Сценарий фольклорного праздника «Осенние посиделки» с детьми старшего дошкольного возраста. Фольклорный праздник "осенние посиделки"

Фольклорный праздник «Осенние посиделки»

Цели:

Воспитывающая: Развитие нравственных и эстетических качеств личности.

Учебная: в игровой форме расширить представление учеников о русском фольклоре.

Развивающая: развитие речи, образного мышления.

Класс оформляется в стиле русской избы: самовары, домотканые коврики, лапти, деревянные ложки, глиняная посуда (горшки, кашники, крынки, оятская керамика)

Ученики одеты в народные костюмы. Если костюмов нет, то это стилизованные сарафаны у девочек и рубашки у мальчиков.

Учитель: С первой услышанной в детстве колыбельной, пропетой любящей мамой, со сказкой, рассказанной бабушкой, с играми в ладушки и сорока-ворона, считалок начинается знакомство с культурой своего народа, с его устным народным творчеством. Фольклор – исток всей литературы.

И сегодня мы с вами прикоснёмся к этому истоку, к устному народному творчеству русского народа.

Закончился трудовой день. Теперь можно устроить посиделки, отдохнуть за потешками, сказками и песнями, как это делали наши прабабушки и прадедушки.

Мы начинаем! Добро пожаловать!

1. Ведущий

Все кругом так сказочно красиво, и листочки по реке плывут.

В России осень наступила - золотой порой ее зовут!

К нам березка ветки наклонила и слетают листики гурьбой.

В России осень наступила, зашумела золотой листвой!

2. ВЕДУЩИЙ:

В старину, как только в России наступала осень и заканчивались

полевые работы, собирался стар и млад на русские посиделки!

1. ВЕДУЩИЙ:

На завалинке, в светелке иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели и водили хоровод!

2. ВЕДУЩИЙ:

А играли как? В горелки! Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки были праздником души!

Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам» личных дач, своих квартир!

1. ВЕДУЩИЙ:

Наш досуг порою мелок и чего там говорить! Скучно жить без посиделок!

2. ВЕДУЩИЙ: Их бы надо возродить!

1. ВЕДУЩИЙ: Отдых – это не безделки!

Время игр и новостей!

Начинаем посиделки!

2. ВЕДУЩИЙ: Открываем посиделки!

Для друзей и для гостей!

(Раздается стук в дверь, появляется Домовой)

Домовой . Веселитесь, а про меня-то забыли? Я - Домовой, живу за печкой, слежу за порядком в доме: чтобы печка не дымилась, чтобы тесто не убежало, чтоб скотина не захворала. Очень люблю, когда вещи лежат на своих местах.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуй, дедушка Домовой.

2. ВЕДУЩИЙ:

ДОМОВОЙ: А сейчас для вас, ребятки,
Загадаю я загадки.
Знаю, знаю наперед -
Вы смекалистый народ.

(ВЫХОДИТ ДЕВОЧКА )

Девочка: Я тут короб припасла, В нем разные шутки, Кто его возьмет - Не будет скучать ни минутки.

Достает из короба подарки, а к ним привязаны загадки. Кто загадку отгадает – тот подарок получает. Хозяйка загадывает залу загадки, а хозяин вручает призы тем. Кто отгадает.

Загадки.

    Новая посудина, а вся в дырах (сито, решето).

    Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол клали (скатерть).

    Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а сам голодает (ухват).

    Гибкий лес на плечи залез (коромысло).

    Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на ухвате).

    Кривой конь лезет в огонь (кочерга).

    Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо (самовар).

    Всех кормлю с охотою, а сама безротая (ложка ).

    ВЕДУЩИЙ: Круг тесней, друзья, подружки,

Предлагаю спеть частушки.

Чтоб в душе зажгли огонь

Нам пой и ты гармонь.

    ВЕДУЩИЙ: Эй, девчонки-хохотушки,

И ребята – молодцы,

Запевайте-ка частушки,

Веселитесь от души!

(Исполнение частушек)

Мы частушки запоем, запоем мы громко,

Затыкайте ваши уши, лопнут перепонки.

Мы не пишем, не читаем, а частушки распеваем.

Приходите, гости, к нам, мы еще и спляшем вам!

Я к подружке ни ногой, пес большой у входа

Коль идет со мной гулять, пусть сама выходит!

Капустка моя, мелкорубленная,

Отодвинься, дорогой, я напудренная!

Ой, глазки мои, серые прижмурки,

Один Ваньке мигнет, а другой-то Шурке!

Как саратовски девчата ничего не делают

Только косы заплетают, за парнями бегают!

Ты пусти гулять отец, пока юный молодец!

Когда стану старенький, сяду на завалинке!

У березки, у сосенки тоненькие веточки

А мы бойкие девчонки, все мы как конфеточки!

Мы плясали, топнули, у нас юбки лопнули!

Дайте юбки подвязать, мы опять пойдем плясать!

Не давайте нам обеда, не давайте чаю пить!

Только дайте разрешенье нам на улицу ходить!

Мы пропели вам частушки, дорогая публика.

Не держитесь за карманы, не возьмем ни рублика!

На столе стоит стакан, а в стакане тесто.

До свиданья, папа с мамой, я уже невеста.

По деревне я пошла, Ванечку увидела.

Под кустом сидел и плакал, курица обидела.

Я работы не страшусь, я работы не боюсь.

Если правый бок устанет, я на левый повернусь.

Мы с Егорушкой сидели у куста малинова.

Сверху ягода упала, придавила милого.

Мы пропели вам частушки, вы скажите от души,

Хороши частушки наши, и мы тоже хороши.

1. ВЕДУЩИЙ: Гости дорогие, не хотите ли конфеточек покушать,

да сказочку послушать.

(Инсценирование сказки)

1. ВЕДУЩИЙ: Веселил нас много раз
Русский танец перепляс,
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре.

2. ВЕДУЩИЙ: Много танцев нам известно
Мы их любим танцевать,
А на этих посиделках
Мы хотели бы сплясать.

Танец «Коробейники»

1. ВЕДУЩИЙ: Слышите, кто-то стучится?!

Это небылицы в лицах.

Те, что сидят в теремах да светлица,

Щелкают орешки да твердят насмешки!

2. ВЕДУЩИЙ: Смотрим небылицы в лицах.

Дети разыгрывают небылицы.

2. ВЕДУЩИЙ: Мужиков, девчат, ребят,

Вызываем на канат.

10 слева, 10 справа,

Только мускулы трещат.

1. ВЕДУЩИЙ: Объяснение игры.

2. ВЕДУЩИЙ: Вот бревно, а вот мешки

Выходите, мужики!

Кто кого мешком собьёт,

Тот подарок заберет.

1. ВЕДУЩИЙ: Объяснение игры.

1. ВЕДУЩИЙ: Всем спасибо за вниманье,

За задор, весёлый смех.

2. ВЕДУЩИЙ: Вот настал момент прощанья.

Будет краткой наша речь.

Говорим мы: “До свиданья,

До счастливых новых встреч!

Салат винегрет готовится из вареной свеклы, картофеля, моркови, соленых огурцов, грибов или квашеной капусты и зеленого горошка. Нередко в винегрет кладут маринованные грибы. Заправляют салат растительным маслом с добавлением уксуса или майонезом.

Впрочем, салат винегрет необязательно должен быть постным блюдом. Нередко в него добавляют мясо, рыбу (например, сельдь).

Название свое современный русский винегрет получил от французского слова vinaigrette. Это салатная заправка, которую чаще всего делают из уксуса (vinaigre - по-французски уксус), растительного масла, горчицы. Существуют разные рецепты этой заправки. Например, уксус можно заменить лимонным соком, добавить пряности .

Хлебный квас

Квас - это традиционный напиток славянских народов, который получается вследствие брожения. Квас хорошо утоляет жажду, а также имеет высокую энергетическую ценность. Квас также очень полезен, так как он усиливает обмен веществ в организме, улучшает работу желудочно-кишечного тракта. В нем содержатся витамины В1 и Е, а также ценные ферменты, углекислота, а также молочная и уксусная кислоты. В летнее время квас особенно актуален и популярен, поэтому привожу известный мне рецепт его приготовления в домашних условиях . Нужные ингредиенты:

200 гр. черного хлеба(сухарей)

3 литра кипяченой воды

50 гр. сахара

10 гр. дрожжей

Итак, вскипятите воду, залейте ею выложенные в 3-литровую банку сухари черного хлеба, дайте настояться в течении 2-3 часов. Затем процедите.

Приготовьте закваску - дрожжи разведите в холодной воде или едва теплой воде. Влейте закваску в банку с подготовленной хлебной водой, а также добавьте сахар, хорошенько размешайте и оставьте на 4 часа. После этого можно поставить в холодильник и пить обязательно холодным. В этом вся его прелесть! :)

Еще могу добавить, что такой квас можно заготовить впрок, закупорить, и пить, когда захочется. Доброго вам здоровья и всех удач!

Елена Пиянзина
Фольклорный праздник «Осенние посиделки»

Термин «фольклор » (в переводе «народная мудрость» ) Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДОУ должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности.

Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники , так как именно они обладают большими воспитательными возможностями.

Древней религией славян являлось язычество, оставившее неизгладимый след в народной культуре, в том числе и праздничной . Отголоски этой народный культуры дошли до нас в таких языческих праздниках как «Масленица» , «Иван Купала» и другие. Проводя «Осенние посиделки » в детском саду, мы стремились познакомить детей с народными обрядами и праздником «Кузьминки» .Дети группы № 8 вместе с педагогами готовили театрализованное представление, пригласили на посиделки родителей , педагогов из других детских садов, детей из старшей группы. Встретили дорогих гостей, как водится хлебом- солью. Воспитанники детского сада участвовали в таких играх как собери букет из листьев, сложи осенний листок , перенеси картошку ложкой, репка и т. д. На музыкальных занятиях ребята заранее разучивали осенние песни , частушки, хороводы, потешки, которые исполняли на фольклорном празднике . В процессе этой деятельности было замечено, что именно на таких мероприятиях дошкольники имеют возможность проявить творческие способности и таланты, научиться общаться со сверстниками, познакомиться с традициями и обычаями своего народа. Стоит отметить, что правильно организованная подготовка фольклорных праздников - одно из условий успешного их проведения. В ходе проведения праздников дети почувствовали всенародность торжества, свою сопричастность к нему. Это быть заметно во всём : в нарядности персонажей и зала, особом эмоциональном настрое детей. Эмоциональность восприятия праздника усилилась благодаря активному участию родителей. На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник - это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться вместе приятным делом.

Публикации по теме:

Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный.

В стародавние времена, когда заканчивались полевые работы, собран урожай, хлеб убран в закорма- люди собирались на посиделки. Там они веселились,.

Фольклорный праздник «Бирюлевские посиделки» Сценарий фольклорного праздника «Посиделки». в старшей группе Воспитатель: Шукшина Н. Н. Зал украшен в стиле.

Фольклорный праздник ко Дню матери «Посиделки» Зал украшен под русскую горницу. Под русскую народную мелодию выходит хозяйка. Хозяйка: На завалинках, в светелке Иль на бревенках каких.

Фольклорный праздник: «Посиделки на Покров» средняя группа, Воспитатель: Самойлова В. А Музыкальный руководитель: Костылева А. Г Вот так чудо.

Сценарий развлечения (старшая, подготовительная группы) «Осенние посиделки» (проводится русской избе) Цель: Приобщать детей к русской.

Сценарий развлечения «Осенние посиделки» Осенние посиделки /старшая группа/. Задачи: Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость.

Задачи:

— формировать положительные эмоции и желание участвовать в фольклорных мероприятиях;

— стимулировать индивидуальные проявления детей в разных видах деятельности.

Предварительная работа: беседы о сезонных работах на огороде, выставка детских рисунков «Вот так урожай!»; разучивание стихов, песен по теме мероприятия; вечер загадок.

Оборудование: костюмы героев праздника, обручи, лейки, муляжи капусты, ведра, ноутбук, презентация «Родилась капуста».

Ведущий . Ребята, смотрите, какую я получила открытку, а в ней такие слова:

Я и взрослых, и ребят приглашаю в гости.

Я и станцевать смогу, если кто попросит.

Меня знают все на свете, а кочерыжку любят дети.

Заяц лист капустный съест и убегает в темный лес.

Толкут меня в кадке, пироги пекут.

Ну что, догадались, как меня зовут?

Дети. Капуста.

Ведущий. Ну что, ребята, принимаем приглашение от капусты?

Дети. Принимаем.

Ведущий . Только куда идти, где барыню-капусту найти? Слышите, кажется, сорока шум подняла. Давайте послушаем, что она скажет.

Сорока.

Внимание! Внимание!

Всем Ванюшкам и Катюшкам!

Всем Андрюшкам и Танюшкам!

Всем Светкам и прочим деткам!

Строгий наказ — дорогу к барыне-капусте показать и у нее в гостях песни петь да плясать. Что сидите, что сидите, за мной идите да песню заводите.

Дети исполняют песню «Вместе весело шагать по просторам» (муз. В. Шаинского, сл. М. Матусовского).

Ведущий. Вот мы и пришли. Кажется, это огород, и пугало огородное еще не убрали. Спит оно, что ли? Давайте громко захлопаем в ладоши.

Дети хлопают.

Пугало. Что такое, почему так шумно? Неужели опять эти назойливые вороны налетели, кыш, кыш, кыш...

Ведущий . Уважаемое Пугало огородное, успокойтесь. Это не вороны, это мы с ребятами получили приглашение в гости от бары- ни-капусты и пришли.

Пугало . Да, да, жду вас. Барыня-капуста сейчас появится, а пока мне повеселить всех велено. Только как играть, плетень мешает!

Проводится музыкальная игра «Плетень».

Вот молодцы, весело играли. Не только большой урожай капусты нам нынче осень подарила, и калина с малиной радовали всех ароматными ягодами.

Дети исполняют песню-хоровод «На горе-то калина» (обр. муз. Ю. Чичкова).

Входит Капуста.

Капуста . Здравствуйте! Знала я, что придут гости: веселые певуны да танцоры. Скоро мне в банки да в кадушки на зиму укладываться, так порадуйте и повеселите меня.

Ребенок

Ой, капуста бела,

Ой, капуста вкусна!

Расскажи ты нам, капуста,

Как ты летом росла?

Капуста. Весной меня хозяйка посадила, потом просила дождик, чтоб он поливал, а Пугало — чтобы от капусты ворон отгоняло. Вот такая уродилась я круглая да хрустящая. А вот сейчас срок подошел, меня с грядки и убрали. А как это было — посмотрите!

Игра-соревнование «Посади капусту»

Дети делятся на две команды. Первый ребенок бежит и кладет в обруч (грядку) муляж капусты, передает эстафету. Второй бежит с лейкой, обегает обруч и как бы поливает капусту. Третий бежит с ведром и убирает ее.

Пугало. Чтобы наша барыня-капуста выросла такой большой и хрустящей, нужно много потрудиться. Посмотрите, каким маленьким росточком она была в детстве, и какие вкусные угощения можно приготовить из капусты, когда она становится круглой и сочной.

Просмотр презентации «Родилась капуста».

Капуста. Порадуйте меня, ребята, песней про капусту.

Дети исполняют песню «Вот какие кочаны» (муз. Д. Львова-Компанейца, сл. Н. Мазнина).

Пугало. Кочаны выросли огромной величины, так теперь непрошеных гостей жди на огород. Козел бородатый листочек капустный хочет оторвать, а заяц ушастый и кочерыжку подберет. Тут уж держи ухо востро, прогоняй гостей с огорода.

Игра «Гости в огороде»

Дети выполняют движения по тексту.

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2 раза)

Серый зайка прискакал и капусту увидал,

Дети хлопают, зайчик убегает.

Есть у нас огород, там капуста растет

Вот такой вышины, вот такой ширины. (2раза)

Быстрый козлик прибежал и капусту увидал,

Хочет он ее сорвать и с капустой убежать. (2 раза)

Дети топают, козлик убегает.

Капуста . Вы и пели и играли, а стихи про меня не читали.

Ведущий . Стихи, конечно, расскажем.

1-й ребенок

Глянь, капуста в огороде,

Разодета вся по моде.

100 нарядов — это слишком,

Под листами кочерыжка.

2-й ребенок

Ее на зиму шинкуют,

Солят, квасят, маринуют,

Ведь капуста, как известно,

Во всех видах нам полезна.

Она раны очищает

И от стрессов защищает,

И лечебна, и вкусна —

Капуста-барыня нам всем нужна!

Пугало. Смотрите, какие парни да девицы нарядные сидят! Я тоже такую фуражку хочу с красным цветком. Если у меня будет на голове такая фуражка, далеко меня на огороде увидят вороны. Мальчик, подари мне свою фуражку.

Мальчик

Мы не можем, Пугало,

Фуражки вам отдать,

Мы сейчас для всех друзей

Будем танцевать.

Дети исполняют «Кадриль» (из программы Т. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей»).

Пугало. Ну как, капуста-барыня, довольна ты гостями? Капуста. Конечно, довольна! Дни становятся короче, холоднее с каждым днем. Скоро, дети, мы капусту заготавливать начнем.

Пугало (поет)

Во саду ли в огороде

Пугало стояло.

Оно старою метлою птичек разгоняло.

Во саду ли в огороде фрукты наливались,

Но их птички не клевали — пугала боялись.

А что, не спеть ли нам еще частушки про капусту-барыню? Дети исполняют частушки (мальчики стоят отдельно от девочек).

Все (вместе)

Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно.

Мы капустные частушки

Споем замечательно.

Мальчики

Во саду ли в огороде

Сторож наш ворон считал.

Не заметил этот сторож,

Кто капусту убирал.

Девочки

Грядки я свои полола,

Все боялась не успеть.

Ни травы и ни капусты —

Любо-дорого смотреть.

Мальчики

Можем мы капусту квасить,

От безделья не грустим.

Приходите все к нам в гости,

Мы капустой угостим.

Девочки

Хороша моя капуста,

И я тоже хороша,

Вместе с ней сижу на грядке,

Поджидаю жениха.

Все (вместе)

Про капусту все частушки

Спели мы сейчас для вас.

Громче хлопайте в ладоши,

Провожайте громче нас.

Капуста. Вот так праздник у меня, барыни-капусты, получился. Гости дорогие веселые да озорные. Чем бы мне вас угостить?

Пугало. Как чем, а гостей нужно пирогами с капустой угощать. Я такую даже песню слышало.

Дети слушают песню «К нам гости пришли» (муз. А. Александрова, сл. М. Ивенсен).

Капуста. Угощайтесь, гости дорогие! И не забывайте зимой кушать капусту в салатиках и пирожках.

Ведущий. Спасибо за гостеприимство и за угощение. До свидания!

Под песню В. Шаинского «Вместе весело шагать по просторам» дети обходят музыкальный зал и уходят в группу на чаепитие.

Дети и воспитатели, одетые в фольклорные костюмы, вместе с музыкальным руководителем под фонограмму песни «Течет ручей» (муз. А. Костюка, сл. П. Черняева) входят в музыкальный зал и встают в полукруг.

Ведущая:

За околицей села веселы были дела,

Вышли дети на народ, встали дружно в хоровод,

И танцуют при народе «Во саду ли, в огороде».

Хоровод «Во саду ли, в огороде»: на первую часть музыки дети и взрослые идут по кругу, на вторую часть делают два шага в центр круга со словами «о-хо-хо», затем два шага из центра круга со словами «а-ха-ха». На вторую часть музыки — хлопки в ладоши в ритм музыки, затем кружение. Садятся на места.

Ведущая . Раньше в деревнях после сбора урожая собирались люди на веселые гуляния: на других посмотреть, да и себя показать. Вот и мы с вами пришли на такое гуляние.

А ну, что сидите? А сказать ничего не хотите?

Выходят мальчик и девочка. Говорят по очереди.

Девочка:

Поглядите на ребят:

Все на лавочках сидят!

Все на лавочках сидят

И на девочек глядят.

Мальчик:

Мы не просто так сидим

И на девочек глядим.

Выбираем для души:

До чего же хороши!

Ведущая:

А будешь долго выбирать —

Не с кем будет танцевать!

Исполняется танец «Светит месяц» (русская народная мелодия). На первую часть музыки дети идут по кругу парами, у мальчика обе руки на поясе, девочка держит мальчика под ручку. На вторую часть дети останавливаются лицом друг к другу и под музыку выполняют движения: хлопок в ладоши, хлопок о ладонь друг друга, руки на пояс, развели в стороны (как бы удивились), снова хлопок в ладоши, снова о ладонь партнера и три хлопка в ладоши. Движения повторяются три раза. Затем выходят дети и читают небылицы.

1. Небылицы в лицах сидят в теремах-светлицах,

Щелкают орешки да творят насмешки.

2. Чудо, чудо-чудеса, на пеньке стоит лиса,

Палочкою машет, а зайчата пляшут.

3. Да разве это чудо? Я еще чуднее знаю!

На болоте стоит пень, шевелиться ему лень.

Шея не ворочается, а посмеяться хочется.

4. Да разве это чудо? Я еще чуднее видел!

Стучит-бренчит по улице — Фома едет на курице,

Нимошка —- на кошке по кривой дорожке.

5. Да разве это чудо? Я еще чуднее слышал.

Плыли утром по реке два барана в челноке,

Черный с удочкой, белый с дудочкой.

Черный рыбку ел, белый песню пел,

Как Иванушка младой шел с ярмарки домой.

Выходит мальчик с котомкой.

Ведущая:

А вот Иванушка идет.

Что-то нам он принесет?

Иванушка:

Я на ярмарку ходил,

Посмотрите, что купил.

Дети поют песню «Где ты был, Иванушка?» По ходу песни Иванушка достает покупки-игрушки: курочку, уточку, барашка, коровку.

Ведущая: Вот как много всего на ярмарке купил Иванушка. Осенью, ребята, когда заканчивались полевые работы и был убран урожай, открывались ярмарки. На них продавались разные товары. Иванушка купил себе животных. Они ему в хозяйстве пригодятся. А наши девочки на ярмарке платочки купили. Покажите нам свои платочки, красавицы!

С расписными павловскими платками выходят девочки.

Первая девочка:

Мы на ярмарку ходили

И платки себе купили.

Вторая девочка:

И на празднике у вас

Потанцуем мы сейчас.

Девочки исполняют «Танец с платками» (под русскую народную мелодию «Калинка»). На первую часть танцующие, с платками на плечах, ходят по залу. На припев платки держат перед собой на вытянутых руках и громко топают ногами («топотушка»). Затем накидывают платки на плечи и плавно ходят по залу. На припев кружатся, держа платок на вытянутых руках.

Ведущая:

Погляди-ка народ,

Кто-то к нам сюда идет.

Не шумите, не кричите,

А тихонечко сидите.

Выходят дети в шапочках Кота и Кошки, читают русские народные прибаутки.

Кошка:

Как у нашего кота очень шубка хороша,

Как у котика усы удивительной красы.

Глазки смелые, зубки белые.

Выйдет котик из ворот — сторонится весь народ.

Три-та-та, три-та-та,

Вышла кошка за кота!

Кошка:

За Кота Котовича, за Петра Петровича.

Тише, мыши, не шумите,

И кота вы не сердите.

Кот усами шевелит,

Всем вам прятаться велит.

Игра «Кот и мыши». Детям надевают шапочки мышек. Кот «спит», мыши бегают тихонько по залу под музыку «Ах вы, сени» (русская народная мелодия). Как только музыка прекращается, Кот просыпается и ловит мышей. Ведущая:

За околицей села

Веселы у нас дела!

Дети с ярмарки пришли

И всем ложки принесли.

Выходят дети с расписными ложками в руках и читают стихи.

Наши ложки всем знакомы,

Не сидится ложкам дома.

Ложки по свету гуляют

И мастеров своих прославляют.

Исполняется танец с ложками под музыку русской народной песни «Самара-городок». На первую часть музыки дети идут по залу врассыпную, держа руки с ложками за спиной. На вторую часть играют на ложках под музыку. Затем все садятся на места. Выходит мальчик:

Мы играем целый день,

Заплетаем свой плетень.

Проводится игра «Плетень» под русскую народную мелодию «Сеяли девушки яровой хмель». Дети разбиваются на четыре команды, руки у всех в команде «заплетены». Каждая команда ходит друг к другу в гости и кланяется. На вторую часть мелодии дети отпускают («расплетают») руки и танцуют, кто как может. По окончании пляски все снова «заплетаются» в свои плетни. Выигрывает тот плетень, который «заплетется» быстрее.

Ведущая: Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Выходит взрослый с куклой-дедом.

Дед: Здорово, ребята!

Дети: Здравствуй, дедушка Егор.

Дед: Какой забор? Я на заборе не сижу, за девчатами не гляжу! Старый стал! А вот поиграть с вами — поиграю!

Проводится игра «Как у дедушки Егора было семеро детей».

Дети стоят по кругу, ребенок с куклой в центре. Все поют: «Как у дедушки Егора было семеро детей. Они не пили, не ели. друг на друга все глядели, разом делали вот так!» Ребенок с куклой показывает любое движение (например, хлопки в ладоши), дети повторяют, игра продолжается.

Ведущая: Вот и подошел к концу наш праздник. Становись-ка, народ, ты в прощальный хоровод!

Дети встают в хоровод и под русскую народную мелодию «Посею лебеду на берегу» (фонограмма) уходят из зала.

Цель:

  • Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.
  • Познакомить с русской традицией – осенними посиделками.
  • Вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.
  • Развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений.
  • Формировать уверенность в себе и своих возможностях привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству.

Предварительная работа: Беседы об осени, о русской традиции Посиделки. Знакомство с особенностями русского народного костюма. Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр.

Оборудование и атрибуты: музыкальный центр, декорации деревенской избы, ворот; плетеньдеревянные свистульки, деревянные ложки, русские костюмы, муляжи овощей и фруктов в корзине, плоскостное дерево, разноцветные осенние листья, сундучок,

Ход праздника

Дети входят в зал, садятся на скамейки. Появляются в русских сарафанах Петровна и Михайловна, беседуют:

— Дни давно короче стали, листья золотом горят.

Улетают птичьи стаи за далёкие моря.

Стало всё вокруг уныло, снова осень наступила.

Огород пустым стоит, всем в избе сидеть велит.

— Дождик льёт и льёт, и льёт, на двор выйти не даёт.

— Ох, и скучно нам сидеть, да в окошечко глядеть.

— Может кто-нибудь придёт? Сказку скажет, иль споёт?

— Очень рады мы гостям! Приходите в гости к нам!

Петровна: Смотри, Михайловна, вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут, песню запевают.

(Под русскую народную мелодию дети через воротца входят на двор)

Русская народная песня «У ворот»

Михайловна: Если вы в своей тарелке и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

1 ребёнок: Отдых – это не безделки: время игр и новостей,

Начинаем посиделки для друзей и для гостей.

2 ребёнок: Раньше чаем угощались с мёдом, явно без конфет,

Как и нынче мы общались, без общенья жизни нет.

Петровна: Садитесь гости, будьте как дома! (дети рассаживаются на стулья)

Михайловна: Наши посиделки осени посвящены, будем осенние песни петь, стихи рассказывать, загадки осенние загадывать.

Петровна: У нас осень в этом году знатная! А у вас какая осень наступила?

Песня «Осень золотая» муз. Г.Л.Гусевой

Михайловна: Славно вы песни поёте, а мы с Петровной вам тоже вам кое-что интересное припасли. Мы весною на завалинке, а зимою в горнице посиживаем. Сидим, на народ глядим. Всё всегда запоминаем и в сундучок собираем. Это – наш сундучок-копилка (показывают). В нём – загадки.

Петровна: Давай, Михайловна, сядем рядышком на лавке,

Вместе с вами посидим, загадаем вам загадки,

Кто смышлёный — поглядим (заглядывают в сундучок).

Ни свет, ни заря — идёт согнувшись со двора.

Рядом подруги идут, песни поют, назад идут- плачут…(коромысло и вёдра)

Русская народная песня « Узорница»

(мальчик за песню дарит колечко, с поклоном, и одевает на пальчик.)

Мальчик: За песню звонкую, весёлую, да за доброе словечко
Раскрасавица девица, я дарю тебе колечко.

Русская народная игра « Колечко»

Михайловна: А вот ещё загадка из нашего сундучка.

Кто же ягоды не знает, от простуды помогает,

На кустах они висят, и как маков цвет горят,

Только это не малина, что за ягода?….(калина)

(достаёт из сундучка отгадку- ягоды калины)

Хоровод « У калинушки» муз. Ю.Михайленко

Петровна: Ой, сколько листьев во дворе, помогите убрать.

Аттракцион «Собери листья в корзину»

Михайловна: Ну, вот! Кончил дело, гуляй смело! (показывает собранные листья)

Петровна: Эй, девчушки – хохотушки! Запевайте нескладушки!

Запевайте веселей, чтоб порадовать гостей!

Михайловна: Где гармошка заиграла – там частушка зазвучала,

Русская, народная, весёлая задорная.

«Частушки – нескладушки»

Петровна: Молодцы, девчушки! Славно всех повеселили, потешили.

Михайловна: Слышь, Петровна, кто-то песни поёт…

Петровна: Да полно те, это комары звенят!

Михайловна: Слышь, Петровна, кто-то каблучками чечётку выводит…

Петровна: И правда… Это ж у наших ворот народ собирается!

Приглашайте гостей на танец!

Русская пляска (дети приглашают гостей на танец)

Петровна: (заглядывает) Ой!, сколько ещё загадок в нашем сундучке!

Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет … (картошка) .

Разве в огороде пусто, если там растет… (капуста).

За ботву, как за веревку, можно вытянуть… (морковку).

Не пугайтесь, если вдруг, слезы лить заставит… (лук).

На грядке растут молодцы, и зовут их… (огурцы).

Михайловна: А теперь, детвора, про наш урожай спеть пора.

Хоровод «Здравствуй, осень» муз. Ю.Слонова

Под весёлую музыку в зал входит Пугало огородное .

Петровна: Кто же это? И откуда? И почему в таком виде на наши посиделки явился?

Пугало: Я одеваюсь не по моде, весь век стою, как на часах.

Я в саду ли, в огороде на стаи нагоняю страх.

Меня сороки, галки боятся пуще палки!

Петровна: Хватит загадками говорить, отвечай толком, кто ты и откуда?

Пугало: Я, ни какой-нибудь бездельник и лентяй. Я – трудовое Пугало Огородное!

Всё лето стою в саду, в огороде, в любую погоду: под солнцем,

ветром и дождём.

Урожай хозяйский стерегу, не сплю, не ем, работаю…

А меня и на ваши посиделки не пригласили.

Петровна: Ну, а что же ты Пугало Огородное с пустыми руками на праздник пришёл?

Пугало: Как это с пустыми руками? Да у меня столько подарков припасено…

Пугало убегает за подарком, и выносит дерево.

Михайловна: Интересно, какие такие подарки приготовило нам Пугало Огородное!

Пугало: Вот, смотрите, какое я «Чудо — дерево» вырастил!

(ставит дерево, на котором «растут» яблоки, груши, сливы, виноград, а также овощи: помидоры, редис, свекла, огурцы и др.)

Михайловна: Интересно, интересно… (обходит дерево со всех сторон, рассматривает)

— Ребята, а как вы думаете, что на этом дереве лишнее?

Дети: Овощи! Не растут на деревьях.

(несколько детей снимают их с дерева)

Пугало: Значит, овощи на деревьях не растут? Это я запомню! А давайте поиграем и вы мне поможете отделить овощи от фруктов.

Аттракцион « Отдели овощи от фруктов».

Пугало: Вот здорово!

Фрукты всего вкусней на свете, ешьте витамины дети!

Овощи с грядки очень полезны, вас защитят от разных болезней!

Мне жалко с вами расставаться, но близится зимы черёд,

Я к вам опять приду ребята, вы ждите в гости через год (уходит).

Петровна: Ой! Кажется мы забыли про наш сундучок! Вот ещё загадки!

Что же это за игрушки? Лежат – молчат, на ребят глядят.

А к губам поднесут – на весь свет запоют. (свистульки)

Всех накормит а сама не ест? (ложка)

Михайловна: Эх! Хороши игрушечки весёлые свистушечки

Поют, свистят, народ веселят! (выносят свистульки и деревянные ложки, раздают детям).

«Свистулечный оркестр»

Петровна: Ай, да гостюшки, ай да затейники! Всех развеселили!

Ребёнок: Заигрались, загулялись, надо по домам расходится,

За весёлые посиделки хозяюшкам поклониться!

Михайловна: Осень, осень на порог, Михайловна несёт пирог.

За ваше веселье, да за уменье всем вам угощение!

«Пироги»

Ребёнок: Погостить у вас мы рады, мы ещё разок придём
А теперь, ай-да, ребята, с пирогами чай попьём! (звучит музыка, дети уходят)

Петровна: Развлекала, веселила нас с тобою детвора,

А теперь, моя подружка отдохнуть и нам пора.







музыкальный руководитель

МБДОУ «Детский сад № 14»,

г.Вышний Волочёк, Тверская область, Россия