Рекомендации родителям по адаптации ребенка. Методические рекомендации родителям и педагогам по адаптации детей к доу

Адаптация – это процесс приспособления к изменившимся условиям, который включает влияние на многие психофизиологические функции растущего организма. Любые перемены – это, несомненно, стресс. Поэтому малышу так важна поддержка и доброжелательное отношение в этот период. И, конечно, главными помощниками в деле приучения к детскому саду являются родители.

по адаптационному периоду.

  • Первое, что стоит помнить – не нужно грозить ребенку детским садом. Необходимо создать положительное впечатление, говорить, как малышу будет там хорошо и весело. Можно даже предложить ребенку дома поиграть в «детский сад» - тогда еще до знакомства с учреждением, он будет иметь представление о том, что это такое.
  • Важно сразу поддерживать в домашних условиях режим дня, максимально близкий к режиму пребывания в садике. Если это новый режим для ребенка, оптимально начать адаптировать его за пару месяцев до похода в детский сад.
  • Необходимо вовремя оформить медицинскую карту для поступления в детский сад.
  • Обратите внимание на питание малыша. По составу оно должно быть приближено к рациону, предлагаемому в детском саду. Обязательно должны быть в меню каши и супы. Ребенок, питающийся исключительно полуфабрикатами, будет испытывать еще больший стресс от непривычной еды. Обед должен состоять из трёх блюд (первое, второе и компот).
  • Желательно, чтобы к посещению детского сада малыш умел самостоятельно одеваться, хотя бы частично. Сюда же относится владение основными навыками: использование столовых приборов, умывание. Довольно важным фактором является приученность к горшку. Учиться новым действиям в стрессовой ситуации гораздо сложнее, чем прийти в незнакомый мир уже знающим.
  • В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2–3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
  • Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
  • Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.
  • Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.
  • В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
  • Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.
  • В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2–3 месяца.

Таким образом, Вы сможете максимально снизить негативные факторы адаптационного периода, и малыш в детском саду с первых дней будет ощущать себя в комфортной обстановке.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

Помните, важны терпение, последовательность и понимание!

Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети и гуляют, маме надо заняться делами семьи).

Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей.

Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-­за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.

Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад". Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.

Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться. Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимым навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.

Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями.

Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент прочных детско­родительских взаимоотношений.

Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без агрессии и не в присутствии ребенка.

Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

Эмоциональные проблемы малыша требуют разрешения в первые же дни его пребывания в группе. От успешности деятельности педагога в этом направлении зависит дальнейшая жизнь ребенка, и не только в детском саду. Отрицательный опыт адаптации может сыграть негативную роль и в первом классе школы. Для оптимального осуществления периода адаптации переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходимо сделать по возможности более плавным.

На основе полученных в ходе эксперимента данных и в целях более быстрого и безболезненного прохождения детьми процесса адаптации к детскому саду, можно предложить следующие рекомендации для воспитателей и родителей.

1. Необходимо создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе. Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно «одомашнить» группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие «комнатки», в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой «домик». Желательно рядом с «домиком» разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

В группе необходимо установить спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Психологи и физиологи установили, что изо-деятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо-творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком и с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.

Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать и не закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

2. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. Целесообразно разработать для родителей памятки «первые дни ребенка в детском саду», которая станет своеобразной подсказкой для родителей детей, впервые посещающих детский сад (см. Приложение 2).

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок - взрослый» и «ребенок - ребенок».

Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д., например, «Пришел Петрушка», «Выдувание мыльных пузырьков», «Хоровод», «Догонялки», «Солнечные зайчики».

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: «Кто в кулачке», «Игра с кистями рук» и т.д. (см. Приложение 3).

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи. Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро. Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Адаптационный период считается законченным, если: ребенок ест с аппетитом; быстро засыпает, вовремя просыпается; эмоционально общается с окружающими, играет.

Таким образом, проведенное исследование психоэмоционального состояния детей 2-3 лет в период адаптации к детскому саду, показало, что только 50% детей из исследуемой группы готовы к жизнедеятельности в детском саду; 30% детей - условно готовы к условиям детского сада; 2 детей - не готовы. При этом можно заметить, что средние показатели выраженности положительных эмоций выше, чем показатели выраженности отрицательных эмоций

Проведенное анкетирование родителей на предмет их оценки психоэмоционального состояния ребенка в период адаптации показало, те или иные проблемы психоэмоционального плана существуют у половины детей (50%), что совпадают с данными, полученными на первом этапе исследования. Анкетирование помогло разобраться в причинах успешности или не успешности адаптации того или иного ребенка.

На основе полученных данных можно строить дальнейшую работу по адаптации детей к условиям детского сада. В этих целях нами были разработаны предложения и рекомендации для воспитателей и родителей, воспользовавшись которыми они помогут детям более легко и с наименьшими негативными последствиями пройти адаптационный период.

Советы психолога

ПО АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Вопрос об определении ребенка в детский сад, когда он подрастает, становится очень важным для каждой семьи. Взрослым необходимо знать, как помочь малышу пройти период адаптации, который заключается в плавном переходе от семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.

Детский сад – новый период в жизни малыша. Для ребенка это, прежде всего первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем.

Существуют определенные причины, которые вызывают слезы у ребенка:

· тревога, связанная со сменой обстановки (из привычной, домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей) и режима (в детском саду приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна, к тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может провоцировать истерики и нежелание идти в детский сад);

· отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в дошкольном учреждении;

· психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает эмоционального общения с мамой;

· отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет пребывание ребенка в детском саду;

· избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомиться и

в последствии этого – нервничать, плакать, капризничать;

· личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.

Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребенка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создать дома для ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму детского сада.

В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2 – 3 недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в детском саду.

Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах, так как такими короткими замечаниями вы способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению.

Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного больше.

Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он наденет утром.

В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в детском саду, повторять все виды деятельности , которым малыш уже обучился.

Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его там ждет. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Когда малыш начнет весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.

Советы психолога

ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

1. Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи).

2. Заранее спланируйте прогулки на территории выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание малыша на том, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателем.

3. С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовится ходить в детский сад.

4. Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.

5. Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.

6. Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.

7. Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.

8. Поиграйте с ребенком дома в игру «Детский сад». Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы будете закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – в начале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.

9. Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.

10. Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем придерживаться.

11. Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимыми навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.

12. Поддерживайте общение с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству. Это хороший фундамент детско-родительских взаимоотношений .

13. Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателем решайте без агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.

14. Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, У КОТОРЫХ РЕБЕНОК ПЕРЕЖИВАЕТ

КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД

Родители должны понимать:

· «Кризис 3-х лет» - это важный этап в психическом развитии ребенка , знаменующий переход на новую ступеньку детства.

· В период кризиса 3-х лет, как правило, в центре событий оказывается мама, и главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее.

· В этот период малыш не только создает родителям проблемы, но и страдает сам. Поэтому если явно видно, что ребенок очень резко изменился, и не в лучшую сторону, надо постараться выработать правильную линию своего поведения, стать более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширить права и обязанности малыша в пределах разумного дать вкусить ему самостоятельность, чтобы он мог насладиться ею.

· Ребенок не просто не соглашается со взрослыми (мамой), он испытывает их характер и находит слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по нескольку раз в день может перепроверять, действительно ли запрещено то, что ему запрещают. И если есть хоть малейшая вероятность «можно», ребенок добивается своего – не у мамы, так у папы, у бабушек, дедушек. Не стоит на него за это сердиться.

· Следует правильно сбалансировать поощрения и наказания, ласку и строгость.

· Если взрослые меняют систему требований, то ребенку трудно понять – почему, и он в отместку твердит «нет». Не следует за это на него обижаться, ведь это обычное слово родителей, когда они воспитывают своего ребенка, а он, считая уже себя самостоятельным, начинает подражать взрослым. Поэтому, когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, необходимо найти выход с помощью ролевой игры, которая с 3-х лет становится ведущей деятельностью ребенка.

· Для нормального развития малыша в кризисный период важно, чтобы он ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с ними не малыш, а равный им товарищ их и друг.

· Чтобы кризис прошел благополучно, самое главное – любить ребенка такого, каков он есть.

Недопустимые действия родителей в отношении ребенка:

· Нельзя постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для родителей проявления его самостоятельности.

· Не следует говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.

· Не следует приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него может стать трагедией. И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем – это может привести к безразличию или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ С ДЕТЬМИ?

Стиль общения родителей и всех взрослых в семье крайне важен. Прежде чем учить малышей общаться в окружающем мире, примите, пожалуйста, несколько советов, правил, выполнение которых поможет Вам в общении с детьми.

1. Всегда говорите детям правду, даже когда это вам невыгодно.

2. Не добивайтесь успеха силой.

3. Будьте всегда доброжелательны.

4. Будьте великодушны - умейте прощать.

5. Не забывайте хвалить детей.

6. Замечайте и отмечайте малейшие успехи ваших детей.

7. Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.

8. Не с грубости начинайте общение, а с радости.

9. Когда говорите с ребенком, смотрите ему в глаза.

10. Не убивайте в детях сказку.

11. Лучшее воспитание – побуждение малыша к размышлению.

12. Только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира.

13. Признавайте права детей на их ошибки.

14. До тех пор, пока есть вера в добро, в человека, есть воспитание.

15. Ребенок относится к себе так, как к нему относятся взрослые.

16. Нельзя говорить детям только про их недостатки.

Общение имеет огромное значение для общего психологического развития детей, для становления ребенка как личности, развития его самооценки. Именно в общении формируется у малыша умение подчиняться общим правилом, ориентироваться на социальные нормы. К старшему дошкольному (к 5-6 годам) у детей должны быть следующие коммуникативные умения:

Слушать и слышать другого;

Участвовать в свободной беседе;

Быть внимательным к самому себе и к окружающим;

Понимать чувства и настроения другого;

Осмысливать свои поступки и поступки другого.

«Маски» - детям и себе даем задание: выразить мимикой радость, удивление, боль, горе, страх и др. И оценить получилась ли «маска».

«Опиши друга» - два ребенка (или ребенок и взрослый) становятся спиной друг другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого. Кто оказался более точным при описании другого.

«Интонация» - повторить предложение с разной интонацией: радостно, грустно, зло, весело, равнодушно и т. д.

«Если бы я был волшебником…» - проигрывание придуманных рассказов или сказок-миниатюр.

«СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ»

1. Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же.

2. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей.

3. Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя.

4. Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового.

Желаем успехов и взаимопонимания !

К ВОПРОСУ О СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЯХ

Ф. Достоевскому принадлежат слова: «Человека делают человеком светлые воспоминания детства». И хорошо, если эти воспоминания не отрывочные. Хорошо, если ребенок вынес из детства и сохранил на всю последующую жизнь стойкие семейные традиции. Он же, конечно, постарается перенести их в свою семью.

Позаботьтесь о поддержании благоприятной эмоциональной семейной атмосферы. Она важна и для Вас, и для малыша. Трудно и большому, и маленькому, если в семье вечные неурядицы, если никто никогда ни в чем не хочет уступить.

Помните о том, что стиль семейной жизни в целом впитывается Вашим малышом в буквальном смысле с молоком матери.

А каков стиль жизни современной семьи? Что впитывают наши дети? Кто их питает? Чем заполняют «пустое» время, в какие игры и с какими игрушками играют наши дети?

Чаще всего это компьютерные игры и просмотр телевизионных программ. Знаете ли Вы, что именно видит, отрицает или впитывает ребенок, находясь в плену компьютерных игр? Отдаете ли себе отчет в характере этих игр и последствий для ребенка?

Современному родителю совершенно необходимо иметь полную информацию об этом массовом увлечении детей всех возрастов от дошкольника до старшеклассника и студента.

Сегодня производство игровых программ становится очень прибыльным делом, а сами компьютерные игры оказываются настолько сильнодействующим и привлекательным средством воздействия на человека, что речь заходит о компьютерных психотехнологиях как новом стратегическом оружии массового поражения.

Несмотря на то, что обучающие компьютерные игры могут быть весьма полезны и эффективным средством обучения иностранным языкам , математике и другим наукам, однако подавляющее большинство игр представляет собой крайне негативное явление для психического здоровья.

Во-первых, электромагнитное поле оказывает вредоносное воздействие на организм ребенка, как уверяют врачи, и может выражаться мозговыми нарушениями, эндокринными заболеваниями, раковыми опухолями, снижением иммунитета.

Во-вторых, психическое напряжение, возникающее в процессе игр, вызывает стрессовые состояния у ребенка. Достаточно взглянуть на играющего ребенка: напряженная поза, красное лицо, подергивание конечностей, крики, слезы… даже наблюдающие за игрой матери испытывают сильнейшее эмоциональное

Сам по себе компьютер, конечно, ни плох, ни хорош, он лишь инструмент, и весьма полезный, но его содержание таково, каким его наполнили взрослые. И основной вред, связанный с компьютерными играми – это духовное вырождение – та перестройка сознания и совести, что пробуждает и насаждает в детской душе гнев, зависть, жадность, гордыню.

Компьютерные игры – это агрессивный лабиринт, по мере прохождения которого появляется множество чудовищ, часто с «убийственным» оружием, и все они «отнимают» у игрока жизнь. Либо ты, либо он - так стоит вопрос.

А родители довольны: дети приобщаются к «интеллектуальному» достижению человечества, не болтаются по улице, не сидят по подвалам – играют.

Однако, блуждая в лабиринтах, Ваш ребенок, пусть и виртуально, но участвует в убийствах не только монстров, но и сверстников-игроков.

Правда, взрослые сторонники подобных игр утверждают: не нравится – не играй! Но ведь ребенок в силу возрастных особенностей не может противостоять искушению и не играть.

Каковы же следствия игр?

Быстро формирующаяся у ребенка психологическая зависимость от игры сродни наркотической, она отвлекает его от живого общения со сверстниками и взрослыми, сужает сферу совместной деятельности ребенка и взрослого. Компьютер вытесняет традиционную игру, общение детей, которое необходимо для их психического развития и личностного становления.

В связи с этим хочется дать практический совет.

Дорогие родители, бабушки и дедушки!

1. Ограничьте время игры: для 5-7 летнего ребенка – 10-20 минут. Затем необходимо побуждать ребенка двигаться.

2. Установите закон расстояния: 30-40 см от персонального компьютера.

3. Установите временной закон: не играть перед сном и сразу после еды.

4. Контролируйте содержание игр, исключая сюжеты с насилием, жестокостью.

А самое главное – больше играйте с Вашим ребенком в игры Вашего детства, простые и добрые.

Помните! Семья крепка своими традициями, которые крепнут год от года, становятся нормой поведения и добрыми привычками.

В народе говорят: «Привычка – вторая натура!» добрые традиции сделают насыщенной и интересной семейную жизнь, в том числе и детскую. Постарайтесь сделать доброй традицией чтение художественной литературы , вечерние беседы о проведенном дне, прогулки выходного дня.

Несомненно, семейные традиции и общение с детьми – успех благополучия семьи.

Желаем успехов и взаимопонимания!

ЛАСКОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Метод «воспитание любовью» - самый простой и естественный, не требующих специальных знаний и умений. Что может быть проще, чем любить своего малыша, свою частичку? Но в наше "продвинутое" время многим родителям так сложно любить своих детей! Возможно, их самих не долюбили в детстве, не научили делиться чувствами, положительными эмоциями.
Даже взрослым, по мнению известных психологов (например, Эрика Берна), для нормального самочувствия, хорошего настроения необходимо определенное количество объятий, поцелуев, "поглаживаний" в день (у каждого - своя "мера"). Доказано, что если человек недополучает положенной "дозы" ласки, он становится раздражительным, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Если для взрослого человека так важны положительные эмоции, то для малыша они жизненно необходимы!

Уже в животике у мамы малыш чувствует прикосновение, различает звуки (особенно мамин и папин голос), видит приглушенный свет. Если мама регулярно разговаривает с ним, поглаживает свой живот, устанавливается эмоциональный контакт. Ребенок начинает "отвечать" маме, папе толчками, постукиваниями, повышением или понижением активности. Детишки, появившиеся у родителей, которые еще до рождения общались с ними, более спокойны, быстрее развиваются, устойчивы к стрессам. Вообще с ними меньше проблем, потому что родители их лучше понимают.

В первые месяцы после рождения именно кожно-мышечные ощущения являются основным источником впечатления, помогают познавать собственное тело и окружающий мир. Затем к эмоциональным реакциям добавляются зрительные, слуховые, обонятельные. Почему малыши в домах ребенка так отличаются от своих "домашних" сверстников?

Они пугливы, неуверенны в себе, малоинициативны, позже начинают сидеть, ходить, говорить, у них плохо развито воображение, память, мышление. Такие малыши отстают от многих возрастных норм. Все объясняется очень просто - рядом с ребенком нет близкого человека, который реагирует на каждое его движение, улыбку, плач, кряхтение, который часто берет на руки, нежно прижимает, покачивает, успокаивает, хвалит. До 3-х лет ребенку необходимо постоянное присутствие мамы или другого близкого человека.
Еще совсем недавно (в 60-70 годы) было нормально, чтобы мама малыша через несколько месяцев после рождения ребенка выходила на работу, а младенца отдавали в ясли. Родителям советовали не баловать ребенка, не брать на руки без особой необходимости ("плачет, кричит - полезно, легкие развиваются"), чаще давать соску для успокоения. Результат такого воспитания плачевен - выросло поколение людей с ослабленным здоровьем, со многими психологическими проблемами (тревожность, закомплексованность, страхи и как следствие - алкоголизм, агрессивность и т. д.). Многие уже взрослые люди сталкиваются с проблемами при создании собственной семьи, т. к. их не научили в детстве делиться любовью, вниманием. В настоящее время ученые доказали необходимость "ласкового" воспитания. Взрослея, становясь самостоятельным, человек несет в себе заряд родительской любви и внимания. По мере роста маленького человечка родителям необходимо следить, чтобы "эмоциональный резервуар" ребенка не опустошался. Чем он полнее, тем лучше развивается ребенок, тем легче его воспитывать.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ "ЛАСКОВОЕ" ВОСПИТАНИЕ

КОНТАКТ ГЛАЗ. Это любящий взгляд родителей, готовность отреагировать на плач, смех, любое движение. Взгляд может успокоить, поддержать, развеселить, да и наказать тоже может. Ребенок нуждается в таком контакте с самого рождения.

ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ. Это и "телячьи нежности", и "медвежьи шалости". Все зависит от возраста, индивидуальных особенностей ребенка, его темперамента. Ребенок никогда не перерастет потребность в физическом контакте, меняется только форма его проявления. Младенец нуждается в поглаживании, в нежных объятиях; дошкольник любит как поцелуи, объятия, так и шумные игры, встряхивания, пощипывания. Чем старше ребенок, тем дальше он отдаляется от родителей, но ему все еще необходим физический контакт в виде поцелуев, дружеских похлопываний, объятий.
ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Оно позволяет почувствовать малышу, что он самый важный человечек в мире. Хотя бы 5-10 минут в день родители должны посвящать своему ребенку и только ему, забыв про свои "взрослые" дела. Это может быть и игра, и беседа, и чтение книги, какое-либо общее занятие. Ничто не должно отвлекать взрослого (телевизор, телефон, домашние дела и т. д.).

Лишь удовлетворив потребность ребенка в эмоциональном контакте, родители могут добиваться дисциплины, самостоятельности. "Хорошего" воспитания легче добиться, когда ребенок чувствует, что его искренне любят и принимают таким, какой он есть, не стараясь унизить, "сломать".
Вспомните, когда в последний раз Вы ласкали своего ребенка? Сегодня утром? Или вчера? Попробуйте посчитать, сколько раз в день Вы применяли "ласковое" воспитание. Если получилось мало или отсутствует одна из составляющих (см. выше), то стоит задуматься и постараться изменить отношения с ребенком, сделав их более доверительными, нежными, доброжелательными. Можно просто обнять, поцеловать ребенка, можно сказать, как сильно Вы его любите, какой он умный, хороший, подчеркнуть его достоинства. Любви и ласки много не бывает! А можно поиграть в "эмоциональные" игры.

Поиск мягких игрушек (с двух лет)

Соберите все мягкие игрушки, которые есть в доме и уложите их под одеяло.

Туда же забирается и ребенок. Он должен нащупать и назвать как можно больше игрушек. Можете сами забраться под одеяло вместе с малышом - будет еще веселее.

"Дотронься до..." (с4-5лет)

В игре принимают участие несколько человек, естественно, они все по-разному одеты. Ведущий говорит: "Дотронься до… синего!" Все должны быстро сориентироваться, обнаружить у участников в одежде названный цвет и дотронуться до него. Можно искать различные цвета, элементы одежды (рукав, кармашек, бантик, пуговица и т. д.). Важно, чтобы дотрагивались до каждого участника игры.

Игровой массаж

Можно испечь пирог. Можно делать легкий массаж спинки, ручек, ножек с поглаживаниями, растираниями, придумывая сказки и веселые истории.
Чаще устраивайте домашние праздники, и большие (день рождения, Новый год, 8 Марта), и маленькие (день солнышка, летний бал, воскресный обед).

ЛЕЧЕНИЕ ЛЮБОВЬЮ

Любовью и нежностью можно даже лечить! Если ребенок приболел, сильно устал, у него нарушено поведение, можно попробовать использовать внушение . Давно известно, что дети очень внушаемы. Но, к сожалению, такую особенность их психики взрослые часто используют во вред. Даже любящая мама может внушить ребенку страх, неуверенность в себе, плохое поведение своими словами. "Вечно ты копаешься", "Катя у нас - жадина", "Не подходи к собаке - укусит", "Ой, какая ты бледненькая!", "Давай я сам, все равно не сможешь" - это лишь немногие негативные установки, которые мешают полноценному развитию малыша. А ведь можно использовать свое влияние на ребенка с пользой! Вместо того, чтобы внушать малышу, какой он плохой, глупый и нелюбимый, попробуйте дать ему установку на хорошее поведение: "Какой ты молодец!", "Ты здоровый и сильный", "У тебя все получится", "Я в тебя верю"...

Можно использовать простейший гипноз и во сне. Когда ребенок спит, тихо сядьте рядом и говорите! Говорите, как Вы его любите, какой он хороший, умный, красивый. Можно заранее подготовить предложения-установки: "Завтра ты будешь спокойным, хорошо покушаешь", "Ты быстро выздоровеешь, завтра температура снизится, станет легче дышать", " Ты станешь меньше плакать и капризничать"... Старайтесь, чтобы установки были предельно четкими и конкретными.

Таким образом, Вы настраиваете организм ребенка на благотворные изменения. Для получения результата необходимо проводить такие "сеансы любви" регулярно. Важно, чтобы Ваше настроение соответствовало моменту. Не начинайте сеансы, если чем-то недовольны, рассержены, устали. Вы должны говорить искренне, чувствовать к ребенку нежность, любовь, желание помочь. Не говорите слишком громко и эмоционально, чтобы не разбудить ребенка. Попробуйте! Может быть, Вам подойдет именно такой способ выражения любви и заботы?

«Как развить способности ребёнка»

...Я не знаю явления более загадочного, более эмоционального, более драматич­ного, чем то, как детство, исполненное разнообразных возможностей, чувстви­тельное к красоте, восприимчивое к доб­ру, воплощающее трогательную невин­ность, превращается в скучную, однооб­разную, самодовольную и расчетливую зрелость. Убийство неповторимой инди­видуальности, убийство творческого на­чала, «убийство Моцарта» в каждом из нас, говоря словами Сент-Экзюпери, про­должает совершаться. Не будем закры­вать на это глаза. Зачем обманывать самих себя?

Георги Данаилов, болгарский писатель

Как много способных и талантливых детей! Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые - это скорее исключение, чем правило. Что происходит с детьми на пути к взрослым? Что мешает им оставаться самим собой? Почему хрупкие ростки индивидуальности в большинстве своём засыхают, а не превращаются в крепкие стебли диковинных цветов? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами?. В этом и во многом другом мы и попробуем с вами разобраться.

Долгие годы ведутся споры, кто должен заниматься воспи­танием - семья или школа. Многие родители считают, что и образование и воспитание детей - дело школы, так как у работающих родителей на это почти нет времени, многие же педагоги думают, что воспитывать должна только семья. Не умаляя значение школы и учителей для воспитания ребенка, будем отдавать себе отчет в том, что все лучшие нравст­венные качества (или, наоборот, безнравственные) прививаются в первую очередь в семье. Но в дальнейшем развитии ребен­ка значение мудрого наставника чрезвычайно велико. Словом, решение этого вопроса лежит где-то «посередине». Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка: созидательную или разрушительную.

К сожалению, наши дети вырастают часто не БЛАГОДАРЯ влиянию взрослых, а ВОПРЕКИ ему. Но так хочется, чтобы детям нашим повезло с нами - взрослыми...

На пути из детства во взрослость можно растерять не только свои уникальные способности, но и те поистине свер­кающие драгоценности, которыми преисполнены детские души, - восприимчивость, чуткость, наивность, непосред­ственность, живость ума и чистоту сердца. С каждым годом многие взрослые, в погоне за мнимыми удовольствиями и призрачным богатством, становятся все беднее, теряя истин­ные сокровища своей души. При виде такого человека обычно говорят: «Это скрипач (психолог, врач, педагог...) от Бога. Вот это талант!»

Практи­чески все люди признают, что таланты - дары от Бога. Не слу­чайно все говорят об одаренности. Так что же это за ДАРЫ? Обратимся вновь к библейской мудрости, а точнее - к Первому посланию к Коринфянам.«Дары различны, но дух один и тот же... (12:4) ...каждому дается проявление Духа на пользу: Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;Иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;Иному чудотворения, иному пророчество, иному разные языки, иному истолкование языков.

«Ребенок - это звездное небо. Со всех сторон на него воздействуют взрослые: педагоги, родители. Постепенно „звездное небо" уменьшается до размеров окна или... форточки». «Не сумма знаний, не набор рецептов - их вообще не су­ществует, ибо примененное - и удавшееся! - к одному может оказаться - и оказывается - совершенно неприменимым к другим, ибо у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, а самое главное - своя удаленность от нас. И добить­ся победы можно, лишь относясь к детям - ко всем детям - как к звездам! Смотреть на дитя и видеть в нем не зримое нико­му сплетение дарований - вот высшее педагогическое пред­назначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания».

Очень рано, с тех пор, как маленький человек начинает осо­знавать себя как личность, постепенно формируется и вырисовывается спектр его интересов и пристрастий. С тех самых пор ребенок начинает движение по лестнице, ведущей либо вверх, либо вниз.

От рубежа «самоосознания» человек делает выбор, куда он пойдет - вверх или вниз. Далеко не всем удается сделать выбор раз и навсегда. Некоторые, поднимаясь вверх по лестни­це, вдруг срываются вниз, потом поднимаются и снова начинают движение вверх... А некоторым удается с детства или отрочества сохранять верность самим себе (и раз и навсегда выбранному пути). Наверняка вам приходилось встречать та­ких детей... Как прекрасно писал об этом Януш Корчак:

«Когда я замечаю, как в ребенке бьется искра таланта, дан­ная Богом, как ребенок стремится подняться ввысь; когда, не желая подчиниться общей дисциплине, он отстаивает свое, лич­ностное, когда он тихо грустит, мечтая о несбыточном, когда бо­ится заявить о себе; когда он, увлеченный, радостный, исполнен­ный доверия и надежд, занят поисками цели, делает трудные шаги на пути к ней и понимает, что никогда нельзя поступаться своей совестью, - то я, воспитатель, снимаю перед ребенком шляпу и готов поклониться ему потому, что я слабее и нет во мне уже такого порыва и я не смог отстоять себя в жизни».

Ах, как мечтают многие мамы и папы вырастить талантли­вого ребенка! Но, оказывается, все не так просто. Мы не раз с вами будем говорить о том, что взрослым необходим большой такт и бережность в отношениях с детьми. Искусственное «выращивание» и «ускоренное развитие» часто приводят к тем же результатам, что и «разворачивание» бутонов первым садовником из сказки.

Занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у ребенка есть не только мозг, который надо тренировать, но еще сердце и душа, для которых в погоне за знаниями просто не остается времени. Мы можем не ме­шать и даже помогать ребенку, однако считать, что только благодаря нашим усилиям и стараниям он станет гением, по меньшей мере самонадеянно. Что взрослые действительно мо­гут сделать, так это помочь ребенку в обретении самого себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Но о какой бережности мы говорим, если весьма привычным для взрослых является неуважительное отношение к детям! Ина­че откуда берутся такие слова: «Не трогай!», «Уйди отсюда!» «Сейчас же положи, я кому сказал(а)!», «Ну, смотри у меня»«Вот я до тебя доберусь!»

Обычно считают способным дошкольника, который

легко запоминает и пересказывает сказки, рассказы, мультфильмы;

❖ умеет рисовать;

поет или играет на музыкальном инструменте.

Дети, никак не обнаруживающие у себя этих способностей, автоматически зачисляются в разряд «неспособных». Именно это - самая большая ошибка взрослых. В действительности способностей гораздо больше, и проявляться они могут в разное время. Некоторые способности проявляются рано, а для других требуется время. Так, например, музыкальные или пластичес­кие способности могут проявиться очень рано, а вот для проявления литературных способностей иногда нужен свой срок и определенный жизненный опыт. Проявление техни­ческих или ремесленных способностей требует наличия определенных условий, и не просто школьных учителей, а на­стоящих мастеров, которые могли бы передать свой талант детям

Не будем торопиться объявлять ребенка неодаренным, если он не проявляет себя как юное дарование. Это значит только одно: «бутоны» его способностей еще не раскрылись. Не будем забывать, что одни цветы расцветают ранней вес­ной, а другие - лишь в конце лета. Почему же получается так, что даже опытные педагоги ошибаются в определении одарённых детей? Все дело в том, что сам принцип подхода к детям - как к одаренным или неодаренным - неверен. Способности ребенка раскры­ваются по мере его восхождения по ступенькам постоянно меняющихся интересов и склонностей. И чем больше пройдет ребенок таких ступенек, тем богаче и разно­стороннее в итоге станет он как личность. Кроме того, по­ставив на ребенка, способности которого (пока) ярко не проявляются, клеймо «неодаренного», взрослые могут убить в нем веру в свои силы. А вот это действительно может помешать ему раскрыть свой талант. Исходя из этого, можно сделать вывод, что категория одаренности - это итоговая характеристика личности, и принадлежать она должна не детям, а взрослым. Нельзя объявлять цветок некрасивым только из-за того, что он еще не расцвел!..Все народы богаты природными таланта­ми. Что же отличает их? Только энергия, которая у одних кипит, а у других угасла. Рвение покидает потому, что засасывает лень. Так изгоните лень! Отриньте мало­душие! Дерзайте, как на ваших глазах дерзают другие!

Ян Амос Коменский, чешский педагог и философ

Самым прочным фундаментом, на котором можно возводить любое творческое здание, является умение трудиться. Спро­сите любого артиста, ученого, спортсмена, художника, что составляет основу их успехов.

Продолжим разговор о том, что может помешать ребенку реализовать свои способности. В этой главе мы остановимся еще на четырех причинах.

Причины, мешающие развитию способностей:

неверие в свои силы;

неумение справляться с отрицательными эмоциями;

неправильный подход к системе оценок;

неосторожные высказывания взрослых в адрес ребенка.

Любой разговор о «высоких материях» ни к чему не при­ведет, если не найдется того, кто внушит, заставит почув­ствовать:

Ты хорош, (хороша) уже тем, что живешь на свете. Такого (такой), как ты, никогда не было, нет и не будет. Ты - капля росы, успевающая отразить солнце, и это чудо. Ты - чудо!

В. Леви

С самого раннего детства надо объяснять малышу, что он неповторимый, так же как мама и папа и вообще все люди. Бог, создав человека «по образу Своему», наделил каждого инди­видуальными особенностями и уникальными способностями, делающими его не похожим на других.

«Не сравнивайте себя с другими, иначе вы будете страдать или от зависти, или от гордости», - говорили мудрецы.

Действительно, важно научить ребенка не сравнивать себя с другими, а стремится к высшему идеалу...

Ребенок поверит в свои силы, когда почувствует, что хотя бы один человек на Земле верит в него. Людьми, которые пове­рят в его силы, могут стать любящие мама и папа, мудрый учитель, настоящий друг. Когда рядом есть такие люди, мож­но горы свернуть.

Многие педагоги утверждают, что любого ребенка ре­ально научить всему, если:верить в него

не делать ЗА него, а делать ВМЕСТЕ с ним. Педагоги, способные настолько сильно поверить в ребен­ка, доказали, что действительно можно обучить любых детей, даже тех, которые от рождения лишены возможности видеть, слышать, говорить.

Многие же взрослые часто не верят в силы детей, даже вполне здоровых и развитых! Тогда, объясняя что-то малышу и потеряв терпение, взрослый может взорваться: «Тупица! Бестолочь! Ничего не соображаешь!» О какой уж тут вере ребенка в свои силы можно говорить!..

Ребенок, которого часто ободряют словами вроде «смелее, у тебя все получится», в сложной ситуации сам будет поддерживать себя теми же словами. Зная, что в него верит мама (или кто-то еще), ребенок и сам научится верить в соб­ственные силы.

Подведем итоги. Чтобы ребенок поверил в свои силы,

надо:

помочь ему осознать, что он единственный и неповто­римый;

научить его не сравнивать себя с другими, а стремиться к высшим идеалам;

помочь ему в создании положительной установки по от­ношению к себе и к другим;

помочь ему «написать сценарий победителя»;

❖ верить в него.

Человеку уже даны многие умения. дарования. Надо просто открыть эти дарования. Ключом же к этому является вера...

Борис Ничипоров

В настоящее время существует немало тестов, опреде­ляющих творческие способности детей. Но проблема заклю­чается в том, что тесты составлены для всех, а истинная ода­ренность или талант отличаются нестандартностью, неорди­нарностью и не укладываются в какие-либо рамки. К тому же в

момент проведения тестов нет возможности учитывав многие факторы,

такие, например, как самочувствие, на­строение, желание ребенка отвечать на вопросы данному взрослому.

Как вы могли убедиться, вышеозначенные характеристики почти ничего не говорят ни о личности человека, ни о его отношении к миру. Существует иная точка зрения, основанная на делении бытия на две стороны:

гармоническую, или творческую.

Сторонники этой точки зрения считают творчеством только то, что связано с Творцом и поэтому несет не хаос и разрушение, а жизнь, свет, гармонию и созидание. Признавав это, можно попробовать определить, какое искусство возвыша­ет, а какое - разрушает.

Творчество - вещь тонкая и хрупкая. Слишком сильно оно зависит от многих субъективных факторов, чтобы можно было делать вывод о таланте или гениальности на основании одного или нескольких тестов.

Как вы объясните ребенку, что мир не со­стоит только из черного и белого? Как вы скажете, что это правильно, если это неправильно?

Следите за тем, что вы говорите: дети услышат. Следите за тем, что вы делае­те: дети видят и учатся у вас. Дети бу­дут смотреть за каждым вашим шагом, учиться быть такими, как вы.

Барбра Стрейзанд

Создайте благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находите слова поддержки для новых творческих начинаний, относитесь к ним с симпатией и теплотой.

Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживайте стрем­ление ребенка к творчеству.

Проявляйте сочувствие к его ранним неудачам. Ни в коем случае не высказывайтесь неодобрительно о твор­ческих попытках ребенка.

Будьте терпимы к «странным» идеям ребенка, сначала разберитесь в причинах появления идеи, потом попы­тайтесь найти в ней «рациональное зерно».

Не заглушайте в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечайте на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надое­ли его «почему» и «отчего».

Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему само­стоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека с ва­шей стороны может заглушить творчество.

Учите ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение.

Открыто выражайте свои чувства к ребенку. Дети, уве­ренные в любви и уважении родителей, быстрее разви­ваются. У большинства талантливых людей были любящие родители или хотя бы один из них был таким.

Не бойтесь проявить собственную индивидуальность, даже прослыть белой вороной, не стремитесь «быть как все», не заглушайте в себе творческие порывы. Каждый талантливый человек встретил хоть раз в своей жиз­ни яркую и неординарную личность, оказавшую на него сильнейшее влияние. Станьте такой личностью для своих детей.

Помогите ребенку оценить в себе творческую личность, содействуйте его более глубокому самопознанию, но одновременно учите уважать каждого человека, независи­мо от его способностей и талантов.

Учите ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию.

Убеждайте ребенка: «Больше доверяй своей интуиции». Действительно, большие открытия часто совершают интуи­тивно, благодаря вдохновению и озарению. Создайте необходимую для творчества атмосферу, которая поможет ребенку избежать возможного общественного непонимания и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было заглушено, иначе невостребован­ная энергия, отпущенная на творчество, может быть на­правлена в нежелательное русло.

Учите ребенка выделять главное; для этого в общении и обучении идите от общего к частному и снова возвра­щайтесь к общему:

Постарайтесь объяснить и показать ребенку, что его дело или увлечение - часть большой и сложной жизни.

Учите ребенка справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения.

Учите детей видеть хорошее и красивое в жизни.

Постарайтесь найти для ребенка подружку или друга приблизительно его способностей и интересов, чтобы он не чувствовал себя одиноким и непризнанным.

Постоянно говорите ребенку, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достиже­ний.

Сохраняйте в своей душе лучшие «детские» качества, а ребенку помогайте не растерять их.

Широко раскрытые на мир глаза.

Непосредственность.

Горячую на все отзывчивость.

Чистоту помыслов.

❖ Мечту.

❖ Доверчивость.

Мироощущение поэта: жизнь - сказка.

Восхищение первооткрывателя мира.

Мира восторг беспредельный.

Доброту ребячью.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной вла­гой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

Родителям необходимо знать, как помочь малышу пройти период
адаптации к детскому саду, который заключается в плавном переходе от
семейной домашней атмосферы к условиям дошкольного учреждения.
Поэтому воспитатели должны провести определенную работу с
родителями своих воспитанников. Кроме того, педагоги должны быть
готовы ответить на вопросы, которых в период адаптации детей
возникает у родителей очень много. предлагаем вам материал для
работы с родителями.
Детский сад – новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде
всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых
людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них
реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут
вечером дома, другие – соглашаются идти в детский сад с утра, а перед
входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребенок, тем
быстрее он способен адаптироваться.
Тревога, связанная со сменой обстановки (ребенок до 3 лет еще
нуждается в усиленном внимании. При этом из привычной, спокойной
домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на
помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и
доброжелательных, но чужих людей) и режима (ребенку бывает сложно
принять нормы и правила жизни группы, в которую он попал. В детском саду
приучают к определенной дисциплине, а в домашних условиях она не была так
важна. К тому же личный режим дня ребенка нарушается, это может
провоцировать истерики и нежелание идти в ДОУ).
Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно
может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребенка в
дошкольном учреждении.
Психологическая неготовность ребенка к детскому саду. Эта проблема
наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями
развития. Чаще всего это происходит, когда ребенку не хватает
эмоционального общения с мамой.

Отсутствие навыков самообслуживания. Это сильно осложняет
пребывание ребенка в детском саду.
Избыток впечатлений. В ДОУ малыш испытывает много новых
позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и
вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не
следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.
Так, рекомендуется приучать ребенка к детскому саду постепенно.
Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню
посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для
ребенка режим дня (сон, игры и прием пищи), соответствующий режиму ДОУ.
В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух
часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2–3
недель (данный период индивидуален для каждого ребенка), учитывая
желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ.
Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать
ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно
нужно акцентировать внимание сына или дочери на положительных моментах,
так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у
них позитивное отношение к дошкольному учреждению.
Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему
не хватает прикосновений матери, которых совсем недавно было намного
больше.
Желательно укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним
подольше перед сном, поговорить о садике. Можно с вечера условиться, какие
игрушки он возьмет с собой в детский сад, вместе решить, какую одежду он
наденет утром.
В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ,
повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он категорически
отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать о садике, о
том, как много интересного его ждет там. Пусть эти разговоры будут
эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто
сталкиваются с трудностями. Рассмотрим типичные ошибки и способы их
предотвращения.
В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции
ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью
ребенка, растерянны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад.
Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее
представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние
дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом
отношении взрослых она может пройти сама собой.
Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за
слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и
помощь. Все, что нужно малышу, – это адаптироваться к новым условиям.
Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот
непростой для семьи период.
В первое время, когда ребенок только начинает ходить в детский сад, не
стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу.
Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2–3
месяца.
Еще одна ошибка родителей – пребывание в состоянии
обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении,
испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в
роли "мамы" и "папы". Прежде всего им нужно успокоиться. Дети
моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние
передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит
адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах
малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или
дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на
тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше
усиливает детскую тревогу.
Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой
родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и
уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется,
наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его
жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же
рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи,
пересказывать события, случившиеся за день, – это верный знак того, что он
освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период,
сказать трудно, потому что все дети проходят его поразному. Но привыкание
к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель
того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему
преодолевать трудности.
Каждый день оставляйте время на беседы с ребенком о том, что такое
детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там
интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами
семьи).
Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения.
Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада.
Акцентируйте внимание ребенка на том, что скоро он сможет здесь гулять и
играть вместе со всеми детьми и воспитателем.
С гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что
он уже подрос и готовится ходить в детский сад.
Еще до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском
саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу
легче принять новизну в свою жизнь.
Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых
друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет
обращаться к новым своим друзьям. Почитайте стихи или детские истории о
детском саде, покажите картинки.
Обязательно поговорите с ним о роли воспитателя. Многие дети
ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тете. Научите
ребенка, как обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих
потребностях.
Предупреждайте малыша, что могут быть и трудности из­за того, что
там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда
заверяйте, что мама или папа обязательно придут за ним.
Поиграйте с ребенком дома в игру "Детский сад". Создайте пару
типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите
несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать.

Этим вы уже будете закладывать основы общения и вхождения малыша в
новый коллектив – вначале детский, потом школьный, а затем уже и взрослый.
Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские
игрушки. Чтобы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему
брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться ими с другими детьми.
Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в
детском саду. Несколько раз проделайте несложные, но очень важные
действия для малыша при прощании и встрече. Пытайтесь их в будущем
придерживаться. Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет
всеми необходимым навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о
своих потребностях.
Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями.
Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу
сына или дочери. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и
творчеству. Это хороший фундамент прочных детскородительских
взаимоотношений.
Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателями решайте без
агрессии и не в присутствии ребенка. Не критикуйте детский сад, не
возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребенке.
Помните, что с началом посещения детского сада ребенок на время
лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно, чтобы
их продолжали брать на руки, обнимали, укладывали спать. Поэтому
старайтесь уделять больше внимания ребенку дома.