Ребенок постоянно капризничает и плачет - что делать? Капризы у детей раннего возраста: как правильно реагировать на слезы и детские истерики

В семьях, где ребёнок долгожданный или болезненный, родители пытаются оградить его от разного рода неприятностей, опасностей, различных ошибок. В результате чего, у малыша просто не возникает необходимость быть самостоятельным, он не хочет взрослеть. И возникающие капризы ребенка в данном случае объясняются излишней избалованностью.

Капризы и упрямство детей. Что с ними делать?

Очень многие родители жалуются на то, что их ребенок капризничает. Порой их охватывает настоящая паника, они не знают, что нужно сделать для того, чтобы этот кошмар поскорее закончился.

А если истерика возникает ещё и где-нибудь в общественном месте, то бедные родители готовы сквозь землю провалиться.

И вполне естественно, что у мамы с папой возникает целый ряд вопросов: «Что делать, когда малыш постоянно капризничает и устраивает истерики?

Какая реакция будет правильнее – попытаться отвлечь ребёнка, ругать его и наказывать или же просто проигнорировать?»

Наш ответ – в первую очередь найти причину, вызывающую капризы. Когда вы её по возможности точно установите, проще будет найти и решение данной проблемы.

Ни одно действие малыша не возникает само по себе, из ниоткуда. И капризы ребенка, в данном случае, – не исключение. Все действия – это «зеркало» внутреннего мира ребёнка, его чувств и переживаний.

Истерики и капризы. Попробуем с этим разобраться!

1. Большая часть капризов провоцируется проблемами со здоровьем. Маленький ребёнок ещё просто не в состоянии сам объективно оценить своё самочувствие: что он устал, приболел или же просто хочет есть. Именно это некомфортное состояние и приводит к капризному поведению.

2. Вторая причина – это чрезмерная опека мамы и папы, а также других близких родственников. В семьях, где ребёнок долгожданный или болезненный, родители пытаются оградить его от разного рода неприятностей, опасностей, различных ошибок.

В результате чего, у малыша просто не возникает необходимость быть самостоятельным, он не хочет взрослеть. И возникающие капризы ребенка в данном случае объясняются излишней избалованностью.

3. Следующая причина – кризис трёхлетнего возраста. Очень многие родители отмечают резкие перемены в поведении малыша именно в этот возрастной период. Их милое и послушное чадо вдруг всё начинает делать наперекор, никого не слушает и порой становится просто неуправляемым.

Вызвано это тем, что ребёнок впервые презентует себя, как личность и, соответственно, требует для себя определённой свободы. Слова: «Я сам!» становятся наиболее часто употребляемыми в его речи. И если взрослые продолжают его излишне опекать и хоть как-то подавлять его стремление к самостоятельности, то он начинает бунтовать, попросту говоря, капризничать.

4. Ещё одна причина, провоцирующая детские капризы, отношения и обстановка дома, в семье. На малыша из внешнего мира обрушивается очень большой поток информации, он целый день активно общается, каждый день его ожидают новые впечатления, поскольку он находится в том возрасте, когда идёт активное познавание мира.

То есть за целый день он очень сильно устаёт. И когда он попадает домой, ему хочется спокойствия, постоянства, а также любви и уважения мамы и папы по отношению друг к другу и по отношению к нему. И если вечером, придя из садика, он сталкивается с ссорами, скандалами, какими-то резкими переменами в жизни, то он начинает проявлять протест. Он выражается в излишней плаксивости, капризности и пр.

Как реагировать на капризы родителям

Для начала маме и папе необходимо сесть и проанализировать своё собственное поведение, потому что зачастую именно родители являются той «искоркой», от которой впоследствии «вспыхивает пламя».

Если здоровье малыша не вызывает никаких опасений, значит окружающая обстановка, методы воспитания или поведение родителей являются «провокаторами». В дальнейшем, научитесь правильно реагировать на «концерты» вашего чада, в зависимости от ситуации.

В любом случае старайтесь быть максимально выдержанными, терпимыми и заботливыми. Не кричите на малыша и не ругайте его.

Принимайте его самостоятельность. Всем нам, конечно, очень нравится, когда для ребёнка слово мамы – закон, а её мнение – самое верное. Но этот период, к сожалению, очень быстро проходит. Научитесь доверять своему малышу, отпустите немного «поводок», избавьте его от чрезмерного контроля, дайте возможность учиться на своих собственных ошибках. И тогда, возможно, слова «не капризничай» вам не придётся говорить.

Если на запреты ваш карапуз никак не реагирует, то дайте ему определённую долю свободы, но сами находитесь где-то поблизости, ненавязчиво контролируя. В нужный момент вы сможете его уберечь, направить или подсказать.

Как бороться с капризами и истериками ребенка

Очень важным в воспитании ребёнка является второй год. Постарайтесь с этого возраста приучать его самостоятельно мыть руки, убирать свои игрушки, помогать маме. Когда малыш в раннем возрасте уже становится вполне самостоятельным, то от проблем с капризами и нытьём вы будете избавлены.

Наиболее эффективный способ побороть капризы ребенка – это общение с ним. Уделяйте ему как можно больше времени: играйте, читайте вместе книжки, воспитывайте, развивайте.

Следите за тем, каким тоном вы разговариваете с малышом. Старайтесь как можно реже использовать строгий тон. Заинтересуйте ребёнка каким-нибудь интересным занятием, например, поиграйте в шпионов, постройте дом для куклы и пр. Когда малыш будет видеть вашу искреннюю заинтересованность, чувствовать ваше внимание, то у него не возникнет желание покапризничать, привлекая к себе внимание.

Иногда возникают ситуации, когда «концерт» вашего карапуза лучше проигнорировать. Например, когда он требует от вас уже сотую игрушку. Но, как правило, за капризом кроется какая-то причина.

Очень многие дети не хотят чистить зубки. Попробуйте превратить это в весёлую игру. Купите малышу смешную зубную щётку, пасту с каким-нибудь приятным ароматом. Поставьте песочные часы и предложите ребёнку чистить зубки, пока сыплется песочек.

С самого рождения приучайте малыша к правильному распорядку дня. Капризничают обычно детки с неустойчивой психикой. А психика, в свою очередь, «расшатывается» у тех малышей, которые не соблюдают режим дня.

Но приучать к правильному распорядку – это не значит, что нужно ребёнка «строить», делайте это очень мягко, осторожно и ненавязчиво. Опять-таки в данном случае можно придумать тоже какую-нибудь интересную игру.

Если кроха всё равно капризничает, упрямится и устраивает истерики, не мучайтесь вопросом какое наказание ему за это придумать, а постарайтесь найти компромисс. И это вовсе не означает, что вы будете «плясать под дудку» вашего любимого чада и позволять ему делать абсолютно всё, что вздумается.

Постарайтесь найти золотую середину между диктатурой и излишней демократией. Если карапуз не хочет мыться, возьмите с собой в ванну какую-нибудь игрушку, например, заводной кораблик.

Если малыш не хочет убирать игрушки, предложите ему свою помощь. Вместе убирать гораздо веселее, особенно если устроить соревнования – кто больше соберёт игрушек и расставит их на место.

Победителю приз – чтение сказки перед сном. И вы увидите, насколько энергично ваш кроха будет пытаться вас обогнать, чтобы услышать любимую сказку.

И помните, что спокойствие вашего ребёнка зависит только от вас. Любите своего карапуза и принимайте его таким, какой он есть. Учитесь не только внимательно его слушать, но и слышать. И тогда всё у вас будет хорошо. Капризы ребенка обойдут вашу семью стороной.

Давайте начнем с того, что капризы и упрямство у ребенка 2-5 лет означают протест против того, что он не получает желаемого. Ребенок в силу возраста не может справиться с негативными эмоциями и не может нам о них сказать. Ничего общего с избалованностью и вседозволенностью в капризах и упрямстве нет. А есть соответствующее возрасту неумение осознать свое состояние. «Хочу» ребенка столкнулось с «нельзя» или «невозможно» взрослого. И чтобы разрешить проблему, надо понять, в чем причина каприза.

Причин капризов много, более того, в каждом возрасте и в каждой ситуации - они свои. Ниже - подборка статей, в которых рассматриваютс различные ситуации и возрастные периоды детских капризов. Негативизм, кризис трехлетки, манипулирование, упрямство и истерики - на что ребенок имеет право, и как родителям вести себя в каждом случае:

Каждый раз, сталкиваясь с препятствиями и трудностями на пути к самостоятельности, малыши впадают в негодование и ярость. Они не в состоянии по-другому выразить разочарование, вызванное собственной слабостью. Маленький ангелочек в любую секунду может превратиться в неуправляемого бунтаря. Наши рекомендации помогут вам сгладить острые углы в общении с малышом.

Переменчивое настроение в 2−3 года – обычное дело. К счастью, ситуация выравнивается к 3,5−4 годам, когда языковые навыки достигают уровня, на котором малыш может словесно выразить свои чувства. А пока его эмоционально-волевая сфера еще только формируется, малыш снова и снова обескураживает своих родных внезапными сменами настроения, он не умеет скрывать свои переживания и не в состоянии их контролировать. Отказывается от ласки, не желает вести себя вежливо, действует наперекор. Злясь, дуясь, бурча и раздражаясь, малыш освобождается от отрицательной энергии. Он немного похож на кастрюлю-скороварку, которая, находясь под давлением, то и дело выпускает лишний пар.

Вспышки гнева, потоки слез, безутешная грусть и резкие перепады настроения − сильные эмоции детей выводят нас из равновесия. Как с ними бороться? Сердиться, ласкать ребенка, ждать, что это пройдет, или просто уступить?

Первое, что необходимо усвоить каждому родителю: каприз капризу рознь. Очень важно уметь отличить настоящее детское «горе» от капризов и соответственно себя вести. Есть каприз как простое упрямство, эмоциональное давление на взрослого, попытка заставить родителей сделать так, как хочется ребенку. Плач, крики и катание по полу могут быть попыткой заставить родителя купить игрушку, устроить так, чтобы его не вели в детский сад или не уводили домой с детской площадки. Ребенок именно «давит из себя слезу», добиваясь от вас желаемого.

Но есть и другие капризы, вызванные голодом, болезнью, усталостью, тревогой, недосыпанием, перевозбуждением. Малыш может рассердиться или горько заплакать, когда у него что-то не получается или его не могут понять.

Рано или поздно все мамы и папы впервые слышат от своего ласкового, покладистого крохи категоричное «Не хочу!». Иногда оно сопровождается только надутыми губками, а порой – топаньем ног и морем слез. Откуда берутся маленькие нехочухи, и как с ними ладить?

Отказ малыш что-то сделать и отрицание им очевидных вещей часто выводит родителей из себя: «Почему ребенок стал капризным?!». За детскими «нет», «не хочу» и «не буду» важно вовремя разглядеть нечто более важное, чем простое упрямство.

«Период протеста у детей начинается примерно в возрасте 2–2,5 лет и связан с одним из важнейших этапов их развития, – объясняет психолог Алена Казанцева. – В педагогической литературе он обозначается как «кризис негативизма» или «кризис трех лет».

Рано или поздно с этим сталкивается каждый родитель. Детские капризы и истерики объясняются особенностями этапа взросления, меняющимися потребностями ребенка, а значит, и реагировать мы можем по-разному.

От года до трех дети начинают постепенно учиться выражать свои эмоции и управлять ими, адаптируясь к миру, в котором, как оказывается, нельзя получать все желаемое. Осознание того, что он не всемогущ, равно как и огромный поток новой информации, становится для ребенка испытанием. И, чтобы пройти его, необходима помощь родителей. «Обычно период «истерической дуги» как реакции на невозможность что-то сделать или получить длится у детей от года до двух с половиной лет, – рассказывает детский аналитический психолог Елизавета Агеенко.

Капризы, нытье или упрямые отказы следовать вашим просьбам – настоящее испытание для родительского терпения. Такие способы воздействия на нас типичны для маленьких детей. Как же на подобное поведение реагировать? Обычно именно страх перед бурной сценой заставляет идти по пути наименьшего сопротивления. Однако это не означает, что вы обречены всегда уступать. Есть несколько основных стратегий, которые помогают справляться с проблемным поведением.

В разгаре истерики ваш ребенок – воплощение горя. Он бросается на пол, топает ногами, заламывает руки и вопит голосом, который вы едва узнаете. Почти все дети между годом и тремя прибегают к слезам и крику, способному поколебать вашу решимость настаивать на соблюдении режима или каких-либо правил. У 60−80% детей в возрасте 2−3 лет истерики случаются по крайней мере раз в неделю, а у 20% − ежедневно.

Умывание и кормление, одевание и раздевание, поход на прогулку или в магазин – любой из моментов жизни ребенка может неожиданно стать сложным, а послушные мальчик или девочка вдруг превратиться в неуправляемых. Конечно, не существует определенного свода правил по дисциплине. И все-таки, если запастись мудростью и терпением, оптимальные способы противодействия капризам ребенка обязательно найдутся. Примеры подобных ситуаций анализирует педагог Наталья Чудина.

Появление малыша в семье – это всегда огромное счастье. Когда после девяти месяцев ожидания, наконец то, в семье появляется кроха, то он сразу же становится центром внимания всех. Родители с трепетом наблюдают за тем, как он растет по часам, как учится каждый день новому и радуются тому, что у них есть такое чудо.

Но постепенно, по мере взросления, родители начинают замечать, что ребенок начинает капризничать, меняется его поведение и это начинает беспокоить родителей. Ведь они привыкли видеть спокойного и послушного ребенка.

Однако, детские капризы являются обычным делом к концу 1 года жизни малыша. И сегодня мы рассмотрим капризы детей, будем разбираться в причинах такого поведения и попытаемся понять как с этим нужно бороться.

Капризы малышей до года

Для того, чтобы вникать в суть дела, необходимо понять психологические особенности малышей до первого года жизни. И тут необходимо начинать с самого начала, чтобы вся картина была ясной.

  1. Кризис новорожденности – один из самых важных этапов в жизни ребенка, является данный кризис, который проявляется со дня рождения до 2 месяцев. Этот кризис является нормой, и основной его признак — это потеря веса младенца.
  2. Младенческий возраст – это второй важный этап в жизни малыша, который длится от 2 месяца до 1 года. Это тот период, когда кроха общается благодаря своим эмоциям. И во время этого этапа родители должны много времени проводить и уделять общению с малышом. Несмотря на то, что этот этап сам разделяется на разные этапы, все же основной нуждой малыша тут остается связь и общение с родителями. Когда ребенок много плачет, все время издает звуки – это верный признак того, что он хочет общаться. Данный кризис проходит с появлением речи у ребенка.

Это 2 основных кризиса, которые встречаются у ребенка до 1 года жизни. Теперь посмотрим, нужно ли беспокоиться и придать серьезность детским капризам, которые появились до 1 года.

Раскрываем понятие или что такое каприз?

На сегодняшний день, говоря каприз, понимается всякого рода прихоти и упрямство ребенка, которое сопровождается криками, плачем и тому подобным.

До первого года жизни у малыша появление капризов напрямую связано с его дискомфортом или же в недополученных его основных потребностях.

То есть, когда родители »жалуются» на своего ребенка, которому нет и года, то тут речь идет просто о неправильном истолковании дискомфорта малыша. Ведь кроха просто не имеет другого способа, чтобы общаться или донести до родных что ему что-то нужно. Сами подумайте, ведь словарного запаса у крохи нет, жесты почти не развиты и только заплакав он может суметь привлечь к себе внимание и общаться с окружающими.


Итак, плачь ребенка может иметь несколько причин:

  • Малыш просто голоден, пора его кормить;
  • У него что-то болит или причиняет беспокойство. Чаще всего это колики или газы;
  • Пора менять подгузники;
  • Ребенку холодно.

Как бы на первый взгляд не было трудно распознать плачь малыша, все же мама через несколько дней, сразу начинает понимать причину плача своего ребенка.

Если же вы убедились, что ребенок сыт, пеленки чистые и у него нет газов, а между тем он продолжает плакать, тогда вероятно у него есть какая-то болезнь. Следовательно, необходимо обратиться к педиатру.

А начиная с 3 месяца у малыша начинают набухать десны, режутся зубики. И все это сопровождается плачем, беспокойством днем и ночью. Так что, если вы видите, что кроха пытается все что попадает в ручки тянуть в рот и у него появилось обильное слюноотделение, то можете быть уверенны, его беспокоят зубы. И даже тот факт, что сами зубики появятся через 2 месяца, все равно в большинстве случаев »капризы» связанны именно с этим.

Как бы это странно не звучало, все же для детей, особенно для малышей до 1 года, четкое соблюдение режима дня является важнейшим. Сам режим касается как кормления, так и его сна, прогулок, разных игр и занятий.

Если у ребенка есть режим, но по каким-либо причинам этот график нарушается, то это может вызвать у малыша острую реакцию. Именно этим и объясняется тот факт, когда после какого то праздничного мероприятия, в котором ребенку было очень хорошо и весело, внезапно под конец у него начинаются капризы, плачь, беспокойство и раздражение. Дело в том, что малыши очень трудно переносят нервное перенапряжение в возрасте 10-18 месяцев. И с помощью слез они просто пытаются снять напряжение. Ведь вся праздничная обстановка: шум, новые, незнакомые лица, яркий свет, громкие звуки и тому подобное являются источником стресса для малыша. Что делать в такой ситуации? Ни за что не ругать малыша. В таком состоянии ему нужно ваше внимание, забота и любовь.

Качайте его на своих руках, обнимите и прижмите его к себе, можно провести такие процедуры которые ему нравятся, купать малыша (ведь теплая вода сама по себе может успокоить нервную систему), делать ему массаж и т.п. Таким образом ваш ребенок сможет легко успокоится.

Важнее всего то, чтобы понять, что нельзя ни в коем случае ругать ребенка, впасть в истерию и начать кричать на него. Ведь когда ваш малыш плачет, то он просто нуждается в вашей любви и понимании.

Истерики детей

Такие неприятные явления как истерика у малыша могут наблюдаться в тех случаях, когда родители выбирают авторитарный стиль воспитания и часто ставят запреты перед ребенком. Однако родители должны понимать, что у малыша есть естественный интерес. Ведь в течении года он был »взаперти» в своем манеже или коляске. Каждый день он видел одно и тоже, а теперь он уже может ползать и изучать все больше и больше вещей. Он с каждым днем расширяет свой кругозор, для него все ново и интересно. И хотя многие вещи вокруг могут для него быть жизненно опасными, сам малыш этого не знает и не понимает. И так как он не знает что такое опасность, он не только смотрит, но и хочет трогать тот или иной предмет, почувствовать какой вкус у него и тому подобное. И тут-то, родители с ужасом и криками набрасываются на ребенка и грубо отбирают предмет из его рук. Такая реакция родителей не только не понятна для малыша, но и вызывает ответную реакцию в виде капризов и истерии. Ведь он не имеет другого инструмента, кроме крика и плача для выражения своего недовольства и возмущения.


Такая реакция, или как родители часто ошибочно называют ее »истерика», не что иное, как призыв разрешить ему удовлетворить свою естественную потребность: познать окружающий мир. Когда малыш уже увидел, что вокруг него есть столько нового, успокоить его при помощи старых игрушек или же возвращением в манеж немыслимо.

Конечно, безопасность ребенка важнейшая вещь и поэтому, по мере взросления малыша, нужно продумать как безопасным способом удовлетворить естественную потребность своей крохи в познании мира. Для этого уберите с доступных для малыша мест все те предметы, которые могут навредить ему. Пускай вокруг него будут лишь те предметы, которые малыш может потрогать, попробовать на вкус, не нанеся вреда для себя. Небольшая переделка в квартире подарит вашему малышу искреннюю радость и море удовольствий и вы забудете о капризах или истерии малыша.

Самой распространенной проблемой и капризом у детей – это каприз вечернего сна . Ребенку уже пора спать, а он хочет есть, пить, играть или же смотреть мультики. Тут криками делу не поможешь. Отличным решением будет выработка специальных »ритуалов», которые будут сигналом для ребенка о том, что уже приближается время сна: например, просмотр программы »спокойной ночи, малыши» и тому подобное. И еще, отличным способом является за час до сна убрать все активные игрушки и прекратить активные игры ребенка.

Это нелегкое дело или учимся говорить

Другой, очень распространенной причиной детской раздражительности, является трудность во время усвоения речи. Малыш растет и развивается, он с каждым днем узнает новое, может уже делать очень много вещей, но, к сожалению, его речь не развивается так же легко и просто. Он начинает мычать, издает звуки, протягивает свои ручки, чтобы передать свои эмоции, но его не могут понять окружающие. И тут ребенок снова обращается к уже работающему способу: к капризам. В этом случае детский каприз может проявляться как отказ делать привычные вещи (нежелание купаться, возмущение и протест против горшка и тому подобное). Иными словами, ребенка как бы поменяли и теперь все то, что он любил делать, вызывает у малыша раздражение, капризы и истерию.

Как уже ясно, это не каприз, а крик о помощи, некий намек родителям. Ведь ребенок дает сигнал о том, что хочет говорить, но не может. И в этом случае выказывать агрессию, насилие ни в коем случае нельзя. Присмотритесь к вашему ребенку и тогда вы найдете причину его каприза. Ведь вполне вероятно, что во время последнего купания вода была горячей, и этот дискомфорт оставил след у малыша. Вариантов может быть очень много, поэтому важно запастись терпением и изучить причины поведения малыша. Пройдет какое-то время и привычки малыша вернуться в прежнее русло.

Детские капризы и поведение взрослых

Никому не приятно, когда ребенок начинает капризничать, строит истерику и ведет себя ужасно. Такое поведение у ребенка заставляет родителей терять самообладание и они желают побыстрее заставить ребенка прекратить капризы. Однако, надо понимать, что детский каприз – это крик о помощи. И делая так, ребенок ждет, что родители поспешат ему на помощь.

Дорогие родители, помните, что капризы вашего ребенка это не просто безобразие. Это единственное доступное средство, при помощи которого ребенок вызывает родителей на помощь, и так как его не понимают, он наполняет свой »арсенал» и уже идут в ход плач, рев, крики, укусы, дёрганье за волосы и тому подобное. Но тут есть один момент: если такое поведение дает результаты и ребенок своим капризом достигнет желаемого, тогда такое поведение закрепляется у него, как единственный правильный способ заполучить желаемое. И ребенок будет считать такое поведение нормой и все свои проблемы будет решать капризами.


Конечно, каждый понимает, что этого допустить нельзя. Поэтому нужно реагировать на капризы малыша и показывать ему, что таким образом он ничему и не добьется. И если правильно реагировать на капризы ребенка, то он начнет менять свое поведение.

Давайте ниже рассмотрим те основные модели поведения взрослых, которые становятся причинами для появлений капризов у детей.

  1. Есть ситуации, когда на капризы малыша просто не стоит обращать внимание. В некоторых случаях это бывает наилучшим решением проблемы. Ведь зачастую ребенку легче успокоиться, когда рядом нет никого. Так как часто присутствие людей рядом, которые пытаются его успокоить или же жалеть, только дают обратную реакцию и начинается новая волна капризов.
  2. Многие родители ошибочно полагают, что чем больше окружать ребенка вниманием и любовью, тем меньше он будет капризничать. Но на деле все именно наоборот: те дети, которых чрезмерно опекают и любят становятся капризными. Конечно, ребенку необходима родительская любовь, ласка и забота. Но, как уверяют психологи, во всем необходимо соблюдать меру. Нельзя впадать в крайности. Необходимо донести до ребенка, что у родителей есть и другие обязанности и они не могут весь день сидеть, обнимая ребенка.
  3. Следующая крайность, которая »портит» ребенка – это неограниченность и вседозволенность. Как уверяют психологи, с раннего детства каждый ребенок должен знать, что значат такие слова как »нельзя» и »нет». Эти слова станут стимулом для того, чтобы дисциплинировать малыша потом. Когда ваш ребенок знает эти слова, то он намного меньше капризничает и устраивает истерик. Ведь он знает, если мама сказала нет, то сколько ни плачь нет остается нет. Тут главное быть настойчивым и не уступать ребенку, а то эти слова будут простым звуком для малыша.
  4. Чрезмерное внимание взрослых – ребенку необходимо играть одному или же общаться с ровесниками с помощью жестов и улыбок. Если мама или другой взрослый все время рядом с ним, то это тоже может привести к детским капризам, ведь навязчивость взрослых нагнетает малыша. Лучше будет если вы будете во время прогулки общаться с другими мамами и позволите ребенку самому наслаждаться прогулкой или же »найти себе друга» из соседней коляски. Естественно, тут важно соблюдать меру, так как ребенка нельзя оставлять в полном одиночестве. Без внимания взрослого у ребенка могут появляться нежелательные психологические проблемы или же это может негативно повлиять на его эмоциональное состояние. И в этом случае у него будут появляться капризы, которыми он будет попытаться привлекать внимание.
  5. Родительская непоследовательность является одним из самых пагубных явлений для малышей. Если мама говорит одно, а папа другое, а в это время бабушка с дедушкой третье, то у ребенка появляется проблемы с адаптацией в окружающем мире. Или же он начинает пытаться подстраиваться под всеми. Для того, чтобы избежать таких нежелательных последствий необходимо договариваться насчет ключевых моментов в воспитании малыша. А если что-то было можно вчера, а сегодня нельзя, то нужно объяснить причину перемены ребенку. Ведь он на эмоциональном уровне все может понять, несмотря на то что очень мал.


Для того, чтобы правильно воспитать ребенка и не спровоцировать у него появление капризов, нужно быть настойчивой и следить за вышеуказанными советами.

Кое-что напоследок

Для правильного воспитания ребенка родители должны быть прежде всего внимательны и последовательны сами. Как бы это не было тяжело, нельзя поддаваться капризам малыша. Если сказали, что нельзя что-то делать, тогда это делать нельзя!

Но в то же время нельзя переусердствовать. Если вы все время будете строги к ребенку, то он закроется от вас навсегда.

Для того, чтобы ваш ребенок был спокойнее нужно больше времени проводить на прогулке. К тому же для них важным является составление и соблюдение режима. К тому же не забудьте, что если в семье будет неспокойная атмосфера, то это не может не сказаться на ребенке.

Если ваш ребенок делает что-то новое, или же что-то хорошее, то нужно хвалить его за это. Показывайте малышу, что он важен для вас. Пусть он увидит, что вы внимательны к нему и к его успехам. И скоро вы увидите, как изменяется поведение вашего малыша и каким он становится спокойным, добрым и главное, без капризов.

Все капризы детей – это все результат деятельности родителей. Капризный ребенок это небольшое упущение в воспитании родителями. Только родители разрешают ребенку капризничать, садиться на шею, добиваться своего путем истерик, нытья, угроз. Ребенок может закидывать голову назад, биться об этом и заливаться слезами.

От того, как родители с самого рождения будут воспитывать, и строить отношения с малышом, зависит, как он будет постоянно себя вести по мере взросления.

Дети могут капризничать и в зависимости от темперамента, от их эмоциональных и физических состояний. От этого зависят капризы ребенка в разном возрасте (в 1 год, 3 года, 8 лет): надувает малыш губы, очень сильно плачет, бросает все, что попадает под руку.

Ребенок капризничает из-за разных причин. В разные года у детей появляются новые желания и требования. Почему и реагировать на это необходимо по-разному. Согласитесь капризы годовалого ребенка и крохи в 3 года очень отличаются.

Сверх капризный ребенок приносит много неудобств родителям, не дает им покоя, постоянно заставляет краснеть маму и папу в общественных местах или их вынуждает реагировать на капризы криком.

Многие родители думают, почему они не могут прекратить капризы ребенка и 2 года, и в 5 лет. Казалось бы малыш растет, а что-либо делать с ним становится все сложнее. И малыш себя каждый год ведет намного хуже предыдущего, капризничает с новой силой.

Родители ищут ответы на многие вопросы: как вышло, что малыш стал капризничать; что нужно делать, чтобы это преодолеть; как справиться с капризами ребенка. С этими вопросами мы сегодня попытаемся разобраться.

Что предпринимать при капризном ребенке

Правило №1

Это правило нужно помнить всем родителям: установить главную из причин каприза, злости, почему ребенок нервный и как с этим бороться.

Если малыш присмотрел себе игрушку в магазине и стал кричать, требуя ее срочного приобретения – это беспочвенный каприз. Малыш просто капризничает и все.

Если ребенок неожиданно решил сам завязать шнурки, а мама очень спешит и не позволяет малышу делать это самостоятельно, а малыш стал очень настаивать на самостоятельности, закидывает голову назад, криками, истерикой, то в этом случае целиком и полностью виновата мама, то есть взрослый человек.

Вполне нормально, что малыш начинает что-то делать самостоятельно, это очень хорошо. Просто стоит потерпеть немного – и не будет ни нервов, ни плача, а только положительный и продуктивный результат.

Правило №2

Когда все только назревает, попытайтесь малыша чем-то сразу отвлечь. Изобразите удивление, говорите все что угодно, только, чтобы капризный ребенок мгновенно переключился на что-то, и забыл о своем намерении капризничать.

Если капризный ребенок еще адекватен в такой момент, то он легко будет реагировать на сторонний комментарий, действие и быстро забудет о том, что хотел затеять.

Правило №3

Если малыш не откликнулся на Вашу уловку, то стоит попробовать оставить его на небольшой промежуток времени одного и не реагировать на капризы.

Обычно ребенок капризничает на «публику» и очень быстро успокаивается, если на него никто не реагирует, потому что весомых причин для этого нет. Малыш просто хочет привлечь к себе внимание: закидывает голову назад, кричит, хныкает.

В такой ситуации нужно просто набраться терпения, не проявлять волнения. Когда малыш привыкает к постоянному вниманию, начинает этим пользоваться, а тот факт, что никто не реагирует на него, поставит его в тупик, и он успокоиться.

И не стоит полагать, что если малышу 2-3 года, 5 лет, то это настоящее проявление чувств и эмоций. Нет. Дети даже в 3 года, 6 лет уже очень хорошие манипуляторы, которые это осознают.

Не стоит паниковать, нервничать, если посторонние видят капризы ребенка и будто никакой реакции с вашей стороны. Мнение посторонних вообще не важно.

Ведь намного важнее те отношения, которые будут, когда малыш подрастет, чем то, что будут думать 5 минут о Вас чужие люди. И поверьте, многие из посторонних прекрасно понимают Ваше поведение, и мало кто будет его осуждать.

Если капризы набирают обороты – малыш заливается слезами, запрокидывает голову назад, краснеет, начинает задыхаться, то необходимо начать обращаться к нему тихо, без эмоций, ласково. Успокойте кроху ласковыми словами, но не поддавайтесь на его провокацию, особенно, когда капризы без особых причин.

Правило №4

Психологи советуют родители определиться с тактикой своего поведения во время капризов малыша, и держаться ее всегда, если малыш начинает свой «концерт».

Действуя по такому принципу, родители смогут застраховать себя на время от неприятных ситуаций в будущем. Малыш много лет живет дома с родными, и только здесь он проходит свои первые конфликтные ситуации.

Если у крохи (и не важно сколько ей лет) получается добиваться своего через капризы, то такой метод станет его любимым. Ведь что может быть проще: закинь голову назад, покричи немного и все, получишь желаемое. А когда родители это поймут, то будет уже поздно. Малыш будет не управляемым, и вернуть все назад будет трудно.

Это главная из причин почему капризы случаются снова и снова – реакция родителей на них. Кроху следует с годовалого возраста приучать к вашему реагированию на его истерики, гнев, тогда он очень редко будет использовать данный метод удовлетворения своих хотений, особенно при других людях. И тогда закинуть голову назад, устроить истерику ему даже не придет в голову.

Ни при каких условиях не позволяйте себе срываться на малыша в ответ на его капризы, нытье. Как бороться с ними? – Выход один. Это спокойствие. Выработайте в себе рефлекс – реагировать на капризы только спокойствием. Своим криком, шлепками Вы только усугубите положение.

В таком состоянии малыш не сможет осознать причину такого результата. Таким поведением Вы только подтолкнете малыша к еще большей истерике. И в следующие разы ребенок будет действовать только через капризы, слезы, крики.

Детским капризам вообще лучше не потакать, чего бы ни просил ребенок. Если мамой руководит сострадание, то пообещайте купить ему то, что он хочет, но только, если ребенок будет себя хорошо вести. Только не забывайте выполнять такие обещания – это очень важно.

Постарайтесь не быть одной из причин каприза. Если желание или требование крохи вполне обоснованно, то стоит разрешить ему делать так, как хочет он. И не накаливать обстановку.

Но если вдруг Вы сами довели ситуацию до конфликтного состояния, тогда попытайтесь выйти из него без сильного урона – остановите его истерику, но иным способом, не выполнением его каприза: отвлекайте, предлагайте что-нибудь взамен.

Правило №5

Будьте внимательны с собственным эмоциональным состоянием. Нервный родитель плохо влияет на состояние малыша, и это очень опасно. Дети, в отличии от взрослых, не могут хранить свои чувства долго. Им гораздо проще выплеснуть все негативные эмоции.

Если ребенок уже на взводе, то ни в коем случае не поддерживайте такое состояние. Будьте начеку и контролируйте сами себя – не провоцируйте цепную реакцию.

Уравновешенным тоном скажите крохе, что его поведение Вам не нравится. Сгодится даже холодное молчание, если Вы чувствуете, что можете не сдержаться.

Не нужно пробовать словами вразумить его – кроха не поймет логических объяснений (особенно, если ему 2-3 года, даже если 4-5 лет). Угомонить его сможет только мгновенное удовлетворение желания, а этого делать не нужно, потому что такие случаи будут происходить регулярно.

Зачастую дети начинают капризничать, когда не ощущают достаточного внимания со стороны взрослых. Иногда родители, которые много времени уделяют крохе, но все равно встречаются с частыми капризами. И причин этому не много, хотя родители упорно ломают голову над этим.

Просто детки чувствуют, когда родители с удовольствием и трепетом уделяют им внимание, а когда им это в тягость. И таким образом, манипулировать мамой или папой, им гораздо приятнее и назад дороги нет.

Правило №6

Не вздумайте когда-либо шантажировать своего малыша!

Использование шантажа, угроз ни к чему хорошему не приведет. Таким методом Вы сами подтолкнете кроху к вранью, и приучите его делать то же самое, что и Вы.

Только уже в своих личных целях. Особенно такой способ контролирования нельзя применять, когда он достигает лет 12-15. Особенности подростковой психики не дадут Вам достоверно понять: он только манипулирует мамой или говорит всерьез.

Правило №7

После того, как капризный ребенок успокоится, отойдет от стресса, обязательно поговорите с ним по-доброму о произошедшем.

Объясните ему свои эмоции и чувства. Только не сравнивайте его с проступком – плохой, капризный и другое. Наоборот, необходимо убедить кроху, показать ему, что он любим мамой и папой, не смотря на разные конфликты.

Скажите, что уверенны, что больше он так себя вести не будет. Такая беседа очень нужна, чтобы у детей не формировалось устойчивое чувство вины, как это зачастую такое случается после очень сильных вспышек эмоций.

Нужно помнить, что дети до 16-17 лет не умеют полностью контролировать своими чувствами, эмоциями. Когда все прошло, не стоит упрекать детей, грозиться наказанием. Помните, что в некотором смысле малыш наказал себя сам.

Не ломайте себе голову тем, как избежать капризов. Это всегда будет в отношениях с детьми. Оборачиваясь назад, Вы и не заметите, как научились справляться с истериками детей.

28.10.2017 12:00:00

Капризные дети! Сколько проблем они создают! Особенно когда закатывают истерику в общественных местах. Когда не слушаются, когда не хотят одеваться, чтобы идти в садик.

Нормальный язык они не понимают. Применять насилие не хочется. Приходится давить психологически, шантажировать, запугивать. А если и это не помогает, встряхнуть хорошенько и гаркнуть!

Только так доходит. По хорошему никак!

К сожалению, насильственный метод помогает ситуативно. Вы можете ругать, бить и кричать на ребёнка, но он не станет от этого более послушным.

Проблем становится не меньше, а больше.

«Капризы глазами родителей»

Представьте, что вы стоите с ребёнком в очереди. В одной руке держите корзинку с продуктами, а в другой ребенка, который лезет, извивается, хочет дотянуться вон до той конфеты.

Вы уже объяснили, что конфету покупать не станете. Но ваше чадо настойчиво продолжает требовать. И вот, не успели вы и глазом моргнуть, как начинались капризы.

Нормальные слова и просьбы оказались бесполезными. Приходится включить плохого полицейского и прибегнуть к грубости.

Вот так доходит. Только так понимает!

«Капризы глазами ребёнка»

Ух ты, какая конфета! Должно быть вкусная. Столько радости она мне принесёт. Надо брать!

— Мам, хочу эту конфетку!

— Нет, ты не заслужил. Кто в садике себя плохо вёл?

— Ну ма-ам!

— Ну ма—ма!

— Я тебе сказала, НЕТ!

— Ну ма-а-ама!

— А ну заткнись, скотина, — прошипела мама сквозь зубы, — Я тебе что сказала?! Ты наказан! Домой придём, я папе скажу, как ты себя вёл! Он с тобою поговорит, вот увидишь!

Слёзы, тихое завывание и проглатывание соплей…

Со стороны, кажется, что ребёнок всё понял и, наконец-то, послушался. Но давайте заглянем в душу маленького человечка и посмотрим, что же там сейчас происходит…

«Капризы глазами эмоций ребёнка»

Мама кричит на меня. Говорит, что я плохой. Она строгая, она злая. Она меня не любит. Когда она любила меня, то притворялась, а на самом деле я ей не нужен!

Ребенок испытывает одну или несколько из нижеперечисленных эмоций:

Жалость к себе — я хороший ребёнок, а она со мною так плохо обращается. Я не заслужил такого. Мама делает мне больно. Ей всё равно, что мне плохо. Она меня не любит.

Обида — это несправедливо. Мама не должна так со мною обращаться. Она должна любить, а она злая. Она кричит и не любит меня.

Желание отомстить — я умру, и вы будете плакать! Тогда поймёте, кого потеряли. Пожалеете, что плохо со мною обращались, но будет поздно.

Горе — я ненужный ребёнок. Со мной плохо обращаются, значит, не любят. Я лишний. Лучше бы меня не было. Зачем меня вообще рожали?

Подавленная злость — хочется крикнуть на неё, огрызнуться, но нельзя, потому что будет еще хуже при оказании сопротивления.

Страх — мама от меня совсем откажется. Позвонит в милицию и меня заберут за плохое поведение. Она от меня совсем-совсем откажется!

Печаль — ничего не могу сделать, чтобы меня любили. Они ведут себя жестоко, не считаются со мною. Ничего не могу с этим поделать. Мне так не повезло! Других детей любят родители, а меня нет.

Отчаяние — папа накажет меня, когда я приду домой. Он снова может наброситься на меня с ремнём. Как же этого не допустить? Что делать? Что говорить? Надо просить прощения, умолять.

Паника — наказание неизбежно, неотвратимо, ничего не могу поделать с этим! Ведут к ремню, как животное на бойню.

«Эти эмоции ложатся в основу взрослой жизни вашего ребёнка!»

Мозг ребёнка формируется. Эмоциональные страдания становятся кирпичами в многоэтажном здании его будущей жизни. Сегодня всё больше родителей это знают и понимают.

Воспитание, которое вызывает страдания, является деструктивным подходом!

Оно разрушает будущее ребёнка. Превращает яркую личность в серую посредственность с потухшими глазами.

Во взрослой жизни ваш ребёнок будет заливать внутренние детские раны алкоголем. Боль и пустоту в груди закуривать сигаретами. Страх одиночества (в животе) заедать нездоровой пищей.

«Есть ли более здоровый способ? Конечно, есть!»

Я видел его много раз в разных странах мира. Он прост, как дважды два. Но есть один нюанс…

Родители боятся поступать так, как я хочу им посоветовать!

Природа опасений заложена в неверных представлениях о психологии ребёнка, которые укоренились еще со времён крепостного права.

Давайте разберём их сейчас, а уж потом я расскажу, как себя вести, чтобы ребёнок стал просто шёлковым.

«Ситуация: ребёнок упирается, капризничает, не хочет идти в садик»

Теперь давайте погрузимся во внутренний мир родителя. Проанализируем мысли, эмоции, желания и ожидания в этот момент.

Итак, ребёнок сидит на полу, колготки одевать не хочет, упирается, плачет и стучит руками по полу.

Анализ роли родителя

Мысли: «Ну, всё! Достал уже. Настал конец моему терпению!»

Эмоции: негодование, злость, раздражение, гнев.

Причина эмоций: ребёнок идёт против моей воли. Делает всё на зло. Не слушается. Грубит, обзывается.

Желание: накричать, нашипеть, взять за ухо, ударить по заднице, влепить подзатыльник. Говорить жестко, грубо, повышая громкость голоса.

Ожидания: если поступить так, ребёнок сразу же послушается, заткнётся и сделает так, как ему говорят. Это подтверждается опытом.

И тогда? Гнев уляжется. Ребёнок начал вести себя правильно, как ему сказали. Нужный результат получен. Это быстрее, чем уговаривать и объяснять.

Какой есть другой вариант?

Уговаривать, объяснять. Это долго. Это работает плохо. Ребёнок видит, что с ним мягко обходятся, и начинает капризничать ещё громче и требовательнее.

Если согласиться с требованиями ребёнка не идти в садик, значит, кто-то должен с ним сидеть. Значит, не идти на работу. А деньги кто тогда будет зарабатывать?

Единственный выход, который видится из этого замкнутого круга: применение жёстких мер!

«А что, разве есть другие способы?»

Конечно, есть! :) Причем, намного лучше первых двух, перечисленных выше.

Давайте вспомним, что переживает ребёнок, когда родители обращаются с ним жёстко, холодно, твёрдо и решительно.

Со мною жестоко обращаются: подавляют, ограничивают, шантажируют. Значит, меня не любят. Если не любят, значит, я им не нужен. Если не нужен, то в любой момент меня могут бросить.

И еще: за что со мною так? Почему так жестко? Почему они не хотят по-хорошему, почему они это делают по-злому?

Когда ребёнок переживает бурю неприятных эмоций, в этот момент родители ругают его и что-то объясняют на логическом уровне. Ребёнок пропускает родительские слова мимо ушей. Почему?

Когда внутри бушуют подобные эмоции, осознанность любого человека становится очень низкой. Сознание сужается. Осмысление словесной информации затруднено.

Внутри малыш страдает, все силы уходят на подавление своих эмоций. Ему не хватает энергии, чтобы понимать слова родителей.

Ребёнку приходится чисто машинально соглашаться и что-то обещать, лишь бы «эти придурки» скорее отстали.

«В чём основное страдание ребёнка?»

Если кратко, то «меня не любят» и «я им не нужен». При этом неважно что говорят родители, чему они учат в этот момент и прочее.

Вот совет, который я обещал. У некоторых родителей от него волосы начинают шевелиться на затылке:

«Любите ребёнка в момент капризов!»

Чего?! За что же его любить, когда он ведёт себя плохо, перечит, грубит и не слушается?

Если любить, когда он не слушается, идти у него на поводу, то он приучится и будет дальше так делать. Начнет этим пользоваться, на шею сядет окончательно. Испортим ребёнка, разбалуем!

А если мы жёстко пресекаем капризы, то это отбивает охоту делать так в будущем.

«И в этом моменте мы находим две логические ошибки!»

О первой скажу кратко. Если вас бить каждый раз, когда вы обижаетесь или злитесь, то произойдет что? Это сделает вас необидчивым и незлым человеком? Конечно, нет.

Вторая ошибка. Смотрите, какая интересная логика: «Если любить, значит разрешить, а если жёстко, значит запретить».

Теперь небольшой фокус. Разорвём связь между «любить» и «разрешить». И вот что мы получим…

Во время капризов, обнимите ребёнка, возьмите на руки, поцелуйте, приласкайте. При этом мягко и с любовью НЕ РАЗРЕШИТЕ ему то, что не разрешаете.

Чувствует ли ребёнок, что его не любят? Нет! Может, чувствует себя ненужным? Нет! Может, чувствует, что вы с ним жестоки? Нет, вы с ним мягки. Вы его любите. Он чувствует ваше тепло и поддержку. Ему хорошо. Он успокаивается.

Любовь всё поглощает! Она проглатывает весь негатив целиком.

Эмоции малыша приходят в норму. Осознанность повышается. В этом состоянии легко понять и осознать словесную информацию из родительских уст.

В этот момент с ребёнком легче всего договориться!

«Иван, мы пробовали! Не помогает. Ребёнок всё равно продолжает капризничать и не успокаивается»

— И что вы делали тогда?

— Пришлось отлупить.

— Пришлось отлупить.

— Facepalm.jpg

Что нужно делать: продолжать любить! Вы настойчиво запрещаете, но с любовью. Малышу нужно время, чтобы почувствовать вашу любовь, ощутить ваше тепло и успокоиться.

Эмоции инертны!

Не ждите, что этот хорошенький маленький человечек способен быстро усмирить непонятно откуда возникшие эмоции. Не каждый взрослый на это способен, между прочим!

Ваш замечательный малыш успокоится. Обещаю. Я видел это сотню раз своими собственными глазами. Так воспитывают в Индии, в Испании, в Португалии, в Таиланде, в Англии, в Ирландии, в США, в Канаде, в Голландии…

Если ребёнок бьётся в истерике на полу, они его поднимают, берут на ручки, обнимают, гладят по головке и… О ЧУДО! Малыш тут же начинает успокаиваться.

И дети у них спокойные. И родители довольные. Дети любят родителей, слушаются их. Почему? Потому что родители любят их! Не унижают, не бьют, не ругают, а просто любят. Запрещают мягко и с любовью.

«Ещё раз: ребёнок копирует поведение родителей!»

Вспомните, о чем я говорил в предыдущей статье. Ребёнок учится поступать с другими так же, как поступают с ним его родители.

Бьёте сына ремнём? А через 20 лет он будет бухой гонять жену по всей квартире с табуреткой в правой руке. А соседям каково? Когда хочется расслабиться, а через стену грохот, крики, мат-пере-мат…

Любите дочь? Она будет любить своего ребёнка так же, как и вы. Мужа будет любить так же, как вы её любите. Подавайте пример любви. Ваша дочь будет намного спокойнее и увереннее в себе.

Чем больше вы любите своего ребёнка, тем больше счастья вы создаёте в его будущем.

«Разве я не люблю? Мои дети обуты, одеты, накормлены, не шляются, где попало…»

Любить — это глагол, это действие.

Когда ребёнок одет и обут, какие действия вы совершаете, чтобы показать, что любите? Всё просто. Надо гладить по голове, обнимать, целовать, говорить, что любите.

Новенькая куртка, которую вы купили, не сделает такие простые действия за вас. Борщ в желудке ребёнка не скажет нежных слов о родительской любви.

«Иван, на это просто нет времени! Прихожу уставшая с работы, голодная и злая, как собака…»

Без проблем. Обнять и поцеловать малыша — это 10 секунд. Затем переоденьтесь, поешьте, примите душ. Поздравляю! Теперь вы полностью готовы, чтобы по 1-2 минуты давать любовь ребёнку.

«Если ребёнку давать любовь и внимание, ему будет мало, он начнёт требовать ещё больше»

Представьте, что у вас огромный пак шоколадок. Вы никогда таких вкусных не ели (никто не давал).

Вы съедаете одну за другой. По этой логике, вам будет хотеться больше. Хорошо, продолжаем есть. Чем больше съедено, тем больше хочется? Голод и желание кушать растут в геометрической прогрессии?

Очевидно, что нет.

Утоление любой жажды приводит к облегчению и сытости. В первую очередь это касается жажды любви. Так утолите ее, наконец! И перестаньте ругать, кричать, унижать вашего самого близкого человечка.

Можете любить порциями по 20 секунд, распределяя их во времени. Подошли, погладили по голове, обняли, пошли дальше.

«Поначалу ребёнок будет удивляться…»

Как это так? Вчера ругали за непослушание, а сегодня разговаривают, объясняют и любят. Вчера бы треснули подзатыльник за баловство, сегодня обнимают.