Самые интересные традиции и обряды русского народа. Кровь с молоком. Особенности в северных традициях. На севере этот обряд называется обычно «запоруки», «заручины». При этом обряде присутствуют жених и сват

Каждый народ имеет свой уклад жизни, обычаи, свои неповторимые песни, танцы, сказки. В каждой стране есть излюбленные блюда, особые традиции в убранстве стола и приготовлении пищи. Много в них целесообразного, исторически обусловленного, соответствующего национальным вкусам, образу жизни, климатическим условиям.

Тысячелетиями складывался этот образ жизни и эти привычки, в них собран коллективный опыт наших предков.

Кулинарные рецептуры, сформированные за годы в результате многовековой эволюции, многие из них являются прекрасными образцами правильного сочетания продуктов по вкусу, а с физиологической точки зрения - по содержанию пищевых веществ.

Быт народа складывается под влиянием многих факторов — природных, исторических, социальных и др. В известной мере влияет на него и культурный обмен с другими народами, но никогда чужие традиции механически не заимствуются, а приобретают на новой почве местный национальный колорит.

Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели "тайнами" выпечки различных изделий из забродившего теста. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники — на свадьбах, пироги, блины — на масленицу, "жаворонки" из теста — в весенние праздники и т. д.

Не менее типичны для русской традиционной кухни блюда из всевозможных круп: различные каши, крупеники, блины, овсяные кисели, запеканки, блюда на основе гороха, а также из чечевицы.

В более северных краях нашей страны особое значение имеют блюда, приготовленные из пшена. Эта традиция имеет глубокие исторические корни. Когда-то у восточных славян, которые пришли на эти земли в VI веке н.э. и жили преимущественно в лесных участках, просо обрабатывалась как главная сельскохозяйственная культура.

Просо служило сырьем для получения муки, крупы, варки пива, кваса, приготовления супов и сладких блюд. Эта народная традиция сохраняется и в настоящее время. Однако следует учитывать, что пшено по своей питательности уступает другим крупам. Поэтому его следует приготовлять с молоком, творогом, печенкой, тыквой и другими продуктами.

Не только зерновые культуры возделывали наши предки. Из древности, сквозь века дошли до наших дней и стали основными на нашем огороде такие культуры Древнего Рима, кaк кaпуcтa, свёкла и репа. Наиболее широко применялась на Руси квашеная капуста, которую было возможно сохранять до нового урожая. Капуста служит незаменимой закуской, приправой к отварному картофелю и другим блюдам.

Щи из различных видов капусты являются заслуженной гордостью нашей национальной кухни, хотя их и готовили еще в Древнем Риме, где специально выращивалось очень много капусты. Просто многие овощные растения и рецепты блюд "перекочевали" из Древнего Рима через Византию на Русь после принятия на Руси христианства. Греки создавали Руси не только письменность, но и передавали многое из своей культуры.

В наше время капуста особенно широко используется в кулинарии северных и центральных районов России, на Урале и в Сибири.

Репа в России до конца XVIII - начала XIX вв. имела такое значение, как сегодня картофель. Репу использовали повсеместно и из репы готовили множество блюд, фаршировали, варили, парили. Репу использовали как начинку для пирогов, из неё приготовляли квас. Постепенно, с начала и до середины XIX века, она была вытеснена гораздо более урожайным, но значительно менее полезным картофелем (практически, это пустой крахмал).

А вот репка содержит в своем составе и очень ценные биохимические соединения серы, являющиеся при регулярном употреблении в пищу отличными иммуностимуляторами. Сейчас репка стала на русском столе продуктом редким и штучным - в продаже на нее и цену определяют не за килограммы, а поштучно.

После перехода на картофель русская кухня значительно утратила свое высокое качество. Равно как и после практического отказа от русского столового хрена, тоже являющегося незаменимым подспорьем для здоровья, но сохраняющего свои полезные свойства не более 12-18 часов после приготовления, т.е. требующего приготовления незадолго до подачи на стол. Потому современный магазинный "хрен в баночках" ни такими свойствами, ни должным вкусом совсем не обладает. Так что если сейчас в России русский столовый хрен и подают к семейному столу, то только по великим праздникам.

Брюква почему-то в старинных источниках не упоминается, вероятно, потому, что раньше брюкву не различали от репы. Эти некогда широко распространенные в России корнеплоды в настоящее время занимают в овощеводстве сравнительно небольшой удельный вес. Не выдержали они конкуренции с картофелем и другими культурами. Однако своеобразные вкус и запах, возможность различного кулинарного использования, транспортабельность, устойчивость при хранении позволяют думать, что отказываться от репы и брюквы в настоящее время не следует, так как они придают совершенно особый вкус многим блюдам русской народной кухни.

Из овощных культур, которые появились в России позднее, нельзя не назвать картофель. В самом начале XIX в. картофель произвел настоящий переворот в традициях русского стола, блюда из картофеля завоевали широкую популярность. В распространении картофеля и его популяризации большая заслуга принадлежит известному деятелю культуры XVIII в. А.Т. Болотову, который не только разработал агротехнику выращивания картофеля, но и предложил технологию приготовления ряда блюд.

Продукты животного происхождения практически не изменились. Испокон веков наши пращуры потребляли мясо крупного рогатого скота ("говядно"), свиней, коз и овец, а также птицы - кур, гусей, уток.

До XII в. использовалась также конина, но уже в XIII в. она почти вышла из употребления, т.к. "лишних" лошадей у населения стали отбирать монголо-татары, которым лошади были нужнее. В рукописях XVI-XVII вв. ("Домострой", "Роспись царским кушаньям") упоминаются только отдельные деликатесные блюда из конины (холодец из лошадиных губ, отварные конские головы). В дальнейшем с развитием молочного скотоводства все более широко использовались молоко и продукты получаемые из него.

Лесные промыслы были большим и существенным дополнение в хозяйстве наших предков. В летописях XI-XII вв. говорится об охотничьих угодьях - "тетеревятниках", в более поздних рукописях упоминаются рябчики, дикие утки, зайцы, гуси и другая дичь. Хотя нет оснований полагать, что их не кушали и раньше с самых древних времен.

Леса занимают в нашей стране огромные пространства, особенно на севере Урале и в Сибири. Использование даров леса — одна из характерных особенностей русской кухни. В старину большую роль в питании играли лесные орехи. Ореховое масло было одним из самых распространенных жиров. Ядра орехов толкли, добавляли немного кипятка, завертывали в тряпицу и клали под гнет. Масло постепенно стекало в миску. Ореховый жмых тоже использовали в пищу - добавляли в каши, ели с молоком, с творогом. Дробленые орехи использовали и для приготовления различных блюд и начинок.

Лес был также источником меда (бортничество). Из меда приготовляли различные сладкие блюда и напитки — медки. В настоящее время только в некоторых местах Сибири (особенно на Алтае у местных нерусских народов) сохранились способы приготовления этих вкусных напитков.

Впрочем, с самых древних времен и до появления массового производства сахара мед был основной сладостью у всех народов, и на его основе еще в Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме готовились самые разнообразные сладкие напитки, блюда и десерты. Также не только русские, но и все народы, имевшие в своем распоряжении рыбу, испокон веков кушали и икру.

Самым первым искусственно культивируемым плодовым деревом на Руси стала вишня. При Юрии Долгоруком в Москве росли только вишни.

На характер русской народной кухни в значительной мере повлияли географические особенности нашей страны — обилие рек, озер, морей. Именно географическим расположение и объясняется число всевозможных рыбных видов блюд. В питании достаточно было распространено множество речных видов рыб, а так же озерных. Хотя гораздо больше различных рыбных блюд было еще в Древней Греции и, особенно, в Древнем Риме — создателе основ современного богатства европейской кухни. Чего стоили только лишь одни кулинарные фантазии Лукулла! (К сожалению, его многочисленные записи рецептов блюд утрачены.)

В русской кухне для приготовления блюд тоже использовался большой ассортимент продуктов. Однако не столько разнообразие продуктов определяет специфичность национальной русской кухни (эти же продукты были доступны и европейцам), сколько сами способы их обработки, технологии приготовления пищи. Во многом своеобразие народных блюд обусловливалось именно особенностями русской печи.

Есть основания полагать, что конструкция традиционной русской печи не была заимствована. Появилась она в Восточной Европе как местный оригинальный тип очага. На это указывает то, что у народов Сибири, Средней Азии, Кавказа основными типами печей являлись открытые очаги, а также наружная печь для выпечки хлеба или тандыр для выпечки лепешек. Наконец, прямые доказательства этого дает археология. При раскопках трипольских поселений на Украине (третье тысячелетие до нашей эры) были найдены не только остатки печей, но и глиняная модель печи, которые позволили восстановить их внешний вид и устройство. Эти глинобитные печи можно считать прототипом позднейших печей, в том числе и русской печи.

А вот конструкция самовара была заимствована русскими от персов, которые в свою очередь взяли ее у арабов. (Впрочем, и русские матрешки заимствованы у японцев в 1893 году, в 1896-ом уже был налажен их массовый выпуск.)

Но не следует пытаться искусственно "очищать" наш стол от некогда заимствованых у других народов блюд, давно ставших для нас привычными. К ним относятся, например, блины (заимствованы в IX веке из кухни варягов вместе с компотами и взварами из сухофруктов), котлеты, биточки, лангеты, бифштексы, эскалопы, муссы, желе, горчица, майонез (заимствованные из европейской кухни), шашлык и кебаб (заимствованы у крымских татар), пельмени (заимствованы в XII веке у монголов), борщ (это национальное блюдо Древнего Рима, пришедшее на Русь вместе с православием от византийских греков), кетчуп (изобретение поваров английского военного флота) и другие.

Многие блюда, ставшие сейчас традиционными русскими, были изобретены французскими поварами-рестораторами, работавшими в XIX веке в России и создавшими основы современной русской кухни (Люсьен Оливье, Яр и др.).

В процессе исторического развития менялось питание, появлялись новые продукты, совершенствовались способы их обработки. Сравнительно недавно появились в России картофель и помидоры, стали привычными многие океанические рыбы, и без них уже невозможно представить наш стол. Попытки разделить русскую кухню на старинную самобытную и современную весьма условны. Все зависит от наличия доступных народу продуктов. И кто сейчас скажет, что блюда с картофелем или помидорами не могут быть национальными русскими?

Любопытно кулинарное применение ананасов во времена Екатерины II и князя Потемкина (этого любителя капустных кочерыжек, с которыми он не расставался и грыз постоянно). Ананасы тогда шинковали и квасили в бочках, как капусту. Это была одна из любимых закусок Потемкина под водку.

Страна наша обширна, и в каждой области есть свои местные блюда. На севере любят щи, а на юге - борщи, в Сибири и на Урале нет праздничного стола без шанег, а в Вологде - без рыбников, на Дону готовят уху с помидорами и т. д. Однако есть много общих блюд для всех областей нашей страны и много общих приемов их приготовления.

Все, что формировалось на начальном этапе русской кулинарной традиции, остаётся неизменным и по сегодняшний день. Главные составляющие традиционного русского стола: чёрный ржаной хлеб, который остаётся любимым и по сей день, разнообразные супы и каши приготовляемые практически каждый день, но уже совсем не по тем же рецептам, что много лет назад (для которых нужна именно русская печь, да еще умение с ней управляться), пироги и другие бесчисленные изделия из дрожжевого теста, без которых не обходится ни одно веселье, блины, а также наши традиционные напитки - мед, квас и водка (хотя все они тоже заимствованны; в частности, хлебный квас готовили и в Древнем Риме).

Кроме того, с приходом из Византии православия на Руси сформировался стол постный.

Основное достоинство русской кухни - умение вбирать в себя и творчески дорабатывать, совершенствовать лучшие блюда всех народов, с которыми приходилось общаться русским людям на долгом историческом пути. Именно это сделало русскую кухню самой богатой кухней в мире. И сейчас ни у одного народа нет достойных блюд, которые не имели бы аналогов в русской кухне, но в гораздо лучшем исполнении.

4. Традиции приема гостей

В семнадцатом веке, каждый, уважающий себя горожанин и тем более если он к тому же зажиточный не мог обойтись без проведения праздничных пиров, ведь это входило в их жизненный уклад. Готовиться к праздничному пиру начинали задолго до торжественного дня - особо тщательнейшим образом вычищали и прибирали весь дом и двор, к приходу гостей все должно было быть безупречно, все должно было блестеть как никогда. Из сундуков извлекались парадные скатерти, посуда, полотенца которые так бережно хранились для этого дня.

А почётное место руководителя всего этого ответственного процесса, как и за закупкой и приготовлением праздничных мероприятий, следила хозяйка дома.

На хозяина же ложилась не менее важная обязанность - приглашение гостей на пир. Причём, в зависимости от статуса гостя, хозяин либо посылал с приглашением слугу, либо ездил сам. А собственно само мероприятие выгладила примерно так: к собравшимся гостям выходила в праздничном наряде хозяйка и приветствовала их, кланяясь в пояс, и гости отвечали ей земным поклоном, а за ней следовала церемония целования: хозяин дома предлагал гостям почтить хозяйку поцелуем.

Гости по очереди подходили к хозяйке дома и целовали её, и при этом по канонам этикета, держали руки за спиной, после снова кланялся ей и принимал из её рук чарку водки. Когда хозяйка направлялась к специальному женскому столу, это служило сигналом для всех рассаживаться и приступать к трапезе. Обычно церемониальный стол стоял стационарно, в "красном углу", то есть под иконами, возле неподвижно приделанных к стене лавок, сидеть на которых, кстати, по тем временам, считалось более почётным, чем на приставных.

Сама трапеза начиналась из того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома, кстати и сегодняшние хлебосольные традиции берут свои истоки с той поры. В знак особого уважения или приязни к кому-нибудь из своих гостей хозяин церемонии мог сам положить какого-нибудь кушанье с особой тарелки, специально ставившейся с ним рядом, и, при помощи своего слуги, послать почётному гостю особо, как бы более подчёркивая своё внимание уделяемое ему.

Хотя традиция встречать гостей с хлебом и солью пришла к нам с той поры, но порядок подачи блюд в те времена заметно отличался от того, который привычен нам сегодня: сперва ели пироги, после блюда из мяса, птицы и рыбы, и только в конце трапезы принимались за супы.

Порядок подачи блюд

Когда уже все участники трапезы рассаживались по своим местам, хозяин разрезал хлеб на кусочки и вместе с солью подавал каждому гостю отдельно. Этим своим действием в очередной раз подчёркивал гостеприимство своего дома и глубокое уважение ко всем присутствующим.

На этих праздничных пирах было обязательно ещё одно - перед хозяином ставилось так называемое опричное блюдо и еду с него хозяин лично перекладывал в неглубокие тары(плоскую посуду) и передавал со слугами особым гостям как знак абсолютного внимания к ним. А когда слуга передавал это своеобразное гастрономическое послание от своего хозяина, как правило говорил: "Чтоб тебе, милостивый государь, кушать на здоровье".

Если бы нам, каким то чудом можно было переместиться во времени, и оказаться в семнадцатом веке, и почему бы и нет, случись и второе чудо, нас бы пригласили на подобное торжество мы бы не мало удивлены порядком подачи блюд к столу. Вот судите сами, сейчас для нас нормально что сперва мы едим закуску, после суп, а уже после этого второе и десерт, а в те времена сперва подавали пироги, затем блюда из мяса, птицы и рыбы («жаркое»), а уж потом, в конце обеда - супы («ушное»). Отдохнув после супов, на десерт кушали разнообразные сладкие заедки.

Как пили на Руси

Традиции пития на Руси сохранённые и дошедшие до нас, своими корнями уходят в стародавние времена, а во многих домах сегодня, как и в далёком прошлом отказаться от еды и выпивки означает обидеть хозяев. Также дошла до нас и повсеместно практикуется традиция пить водку не мелкими глотками, как принято к примеру в европейских странах, а залпом, сразу.

Правда сейчас изменилось отношение к пьянству, если сегодня пьянеть это значит отклониться он принятых норм приличия, то в те времена боярской Руси, когда это считалось обязательным, и не напившийся гость должен был таковым хотя бы притвориться. Хотя не следовало быстро пьянеть, а идти в ногу со всеми участниками застолья и по этому быстрое опьянение в гостях считалось неприлично.

Царские пиры

Благодаря многим дошедшим до нас старинным рукописям мы прекрасно осведомлены о праздничном и повседневном столе царя и бояр. И это благодаря пунктуальности и чёткости исполнения своих обязанностей придворных служащих.

Количество всевозможных блюд на царских пирах и на пирах богатых бояр доходило до ста, а в особых случаях могло достигать и пол тысячи, причём к столу под носились поочерёдно, по одному, а драгоценные золотые и серебряные посуды с остальными кушаньями держали в руках стоявшие вокруг стола слуги.

Крестьянский пир

Но традиции пировать и трапезничать были и не столь богатых слоях общества, и были не только у богатых и знатных членов общества.

Представители практически всех слоев населения считали обязательным собираться за пиршественным столом по поводу всех значимых событий в жизни, будь то свадьба, крестины, именины, встречи, проводы, поминки, народные и церковные праздники...

И естественно именно эта традиция дошла до нас практически ничуть не изменившись.

Русское гостеприимство

О русском гостеприимстве известно всем и так было всегда.

А что же касается еды, то если в дом русского человека приходят гости и застают семью за обедом, то непременно будут приглашены ко столу и усажены за ним, и у гостя вряд ли будет возможность отказаться от этого.

Торжественные обеды и застолья в честь приёма иностранных гостей устраивались с особой широтой и размахом, они призваны были продемонстрировать не только материальные возможности царственных хозяев (подчистую обиравших собственный народ), но и широту и гостеприимство русской души.

5. Традиции русского православного праздничного застолья

Православное праздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев и обрядов. Характерной особенностью православных праздников являлось то, что это были семейные праздники. За столом собирались все члены семьи и близкие родственники. Застольный этикет был очень сдержан и строг. За столом сидели чинно, да и разговоры старались вести серьезные и добрые. Разгул и пьянство, особенно в постные дни, считались большим грехом. Как писал Св. Федор Едесский, «праздник проводи не в винопитиях, но в обновлении ума и душевной чистоты. Наполняя же чрево яствами, прогневишь Того, Кому посвящается праздник».

Обязательным элементом праздника является молитва. Считается, что приготовленная с молитвою еда всегда удается, а молитвы до и после вкушения пищи и другие, обращенные к Богу, Пресвятой Троице, Пресвятой Богородице, Честному Кресту, принесут здоровье, успокоение и радость.

Для православного праздничного стола характерны традиционные блюда, соответствующие отмечаемому празднику. Для многих праздников предназначались строго определенные ритуальные блюда, и часто их готовили только раз в году. Заранее знали и ждали, когда на столе будут фаршированный поросенок, гусь или индейка, медовый или маковый пирог, пышные и румяные блины, крашеные яйца и куличи...

Отмечали православные праздники обильным и богатым столом. И в зажиточных, и в бедных семьях выставляли на стол все лучшее, что было в доме. Специально для праздников заранее приобретались и хранились в домашних кладовках разнообразные продукты.

Для праздничного стола готовили изысканные блюда, придерживаясь правила: «Ест человек дома, а в гостях он лакомится», и хозяйки старались блеснуть кулинарными способностями. Ассортимент закусок и блюд, особенно холодных, был разнообразным и широким. Народные традиции часто предписывали, на какой праздник сколько их должно быть. Большинство блюд и напитков сразу ставили на стол. Считалось обязательным попробовать все блюда, что были на столе.

Большое внимание уделялось оформлению праздничного стола. Его накрывали красивой, как правило, вышитой или белоснежной скатертью и сервировали лучшей посудой и приборами, украшали цветами, веточками зелени, бумажными ленточками, гирляндами. Непременным атрибутом праздничного стола были свечи, которые придавали застолью особую торжественность и символизировали религиозный характер праздника.

Традиции и обычаи праздничного застолья изменялись и обновлялись на протяжении веков. Каждое поколение стремилось сохранить и древние языческие традиции, и православные, и привнести что-то свое. И современные поколения не исключение из этого правила.


Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. В сельской местности традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга. Но многие обряды так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.

Традиции бывают календарные, связанные с полевыми работами, семейные, дохристианского периода, самые древние, религиозные, которые вошли в нашу жизнь с принятием христианства, а некоторые языческие обряды смешались с православными верованиями и несколько видоизменились.

Календарные обряды

Славяне были скотоводы и земледельцы. В дохристианский период в пантеон славянских богов входило несколько тысяч идолов. Верховными богами были Сварожичи, прародители всего живого. Одним из них был Велес, покровитель скотоводства и земледелия. Ему славяне приносили жертвы перед началом сева и уборки урожая. В первый день сева все жители деревни выходили на поле в новых чистых рубахах с цветами и венками. Сев начинали самый старый житель села и самый маленький, они и бросали первое зерно в землю.

Уборка урожая также была праздником. Все, даже старые и больные, жители села собирались у границы поля, Велесу приносилась жертва, чаще всего большой баран, затем в ряд вставали самые сильные и красивые мужчины и молодые парни с косами в руках и одновременно проходили первую полосу. Затем девушки и молодые женщины, обязательно быстрые и здоровые, связывали снопы и ставили бабки. После удачной уборки накрывали богатый стол для всех жителей села, во главе стола ставили большой сноп, украшенный лентами и цветами, который тоже считался жертвой богу Велесу.

Масленица также относится к календарным обрядам, хотя в настоящее время считается уже и полурелигиозным праздником. В древности этот обряд призывал Ярило, бога солнца и тепла, от которого напрямую зависел урожай. Именно поэтому и зародился обычай в этот день печь блины, жирные, румяные, горячие, как солнце. Все люди водили хороводы, также являющиеся символом солнца, пели песни, воспевающие силу и красоту светила, сжигали чучело Масленицы.

Сегодня Масленица оставила свой языческий смысл, и считается почти религиозным праздником. Каждый день масленичной недели имеет свое предназначение. А самый важный день — Прощенное Воскресенье, когда следует у всех домашних и родственников просить прощения за невольные обиды. Воскресенье – это поворот на Великий Пост, самый строгий и длинный, когда в течение семи недель верующие отказываются от мясной и молочной пищи.

Святочные обряды

Когда на Руси твердо установилось христианство, появились и новые церковные праздники. А некоторые праздники, имеющие религиозную основу, стали поистине народными. Именно к таким и нужно отнести святочные гуляния, которые проходят с 7 января (Рождества Христова) до 19 января (Крещения Господня).

В святки молодежь ходила по домам с представлениями, другие группы парней и девушек колядовали, девушки и молодые женщины по вечерам гадали. Обязательно все жители деревни участвовали в подготовке к праздникам. Забивали скот и готовили специальные блюда. В сочельник, 6 января, вечер перед Рождеством, варили узвар, сладкий компот с рисом, готовили ватрушки и пироги, сочево, специальное блюдо из капусты с зерном.

Молодые люди пели специальные шуточные песни-колядки, просили угощения, в шутку угрожали:

«А не дашь пирога, сведем корову за рога».

Если угощения не давали, то могли подшутить: закрыть трубу, развалить поленницу дров, приморозить дверь. Но это бывало редко. Считалось, и до сих пор считается, что щедривки, песни с пожеланиями счастья и достатка, и зерно, принесенное в дом гостями, приносят в дом счастье на весь новый год, избавляют от болезней и несчастий. Поэтому все старались вдоволь угостить приходящих и раздать им щедрые гостинцы.

Молодые девушки чаще всего гадали на судьбу, на женихов. Самые смелые гадали в бане с зеркалом при свечах, хотя и считалось это очень опасным, потому что в бане с себя снимали крест. Девушки заносили в дом охапки дров, по числу поленьев четному или нечетному можно было сказать выйдет или нет, она в этом году замуж. Кормили курицу счетным зерном, топили воск и рассматривали, что же он им предсказывает

Семейные обряды

Пожалуй, больше всего обрядов и традиций связано именно с семейной жизнью. Сватовство, свадьба, крестины- все это требовало соблюдения старинных ритуалов, пришедших от бабушек и прабабушек, и их точное соблюдение обещало счастливую семейную жизнь, здоровых детей и внуков.

Славяне раньше жили большими семьями, где взрослые дети, имевшие уже свои семьи, жили вместе с родителями. В таких семьях можно было наблюдать три-четыре поколения, семьи включали в себя до двадцати человек. Старейшиной такой большой семьи обычно был отец или старший брат, а его жена была главой среди женщин. Их распоряжения выполнялись беспрекословно наравне с законами правительства.

Свадьбы обычно праздновались после уборки урожая или после Крещения. Позднее самым удачным временем для свадеб стала «Красная горка»- неделя после Пасхи. Сам свадебный обряд занимал довольно большой промежуток времени и включал в себя несколько этапов, а значит, и большое количество ритуалов.

Сватать невесту приезжали родители жениха совместно с крестными, реже другие близкие родственники. Разговор следовало начинать иносказательно:

«У вас товар, у нас купец» или « Не забежала ли на ваш двор телушка, мы за ней приехали».

Если родители невесты отвечали согласием, следовало провести смотрины, где жених и невеста познакомятся друг с другом. Затем будет сговор или рукобитье. Здесь новые родственники договариваются о дне свадьбы, о приданном, и о том, какие подарки принесет жених невесте.

Когда все было обговорено, у невесты в доме каждый вечер собирались ее подружки и помогали готовить приданное: ткали, шили, вязали кружева, вышивали подарки жениху. Все девичьи посиделки сопровождались грустными песнями, ведь никто не знал, какая судьба будет у девушки. В доме мужа женщину ожидал тяжелый труд и полное подчинение воле мужа. В первый день свадьбы песни звучали, в основном, лирические, величальные, прощальные плачи. По приезде из церкви молодых встречали на крыльце родители хлебом-солью, а свекровь должны была положить своей новоявленной невестке в рот ложку меда.

Совсем другое дело – второй день. В этот день по обычаю зять с дружками отправлялись «к теще на блины». После хорошего застолья, гости рядились, закрывали лицо повязками или холстинками и разъезжали по деревне, заезжая в гости ко всем новым родственникам. Этот обычай до сих пор сохранился во многих деревнях, где на второй день свадьбы ряженые гости, сами запрягаются в телегу, и катают новых сватов по улицам.

И, конечно, говоря об обычаях, нельзя пропустить обряд крещения младенца. Детей крестили сразу после рождения. Для совершения обряда долго совещались, выбирая крестных. Они будут для ребенка вторыми родителями и наравне с ними несут ответственность за жизнь, здоровье и воспитание младенца. Крестные становятся кумовьями и всю жизнь поддерживают между собой дружеские отношения.

Когда ребенку исполнялся годик, крестная мать сажала его на вывороченный тулуп и ножницами аккуратно выстригала на темечке крест в волосах. Это делалось для того, чтобы нечистая сила не имела доступа в его мысли и дальнейшие поступки.

Подросший крестник в сочельник каждый год обязательно приносил крестным кутью и другое угощение, а крестный одаривает его в ответ какими-либо сладостями.

Смешанные обряды

Как мы уже говорили, некоторые обряды зародились в дохристианский период, но продолжают жить и до сих пор, немного изменив свое обличье. Так было и с Масленицей. Широко известен обряд – празднование ночи на Ивана Купала. Считалось, что только в этот единственный в году день цветет папоротник. Кто сможет найти этот недающийся в руки цветок, тот сможет видеть клады под землей, и все тайны перед ним будут открыты. Но найти его может только человек чистый сердцем, безгрешный.

С вечера разводились огромные костры, через которые молодые люди парами прыгали. Считалось, что если вдвоем, взявшись за руки, перепрыгнуть через огонь, то любовь не покинет тебя во всю жизнь. Водили хороводы, пели песни. Девушки плели венки и пускали по воде. Они верили, что если венок подплывет к берегу, то девушка останется еще на год одинокой, если потонет, то в этом году умрет, а если поплывет по течению, то вскоре выйдет замуж.

Семейные ритуалы и традиции есть в каждой семье. А если вы думаете, что у вас их нет – вы глубоко заблуждаетесь. Например, каждодневное «Доброе утро!» или пожелание спокойной ночи можно смело назвать традицией. А если у вас есть правило, например, каждое Рождество или на Пасху собираться у бабушек и дедушек, или, как в нашей семье, 1 и 9 мая традиционно жарить шашлык, то это самая настоящая семейная традиция.

Зачем нужны семейные ритуалы? Что они могут дать детям? Согласитесь, что в последнее время в понятие «семья» вкладывается несколько иной смысл, чем ранее. Многие пары считают, что главная задача семьи – родить детей, кормить их, одевать, дать нормальное образование (кстати, об образовании думают далеко не все, к сожалению). Но настоящая семья – это не просто проживание под одной крышей и выполнение обязанностей родителей. Настоящая семья, как говорится в одном популярном определении, — это «объединение людей, основанное на браке или кровном родстве, и связанное общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью».

Проще говоря, это не просто родственники, живущие вместе под одной крышей, это люди, которые помогают и любят друг друга, поддерживают, вместе радуются и грустят . Они вместе, но при этом уважают мнение и интересы друг друга. И у них абсолютно точно есть что-то большее, что объединяет их в одно целое. И это не штамп в паспорте. Вот именно это «что-то» и есть семейные ритуалы (традиции).

В вашей памяти, наверняка, есть теплые воспоминания из детства, в которых вы наряжаете елку всей семьей или собираетесь большой семьей на празднование каких-то значимых событий вместе с бабушками, дедушками, дядями и тетями. Такие воспоминания всегда греют душу, потому что они светлые и приятные. И мы с вами должны сделать так, чтобы наши дети, когда выросли и стали взрослыми вспоминали свое детство с таким же теплом и любовью .

Зачем нужны семейные ритуалы?

В чем смысл этих традиций? Что они могут дать детям? Насколько они важны для полноценного развития ребенка? Давайте попробуем разобраться в этой теме. По моему убеждению, семейные традиции обязательно должны быть в каждой семье.

У нас в семье существует несколько обязательных традиций, которые мы всегда соблюдаем:

  • Празднование нового года исключительно дома.
  • На день рождения каждого члена семьи я пеку его любимый торт.
  • На день Победы мы всегда идем на парад, поздравляем ветеранов, а потом дома жарим шашлык.
  • На праздники дарим подарки всем членам семьи.
  • На новый год еще и домашним питомцам.
  • Недавно у нас появилась еще одна традиция : отмечать 1 сентября и последний звонок в конце учебного года с любимыми блюдами нашего ребенка.

Кроме этого, существует масса каждодневных ритуалов, которые так плотно вошли в нашу жизнь, что мы воспринимаем их, как должное. Например, целоваться при встрече или прощании, звонить вечером бабушке и дедушке, утром обязательно всем желать хорошего дня, ужинать всей семьей, перед сном никто не идет спать пока не пожелает остальным спокойной ночи и не поцелует и т.д. Их на самом деле очень много. Но главный вопрос: действительно ли эти ритуалы имеют значение и оказывают влияние на состояние семьи и ее членов? Психологи уверяют, что да, семейные традиции нужны и очень важны, особенно для детей .

Потому что:

  1. Они содействуют гармоничному развитию ребенка . Потому что традиции – это регулярное повторение одних и тех же действий, а, значит, постоянство. Для детей такая стабильность действий очень важна, именно благодаря ей ребенок со временем перестает бояться непонятного и пугающего окружающего большого мира. И действительно, чего бояться, если все стабильно и понятно, а главное родители рядом? Кроме этого, семейные ритуалы помогают ребенку видеть в родителях не только строгих наставников и воспитателей, но и друзей, с которыми можно интересно провести время.
  2. Взрослым семейные ритуалы нужны для ощущения единства с семьей , они укрепляют отношения и сближают. Ведь чаще всего в такие совместные моменты взрослый человек расслабляется и испытывает самые положительные эмоции.
  3. Культурное обогащение семьи . Традиция становятся не комбинацией отдельных «я», а полноценной ячейкой общества под названием «семья», а это важно не только для самой семьи, но и для культурного наследия всего общества.

Из вышеизложенного вывод напрашивается сам собой: семейные ритуалы нужны и очень важны. Как оказалось, не только для детей, но и для взрослых. Если в вашей семье нет пока традиций, то стоит подумать о том, чтобы их создать.

Общие и особые семейные ритуалы

Предлагаю вашему вниманию самые популярные (общие) традиции, которые есть в большинстве семей:

  • Празднование семейных праздников (дни рождения, дни свадьбы и другие праздники, относящиеся конкретно к вашей семье).
  • Распределение домашних обязанностей (уборка, стирка, наведение порядка и раскладывание вещей по местам и т.п.), такая традиция будет приучать ребенка к порядку, плюс научит его заботиться о других.
  • Совместные игры с детьми с участием взрослых (ну разве может быть что-то более объединяющее, чем совместное веселое времяпрепровождение?!), такие игры очень сильно сближают ребенка с родителями и делают их отношения крепкими и доверительными.
  • Семейный ужин (завтрак, обед – не важно, главное, чтобы хотя бы раз в день все члены семьи собирались за одним столом).
  • Семейный совет , на котором обсуждаются важные вопросы или спорные (конфликтные), ситуации, строятся планы, планируется бюджет семьи (важно привлекать детей к такому обсуждению, чтобы научить их ответственности).
  • Традиция «кнута и пряника» . В каждой семье должны быть свои правила относительно того, что можно делать, а чего нельзя и как наказывать того, кто эти правила нарушит. Поощрение за соблюдение правил также должно быть оговорено. Некоторые родители поощряют ребенка деньгами, некоторые – походом в кино или на аттракционы. Главное не переборщить, чтобы излишняя требовательность не сделала ребенка злым и завистливым.
  • Традиции приветствия и прощания (о них я уже писала выше на примере своей семьи).
  • Дни памяти умерших родственников и друзей.
  • Совместные культурные мероприятия (походы в цирк, кино, театр, совместный отдых и путешествия).

Кроме этих традиций, есть еще особые традиции, которые присущи какой-то конкретной семье. Например, по выходным отправлять на пикник (в любое время года) или совместный просмотр фильма воскресным вечером и другие.

Семейные ритуалы условно можно разделить на две группы: те, которые сложились сами по себе и те, которые сознательно были созданы каждой семьей. Предлагаю ознакомиться с такими созданными необычными традициями, может быть и вам какая-то придется по душе и со временем станет вашей семейной традицией.

Итак:

  • Совместная ночная рыбалка для всех членов семьи, включая маму и девочек, если они есть.
  • Вечерняя прогулка перед сном всей семьей. Отличная традиция, как мне кажется, особенно зимой. Надо предложить своим домочадцам.
  • Совместное приготовление воскресного обеда или ужина.
  • День футбола (или любого другого вида спорта). Вся семья одевается в спортивную одежду, берет спортивное снаряжение и отправляется на ближайшую спортивную площадку играть в футбол (волейбол, теннис, бадминтон и т.п.).
  • Квест для именинника . И совершенно неважно ребенок это или дедушка, утром именинник получает карту, по которой ищет подсказки, ведущие к его подарку (мне лично очень нравится эта идея, возьму себе на заметку и предложу своим домашним).
  • Поездка к морю зимой всей семьей . Поверьте, пикник на свежем зимнем воздухе вблизи моря, а затем ночёвка в зимней палатке подарит незабываемые впечатления и объединит семью.
  • Рисовать друг другу открытки . Без повода, просто так, от души. Или в качестве извинения провинившийся член семьи может нарисовать открытку и написать тому, кого обидел: «Прости меня, я был не прав. Я тебя очень люблю».
  • Сказка на ночь . Имеется в виду не тогда, когда мама читает сказку ребенку перед сном, а все члены семьи читают по очереди, можно даже при ночничке, чтобы атмосфера была более сказочная и загадочная.
  • Встречать новый год ежегодно в разных местах . Если финансы позволяют, то можно завести традицию встречать в разных городах и странах, если – нет, тогда достаточно просто менять места, например, на городской площади или на крыше многоэтажки, или в лифте. Тут у кого какая фантазия.
  • Устраивать творческие субботние вечера . Вся семья собирается вместе и по очереди читает стихи, или рассказывает разные истории, или придумывают какую-то одну большую историю все вместе, каждый по строчке. Можно также устроить домашний спектакль.
  • Говорим добрые слова . Каждый раз перед едой все члены семьи говорят друг другу приятные слова или комплименты.
  • Праздник в поезде . У некоторых семей есть традиция отмечать все семейные праздники в поезде.

Как создать свою семейную традицию?

Чтобы создать свою особую семейную традицию, вам понадобится всего две вещи: ваше желание и согласие на нее всех домашних.

Принцип создания новой традиции выглядит приблизительно так:

  • Придумайте традицию . Постарайтесь привлечь всех членов семьи к этому занятию, так вы быстрее найдете именно то, что нужно.
  • Воплотите ее в жизнь, испытайте на практике свою задумку . Главное пропитать ее позитивом, тогда с большой вероятностью, эту традицию примут все, и с нетерпением будут ждать ее повторения.
  • Не внедряйте сразу много разных ежедневных ритуалов . Для того чтобы ваш ритуал прижился и был принят семьей, должно пройти определенное время. Не стоит весь распорядок дня превращать в ритуал – оставьте место приятным неожиданностям и сюрпризам!
  • Закрепите ритуал . Повторите его несколько раз, чтобы он запомнился и начал соблюдаться всеми домочадцами. Но не превращайте это в абсурд, если вы придумали, например, ежедневную вечернюю прогулку, а на улице метель и минус 20, то лучше от прогулки отказаться (особенно, если в семье есть маленькие дети). Чтобы потом не появилась традиция лечиться всей семьей☺.

Иногда бывает так, что во вновь созданной семье, у супругов разные представления о семейных ритуалах. Например, в семье невесты было принято праздновать все праздники в кругу семьи, а в семье жениха праздники отмечались в тесном семейном кругу, и то не все. Что же делать в таком случае? Ответ простой – искать компромисс. Спокойно обсудить возникшую проблему и придумать новую (свою) традицию, которая устроит обоих супругов.

Обряды, обычаи и традиции русского народа уходят корнями в далёкие старинные времена. Многие из них значительно видоизменились со временем и потеряли свой сакральный смысл. Но есть и такие, которые до сих пор имеют место быть. Рассмотрим некоторые из них.

Календарные обряды

Календарные обряды русского народа уходят корнями еще во времена древних славян. В то время люди возделывали землю и растили скот, поклонялись языческим идолам.

Вот некоторые из обрядов:

  1. Жертвенные обряды богу Велесу. Он покровительствовал скотоводам и земледельцам. Перед посевом урожая люди выходили в поле, надев чистые наряды. Украшали головы венками, в руках держали цветы. Самый старый житель деревни начинал сеять и бросал первое зерно в землю
  2. Сбор урожая тоже был приурочен к празднеству. Абсолютно все жители деревень собирались у поля и приносили в жертву Велесу самое крупное животное. Мужчины начинали вспахивать первую полосу земли, а женщины в это время собирали зерно и собирали его в снопы. В конце сбора урожая накрывали стол с щедрым угощением, украшали его цветами и лентами
  3. Масленица - календарный обряд, который дошел и до наших дней. Древние славяне обращались к богу солнца Ярилу с просьбой послать богатый урожай. Пекли блины, водили хороводы, сжигали знаменитое масленичное чучело
  4. Прощеное Воскресенье - самый важный день масленицы. В этот день люди просили прощения у близких и родственников, а также сами прощали все обиды. После этого дня начинался Великий пост.

Несмотря на то, что Масленица потеряла свой религиозный смысл, люди до сих пор с удовольствием принимают участие в массовых празднествах, пекут блины и радуются наступившей весне.

Святочные традиции

Невозможно не сказать о святочных ритуалах, которые остаются актуальными и по сей день. Они традиционно проводятся с 7 января по 19 января в период с Рождества до Крещения.

Святочные обряды следующие:

  1. Коляда. Молодежь и дети ходят по домам ряженые, а жильцы угощают их сладостями. Сейчас колядуют редко, но традиция пока еще не изжила себя
  2. Святочные гадания. Молодые девушки и женщины собираются группами и устраивают гадания. Чаще всего это ритуалы, которые позволяют узнать, кто станет суженым, сколько родится детей в браке и прочее
  3. А 6 января перед Рождеством на Руси варили компот с рисом, стряпали вкусную выпечку и забивали скот. Считалось, что эта традиция помогает привлечь богатый урожай весной и обеспечить семью материальным благосостоянием

Сейчас святочные обряды утратили свое магическое таинство и используются в основном для развлечения. Лишний повод повеселиться в компании подруг и друзей - устроить групповое гадание на суженого, нарядиться и поколядовать в праздники.

Семейные обряды на Руси

Семейным обрядам уделялось большое значение. Для сватовства, проведения свадьбы или крещения новорожденных использовались специальные ритуалы, которые свято чтили и соблюдали.

Свадьбы, как правило, назначали на время после успешного сбора урожая или крещения. Также благоприятным временем для обряда считалась неделя, наступающая после светлого праздника Пасхи. Молодожёнов женили в несколько этапов:

  • Сватовство. Для того, чтобы сосватать невесту жениху, все близкие родственники с обеих сторон собирались вместе. Обсуждали приданое, где будет жить молодая пара, договаривались о подарках на свадьбу
  • После того, как благословение родителей было получено, начиналась подготовка к торжеству. Невеста с подружками собирались каждый вечер и готовили приданое: шили, вязали и ткали одежду, постельное белье, скатерти и прочий домашний текстиль. Пели грустные песни
  • В первый день свадьбы невеста прощалась с девичеством. Подружки пели грустные обрядовые песни русского народа, прощальные плачи - ведь девушка с этого момента оказывалась в полном подчинении мужа, никто не знал, как сложится ее семейная жизнь
  • Согласно обычаю, во второй день свадьбы новоиспеченный муж вместе с друзьями отправлялся к теще на блины. Устраивали бурное застолье, заходили в гости ко всем новым родственникам

Когда в новой семье появлялся ребенок, его следовало обязательно крестить. Обряд крещения проводили сразу после рождения. Требовалось выбрать надежного крестного - этот человек нес большую ответственность, практически наравне с родителями, за судьбу младенца.

А когда малышу исполнялся год, у него на темечке выстригали крест. Считалось, что этот обряд дает ребенку защиту от нечистой силы и сглаза.

Когда ребенок подрастал, он был обязан ежегодно в Сочельник навещать крестных с угощением. А те, в свою очередь, одаривали его презентами, угощали сладостями.

Смотрите видео про обряды и обычаи русского народа:

Смешанные обряды

Отдельно стоит рассказать о таких интересных обрядах:

  • Празднование Ивана Купалы. Считалось, что только с этого дня можно было купаться. Также в этот день цвел папоротник - тот, кто отыщет цветущее растение, откроет все сокровенные тайны. Люди разводили костры и прыгали через них: считалось, что пара, перепрыгнувшая, держась за руки, через огонь, будет вместе до самой смерти
  • С языческих времен дошел и обычай поминать покойников. За поминальным столом обязательно должно было стоять богатое угощение и вино

Следовать древним традициям или нет - дело каждого. Но можно не возводить их в культ, а отдавать дань уважения предкам, их культуре, истории своей страны. Это касается религиозных обычаев. Что касается развлекательных мероприятий, типа Масленицы или празднования Ивана Купалы - это лишний повод повеселиться в компании друзей и второй половинки.

Хорошо, что до наших времён сохранились такие обычаи и обряды. Только вот жаль, что сам их смысл утерян.Даже взять свадебные. Ведь просто как развлечение сейчас все эти выкупы, благославения. А ведь раньше и невеста непорочна была, да и не жили вместе до свадьбы. А сейчас совсем не то.

Еще с давних времен, традиции и обряды передавались из поколения в поколения, но очень жаль, что в наше время многие утеряли свое прямое значение. Далеко ходить не буду, возьму пример из моей семьи - таинство крещение младенца, это же был самый важный момент каждой семьи. Родители ребенка относились к этому обряду очень трепетно, всегда выбирали самых ответственных крестных для ребенка именно тех, которые в любой момент могли стать ребенку настоящими родителями. А что сейчас молодежь, разве об этом задумываются - окрестили, погуляли и забыли о своем ребенке. А если копнуть глубже многие обычаи и обряды во многом потеряли свое прямое предназначение и это очень печально. Спасибо автору статьи, что раскрыл данную очень важную тему.

Не только в Святки гадали наши предки. Славяне отмечали и Андреев день, 13 декабря, в память об апостоле Андрее. Именно в ночь на Андрея незамужние девушки гадали на суженого и будущую семью, какой она будет. На суженого: тут все просто, под кровать клали какую-нибудь мужскую вещь (топор, рукавицы) и ждали, кто же явится во сне. А на будущую семью много гадания. Самое простое: подкидывали охапку сена к потолку, сколько соломинок пристанет к нему, столько человек в семье и будет. Андреев день до сих пор отмечают и в южных областях России, и на Украине и в Беларуси.

Изучение семейных обрядов, пожалуй, одна из самых трудоемких работ полевого этнографа. В некоторых случаях приходится ограничиваться фиксацией наблюдений, не участвуя непосредственно в обряде. Семейные обряды представляют собой целые циклы ритуальных действий, развернутых в пространстве и времени. Как правило, наблюдать весь этот цикл от начала до конца этнограф не в состоянии. Поэтому необходимо дополнять личные наблюдения сведениями, полученными от респондентов.

Существенной трудностью является то обстоятельство, что исследователь, как правило, не имеет возможности вести записи во время обряда. Поэтому приходится делать записи всех элементов обряда по памяти. Желательно работать группой в 3–5 человек, распределив обязанности между исследователями. Скажем, один следит за ритуалами, связанными с женихом и невестой, тщательно их фиксирует, другой то же самое делает в отношении родителей молодых, третий фиксирует песенный репертуар и т.д. У такого метода есть свои недостатки, которые обусловлены субъективностью восприятия. Однако они в значительной степени преодолеваются тем, что наблюдения участников исследования неизбежно перекрывают друг друга, дублируют, что позволяет при подведении итогов вносить необходимые коррективы.

Записи песен, пожеланий, формул общения и т.д. можно сделать позже, предварительно договорившись с исполнителями. В этом случае исследователь имеет возможность подготовить хорошую звукозаписывающую аппаратуру и произвести запись на достаточно высоком техническом уровне.

Фотографирование, киносъемки, видеозапись можно вести только с разрешения участников обряда. Желательно заручиться таким согласием заранее и на весь цикл обрядов. Это дает возможность фиксировать события незаметно для участников, что значительно повышает ценность получаемых материалов.

В семейных обрядах есть элементы, которые вообще очень тщательно скрываются от постороннего взгляда. Это некоторые обряды, связанные с рождением ребенка, выбором имени, вообще первым годом жизни новорожденного. То же можно сказать и об элементах свадьбы. Здесь приходится полагаться почти исключительно на информацию респондентов, о работе с которыми говорилось выше.

Случается, что фиксация события и ведение записей невозможны по чисто этическим соображениям. Так, изучение обрядов погребального и поминального цикла исключает всякую возможность фиксации на месте. Здесь необходимо больше полагаться на собственную память и на умение в простом разговоре получить необходимую информацию, так как и опрос респондентов не дает нужных результатов: люди, хотя и отвечают на вопросы, делают это формально, казенно, не выходя за рамки официально признанного церковью или общественной организацией сценария обряда.


При исследовании семейных обрядов нужно особое внимание уделять роли родственников различных степеней родства. Это позволит уточнить систему родства и значение родственных отношений в изучаемом обществе. То же самое можно сказать и о женщинах и детях. Участие детей в обрядах во многом характеризует систему воспроизводства этнической культуры и степень включения детей разных возрастов в жизнь общества. В этой связи многое могут прояснить детские «праздничные игры», которые зачастую оказываются отголосками древнейших элементов обрядов. Обряды сопровождаются разнообразными действиями с элементами одежды, убранства дома, печью, красным углом и т.д. Например, снятие фаты и повязывание платка на свадьбе. Эти действия в древности имели явно магическое значение. Отголоски этого можно найти в современности, особенно в песнях и приговорах, которые сопровождают снятие фаты и повязывание платка. То же можно сказать и о костюме невесты на разных этапах свадьбы, о смене убранства дома жениха в процессе свадьбы и т.д. Излишне говорить о связи семейных обрядов с мифологией. Тщательная фиксация всех элементов обряда приобретает в этом свете еще большее значение.

Узоры вышивки, цвет и строй одежды и убранства также важны и чаще всего строго регламентированы для каждого обряда, по ним можно определить свадебные чины, родственников, их положение в родственной иерархии по отношению к жениху и невесте (в свадебном обряде). И узоры вышивки, украшения, цвет и строй одежды тоже функционально восходят к магии и мифологии. Поэтому в семейных обрядах весьма важно обращать внимание и на них.

Семейная обрядность также претерпела изменения. Длительный период насаждения так называемой социалистической обрядности и объявление традиционных обрядов пережитками и суеверием, подкрепленное системой воспитания всех уровней, привело к частичному угасанию традиционной обрядности, вырождению ее в «общественное мероприятие», основанное на господствующей идеологии и политической практике. Кризис последних привел к попыткам возрождения традиции, к этому времени значительно утраченной и размытой. С этим связано, с одной стороны, включение в традицию чужеродных элементов, а с другой, появление людей и коллективов, которые в силу обстоятельств оказались хранителями традиционного обряда, и приглашаются в качестве своеобразных «постановщиков» окрестным населением. И включение в обряды инноваций, и деятельность приглашаемых «постановщиков», также должны тщательно фиксироваться.

Для запоминания:

1. Семейные обряды – циклы ритуальных действий, развернутых в пространстве и времени. Один исследователь наблюдать все действия, которые могут протекают одновременно в разных местах, не в состоянии. Для исследования семейных обрядов нужна хорошо подготовленная группа исследователей.

2. Как правило, исследователь лишен возможности фиксировать обряд во время его отправления. В некоторых случаях такая фиксация абсолютно исключается по этическим соображениям.

3. При исследовании семейных обрядов нужно помнить, что данные, полученные от респондентов, имеют гораздо меньшую научную ценность, чем при исследовании других сторон этнической культуры.

Пилипенко М.Ф. Этнография Белоруссии. Мн., 1982.

Федароўскі М. Люд беларускі. Вяселле. Мн. 1991.

Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. Рига, б.г.

Брак у народов Западной и Южной Европы. М., 1989.

Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М., 1988.

Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 столетиях. М., 1992.

На путях из Земли Пермской в Сибирь. Очерки этнографии северно-уральского крестьянства 17-20 вв. М., 1989.

Женщина. Брак. Семья. До начала нового времени. М., 1993.

Чуваши: современные этнокультурные процессы. М., 1988.

Беларусы. Т. 5. Сям’я. Мн., 2001.