Словарь гендерных терминов

Неравенство полов стало темой исследований многих ученых. Например, О.Ю. Артемова в своих трудах изучала вопрос о половом неравенстве мужчин и женщин в рамках архаических обществ. Один из немецких историков Р. Зидлер посвятил свои изыскания вопросу неравенства в период Нового и Новейшего времени. Его труд охватил европейское общество в период с конца 18 до 20 века. Сводная книга получила название «Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе» и содержала в себе множество фактов мужского доминирования как внутри семьи, так и в сексуальных отношения и даже в общественной жизни.

Неравенство по половому признаку не ушло в прошлое, это явление сохраняется и в современном мире. Двадцатый век был ознаменован борьбой женщин за свои права, и в развитых странах женское население добилось выполнения своих требований. Женщины теперь могут получать высшее образование и заниматься карьерой, участвовать в выборах – по меркам истории еще совсем недавно избирательное право для женщин было недоступно. Но, несмотря на это, реальный статус мужчины все равно выше. Большинство работающих женщин, заняты в тех отраслях экономики, которые считаются низкостатусными и требуют меньшего уровня квалификации. Простой пример: уровень зарплаты в США в 1980 году. Средняя зарплата мужчины в то время составляла 322 доллара в неделю, а женщины получали на 118 долларов меньше. По этой причине складывалось следующее соотношение мужчин и женщин в группах граждан с разным заработком. В категории граждан с низкой зарплатой 65% численности составляло женское население, а в группе высокооплачиваемого населения численность мужчин доходила до 90%.

Такое же положение дел сложилось и в России. Например, среди деятелей науки доля женщин составляет более 50%, но средняя зарплата примерно на четверть меньше, чем у мужчин. Наибольшая часть должностей с более высоким статусом (руководители учреждений, профессорский состав) занята мужчинами. Из членов РАН лишь 8 академиков и 21 член-корреспондент являются представительницами женского пола, а ведь общее количество сотрудников превышает тысячу человек.

Другой пример: одна из развивающихся быстрыми темпами страна – Республика Корея. Несмотря на модернизированную экономику и развитие технологий, здесь сохраняются патриархальные взгляды на предназначение женщины в обществе. Считается, что женщина не должна работать. Эти взгляды широко распространены и часто встречаются ситуации, когда родители с детства ориентируют девочек на брак и семью, а не образование и построение карьеры. Не редкость и ситуации, когда девушку могут уволить с работы сразу после того, как она вышла замуж. Более 40% преподавателей школ в Корее – женщины, но чем выше поднимается карьерная лестница, тем их становится меньше: женщины занимают 20% должностей преподавателей в университетах, а среди руководителей вузов их вообще сложно встретить – доля женщин в этой группе около 2,5%. Заработная плата женщин также меньше, чем у сильного пола.

Разный уровень заработной платы – это только один из факторов низкого статуса женской части населения. Женщины, кроме работы на какой-либо должности, делают огромную долю домашней работы. Эта работа вообще не имеет никакой оплаты, хотя требует сил и времени, сравнимых с потребностями основной работы. Важным является и тот факт, что домашняя работа выполняет одну из основных ролей для воспроизводства рабочей силы и тем более для выращивания детей. Но, к сожалению, как полноценный труд, работа по дому не рассматривается, а, значит, женщина не может рассчитывать на полноценную пенсию в отличие от мужчины.

Подобное положение дел характерно для западных стран и России, но в других государствах женщины имеют еще более низкий статус. Особенно это распространено в странах исламского мира. Да, женщины постепенно вливаются в активную общественную жизнь, но повлиять на мужчину или добиться высокого статуса практически невозможно. Мужчина как глава семьи наделен полной властью, в странах ислама распространено многоженство. Даже если в каких-то отдельных странах законодательство разрешает развод по инициативе любой стороны, расторжение брака по заявлению женщины сильно сказывается на ее репутации. Кроме того, дети в таком случае остаются с отцом.

Часто у исламских женщин нет и права голоса. Любые вопросы политики, экономики и религии могут решать только мужчины. А в тех государствах, где женское население может голосовать и имеет право быть избранным, получить высокий статус в политике представительнице женского пола очень трудно.

Множество проявлений неравенства по половому признаку сохранились в Иране. У женщины есть только одна равная с мужчиной возможность – возможность голосовать. По всем остальным параметрам женщине в иранском обществе отводится роль «второго сорта». Ее предназначение заключается лишь в воспроизведении потомства, но даже в семейной жизни женщина лишена каких-либо прав. Все решения принимаются мужчиной, сохранилось и явление полигамии.

Разделение по половому признаку присутствует и в других сферах жизни: раздельное высшее образование и даже раздельное обслуживание в медицинских учреждениях. Чтобы устроиться на работу женщина должна получить разрешение своего супруга. Много лет в Иране действовал официальный запрет на высшее образование для женщин, но даже с его отменой численность женского населения, закончившего вузы, очень мала. Девушки, не вышедшие замуж, не могут получить стипендию государства на обучение заграницей, а замужние имеют на это право только в случае, если едут в другую страну вместе с мужем.

Среднее значение Глобального индекса гендерного разрыва (Global Gender Gap, GGG) в 2017 г. составило 68%. Показатель увеличился впервые с момента, как Всемирный экономический форум (World Economic Forum) начал следить за разницей в социальном положении мужчин и женщин.

GGG - это индекс неравноправия между мужчинами и женщинами в 144 странах мира. Для определения GGG используются четыре ключевых сектора: здоровье , образование , участие в политике и участие в экономике .

Хотя в среднем в отслеживаемых странах показатели здоровья мужчин и женщин практически не отличаются (разрыв преодолён на 96%), в том, что касается участия женщин в политике и экономике, разрыв «остаётся большим», сообщается в новом отчёте.

«При сохранении имеющихся тенденций, - указано в документе, - существующий гендерный разрыв может быть полностью преодолён в 106 странах ровно за 100 лет. В прошлом году аналогичный прогноз составлял 83 года».

С учётом продолжающегося расширения экономического гендерного разрыва, продолжают эксперты, «теперь он может быть полностью преодолён только через 217 лет». В то же время достичь образовательного равноправия можно всего за 13 лет.

В этом году показатели GGG уменьшились в 60 странах. Это означает, что ситуация с равноправием мужчин и женщин в этих государствах ухудшилась.

При расчёте GGG данные используются таким образом, что 0,000 означает «абсолютное неравноправие» , а 1,000 - «абсолютное равноправие» между мужчинами и женщинами . Поэтому «худшими» оказываются страны с наименьшим GGG .

Ниже мы приводим список из 15 стран, в которых гендерный разрыв в этом году оказался максимальным. Россия в этот список не попала: по показателям гендерного неравноправия наша страна находится на 71 месте из 144, что не так уж плохо, но и не так уж хорошо. Индекс России - 0,696. Сразу за Россией следует Гана, а перед нею - Доминиканская республика. Украина , обогнав Россию ровно на 10 пунктов, занимает 61 место (0,705). Казахстан стоит на 52-м (0,713). Соединённые Штаты - на 49-м (0,718). Израиль - на 44-м (0,721). Далеко вперёд по обеспечению равноправия полов вырвалась Белоруссия , её место - 26-е (0,744). А лучшими в мире в плане гендерного равноправия оказались Исландия (1 место , 0,878), Норвегия (2-е , 0,830) и Финляндия (3 , 0,823). Интересно, однако, что четвёртое место занимает бедная аграрная Руанда (0,822).

Перейдём к худшим.

15 худших с точки зрения гендерного равноправия стран

130. Катар. 0,626. В этой стране мужчин-специалистов и мужчин-технических работников в три раза больше, чем женщин. Женщин в парламенте нет. Но ситуация с доступом женщин к высшему образованию постепенно выравнивается.
Эмир Катара Шейх Та́мим бин Хамад бин Хали́фа Аль Та́ни (араб. الشيخ تميم بن حمد آل ثاني‎, англ. Tamim bin Hamad al-Thani).

131. Турция. 0,625. Подавляющее большинство законотворцев, руководящих работников и менеджеров - мужчины, однако законы требуют равной оплаты труда мужчин и женщин. На позициях министров женщин практически нет.

Бывший министр внутренних дел Турции Мераль Акшенер (тур. Meral Akşener).

132. Мавритания. 0,614. Законы в этой стране не обязывают работодателей платить мужчинам и женщинам одинаковую заработную плату за одну и ту же работу. Кроме того, у женщин в браке и после развода нет таких прав, как у мужчин.

Президент Мавритании Мохаммед ульд Абдель Азиз (араб. محمد ولد عبد العزيز‎, фр. Mohamed Ould Abdel Aziz).

133. Кот-д’Ивуар. 0,611. За последние 50 лет ни одна женщина не была главой государства. В то же время среди владельцев бизнеса, администраторов и юристов в Кот-д’Ивуар женщин больше, чем мужчин.

Женщины в Кот-д’Ивуар.

134. Египет. 0,608. В этой стране нет законов о недискриминации, если речь идёт о найме женщин на работу. Также закон не требует, чтобы оплата труда была равной. Права мужчин и женщин в браке и после развода различаются.

Президент США Дональд Трамп (Donald Trump) с президентом Египта Абдул-Фатта́хом Саи́д Хусе́йн Хали́л Ас-Си́си (араб. عبد الفتاح سعيد حسين خليل السيسي).

135. Иордания. 0,604. В кабинете министров практически нет женщин. Равная оплата труда не прописана законодательно. Избирательные права женщины получили только в 1974 г.

136. Марокко. 0,598. Дочери в этой стране не получают прав наследования, и руководителем государства никогда не была женщина.

137. Ливан. 0,596. Закон в этой стране не требует равной оплаты труда, а у дочерей нет прав на наследство. В парламенте и в кабинете министров практически нет женщин.

Президент Ливана Мише́ль Наи́м Ау́н (араб. ميشال نعيم عون‎).

138. Саудовская Аравия. 0,584. Впервые женщины получили право голосовать и выставлять свою кандидатуру на муниципальные выборы в 2015 г. В этом году женщинам впервые разрешили водить автомобиль.

139. Мали. 0,583. В этой стране нет законов о недискриминации в области трудового законодательства. Также закон не требует, чтобы оплата труда была равной. Дочери обладают лишь частичными правами наследования. Женщины ограничены в правах, касающихся использования, управления и владения землёй.

140. Иран. 0,583. Женщины имеют лишь частичный доступ к финансам. Кроме того, жительницы Ирана поражены в правах владения и управления землёй и имуществом.

Лидер Ирана Аятолла Сеййи́д Али́ Хосейни́ Хаменеи́ (перс. سید علی حسینی خامنهای).

141. Чад. 0,575. Женщины в этой стране имеют куда меньше шансов получить образование. Главой государства женщина никогда не была.

142. Сирия. 0,568 Подавляющее большинство рабочей силы (равно как и тех, кто обладает политической властью) - мужчины. Закон не требует равной оплаты труда, а дочери не могут вступить в права наследования.


Президент Сирии Баша́р Ха́фез аль-А́сад (араб. بشار حافظ الأسد).

143. Пакистан. 0,546. Дискриминирующее трудовое законодательство, отсутствие требований равной оплаты труда. Главой государства женщина была только однажды: речь идет о Беназир Бхутто (урду بینظیر بھٹو‎, синдхи بينظير ڀٽو), убитой в 2007 г.

144. Йемен. 0,516. Главой государства женщина также никогда не была. Закон не требует равной оплаты труда, и женщины имеют лишь частичный доступ к распоряжению финансами.

Почти все аспекты нашей жизни зависят от гендера - идее, основанной на том, что мужчины и женщины различны. Гендер, в отличие от природной половой принадлежности, конструируется обществом и выстраивает нашу жизнь вдоль приемлемого для мальчиков и девочек вектора. Эта идея говорит нам, что носить, как выглядеть, как говорить и как себя вести.

Что такое гендер?

Анастасия Новокунская

Часто обыватели не делают различий между биологическим полом и социальным, который создаётся в процессе воспитания. Мы привыкли жить в двоичной системе координат, за границы которой сложно выйти.

Катерина Иванова

Социолог, выпускница ЕУ СПб

Я бы сказала так: гендер - это различия, построенные на идее того, что мы отличаемся по полу. Эта идея неизменна. Она объясняет, почему мы должны что-то делать так, а не иначе. В отличие от природного пола, пол социальный - это непрерывно меняющийся процесс.

Фундаментальными остаются два момента: различие и неравенство. По мере исторического прогресса всё меньше моментов определяются природным полом. А раньше, к примеру, предполагалось, что женщина не может заниматься интеллектуальной деятельностью, потому что кровь отливает от матки к мозгу, что может помешать репродуктивной функции.

Гендерные различия всегда оправдываются отсылками к биологической определенности, но что конкретно биологически определено - меняется в ходе истории.

Ксения Подольская

В искусстве гендер пропускается через понятие эстетики и художественной конструкции. Художник создаёт образы в рамках того общества и времени, в котором живёт.

Например, на картине «Метростроевка со сверлом» художника Александра Николаевича Самохвалова 1937 года, метростроевка - это сильная, спортивная женщина, ничем не уступающая мужчине, ведь в те времена женщина выступала прежде всего в роли товарища. Такое отношение родилось на фоне размытия половых границ. Самохвалов, как художник, делает своих женщин сильными, мускулистыми, но при этом они очень сексуальны - так он проявляет своё к ним отношение.

Гендерные стереотипы и системы неравенства

Катерина Иванова

Социолог, выпускница ЕУ СПб

Стереотип - это очень полезная психологическая функция. Она упрощает восприятие мира, позволяя мозгу экономить ресурсы. В жизни мы сталкиваемся с огромным количеством ситуаций, где нужно быстро принимать решения и оценивать ситуацию. Хорошо, если у тебя есть готовые модели поведения. Если бы их не было, нашему мозгу пришлось бы нелегко.

Стереотипы превращаются в устойчивые паттерны. Что-то мы определяем как классное и хорошее, а что-то нет.

Анастасия Новокунская

Слушатель phd программы ЕУ СПб, администратор программы «Гендерные исследования»

Гендерные стереотипы хорошо отражает теория американской исследовательницы Сесилии Ридвей . В 2011 году она написала книгу об американском обществе «Framed by Gender: How Gender Inequality Persists in the Modern World ». В книге говорится, что в Америке прикладывается много усилий для преодоления гендерного неравенства, но в сфере домашней жизни и работы результаты этих усилий не так ощутимы.

Эти системы неравенства воспроизводятся так называемыми cultural beliefs - иначе говоря, стереотипами.

Иногда нам кажется, что гендерные стереотипы позитивны. Но за их границами будут выстраиваться системы неравенства. Мы приписываем людям некоторые модели жизни и поведения «по умолчанию». Например, когда женщина уходит в декрет на три года, она теряет серьёзное количество «социальных очков» в плане карьеры, личного роста и во многом другом. Женщина становится зависима от мужчины, в том числе финансово. Даже в долгосрочной перспективе карьера женщины более уязвима, чем у мужчины. Это неравенство выстраивается на том стереотипе, что женщина по природе своей лучше всего заботится о детях. Но это не абсолютный факт, а лишь стереотип.

Даже в Скандинавии, где общество эксплицитно борется с неравенством, где отпуск по уходу за ребёнком делится поровну между мужчиной и женщиной, а 40% управляющих должностей в стране принадлежит женщинам - даже в таких условиях cultural beliefs очень сильны. Они воспроизводились десятки тысяч лет, а мы хотим сломить их за одно-два поколения.

Чем отличаются мужчины и женщины

Катерина Иванова

Социолог, выпускница ЕУ СПб

Мужское и женское - это множество разностей. Мужчина и женщина отличаются не дихотомически - между ними существует множество уровней неравенства. Сейчас в социологии большим спросом пользуются теории, которые схватывают эту множественность.

Нет одного образца мужчины или женщины, а есть множество маскулинностей и множество женственностей.

Елена Здравомыслова

Американский философ-постструктуралист Джудит Батлер говорит, что нет устойчивого гендера, а существует перформативный гендер, который мы создаём в процессе коммуникации с другими. С помощью перформанса (речевых форм, например). В речевой практике фиксируется неравенство в виде формул «мужчина должен», «женщина должна», «она неспособна», «он не предрасположен» и так далее. Так неравенство закрепляется в языке.

Анастасия Новокунская

Слушатель phd программы ЕУ СПб, администратор программы «Гендерные исследования»

У нас нет двух полюсов мужского и женского, а есть множество позиций с разными уровнями проявления мужского и женского. Более того, гендерное неравенство пересекается со множеством других форм неравенства - этническим, возрастным, религиозным и многими другими.

Почему, когда девушка надевает мужскую рубашку, это может быть сексуально, а если мужчина наденет что-то из гардероба девушки, это вызывает иные чувства?

Катерина Иванова

Социолог, выпускница ЕУ СПб

А что значит «женщина в мужской рубашке»? Здесь важен контекст. Когда мне говорят об этом образе (женщина в мужской рубашке), то представляется, что она надела её с утра после секса - этот образ очень сексуализирован. Не важны вещи, а важна маркировка «женское - мужское». Даже если женщина надевает мужскую вещь или использует типично мужские вещи, то это со временем приобретает сексуальный характер. Например, брюки стали узкими -обтянули все самые интересные места. Из символа борьбы за равенство прав с мужчинами они превратились в инструмент объективации.

В нашем обществе мужчина принимается за точку отсчёта, а женщина - это всегда номер два и что-то второстепенное. Это можно заметить, если говорить о типично «женском» и «мужском». Например, что такое женственность - не очень понятно, а мужчина - это всегда понятный и чёткий образ. Мужчины должны всегда быть не женщиной и отстаивать свой статус. Мужчина постоянно думает об этом. Если мужчина говорит «я не люблю геев», то не всегда он не любит геев искренне. Он просто отстаивает своё отличие от женственности, ведь считается, что «гейское» - это женское. Это дискурсивная линия борьбы.

Мужчина как бы говорит «я мужчина, а не вот эти».

Елена Здравомыслова

Профессор факультета политических наук и социологии, со-координатор Программы «Гендерных исследований»

В этом кейсе с рубашкой задействованы гендерные типизации. В общественном сознании существует простое дихотомическое деление на мужчин и женщин. При условии жёсткой структуры, где есть образцы «правильной» женственности и «правильной» мужественности, мужчина, надевающий женскую одежду, уменьшает свою маскулинность. Такая чёткая общественная структура абсолютно не допускает того, чтобы её разрушали какие-то фрики.

В современном обществе женщины активно расширяют пределы нормы «женского» и «не-женского». Женщины осваивают виды деятельности, ранее присущие только мужчинам. Есть массовое проникновение женщин в мужской мир, что выражается в нормализации мужской одежды.

Мужская одежда (по большей части) представляет собой «скафандр» для урбанизированной среды. Поэтому, если женщина включается в эту среду, то почему бы не надеть мужскую рубашку - очень удобно.

Ксения Подольская

Искусствовед, РГПУ им. Герцена

В социуме есть шаблоны маскулинности, классической женственности. Например, женщины при встрече могут подставить щёку для поцелуя, а со стороны мужчины это будет восприниматься несколько диковато.

Поведение женщины менее ограничено нормами.

С позиции искусства здесь всё попроще, потому что художественный взгляд оправдывает любое действие. Например, надевающая мужские вещи мексиканская художница Фрида Кало или французский дадаист Марсель Дюшан, у которого был образ Розы Селяви - он переодевался в женщину и создавал себе альтер-эго. Такое поведение было его художественным высказыванием. Когда такие действия проходят через художественный контекст - это упрощает многие отклонения от нормы.

Владислав Юрьевич Мамышев-Монро - это мужчина, который сделал своим главным образом Мэрилин Монро. Он запечатлевал себя на фотографиях в разных женских нарядах. Здесь художник не занимается извращением, а увлечён художественным поиском.

В вышеописанных примерах есть момент постмодерна, который деконструирует реальность, работая с бодрийяровскими симулякрами: подразумевается, что всё несерьёзно, это всё игра в контексте искусства, не имеющее к обществу никакого отношения.

Художник конструирует свою позицию в образе, а мы её считываем. Те вещи, которые нам кажутся странными или неуместными в жизни, в художественном образе смотрятся совершенно гармонично в рамках художественного опыта.

Анастасия Новокунская

Слушатель phd программы ЕУ СПб, администратор программы «Гендерные исследования»

Теория фреймов говорит, что у нас есть определённый порядок, где все взаимодействия ритуализированы. Мы условно переключаемся между этими фреймами в зависимости от контекста. В этом плане гендер является одним из базовых фреймов.

В кейсе с рубашкой нам кажется, что требований к женщинам меньше, чем к мужчинам. Если женщина может надеть платье, брюки или юбку и оставаться женщиной, то для мужчины таких вариаций в создании образа меньше.

Я думаю, что этот кейс связан с тем, что женское тело и женский образ в нашей культуре всегда больше объективируется, чем мужской. Надев мужскую рубашку, девушка не перестаёт быть сексуальным объектом.

Маскулинность ставит больше ограничений мужчине в плане внешности. Но власти у него больше. Количество требований к мужчине возрастает пропорционально его статусу, в одежде в том числе. Мужчин больше в престижных профессиях, у них выше зарплата - это иллюстрация того, что в рамках одной компании женщинам эстетически предоставляется больше возможностей, а у мужчин больше власти, но меньше эстетической свободы. У каждой группы на разных уровнях неравенства есть своё количество так называемых бонусных «очков».

Мы не можем жить в обществе без гендерного самоопределения. Однако гендер, может как направлять мужчин и женщин в их жизни, помогая им, так и загонять в рамки, создавая негативные стереотипы и неравенства. Если осознавать свои гендерные позиции и относиться к этому вопросу критически, можно открыть для себя гораздо больше свобод и избавиться от сдерживающих стереотипов. Тогда вы не повторите ошибок, которые допустили герои нового клипа ВИА «Hurts».

Гендерное равенство - один из важнейших аспектов жизни в демократических западных странах, где женщины и мужчины получают равные возможности и обязанности в различных сферах жизни. Независимо от пола, гражданам предоставляются одинаковые права при трудоустройстве, они успешно сочетают семейную жизнь и карьеру. Понятие «гендерное равенство» появилось благодаря экспертам ООН, и сейчас его активно обсуждают не только развитых странах, но и в развивающихся государствах третьего мира.

Гендерный подход

На протяжении тысячелетий мужчины и женщины должны были исполнять различные социальные обязанности, а представительницы прекрасного пола практически всегда сталкивались с дискриминацией. Современный гендерный подход становится сложнейшим социокультурным конструктором, отображающим различия между людьми, разными в роли, эмоциональных и ментальных характеристиках. Согласно данному подходу, под гендером обычно понимают модель социокультурных отношений между женщинами и мужчинами в различных институциях современного общества.

Особенности

В 70-х годах ХХ столетия гендерное равенство воспринималось только как получение женщинами равноправия в политической, социальной и экономической жизни, и отсутствие дискриминации представительниц прекрасного пола по отношению к мужчинам. Впоследствии гендерные роли несколько сместились, а жители демократических стран пересмотрели обязанности в семье, и особенно это заметно в Швеции. Так, в большинстве семей данного скандинавского государства роль мамы и папы в воспитании подрастающего поколения становится одинаковой, причем мужчина может взять по уходу за малышом, а женщина - строить успешную карьеру и обеспечивать домочадцев в материальном плане.

Концепция

Гендерное равенство, особенности которого прописаны в нормативных актах ООН, предусматривают, что народы отдельно взятых стран должны пересмотреть «устаревшие» ценности и взгляды. К примеру, это могут быть традиции, касающиеся рассмотрения женщины в качестве «хранительницы домашнего очага», матери и жены, проводящей свободное время на кухне и занимающейся воспитанием детей.

С другой стороны, гендерные роли нередко рассматриваются и в ином ключе. Так, данная концепция затрагивает и сексуальную ориентацию человека без учета его биологических и анатомических признаков. Такая ситуация касается однополых пар, стремящихся построить а законодательства европейских государств предусматривают возможность официального бракосочетания двух мужчин или женщин. В отечественной практике у лесбиянок и геев пока нет возможности зарегистрировать брак, но на практике с каждым годом появляется все больше однополых семей, в которых один член исполняет роль «кормильца», а другой - «домохозяйки».

Воспитание

Теория гендерного равенства сказывается и на воспитании подрастающего поколения, а также на обучении школьников и студентов. Так, к детям обоих полов с раннего детства осуществляется одинаковый подход без учета стереотипов, накапливающихся в течение столетий. Помимо совместного обучения мальчиков и девочек, их учат вести себя абсолютно одинаково, без учета социальных ролей, которые им придется исполнять во взрослой жизни.

Малыши с детсадовского возраста привыкают к «вторичности» биологических признаков по отношению к собственному мироощущению. Поэтому впоследствии у них не возникает гендерной самоидентификации по половому признаку, что ведет к выполнению социальной роли, которую издревле играли либо женщины, либо мужчины. Так, благодаря подобному воспитанию девочки не будут строить отношения с мальчиками, показывая собственную беззащитность, покорность и выражая готовность подчиниться.

Абсолютное большинство женщин уверены, что равноправия полов в России нет, но далеко не все считают, что оно им так уж необходимо

​Гендерная социология

Недавно Левада-центр провел исследование: как жители России относятся к равноправию полов. ​​Большинство как россиян, так и россиянок полагают, что полного равноправия нет, разница в отношении к гендерному вопросу проявляется в нюансах.

Вот несерьезный пример: самым важным праздником для себя считают 8 Марта 10% мужчин и 25% женщин, а 23 Февраля — 17% мужчин и 4% женщин. А всерьез надо говорить о том, что две части общества различаются уже в оценке самой социальной проблемы гендерных различий. С тем, что возможностей добиться продвижения по службе больше у мужчин, согласны 49% мужчин и 53% женщин, противоположное мнение решаются выразить 7% и 4% соответственно. То есть уверенность, что у мужчины больше шансов добиться продвижения, несомненно господствует.

Чтобы женщины имели «полностью равные права с мужчинами», считают «важным» и «очень важным» 51% мужчин и 75% женщин. Возражают, что это «неважно» или «не слишком важно», 40% мужчин и 21% женщин. Ясно видно стремление женщин сделать этот вопрос хотя бы предметом обсуждения, а возможно, и решения. Среди мужчин такой интерес распространен гораздо слабее. Это дает основания подозревать, что скрыто существует и интерес противоположный, желание сохранять гендерную асимметрию.

Это подозрение усиливают данные об ответах на вопрос о том, надо ли, чтобы «женщины занимали высшие государственные посты наравне с мужчинами». Этого хотели бы 50% мужчин и 78% женщин. Вообще участие женщин в политике среди мужчин одобряют 66% и не одобряют 30%, среди женщин одобряют 86% и не одобряют 12%. Хотели бы, чтобы в России в ближайшие 10-15 лет президентом стала женщина, 44% женщин, но вдвое меньше мужчин (21%).

Все эти примеры говорят об одном — о наличии серьезного конфликта в нашей культуре в целом. То есть это не «вековечный конфликт между мужским и женским началом, заложенный в нас самой природой». Это — конфликт нашей современной культуры. Как противоречие между «мужской» и «женской» позициями, он раскалывает мужское сознание, не оставляет единым и женское. Из приведенных данных видно, что немало мужчин считают справедливой «женскую» точку зрения на проблему, но есть и женщины, которые присоединяются к «мужской».

При этом «мужская» точка зрения — дискриминационная, исключающая, в этом смысле партикуляристская. А «женская» может быть прочитана как уравнительная, в этом смысле как продолжение «мужской». В нашей культуре есть ее примеры — выражение «мужик-баба» нередко используется как похвала.

Женщины в России живут дольше мужчин. Доля пенсионеров среди женщин в два раза больше, чем среди мужчин. Поэтому одиноких женщин в стране вдвое больше, чем одиноких мужчин. Частично этим объясняется и то, что женщин, заявляющих, что для них половая жизнь отсутствует — 33%, тогда как среди мужчин об этом сообщают в 2,5 раза реже (13%).

Российские мужчины и женщины по-разному осваивают реальность. Есть, например, актуальная тема религиозности: к православным себя относят 84% женщин и 73% мужчин. То, что женщины более религиозны, известно издавна. В советских поколениях оба пола равно были вне религии. Со вторым пришествием православия в Россию эта гендерная особенность восстановилась.

А вот вопрос не культа, но отношения к важным общенациональным символам. К Сталину у мужчин чаще встречается отношение положительное, нежели отрицательное (44% и 34% соответственно), а у женщин — наоборот (37% и 42%). С отношением к фигуре Путина все иначе. В широко известном вопросе об «одобрении/неодобрении в целом деятельности Владимира Путина на посту президента РФ» многократный перевес позитива демонстрируют оба гендера, но женщины устойчиво опережают в этом мужчин. В марте среди мужчин такое одобрение высказали 77%, а среди женщин — 84%.

Неравный мир

В интернет-дискуссиях на гендерную тему равноправие полов, как правило, обсуждают женщины. И с женщинами. Мужчины этой темы касаются редко, это «не их тема». Как правило, мужчины участвуют в таких дискуссиях, если речь идет о женщинах-политиках, причем нередко для них это повод заявить себя с сексистских позиций. Так, неадекватность (с их точки зрения) неких заявлений или законопроектов, поступающих от кого-либо из женщин-депутатов Госдумы, они объясняют тем, что у нее наверняка «проблемы с личной жизнью». Если же женщина-политик молода и хороша собой, но ее идеи им тоже представляются неприемлемыми, то ее карьеру и само появление на политическом поле объясняют связями с мужчинами из высших эшелонов власти. Если речь идет о женщинах — крупных политиках из других стран, то здесь реакции могут варьироваться от «восхищен, в том числе как мужчина!» до повторения идей о том, что «и у них в политику идут неудачницы в главном». А «главное» — это красота, семейная жизнь и дети. Иногда и неженственность может в мужских глазах выступать как достоинство. Об Ангеле Меркель или Маргарет Тэтчер могут сказать в порядке похвалы: «Она — единственный мужик среди баб вокруг нее». Так или иначе, отношение к женщине-политику вне ее гендера для мужчин-участников невозможно. Хоть легкий, но заметный отсыл к тому, что это именно женщина, присутствует практически всегда.

Что касается женщин, то гендерная тема — одна из самых популярных в их дискуссиях в интернете, особенно на семейных форумах, которые являются почти на 100% женскими. Если обсуждают женщин-политиков, участницы дискуссий настроены по отношению к ним не менее критически, чем мужчины. Они еще строже оценивают их внешний вид и тоже зачастую связывают их политические позиции с личной судьбой. Впрочем, среди участниц немало и тех, кто готов восхищаться женщиной-политиком не ввиду ее позиции, а просто за то, что она, будучи женщиной, смогла достичь такого высокого поста. (Правда, среди российских женщин-политиков практически ни одна их восхищения не вызвала.)

Но гораздо чаще дискуссии касаются не далеких и высоких сфер политики, а повседневной жизни: отношений в семье и на работе. И хотя все участницы имеют высшее образование, одни женщины ориентированы на более современные ценности, другие — на традиционалистские.

В советское время все понимали невозможность для семьи жить на одну зарплату мужа. Женщина должна была выходить на работу. И пропаганда всячески расхваливала «участие женщин в общественно-полезном труде наравне с мужчинами», поэтому возможность не работать, сосредоточиться только на семейных ролях большинством женщин даже не обсуждалась. В перестройку, когда началась демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, государство изменило свою риторику. Теперь утверждалось, что главное для женщины — это семья и дети.

Современным женщинам от этих двух эпох остались и установка на выход в мир из семейного узкого круга, и установка на ценность семьи и детей. Поэтому часть участниц пишут, что работа, карьера для них играют огромную роль, такую же или почти такую же, как для мужчин. Им также кажется, что гендерное равенство обязательно предполагает финансовую независимость, особенно в современной ситуации, когда половина браков заканчивается разводами. Другие же считают, что сама идея гендерного равенства искусственна, что сила женщины не в конкуренции с мужчинами, что роль жены и матери более важна для женщины. Как для мужчины природой заложено быть добытчиком, так для женщины — обеспечивать ему семейный уют и тепло, заботу и внимание. Есть и третий подход, он предполагает, что женщина может выйти из семейного круга и работать, но только для своего собственного развития или просто удовольствия. Сторонницы такого подхода тоже негативно настроены по отношению к идее равенства мужчин и женщин, поскольку такой подход не выгоден самой женщине. Ее должны любить, обеспечивать, холить и лелеять.

Судя по нашим исследованиям, абсолютное большинство женщин уверены, что равноправия полов в России нет, но далеко не все думают, что оно им необходимо. Да, гендерные стереотипы могут мешать карьере. Это важно для тех, кто ориентирован на карьеру, но и тут далеко не для всех. Во всяком случае женщины этим обстоятельством возмущаются довольно редко, преимущественно на форумах феминисток. Гораздо чаще пишут о том, что женщина может решить многие проблемы своей карьеры, используя свое женское обаяние, либо просто сменив место работы на то, где ей предложат более высокую позицию.

Но для большинства женщин карьерный рост все-таки вторичен по сравнению с семейной гармонией. Или: карьерный рост важен и возможен, но не до самых высоких позиций. Там, как им кажется, для женщин начинаются проблемы, там идет дискриминация. Гораздо чаще гендерная проблематика обсуждается в ином ключе: как добиться желаемого (как в семье, так и на работе) с помощью чисто женских свойств, женской мудрости и женской хитрости. («Мы не хотим бороться за свои права, вступать в конфронтации, мы хотим добиваться своего, используя те качества, которыми наградила нас природа».)

Не только принципы феминизма, но и сам термин «феминизм» вызывают резко негативные реакции как у мужчин, так и у женщин на массовых площадках в российском интернете. А чего не встретишь на этих площадках — это позиции, что все мы граждане, что у всех равные права и обязанности.