Ребенок быстро устает при ходьбе. Синдром хронической усталости у детей

Нередко приходится слышать от родителей, что ребенок постоянно жалуется на усталость. А родители разводят руками: отчего? Ребенок и так, по их мнению, ничего не делает: не помогает маме по дому, не удосуживается добросовестно выполнить домашнее задание. Попробуем разобраться. Между тем причины, почему ребенок быстро устает , могут быть самыми различными.

1. Нехватка витаминов и питательных веществ. В этом случае, ребенка могут беспокоить головные боли, нарушения сна, он может резко сделаться капризным, раздражительным, болезненным. Родителям следует обеспечить своему ребенку правильное питание: покупку необходимых продуктов, правильный режим приема пищи. Непременно посоветуйтесь с врачом и начните принимать витамины!

2. Чрезмерная занятость. График современных детей иногда бывает настолько перегруженным, что невольно удивляешься: как в таком режиме может существовать маленький человек? Тут даже взрослому пришлось бы очень нелегко. Посудите сами: шестичасовой день в школе, различные факультативы, приготовление уроков дома, посещение секций или кружков, помощь маме по дому, выгул собаки. И это еще далеко не весь список. Возможно, стоит разгрузить ребенка, пересмотреть его расписание на каждый день?

Помогите школьнику спланировать его распорядок дня таким образом, чтобы оставалось время на игры и развлечения, на то, чтобы приготовить уроки. Детям тоже необходим отдых.

3. Наличие хронических заболеваний. Если ребенка что - то беспокоит, или он страдает каким - то хроническим недугом, обязательно покажите его квалифицированному специалисту! Врач проконсультирует вас и вашего ребенка, вы будете знать, на что вам можно и нужно рассчитывать, от чего следует отказаться.

4. Излишняя впечатлительность. Если ваш малыш переживает из-за каждой плохой отметки, полученной в школе, то это говорит не только о его стремлении хорошо учиться. Повышенная психическая возбудимость может быть связана с его неуверенностью в себе. Перегруз нервной системы приводит к быстрой усталости и невозможности сосредоточиться. В этом случае лучше показать ребенка детскому психологу.

Разобравшись в причине и устранив ее, вы сможете вернуть малышу радость полноценной жизни, в которой будет время и обучению и отдыху.

Если вам понравился данный материал, пожалуйста, нажмите на кнопку от facebook, vkontakte или twitter (находятся ниже) – чтобы о нем узнали другие люди.
Буду вам очень благодарен! Спасибо!

Необычная усталость - частый повод для обращения к педиатру: иногда сам ребенок жалуется, что быстро и часто устает, иногда родители замечают различные проявления усталости ребенка - снижение его общей активности, потерю интереса к играм, нежелание заниматься спортом. Ребенок, приходя из школы, бросается на диван, нередко сразу же засыпает и спит, пока его не разбудят, чтобы покормить. А иногда школьные учителя отмечают, что у ребенка вдруг ухудшилась успеваемость, он стал рассеянным, не может сосредоточиться, излишне возбудим.

В 4 - 5 лет, в 10 и в младшем подростковом ворасте усталость выражается по-разному. Четырех-пятилетний малыш может вдруг заснуть посреди дня, на послеобеденных занятиях в детском саду он невнимателен, неактивен. Усталость десятилетнего школьника становится сразу же заметной потому, что он начинает получать плохие отметки по тем предметам, по которым прекрасно учился до сих пор, становится вообще более вялым.

Тринадцати-четырнадцатилетний подросток проявляет одновременно апатию и раздражительность, он, вернувшись из школы, падает в кресло, ничего не хочет, огрызается в ответ на любое замечание, и единственное, что от него можно услышать: «Отвяжитесь, я устал!»

Все перечисленные выше случаи заставляют родителей обратиться к педиатру в надежде, что он назначит некое чудодейственное «общеукрепляющее», которое сразу же вернет их ребенку нормальный тонус и нормальную жизненную активность.

На самом деле проблема куда сложнее, потому что ее возникновение диктуется целым рядом взаимосвязанных причин, и для лечения усталости школьника требуется полное обследование условий его жизни, обучения, обстановки, в которой он находится.

Конечно, все взаимосвязано, и физическая усталость, объясняющаяся слабостью после перенесенной болезни, в частности, гриппа, может повлечь за собой и усталость умственную, интеллектуальную. Поэтому нужно весьма усердно искать причины всякой физической усталости. Хорошо известны многие заболевания, которые ведут к ослаблению организма и появлению ощущения неизбывной усталости: гепатит, инфекционный мононуклеоз, некоторые разновидности гриппа - это самые характерные примеры, но при таких заболеваниях постепенное, а затем и полное исчезновение усталости - верный признак начала выздоровления.

Даже самая легкая анемия также способна вызвать усталость, и потому требует лечения. Роль врача заключается, прежде всего, в том, чтобы обнаружить, если она есть, чисто медицинскую причину усталости ребенка.

Но усталость, связанная с болезнью, вовсе не самый распространенный случай, и нужно настойчиво и деятельно искать истинную ее причину.

Одной из таких причин может стать недосыпание, и вовсе не всегда в нем повинен только телевизор. Некоторых маленьких ребятишек четырех-пяти лет их мамы будят слишком рано из-за того, что этим мамам пора отправляться на работу. Уже к половине восьмого или к восьми утра такие детишки доставляются к няне, которая потом отводит их в детский сад. «Рабочий день» для малыша длится до половины седьмого вечера, часа, когда мама забирает их из детского сада, где за все это время они не спали ни минуты. Естественно, попав домой вечером, они не испытывают никакого желания укладываться в постель в половине восьмого, а наоборот, хотят насладиться присутствием родителей, в частности, отца, которого практически не видели со вчерашнего дня, а может быть, и дольше. Такая жизнь, вызывающая усталость, нервозность, нежелание ложиться спать вовремя, жизнь, связанная с отсутствием родителей в течение целого дня, для маленького ребенка вредна и ни к чему хорошему не приводит. Разумеется, я понимаю, что материальные условия, в которые поставлены родители, заставляют их жить именно так. Но мне знакомы и семьи, которые вынуждают своих малышей вести такую жизнь неделями, в то время как матери вполне могли бы перейти на другую работу, где были бы заняты только полдня.

другая причина - переутомление ребенка. Оно чаще всего наблюдается в хорошо обеспеченных семьях, имеющих возможность нагружать свое дитя множеством разнообразных занятий. Каждый час ребенка расписан: помимо школы, еще и музыка, спорт, закон божий и так далее. Каждая минута с утра понедельника до середины дня в субботу на учете, а в субботу сразу после обеда несчастного сажают в машину и везут куда-то «развлекаться» до полуночи воскресенья, после чего все начинается сначала. Может быть, такая жизнь приемлема для взрослых, но она никуда не годится для юноши 20 лет, еще меньше - для десятилетних детей, и еще меньше - для шестилетних.

Проходит целая неделя, но в ней нет ни единого часа, когда ребенок мог бы побыть наедине с самим собой, помечтать, пожить своими фантазиями, рассказать себе какую-то волнующую историю, а ведь каждый ребенок, даже если он не говорит об этом и сам этого не подозревает, очень нуждается именно в таком времяпрепровождении.

Школьными перегрузками, вызывающими беспокойство, становящимися поводом для излишней тревожности, особенно тогда, когда ребенок хочет во что бы то ни стало проявить себя как можно лучше перед весьма требовательным учителем, также нельзя пренебречь, говоря о характерных причинах детской усталости как в начальной школе, так и в старших классах.

Школьное обучение сейчас начинается довольно рано, и от ребенка шести лет требуют постоянной концентрации внимания в течение 5 - б часов ежедневно. Это для него слишком много!

Когда дети становятся постарше, классе в третьем-четвертом, у них уже бывает по шесть-семь уроков в день, и они опять-таки требуют постоянной сосредоточенности и повышенной отдачи. Но ведь это так утомительно даже для подростка 13-14 лет, что уж тут говорить о тех, кто младше! К тому же спустя 3-4 часа напряженных занятий внимание ребенка неизбежно снижается, и представление о том, что он может серьезно и эффективно работать еще 3 часа, - не более чем пустая иллюзия.

К концу третьей четверти учебного года, иными словами, к февралю-марту, многие дети ощущают усталость - не только из-за перегрузок в школе, но и из-за погодных условий, - и вот эта-то усталость конца зимы как раз и может довольно успешно лечиться при помощи «общеукрепляющих» средств.

Недозагруженность в школе.

Школьное обучение бывает организовано совершенно неправильно. Иногда старшеклассникам, юношам и девушкам 16 -17 лет, приходится работать меньше, чем их младшим, тринадцати-четырнадцатилетним товарищам, для которых весьма трудным и ответственным делом кажется именно переход в старшие классы. К сожалению, очень часто этот переход и на самом деле становится серьезным испытанием, потому что здесь происходит определенный отсев, отбор в специализированные классы, и все это тяжелым грузом ложится на ребенка, поскольку именно от этого зависит его будущее.

Но в старших классах все совсем по-другому: количество домашних заданий зависит в огромной степени только от качества педагогического состава и его доброй воли. Получается, что некоторые дети нагружены явно недостаточно, и тогда причиной их усталости становится скука, ничегонеделанье, в то время как другие, наоборот, чересчур заняты.

Кроме того, существует усталость от родителей. Когда мать несколько депрессивна, когда она по несколько раз в неделю жалуется на собственную усталость или перегрузку, это не может не повлиять на состояние и образ жизни ребенка: он невольно начинает жаловаться тоже и действительно ощущает усталость, которая в данном случае проявляет себя как отсутствие склонности делать что бы то ни было и - даже в большей степени - в сильной утомляемости.

Как видите, причины усталости часто бывают психологическими. Когда врач не находит для усталости ребенка, у которого отсутствуют какие-либо физические недомогания, никакой очевидной причины, но он иногда грустит, ему не хочется играть, ходить в гости к друзьям, в кино, театр или цирк, это заставляет думать о депрессивном состоянии, репрессия - не исключение даже для детей 8- 10 лет и заслуживает того, чтобы ею занимались очень и очень серьезно.

Надеюсь, теперь вам стало понятно, как трудно бывает обнаружить истинную причину усталости ребенка и его быстрой утомляемости. Тем не менее врач не имеет права вслепую выписывать рецепты. Он всегда должен постараться найти эту причину и лечить именно ее, всегда должен постараться понять самую суть индивидуальности ребенка, чтобы разобраться, является ли в данном случае усталость следствием внутреннего разлада, отвращения к школе, каких-то трудностей в занятиях, противоречий в отношениях с близкими или то, что называют распугценностью, неорганизованностью, разболтанностью ребенка, вызвано упадком духа.

Взрослые всегда устают после работы, и, приходя домой, хотят отдохнуть. Но неугомонные дети не дают такой возможности, и родители мечтают иметь столько же сил и энергии, сколько и их чада. Но в последнее время стало происходить так, что и дети приходят после занятий уставшие, и единственное их желание – это отдохнуть. С чем же связан такой упадок сил у молодого поколения?

Усталость у детей возникает в результате повышенных нагрузок в школе, а также посещения всевозможных кружков и секций. В последние годы учебная и внеклассная нагрузка на детей очень возросла. Именно из-за этого у многих детей появляется усталость.

Ребенок школьного возраста может самостоятельно определить степень своей усталости и сообщить о ней родителям. Но не все дети делают это по ряду своих причин. А между тем родители и сами должны быть начеку и выявить симптомы, показывающие, насколько ребенок утомлен.

К таким признакам относятся:

  • снижение успеваемости по школьной программе;
  • отсутствие желания выполнять домашние или другие задания;
  • ухудшение восприятия информации и ее запоминания, проблемы с выполнением заданий дома.

Это начальные симптомы усталости, которые легко устранить. Но бывает, что усталость переходит в хроническую форму, и тогда признаки выявляются более негативные: нарушение сна, отсутствие аппетита, капризы и резкие смены настроения, головные боли и общее ухудшение самочувствия ребенка.

При возникновении таких проблем необходимо как можно быстрее установить причину усталости и сделать все возможное для ее устранения. Для этого нужно пересмотреть распорядок дня ребенка и откорректировать его.

Как правильно организовать режим дня ребенка?

Первое и самое важное правило, которое распространяется на детей всех возрастов, – это выполнение четкого режима дня. Ребенок должен вставать и ложиться спать в одно и то же время, вне зависимости от того, праздничный ли это день или будний.

За час до сна ребенок не должен подвергаться никаким раздражителям, не должно быть компьютерных игр или телевизора. Времяпрепровождение должно быть спокойным. Лучше пусть почитает книгу, или почитайте вместе с ним.

В расписании ребенка обязательно должны быть прогулки на свежем воздухе, а также общение с друзьями. Свежий воздух всегда благоприятно влияет на детский организм, а свободное общение с друзьями поможет ребенку сбросить напряжение, которое копится в течение дня. К тому же во время игр улучшается общее эмоциональное состояние вашего чада.

Не стоит сильно нагружать ребенка различными кружками и секциями. У него должно быть время на отдых и развлечения. Необходимо оставлять ребенку, особенно младшего школьного возраста, 1-2 свободных от кружков дня в неделю. Для этого необходимо выбрать только те занятия, которые действительно интересны малышу.

Ребенку необходимо разнообразие. Иногда, хотя бы раз в неделю, придумывайте для него что-то новое. Вместо просмотра мультиков по телевизору сходите в кино или посетите зоопарк. Смена обстановки очень благоприятно повлияет на общее самочувствие вашего ребенка.

Также необходимо сократить время нахождения ребенка за экраном телевизора или перед монитором компьютера. Даже если ребенок сидит и не напрягается, но зрительные нервы и мозг испытывают постоянную нагрузку от таких развлечений. Для ребенка достаточно проводить за монитором не более 40 минут.

Обязательным условием хорошего самочувствия ребенка является сбалансированное питание. Включайте в его рацион побольше фруктов и овощей. Не забывайте о рыбе, которая так богата витаминами и микроэлементами. И объясняйте ребенку, что и почему полезно для него. Тогда он будет просить не только сладости, но и что-то полезное.

Не забывайте интересоваться жизнью ребенка в школе. Возможно, ухудшение самочувствия ребенка связанно именно с конфликтами с учителями или одноклассниками.

При выполнении домашних заданий ребенок не должен часами сидеть за учебой, пока не закончит работу. Необходимо давать малышу передышки каждые полчаса. В это время можно сделать зарядку или просто отвлечься.

В наше непростое время необходимо уделять максимум времени ребенку. И если ваш ребенок капризничает или отказывается от еды, это не значит, что у него такой характер, просто вашему чаду необходимо правильно и полноценно отдохнуть. Будьте внимательны к вашим детям.

Ваш маленький ученик приходит после школы вялый и жалуется на усталость?

Если это происходит чаще раза в месяц, стоит обратить внимание на его здоровье.

Многие родители считают, что ребенок просто не хочет идти в школу, поэтому придумывает отговорки об усталости.

Причин ухудшения детского здоровья довольно много. Отразиться на самочувствии могут как объективные факторы (плохая экология, снижение иммунитета и т.д.), так и субъективные (несбалансированное питание, неправильный , сильные учебные нагрузки, низкая физическая активность). И если с объективными причинами справиться довольно сложно, то устранить субъективные - вам под силу.

Перегрузка в школе

Современная система образования стремится сделать из каждого ребенка гения, постоянно добавляя новшества в школьную программу. Родители лишь усугубляют ситуацию несколькими в расписании отпрыска. Чрезмерные нагрузки могут привести к стрессам, неврозам, негативно отразиться на общем психическом и физическом состоянии школьника.

Врачи доказали, что существует прямая связь между количеством хронических заболеваний, приобретенных в школе, и интенсивностью учебной программы . Помните, что режим школьника нужно правильно организовывать, у него обязательно должно быть свободное время. Пусть кружки и секции ребенок выбирает сам, чтобы они эмоционально заряжали его.

Светлана Подорожняк, психолог : «Часто дети очень быстро устают в школе из-за того, что их слишком рано туда отдали. Ребенок может быть не готов к учебе даже физиологически. Проверить это можно, попросив его проставить точки в клеточки. В норме ребенок за минуту проставляет 70 точек. Если результат ниже, то кости его руки еще не готовы к такой нагрузке. К тому же, к моменту поступления в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 вверху и 2 внизу. Биологическая неготовность к школе приводит к тяжелой адаптации, когда ученик быстро утомляется и не справляется с заданиями. Дальше он может даже начать ненавидеть школу» .

Школьные болезни

Довольно часто у детей с поступлением в школу появляются: нарушение работы пищеварительной системы (гастрит), проблемы со зрением (близорукость) и искривление позвоночника (сколиоз).

Причиной гастрита является несбалансированное и нерегулярное во время учебного года. Вы, конечно, можете проконтролировать завтрак дома, но вот рацион дня - практически невозможно. Кто мешает ему на переменке сбегать за чипсами вместо предложенного в обед «невкусного супа»? Поэтому родителям важно донести до своего сорванца , насколько важны для его здоровья и самочувствия именно эти «невкусный суп» или каша. Ограничьте карманные деньги ребенка до минимума, оплачивайте обеды в школе заранее, на ужин готовьте побольше овощей, кисломолочной продукции и поменьше жирной и тяжелой пищи.

Ухудшение зрения влечет за собой головные боли, усталость, снижение внимания. Нужно снижать нагрузку на глазные мышцы за счет вредного или компьютерных игр. Позаботьтесь о том, чтобы уроки ребенок делал в хорошо освещенном месте, не читал лежа и чередовал зрительные нагрузки с физическими (дадут отдых глазам). Время перед компьютером и телевизором ограничьте до 30-60 минут в день, кормите своего маленького ученика морковкой, рыбой, творогом, капустой, красными ягодами, зеленью. Также следите за осанкой во время домашнего задания, ведь неправильное положение тела тоже может снизить зрение.

Сколиоз , который приобретают в школе многие дети, касается не только эстетической или психологической проблемы, но и физической. Только правильное положение тела, при котором мышцы напрягаются оптимально, способствует нормальной работе внутренних органов . Поэтому так важно следить за тем, в каком положении ребенок сидит, выполняя домашнюю работу, или за компьютером. Выберите ему подходящий стол и стул.

Что касается во время ходьбы - подскажите ребенку, в каком положении должно находиться тело. Ежедневно проделывайте одно упражнение : прислоните школьника к стене, прижмите к ней одновременно пятки, икры, ягодицы, лопатки и затылок. Занимайтесь зарядкой для укрепления мышц спины - тело само будет подсказывать ребенку, как ему удобнее держаться. Если же ребенок будет сутулиться, то организм будет испытывать недостаток кислорода - отсюда и быстрая утомляемость, и снижение скорости мышления.

Мамочка- Инга рассказывает : «Моя дочь абсолютно не хочет учиться. Говорит, что сильно устает, ничего не запоминает, болеет постоянно. Ленивая стала какая-то. Я даже не знаю, что с ней делать. Может, витамины какие попить?».

Мама Вера считает так : «Если ребенок устает, значит нужно сменить режим и приобщить ребенка к спорту и частым прогулкам. Пересмотрите рацион, может, вы дочу свою перекармливаете или ей не хватает фруктов-овощей. К сожалению, нет волшебных витаминов, которые могли бы сразу наладить здоровье и самочувствие ребенка».

Иммунитет

Укрепят иммунитет и . Недостаток определенных микроэлементов замедляет мозговую деятельность, снижает внимание и ухудшает оценки в школе. Замените сладости на фрукты, обеспечьте ребенку достаточное количество белка, омега-3 жирных кислот, йода (все это есть в рыбе). Следите за тем, чтобы ребенок выпивал не меньше 1,5 литра воды в день.

Помните, что от вас зависит то, каким вырастет Ваш ребенок. Уделяйте ему как можно больше времени, интересуйтесь его проблемами и не откладывайте их решение «на потом». Через несколько лет проблема лишь усугубится, и справиться с ней будет гораздо сложнее.

Следите за здоровьем своего школьника - тогда он будет бодрым и здоровым, а хорошие оценки станут его постоянными спутниками.

Понимают быстро возникающее чувство усталости, сонливость, слабость в мышцах. Следует разделять «утомление, усталость» и « утомляемость».

Обычно дети очень активны и подвижны. В возрасте 2-5 лет периоды активности сменяются быстрой усталостью и сном - это нормальное явление. Если по каким-либо причинам нарушается режим дня, ребенок позже ложится спать, на следующий день он ощущает усталость. Иногда усталость может возникать после обычных нагрузок или без видимых причин. Утомление может быть сигналом, что необходимо уменьшить нагрузки и дать организму возможность восстановиться. Чувство усталости вполне естественно после интенсивной физической нагрузки или напряженных занятий в школе. Быстрое наступление усталости у ребенка может быть признаком болезни. Подростки обычно спят больше, чем маленькие дети. Кроме того, наиболее сонливы подростки по утрам, так что им бывает трудно сосредоточиться на первых уроках. Сонливость отчасти связана с ускоренным ростом и гормональными сдвигами, происходящими в подростковом возрасте. возможна при или после инфекционных заболевания, при гормональном дисбалансе, при сахарном диабете.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ВРАЧА

ДЛЯ ИНФОРМАЦИИ

Синдром хронической усталости

Под синдромом хронической усталости понимают множество разнообразных состояний, общим для которых является . Не проходящая утомляемость, которая усиливается при увеличении нагрузки, является определяющим симптомом. Здоровому человеку регулярные умеренные физические нагрузки, как правило, помогают преодолеть утомляемость. Причина синдрома хронической усталости неизвестна. Он не связан с инфекцией, хотя может развиваться после того, как ребенок перенес вирусную инфекцию. Больной часто отмечает, что некоторое недомогание – , понос или боли в мышцах – он ощущал за несколько недель до появления хронической усталости. Постепенно нарастает слабость, подросток не может долго сохранять внимание, теряет интерес к тому, что прежде его увлекало, но при врачебном осмотре и анализах нарушений не находят. Для подтверждения диагноза синдрома хронической усталости симптомы должны проявляться у ребенка не менее 6 месяцев. Хотя это заболевание не типично для детей, оно нередко встречается у подростков и молодых людей. Единственно эффективное лечение – время. Регулярный режим сна, отдыха, физических упражнений и питания обычно играют положительную роль. Выздоровлению могут помочь симптоматические средства от молей в мышцах или депрессии.