Работа с детьми девиантного поведения.docx - Работа с детьми девиантного поведения. Методы работы с детьми девиантного поведения

Организация занятости учащихся с девиантным поведением

в КГУ «Средняя школа № 24»

Основная задача образования – дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности (слайд 2 )

В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

По мнению одних исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Другие исследователи настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. По мнению третьих, это различные виды социальных патологий (наркомания, алкоголизм и т.д.)

Итак, девиантное поведение - совершение поступков, которые противоречат нормам социального поведения в том или ином сообществе

(слайд 3 ).

Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми». Я. Гилинский отмечает, что «статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений».

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.

Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации (слайд 4 ). И начинать такую работу необходимо с учащимися и семьями учащихся начальной школы. Причем основное направление работы на данном этапе – это изучение семьи и постоянная работа с родителями.

В начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: проводят анкетирования, устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи (слайд 5 ), определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье, составляют «Социальный паспорт класса» (слайд 6 )

Следующим шагом в работе с семьей является посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи. Посещение на дому осуществляется по договоренности с родителями. Изучив контингент семей учащихся, классный руководитель будет иметь возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.

На основании собеседования с классными руководителями зам. директора по воспитательной работе, социальный педагог проанализировав и обобщив данные о семьях, составляет «Социальный паспорт школы» (слайд 7). Таким образом, на уровне администрации школы имеется полная информация о семьях учащихся.

Работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда классный руководитель планирует индивидуальную работу, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной социально-психолого-педагогической карте» ребенка (слайд 8 ). К этой работе подключается педагог-психолог, одним из основных направлений работы которого является психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

В своем плане работы классные руководители планируют профилактические мероприятия, организуя либо родительский лекторий, либо работу с группами родителей по конкретной проблематике.

Переход учащихся из начальной школы в среднее звено – это один из тех этапов провоцирующих девиантное поведение школьников.

В течение I четверти классными руководителями пятых и десятых классов осуществляется пристальное наблюдение за поведением учащихся, активное знакомство с семьями. Заместителем директора по ВР проводится собеседование между классными руководителями пятых и десятых классов и учителями начальной школы. Это собеседование проходит согласно плана работы школы по преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, а из среднего в старшее. Цель такого собеседования: как можно более полно ознакомить с особенностями данного контингента учащихся и их семей, дать рекомендации в работе с конкретными семьями, обратить внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. Совместно с классными руководителями работают социально-психологическая служба. По результатам работы по преемственности проводится совещание при директоре, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.

    не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.);

    не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).

Эффективность социально-педагогической работы зависит от умения учитывать особенности каждой из указанных категорий и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям мы в каждом конкретном случае привлекаем соответствующих компетентных специалистов: педагогов, психологов, психиатров, наркологов, работников правоохранительных органов и др. Желательно также, чтобы в школе были социальные педагоги, а также необходима общая программа, где была бы скоординирована совместная работа школы, правоохранительных органов, здравоохранения и социальных служб.

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед ребенком и обществом в целом.

Само по себе образовательное учреждение не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Существует афоризм: «Человек – творец своего счастья».

В нашей школе с детьми девиантного поведения и их семьями проводится следующая социально-педагогическая работа:

    В рамках работы родительского всеобуча организован цикл лекций для родителей испытывающих затруднения в воспитании своих детей.

    В рамках операции «Подросток», проходящей ежегодно, организован цикл лекций для трудновоспитуемых детей и детей с отклонениями в поведении с привлечением инспекторов по делам несовершеннолетних, представителей прокуратуры, милиции и здравоохранения.

    Ведется журнал на учащихся, состоящих на внутришкольном учете, согласно которой проводится индивидуальная работа, а также отслеживаются результаты.

    Регулярное посещение таких учащихся и семей на дому.

    Обеспечение занятости в кружках и секциях, привлечение к участию в общешкольных и городских мероприятиях, к общественно-полезному труду. Ведь только труд дает возможность осознавать себя полезным этому обществу.

Психологом школы были проведены следующие методики и диагностики по выявлению детей с девиантным поведением:

Самооценка психических состояний (Опросник Айзенка)

Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

По результатам диагностик были выявлены дети с нарушениями в поведении. Педагогом-психологом заполняется психологические особенности учащегося. После чего каждому классному руководителю были даны следующие рекомендации:

Наблюдение за данными учащимися

Активное включение учащихся в различные виды деятельности (творческая деятельность, реализация двигательной активности по средствам участия в подвижных играх, спортивных мероприятиях и т.д.)

Взять группу высоко тревожных детей под особый контроль, избегая в общении, по возможности, критических замечаний и негативного оценивания их личности, которые имеют психотравмирующее действие на них. Осуществлять индивидуальный подход в обучении и межличностном воздействии.

Организовывать на внеклассных мероприятиях работу, направленную на снятие эмоционального напряжения, сплочение детского коллектива, развитие коммуникативных навыков.

Отслеживание динамики числа правонарушений среди детей и подростков, состоящих на внутришкольном учете в ОДН показало рост правонарушений подростков. (слайд 9)

Мониторинг профилактики правонарушений

Учебный год

Группа риска

Уклонение от учебы (список по всеобучу)

Эпизодическое употребление алкоголя

Табако-курение

Ученики на учете в ОНЦ

Преступления

Ученики на учете в ОДН

Семьи, состоящие на учете в ОДН

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Мониторинг семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (слайд 10)

Учебный год

2013-2014

2014-2015

2015-2016

Малообеспеченные семьи

Дети из малообеспеченных семей

В нашем обществе около 20% неблагополучных семей (т.е. каждая пятая семья), в нашей школе таких семей – 6, что составляет 4%, а детей девиантного поведения – 8, что составляет 3,7%, на учете в ОДН – 11, то есть 4,5 %. Из-за сдачи новых домов в районе Береке, увеличивается количество детей из неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей.

Дети из таких семей вовлекаются в кружковую и спортивную деятельность.

На базе нашей школы работает ДПК «Спектр», где функционируют кружки: картинг, мотоциклетный, вокальный, «тогыз кумалак», школьные (рукопашный бой, «умелые руки», внешкольные (ДЮСШ - бокс, футбол).
В работе с семьёй, с целью её реабилитации, социально-психологическая служба использует такие методы как:
1. Консультирование , предоставление необходимой информации.

2.Работа со специалистами (психологами, психотерапевтами, наркологами).
3. Групповые тренинги для родителей с целью преодоления проблем, возникших в связи со злоупотреблением алкоголем, химическими веществами.
Оказание помощи трудным подросткам из неблагополучных семей, совместной помощи в выборе профессии, помощь в трудоустройстве в летний период.

С целью патриотического воспитания учащихся, профориентации, для развития кругозора учащихся организовываем для них экскурсии на работающие предприятия города, по местам боевой славы, в историко-краеведческие музеи, в учебные заведения.

Зам. директора по ВР по окончании каждой четверти проводит индивидуальные собеседования с классными руководителями. В ходе этого собеседования проводится итог определенного этапа работы классного руководителя, корректируя планы на следующий временной интервал. По итогам года классный руководитель составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности на следующий учебный год.

Проводя таким образом организованную работу систематически и последовательно, администрация школы, психолого-педагогическая служба имеют достоверную и полную информацию о контингенте учащихся. На основании сведений о таких учащихся строим планирование и проведение профилактики девиантного поведения школьников. Основной движущей силой в проведении данной работы является классный руководитель, так как именно он осуществляет непосредственный контакт с учащимися и их семьями. Задача зам. директора - вовремя подключить к индивидуальной или групповой работе психолога школы и социального педагога. Построив взаимодействие указанных специалистов школы таким образом, можно прогнозировать повышение эффективности профилактической работы и, как следствие, снижение количества проявлений девиантного поведения школьников.

(слайд 11)

Чтобы вывести систему воспитания педагогически запущенных детей и работу с проблемными семьями на качественно новый уровень, необходимо:

    повышение профессиональной компетенции педагогического коллектива, особенно классных руководителей, психолога, социального педагога, инспектора по охране прав детства;

    освоение новых технологий, как в воспитательном процессе, так и управлении им;

    объединение усилий всех отраслей социокультурной сферы.

    привлечение к решению проблем воспитания родительской общественности.

Особенности работы с детьми с девиантным поведением

Социальный педагог

Самарина Е.В.

1. Определение понятия девиантное поведение и его особенности в подростковом возрасте.

В России термин «девиантное поведение» ввёл Я. И. Гелинский – автор книги «Девиантология, социология преступности», он возглавляет сектор девиантологии социологического института Российской академии. Зарубежные учёные определяют девиантность соответствием или несоответствием социальным нормам ожиданиям, как поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества.

В отечественной литературе под девиантным (лат. deviation-уклонение) поведением понимают:

1. Поступок, не соответствующий официально установленным в данном обществе нормам, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

    Девиантное поведение является преимущественно предметом общей возрастной психологии, педагогики и психиатрии.

2. Социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленных в данном обществе нормах.

    Девиантное поведение – предмет социологии и социальной психологии.

Социальные нормы служат средством ориентации социального поведения подростка как личности в определённой ситуации и средством контроля за его поведением общества (образовательного учреждения, семьи). Социальные нормы характеризуются:

    единством предписывающего и оценочного моментов;

    внешней формой выражения;

    временной формой выражения;

    юридические нормы проявляются в юридических актах;

    моральные – в общественном мнении, традициях, обычаях;

    религиозные – в священных писаниях и проповедях;

    эстетические – в художественных принципах;

    нормы общественных и государственных организаций, образовательных учреждений – в законах и уставах.

Социальные отклонения для общества имеют различное значение. Позитивные служат средством прогрессивного развития системы, преодоление устаревших, консервативных или реакционных стандартов поведения. Они носят социально-творческий характер: научный, технический, художественный; позволяют креативно подходить к решению современных задач.

Негативные девиации можно назвать социальной патологией: преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид среди подростков.

Норму в психологии рассматривают как эталон поведения, следование личности, принятого в данном обществе в конкретное время нравственным требованиям. В идеальной поведенческой норме гармоничная норма должна сочетаться с креативностью вида.

2. Основные причины отклонений в поведении подростка.

Общей закономерностью отклоняющегося поведения у подростков выступает факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций, когда одно явление усиливает другое или наоборот:

Алкоголизм способствует усилению хулиганства;

Обратная корреляционная зависимость (уровни убийств и самоубийств).

Существует зависимость всех форм проявления девиации экономических, социальных, религиозных, культурологических и т. д.

Суицидальное поведение у подростков часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить жизненные ориентиры. Самоубийство подростка - способ оказать влияние на других людей. Девочки чаще всего прибегают к отравлению, мальчики – к самоповешиванию, порезам вен, реже - к отравлениям.

Биологические или генетические причины. Ученый Уткин с группой коллег на материале исследований детской преступности обнаружили, что среди мужчин с составом хромосом XYY наблюдается более высокий уровень преступности и правонарушений. При помощи современной генной инженерии учёные пытаются выделить специфические гены, ответственные за поведение человека, происхождение и развитие преступности.

Социологические причины. Педагоги нередко считают, чем больше ребёнок привязан к родителям, школе и сверстникам, тем меньше они совершают девиантный поступок. Подтверждением этого явился вопиющий случай в одной из Московских школ, когда десятиклассник застрелил учителя и полицейского. Конечно, за этим поступком стоит много вопросов.

Отклоняющемуся поведению может способствовать членство в неформальных молодёжных группах: хиппи, рокеров, панков, металлистов, брейкеров и т. д. Эти неформальные группы часто контактируют друг с другом, к ним тянутся подростки «лохи», быстро впитывая агрессивность для якобы ими выдуманного самоутверждения.

Семейное неблагополучие - комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих деформацию личности ребенка и приводящих к девиантному поведению.

К семьям группы риска относятся:

    деструктивная семья - автономия и отделение отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или детско-родительский конфликт;

    неполная семья;

    ригидная, псевдосолидарная семья - безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания;

При острой необходимости социальный педагог может включить в работу сотрудников органов опеки, медицинских работников, специалиста отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав.

3. Основные методы и формы работы с детьми с девиантным поведением.

Основной метод работы – семейное консультирование, в ходе которого корректируется и моделируется такое поведение, при котором ребенок будет развиваться в здоровой эмоциональной атмосфере. Родителям подробно разъясняется текущее положение, возможные последствия неустранения проблемы, проводится работа по профилактике синдрома «холодной матери» или «холодного отца». Наиболее эффективные формы работы – совместная арт-терапевтическая деятельность (библиотерапия, сказкотерапия, маскотерапия, драматерапия, работа с глиной, песочная терапия, музыкотерапия, цветотерапия фото- и видеотерапия, оригами, игротерапия, изотерапия, артсинтезтерапия) и социальное проектирование (мой дом, я и окружение, наша семья и т.д.). Для коррекции девиантного поведения необходимо использовать только те методы, которые не вызывают агрессии и чувства ущербности в конкретной семье. В процессе совместной игровой деятельности ребенок и взрослый испытывают терапевтический эффект.

4. Технологии профилактики девиантного поведения подростков . Главная задача школы в вопросах профилактики – вызвать у родителей потребность в самообразовании и ведении профилактической деятельности внутри семьи. Основные методы работы - совместная деятельность ребенка и взрослого, терапия, тренинги. Важно, чтобы создавалась доверительная и эмоционально-насыщенная атмосфера, быть помощником для детей и родителей, находиться рядом в трудную минуту и обеспечить общешкольную профилактическую среду, защищенную от табачного дыма

Одной из основных задач профилактики девиантного поведения является своевременное выявление изменений в поведении обучающихся.

Деятельность социального педагога должна быть направлена на нормализацию окружающих условий детей и подростков, выявление внутриличностных противоречий у них, учитывая обязательно все факторы и предпосылки, приводящие к девиантному поведению.

Очень важна профилактическая работа с детьми: воспитание характера, оптимизма, жизнеспособности. Профилактика самоубийств – это целая наука: вытеснения боли, снятия стрессов, смены ориентиров, замены ценностей, возрождения духовности и нравственности. Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют:

1. Учет перенесенных заболеваний или травмы мозга. 2. Влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как дополнительного стресс - фактора. 3. Анализ причин повышения раздражительности, повышенной впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличение своих недостатков, принижения успехов и достоинств.

Факторами, сдерживающими проституцию, могли бы быть повышение жизненного уровня населения, реализация программы полового воспитания, сглаживание социального неравенства. Общество должно воспитывать в девочке чувство женской гордости, давать отпор хамству, грубости, воровству, пьянству, защищать её от агрессии и насилия.

5. Вывод. Социальная работа с семьей «группы риска» имеет многоаспектный характер. : акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением; системным подходом к семье, где осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации, подход к семье как единице изменения, осмысление способов изменения или активно-терапевтическим подходом, где происходит переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей и т.д.

Необходимо во время принять меры по предупреждению и смягчению форм девиантного поведения у подростков. При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:

1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.

2. Компенсаторная – формирование у подростков стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением деятельности в той области, в которой он может добиться успехов, которая позволит реализовать ему свои возможности, способности и, главное, потребность в самоутверждении.

3. Стимулирующая – активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности подростка, осуществляемая посредством осуждения или одобрения, т.е. заинтересованного, эмоционального отношения к личности подростка и его поступкам.

4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.

Важно научиться сотрудничать с подростком, слышать и слушать друг друга, общаться с подростком так, чтобы он соглашался с вами, стать ему настоящим другом. Помочь ребёнку вовремя справиться с негативным чувством. Взрослым необходимо научиться понимать мысли, чувства, мотивации подростка, ведь мы взрослые также прошли подростковую ступень и выжили. Надо почаще вспоминать, какими были мы…

ЛИТЕРАТУРА:

А. В. Дергунов, В. А. Губин «Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинкветным поведением».

Х. К. Данилович «Технологии профилактики девиантного поведения детей и подростков».

Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.

Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 Агафонов А.Н. и др. Социальная работа с молодежью девиантного поведения. – Петропавловск, 2000.

А. Фабер, Э. Мазлиш «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки слушали».

Осложнение социально-экономических условий населения, воздействие средств массовой информации, распространяющих идеи и ценности противоречащие установкам на формирование нравственно-экологического общества обуславливают возрастание межличностных конфликтов .

Основная задача образования - дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.

В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Количество школьников, которых выделяют как учащихся с девиантным поведением , к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Девиантное поведение в целом можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятых в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.

По мнению одних исследователей, речь идет о любых отклонениях от выработанных обществом социальных норм. Другие исследователи настаивают на включение в понятие девиантного поведения только нарушение правовых норм. По мнению третьих, это различные виды социальных патологий (наркомания , алкоголизм и т.д.)

Вопросы девиантного поведения связаны главным образом с детьми и подростками «группы риска», «трудновоспитуемыми детьми». Я. Гилинский отмечает, что «статистический анализ роста подростковой девиантности за последние 10 лет ярко демонстрирует его зависимость от процесса социальных изменений».

Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической. Она стала социальной. Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения учащихся. К наиболее острым проблемам современной семьи относятся: формальный характер взаимоотношений взрослых и детей, трудности молодой семьи, возросшая тревога родителей за здоровье, учебу, за будущее детей. Многие родители не могут научить детей жить в обществе, поскольку сами дезориентированы.

На фоне семейных конфликтов очень часты скандалы, разводы. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что калечит душу, психологически ломает его. Именно в семье ребенок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями.


Главная задача всех участников воспитательного процесса - вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации. И начинать такую работу необходимо с учащимися и семьями учащихся начальной школы. Причем основное направление работы на данном этапе - это изучение семьи и постоянная работа с родителями.

В начале учебного года классные руководители делают диагностику семей учащихся своих классов: проводят анкетирования, устанавливают тип или категорию семьи, составляют социальный паспорт семьи, определяют уровни образования и культуры родителей, выясняют, кто занимается воспитанием ребенка в семье.

Следующим шагом в работе с семьей является посещение ее по месту жительства и выявление жилищно-бытовых условий этой семьи. Посещение на дому осуществляется по договоренности с родителями. Изучив контингент семей учащихся, классный руководитель будет иметь возможность целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.

На основании собеседования с классными руководителями зам. директора по воспитательной работе, проанализировав и обобщив данные о семьях, составляет «Социальный паспорт школы». Таким образом, на уровне администрации школы имеется полная информация о семьях учащихся.

Работа с ребенком девиантного поведения или его семьей, как показывает опыт, наиболее эффективна, когда классный руководитель планирует индивидуальную работу, отражая ее цели и этапы в «Индивидуальной карте» ребенка. К этой работе подключается школьный психолог, одним из основных направлений работы которого является психологическое просвещение всех участников образовательного процесса.

В своем плане работы классные руководители планируют профилактические мероприятия, организуя либо родительский лекторий, либо работу с группами родителей по конкретной проблематике. Переход учащихся из начальной школы в среднее звено - это один из тех этапов провоцирующих девиантное поведение школьников.

В течение I четверти классными руководителями пятых и десятых классов осуществляется пристальное наблюдение за поведением учащихся, активное знакомство с семьями. Заместителем директора по ВР проводится собеседование между классными руководителями пятых и десятых классов и учителями начальной школы. Это собеседование проходит согласно плана работы школы по преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, а из среднего в старшее.

Цель такого собеседования: как можно более полно ознакомить с особенностями данного контингента учащихся и их семей, дать рекомендации в работе с конкретными семьями, обратить внимание на отличительные особенности учащихся, на характер семейного воспитания и т.д. Совместно с классными руководителями работают психологическая и другие службы школы. По результатам работы по преемственности проводится круглый стол, где рассматриваются вопросы адаптации учащихся, психологическая обстановка в коллективе, разрабатывается план дальнейших действий. Это дает возможность устранить причины, вызывающие девиантное поведение учащихся.

В нашем обществе около 20% неблагополучных семей (т.е. каждая пятая семья), в нашей школе таких семей - 0,6%, а детей девиантного поведения - 5,5%.

1. Не умеют воспитывать детей (отсутствуют педагогические навыки);

2. Не хотят или не успевают воспитывать своих детей (заняты личной жизнью, заработками и т.п.);

3. Не могут воспитывать (безработные, больные, престарелые, алкоголики, наркоманы).

Эффективность социально-педагогической работы зависит от умения учитывать особенности каждой из указанных категорий и находить необходимые подходы к корректировке сложившейся ситуации. Чтобы помочь таким семьям и детям мы в каждом конкретном случае привлекаем соответствующих компетентных специалистов: социальных работников, педагогов, психологов, психиатров, наркологов, работников правоохранительных органов, юристов и др. Желательно также, чтобы в школе были социальные педагоги, а также необходима общая программа, где была бы скоординирована совместная работа школы, правоохранительных органов, здравоохранения и социальных служб.

Каждый ребенок, за исключением отдельных случаев, до достижения им зрелости находится в сфере влияния семьи и образовательного учреждения. Это обстоятельство накладывает на систему образования особые обязательства перед ребенком и обществом в целом.

Само по себе образовательное учреждение не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества, но хорошо поставленная воспитательная работа может дать импульс для раскрытия духовности учащегося и изменить его развитие. Существует афоризм: «Человек - творец своего счастья».

1. В рамках работы родительского университета организован цикл лекций для родителей испытывающих затруднения в воспитании своих детей.

2. В рамках операции «Подросток», проходящей ежегодно, организован цикл лекций для трудновоспитуемых детей и детей с отклонениями в поведении с привлечением инспекторов по делам несовершеннолетних, представителей прокуратуры, милиции и здравоохранения.

3. Ведется картотека на учащихся, состоящих на внутришкольном учете, согласно которой проводится индивидуальная работа, а также отслеживаются результаты.

4. Регулярное посещение таких учащихся и семей на дому.

5. Обеспечение занятости в кружках и секциях, привлечение к участию в общешкольных и городских мероприятиях, к общественно-полезному труду. Ведь только труд дает возможность осознавать себя полезным этому обществу.

6. Оказание помощи трудным подросткам из неблагополучных семей, совместной помощи в выборе профессии, посещая ярмарки вакансий и при индивидуальных беседах с учащимися и их родителями.

7. Таким учащимся предоставляется бесплатное питание.

8. С целью патриотического воспитания учащихся, профориентации, для развития кругозора учащихся организовываем для них экскурсии на работающие предприятия республики, по местам боевой славы, в историко-краеведческие музеи, в учебные заведения профтехобразования.

Зам. директора по ВР по окончании каждой четверти проводит индивидуальные собеседования с классными руководителями. В ходе этого собеседования проводится итог определенного этапа работы классного руководителя, корректируя планы на следующий временной интервал. По итогам года классный руководитель составляет отчет по проведенной работе, проводит анализ работы, намечает основные направления деятельности на следующий учебный год.

Проводя таким образом организованную работу систематически и последовательно, администрация школы, психолого-педагогическая служба имеют достоверную и полную информацию о контингенте учащихся. На основании сведений о таких учащихся строим планирование и проведение профилактики девиантного поведения школьников. Основной движущей силой в проведении данной работы является классный руководитель, так как именно он осуществляет непосредственный контакт с учащимися и их семьями.

Задача зам. директора - вовремя подключить к индивидуальной или групповой работе психолога школы и социального педагога. Построив взаимодействие указанных специалистов школы таким образом, можно прогнозировать повышение эффективности профилактической работы и, как следствие, снижение количества проявлений девиантного поведения школьников.

Контрольные вопросы:

1. Дайте понятие одарённости человека.

2. Специфика работы с одарёнными детьми.

4. Особенности работы с детьми с особыми осложнениями.

«Методы и формы работы с детьми девиантного поведения»

Для того чтобы определить направления, форма и методы профилактики, а также начать коррекционно-реабилитационную работу сначала Нам нужно определить, что значит девиантное поведение и какие факторы влияют на становление девиантного поведения несовершеннолетних.

Понятие девиантное поведение (слайд 2)

Девиантное поведение (также социальная девиация, отклоняющееся поведение) (лат. deviatio — отклонение) — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых,
наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. В социальной педагогике выделяют следующие факторы , обуславливающие девиантное поведение детей:

Биологические факторы - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и т.д.)

Психологические факторы - это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.

Социально - психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного воспитания, в их основе - игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения ребенка, а именно:

*дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку;

*конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

*асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление жестокости и насилия.

Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Приведу примеры причин девиантного поведения детей, с которыми я столкнулась в своей практике:

*дефекты семейного воспитании (недостаточное психолого-педагогическое просвещение родителей, перекладывание забот о здоровье и воспитании на школу, конфликты в семье и многое другое);

*ситуации, травмирующие психику ребенка (развод родителей, их длительное отсутствие, смерть близких людей, перемена места жительства и т.д.);

*акцентуация характера, темперамент;

*проблемы в межличностных отношениях (изгой, помыкаемый, отчужденный);

*педагогические ошибки (поверхностное знание индивидуальных особенностей ребенка, конфликтные ситуации между учителями и родителями ученика, унижение личности и т.д.);

Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя различные направления . В первую очередь это профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах.

Ранняя профилактика включает:

Изучение индивидуально-психологической личности с момента поступления ребенка в образовательное учреждение;

Выделение группы детей, поведение которых настораживает отклонением от общепринятых мер;

Возможность наблюдения за формированием характера ребенка-подростка.

Ранняя профилактика вырабатывает предупредительные меры по устранению причин и условий, вызывающих отклонения в поведении и развитии детей.

Профилактика девиантного поведения направлена на возникновение у подростков более негативных поведенческих качеств: употребление алкоголя, наркотиков, конфликтных разборок. На данном периоде становления личности социально-психологическая профилактика рассматривается как социальная помощь подростку. Отклонение в поведении детей и подростков является сигналом негативного развития личности.

Для решения этих проблем вырабатывается система мер по профилактике отклонений в поведении детей и подростков:

Создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

Создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

Создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

Организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;

Создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);

Организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.;

Информационно-просветительскую работу.

Социально-педагогическая работа с детьми с девиантным поведением включает в себя также и их социально-педагогическая реабилитацию.

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Социально-педагогическая реабилитация включает три основных этапа:

диагностики;

создания и реализации реабилитационной программы;

постреабилитационной защиты ребенка.

Диагностика предполагает социально-педагогическое исследование, направленное на определение уровня развития эмоционально-познавательной сферы несовершеннолетнего, сформированности качеств личности, социальных ролей, профессиональных интересов. Реабилитационная программа создается индивидуально для каждого ребенка и включает основные элементы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы деятельности. Основной целью реабилитационной программы является формирование и коррекция нравственных ценностей личности, помощь детям в приобретении навыков коммуникативного общения. Постреабилитационная защита предполагает помощь ребенку после его выхода из реабилитационного центра в восстановление гармоничных отношений с семьей, друзьями, школьным коллективом путем регулярного патронажа и коррекции возникающих конфликтов.

Работа социального педагога с этой категорией детей ориентирована на социальное оздоровление внутреннего мира ребёнка. Социальный педагог должен владеть приемами экстренной диагностики ситуации, в которую попал данный ребенок - в семье, школе, коллективе; выявления причин возникновения социально-личностно-эмоциональных нарушений. Основными видами деятельности являются: *индивидуальное консультирование; *включение детей в тренинговые группы с целью коррекции негативных эмоционально значимых ситуаций; *индивидуальная работа с системой ценностей ребенка; *обучение социальным навыкам, способам эффективного общения, конструктивному поведению в конфликтных ситуациях. Кроме этого необходима работа с семьей с целью установления значимых взаимоотношений между ребенком и родителями, которая предполагает: диагностику педагогических позиций семьи; индивидуальное консультирование; включение родителей в тренинговые группы, направленные на обучение эффективному родительскому взаимодействию с ребенком.

Других подходов требует ребенок, который находится в кризисном состоянии, обусловленном агрессивным поведением подростка. Зачастую такое поведение представляет собой реакцию подростка на проблемную, неразрешимую для него ситуацию. В работе с данной категорией детей используются: экстренная диагностика эмоционального состояния; выявление причин данной проблемы; обучение навыкам решения возникающих проблем, умениям управлять своими эмоциями; работа над формированием позитивной «Я-концепции».

Таким образом, формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ преследования подростков.

Девиантное поведение можно определить, как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым и нравственным нормам. Его сущность заключается в неправильном осознании своего места и назначения в обществе, в определенных дефектах нравственного и правового сознания детей и подростков.

Современное состояние проблемы девиантного поведения. Понятие «трудновоспитуемости». Типы девиаций. Классификация поведенческих девиаций по Ю.А. Клейбергу. Понятие «девиантного поведения» в различных науках. Его соотношение с нормой. Подростковый возраст как сензитивный для возникновения девиаций. Основные концепции девиаций.

Основные причины и психологические теории возникновения нарушений в поведении.

Биологические причины девиантного поведения. Причины специального и психологического характера. Ошибки семейного воспитания. Типология неблагополучных семей. Причины, связанные с возрастными кризисами. Психодиагностическая модель возникновения нарушений в поведении (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни). Фрустрационная модель. Аффективно-динамическая модель (И.А. Фурманов). Поведенческая модель.

Суицидальное поведение, его механизмы и особенности.

Понятие «самоубийство». Анализ понятий: «суицидальные покушения», «суицидальные попытки», «суицидальные проявления». Классификация суицидальных проявлений (В.А. Тихоненко). Основные концепции суицидального поведения. Причины самоубийств. Факторы суицидального поведения. Клинические аспекты суицидологии. Психологическая диагностика суицидального риска. Факторы профилактики подростковой суицидности. Этапы профилактики суицидального поведения по В.Т. Кондратенко. Особенности психопрофилактической и психокоррекционной работы с суицидентами. Принципы коррекции.

Психологические проблемы наркозависимости и алкоголизма.

Симптомы наркомании. Классификация веществ, вызывающих наркозависимость. Этиология наркотической зависимости. Профилактика и коррекция наркозависимости. Понятие «алкоголизма». Предпосылки, стимулирующие рост употребления алкоголя. Действие алкоголя на организм человека. Особенности алкоголизма в детском, подростковом и юношеском возрастах. Профилактическая работа с подростками, склонными к употреблению алкоголя.

Проблема созависимости. Характеристики созависимости. Критерии оценки созависимости. Сравнительная характеристика проявлений зависимости и созависимости. Преодоление созависимости.

Виды девиантного поведения.

Проституция. Формы девиантного сексуального поведения. Бродяжничество. Правонарушения. Агрессивное поведение. Особенности криминальных групп несовершеннолетних. Криминальная субкультура. Татуировки в криминальной среде несовершеннолетних. Особенности профилактики детей с различными видами девиантного поведения.

Профилактика и коррекция девиантного поведения.

Цели и принципы поведенческой коррекции. Стимулирование позитивной мотивации. Методы формирования позитивного поведения. Формы работы с родителями по профилактике и коррекции отклонений в поведении детей.

Особенности работы школы по профилактике и коррекции девиантного поведения (классный руководитель, социальный педагог, педагогический психолог, школьный врач). Критерии эффективности деятельности школы по профилактике отклоняющегося от нормы поведения. Особенности психологического консультирования девиантных подростков.