Работа с родителями. " Родительские пятницы". Сценарий родительского собрания в форме круглого стола «Игра – забава? Играем с родителями в детском саду

Одно из главных событий в жизни каждого ребенка - выпускной вечер. В этот период дети прощаются с детским садом и планируют свое поступление в школу. В празднике можно и нужно участвовать всей семье. Мамы и папы, бабушки и дедушки, братья и сестры помогут сделать выпускной по-настоящему теплым и радостным, а веселые конкурсы надолго запомнятся детям.

Существует большое количество разнообразных игр на мероприятия в детском саду. В подборке, представленной в статье, вы можете отыскать подходящие вам, что поможет составить оригинальный сценарий, который понравится и детям, и родителям.

Тематика праздника

Культурным организаторам и воспитателям на заметку: выбор конкурсов для выпускного во многом зависит от тематики вашего праздника. Можно не придерживаться четкого сценария или, наоборот, привязать игры, конкурсы и выступления к определенной теме. Примеры тем:


Помните о том, что настроение юных выпускников и выпускниц должно оставаться праздничным, а красивые платья и костюмы не должны пострадать во время подвижных игр и соревнований. Выбрали тематику? Пора приступать к подбору игр и конкурсов.

Игра «Наши ребята»

Вам понадобится: листы А4, ручки.

Эта игра - одна из самых популярных в детском саду.

На сцену приглашаются все желающие - выпускники, родители и воспитатели. Каждому выдаются заранее приготовленные реквизиты - листок и ручка.

Каждый из участвующих пишет на листе какую-либо фразу. Это может быть девиз, цитата из мультфильма, фраза из сказки или строчка из любимой песни. После того как фраза придумана и записана, участники отдают свой листок соседу справа.

Ведущий говорит вступительную речь: «А теперь, ребята, мы узнаем все про наших выпускников. Какими они были в детском саду? А знаем ли мы, что их ждет в школе? Итак, начнем. Вы мне поможете? Я начну говорить предложение, а вы по очереди читайте то, что написано на вашем листке!».


По желанию можно добавить разные фразы по количеству участников. Эта веселая и легкая игра обязательно понравится не только будущим школьникам, но и их родителям.

Игра «Я хочу пожелать…»

Количество участников: 5-6 родителей.

Вам понадобится: яркий мешочек с собранными в нем предметами.

Ведущий предлагает родителям придумать оригинальное поздравление детям. Для этого им нужно достать первый попавшийся предмет из мешочка, подарить его ребенку и сказать несколько добрых слов в напутствие будущему школьнику (слова должны быть связаны с предметом).

Для «мешочка пожеланий» можно использовать маленьких куколок, конфеты, шоколад, фрукты и различные школьные предметы, которые могут пригодиться на уроках.

Игра «Искусный портретист»

Количество участников: один ребенок.

Вам понадобится: большой ватман.

Ведущий вызывает из зала одного человека и тихо, чтобы никто не слышал, сообщает ему имя другого ребенка. Задача рисующего проста: нужно его нарисовать. А задача остальных - отгадать нарисованного. Отгадавший получает приз и право рисовать следующим.

Игра «Веселые фанты»

Количество участников: не ограничено.

Вам понадобится: вещи участников, листы А4, ручки.

Ведущий забирает у каждого ребенка какую-либо личную вещь и кладет ее в коробку. Также каждый должен написать на листе бумаги смешное и веселое задание: спеть песню, рассказать стишок, попрыгать на одной ноге и т. д. Из коробки ведущий вытягивает предмет, а потом читает написанное на листах. Тот, чей предмет вытянул ведущий, должен выполнить задание.

Игра «Облако добрых мыслей»

Количество участников: все ребята.

Вам понадобится: вырезанные из цветного картона модельки облаков по количеству выпускников.

Детям раздаются заранее заготовленные модельки, каждая из них подписывается именем и фамилией выпускника. Все модельки клеятся на большой ватман или доску. Ребята в течение вечера подходят к этой доске и пишут пожелания своим друзьям и товарищам. Помните, что писать можно только хорошее! После вечера каждый из детей забирает домой свое «облако добрых мыслей»

Игра «Собираемся в школу»

Количество участников: трое родителей.

Вам понадобится: три рюкзака и школьные принадлежности.




  1. А теперь представим, что наши родители - это школьники, которые проспали свой первый день. Родителям завязывают глаза, на стол перед ними кладут различные предметы: учебники, канцелярские принадлежности, краски, фломастеры, пенал и тетради. Эти предметы перемешиваются с игрушками, зубными щетками, пультами от телевизора и другими вещами, которыми нужно пользоваться в быту, а не в школе.
  2. По команде ведущего родители начинают собираться. На сборы дается совсем мало времени: одна минута.
  3. После глаза развязываются, а содержимое школьных портфелей показывается остальным.

При желании игру можно повторить еще раз, но уже с другими участниками.

Конкурс «Выростайки»

Количество участников: не ограничено.

Вам понадобится: два листа ватмана с наклеенными фотографиями выпускников в возрасте младшей группы детского сада.

Количество участников: не ограничено.

Вам понадобится: заранее подготовленный список литературных героев.

Ведущий зачитывает имя героя литературного произведения, а участники игры называют второго героя, о котором также говорится в этом произведении. Можно провести игру в форме конкурса и разделиться на команды. Примеры персонажей:


Конкурс «Вдвоем веселей»

Количество участников: 2.

Вам понадобится: игрушки-бомбы.

На полу раскладываются игрушки, которые будут играть роль маленьких бомб. Можно усложнить участникам задачу и разложить мобильные телефоны. Ведущий выбирает двоих участников, завязывает им глаза и дает задание идти вперед. Все остальные подсказывают конкурсантам, куда идти, словами «прямо», «назад», «вперед», «налево», «направо» и всячески подбадривают ребят. Такой же конкурс можно провести с натянутыми веревками.

К слову, «бомбочки» и веревки можно убрать сразу после того, как глаза участников будут завязаны - тогда еще забавнее наблюдать за ними.

Конкурс «Юные художники»

Количество участников: все желающие.

Вам понадобится: два листа ватмана, два мольберта, фломастеры, маркеры и карандаши.

Ведущий делит всех участников на две команды и расставляет их в цепочку напротив каждого мольберта. По сигналу ведущего первый ребенка начинает рисовать картину. Кисть передается по очереди с каждым новым сигналом. Можно усложнить задание и ввести ограничение по времени. Побеждает дружба, а всем участникам раздаются сладкие призы.

Конкурс «Веревка»

Количество участников: не ограничено.

Вам понадобится: небольшие сладкие подарки, веревка, ножницы, повязка.

1. Игра «Ожившая картина» -родители и дети изображают то, о чем говорится.

Живая картина в раме висит,

Там облачко тает (изображают, как «тает»)

И клен шелестит (ш-ш-ш и руками машут),

Там дождик веселый(встряхивают руками),

Там птица поет(изображают пение птицы),

И каждое утро там солнце встает(показывают).

И каждое утро оно нам поет(кто как может)…

Природа проснулась, всем нам

…улыбнулась(улыбаются)!

2. Игра «Облачки»

(раздает однотонные пакеты родителям – по две штуки)

Посмотрите – это тучки,

Мы возьмем пакет за ручки (показывает)

И надуем, и завяжем,

Облака свои покажем!

(надувают пакеты, завязывают ручки узлом, маме и ребенку)

Утром я их разбужу (потормошить)

Ласково поглажу, причешу (разгладить)

Вверх подброшу,

Повернусь (кружение)

И полечу (под музыку все летят врассыпную)

Встречу дружочка на лету (встречаются «тучками»)

Обниму, к себе прижму (обнимаются).

(дает маркеры) А теперь свое настроение прошу нарисовать!

  1. Игра «Обнималочка»

Чтобы начать эту подвижную игру с родителями, дети образуют малый (внутренний) круг, а их мамы – большой (внешний). Участники каждого круга держатся за руки. Когда начинает звучать музыка, малыши и родительницы идут в противоположных направлениях – по часовой стрелке и против нее. Как только мелодия смолкает, все расцепляют руки. Каждый ребенок должен постараться найти свою маму, подбежать к ней и обнять ее раньше остальных детей.

  1. Игра «»Угадай запах»

Участники делятся по командам – «Мамы» и «Дети». Всем завязываются глаза. Каждому игроку ведущий подносит тарелку с каким-либо продуктом, который необходимо угадать по запаху. К примеру, выбираются шоколад, лимон, чеснок, лук, кофе, огурец, свежий хлеб, яблоко, груша, вареная картошка. Та команда, которая даст больше всего правильных ответов, становится победителем.

  1. Игра «Заплети косичку»

Мамы и дети делятся на две команды. По сигналу ведущего игроки начинают сцеплять руки. Побеждает та команда, которой удастся быстрее сплести из рук «косичку».

6. Ритмодекламация «Лист» в сопровождении музыкального видеоролика

Ведущий.

Посмотрите, за окошком
Лист осенний пожелтел,
Оторвался, закружился,
Вместе с ветром полетел.

А когда осенний ветер улетал,
Желтый листик загрустил, затосковал.
Я возьму его в ладошку, пусть у нас живет.
Здесь тепло, светло, спокойно –
Дождь осенний здесь не льет. – родители и дети изображают

7. Угадай, что в корзинке

Ведущий.

Посмотрите, пока я шла, корзиночку нашла… (Показывает корзину, накрытую платком).
Что в корзинке неизвестно, но ужасно интересно!
Ты корзинку передай, что лежит в ней, угадай.

Игра с корзиной. (Под музыку корзину, накрытую платком, передают по кругу. На остановку музыки, тот, у кого оказалась корзина на ощупь пытается определить предмет, находящийся там (овощи, фрукты, листья, грибы- предметы по времени года

Сначала можно провести с детьми, потом пару раз с родителями – пустить корзинку по рядам.)

8. Покрывало снежное

Ведущий на празднике достает большое белое покрывало и все участники – дети и родители - берутся за его края.

Ведущий. Ветви белой краской разукрашу, брошу серебром на крышу вашу (выкидывает на покрывало из ведра «снежны»е комочки)

Под музыку как бы перекатывают комочки с горки – приподнимая то один край, то другой, но при этом не роняя комочки на пол, удерживая их на покрывале, 2 ч.музыки – ритмично подбрасывают комочки с помощью покрывала, удерживая их на нем.

9. Сугроб

Пурга намела сугробы, каждый сугроб особый. Каждый сугроб теперь – словно уснувший зверь! Ведущий предлагает родителям собраться в свои команды (кружки) и шепотом называет образ сугроба, который они должны командой изобразить. Сугроб – верблюд, сугроб – лисица, Сугроб – медведь, сугроб – жар-птица. (Через определенное время каждая команда показывает свой сугроб, а другие участники должны угадать, созданный ими образ).

10. Пальчиковая игра «Чайничек» (с музыкальным сопровождением)

Чайничек ,
крышечка (ладонь правой руки на кулак сверху) .
Крышечка (ладонь правой руки) ,
шишечка (кулак левой руки сверху на ладонь) .
Шишечка (кулак левой руки) ,
дырочка
Дырочка (соединить указательный и большой палец на левой руке) ,
пар идет .
Пар идет (указательным пальцем правой руки круговые движения вверх) , дырочка (соединить указательный и большой палец на левой руке) .
Дырочка (соединить указательный и большой палец на левой руке) ,
Шишечка (кулак левой руки) .
Шишечка (кулак левой руки) , крышечка (ладонь правой руки) .
Крышечка (ладонь правой руки) , чайничек (кулак левой руки перед собой) .
Звук наливания чая
– Буль-буль-буль-буль! Показываем чашечку Пьем. …Аааааааааааааааа! (Повторяем в более живом темпе…)

11. Игра «Угадай, кто это?»

(Участник закрывает глаза. Ведущий держит перед его лицом картину-образ (телевизор, ромашка, медведь) с вырезанным центром для лица. С помощью наводящих вопросов играющий пытается угадать, кому принадлежит его маска).

12. Двигательное упражнение с резинками.

Ведущий. Как весной красиво, красиво интересно. Топай, хлопай, повернись держась за резинку, участники по показу ведущего выполняют движения по тексту – И в сосульку превратись! (С повторением текста изменятся последняя строка: (в травку, в цветочек, в тучку) превратись!

На последней фигуре – тучке, ведущий предлагает изобразить одну большую тучу (участники образуют один большой круг).

13. Речедвигательная игра «Тучки-облака»

Ведущий. Посмотрите, тучки-облака…К нам они плывут издалека.

(На фоне музыки Ведущий по кругу передает тучи – синие полиэтиленовые пакеты с ручками). Днем и ночью по небу кочуют, пусть они у нас переночуют. (По показу педагога все надувают пакеты, закручивают их и завязывают ручки на узел). Ну а утром я их разбужу – слегка потормошить за ручки, Ласково поглажу, причешу – погладить, расправить каждую ручку. Сяду сверху, – подбрасывают пакет вверх, Хлопну по плечу – мягко дотронуться, Повернусь – кружение. И полечу… (Под музыку все летят врассыпную). Встречу дружочка на лету – участники встречаются друг с другом. Обниму, к себе прижму – обнимаются.
Полетала тучка, полетала и устала… (Все летят и садятся на стульчики за столы). Ну, что, тучки, понравилось вам летать? А теперь свое настроение попробуйте нарисовать.

14. Игра «Фантастические гипотезы»

Ведущий предлагает каждой команде ответить на вопрос:

1.Что было бы, если цветы умели разговаривать?
2.Что будет, если у цветов вырастут крылья?3.Что будет, если все цветы станут сахарными?4.Что было бы, если у цветов были ноги?

15. Игра «Изобрази». Дети и родители.

Ведущий.

Раз, два, три, четыре, пять,
На полянку выйдем погулять. (Все участники выходят в круг.)
На минуточку представим, что зверятами мы стали.
Девочки и мальчики, прыгаем, как зайчики.
(участники выполняют движения по тексту)
Покажите-ка, ребята, как ходит мишка косолапый.
Вот болото. Мы, ребята, прыгаем, как лягушата.
Мы болото оглядим и, как цапля, постоим.
Теперь к речке подойдем и, как рыбки, поплывем.
Из речки выбрались на мостик, изобразили лисий хвостик.
А вот ежик, весь в колючках. Как пыхтит ежонок-злючка?
Мы выходим на дорожку, видим ласковую кошку.
А теперь мне удружите: как собачка, послужите.
И девчонки, и мальчишки, вы веселые мартышки.
Льва представьте поскорей. Помните: он царь зверей!
Покажите высший класс: вы орлы у нас сейчас.
Кто же дальше? Это слон, тяжело ступает он.
Бабочками мы порхаем и забот совсем не знаем.
Запасы делает хомяк. А щеки надувает как?
Не устали? Все в порядке. Поскакали, как лошадки.
Посмотрите-ка на льдине симпатичные пингвины.
Теперь руки поднимите и змею изобразите.
Как из мультика енот, улыбнитесь во весь рот!
Вы, ребята, молодцы, заслужили похвалы!

16. Ритмическая игра – «Времена года» (с музыкальным сопровождением).

(Дети делятся на подгруппы – весна, лето, осень, а родителям, например, достается зима – можно и по-другому. Всем раздаются шумовые инструменты, можно самодельные шумелки. Как только услышат про свое время года- надо простучать-прошуметь в инструменты, или – еще вариант – прохлопать и сказать: «Это я, это я, это вся моя семья!).

Еще вариант игры – Дед Мороз говорит на празднике, что вот, мол, знаете ли вы мое время года – зиму, и как только услышите – сразу хлопайте (или играйте в шумелки). Все – и родители, и дети – играют или хлопают только на зимнее время года.

Солнышко сияет ярко.

Дед Мороз несет подарки. (подгруппа «зима» шумят шумелками).
Птицы с юга прилетают.

Все на пляже загорают. (подгруппа «лето» шумит инструментами) – и т.д.
Грибы собрать пришла пора.

Горку лепит детвора.
Листья с дерева слетают.

Снежные сугробы тают.
На ветвях набухли почки.

В школу мы несем цветочки.
Хоккеисты режут лед.

Пруд купаться всех зовет.
Нудный дождик моросит.

А в берлоге мишка спит.
Мать-и-мачеха цветет.

Наступает Новый год.
Соловьи поют на ели.

Дети шубы все надели.
Улетел от нас скворец.

А игре пришел конец!

17. Творческое задание

Дети с родителями сидят подгруппами за столами. Им раздаются конусы – по одному на стол. Клей-карандаш, ножницы, бумага цветная. Одна подгруппа вырезает и наклеивает на конус все, что относится к теме «Лето», другая – то же на свой конус по теме «Осень», ну и так далее.

18. Ритмодекламация «Волшебный рассвет» (автор Т. Боровик)под музыкальный видеоролик

Чтобы сделать волшебным зимний рассвет, – дети идут по кругу
Надо долго, долго идти.
И охапку блестящих холодных лучей –
останавливаются и берут по показу педагога
Самому на дороге найти, самому найти.
султанчик, лежащий в кругу
С танцем вьюги перемешать, –
волнообразные движения султанчиком
Закрыть глаза и почти не дышать… –
движения по тексту
Ты знаешь, это будет волшебным рассветом.

Ты долго будешь помнить об этом. –
Кружатся на месте
И добавить к блестящим холодным лучам –
идут по кругу
Охапку заснеженных веток, –
останавливаются и берут другой рукой блестящую ветку, лежащую в кругу.
Краешек неба, хрусталик ручья,
– поочередное поднимание и опускание рук
Сияющий снег всевозможных расцветок.
С пеньем вьюги перемешать, –
кружатся на месте
Закрыть глаза и почти не дышать. –
Движения по тексту
Ты знаешь, это будет волшебным рассветом,
– открывают глаза, руки разводят в стороны перед собой.
Если ты не забудешь при этом сказать:
«Доброе утро, здравствуйте, мы желаем всем добра».

19. Мудрые орешки.

Дети говорят пословицы на празднике (или загадки)

Ведущий берет корзинку с орешками.

Есть у меня орешки мудрости
И в них сокрыт секрет…
Вы разбирайте их скорей,
В одних пословицы – конец,
В других – ее начало.

(Или в них новогодние загадки)

Звучит музыка. Ведущие команд раздают орешки родителям. Родители открывают орешки. Один зачитывает свой текст, остальные смотрят у себя – у кого-то или начало, или конец пословицы. Потом следующий зачитывает.

Также с загадками – один зачитывает загадку свою, у кого-то из родителей – отгадка, он и откликается.

Пословицы и поговорки для игры.

  1. Детишек воспитать – не курочек пересчитать.
  2. Умел дитя родить, умей и научить.
  3. Мед сладок, ребенок еще слаще.
  4. Умелые руки не знают скуки.
  5. В одиночку не одолеешь и кочку.
  6. Ребенок – это воск, что хочешь, то и сольешь.
  7. Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
  8. Играть играй, да дело знай.

«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» – эти слова
Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) и семьи. Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.

В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ и семьи с целью личностного развития ребенка вместе с взрослыми с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и особенностей.

Изменилось и понимание сотрудничества:

  • от простого обмена информацией к межличностному диалогу педагога с родителями;
  • партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединение усилий в развитии и воспитании детей;
  • атмосфера общности интересов.

Одним из эффективных способов работы с родителями является клубная работа.

В нашем детском саду под руководством педагога-психолога действуют «Клуб родителей будущих школьников» , цель которого – помочь родителям подготовиться к школе, подготовиться к возможным трудностям, с которыми их ребенок может столкнуться в школе, и клуб «Азбука семейного счастья». Само название предполагает, что семья может быть по-настоящему счастливой лишь тогда, когда в ней счастливы все: мама, папа и, конечно же, ребенок, который ждет, что взрослые станут его друзьями, верной опорой в жизни.

В клубной работе решаются сразу несколько задач:

  • установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
  • объединение усилий для развития и воспитания детей;
  • создание атмосферы общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
  • активизация и обогащение воспитательских умений родителей;
  • осознание ими своей воспитательской роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.

Основные принципы работы клуба:

  • принятие любых точек зрения родителей, педагогов и других участников встреч;
  • признание компетентности сотрудничающих сторон;
  • конфиденциальность общения.

Примерная тематика встреч:

  • преодоление ригидных стереотипов воспитания и развитие родительской компетентности (например, встречи на темы: «Какая я мама?», «Мы воспитываем настоящего мужчину», «Наказать или… ?»);
  • актуальные проблемы для определенной группы родителей (приглашаются родители детей из разных возрастных групп, объединенные общей проблемой. Это встречи на темы: «Ребенок, которого не слышно», «И страхи тоже ступеньки детства»);
  • обсуждение запросов родителей одной возрастной группы (например, встреча в клубе на тему «Первый раз в первый класс» показалась наиболее значимой для родителей детей подготовительной к школе группы);
  • психологические проблемы детей разных возрастных групп (например, тема встречи «Маленькие забияки» определилась в связи с учащением случаев проявления агрессивности у детей старшей возрастной группы).

Представляют интерес для родителей встречи в «Экологическом клубе» , работа которого построена по принципу сочетания теоретического занятия и практического (познавательно-развлекательного). Занятия в данном клубе способствуют расширению сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию детей, объединяют родителей, представляют возможность самовыражения (чтение стихов, пение, инсценирование, драматизация и прочее) и
встречи в «Творческой гостиной» , которая создана с целью развития творческого педагогического потенциала родителей.

С целью определения условий, способствующих развитию у детей позитивного отношения к жизни, родителям предлагалось ответить на следующие вопросы:

  • «Какие события вызывают у детей радостное настроение?»,
  • «Каково, на Ваш взгляд, влияние педагогов детского сада на настроение ребенка?»,
  • «Влияет ли включенность родителей в мероприятия, проводимые в детском саду, на формирование позитивного настроения у ребенка?».

Большинство родителей считают совместные мероприятия (игротеки детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы», встречи в «Творческой гостиной», праздники, утренники, конкурсные программы и прочее) как вызывающие у детей радостное настроение . Педагоги детского сада, по мнению родителей, своим участием, неравнодушием, умением заинтересовать, включить ребенка в игру могут и должны изменить настроение и самочувствие ребенка в положительную сторону. И ничто не заменит ребенку радость и гордость за своих родителей, которые играют вместе со всеми, и все видят, какие они умные, добрые и красивые.

Праздники в детском саду не только оставляет эмоциональный след в сердце ребенка, но и обогащает его нравственным содержанием. Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, сюрпризами и играми, вплетаясь в общую цепь эмоциональных впечатлений, делает праздник ярким событием в жизни ребенка и остается в его памяти надолго. Для родителей это – уникальная возможность попасть в мир детства и в игре стать «равным» ребенку.

Планированием и организацией встреч в «Творческой гостиной» занимается художественный совет, в который входят:

  • заведующая ДОУ,
  • заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе,
  • педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности,
  • музыкальный руководитель,
  • родители.

Художественный Совет осуществляет координацию деятельности «Творческой гостиной», решает финансовые вопросы, устанавливает контакты с социальными институтами детства. Совет выпускает свой печатный орган – газета «Театр + Я» , которая выходит один раз в месяц. В «Положении о газете» отражены организационно-педагогические основы, права и обязанности издателей. Каждый выпуск посвящен теме прошедшей встречи и информации предстоящей встречи. Авторами могут быть родители, администрация, воспитатели, педагоги дополнительного образования и, конечно же, дети. «Детский» материал (высказывания по поводу праздника, пожелания друг другу и взрослым, ответы на вопросы анкеты и прочее) наиболее интересен.

Встречи отражают и тематические фотографии на стенде «Счастливы вместе» .

Заведующая детским садом:

  • совместно с родителями, педагогами определяет тематику творческих встреч; дизайн помещения и костюмов.
  • определяет тематику творческих встреч, основную направленность мероприятий;
  • редактирует сценарий;
  • отвечает за организацию работы с родителями;
  • контролирует проведение мероприятия.

Педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности:

  • определяет тематику творческих встреч;
  • разрабатывает сценарии предстоящих встреч;
  • проводит подготовительную работу с родителями, воспитателями и детьми по проведению предстоящих мероприятий;
  • осуществляет поиск литературного материала;
  • проводит репетиции с родителями и детьми;
  • участвует в организации и проведении праздников.

Музыкальный руководитель:

  • осуществляет помощь в разработке сценария;
  • подбирает музыкальный материал;
  • разучивает танцы и песни с детьми и родителями.

Воспитатели:

  • проводят подготовительную работу с родителями;
  • осуществляют организационный сбор;
  • готовят наглядную информацию;

Родители:

  • вносят предложения в сценарий творческих встреч (в каждой группе есть «Шкатулка творческих идей», куда родители помещают свои задумки, предложения, идеи по организации и проведению предстоящего мероприятия);
  • оказывают помощь в организации мероприятия, изготовлении костюмов, атрибутов, подарков, оформлении помещения;
  • принимают участие в проведении мероприятия.

Этапы проведения творческих встреч:

1. Организационный:

  • знакомство со сценарием предстоящего праздника, обмен идеями;
  • распределение ролей и обязанностей;
  • выбор и уточнение художественных средств для раскрытия образа;
  • обсуждение домашнего задания.

2. Подготовительный.

  • поиск литературного и музыкального материала;
  • выполнение домашнего задания;
  • работа над ролью;
  • изготовление пригласительных билетов, подарков, костюмов и атрибутов к празднику;
  • репетиции;
  • приобретение призов и прочее.

3. Проведение праздника.

4. Подведение итогов, обмен впечатлениями, выпуск газеты «Театр + Я».

Формы проведения «Творческих встреч»:

  • театрализованные представления,
  • тематические дни («День пожилого человека», «День сюрпризов», «День бантика», «День клоунов» и прочее),
  • викторины по сказкам,
  • конкурсные программы,
  • литературные вечера,
  • интеллектуально-развлекательное шоу.

Из практического многообразия видов и форм работы с родителями наиболее действенными являются активные формы взаимодействия , когда родители – не только зрители, но и участники встреч и мероприятий. Одной из таких форм стала совместная игротека детей, педагогов и родителей «Родительские пятницы», тематику и содержание которых помогают определить родители. Они же проводят с детьми.

«Родительские пятницы» помогают сформировать у родителей правильное понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности. Но насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети с интересом, увлекательно играют с тем, кто сам не утратил способности играть, выдумывать и фантазировать, любит детей.

«Родительские пятницы» помогают решать различные задачи, в том числе:

  • организационные – создание и сплочение родительского коллектива;
  • личностно ориентированные – связаны с самоопределением, актуализацией личной ответственности, снятием ограничений и раскрытием ресурсов родителей;
  • содержательные – решение текущих проблем;
  • инструментальные – позволяют выработать навыки анализа реальных педагогических ситуаций и способов их решения.

«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить усилия педагогов и родителей и обеспечить:

детям:

  • защиту, эмоциональный комфорт;
  • интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;
  • развитие основных способностей;
  • умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к другу;
  • формирование уверенности в себе и своих возможностях;

родителям:

  • личностное общение с детьми;
  • активное участие в делах группы;
  • опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогическим коллективом;
  • взгляд на мир с позиции ребенка;
  • отношение к своему ребенку как к равному, понимание того, что его недопустимо сравнивать с другими детьми;
  • возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке;
  • проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка, готовность к эмоциональной поддержке;

педагогам:

  • вовлечение родителей в жизнь группы;
  • воспитание в детях любви и уважения к родителям;
  • учет пожеланий и предложений родителей.

Результатами такой совместной деятельности могут быть:

  • профилактика неврозов и невротических реакций детей, нарушения поведения и других проблем психологического характера;
  • коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения;
  • развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения.

Каждый из участников совместной деятельности выполняет свои функции.

Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе:

  • осуществляет общее руководство мероприятием;
  • совместно с воспитателями, педагогом-психологом, родителями определяет тематику «Родительских пятниц», которая связана с основными видами детской деятельности и проблемами родителей по тому или иному вопросу;
  • определяет содержание игротек;
  • определяет вопросы предметно-пространственного оформления «Пятниц».

Педагог-психолог:

  • проводит наблюдение за взаимодействием детей и всех участников мероприятия;
  • проводит консультирование родителей и педагогов по вопросам подготовки к игротекам.

Воспитатели:

  • являются ответственными в своей подгруппе детей и родителей;
  • принимают участие в определении тематики «Родительских пятниц»;
  • осуществляют подбор игр, атрибутов и материалов к ним;
  • проводят подготовительные работы с родителями, организационный сбор, распределяют проведение игр среди родителей.

Родители:

  • вносят предложения по тематике и содержанию «Родительских пятниц»;
  • оказывают помощь в подготовке мероприятия: изготовлении атрибутов к играм, оформлении предметной среды;
  • проводят игры.

Этапы проведения «Родительских пятниц».

1. Подготовительный (определение теоретических вопросов, практической части мероприятия).

2. Организационный (выбор ответственных за проведение игр, дизайн предметной среды группы, подбор материалов
и атрибутов к играм).

3. Проведение мероприятия.

4. Подведение итогов (анализ мероприятия всеми участниками).

Структура проведения. 1 часть мероприятия – теоретическая (выступление ответственного педагога). Далее детям предлагаются игры, которые проводят родители: дидактические, развивающие, подвижные, оздоровительные (дыхательная гимнастика, корригирующие упражнения, пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и прочее).
В заключение – подведение итогов.

Определение тем «Пятниц» связано с основными видами детской деятельности в дошкольном учреждении: «Экологическое воспитание», «Математическое развитие», «Художественно-творческая деятельность», «Социально-нравственное воспитание», «Физическое развитие», а также тем, что волнует родителей, например: подготовка ребенка ко сну, организация и проведение семейного праздника, домашнего театра; вопросы социально-нравственного поведения ребенка, экологической культуры детей и взрослых и др. (выявляется при регулярном анкетировании родителей).

Ежемесячно для всех групп ДОУ планируется общая тема, например: «Волшебные краски», «Мастерская сказки», «Оздоровительная пятница», «Встречаем праздник весело», «Экологические знаки».

Форма взаимодействия детей и взрослых на «Родительских пятницах» может быть различной:

  • совместное участие в играх, инсценировках и т.д. в младших группах;
  • выполнение детьми и родителями домашнего задания и защита проекта по соответствующей теме, участие в игре-споре взрослых и детей, организация командных соревновательных игр экологического содержания в старшем дошкольном возрасте.
  • В.А. Колесова, заведующая муниципальным дошкольным образовательным учреждением Центр развития ребенка – детский сад № 142 г. Ульяновска;
  • М.А. Печаткина, заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад № 142 г. Ульяновска.

Материал предоставлен , № 4 за 2008 год.

Выбор игрового задания напрямую зависит от тех целей, которые хочет достичь воспитатель в общении с родителями своих подопечных. Некоторые игры них применяются только со взрослой аудиторией, в другие играют родители и дети вместе.

Можно назвать следующие цели использования игры на родительском собрании.

  • Развивать навыки, умения в выражении вербальным или невербальным способами своих чувств, переживаний, эмоций.
  • Формировать уверенность взрослых и детей в том, что они любимы.
  • Формировать близкие отношения между взрослыми и детьми, учить умению понимать и принимать чувства, точку зрения другого человека, сопереживать друг другу.
  • Развивать навыки сотрудничества, партнёрства, сплочённости между взрослыми и детьми.
  • Обучать родителей и детей равноправному стилю общения.
  • Сплотить родителей группы для совместной деятельности в дальнейшем. Настроить их на конструктивную работу.
  • Создать непринуждённую атмосферу.
  • Познакомить родителей группы между собой, объединить их, снять эмоциональное напряжение.
  • Развивать творческое мышление, воображение родителей.
  • Сформировать положительный настрой на собрание.
  • Создать комфортную обстановку для всех участников собрания.
  • Улучшить настроение участников родительского собрания, активизировать родителей группы.

Игры для знакомства людей друг с другом

Снежный ком

Эта игра имеет несколько вариантов. Участники играют в кругу (сидя или стоя).

В классическом варианте играющие называют по очереди своё имя и имена всех людей, которые назвали себя ранее. Первый участник называет себя. Второй повторяет имя первого, затем называет своё. И так друг за другом по кругу. Первый участник после того, как последний выполнит задание, называет всех игроков по именам.

Есть ещё вариант этой игры, он усложняется тем, что участники не только говорят, как их зовут, но и характеризуют себя одним словом, начинающимся на первую букву имени. Например, Ольга — озорная. При этом если в игре участвуют тёзки, они должны подобрать разные слова-характеристики к своим именам. Например, если одна Ольга, говорит, о себе — «озорная», то другая может охарактеризовать себя, как «ответственная» и т.д.

Имя - движение (вариант «Снежного кома»)

Игра усложняется тем, что игроки помимо того, что называют своё имя, показывают при этом какое-нибудь движение. А все последующие участники должны повторить эти движения и назвать имена всех предыдущих людей, а потом предложить новое движение, назвав себя.

Автопортрет

Каждый игрок по очереди «рисует» свой автопортрет. Можно рассказать ос себе или охарактеризовать себя с помощью каких-либо предметов.

Три детали

Играется в паре. Первый участник выкладывает на стол перед собой три предмета, которые имеются у него с собой. Второй человек по этим предметам предполагает, чем интересуется, какие имеет склонности их владелец. Затем играющие меняются ролями.

Вот так встреча!

Родители свободно общаются между собой в течение 10 минут. Их задача: найти среди присутствующих людей, похожих на себя по какому-либо признаку. К примеру, любит горы; день рождения в июне; коллекционирует марки; имеет двоих детей; живёт на 3 этаже и пр. Каждый играющий должен найти как можно больше игроков, имеющих похожие с ним увлечения, качества.

Клубок

Все родители на собрании в детском саду становятся в круг. Воспитатель, начиная игру-знакомство, перебрасывает клубок кому-нибудь из играющих и называет своё имя и увлечение. Далее клубочек перебрасывается от одного к другому. Когда все игроки держат в руках нить, клубок начинают сматывать, называя имя и интересы игрока, от кого пришла нитка клубка.

Игры на снижение тревожности, стимулирование эмоциональности

Мяч радости

Родители становятся в круг вместе с воспитателем. Педагог говорит:

Главное правило: нельзя уронить мяч или перебросить его, он должен именно катиться.

Кстати, такую игру можно проводить с участниками любого возраста или даже смешанных возрастных групп.

Броуновское движение

Все играющие встают в помещении произвольно, глаза закрыты. По сигналу ведущего все начинают движение (в любом направлении), говорить при этом нельзя. По сигналу играющие останавливаются, открывают глаза.

Второй этап играется также, но игрокам теперь нужно жужжать. По сигналу все останавливаются, открывают глаза.

После проведения упражнения его обсуждают.

  • Какие впечатления возникли на первом и втором этапе игры?
  • Что не давало двигаться свободно?
  • Как получилось избежать столкновения?

При подведении итогов упражнения уместно провести аналогии между впечатлениями, возникающими в игровой ситуации, и впечатлениями, когда человек знакомится с группой новых людей или попадает в незнакомую ситуацию. Подобная аналогия позволяет понять, почему у людей возникает тревожность, страх при общении с другими людьми. Неуверенности чаще возникает у людей, которые концентрируются в большей степени на своих ощущениях, чем на тех, кто рядом.

Играющие становятся или рассаживаются по кругу. Каждый поочередно говорит, на какое явление природы, время года или предмет похоже его настроение и объясняет, почему.

Коробка эмоций

В этой игре воспитатель предлагает родителям сложить в «коробку эмоций» их впечатления, переживания, эмоции, связанные с вопросом, который обсуждается на собрании.

Игры на формирование коллектива родителей

Такие игры развивают доверие, способствуют сплочению коллектива.

Мы вместе!

Родители и дети встают друг за дружкой, держась за талию впереди стоящего участника упражнения. В таком состоянии они выполняют несколько заданий.

  • Пройтись «змейкой».
  • Обойти большой круглый пруд.
  • Пройти через дремучий лес.
  • Убежать от диких зверей.
  • Перебраться через болото.
  • Вернуться на исходное место.

В течение всего упражнения нельзя опускать руки, отцепляясь от товарищей.

Гусеница

Играется как предыдущая игра, только задания можно предложить другие. Вся команда — это гусеница, поэтому все вместе показывают, как она спит, встаёт, умывается, потягивается, делает зарядку, ест, ползёт и т.п.

Главное правило — гусеница должна не потерять своих участников.

Ленточки

Воспитатель раздаёт родителям атласные узкие ленты длиной 40-50 см. Играющие связывают свои части лент в одну длинную, находя что-либо общее, что их объединяет. Например, профессия, увлечения, интересы, имена, любимые занятия и пр. затем все по очереди поясняют, что именно позволило им объединиться с остальными игроками.

Проблемные игры

Другая рука

Воспитатель даёт на собрании родителям задание. Написать левой (если человек правша) или правой рукой (если он левша) предложение: «Я люблю свою (своего) дочь (сына)».

В ходе анализа ситуации нужно понять, насколько трудно выполнить это упражнение и провести аналоги. Между игрой и тем, как ребёнку трудно научиться чему-то новому, когда у него ещё не сформировано это умение.

5 имён

Игра позволяет понять, насколько хорошо родители знают своего ребёнка. Воспитатель заранее опрашивает детей, а затем на собрании предлагает родителям написать 5 имён друзей, 5 любимых увлечений, 5 занятий, которые не любит их ребёнок, 5 самых запомнившихся для него событий, 5 его любимых и нелюбимых блюд. Ответы детей и родителей сравниваются. Не всегда взрослые могут точно назвать интересы своего ребёнка, и эта игра помогает им больше узнать о сыне или дочери.

Надеемся, подборка наших игр поможет педагогу разнообразить родительские собрания в детском саду или школе, сделать их общении с родителями более интересным, менее формальным.

Задачи:
1. повышать родительскую компетентность;
2. способствовать установлению и развитию отношений партнёрства и сотрудничества родителя с ребёнком;
3. формировать у детей психологическую готовность к школьному обучению.

Добрый день, уважаемые родители и дети!

Я приветствую вас на игре «Скоро в школу мы пойдём». Наши дети подросли и совсем скоро пойдут в школу. Сегодня они продемонстрируют всем присутствующим знания, которые приобрели в подготовительной группе, покажут себя выпускниками детского сада, готовыми учиться в школе. Конечно же, им будут помогать родители.
I. представление команд и жюри.
1 команда: девиз, эмблема. («Знайки», «Почемучки»)
2 команда: девиз, эмблема.
II. конкурс «Разминка»
(Участвуют только дети) Победившая команда получает 2 балла.

Игра «Да – нет»

Вопросы первой команде:

1. Пять груш больше, чем пять яблок? (нет)
2. У рубашки три рукава? (нет)
3. Ноль меньше трёх? (да)
4. Неделя заканчивается субботой? (нет)
5. Год начинается в марте? (нет)
6. Земля квадратная? (нет)
7. У квадрата четыре угла? (да)
8. Один меньше, чем много? (да)
9. Весами измеряют температуру? (нет)
10. Есть ли числа больше, чем тысяча? (да)
×××
1. «А» — последняя буква в алфавите? (нет)
2. Звук «М» — гласный? (нет)
3. В слове может быть только один ударный звук? (да)
4. Названия городов пишутся с маленькой буквы? (нет)

Вопросы для второй команды:

1. Десять – это один десяток? (да)
2. Неделя начинается со вторника? (нет)
3. У восьми собак восемь хвостов? (да)
4. У треугольника два угла? (нет)
5. У большого льва четыре лапы? (да)
6. А у маленького льва три лапы? (нет)
7. У курицы два хвоста? (нет)
8. Градусником измеряют длину? (нет)
9. Может ли быть пятница после четверга? (да)
10. У пятиугольника шесть сторон? (нет)
×××
1. «Я» — первая буква в алфавите? (нет)
2. Предложение всегда начинается с большой буквы? (да)
3. Ударный звук всегда гласный? (да)
4. Имена людей всегда начинаются с заглавной буквы? (да)

Молодцы справились со всеми вопросами! Жюри подводит итоги.

III. конкурс Игра «Танграм»

А сейчас посмотрим, какие вы смекалистые. В этом конкурсе участвуют взрослые и дети. У каждого набор геометрических фигур и образец – один на двоих (для ребёнка и родителя). Чья команда быстрее справится с заданием, получает два балла.

Игра с родителями «Школьная лотерея».

Скоро учиться ребенок пойдет,
Школьная жизнь для вас настает.
Новых забот и хлопот вам доставит,
Всю вашу жизнь перестроить заставит.
И мы при всех здесь сейчас погадаем,
Что будет в семьях, сегодня узнаем…

Выходят несколько родителей. Ведущий задает вопрос, участник вытаскивает из мешочка кубик или карточку с ответом и читает ответ. Ответы: мама, папа, сам ребенок, кот Васька, сосед, вся семья, дедушка, бабушка.
1. Кто будет вечером будильник заводить?
2. А кто за формой первоклашки следить?
3. Кто в 6 утра будет вставать?
4. Кто будет завтрак первым съедать?
5. Кому же придется портфель собирать?
6. Кто будет букварь ежедневно читать?
7. Кто будет плакать, оставшись без сил?
8. Кто виноват, если ребенок двойку получил?
9. Кто на собрания будет ходить?
10. Кому первоклассника в школу водить?

IV. конкурс «Грамота для дошкольников»

Правила: прослушав вопрос, команда обсуждает его, и кто-то один даёт ответ.
Вопросы первой команде:
1. Какие звуки называются гласными? Какой фишкой мы обозначаем гласные звуки?
2. Зачем нужны заглавные буквы в алфавите, какие слова с них начинаются?
3. Когда мы читаем, как мы узнаём, что предложение началось и закончилось? Почему легко узнать, сколько слов в предложении?
Вопросы второй команде:
1. Какие знаки препинания ставят в конце предложения? Если в предложении говорится о чём-то радостно, возбуждённо, какой знак следует поставить?
2. Что такое слоги? Какое правило знаете о гласных звуках и о слогах?
3. Какие звуки называются согласными? Какими фишками их обозначаем?

V. конкурс «Графический диктант»

Участвуют взрослые и дети, чья команда справится первой.
Объяснить взрослым символы: → 1 клеточка направо; 1 клеточка вверх; ↓ 1 клеточка вниз; ←1 клеточка налево.
Перед вами листочки в клетку. Дети, возьмите, пожалуйста, простые карандаши, а взрослые получите диктанты. Дети будут писать, Вы им диктовать (не мешая другим, т.е шёпотом).

Физминутка Игра «Портфель»
(дети кричат «Да» или «Нет»)

Если в школу ты идешь,
То в портфель с собой берешь:
В клеточку тетрадку?
Новую рогатку?
Веник для уборки?
Дневник для пятерки?
Альбом и краски?
Карнавальные маски?
Азбуку в картинках?
Рваные ботинки?
Фломастеры и ручку?
Гвоздиков кучку?
Карандаши цветные?
Матрасы надувные?
Ластик и линейку?
В клетке канарейку?

VI. конкурс «Задачи для родителей»

Дети могут помогать.
Прослушав задачу, родители могут её обсудить и дать ответ.
1 команде: если в 12 часов ночи идёт дождь, можно ли ожидать, что через 72 часа будет солнечная погода? (через 72 часа, т е через трое суток, будет 12 часов ночи, поэтому солнечной погоды быть не может)
2 команде: недалеко от берега стоит корабль со спущенной на воду верёвочной лестницей. У лестницы 5 ступенек. Самая нижняя ступенька касается воды. Расстояние между ступеньками 30 см. Океан спокоен, но начинается прилив, во время которого вода поднимается на 30 см каждый час. Через какое время покроется водой средняя ступенька? (вода никогда не покроет среднюю ступеньку, т к с приливом одновременно поднимаются и корабль, и лестница на нём)

Подведение итогов

VII. конкурс «Задачки для детей»

Шесть весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Но один малыш устал,
От товарищей отстал.
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?

Дарит бабушка — лисица
Трём лисятам рукавицы:
— это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!

VIII. конкурс «Найди цифру»

Потерялись цифры, их нужно найти.

Участвуют дети и взрослые. Дети ищут пропущенную цифру, а взрослые её записывают на листочке. Желаю успеха! Победившей в этом конкурсе команде достаётся 2 очка.

IX. конкурс «Поставь знак»

Команда «Знайки»
5 4
6 5
3 4
6 6
8 9 и т.д.
Команда «Почемучки»
4 5
5 6
4 3
7 7
9 8 и т.д.
Дети по очереди идут к доске и выполняют задание.
Чья команда быстрее и правильнее поставит нужный знак, та и побеждает в этом конкурсе.

X. конкурс капитанов.

Отгадай ребус.

XI. конкурс.

Жизнь без книги, как без света,
Как без доброго совета,
Жизнь без книги, как без рук,
Книга – самый лучший друг!

Ребята, а вы читаете вместе со взрослыми книжки! Хорошо знаете русские народные сказки? А вот ваши родители, оказывается, не только знают сказки, но и являются замечательными актёрами. Не верите? Я вам сейчас это докажу! Мы с родителями покажем вам сказку «Репка»

Репка: вот я какая!
Дед (потирая руки) : так – так!
Бабка (топнув ногой): ох, ёлки зелёные!
Внучка: я готова!
Жучка: гав – гав!
Кошка: мяу!
Мышка: оба –на!
Далее ведущий читает сказку, родители импровизируют.
Посадил дед репку — выросла большая, пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.
Кликнула Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.

Подведение итогов, награждение победителей!

воспитатель,
МКДОУ ЦРР – д/с «Солнышко», п. Ленинская Искра Котельничского района Кировская область