Советы психолога по успешной адаптации ребенка к детскому саду: памятка родителям. Рекомендации для родителей по адаптации ребёнка в школе

Читайте в этой статье:

Дети растут очень быстро: еще вчера казалось, что ваш малыш только начинал ползать, а сегодня уже надо задуматься, как представить ребенку мир, в котором он живет. Человек — существо социальное, без общества существовать не сможет. Именно поэтому нужно проследить за тем, чтобы карапуз с первой же минуты получал удовольствие от общения, от взаимодействия с внешним миром и другими людьми. Как же помочь ребенку стать полноценной ячейкой общества?

Кажется, что детский сад — прекрасное место, где малыш может извлечь первые жизненные уроки. Поэтому быстрая и безболезненная адаптация ребенка в детском саду — это важная и ответственная задача каждого родителя.

Подготовка к саду: что нужно от родителей?

В первую очередь родителям нужно серьезно подойти к выбору сада: внимательно изучить программу, предлагаемую для развития детей, познакомиться с воспитателями, уточнить контингент семей, которые водят детей в этот садик. При знакомстве с воспитателем важно ознакомиться с тем, как она ведет себя с детьми, насколько внимательна, насколько аккуратна и ответственна. Ведь именно воспитательница станет для ребенка первым человеком в новой сфере, кому можно доверять. Ведь, как правило, детям легче начать общаться со взрослыми людьми, чем со сверстниками (естественно, если до этого они еще не были полностью погружены в социальную жизнь).

Кроме всего вышесказанного, врачи рекомендуют провести витаминный терапевтический курс в течение 10 дней. Потом каждые полгода следует повторять подобные курсы для профилактики ОРВИ. Медики доказали, что витамины положительно влияют на детский организм в период адаптации и снижают степень вероятности заболеваемости ОРВИ.

Во время активной адаптации к детскому садику уделяйте ребенку больше внимания. Обязательно интересуйтесь делами вашего малыша, хвалите за успехи, восхищайтесь его рукотворным работам, помогайте решать проблемы. Будьте чуткими и внимательными, понимающими и заботливыми, и тогда ваш сын (дочка) будет с радостью ходить в детский сад, чтобы радовать новыми успехами и достижениями своих родителей.

Чтобы ваш мальчик (девочка) не боялся (боялась) общения с людьми, попытайтесь смоделировать разные ситуации на игрушках. Если малыш еще плохо говорит, предложите ему сыграть в ролевую игру, где он сможет поведать о своих чувствах и отношениях к различным ситуациям, описать свой день и выразить свои проблемы и беспокойства.

Не стоит реагировать на все эмоции своего чада. Дети — прекрасные манипуляторы, они всегда знают точно, как надо давить на жалость своих родителей. Если ваш малыш плачет при расставании, то это совершенно не означает, что он будет плакать весь день напролет. Очень часто бывает, что они успокаиваются буквально через несколько минут после ухода взрослого и спокойно проводят весь день, играя с другими детьми.

Важные правила по безболезненной адаптации ребенка

Ниже представлены несколько простых, но важных правил, которые нужно соблюдать в адаптационный период:

  1. Нельзя подгонять малыша, для него детский сад — это сильный стресс. Новое окружение, неизвестные предметы, новые социальные роли — все это может повергнуть ребенка в шок, и в такой ситуации важно, чтобы он постепенно испытал погружение в этот новый для него мир.
  2. Обязательно кормите сына (дочку) дома в первую неделю посещения детского сада, так как малыш из-за стресса может отказаться есть в незнакомой обстановке.
  3. В первую неделю один из родителей имеет право находиться рядом со своим ребенком для улучшения адаптации. Воспользуйтесь этой возможностью и вместе с малышом попытайтесь окунуться в мир детсадовской жизни, вместе познакомьтесь с воспитателями, помогите познакомиться с детьми, поддержите его (ее) в том, чтобы начать контактировать с детьми.
  4. Обсудите все, что он (она) увидели во время прогулки или посещения здания детского сада. Попробуйте разделить впечатления о воспитательнице или об играх, попытайтесь настроить ребенка на позитивный лад, указывая на хорошие и увлекательные вещи, которые происходили в детском садике.
  5. Ни в коем случае не следует пугать ни невкусной кашей, ни злыми детьми, ни строгими преподавателями. И самим родителям следуют не выказывать беспокойство насчет выбранного детского сада при ребенке. Не стоит забывать, что дети — это отражение родителей, они полностью уподобляют свое поведение и реакцию под реакцию старших.
  6. Попытайтесь постепенно адаптировать сына (дочку) к самостоятельной деятельности: через неделю можно попробовать оставлять ребенка в детсаду на утренние и вечерние прогулки, чтобы он привык к тому, что мама или папа не всегда могут быть рядом.
  7. Нужно начинать постепенно приучать ребенка к детсаду. Лучше всего для начала водить малыша на дневную и вечернюю прогулку, чтобы ваш отпрыск познакомился с воспитателями, детьми, но излишне не нервничал из-за того, что оказался в незнакомом окружении надолго.
  8. В течение вечерней прогулки важно, чтобы ваше чадо увидело, что за детьми приходят мамы\папы\бабушки\дедушки\родственники и забирают их домой.
  9. На второй неделе попробуйте оставить ребенка на время, но уже без материнского присутствия. Оставляйте ребенка на обед, и на первых порах можете быть рядом с малышом.
  10. Если адаптация в детском саду прошла относительно успешно, то уже на 3-4 неделе карапуз сможет спокойно оставаться в саду на дневной сон, и забирать его можно будет сразу после пробуждения.

  1. Настройте себя и малыша на позитивный лад. Обязательно скажите своему чаду после того, как он вернется из детского сада, что он стал совсем взрослым и ответственным.
  2. Не стоит растягивать прощание. Лучше всего быстро прощаться, указывая на то, что вы скоро опять встретитесь. Не показывайте своих переживаний, чтобы малыш не почувствовал себя некомфортно и не стал бояться сам.
  3. Дома должна быть атмосфера любви, доверия и спокойствия.
  4. Уменьшите нагрузку на нервную систему малыша во время адаптации. Уменьшайте количество времени, которое ваш карапуз проводит в возбужденном состоянии (просмотр компьютера, телевизора, посещение многолюдных мест).
  5. Одевайтесь по погоде. Если боитесь, что ваше чадо замерзнет, положите в ящичек кофту, шапку, которую можно легко одеть воспитателю, если похолодает. Также стоит всегда держать с собой сменную одежду на случай, если малыш испачкается.
  6. Старайтесь поддерживать режим дня даже в выходные дни.
  7. Не давайте ребенку собой манипулировать.
  8. Обязательно посещайте врача, если вам не нравится, как чувствует себя ваш малыш. Помните, что если вовремя ребенка не начать лечить, то он может разболеться не только сам, но и заразить других деток.

Типичное проявление стресса у ребенка

Отрицательные эмоции — это самые первые эмоции, которые будет испытывать малыш при попадании в новую среду — общество. Если до этого он был в ограниченном кругу людей (как правило, это родственники и близкие друзья родителей), то при попадании в детский сад количество людей вокруг маленького человека начинает быстро расти. Естественной реакцией будет закрыться и минимизировать возможный стресс. Это может выражаться как депрессией, отказом от еды, гиперактивностью и даже приступами неконтролируемого плача (будь то плач за компанию или истерический волнообразный рев). Но беспокоиться не стоит, если через несколько дней ваш сын (дочка) придет в себя и будет вести себя, как и раньше.

Страх — обычный спутник любого, даже взрослого человека. Незнание заставляет вашего малыша волноваться все больше и больше, и родители очень часто усугубляют это еще и всякого рода «страшилками» про то, как в детском саду плохо и ужасно. Просто следует помнить, что у вашего сада нет вашего жизненного опыта, он не знает всего того, что знаете вы, и поэтому для него все новое — эти неожиданность и великая тайна.

Гнев — это обратная сторона страха. Если человек не хочет показаться слабым, то на все, что его беспокоит, он будет отвечать неконтролируемой вспышкой гнева. Просто помните об этом, когда в очередной раз будете ругать малыша за то, что он сделал во время вспышки гнева.

Социальные контакты. Казалось бы, что может быть плохо, что малыш сам пытается наладить контакт. Коммуникабельность — это важное качество любого взрослого человека, и это же очень хорошо, что мальчик (девочка) может сам (сама) первой завести беседу с незнакомым ребенком, а чаще всего и со взрослым.

Однако это мнимая инициатива. Она проявляется только потому, что малыш растерян и напуган, находясь в новой обстановке, и ему не остается ничего лучше, как «спастись» от излишнего контакта с другими людьми. Согласитесь, если общение сопровождается такими фразами, как «Отведите скорее к маме/домой», то это с трудом можно назвать налаживанием социальных связей или желанием поговорить со стороны ребенка.

Особенности речи. Очень часто малыш начинает говорить «телеграфным стилем», как будто бы регрессировал в навыках устной речи. Он начинает заменять сложные ответы на односложные, «съедает» половину ранее произносимых букв и так далее. Но это не повод бежать к логопеду или психологу, ведь это, скорее всего, еще одно проявления стресса. Будьте терпимыми, поправляйте малыша, если он что-то скажет неправильно или нечетко. Главное, не ругайте и не подгоняйте свое чадо даже в вопросах о правильности речи.

Двигательная активность — это, наверное, самый типичный признак в период адаптации. Гиперактивность или же легкая заторможенность просто еще один признак стресса. Ваш сын (дочь) взбудоражен(а) своей новой ролью в жизни (роль собеседника, роль подчиненного, ученика и т.д.), и для того, чтобы с этим свыкнуться, ему (ей) потребуется время.

Сон — это следствие от излишнего перевозбуждения нервной системы. Даже если ваше чадо стало спать урывками, беспокойно, тревожно и очень чутко, стоит с пониманием отнестись к этому, и насильно не заставлять спать. Главное, создайте образ режима, в котором он будет жить, и старайтесь аккуратно и ненавязчиво подвести его (ее) к такому распорядку дня.

Аппетит тоже может быть немного изменен. Стресс сказывается на количестве калорий, сжигаемых телом, и поэтому вашему малышу, возможно, потребуется больше пищи, чем обычно. Хотя бывает и такое, что, наоборот, в период адаптации ребенок питается меньше, чем в обычной время. Вам же стоит лишь обеспечивать свое чадо достаточным количеством питательных веществ и ждать, пока все нормализуется.

Естественно, все эти признаки стресса не могут быть бесконечными, через какое-то время они пропадут. Но если период адаптации сильно затянулся, то стоит незамедлительно обратиться к специалисту.

Проблемы, которые могут возникнуть

Адаптация для ребенка не всегда проходит гладко, без каких-либо проблем. Чтобы распознать, что ребенок не справляется с новой нагрузкой, следует обратить внимание на его поведение и здоровье. Родителей должно насторожить то, что:

  1. Малыш не адаптировался к детскому саду, к окружающим его людям и нагрузкам более, чем за год.
  2. Дите часто болеет. Естественно то, что ребенок в садике болеет чаще, чем дома. Ведь для малыша все неизвестное и новое — стресс, а закономерная реакция на стресс — это снижение иммунитета. К тому же в детском саду находятся «домашние» микроорганизмы каждого ребенка, поэтому малыш-носитель может быть абсолютно здоровым, а для другого ребенка они станут причиной заболевания. Но если ваш малыш слишком часто болеет, то следует обратиться к врачу и проконсультироваться с ним о дальнейшем посещении детсада.
  3. Стоит беспокоиться, если ваше чадо слишком часто болеет ОРВИ или же имеет хронический ОРЗ. Иногда в таких случаях следует консультироваться с детским психологом. Может быть, что неосознанно, но малыш пытается скрыться от стресса в болезни, на подсознательном уровне не стараясь сопротивляться болезни.

Верьте в своего ребенка, будьте всегда рядом с ним, помогайте ему учиться решать возникающие проблемы, научите его находить общий язык как со взрослыми, так и с детьми. Адаптация пройдет успешно, если ваш малыш будет чувствовать то, что родители рядом, что они его никогда не оставят и то, что он делает совершенно правильно — он становится частью большого и разнообразного общества.

Консультация для родителей детского сада. Адаптация детей в ДОУ

Уважаемые родители!
Беспокойства о поведении вашего ребенка в садике в большинстве случаев НАПРАСНЫ, потому как ребенок в коллективе, в кругу сверстников и в отсутствии мамы и папы, ведет себя ИНАЧЕ, не так как дома!
Познакомьтесь с воспитателями заранее. Обязательно расскажите им об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, какие методы поощрения приемлемы для вашего ребенка.

Для успешной адаптации необходимо создать у ребенка положительную установку на детский сад.

Примерно за месяц до того, как ваш ребенок начнет ходить в садик, - поменьше, чем обычно, будьте с ним. Подробно расскажите ему о саде, сводите его туда, чтобы у вашего малыша сложилось собственное представление о нем.
Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже БОЛЬШОЙ, что может САМ ходить в детский сад. Объясните, что там много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек.
Но не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.
Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад.

Старайтесь, чтобы ваш ребенок общался с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях.

Расставайтесь с ребенком легко и быстро! Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у малыша вызовут тревогу, и он долго не будет отпускать вас.

Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром. Если мама и ребенок с трудом расстаются, то желательно первые недели пусть отводит в детский сад его ОТЕЦ!

Дайте ребенку в садик его любимую игрушку. В детском саду она, как кусочек домашнего тепла, будет «согревать» и успокаивать малыша.

Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ.
Создавайте ребенку условия для спокойного отдыха дома. Во время адаптации не стоит водить ребенка в гости, шумные компании (ваш малыш в это время перегружен впечатлениями, следует пощадить его нервную систему)

Главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.

Каким бы не был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку – не считайте, что он заменяет семью!
Ткаченко Светлана Павловна, воспитатель младшей группы, педагог - психолог

Педагог-психолог Чурсина Е.Г.

Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша и его близких. Это замечательный ни с чем несравнимый период психологического единения матери и ребёнка. Но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад.

Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

Отсутствие близких, родных людей.
-Появляется необходимость соблюдать режим.
-Ребенку приходиться вступать в постоянный контакт со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация – это приспособление организма к новым условиям, что является необычной ситуацией в жизни Вашего ребёнка, следовательно, стрессовой, требующей более внимательного, терпеливого отношения к ребёнку.

Необходимо учитывать: адаптационный период может протекать до 128 дней.

Адаптация ребёнка к новым обстоятельствам жизни — сложный процесс, как для детей, так и для взрослых (родителей, воспитателей). Ребёнок пока ещё не способен выразить свои чувства словами, поэтому появляются значительные перемены в его поведении. Но если отнестись к малышу внимательно и без раздражения, то эти временные отклонения пройдут быстрее и менее болезненно для Вас и ребёнка.

В нашем детском саду работают опытные специалисты, которые к детям проявляют индивидуальный подход, особенно к очень чувствительным, замкнутым, сильно плачущим. В группе создаётся благополучный эмоциональный климат. Воспитатели — хорошие актеры: умеют вовремя рассказать сказку, спеть песенку, знают много произведений устного народного творчества: потешеки, пестушеки, колыбельные песенки, чтобы при случае отвлечь ребенка; используют игры-забавы в качестве сюрпризного момента. Игры-занятия, проводит педагог-психолог. Проходят они продолжительностью до 15 минут. Первые игры проводятся фронтально, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Организация игровой деятельности в адаптационный период, направлена на формирование эмоциональных контактов «ребенок-взрослый» и «ребенок-ребенок».
Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия к другим взрослым и детям, социуму в целом. Дети двух-трех лет еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут наблюдать друг за другом, прыгать, и оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ

По длительности выделяют три вида адаптации:

Легкая адаптация: от 8 до 16 дней.

У ребенка на 8 – 16 день нормализуется сон, он нормально начинает есть.
Настроение преобладает бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем.
Отношения к близким взрослым не нарушается, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к окружающему восстанавливается в течение 2 – х недель при участии взрослых. К концу первого месяца восстанавливается активная речь.
Ребенок болеет не более 1 раза, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Адаптация средней тяжести: от 17 до 32 дней.

Сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней.
Настроение не устойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня.
Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным
Речь либо не используется, либо речевая активность замедляется.
Заболеваемость от 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Изменения в вегетативной системе: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течение 1,5 – 2 недель. Адаптация тяжелой степени: от 32 и болеее дней. Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет. Поведенческие реакции нормализуются лишь на 60 день пребывания в ДОУ. Отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям: избегает общения, сторониться или проявляет агрессию. Речь не использует или имеет место задержки речевого развития на 2-3 периода. Заболеваемость более 3 – х раз в месяц, более 10 дней.

Чего нельзя делать ни в коем случае:

Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию.
Строгое напоминание о том, что «он обещал не плакать», – тоже абсолютно неэффективно. Дети этого возраста еще не умеют «держать слово». Лучше еще раз напомните, что вы обязательно придете.

Нельзя пугать детским садом («Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!»). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.
Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это может навести малыша на мысль, что сад – это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.
Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.
Советы родителям

1. В первую очередь родители должны познакомиться с воспитателями.

2. Приблизительно за месяц можно начинать подготавливать ребенка психологически — рассказать про то, что такое детский сад, кто туда ходит, что там происходит, желательно, как можно чаще гулять около него, чтобы малыш привыкал к территории. Однако одновременно с этим нужно не перестараться — не стоит слишком часто акцентировать внимание на предстоящем событии, что может вызвать у ребенка страх и неуверенность в собственных силах.

3. К режиму детского сада необходимо подготовиться также заблаговременно — обычно детей приводят рано утром, а забирают в 6 вечера, тихий час — с 13 до 15. Далеко не все дети привыкли вставать рано утром, поэтому перестраиваться под новый лад нужно начинать как минимум за 2-3 месяца. Отправляться ко сну лучше в 21.00.

4. В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно увеличивать время пребывания в детском саду.

5. Еда в детском саду отличается от домашней, поэтому родителям стоит заблаговременно подготовить ребёнка, приучая его к обычной и здоровой пище — супам, кашам, салатам и т.д.

6. Стоит заранее приучать ребёнка к самостоятельности и навыкам самообслуживания.

7. Собираясь в детский сад, можно и даже нужно разрешать ребенку брать с собой какие-либо игрушки, чтобы он привнёс туда «частичку» родного дома.

8. Во время прощания с мамой часто ребенок начинает капризничать — держится всеми силами за маму, иногда даже громко кричит, рыдает и устраивает истерики. Нужно спокойно поцеловать малыша, помахать ему рукой и «передать» в надежные руки воспитателя (если он сам отказывается идти). Обычно дети, особенно ясельного возраста, плачут минут 5-10 и успокаиваются.

9. В первые несколько дней ребенок чувствует себя в детском саду скованно. Постоянное сдерживание эмоций может привести к нервному срыву, поэтому в период адаптации ребенку просто необходимо «выпускать» эмоции в привычной домашней обстановке, не вызывающей скованности. Не ругайте его за то, что он слишком громко кричит или быстро бегает - это ему необходимо.

10. Когда ребенок находится вне детского сада, родителям нужно стараться посвящать ему как можно больше времени — гулять, играть, разговаривать.

11. Будьте в контакте с воспитателями – интересуйтесь поведением ребёнка в саду, его отношениями с взрослыми и сверстниками, обсуждайте возникающие проблемы.

Адаптационный период для каждого ребёнка проходит по-разному и определяется особенностями его нервной системы, уровнем развития общения, общим эмоциональным фоном (настроением), семейными обстоятельствами. Необходимо помнить, что перемены в жизни ребёнка – это также тест на родительскую компетентность, показатель того насколько родители готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности. Помните о том, что на новом жизненном этапе малыш учиться приобретать опыт построения отношений с миром и Вами, делает важные шаги на пути своего развития, развития своей личности. Родительская поддержка, принятие тревог и забот ребёнка, уверенность в том, что он справиться со всеми трудностями придадут маленькому человеку веру в свои силы и обеспечат необходимый эмоциональный настрой.

Эти советы помогут пережить ребенку процесс адаптации к условиям детского сада. Если вам нужна квалифицированная помощь, психолог детского сада всегда ждёт вас.




Адаптация - приспособление личности к условиям социальной среды и результат этого процесса; приспособление, привыкание к новым условиям.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечеров дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:

Тревога, связанная со сменой обстановки (ребёнок до 3 лет ещё нуждается в усиленном внимании). При этом из привычной, спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство (встречает, пусть и доброжелательных, но чужих людей), и режима (ребёнку бывает сложно принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал). В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна. К тому же, личный режим дня ребёнка нарушается, это может спровоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).

Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и, вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребёнка в детском саду.

Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.

Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в дошкольном учреждении.

Личное неприятие контактирующих с вашим малышом взрослых. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Способы, позволяющие уменьшить стресс ребёнка.

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ.

В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился. Придерживаясь данного совета все режимные моменты в группе не вызовут у вашего ребенка реакции протеста, что в свою очередь положительным образом скажется на его поведении.

Желательно дома укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике, рассматривая все положительные моменты.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желание малыша и рекомендации воспитателя можно оставить его на целый день в ДОУ.

Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений мамы, которых совсем недавно было намного больше. Но будьте внимательными – не стоит самим «расчувствоваться», ведь дети на интуитивном уровне чувствуют какое настроение у родителей. Этим вы сами можете навредить своему малышу.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления (если ваш малыш сможет с вами объясниться). Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Каждый день оставляйте время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети гуляют и играют, маме надо заняться делами семьи).

    Заранее спланируйте прогулки на территорию детского сада. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребёнка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

    С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

    Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

    Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

    Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребёнка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

    Поиграйте с ребёнком дома в игру «детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

    Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско-родительских взаимоотношений.

    Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем быстрее он способен адаптироваться.

Что же дает посещение детского сада ребенку? Прежде всего - возможность общения. И в первую очередь общения со сверстниками. Поскольку начиная с трехлетнего возраста ребенок нуждается в общении с другими детьми. А опыт общения с воспитателями поможет ему в дальнейшем избегать трудностей в общении с учителями. Ребенок узнает, что, помимо близких взрослых, есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться. В детском саду дети более четко усваивают, что есть определенные правила «человеческого общежития» и учатся соблюдать их.

В детском саду ребенок получает возможности для интеллектуального и физического развития. С ним проводятся специальные занятия лепка, рисование, пение, аппликация, конструирование, развитие речи, физкультура, ознакомление с социальной действительностью, основы математических представлений и т.п., которые действительно способствуют развитию ребенка. К тому же на этих занятиях ребенку часто бывает по-настоящему интересно.

Одним из несомненных плюсов посещения детского сада является приобретение самостоятельности. Приучение к ежедневной зарядке, чистке зубов, уборке своей кроватки и наведению порядка после игры - посильная помощь не только маме, но и себе самому. Немаловажны и приобретаемые ребенком навыки самостоятельного одевания и раздевания, которые прививаются буквально через четыре месяца пребывания в детском саду.

Родителям важно знать, что при поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный период. Условия жизни ребенка меняются, когда он поступает в ДОУ. Ребенка окружают новые люди, меняются приемы воспитания, обстановка. Адаптация (от лат. « приспособляю») - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологическом. Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем организма. Адаптивные возможности ребенка дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям и замедлению темпа психофизического развития.

У некоторых малышей в период адаптации нарушаются сон (не могут заснуть, сон кратковременный и быстрый), аппетит (в детском саду много новых блюд), пропадают ранее приобретенные навыки (например, ребенок становится нечистоплотным, наблюдается временная потеря речи, тяжелые психические переживания: плачут, зовут маму, прячутся от детей).

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую.

1 - 16 дней - «лёгкая»;

16-32 - адаптация средней тяжести;

от 32 до 64 дней - «тяжелая».

Легкая адаптация. Поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 -2 недели. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует с взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Речь может затормаживаться, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений.

Средняя адаптация . В этот период сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние его нестабильно в течение месяца, наблюдается плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким людям - эмоционально-возбужденное (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношении с взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменения вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи (диатез) - в течение двух недель. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

Тяжелая адаптация. Ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, могут возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребенка направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест), либо отсутствует активность при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Имеет место задержка речевого развития. Заболевания - более трех раз, длительностью более десяти дней. Тяжелая адаптация приводит к длительным и тяжелым заболеваниям. Могут замедляться рост и прибавка в весе.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

возраст ребенка;

состояние здоровья;

уровень развития;


умение общаться с взрослыми и сверстниками;

формирование предметной и игровой деятельности;

приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ:

отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада;

наличие у ребенка своеобразных привычек;

неумение занять себя игрушкой;

не сформированы элементарные культурно-гигиенические навыки;

отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми и взрослыми.

Типичные ошибки родителей


Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их предотвращения.

В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции

ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша - это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость - нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу, - это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.

В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.

Еще одна ошибка родителей - пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего, им нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно дольше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению - это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помочь ему преодолевать трудности.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ?

    Рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Подробно описать режим детского сада, чем ребенок там будет заниматься. Ваш рассказ поможет ему почувствовать себя увереннее и спокойнее, когда он пойдет в сад. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

    Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.

    В первые дни не следует оставлять малыша больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По истечению 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.

    Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

    Если ребенок плачет, стоит взять его на руки, успокоить - вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых недавно было намного больше.

    Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

    В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

    По возможности расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми: обращать его внимание на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительно отношение к ним.

    Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

    Помочь ребенку разобраться в игрушках, использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру.

    Учить обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего ребенка.

    Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.