Проект по окружающему миру (старшая группа) на тему: Проект "Камни и их свойства". Проект «Удивительный мир камней


ФЛЮОРИТ Флюорит получил свое название от латинского слова fluor течение. Камень применяли как стекла в оптических приборах ночного видения. В спрос на флюорит в качестве декоративного материала возрастает. Из драгоценного камня делают украшения: браслеты, бусы, перстни, иногда встречаются шкатулки, подсвечники, пепельницы.






РОЗОВЫЙ КВАРЦ Кварц издревне используется для изготовления украшений у большинства народов мира. Впервые кварц был упомянут Теофастом, затем Плинием, который считал кварц окаменевшим льдом. Происхождение слова «кварц» возможно идет от вендского «twardy» - твердый.


ТОПАЗ Топаз – необыкновенно красивый драгоценный камень, который часто используется в ювелирных украшениях. Как минерал, топаз прекрасно подходит для резки стекла. Добывается чаще всего в кристаллах. Этот камень был назван в честь острова Топазион в Красном море


МАЛАХИТ Малахит это название произошло от греческого "малахе" - мальве (цветок). Малахит представляет собой водный карбонат всех оттенков зеленого цвета. Месторождениями малахита еще в стародавние времена славились Израиль и Древний Египет. Именно там родилось поверье, согласно которому этот камень являлся наилучшим помощником фараонов в принятии решений. Это способствовало популяризации использования малахита для изготовления оберегов, различных украшений и деталей интерьера.






Янтарь Янтарь – это просто восхитительный подарок для нас от Матери-Природы. Янтарь бывает разных цветов – желтый, оранжевый, красный, белый, коричневый, зеленый, синий и почти черный. Очень часто в янтаре можно найти частички растений или насекомых, оказавшихся в янтаре, что имеет большое значение, как для коллекционеров, так и для ученых.


ХАЛЦЕДОН Халцедон получил свое название по местности Халцедон в Малой Азии. Халцедон также именуют «голубой лунный камень», «меккский камень». Халцедон не обычный драгоценный камень. Халцедон наиболее востребованный материал для изготовления украшений, начиная от роскошного вечернего ожерелья до строгих запонок. Доступность драгоценного камня и разнообразие оттенков делают его так популярным для изготовления ваз, статуэток, мозаик, деталей интерьера.

Ковалёва Ирина Алексеевна

Цель проекта: Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности. Развитие познавательного интереса и исследовательских способностей формирование у детей интереса к окружающему миру и творческим идеям согласно задачам проекта.

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Участники проекта: дети, родители и воспитатели.

Срок проведения: краткосрочный 2 недели.

Предмет изучения: - предметы не живой природы – камни, минералы, кристаллы.

Основные направления проекта:

познавательно – исследовательские

Творческие и интерактивные.

Актуальность проекта: В нашем мире столько, удивительного и до конца, не познанного человеком, а тем более детьми, им нужно больше узнать о мире природы, познать истинный смысл и сохранность окружающего мира, привить трудолюбие и бережное отношение к природе, именно поэтому мы и взяли этот проект. Чтобы раскрыть сущность и богатый мир нашей природы, познакомится с разнообразием камней родного края и страны.

В дошкольном возрасте особое значение имеет для развития личности ребенка усвоения о взаимосвязи природы и человека. Поэтому нужно сформировать у дошкольника взаимосвязи закономерности с окружающей средой, умение самостоятельно применять знания в практической деятельности.

Задачи:

1. развивать у детей любознательность, мышление;

2. Проявлять инициативу в деятельности по экспериментированию и выявлению свойств камней в практической деятельности проекта;

3. Воспитывать и прививать любовь и бережное сохранение, отношение к природе и Земле;

4. Закреплять знания о камнях, об их свойствах, значениях в жизни человека и природы.

Предполагаемый результат: дети научатся проводить эксперименты с камнями и минералами;

Сумеют называть их особенности;

Для чего они нужны в природе камни, кристаллы и минералы.

Этапы совместной работы педагога с детьми:

1. подбор художественной литературы по данной теме. «Удивительные камни», «Полезные ископаемые»

2. Рисование по замыслу «Превращение камешков»

4. Беседа по вопросам.

5. Изготовление книжек самоделок, а также лэпбуков по теме проекта.

6. Сюжетно - ролевая игра «Музей полезных ископаемых».

7. Физминутка.

8. Демонстрационный материал.

Оборудование:

Иллюстрации к сказкам П. П. Бажова; Набор картинок с изображением камней, минералов, кристаллов, коллекция камней и кристаллов, минералы и каменные изделия древности.

Чудесный мешочек с наборами камней и предметов.

Ход проекта:

Беседа с детьми по картинкам и наглядным материалам о камнях, минералах и кристаллах.

Дать их понятие и значение.

Что такое камни?

Для чего они нужны?

Кто такие исследователи (люди, которые что либо исследуют)

Узнать у детей, чем различаются камни, минералы и кристаллы.

Провести опыт: а именно узнать, почему камень в воде не тонет и меняет ли он цвет?

Поиграть с детьми в игру: дать им самим проникнуться в мир камней, побыть исследователями и быть заинтересованными экскурсантами в игре. Оформить музей по желанию детей, Организовать музей по своему оформлению, как он им видеться и представляется.

Совместно с родителями изготовить книжки самоделки про камни, минералы, кристаллы по выбору детей и рассказать о них на занятиях в совместных видах деятельности в детском саду. Приготовить лэпбуки и презентовать их на выставке нашего уголка природы, оформить его совместно с детьми и рассмотреть каждый лэпбук ребенка на утреннем, и вечерних сборах.

Рисование по замыслу с детьми «Превращение камешков». Дети сами выбирают, какой камень, минерал или кристалл им хочется нарисовать. Рисуют его сами добавляют фон, сюжет рисунка по своей инициативе. Далее выставляем на выставку творческих работ и рассматриваем, проводим анализ по готовым рисункам. Делаем вывод.

Оформляем группу своими работами и макетами настоящих камней, минералов и кристаллов.

Между занятиями и утренним сбором проводим физминутки.

Играем в игру «Чудесный мешочек»

Вывод по проекту: Мы создали уникальный проект. Детям очень понравилось, они испытали на себе ощущение приключений, блеск и яркость в их глазах говорили о интересе и любознательности к этому проекту. А творческие способности и умение экспериментировать дали возможность описать свои впечатления и эмоции.



Публикации по теме:

Исследовательский проект «Удивительный мир камней» Целеполагание: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях. Знакомство детей с разнообразием.

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Волшебный мир камней» Конспект непосредственно - образовательной деятельности с элементами экспериментирования в подготовительной к школе группе «Волшебный мир.

Конспект ООД в подготовительной группе «Мир камней» Мир камней Подготовила: Лопатько Наталья Александровна Детский сад №7 г Алагир КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ Тема: «Мир.

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Мир камней» Альбина Тохтаровна Цель: Закрепление умения определять.

Мини (краткосрочный) проект «Мир камней» Краткосрочный проект «Мир камней» средняя группа Веры Глушенковой Мини проект «Мир камней» средняя группа Мини проект группы №3 «МИР КАМНЕЙ».

Мини-проект «Этот удивительный мир камней» МИНИ- ПРОЕКТ «ЭТОТ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КАМНЕЙ» 1. Вид проекта: познавательно-исследовательский. 2. Продолжительность: краткосрочный (17-28.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №9 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Выполнила: Солодовник Ксения

ученица 4 «Б» класса

Руководитель:

Романчикова Ольга Михайловна


Цель исследования : изучить свойства минералов и их применение

Задачи :

  • изучить литературу о минералах;
  • выяснить, как образовались минералы на Земле;
  • сколько существует различных минералов;
  • узнать, как используют минералы;
  • изучить свойства минералов своей коллекции;
  • познакомить окружающих с моим увлечением и интересными образцами из моей коллекции
  • расширить свои знания и представления в области изучения природы и её законов
  • сделать первый шаг в изучении минералогии с привлечением знаний таких наук, как физика, химия, биология, экология

Актуальность изучения минералов обусловлена их уникальными свойствами, необходимостью привлечь интерес окружающих к минералогии, так как мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок.

Гипотеза.

Минералы широко применяются в деятельности человека.


Методы исследования :

  • изучение литературы,
  • использование интернет - ресурсов,
  • опрос,
  • наблюдение,
  • исследование образцов из собственной коллекции
  • классификация минералов

Многообразие минералов

  • Сам термин " минерал ", насколько известно, впервые употребил ученый монах XIII в. Альбертус Магнус (Альберт Великий). На средневековой латыни он означал "то, что из рудника", "ископаемое".
  • Минерал (фр. minéral , от позднелат. minera - руда) - природное тело с определённым химическим составом и кристаллической структурой, образующееся в результате природных физико-химических процессов и являющееся составной частью Земной коры, горных пород, руд, метеоритов.

Сегодня известно около

4000 видов минералов,

однако только несколько десятков

распространены на поверхности Земли.


Изучение минералов

  • Наука, изучающая минералы, называется минералогия. Она изучает состав, свойства, структуры и условия образования минералов.
  • Минералогия - одна из древнейших наук.
  • Первые описания минералов появились у древних греков. В дальнейшем развитию минералогии способствовало горное дело. В минералогии активно используются достижения физики, химии и других наук.
  • Так, минералогическое изучение метеоритов и образцов с других планет позволило узнать много нового об истории Солнечной системы и

процессах формирования планет.


Происхождение минералов

В природе минералы встречаются в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами.

Такие природные соединения минералов называют горными породами.

По способу происхождения горные породы и минералы разделяют на магматические,

осадочные

метаморфические.


Основные формы выделения минералов в природе

Друзы

Конкреции

Агрегаты

Натёки

Дендриты

Жеоды


Внешний вид минералов необычайно различен

Пирит

Пустынная роза

Ставролит

Глендонит


Моя коллекция

Коллекционируя минералы, полезно знать их основные физические, химические и кристаллические свойства.

Каждый минерал отличается характерным набором этих признаков, помогающих в его определении.

Проще всего описать физические свойства минерала, определять которые позволяют наши органы чувств. Например, оптические свойства, такие как цвет и блеск, определяются на глаз.


Важнейшие свойства минералов

Эти свойства минералов легко

определяются в полевых условиях.


  • СИНГОНИЯ - классификация кристаллографических групп симметрии, кристаллов и кристаллических решёток
  • КЛАСС -разделение минералов по общим чертам
  • ИЗЛОМ - характеристика минерала, описывающая вид поверхности, образующийся при расколе минерала.
  • БЛЕСК - оптический эффект, вызываемый отражением части светового потока, падающего на минерал.
  • ЦВЕТ ЧЕРТЫ - цвет минералов в тонком порошке, служит одним из диагностических признаков для определения минералов и горных пород.
  • ТВЕРДОСТЬ. Твёрдость минерала измеряется путём поиска самого твёрдого эталонного минерала, который он может поцарапать; и/или самого мягкого эталонного минерала, который царапает данный минерал.

  • Шкала́ Мо́оса (минералогическая шкала твёрдости) набор эталонных минералов для определения относительной твёрдости методом царапания. В качестве эталонов приняты 10 минералов, расположенных в порядке возрастающей твёрдости. Предложена в 1811 году немецким минералогом Фридрихом Моосом

Шкала́ Мо́оса

Помимо шкалы Мооса есть и другие методы определения твёрдости, но различные шкалы твёрдости нельзя однозначно соотнести друг с другом. Практикой приняты несколько более точных систем измерения твёрдости материалов, ни одна из которых не покрывает весь спектр шкалы Мооса.


Исследование свойств минералов


Каталог минералов

п/п

Внешний вид

Название

Горный хрусталь

Семейство

целестин

кварцевые

Формула

Оливин

сульфаты

Класс

Sio 2

SrSO 4

Сингония

окислы

Селенит

сульфаты

(Mq.Fe) 2 SiO 4

Цвет

гипс

тригональная

халькопирит

Твердость

силикаты

CaSO 4 .2H 2 O

ромбическая

прозрачный

сульфаты

SuFeS 2

ромбическая

От бесцветного до синего и зеленого

Излом

раковистый

сульфиды

моноклинная

зеленый

Блеск

раковистый

тетрагональная

От прозрачного до желтоватого

Цвет черты

стеклянный

раковистый

От темно желтого до зеленого и фиолетового

Стеклянный и перламутровый

белый

Использование

Не ровный

Украшение, оптика, радиотехника

Добыча

стеклянный

белый

раковистый

Стеклянный, шелковистый

Япония, Бразилия, Индия, США, Венгрия

при фейерверках

Белый

белый

Испания, Тунис, Турция, Россия

украшения

металлический

Черный с зеленоватым оттенком

украшения

Египет, Пакистан, Россия

Мексика, Италия, США, Испания, Греция

Источник меди

Чили, Испания, ЮАР, США


Минералы вокруг нас

  • Обычная соль, которую мы употребляем в пищу, - минерал, который

геологи называют галит.

  • В природных подземных

месторождениях она залегает в виде

камня. Очень красивы кристаллы

каменной соли.


  • Добыча драгоценных камней в России началась в середине XVII века: сначала были открыты малахитовые кладовые, затем были обнаружены запасы аметиста, берилла, топаза, многих поделочных камней (агата, сердолика, яшмы).
  • Территория Российской Федерации очень богата месторождениями драгоценных, полудрагоценных и поделочных камней, встречаются как распространенные по всему миру минералы, так и редкие, уникальные. Например, аналогов уральскому малахиту как не было, так и нет - хоть прилавки магазинов заполнены африканскими и азиатскими малахитовыми украшениями, по качеству и красоте они не идут ни в какое сравнение с уральскими камнями. А месторождения чароита и некоторых других драгоценных камней в России вообще единственные в мире.


Охрана минералов

Для охраны недр Южного Урала

в 1920 году создан Ильменский минералогический заповедник.

Здесь обнаружено более 270 минералов, из которых 17 - впервые в мире

Ильменские горы до конца не изучены. В поисках новых минералов сюда приезжают ученые со всего мира.


  • Аметист Свердловская, Магаданская, Карагандинская области, Карелия, Ангаро-Илимский железорудный р-н, Кольский п-ов, Саха, Республика Коми.
  • Гелиодор и аквамарин Читинская, Талдыкургансая, Свердловская области, Казахстан, Иркутская область.
  • Изумруд Свердловская область "Изумрудные Копи".
  • Гранат Закарпатье, Карелия, Свердловская, Камчатская области, Приморский край, Чукотский автономный округ, Якутия, Западное Забайкалье, Красноярский край.
  • Уваровит Пермская область, Приморский край, Якутия.
  • Цаворит Приморский край, Якутия.
  • Жадеит Красноярский край, Республика Коми, Северный Кавказ, Корякское нагорье.
  • Рубин Челябинская, Свердловская области.
  • Лазурит Иркутская область.
  • Нефрит Урал, Бурятия, Республика Тыва.
  • Родонит Якутия, Свердловская область, Башкирия, Бурятия, Хабаровский край, Иркутская область.
  • Турмалин Иркутская и Свердловская область.
  • Хризоберилл Свердловская область, Карелия.
  • Хризолит Таймырский округ, Кольский п-ов.
  • Хромдиопсид и чароит Якутия.


  • На территории области разведаны месторождения неметаллических (в основном общераспространенных) твердых полезных ископаемых, которые используются или могут быть использованы в строительной отрасли, в качестве минеральных удобрений в сельском хозяйстве и как технологическое сырье в промышленности. Полезные ископаемые Пензенской области представлены: сырье для производства строительных материалов.
  • Геологическая коллекция Пензенского краеведческого музея насчитывает 2058 единиц хранения. Основу ее составляют поступления из коллекций музеев Горного института Санкт-Петербурга и Екатеринбурга, Ученой архивной комиссии Пензенской губернии, Академии Наук. Большой вклад в формировании коллекции оказали сотрудники Пензенского краеведческого музея А.А. Штукенберг, Е.М. Пульхритудова, А.Н. Магницкий, И.И. Спрыгин. Формирование и описание ее приходится на начало ХХ века. Коллекция собрана на территории Сурского края, России и зарубежья. Она имеет большое научное и практическое значение. К ней обращаются преподаватели, студенты, школьники. В настоящее время сотрудники отдела природы проводят научное описание геологической коллекции, отвечающее требованиям современности.

Использование минералов и горных пород человеком

Минералы, и, следовательно, минералогия представляют собой чрезвычайно большой интерес для промышленности, многих областей науки и имеет важное эстетическое значение. Что касается экономики, то какой бы аспект мы не взяли, вплоть до проблем современного уровня жизни, любой из них оказывается так или иначе связанным с использованием минералов.

Применение минералов

Где применяются?

Химия и пиротехника

Примеры минералов

В качестве удобрений

Киноварь, целестин, сера, реальгар, галит, кальцит, бура, ангидрит

Сильвин, сера, чилийская селитра, сильвин, карналлит, гипс, апатит, вавеллит

Флюорит, диоптаз, кварц

Изделия из фарфора керамики и стекла

Флюорит, криолит, касситерит, стронцианит, витерит, целестин, кианит, волластонит, пирофиллит, каолинит и др.

В ювелирном деле и как поделочные

Шпинель, изумруд, алмаз, корунд (сапфир, рубин), хризоберилл, чароит, серпентинит, родонит, азурит, малахит, бирюза, хризолит, минералы группы гранатов и др.

В качестве огнеупоров, кислостойких и электроизоляционных материалов

Кианит, брусит, хризотил, колеманит, оливин, андалузит, силлиманит, пирофиллит, тальк, группа слюд, тридимит, альбит, лабрадор

В строительстве

В медицине и фармацевтике

Кальцит, доломит, гипс

Магнезит, мирабилит, сассолин, колеманит, гипс

В металлургии

Доломит, родохрозит, колеманит, ванадинит

В ядерной промышленности

Целестин, стильбит, мезолит, ломонтит, гейландит и т.д.

Интересны главным образом для коллекционеров (применение может быть найдено в будущем)

Эпидот, арсенолит, фосгенит, ледгиллит, аурихальцит, артинит,борацит, крокоит, гюбнерит, адамин, оливенит, ставролит, ильваит,аксинит, геденбергит, авгит


  • Минералы, камни камушки… они достаточно серьёзно могут влиять как на человека, носящего его, так и вне его, как помогая при правильно подобранном камне, так и мешая - при ошибочном. Существуют наборы камней, в которых скрыты огромные силы, используемые в магии как на пользу человека (исцеление, удача), так и во вред. Красивые ювелирные безделушки могут оказаться как ангелом хранителем, так и демоном убийцей для своего хозяина или хозяйки.

ИСТОРИЧЕСКИЕ КАМНИ

«ШАХ»

Один из известных

исторических камней, алмаз (масса 88 кар), хранится в Алмазном фонде России в Москве. На камне выгравированы надписи на персидском языке, рассказывающие о его прежних владельцах: в 1591 алмаз принадлежал Бурхан-Низам-Шаху II из династии Великих Моголов, в 1641 - Джахану-Шаху, в 1824 - шаху Каджар-Фатх-Али, владыке Персии.


Алмазный фонд России - это уникальное собрание произведений ювелирного искусства ХVIII - ХХ веков. В коллекции Алмазного фонда представлены также образцы редких драгоценных камней, самородки драгоценных металлов. Начало коллекции, которой обладает сегодня Алмазный фонд Кремля, положил Петр Первый.


Заключение

Проведя свое исследование, я установила, что:

  • из минералов, как из кирпичиков, состоит окружающий нас мир неживой природы;
  • известно около 4000 видов минералов;
  • процесс образования минералов происходит глубоко в недрах Земли;
  • каждый минерал имеет свои свойства;
  • единственный минерал, который можно употреблять в пищу – галит, или поваренная соль;
  • минералы широко применяются в строительстве и промышленности;
  • на Урале можно найти практически все известные минералы;
  • широкое приенение минералов мжет привести к истощению запасов
  • искать минералы для коллекции можно везде

  • На основе моего исследования можно сделать вывод, что наша жизнь без минералов была бы значительно сложнее, мир минералов не исследован до конца и таит в себе много загадок, прямо под ногами можно найти как известные науке минералы, так и открыть новые.
  • Я очень хочу побывать в Уральских горах, Ильменских горах, Кунгурских пещерах. Мне очень интересны минералы и камни. Я продолжу собирать коллекцию минералов, чтобы глубже постигать их тайны, ведь меня ещё ждут открытия, когда буду изучать химию, физику, географию …

  • Ананьева Е.Г., Мирнова С.С. «Земля. Полная энциклопедия». Москва, «Эксмо», 2007 г.
  • Гураль С. «Драгоценные камни». Москва, «Эксмо», 2010 г.
  • «Камни мира: самые красивые и знаменитые». Москва, «Аванта.Астрель.», 2007 г.
  • Фарндон Джон «Драгоценные и поделочные камни, полезные ископаемые и минералы». Москва, «Эксмо», 2009 г.
  • Ферсман А.Е. «Очерки по истории камня». Тт. 1,2. Москва, «Терра-книжный клуб». 2003 г.
  • Ферсман А.Е. «Занимательная минералогия». Ленинград, «Молодая гвардия», 1935 г.

Тип проекта: информационно-познавательно-исследовательский.

Сроки реализации: октябрь-май.

Актуальность. В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Целью экологического образования дошкольников является воспитание экологической культуры, т.е. выработка навыков гуманно-действенного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами; понимание детьми элементарных взаимосвязей, существующих в природе, и особенностей взаимодействия человека с ней. Благодаря проекту ребенок получает возможность ставить себе новую, все более сложную цель. Знакомство детей с камнями способствует: расширению кругозора детей, умению определять материалы, из которых изготовлены предметы, умению устанавливать связи между свойствами и признаками разнообразных материалов, умению определять происхождение рукотворных предметов, обследованию предметов с помощью системы сенсорных эталонов, группировке предметов в соответствии с познавательной задачей.

Количество участников: воспитатели группы Глухова Е.Б., Полукова Т.В., учитель- логопед Пышкина Т.Г, дети 5-7 лет, родители.

Цель: познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность с учетом возрастных и индивидуальных особенностей при сотрудничестве со взрослыми.

  • Познакомить детей с разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами через игровую и экспериментальную деятельность.
  • Создать условия для экспериментирования и организации опытов.
  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, навыков экспериментирования.
  • Развивать способность выполнять работу по инструкции, делать выводы, решать проблемные вопросы.
  • Развивать мыслительные способности дошкольников: анализ, сравнение, обобщение.
  • Развивать творческие и коммуникативные способности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к объектам не живой природы.
  • Воспитывать такие качества как внимательность, аккуратность, ответственное отношение к выполнению заданий.
  • Воспитывать умение работать в группах.

Работа с родителями. Открытые занятия, участие в реализации проекта, подбор материалов и информации для оформления уголка. Посещение выставок камней.

Ожидаемые результаты. Оформление уголка. Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека. Формирование познавательного интереса к окружающему миру, формирование навыков наблюдения и экспериментирования.

Продукт проекта: Коллекция камней.

Этапы Содержание работы Сроки
1.

Подготовительный

Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме

Подбор художественной литературы

Коллекционирование

ноябрь
2.

Основной

Беседы: «Что мы знаем о камнях», «Путешествие в мир камней» ноябрь
Рассматривание изделий из камня (статуэтки, картины)

Показ презентации по теме «Камни в украшениях».

декабрь
Чтение художественной литературы

П.П.Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», И.Н.Рыжов «О чем шептались камни»

январь
Стихи, пословицы, поговорки о камнях февраль
Экспериментальная деятельность: рассматривание через лупу,какие разные камни, «Плавает или тонет», «Какой камень больше выпьет», определение температуры декабрь- апрель
Выставка совместных работ родителей и детей «Каменные шедевры». Составление панно и коллажа из камней. январь-
Профилактика плоскостопия «По каменной дорожке шагают наши ножки». март
Дидактические игры на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: «Отыщи такой же камень», «Узнай на ощупь», «Найди пару», «Бусы из камней». Пазлы «Что из чего сделаны». февраль
Составление детьми творческих рассказов «Если бы я был камушком».

Создание альбомов «Стихи и загадки о камнях»

март-
Художественная деятельность «Роспись камней» апрель
3.

Заключительный

Оформление уголка в группе. Презентация. Представление совместных детско-родительских проектов май

Камень - о великое создание природы! Задумывались ли вы, что благодаря камню существует мир? Миллионы лет камень создает планету. Благодаря камню люди научились охотится, жить, готовить еду, строить жилища, даже украшать себя! Все благодаря этому простому и привычному камню! Как много его у нас под ногами - камни везде. Лето - удачное время для глобального изучения этого чуда природы. Начинаем с прогулки. Сперва собираем камни - большие и маленькие, разных цветов, форм и плотности.


Когда коллекция собрана, испытываем ее с помощью рисования. Какие следы оставляют камни? Одни очень легко "пишут", другие лишь слегка "царапают". Почему? Наверное, они разные по составу и плотности. Чем мягче камень, тем легче им оставить след. Лучше всего рисуют куски рукотворного камня - пеноблок и кирпич. В их составе глина, известняк, гипс. А еще хорошо рисует древесный уголь, который нам тоже попался для исследования. Его тоже можно назвать камнем.

Дети таскали камни не глядя, а потому принесли и не совсем нужное, я бы сказала недокамни. Но они оказались очень кстати для нашего второго исследования. Камни получаются разными способами. Например, при извержении вулкана застывает магма и лава - результат - камни. Некоторые образуются в земле, в результате смешивания и слеживания осадочных пород, другие под воздействием температур в недрах земли. И вот у нас в руках плотные куски, казалось бы камни, но при определенном воздействии их все же достаточно легко разрушить. Дети нашли куски земли (песка, глины и примесей), которые слежались и скрепились в камни. Возможно, при дальнейшем развитии. эти куски на самом деле стали бы камнями, но они попали к нам для изучения. А мы стали их разрушать.

Не так уж легко далось уничтожение камней. А если бы мы взяли окончательно оформившиеся камни, то разрушить их было бы еще труднее, потому что плотность этих камней велика. Но все-таки камни можно разрушить. И в природе, они перетираются, обветриваются, омываются, раскалываются, обламываются. В итоге, они не только формируются, но и разрушаются, превращаясь в мелкий гравий, гальку, песок.

Кстати, о песке. Мы внимательно рассматриваем его и приходим к выводу, что он тоже камни. Только очень мелкие.

Все камни разные. Дети берут по маленькому камушку и крупному и проводят испытания. Одновременно отпускают их на землю. С одновременностью было тяжеловато, но мы этого добились. Оказалось, что большие камни долетают до земли быстрее. Почему?
- Потому что у них большая масса, - авторитетно заявляет Артур.
Действительно, чем больше масса, размер, тем скорее упадет предмет, потому что на него не так сильно действует сопротивление атмосферы. Скорость также зависит от формы. Отмечаем, что маленькие камни при падении фактически не оставляют углублений в песке, а большой делает ямку. Своим весом он вдавливает землю.

Именно поэтому космические камни, метеориты, при падении на Землю, оставляют воронки. Ведь они летят с большой скоростью, с большой высоты и имеют большую массу. Проводим испытания метеоритов. Бросаем камни с разной силой, придавая ускорение, с разной высоты, а еще в разных местах - где земля более плотная и менее. Проверяем размеры углублений.

Для маленьких камней тоже нашлось испытание. Мы их катаем с горки. Какие быстрее скатятся? Крупнее или мельче? Тяжелее или легче, ровные или с острыми краями?

А потом пробуем их закатывать на горку. Это уже труднее.

Наши исследования продолжаются дома. Для начала, смотрим мультфильм "Жизнь камня"

А потом достаем все наше богатство. Камней дома много, есть и речные, и морские, и собранные во дворе. Кое-что принесли с прогулки только-только. Все камни разные. Дети рассказывают, что они отличаются по:
- размеру
- форме
- цвету
- массе
- структуре (гладкие, рельефные, с дырочками, с блеском и прочее)

Оказывается, что большой размер камня еще не гарантирует такую же массу. Некоторые большие камни весят меньше, чем маленькие.

Чтобы взвешивать камни, я соорудила примитивные весы. Но чаши очень неудобные, нужно будет придумать им замену, например, пластиковые стаканчики. Дети сравнивали камни по весу и находили те маленькие, что тяжелее некоторых больших.

Чтобы разобраться в многообразии камней мы обратились к интернету. Рассматривали разные виды горных пород и минералов, искали подобные у себя. Конечно, претендовать на точность мы не можем, но было очень интересно.

А еще мы знакомились с такими необычными камнями, как коралл и янтарь. Оказывается, что в их создании принимают участие живые организмы. Янтарь - окаменевшая смола дерева. А кораллы образуют полипы. Дети с лупой выискивали дырочки-домики этих существ. Не обошлось и без рассказа о жемчуге.

Купание камней - очередной этап изучения. Интересно, а могут ли камни плавать? Оказалось, что они тонут. Но все ли?

И тут нашлась парочка водоплавающих - кусок пеноблока и пемза. Последняя вулканического происхождения. Застывшая лава, в которой остались частички воздуха - поры. Пеноблок специально создается пористым - с воздухом внутри. Именно благодаря ему пористые камни и плавают на поверхности. Интересно, а древесный уголь утонет? К сожалению, с улицы мы угля не прихватили, пришлось довольствоваться теорией.

Купание камней весьма увлекательно. Дети обнаруживают, что камни меняют свой цвет, когда намокают. Некоторые стали красными, хотя изначально не очень на таковые походили. Дети моют камни, а за одно мы вспоминаем, что золото тоже моют. Рассматриваем картинки золотых самородков, которые тоже камни. Мальчики решили тщательнее осмотреть свои камушки, а вдруг найдут золото?

А какая температура у камня? Изучив все доступные, ребята приходят к выводу, что они не холодные и не теплые. Такие, как и все вокруг. Наверное, как воздух? Точно. Воздух нагревает камни до своей температуры. Мы теплее воздуха. Если держать камни в руках они станут как мы - температуры тела. А как еще можно охладить или нагреть камни? В домашних условиях мальчики решают воспользоваться морозильной камерой.

Греть же второй камень решено было в горячей воде.

Интересно, как повели себя выбранные нами камни. Грели мы камень в воде всего одну минуту и он оказался теплым. Остывал долго - около часа. А вот остужали в морозильнике долго (за короткое время становился лишь прохладным) - 1 час. И вот возвращался к комнатной температуре камень быстрее - за 30 минут. На научные изыскания не претендуем, но делаем выводы, что камни и остывают и нагреваются по разному.