Ребенок не хочет делать уроки. Что делать, если ребенок не хочет учить уроки

В этой статье мы разберемся, почему ребенок не желает учиться, а также дадим действующие советы, как это желание в нем зажечь и направить его действия в правильное русло жизни.
- «Пока с ребенком делали уроки, все соседи выучили таблицу умножения, а собака может пересказать повесть.», ― анекдот, который прочитав, улыбнутся все родители, чьи дети носят гордое звание «Школьник».

Особую актуальность методы и способы выполнения домашнего задания с любимыми чадами обретают в тот день, когда с календаря срывается последний листок, оповещающий о завершении лета. Пройдет всего неделя и на учителей и психологов посыплются вопросы:
- «Почему мой ребенок не хочет делать уроки»;
- «Как заставить ребенка выполнять домашнее задание».
Все чаще в квартире будут раздаваться крики, угрозы и намеки на применение физической силы.

Ответьте на вопрос «Почему ребенок не хочет учиться?»

Если вы не хотите, чтобы описанное выше стало сценарием жизни в вашем доме, начните с малого ― разберитесь в причинах нежелания ребенка выполнять домашнее задание.
- «Он просто ленится!», - часто возглашают родители.
Но психологи находят, как минимум, 5 причин, которые способны ответить на этот вопрос:
1. Отсутствие мотивации. Большинство из нас относятся к поколению детей советского прошлого, в котором связь образования и положения человека в обществе была очевидна. Новые знания давали восторг, что выступало главным двигателем учебной мотивации. Что же сегодня происходит? Родители, невольно разговаривая между собой, дают понять ребенку, что успех в жизни зависит не от образования и усилий, а во многом определяется связями и деньгами.

2. Негативный ярлык. Колкое замечание и постоянное акцентирование внимания на лени ребенка сделает из него лентяя. Здесь, как никогда, уместна фраза: «Как корабль назовешь, так он и поплывет!».

3. Ещё одна причина кроется в родительской ошибке, которая заключается во всесторонней опеке. Желая дать ребенку все, чего не было в нашем детстве, массово скупаются самые новые игрушки, компьютеры, планшеты и приставки. В результате использования различных компьютерных игр дети делают ошибочный вывод, что мир строится без социальных навыков и физических усилий.

4. Скучно! В одно слово умещается практически половина случаев нежелания детей выполнять домашнее задание. Многим нравятся сложные задачи и настоящий мозговой штурм, но и они могут с нежеланием приниматься за работу, если она для них слишком простая и неинтересная.

А также...

5. Ребенок боится, что не сможет справиться с поставленной перед ним задачей.

6. Некоторые ребята не хотят делать Домашнее задание по тем или иным предметам, потому что они для них непонятны, сложны.

7. Как ни парадоксально, но иногда именно взрослые виноваты в том, что ребенок отказывается от выполнения Домашних заданий.

Домашние задания даются ребёнку для того, чтобы он ещё раз повторил материал, пройденный в школе и усвоил его полностью. Именно при выполнении Домашних заданий ребёнок имеет большее право на ошибку, чем на контрольных. Поэтому относиться к ним, как к индикатору успеваемости, не стоит!

Как заставить детей учить уроки. Метод кнута и…

Слово «заставить» в данном случае является самым неподходящим и бесполезным. Мотивация к познанию формируется у малышей еще в раннем возрасте, как только они начинают свободно передвигаться.
Самые простые фразы закладывают познавательный интерес:
- «Посмотри, какой листочек…»;
- «Попробуй сделать это самостоятельно!».
Готовность пробовать новое и искреннее удивление ребенка должны поощряться, хвалите своего малыша за внимательность, находчивость и сообразительность .
Когда ребенок подрастет и перейдет в категорию школьников, акцент перемещается в сторону интеллектуальных достижений и теперь вся похвала его «Я» полностью зависит от отметок.

Будьте с ребенком «на связи».
Берите ориентир на его чувства и обязательно показывайте свою заинтересованность, запомните простые фразы:
- «Мне тоже не все равно…»;
- «У тебя глаза горят от счастья. Ну-ка делись…»;
- «Я тебя понимаю… Вижу, что ты приложил максимум усилий...».

Если вы хотите выразить свое огорчение или неоправданные ожидания, говорите об этом четко, но не критикуйте ребенка, помогут фразы следующего типа:
- «Я ожидал большего. Некоторые задания требуют от тебя больше времени...»;
- «Почему ты не обратился за помощью к взрослым...».

Внятно и открыто хвалите достижения ребенка, а не его самого, замените фразу: «Ты у меня такой умный» на фразу:
- «Ты выбрал такое интересное решение. Умно…»;
- «Мне очень нравится ход твоих мыслей...».

Откажитесь от мотивации в виде собственного счастья или самочувствия.
Никогда не произносите фразу:
«Я буду самой счастливой, если ты принесешь хорошую отметку!», - некоторые дети могут постараться угодить маме или папе, но ведь стоит понимать, что они учатся не для нас.
Лучше скажите: «Я опасаюсь, что если сейчас мы не позанимаемся, в дальнейшем будут большие проблемы...».

Системно-векторная психология Юрия Бурлана

Разобравшись в векторальном наборе ребенка, можно избежать большего количества конфузов, которые напрямую связаны с образовательным процессом. Немало проблем связано с контрарностью внутренних качеств ребенка с вектором родителей. Считая себя истинными в последней инстанции, мы, родители, часто воспринимаем ребенка через собственную призму, совершая при этом главную ошибку воспитания.

Дети с кожным вектором имеют прекрасную краткосрочную память, они способны удивить своей логикой и математическими способностями. С первого класса такие дети очень быстро справляются со всеми занятиями, если когда-то доберутся до их выполнения. Вернувшись со школы, такой ребенок предпочтет просмотр телевизора, прогулку и придумает себе еще массу занятий, уроки стараются откладывать на самый последний момент.

Родителям таких детей следует выбрать тактику воспитания, которая будет включать обязательный контроль результатов и здоровое ограничение свободы действий, кроме того, данные рекомендации следует применять к ребенку с раннего детства. Если родители имеют анальный вектор и все присущие ему качества, они будут стараться воспитать в детях послушание, усердие, усидчивость. Они уверены в том, что быстро выучить уроки невозможно, поэтому своего «кожного» ребенка заставляют длительное время сидеть за столом и скрупулезно выполнять задания. Такое воспитание подобно смерти для детей, в которых природа заложила ловкость, гибкость и жажду перемен.

Если ребенку свойственны качества анального вектора, это проявится в нерешительности, боязни начать новое дело, неуверенности и перфекционизме. Выполнять свое домашнее задание они будут долго и тщательно, что на первый взгляд выглядит как медлительность. Если родители обладают противоположным вектором, конфликты будут возникать из-за желания взрослого получить быстрый результат и постоянных упреков в нерасторопности. Подгоняя такого ребенка, вам еще дольше не получить ожидаемого результата и вы рискуете воспитать агрессивного упрямца.

Дети со звуковым и зрительным векторами обладают жгучей страстью к познанию. Они учатся, потому что им это нравится, им хочется быть компетентными в различных вопросах. У таких детей практически не бывает проблем с выполнением домашнего задания, но учебная идиллия продолжается ровно до тех пор, пока к ним не применяется физическая сила, крик и манипулирование развлечениями или игрушками. Помните, уважаемые родители, такие дети никогда не будут работать на результат, они учатся для познания.

Тяжелее всего в учебе детям с оральным вектором. Они не смогут выучить домашнее задание в одиночестве, поскольку требуют многократного повторения материала вслух.
Главное правило ― выбирайте метод воспитания, ориентируясь на потребности ребенка, а не свои собственные!

----

Родители со всего света хотели бы узнать ту волшебную формулу, которая побудит их детей делать Домашнее задание!
Увы, это не произойдет по взмаху волшебной палочки, однако, существуют способы, которые помогут развить ваших детей и приучить их регулярно выполнять домашнюю работу.
Для некоторых родителей будет более эффективным просто изменить отношение к детям, а так же к тому, как пробудить в них желание к самостоятельному изучению. Не волнуйтесь, это не так трудно, просто необходимо поработать над этим.

Шаги

    1. Задумайтесь о преимуществах выполненных домашних заданий. Если вы уверены, что домашняя работа – бесполезный труд, то вам будет еще труднее заставлять детей ее выполнять. Есть несколько причин, по которым нам задавали домашние задания:

    • Домашняя работа закрепляет знания, полученные во время уроков. Иногда, знания не могут закрепиться сразу, без должной практики, поэтому, времени урока может далеко не всегда хватать для нормального понимания предмета, ребенку может потребоваться больше времени. Особенно это касается математики и точных наук.
    • Иногда, посредством домашней работы, дети могут самостоятельно изучить новый материал, которые они не успели пройти в школе, опять же, из-за отсутствия времени. Это так называемый «познавательный» момент домашних заданий.
    • Домашняя работа воспитывает самодисциплину, обучает умению распределять свое время, организовывает, развивает концентрацию внимания, а так же чувство ответственности. Самодисциплина – это очень важная характеристика, которую можно приобрести только в работе.
  1. 2. Смиритесь с фактом, что большинство детей не любит делать уроки. Когда вокруг столько всего интересного, особенно, в наш век цифровых технологий, трудно сосредоточиться на домашних заданиях, поэтому бросьте эти попытки. Как родитель, наставник, или другой человек, ответственный за то, чтобы дети выполняли домашнюю работу, вы должны понимать, что принимать этот факт – не значит соглашаться с ними. Речь идет о понимании и попытках понять, в то же время, устанавливая определенные границы и придерживаясь ожиданий, что они будут это делать.

    3. Будьте помощником, а не руководителем. Вы можете задабривать, просить, кричать, угрожать, подкупать и просто прыгать на месте хоть до посинения, но ни один из перечисленных способов не подействует на ребенка так, как нужно. Конечно, они отреагируют на ваше резкое поведение, на вас, стоящих у них за спиной, пока они не начнут работать, но не так нужно выполнять домашние задания, да и у кого будет столько времени, чтобы следить за ходом работы, когда вокруг еще столько дел? Вместо этого, постарайтесь упростить процесс выполнения домашней работы как можно сильнее:

    • Сделайте рабочее место удобным, тихим и не отвлекающим, чтобы дети могли спокойно заняться работой. Идеальным будет, если не будет слышно прохожих и машин, вокруг не будет лишних электронных устройств, а другие дети не будут играть вокруг.
    • Убедитесь, что у вашего ребенка все, что нужно, находится под рукой – будь то книга, или компьютер, калькулятор, или телефон с калькулятором, убедитесь, что у него есть все необходимые материалы, если он работает над каким-то проектом, чтобы не слышать отговорки вроде «У меня нет того, что мне нужно». Посидите немного с ними, чтобы убедиться, что у них есть все необходимое, включая все полезные сайты, которые могут им потребоваться, или дополнительная справочная литература.
    • Предложите ребенку рассказывать вам о том, как продвигается его домашнее задание, или об интересных фактах, которые он узнает.
  2. 4. Обсудите домашнюю работу с вашими детьми прямо и спокойно. В начале каждой четверти, или семестра, присядьте и поговорите с вашим ребенком о том, как он собирается делать домашнее задание в ближайшие месяцы. Таким образом, вы устанавливаете негласные правила, о которых вы сможете напоминать, если ребенок будет лениться, или хвалить, когда дети будут выполнять все работы.

    • Предоставьте выбор детям. Вместо того, чтобы усаживать ребенка за домашнюю работу, проведите семейную беседу, чтобы обсудить, когда ему удобнее всего ее делать. Дайте детям шанс почувствовать, что они сами выбрали, когда будут выполнять домашнее задание – до обеда, после обеда, или половину до и половину после. Единственное условие, которое можно поставить – не делать домашнюю работу прям перед сном – выберите время, до которого все домашние задания должны быть выполнены; таким образом, вы сможете предложить им что-либо взамен перед сном, например, почитать интересный рассказ, или поиграть в любые игры. Вы можете помочь им и тем, что будете подавать ужин регулярно, в одно и то же время.
    • Найдите, есть ли предметы, которые вызывают у ваших детей затруднения. Спросите их, не нужна ли им дополнительная помощь в этих предметах (вы, старший брат, или учитель, например). Иногда, домашняя работа не выполняется просто потому, что они не могут понять предмет ни дома, ни в классе.
    • Помогите ребенку разобраться, какой тип домашнего задания является трудным, а какой простым. Если ваш ребенок будет сначала работать над трудными заданиями, то он приложит больше усилий к их выполнению. Материал попроще будет идти быстрее, как только начнет появляться усталость.
    • Договоритесь о времени, когда ребенок не будет делать домашнее задание, например, выходные, или ночь пятницы, и т.д. Позвольте им самим решить, как они проведут это свободное время.
  3. 5. Используйте поощрения для дополнительной мотивации. Похвала за хорошую работу, а так же игнорирование, или отбрасывание низкой производительности, могут помочь вашим детям работать лучше и без лишних нервов, вместо того, чтобы переживать негативные стороны домашней работы.

    • Будьте осторожны с наградами за хорошо выполненные задания. Здесь основная цель состоит в том, чтобы полагаться на собственную мотивацию (которая вызовет удовлетворение от выполненной работы), а не погоню за материальным вознаграждением. Материальное вознаграждение сильно демотивирует ребенка, потому что он будет выполнять домашнюю работу не для того, чтобы получить чувство выполненного долга, или получить новые знания, а для того, чтобы поиграть в новую игру на его приставке, или получить какую-то новую вещь. Редкие материальные награды за отлично проделанную работу по проекту могут сыграть свою роль, однако, постоянных наград лучше всего избегать.
    • Наградите ребенка за выполненную домашнюю работу посредством интересных игр, или игрушек, и не забудьте сказать ему о том, какой он организованный и ответственный. Очень важно назвать причину, почему вы так гордитесь вашим ребенком, чтобы он сам это знал. Идея состоит в том, чтобы «ловить» их на том, что они делают хорошо и говорить им об этом.
    • Игнорируйте низкую производительность. Когда ваши дети не достигают поставленной цели – не указывайте им на это. Просто напомните, что вы договаривались с ними о выполнении домашней работы, выразите свое расстройство и надежду на то, что на следующий день ситуация изменится.
    • Пусть настоящие награды будут простыми, например, прогулка по парку, или пицца на дом, поиграть в игру, в которой вы чаще всего проигрываете, или поход в зоопарк. Таким образом, вы больше времени проводите с ребенком, ребенок сам заинтересован в выполнении домашних заданий и вы все получаете море удовольствий.
  4. 6. Переложите ответственность с вас на вашего ребенка. Это может быть непросто, особенно, если вы чувствуете свою ответственность за выполненное домашнее задание, однако, это важно, чтобы ваш ребенок научился отвечать за свои поступки и выполнение домашней работы, поэтому, все последствия должны оставаться за ним, а не за вами. Не вскидывайте груз ответственности за нежелание вашего ребенка делать домашнее задание на свои плечи; вы обеспечили ему место и все необходимые материалы, определили время для домашней работы, поэтому, это будет уроком для вашего ребенка и научит его ответственности. После нескольких раз невыполнения домашней работы и разбирательства с последствиями, ребенок поймет, что это его собственная ответственность в данном вопросе. Это не значит, что вам должно быть совершенно безразлично. Это значит, что вы должны попытаться привить вашему ребенку чувство ответственности за его поступки.

    7. Позвольте детям справляться с последствиями не сделанной домашней работы. Учителя не очень рады, когда их ученики не выполняют домашнюю работу. Если ваш ребенок категорически отказывается делать домашнее задание, то подождите, и он сам увидит, что сделает учитель на следующий день. Скорее всего, он начнет делать задания после этого!

    • Конечно же, если у вашего ребенка есть какие-либо отклонения, вам придется внести некоторые изменения к вашему подходу. Но не пренебрегайте помощью людей, которые обучены работать с детьми, у которых имеются отклонения; лучше всего попросить о помощи, когда вы не знаете, что делать дальше.
  5. 8. Забудьте о том, чтобы постоянно помогать детям делать домашнюю работу. Если ваш ребенок должен выполнить работу самостоятельно – оставьте его в покое. Если вы будете слишком много помогать ребенку, то домашние задания потеряют свой положительный эффект. Домашние задания – это отличный способ развить самостоятельность в обучении любым вещам на всю жизнь.

    9. Будьте заинтересованы, но не суйтесь к ребенку постоянно. Никто не любит людей, которые постоянно пристают, и дети тоже. Постарайтесь выражать заинтересованность в их выполнении домашней работы, но не суйте нос в каждое задание, которое они выполняют.

    • Не требуйте точных подробностей обо всем, что ребенок сделал, как только он вышел из комнаты. Дайте ему слегка передохнуть.
    • Не копайте глубже, чем требуется. Если ваш ребенок говорит «Нам задали домашнее задание по математике», спросите: «А по какой теме?», вместо «Сколько страниц, и что за уравнения? Хотелось бы посмотреть, как ты будешь ее делать».
    • Перестаньте следить за выполнением домашней работы. Просто поверьте в вашего ребенка, иначе, вы закончите тем, что будете проверять все, что он делает, начнете бесить его и закончите тем, что он сядет вам на шею и будет считать, что так и нужно – когда родители делают за него работу.
  6. 10. Делайте ваше домашнее задание одновременно с младшим братом/сестрой. Чтобы побудить младшего ребенка делать домашнее задание – просто покажите ему хороший пример и сами сядьте выполнять ваше задание, чтобы он понимал, что вы так же несете ответственность за выполнение своей работы. Покажите вашему ребенку, что то, что он сейчас делает, может быть связано с какими-либо вещами во взрослой жизни. Если ваш ребенок читает – почитайте тоже. Если ваш ребенок делает математику – займитесь пересчетом семейного бюджета.

  7. 11. Найдите, что мотивирует вашего ребенка. В ходе недавних исследований выяснилось, что дети школьного возраста, у которых есть мотивация найти высокооплачиваемую работу, для которой потребуется высшее образование, намного чаще выполняют домашние задания, чем немотивированные дети, которые готовы работать там, куда их возьмут.

    • Если ваш ребенок хочет начать свою карьеру, которая потребует высшего образования, вы можете объяснить ребенку, что выполнение домашних заданий – это отличный вклад в его будущее.
    • Даже если ваш ребенок не настолько мотивирован, попытайтесь объяснить ему, что при выполнении домашней работы, ему будет открыто намного больше дверей в будущем. Конечно же, такие доводы подойдут только для детей более старших классов, которые уже начинают заглядывать в будущее.
  8. 12. Придумайте другое название для домашней работы. Каждому ребенку режет слух слово «работа». Плохо, когда ребенок связывает с этим словом уборку комнаты, или последствия разбитой вазы с пола, так же как и саму домашнюю работу. Постарайтесь обойти это слово дома, и не важно, что в школе это называется домашней работой, вы можете называть это «домашнее изучение», или «разминка для мозгов», или просто «учеба». В любом случае, замените словом, связанным с обучением и ростом, а не с работой.

    • Относитесь к домашней работе положительно. Отзывайтесь о ней хорошо, а периодически старайтесь напоминать, как она сможет помочь ребенку в будущем. Например, вы можете сказать своей дочери, которая хочет стать актрисой, что она не сможет выучить текст, если не научится грамотно читать. Настрой, с которым вы говорите о домашней работе, будет передаваться и вашему ребенку.
  9. 13. Превратите домашнюю работу в игру. Чаще всего, дети не делают домашние задания просто потому что это скучно. Почему бы не добавить игровой момент?

    • Превращайте задачи по математике в задачи про конфеты, или про деньги. Если речь пойдет о конфетах, скажите, что если он найдет правильный ответ, то получит именно такое количество конфет, как только справится с задачами. Или вы можете играть на деньги в настольной игре, или какие-либо бонусные очки, которые ребенок сможет обменять на награды.
    • Вы можете переделать трудные слова в забавные, чтобы было проще. Либо, вы можете сделать карточки с трудными словами, чтобы ребенок быстрее их запоминал.
  • Поощряйте точность и аккуратность. Если дети делают задания неаккуратно, постарайтесь ловить их на этом и поощрять их попытки сделать домашнюю работу качественно.
  • Ограничивайте телефонные разговоры во время домашних заданий. Держите телефон под рукой и будьте готовы ответить друзьям, что ваш ребенок занят и перезвонит им позже. Если ваш ребенок постоянно переписывается, то попросите его отложить телефон на видное место, и верните его ему, как только он справится с работой.
  • Давайте подсказки, или, если он решает задачи по математике, объясните ему решение на примере похожей задачи. Если вы будете просто давать ответы – ваш ребенок ничему не научится. Если вы будете слишком много помогать ребенку, то он будет считать, что каждый раз когда у него не будет получаться – ему помогут.
  • Будьте в курсе дел. Поговорите с учителем вашего ребенка. Убедитесь, что вы знаете, в чем состоит домашнее задание и каковы правила в классе.
  • Если учитель требует, чтобы вы помогали ребенку с домашним заданием – делайте это. Свяжитесь с учителем. Таким образом, вы покажете ребенку, что школа и дом работают в команде. Следуйте инструкциям, которые вам даст учитель.
  • Будьте решительны. Вы окажете медвежью услугу вашему ребенку, если в один день составите расписание, а на другой просто забудете о нем. Вы пройдете испытание. Будьте готовы, и просто скажите «Мы договаривались, что ты будешь делать это сейчас – так и поступим. Мне уже не терпится обыграть тебя в ту компьютерную игру в 7 вечера».

Предупреждения

  • Будьте внимательны: награждение и похвала вашего ребенка за выполненную домашнюю работу – это не то же самое, что материальные награды, за которые ребенок будет выполнять работу. Никогда не награждайте ребенка материально за выполненное задание, иначе, он всегда будет делать его только ради награды.
  • Не пытайтесь мотивировать их при помощи угроз и запугивания. Вы можете прийти к тому, что они будут слушаться вас во всем, но их доверие к вам будет полностью разрушено.
  • Не лезьте. Будьте готовы ответить на любые вопросы детей по поводу заданий, однако, постарайтесь не контролировать каждый их шаг и каждую выполненную задачу, осуждая их за ошибки.
  • Будьте внимательны: не стоит давить на ребенка, если у него проблемы с выполнением домашней работы. Называя ребенка глупым за любую оплошность, вы тешите только свое самолюбие и отталкиваете их от выполнения работы. Если им будет еще труднее делать домашние задания, то они просто не будут их выполнять. Таким образом, вы просто разрушите их доверие к себе.
  • Выключите телевизор, если ваш ребенок может его слышать. Если у вас есть другие члены семьи, которые часто смотрят телевизор – просто переставьте его туда, откуда ребенок не будет его слышать.
  • Наблюдайте за вашим ребенком – не испытывает ли он злости, когда что-то не получается? Дайте ребенку отдохнуть и собраться с мыслями, если у него что-либо не выходит.
  • Поговорите с учителем ваших детей, если вы считаете, что им задают слишком большой объем домашних заданий. В начальной школе время, в десять раз большее, чем цифра класса, в котором он учится, должно быть нормальным: более 90 минут для учеников средней школы, или более двух часов для учеников 10-11 классов уже слишком много.

Что вам понадобится

  • Подходящее место для выполнения домашних заданий, лучше всего, собственное место для вашего ребенка;
  • Необходимые источники информации;
  • Хорошее освещение и удобный стул;
  • Здоровые перекусы (по желанию) – морковка, или хлопья с тёплым молоком не повредят после выполненной домашней работы.

Рекомендации педагога-психолога родителям, чьи дети отказываются выполнять домашние задания

Поступив в 1-ый класс, дети сталкиваются с большой нагрузкой не только в школе, но и дома, благодаря многочисленным и сложным домашним заданиям. Некоторые дети так устают, что предпочитают игнорировать задания учителя или выполнять их не полностью. Это неизбежно приводит к тому, что ребёнок скатывается на плохие отметки и отстаёт от программы. Но домашнее задание можно выполнять без особых усилий, слёз, лжи и наказаний. Нужно только найти правильный подход к ребёнку.

  1. Домашние задания ребёнок должен выполнять сам. Вся суть этих заданий в том, чтобы ребёнок самостоятельно справился с ними, разобрался с трудными моментами. Если родители приучают школьника к тому, что заданий любой сложности делаются сообща, то у него не будет необходимости прилагать достаточно усилий для того, чтобы как следует разобраться в предмете.
  2. Так как дети в силу возраста и особенностей характера могут пропустить кое-что, сказанное учителем, мимо ушей. Это приводит к тому, что приготовление уроков отнимает слишком много времени, а домашние задания выполняются с ошибками. Это может случиться с каждым, но не стоит корить ребёнка за это, напоминая о прошлых неудачах раз за разом.
  3. Не отвлекайте ребёнка во время выполнения домашней работы. Часто родители сами мешают своим детям готовить уроки. Не давайте ребёнку параллельных заданий, чётко расставляйте приоритеты – сначала уроки, затем всё остальное. Если же ваш ребёнок будет постоянно отвлекаться на просьбы помочь по дому, то для домашних заданий останется не так много времени.
  4. Не нагнетайте страх у ребёнка перед приготовлением уроков. Часто родители сами отбивают у ребёнка желание заниматься. В воспитательных целях родители не редко делают акцент на том, что домашних заданий так много, они такие трудные, что их невозможно выполнить за час или два. Ребёнок расстраивается и не спешит браться за дело, которое – по его представлению – невозможно закончить в срок. Напротив, дайте понять ребёнку, что выполнение домашнего задания пусть и требует усидчивости и времени, но вовсе не невыполнимо.
  5. Не оценивайте ребёнка только по урокам. Многие родители сводят всё своё общение с ребёнком и все требования к нему только к домашним заданиям. Сделал уроки – мы тебя любим, не сделал – будешь наказан. Это заставляет ребёнка считать, что его родители ценят только оценки, а не его самого.
  6. Помогите своему ребёнку распределить работу. Научите ребёнка чередовать сложные задания и лёгкие. Например, выучить короткий стих проще, чем решить сложную задачу, особенно, если ребёнок не слишком силён в математике. Пусть работа начнётся с менее сложных заданий, тогда она будет выполнена намного быстрее и с удовольствием.
  7. Не контролируйте ребёнка во всём. Родители имеют полное право проверять, насколько хорошо и правильно сделаны уроки. Но, в то же время, ребёнок должен учиться сам справляться с заданиями. Поэтому нельзя стоять над душой, пока ребёнок делает уроки. Вы можете вмешаться лишь тогда, когда ребёнок сам попросит о помощи.
  8. Правильно работайте над ошибками своего ребёнка. Когда ребёнок показываем вам приготовленные домашние задания, не указывайте ему на сделанные ошибки. Просто сообщите о том, что они есть, пусть ребёнок сам найдёт и исправит их.
  9. Старайтесь правильно поощрять ребёнка. За несделанные уроки родители часто наказывают детей, но совершенно забывают о том, что за честно выполненные домашние задания нужно поощрять. Иногда это просто ласковое слово, иногда что-то более весомое – всё зависит от традиций вашей семьи. Важно лишь не пытаться подкупить желание ребёнка учиться.

О том, как делать домашние задания, ребёнку много рассказывают в школе, своё представление об этом имеют и родители, но не все думают о том, что и ребёнок имеет право решать, что и как ему учить. Некоторые дети не нуждаются в том, чтобы бесконечно зубрить главы из учебников, чтобы запомнить материал, другим же приходится готовить уроки чуть дольше.

Учитывайте особенности вашего ребёнка и не забывайте, что от вашего отношения к его учёбе зависит и то, насколько она будет нравиться ребёнку.

Видео

Школьное время насыщено не только новыми впечатлениями, общением со сверстниками и интересными событиями. Этот период характеризуется также напряженной учебой и постоянными домашними заданиями, которые ребенок не всегда хочет делать. И порой возникает закономерный вопрос: нужно ли заставлять школьника, или нет?

Ликвидировать причину

Проще простого заставить школьника выполнять домашнее задание. Но подобные действия могут привести только к появлению негатива к школе и школьной жизни. Поэтому родители должны набраться терпения и выяснить, почему же это происходит. В зависимости от выявленной причины уже предпринимать те или иные действия.

Нет интереса к учебе

Младшие школьники с удовольствием выполняют только ту работу, которая им интересна. Некоторые дети не любят выполнять легкие задания, даже если это сделать нужно (как сказал учитель). Задания, к которым отсутствует интерес, выполняются всегда в последнюю очередь, когда ребенок уже устал и хочет спать. О качестве выполнения приходится только мечтать.

Решением проблемы будет повышение мотивации к учебе . Можно придумать систему поощрений за каждое выполненное задание. Или сделать карту сокровищ, на которой нарисованы острова (по количеству дней в четверти). На каждом островке есть несколько точек (учебных предметов), через которые движется фишка (обозначает самого школьника — кладоискателя). Каждое выполненное задание – шаг вперед. К концу четверти ребенок доходит до конца пути и получает клад (билет в цирк, театр, прогулка на теплоходе).

Заинтересовать школьника можно знаниями. Ведь каждый день он узнает что-то новое. Интересно будет завести тетрадку-дневник «Что нового я узнал сегодня». Каждый день в нее записывать все, что узнал в течение рабочего дня. Можно разделять знания по предметам: красной пастой писать то, что узнал на уроке математики, синей – русского языка, а зеленой – на литературе.

Ошибки родительского воспитания

Зачастую у детей пропадает интерес к учебе в результате неправильного подхода со стороны родителей:

  • Если школьнику постоянно напоминать о том, что он бездельник, то он об этом никогда не забудет и станет соответствовать приписываемому статусу: зачем что-то менять, если в тебя никто не верит?
  • Еще одна ошибка воспитания – желание облегчить жизнь ребенка, сделать его детство легким и беззаботным, решая за него все задачи. Конечно, малышу становится неинтересно просто переписывать решенные задания в тетрадь, да и отсутствие закрепления (на это рассчитаны домашние задания) не позволяет полноценно усвоить материал.
  • Когда родители позволяют ребенку долго играть на компьютере или постоянно смотреть мультфильмы, то не стоит удивляться тому, что он будет мало уделять внимания книгам.
  • Иногда школьника заставляют сидеть, пока не выполнит все задания. Это чревато нарушением здоровья и снижением интереса к учебе (как может нравиться то, что заставляют делать?).

Как избежать подобных проблем:

  1. Помочь ребенку поверить в себя, поддерживать даже в случае неудачи.
  2. Никогда не выполнять задания за школьника – это его работа. Можно только помочь при необходимости, подтолкнуть к решению.
  3. Контролировать время, проведенное за компьютером и телевизором. Воспитывать любовь к чтению собственным примером (пусть даже это будут журналы – главное, читать!).
  4. Установить время отдыха ребенка (например, пятиминутный перерыв через 20 минут работы).

Пробелы в знаниях

Непонимание и сложность заданий – частая причина нежелания выполнять задания даже у взрослых. Что уж тут говорить о детях? И смысла заставлять их делать то, что они не понимают, нет.

Единственное решение проблемы – устранение этих пробелов. Можно обратиться за помощью к учителю или нанять репетитора. Как вариант – найти онлайн-тренажеры в интернете по проблемной теме.

Усталость

Ответственные дети стараются выполнить домашнее задание сразу, когда придут домой. Постепенно у них скапливается усталость (ведь организм не отдохнул). А это приводит к эмоциональному напряжению, агрессии, нежеланию учиться. Устают дети, которые посещают большое количество кружков и дополнительных занятий.

Чтобы избежать негативных проявлений усталости, важно обеспечить организму отдых . А это – соблюдение режима дня и полноценный сон. Нежелательно делать домашнее задание после школы – пусть ребенок немного отдохнет, поспит или прогуляется на свежем воздухе, а в 16-00 (когда начнется второй пик мозговой активности) приступит к выполнению упражнений. Начинать лучше со сложных предметов, переходя к более легким.

Конфликт с одноклассниками или учителем

Иногда причиной «нелюбви» к домашним заданиям становятся классный коллектив или конкретный учитель.

Что делать в этом случае:

  1. Определить масштабы «трагедии»: может быть, сама проблема ребенком воспринимается гораздо острее, чем есть на самом деле.
  2. Помочь ребенку разрешить конфликтную ситуацию, посоветовать, как поступить.
  3. Если ситуация не меняется, то ребенка лучше перевести в другой класс (школу).
  4. Если учитель игнорирует школьника, относится к нему предвзято, то следует подумать о замене педагога.

Нельзя игнорировать проблемы социализации школьника. Результатом бездействия может быть не только потеря интереса к учебе: постоянные конфликты провоцируют психические расстройства.

Или не заставлять?

По мнению психологов, заставлять ребенка делать что-либо против его воли не следует. Необходимо помочь ему осознать необходимость и пользу выполнения домашней работы. Все-таки, самостоятельная работа позволяет детям закрепить то, что уже изучили в школе, лучше запомнить материал, научиться его использовать. Пропуск этого этапа провоцирует появление пробелов в знаниях, поэтому делать это не рекомендуется.

Опытные психологи советуют не заставлять ребенка делать домашнее задание, а помочь ему. При этом не забывать о том, что вы – любящие и мудрые родители, одновременно строгие и добрые, справедливые и терпеливые.

В общении с ребенком не следует забывать простые жизненные правила, которые помогут сохранить добрые отношения и доверие:

  • Нужно уважать ребенка, помнить, что он – личность со своими уникальными способностями и характером.
  • Важно постоянно напоминать ему о том, что дорог, помогать поверить в себя, делиться уверенностью в том, что малыш сможет справиться с любой неудачей.
  • Не стоит забывать о том, что дети, какого бы возраста они ни были, нуждаются в родительской поддержке.
  • Не использовать для поощрения учебной деятельности учащихся материальные и денежные вознаграждения – не всегда подобный метод будет действовать, только тогда, когда дети будут нуждаться в чем-то.

Есть еще несколько психологических хитростей, которые позволят помочь ребенку быстрее справиться с заданиями:

  1. Если ребенок делает домашнее задание всегда в одно и то же время, то это постепенно входит у него в привычку, а значит, и заставлять потом будет не нужно.
  2. Уроки лучше делать в тот день, когда их задали: во-первых, знания будут лучше усваиваться, а во-вторых, будет казаться, что домашнего задания задали не так уж и много, ведь часть уже будет выполнена.
  3. С младшего школьного возраста нужно научить детей выполнять упражнения самостоятельно, тренировать умение концентрироваться, чтобы в старших классах уже не контролировать их.

Немаловажную роль для развития учебной мотивации играет : если ребенок не желает возиться с домашней работой, нужно убедить его в том, что своевременное выполнение заданий – это хорошо.

Причиной тому могут послужить такие мотивы:

  • Можно получить хорошую отметку на следующем занятии.
  • После сделанного дела на душе становится легче – она освобождается от груза ответственности.
  • При выполнении заданий развиваются такие качества, как ответственность, усидчивость, умение концентрировать внимание, значит, ребенок постепенно развивается.

Не стоит забывать и о похвале: за правильно решенный пример, за умение находить ошибки, красиво писать, самостоятельность. Похвала рождает в ребенке уверенность в собственных силах, заставляет соответствовать указанному стандарту, пробуждает интерес.

Начало учебного года для младшего школьника — настоящий бич многих родителей и их детей. Огромное количество встревоженных мам первоклашек или деток постарше жалуются, что их ребенок не хочет делать уроки, он невнимателен, ленив, капризен, ребенок не может сосредоточиться, и постоянно прибегает к помощи родителей, даже если домашние задание очень простое. Как научить ребенка делать уроки самостоятельно, и что делать, если ребенок не хочет учить уроки вообще?

В общем, прививать ребенку самостоятельность, ответственность и привычку делать уроки самостоятельно нужно в первом классе. Но, если попытки сделать это не увенчались успехом, игнорировать проблему также нельзя, причем категорически. Важная оговорка - подходы к младшим школьникам в 6-7 лет и 8-9 лет несколько разные, хотя главным по-прежнему остается стимул (как правило, похвала).

Заставить ребёнка делать уроки, приучить делать домашнее задание самостоятельно и аккуратно, конечно, трудно. Но нужно постараться, иначе сегодняшняя нервотрепка в будущем покажется вам «цветочками». Так что крепитесь, дорогие мамочки, и не давайте вашему будущему гению спуску!

. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДЕЛАТЬ УРОКИ В ПЕРВОМ КЛАССЕ?

Что ж, началось! Всякого рода «приятности», связанные с восторгами окружающих по поводу талантливости и сообразительности вашего дошкольника, вдохновенные хлопоты по экипировке первоклассника, да и само празднование 1 сентября, остались в прошлом. А вместо этого выяснилось, что прилежание и желание, с которыми ваш малыш буквально недавно складывал числа, выводил на бумаге первые слова, читал предложения, вдруг куда-то пропали. И выполнение домашних заданий, превратилось в настоящий кошмар. Но что случилось, почему ребенок не хочет делать уроки, куда пропало желание учиться?

. Почему ребенок не хочет делать домашнее задание?

Педагоги-психологи имеют на этот счет совершенно четкое мнение. Если первоклашка не хочет учить уроки, означать это может только одно: у ребенка не получается. И выход только один — родители должны помочь ему и на первых порах делать уроки с ребенком вместе, терпеливо и участливо. Но и здесь есть несколько очень важных психологических моментов.

Даже если ваш малыш посещал детский сад или ходил на специальные подготовительные занятия к школе, от него никогда не требовалось делать домашнее задание каждый день, проще говоря, он к этому просто не привык. Мало того непроизвольное внимание и память — когда ребенок может запомнить содержание едва не целой книжки, не замечая этого, — начинают угасать, и как раз в шесть-семь лет. А вот произвольность — способность заставлять себя усилием воли что-то делать - только начинает формироваться. Поэтому вашему первоклашке сейчас совсем несладко, и лень здесь совершенно не причем. Какой выход?

Если ребенок не хочет делать домашнее задание, родителям следует ввести определенный режим. Определите вместе с ним конкретное время, когда именно он будет садиться за выполнение домашних заданий. Это может быть вполне разное время в разные дни, в особенности, если у первоклашки имеются дополнительные нагрузки - кружки, секции и т.п.

Безусловно, после школы следует отдохнуть, а не только пообедать. Обязательно учтите внутрисемейный график — ребенок не должен сидеть за уроками, когда папа приходит с работы, или в гости приходит бабушка, или вы с младшим братиком или сестричкой отправляетесь на детскую площадку и прочее. В таком случае ребенок не может сосредоточиться, и заставить ребёнка делать уроки будет крайне сложно, он может даже обидеться и заявить «не хочу учить уроки». И кстати, будет совершенно прав - почему учеба должна становиться для него сродни наказанию, ему так трудно это дается, он старается, а его за это еще и наказывают!

Если подобное предусмотрено, то без уважительной причины отступать от расписания категорически нельзя. В противном случае должны быть штрафные санкции, об установке которых вам также нужно договориться с ребенком заранее. Наверняка, это сведется к лишению его каких-то личных удовольствий, к примеру, «отлучение» от компьютера, телевизора и прочее. Лишать посещения тренировок и прогулок на свежем воздухе не желательно, поскольку ваш малыш с начала учебного года и так стал гораздо меньше двигаться и много времени проводит в помещении.

Делать уроки с ребенком лучше всего спустя час-полтора по возвращению из школы, чтобы малыш от занятий успел отдохнуть, но не слишком перевозбудился или устал от игр с товарищами и домашних развлечений. Интеллектуальная активность деток возрастает после небольшой физической нагрузки - это научный факт, поэтому поиграть после школы ему необходимо, но только в меру.

Как только первоклассник пришел домой из школы, помогите ему выложить из портфеля учебники и тетради. Аккуратно сложите их на левом углу стола — вы будете перекладывать их потом на правый угол, по мере выполнения домашних заданий. Можно заранее открыть тетрадь и учебник — всегда легче продолжить любую работу, чем ее начать.

Когда придет назначенное время, попросите вспомнить ребенка, что было задано на дом. Важно, чтобы он знал, что его это также касается, несмотря на то, что у мамы все и так записано. Если ребенок хотя бы частично вспомнил, нужно обязательно его похвалить.

Если у первоклашки не получается написание цифр или букв, может помочь простой прием — игра в школу, где ваш ребенок будет учителем, а вы учеником. Пусть он «научит» вас писать цифры или буквы: вы же окончили школу уже давно и успели кое-что «забыть». Пусть для начала он пишет пальцем в воздухе, детально проговаривая вслух свои действия, и только потом запишет это в тетради. Во время письма ребенок должен молчать, так как малыши задерживают дыхание, когда стараются, и не могут говорить.

Весьма полезно лепить цифры и буквы из пластилина, учиться распознавать их на ощупь. Можно выводить их на подносе с крупой, пальцем на песке, и т.д. Если ребенок не может сосредоточиться и быстро устает, настаивать на продолжении занятий нет смысла. Лучше объявите короткий перерыв — пятиминутку, дайте задание попрыгать раз 10, или, к примеру, проползти под стулом. Главное не увлекайтесь, количество упражнений должно быть строго ограниченным, иначе вы быстро потеряете над ситуацией контроль и не сможете заставить ребёнка делать уроки снова.

Если малышу трудно дается чтение, попробуйте прикрепить по дому, в самых разных местах, листочки со слогами и короткими словами, написанными разным шрифтом, разным цветом, повернутые «вверх ногами», боком. Это поможет неосознанно научиться опознавать буквы и выработать автоматизм при чтении.

Чтобы научить ребенка делать уроки самостоятельно, учите его пользоваться словарями, энциклопедиями и справочниками. Спросите его, что означает то или иное слово, сделайте вид, что вы его не знаете и попросите у ребенка помощи. Стараясь справиться с заданием без посторонней помощи и отыскать ответы на все вопросы самостоятельно, малыш обучается мыслить разумно, вдумчиво. А, кроме того, усвоенная таким образом информация, запоминается гораздо лучше, чем предоставленные «на блюдечке» ответы.

Если все равно ребенок не хочет делать уроки, нужно принципиально изменить подход. Будьте мудрее, включите «хитрость» и «беспомощность»: «Помоги мне, пожалуйста. У меня что-то никак не получается прочитать…», «Что-то у меня совсем почерк испортился. Напомни-ка, как писать эту букву красиво …». Перед таким подходом ни один ребенок не устоит. Ну и конечно, благодарите и хвалите его почаще! Даже за самое мизерное достижение - это главный ключ к успеху!

. КАК ЗАСТАВИТЬ ДЕЛАТЬ УРОКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА?

К сожалению, то, что учащиеся в младших классах заявляют родителям «не хочу учить уроки», не желают делать уроки самостоятельно и постоянно стремятся прибегать к помощи родителей, даже если домашнее задание очень простое - это не редкость. Вместе с тем, эти же детки могут с удовольствием помогать по дому, ходить в магазин, заниматься с младшими детьми в семье. Родители пребывают в растерянности - вроде ребенок не ленив, а значит, объяснить простой ленью его отношение к домашним заданиям нельзя, но и игнорировать проблему с уроками также нельзя. Что же делать? В первую очередь, нужно найти подлинную причину того, почему ребенок не хочет делать уроки.

КАК ДЕЛА В ШКОЛЕ? Самое важное вовремя понять, как складываются отношения в школе у вашего ребенка - со сверстниками, с учителем. К сожалению, нередка ситуация, когда дети, столкнувшись с первыми неудачами, и будучи осмеянными одноклассниками и встретив равнодушие наставника (такое в наше время бывает достаточно часто), начинают испытывать страх, бояться следующих промахов. Подобные чувства и эмоции могут быть настолько сильны, что ребенок не может сосредоточиться, не в силах совладать с ними.

Детки не могут объяснить, а зачастую и не понимают, что именно с ними происходит, однако поведение при этом существенно изменяется. Главная задача родителей — распознать негативную ситуацию как можно скорее и немедля принять соответствующие меры. Особую опасность представляет то, что ребенок от подобных страхов замыкается в себе, «отключается» от окружающего мира, становится несколько заторможенным. При этом выглядеть внешне он может абсолютно нормально, безмятежно и спокойно, но это впечатление обманчиво. Никто кроме вас не знает вашего малыша настолько хорошо, чтобы вовремя заметить что-то неладное и верно это истолковать.

Если подобную психологическую травму не устранить своевременно, она может перерасти в школьный невроз, как называют это психологи, что может быть чревато нервным срывом и различными психосоматическими недугами. Что в таких случаях предпринимать родителям? Прежде всего, нужно проявлять выдержку и терпение, успокаивайте ребенка и помогайте ему. Следует делать уроки с ребенком, даже когда вы уверенны, что он без труда справится сам и может делать уроки самостоятельно. Ни в коем случае не выполняйте домашние задания за него, просто будьте для него опорой, подбадривайте, хвалите - дайте ему возможность убедиться в том, что у него все получается.

ТРУДНЫЕ ЗАДАНИЯ. Бывают ситуации, при которых нежелание делать уроки самостоятельно, обусловлено их объективной трудностью. Например, на этих порах у ребенка вполне может быть не развитым логическое мышление. В таком случае, он просто не считает нужным делать что-то, чего не понимает. А ваша попытка заставить ребенка учить уроки, только введет его в еще большее смятение и спровоцирует неповиновение.

Какой выход? Родителям нужно проследить за рассуждениями своего школьника о ходе решения задания, таким образом, они смогут понять, где именно возникают трудности. Нельзя злиться и ругать ребенка за то, что он не понимает. Следует научить ребенка, помочь ему, объяснить на примерах, а только потом ждать, что он сможет делать уроки самостоятельно. Он, безусловно, думает и соображает, только делает это несколько иначе, а по-другому, чем вы - не значит не верно.

НЕДОСТАТОК ВНИМАНИЯ. Случается, что ребенок не хочет делать уроки, отказывается делать домашнее задание лишь потому, что таким образом легче всего привлечь внимание родителей. В данном случае его «не хочу учить уроки» означает, что он чувствует себя одиноким, ощущает недостаток родительской заботы и ласки. Тогда он инстинктивно пытается решить данную проблему, и так как является сообразительным малышом, понимает, что плохая успеваемость вызовет беспокойство родителей и повышенное внимание к нему. А потому не хочет делать домашнее задание, специально, а возможно и неосознанно, «заваливает» учебу.

Выход здесь прост - окружите ребенка должным вниманием и заботой. Причем это не обязательно должны быть совместные домашние задания, скорее наоборот. Если вы хотите научить ребенка делать уроки самостоятельно, поощряйте его активным общением за его старания. Но и это делать нужно с умом, чтобы ребенок не развил в себе чувство, что вашу любовь можно только заслужить, он должен знать, что вы его любите даже когда его постигают неудачи и ничего не получается.

ЛЕНЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ. К сожалению, бывает и такое, что ребенок не хочет делать уроки просто потому, что ленится и относится к учебе безответственно. Заставить его учить уроки нереально тяжело, а когда удается - качество из рук вон плохое, сделано «абы как», лишь бы от него «отстали». Вина за это целиком и полностью лежит на родителях, не воспитавших вовремя в ребенке чувство ответственности за собственные поступки и дела. Но сейчас еще не поздно, поэтому исправляйте создавшееся положение, сами не ленитесь воспитывать свое чадо.

Объясните ему, что он учится не для родителей, не для отметок, а для самого себя в первую очередь. Если за невыполненное задание он получил в школе «двойку», не укоряйте его и не ругайте - он должен объяснить сам, по какой именно причине получил плохую отметку. Задайте ему этот вопрос - проявите терпение и спокойствие — это заставит ребенка проанализировать собственные действия, да и объясняться ему, наверняка, будет неловко, поэтому в следующий раз он предпочтет выучить уроки.

В некоторых случаях не будет лишним использовать наказания, к примеру, за несделанное домашнее задание и двойки лишать некоторых жизненных ценностей. Например, ввести запрет на игру на компьютере, или поход в кино и так далее - вам виднее, что именно он предпочитает учебе и ценит особенно высоко. Ребенок должен знать об этом, и тогда пусть решает самостоятельно, что важнее для него. Только не отменяйте собственных решений - почувствовав слабину, он начнет бойкотировать вас во всем, а не только в учебе.

__________________________________________

Детки, учащиеся в начальных классах школы, требуют к себе безграничного терпения и повышенного внимания. Здесь, к сожалению, ничего не поделаешь - это факт, с ним нужно смириться. Не оставляйте детей наедине с их проблемами, это может иметь плохие последствия. Будьте заботливы, внимательны и терпеливы - малыш подрастет и все наладится, а проблемы обойдут стороной!

Яна Лагидна, специально для сайт

Еще немного о том, как заставить ребенка делать уроки, и как научить ребенка делать уроки самостоятельно:

Давайте начнем с признания первого факта: современная школа настолько отличается от школы, в которой учились вы, что она буквально предполагает, что вы обязаны тратить некоторое количество своего времени на помощь ребенку со школьными заданиями. Сначала - на то, чтобы объяснить ему недослушанное и недопонятое в школе. Потом - на контроль за исполнением домашних заданий (банально, чтобы ребенок не считал ворон над тетрадкой, а сидел и делал). И в конце - на проверку, чего он там нарешал. Это три отдельных момента. Отдавая ребенка в школу, мы можем наивно надеяться, что школа сама обо всем позаботится, научит и воспитает. А учителя тем временем говорят: "У меня 30 человек в классе, я не могу объяснять каждому!". Так что просто смиримся с первой частью ваших обязанностей. Если ребенок недопонял чего-то в школе, то либо вы ему это объясняете, либо репетитор. Никто не поможет ребенку, кроме нас самих.


Пожалуйста, как бы вам ни было жаль потерянного времени и себя лично, не срывайтесь на ребенке , не называйте плохими словами, если он не понимает, казалось бы, элементарных вещей. Когда в классе много детей, и у каждого свой темп и способы восприятия информации, шумно, много отвлекающих моментов, можно действительно многое пропустить. Это не признак глупости и лени. Тут скорее - проблемы организации учебного процесса, либо концентрации внимания.


Второй пункт - контроль за исполнением домашних заданий. Многие мамы отмечают, что если не сидеть с ребенком рядом или не проверять периодически, что он делает, то школьник отвлекается на посторонние вещи, в итоге выполнение легких заданий затягивается до ночи. И попутно опыт бывалых мам, дающий надежду: обычно необходимость сидеть рядом с отпадает после третьего класса. Что все это значит?



У учеников младшей школы поголовно наблюдается дефицит произвольного внимания. Это не болезнь, не диагноз, а свойство детских мозгов , которое проходит с возрастом. Мы видим сами, что чем ребенок старше, тем более он усидчив и сосредоточен, поэтому популярный диагноз "СДВ(Г)" (синдром дефицита внимания и гиперактивность) можно при желании поставить половине учеников первого-третьего классов. Лечить их всех? Конечно, нет! Но помощь с организацией домашних занятий нужна, чтобы не пускать дело не самотек и не скандалить все 10 лет школы каждый вечер.


У 10% детей, между тем, дефицит внимания сохраняется дольше обычного. Это может сопровождаться гиперактивностью, либо нет. Вести своего ребенка к врачу или нет - должна решить для себя каждая мама. Я бы сказала так: истинный СДВ(Г) реально и ощутимо мешает учебе и часто выглядит как педагогическая запущенность. А в пределах довольно гибкой нормы все дети неусидчивы и могут быть невнимательны.


Возможно, ваш ребенок пошел в школу слишком рано, и его системы контроля недозрели. Но не забирать же его домой? Поэтому, нужно просто принять второй факт : младшим школьникам нужно больше внешнего контроля, чем старшим, потому что они еще не "отрастили" свой внутренний.

Как помочь школьнику?

Мои предложения просты. Начать надо с того, что отлынивать маме не получится. Установите расписание дня, временные рамки, систему поощрений, чтобы внести в хаос немного больше порядка. Со временем ваш школьник втянется, но поначалу никуда без надзора.



1. Расписание


Составьте расписание, в котором будет обозначено время школы, обеда, отдыха, домашнего задания, а также время на компьютер и телевизор. За его исполнением стоит следить вам, так как самоконтроля у детей до 9-10 лет, как правило, нет.


2. Временные рамки выполнения задания


Сначала убедитесь, что ребенок в принципе понимает, в чем суть задания. Если он не знает, он зависнет и все пропало. Когда тема понятна, задайте время: скажем, полчаса на одно задание, полчаса на другое (ориентируйтесь по своим детям, их скорости и заданиям, чтобы получить реальные цифры). За досрочное выполнение давайте бонусные 5 минут мультиков. Этот нехитрый прием стимулирует меньше зависать и усерднее шуршать.


В любом расписании должно быть обязательное условие: сначала - домашка, потом - развлечения. И предельное время для сдачи всего домашнего задания, включая проверку - 8 вечера (например). Кто не успел без уважительной причины - тот остается без компьютера. Жестко? Может быть. Но это работает уже с шестилетними детьми. И ребенок четко понимает, что игры - это не привилегия, а награда, кто не успел, тот опоздал.


3. Система поощрений


Система поощрений - это ваш личный пряник. Это могут быть уже упомянутые плюс пять минут игр или мультиков за высокий темп работы и старания, или любимое блюдо, или что-то сладкое. А за неделю отличного труда положен бонус побольше - например, поход в кино, парк и т.п. приятное времяпрепровождение.


Когда наступает момент проверки домашнего задания, старайтесь всегда найти, за что похвалить своего школьника. Обратите внимание на то, какие ошибки он совершает. Есть ошибки по невнимательности, а есть по незнанию. И хотя иногда так и хочется спросить: "Ну почему????", этот вопрос совершенно бессмыслен. Вы можете предложить ребенку выбор, простой и очевидный: или оставить все как есть, и гарантированно получить более низкую оценку, или попытаться сегодня исправить ошибки. Если есть ошибки по незнанию, постарайтесь насколько возможно мягко объяснить, как будет правильно и почему.


Самое главное, что нужно осознать каждой маме: нельзя отказывать в помощи, даже если у вас были другие планы. Ребенок все еще ребенок, и мы за него отвечаем. Если школа недостаточно хорошо готовит ученика, нечестно обвинять в этом его. Невнимательность - это временное явление, которое пройдет с возрастом, и поэтому нельзя наказывать за то, что ребенок пока не в силах контролировать. А вот структурировать день школьника и направлять его, положительно мотивировать - можно и нужно.


Также я рекомендую посвятить свободное время играм на внимательность и концентрацию внимания , так сказать, развивать эту мышцу мозга. Крестики-нолики, шашки, шахматы, морской бой, мемори - это далеко не полный список.


Хотя дети могут мастерски раздражать и порой, кажется, совсем не взрослеют, рано или поздно это произойдет. И через 20 лет вы будете ностальгировать по времени, проведенному за домашними заданиями. А каким это время будет - выматывающим или же наоборот, интересным и познавательным, открывающим в вас таланты внимательного чуткого педагога, зависит больше от того, как организованы домашние занятия и как вы относитесь к этой своей части материнской работы. Ведь это тоже работа, и весьма ответственная - учить детей контролировать себя, планировать и отсрочивать удовольствия.


Идеальные дети - только у знакомых, а ваш ребенок не может стать самостоятельным по волшебству. Но в ваших силах научить его быть организованным шаг за шагом, постепенно снижая уровень контроля над выполнением домашнего задания. И в итоге вы будете собой гордиться!


Юлия Сырых.
Дизайнер. Писатель. Мама

Школа – новый, важный и ответственный этап в жизни ребенка. На уроках он не только получает знания, но и учится работать. Занятия в классах с другими детьми воспитывают в детях трудолюбие и способность систематизировать полученную информацию.

Умение самостоятельно учиться и выполнять домашнее задание очень важно для школьника. Родителям же надо направить ребенка в нужное русло и приучить к ответственности

Не последнюю роль в этом процессе обучения играет выполнение домашних заданий. Однако домашняя атмосфера разительно отличается от той, которая присутствует в школе. Во-первых, дома малыш может отвлекаться от уроков на другие занятия, во-вторых, отсутствует такой фактор контроля, как оценки, ведь родители двойку не поставят. Плюс, учебник всегда под рукой и в него можно подглядывать, не боясь наказания. Подобная свободная обстановка имеет две стороны медали. Она способствует привитию интереса к учебе и знанием, но в то же время опасна тем, что может привести к безответственности.

Занятия с ребенком дома

В первую очередь следует понимать, что современная школа сильно отличается от тех школ, в которых училось старшее поколение. В настоящее время школьный процесс обучения построен так, что родителям необходимо уделять некоторое время на помощь в выполнении заданий своему ребенку. Можно выделить 3 основных направления, где от мам и пап требуется дополнительное вмешательство:

  1. Объяснение материала. Ребенок не всегда все сразу понимает на классных занятиях, а иногда и не все слушает. Первый шаг - объяснить упущенные и непонятые им моменты в изучаемой теме.
  2. Выполнение домашнего задания. Здесь нужен контроль, для того чтобы школьник занимался уроками, а не просто скучал над тетрадью.
  3. Проверка уроков. Всегда следует просматривать, как ребенок сделал домашнее задание.

Когда кроха начинает посещать школу, многие родители возлагают надежды на то, что в ней учителя сами все донесут ученикам и воспитают их. Однако в классе обычно около тридцати человек и проконтролировать все ли все усвоили просто невозможно. В результате объяснить ему то, что он не смог понять на уроке могут либо сами родители, либо репетитор. В том или ином случае ответственность за это ложиться на плечи родителей.



Современная школа сильно нагружает детей домашним заданием, поэтому стоит поддержать ребенка, особенно в первые два года обучения, но и уроки делать за него категорически нельзя

Занимаясь с ребенком дома важно не злиться на то, что приходится тратить свое время, и не ругать его за то, что он чего-то не может понять. Следует учитывать, что на занятии достаточно сложно усвоить все, ведь в классах находится сразу много детей, и у каждого из них индивидуальный темп и способность воспринимать материал. Кроме этого - шум и множество других отвлекающих вещей. Так что не стоит раньше времени списывать непонимание на глупость или лень. Вероятнее всего, причина связана с концентрацией внимания или организацией самого учебного процесса.

Контроль выполнения уроков

Контроль над школьником во время выполнения домашнего задания сводится к тому, чтобы сидеть с ним рядом или периодически приходить и проверять, чем он занят и как продвигаются дела. В противном случае, он быстро может переключить свое внимание на постороннее занятие, и тогда процесс может затянуться надолго.

Однако по опыту многих мам, такое постоянное присутствие и надзирательство над крохой требуется вплоть до третьего класса, после необходимость в этом отпадает. Подобный феномен легко объясняется. Дело в том, что у всех детей младшего школьного возраста имеется дефицит произвольного внимания. Это не является болезнью, просто так устроен детский мозг. Со временем ребенок это перерастает. С возрастом он будет становиться усидчивее, внимательнее и сосредоточеннее.

Что касается популярного диагноза «СДВ(Г)», который звучит, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, то его можно отнести как минимум к половине детей, учащихся в первом-третьем классах. Лечение в этом случае не требуется, но организовать оптимальные условия выполнения домашних занятий необходимо. В будущем это поможет избежать скандалов на протяжении всего времени обучения в школьных стенах.

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Степень контроля над тем, как малыш делает домашнее задание, напрямую зависит от его возраста. Очень важно установить для первоклассников и второклассников четкий режим и порядок действий после возвращения домой из школы. Сначала небольшой отдых в течение часа или полутора часов. За это время ребенок уже достаточно отдохнет от классных занятий, но еще не успеет устать или сильно возбудиться, играя и развлекаясь. Дети должны привыкнуть к тому, что им ежедневно необходимо делать уроки.

В случае посещения малышом других внеклассных кружков, например, если он занимается спортом, танцами или рисованием, можно перенести выполнение уроков на более позднее время. Однако не стоит оставлять их на вечер. Для учеников на второй смене идеальным временем для того, чтобы делать домашнее задание является утро.

Процесс адаптации к школе может длиться до полугода. На этом этапе родители должны оказывать помощь крохе, чтобы он придерживался нового распорядка. Несколько полезных советов, которые сделают занятия дома более эффективными:

  1. Определенный ритм работы. Например, делать каждые 25 минут перерыв на 5-10 минут.
  2. Ко второму году учебы необходимо научить ребенка самостоятельно распределять свое время. С этого момента родитель подключается только, если малыш сам просит помочь. Иначе можно заставить думать кроху, что мама или папа и так все сделают вместо него.
  3. Приоритетность учебы. Когда ребенок садится делать домашнее задание, его не должно от этого ничего отвлекать, ни просьба вынести мусор, ни уборка в своей комнате. Все это можно отложить на потом.

В младших классах ребенок еще не адаптировался, не привык к выполнению домашних заданий. Ему необходимо делать перерывы в работе

Средняя и старшая школа

В старшем возрасте дети обычно сами распределяют собственное время. Для этого они уже хорошо запоминают что, в каком объеме и на когда было заданно. Однако почему-то далеко не все школьники справляются с уроками дома. Этому есть ряд причин и объяснений:

  1. Слишком высокая нагрузка, с которой кроха не справляется. В современных школьных учреждениях на дом задают достаточно большой объем, в результате чего еще дополнительные внеклассные занятия ведут к перегрузкам. Конечно, внеклассные занятия, наподобие уроков рисования или курсов иностранного языка, необходимы для более полноценного развития малыша, но очень важно, чтобы они были не из-под палки и не носили характер повинности. Ребенок должен получать от занятий удовольствие и отдыхать на них от школьной нагрузки. Кроме того, желательно не ставить временные границы выполнения уроков. Следует просто учить ребенка ставить перед собой реальные цели, которые он может достичь.
  2. Привлечение внимания. Постоянные упреки, ссоры и скандалы будут только поощрять плохое поведение. Особенно это касается тех случаев, когда малышу достается внимание только в результате непослушания или провинности. Похвала - первый шаг к тому, чтобы ребенок смог научиться все делать самостоятельно.
  3. Знание того, что уроки сделают за него. Часто ребенок просто не спешит делать уроки сам, так как понимает, что кто-то из родителей, в конце концов, сядет с ним рядом и поможет. Со стороны родителей помощь должна заключаться в том, чтобы направить ход мыслей крохи в нужную сторону и просто объяснить задание, а не решать его.

Быстрое и небрежное выполнение домашнего задания

Довольно распространена ситуация, когда школьник хочет быстрее сделать уроки, чтобы освободить время для игр и прогулок. Задача родителей некоторый период регулярно проверять качество выполненной работы. Не стоит прибегать к наказанию за плохо сделанные уроки. Лучше выяснить у ребенка причину, по которой это произошло. Необходимо дать понять, что только после выполнения домашних заданий, он сможет заняться делами по душе.


Если ребенок с самого начала процесса обучения приучен к правильному режиму дня, то выполнение домашних заданий не станет непреодолимым делом

Важно также не привязывать кроху к оценкам, а прививать любовь к знаниям, так как в приоритете у него должны стоять именно они. Из слов и действий родителей ребенок должен делать вывод, что не зависимо от его оценок и мнения учителей, его будут всегда любить. Осознание этого служит хорошим поводом для стараний и прилежности в учебе.

Основные принципы выполнения домашних заданий

После того, как родителям удалось научить ребенка делать уроки самостоятельно, без истерик и приказов, им стоит освоить простые правила работы дома. Они помогут избежать возвращения проблем с выполнением уроков. Эти принципы следующие:

  1. Режим и отдых. После занятий у школьника должно быть время на отдых, как минимум час, чтобы он мог без спешки поесть и расслабиться. Идеально, если кроха будет делать уроки всегда в одно и то же время. Плюс необходимы 10 минутные перерывы в процессе, чтобы ребенок не переутомлялся.
  2. Трудоемкие задания делать в первую очередь. Кроме того, лучше приучить школьника сперва все писать в черновике. Только после того, как взрослый проверит задание, он сможет переписать задание в тетрадь. Также больше доверяйте малышу и не контролируйте весь процесс. Ребенок обязательно это оценит.
  3. При обнаружении ошибок при проверке важно сначала похвалить кроху за его труд, а потом деликатно указать на них. Таким образом, обеспечивается спокойное восприятие ребенком своих промахов и поощряется в нем желание исправить их самостоятельно.
  4. Во время занятий никогда не нужно повышать голос на ребенка, критиковать или обзывать его. Это приведет к потере уважения и доверия к родителям.
  5. Из-за сложности даваемого в современной школе материала, мамам и папам лучше заранее изучить ту тему, в которой они неуверенны, чтобы качественно объяснить ее ребенку, если понадобится.
  6. Не делать уроки за малыша. Помогать стоит только в затруднительных ситуациях, а решать, писать и рисовать он должен сам. Главное, чтобы он приобрел знания, а хорошая оценка - дело второстепенное.

Важно не отказывать ребенку в помощи, даже при других планах. За детей несут ответственность родители, и именно им надо организовать режим дня и мотивировать его учится.

Наказывать за невнимательность неправильно, так как это возрастное свойство, которое школьник еще не умеет контролировать. Заставить сделать уроки - тоже не самый лучший подход. Лучше доступно объяснить значимость получаемых знаний.