Ребенок не слушается - как правильно реагировать? Советы детского психолога

Здравствуйте! Хочу найти решение своей проблемы. Моему ребенку 1год и 8мес. Он не реагирует на замечания и, наборот, когда его ругают, делает назло. Например, выливает чай из кружки на пол, когда я ему говорю, что так делать нельзя. Не знаю как вести себя в этой ситуации.

Здравствуйте, Светлана! Вашему ребенку ВСЕГО 1 год и 8 месяцев, рано говорить о том, что он Вас не слушается. Он сейчас только-только начал отделяться от Вас. Пуповину физическую в роддоме перерезали, но эмоциональная пуповина, связывающая вас, остается еще некоторое время. Примерно в год-полтора ребенок начинает понимать, что его мама-это не он сам, а отдельный человек. Он начинает исследовать мир и устанавливать его границы. А границы- это то что можно в этом мире и то, что нельзя. Он еще не понимает этого, поэтому границы устанавливаются мамой. То есть, если что-то Вы запрещаете делать сейчас, то Вы запрещаете это делать всегда, несмотря на Ваше настроение и капризы ребенка. Должна быть последовательность. Договоритесь с близкими, чего нельзя ни при каких условиях. А то бывает, что мама запрещает, а папа или бабушка разрешают. Запретов не должно быть очень много, только то, что опасно для жизни, иначе Вы будете тормозить развитие Вашего ребенка. Все ценное, все, что жалко, что можно разбить, убирайте повыше. Сейчас похоже на то, что Ваш сын проверяет Вас на прочность. Запреты должны делаться спокойно, но решительно.Выливает чай из чашки-дайте ему тряпку, чтобы вытер пол. Нужна последовательность действий. Не бойтесь казаться жесткой, не идите на поводу у ребенка, иначе потом вы с ним не справитесь. Не бойтесь показывать свои эмоции, что Вам обидно, Вы злитесь (и проговаривайте их). Иногда бывает так, что ребенок доводит мать, чтобы увидеть ее эмоции. Не пытайтесь пока объяснять ребенку, почему нельзя что-то делать. Он еще этого не поймет, логика развивается ближе к школе. Достаточно сказать, что я запрещаю это делать, потому что я твоя мама и знаю лучше. Безусловно, Вы сейчас переживаете трудное время. Желаю Вам терпения и выдержки. Берегите себя!

С уважением,

Суржина Оксана Федоровна, детский и подростковый психолог, г.Воронеж

Хороший ответ 6 Плохой ответ 2

Здравствуйте,Светлана.Когд появляется младенец,то воспитание заключается в том,что бы ребенку сначали очень много Дали,а только потом можно осторожно с него получать(дисциплину,понимание,навыки,подчинение).У Вас,видимо,сразу появилась потребность с него получать.Поэтому,ребенок очень протестует против такого воспитания.Он хочет вначале получить теплоту,ласку,внимание,чуткость,принятие,свободу,игры с мамой,теплый взгляд,поцелуи,прикосновения,объятия.Только,когда он этого получит много,он способен будет обучаться и идти Вам навстречу.А сегодня он развил упрямство,что бы не подчиняться и делать по своему.Так как в свободе он органичен.Важно прислушаться к ребенку и понять его.Дать,ничего не прося взамен.Тогда Вы воспитаете доброго и отзывчивого малыша.Постарайтесь изменить тактику общения,и через несколько месяцев начнете получать его послушание.

Каратаев Владимир Иванович,психотерапевт-психоаналитик Волгоград

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1

Светлана! На самом деле никакой проблемы с Вашим ребенком не существует. Просто ребенок в таком возрасте не висприимает замечаний, и не нужно их ему делать. До трех лет ребенок будет перебывать в статусе "короля", которому нужно прислуживать, и дарить любовь , в противном случае возникнут проблемы. У него пока нет способности "правильно" понять Ваши замечания, а воспринимает он Вас только с двух позиций:

1. Мама радуется - мама хорошая;

2. Мама сердитая - мама плохая. Подождите хотя-бы до 3-х., а лучше до 5-ти, и потом потихоньку начинайте обьяснять, что хорошо, а что плохо.

Если в будущем будут возникать проблемы - обращайтесь к психологу . Консультация в живую, и по skype.

Нестеренко Тарас Владимирович, психолог г. Полтава

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Добрый день! Обращаюсь к вам, как мне кажется, с неразрешимым (для себя) вопросом. Мой ребенок ему 8 лет не реагирует не на чьи замечания и просьбы, во всяком случае сразу, т.е. приходится повторять по нескольку раз и в настоятельном тоне, если это делается в спокойном тоне, то эта "песня" еще более долгая. В домашних условиях я научилась с этим жи ть и принимать как данность, но у нас возникают постоянно проблемы теперь уже в школе и в общении со сверстниками по этой же причине, посторонними людьми это воспринимается как наглость, хотя я вижу, что это не так. На мой взгляд это некая форма безответственности и социальной отчужденности, т.е. когда мы с ним разговариваем на эту тему, он говорит о том, что и в мыслях не было кого то этим обидеть, просто так хотелось или наоборот не хотелось. ЧТО с ЭТИМ делать? эта черта у него была всегда, он никогда не понимал быстро ограничивающих слов типа "нельзя" "стой" и т.п., все наши усилия и попытки его этому научить в раннем детстве нарывались на агресивный протест, потом на игнорирование. Сейчас это меня уже пугает беспреспективность, я не знаю как быть, беоговорочных авторитетов у него нет, я имею ввиду людей, которых он слушает беспрекасловно, хотя при этом он может быть очень привязан к человеку, но ничьи разговоры и воздействия не привдят к результату, ПОМОГИТЕ мне ему помочь!

Спасибо за совет, но к сожалению, мы ходили 2 года в каратэ, ему было очень интересно и тренер был настоящий педагог, но знаете там это тоже происходило, только у тренера хватало терпения и ума не выстраивать из этого проблему, однако когда пришло время соревнований, а его на них не взяли по причине не готовности - он наотрез отказался ходить в секцию. Да и наверное как умногих детей, он быстро загарается на ВСЁ)) и готов всем заниматься, но при первых же неудачах интерес пропадает полностью..

Александр, с чувствами в нашей семье все в порядке)))) и обнимаю и целую я его не один раз в день и говорю "я ЛЮБЛЮ Тебя" довольно часто)))) более того я чувствую эту любовь в ответ, но ингорирование тем не менее это не лечит. Я не снимаю с себя ответственности за это являение, но я действительно не могу разобраться, где я допускаю, допускала эти ошибки - поэтому и обращаюсь к профессионалам в этой области за возможными подсказками. И, к сожалению, это не образовалось 8-11 лет)) - это было изначально, просто все это время я искала варианты корректировки, но, пока плодов это не приносит. Внимание на это обращалось и в д-с и в 1 классе- в т.ч. с привлечением психологов в этих учреждениях, просто сейчас я разуверилась в себе, а именно в том, что я способна решить эту ситуацию, но желание помочь сыну ОСТРО!

Что делать родителям, если ребенок совершенно не реагирует на замечания и не слушается? Как сделать так, чтобы он вас услышал?

Януш Корчак, педагог и писатель, отличную идею продвинул в массы, но почему-то не был услышан большинством тех, кто так или иначе соприкасается с детьми. Идея такая: если ребенку часто и много рассказывать что нужно делать, как это нужно делать, и как это нужно не делать, - эти слова превращаются в шум. Обычный фоновый шум . Это возле детских площадок можно услышать примерно такой монолог бабушки: «Маша (Саша, Паша, Миша, Даша), я не лезь туда! Не бросайся песком! Не иди на горку! Слезь с дерева! Ну я же говорила чтобы ты не лезла! Сколько еще повторить! Я предупреждаю!» - и все такое.

Что делать, если ребенок не слышит ваших замечаний?

Оно даже для стороннего наблюдателя превратится в шум. Что говорить про ребенка, который слышит это так же часто, как в Макдональсе что-то противно пищит за кассами. Вот этот вот характерный пищащий звук посетители замечают первые три минуты. Ребенок так же обращает внимание на замечания. Первые три минуты. Потом - производственный шум, сопровождающий ожидание гамбургера. Или воспитательный шум в ожидании взросления.

«А что тогда делать?» - хороший вопрос. Действительно, если прислушаться к себе и своим замечаниям, можно сразу поделить на два а то и на три, и рационально прикинуть, к чему из этого прислушается ребенок, а что придется все таки переждать .

Объективно, всё равно большинство замечаний - в пустоту. Поправь, подними, убери… Он маленький еще, или не совсем взрослый, как для того, чтобы самому понимать причины замечаний. Он всё равно не многозадачный компьютер, и не может среагировать на каждое требование. Родительское «разве я много прошу?», имеет единственный правильный ответ: «да, много». Видимо, еще не пришло время это услышать и обработать.

Слезет ли он с дерева по первому зову, или лучше молча идти ловить. Вымоет ли чашку за собой, или проще уже купить посудомойку, и не создавать шум. Всё просто - чем меньше засорять эфир, тем ценнее будет текст. Родители, терпения вам! опубликовано .

Василиса Левченко

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Часто, наблюдая за своим ребенком, его капризы и истерики, неприятие его окружающими людьми, мы испытываем растерянность - что я делаю не так, почему мой ребенок такой невоспитанный, и так ужасно себя ведет?

Я люблю своего ребенка, он - самый лучший, но не только окружающие, но даже я в ужасе от его поведения. Что делать, если ребенок не слушается? Как правильно реагировать на плохое поведение?

На эти вопросы отвечает кандидат психологических наук, детский и семейный психолог и психотерапевт, Могилева Вера Николавена.

Что такое хорошо и что такое плохо?

Наверное, многие помнят это стихотворение Владимира Маяковского. В нем поэт дает детям четкие указания, что хорошо, а что - плохо. Сейчас со многими примерами, которые описывает автор, можно поспорить. Психологи скажут, что стихотворение полно оценок «плохой мальчик», «хороший мальчик», «мальчик очень милый», «дрянной драчун» и т.д. и т.п. Возникает вопрос:

Как же показать детям, что можно, а что нельзя?

Родителям молчать нельзя!

Многие родители, начитавшись разных статей, которыми пестрит интернет, оказались в полной растерянности, приняв для себя решение, что если я не знаю, как правильно реагировать на неадекватное поведение ребенка, то лучше не буду реагировать никак.
Сегодня мы можем встретить детей, которые кидают камни в голубей, грубо и заносчиво ведут себя с окружающими, разрисовывают стены. При этом рядом находятся родители и молча наблюдают за происходящим.

Есть родители, которым, реально, все равно, что делает их ребенок. Таким родителям придется получить обратную связь от этого мира и своего ребенка позже, когда выросшему ребенку будет абсолютно все равно, что происходит с его родителями. Не случайно сейчас так много одиноких стариков, забытых и брошеных своими детьми и внуками.

Есть другая категория родителей, которые наблюдают за происходящим, им стыдно за действия своего ребенка, но их как бы парализует при виде того неадекватного поведения, которое может демонстрировать их чадо, например, на детской площадке, в компании взрослых. Они не знают, что делать. Часто они надеятся, что кто-то из окружающих остановит их хулигана. Когда же это происходит, то их захлестывает жалость к своему чаду - его обидели.

Когда замечания ребенку делает кто-то другой в присутствии родителей, то это оказывается малоэффективным, т.к. именно родитель до определенного возраста (примерно до 10-12 лет) сохраняет главенствующие позиции в смысле морального авторитета для ребенка. Даже если кто-то и сделает замечания сорванцу, но при этом рядом будет стоять молчаливый родитель, то ребенок получит сигнал, что он делает все правильно, так делать можно и нужно.

Более того, молчание родителя подстегнет его интерес и подчеркнет безнаказанность всей ситуации.

Такой ребенок будет из кожи вон лезть, чтобы проверить реакцию всех окружающих, нарушая правила и при этом будучи просто не в состоянии остановиться.

Что же делать? Как правильно себя вести и в каком возрасте необходимо останавливать ребенка?

Как воспитывать детей?

Если ребенок нарушает правила поведения, то родитель должен ВСЕГДА его останавливать, независимо от того, где находится ребенок: в общественном месте (магазине, кинотеатре, кафе) или дома.

Ребенок должен знать, что есть определенные границы, нарушать которые нельзя.

Например, ребенок тянет кота за хвост. Его необходимо остановить и сказать, что это запрещено. Остановить лучше лаконичным словом «Стоп», т.к. такие слова как «НЕльзя», «НЕ делай» и т.д., являются словами-провокаторами и как бы подстегивают ребенка к дальнейшим действиям.

Истерика у ребенка

Если ребенок устраивает истерику в гостях, на вечеринке или в магазине, то ему следует спокойно проговорить, что здесь не место для истерик, и, если он что-то хочет, то может сказать спокойно (при этом Вы должны быть абсолютно спокойны). Если это не помогает, то ребенка уводят из общественного места.

Так Вы продемонстрируете ребенку:

  • во-первых , что такая форма поведения неприемлема,
  • во-вторых , установите некие социальные нормы,
  • в-третьих , избавите окружающих от необходимости слушать крики и вопли вашего ребенка. Помните, что от них страдаете не только Вы.

Обычно эти нормы дети при правильном поведении взрослого усваивают к 4-5 годам. Если подобное поведение мы встречаем у детей 6 лет и старше, то это может говорить о некой социальной незрелости и педагогической запущенности. Причиной которой является, прежде всего, пассивность родителей в отношении воспитания их чада.

Более того, нередко родители не пассивны, но их реакция на девиации поведения детей лишь усиливают их. Взрослые, наблюдая истерики детей 2-3 лет, часто начинают его жалеть, целуют и т.д., объясняя себе, что он маленький и перерастет. Если причиной истерики является некое стремление демонстрации и желание добиться своего, то таким образом взрослый только поощряет подобное поведение, закрепляя его. Ребенок, как бы получает сообщение «Устрою истерику - получу внимание и ласку (игрушку, поцелуи и т.д.).

Жалость к ребенку

Что касается возникающего чувства жалости по отношению к ребенку в моменты истерик, то с одной стороны, важно понимать, что часто мы жалеем даже не нашего ребенка, а себя самих - мы в этой ситуации беспомощные дети, которые не знают, как успокоить нашего ребенка; с другой стороны - жалость - это страшная эмоция по отношению к другому, она часто лишает сил, делает человека жалким и беспомощным, может лишить его важного психологического ресурса, это чувство, когда оно проявляется в неуместно ситуации (ребенок кого-то бьет, что-то разрушает), создает извращенную картину мира для малыша.

Он начинает понимать, что агрессия, истерики и разрушение - это то, за что он получает внимание и может быть даже нежность от близких ему людей.

Данные модели поведения бывает сложно корректировать самостоятельно и часто требуется помощь психотерапевта.

Попадая с ребенком в общественное место, приходя в гости и т.п., важно уточнить некоторые правила, которые приняты на данной территории и проговорить их ребенку. Если малыш их нарушает, то именно родители должны его остановить, т.к. даже хозяева квартиры не являются пока что для него авторитетом.

Именно родители - источник всех знаний о нормах и правилах.

Непослушный ребенок

необходимо научить ребенка спрашивать разрешения

Часто дети легко идут на контакт с чужими взрослыми, лезут на колени, заглядывают в чужие сумки и пакеты. И родители, и посторонние могут умиляться крохе. Но именно в этом возрасте (1-3 года) мы показываем, что же все-таки можно, а что нельзя.

Если ребенок взял чужую вещь без разрешения, то его просят вернуть ее на место и предварительно уточнить доступным для него способом, можно ли ее брать. Если ребенок решил сесть на колени незнакомого человека, то его тоже необходимо научить спрашивать разрешения, понимать границы других людей.

Многие говорят - это ответственность того, кто пускает к себе на колени. Это и так, и не так. С одной стороны, ребенок получает разную обратную связь: кто-то пустит, а кто-то скажет: «Я устал, иди поиграй сам». Так естественным образом малыш узнает, что не все готовы держать его на коленях, или играть с ним в любой момент, когда он захочет.

С другой стороны, если Вы видите, что ребенок не реагирует на замечание другого взрослого и переходит границы, то Вы должны сами остановить его , сказав, например, что «тетя устала, она не готова сейчас с тобой играть, пойдем посмотрим вон ту книгу».

Тем самым Вы обозначите, что надо слышать желания другого.

Но, конечно, если тетя с удовольствием играет с вашим малышом, то не стоит их прерывать и додумывать за тетю ее состояние и желания.

Невоспитанные дети

Если обратная связь о личных границах у ребенка отсутствует, то вырастая, в 6-7 лет он может запросто нарушать личные границы окружающих. Лазить по сумкам, с разбегу садиться на колени незнакомцев. В этом возрасте он уже не вызывает такого умиления, а его поведение кажется несколько странным.

Но объяснить младшему школьнику, что это поведение неприлично, становится несколько сложнее, т.к. до этого его никто не останавливал и он получал позитивную обратную связь (все умилялись, улыбались и т.

Родителям важно помнить, что их четкое однозначное поведение, их обратная связь для ребенка - это гарант его безопасности и уверенности.

Так он получает четкий посыл о границах, о том, что можно, и что нельзя.

Вопрос психологу:

Моему сыну 8 лет, учится во втором классе. В школе не хочет ни чего делать, на уроках не пишет классную работу, не отвечает, хотя все знает. Постоянно балуется, дерется. На уроках разговаривает на отвлеченные темы, ест или постоянно просится в туалет. Мешает одноклассникам. Учитель говорит, что не справляется с ним. Мы постоянно ему объясняем что нельзя себя так вести, что есть нормы поведения, которым должны придерживаться ученики, он обещает что исправится, но уже на следующий день все повторяется. Нас уже не пускают в столовую на обед и хотят выгнать с продленки. У меня уже опускаются руки, я не знаю как и о чем с ним говорить. Какие методы мы только не пробовали и разговаривали, и ругали и пытались как-то поощрять за хорошее поведение, но все бесполезно, изменений нет, получается даже хуже, как будто он специально все это делает. Помогите, подскажите, что нам делать. Если во втором классе такие проблемы, что дальше будет? Хорошим поведением он ни когда не отличался, но его можно было держать под контролем. Думали перерастет, но становится все хуже и хуже. Семья у нас полная папа мама, ребенок в семье один. Ребенок способный, у него очень хорошая память, хорошо развита логика. У него правильно поставлена речь, как говорит учитель у классе лучше рассказчика нет, но поведение все портит. Он не может общаться со сверстниками, хотя очень общительный ребенок. Постоянные конфликты с детьми, он их обзывает, дерется, но говорит, что это они виноваты, они его обижают. В садике воспитатель на него не жаловалась, он баловался, но ни чем не отличался от других детей. В первом классе при поступлении он был одним из лучших учеников, а потом начал скатываться и все из-за поведения. Конфликты были, но не настолько серьезные. Во втором классе ситуация стала усложняться, он перестал вообще как-то реагировать на замечания учителей. Мы постоянно на работе и не можем постоянно уделять ему внимание, только вечером. В выходные стараемся куда-нибудь вместе поехать или пойти. Он ни в чем не нуждается, у него есть все чего он хотел и игрушки и книжки, телефон. Мы стараемся ему устраивать праздники, день рождения, новый год. У него нет мотивации, даже если он чего-то очень хочет, ради этого он не меняет своего поведения. Мы пытались ставить ему условия, меняешь свое поведение получаешь то, что хочешь.

На вопрос отвечает психолог Костоглодова Ирина Викторовна.

Вместе с тем, подобное поведение детей зачастую сигнализирует о скрытых процессах, происходящих в семье. Что произошло в вашей семье в последнее время? Возможно ссора или конфликт, который вы скрываете от сына. Дети прекрасно чувствуют любые изменения в отношениях среди членов семьи, но не осознают их и не могут выразить вербально. В таких случаях бывают изменения в поведении детей. Не зная всех деталей, сложно судить, в чем конкретно причина подобного поведения вашего сына и каким образом ее исправить. Я рекомендую вам посетить психолога всей семьей. С детьми очень хорошо работает метод песочной терапии.