Становление личности в подростковом возрасте. Основные причины и факторы, влияющие на личностное развитие подростка

Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека. С этим возрастом связаны глобальные изменения в психологических структурах личности, сложившихся в детском возрасте. Возникают зачатки сознательного поведения, формируются нравственные представления и социальные установки. Все эти изменения и новообразования в подростковом возрасте требуют от педагога применения целого комплекса мер, направленных на изучение индивидуальных особенностей подростка и формирования на их основе системы воспитательного процесса.

Личность подростка в этом возрасте приобретает две особые формы самосознания, которые называют чувством взрослости и я-концепцией. Осознание собственной значимости личности, осознание собственного «я» психологически способствует укреплению социальных позиций подростка среди окружающих его людей и человеческого сообщества в целом. В этом возрасте подросток требует, чтобы с его мнением считались, чтобы окружающие видели в нем серьезную, сильную и ответственную личность. У подростка возникает способность анализировать и оценивать накопленный опыт своего поведения в сравнении с поведением окружающих его людей, которая способствует формированию представлений о том, что может произойти с ним в той или иной ситуации. Благодаря этому у него появляется уверенность в собственных силах и возникает внутренне спокойствие.

Возникающее у подростка новое для него чувство взрослости психологически ставит его на один уровень с другими взрослыми людьми. Взросление ребенка в психологическом плане определяет его готовность жить в обществе взрослых людей, общаться с ними на равных и соответственно самостоятельно и независимо ни от кого принимать решения и действовать по своему усмотрению. При этом никаких значительных видимых изменений не происходит, за исключением физической перестройки всего организма. Подросток может оставаться такого же роста и с таким же детским выражением лица, поэтому и резкого изменения отношения к нему со стороны взрослых людей не происходит. Это вызывает в его сознании противоречия, ведь он уже совсем другой человек, и относиться к нему должны по-другому. К сожалению, родители, а зачастую и педагоги не понимают этого и продолжают относиться к подростку как к маленькому ребенку. Подросток в начальном периоде своего взросления достаточно уязвим, его самосознание еще недостаточно окрепло для принятия ответственных решений, однако желание попробовать себя в новой роли очень велико. Он может пристраститься к таким атрибутам взрослой жизни как табак, алкоголь и секс. Понятия о взрослой жизни у подростков почему-то всегда связываются именно с такими вот атрибутами. Между тем эти атрибуты совсем не являются атрибутами взрослой жизни, и только те подростки, которые это вовремя поймут, по-настоящему повзрослели, по крайней мере, морально.

Подражание поведению взрослых может иметь для подростка воспитательное значение, поскольку он вживается в роль взрослого человека, это для него своеобразная ролевая игра. В этом возрасте у подростка могут возникать конфликты с родителями, не позволяющими ему вольностей и старающимися постоянно держать его поведение под контролем. Такой тотальный контроль может быть расценен подростком как диктат и вызвать в нем бунтарские чувства. Контроль родителей должен быть преподнесен как совет более опытных старших товарищей. Современных подростков обвиняют в инфантильности, отсутствии социальной ответственности. Однако виноваты в их инфантильности именно взрослые, которые оберегают их от ответственности, жизненных трудностей, от самостоятельного принятия решений. Подросток, помимо подражания взрослым, часто стремится ни в чем не отличаться от своих сверстников, сливается с толпой для обеспечения собственной эмоциональной безопасности. Такое явление психологи называют социальной мимикрией.

Развитие я-концепции, которое происходит в сознании подростка чаще всего к концу подросткового возраста, ставит его самосознание на новый уровень. Самосознание, понимание подростком своих внутренних качеств и ощущение себя как личности в окружении других людей является важным психологическим этапом формирования личности. Собственная самооценка часто может не совпадать с реальностью, однако очень важно, чтобы подросток сам увидел и понял это. Очень часто у подростков возникает мнительное чувство, что все вокруг поглощены наблюдением за его поведением. Это может вызвать определенную скованность и неуверенность, а как следствие приводит к замкнутости. Побороть это чувство можно при помощи демонстрации видеозаписи его поведения, чтобы он увидел себя со стороны и понял, что он делает не так.

Развитие личности в подростковом возрасте

В переходный период происходят кардинальные изменения мотивации : на первый план выходят мотивы, связанные с формирующимся мировоззрением, с планами будущей жизни. Структура мотивов характеризуется наличием определенной системы соподчиненных мотивационных тенденций на основе ведущих общественно значимых и ставших ценными для личности мотивов. Мотивы возникают на основе сознательно поставленной цели и сознательного принятого намерения. Именно в мотивационной сфере, как считала Л.И. Божович, находится главное новообразование переходного возраста.

"Ключом ко всей проблеме психологического развития подростка" Л.С. Выготский считал проблему интересов . Он выделил две фазы подросткового возраста (негативную и позитивную), связывая их с видоизменениями в сфере интересов:

- в негативной фазе происходит свертывание, отмирание прежней системы интересов, появляются сексуальные влечения, отсюда - снижение работоспособности, ухудшение успеваемости, грубость, повышенная раздражительность подростка, недовольство самим собой, беспокойство;

- позитивная фаза характеризуется зарождением новых, более широких и глубоких интересов, развивается интерес к психологическим переживаниям других людей, к собственным переживаниям, обращенность подростка в будущее реализуется в форме мечты.

Л.С. Выготский выделил несколько групп интересов ("доминант") подростка:

- "эгоцентрическая доминанта" (интерес к собственной личности);

- "доминанта дали" (субъективная значимость отдаленных событий);

- "доминанта усилия" (тяга к сопротивлению, к преодолению, к волевому усилию, что может проявляться и в негативных формах - в упрямстве, хулиганстве и т.п.);

- "доминанта романтики" (стремление к неизведанному, рискованному, к приключениям, к героизму).

Младший подростковый возраст характеризуется расширением познавательных интересов , пик любознательности приходится на 11-12 лет. Однако проявления любознательности поверхностны. Причины устойчивого и полного отсутствия интересов часто кроются в отсутствии ярких интересов у окружающих подростка взрослых, чрезмерной активности взрослых в развитии у подростка интереса, оказывают влияние и социальные условия (высокая стоимость оплаты секции и т.п.).

Доминирующие потребности подросткового возраста (Д.Б. Эльконин): потребность в общении со сверстниками, потребность в самоутверждении, потребность быть и считаться взрослым.

Потребность быть и считаться взрослым удовлетворяется в общении со взрослым: подростку важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства с точки зрения прав.

Конфликты и трудности подростка в общении со взрослым возникают из-за расхождения их представлений о характере прав и степени самостоятельности подростка: если взрослый не изменяет своего отношения к подростку, то он сам становится инициатором перехода к новому типу отношений. По мнению Т.В. Драгуновой, конфликт - это следствие неумения или нежелания взрослого считаться с развитием личности в подростковом периоде и найти подростку новое место рядом с собой.

Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что с взрослением ребенка надо считаться: не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить проблемы подростка и позволяют сохранить ему чувство самоуважения. Подростки, удовлетворенные своим доверительным общением со взрослыми, характеризуются развитой способностью самостоятельно анализировать и оценивать качества своих сверстников и взрослых, поведение этих подростков и взрослые и сверстники оценивают как "взрослое".

Начало подросткового периода характеризуется качественным сдвигом в развитии самосознания : у подростка начинает формироваться позиция взрослого человека, появление которой означает, что он субъективно уже вступил в новые отношения с окружающим миром взрослых, с миром их ценностей. Подросток активно присваивает эти ценности, они составляют новое содержание его сознания, существуют как цели и мотивы поведения и деятельности, как требования к себе и другим, как критерии оценок и самооценки.

Таким образом, по содержанию самосознание подростка есть социальное сознание , перенесенное внутрь (Л.С. Выготский).

Особая форма подросткового самосознания, субъективное представление о себе как о человеке, скорее принадлежащем к миру взрослых - чувство взрослости. По определению Д.Б. Эльконина,это "новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность". Это стержневая особенность личности, выражающая новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям, к миру.

Виды взрослости (Т.В. Драгунова):

Подражание внешним признакам взрослости (курение, употребление алкоголя, использование косметики, преувеличенный интерес к проблемам пола, подражание взрослым в одежде и прическе, т.е. поверхностное представление о взрослости с акцентом на специфическое свободное времяпровождение);

Стремление подростков-мальчиков соответствовать представлению о "настоящем мужчине" , воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость;

- социальная взрослость (складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как помощника, часто в семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, стремится овладеть практическими умениями, оказать реальную помощь и поддержку),

- интеллектуальная взрослость (связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования).

Чувство взрослости обнаруживает себя по-разному. Взрослые должны помочь подростку в поиске культурных средств выражения чувства взрослости, побуждать подростка к выяснению его сильных и слабых сторон, помочь добиться успеха. В этом случае подросток будет уделять внимание реальным проявлениям взрослости (принятие ответственности, умение отстаивать собственную точку зрения).

Выделяют особую форму подросткового эгоцентризма (Д. Элкинд): подросток затрудняется в дифференциации предмета своего мышления и мышления других людей и вследствие интенсивного анализа и оценки себя у него возникает иллюзия, будто другие люди непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей, чувств. Типичная возрастная особенность - склонность преувеличивать и болезненно реагировать на собственные реальные или вымышленные телесные недостатки.

Один из компонентов эгоцентризма - феномен "воображаемой аудитории" - убежденность подростка в том, что его постоянно окружают некие зрители, а он все время находится на сцене. Другой компонент эгоцентризма - личный миф ("сказка о самом себе") - вера в уникальность собственных чувств страдания, любви, ненависти, стыда, основанная на сосредоточенности на собственных переживаниях.

Постепенное преодоление подросткового эгоцентризма происходит по мере развития близких доверительных отношений со сверстниками, которые делятся друг с другом своим аффективным опытом.

В этот период интенсивно усваиваются стереотипы поведения, связанные с осознанием своей половой принадлежности.

Для девочек характерны: эмоциональная восприимчивость, реактивность, гибкое приспособление к конкретным обстоятельствам, конформность поведения, склонность апеллировать к суждениям взрослых, к авторитетам семьи, стремление опекать младших, высокий интерес к своей внешности, сочетание кокетства с застенчивостью и стыдливостью, аккуратность, исполнительность, терпимость в повседневной деятельности, лучшая успеваемость по гуманитарным предметам.

Мальчики больше интересуются областью отвлеченного (абстрактные явления, мировоззренческие проблемы, точные науки), менее конформны, более раскованы в поведении, хуже подчиняются общепринятым требованиям, в неблагоприятных условиях у них легче возникает и труднее корригируется отрицательное отношение к школе, значительную роль в сознании и поведении приобретают сексуальные интересы.

Новообразованием подросткового возраста является развитие рефлексии . Рефлексия - мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, способностей, характера, отношений и т.д. Формирование рефлексии становится основным фактором регуляции поведения и личностного саморазвития подростков (рефлексивная задача "Кто я?").

По данным Д.И. Фельдштейна, в 10-11 лет предметом рефлексивных ожиданий подростка выступают отдельные поступки. В 12-13 лет главным становится рассмотрение черт собственного характера и особенностей взаимоотношений с людьми. В 14-15 лет в структуре личностной рефлексии существенно повышается критичность подростков по отношению к себе.

Новый уровень самосознания, центральное новообразование подросткового возраста - Я-концепция - развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и других свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Существует тенденция рассматривать Я-концепцию и какрезультат, итоговый продукт процессов самосознания.

Д.И. Фельдштейн отмечал, что в 10-11 лет около 1/3 подростков дают себе полностью отрицательные характеристики; некоторые подростки, подчеркивая свои многочисленные недостатки, выделяют единственную черту, которая им нравится, то есть самооценке присущ отрицательный эмоциональный фон.

В 12-13 лет наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение подростка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего, сверстников. Речь идет о комплексе "Золушки" ("Гадкого утенка"): переживая сильную неудовлетворенность собой, подросток в душе надеется на перерождение.

В 14-15 лет возникает "оперативная самооценка", определяющая отношение подростка к себе в настоящее время (основывается на сопоставлении своих личностных особенностей с определенными нормами, выступающими для него как идеальные формы его личности).

Отрицательное отношение к собственной личности в значительной мере связано с тем, что подросток смотрит на себя как бы "извне", интериоризируя представления и оценки взрослых, в которых положительные стороны личности представлены очень абстрактно ("У него все хорошо, пожаловаться не на что" - рассуждает мать благополучного подростка), а отрицательные стороны - конкретны, разнообразны.

Необходимо учить подростка вырабатывать собственные критерии оценки себя, опираться на сильные стороны своей личности.

Самооценка подростка носит противоречивый характер : во-первых, подросток одновременно воспринимает себя как взрослого и как маленького ребенка, во-вторых, наблюдается сочетание конкретной ситуативной и общей самооценки, когда каждая положительная и каждая отрицательная частная самооценка мгновенно приобретают глобальный характер.

К концу подросткового возраста происходит постепенный переход от оценки, заимствованной у взрослых, к самооценке , возникает стремление к самовыражению, самоутверждению, самореализации, самовоспитанию (формированию положительных качеств и преодолению отрицательных).

В нравственном развитии наблюдается противоречие между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые правила; определенный максимализм требований; сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Как показали исследования Ж. Пиаже, в период между 12 и 13 годами нравственное развитие личности приобретает новый смысл, когда значимыми становятся ценности и идеалы, выходящие за рамки его конкретной жизни (социальная справедливость, свобода, дружба, любовь, искренность - все эти понятия для подростков эмоционально окрашены, личностно значимы).

В переходном возрасте возникают и оформляются нравственные убеждения , которые становятся специфическими мотивами поведения и деятельности подростка (Л.И. Божович). В убеждении находит свое выражение более широкий жизненный опыт школьника, проанализированный и обобщенный с точки зрения нравственных норм.

Решающее значение для нравственного развития подростка имеет интимно-личное общение со сверстниками: подросток овладевает нормами отношений взрослых людей, у него складываются собственные убеждения, он начинает оценивать себя и другого человека с новых взрослых позиций.

Формируется нравственное мировоззрение , под влиянием которого ведущее место в системе побуждений начинают занимать нравственные мотивы. Установление такой иерархии приводит к стабилизации качеств личности, к формированию нравственной позиции .

Особенности развития воли : ее неорганизованность, действие по наиболее сильному мотиву. В то же время умение владеть собой высоко ценится подростком, а отсутствие необходимых волевых качеств вызывает беспокойство. Стремление "стать более волевым человеком" в этом возрасте скорее "знаемый" мотив, не подкрепленный подлинным желанием измениться.

По словам Л.С. Выготского, не слабость воли, а отсутствие или слабость цели дезорганизуют поведение подростка: необходимы важные жизненные цели, выходящие за пределы сиюминутных дел и развлечений, личностно значимые для подростка.

Л.И. Божович подчеркивала, что возникновение постоянных (стержневых) личностных интересов, которые характеризуются "ненасыщаемостью", делает подростков целеустремленнее и организованнее.

Эмоциональная сфера характеризуется большой яркостью, силой, устойчивостью. Исследования показали, что подростки чаще испытывают сильные положительные или сильные отрицательные эмоции и реже находятся в нейтральном состоянии (Р. Ларсон, М. Ричардс). Эмоции имеют тенденцию к "самоподкреплению" (неосознанное желание сохранить ту или иную переживаемую эмоцию, как позитивную, так и негативную), что свидетельствует о ригидности эмоций подростка, их инертности. В этот период повышена потребность в эмоциональном насыщении , в жажде ощущений (отсюда - любовь к громкой музыке, рискованные формы поведения). Выражение эмоций бурное и непосредственное, подростки часто не могут сдерживать радость, гнев.

Особенность эмоционального реагирования - сравнительно легкое возникновение эмоциональной напряженности . В этот период наблюдаются достаточно частые и продолжительные аффективные реакции . Особенностью аффекта является полная поглощенность им, своеобразное сужение сознания, когда эмоции полностью блокируют интеллектуальный план и происходит их разрядка в виде выброса. У подростков в кризисный период часто встречается "аффект неадекватности" - эмоциональная реакция большой силы по незначительному поводу, что связано с противоречием между низкой самооценкой подростка и высоким уровнем притязаний.

Оказание помощи подростку в период непосредственного протекания аффекта сводится к следующему: отвести в тихую комнату, на какое-то время оставить одного, предоставить возможность разрядить напряжение (использовать боксерскую грушу, дать возможность выплакаться и др.). После успокоения побеседовать, разобраться в том, что произошло.

Важнейшим моментом развития личности в этот период является то, что предметом деятельности подростка становится он сам. Без полноценного проживания подросткового периода многие качества личности, индивидуальные особенности оказываются неразвитыми или развитыми недостаточно, многое в дальнейшем корректируется с трудом. Кризис перехода к юности связан со становлением человека как субъекта собственного развития (К.Н. Поливанова).

Новообразования личности подростка: чувство взрослости; становление нового уровня самосознания ("Я-концепция", рефлексия); устойчивость эмоций и чувств.

Процесс развития подростка тесно связан с возрастными особенностями, которые оказывают значительное влияние на формирование личности. Подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем любой другой. В подростковом возрасте совершается переход от детства к взрослости и связан с серьезной перестройкой психики, ломкой старых, сложившихся форм отношений с людьми, изменением условий жизни и деятельности.

Психология установила, что движущими силами развития подростка являются противоречия между порождаемыми его деятельностью новыми потребностями и возможностью их удовлетворения; между растущими требованиями к подростку со стороны общества, взрослых, коллектива и наличными формами поведения подростка. Разрешаются эти противоречия путем формирования более высокого уровня психического развития, более сложных форм и видов деятельности, ряда новых качеств личности. В результате осуществляется переход подростка на более высокую ступень психического развития.

С переходом в средние классы изменяется содержание обучения: от системы фактов и явлений, понимания простых и конкретных отношений между ними школьники переходят к систематическому изучению основ наук. А это требует от подростков психической деятельности более высокого уровня – глубоких обобщений и доказательств, понимания более сложных и абстрактных отношений между объектами формирования отвлеченных понятий, более высокого уровня произвольного внимания и запоминания. Старые формы обучения, учебной деятельности вступают в противоречие с этими новыми потребностями и задачами.

У школьника существенно меняются его общественная позиция, положение в системе общественных отношений. Новая социально организованная и стимулированная деятельность подростка является основой, условием и средством развития его психики, его личности.

Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в V–VIII-ом классах средней школы, за эти 3 года бывший ребенок становится почти взрослым человеком, трудности этого периода развития отражены в названиях – переходный, трудный, критический возраст. Масштабы происходящих перестроек значительны и касаются организма, самосознания, способов социального взаимодействия, интересов, познавательной и учебной деятельности, нравственных позиций. Основным фактором развития личности подростка является его собственная социальная активность, направленная на вхождение в мир взрослых.

Пусковым механизмом этого процесса является переход к завершающему этапу созревания организма. Его перестройка начинается с активизации деятельности гипофиза, его передней доли, гормоны которой стимулируют рост тканей и функционирование желез внутренней секреции. Эта скрытая гормональная перестройка обусловливает характерный для подростка скачок в росте и половое созревание, ведущее к появлению новых ощущений, чувств, переживаний. Акселерация физического развития сдвигает эти процессы у девочек с 11–12 лет на 9-10 лет, у мальчиков – с 13– 15-ти – на 12–13 лет. Сроки начала полового созревания и его завершения различны не только у детей разного пола, но даже в пределах одного пола.

Несмотря на значительные внешние изменения, происходящие в этом возрасте, говорить об окончательном формировании взрослого организма преждевременно, так как наблюдается неравномерность развития отдельных органов и систем, нередко приводящая к дисгармоничному типу развития, сопровождающемуся функциональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью. Умственное и физическое напряжение, особенно длительное нервное напряжение и сильные отрицательно окрашенные эмоциональные переживания, могут быть причиной функциональных нарушений в деятельности сердечно-сосудистой, эндокринной систем. Вообще перестройка эндокринной системы часто является причиной общей неуравновешенности подростка, его раздражительности, двигательной активности, периодической вялости и апатии. Неравномерность роста и главным образом непропорциональность развития костей и мышц приводят к известной неуклюжести, угловатости, характеризующих подростка. Это временное нарушение координации движений проходит по мере овладения телом.

Все происходящие изменения, их соответствие или несоответствие принятым стандартам, характерным для данной возрастной группы в этот период, осознаются подростками и глубоко переживаются. Это может усугубить общую неуравновешенность и даже привести к психологическим травмам. Такие переживания могут обостряться и в связи с возникновением интереса к противоположному полу, к собственной внешности.

В V–VI-ом классах внимание мальчиков и девочек весьма специфично, так как ситуация достаточно сложна: девочки в это время заметно обгоняют в своем развитии мальчиков, которые могут проявлять себя только по-детски. Дружба между мальчиками и девочками наблюдается достаточно редко.

В VII–VIII-ом классах положение меняется, исчезает непосредственность, взаимная привязанность проявляется очень эмоционально и может занимать довольно большое место в жизни (свидания, прогулки, походы в кино, на дискотеку и т. п.). Романтические отношения могут развиваться по типу дружеских, товарищеских при наличии содержательной основы в виде общих увлечений. Интерес к сверстникам противоположного пола оказывает определенное внимание на развитие личности: проявляется влияние к другому человеку, его состояниям, как к своим собственным, создаются условия для мобилизации возможностей личности стать лучше, внимательнее, заботливее.

В VII–VIII-ом классах появляются смешанные компании, а общение в целом выходит за рамки школы и выделяется в отдельную, очень важную для подростка сферу жизни, иногда отодвигающую на задний план учение и другие дела. При этом четко проявляются две тенденции: к общению и совместной со сверстниками деятельности и желанию быть принятым, уважаемым. Неблагополучие в отношениях, разрушение дружбы переживаются как тяжелая драма. Самая неприятная для подростка ситуация – это искреннее осуждение коллектива, товарищей, а самое тяжелое наказание – открытый негласный бойкот, нежелание общаться. Подростки, не принятые в своем учебном или другом коллективе, нередко ищут признания в других, в том числе и асоциальных группировках.

По складу личности младший подросток – общественник. Ребят привлекает коллективный способ жизни и деятельности, они тянутся к совместной общественнополезной деятельности, активному участию в жизни коллектива. В любом мероприятии они предпочитают быть деятелями, а не созерцателями, проявить активность, самостоятельность, инициативу.

Серьезные изменения претерпевают отношения подростка со взрослыми (родителями, учителями). Свои новые права подросток распространяет прежде всего на сферу отношений с ними. Он начинает сопротивляться категорическим требованиям взрослых, протестует против ограничения его самостоятельности, всяческой опеки, мелочного контроля, отношения к нему, как к маленькому. Он требует учитывать его интересы, отношения, мнения, хотя они не всегда достаточно разумны и зрелы. Расширяя свои права на самостоятельность, уважение к личности, подросток в большинстве случаев не имеет возможности взять на себя новые обязанности. Возникшее противоречие между потребностью проявить самостоятельность и реальными возможностями ее осуществления выступает в качестве конфликтообразующего фактора.

Формирование личности подростка – процесс сложный и неоднозначный: педагогическое воздействие, как правило, встречается с активным субъектом самовоспитания. Поэтому, строя работу с подростками, чрезвычайно важно понимать, на какие образцы и ценности они ориентируются, что считают важным и значимым. Эталоны же, которые выбирают для себя подростки, чрезвычайно важны: от литературного героя до человека, занимающего асоциальную позицию.

В числе первых оказываются внешние образцы: сигарета, грубое слово – в устах мальчика, такие атрибуты взрослости, как прическа и грим, – у девочек, чрезмерная забота о собственной внешности, привлекательности. Подгонка своего внешнего облика под имеющиеся образцы вместо развития вкуса плодит одинаковые лица и униформы, а усвоение того, что считается популярным, без осмысления делает его формально принятым личным критерием оценки и самооценки, порождает бездуховность. Манера держаться, внешний вид – своего рода визитная карточка человека, показатель его культуры и важное условие внутреннего комфорта. Поэтому воспитание вкуса в одежде (но не подмена его излишествами), выработка характерного для человека стиля, двигательной культуры, манеры общения с людьми не должны выпадать из поля зрения воспитателей. Диктаторское отрицание устремлений молодежи при этом недопустимо. Основное средство решения проблемы – личный пример.

Склонность к подражанию характерна для человека любого возраста, но особенно проявляют эту склонность подростки. Они подражают не только внешним образцам, но и их внутреннему содержанию. У мальчиков например популярным является эталон настоящего мужчины. Этот эталон включает, с одной стороны, силу, волю, мужество, выносливость, а с другой – верность дружбе и товарищам. В этом наборе самым значимым качеством является сила. Чтобы завоевать уважение товарищей, подросток не только демонстрирует ее (в спорте, борьбе, драке и т. п.), но нередко преувеличивает степень своей причастности к проявлению качеств мужественности. Отсюда – известная хвастливость под-ростка.

Переход к серьезным занятиям в какой-то конкретной области и реализация полученных знаний в деятельности ставит подростка перед необходимостью самооценки своего соответствия требованиям деятельности и самосовершенствования. В этой связи подросток обращается к размышлению о своих недостатках и достоинствах, однако самостоятельно решить эти вопросы ему еще трудно в силу отсутствия как достаточно четких критериев оценки, так и психологических знаний. Помочь ему в этом может, с одной стороны, совместная деятельность, позволяющая внести коррективы в его представления о самом себе, а с другой стороны – педагог, задача которого – помочь учащемуся понять свои проблемы и трудности.

Для старших подростков характерно стремление к самовоспитанию, однако оно сосредоточено, концентрируется вокруг поведенческих моментов (регуляции своих реакций, поступков, планирования занятий и т. п.). Особенно часто ставится задача самовоспитания воли, хотя неорганизованность чаще всего зависит от отсутствия организованности, умения и желания систематически работать. Научить этому – значит дать подростку ключ, инструмент для самовоспитания и саморазвития.

Формирование личности подростка в значительной степени зависит от того, как сложатся в процессе его жизни и воспитания отношения между его притязаниями, самооценкой и реальными возможностями удовлетворить свои притязания, оправдать свою самооценку.

Эти отношения могут сложиться по-разному: требования ребенка к себе, его притязания и самооценка могут оказаться ниже реальных и даже потенциальных возможностей, и тогда в процессе развития он не реализует их. Может случиться, что удовлетворение притязаний потребует напряжения всех сил, и это приведет к интенсивному развитию способностей. Наконец может оказаться, что притязания в какой-то области или общие притязания личности на определенное положение в обществе или коллективе превышают его возможности. В этом случае, как правило, собственный опыт, оценка со стороны других людей перестраивают самооценку и притязания и приводят их в соответствие с возможностями ребенка.

Однако может возникнуть такое положение, когда притязания и самооценка не снижаются (момент, характерный для подростка), несмотря на опыт неудач, и в то же время ребенок не может добиться успеха, поднять свои возможности до уровня своих притязаний. Возникает разрыв между потребностями и стремлениями ребенка к их удовлетворению. Эти случаи сопровождаются тяжелым эмоциональным состоянием, чувством постоянной неудовлетворенности, эмоционального неблагополучия. Ребенок не может постоянно жить в таком состоянии, ищет выход из него.

Одним из способов сохранения определенного отношения к себе, сохранения высокой самооценки является как бы непроницаемость для опыта. В этом случае ради сохранения привычного, удовлетворяющего ребенка отношения к себе он игнорирует свой неуспех, у него возникает неосознаваемое им самим острое эмоциональное отталкивание всего, что нарушает его отношение к самому себе, что может выбить его с привычной позиции. Такой путь приводит к неадекватному отношению к действительности, заставляет ребенка переосмыслить действительность и придать новое значение всему тому, что вызывает необходимость пересмотреть свое отношение к себе. Соответственно этому изменяется и эмоциональное отношение ребенка к действительности.

Неадекватность отношения к действительности становится определяющим признаком такого состояния. И именно она в свою очередь не позволяет подростку преодолеть свой неуспех. Казалось бы, по логике вещей самый радикальный способ выхода из этого состояния – поднять свои достижения до уровня притязаний, во всяком случае – приложить все усилия именно в этом направлении. Однако анализ поведения подростков, находящихся в таком состоянии, показывает, что именно этого не происходит даже в тех случаях, когда подросток мог бы без особого труда преодолеть например свое отставание в учебе, связанное с неумением работать. Подросток мог бы научиться работать, но он идет не по линии увеличения усилий по овладению навыками учебной работы, а по линии игнорирования неуспеха или объяснения своих неудач происками недоброжелателей, других лиц. Мысль о том, что причины кроются в собственных недостатках, не допускается до сознания, подросток не анализирует свой неуспех, отвергает его. Отсюда возникают чувство обиды, уверенность в несправедливости оценок и несправедливом отношении со стороны других.

Весь этот комплекс переживаний дает ребенку внутреннее основание проявлять агрессивность по отношению к тем людям и обстоятельствам, которые обнаруживают перед ним и другими людьми его несостоятельность. Такая ситуация и такое состояние называют аффектом неадекватности, который характерен для подростков и оказывает сильное влияние на формирование их личности (в частности, влияет на формирование самооценки, направленность личности, в конце концов может привести к ее деградации).

Препятствием к возникновению аффекта является интерес ученика к содержанию дела, которым он занимается, или к самому процессу деятельности. Наличие очень сильного интереса устраняет даже саму возможность возникновения аффекта.

Кроме того, при наличии аффектогенных условий иногда возникает направленность не на самого себя, а на дело. Аффект неадекватности не только не возникает, но, напротив, может возникнуть сильная аффективная тенденция к преодолению своего неуспеха, к тому, чтобы научиться делать то, что не удается, овладеть необходимыми умениями и навыками.

Развитие и формирование личности (подростки и старшеклассники).

9.1.Ситуация развития личности в подростковом возрасте.

Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Центр физической и духовной жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся:

1. развлекательные совместные игры;

2. совместные дела разнопланового характера;

Интеллект ребенка, понимаемый как способность ставить и решать задачи в практическом, образном и символическом планах, представляются развитым уже к началу подросткового возраста, а становление личности продолжается и завершается в юности. В течение 3-4 лет обучения в старших классах школы оформляется мотивационная сфера человека, определяются его личные и деловые интересы, проявляются профессиональные склонности и способности.

Подростничество:

· Самый сложный период становления личности; это и ответственный период, где складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к окружению.

· В этот период стабилизируются черты характера и формы межличностного поведения.

· Главные мотивы: самопознание, самовыражение, самоутверждение.

В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожими на старших; требует соответственного обращения с собой, как со взрослым. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. У подростка более равноправное и независимое положение в системе человеческих отношений. Быстро взрослеть подростка заставляют также обстоятельства жизни, связанные с физическими изменениями его организма.

В подростковом возрасте изменяются содержание и роль подражания в развитии личности. Оно становится управляемым, начинает обслуживать многочисленные потребности интеллектуального и личностного самосовершенствования ребенка. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости. Внешние формы наблюдаемого поведения, например, девочки - одежда, прическа, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, увлечения и т. д.; юноши – объект подражания «настоящий мужчина», обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью.

В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей. Образцом для подражания является как взрослые, так и сверстники.

9.2.Формирование деловых и волевых качеств у подростка.

Нужные деловые качества личности формируются в подростковом возрасте. Действительно, детей этого возраста отличает повышенный интерес к различным видам деятельности. Соответствующие интересы зарождаются в семье, доме, во внешкольных делах. Их источниками могут стать учителя, родители, сверстники и другие.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они стремятся узнать что-то, научиться, причем делать все профессионально, как взрослые. Потребность во всем подросток удовлетворяет сам, путем самообразования и самообслуживания, нередко с помощью своих друзей, которые увлечены тем же (неформальные группы). Дети в данном возрасте уже заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню развития интеллекта и по кругозору, по объему и прочности знаний. Нередко отношение подростка к предмету определяется отношением к учителю, преподающего данный предмет. В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения. Старшие подростки начинают интересоваться профессиями (профессиональное самоопределение). В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости. Такие качества могут развиваться практически во всех сферах деятельности, могут быть организованны на групповой основе.

Учение – организаторы учебного процесса: сообщения, доклады. Труд – на равных с взрослыми: детские кооперативы, малое школьное предприятие. Игра – деловая: тренинги и т.д.

Волевые качества. В 7-8 классах некоторые подростки начинают систематически и целенаправленно заниматься самовоспитанием. В старшем подростковом возрасте многие мальчики начинают заниматься саморазвитием у себя необходимых волевых качеств личности. Объектом для подражания для них становятся более старшие дети по возрасту. Более распространенными среди современных подростков развитие волевых качеств является занятие спортом (бокс, борьба, атлетика). С этим же связано развитие мотивации успеха.

Имеется определенная последовательность в выработке волевых качеств личности у подростка:

1. Физические качества: быстрота и сила реакции.

2. Качества, связанные со способностью выдержать большие физические нагрузки: выносливость, выдержка, терпение, настойчивость.

3. Концентрация внимания, работоспособность.

Общая логика развития волевых качеств может быть выражена: от умения управлять собой, концентрировать усилия, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться результата.

10-11 лет – подростки завидуют волевым качествам других;

11-12 лет – желание иметь такие качества;

12-13 лет – самовоспитание;

13-14 лет – активное волевое самовоспитание;

Выработка волевых качеств у девочек идет по другому пути: главные виды деятельности, в которых закрепляются соответственные качества, являются учение, искусство, домоводство, женские виды спорта.

Достижение психического развития.

1. В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы: механическая память, мышление, речь.

2. Формируются общие и специальные способности.

3. Противоречия и конфликты. С одной стороны: интеллектуальное развитие; с другой стороны: инфантильность внешне выглядящих взрослыми людей.

4. Интерес к себе: 4-5 класс – внимание к положению среди сверстников; 6 класс – к внешности, к противоположному полу; 7 класс – деловое общение; 8 класс – самостоятельная индивидуальность.

5. Более высокий уровень самосознания. Правильно оценивать имеющиеся возможности; чуткость к мнению взрослых и сверстников; время обостренного стремления к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного образа «Я».

6. В подростковом возрасте более дифференцированное отношение к разным учителям.

7. Развитие рефлексии, то есть способности осознания подростками собственных достоинств и недостатков.

9.3.Формирование и становление морали, мировоззрения в ранней юности.

Ранняя юность – время реального перехода к настоящей взрослой жизни, первые признаки которой, появляются уже в подростковом возрасте. На период становления ранней юности приходит становление нравственного самосознания. Этот же период характеризуется переходом на новый уровень морали – конвенционный.

Первыми вопросами, привлекающими к себе внимание, являются морально-нравственные. Источником становятся реальные, человеческие отношения, литература, средства массовой информации (проблема добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности и т.п.). Нынешнему поколению присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, гораздо большая независимость и самостоятельность.

Бурные социальные события, происходящие в нашей стране, продолжающиеся и сейчас, собственной своей логикой вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Это более открытый, непредвзятый и смелый взгляд на мир, включая решение многих проблем морально-этического характера и самостоятельность – хотя и не всегда правильность суждений (секс, бизнес и т.д.).

Для современных старшеклассников характерна релятивистская позиция « правда, не абсолютна, она должна быть такой, чтобы принести пользу как можно большему числу людей»; справедливость – от каждого по возможности, каждому по его делам. Отношения с родителями – симпатия и забота.

Становление мировоззрения. Оно включает в себя: социально-политические, экономические, научные, религиозные и другие устойчивые взгляды. Сегодняшняя социально-психологическая ситуация имеет:

а) положительные – отсутствие единственного и однозначного мировоззрения; ориентира, побуждающего самостоятельно думать и принимать решения – способствует ускоренному превращению в самостоятельную личность;

б) отрицательные аспекты – ведут к быстрому разделению людей на группы, отличающиеся по уровню социальной и нравственно-мировозренческой зрелости – инфантильность (безразличие);

Экономическое мировоззрение. Некоторые обладают отрицательными установками по отношению к экономической образованности. Напротив, экономические знания получают культурно малообразованные («делать деньги») – дельцы. Выход из этой ситуации – включать наряду с традиционными общеобразовательными предметами – экономику, политику, право, искусство.

Наука и религия. Как в науке, так и в религии существуют разные уровни сознания и понимания проблем и от убеждения, свойственного для научного мировоззрения, до веры всего один лишь шаг.

Низкий из возможных уровней осознания реальных проблем, как в науке, так и в религии представляется несколько упрощенным миропониманием. Высшему уровню, напротив свойственно глубокое постижение наиболее сложных вопросов как научного, так и религиозного понимания.

9.3.Нравственное самоопределение.

Ранняя юность – начало практической реализации жизненных навыков, которые складываются к концу подросткового возраста. Близость к завершению школы требует профессионального и личностного самоопределения. Оба эти процесса идут параллельно и взаимозависимо. Объединяющим их направлением развития является движение от детской независимости к взрослой ответственности. В ходе исследования выявлены шесть типов целостно-временной структуры «Я», представляющие индивидуальное своеобразие раннего юношеского возраста и выражающееся в соотношении между прошлым, настоящим и будущим «Я»:

1. Наличное «Я» в большей степени тяготеет к будущему, чем к прошлому – «Я» прошлое представляется совершенно чуждым и отношение к нему неизменно критическое. Наличное «Я» выступает как новая ступень в личном самоопределении.

2. Все три «Я» преемственно связаны друг с другом и в равной степени соответствуют идеальному «Я». Это субъективное гармоническое представление о себе человеком.

3. Будущее «Я» оторвано от настоящего. Все три времени существования «Я» мыслятся как совершенно различные. С идеальным «Я» согласуется только будущее.

4. Идеальное «Я» не включено ни в настоящее, ни в будущее «Я», оно изолировано от них и не участвует в развитии личности.

5. Прошлое и наличное «Я» преемственно связаны друг с другом. Иной полюс, отличный от них, образует связь между будущем и идеальным «Я». Обладателей такого сочетания личностных атрибутов отличает низкая самооценка и отсутствие средств, с помощью которых они смогли бы сблизив прошлое и настоящее «Я» с идеальным и будущим.

6. Наличное «Я» совсем выпадает из процесса развития. Они оторвано от прошлого и не имеет связь с будущим, не соответствует и идеальному «Я».

Оказалось, что в раннем юношеском возрасте наиболее часто встречается каждый из перечисленных выше вариантов. Вероятно, он в большей степени соответствует юношеской и возрастной норме. Критичность к прошедшему детству здесь сопровождается умеренно высокой самооценкой и наделенностью жизненных перспектив на будущее.

На 2-м месте – первый вариант;

На 3-м месте - третий вариант, остальные в данном возрасте составляют исключение.

В ранней юности, по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и меньше проявляется негативизм в отношении с окружающими. Улучшается физическое и эмоциональное самочувствие, повышается контактность и общительность. Отличается большей разумности и содержательности в поведении. Нормализуется самооценка.

В раннем юношеском возрасте тоже отмечается повышением невротичность. В юношестве особенно проявляется акцентуированные типы характера.

Для юношества характерна определенная возрастная интровертированность.

Основные черты психологии старшеклассников:

1. интеллектуальная зрелость: нравственно-мировоззренческая готовность решать задачи (в общем, виде);

2. значительны и индивидуальные различия, существенные между старшеклассниками (дифференциация обучения);

3. следуют определенным формам морали;

4. выраженная полоролевая дифференциация – развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек;

5. самоопределение в будущей профессии;

6. завершается формирование сложной системы социальных установок (когнитивного, эмоционального, поведенческого типа);

7. акцентуированность в характере;

Литература

Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.

Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: Учебное пособие для вузов.-М.:Юрайт,2001.-464 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феномено­логия развития, детство, отрочество: Учебник.- М.: Академия, 2000.- 452 с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Россия, 2001, 414 с.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Развитие и формирование личности (подростки и старшеклассники)»:

1. Какие социальные установки формируются в подростковом возрасте?

2. Как происходит формирование деловых и личностных качеств у подростка?

3. Каким образом формируются ценности у подростков?

4. Особенности нравственного самоопределения в ранней юности?

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания, приводящие в конечном счете к определению жизненной позиции, с которой начинается самостоятельная жизнь (но это уже в период ранней юности происходит).

Следует отметить то, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период есть перестройка ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых.

кризис подросткового возраста связан с возникновением следующих новообразований личности в этот период: 1) чувства взрослости; 2) нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей свойственными качествами. Формируясь, вышеуказанные новообразования оказывают влияние на формирование таких особенностей, как волевых и деловых качеств личности. Они также оказывают влияние на эмоциональные особенности подростка, на характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и т.п.

Чувство взрослости – это новообразование является, по-Петровскому, центральным и специфическим, т.к. оно позволяет ребенку чувствовать себя уже не ребенком, а взрослым, стремиться быть и считаться взрослым.

Продолжая это, важно отметить, что социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Вследствие новой социальной позиции подростка (как взрослого) определяется его переориентация с одних норм и ценностей (детских) на другие – взрослые.

Другим центральным новообразованием личности подростка является развитие самосознания. Говоря об этом процессе, необходимо учитывать, что это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка гаммой специфических (чаще внутренних) переживаний.

Развитие самосознания проявляется в формировании образа – «Я», представления о себе как о личности, самооценки, способности к самоанализу. .

Итак, развитие самосознания означает пробуждение интереса к своему внутреннему миру и его оценке. Все это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления, которое формируется в условиях усложняющейся учебной деятельности.

В формировании самооценки подростка играет важную роль и сравнивание себя с окружающими, т.е. «желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей, которыми являются чаще реальные люди, а не литературные герои».

На основе развития самооценки и «образа – «Я» подросток выделяет те особенности личности, которые необходимо изменить, т.е. возникает стремление к самовоспитанию.


Развитие деловых качеств личности в подростковом возрасте происходит в связи с возрастанием интересов подростка к различным видам деятельности, стремления что-то делать своими руками, любознательности и первыми мечтами о будущей профессии.

Подросткам свойственна повышенная познавательная и творческая активность. Это стимулирует их для активного поиска знаний, умений и навыков по интересующему вопросу не только в пределах школьной программы, но и во внешкольной жизни, с помощью самообразования, в кругу друзей где отношения могут принимать уже деловой характер. Увлеченность подростка какой-либо наукой формирует новые мотивы учения.

У мальчиков весьма распространенным способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большими физическими нагрузками. Увлекаясь различными видами спорта, кроме развития волевых качеств, происходит и развитие мотивации достижения успехов, т.к. в спорте, как правило, все стремятся достичь высоких результатов.

В развитии волевых качеств личности у подростков выделяют определенную последовательность:

1. В 1-ю очередь развиваются динамические физические качества: сила, быстрота, скорость реакции.

2. Во 2-ю очередь развиваются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение, настойчивость.

3. В 3-ю очередь формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.

Общая логика развития всех волевых качеств может быть выражена следующим образом: от умения управлять собой, концентрировать умения, выдерживать и выносить большие нагрузки до способности управлять деятельностью, добиваться в ней высоких результатов.

У девочек выработка волевых качеств идет по другому пути. Для них такими видами деятельности, в которых складываются и закрепляются соответствующие качества, чаще всего являются учение, занятия искусством, домоводством, женские виды спорта. Девочки-подростки особенно много внимания уделяют школьным предметам, которые даются им трудно.

Таким образом, помимо развития волевых качеств личности, в данных видах деятельности происходит дальнейшая половая идентификация.

Выработанные волевые качества подростка являются важной предпосылкой успешного выполнения профессиональной деятельности у взрослого.