Проект сказочные дома в доу. Творческий проект "волшебный мир сказок"

Проект

«Сказка в гости к нам спешит»

для детей старшей группы (5-6 лет)

Со сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым
Они необходимы,
Как солнышка привет
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А может быть и нет.

Основание проекта

Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.

Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир.

Для повышения интереса к книге, любви к чтению нами был разработан проект «Сказка в гости к нам спешит ». В процессе данного проекта частично реализуются задачи образовательной области «речевое развитие», «Художественно-эстетическое».

Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.

Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.

Выбирая первые сказки для малыша необходимо принимать во внимание уровень его психического развития. Сказка не должна пугать ребёнка, а должна приносить пользу. Хорошо если первые сказки будут с красивыми и яркими иллюстрациями - это повышает интерес малыша и улучшает понимание сказки.

Трудно переоценить значение сказки в жизни ребёнка. В детской сказке он найдёт всё самое важное и необходимое ему в дальнейшей жизни.

Информационная карта

  1. Цели: обобщить знания детей о прочитанных художественных произведениях, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.
  1. Задачи:
  • Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (вместе со взрослыми и самостоятельно).
  • Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки; прививать умение прийти на помощь в трудную минуту.
  • Продолжать формировать книжный уголок: новинками литературы, портретами писателей и художников - иллюстраторов, аудио и видеозаписями, тематическими альбомами, речевым материалом.
  • Создавать условия для ориентировочно-исследовательской деятельности детей, способствующей освоению ребёнком миром сказок, приключений;
  • Закрепить и расширить знания детей о сказках;
  • Развивать творческие навыки, коммуникативные умения;
  • Способствовать поддержанию традиции семейного чтения;
  • Продолжать вовлекать детей, родителей и педагогов в совместную деятельность, показать ценность и значимость совместного творчества детей и родителей;
  1. Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители.
  2. Тип проекта: творческий, групповой.
  3. Продолжительность : 2месяца
  4. Ожидаемый результат:
  • Пополнение библиотеки книгами по разделу «Сказки»;
  • Разработка конспектов занятий по теме «Сказка»;
  • Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
  • Обогащение словаря детей, совершенствование диалогической речи, использование в речи разнообразных языковых средств.
  • Формирование коммуникативных способностей, эмпатии.
  1. Презентация проекта: Дефиле сказочных персонажей
  2. Этапы работы:

1 этап - подготовительный

Определение темы (проблемы проекта); вызвать интерес детей и родителей к теме проекта; составление плана-схемы проекта; сбор информации, литературы, дополнительного материала.

2 этап - основной

Реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.

3 этап - итоговый

Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

План - схема реализации проекта

Мероприятия

Работа с детьми

Цикл тематических занятий:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад»

Конспект занятия «Викторина по сказкам»

Конспект занятия по математике «Путешествие по сказкам»

Конспект по развитию речи «Пересказ русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Конспект НОД рисование с применением нетрадиционных техник рисования "Волшебный аквариум"

Конспект НОД лепка сказочных персонажей из русской народной сказки "Колобок": заяц, волк, медведь, лиса, колобок.

Беседа «По страницам сказок»

Конструирование «Теремок»

Чтение сказок: Пушкин А. Сказки: Сказка о царе Салтане о мертвой царевне и о семи богатырях. Сказка о золотом петушке. Сказка о рыбаке и рыбке. Андерсен Г. X. Снежная королева. Стойкий оловянный солдатик. Новый наряд короля. Принцесса на горошине. Дюймовочка. Штопальная игла. Дикие лебеди . Родари Д. Приключения Чиполлино. , Братья Гримм. Горшочек каши. Мальчик-с-пальчик. Белоснежка и семь гномов. . Т. Александрова. «Домовёнок Кузька» В. Катаев «Цветик-семицветик

Загадывание загадок о сказочных героях.

Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам

Встреча в видеосалоне (просмотр мультфильмов по теме)

Театрализация сказки «Три медведя»

Прослушивание сказок в аудиозаписи: «Бременские музыканты», «Мороз Иванович», «Гадкий утенок».

Включение дидактических игр в режимные моменты:

«Разрезные картинки», «Составь портрет сказочного героя», кубики «собери картинку» по сказкам.

Сюжетно-ролевая игра «Театр»

Творческая мастерская: Предложить детям раскраски на тему сказки; рисование сказочных героев; предложить детям пластилин для свободного творчества по данной теме

Прослушивание аудиозаписей: «Приходи сказка», «В мире много сказок»

Работа с родителями

Оформление папки - передвижки «Воспитание сказкой»

Разработать памятку для родителей «Книга в жизни ребенка». Рассказать о роли книги в жизни детей.

Анкетирование родителей «Место книги в вашей семье»

Выставка детских работ.

Программно методическое обеспечение

Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)

Разработка конспектов тематических и интегрированных занятий по теме «Сказка».

Подбор иллюстративного материала художников к сказкам

4. Создание организационно - педагогических условий

Оформление «Уголка книги»

Изготовление декораций к сказкам, масок сказочных героев, атрибутов.

Дефиле сказочных персонажей

Дети в костюмах представляют различных сказочных персонажей. Представление происходит следующим образом: под музыку ребёнок появляется перед детьми, двигаясь характерным для своего персонажа образом. Данный персонаж, может сообщить из какой сказки пришёл. Дети-зрители говорят, кто написал эту сказку, кто лучшие друзья данного персонажа, кто враги.

Для представления персонажи из одной сказки могут объединиться и выступить группой.

Дефиле ведёт ведущий (может быть в костюме известного сказочного персонажа, а может и в костюме сказочника). Ведущий предваряет появление персонажей загадкой, организует музыкально-ритмические паузы, когда все дети вместе с персонажем поют и двигаются под музыку.

Дефиле сказочных персонажей
(сценарий проведения)

Ведущий . Мы сегодня пригласили вас на “Дефиле сказочных персонажей”. Что такое дефиле?

Дети . Где показывают платья.

Ведущий . Это показ моды, где можно увидеть грациозных красавиц, демонстрация костюмов, где красавицы легкой походкой проходят по подиуму. У нас подиум будет - дорожка.

Но сегодня будет необычное дефиле - Дефиле сказочных персонажей. Итак “Праздник сказки” продолжается. И в гости к нам пришла персонажи из разных сказок - русских народных, волшебных, авторских, сказок о животных.

Дефиле начинают персонажи из сказок о животных.

Есть такой персонаж, отгадайте-ка кто такой: “Летом серый, зимой белый”.

Дети . Заяц.

Ведущий . Встречайте зайчика.

Выходит зайчик.

Ведущий . В каких сказках встречается этот персонаж?

Дети . “Теремок”, “Колобок”, “Заюшкина избушка”, “Рукавичка” и т.д.

Ведущий . А сейчас следующий персонаж.

Играет музыка, выходят лисички.

Ведущий . Кто это?

Дети . Лисички.

Ведущий . В каких сказках встречаются, живут эти персонажи?

Дети . “Лисичка со скалочкой”, “Лиса и журавль”, “Лиса и заяц”, “Лиса и волк”, “Теремок”, “Колобок”, “Рукавичка”, “Кот, петух и лиса” и т.д.

Ведущий . Как называют её в сказках?

Дети . Лиса Патрикеевна, Лисичка-сестричка, Рыжая плутовка и др.

Ведущий . А почему их две к нам в гости пришло. Давайте спросим у лисичек. Лисички, а вы из каких сказок к нам пришли?

Лисички . “Колобок”. “Лиса и Заяц”.

Ведущий . Вот как интересно. Спасибо лисички, забегайте ещё к нам, будем ждать. А сейчас к нам спешат персонажи из русских народных сказок.

Этот персонаж был очень добрый. Она помогала девочке, почти всю работу за неё выполняла. И за это её невзлюбили и решили со свету извести. Кто это? (Если затрудняются, сказать про сестёр: одноглазка, двуглазка, трёхглазка .)

Дети . Крошечка Хаврошечка.

Выходит Корова.

Ведущий . Встречается этот персонаж ещё в каких-нибудь сказках?

Корова проходит по залу, прощается с детьми.

Ведущий . А в этой сказке была злая ведьма, которая хотела стать женой доброго молодца. И непослушный мальчик. Это сказка?

Дети . Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

Выходят сестрица Алёнушка и братец Иванушка

Ведущий . Что произошло в этой сказке? Как Иванушка стал мальчиком снова?

Дети . Ведьма хотела стать женой доброго молодца. Козлёночек перекувыркнулся через голову и стал мальчиком.

Ведущий . Но ведь русские народные сказки на этом не заканчиваются, их очень много. Есть ещё одна сказка, сюжет которой начинается зимой, а заканчивается летом. Что это за сказка?

Дети . Снегурочка.

Выходит Снегурочка

Ведущий . Какие сказки с участием Снегурочки вы знаете?

Дети . “Снегурушка и лиса”.

По очереди выходят герои: Красная шапочка, Буратино, Красная шапочка и серый Волк (танец), Дюймовочка, Женя (Цветик - семицветик

Ведущий (при выходе персонажа ). Кто автор этой сказки? О чём эта сказка? Чем заканчивается сказка? И другие вопросы.

Выходит Бармалей.

Ведущий . Бармалей посмотрите - ка испугался, что здесь много детей. А давайте мы его ещё больше напугаем, чтобы он не вернулся к нам. Вставайте, потопаем ногами, похлопаем в ладоши, помашем руками. Молодцы, присаживайтесь.

Ну, а сейчас начинается волшебство. Волшебные сказки уже на пороге…

…Жил-был король…

Выходит Король и Принцессой (танец)

Ведущий . В каких сказках живёт Король?

Дети . “Кот в сапогах”, “Спящая красавица”, “Золушка” Ш.Перро, “Новый наряд короля” Г.Х.Андерсена, “Король- дроздовик” Я.и В.Гримм и другие

Ведущий . Молодцы! Давайте проводим Короля и Принцессу. А эта дамочка всегда и везде любит всё испортить.

Музыка, выбегает Баба Яга

Ведущий . Но хоть она всё портит, есть другие - добрые, которые готовы всегда прийти на помощь, исправить.

Выходят Фея, Волшебница

Ведущий. Но в волшебных сказках есть много других персонажей.

По очереди выходят: Золушка, Белоснежка с гномом, Василиса Премудрая, Кот в сапогах

Ведущий (при выходе персонажа ). Какое волшебство происходило в этой сказке? Кто автор сказки? Чем закончилась эта история?

А сейчас попросим всех персонажей выйти к нам!

Сказочные персонажи проходят круг почёта

Ведущий . На этом Дефиле сказочных персонажей заканчивается, но сказка никогда не заканчивается, она всегда остаётся с нами.

Консультация для родителей

«Воспитание сказкой»

«Что за прелесть эти сказки!»- восклицал А.С. Пушкин.

Произнесите эти волшебные слова: «Почитаем сказку….», и ребенок тут же подбежит к вам и приготовится слушать Вас.

В каждой сказке своя мораль, каждая освещает какую-то новую ситуацию, с которой подрастающему человечку придется столкнуться в реальной жизни. Просто задавайте ребенку вопросы и вместе ищите ответ. Можно поиграть в игру «Полезные сказочные советы». Берете какую-то сказку, и — кто больше советов найдет? Берете какой-то полезный совет, и кто больше сказок назовет, где он встречается?

Одна мама рассказывала, как ее дочка воспользовалась подсказкой из сказки. В дворовой песочнице ее девочка была самой маленькой, и вечно кто-нибудь отбирал у нее то совочек, то ведерко. И тут мама купила сказки «Кот, петух и лиса» и «Зайкина избушка». Прочитала, обсудили, даже поиграли. Мама старалась беседовать по сказке и строить игру так, чтобы дочка научилась звать на помощь, постоять за себя.

Когда малышка снова оказалась в песочнице и ее снова стали толкать, она завизжала прямо в уши обидчикам изо всех сил. Больше на нее не нападали. Вот так сказка помогла.

Сказка помогает формировать речь ребенка, его эмоциональную жизнь, воспитывает умение удивляться разнообразию мира, развивает воображение и фантазию. Мудрость, заложенная в сказках, воспитывает у детей уважительное отношение к окружающим людям.

Если рядом Сказка, то ребенок стремится стать лучше, учится понимать и любить все живое, познает окружающий мир, пробует сочинять свои собственные сказки, знакомится с трудными правилами и понятиями, съедает «волшебное лекарство», с радостью и без капризов укладывается спать.

Дети очень любят слушать сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует и волшебный мир. Именно через сказки, обращенные к сердцу, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма воспитания этих понятий для взрослого не является образной. Детям необходима игра воображения. Детское понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца, воплощающего силу и храбрость, доброй волшебницы или феи, которые всегда могут прийти на помощь. В сказках повествуется о чувствах героев, а не о внешних событиях, и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности. Ребенок, услышав и представив казочные образы, легко учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верить в силы добра, обретает уверенность в себе

Сказки ни в коей мере нельзя рассматривать только как приятное, доступное детям занятие. С помощью сказок можно воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному эгоистичному ребенку полезно послушать сказку « О рыбаке и рыбке», «О трех жадных медвежатах»; пугливому и робкому - «О трусливом зайце»; шаловливому и доверчивому помогут «Приключения Буратино», капризуле - «Принцесса на горошине», активному и подвижному непоседе - «Кот в сапогах», сказки о храбрых богатырях и рыцарях, посвятивших жизнь подвигам во имя людей.

Постарайтесь понять эмоциональную проблему Вашего малыша (страх, одиночество, неуверенность, грубость и другие черты). Задумайтесь, почему он тревожен, агрессивен, капризен - и сочините сказку, где герои, их приключения и подвиги будут помогать решать ребенку его существенную проблему. Придумайте фантастическое существо, пусть оно по сказочному сюжету преодолевает все трудности. Ваш ребенок сам почувствует помощь и найдет выход из травмирующей его ситуации.

Рассказывая малышу сказку. Обязательно придумайте хороший финал. Сочиняйте только те сказки, которые близки и понятны именно вашему ребёнку.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: " Творческое рассказывание сказки " Курочка ряба" на новый лад"

Цель:

  • Учить детей творческому рассказыванию; связывать в единую сюжетную линию выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст.
  • Вспомнить с детьми значение слова «сказка», какие жанры сказок знакомы.
  • Учить строить полные, распространённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что).
  • Продолжать учить оценивать рассказы друг друга.
  • Учить детей на основе знакомого сюжета сказки придумывать новую сказку, содержательно и эмоционально рассказывать её, используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания.
  • Развивать речевое творчество дошкольников.
  • Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное отношение друг к другу.

Предварительная работа:

Познакомить детей с новым словом «жанр» и его значением (вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками), чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок о сказках, подбор музыкального сопровождения Музыка Владимира Дашкевича Слова Юлия Кима «Приходите в гости к нам», изготовление плоскостного театра для магнитной доски.

Ход занятия:

Звучит песня «Приходите в гости к нам». Дети сидят полукругом перед ними магнитная доска, на которой представлены герои из двух сказок «Курочка Ряба» и «Теремок».

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей её впусти,

Потому что сказка - птица,

Чуть спугнёшь - и не найти.

Ты за нею на порог,

А её и нету …

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету …

По какой она пойдёт?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо …

У неё чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

Ребята, сегодня мы с вами вспомним знакомые сказки. Что такое сказка?

Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

Какие жанры сказок вы знаете?

Ответы детей: (Волшебные, сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах, бытовые сказки.)

Кто придумывает сказки?

А я сейчас проверю, как хорошо вы знаете сказки.

Прослушайте внимательно и отгадайте, что же это за сказка:

1.Сказку ты, дружок, послушай.

Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять,

Сладких зёрен поискать.

Видит: дом - домок

В чистом поле одинок («Теремок»).

2.Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей,

Доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки,

В лес зелёный стали звать: грибы - ягоды сбирать…(«Маша и медведь»).

3.Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве -

Дело было на Руси… Стариков про то спроси.

Жили-были дед и баба, жили дома с птицей рядом

Баба птицу ту любила, её зёрнами кормила. («Курочка Ряба»).

4.Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне.
И женился на царевне.
(Емеля)
из русской народной сказки «По щучьему веленью».

Молодцы! А теперь посмотрите, герои из каких сказок пришли к нам в гости?

(Рассматриваем героев на магнитной доске).

Ответы детей: (лиса,дед и баба, медведь, курочка, мышка, волк, заяц, лягушка, золотое яичко).

Мы с вами вспомним повадки этих животных.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « Покажи животное».

1.Эй, ребята, что вы спите нам животных покажите! (Показывают походку лисы).

У лисички острый нос, у неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы несказанной красоты.

Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.

  1. Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.

Вдруг, у зайца на макушке поднялись, как стрелки, ушки (подскоки на двух ногах)

Зайчик прыгнул, повернулся и под деревцем согнулся (подскоки с поворотом в правую и левую сторону, присесть).

3.Вылез мишка из берлоги, разминает Миша ноги (через стороны поднимают руки вверх)

На носочках он пошёл, и на пяточках потом (ходьба на носках, чередуемая ходьбой на пятках).

Ребята, вспомните, какими словами начинается сказка « Курочка Ряба»?

Я предлагаю вам сочинить сказку « Курочка Ряба» на новый лад. Что произошло бы в вашей сказке, если бы в ней оказались новые герои?

Хочу напомнить, что сказка начинается с зачина - Жили-были…

Подумайте, что могло случиться с золотым яичком, если бы ….(Появились герои из другой сказки 2-4 персонажа).

Ваша сказка должна быть небольшой, законченной. В сказке всегда добро побеждает зло.

Мы должны увидеть, что это сказка новая.

Самую лучшую сказку мы запишем вместе в альбом, который оформим рисунками к сказке.

Помогаю рассказать сказку. На доске выкладываю героев.

(Опрашиваю 4-5 человек ).

Мне очень понравились ваши новые сказки. А чья сказка больше всего понравилась вам и почему?

Ответы детей:

Молодцы! Вот и сказочки конец, а кто слушал молодец!

Конспект занятия «Викторина по сказкам»

Цель:

  • Формирование звуковой выразительности речи
  • Развивать дикцию и фонематическое восприятие
  • Обогащать словарь детей
  • Углублять интерес к сказкам

Материал

Иллюстрации к сказкам

Ход занятия

Педагог. Ребята, вы любите сказки? Почему вы их любите?

(Ответы детей)

Педагог. А знаете, как появились сказки?

(Ответы детей)

Педагог. Помните, мы с вами говорили, что человек с древних времен учился у природы. Но были такие явления, которые древние люди не могли объяснить. Они боялись грозы. Боялись темноты. И все эти люди объясняли проявлением сверхъестественных сил. И появлялись такие герои, как Илья Муромец, Никита Добрынич, Алеша Попович. Человек наделял силой птиц, рыб. Появилась сказочная жар-птица. Появилась щука, которая помогла Емеле.

Так появились сказки. Эти сказки передавались от одного человека к другому, из уст в уста. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.

Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает добра, а зло всегда наказывается. Длинными, зимними вечерами собирались люди под одной не яркой свечкой и рассказывали свои сказки. Были признанные сказатели, которых послушать приходили из других деревень.

Особенно сказки любили дети. Перед сном бабушки и мамы рассказывали детям сказки. Дети эти сказки передавали своим детям, а мы узнали сказки от наших мам и бабушек.

Узнай сказку по загадке.

Педагог. Давайте проведем сегодня праздник сказки. Вы много сказок знаете? Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В скорлупе ореха девочка спала.

Какая же девочка в цветке жила?

(Дюймовочка)

Сейчас потолкуем о книжке другой.

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю и невод забросил,

Кого-то поймает и что-то попросит.

(Сказка о золотой рыбке)

О жадной старухе рассказ наш пойдет,

А жадность, ребята, к добру не ведет.

И кончится дело все тем же корытом,

Не новым, а старым, конечно, разбитым.

(Сказка о золотой рыбке)

Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко.

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(Лиса и петушок)

Я от дедушки ушел.

Я от бабушки ушел,

Скоро к вам приду.

(Колобок)

Очень курочка расстроена - разбито яичко.

(Курочка Ряба)

Я человек деревянный.

На воде и под водой

Ищу ключик золотой.

Всюду нос сую свой длинный.

(Сказка о золотом ключике)

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Дети выполняют соответствующие движения.)

Узнай сказку по картинке

Педагог. Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации.

На доске развешаны иллюстрации к сказкам «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят», «По щучьему велению», «Курочка Ряба».

Педагог обращает внимание детей на иллюстрацию к сказке «Гуси-лебеди».

Вопросы к детям:

  1. Как называется эта сказка?
  2. Кто ее сочинил?
  3. Почему гуси-лебеди унесли братца?
  4. Почему Аленушке помогали печка, яблонька и речка?
  5. Чтобы сделали бы вы, если бы оказались в такой ситуации?

Наш коллектив очень заинтересовался такой проблемой, как знакомство детей с разнообразием сказок, не только народных, но и авторских. Мы решили организовать с детьми проектную деятельность, посвящённую решению данной проблемы и подключить к её решению педагогов, родителей, специалистов детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Через сказку, фантазию, игру, через

Неповторимое детское творчество

Верная дорога к сердцу ребёнка.

Сказка, фантазия - это ключик,

С помощью которого можно открыть

Эти истоки, и они забьют

Животворными ключами …»

В. А. Сухомлинский.

1. Вводная часть:

Проблема: в силу жизненных обстоятельств, а именно занятости родителей, у детей слабо сформирован интерес к сказкам, особенно авторским. Порой уровень знаний детей в этом направлении остаётся низким, дети знают только сказки для маленьких, не знают героев, не могут отгадывать загадки по сказкам, не могут по иллюстрации назвать персонаж. Дома мало книг, книги не по возрасту, иллюстрации не рассматриваются, не беседуют по сказкам.

Актуальность: С казка это школа нравственности, «окошко» в большой мир, она представляет особую значимость для духовной основы развития личности в детские годы. Значит, взрослый должен стараться воспитать в современном ребенке грамотного читателя, приобщить его к литературе, воспитать высококультурного и творческого человека.

Цель проекта: формирование познавательного интереса старших дошкольников к авторской сказке.

Задачи проекта:

Задачи для педагогов:

Образовательные:

Учить узнавать сказки;

Учить передавать содержание сказок;

Формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий;

Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературу.

Развивающие:

Формировать интерес к книгам;

Формировать потребность в чтении сказок;

Совершенствования умения художественно-речевой деятельности;

Развивать коммуникативные умения;

Развивать у детей социальные умения и навыки поведения;

Содействовать развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

Содействовать развитию элементарных навыков продуктивной деятельности;

Развивать воображение, фантазию, мышление;

Создавать условия для активного включения детей в речевую, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

Воспитывающие:

Воспитывать уважение и любовь к сказкам;

Воспитывать навыки доброжелательного, внимательного, заботливого поведения, стремление делиться впечатлениями ;

Воспитание бережного отношения к книгам.

Задачи для детей:

Внимательно слушать сказки, включаться в беседу по их содержанию;

Отвечать на вопросы по тексту сказки, пересказывать сказки;

Узнавать сказки по заданию, в загадках;

Собирать кубики по сказкам;

Передавать содержание сказки с помощью картинок, в рисунках, играх;

Беречь книги.

Задачи для родителей:

Прививать детям любовь к сказкам;

Поддерживать интерес к сказкам, желание их слушать, рассматривать иллюстрации;

Организовывать просмотр мультфильмов по сказкам;

Проводить этические беседы по сказкам;

Поддерживать педагогов в проведении проекта.

Вид проекта: групповой.

Тип проекта: познавательный, творческий.

Предмет исследования: сказки отечественных и зарубежных авторов.

Проблема исследования: дети, которые не знакомы со сказками и не познали уроков нравственности через сказку, испытывают трудности в развитии, в речевом и в социальном общении. У них возникают проблемы в приобщении к социальному миру и в формировании личности.

Гипотеза: чем больше дети знают сказок, тем эффективнее у них формируется познавательный интерес к сказкам, тем больше нравственных эталонов они усваивают, а значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру, тем полноценнее будет основа для формирования личности.

Участники проекта: дети старших групп – 50 чел., родители – 50 чел., воспитатели – 4 чел., специалисты ДОУ – 4 чел.

Направленность развития деятельности: комплексная .

Ожидаемый результат:

развитие духовно-богатой личности ребенка как активного участника проекта, проявляющего интерес к авторским сказкам; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка.

Конечный результат : викторина на тему «Путешествие по стране сказок».

Ресурсное обеспечение: в группах создана мини - библиотека с портретами авторов сказок, театрально – игровой центр; использование музыкального зала для викторины, экскурсия в городскую библиотеку.

Этапы работы :

I этап. Ориентировочный:

1. Определение темы, проблемы проекта, её актуальности, постановка цели.

2. Анализ пространственно-предметной среды группы.

3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

II этап. Моделирующий:

1. Создание творческой группы педагоги – родители - специалисты и планирование ее работы. Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

2. Разработка проекта «Страна сказок».

3. Обсуждение проекта в творческой группе.

4. Поиск критериев эффективности результатов деятельности по проекту.

III этап. Деятельностный:

1. Создание мини - библиотеки в группе, театрально – игрового центра.

2. Экскурсия в библиотеку города.

3. Советы родителям по реализации цели проекта в домашних условиях.

3. Внедрение проекта в педагогический процесс ДОУ.

IV этап. Оценочный:

1. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

2. Проведение викторины «Путешествие по стране сказок».

Пути реализации проекта:

1. Беседа «Что такое сказка?».

2. Чтение разных сказок.

4. Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.

5. Иллюстрирование прочитанных сказок.

6. Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

7. Загадывание загадок о сказках, героях сказок.

8. Игры с кругами Луллия.

9. Игры с кубиками «Сложи сказку».

10. Просмотр мультфильмов по сказкам.

11. Прослушивание песен из фильмов – сказок.

12. Обыгрывание ситуаций в сюж/ рол. игре «Библиотека».

Взаимодействие с родителями:

1. Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

2. Домашние задания родителям и детям.

3. Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

5. Участие в экскурсии в библиотеку.

6. Изготовление декораций и атрибутов к викторине.

Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта:

Музыкальный руководитель:

прослушивание песен из фильмов – сказок;

разучивание танцев из сказок;

составление попурри из песен.

Инструктор по физкультуре:

проведение спортивных игр, аэробики с опорой на сказочные сюжеты и с участием сказочных персонажей.

План:

Период

Деятельность

Участники

месяц

неделя

июнь

Определение темы, разработка проекта

Анализ пространственно-предметной среды группы.

Создание творческой группы, обсуждение проекта

Сбор информации, литературы, дополнительного материала

Создание мини - библиотеки в группе, театрально – игрового центра

Советы родителям в виде ширмы – передвижки

педагоги

специалисты

родители

Знакомство с творчеством

В. Г. Сутеева:

«Под грибом»

«Мешок яблок»

«Петух и краски»

«Кораблик»

«Мышонок и карандаш»

Беседа, пересказ

Просмотр мультфильмов:

«Под грибом»,

«Мешок яблок»

Рисование по сказке «Под грибом».

Инсценировка сказки «Под грибом»,

педагоги

дети

Знакомство с творчеством

К. И. Чуковского:

«Доктор Айболит»,

«Мойдодыр»,

«Тараканище».

«Муха – цокотуха»,

«Федорино горе»

Беседа, пересказ

Просмотр мультфильмов:

«Мойдодыр»,

«Федорино горе».

Рисование по сказке «Мойдодыр».

Спортивная эстафета «Кто быстрее принесёт посуду».

Инсценировка сценок по сказке «Доктор Айболит»

педагоги

дети

специалисты

июль

Знакомство с творчеством

Н. Носова:

«Приключения Незнайки и его друзей»

А. Волкова :

«Волшебник Изумрудного города»

Беседа

Просмотр отрывков из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей»

педагоги

дети

Знакомство с творчеством

А. Н. Толстого: «Буратино»

Беседа

Просмотр отрывков из одноимённого фильма и мультфильма

Прослушивание песен из одноимённого фильма

Спортивная эстафета «Кто быстрее от Лисы и Кота Базилио»

педагоги

дети

специалисты

родители

Знакомство с творчеством:

А.С. Пушкина:

«Сказка о рыбаке и рыбке»,

«Сказка о мёртвой царевне»,

«Сказка о золотом петушке»,

«Сказка о царе Салтане»

П. Ершова и его сказкой «Конёк – Горбунок»

Беседа

Просмотр отрывков из мультфильма по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке»

Настольная игра «Собери кубики»

педагоги

дети

август

Знакомство с творчеством

Г. Х. Андерсена:

«Дюймовочка»,«Гадкий утёнок»,

«Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева»

«Принцесса на горошине»,

«Огниво»,

«Оле Лукойе»

Беседа

Просмотр отрывков из мультфильмов по сказкам:

«Дюймовочка»,

«Гадкий утёнок»

«Снежная королева», «Оле Лукойе».

Рисование по сказке «Дюймовочка».

Постановка танца по сказке

Дюймовочка».

педагоги

дети

родители

специалисты

Знакомство с творчеством

Ш. Перро:

«Красная шапочка»,

«Золушка»,

«Кот в сапогах»,

«Мальчик с пальчик»,

«Спящая красавица»

Беседа

Просмотр мультфильмов:

«Кот в сапогах», «Красная шапочка».

Просмотр отрывков из фильма «Красная шапочка».

Прослушивание песен из фильма «Красная шапочка».

Настольная игра «Собери кубики», «Круги Луллия».

Аэробика по сказке «Красная шапочка».

педагоги

дети

специалисты

родители

Сентябрь

Знакомство с творчеством

Бр. Гримм:

«Бременские музыканты»,
«Белоснежка»,

«Горшочек каши»,

«Ёж и заяц»,

«Розочка и беляночка»

Беседа

Просмотр мультфильма «Бременские музыканты».

Прослушивание песен из мультфильма «Бременские музыканты».

Спортивная эстафета «Кто быстрее».

Постановка танца по сказке «Бременские музыканты».

Настольная игра «Круги Луллия».

Инсценировка по сказке «Бременские музыканты»

педагоги

дети

специалисты

Знакомство с творчеством

Р. Киплинга:

«Маугли»,

«Рики Тики Тави»,

«Кошка, которая гуляла сама по себе»,

«Слонёнок»

Беседа

Просмотр мультфильмов «Маугли», «Рики Тики Тави», «Слонёнок».

Настольная игра «Круги Луллия»

педагоги

дети

специалисты

родители

Октябрь

Знакомство с творчеством

А. Милна: «Вини Пух и все – все»

Беседа

Просмотр одноимённого мультфильма

педагоги

дети

Знакомство с творчеством

А. Линдгрен: «Малыш и карлсон»

Беседа

Просмотр одноимённого мультфильма.

Настольная игра «Круги Луллия»

педагоги

дети

Знакомство с творчеством:

Д. Родари:

«Волшебный барабан»,

«Приключения Чипполино»

Беседа

Просмотр мультфильма «Приключения Чипполино»

Настольная игра «Круги Луллия»

педагоги

дети

Экскурсия в городскую библиотеку

Подготовка к викторине

КВН по сказкам

Прослушивание песен из фильмов – сказок: «Буратино», «Золушка», «Бременские музыканты», «Красная шапочка».

Написание сценария, продумывание его проведения.

Постановка танцев

Изготовление атрибутов

педагоги

дети

родители

специалисты

итог

Ноябрь

Викторина «Путешествие в страну сказок»

Познавательная, игровая, социально – коммуникативная, физкультурно – оздоровительная, художественно – эстетическая.

Подведение итогов.

дети двух старших групп, педагоги двух групп,

музыканты физрук

родители

Анализ:

Наша работа проводилась в течение 5 месяцев. В результате совместной деятельности (педагоги, родители, дети) дети получили возможность расширить кругозор о сказках, их героях, научились сопереживать героям, усвоили нравственные эталоны поведения. А самое главное у них стал формироваться познавательный интерес к сказкам и их авторам. Дети узнают теперь сказку не только по иллюстрации, но и в загадках, по герою, по автору, по сказочному предмету, песне и даже танцу. Они научились беречь книги. У детей появилось желание не только рассмотреть книгу, но и прочитать её, пересказать и инсценировать.

Вывод:

Цель проекта: формирование познавательного интереса старших дошкольников к авторской сказке – достигнута .

Гипотеза: « чем больше дети знают сказок, тем эффективнее у них формируется познавательный интерес к сказкам, тем больше нравственных эталонов они усваивают, а значит, будет меньше проблем в приобщении к социальному миру, тем полноценнее будет основа для формирования личности» - доказана .

Результатами , итогом проекта стала викторина «Путешествие по стране сказок», которая выявила у детей высокий уровень знаний, а самое главное – высокий познавательный интерес к сказкам.

Дети приобрели:

  1. Устойчивый интерес к сказкам.
  2. Нравственные эталоны отношений и поведения.
  3. Желание рассмотреть иллюстрации и прочитать сказку.
  4. Желание инсценировать сказки и включать их в своё творчество.
  5. Богатый багаж сказок.

Дети научились:

  1. Узнавать сказки.
  2. Пересказывать сказки.
  3. Отвечать на вопросы по содержанию сказок.
  4. Оценивать поступки героев и подражать положительным персонажам.
  5. Отражать свои чувства к сказкам в продуктивных видах деятельности.
  6. Бережно относиться к книгам.

Литература:

  1. Н. В. Гавриш, О. С. Ушакова. Знакомим дошкольников с литературой. М: Издательство «Сфера» 2007.
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.- М.: Мозайка-Синтез, 2008.
  3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. - М.: Линка-Пресс, 2003.
  4. Гриценко З.А. Пришли мне чтения доброго. – М.: Просвещение, 2001.
  5. Гурович Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитат. дет. сада-М.,1992.
  6. Кабачек О. Сказки в век компьютера. /О.Л. Кабачек. - М.: Либерия,2001.
  7. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст). - М.: Педагогика, 1999.
  8. Михайлова А.Я. Современный ребенок и сказка: проблемы диалога. - М.: ВЦХТ, 2002.
  9. Стрелкова. Л.П. Уроки сказки. - М.: Просвещение, 1990.
  10. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М.: Просвещение, 1997.

Дети любого возраста очень любят смотреть спектакли и различные театрализованные представления. У каждого малыша есть свои любимые произведения и сказочные герои, поэтому театрализованные игры, участие в сценках на темы сказок вызывает у детей особый интерес, положительные эмоции и желание к самостоятельной творческой деятельности.

Использование музыкально-театрализованной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста, дало мне возможность реализовать мини-проект «Мы играем в сказку», который являлся частью проекта нашей группы «По дороге к сказке».

2. План работы.

Работа в проекте в рамках муниципальной инновационной площадки – это коллективное сотворчество педагогов нашего детского сада. Цель - создание интегративной модели организации педагогической деятельности по развитию творческих способностей дошкольников.

Реализация инновационного проекта «По дороге к сказке» показала, что именно совместная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса: музыкального руководителя, воспитателей групп, учителя-логопеда, педагога дополнительного образования, родителей положительно влияет на процесс обучения и формирование творческой личности ребёнка.

«Мы рисуем сказку»

воспитатели

Музыкальный руководитель

«Мы играем в сказку»

музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель

«Мы читаем сказку»

воспитатели

Музыкальный руководитель

логопед

Музыкальный руководитель

родители

Музыкальный руководитель


План реализации проекта «По дороге к сказке»

этапы

Сроки

Информационно - аналитический

Педагогический мониторинг развития творческих способностей детей

Изучение научно - методической литературы по проблеме, опыт работы;

ежегодно

ежегодно

Планово - прогностический

Разработка этапов работы и систематизация предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с возрастной группой;

Изготовление и подбор разных видов театров;

Разработка, подбор и систематизация театрализованных игр, словесных игр;

Разработка конспектов занятий о театре;

Подбор диагностического инструментария;

Составление перспективного плана взаимодействия с родителями дошкольников;

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

ежегодно

Планово - прогностический

Подбор и оформление информации для родительского уголка;

Анкетирование родителей по проблеме;

Взаимодействие с педагогами ДОУ, обмен опытом работы по проблеме.

ежегодно

ежегодно

ежегодно

Контрольно- диагностический

Проведение мониторинга с целью выявления творческих способностей

Сравнение данных, внесение изменений, дополнений в перспективный план работы с детьми и родителями;

ежегодно

ежегодно

Коррекционно - регулятивный

Коррекция диагностического инструментария;

Корректировка образовательной деятельности с учётом педагогического мониторинга;

Внесение дополнений в перспективное планирование на основе анализа мониторинга.

ежегодно

ежегодно

ежегодно

Обобщающий этап

Обобщение опыта работы по использованию театрализованной деятельности через развитие способностей детей

Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ результатов;

Оформление аналитического отчёта за межаттестационный период.

ежегодно

ежегодно

Реализация мини-проекта «Мы играем в сказку»

    2011-2012 учебный год: постановка спектакля по русской народной сказке «Колобок румяный бок»;

    2012-2013 учебный год: постановка спектакля по сказке Шарля Перо «Красная шапочка»;

    2013-2014 учебный год: постановка спектакля по сказке Г.Х. Андерсона

«Дюймовочка»;

    2014-2015 учебный год: обработка материалов, подготовка к печати, представление опыта работы на различных уровнях

«Мы играем в сказку» - это творческий мини-проект.

Основная цель: Развитие творческих способностей детей посредствам театрализованной деятельности.

Задачи:

    Формировать у детей навыки и умения музыкально-театрализованной деятельности;

    Развивать исполнительские и коммуникативные навыки;

    Прививать интерес к театрализованной деятельности и занятию музыкой

Ожидаемые результаты:

    У детей сформированы навыки и умения музыкально-театрализованной деятельности;

    Развиты исполнительские и коммуникативные навыки;

    Развит стойкий интерес к театрализованной деятельности и занятию музыкой

Продукт проектной деятельности:

    Постановка спектакля по русским народным сказкам «Колобок румяный бок» (2011-2012г.);

    Постановка спектакля по сказке Ш. Перро «Красная шапочка» (2012-2013г.);

    Постановка спектакля по сказке Г.Х.Андерсона «Дюймовочка» (2013-1014г.).

Проект «По дороге к сказке» - это коллективное сотрудничество воспитателей и квалифицированных педагогов ДОУ, которое даёт возможность развивать детское творчество с помощью сказки. Сказка помогает детям увидеть и изобразить красоту изображаемых персонажей (их позы, жесты, выражения лиц), более выразительно создавать их образы. Яркие красочные костюмы, современные декорации способствуют развитию детского воображения и художественного вкуса.

Участие детей в проектной деятельности, постановке спектаклей по сказкам способствует развитию творческих способностей, образного мышления, умения сопоставлять, анализировать, комбинировать, а так же умение решать новые задачи, не стандартно, а идя своим путём методом проб и ошибок. Участие в проектной деятельности педагогов ДОУ способствует активизации совместной работе педагогов и родителей, то есть организации совместной педагогическо-детско-родительскую проектной деятельности.

Инновационный проект был реализован в течение трёх лет, на протяжении которых ребята средней, старшей и подготовительной группы совместно с воспитателями, логопедом шли по дороге к сказке: читали, рисовали, пели и танцевали, разыгрывали театральные сценки, разучивали роли, репетировали и в итоге показали детям, родителям и гостям нашего детского сада музыкальные спектакли.

Все дети хотят быть успешными. Работа в проекте не является исключением. Детям очень нравится показывать результаты своей деятельности. Они с удовольствием участвуют в репетициях и показе спектаклей для детей, родителей и гостей нашего ДОУ. Мои воспитанники постоянные участники творческих конкурсов разного уровня.

Использование инновационной проектной деятельности положительно влияет на динамику развития музыкально-творческих способностей детей.

Работа в проекте «По дороге к сказке» позволила повысить интерес детей и их родителей к занятию музыкой, участию в совместных праздниках и развлечениях, участию детей в музыкальных спектаклях, так как каждый ребёнок, независимо от его способностей, принимает участие в спектаклях.

В свою очередь родители охотно откликаются на предложения о сотрудничестве, помогают нам изготавливать костюмы и декорации, разучивать роли, фотографировать детей, снимать фильмы. Так как на деле видят, что с их детьми систематически занимаются интересным, нужным делом. Видят, с каким желанием они играют, выступают на сцене. Наблюдают, как их дети развиваются.

Основные формы работы с родителями:

    знакомство с содержанием проекта через беседы на родительских собраниях;

    оформление папок-передвижек с информацией и советами для родителей по обучению детей актёрскому мастерству;

    консультации «Значение театрализованных игр в жизни дошкольников», «Дошкольник и театр» и др.

    размещение информации на сайте ДОУ;

    привлечение родителей к совместной деятельности по постановке спектакля (обеспечение художественными материалами детей для изготовления декораций и оформления атрибутов к спектаклю, разучивание ролей, изготовление костюмов);

    показ спектакля

Такой подход к организации работы с родителями является залогом активного и успешного воспитания детей, развития их одаренности и таланта.

Успешной реализации проекта «Мы играем в сказку» способствовали:

    тесная взаимосвязь и работа с родителями детей, участвующих в проекте;

    использование интеграции разных видов и форм детской деятельности;

    комплексный подход (совместная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитателей, музыкального руководителя, педагога дополнительного образования, учителя-логопеда);

    выбранное доступное для детского восприятия средство реализации проекта (сказка)

Результат

Материалы, свидетельствующие о результативности инновационной деятельности, реализации педагогичемских проектов

1.Разработан индивидуальный мини-проект «Мы играем в сказку».

2.Разработаны сценарии спектаклей «Колобок румяный бок», «Красная Шапочка», «Дюймовочка».

3. Разработаны

консультаций для родителей и воспитателей.

4. Развиты музыкально-творческие, артистические способности детей.

5. Поставлены спектакли «Колобок румяный бок» «Красная Шапочка», «Дюймовочка».

6. Участие в городских творческих конкурсах.

7. Разработана модифицированная программа «По дорогам сказок».

8. Составлен план работы театрального кружка «Волшебный мир театра».

9. Повышен интерес родителей к совместной детско-родительской деятельности.

Ольга Кормилицына
Проект «В мире сказок» в старшей группе детского сада

Проект «В мире сказок »

Кормилицына Ольга Анатольевна

Краткое описание проекта

Предполагается систематизация представлений детей о сказках и их положительное влияние на нравственное воспитание дошкольника.

Проблема создания проекта

Родители мало читают детям книги или если читают, то произведения не соответствуют их возрасту. Дети не знают авторов сказок .

Цель проекта :

Развитие устойчивого отношения к сказке , как произведению искусства. Приобщать детей к высокохудожественной литературе, прививать интерес к театральной деятельности, раскрыть ценности совместного творчества у детей и их родителей.

Задачи :

Знакомство с различными видами сказочных произведений .

Узнавать персонажей сказок , знать название и автора.

Вызвать интерес детей к истории сказки , устному народному творчеству.

Развитие речи детей посредством составления и рассказывания сказок .

Умение выражать своё отношение к героям сказки .

Закреплять умения использовать разные виды театра.

Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус в организации театральных игр.

Активизация словаря : зарубежный, издатель, дизайнер, типография, иллюстрация.

Обоснование актуальности

Как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Наличие компьютерных игр, игровых приставок отнимает внимание детей. Поэтому появилась острая необходимость приобщения детей к чтению. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир.

Новизна проекта

Использование современных нетрадиционных технологий

Тип проекта : познавательно-речевой.

Сроки реализации : краткосрочный.

Ожидаемый результат : Развитие интереса к сказкам , эмоциональной отзывчивости у детей. Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи. Содействие творческому развитию детей и родителей.

Этап планирования деятельности : Беседы с детьми о том, какие они знают сказки . Беседы с родителями на тему «Что читают ребёнку» . Педагог стимулирует детей и родителей определить возможные источники получения информации и способы деятельности (Что хотим узнать? Кто может помочь? Что можно узнать из мультфильмов и книг)

Первый этап : подготовительный.

Составление и обсуждение с родителями поэтапного плана работы над проектом

Анкетирование родителей по вопросу «Что знает Ваш ребенок о сказке

Подбор художественной литературы со сказками , иллюстрированными разными художниками

Подбор дидактических и развивающих игр по сказкам

Подбор театров (кукольного, настольного, пальчикового)

Обращение к имеющему опыту работ со сказкой (лепка персонажей из снега : Снегурочки, «цветика-семицветика» и др.)

Второй этап : основной

Организованная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности НОД , ОД в режимных моментах, самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов развивающей среды) .

Проведение бесед с детьми по сказкам : «Откуда сказка к нам пришла , «Добро побеждает зло» , «Сказка ложь да в ней намек »

Вопросы для активизации деятельности : кто создает сказки

Что такое замысел, почему добро побеждает зло.

Образовательные ситуации :

Самые известные сказочники ? Кто они?

Обращение к устному народному творчеству.

Почему сказки называют русские народные?

Экскурсия в библиотеку : «Где живут сказки Знакомство с творчеством зарубежных писателей : Ш. Перро, Г-Х Андерсена, Братьев Гримм»

НОД : Упражнение «Самые необычные герои сказок » . Рассматривание иллюстраций, чтение книг, упражнения и тренинги в фантазировании, игры «Доскажи сказку (сочинение конца сказки ) ». Игры «приема фантазирования» . Диалог, обсуждение сказочных превращений , сочинение своей сказки .

Совместная деятельность с педагогом : показ инсценировки «Заюшкина избушка» , исполнение ролей сказочных героев .

Самостоятельная деятельность детей с использованием театров пальчикового, театра на ножках, бибабо, театра на втулках и пр.

Образовательная ситуация :

«Кто создает фильмы по сказкам . Беседа о создателях сказочных фильмов . Активизация словаря : актер, режиссер, постановщик, сценарий. Просмотры фильмов с последующим обсуждением. Выполнение творческих заданий.

Пересказ с помощью мнемотаблиц (сказка «Дюймовочка» )

Использование дидактических и развивающих игр :

«Из какой сказки фраза

«Назови сказку по предмету »

«Кого не хватает?

«Собери по частям»

«Назови волшебный предмет из сказки »

«Отгадай сказку по отрывку »

«Назови сказку по герою »

Педагогические ситуации :

Пантомима

«Назови ласково»

«Отгадай по губам название сказки «

Использование физкультминуток на темы сказок ,

В подвижных играх использование шапочек сказочных персонажей

Ожидаемый результат :

Развитие интереса к сказкам , развитие эмоциональной отзывчивости.

Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи.

Знать виды театров, использовать их в самостоятельной деятельности. План работы по взаимодействию с семьей

1. Анкетирование родителей на тему «Что знает Ваш ребенок о сказках

3. Посещение родителями с детьми книжного магазина, библиотеки.

4. Посещение театра со спектаклями по сказкам (русским народным и зарубежным)

5. Изготовление и приобретение костюмов, с целью показа сказок в детском саду .

6. Подготовка декораций к групповым спектаклям .

7. Изготовление театральных атрибутов для различных видов театра (настольный, пальчиковый, на стаканах, на ножках)

8. Показ сказки в домашнем кругу с распределением ролей.

9. Продуктивная деятельность с детьми (лепка, рисование, аппликация) на сказочные темы .

10. Участие в создании книг с иллюстрациями по сказкам (детской и взрослой ) .

11. Выполнение родителями и детьми домашних заданий творческого характера (придумывание загадок, сказок )

III этап : итоговый

Продуктом проекта стал заключительный детский концерт «Сказка за сказкой » , поставленный воспитателями с участием родителей, в котором концертные номера чередовались с вопросами и загадками.

У детей повысился интерес к сказкам , усилилась эмоциональная отзывчивость и выразительность речи. Дети узнали о различных видах театров и стали использовать в самостоятельной деятельности.

Проект для старших дошкольников «Радостные сказки»

Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ ЦРР детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание: Предлагаю вашему вниманию проект «Радостные сказки», который осуществлялся, как увлекательная познавательно-игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения, развития нравственно-духовных качеств ребенка, развития его эмоциональной сферы. Интегрированный подход позволил развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.
Проект групповой, творческий, поисковый, практико-ориентированный, среднесрочный – 6 недель

Постановка проблемы

В последние годы наблюдается резкое снижение уровня полноценного эмоционального общения детей и родителей, происходит обеднение эмоциональной сферы детей. Родители редко читают детям сказки, мало общаются с детьми, заменяя эмоциональное общение, выполнением различных заданий из развивающих тетрадей. Проблема налаживания детско-родительских взаимоотношений и развития речи с помощью сказок более эффективно решается при объединении усилий всех специалистов дошкольного учреждения.
В рамках работы психолога по программе «Удивительный мир эмоций» в старших группах нашего детского сада, я предлагаю детям вместе с близкими взрослыми сочинить сказки о радости. Но в этом году я столкнулась с тем, что дети не умеют сочинять сказки. В детских работах описывались ситуации, связанные с радостью, так как дети хорошо поняли, что радоваться могут и мамы, и дети, и животные, но это были не сказки.
Процесс самостоятельного осмысления и сочинения сказки ребенком оставляет его на уровне житейского смысла и не раскрывает подлинной их нравственной сущности. Очевидно, что эту работу ребенок не может совершить без помощи взрослых. А взрослые сами забыли, что такое сказка.
Чтобы организовать работу и взаимодействие логопедов, психолога, воспитателей коррекционных групп, родителей по развитию речи детей и сочинению сказок, был создан кратковременный проект «Радостные сказки».

Актуальность проекта

Кроме того, что сочинение сказок развивает связную речь детей, сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Сказки учат смелости, доброте и другим хорошим человеческим качествам, но делают это без скучных наставлений, просто показывая, что может произойти, если человек поступает не по совести.
Сказки дают богатый материал для развития творческих способностей, познавательной активности, для самораскрытия личности. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Также сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поэтому сочиняя сказки можно опосредованно способствовать развитию речи детей, творчеству, развитию их эмоциональной сферы.
Данный проект помогает организовать совместную творческую деятельность детей и их родителей, направленную на удовлетворение потребности ребенка во внимании и признании.
Актуальность проекта «Радостные сказки» также состоит в том, что он помогает организовать совместную работу специалистов детского сада.
Проект «Радостные сказки» помог объединить работу воспитателей коррекционных групп, учителей-логопедов, педагога-психолога по развитию речи детей старших логопедических групп и повышению психолого-педагогической компетентности их родителей. Над проектом работали три группы дошкольного учреждения.


На подготовительном этапе проекта мы изучили литературу по теме. Анкетирование родителей «Ребенок и сказка» показало, что детям редко читают, не обсуждают прочитанное, а сами дети не рассказывают, что им читают в детском саду.
Беседа–опрос детей по теме «Сказки» показала, что дети называют сказки, соответствующие более раннему возрасту «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». Лишь 21% опрошенных детей назвали любимые сказки братьев Гримм, Андерсена, Толстого «Приключения Буратино».

На этом этапе работы над проектом мы уточнили формулировку проблемы, тему, цели и задачи проекта, а также провели мастер-класс для педагогов «Сочинение сказки». Там педагоги учились сочинять сказки с помощью метода моделирования.


Педагоги познакомились с таким методом как составление сказок с помощью «Каталога», когда дети учатся связывать в единый сюжет случайно выбранные объекты. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном мешочке» или их можно выбирать в книгах. Примерная цепочка вопросов для детей:
- Жил-был... Кто? С кем он дружил? Пришел злой... Кто? Кто помог друзьям спастись?
Постепенно цепочка вопросов увеличивается. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
Еще один метод сочинения сказок – это составление сказок динамического типа. На доске педагог рисует сказочную дорожку из 3-4 ячеек. Например:


Дети сочиняют сказки с опорой на картинки.
Также мы подобрали детскую литературу, наглядно-дидактические пособия, демонстрационный материал, дидактические игры со сказками, оформили книжный уголок.
Еще мы подготовили стендовую информацию для родителей. Каждая группа подготовила консультацию по одной теме, а через неделю поменялась.


На втором этапе работы над проектом мы читали и рассказывали детям сказки, рассматривали иллюстрации, беседовали по прочитанным сказкам, проводили дидактические игры, отгадывали загадки о героях сказок.


Психолог познакомила детей с чувством радости, беседовала о том кто и когда радуется, дети инсценировали этюды, выражающие это чувство, рисовали на тему «Радость». В свободное время дети изображали своего любимого сказочного героя.


Также на этом этапе педагоги учили детей сочинять сказки. Они рассказали о структуре сказки, что в ней есть присказка, зачин, повторы, волшебные предметы, концовка.
Учителя-логопеды обогащали словарный запас детей, учили придумывать сказку, рассказывать ее логично и последовательно.
При сочинении сказки воспитатели использовали метод моделирования


Было оформлено солнышко радости, из детских высказываний «Я радуюсь, когда…» и объявление для родителей о написании сказки о радости.


На заключительном этапе работы над проектом дети рассказывали придуманные сказки и показывали иллюстрации к ним. Затем мы собрали все сказки и оформили «Золотую книгу сказок о Радости».


Также мы познакомили педагогов детского сада с опытом работы над этим проектом. Теперь он находится в методическом кабинете и станет основой работы по сочинению сказок для других старших групп.

Результаты работы по проекту:

Воспитание интереса и любви к сказкам.
Развитие эмоциональной сферы детей.
Воспитание доброжелательности в отношениях со сверстниками и взрослыми на примере поступков сказочных героев.
Развитие творческой активности детей, освоение детьми дошкольного возраста различных видов творчества.
Формирование коммуникативных способностей.
Развитие детско-родительского сотрудничества.
Взаимосвязь в работе педагогов.
Проведенная работа по проекту «Радостные сказки» подтверждает, что систематическое использование сказки может быть важнейшим источником и резервом для успешного речевого и эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста.