Ребенок не хочет идти домой из садика. Психология ребенка от а до я Ребенок не хочет идти домой

Часто родители сталкиваются с такой проблемой, что их чадо не хочет идти в детский садик. Но иногда ребенок наоборот не хочет возвращаться из него домой. И если первая ситуация вполне типична, то вторая может вогнать родителей в ступор, а в худшем случае – принести разочарование в себе. Но не стоит заранее расстраиваться в своих родительских способностях. Лучше постараться найти причины, почему ребенок не хочет уходить из детского сада, и понять, как решить проблему.

Причины, по которым малыш не хочет покидать ясли

Существует много причин, почему ребенок отчаянно не хочет возвращаться домой с детского сада. В основе некоторых лежит поведение родителей. Но родители, в большинстве случаев, не виноваты в таком поведении ребенка. Чтобы понять проблему, нужно обратиться к ее причинам. Среди них:

1. Детская привязанность. Человек в детском возрасте склонен привязываться к чему-либо гораздо больше, чем взрослые. Возможно, причина нежелания малыша покидать детский сад кроется в том, что он попросту привязался к своим сверстникам, которые пребывают в нем, воспитателям, либо чему-нибудь, что находиться в помещении или на территории детского сада.

2. Нежелание покидать компанию сверстников. Пребывая в детском саду, ребенок проводит время со своими сверстниками. Ему интересно, весело, и он не хочет отлучаться от своего «коллектива».

3. Стресс. Как ни странно, но причиной подобного поведения может быть простой стресс. Невзирая на то, что в садик малыш идет с удовольствием, для него это все равно перемена, поэтому истерические реакции, связанные с возвращением домой, могут быть внешним выявлением стресса.

4. Недостаток домашнего внимания. В садике малыш постоянно ощущает на себе внимание других людей, будь-то воспитатели или другие дети. Но если дома родители уделяют ему меньше внимания, не играют с ребенком, не общаются, то вполне закономерно, что он не будет хотеть покидать садик.

5. Неумение родителей контролировать свои эмоции. Как и в предыдущем случае, вина лежит на родителях. Если дома на малыша кричат, повышают голос, часто наказывают – он будет воспринимать ясли как спасение от этого.

Решение проблемы

Какова бы не была причина того, что ребенок не хочет уходить из детского сада, подобное поведение малыша может привести к дискомфорту родителей, особенно если папы и мамы других малышей с этим не сталкивались. Но решить проблему можно, главное понять, в чем ее причина.

Если малыш не хочет отрываться от своих маленьких друзей, можно после садика привести малыша на детскую площадку, что бы он еще поиграл со своими сверстниками. Но не всегда у родителей есть возможность ждать, пока их чадо наиграется. В таком случае можно попробовать забирать малыша из садика одним из последних (но не последним, иначе ребенок ощутит себя ненужным), когда большинство его друзей покинут ясли, и у него не будет больше причин оставаться. Тем самым, родители покажут ребенку, что другие дети тоже уходят домой.

Другое дело, когда вина лежит на родителях. Если это так, тогда им придется сменить модель своего поведения, каких бы усилий это не требовало. Так, после прихода с детского сада, следует уделить малышу хотя бы час своего времени. Пообщаться с ним, поиграть. Чтобы малыш не боялся возвращаться домой, необходимо воздержаться от криков и истерик. И ни в коем случае нельзя доходить до рукоприкладства.

В любом случае, родитель, забирающий малыша, должен улыбаться ему, давать понять, что он соскучился по нему, нуждается в нем. Нужно дать ребенку понятие того, что он нужен родителям. Кроме того, не лишним будет забирать малыша в одно, и то же время, не опаздывая.

Приветствую всех. Лето уже очень близко, и это значит, что дети все больше и больше времени проводят на улице. Знакомы ли вам , когда пришло время идти домой, а он изо всех сил сопротивляется? Да, дети готовы гулять днями напролет. Они играют, везде лазают, исследуют новые места, делают новые открытия и порой очень сложно уговорить карапуза закончить игру и уйти с площадки. Наша дочка готова в теплую погоду гулять, пока не свалится от усталости, но это, согласитесь, тоже не выход. И в этом посте речь пойдет о том, что делать, если ребенок не хочет домой.

Для того, чтобы избежать множества конфликтов, существует довольно много способов завлечь и заинтересовать малыша, чтобы увести его домой.

Первый способ известен многим родителям – выбор без выбора. Вам не нужно заострять внимание ребенка на том, что пора собираться домой. Вы предоставляете ему выбор самостоятельно сделать то или другой действие. «Ты хочешь положить ведерко и лопатку в пакет или понесешь в руках?», «По какой дорожке мы пойдем: по тропинке или по полянке?» и т.д. Благодаря таким несложным приемам, дети переключают внимание и начинают делать выбор, а не оказывать сопротивление.

Второй способ – обещание чего-то интересного для ребенка. Создайте ему приятную перспективу: «Если ты быстренько соберешься, мы успеем посмотреть мультфильмы/ порисовать/почитать сказку/поиграть с машинками и т.д.» Применяя такой способ, нужно помнить о возрастных особенностях собственного чада, а действовать нужно уверенно и доброжелательно.

Малышам очень сложно переключаться с одной деятельности на другой, поэтому спорить с ним и что-то доказывать, а тем более взывать к совести – дело бесполезное. Порой достаточно просто сказать: «Нам пора идти. Давай поиграем в поезд. Я буду паровозиком, а ты вагончиком». Даже, если ребенок будет протестовать, то недолго, т.к. у него уже есть интересная альтернатива. Для начала можно и не говорить, что вы едете домой, чтобы отвлечь внимание ребенка, а уже по дороге можно сообщить, что вы направляетесь в сторону дома.

Помимо паровозика существует еще много способов отвлечь ребенка и повести за собой: это и «сюрприз» (яркая или блестящая игрушка или другая мелочь), который неожиданно появляется у мамы в руках или траве, это и птички/самолеты/ вертолеты/машинки, которые спрятались вооооооон там, это и соревнования по быстрому складыванию игрушек в пакет, это и просьбы о помощи донести сумку или указать дорогу к дому. В крайнем случае, можно принести домой песок в ведерке и устроить домашнюю песочницу. Сначала правда придется приучить ребенка играть только в одном месте, а не растаскивать песок по всей квартире.

Главный смыл вышеперечисленных способов – предложить одну интересность вместо другой. Такое взаимовыгодное сотрудничество подойдет не только малышам, но деткам постарше.

Теперь предлагаю посмотреть на ситуацию, когда ребенок не хочет идти домой, с другой стороны. Подумайте над тем, а почему он все же сопротивляется и не хочет уходить с прогулки. Возможно, у него есть опыт того, что когда он придет домой, то ему предстоит заняться каким-нибудь неинтересным, скучным делом. Может быть, дома он видит постоянно рассерженную или вечно занятую маму?


Бывают и другие ситуации, когда ребенок ни в какую не хочет возвращаться с прогулки и закатывает истерики. Чаще всего такое происходит из-за банальной усталости. В этом случае можно взять ребенка на руки, выразить свое понимание, пожалеть и унести его домой. Иногда такие истерики могут свидетельствовать и том, что он уже научился манипулировать, видя, что мама все равно ему уступит. Если это явные попытки манипулировать, то истерику нужно проигнорировать, лишив ребенка внимания. После того, как малыш утихомирится, внимание нужно вернуть, а про неподобающее поведение забыть. Этот прием подойдет для детей младше 3 лет, если более взрослый ребенок ведет себя таким образом – это уже неприятный признак распущенности и здесь обязательно нужно ввести наказание.

Ребенка постарше, нужно ограничивать во времени. Например, можно предложить поиграть еще 10 минут, показав время на часах и объяснив, когда это минуты истекут или 5 раз скатиться с горки, а потом собираться домой.

Включив фантазию и следуя этим несложным рекомендациям, вам вполне удастся решить ситуацию и научить ребенка уходить домой без слез и истерик.

Если у Вас есть свои секреты, которые помогают Вам найти взаимопонимание с детьми, буду рада, если вы поделитесь ими в комментариях.

Может быть и вам знакома такая ситуация: пора вести ребенка домой с прогулки, а он не хочет , упирается, убегает, капризничает. Одним словом ваши желания явно не совпадают. С одной стороны, если хорошая погода и спешить особо некуда, то почему бы не погулять подольше. Тем более, что ребенок не просто понуро сидит на лавочке, а бегает со своими сверстниками, играет, общается. Это же очень неплохо. Но ситуации бывают разные. Недавно я нашел чудесный способ увести ребенка домой без истерик и вообще без лишних разговоров. Если интересно, читайте далее...

Даже в том случае, когда торопиться особо некуда, все равно могут быть причины увести ребенка домой. Например, становится холодно и ребенок может замерзнуть (да вы и сами не каменные, тоже начинаете подмерзать). Или родителю пора идти на работу, или заниматься неотложными делами. Или пора обедать, а потом спать. Одним словом, иногда надо действительно как-то увести ребенка с улицы .

У нас дополнительной проблемой было то, что от парка, где мы обычно гуляем, до дома примерно 5 минут хорошего хода. Но если ребенок устал, идет нога за ногу, периодически останавливается чтобы передохнуть, эти пять минут могут запросто превратиться в двадцать пять.

Раньше было проще - подхватил малыша на руки и все довольны: он отдыхает, а я радуюсь, что через пять-семь минут мы уже окажемся дома. Более того, когда ребенок сидит на руках, с ним удобнее разговаривать.

Но сейчас малыш весит уже чуть менее 20 килограмм при росте 107 см. Взять на руки такую "лошадку" конечно можно, но далеко ее не унесешь.

Так что до недавнего времени дорога с прогулки домой подчас выливалась в длительный и малоприятный процесс.

Но однажды мне в голову пришла одна мысль. Наш ребенок вообще любит музыку. Когда мы дома он часто просит включить ему детские песни, которые я закачал в свой смартфон. Он не пляшет под них, а слушает спокойно и очень внимательно.

Как-то возвращаясь с малышом с прогулки я подумал: почему бы не включить ему его любимую музыку. Ведь смартфон же был при мне.

Я сделал это и положил устройство в карман куртки, чтобы он был расположен недалеко от головы понуро шагающего рядом ребенка. И тут случилось маленькое чудо. Мы прошли расстояние от парка до дома так шустро, что было даже удивительно. Малыш не останавливался, не капризничал, не жаловался на усталость.

Возможно, эта идея покажется вам полезной. Даже если ваш ребенок не очень-то любит музыку, можно закачать в смартфон, например, аудиозапись сказки. Одним словом, это обязательно стоит попробовать, если ребенок отказывается идти домой с прогулки.

Дочке 3 года и 2 месяца. С сентября пошли в детский сад. Пошла хорошо, с удовольствием. Она очень-очень общительный ребенок, и до сада она очень страдала, если мы выходили на улицу,а детей на площадке не было.В поликлинике тоже убегала играть с детьми, не боясь меня потерять. До сада долго ходили с ней на развивалку и ей очень нравилась различная "коллективная деятельность". Если всех сажали рисовать, вместе выполнять задания, все это ей нравится значительно больше, чем один-на-один. В общем, нас нисколько не удивило, что и в сад она пошла с удовольстивием. Не плакала там ни разу. Около месяца водили ее на полдня (правда, были перерывы на болезни), потом стали водить на целый день (с 8 до 16.30). В саду все нравится, любит воспитательниц.

НО: последнее время начались истерики после сада...Несколько раз я замечала, что как только я забирала из сада совершенно довольного ребенка,у нее резко портилось настроение и она находила повод для истерики..Типа "хочу сама свет включить", а не дотягивается, я предлагаю поднять ее "нет, не хочу, хочу сама", скамеечку подставить не хочет, хочет сама и все тут, в итоге истерика минут на 15, потом все проходит и ребенок совершенно довольный. А последние пару дней начался вообще ужас-ужас.

Вчера она просто не давала мне помочь ей одеться..(хотя обычно не любит одеваться сама), сама надела штаны свитер, сапоги, а с шарфом не получалось, все попытки помочь встречала с истерикой...кричала, что пойдет так и т.д., потом плакала, что домой не пойдем "я хочу тут с тобой стоять", я и уговаривала, и отвлекала...только минут через 20 она успокоилась, далась одеть ее и пошла домой, дальше все было хорошо, совершенно нормальный довольный ребенок, объяснить почему плакала, не может.

Сегодня было еще хуже..Пришла за ней за 5 мин. до вечерней прогулки. (у нас вообще детей оч. рано разбирают). Она меня увидела, сразу же пошла обратно к воспитательнице и начала ныть, что домой не хочет. Воспитательница сказала, что все равно сейчас все будут одеваться и пойдут на улицу. В итоге дети вышли одеваться, многих тут же забрали родители, Лиза мне опять не дала помочь ей одеться, начала плакать, что хочет, чтобы ее одела воспитательница...она одела. Потом она начала мне говорить "Мама, иди домой, а я буду гулять с Мариной Александрой"...Я ей говорю, ну пойдем вместе погуляем.."Нет, не хочу"..В итоге вышли..Осталась только воспитательница, один мальчик за которым еще не пришла мама и мы с Лизой. Лиза ходила копала, играла со снегом, совершенно спокойно со мной разговаривала, вовлекала в игру. Поиграли. Потом я ей сказала, что давай еще 10 раз копнем и скажем всем до свидания и пойдем домой, посмотрим снег по дороге ит.д. (дочке снег оч. нравится). Она согласилась, дошла со мной до калитки сада и в рев.."Не хочу идти..." Я поняла, что уговоры уже не помогают..взяла ее на руки и понесла..всю дорогу она вырывалась, орала жутко..потом начала орать "давай посидим с тобой", я села на корточки, ее посадила, она сидела, я ее утешала, разговаривала с ней, отвлекала...просидели минут 15..я говорю, ну пойдем потихоньку уже..она опять в рев...В итоге опять тащила ее на руках, затаскивала ревущую в автобус...в общем ужас..Домой так и пришла с ней ревущей, она сказала, что будет сидеть на лестничной клетке..разрешила..Она там рыдала минут 15 еще..просила постоять с ней..потом вошла, стала успокаиваться и все. Снова совершенно нормальный ребенок, играем с ней, читаю книжки, собираем пазл - все ОК! Довольна жизнью.

Но что это???? Почему она не хочет домой?
Дома у нас совершенно нормальная обстановка...с ней занимаются, да и ведет она себя вполне нормально.
Несколько удивляет только то, что дома у нас бывают небольшие капризы по разным поводам, а в саду воспитатели говорят, что она ведет себя "идеально", даже если не доспит и ее разбудят, не плачет..Я думаю,может быть в саду она себя сдерживает, а дома все накопленное выплескивает?
Воспитательница мне сказала, что Лиза им рассказывала, что дома у нее там книжки с наклейками, и слоник-пазл и какие ей игрушки мама с папой подарили..в общем, ничего такого негативного...
Я уже не знаю, что и делать. Я знаю, что это может быть кризис трех лет, но там все трехлетки и все на моих глазах радостно прыгают на пришедших за ними родителей и идут домой... а у нас такое...
Я в жутком расстройстве...

Увести ребенка с улицы, порой, не так уж просто. Маленькие своенравные человечки не готовы безоговорочно считаться с мнением родителей и на уговоры не поддаются.

Дети со спокойным темпераментом худо-бедно уходят с мамой за ручку с игровой площадки. Импульсивные крохи показывают все, на что они способны: фейерверк эмоций, валяние в песке, бегом подальше от мамы, не глядя по сторонам.

Помню, как тащила своего, буквально, животом по земле, до самого подъезда, чтобы завести домой с улицы. С полутора лет мы ни разу не зашли домой спокойно. Однажды я так устала с ним воевать, что решила дать нагуляться вволю, пока не отключится прямо в песочнице.

Через 4 часа бесконечного кружения по площадке и активных игр, мой ребенок сам залез в коляску, и мы спокойно уехали домой. Итого, мы гуляли с 10 утра до 3-х дня.


Прекрасно, почему бы не гулять так каждый день, правда? Нагуляется - сам домой пойдет. Захочется же ему есть, пить, спать, в конце концов. И все останутся довольны: ребенок выгулян на 150%, мама сохранила немного нервных клеток. Но есть нюансы: непогода, режим дневного сна, мокрые ноги, усталость и так далее.

Последнее - одно из самых опасных состояний, на мой взгляд. Есть дети, которые от усталости просто засыпают. Мой ребенок, если устал, переключается в «режим халка».

Однажды после дня в лесу и долгой обратной дороги домой, вопреки всеобщим ожиданиям «он так набегался, что вырубится по пути домой», мой вертолет так и не уснул. До глубокой ночи концертировал.


Поэтому выгуливать «до потери пульса», чтобы спокойно уходил с площадки домой, тоже не вариант. Вот небольшие хитрости, которые срабатывают на моем гиперактивном мальчике:

  • «Через 10 минут идем домой» , - говорите вы спокойным и уверенным тоном. Да, дети в возрасте 2-3 лет не понимают время. 10 минут для них - это пустой звук. Но они слышат решительный голос мамы и доступное объяснение: идем домой, чтобы покушать, отдохнуть и набраться сил для вечерней прогулки.
    Через 5 минут мама говорит, что осталось еще 5 минут, и спрашивает, успел ли малыш попрощаться со всеми детьми на площадке? «Сейчас Глеб САМ соберет свои игрушки, САМ скажет деткам «Пока» и САМ пойдет домой кушать вкусный супчик».
    Детские психологи уверяют, что главное - сформировать положительный эмоциональный образ у ребенка: он самостоятельный и достаточно взрослый, чтобы все делать без помощи мамы. Ближе к трем «Я - САМ» будет проскакивать лейтмотивом везде. Сразу скажу, у нас этот способ срабатывает один раз из 10-ти.
  • «Смотри-ка! Самолет! Побежали его догонять» - и пока ребенок увлеченно бежит за самолетом (к тому красному пакету, вон к той кормушке и т.д.), мама быстро собирает все игрушки в пакет и догоняет своего марафонца.
    Самый простой способ переключения внимания. У нас срабатывает один раз из 5-ти. То есть более действенный способ, чем тайминг. Каждая мама обладает огромной фантазией, поэтому всегда можно придумать, за чем именно пробежаться в направлении дома.
  • «На конфетку!» - самый верный способ увести ребенка с улицы без истерики, дать ему конфетку (печенье, вафлю, булочку и т.д.). У нас срабатывает 10 раз из 10-ти.
    Мы установили такой ритуал: «Хочешь конфетку - идем домой». Безоговорочно. Ребенок всегда выбирает конфетку. И сразу оговорюсь, это - единственное, что поощряется сладостью. Дома всегда есть, чем занять/унять и без конфетки. А вот уйти спокойно с детской площадки, не теряя лицо, конфетка очень помогает.



  • «Под мышку и вперед!» - так и хочется добавить, к светлому будущему. Но на самом деле, такой способ увести ребенка с площадки применяется чаще всего. В «доконфетный период» (до 2-х лет) мы пережили сотни истерик на улице.
    Иногда на помощь приходили другие мамы, потому что унять Глеба в одиночку было невозможно. Уговаривали, отвлекали и развлекали, и почти всегда терпели крах в своих попытках.
    У детей периодически бывают истерики ради истерики. И тут «режим халка» включаю я. Молча под мышку, в коляску под ремень и, несмотря на несусветный ор, прямым ходом домой. Дома разберемся, как говорится.
  • «Мама уходит» - ну и пусть себе идет. У нас почти никогда не работает такой способ, но он есть, и я его изредка применяю, поэтому стоит упоминания. Так вот, когда мама уходит, мой ребенок продолжает носиться по площадке, или сидеть в песочнице, или крутить педали велосипеда в обратном от дома направлении. Несколько раз эта фраза спровоцировала истерику сильнее, чем намечалась.

И последнее, совершенно точно не работают угрозы, окрики и шлепки по попе. Ребенок только больше расстраивается, а надежда увести домой спокойно и вовсе тает в воздухе.