Публикация педагога на тему Современный ребенок - какой он

Современные дети – это предмет жалоб, споров, гордости и исследований социологов. Кто-то их хвалит, кто-то ругает, но обе стороны единодушны в одном: современные дети очень отличаются от своих сверстников 50 или 20 лет назад.

Каждый ребенок рождается, чтобы жить среди людей. Гармония с окружающими – это гарантия психологического благополучия ребенка. Крошечный член семьи сразу же становится самым главным для своих родителей, бабушек и дедушек. Какие же они, современные дети? Разница между современным ребенком и детьми прошлых поколений заметна невооруженным глазом. Жизнь диктует свои условия: её ритм ускоряется, она перенасыщается информацией, повседневные нагрузки растут.

Если сравнивать современного дошкольника с детьми шестидесятых годов прошлого столетия, становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. Родители и опытные педагоги констатируют, что сегодня оставить дома даже ненадолго современного ребенка практически невозможно. А ведь когда-то это было обычным делом. Современные дети пытаются занять себя вне круга имеющихся игрушек – они заменяют их бытовой техникой, посудой и т.п. В лучшем случае ребенок прибьет гвоздями ковер или разрисует стены.

Когда вы с ребенком, поговорить со знакомыми на улице теперь практически невозможно. Он будет говорить, дергать вас за одежду, вертеться, капризничать и пытаться всячески обращать на себя внимание. Дети прошлых поколений спокойно ждали завершения разговора. В кругу сверстников или взрослых современный ребенок настойчиво и уверенно отстаивает собственное мнение. При определенных обстоятельствах он может вести себя асоциально или уйти в себя, протестуя против непонимания окружающих.

Современные дети открыты для любой информации, они смелые и стремительные. И это тоже проблема, поскольку ребенок никогда не остается в одиночестве и не останавливается послушать шуршание осенних листьев. Вместо этого он мчится по жизни, зная, что в трудную минуту любящая мама, мужественный папа и заботливая бабушка будут рядом. Дети не чувствуют опасности – они поглощают море информации и живут в мире спайдерменов в уверенности, что они такие же сильные и неуязвимые.

У родителей и детей должен быть совместный досуг, в котором дети должны быть равноправными участниками и помощниками. Дети вместе с взрослыми должны расширять свой кругозор и переживать моменты вдохновения. Потому, когда вы требуете от малыша выключить компьютер или телевизор, задумайтесь над тем, а что вы предлагаете взамен. Где гарантия, что вы именно те образцовые родители, на которых малыш будет стремиться стать похожим?

В условиях современного кризисного общества отчужденность детей от родителей нарастает, а дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания проявляется всё отчетливее. Родители все меньше общаются со своими детьми. Очевидно это результат влияния со стороны современного общества. Под гнетом экономической и социальной нестабильности, когда родители испытывают страх ”не справиться” с жизнью (обеднеть, потерять работу, заболеть), взрослые становятся уязвимыми, неуверенными и эмоционально нестабильными. Новым социальным страхом стала неуспешность детей. Мамы и папы осаждают дошкольные учебные заведения, чтобы быстрее научить своего ребенка считать и читать.

Перепоручая занятия с ребенком специалистам, родители превращаются в пассивных соучастников социального становления и развития малыша. Еще хуже, когда такие стремления являются следствием собственного самоутверждения перед друзьями и родственниками.

Взрослые наполняют ребенка новыми знаниями и умениями, расширяют его представления и перенасыщают информацией. Однако не задумываются о самом важном: какими глазами малыш смотрит на окружающий мир? Безразличными, настороженными, обиженными, сердитыми или спокойными, добрыми, уверенными и счастливыми? Формирование положительного мировосприятия – это основа будущей успешности маленького человечка. При решении данной задачи важно соблюдать три основополагающих принципа: признавать ребенка, понимать ребенка и принимать ребенка таковым, какой он есть. Родители должны не учить жизни, а помочь ребенку самостоятельно научиться жить.

Вы можете или написать свой.

Современный ребёнок – какой он?

Современные дошколята – это что-то необыкновенное .

Часто мы говорим: современные дети – не те, что были раньше. Но часто ли мы задумываемся: а разве мы сами остаёмся прежними? Мы, как и наши дети, меняемся – вместе с окружающим нас миром, вместе с новейшими технологиями, вместе с бешеным ритмом современной жизни.

Какие же они – современные дети?

Современные дети:

Просто у современных детей – современное детство!

Родителям сейчас сложно. Все мы хотим иметь хороший заработок, создать ребёнку прекрасные условия. Мы очень заняты, часто задерживаемся на работе, и ребёнку не хватает родительского внимания. Старайтесь проводить больше времени вместе.

Современные дети не трудные и не лёгкие. Они – обычные дети, которым, как и сто лет назад, по-прежнему нужны тепло маминых объятий и надёжность папиных рук. Мы можем каждый день, приходя с работы, дарить ребёнку игрушки, но через годы он будет с нежностью вспоминать не череду кукол и машинок, а вечер, когда вся семья наряжала ёлку, каталась на лыжах или ездила на рыбалку.

Каждый ребенок это неповторимый, уникальный мир - это личность, обладающая своей точкой зрения своими уникальными способностями и задача взрослых находить время и желание для того чтобы учиться понимать этот мир, помогать ему взрослеть, сохраняя и оберегая эту уникальность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушка в картине мира современного ребёнка дошкольника

Статья посвящена вопросам становления картины мира ребёнка. Особое внимание уделено игрушке как инструменту педагогического воздействия воспитывающего взрослого на процесс становления картины мира реб...

Тряпичная кукла и её роль в жизни современного ребёнка.

Сегодня, когда жизнь современного взрослого и ребенка заполнена бесконечными гаджитами: начиная с навигаторов в машинах и кончая говорящими игрушками, кажется, что все возможные мечты вопл...

Какой он - современный ребёнок

Меняется мир – меняются и дети.Новые средства воспитания детей: сотрудничество, мотивация, контроль. Современным детям нужна помощь, но для роста и не менее необходимы и трудности, проблемы от которых...

Педагоги и родители не могут не заметить, что наши дети во многом сильно отличаются от детей, которые росли до того, как всех нас накрыло цифровой революцией. У них много замечательных качеств: они более смелые, открытые, ответственные, энергичные, уникальные. Но вместе с тем, современным детям непросто расти. У родителей нет опыта поколений, как воспитывать детей в условиях высоких технологий и быстрого доступа к любой информации. Они делают ошибки и теряются в потоках противоречивой информации.

С одной стороны, родители понимают, что цифровой мир диктует свои правила, и детей нельзя от него спрятать. С другой стороны, есть необходимость в том, чтобы показать мир детям не только через экраны их гаджетов. Мама четверых детей, учитель и игровой терапевт Бекки Мэнсфилд поделилась своими рассуждениями о проблемах современных детей. И дала советы родителям, как избежать многих проблем в воспитании и развитии ребенка, на которого оказывают влияние не всегда положительные тренды нашей жизни.

Почему наши дети менее терпеливы, более одиноки и честны, чем поколения назад

Исследования за исследованиями подтверждают то, что и так всем очевидно: нынешние дети менее терпеливы, более одиноки и более балованны, чем предыдущие поколения.

Это страшная истина, которая стоит перед нашими детьми. Это путь по наклонной.

Как учитель и терапевт я много лет работала с разными детьми и родителями. Я своими глазами вижу, как социальные и эмоциональные навыки детей постоянно ухудшаются, не говоря уж об их успеваемости. Нынешние дети не подготовлены к жизни. Они ожидают большего, но делают меньше.

Они ходят в школу, но им трудно учиться и сосредоточиваться. Они хотят успевать больше, но не могут сфокусироваться.

Одиночество, нетерпеливость, завышенные ожидания… Откуда это всё?

Причина проста: наш сегодняшний образ жизни сказывается на наших детях. Все эти новейшие технологии, современные тренды и последние изобретения. Хотя мы все желаем для своих детей самого лучшего, к сожалению, мы сами ведем их по пути наименьшей готовности к жизни.

Проблема экранного времени

Дети проводят слишком много времени перед экранами. Это отнимает у них время на игры и чтение.

В итоге у них понижается внимательность, развивается привычка к мгновенному удовлетворению и т. д.

Дети теряют способность фокусироваться и внимательно слушать, потому что привыкают, что все должно быть быстро и непременно интересно. Из виртуальной реальности ребенку очень трудно вернуться к настоящей.

Дети погружаются в смартфоны, планшеты и ноутбуки с головой, а потом раздражаются, когда их отвлекают. В обычном мире им «скучно» - они привыкли к постоянной стимуляции.

Проблема скуки

Мы вечно заняты, поэтому, чтобы ребенок не заскучал, привычно суем ему телефон, планшет или плеер. Но проблема в том, что этим мы вредим ему!

Почему? Потому что лишаем его возможности развлечь самого себя, найти решение, задействовать творческое мышление.

В свою очередь, мы тоже проводим с детьми мало осмысленного времени (совместное втыкание в экран планшета не считается). Мы не общаемся с ними.

Дети зависят от гаджетов, потому что мы не умеем развлекать их, а они не научились развлекать себя сами.

Проблема самостоятельных решений

Давая детям всё, что те пожелают, родители руководствуются самыми благими намерениями. Все мы хотим, чтобы ребенок был счастлив, чувствовал себя любимым и улыбался.

К сожалению, таким образом мы воспитываем людей, неспособных испытывать счастье.

Я часто слышу от родителей: «Овощи она не ест, поэтому я их ей и не предлагаю»; «Если он будет ложиться в то время, когда я говорю, то будет просыпаться слишком рано»; «Она не любит держать меня за руку на парковке».

Проблема в том, что дети - это дети. Они еще недостаточно взрослые, зрелые и умные, чтобы принимать подобные решения самостоятельно.

Овощи нужны детям для здоровья. Здоровый сон необходим им, чтобы нормально высыпаться и концентрироваться на уроках. Если не держать ребенка за руку, его может сбить машина.

Проблема спасения

Дайте детям возможность проявить себя. Не бросайтесь «спасать» их в каждой ситуации.

Ребенок потерял мобильный телефон? Научите его, что он может откладывать карманные деньги, пока не накопит на новый.

Забыл сделать домашнее задание? Путь сам попробует объясниться с учителем.

Это непросто. Никакому родителю не хочется видеть, как ребенок страдает, расстраивается или злится. Но решая за него все проблемы, мы не даем ему научиться этому самостоятельно.

Конечно, помогать детям надо. Но пусть они также учатся справляться с последствиями ошибок. Лучше на своей шкуре прочувствовать последствия мелких ошибок сейчас (не сделал уроки - получил плохую оценку), чем во взрослом возрасте (не заплатил по ипотеке - остался без дома).

Проблема отсутствия живого общения

По данным исследований, время, проведенное в соцсетях, может вызывать у детей чувство зависти и ложное представление, будто все остальные живут более интересно и успешно.

Сегодняшние дети и подростки слишком мало общаются вживую. Они не ходят гулять и друг к другу в гости. Они не играют в совместные игры.

В результате они не учатся распознавать эмоции и оказывать поддержку.

А ведь это важнейшие социальные навыки, от которых во многом зависит жизненный успех! Социальные навыки плюс интеллект - залог любой высокооплачиваемой работы.

А по некоторым данным, умение общаться даже важнее в построении карьеры, чем интеллект!

Проблема вознаграждения

Еще одна важная проблема современности: дети за все ждут вознаграждения.

Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы вознаграждать ребенка, но НЕ ЗА ВСЁ ПОДРЯД. Это не только делает его балованным, но и приучает ждать внешнего вознаграждения вместо внутреннего чувства удовлетворения.

«Что мне будет, если я буду учиться на отлично?»

«Что ты мне купишь, если я буду тихо себя вести на собрании?»

«А что мне дадут за то, что я сделаю уборку?»

Проблема в том, что хотя нам, возможно, проще вознаградить ребенка, чтобы он не жаловался, его будущий начальник или супруга не будут играть в эти игры. Никто не даст ему премию за то, что он вовремя выполнил работу. Никто не сделает ему скидку за то, что он вовремя заплатил за квартиру.

Да, это тяжелые уроки, но лучше пусть дети узнают от вас, что жизнь - НЕ ВСЕГДА интересна и приятна.

Так что же с этим делать? Не отчаивайтесь: решение есть!

Детей можно переучить. Мы же учим детей ходить в туалет, чистить зубы по утрам или терпеливо сидеть на службе в церкви. Всё это не врожденные навыки, а приобретенные.

Точно так же можно изменить и другие их привычки, если делать это постоянно и последовательно.

10 минут в день

Выделите 10 минут в день на общение с ребенком вдвоем. Никаких гаджетов, никакого телевизора!

Пусть ребенок сам выбирает, что делать. Играйте в игры, беседуйте - все это пойдет на пользу вам обоим.

Дайте им скучать

Не давайте детям гаджеты, когда им скучно. Пусть скучают!

Это вынудит их мозг начать работать и придумывать собственные развлечения. А это, в свою очередь, отучит их ждать мгновенного удовлетворения.

Скука - лучший путь к познанию себя.

Замените внешние награды на внутренние

Когда я в детстве убирала комнату, я делала это на скорость: сама себя развлекала. Делая домашнее задание, я притворялась, что я учительница: сама себя развлекала.

Научите этому детей. Пусть придумывают, как превратить скучное занятие в интересное, а их наградой пусть будет знание, что они отлично справились.

Говорите

Разговаривайте за обедом, разговаривайте в машине, бросьте все дела, когда ребенок приходит из школы, и поговорите с ним хоть пару минут (узнайте, что происходит в его жизни - учебной, социальной, эмоциональной). Исключите телевизор, телефон и планшет из семейного ужина.

Назначайте обязанности

Обязанности повышают самооценку ребенка. Они учат его работать, они учат его следить и ухаживать за вещами.

Давайте ребенку задания, чтобы он мог почувствовать свою пользу.

Устанавливайте границы

Назначьте четкое время сна.

Установите четкие правила насчет перекусов (никаких перекусов до обеда, не больше одной вредной еды в день и т. п.).

Установите обязательное время для чтения.

Установите электронные границы

У нас дома действует простое правило: никакой электроники в течение учебной недели, кроме семейного просмотра ТВ. Ноутбуком можно пользоваться только в образовательных целях.

Установите аналогичные правила. Не допускайте бесконтрольного залипания в телефон.

Поощряйте открытое общение

Дайте ребенку понять, что всегда готовы его выслушать и помочь ему. Напоминайте ему почаще: «Если тебе грустно, если ты с чем-то не справляешься, то всегда можешь сказать мне об этом».

Уберите СВОЙ телефон

Возьмите себе за правило ограничивать свое экранное время при детях. Установите время, после которого вы убираете все гаджеты.

Дети должны чувствовать связь с родителями. Однажды я слышала, как 6-летняя девочка сказала: «Маме телефон важнее меня. Она все время смотрит на него, даже когда разговаривает со мной».

Дети все замечают!

Подавайте пример

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок изменился, сначала вы сами должны измениться. Покажите ребенку, какие у вас приоритеты.

Ведите себя так, как хотите, чтобы вел себя ваш ребенок, и вскоре он последует вашему примеру. Пусть он видит, как вы читаете книгу, моете посуду, готовите еду, разговариваете с человеком, не отвлекаясь на телефон. Демонстрируйте доброту, последовательность, трудолюбие.

Быть родителем - самая сложная работа в жизни. У нас есть всего 18 лет, чтобы воспитать в ребенке качества, которые останутся на всю жизнь.

Вряд ли кто-то захочет оспорить тот факт, что современное детство сильно отличается от нашего, каким оно было 30 лет назад. Кроме того, что деревья были выше, а трава зеленее, мир за это время в принципе очень сильно изменился. Чем сегодняшние дошкольники отличаются от нас в их возрасте и почему нам кажется странным то, что нравится им, рассуждают наши эксперты, психологи Анна Скавитина и Нина Шкилева.

Дети разных поколений очень сильно отличаются друг от друга. Наши бабушки и дедушки удивлялись голосу из радиоприемника, мамы и папы бегали вместо уроков в кинотеатр, мы обводили ручкой в газетной тв-программе, а наши дети сами выбирают, что смотреть и даже сами записывают на видео. Родителям часто кажется, что «раньше было лучше», а и детские программы гораздо хуже, чем те, что были созданы 30 лет назад. Это обусловлено не только вечным конфликтом отцов и детей, но и тем, что наши дети совершенно не похожи нас в их возрасте.

У них другой темп

Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.

Они живут в этом ритме, им гораздо труднее ждать. Они не могут слоняться без дела, смотреть часами в окно на падающий снег и проезжающие машины, и выдерживать паузы в диалогах или долгие заставки.

Да, в их любимых мультиках всё мелькает и прыгает, собственно, как и в их жизни.

Их жизнь более насыщена и наполнена информацией

Быт современных детей организован по-другому. Стоит только выйти на улицу, как город мгновенно обрушивается на нас, атакует все анализаторы. Картинки, тексты, голоса и музыка, люди и транспорт — все это постоянный поток, в котором нужно ориентироваться, и наши дети это могут, для них это привычно. Поэтому сюжеты, интересные им, могут быть более сложными и насыщенными, чем наши любимые мультфильмы.

К ним предъявляются другие требования

Причем как родителями, так и школой. Это 20 лет назад можно было не уметь читать и писать в 7 лет, в школе учили всему. Сегодняшний первоклассник должен знать и уметь очень многое, и в том числе именно поэтому появилось так много развивающих программ и мультфильмов. Да, дошкольники могут все это запомнить и освоить, им интересны динозавры и устройство бытовых приборов, и им это правда пригодится уже очень скоро, почти сейчас.

Они меньше общаются со сверстниками

Это в нашем детстве обычным делом было​ на целый день убежать во двор с ключом на шее. Современным детям не только развлечения, но и друзей выбирают родители. И это, конечно, только полезные события и «правильные» мальчики и девочки.

Поэтому, с одной стороны, становятся интересными истории про конфликты, победы над монстрами и выходы из трудных ситуаций, так как в реальности этот аспект отношений уменьшается, а иметь дело с этой частью жизни для ребенка очень важно. С другой стороны, детям нравятся истории про простые бытовые ситуации, случающиеся, например, в детском саду или на площадке.

Возможно, в реальности это происходит недостаточно часто, чтобы стать понятным и освоенным.

Они живут в мире с изменившимися ценностями и нормами

В можно встретить сюжеты про расставание родителей или про усыновление детей, про толерантность к различиям. И для наших детей это может быть так же важно, как истории про дружбу и справедливость из нашего детства. При этом, они, кстати, также могут быть актуальны.

Важно помнить, что когда мы говорим о том, что современным детям не подходят советские мультики, это не значит, что они не могут им понравиться, и их совсем не нужно смотреть. Идея в том, чтобы не отказываться от новых продуктов для детей, которые могут быть не близки современным взрослым.

Если думаешь о завтрашнем дне - сей зерно,

если на 10 лет вперёд - сажай лес,
если же на 100 лет - воспитывай детей.
(Народная мудрость)

Сегодня активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям – современное образование. А современные дети, - какие они? Всё чаще и чаще можно услышать, что они какие-то другие. Давайте разберемся, что же с ними все - таки не так?

По мнению педагогов, дети «очень изменились за последние годы»: «у них низкая концентрация внимания», «долго не могут сосредоточиться», «не слышат указаний учителя или делают вид, что не слышат», «очень подвижные», «их трудно организовать», «мыслят по-другому» и пр. Особенно остро обсуждается проблема гиперактивности и причин её возникновения .

Родители и педагоги отмечают, что современные дети «проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность», вследствие чего «у них снижено внимание», «дети не желают выполнять указания взрослых» и «выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать».

Большинство родителей винит во всех возникающих трудностях образовательную систему, а вот те, кто занят в образовательной сфере, винят как раз родителей. считают, что винить ни тех, ни других нельзя, поскольку в случившемся виновен весь современный мир, вся наша высокотехнологичная ускоренная цивилизация.

Отметим лишь некоторые особенности современного мира, которые, безусловно, оказывают влияние на воспитание и развитие наших детей:

  • изменения в экологической среде.
  • изменения информационного и технологического пространства.
  • социально-культурные и экономические условия и их влияние на современную семью и образовательное пространство.

Современный мир непрерывно меняется. Скорость, с которой наша жизнь претерпевает трансформации, намного выше, чем двадцать или тридцать лет назад. С самого рождения дети сталкиваются с современными высокотехнологичными достижениями. Как влияет технический прогресс на психику ребенка? Каков современный ребенок? Сегодня этим вопросом всерьез озадачены ученые.

. Вот некоторые особенностей современных детей:

1.Они менее самостоятельны. Не умеют принимать решения, делать выбор и выводы без помощи взрослых, считают, что в этом нет потребности .

2. Сейчас в развитии детей упор делается на развитие памяти, а не словесного-логического и абстрактного мышления. Это отчасти связано с подготовкой к сдаче тестов. Они плохо считают в уме, ведь есть много других приспособлений, которые сделают это за них. Современный ребенок плохо знает даже свой микрорайон, и это влияет на развитие пространственного мышления, которое у них развивается за компьютером, поэтому они плохо ориентируются.

3. Дети очень образованы в области информационных коммуникаций. Они знают больше своих родителей, и между ними колоссальная разница. Они легко и быстро воспринимают информацию, у них быстрее реакция, лучше развита внимательность. Но написать школьное сочинение - проблема, ведь надо собрать информацию, систематизировать и придумать сюжет. Информационно они взрослеют раньше, а социально - значительно позже. Многие выпускники совершенно несамостоятельны.

4. Они мало общаются «в живую», говорят, тяжело вступают в контакт. Если ребенок застрял на компьютере, то у него есть большие проблемы с коммуникацией, но это не говорит о том, что он не научится общаться. Он сделает это, но чуть позже или когда это будет жизненно необходимо.

5. Очень плохо сформировано умение разрешать конфликты. Ведь во дворе поругался с приятелем, и надо было идти мириться. В Интернете не надо этого делать, можно просто не отвечать, перейти на другой сайт. И в итоге ты не умеешь ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни разговаривать, ни объясняться.

. 6. Они застенчивы. Компьютер не учит преодолевать этот комплекс, только личное общение.

7. У них есть проблемы с эмоциональностью, ее не хватает. Многие не понимают, что такое плохо, больно, очень страшно. То, что мы переживали в 6 - 9 лет, современные дети переживают в 10 - 12 и более травматично.

Раньше для всех детей младшего школьного возраста добрыми героями были Илья Муромец, Иван-царевич, злодеями – Кощей Бессмертный и Баба-яга. Для многих современных детей добрые – это Человек-Паук, Бэтмен, капитан Америка, а злодеи – Галактус, Запредельник и прочие монстры, а для многих взрослых все современные герои, и добрые, и злые, просто какие-то чудовищные монстры-уроды.

8. Эти дети менее романтичны и более прагматичны. Их мир заполнен материальными ценностями.

9. Они реже принимают самостоятельные решения, за них все решают родители.

10. Эти дети более талантливы. У них больше возможностей развивать свои способности, начиная со школ раннего развития. Они могут найти любую информацию в любое время. Современный мир - это мир индивидуальностей, и у этих детей для ее развития есть все, о чем только могли мечтать дети прошлых поколений.

И это, конечно, не все отличия между детьми прошлых лет и современными школьниками. Такие дети многим взрослым не понятны и вызывают тревогу. Ученые пытаются помочь взрослым, пишут различные программы и труды по воспитанию и развитию современных детей. Но не всегда поведение взрослых, стремящихся за новшествами в воспитании, приносит радость детям. Посмотрев вокруг, мы все реже замечаем радостные ангельские взгляды подрастающего поколения. Может быть, им надо помочь?

Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психиче­ское развитие стало другим или сами дети изменились: а вследствие того, что трансформировались требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый Человек. Поэтому у современных детей начинает отста­вать развитие социальных эмоций, зато очень развиты интеллекту­альные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. Самомнение растет.

Это в эмоциональном плане, а в воле­вом – что же? Слабоволие, причем воспитанное их же родителями. В основном, они проявляют волю там, где нужно чего-то добиться от взрослых, но не там, где требуется подчинение своих мотивов поведения общественному «надо» или «нельзя». Обращает на себя внимание неумение детей играть . Современные дети и хотели бы научиться играть сами, но не могут: сегодня фактически разрушена детская субкультура, которая передавала бы младшим и старшим дошкольникам игровой опыт от одного поколения к другому. В семье чаще всего один ребенок, с которым взрослым некогда поиграть, либо они предпочитают заниматься более важной для его развития деятельностью – читать, писать и считать (еще можно рисовать и вместе мастерить, но это – уже «потолок» творческой активности родителей).

Основная проблема современного ребёнка – это то, что культурная среда, в которой он развивается, эксплуатация огромного потенциала его памяти происходит в ущерб жизненно необходимому в этом возрасте личностному становлению, основанному на любви, душевном тепле и внимании к его личности.

Вот почему основной задачей воспитания младших школьников сегодня становится сохранение (или возрождение) условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.

Всё это можно обеспечить, реализуя в повседневной практике системно-деятельностный подход в обучении, который является инструментом реализации ФГОС.