Самовольное подключение к тепловым сетям. Теория всего

Согласно ст.7.19 КоАП РФ , "самовольное подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей" .

Насчет безучетного потребления как будто все понятно - это пользование электричеством помимо счетчика, если такое пользование осуществляется самовольно. С подключением (самовольным) сложнее.

В отличие от Кодекса об административных правонарушениях, законодательство об электроэнергетике не знает термина подключение . В установленном порядке присоединение к электрическим сетям называется там технологическим присоединением . Сначала осуществляется технологическое присоединение (по соответствующему договору между потребителем и сетевой организацией), затем заключается договор энергоснабжения с энергосбытом. Пользование электричеством вне технологического присоединения означает отсутствие у потребителя как договора техприсоединения, так и договора энергоснабжения, и называется бездоговорным потреблением .

В соответствии с абзацами 8-9 ст.2 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. N 442 ,
«"бездоговорное потребление электрической энергии" - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках...
"безучетное потребление" - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействий), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности)»
.

Как видим, то, что размыто называется в Кодексе об административных правонарушениях "самовольным подключением" и "самовольным (безучетным) использованием" , соответствует терминам "бездоговорное потребление" и "безучетное потребление" , определение которых дается в законодательстве об электроэнергетике.

Помимо бездоговорного потребления и безучетного потребления законодательство об электроэнергетике называет еще один вид несанкционированного вмешательства потребителя в работу устройств электрической сети - "нарушение ранее введенного режима ограничения потребления электрической энергии" . Подобное злоупотребление может совершить только потребитель, который имеет и техприсоединение, и договор энергоснабжения, поэтому нарушение потребителем введенного в отношении него режима ограничения нельзя приравнивать ни к бездоговорному потреблению, ни к безучетному.

Обстоятельства, при возникновении которых к потребителю применяется ограничение режима потребления электрической энергии, перечислены в ст.2 «Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012г. N 442 .

Таким образом, законодательство об электроэнергетике вкладывает разный смысл в "бездоговорное потребление" (т.е., собственно самовольное подключение) и "нарушение ранее введенного режима полного или частичного ограничения потребления электрической энергии" . Однако, не на уровне специальных и четко определенных понятий, а в кухонном толковании, и то, и другое нарушение могут быть восприняты, как самовольное подключение к электрическим сетям.

При обнаружении факта самовольного подключения, собственник электросети, к которой было оно произведено, обращается с заявлением в органы полиции. Участковый уполномоченный составляет протокол, который направляется мировому судье. Мировой судья принимает постановление о наложении штрафа, если находит состав административного правонарушения доказанным.

Привлечение к административной ответственности не может быть осуществлено по истечении 2 месяцев с момента административного правонарушения.

Как было объяснено выше, несанкционированных подключений может быть три вида:
- бездоговорное потребление (нет законного технологического присоединения);
- безучетное потребление (в обход счетчика или при вмешательстве в работу счетчика);
- нарушение потребителем введенного в отношении него режима полного или частичного ограничения потребления электроэнергии.
В первом и втором случаях постановление мирового судьи о наложении штрафа будет закономерным и правосудным. При нарушении потребителем режима ограничения ситуация не выглядит однозначной. В особенности это касается садоводческих товариществ, которые, как было показано выше, вообще не наделены правом по собственной инициативе вводить в отношении потребителей режимы ограничения потребления электроэнергии.

Представим ситуацию. Садовод-индивидуал имеет с садоводческим товариществом договор пользования инфраструктурой, в том числе электросетью товарищества, получает от товарищества электричество и своевременно оплачивает его. И вот, товарищество садоводу электричество отключает. В реальной жизни предлоги для отключения придумываются разные. Например, новоизбранный председатель заявляет садоводу: "Вы с прежним председателем договор подписывали, а со мной не подписывали, ваш договор недействительный, он не считается" .

Действия товарищества, очевидно, не найдут понимания у садовода. Поскольку основанием для прекращения подачи индивидуалу электричества может быть только неуплата этим индивидуалом установленных договором пользования платежей (абзац 2 части 2 статьи 8 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998 ), а неуплаты нет, индивидуал найдет свое право нарушенным, и даже, возможно, в порядке самозащиты этого права восстановит электроснабжение на своем участке самостоятельно.

Далее. Председатель правления обращается в полицию. Факт подключения, вопреки решению товарищества, есть, и этот факт не отрицается никем из участников спора. Участковый полицейский составляет протокол, протокол отправляет в мировой суд. Мировой судья закономерно принимает постановление о наложении на садовода административного штрафа.

С точки зрения мирового судьи, обстоятельства дела будут ясными, а состав административного правонарушения доказанным (есть же составленный участковым по всей форме протокол). Судью не заинтересует, что между садоводом и СНТ в момент "самовольного подключения" (а на самом деле - нарушения режима ограничения потребления) существовал спор о праве пользования электричеством. Мировой судья такие споры не разбирает, это выходит за пределы его компетенции, а, возможно, даже и за пределы понимания. Судьи весьма загружены работой, в том числе и мировые, поэтому трудно предположить, что судья найдет время на штудирование той области законодательства, сведения из которой он в своей работе никогда не будет использовать.

В то же время, если садовод подаст в районный суд исковое заявление с требованиями:
- признать отключение садового дома от электричества незаконным,
- обязать товарищество восстановить электроснабжение,
- взыскать с товарищества компенсацию причиненных незаконным отключением электричества убытков
,
то такой иск должен быть удовлетворен. Если не было факта неуплаты за электричество со стороны садовода, законодательство иного варианта, кроме удовлетворения иска, не допускает.

С одной стороны - будет постановление мирового суда о наложении штрафа на садовода за самовольное подключение к электросети. Постановление формально правильное по кругу доказательств и компетенции мирового суда. С другой стороны - будет решение районного суда о возложении обязанностей уже на садоводческое товарищество в связи с незаконным (т.е. самоуправным) отключением садовода.

Таким образом, при работе судов в пределах их компетенции, без перемены участников спора и его сути, получим, что и восстановить электроснабжение садоводу нельзя, но и отключить этого садовода от электросети СНТ нельзя тоже. Эта правоприменительная коллизия возникает оттого, что, во-первых, мировому судье подсудно дело об административном правонарушении, в котором может быть спор о праве, подсудный только вышестоящему (районному) суду. Во-вторых, ст.7.19 КоАП РФ содержит формулировки, не согласующиеся строго с законодательством об электроэнергетике, поэтому допускает вольное понимание того, что следует считать самовольным подключением.

Дмитрий Охапкин, ноябрь 2013

Как сообщает официальный сайт Минэнерго России, 23 октября 2015 года Государственная Дума приняла в окончательном чтении проект федерального закона № 348213-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов».

Инициаторы документа уверены, что новый законопроект ликвидирует пробелы в законодательстве, которые позволяли недобросовестным потребителям накапливать многомиллионные долги за поставляемые энергоресурсы. По данным Минэнерго, по состоянию на 1 октября 2015 года суммарная задолженность потребителей за энергоресурсы в России превысила 850 миллиардов рублей. Из них долги за электроэнергию составили около 183 миллиарда рублей, за газ – свыше 160 миллиарда рублей, за тепловую энергию перед ТЭЦ – свыше 150 миллиардов рублей.

Среди основных изменений, предусмотренных новым законом, - увеличение пени за просрочку платежей. Подробности в следующей таблице:

Население, ТСЖ, ЖСК

С 1 по 30-й день:

пени отменяются

31-й – 90-й день:1/300 ставки рефинансирования ЦБ

Управляющие компании, тепло- и водоснабжающие предприятия

С 1-го по 60-й день:

1/300 ставки рефинансирования ЦБ

с 61-го по 90-й день: 1/170 ставки рефинансирования ЦБ

с 91-го дня: 1/130 ставки рефинансирования ЦБ

Прочие потребители

С 1-го дня:

1/130 ставки рефинансирования ЦБ

Новым законом для ряда потребителей вводится обязанность предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате поставляемых ресурсов, в том числе в виде безотзывной банковской гарантии. Перечень «неотключаемых потребителей электроэнергии» будет ежегодно утверждаться губернаторами и главам соответствующих регионов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Также в целях обеспечения оплаты потребляемых ресурсов гарантии будут предоставляться арендаторами при передаче им в аренду жизнеобеспечивающего имущества (котельных, водоканалов).

Кроме того, новым законом предусмотрено ужесточение административной ответственности. Так, документ усиливает административную ответственность за самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям, нефте- и газопроводам. Штраф для физических лиц вырастет с 3-4 до 10-15 тысяч рублей, должностных лиц – с 6-8 до 30-80 тысяч рублей, юридических лиц - с 60-80 до 100-200 тысяч рублей.

Кроме того, устанавливается административная ответственность за нарушение порядка полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии, правил ограничения подачи и отбора газа, порядка временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды или сточных вод и др. Для юридических лиц штрафы составят от 100 до 200 тысяч рублей, должностных лиц - от 10 до 100 тысяч рублей или дисквалификация на срок от двух до трёх лет. За нарушение установленного порядка обеспечения исполнения обязательств по оплате электроэнергии, газа, тепловой энергии или теплоносителя, сопряжённое с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по их оплате, штрафы для юрлиц составят от 100 до 300 тысяч рублей. Должностные лица заплатят штраф в размере от 40 до 100 тысяч или могут быть дисквалифицированы на срок от двух до трёх лет.

Кроме того, увеличивается до одного года срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, газоснабжении.

Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Вячеслав Кравченко отметил, что принятие законопроекта было жизненно необходимым шагом для обеспечения устойчивого развития отрасли. «Год за годом долги накапливались, создавая все большие проблемы для реализации инвестиционных программ энергокомпаний и предприятий ЖКХ, препятствуя обеспечению нормальной работы инфраструктуры, - отметил он. – Проценты по кредитам, которые компании вынуждены были брать для покрытия кассовых разрывов, затем компенсировались тарифными решениями, что создавало неоправданно высокую нагрузку на добросовестных потребителей. Повторюсь, добросовестным потребителям вообще не о чем беспокоиться – закон предусматривает для физических лиц льготный период при задержке платежа в первый месяц, чего не было раньше. Все нововведения направлены на борьбу со злостными неплательщиками и мошенническими схемами, которые применяли некоторые недобросовестные потребители».

Пресс-служба Ил Тумэна по материалам официального сайта Минэнерго России

Самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -


влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.




Комментарии к ст. 7.19 КОАП РФ


1. Газопроводы, нефтепроводы, энергетические сети представляют собой сложные технические сооружения, предназначенные для транспортировки соответственно горючих газов, нефти, нефтепродуктов, электроэнергии от места их добычи или производства к потребителям.

Самовольное подключение к энергетическим и газораспределительным сетям и нефтепроводам запрещается (см., например, Постановление Правительства РФ от 20 ноября 2000 г. N 878 "Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей").

Самовольным признается подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам и газопроводам без соответствующего разрешения уполномоченных органов государственного энергетического надзора.

Под самовольным понимается использование энергии и газа без разрешения соответственно энергоснабжающей или газоснабжающей организации.

2. Согласно Федеральному закону от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергоресурсы подлежат обязательному учету с применением соответствующих приборов учета. Это требование распространяется на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, системам централизованного теплоснабжения, водоснабжения и газоснабжения. Законом определены обязанности собственников зданий, строений, сооружений, жилых домов и иных объектов обеспечить до 1 января 2012 г. оснащение всех этих объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод этих приборов в эксплуатацию (ст. 13 и др.).

Реализация требований данного Закона позволит повысить эффективность мер по пресечению самовольного подключения к энергетическим ресурсам. В КоАП РФ введена статья 9.16, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (см. комментарий к ст. 9.16).

Нормативными правовыми актами Правительства РФ и Министерства энергетики РФ установлены правила поставки конкретных видов энергоресурсов, порядок подключения объектов к централизованным сетям газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и электрическим сетям, порядок заключения соответствующих договоров, установления тарифов (см., например: Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549).

3. Субъективная сторона действий, предусмотренных комментируемой статьей, характеризуется умыслом.

4. Дела о самовольном подключении к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно о самовольном (безучетном) использовании электрической, тепловой энергии, нефти, газа и нефтепродуктов рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), а также в отношении должностных и юридических лиц - должностные лица Государственного энергетического надзора (п. 38 ч. 2 ст. 28.3).

Рост тарифов на электроэнергию или иные причины приводят к тому, что некоторые граждане самовольно подключаются к электросети, либо используют различные способы обмана поставщика электроэнергии. Однако незаконное подключение может обернуться весьма неприятными последствиями. О том, что грозит лицам за несанкционированное использование электроэнергии мы расскажем в статье.

Ответственность за несанкционированное подключение к электросетям регулируется ст. 7.19 КоАП РФ. Согласно закону, наложение административного штрафа возможно и за самовольное подключение к электрическим сетям, и за безучётное использование электроэнергии. Что это значит?

Под безучетным потреблением понимается пользование электричеством без прибора учета либо искажение его показаний. Сюда относится:

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно - попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

Это быстро и бесплатно ! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

  • применение устройств, «заставляющих» счетчик «мотать» в обратную сторону;
  • изменение конструктивных особенностей прибора учета;
  • подключение к линии, минуя счетчик;
  • несвоевременное оповещение энергетической компании о неисправном приборе учета;
  • нарушение целостности или отсутствие контрольных пломб.

Незаконным подключением к электросети считается факт получения электроэнергии без заключения договора, тем самым без уведомления энергетической компании о намерениях.

То есть, если вы самостоятельно, без заключения договора, делаете проводку в дом от линии электропередачи. Сюда же относится самовольное подключение к сети после отключения за неуплату или другое нарушение.

Согласно ст. 7.19 КоАП РФ за подобные деяния предусмотрены следующие размеры штрафов:

  • для граждан – в размере 10 000-15 000 рублей;
  • для должностных лиц – в размере 30 000-80 000 рублей;
  • для юридических лиц – в размере 100 000-200 000 рублей.

Кроме того, по решению суда лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.

Как может быть выявлено незаконное подключение?

Когда вы заключаете с поставщиком договор на поставку электроэнергии, в документе прописывается порядок проверки состояния приборов учета. Обычно энергетическая компания делает две плановых проверки в год. Но лица, нарушающие договор и самовольно подключающиеся к электросети либо пользующиеся энергией без учета, об этих проверках знают и успевают заблаговременно к ним готовиться. Поэтому сотрудниками энергосбыта на законных основаниях проводятся внеплановые проверки, которые и выявляют нарушения договора.


В случае обнаружения самовольного подключения к электрическим сетям либо использования неисправного прибора учета составляется акт. Единого образца этого документа нет, он составляется в произвольной форме. Другой вариант – составление с сотрудником полиции протокола о правонарушении.

Эти документы направляются в суд, который и выносит решение о виде наказания.

Какие последствия ожидают нарушителя в худшем случае?

В некоторых случаях нарушитель, помимо административной ответственности, может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием». Какое наказание и в каких случаях грозит нарушителю, согласно этой статье?

  1. Если суд установит, что самовольное подключение к электросетям нанесло значительный ущерб энергосбыту (не менее 5 000 рублей), то нарушителю грозит наказание в виде штрафа до 200 000 рублей либо лишение свободы на срок до 1,5 лет.
  2. При причинении особо крупного ущерба (1 млн рублей и выше) – принудительные работы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2х лет или без него, или штраф в размере заработной платы или иного дохода за полгода с ограничением свободы на срок до двух лет.

Меру пресечения определяет суд. В некоторых случаях судом может быть признана нецелесообразность ограничения свободы или штрафа.


Можно ли избежать наказания?

Теоретически, избежать наказания за самовольное подключение к электросетям можно, если удастся доказать незаконное отключение электроэнергии. При этом ограничение подачи электроэнергии должно нарушать постановление Правительства РФ №422.

В этом случае, чтобы документально подтвердить, что самовольное подключение к электросети было вынужденным, вы должны подать жалобу в следующие инстанции:

  1. Прокуратуру.
  2. Управляющую компанию.

Но даже в этом случае есть большая вероятность того, что суд признает вас виновным по ст. 7.19 КоАП с последующим наказанием.

Самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ.

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 307-ФЗ.

Комментарий к статье 7.19 КоАП РФ

1. Объект правонарушения - отношения в области энергосбережения и газоснабжения. Комментируемая статья призвана обеспечить эффективное использование стратегических видов энергетических ресурсов.

Для регулируемой данной статьей сферы отношений ключевыми являются Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении" и Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в РФ".

Основания и порядок расходования, а также учет электрической и тепловой энергии регулируются Правилами пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 г. N 317, Правилами учета газа от 14 октября 1996 г., Правилами учета тепловой энергии и теплоносителей от 12 сентября 1995 г., Правилами учета электрической энергии от 26 сентября 1996 г., Инструкцией о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов от 24 ноября 1992 г.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в следующих противоправных действиях: самовольном подключении к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам; самовольном (безучетном) использовании электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов.

Самовольным признается подключение к энергетическим сетям, нефтепроводам и газопроводам без соответствующего разрешения уполномоченных органов государственного энергетического надзора.

Под самовольным понимается использование энергии и газа без разрешения соответственно энергоснабжающей или газоснабжающей организацией.

Потребитель обязан подать в энергоснабжающую организацию соответствующее заявление и для получения разрешения на включение новой электропроводки в жилых домах, ранее находившихся в эксплуатации, или в домах, принадлежащих отдельным гражданам на праве личной собственности, а также электропроводки на садовых участках, в гаражах для личных автомашин и т.д.

Квалифицирующим признаком административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 КоАП РФ, является действие по самовольному подключению к энергетическим сетям, а равно осуществлению самовольного (безучетного) использования электрической энергии, при котором ущерб правонарушителем не причиняется. Примерами могут служить следующие действия:

Гражданин при строительстве своего дома не выполнил технические условия и самовольно подключил вновь построенную электроустановку данного дома к сетям организации без получения на то согласия последней, при этом он не причинил вреда организации, потребляя электроэнергию через счетчик и оплачивая ее;

Электросчетчик у гражданина находился в неисправном состоянии, при этом он опять же оплачивал потребленную электроэнергию и не причинил ущерба организации.

В отношении разграничения административной и уголовной ответственности показательным является следующий пример. Сестрорецким федеральным районным судом Санкт-Петербурга рассматривалось уголовное дело о привлечении Н.В. Иванова за совершение преступления, предусмотренного ст. 165, ч. 2, УК РФ, и В.В. Соколова за совершение преступления, предусмотренного ст. 165, ч. 3, п. "в", УК РФ. Ходатайство защитника о том, что согласно КоАП действия подсудимых стали административным правонарушением, было поддержано государственным обвинителем. Руководствуясь ч. 2 ст. 24 УПК РФ , в соответствии с которой уголовное дело подлежит прекращению в случае, когда до вступления приговора в законную силу преступность и наказуемость деяния были устранены новым уголовным законом, а также ч. 3 названной статьи, Сестрорецкий суд вынес постановление о прекращении уголовного дела и уголовного преследования.

В постановлении суд указал, что согласно материалам дела и обвинительному заключению подсудимые В.В. Соколов и Н.В. Иванов органами предварительного расследования обвинялись в совершении деяния по причинению имущественного ущерба владельцу имущества путем обмана при отсутствии признаков хищения группой лиц по предварительному сговору и неоднократно. В судебном заседании было установлено, что подсудимые В.В. Соколов и Н.В. Иванов органами предварительного расследования обвиняются в том, что они самовольно в нарушение договора энергоснабжения подключились к сети энергоснабжения и безучетно использовали электрическую энергию, в связи с чем деяния, инкриминируемые подсудимым В.В. Соколову и Н.В. Иванову, подпадают под признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.19 КоАП РФ.

3. Субъекты данного правонарушения - граждане, должностные лица и юридические лица - пользователи энергетическими сетями, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами, газопроводами.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к статье 7.19 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Умышленные действия граждан, должностных лиц, юридических лиц, выразившиеся в несанкционированном подключении к энергетическим сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно действия (бездействие), выразившиеся в безучетном использовании указанными лицами энергоресурсов, совершенные умышленно или по неосторожности, влекут за собой применение мер административной ответственности, предусмотренных данной статьей.

По смыслу комментируемой статьи под газом понимаются природный, нефтяной (попутный) и отбензиненный сухой газы, добываемые и собираемые газонефтедобывающими организациями и вырабатываемые газонефтеперерабатывающими заводами.

Применительно к отношениям в сфере торгового мореплавания под нефтью понимается любая стойкая углеводородная минеральная нефть, в том числе сырая нефть, мазут, тяжелое дизельное топливо и смазочные масла (ст. 316 КТМ).

2. По смыслу комментируемой статьи под газопроводами подразумеваются как магистральные газопроводы, так и газопроводы-отводы, находящиеся в собственности или на иных законных основаниях у газотранспортной организации, обеспечивающей транспортировку газа, газораспределительной организации или иных юридических лиц.

В соответствии с Правилами учета газа, утвержденными Министерством топлива и энергетики РФ (ныне - Министерство энергетики РФ) 14 октября 1996 г., учет количества газа, отпускаемого поставщиком газораспределительной организации или потребителю газа (при прямых поставках), должен осуществляться по узлам учета поставщика или потребителя газа. Средства измерений, входящие в комплект узлов учета газа, должны иметь сертификат Госстандарта России об утверждении типа и поверены в органах государственной метрологической службы.

При отсутствии узлов учета у поставщика, их неисправности или отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по данным газораспределительной организации или потребителя газа (по соглашению сторон).

Учет количества газа, подаваемого газораспределительной организацией потребителю газа, должен осуществляться по узлам учета потребителя газа.

При отсутствии узлов учета газа у потребителя, их неисправности, отсутствии действующего поверительного клейма количество поданного газа определяется по проектной мощности установок, исходя из 24 часов их работы в сутки за время неисправности узлов учета газа.

Учет газа должен осуществляться по единому расчетному узлу учета. Как исключение по согласованию с поставщиком и газораспределительной организацией допускается осуществление учета расхода газа по двум расчетным узлам учета в случае значительной удаленности газоиспользующих установок потребителей газа друг от друга.

3. Ответственность за надлежащее состояние и исправность средств измерений и устройств, обеспечивающих учет количества газа, а также контроль и регистрацию его параметров, несут владельцы указанных средств (устройств). Несоблюдение этими владельцами названных обязанностей может повлечь за собой применение административных взысканий в соответствии с комментируемой статьей.

4. При поставке газа через трубопроводные сети учет газа регламентируется Правилами поставки газа в Российскую Федерацию, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162.

Учет объема газа, передаваемого покупателю, в указанных случаях производится контрольно-измерительными приборами стороны, передающей газ, и оформляется документом, подписанным сторонами по форме и в сроки, указанные в договоре поставки газа.

Договором транспортировки газа на газотранспортную организацию, обеспечивающую транспортировку газа, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях, либо на газораспределительные организации - специализированные республиканские, краевые, областные, городские, межрайонные, сельские организации, занятые развитием и эксплуатацией систем газоснабжения территорий, обеспечением покупателей газом, а также оказывающие услуги по транспортировке газа, - могут быть возложены обязанности и полномочия по приему-передаче и обеспечению учета поставляемого газа от имени поставщика (покупателя). Поставщик (покупатель), заключивший договор транспортировки газа, уведомляет об этом контрагента.

При неисправности или отсутствии контрольно-измерительных приборов у передающей стороны объем переданного газа учитывается по контрольно-измерительным приборам принимающей газ стороны, а при их отсутствии или неисправности - по объему потребления газа, соответствующему проектной мощности неопломбированных газопотребляющих установок, и времени, в течение которого подавался газ в период неисправности приборов, или иным методом, предусмотренным договором.

5. Все пользователи обязаны рационально и эффективно использовать ресурсы электрической и тепловой энергии. Надзор за организацией учета производства и потребления указанных топливно-энергетических ресурсов осуществляется органами и учреждениями госэнергонадзора. Единую систему госэнергонадзора возглавляет структурное подразделение по управлению государственным энергетическим надзором центрального аппарата Министерства энергетики РФ. В состав упомянутой системы входят региональные управления государственного энергетического надзора (территориальные органы Минэнерго России), а также управления государственного энергетического надзора в субъектах РФ (государственные учреждения).

В соответствии с Положением о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г. N 938, главному государственному инспектору по энергетическому надзору Российской Федерации, его заместителям, старшим государственным инспекторам и государственным инспекторам по энергетическому надзору предоставлено право давать организациям обязательные предписания об установке приборов учета, систем контроля и регулирования расхода топливно-энергетических ресурсов.

6. В соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за рациональным и эффективным использованием газа в Российской Федерации, утвержденным Министерством топлива и энергетики РФ (ныне - Министерство энергетики РФ) 12 февраля 1996 г., осуществление контрольных полномочий в данной сфере возложено на Управление государственной газовой инспекции Министерства энергетики РФ (Госгазинспекция России). Объектом контрольных проверок Госгазинспекции является, в частности, соблюдение нормативов потребления газа на собственные нужды организациями, осуществляющими добычу, переработку, хранение газа, и соблюдение допустимых норм потерь газа в газовых сетях; соблюдение газопотребляющими организациями норм и правил использования газа, удельных норм расхода топлива на выработку продукции.

7. По смыслу комментируемой статьи понимается самовольное (безучетное) использование нефти, газа и других указанных в данной статье энергетических ресурсов, статус которых определен Федеральным законом от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении".

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к лицензируемым видам деятельности относятся, в частности:

эксплуатация электрических сетей;

эксплуатация газовых сетей;

эксплуатация тепловых сетей;

транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

хранение нефти, газа и продуктов их переработки;

переработка нефти, газа и продуктов их переработки.

Лицензирующим органом по данным видам деятельности является Минэнерго России.

Применительно к пяти рассматриваемым видам деятельности (за исключением деятельности по эксплуатации газовых сетей) лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиатам, определены соответствующими Положениями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28 августа 2002 г. N 637. Самовольное (безучетное) использование лицензиатом энергетических ресурсов, указанных в рассматриваемой статье, квалифицируется как нарушение требований и условий лицензирования и в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" влечет за собой санкции в виде приостановления действия лицензии или ее аннулирования, применяемые независимо от привлечения нарушителя к административной ответственности, меры которой установлены комментируемой статьей (см. также комментарий к ст. 14.1).

8. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к ведению должностных лиц Минэнерго России и его территориальных органов, осуществляющих государственный энергетический надзор (см. комментарий к ст. 23.30).