Сосательный рефлекс у новорожденных: до какого возраста, причины отсутствия, лечение. О сосательном рефлексе у грудничка (почему может быть слабым)

Рефлексами называют самопроизвольно совершаемые реакции на какой-либо внешний раздражающий фактор. Они свойственны всем многоклеточным, включая животных и людей. Рефлексы бывают безусловными и условными.

Первая группа всегда с человеком, способствуя его существованию во внешней среде — это врожденные рефлексы. Вторая группа представляет собой неврологические знаки, которые появляются и исчезают в течение человеческой жизни. Каждый ребенок появляется на свет с определенным количеством безусловных рефлексов, среди них сосательный рефлекс и другие автоматизмы, обеспечивающие новому человеку условия для выживания.

Что такое сосательный рефлекс?

Он формируется у ребенка в первые минуты жизни, а задатки его проявляются еще в утробе матери, на УЗИ часто бывает видно, как плод держит во рту свой пальчик. Если малыш родился здоровым и доношенным, его сразу прикладывают к материнской груди, и он успокаивается, получая несколько капелек молозива. Так в роддомах поддерживают врожденный инстинкт и способствуют правильному установлению сосательного рефлекса.

Любого рода прикасания к губкам младенца вызывают ответы в виде совершения сосательных движений. Врачи знают, до какого возраста сосательный рефлекс является нормой, осуществляя защитную функцию — это первые 12 месяцев жизни.

Сосательный рефлекс реализуется при участии ядер определенных нервов, находящихся в стволовой части продолговатого мозга. Это тройничный нерв, лицевой, вестибулярный, языкоглоточный, блуждающий и подъязычный.

Взаимосвязь этих пар нервов обеспечивает строгую координацию процесса сосания. После окончания кормления рефлекс сначала слабеет, а через час или полтора вновь оживает. При повреждении центральной нервной системы или любого вышеперечисленного нерва он снижается или совсем пропадает.

У деток, рано отлученных от материнского молока и вскармливаемых смесями, есть проблема не до конца реализованного сосательного рефлекса, что может приводить к развитию невроза навязчивых движений разной степени. Это выражается в частности в следующем:

  • привычка сосать разные предметы (пальчик, ручка, карандаш, одеяло, куклы и т.д.);
  • привычка грызть свои ногти;
  • у взрослых стремление курить, подолгу удерживать во рту сигарету, при любом стрессе стараться быстрее закурить.

Таким образом, ребенок должен правильно пройти оральную стадию развития, чтобы не было формирования невротических реакций в дальнейшем. Люди, обделенные на ранней стадии развития материнским молоком, должны воспитываться с применением соски-пустышки как объекта сосания, иначе взрослый человек в течение жизни может проявлять оральную агрессию в активной форме (кусаться, огрызаться словесно, ехидничать) и пассивной (плохой аппетит, всякие болезненные состояния).

Пустышку ребенку дают между кормлениями, отучать от нее надо постепенно, во время игры, с разговорами и лаской, без наказания и криков. Когда угасает сосательный рефлекс — природа определила, что ребенку старше одного или полутора лет он ни к чему, хотя еще долго будут сохраняться посасывающие движения у малыша во сне и в последующие годы, примерно до 3 или 4 лет.

Почему он может отсутствовать?

При слабости данного действия малыш очень вяло сосет грудь или бутылочку, быстро засыпая при кормлении, а то и вовсе отказываясь от еды. Так бывает у ослабленных, травмированных в родах или недоношенных деток. Их выписывают из стационарного отделения тогда, когда ребенок привыкает хорошо сосать молоко. Снижение сосательного рефлекса может наблюдаться по следующим причинам:

  • гипоксически-травматическое поражение центральной нервной системы ребенка в утробе матери или в родах;
  • соматические болезни тяжелой стадии (из-за общей слабости и недомогания);
  • парезы и параличи черепно-мозговых нервов, в частности лицевого;
  • умственно отсталые дети;
  • выраженный стоматит, респираторные вирусные инфекции, ринит;
  • плоской формы соски у матери.

При сниженном сосательном рефлексе ребенок постоянно недоедает, поэтому его надо докармливать с ложечки или сцеженным молочком из бутылочки каждые 2 или 2.5 часа.

Любое отклонение в состоянии малыша — это повод обратиться к врачу, ведь это может быть сигналом развития серьезной патологии, требующей немедленного лечения. Снижение сосательного рефлекса требует динамического наблюдения с привлечением невролога.

Отсутствие сосательного рефлекса — это первый симптом повреждения ЦНС, а точнее стволовой части продолговатого мозга, прогностически неблагоприятный признак. У таких деток очень мало шансов на выживание, кормить их приходится только через зонд.

Причины полного отсутствия сосания у деток:

  • травма продолговатого мозга в родах;
  • слабость жевательной мускулатуры, круговой мышцы рта, языка;
  • глубокая недоношенность.

Особенности сосательного рефлекса у недоношенных детей

У деток, рожденных раньше срока с маленьким весом, много разных проблем со здоровьем, свои особенности развития и выхаживания. В частности, сосательный рефлекс у недоношенных детей, как и глотательный часто отсутствуют, особенно при массе тела меньше полутора килограмм, когда есть и недоразвитие многих органов, малый их объем, нарушенная терморегуляция, затруднено дыхание и т.д.

Неполноценность рефлексов связана с недостаточным развитием механизмов нервной регуляции и неполным формированием сосательной мускулатуры. Таких детей нельзя сразу приложить к груди, но и делать большую отсрочку тоже страшно из-за возможной большой потери массы тела.

Длительную отсрочку дают при тяжелой травме или подозрении на наличие кровоизлияния в мозг. Если ребенка не прикладывали более 12 ч, то его переводят на парентеральное питание раствором глюкозы. Зондовое кормление недоношенных деток практикуют при значительном снижении сосания и глотания, при этом объем каждого кормления дозируется специальным шприцом. К бутылочному кормлению переходят после появления у малыша хороших рефлексов.

О кормлении грудью вопрос решается отдельно по каждому ребенку с учетом его состояния и устойчивости рефлекторных знаков. Обычно начинают с одного или двух раз в сутки, если ребенок при этом устает, то докармливают его из бутылочки, всего таких деток кормят до 10 раз в сутки. Главное в процессе выхаживания недоношенных деток — не форсировать события.

Процесс может быть длительным, но успех обеспечен при грамотном подходе врачей и матери малыша, такие детки догоняют своих сверстников к концу первого — максимум третьего года жизни.

Таким образом, сосательный рефлекс является одним из самых важных врожденных рефлексов, которым наделила природа человека для обеспечения наиболее комфортных условий выживания и дальнейшего развития. Его полное отсутствие — непоправимая беда, несовместимая с жизнью, а снижение — это грозный сигнал о серьезной неврологической проблеме, которую необходимо немедленно начинать искать и устранять всеми возможными способами с привлечением врачей невропатологов и других специалистов.

Вс Окт 04, 2009 23:43

Чем грозит неудовлетворенный сосательный рефлекс.

Сосательный рефлекс формируется у ребенка еще во внутриутробный период развития и оказывает решающее воздействие на формирование его психики в период раннего детства. Кроме того, что за счет этого рефлекса ребенок утоляет голод, это средство помогает малышу успокоиться, почувствовать себя увереннее. Сосательный рефлекс является основным в течение первого года жизни ребенка, к концу третьего года жизни он начинает ослабевать, а угасает только к четырем годам. (Здесь, видимо, нужны пояснения. Мне казалось, что если пишут какие-то возрастные ограничения, то всем понятно, что все дети разные, и изменения не происходят ровно в день рождения. Оказывается, это понятно не всем. Так вот: дети разные! Не у всех он исчезает именно в этом возрасте. Но минимальным для начала угасания этого рефлекса физиологами определяется возраст два с половиной года).

Особенно опасно неудовлетворение сосательного рефлекса для флегматиков: это приводит к снижению общего эмоционального тонуса, впоследствии возможны суицидальные наклонности и склонность к продолжительным депрессиям.

Нереализованный сосательный рефлекс у детей, рано отнятых от груди или находящихся на искусственном вскармливании, может приводить к неврозу навязчивых состояний разной степени.
В чем это выражается:
1. Сосание посторонних предметов:
пальца (самое распространенное);
материи (одеяла, подушки, манжет рукавов, уголков воротничка и пр.),
канцелярских принадлежностей (шариковая ручка, кисточка или карандаш во рту),
собственных волос (девочки иногда берут в рот кончики своих косичек);
любимых игрушек, и прочего.
2. Обгрызание ногтей.
3. У мальчиков под влиянием запрета на сосание соски или пальца последствия нереализованного рефлекса часто приводит к мастурбации.
4. В будущем, во взрослой жизни, нереализованный сосательный рефлекс вызывает привычку к курению, или сохраняется привычка держать во рту посторонние предметы (карандаш и пр.). Существует мнение, что тяга к курению возникает от нереализованности сосательного рефлекса и привычке «засасывать» нервозность и настороженность. Вы можете видеть, что в стрессовых ситуациях курильщики чаще тянутся к сигарете, что подтверждает данное предположение.

Ребенок, как мы уже говорили, находится на оральной стадии развития (от лат. Oral – рот). Но неблагополучное прохождение этой стадии может порождать невротические реакции. Например, оральная фиксация может иметь место в случае, если ребенок был обделен материнским молоком или лаской в грудной период. Люди с подобной фиксацией обычно пассивны " источник всех материнских и духовных благ они видят вне себя " (Фромм), наиболее выразительной частью их внешности является рот. В зависимости от способа появления различают " активную и пассивную " формы оральной агрессии. Активная связана со стремлением кусаться, в том числе и в психологическом смысле этого слова – вербально, это выражено ехидством и едкими замечаниями. Пассивная форма - болезнь, отказ от еды, жалобы.

Поэтому, если женщина по каким-либо причинам отказывается от грудного вскармливания до угасания у ребенка сосательного рефлекса, она должна постараться найти «объект для сосания». Если ребенок с самого начала на искусственном вскармливании – для него обязательна соска-пустышка, так как вред от нее несоизмеримо меньше, чем от неудовлетворенного рефлекса.

Почему ребенку, которого мать кормит грудью по требованию, пустышка не нужна, а даже крайне вредна?

Малышу нужно общение с родителями, в противном случае, проводя все свое время в компании пустышки, он начнет им меньше доверять.
Американские психологи говорят: «Если ребенок заплакал и вы потянулись не к нему, а к пустышке – выбросьте ее». Безусловно, для младенца лучший утешитель – не соска, а мама.
Если рот ребенка постоянно занят соской, это плохо сказывается на общем развитии, ведь в период до года ребенок «познает мир ртом». Для того, чтобы он изучал предметы, он должен их грызть, облизывать, тянуть в рот. Если рот занят – основной канал восприятия бездействует, тактильная информация поступает в мозг недостаточно полно.

Если женщина хочет кормить младенца грудью, она ни в коем случае не должна заменять свою грудь (даже изредка) соской-пустышкой!

Ребенок сосет грудь и бутылочку или соску по-разному:
Грудь:
Молочко добывается перистальтическими движениями язычка. Сосок не участвует в сосании, он находится на уровне мягкого неба. Малыш захватывает грудь максимально глубоко, широко открыв ротик, воздействуя на млечные синусы, язычком сцеживает молоко - выдавливает, прижимая язычком к небу. Соблюдается ассиметрия захвата - снизу ареолу ребенок захватывает больше. Ко всему прочему, прилив молочка нужно стимулировать. И малыш знает, что каждый прилив через время сменяется следующим в ответ на его сосательные движения и может терпеливо ждать, слегка посасывая. При сосании груди задействованы все группы мышц лица.

Бутылка:
Принцип сосания бутылки основан на разности давления. Когда ребенок сосет бутылку, задействованы лишь мышцы щек. Малыш совершает втягивающее движение и получает непрерывный поток молока. Не обладая способностью сопоставлять предметы и способы сосания этих предметов, ребенок, получающий и грудь, и бутылку, начинает путаться и захватывает грудь по принципу бутылки (ведь бутылку по принципу груди захватить невозможно). Движения языка при таком сосании изменяются - он совершает поступательные движения - вперед-назад. Если кроха начинает сосать грудь по принципу бутылки - она больше не получает необходимой стимуляции и уровень пролактина (гормона лактации) снижается. К тому же, сосок матери уже не будет располагаться на уровне мягкого неба и начнет участвовать в сосании

Сосание пустышки (и бутылочки) может привести к следующим последствиям:
- Трещины, ссадины, травмы сосков;
- Лактостаз, мастит
- Недостаток или избыток молока;
- Маленький набор в весе;
- Лактазная недостаточность, пенистый стул, сильное срыгивание;
- Прикусывание ребенком груди, выгибание под грудью и плач;
- Отказ от груди.
также известны случаи возникновения кожной аллергии вокруг рта вследствие сосания пустышки.

Обратимся к психологии новорожденного: он рождается с определенным набором ожиданий. Когда эти ожидания удовлетворяются, формируется некая цепочка развития, т.е. чтобы построить эту цепочку, нужно пройти каждое звено по порядку. Если звено выпало - цепочка прервалась либо направилась в другое русло. Близость к матери и получение груди по первому требованию составляют звенья этой цепочки. Малыш учится любви и доверию на руках у матери. Она помогает ему познавать мир через ассоциации. Все это происходит исключительно у нее на руках, т.к. только в этом положении малыш чувствует себя уверенно и формирует положительное отношение к новому миру.

Если ребенка успокаивает пустышка - он переходит на общение с неодушевленным предметом, как бы замыкаясь в себе и сам себя успокаивая. Это ведет к снижению исследовательского интереса к миру, уменьшению потребности взаимодействия с другими людьми, замедлением социализации, и является одной из причин детского аутизма. Когда малыш при беспокойстве получает грудь, он получает эндорфины – «гормоны радости», которые подавляют стресс, а соска этих гормонов не выделяет, тогда нервная система ребенка страдает – что ведет к сбоям в работе всего организма.

Напоследок – прекрасная цитата из книги Трунов М., Китаев Л. Экология младенчества. Первый год. – М., 1993 – 208
«Однако сосание пустышки имеет и другое последствие. Взгляните на подросшего малыша, сосущего соску-пустышку. Глаза его, как правило, полуприкрыты и обращены в никуда. Своеобразное самопогружение. Все это напоминает картину, наблюдаемую при сосании материнской груди. Однако только человеческий рассудок, способный свести сосание груди к механическому акту, может провести тождество между материнским соском и пустышкой. Если мы наконец-то поняли, что кормление грудью – не просто перекачивание молока, то мы должны понять, что разница между сосанием груди и пустышки такая же, как между полноценным половым актом и онанизмом.

Для малыша подобные “самоуглубления” имеют следствием прежде всего снижение активности по отношению к внешнему миру. К тому миру, который он в этот период должен познавать и запечатлевать. Снижается поисковая активность, тенденция к исследованию. А главное, не ведет ли это к привычке удовлетворять свои потребности суррогатным образом?»

Марина Озерова, педагог-психлог, Израиль

Сосательный рефлекс - один из важнейших врождённых рефлексов ребёнка. О чём свидетельствует его снижение или отсутствие? Можно ли развить сосательный рефлекс и как это сделать?

Сосательный рефлекс у новорождённых

Формирование сосательного рефлекса происходит в период, когда ребёнок ещё находится в утробе матери. Эта безусловная реакция возникает в первые часы жизни малыша. Данный врождённый рефлекс является одним из самых главных, так как именно он обеспечивает выживание ребёнка. С помощью сосания младенец утоляет голод. Определить, хочет ли ребёнок есть, можно по выраженности рефлекса. Он ослабевает сразу после еды. Безусловная сосательная реакция даёт о себе знать уже спустя час после приёма пищи. Рефлекс оказывает прямое воздействие на психическое и физическое развитие ребёнка. Его наличие свидетельствует о здоровье младенца, правильном формировании его нервной системы.

До 12 месяцев сосательный рефлекс выполняет защитную функцию. К году он ослабевает, а к 3-4 годам и вовсе пропадает.

Отсутствие сосательного рефлекса у новорождённого

Слабый сосательный рефлекс либо его отсутствие у новорождённого определяется простым методом - кормлением малыша. Если ребёнок здоров, то он сразу берёт грудь, жадно сосёт. Новорождённые, у которых наблюдается снижение этого важного для жизнедеятельности рефлекса, сосут вяло, редко сглатывают, периодически отказываются от груди, при кормлении могут уснуть. Снижение данного безусловного рефлекса происходит по различным причинам:

  • гипоксия при родах либо в период беременности;
  • невралгические синдромы (например, ослабление лицевых нервов);
  • тяжёлые соматические заболевания;
  • ринит, стоматит, ОРВИ;
  • плоская форма сосков у матери.

При сниженной сосательной реакции ребёнок недоедает, а значит - не получает норму полезных веществ, что сказывается на его развитии. Решением проблемы может стать докармливание малыша с ложечки или бутылочки каждые два часа. Это нужно делать только по рекомендации доктора.

Заметив ослабление сосательного рефлекса, важно сразу же обратиться к врачу. Симптом в динамике должен наблюдать невролог. Применять любые меры без консультации со специалистом строго запрещено, так как можно навредить малышу.

Почему нет сосательного рефлекса у новорождённого, с чем это связано? Отсутствие такого важного для выживания рефлекса говорит о серьёзной патологии. Диагноз может поставить только врач, однако если у новорождённого наблюдается отсутствие сосательного рефлекса, то причины этого обычно кроются в невралгической плоскости. Такой симптом может свидетельствовать о повреждении центральной нервной системы, что скажется на дальнейшем развитии малыша. Причиной отсутствия рефлекса может являться слабость мышц рта и языка, жевательной мускулатуры. При полном отсутствии сосательного рефлекса новорождённого кормят через зонд. Неполноценность базовых рефлексов часто наблюдается у недоношенных детей.

Восстановление сосательного рефлекса у новорождённого

У здорового новорождённого вызвать сосательный рефлекс очень легко. Для этого необходимо всего лишь прикоснуться к губам и языку малыша своим пальцем, младенец автоматически среагирует на это и откроет рот в готовности сосать молоко. Если у новорождённого наблюдаются какие-либо отклонения безусловных реакций, то не стоит отчаиваться - разработать рефлексы, в частности и сосательный рефлекс, можно. В этом поможет чёткий график кормления, докармливание, пустышка. Чтобы развить безусловный сосательный рефлекс, часто рекомендуют выполнять специальные процедуры, например, массаж лица перед едой.

Восстановление рефлекса должно осуществляться с учётом причины патологии. Правильное лечение, в случае если у новорождённого наблюдается слабый сосательный рефлекс, может назначить только врач, ведь любое отклонение от нормы требует тщательной диагностики. Если у новорождённого наблюдается полное отсутствие сосательного рефлекса, то лечение проходит стационарно, так как такой младенец должен находиться под присмотром врачей, что позволят оперативно среагировать на ухудшение его состояния.

Несколько месяцев назад в эпоху больших баталий в "Малышах" мне кто-то написал, что сосательный рефлекс отмирает не в 3-4 года, как утверждают в своих статьях сотрудники "Рожаны", а в 4-6 месяцев, о чем доступно написно в учебниках неврологии.

Вопрос был мной добросоветно изучен и теперь я могу на него ответить.

Поскольку вопрос о состальном рефлексе поднимался в связи с обоснованием мной необходимости длительного ГВ, не могу не затронуть еще одного аспекта. Безотносительно сроков угасания сосательного рефлекса, потребность в сосании , по мнению психологов, может сохраняться у ребенка до 3-4 лет и даже дольше, особенно если не была как следует удовлетворена в младенчестве. Таким образом, грудное вскармливание, в идеале, должно сохраняться до полного удовлетворения ребенком потребности в сосании.

Если же ГВ по каким-либо причинам не состоялось или было свернуто в младенчестве, не следует полностью исключать из жизни ребенка бутылку или пустышку до возраста полного удовлетворения потребности! Неудовлетворенная потребность в сосании может в более старшем возрасте стать причиной неврозов и других неблагополучных состояний - в этом солидарны большинство исследователей-психологов.

Дети рождаются с определенными базовыми навыками, которые помогают им выживать, набираться сил и развиваться. Сосательный рефлекс у новорожденных это один из важнейших, заложенных природой инстинктов. Именно наличие или отсутствие сосательного рефлекса отвечает за своевременное и полноценное развитие новорожденного.

Отсутствие сосательного навыка у детей не позволяет им принимать пищу. Даже если влить молоко в ротик младенца, он не сможет его сглотнуть. Таких детей кормят зондально или внутривенно и жизнь их зависит от того сможет эта привычка в дальнейшем развиться или нет.

Наличие рефлекса свидетельствует о здоровье малыша и его центральной нервной системы. Ослабление навыка обычно связано с неправильными действиями мамы или приобретенными заболеваниями.
О том, как проверить наличие инстинкта удовлетворения голода, как его развивать и почему он отсутствует или ослабевает, поговорим более подробно в данной статье.

Формирование сосательного рефлекса

Формирование сосательного рефлекса у новорожденного происходит внутриутробно. Новорожденный малыш готов сосать грудь мамы или бутылочку, его этот процесс не только насыщает, но и успокаивает.

Кстати, именно поэтому многие малыши сосут пальчики, кулачки или пустышки. Если у ребенка отсутствует данный природный навык полностью, то, к сожалению, развить его невозможно. Исключения составляют недоношенные дети, у которых в силу слишком раннего появления на свет, могла просто недосформироваться данная привычка. Обычно через определенный промежуток времени происходит восстановление сосательного рефлекса.

У здорового новорождённого данный навык ярко выражен при рождении и сохраняет высокую активность до года. Угасание сосательного рефлекса происходит к 3-4 годам.

При рождении врачи первым делом оценивают наличие и степень данной врожденной привычки. Для этого необходимо просто дотронуться к щечке или к губкам ребенка. Если рефлекс повышен, то грудничок сразу начнет причмокивать, как бы имитирую сосание. При отсутствии реакции на такой раздражитель ребенку вводится пальчик в рот, чтобы оценить сосательный навык. Если малыш реагирует вяло и неактивно, то это свидетельствует о слабом навыке, что будет препятствовать необходимому поглощению пищи и набору веса, все это повлечет общее недоразвитие как физических, так и психосоматических показателей.
При слабом сосании принимается ряд мер для разработки навыка.

Почему рефлекс отсутствует или очень слабый?

Отсутствующий или слабый сосательный рефлекс это серьезный повод для беспокойства взрослых. И в первом и во втором случае необходима врачебная помощь.

Сосательный рефлекс у недоношенных может полностью отсутствовать или быть слабо выраженным. Когда отсутствие сформированной привычки обусловлено лишь недоношенностью ребенка, связанную с его ранним появлением на свет, то его можно приобрести, набрав необходимый вес и чуть-чуть подрастив малыша. Все это время новорожденный будет находиться в больнице, а питание ему будет доставляться зондом прямо в пищевод или внутривенно с помощью инъекций. Если привычка отсутствует в силу поражения центральной нервной системы, то, к сожалению, помочь малышу очень трудно, а порой и просто невозможно.

У своевременно рожденных малышей ослабленный навык может быть врожденным или приобретенным по одной из указанных ниже причин:

  1. Скованность лицевых нервов, которые не позволяют малышу производить сосательные и глотательные движения.
  2. Заболевания соматического характера.
  3. Умственная отсталость в высокой степени.
  4. Недоразвитая или очень слабая мышечная система, находящаяся вокруг рта и двигающая язык.
  5. Приобретенные простудные заболевания, влекущие насморк и отеки, а также стоматит, который вызывает крайне болезненные ощущения у ребенка при сосании.

Неудобные для захвата и сосания соски, также могут ослабить сосательный рефлекс малыша. Если ему приходится очень много прикладывать усилий для добывания молока из груди мамы, то он может просто засыпать от усталости во время кормления, а постепенно выработает привычку постоянного недоедания, что скажется на наборе веса, формировании мышечной системы и общем развитии ребенка.

Восстанавливаем рефлекс

Выявленный слабый рефлекс при рождении не позволит мамочке с малышом вовремя попасть домой, так как врачи будут устранять причины ослабленной привычки. Выписка будет возможна только после восстановления функции.

Если сосательный рефлекс был ослаблен уже в процессе жизнедеятельности малыша, то первое действие матери это обращение к врачу педиатру и неврологу. Только после их консультаций и рекомендаций следует устранять причину.

Ослабление сосательной функции происходит на фоне одной из вышеперечисленных причин. Рефлекс можно улучшить, если подойти к этому ответственно и системно. В большинстве случаев ослабленная функция восстанавливается при помощи организации более частого кормления. При грудном вскармливании, возможно, понадобиться сцеживать молоко и кормить ребенка из бутылочки.

Дополнительным методом развития рефлекса может стать прописанный массаж лицевых мышц. Доктор должен научить маму правильным массажным движениям, которые она будет регулярно производить на лице малыша.

Важно не только обучать малыша заново навыку, но и следить за динамикой развития. Самолечение в этом случае категорически запрещено, а во время восстановления функции обязательно регулярно консультироваться с врачом до того момента пока не закончится проблема.

Неудовлетворенный сосательный рефлекс может приводить к атрофированию функции, поэтому очень важно кормить грудничка, если он нагрудном вскармливании, по требованию. Новорожденных на искусственном вскармливании следует кормить из бутылочки с небольшим отверстием, чтобы он принимали пищу не меньше 15-20 минут. Положительно для поддержания и развития сосательного рефлекса действует соска.

Здоровье ребенка формируется целым рядом причин, как внешнего, так и внутреннего порядка. Сохранение необходимого баланса ложится полностью на плечи родителей, именно от них зависит, как будет расти, и формироваться ребенок, насколько здоровым и полноценным будет его будущее.