Роли мужа и жены в православной семье. Какой муж — такая и жена

Такая семья не сможет жить гармонично, потому что одному интересно одно, другому — другое, и будут возникать семейные конфликты. Однажды ко мне пришел мужчина и говорит: «Я прожил с женой 30 лет, но больше я с ней жить не буду, хочу разводиться. Я человек верующий, но я так больше не могу. Я нашел себе женщину — она со мной везде ездит. Я на рыбалку — и она на рыбалку, я за грибами — и она за грибами, я люблю лес и не могу без леса: я за клюквой — и она за клюквой… А жену о чем ни попрошу, она все принимает в штыки, я просто замучился. А та живет моими интересами». Я пригласил его жену на разговор. Она пришла, я спрашиваю: «Тебе что, сложно оторваться от дома и поехать в лес за грибами? Что, это много сил требует?» Она отвечает: «Я не хочу, устала и не хочу». Я говорю: «Потеряешь брак». В результате он развелся с ней. Таких примеров можно привести много.

Но наш вопрос надо немного переформулировать. Не «один из супругов», а жена должна подчиняться интересам мужа . Как это ни неприятно слышать девушкам, но жена должна жить интересами мужа, так устроено, таков духовный закон. Если жена не живет интересами мужа, то возникают трудности, дисгармония в семье и брак распадается.

Бывает, женщина жалуется: «Да мне десять лет не нужна эта дача и эти помидоры». Но муж любит эти помидоры, и ты вынуждена их поливать и ездить с ним на дачу: он там умиротворяется. И если женщина принимает интересы мужа, между ними сохраняются хорошие отношения.

У каждого свое: один мужчина рыбку поймает и радуется целый день, что он ее добыл для семьи. Другой насобирает ягод, грибов… Жена должна учиться жить интересами мужа и поддерживать их всегда. Многие думают: Сейчас понапрягаюсь, а дальше все пойдет автоматом». Автоматом не пойдет. Как только у супругов оказываются разные интересы, возникают конфликты. Почему мужья изменяют женам и уходят в другие семьи? Потому что возникает дисгармония в семейных отношениях.

А если жена в силу обстоятельств не может подчиняться интересам мужа по уважительным причинам? Если он хочет развлекаться, а она не может это делать, и не один день, а какое-то продолжительное время?

Это все равно будет вносить дисгармонию в брак. Такая жена имеет оправдание в семье, потому что у нее уважительная причина, например, она учится или работает. В этом случае муж должен немножечко подключить голову, потому что нужно так все выстраивать, чтобы их свободное время и интересы совпадали, т. е. это процесс обоюдный. Я пока про жену говорил, но процесс обоюдный, муж тоже должен к общности стремиться. Но если он подстраивается под жену, а она чего-то не хочет все равно, то это уже приобретает другую окраску. Бывает, жена меняет работу (или выбирает), совершенно не взвешивая, как это может отразиться на семейных взаимоотношениях. Не думает, сможет ли она жить интересами мужа и все ли будет получаться. Если при выборе работы жена не учитывает семейных интересов, то она сама как бы закладывает мину замедленного действия под свой брак. Она выбрала то, что ей нравится, но создает неудобства для семейной жизни. В результате муж будет жить своей жизнью, а жена — своей, потому что обстоятельства будут ее закручивать так, что, подчиняясь им, она уже не сможет, жить интересами мужа.

А если жена беременная и потому не может ходить развлекаться? Например, в какие-то дни она плохо себя чувствует… Почему она должна подчиняться мужу и быть заинтересована в его делах? В таких ситуациях разве не должен муж идти навстречу? Как найти компромисс? Жена должна всегда отпускать мужа, чтобы не спровоцировать конфликты в семье?

Компромисс здесь должен быть обоюдный. Жена должна отпускать мужа, если видит, что он не дорос до того, чтобы жертвовать своими интересами. Ей придется это делать, потому что иначе в семье будут конфликты, ссоры, скандалы и отношения ухудшатся. Очень важно жене проявлять женскую мудрость, а не бить в лоб: например, когда мужу куда-то хочется пойти, сказать: «Я себя плохо чувствую, и мне было бы очень приятно, что бы ты сегодня со мной погулял. Конечно, если у тебя не получается, то не надо… Но если сможешь, погуляй со мной на свежем воздухе или просто побудь со мной, пожалуйста, мне так нездоровится…»

Некоторые жены, и мужья тоже, думают, что если они что-то не высказали, то вторая сторона настолько догадлива, что обязательно догадается. Это большая ошибка молодых супругов и даже супругов со стажем. Конечно, на определенной стадии брака муж и жена начинают друг друга понимать без слов, иногда даже говорят одновременно одно и то же, не сговариваясь. Т. е. люди начинают жить душа в душу, действительно становятся два в плоть едину. Но даже в этом случае все равно ошибка, если муж или жена ждет, что вторая половина о чем-то обязательно догадается. Бывает, супруг или супруга ходит, мнется: «Я себя плохо чувствую, а он не понимает… Мне невесело, неужели он не догадается? Почему он не догадывается?.. Ну когда же ты догадаешься, в конце концов? Не понимаешь ничего? Ну, и иди куда хочешь тогда…» Так себя накручивать нельзя. Нужно, конечно, в деликатной форме, донести до супруга, что у вас проблема, что вам нужна помощь, что вы хотите, чтобы ваша половинка вошла в ваше положение. Высказав свои просьбы, вы получите совершенно адекватную реакцию. Но не стоит 30 раз повторять: «Я себя плохо чувствую, я себя плохо чувствую…» — это изводит. Если сказала и видишь сопротивление, надо отпустить.

Семейная жизнь — процесс обоюдных компромиссов, но жена должна учиться жить интересами мужа.

А если муж живет интересами жены, и ему казалось, что это и его интересы? Они ему все равно навязаны?

Идеальный вариант — когда муж и жена живут взаимными интересами, мужу интересны интересы жены, а жене — интересы мужа. Но, поскольку семья, — все-таки система патриархальная, она строится на принципе единоначалия и муж является патриархом семьи, главой. Потому, какие бы изменения в семье ни происходили, жена вынуждена подчиняться. Муж едет в командировку — она вынуждена с этим смиряться, его отправляют на новое место службы — она с ним вынуждена ехать на место службы, ему приходится недосыпать, вставать рано на учения — и ей приходится вставать рано, он приходит чуть живой от усталости и бухается в сапогах на кровать — ей приходится стаскивать с него сапоги. Вот что значит жить интересами мужа. Когда хочется отдохнуть, а он говорит: «Давай пойдем туда. Я понимаю, что тебе хочется сходить в театр, но давай мы сегодня обойдемся без всяких сборищ, я просто хочу побыть с тобой или сходить с тобой на природу». В этом случае приходится что-то в себе переламывать, но идти мужу навстречу. Т. е. жена начинает жить жизнью мужа. Безусловно, в нормальной семье и муж живет интересами жены, каждый старается, чтобы другому было хорошо. Это нормальное явление, но все равно мужской приоритет в христианской семье должен сохраняться.

Как себя вести, чтобы муж чувствовал себя главой семьи?

Муж должен не чувствовать себя главой, он должен стать главой семьи. От женщины для этого требуется очень много. Сейчас, к сожалению, сложность в том, что очень много неполных семей. Одна моя знакомая рассказывала, что пригласила в гости молодых людей, студентов, пришло 7 пар, все парни с девушками. В процессе разговоров выяснилось, что все ребята — из неполных семей. Но есть и другие примеры. Многие из тех, кто приезжают к нам учиться в вузах из Сибири и других регионов, из многодетных благополучных семей.

Однако неполных семей все равно много. И конечно, мальчику, который вырос в семье без отца, чрезвычайно сложно стать главой семьи. Если жена ему не поможет, подножку подставит, то он никогда не вырастет главой семьи и так и будет, что называется, за женой. Каждый супруг должен на себя брать ответственность, выполнять свои функции. С мужем из неполной семьи жене, возможно, придется выполнять и свои функции, и мужские, это нарушит ее нормальное семейное состояние.

Существуют ли правила поведения между супругами и другими людьми, когда семья появляется в обществе других людей?

Муж должен быть рядом с женой, жена — рядом с мужем. С другими людьми муж не должен забывать, что с ним жена, а жена — что у нее есть муж. Они не должны друг другу подавать никакие поводы для соблазна, ревности. Не должно быть момента унижения. Жена должна проявлять уважение к своему мужу, а муж не должен унижать свою жену; он должен уважительно к ней относиться, чтобы она себя не чувствовала изгоем. Целостность семьи должна сохраняться, когда супруги оказываются в обществе. Особенно — если это общество малознакомых людей.

Прот. Сергий Филимонов

Другие материалы

Половая потребность и блудная страсть составитель Ника

Заповедь: «жена своим телом не владеет, но муж…» (1Кор.7.4)

Заповедь: «жена своим телом не владеет, но муж…» (1Кор.7.4)

Существуют различные причины уклонения от супружеских половых отношений. Эти причины могут быть праведными и неправедными. К неправедным относятся, во-первых, уклонение для достижения своих целей (как определенный торг), обычно, оно свойственно женам.

«(Жена) более здесь погрешает, и погрешает не в видах богоугодного воздержания, а чаще всего злоупотребляя полным на сей раз равенством со своим мужем и, добиваясь угодливости себе с его стороны, она отвечает несогласием своему мужу на супружеское предложение. Но что же? Будто она хочет чем-то особенно одолжить его, если согласится с ним; будто собственность какую она здесь уступает; будто с ее стороны может быть в настоящем случае торг какой или договор, например, за обнову. Дотоле волей или неволей покорная мужу, она начинает величаться пред мужем, дорожить собой, заметив в нем плотское пожелание. Горделивость ее доходит даже до того, что каждый раз, как почувствует себя оскорбленною чем-либо со стороны мужа или получит отказ в какой либо вещи, - первою угрозою или местью объявляет, «чтоб муж не касался ее, чтоб не знал ее, и едва не клятвой подтверждает эту угрозу». Не нарушение ли это закона? не оскорбление ли это прав мужа? И что же отсюда происходит? Покоряя себе на минуту мужа, горделивая жена во все остальное время подпадает гораздо большей зависимости его, чем следовало бы. Она теряет в глазах мужа доверие, как человек изменчивый в своих отношениях, как готовый при случае досадить и отомстить. Она отравляет чувство наслаждения супружеского при совокуплении, между тем как это чувство вложено в природу человека Богом же. Она, наконец, в случае решительного бегства от мужа во время законных требований его или только по причине разных упреков ему в эту пору доводит его до падения с посторонним лицом. Тогда сбываются слова: «чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1Кор. 7, 6)».

Во-вторых, уклонение может быть по неприязни, обидам, по причине потери телесной привлекательности супруга(и), по влюбленности в другого человека или как уход одного из супругов в блудные мечтания и от них он получает большее удовольствие. Как правило, все эти уклонения приводят к желанию вступить в прелюбодейные связи или связи с блудницами(ками).

«…(некоторые супруги) охладели друг к другу, даже до такой ненависти или взаимной нетерпеливости, что когда, например, разговаривают между собой, а особенно остаются одни, не могут быть спокойны».

Такое отношение может быть как обоюдным, так и односторонним. И нежелание одной стороны вступать в брачные отношения, вызванные нетерпением и ненавистью, приводят другую сторону вначале к обидам, а затем также к ненависти. Поэтому необходимо хранить супружескую любовь, которая включает в себя и половые отношения.

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех - холодность в супружестве…): «И так, супруги-христиане! вот ваш долг, который вы обязаны выплачивать друг другу каждый день и от платежа которого никогда не можете освободиться: это - взаимная любовь ваша! Сколь бы у одного из вас или у обоих друг против друга не накопилось с годами в душе недовольства, гнева, злобы, о! всеми силами противостаньте чувству взаимного охлаждения, а тем более взаимной ненависти. Страшное, богопротивное это состояние, когда и голос, и кашель, и взгляд и невинные привычки и вещи, которыми особо обладаете вы с привязанностью: все это становится вам ненавистным друг в друге! Сохрани вас Бог от такого взаимного ненавистного состояния! Воспротивьтесь взаимной ненависти и вражде! Чем дальше, тем будет хуже. Но всегда есть еще некоторая возможность возобновить вам свою супружескую любовь. О возобновлении ее более всего должен позаботиться муж: «муж люби свою жену». Женщина, как вообще существо более нежное и признательное, больше расположена любить того, кто старается, заслуживая ее привязанность, и дольше сохраняет к своему мужу любовь, которая в нем между тем охладела. Но это самое не дает права мужу менее стараться - заслуживать ее доверие и любовь, в той надежде, что она все простит ему или что ибез того она любит его (как вначале, супружеской жизни). За то по мере врожденной чувствительности жену глубоко трогает и равнодушие мужа, очевидная ненавистливость его: тогда немного шагов до отвращения ее к мужу. Спешите же вы, мужья, возобновить и поддержать супружескую свою любовь к женам, а вы - жены исправиться от всякого раздражительного разговора, взгляда и действия: в отношении к своим мужьям! Если же чья жизнь вначале проходила также в довольной любви и привязанности (к сожалению, есть такие, которые охладевают друг к другу года чрез два и даже чрез несколько месяцев после свадьбы: тут бывают уже особенно резкие причины); если с годами и с приближением к старости более охладевают и между многими супружеские чувства, возникает взаимная ненавистливость: тогда-то особенно такие супруги прибегните к этому сильнейшему рецепту против супружеской нелюбви, т. е. вспомните, что один из вас носит на себе образ Христа, а другая - Церковь, и что вы должны до гроба любить друг друга. Иначе вы бесчестите в себе этот образ, иначе сомнительна и ваша собственная любовь ко Христу, неживое ваше отношение к Церкви. О, возлюбленные супруги-христиане! храните и, если утратите, снова тысячу раз возобновляйте в себе взаимную супружескую любовь!».

В-третьих, уклонение может быть по чрезмерному подвигу воздержания (и об этом мы скажем в следующем разделе).

Итак, следует понимать, что заповедь: «жена своим телом не владеет, но муж» дается не для позволения неумеренности или любострастия между супругами, а дается на тот случай, если одна из сторон не желает вступать в близкие отношения, а другая желает их.

Нравственное Богословие (Грехи против 7-ой заповеди, грех - нарушение заповеди: «жена своим телом не владеет, но муж»): «Муж и жена по закону составляют одну плоть. И так относительно супружеского совокупления тело жены принадлежит мужу, но и над телом мужа имеет власть жена, кто бы он ни был по своему званию или образу жизни. Выходит, что муж и жена здесь господа один над другим, и вместе рабы друг другу. В других случаях муж имеет преимущество, а здесь нет. Воля одного лица в настоящем случае должна сообразоваться с волею другого. Уклониться от совокупления в известный раз может кто-либо не иначе, как только по согласию. А за тем надолго оставаться свободным от совокупления, если оно позволяется и физически (при здоровье) и нравственно (не во время говенья и приготовления к Тайнам Христовым), - так оставаться может одно лицо только дотоле, пока не последует требования со стороны другого. Тут добродетель целомудрия и награда за эту добродетель не относятся к одному, но к обоим, и одно лицо без другого не может на сей раз сделаться добродетельным: чудная зависимость, и смиряющая и возвышающая мужа и жену друг пред другом! Только порока невоздержания уже не разделяет другое лицо, которое желало бы быть воздержным, но подчиняется невоздержанию первого лица… Правда, эти слова Апостола не закон, но «совет»; не обязанность, какую они внушают, так что непременно или часто должны муж и жена между собой совокупляться, но только извещают о таком деле, которое предоставляется свободе супругов, которое сами супруги должны между собой устроить. Законом же, или вернее сказать нарушением закона, это дело становится тогда, как одно лицо будет противиться: тогда уже и грех и осуждение за грех».

Из-за этого между супругами могут быть конфликты, обиды, превозношение своими добродетелями, укоры немощной стороне и т. п., а эта заповедь определяет правое отношение к желаниям супругов.

Иоанн Златоуст (т.10, беседа 19 на посл.1Коринфянам): ««Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (ст.5). Что это значит? Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж (не должен воздерживаться) против воли жены. Почему? Потому, что от такого воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния, блудодеяния и домашнее расстройство. Ведь если иные, имея своих жен, предаются прелюбодеянию, то тем более (будут предаваться ему), когда лишены будут этого утешения. Хорошо сказал: не лишайте себя; то, что здесь назвал лишением, выше назвал долгом, чтобы показать, как велика их взаимная зависимость: воздерживаться одному против воли другого значит лишать, а по воле - нет. Так, если ты возьмешь у меня что-нибудь с моего согласия, это не будет для меня лишением; лишает тот, кто берет против воли и насильно. Это делают многие жены, совершая большой грех против справедливости и тем подавая мужьям повод к распутству и все приводя в расстройство. Всему должно предпочитать единодушие; оно всего важнее. Если хочешь, докажем это опытом. Пусть будет жена и муж и пусть жена воздерживается, тогда как муж этого не хочет. Что произойдет? Не станет ли он тогда предаваться прелюбодеянию, или, если не станет прелюбодействовать, не будет ли скорбеть, беспокоиться, разжигаться, ссориться и причинять жене множество неприятностей? Какая польза от поста и воздержания, когда нарушается любовь? Никакой. Сколько неизбежно произойдет отсюда огорчений, сколько хлопот, сколько раздоров! Если в доме муж и жена не согласны между собой, то их дом не лучше обуреваемого волнами корабля, на котором кормчий не согласен с рулевым. Потому (апостол) и говорит: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве».

Тихон Задонский (т.5. Прибавление «О взаимной должности христианской»): «Есть обычай неким мужам своих жен, а женам своих мужей под видом воздержания оставлять, но сие дело очень опасно, ибо вместо воздержания может последовать тяжкий прелюбодеяния грех, или в одном, или во обоих лицах. Когда муж оставит жену, а жена с другим будет грешить, то и муж тому же греху повинен будет, яко подал причину жене своей грешить; так же и жена, когда оставит мужа своего, а муж с иной будет грешить, то и жена тому же греху повинна ради вышеписанной причины. Сего ради, когда разлучение бывает ради воздержания, то должно быть это с согласия обоих лиц, и то на время, пока искусят себе, могут ли это бремя понести. Когда могут, хорошо: да пребывают так. Когда не могут, да сходятся тогда во едино; не всем бо все дано».

Исходя из вышесказанного делается однозначный вывод: уклоняющийся от супружеских телесных отношений по причине гнушения супругой(ом) грешит против естественных отношений, данных Богом.

Правила святых Апостолов (ст.51): «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин».

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Управление телом. Дети Божьи, по существу, распоряжаются сами собой. Мы должны любить Бога «всем сердцем, всею душою, всею крепостию и всем разумением» (Лк. 10:27).Христианам дано преимущество развивать свои физические и умственные способности в полную меру своих сил и

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что значит креститься для умерших (1Кор.15:28)? иеромонах Иов (Гумеров) В своих Посланиях св. апостол Павел говорит, что истина воскресения является необходимым основанием для духовной жизни. В крещении мы погребаемся с Христом в смерть (Рим.6:4). Если бы не было воскресения

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

33:23-33 Израиль незаконно владеет землей Осада города закончилась, Иерусалим пал, земля подверглась опустошению. Много народу погибло, другие же были уведены в плен или бежали. Но были и те, кто остался.В трудные времена люди не всегда проявляют лучшие свои качества. После

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

18. И вышел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним; 19. все звери, и (весь скот, и) все гады, и все птицы, все движущееся по земле, по родам своим, вышли из ковчега Здесь говорится о быстром и точном исполнении божественного повеления, чем Ной еще раз свидетельствовал

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

18. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? 19. для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми (ее) и пойди "И я взял было ее к себе в жену..." Отсюда можно заключать, что

Из книги Веянье звёздной управы автора Богачёв Михаил

60. И благословили Ревекку и сказали ей: сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих! "И благословили Ревекку..." Это молитвенное благословение имело пророчественный характер, поскольку Ревекка, в качестве жены Исаака,

Из книги Поучения автора Кавсокаливит Порфирий

9. А говорят: "кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? 10. Ибо все заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного и там немного". На обличения Исаии

Из книги Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться автора Феофан Затворник

13. И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного, - так что они пойдут, и упадут навзничь, и разобьются, и попадут в сеть и будут уловлены. Словом Господа - правильнее: "со словом

Пока могуществом владеет день Пока могуществом владеет день,В его державе я - последний инок.Течение реки и птичьи тень-тень-теньВажней рожденья моего или поминок.Стволы дубов - ночные сторожа,Их гулкие гудки - сычи и совы,И ночь величественная госпожа,в её владычестве

Из книги Библия. Синодальный перевод автора

Злой дух владеет вами обоими Смотрите: Я расскажу вам одну историю! - сказл старец Порфирий.Одна монахиня, которая сильно стремилась к порядку, с раздражением сказала своему старцу:- Такая - то сестра возмущает весь монастырь своими трудностями и своим характером. Мы

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна

20. Продолжение. Изъяснение расстройства, внесенного в природу человека грехом прародителей. Общение с Богом служило источником господства духа над душою и телом. Чрез нарушение заповеди человек отделился от Бога, и потерял господствование над душою и телом, и подчинился

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги Половая потребность и блудная страсть автора составитель Ника

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла Глава 11 Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освященным во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса

Из книги автора

Прощание с телом По примеру императора Петра I тела монархов предполагалось выставлять для прощания шесть недель. Хотя на практике только тело императрицы Елизаветы Петровны было доступно для прощания в течение этого срока: умерла 25 декабря 1761 г. – погребена 3 февраля

Из книги автора

Св. апостол и евангелист Матфей (Жребием владеет Бог) I. Ныне прославляемый св. апостол и евангелист Матфей происходил из колена Иудина и родился в Вифлееме; с детства он был учеником св. Симеона Богоприимца. Он был один из пребывавших постоянно при Господе Иисусе Христе и

Из книги автора

Заповедь: «имеющие жен должны быть, как не имеющие» (1Кор. 7, 29) Как было отмечено выше, человек может уклоняться от супружеских обязанностей по духовному рвению, по стремлению к чистоте ради исполнения заповеди Господа. И такое уклонение - святая обязанность каждого

Если кто-то думает, что Бог придумал феминизм, тот глубоко ошибается. Для тех кто не знает, что это? Феминизм — это женское движение за полное уравнение женщин в правах с мужчинами. Может и звучит это правильно и благородно, но как известно добрыми намерениями выложена дорога в ад. Но кто из вас думает об аде?

Священное Писание открывает план Бога о власти, которая установлена Им на земле.

«Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог». (1Кор.11:3) Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.

Апостол Павел не по собственной прихоти сказал эти слова:

«Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа».(1Кор.11:8-9)

Неужели непонятно кто для кого создан? Неужели непонятно кого Бог поставил главой в семье? Не для того, что контролировать жену, но чтобы было единство в Духе:

«Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе». (1Кор.11:11) Обратите внимание на слова «в Господе».

«Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». (Гал.3:28) Обратите внимание на слова «все вы одно во Христе Иисусе».

Прочитав эти строки некоторые из нас подумали, что на самом деле уже нет ни мужского, ни женского пола, но только что-то среднее. Хочу вас огорчить. Здесь во плоти на земле мы имеем и мужской и женский пол. Иначе зачем жениться и выходить замуж? Зачем размножаться? Если есть муж, значит есть и жена. Мужской пол и женский существуют. Почему написаны эти строки?

«Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». (Быт.2:24)

Что значит одна плоть? Одно тело?Только ли совокупление? Думаю, что-то большее.

Половой акт из физического соития, совокупления, переходит в душевную и духовную сферы. Оргазм — как завершающий момент полового акта, связанный с пиком сексуального наслаждения. Наслаждение — это сфера души и духа. Что происходит при этом в душе, мы примерно знаем, что происходит в духе, можем только догадываться?

Мудрая женщина знает, что выходя замуж, она берет для себя не только мужа, но и большего ребенка.

Почему муж прилепится к жене, а не жена к мужу? Думается поэтому. Муж нуждается не только в жене, но и в матери. Это он нуждается в женской материнской ласке, хотя кто сказал, что в этом не нуждается женщина? Несмотря на это мудрая жена знает о власти мужа над собой.

Знаю, что есть много женщин, которые страдают со своими мужьями. Они могут быть битыми ими. Они могут терпеть издевательства над собой. Что сказать на это?

«А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, — если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, — и мужу не оставлять жены [своей]. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены». (1Кор.7:10-16)

Жена олицетворяет мать и хранительницу домашнего очага. Это для нее написано:

От жены зависит устройство дома. Разрушать всегда легче, чем строить.

Брак — это не просто роспись и кольца на пальцах. Брак — это как дом, который нужно построить. Его не начинают строить с крыши. Его начинают строить с фундамента. Вот как раз это место из Писания:

«Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками». (Прит.14:1)

Некоторые люди думают, что если они ходят в храм или дом молитвы, то они обязательно христиане. Просто помолиться молитвой покаяния и крещения в воде, этого мало. Никто из нас не может кого-то переделать, хотя и пытаются. Только Бог может изменить человека, если он даст Ему это сделать. Наша задача умереть для себя, но это не так просто.

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют». (Гал.5:19-21) Как вам это место из Писания?

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, (чтобы истребить их с земли). И кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго? Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь». (1Пет.3:1-14)

К 16 часам скамеечки в нашем чистом зеленом дворике пустеют: женщины спешат к телевизору смотреть «Дела семейные». У этой передачи много преданных зрителей.
Она, как принято говорить, «очень жизненная». Особую привлекательность ей придает персона судьи Елены ДМИТРИЕВОЙ. Она обаятельна, а ее вопросы к истцам и ответчикам говорят о высоком профессионализме: кажется, что она держит в голове несколько статей семейного кодекса, по которым решается дело. Как это можно сыграть - загадка для многих. А ведь «Дела семейные», по сути, шоу. На телеэкране их множество. Но только это стало уникальным, потому что «герои» Елены Дмитриевой не звезды, а простые люди.

- Елена Викторовна, расскажите, как вы стали ведущей популярнейшей программы?
- Пионером судебных передач на ТВ был Павел Астахов. Но вот руководитель РенТВ Ирэна Лесневская решила, что дела семейные лучше вести женщине. Я юрист, проработала на ТВ много лет. И выбор пал на меня. Прошла кастинг, но долго отказывалась. И в конце концов меня уговорили. Теперь об этом не жалею. И хотя программа по жанру - шоу, я стараюсь сделать ее прежде всего просветительской. Многолетняя юридическая практика убедила меня, что большинство наших граждан потрясающе неграмотны в вопросах права.

- А реальным судьей вы могли бы стать?
- Нет. Я человек эмоциональный, и мне трудно быть отстраненной от ситуации, беспристрастной и следовать только закону.

- Идеальный судья в идеальном процессе - так воспринимает зритель ваш стиль ведения судебного дела. К сожалению, в жизни люди боятся обращаться в суд и не верят в его объективность. А в Европе и США защита прав держится именно на судебной системе. Почему так?
- Наверное, корни этого уходят в систему судопроизводства советского времени. Оно полностью зависело не столько от закона, сколько от идеологических установок. Даже анекдот был такой: «Скажите, я имею право?» - «Да, имеете». - «Значит, я могу…?» - «Нет, не можете». В других странах действует уже много лет другой принцип: каждый гражданин имеет право на свою защиту в суде, потому что главная ценность - это сам человек. Ведь, по сути, мы пока только на стадии выстраивания правового государства. И наша судебная власть еще продолжает оставаться зависимой от властной бюрократии, а не от закона.

- Вернемся к вашей передаче «Дела семейные». Какие дела чаще всего приходится рассматривать?
- Разводы, отягощенные имущественными спорами, жилищные вопросы, наследственные дела.

- Они рассматривались судами и раньше. А вот изменилась ли сама семья, ее внутренние установки после того, как мы стали жить в «другой стране»? Семья как ячейка общества - это, на ваш взгляд, устаревшее понятие?
- Если смотреть на него с позиций сегодняшнего дня, то не так уж оно и плохо. Мораль стереотипна. Особенно семейная. Многое раньше было стыдно афишировать, существовал стыд перед общественным суждением. Потому женщины и обращались в профсоюз, в партком, если дело касалось семейных конфликтов. Сейчас вокруг семейных проблем образовался вакуум равнодушия. Поэтому, наверное, увеличились случаи насилия в семье. Ну знают о них соседи, но предпочитают не вмешиваться. У многих людей - и мужчин, и женщин - стала превалировать психология эгоизма. Изменилось и понятие ценности брака. По отношению к супругам нередко стало употребляться слово «партнеры», а не «муж» и «жена».

- Появилось еще понятие «гражданский брак»…
- На юридическом языке это - сожительство. А гражданский брак регистрируется в загсе. Государство установило правила, есть семейный кодекс. Официальный брак защищает права супругов и детей на наследство, имущество. Все это как раз и дает штамп в паспорте о регистрации брака, налагая ответственность на супругов. И ничуть не умаляет любви, как считают сегодня многие молодые люди, живущие в незарегистрированном браке.

- Вам не кажется, что сейчас зачастую вступление в брак связано с материальным расчетом, любовь отошла на второй план?
- Это как посмотреть. Не вижу ничего плохого в том, что люди не торопятся жить семьей, пока не обеспечат себя квартирой, работой. Это говорит об их ответственном подходе к своему будущему.

- Выйти замуж за богатого человека - мечта многих молодых женщин. И если она сбывается, то они считают себя счастливыми.
- Я их разочарую. Мне приходилось слушать дело о разводе. Истицей была жена очень богатого человека и умоляла о немедленном разводе. Она со слезами рассказывала, что муж не хочет ребенка, запрещает ей не только работать, но и встречаться с подругами, куда-либо ходить без него. «Я чувствую себя вещью». А муж не мог понять, чего ей не хватает - всем обеспечена, ходит с ним на приемы. Ну, мало с ней общается, так ведь бизнес отнимает все силы и время. Женщина отказывалась от всяких претензий на имущество, на квартиру - только разведите. Развод она получила.

- А ваше мнение о брачном договоре?
- Чаще всего он заключается по инициативе богатого мужа. Особенно, если он чувствует, что женщина больше любит деньги, а не его самого. Был случай, когда в брачном договоре было написано, что в случае развода муж не будет давать деньги на содержание ребенка. Такой пункт юридически несостоятелен и при разводе выносится решение, обязывающее выплату алиментов. Должна сказать, что дела об алиментах вызывают у меня раздражение и неуважение к мужчинам. На какие только ухищрения не идут многие, чтобы не платить их: меняют адреса, представляют справки, что они безработные, бездомные. Судебные исполнители годами их разыскивают.

-Обычно судья не сразу дает развод, предлагает подождать три месяца. Для чего это делается, ведь раз люди пришли в суд…
- Перед тем как прийти в суд, супруги годами находятся в состоянии ожесточения. Поэтому суд не торопится с вердиктом о разводе. И бывает, что за это время и муж, и жена «остывают» от гнева, понимают свои ошибки. И отказываются от иска. Но вот что я вижу в своей практике: если муж подает на развод и говорит, что у него уже давно есть другая женщина, то жена в 90 случаев из 100 не согласна на развод. У российских женщин почему-то принято считать, что стыдно, если муж от тебя уходит. Пусть, мол, погуляет, потом вернется и как-то все уладится.

-А случалось, что люди пришли разводиться, а во время слушания раздумали?
- Был такой случай. Милая женщина, но очень стеснительная, никак не могла с кем-нибудь познакомиться. Тогда ее подруга уговорила своего знакомого дать объявление в Интернет: ищу женщину для серьезных отношений. Они стали встречаться и поженились. А подруга возьми да и расскажи, как она все это устроила. И подала счастливая женщина на развод. В суде все разъяснилось, муж уверял, что любит и ей нечего стыдиться знакомства в Интернете. Ушли они из суда рука об руку.

- Елена Викторовна, раньше многие браки сохранялись из-за невозможности разъехаться, разменять квартиру. Сейчас жилищный вопрос при разводе решается так же болезненно?
- Если у супругов есть возможность купить квартиру или комнату, то все решается проще. Но ведь у большинства людей нет для покупки денег. И вот представьте: квартира в 33 кв. м и в ней остаются жить разведенные супруги. По жилищному кодексу каждый из них имеет в собственности половину этих метров.
А что дальше? Да, для восстановления нормальных отношений нужны душевный труд, мудрость. К сожалению, не у всех этого хватает.

- Новый Жилищный кодекс, по-моему, только усугубил положение. Нередкими стали случаи, когда собственник жилья выгоняет на улицу жену и детей….
- Я считаю, что депутатам должно быть стыдно за то, что принят такой кодекс. И если сейчас внесены в него поправки, запрещающие выселять бывших членов семьи без предоставления жилья, то за это я хочу выразить, как юрист и женщина, благодарность депутату Галине Хованской.

- При разводе нередко приходится решать судьбы детей, чаще всего - определять, с кем из родителей он станет жить. Здесь многое зависит от органов опеки. К сожалению, они нередко формально выносят свое заключение…
- Может это и так, но вот один случай расскажу. Родители в разводе пять лет. Мальчик живет с матерью. А отец добивается, чтобы сын был с ним, потому что бывшая жена так занята своей личной жизнью, что ей не до ребенка. И вот представитель опеки, выступая в суде, сказала: «Бытовые условия у ребенка хорошие, мать непьющая, но ей действительно не до ребенка. Формально он может с ней жить, но я хочу сказать свое личное мнение: ребенка надо отдать отцу». Я была поражена таким неравнодушным человечным подходом к судьбе малыша и вынесла решение в пользу отца.

- А мнение ребенка учитывается?
- Да, с 5 лет, а с 10 лет оно может стать решающим, если была серьезная грамотная беседа с детским психологом.

- Ваше отношение к нашим законам?
- Многие из них принимаются непродуманно, поэтому и не работают. Ну скажите, зачем надо было торопиться принять тот же Жилищный кодекс, если потом к нему нужно принимать множество поправок? У меня сложилось мнение, что депутаты забывают, что юриспруденция - это наука. Законы должны писать ученые. Они дают свои заключения о принимаемом законе, но к их мнению в Госдуме часто не прислушиваются. Вот Кодекс Наполеона писали ученые, и он действует во Франции до сих пор, и за 250 лет к нему было принято несколько поправок, по требованию времени. Принят он на основе Римского права. Наш Гражданский кодекс в 1994 году писали ученые на основе Римского права. Поэтому пока он не требует поправок и исправно действует.

- Расскажите немного о «кухне» вашей передачи.
- Мы берем за основу ситуации, изложенные в письмах или уже рассмотренные судом. Потом профессиональные журналисты и редакторы пишут синопсис передачи, придавая ему игровую форму. Есть творческая группа, которая подбирает людей, соответствующих ситуации. Устраиваем кастинг и даем истцу и ответчику короткий текст сценария, но не расписываем, кому и что говорить. Они сами так входят в роль, что все на экране выглядит очень натурально. Это огромная работа.

Людмила ЕРМАКОВА