Русские народные сарафаны выкройки для детей. Русский косоклинный сарафан: выкройки

Русский народный сарафан - это очень красивый наряд, и пусть мы не носим подобную вещь в повседневной жизни, но некоторые элементы русской национальной одежды часто можно увидеть в современной моде. Сегодня мы сошьем с вами русский народный сарафан.


Национальный сарафан включает 6 деталей (по два элемента уходят на боковые детали, передняя и задняя половинки) и подклад до бедер. При пошиве наряда вытачки на груди и спине необходимо строчить одновременно с подкладом, а на боковых сторонах все строчки выполняем на талии, тем самым выделяя ладный силуэт. Сзади русско-народного сарафана, посередине спинки, делается складка до талии, а потом уже наряд идет свободного кроя. Выполнить оформление всего наряда, применяя украшение, а центр русского сарафана, моделирующий пристежку, можно декорировать интересными пуговками. Примерно материала уйдет по выкройке на национальный сарафан и кокошник - 800 см шелка и вискозы на сарафан, 300 см бязи на подклад, 300 см шелка на рубашку, 400 см бязи на нижнюю юбку.

Национальная одежда остается популярной при использовании в театральных спектаклях, на концертах и у людей, которые занимаются проведением мероприятий. Для всех этих людей будет полезна статья, как сшить русский сарафан своими руками.

Русский сарафан носят и в наше время, только немного изменили фасон. Простота модели и применение различных тканей по оттенку и текстуре дают право носить такой фасон и для работы, и для отдыха. Но в статье подробнее рассмотрим выкройку старинного русского сарафана.
Для этого нам требуется:
. Плотный одноцветный ситец, сатиновый материал - 250 см и шириной 110 см
. Яркий материал с меленьким узором 200 см и шириной 90 см
. Украшение (кружевная ткань или тесьма) 1000 см
. Бумага, чтобы начертить выкройку
. Сантиметровая лента

Этапы работы:

1 . Для начала необходимо снять с себя мерки спины и груди. На бумаге нарисовать личную выкройку, исходи из своих замеров.


Берем материал из ярких алых цветов и вырезаем элементы нашего сарафана. Получится кокетка и лямки задуманного наряда. Оставшийся цветной материал требуется нарезать на полоски шириной 7 см, чтобы потом выполнить оформление сарафана.
2. далее вырезаем 2 трапеции из одноцветной ткани. Высота трапеций зависит от выбранной длины сарафана. Длина основания внизу 110 см, вверху выполните разным. Сзади полотно необходимо сделать на 5 см больше, чем ширина спинки, перед на 8 см.
3. прострачиваем боковые детали кокетки, обрабатываем каким-либо украшением ее верх.
4. в центре переда прострочите для отделки цветную ткань. Скрепите ее одновременно с украшением, располагая по вдоль строчки.
5. прошейте боковые детали переда и спинки изделия. Низ необходимо отделать полоской из цветного материала по вдоль строчки с украшением.
6. прострочите кокетку и низ изделия. С помощью утюга погладьте все строчки с изнаночной стороны. Лямки сверните напополам, прошейте их, распределяя украшение по краю. Погладьте лямки и откорректируйте их положение и длину наряда, когда примерите на себя. Пришейте лямки к кокетке.

Русский народный сарафан – безрукавный предмет одежды крестьянского женского этнического костюма. Модель простого кроя представляет собой цельную или состоящую из лифа и юбки удлиненную конструкцию на бретелях плотно прилегающего силуэта, расклешенную, с завышенным уровнем талии или отрезным поясом.

runivers.org

Традиционная модель претерпевала различные изменения с 12 до начала 20 века. В современной моде изделие существует в стилизованном виде. Популярный вариант длины изделия – в пол.

Особенности конструкции

Исторически каждый российский регион имел собственный фасон народного костюма. Выкройки русских сарафанов различались в зависимости от возраста, социального и экономического положения женщины.

moda.jofo.me

Изначально изделия были многосоставные и тяжелые. Модели шились из шерсти и окрашивались в темные цвета. В домашнем быту использовались сатиновые легкие варианты. Возможность шить модели из цветных тканей, произведенных фабричным способом, российские женщины-крестьянки получили в начале 19 века.

Фасоны традиционного изделия

  • Прямой, слегка расклешенный.
  • Прямой со сплошным швом спереди (с застежкой из ряда пуговиц).
  • Расклешенный (слегка или сильно), состоящий из лифа и юбки.
  • Расклешенный при помощи выкроенных по косой боковых клиньев.

Классическая модель складывается из шести частей и снабжается подкладкой, достигающей уровня бедер. Передняя, задняя и боковые полотна состоят из двух деталей. Боковые швы выполняются на уровне талии. Складка, расположенная в центре спины сзади, зашивается на уровне талии, а после ложится свободно.

При раскрое простой модели значениями обхвата талии и объема бедер можно пренебречь.

Застежка – сплошной ряд пуговиц цветного стекла – проходит по центру переднего полотнища. Отделкой модели служит кружево, дополненное тесьмой фигурного типа.

Изделие со сплошной застежкой

Широкая модель (либо конструкция с вытачками в области талии) снабжается передней сплошной застежкой из пуговиц.

club.season.ru

Перед тем, как сшить русский женский костюм подобного фасона, необходимо определиться с его длиной и снять основные мерки:

  • длина от края плеча до уровня груди;
  • грудной обхват;
  • длина от уровня груди до низа изделия (щиколотки).

Ход работы

  1. Основой кроя служит объемный прямоугольник. Его ширина определяется значением половины обхвата туловища под грудью. Высота прямоугольника – длина готового изделия. Припуски для обработки краев достигают 4 см.
  2. Верхняя часть модели представляет собой трапецию с высотой, равной длине от верхней точки груди до линии начала подола. Бока грудной линии следует закруглить, чтобы после построить пройменные вырезы.
  3. Ширина бретелей варьируется с учетом общей ширины. Длина равна удвоенному расстоянию от плеча до начала области груди.
  4. Чтобы грамотно скроить модель, детали построения переносят на ткань с учетом припусков.

Расклешенная широкая модель

Свободное изделие снабжается бретелями, берущими начало из центра переднего полотнища и заканчивающимися в области пройм на спине.

sarafany.narod.ru

В данном случае понадобится определить расстояние от подола до уровня пройменных вырезов (длина изделия). А также обхват груди, увеличенный в 2,5 раза (ширина юбочной части).

Детали выкроенного сарафана

  • Переднее полотнище – 1.
  • Заднее полотнище – 1.
  • Клинья – 4.
  • Бретели – 2.
  • Обтачки верха – 2.

Ход работы

  1. Юбку сшейте из двух полотнищ, и тогда изделие получится прямым. Модель А-силуэта создается с помощью четырех клиньев, выкроенных по косой. Клиновидные фрагменты соединяют основные полотнища по бокам. Их можно сложить из мелких тканевых отрезков (лоскутов). Полочки и спинка в данном случае могут снабжаться карманами накладного типа.
  2. Кокетка выглядит как полоса, длина которой соответствует мерке обхвата груди. С каждой стороны полоса удлиняется на 6 см. Ширина кокетки – 10-12 см.
  3. Ширина лямок составит 10 см, длина – 40 см.
  4. Сшиваемые детали в первую очередь объединяются по бокам.
  5. Первый центральный шов располагается сзади, но не закрывается полностью. В верхней части необходимо оставить незакрытое пространство для выреза и одной пуговицы над ним.
  6. Изделие аналогичного кроя предполагает использование бретелей-кокеток и отделки из цветной ленты.

Ход работы

  1. Из ткани одного цвета вырезаются две детали, которые будут одновременно выполнять функции бретелей и частей кокетки.
  2. Отделка изделия – лента того же типа шириной 10 см.
  3. Из ткани вырезаются две трапециевидных детали, их высота равна длине изделия.
  4. Необходимо проследить за тем, чтобы ширина заднего полотнища оказалась на 5 см больше мерки спинной ширины.
  5. Боковые края фрагментов кокетки соединяются. Верх обрабатывается с помощью декоративной тесьмы.

sukhum-moscow.ru

Модель «в пол», выполненная из шелка или хлопчатобумажного полотна яркой расцветки, дополняется белой рубашкой до уровня бедер (материал модели – шелк, лен). Хорошо, если она отдекорирована мелкой вышивкой «мулине». Нижний срез рубашки снабжается клиньями.

club.season.ru

Рукав прямого типа собирается и закладывается в области плеча. Длинный рукав (до кисти) оформляется резными зубцами и собирается с помощью эластичной ленты.

Горловина и застежка декорируются узкой кружевной полосой и тесьмой фигурного типа.

Традиционный русский сарафан по сей день является достоянием русского народа

Трудно поверить, но как оказалось, русский сарафан происходит не от русского, а от иранского понятия «sapara», что означает «одетый снизу до головы». Т.е., в первую очередь, обращалось внимание на то, что наряд был очень длинным, практически полностью закрывающий тело. Более того, это была далеко не женская, а мужская одежда, которая представляла собой некое льняное либо ситцевое одеяние с рукавами. Синонимами этого названия являются: сарафанец, клиник, сукман, штофник, кумачник, костыч и другие.

Историческая справка

Русский народный сарафан появился примерно после 1300-х годов. Именно тогда это была мужская одежда, которая представляла собой достаточно узкое, длинное и распашное льняное одеяние. Очень долгое время практически ничего не изменялось. Первые упоминания о том, что русский народный сарафан стала носить не только мужская, но и женская половина населения, появились в 17-ом столетии.

Русские сарафаны можно увидеть на картинах русских же художников разных периодов

Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шелковое платье в русском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.


Сарафан — довольно нарядная и красивая одежда
А для повседневной носки у русских женщин были более простые варианты

Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.


Вне зависимости от фасона, русские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа
Традиционный образ русской красавицы

Чуть позже, в 18-ом и 19-ом столетии, русский сарафан был в моде как в европейской части России, так и в центральной, сибирской и в районе Волги. Его одевали практически все девушки (как замужние, так и нет) вне зависимости от положения в обществе или сословия: нарядные сарафаны, которые покрывали вышивка и узоры, одевались на празднества, в то время как в повседневной жизни крестьянки носили более простые модели. Рубаха и сарафан являлись своего рода «дресс-кодом» для крестьян, в точности как теперь фартук для горничной. В качестве верхней одежды обычно выступал жилет (душегрея) либо шубка.


Нарядный сарафан для знаменательных событий

И только в середине 19-ого – начале 20-ого века сарафаны, жилет в русском стиле стали сменять юбки в тандеме с пальто. В моде была тенденция шить эти две вещи из одного материала. Такое сочетание получило название костюм «парочка».

Основные отличия традиционного одеяния России

В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь-то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешенным, хотя талия обычно не подчеркивалась.


Талия чаще всего не обозначалась

Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые одевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нем всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объемными за счет комбинирования ярких цветных и черных нитей.


Праздничные сарафаны выглядели по-настоящему нарядно

Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал черный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зеленые цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.


Частота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом
Создание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение

Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шелк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи.

Разнообразие сарафанов

Русская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нем присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в русском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.


Наиболее популярными считались:

  • глухой (из одной или двух частей полотна) с косыми клиньями сарафан наподобие туники;
  • с косыми клиньями, швом в центре, который дополнительно декорировался либо распашной;
  • «московский» — прямой фасон, в котором присутствовал лиф, другое его название «прямой» или «круглый»;
  • прямого кроя с прилегающим лифом на кокетке (полуплатье).

Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своем варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.

Распашной тип шился из трех отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.


Старинные распашные сарафаны

Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шелк, парча. Он имел вид достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.


Такой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов

Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.


Более современная версия традиционного русского сарафана

С чем носили сарафаны?

С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.

Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение поневы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трех частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Ее длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понева. В некоторых областях ее декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево. Одежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с поневой

Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоев населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали ее только на гуляния и на празднества.


Душегрея — это, своего рода, жилетка на лямках

Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль.

Трансформация одеяний под грузом современности

Русский сарафан стал запрещен к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.


Вместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа

При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить русский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе русский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал все меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоев населения, которые и донесли традиции до наших времен.


Именно сельские женщины стали хранительницами традиционного русского костюма

Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шелковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.

Особенности русского костюма

Был важной частью жизни женщин на Руси. По крою, тканям и украшениям сарафана можно было безошибочно определить семейный и социальный статус женщины, ее возраст и местность, откуда она родом. В этом материале мы расскажем об основных видах сарафанов и подскажем, как их сшить своими руками.

Русский сарафан и кокошник - самые узнаваемые детали традиционного костюма славянских народов, проживавших в Российской империи. Первые упоминания этого слова есть в летописях XIV века, впрочем, тогда этот предмет одежды носили мужчины. Сарафаном называли широкий, расклешенный книзу кафтан. В этом нет ничего удивительного: само слово sarapa или sarapai предположительного иранского происхождения, переводится буквально как "одетый с головы до ног" и означает мужскую одежду с рукавами.

Несколько столетий спустя эта деталь одежды стала полностью женской. При этом популярность сарафанов настолько выросла, что они стали вытеснять во многих губерниях традиционную поневу - расшитую ткань, которую крестьянки носили, обернув вокруг бедер.

Первые известные исследователям сарафаны на Руси были "глухими" и косоклинными. Наиболее древние образцы напоминали туники. Изделие состояло из одной детали, согнутой пополам, к которой по бокам были пришиты прямые отрезы ткани или несколько косых клиньев.

Сарафаны шили из самостоятельно сотканных материалов, окрашивали также в домашних условиях. Большая часть сарафанов до XIX века были натурального цвета, неокрашенные. С развитием фабричного производства в Российской империи крестьяне стали закупать яркие разноцветные ткани и шить одежду из них.

Сарафан, как и другие детали русской одежды, был наполнен символами, важными для крестьянина. Края изделия (как и края русской рубахи) украшались сложными вышивками, в которых были зашифрованы знаки, оберегающие владелицу сарафана от дурного глаза, колдовства, злых духов. На спине сарафанов до наших дней сохранилась необычная деталь, которая называется в народе "лягушка" или "вилка". Форма этого элемента действительно напоминает распластанную лягушку - символ деторождения, плодовитости, богатства. Женщины верили, что такой амулет убережет женское здоровье, спасет от бесплодия, сделает детей здоровыми.

Мы подготовили для вас выкройки русских народных сарафанов и видео мастер-класса по изготовлению русского косоклинного сарафана.

Видео

Мастерская Ангел производит множество вариантов русских сарафанов - , и . Некоторые модели - стилизованые, они адаптированы для сценических выступлений - хореографических номеров, спектаклей, народных гуляний. Часть моделей - приближены к аутентичным. При их создании художники Мастерской учитывали цвета, элементы отделки, мотивы вышивки и крой, характерные для той или иной местности. Отдельное место в коллекции сарафанов от Мастерской Ангел занимают изделия, выполненные по мотивам традиционных русских народных росписей - Гжель, Хохлома, Городецкая роспись и т.д.

Можно, зайдя в соответствующий раздел сайта.

Русский национальный женский наряд ассоциируют с разноцветным сарафаном, который украшают ленточки и узоры. Разновидностей таких платьев-безрукавок достаточно много, поскольку в каждой из губерний костюм имел свою специфику покроя.

Сарафаны бывают плохо раскошенными (глухими), сильно раскошенными со съемными рукавами, прямыми на шлейках или же спереди украшенными пуговками и швом. Цвет и покрой могут различаться, поскольку национальный женский наряд в разных губерниях имел разную же специфику.

Если Вам трудно пошить русский национальный сарафан для девочки, используя обычную выкройку, то данный урок специально для Вас! Пошить прямой сарафан на шлейках способны даже те, кто ни разу не брал иголку в руки. Начинаем шить русский сарафан, который более века назад носили женщины Новгородской губернии.

Нам потребуются:

  • бумага для черчения схемы выкройки;
  • тугая ткань (тонкая шерсть, лен);
  • ситчик;
  • беечка;
  • ножницы;
  • шпильки;
  • нитки с иглой.

Покрой русского сарафана довольно несложный.

1. Прежде всего определитесь с длиной наряда. Для этого измерьте расстояние от груди до лодыжек.

2. Далее можно чертить схему выкройки. Структура сарафана: переднее полотнище (1 элемент), шлейки (2 элемента), вставки (2 элемента), обкладка верхней части (2 элемента), задние полотнища (1 элемент). В нашем случае наряд шьется для девочки, рост которой 1,20-1,40 м. Объем бедер и талии в данной ситуации не столь важны.

3. Переносим выкройку на ткань, зафиксировав ее шпильками. Обводим элементы мелом по контуру и вырезаем их.

4. Сшиваем переднее полотнище с задним по боковым швам, а затем пришиваем вставки.

6. Наконец пришиваем шлейки, подобрав нужную длину. Спереди шлейки пришивают под грудью, сзади — по центру заднего полотнища.

7. Подол сарафана украшается огромным узором, выполненного в форме аппликации из красного узорчатого ситчика (цепь ромбов с обеих сторон окружена не очень широкими горизонтальными полосками).

8. Края в верхней части платья зачастую украшаются красной ситцевой беечкой.

Русский национальный сарафан, который одевали на торжественные мероприятия женщины Устюжского уезда Новгородской губернии еще в начале ХХ века, полностью сшит!

Образ можно дополнить рубашкой прямого покроя с узорами вокруг шеи и на рукавах, а также традиционным кокошником.