Снятие стресса с помощью упражнений. Как избавиться от застенчивости

Стеснительность – это периодическое состояние психики, вызываемое сочетанием внешних факторов и внутреннего самоощущения, проявляется поведенческими реакциями и свойственно, как человеку, так и животным. Стеснительность включает в себя целый набор черт, которые в совокупности формируют данную черту характера. К ним относятся напряженность, боязливость, неуверенность на фоне отсутствия социальных и коммуникативных навыков, определенная степень неловкости при социальном общественном взаимодействии.

Причины стеснительности всегда лежат в стремлении спрятать свою истинную личность из-за взаимодействия, поэтому человек довольно аккуратен в своих высказываниях и проявлениях. Из-за такого стиля поведения стеснительность часто принимается за внутреннюю скромность, утонченность, сдержанность, светскость манер, но при этом она не является внешним отражением наличия данных качеств, это лишь маска, которая выглядит подобным образом.

Есть несколько категорий проявления стеснительности: внешняя (когда человек боится проявляться в обществе, придает сверхценное значение общественному мнению, подчиняет собственные мысли и действия оценкам окружающих и боится их осуждения) и внутренняя (когда человек стесняется себя перед самим собой, предпосылками к чему служит слишком сильное чувство , отсутствие адекватного самовосприятия и навыков справляться с психологическими проблемами).

Формируется стеснительность в ходе развития личности на самых ранних этапах. Этому могут служить примеры родителей и копирование модели взаимодействия с миром и реакций на него. Еще одним моментом, формирующим данные реакции, является процесс , который проходил травматично или обедненно, что послужило отсутствием сформированности необходимых социальных навыков.

Помимо внешних, существуют и внутренние причины стеснительности. К психологическим факторам относится серьезный , происходящий на подсознательных уровнях. Возникает внутренняя эмоциональная буря, часто вызываемая противоречивыми реакциями или желаниями, которые подавляются или же подавляется весь конфликт. При этом человек сознательно выбирает следовать правилам общества, которые заглушают его собственные – уровень напряжения растет, контакт с социумом находить все тяжелее. Стеснительность, вызванная подобными переживаниями сравнима с герметичным паровым котлом, который после определенной отметки давления взрывается. При этом человек уже вряд ли будет восприниматься, как стеснительный, а окружающих это повергнет в шок.

Также стеснительность вызывается нарушением обмена нейромидиаторов в головном мозгу и служит симптомом некоторых психологических патологий. Это состояние связано со слабостью нервной системы, гипертимными акцентуациями личности. Когда стеснительность обусловлена физиологическими показателями, обычно требуется медикаментозная терапия. При постоянно выраженном состоянии, а не ситуационной стеснительности рекомендуется психотерапия.

Что такое стеснительность

Стеснительность часто рассматривается, как удобное и позитивное качество со стороны управляющих социальных структур. Например, в школе учителю более удобно будет поведением стеснительного ребенка, чем самоуверенного сорванца. Точно такая же картина происходит на работе и даже в периодическом дружеском общении. Но выгодным и полезным данное качество является только для окружающих, ищущих собственную выгоду в контакте, для человека стеснительность является прямой дорогой к искусственно заниженной самооценке, повышенной и депрессивному состоянию. Именно поэтому заботливые родители ищут способы, как побороть стеснительность ребенка, а не как лучше ею воспользоваться.

Стеснительность не является врожденным качеством, все дети от рождения громко заявляют о себе, искренне проявляют желания и .

Стеснительность не является базовым состоянием, а относится к числу социальных эмоций и соответственно развивается в том возрасте, когда осваиваются социальные механизмы взаимодействия (обычно это происходит в возрасте от трех до семи лет). С одной стороны важное влияние оказывает поведение родителей и стиль воспитания: чем больше ребенка одергивают, указывают на недостатки, критикуют проявленную инициативу, тем с большей вероятностью будет сформирована стеснительность. При таком подходе формируется внешне ориентированная стеснительность, когда человеку стыдно за себя, свои поступки и мысли перед окружающими.

Помимо непосредственного влияния внешнего родители оказывают влияние своим примером, когда ребенок учится не на том, что ему было сказано, а на том, что он видит. Если родители ведут замкнутый образ жизни, при социальных контактах проявляют стеснительность, то у ребенка формируется внутренняя позиция, направленная на маскирование себя. В данном контексте можно говорить о внутренней ориентации стеснительности, стыде перед самим собой за себя же.

Оба варианта приводят к неумению выстраивать социальные контакты, из-за чего портятся отношения со сверстниками и стеснительность усугубляется. Получается замкнутый круг, где чтобы преодолеть стеснительность, необходимо проявить уверенность, для чего нужно преодолеть стеснительность.

Но также многие дети осваивают данный социальный механизм, как и множество других с позиции собственной выгоды. Чем больше позитивных изменений со стороны поведения значимых взрослых ребенок будет получать, стесняясь, тем больше данное качество личности будет закрепляться в ее структуре. Манипуляция взрослыми – это единственный способ воздействия ребенка на мир, так как прямая конфронтация ему пока не доступна. Если стесняясь брать конфету, малыш получает две, то в следующий раз несколько раз откажется не из учтивости, а с целью получить больше, причем так, чтобы взрослые считали это собственным решением. Во многих случаях обоснованность стеснительности низкой самооценкой не выдерживает никакой критик, поскольку эта линия поведения во многом является регулируемой и если человек перестанет получать выгоду, то меняется и способ взаимодействия.

Позиция жертвы, несчастного человека, принижение собственных возможностей всегда дает выгоду – такого человека пожалеют, выполнят за него работу, отдадут самый вкусный кусочек. Не будут предъявлять больших требований или будут выдавать несоразмерно большое вознаграждение за небольшие усилия.

Соответственно, прежде чем решаться избавляться от стеснительности или бороться с этим качеством у других, необходимо выяснить формирования подобной позиции. В случаях биологической обоснованности, человеку будет необходима поддержка и помощь, а в случае манипулятивного поведения наоборот, вручение полной ответственности и безапелляционный стиль общения.

Как избавиться от стеснительности

Если стеснительность обоснована психологическими моментами, то первым способом на пути решения данной проблемы, будет осознание ее наличия и собственного влияния на возникновение и развитие данной ситуации.

Стеснительность это черта характера, которая не является чем-то неизменным и постоянным, как и сила нервной системы – это особая модель реагирования, привычка, ставшая удобной, определенный стиль мышления. Точно так же, как человек подкрепляет развитие какого-либо способа реагирования, он может уменьшать его воздействие. Чтобы уменьшить количество таких проявлений, придется вспомнить, в какой именно момент было принято решение о пользе данного способа реагирования. Скорее всего это была обоснованная ситуация в детстве, когда только такая реакция могла быть успешной, но сейчас и личность стала более зрелой и ситуации происходят другие, соответственно нужны новые способы.

Как избавиться от стеснительности? Чтобы понимать, что с вами происходит в момент стеснения необходимо очень деликатно прислушиваться к себе. Отмечать какие еще чувства возникают в этот момент, что происходит с физическим ощущением (может появляться напряжение или ), как быстро развивается данное чувство и в каких ситуациях. Возможно, при данном детальном анализе у вас появятся детские воспоминания каких-то ситуаций, людей, фраз, характеристик в вашу сторону. Все это необходимо отмечать, чтобы потом иметь возможность изменить.

Далее, чтобы изменить собственные реакции необходимо изменить хотя бы одну из составляющих привычного реагирования. То есть если в привычной ситуации, когда вы начинаете стесняться, у вас учащается дыхание, то можно сознательным усилием дышать максимально медленно и глубоко. Если появляется неприятное чувство в районе груди, то его можно мысленно переместить в руки и стряхнуть. Когда в всплывают критикующие голоса, то вообразите сказанное мультяшными голосами. Чем больше моментов вы сможете сознательно изменить, тем более отличной будет ваша конечная реакция.

Кроме работы в непосредственной ситуации необходимо работать с внутренними убеждениями относительно самовосприятия и внутреннего ощущения ситуации. Это работает даже при вопросах, как побороть стеснительность ребенка.

Можно спортом и сменой имиджа, можно записаться в студию единомышленников или попросить специалистов выделить ваши сильные стороны и привлекательные черты. Чем больше вы развиваетесь, как в физическом, так и моральном плане, тем выше ваше позитивное самовосприятие. Также важно, какими людьми вы себя окружаете: чем меньше упрекающих и унижающих личностей, тем меньше у вас поводов постоянно пригибать голову в стеснении.

Можно поискать в своих координатах образ человека или героя, на которого вы хотели бы ровняться. С одной стороны это поможет выработать тактику достижения, научиться тому, что умеет этот человек. С другой стороны полезно проанализировать, откуда у вас именно этот эталонный образ и проверить насколько он ваш, поскольку часто внешние идеалы нам внушают еще в детстве, и они не имеют никакого отношения к личности, которую мы имеем на данный момент.

Когда пример выбран действительно вами и соответствует действительной ценностной и смысловой системе, попробуйте прожить день, как этот человек. От вас не требуется многого, только сыграть роль, примерить образ и почувствовать, каково находится в такой роли. Могут возникнуть ощущения, что в своей прежней жизни вам было комфортнее, а возможно вы почувствуете насколько легко проявлять уверенность и заявлять о себе.

Приготовьтесь к тому, что изменения займут много времени. Невозможно стесняться двадцать лет, а после одного упражнения проявлять сверхлидерские качества. Это будет ежедневная кропотливая работа, причем не только непосредственно с ощущениями в момент стеснения, но и с глобальным переживанием жизни и себя в ней.

Как побороть стеснительность и неуверенность в себе

Когда стеснительность тесно связана с неуверенностью, то действовать придется в направлении обеих проблем. Прежде чем выходить на огромную сцену, чтобы отработать собственную уверенность, необходимо чувствовать себя комфортно рядом со своими близкими. Для этого начинайте их радовать, делать приятные сюрпризы, причем, не ища для этого повода. Стремление улучшить жизнь окружающих является прекрасным поводом для установления контакта, а позитивные отклики, которые вы получите, обязательно поднимут настроение и веру в себя.

Занимайтесь спортом и физическими нагрузками. Это не только улучшит самочувствие за счет выработки эндорфинов, но также улучшит внешний вид и ту часть уверенности, которая связана с этим. Открывайте новое не только в области своих физических возможностей, но также и социальных контактов, ищите своих людей, с которыми будет комфортно и приятно. Возможностей для этого много даже в маленьком городке – и лучше иметь десять виртуальных друзей, которые понимают, ценят и поддерживают, чем тридцать находящихся физически рядом, но постоянно унижающих.

Ставьте себе большие цели и стройте планы – это важная часть развития уверенности и подавления стеснительности. Помните, что у каждой цели должен быть свой план осуществления и сроки реализации. Важно, чтобы в любой цели или оценки своих действий вы начали ориентироваться только на собственные желания и суждения. То, что говорят окружающие, не всегда является истиной, многая критика обоснована , а обесценивание ваших планов, целей, мечтаний ограниченностью . Только уровень собственной удовлетворенности должен быть ключом к пониманию в том ли направлении вы движетесь.

Фиксируйте свои успехи с помощью полученных грамот или фотографий, реально сделанных вещей. Даже если ваша цель была в улучшении собственного здоровья, то это можно отметить изменениями показателей обследования, улучшение физической формы фотографиями до начала занятий и после месяца тренировок. Это касается не только достижений в сфере развития, но также и в социальных контактах – фотографируйтесь с новыми друзьями, отмечайте месяц дружбы с интересным человеком. Чем больше вы сможете наблюдать результаты своего успеха, тем больше будет для дальнейшего движения вперед. Если этого не делать, то в силу особенностей восприятия, со временем хорошее стирается, а негативные моменты остаются в памяти и может сложиться ощущение, что жизнь не меняется.

Отдельное время уделите снятию мышечных блоков при помощи массажа, физических упражнений или сеансов телесно-ориентированной терапии. Это очень важный момент, поскольку любая стеснительность связана с контролем, который также блокирует тело и оставляет напряжение в мышцах. Чем более расслабленным будет становиться тело, тем легче станет взаимодействовать с миром, свободнее проявляться, как личности.

Стеснительность может мешать человеку достигать своих целей и жить полноценной жизнью. В данной статье вы найдете рекомендации и упражнения, как преодолеть стеснительность .

Как преодолеть стеснительность: Иногда лучше открыто признаваться в своей стеснительности

Есть внешне стеснительные люди и внутренне стеснительные люди. Внешне стеснительные люди краснеют, запинаются, путаются в речи, нервно теребят одежду и т.д. Внутренне стеснительные люди могут казаться спокойными и невозмутимыми внешне, но внутренне они испуганы и напряжены. Часто внутренне стеснительных людей принимают за высокомерных или неприветливых, что далеко от истины.

Внешне стеснительным людям лучше прямо признаваться в своей стеснительности, так как это и так очевидно. Это поможет людям, которые общаются с вами, не притворяться, что они не замечают вашей застенчивости и не чувствовать себя неловко из-за того, что вы не смотрите им в глаза, краснеете, и т.д. Когда вы признаетесь в своей застенчивости, вы даете людям понять, что хотите общаться, хотите быть частью группы. Это помогает окружающим вас людям чувствовать себя более комфортно рядом с вами.

Что касается внутренне стеснительных людей, которые внешне выглядят вполне уверенными в себе, то бывают ситуации, когда лучше не говорить отрыто о своей застенчивости. Например, если вы на важной бизнес встрече, или вы знаете, что ваши собеседники могут использовать ваше признание во вред вам (сплетни, манипуляции и др.).

Цель открытого признания своей стеснительности не в том, чтобы заручиться одобрением окружающих людей, а в том, чтобы объяснить им, почему вы так себя ведете (не смотрите в глаза, теребите рукава, молчите и др.), чтобы они не чувствовали себя некомфортно рядом с вами. В течение разговора старайтесь внести свой вклад в общение, не молчите все время, не перекладывайте весь груз общения на плечи собеседника.

Как преодолеть стеснительность: Перенос чувства уверенности, радости с прошлых успешных событий на будущие события

Это простое, но эффективное упражнение по преодолению стеснительности и беспокойства. Вспомните событие/ситуацию из своего прошлого, когда у вас все получилось и вы чувствовали себя замечательно. Или вспомните счастливое, радостное событие в своей жизни. Закройте глаза, сосредоточьтесь на этом воспоминании: постарайтесь вспомнить свои чувства, ощущения в теле, запахи, звуки и т.д. Постарайтесь как можно ярче и подробнее восстановить то прошлое событие. Когда вы почувствуете, что воспоминание становится четким и ярким, сдавите пальцами правой руки большой палец левой руки (или наоборот, пальцами левой руки сожмите большой палец правой руки). Таким образом, вы «якорите» ощущение успеха, уверенности, радости. Теперь, в ситуациях волнения и тревоги, вы можете сжимать большой палец руки, как вы делали при «якорении», чтобы вызвать позитивные ощущения, которые вы испытывали в прошлом событии.

Например, вы на собеседовании по поводу новой работы, волнуетесь. Сожмите палец большой руки, и вы почувствуете прилив уверенности силы.

Практикуйтесь, и у вас все получится.

Как преодолеть стеснительность: Полезное упражнение НЛП

Предположим, Вам предстоит событие, которого вы боитесь (например, выступление на общем собрании). Начинайте делать упражнение, описанное ниже, за несколько дней до тревожащего вас события.

1. Сядьте удобно. Подумайте о предстоящем событии/ситуации. Наблюдайте за собой: за своими мыслями, эмоциями ощущениями в теле.

2. Представьте ситуацию ярко, как картинку, прямо перед собой.

3. Заключите эту картинку в черную рамку.

4. Посмотрите на эту картину в рамке, и силой мысли начинайте сжимать ее, пока картина не станет совсем маленькой.

5. Поместите эту маленькую картинку в рамке в нижний левый угол комнаты, пока она не станет просто черной точкой в углу.

6. Что вы чувствуете по поводу предстоящего события теперь?

Это упражнение помогает уменьшить страх перед предстоящим событием.

Послушные или застенчивые?

Застенчивые и замкнутые дети очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Замкнутый ребёнок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, потому что у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Застенчивые дети в коллективе стараются быть незаметными, они послушны и прилежно выполняют просьбы знакомого взрослого. Они бывают часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне такой ребёнок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми.

Повод задуматься

Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость, очевидно, начинает мешать им и самому ребёнку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху.

Страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребёнка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

градус кипения

Несмотря на внешнюю неэмоционалньость, застенчивые дети испытывают такую же бурю чувств, как и другие дети, не имеющие проблем с общением. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т.д.). Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости: она развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребёнка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований, наличием тревожности у самих взрослых.

Чтобы застенчивый ребенок раскрепостился и начал меньше стесняться, дома, особенно с вами наедине или в компании самых близких людей, можно тренировать навыки актерского мастерства или командные игры.

1. Упражнение «Угадай эмоцию»

Ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает одно очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций, скажем, раздражение, возмущение, ярость. Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть маленькую сценку (либо с использованием кукол, либо вживую с соответствующим сюжетом.

Обычно застенчивые дети стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно строить гримасы на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребенку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это получается), вы можете представить мимические, пантомимические и проч. упражнения как полезную актерскую тренировку. Сперва играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей.

2. Упражнение «Живая иллюстрация»

Для этой игры идеально подходят стихи Агнии Барто. Один игрок читает стихотворение, а другой мимикой и жестами иллюстрирует описываемые события и эмоции. Учите ребенка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Малышам больше подойдут стишки типа "Мишка", Бычок", "Мячик ". Детям постарше - "Обида", "Любочка", "Сонечка", "По дороге в класс" и многие другие.

3. Игра «Салочки»

Самая распространенная подвижная игра, направленная на развитие подвижности, коллективизма и проявления смелости у ребенка. Водящий должен «осалить» (дотронуться) убегающего и взять его за руку. Так образуется цепочка. Теперь они вдвоем догоняют другого ребенка и так, постепенно, цепочка становится длиннее. Когда цепочка станет достаточно длинной, их задача – взять в кольцо очередного убегающего. Все это требует координации совместных действий в цепочке.

4. Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»

Задача этой распространенной детской игры - без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.

5. Упражнение «Поймай мяч»

Играющие по очереди бросают друг другу мяч и называют какое-либо достоинство того ребенка, которому бросают мяч. Очень важно, чтобы в процессе игры каждому ребенку удалось услышать о себе добрые, приятные слова. Игра развивает уверенность в себе и доверие к другим людям.

6. Упражнение «Разговор с глухой бабушкой»

Ребенок как будто разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Например, где лежат бабушкины очки, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Все зависит от вашей коллективной фантазии.

Или есть похожее упражнение «Через стекло», когда ребенок якобы общается с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должен без слов, пантомимой передать ему какое-либо сообщение. Например: "Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно", "Пойдем купаться. Вода сегодня теплая", "Принеси стакан воды, я хочу пить" и т.п.

7. Упражнение «Колючий зверь»

Педагог показывает детям рисунок загадочного животного, выполненный на большом листе. Весь зверь исколот зубочистками, воткнутыми в плакат.

Педагог объясняет, что это очень злой и страшный зверь. Таким он стал по той причине, что на нем много колючек, поэтому все его боятся и не хотят с ним играть. Педагог просит детей помочь этому животному избавиться от своей злости и раздражения.

Задача детей – пожалеть зверя, наградить его хорошими чертами характера. Как только ребенок говорит хорошее слово про это животное, педагог выдергивает из него одну колючку и ломает ее. Постепенно количество колючек на звере уменьшается, он приобретает вполне добрый и симпатичный вид, дети все вместе придумывают ему имя.

Желательно, чтобы количество колючек было больше количества детей, чтобы каждый ребенок мог вложить свой вклад в процесс перевоплощения зверя из злого и колючего в доброго и пушистого.

8. Упражнение «Различная походка»

Предложите стеснительному ребенку походить как:

Малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги,

Горилла,

Артист на сцене.

9. Игра «Клубочек»

Вам понадобится всего лишь клубок ниток. Дети садятся в полукруг. Ведущий становится в центре и, намотав нитку на палец, бросает ребёнку клубочек, спрашивая при этом о чём-нибудь (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься). Ребёнок ловит клубочек, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос и задаёт вопрос, передавая клубочек следующему игроку. Если ребёнок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему.

Эта игра помогает детям увидеть общие связи между ними, а педагогу определить, у кого из детей есть трудности в общении. Когда все участники соединились ниточкой, ведущий должен зафиксировать их внимание на том, что все люди чем-то похожи и это сходство найти достаточно легко. И всегда веселее, когда есть друзья.

10. Упражнение «Расскажи стихи руками»

Ребенок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он изображает.

Страница 4 из 4

Видео: Йога от Невроза 1 укрепление нервной системы YOGA LIVE

Неврозы - это функциональные заболевания нервной системы, развивающиеся под влиянием длительного перенапряжения нервной системы, хронической интоксикации, тяжелой травмы, долгой болезни, постоянного употребления алкоголя, курения и др. Определенное значение имеют также предрасположение к этому недугу и особенности нервной системы. Основные формы неврозов: неврастения, психастения и истерия.

Неврастения - это, по определению И. П. Павлова, ослабление процессов внутреннего торможения, что проявляется сочетанием симптомов повышенной возбудимости и истощения нервной системы. Для неврастении характерны быстрая утомляемость, раздражительность, возбудимость, плохой сон, снижение памяти и внимания, головные боли, головокружения, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы, частая смена настроения без видимых причин.

Психастения встречается преимущественно у людей мыслительного типа (по И. П. Павлову) и характеризуется развитием процессов застойного возбуждения (очаги патологической застойности, так называемые больные пункты). Человека одолевают тягостные мысли, всевозможные страхи (закрыл ли квартиру, выключил ли газ, ожидание неприятности, боязнь темноты и т.д.). При психастении отмечаются частая нервозность, угнетенность, малоподвижность, вегетативные расстройства, излишняя рассудочность, плаксивость и т. п.

Истерия - форма функционального расстройства нервной системы, сопровождающаяся разладом психических механизмов и как следствие нарушением нормальных взаимоотношений между первой и второй сигнальными системами с преобладанием первой. Для истерии характерны повышенная эмоциональная возбудимость, манерность, приступы судорожного плача, судорожные припадки, желание обратить на себя внимание, расстройства речи и походки, истерические «параличи».

Лечение неврозов комплексное: создание благоприятных условий, медикаментозное физиолечение и психотерапия, лечебная физкультура.

Лечебная физкультура особенно показана при неврозах, так как она повышает силу нервных процессов, способствует их выравниванию, координирует функции коры и подкорки, первой и второй сигнальных систем.
Упражнения выбирают в зависимости от формы невроза.
При неврастении, например, лечебная физкультура направлена на повышение тонуса центральной нервной системы, нормализацию вегетативных функций и вовлечение больного в сознательную борьбу со своим недугом.
Задачи лечебной физкультуры при психастении: повысить эмоциональный тонус и возбудить автоматические и эмоциональные реакции- при истерии - усилить процессы торможения в коре больших полушарий.
При всех формах неврозов важно отвлечься от тяжелых мыслей, выработать настойчивость, активность, вызывать у себя положительные эмоции.
Из-за повышенной обидчивости и эмоциональности человека в состоянии невроза в начале занятий не следует фиксировать внимание на ошибках и недостатках в выполнении упражнений.
В первом периоде занятий их целесообразно проводить индивидуально. Применяют простые общеразвивающие упражнения для больших мышечных групп, не требующие напряженного внимания- выполняют их в медленном и среднем темпе. В дальнейшем в занятия можно включать упражнения с более сложной координацией движений. Занятия должны быть достаточно эмоциональными. Больным неврастенией и истерией упражнения нужно больше объяснять, больным психастенией - показывать.
При лечении истерических «параличей» применяют отвлекающие задания (например, просят поменять исходное положение). Так, при «параличе» руки используют упражнения с одним или несколькими мячами. При невольном включении «парализованной» руки в работу надо обязательно обращать на это внимание больного.
По мере овладения упражнениями с несложной координацией в занятия включают упражнения на сохранение равновесия (на скамейке, бревне), а также лазанье, на гимнастической стенке, различные прыжки, плавание. Ходьба, прогулки пешком, рыбная ловля также способствуют разгрузке нервной системы, снимают раздражение, укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы.
Продолжительность занятий в первом периоде вначале 10-15 мин, а по мере адаптации - 35-45 мин. Если нагрузка переносится хорошо, то во втором периоде в занятия вводят упражнения, развивающие внимание, точность движений, координацию, ловкость, быстроту реакции. Для тренировки вестибулярного аппарата выполняют упражнения с закрытыми глазами, круговые движения головой, наклоны туловища, упражнения с внезапной перестройкой движений во время ходьбы, бега. Широко применяют подвижные игры, пешеходные прогулки, ходьбу на лыжах, езду на велосипеде, волейбол, теннис.

Видео: Лечебный успокаивающий аутотренинг. Врач психотерапевт А И Фролов ozdorov.ru

Неврастения

При неврастении лечебная гимнастика «тренирует» процесс активного торможения, восстанавливает и упорядочивает возбудительный процесс. Занятия лечебной физкультурой, помимо обязательной утренней гимнастики, следует проводить утром в течение 15-20 мин. Исходное положение - сидя. В первую неделю занятий общеразвивающие упражнения выполняют по 4-6 раз подряд, а дыхательные - по 3 раза. По мере освоения упражнений количество повторений увеличивается до 10 раз, а продолжительность занятий - до 30-40 мин.
Во время выполнения упражнений могут возникнуть болезненные ощущения (сердцебиение, головокружение, одышка) - это надо учитывать и регулировать нагрузку так, чтобы не уставать. Для этого надо прекратить занятие и немного отдохнуть. Упражнения должны быть разнообразными - тогда они не наскучат и вы не потеряете интерес к физкультуре.
Занятия лучше проводить под музыку. Рекомендуются мелодии успокаивающие, умеренного и медленного темпа, сочетающие мажорное и минорное звучание. Такая музыка может использоваться и как лечебный фактор.

Психастения

Психастения характеризуется тревожной мнительностью, малоподвижностью, сосредоточением внимания на своей личности, на переживаниях. Лечебная физкультура помогает вывести больного из угнетенного морально-психического состояния, отвлечь от тягостных мыслей, облегчить общение с людьми.
Рекомендуются упражнения эмоциональные, быстрые по темпу. Музыка, сопровождающая занятия, должна быть жизнерадостной, темп ее - умеренный, переходящий к быстрому. Необходимо широко использовать игры, эстафеты, элементы соревнований, танцы.
В дальнейшем для преодоления чувства собственной неполноценности, пониженной самооценки, застенчивости советуют включать в занятия упражнения на преодоление препятствий, на сохранение равновесия, силовые упражнения.
Больные психастенией отличаются непластичной моторикой, неуклюжестью движений, неловкостью. Они, как правило, не умеют танцевать, поэтому избегают и не любят танцы. При навязчивых состояниях большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка. Важно понять, что упражнения помогут преодолеть чувство необоснованного страха.
Для повышения эмоционального тонуса применяют упражнения в парах, с преодолением сопротивления, игры- для подавления чувства нерешительности, неуверенности в себе - упражнения на снарядах, на сохранение равновесия, прыжки.
Чтобы возбудить автоматические реакции и поднять эмоциональный тонус, надо ускорить темп движений: от 60 движений в 1 мин (это свойственный психастеникам медленный темп) до 120, затем от 70 до 130 и в последующем от 80 до 140. В заключительную часть занятий включают упражнения, способствующие некоторому снижению эмоционального тонуса. После занятий лечебной гимнастикой должно возникать хорошее настроение.

Примерный комплекс упражнений при психастении

Перед занятием надо подсчитать пульс.
1. Ходьба по кругу поочередно в одну и другую сторону, с ускорением - 1-2 мин.
2. Ходьба по кругу на носках поочередно в одну и другую сторону, с ускорением - 1 мин.
3. Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. Расслабить все мышцы.
4. Исходное положение - то же. Попеременно поднимать руки вверх (начиная с правой), ускоряя движения, - от 60 до 120 раз в 1 мин.
5. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в «замок». На счет 1-2 поднять руки над головой - вдох- на счет 3-4 опустить через стороны - выдох. Повторить 3-4 раза.
6. Исходное положение - руки вытянуты перед грудью. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением - от 60 до 120 раз в 1 мин. Выполнять 20-30 с
7. Исходное положение - ноги на ширине плеч, руки сцеплены в «замок». На счет 1 поднять руки над головой - вдох- на счет 2 резко опустить вниз между ногами, громко выдохнув. Повторить 3-4 раза.
8. Исходное положение - ноги вместе, руки на поясе. На счет 1-2 присесть - выдох- на счет 3-4 встать - вдох. Повторить 2-3 раза.
9. Исходное положение - стоя на носках. На счет 1 опуститься на пятки - выдох- на счет 2 подняться на носки - вдох. Повторить 5-6 раз.
10. Упражнения в парах на преодоление сопротивления:
а) исходное положение - стоя лицом друг к другу взявшись за руки, согнутые в локтях. Поочередно каждый оказывает сопротивление одной рукой, а другую выпрямляет. Повторить 3-4 раза-
б) исходное положение - стоя лицом друг к другу взявшись за руки. Упираясь друг в друга коленями, присесть, (руки прямые), затем вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза-
в) исходное положение - то же. Поднять руки вверх - вдох, опустить - выдох. Повторить 3-4 раза-
г) и, п. - то же. Поставить правую ногу на пятку, затем на носок и сделать три притопа ногами (танцевальный темп), затем разъединить руки и 3 раза хлопнуть в ладони. То же левой ногой. Повторить 3-4 раза каждой ногой.
11. Исходное положение - стоя лицом к стене в 3 м от нее, в руках мяч. Бросить мяч обеими руками, чтобы он ударился о стенку, и поймать. Повторить 5-6 раз.
12. Исходное положение - стоя перед мячом. Перепрыгнуть через мяч, повернуться кругом. Повторить по 3 раза в каждую сторону.
13. Упражнения на снарядах:
а) пройти по скамейке (бревну, доске), сохраняя равновесие. Повторить 2-3 раза-
б) прыжки с гимнастической скамейки. Повторить 2-3 раза-
в) исходное положение - стоя у гимнастической стенки держась руками, вытянутыми вперед на уровне плеч, за концы рейки. Согнуть руки в локтях, прижаться грудью к гимнастической стенке, затем вернутся в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
14. Исходное положение - стоя, руки вдоль туловища. На счет 1 - 2 подняться на носки - вдох- на счет 3-4 вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.
15. Исходное положение - то же. Попеременно расслабить мышцы рук, туловища, ног.
После занятия снова подсчитать пульс.

Истерия

Истерия, как уже говорилось, характеризуется повышенной раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью, частой и быстрой сменой настроения, плаксивостью и крикливостью.
Лечебная физкультура при истерии помогает избавиться от эмоциональной неустойчивости и «взрывов» раздражительности, повышает активность, усиливает сознательно-волевую деятельность, создает устойчивое спокойное настроение.
В занятия следует включать упражнения на внимание, точность исполнения, координацию и равновесие (на разной площади опоры), танцевальные шаги под приятную мелодичную музыку, затем переходить к плавным танцам (вальс, медленный фокстрот). Темп замедленный. Необходимо спокойно, но точно выполнять все движения.
Первые занятия начинают со свойственного этой группе больных ускоренного темпа - 140 движений в 1 мин и снижают его до 80, в последующем - со 130 движений до 70, затем со 120 до 60.
Так называемое дифференцированное торможение вырабатывается с помощью одновременно выполняемых, но различных движений для левой и правой руки, левой и правой ноги. Также включают силовые упражнения на снарядах в медленном темпе с нагрузкой на большие мышечные группы.

Психастения характеризуется тревожной мнительностью, малоподвижностью, сосредоточенностью внимания на своей личности, на переживаниях. Патофизиологической основой этих особенностей больных психастенией является патологическое преобладание второй сигнальной системы, наличие в ней очагов застойного возбуждения, инертность корковых процессов. Часто наблюдающиеся при этом навязчивые состояния (навязчивые мысли, действия, влечения) являются отражением чрезмерной инертности очагов возбуждения, а навязчивые страхи (фобии) - инертного торможения.

Задачами занятий лечебной физической культурой являются «расшатывание» патологической инертности корковых процессов и подавление очагов патологической инертности по механизму отрицательной индукции.

Решить эти задачи позволяют упражнения, эмоциональные по характеру, быстрые по темпу, совершаемые автоматически. Музыка, сопровождающая занятия, должна быть жизнерадостной, исполняемой в темпе, переходящем от умеренного к более быстрому, вплоть до аллегро. Занятия очень хорошо начинать с маршей и маршевых песен. В комплекс физических упражнений необходимо широко вводить игровые упражнения, игры, эстафеты, элементы соревнований.

В дальнейшем для преодоления чувства собственной неполноценности и пониженной самооценки, застенчивости рекомендуется включать в занятия упражнения на преодоление препятствий, на равновесие, силовые упражнения.

При формировании группы для занятий в нее целесообразно включать несколько выздоравливающих больных, эмоциональных, с хорошей пластикой движений. Это важно потому, что больные психастенией отличаются непластичной моторикой, неуклюжестью движений, неловкостью. Они, как правило, не умеют танцевать, поэтому избегают и не любят танцы. При навязчивых состояниях большое значение имеет соответствующая психотерапевтическая подготовка больного, разъяснение важности выполнения упражнений для преодоления чувства необоснованного страха.

Для повышения эмоционального тонуса применяются упражнения в сопротивлении, выполняемые парами, массовые игровые упражнения, упражнения с медицинболом; для преодоления чувства нерешительности, неуверенности в себе - упражнения на снарядах, в равновесии, прыжки, преодоление препятствий.

Во время занятий методист должен всеми средствами способствовать повышению контактности больных с собой и друг с другом.

Задача - возбудить автоматические реакции и поднять эмоциональный тонус больных - достигается ускорением темпа движений: от свойственного этим больным медленного темпа 60 движений в минуту до 120, затем от 70 до 130 и в последующих занятиях от 80 до 140.

В заключительной части занятия проводятся упражнения, способствующие некоторому снижению эмоционального тонуса. Необходимо, чтобы больной покидал зал лечебной гимнастики в хорошем настроении.

Примерный комплекс упражнений при психастении

1. Построение по кругу лицом внутрь. Подсчет частоты пульса.

2. Движение по кругу поочередно в одну и другую сторону, взявшись за руки, с ускорением.

3. Движение по кругу на носках поочередно в одну и другую сторону, с ускорением.

4. И. п. - основная стойка. Расслабиться, принять положение «вольно».

5. И. п. - основная стойка. Попеременно поднимать руки вверх (начиная с правой) с ускорением от 60 до 120 раз в минуту.

6. И. п. - ноги на ширине плеч, руки в замок. 1-2 - поднять руки над головой - вдох, 3-4 - опустить руки через стороны - выдох. 4-5 раз.

7. И. п. - руки вперед. Сжимать и разжимать пальцы с ускорением от 60 до 120 раз в минуту. 20-30 с.

8. И. п.-ноги на ширине плеч, руки в замок, 1 - поднять руки над головой - вдох, 2 - резко опустить руки между ногами с криком «ха». 4-5 раз.

9. И. п. - ноги вместе, руки на пояс. 1-2 - присесть - выдох, 3-4 - встать - вдох. 2-3 раза.
10. И. п. - стоя на носках. 1 - опуститься на пятки - выдох, 2 - подняться на носки - вдох. 5-6 раз.
11. Упражнение на сопротивление в парах:
а) стоя лицом друг к другу, взяться за руки, согнув их в локтевых суставах. Поочередно каждый оказывает сопротивление одной рукой, а другую разгибает в локтевом суставе. 3-4 раза;
б) стоя лицом друг к другу, взявшись за руки. Упираясь коленями в колени товарища, присесть, выпрямляя руки, затем подняться. 3-4 раза.
12. Упражнения с медицинболом:
а) стоя в круге друг за другом. Передача мяча назад за голову. 2-3 раза;
б) перебрасывание мяча друг другу двумя руками на расстоянии 3 м.
13. И. п. - стоя перед мячом. Прыжок через мяч, повернуться кругом. 4-5 раз.
14. Упражнения на снарядах:
а) равновесие - пройти по скамейке, бревну, доске и т. п. 2-3 раза;
б) прыжки с гимнастической скамейки, с коня и т. п. 2-3 раза;
в) подняться по шведской стенке, взяться руками за верхнюю рейку, в висе отвести ноги от стенки вправо и влево, 2-3 раза. Опуститься вниз, держась руками и опираясь на ноги.
15. И. п. - основная стойка. 1-2 - подняться на носки - вдох, 3-4 - опуститься на полную ступню - выдох. 3-4 раза
16. И. п. - основная стойка. Попеременно расслабить руки, туловище, ноги.
17. И. п. - основная стойка. Подсчет пульса.