирующим, но могут присутствовать и элементы других семейных мифов.


Миф №1 «Мы – дружная семья»


Этот миф характерен для семей, которые часто и много переезжали, терпели сильные лишения и необходимость много и тяжело работать. Главная идея такой семьи – что бы выжить нужно объедениться. Все члены семьи всегда стараются все делать вместе – семейные обеды и ужины, совместный отдых, совместное ведение хозяйства и работа на огороде. Весь окружающий мир может казаться исключительно враждебным, поэтому нужно держаться вместе. А это значит, что в такой семье не может быть открытых конфликтов и уж тем более при детях. Сор из избы не выносится никогда. Отношения не выясняются открыто, все противоречия замазываются. Принято всюду бывать вместе, так как миф требует распространения в обществе, своего рода издания. Любое поведение членов семьи по отношению друг к другу, каким бы оно ни было, понимается как проявление добрых чувств. "Я же тебе добра желаю”, или "Это я любя”, или классическое: "Бьет - значит любит”. Миф задает норму чувствования. В "дружной семье” принято любить, жалеть и чувствовать благодарность. Остальные чувства - обида, гнев, разочарование и пр. - игнорируются или вытесняются (мы заставляем себя не думать об этом). Проблемы начинаются в тех случаях, когда кто-то из семьи оказывается неспособным игнорировать свои нормальные и неизбежные отрицательные чувства к родственникам. Он и становится «идентифицированным пациентом», то есть проблемным человеком в семьи. Чаще всего такими считаются те члены семьи, которые стремятся к свободе и независимости. Они могут восприниматься как предатели, а преследование ими индивидуальных целей рассматриваться как эгоизм. В таких семьях детям сложно покинуть родительскую семью, а родителям сложно отпустить детей, а тревожно-депрессивные расстройства, агрессивное поведение, анорексия - типичные проблемы "дружной семьи”.


Миф №2 «Мы - спасатели»


В семьях, которые живут под гордым знаменем "мифа спасителя" часто можно услышать фразу: "Что бы мы делали без...” В такой семье обязательно должен быть некий человек, который держит всю семью на вытянутых руках. Понятно, что для того чтобы всем помогать, необходимо, чтобы эти все были слегка инвалидами, а то получится, что никто не нуждается в спасителе. Спаситель может быть в моральной ипостаси, а может быть и в физической, впрочем, может быть и то, и другое вместе. Моральный спаситель нуждается в грешниках. Его семья должна состоять из людей, которые часто делают что-то плохое: пьют, воруют, гуляют, попадают в скверные истории. Спаситель выручает, и только в этом случае и может чувствовать себя спасителем. Грешники благодарят, обещают исправиться и... снова грешат. Физический спаситель выхаживает, лечит, кормит, приносит продукты и т.п. Поэтому его семья состоит из больных, беспомощных, калек, иначе как бы он смог их спасать?
Вот некий пример из книги «Системная семейная психотерапия» автор А.Я.Варга
« Мужчина среднего возраста обратился по поводу непростых отношений с женой. Они находились в первом браке, который был заключен по большой любви. После трех лет супружеской жизни у них родился ребенок, к несчастью, с тяжелой родовой травмой. Жена бросила работу и всю себя посвятила ребенку. Муж всего себя посвятил заработку. Вместе они созидали семью, обожали своего мальчика и в целом жили дружно. Мальчик рос, постоянно наблюдался врачами, в детский сад не ходил, в школу тоже. К моменту обращения ему было двенадцать лет, он не ходил в школу, мама не работала. Одни врачи говорили, что мальчик может ходить в школу, а другие советовали оставить его на домашнем обучении, если это возможно. Словом, мама и сын всегда были вместе, папа много работал. Пока папа спасал только своего сына, ситуация была выносимой. За год до обращения овдовела бабушка, мама нашего героя.
Она осталась совсем одна, и сын старался обеспечить ей спокойную старость. Однажды зимой бабушка чуть не упала по дороге в булочную, после чего было решено, что все продукты ей будет приносить ее сын. Она совсем перестала выходить из дому. Они жили отдельно, и моему клиенту приходилось ездить довольно далеко к своей маме. На лето теперь никуда нельзя было поехать. Связь по телефону осуществлялась два раза в день утром и вечером, совершенно неукоснительно. Примерно после полугода такой жизни мой клиент стал замечать, что у него почему-то мало сил, а жена все время раздражена.
Он был прекрасным мужем и отцом, теперь стал самоотверженным сыном. Его жена также была прекрасной матерью и хранительницей домашнего очага. Ради своих близких они отказывали себе во всем, жили на износ и... сохраняли, а в чем-то даже порождали "инвалидное самосознание” ребенка и бабушки. Чтобы быть самоотверженной матерью, надо чтобы ребенок был неблагополучным. Если ребенок будет здоровым, придется быть обычной матерью, спасать и жертвовать не придется. Совершенно так же, чтобы быть хорошим сыном, необходимо чтобы мама была беспомощной. Чем более беспомощен старый человек, тем ближе он по своему статусу и образу жизни к мертвецу: нет активности - нет жизни. Парадоксальная логика спасителя: я настолько хороший сын, что помогаю умереть своей матери.»
Этот миф формирует взаимозависимые пары, которые могут долгие годы жить в своих привычных ролях, или меняться ролями, но не менять сами роли.

Миф №3 «Мы – герои»

Такой миф возникает в семьях, где хранятся рассказы о героических поступках предков. Там встречаются старые большевики, партизаны, люди, пережившие голод, подвергавшиеся репрессиям, вырастившие детей в тяжелых условиях, и т.п. Иначе говоря, люди, преодолевшие серьезные препятствия и добившиеся результатов.
Миф о героях задает определенный стандарт чувствования и миропонимания. Где герой, там все с размахом: нет радости - есть счастье, нет любви - есть неземная страсть, нет жизни - есть судьба, нет грусти - есть трагедия. Именно поэтому в семье героев люди могут поссорится на всю жизнь, не разговаривать друг с другом годами, предпринимать попытки самоубийства. В семье героев часто встречаются хронические не леченые заболевания - герои не ходят по врачам, это так понятно. В их жизни много трудностей и проблем. У героев всегда высокий стандарт достижений, они принципиальные и непримиримые люди.
В таких семьях бывают «святые» люди, которые стойко и мужественно несут свой «крест». Этот миф становится тормозом в развитии семьи и отдельных ее членов, когда условия жизни позволяют просто жить и радоваться, а не героически страдать.

Миф №4 «Мы - успешны»


Это миф о достигателях и перфекционистах. Дети должны достичь больше, чем родители. В такой семьи не прощаются слабости или неумение. С рождения детей побуждают к активной деятельности – в науке, в творчестве, в бизнесе. Не жизнь, а бесконечная гонка от вершины к вершине за новыми достижениями. Удовлетворение не наступит никогда, достигнутого всегда мало. Старшее поколение в таких семьях ставит планку, до которой нужно тянутся всю жизнь. Сложность возникает еще и оттого, что детям нельзя достигнуть уж слишком много, ведь нельзя же быть лучше и успешнее своих родителей. Это вечное соревнование.
Мифы – передаются от поколения к поколению. От них сложно избавится, потому что они сильно влияют на наше поведение, мировоззрение, стиль коммуникации. Семейные мифы диктуют правила, а правила в свою очередь во многом определяют особенности общения членов семьи друг с другом. Но что будет, если попытаться сменить стиль общения друг другом? Что, если позволить друг другу быть собой, а не одним из героев «семейного мифа»? Может тогда мифы утратят свое влияние на семью? Что будет, если донести до себя идею о том, что каждый человек нуждается в безусловной любви и принятии, а также в чувстве значимости, и попытаться своими поступками и действиями помочь членам семьи почувствовать это?
Мифы семейные или родительские – это всего лишь наши неосознанные установки, которые мы в силе поменять, если захотим.

ФОТО Getty Images

Есть известные мифы про семьи, то есть сценарии, по которым живут семьи. Это также образующие идеи семьи, как если бы спросить пионеров: вы кто, они и ответят: мы такие-то, должны делать так-то и так-то. Например, пионер никогда не предает товарища, помогает слабым, ну и еще много чего… Вот так и с семьями. Если вы спросите у человека про семью, он ответит вам, что он такой то и такой-то и живет он так-то и так-то, услышите, что «у нас так не принято», «мы так не делаем». В семье человек получает набор правил, как ему жить и как обходиться, например, со своими эмоциями, а как с чужими, как обходиться с теми или иными трудностями.

Спасатели и герои

Известные мифы: «мы герои», «мы – дружная семья», «мы – интеллигенты», «мы из рабочих», детоцентристы: «смысл жизни в детях», «мы – выживальщики» и еще много разных индивидуальных самоидентификаций семей. Поведение человека из каждого мифа определяется той идеей, в которой его воспитали и взрастили, и теми навыками, которые он получил от своих родителей. А идеи и навыки складываются под влиянием обстоятельств, в которых эти семьи формировались и жили.

Например, семьи спасателей могут именно в кризисное время почувствовать себя очень востребованными и стать таковыми на самом деле: в таких семьях много врачей, психологов, пожарных, сотрудников МЧС, людей помогающих профессий. Важное слагаемое этого мифа – идея о том, что надо думать больше о других, чем о себе. Такие люди преодолевают свои трудности через помощь другим, их не пугают сильные эмоции и нестабильность, они знают, как жить в таких обстоятельствах и оставаться эффективными.

Другой миф – «семья героев». Это те семьи, где есть примеры выживания за счет героических поступков и где рассказы о героических родственниках передаются из уст в уста. Здесь принято все делать по максимуму: любить до беспамятства, обижаться и не прощать… Много сильных эмоций, которые следует преодолевать через страдания, которыми положено гордиться. В жизни людей из «семьи героев» много трудностей, ведь легкая жизнь не для них, в спокойное время им становится скучно. Кризис – это то, что заставит их встрепенуться и с воодушевлением приступить к преодолению трудностей.

Встреча двух мифов

Иногда, когда люди заключают брак, мифы разных семей перемешиваются, дополняя друг друга или, наоборот, сильно противореча друг другу. Например, модели поведения «спасателей» и «героев» хорошо сочетаются, а вот поведенческие паттерны носителей мифов «мы – голубая кровь» и «мы – простые люди» сильно различаются. Они создадут в семье напряжение, поскольку у них нет общего ответа на вопрос «Что делать, если возникли трудности?».

Для кого-то кризис – время закупать, для кого-то – собирать вещи и искать места потише, а для кого-то – идти на баррикады, вступать в борьбу за свои идеалы или, наоборот, прятать свои ценности и жить двойной жизнью.

Наша история развития оставила много травм в жизни наших семей. Многим из нас знакомы посттравматические реакции на голод и дефицит: страх за близких, страх за свою жизнь, отсутствие безопасного пространства… И это очень влияет на формирование наших поведенческих реакций.

Тайные ресурсы

Я вижу, что появилось новое поколение, не знакомое с дефицитом, которому не слишком интересны рассказы очевидцев и фильмы о войне, голоде, страхе. Для них жизнь выглядит немного по-другому – и жизнь вообще, и сегодняшняя жизнь в частности. Текущие события по-разному воспринимает поколение 1970-х, которое помнит СССР, и поколение 1990-х, родившееся уже в другой стране. Я вижу, как в каждом из нас перемешиваются влияние семьи и влияние времени, в которое мы выросли, в котором складывалась наша личность, система ценностей и убеждений.

Кризисное время пробуждает все тайные ресурсы выживания человека и его семьи: для одного кризис – трагедия, а для другого – возможность. В кризис общая тревога повышается: все вокруг становится непредсказуемым и неизвестно, куда нас приведет и как обернется для нас и нашей семьи. Непредсказуемость переносится тяжело, первичной становится задача самосохранения. В это время мы опираемся на то привычное, что впитали с молоком матери. Включаются привычные схемы, то есть миф начинает работать, не спрашивая нас: мы бежим закупать продукты, технику, забираем свои сбережения из банка, перестаем высказывать свое мнение или, наоборот, начинаем его отстаивать с удвоенной энергией… Психологи называют дисфункциональным такое поведение, когда мы действуем необдуманно, не учитывая новые обстоятельства и произошедшие к настоящему времени изменения, а идем по привычному сценарию, переданному нам родителями.