Проект « Эти удивительные камни. План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: цикл занятий "удивительные камни"

Никак не могу выложить отчет, вот наконец время нашла. Провели мы недельку "Камни". Вдохновила меня Наташа (НаталиФокс). Несколько идей нашла в инете.

Первым делом собрали на прогулке камни, дома их помыли, просушили и начали рассматривать

У планеты, на которой мы живём, есть каменная одежда. Там, где одежда видна, на поверхности много камней, возвышаются каменные горы. Они очень высокие, на них есть много выступов. На горах очень мало растений. А самые высокие горы покрыты снегами, но из-за того, что часто идут дожди, дуют ветра, горы постепенно разрушаются, от них откалываются камни, и ветер их разносит повсюду. Поэтому камни можно встретить везде.

Затем провели слдеующие эксперименты:

Оказывается, что камни имеют много разных свойств.

Опыт №1. Самый красивый и некрасивый.

Посмотрите внимательно на камушки. (Дети рассматривают с помощью лупы камни)
- Взгляните, какие они все красивые, но среди них вам нужно выбрать самый красивый и показать мне.
- Почему он показался самым красивым? (Ответы детей)
- Значит, какие могут быть камни?

Опыт №2. Цвет.

Ребята, а какого цвета у вас камни? (Ответы детей)
- Значит, чем ещё отличаются камни друг от друга?

Опыт №3. Самый большой и самый маленький.

Ребята, а сейчас покажите мне самый большой и самый маленький камень. (Дети показывают камни)
- Оказывается, что камни бывают большие и маленькие, то есть отличаются размером.

Опыт№4. Самый шершавый и самый гладкий.

Камни могут быть шершавыми и гладкими. Давайте выберем гладкий камень. Его приятно трогать руками. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек. (Дети выбирают гладкий камень и показывают его воспитателю)
- А теперь выберем шершавый, угловатый камушек. Покажите его. (Дети показывают гладкий камень)
- Вода движет камни, ударяет их друг о друга, они трутся о песок и острые углы постепенно исчезают, камни становятся гладкими, круглыми
- Ребята, так какими ещё бывают камни?

Опыт №5. Самый твёрдый или мягкий.
- Ребята, возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмём обе ладошки. Посмотрим, что произошло с камнем, а что с пластилином? (Ответы детей)
- Почему?
- Значит, камни какие?)

Опыт №6. Самый тяжёлый и лёгкий.

А теперь, опустите камешек в воду и посмотрим, что будет происходить. Камешек утонул? Почему?
- Ребята, а сейчас возьмём керамзит, пустим его в воду. Что мы видим? (Он не утонул.) В керамзите много пузырьков воздуха, поэтому он не тонет. Значит, камни могут тонуть, а могут плавать.

Опыт №7. Цвет.

Ребята, опустим в воду камешек и вынем его ложечкой. Изменился ли цвет? Камни в воде меняют свой цвет и становятся темнее.

Опыт №8. Звук.

Стукнем камнями друг о дуга. Что мы слышим. Видите, камни ещё могут создавать звук. Попробуем сделать музыкальный инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камушков. Закроем и погремим. На что это похоже?

Опыт №9

Понадобятся доска, камень, гвоздь. молоток. Вбиваем в камень и деревяшку. Делаем выводы.

Опыт №10

А как камень и дерево будут себя вести в воде? Перед вами сосуд с во­дой, попробуйте опустить дерево в воду. Что с ним произойдет? (Дерево плавает?) Давайте осторожно опустим камень в во­ду. Что произошло с ним? (Камень то­нет?) Почему? (Он тяжелее воды?) А по­чему плавает дерево? (Оно легче воды.)

Опыт №11

Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Значит, он прозрачный или нет? Запишем первое свойство: НЕПРОЗРАЧНЫЙ.

Опыт №12
Возьмите в руку камень и уроните его на пол. Он разбился? Нет. Значит, он какой?- прочный. Записываем третье свойство-ПРОЧНЫЙ

Опыт №13
А теперь проверим, есть ли внутри камня воздух? Поднимались ли пузырьки, когда вы опускали камень в воду? Нет. Значит, в камне не воздуха. Записываем-НЕТ ВОЗДУХА.

Опыт №14
Что тяжелее вата или камень? Сравниваем вес на руках.

Опыт №15
Камень можно порвать как бумагу?
Рвем бумагу и пытаемся камень. Делаем выводы.

Опыт №16
Смотрим, что сдует ветер: камушек или листик

Вопросы после проведенных опытов:

1. Камень тонет в воде?

2. Камень прозрачный как стекло?

3. Гвоздь нельзя вбить в камень?

4. Камень лёгкий как вата?

5. Мокрый камень темнее, а сухой светлее?

6. Камень легко разбить как стекло?

7. Камень можно растянуть как резинку?

9. Из камня можно лепить как из пластилина?

10. Камень не плавает в воде как дерево?

11. Камень можно порвать как бумагу?

Узнаем какие бывают камни

Вот такая сенсорная коробочка получилась

Сравниваем морские камни и речные

Морские Камни гладкие, разной формы - овальные и круглые, твердые, холод­ные, красивые, разного цвета.
такими гладкими их сделали морские волны. В морской воде камни бьются друг о друга, вода обтачивает их края, и они становятся гладкими-глад­кими - без единого уголка. А теперь найдите речные камушки и положите их рядом с морскими.

Речные камни- Шершавые, неровные, разной формы, с острыми углами.

1. Сортируем речные и морские камушки

2. Волшебный мешочек.
Складываем в мешок морские и речные камни. Надо угадать на ощупь какой камень. У Мальвинки была только одна ошибка)

«Камни, которые подарило море».

ЦЕЛЬ: познакомить детей с камнями, которые подарило море: коралл, жемчуг

Коралл. - А сегодня мы поговорим еще об одном очень интересном камне, в рождении которого принимают учас­тие живые существа. Шершавый, твердый, похож на ветку дерева, напоминает куст сирени, молодую елочку и сосенку. Если приглядеться к кораллу, то можно заметить, что он весь состоит из множества мелких ячеек. Вы нашли их? Кораллы создают живые, маленькие, морские животные – полипы, которые сидят в этих ячейках. Вместе они подстерегают добычу, вместе ее поедают, вместе отдыхают. Все кораллы - прожорливые ночные хищники. У полипов мягкое тело, поэтому они делают вокруг себя прочный скелет-домик. Когда полипы умирают, эти домики остаются и на них надстраиваются следующие домики. Так образуются коралловые рифы. Показ иллюстраций. Это место жизни множества морских обитателей. Они там прячутся, живут, питаются. Некоторые морские существа едят кораллы - это морской еж, морская звезда (показ).

Жемчуг.
.

«Камень рождённый деревом»

Познакомить с камнем, рождённым деревом - солнечным янтарём

Ребята, янтарь – это окаменевшая смола. Миллионы лет назад некоторые породы хвойных деревьев залечивали свои раны смолой: обломилась ли ветка, отщепилась ли кора дерева, тут же начинала выделяться смола, которая закрывала ранку.

Как вы думаете, что произойдёт, если какое - нибудь насекомое усядется на липкую смолистую поверхность? (Прилипнет) смола- липкая, вязкая. В смолистых лужицах оставляли свои следы всякие мелкие звери и птицы: кто пушинку, кто пёрышко, кто шерстинку. В янтаре можно увидеть и пузырьки воздуха или капли дождя.

Возьмите лупы и повнимательнее, приглядитесь к янтарю, что вы увидели?
-чтобы смола превратилась в янтарь, проходило очень много времени. Хвойные деревья старели и падали. Их засыпало землёй, под навалившимся тяжёлым слоем земли, смола затвердела, как камень, и становилась янтарём.
По случаю достали из шкатулки бабушкины (моей) янтарные бусы. Мальвинка их несколько дней не снимала, только на сон)))))

Гранит

Драгоценные и полудрагоценные камни

Оникс и какие фигурки делают из него. Мальвинка была впечалена. Очень понравилось ей, что грани блестящие. Долго рассматривала, жалко лупу куда-то потеряли(

Сортировали мелкие камушки по цветам. Была у меня кофта с узором из камней. Кофты давно уже нет))) А камушки я оставила)))

Подвижные игры

[Попади в цель.
На песочнице расчертила круг, кидали в центр камни

Построили гору

Вот такой лабирин, ходили по нему

Выстроили горкой камни и прыгали через них, на двух ногах, на одной. боком, спиной, полусидя)

Творчество

Сделали вот такую вазу. Я залепила банку пластилином.


Дальше полностью самостоятельная работа дочки (подарили бабушке). Я даже удивилась, что ее хватило, правда два дня камушки клеили).


Семья "Камушкиных"
Папу зовут охотник, маму-хозяюшка. имена детей менялись постоянно)))) Мы загадывали им на ушко желания.

"Гарнитур из драгоценных камней")))))

Рисовала мелками


Еще попутно на логику включала задания, типа - выложи по величине в ряд, построй башенку, что бы было равновесие, сравни где больше и меньше камней и т. д.



На развитие слуха было такое задание: Вначале послушали как звучат камни, когда ударяешь друг об друга большие, средние и маленькие. Затем она отворачивалась и угадывала какие камни я ударяла друг о дружку. Ни одной ошибки, все угадывала)

Ну, и одно их самых понравившихся Мальвинке занятий, это массаж. До спа конечно далеко)))

Сопровождала рассказом примерно таким, только не смейтесь)))) на ходу сочиняла)
Мама камень пошла гулять с детками камушками (Каждым камушком по спине проводила)
Затем сказала вставайте в ряд за мной. (На позвоночник выкладывала в ряд)
Детки баловались и падали со спины. (Каждый камешек скатывала по спинке)
Затем мама говорила не баловаться и становится парами и идти домой. (Опять камушки гуляли по спине)
Потом просто целовала спинку)))

А это я готовила, но так и не провели. Мальвинка не захотела:

Физкультминутка

По дорожке мы шли, много камешков нашли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы в горку пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли - белых камешков нашли,
С собой в садик принесли.

Стоит гора-Старушка –
До небес макушка.
Ее ветер обдувает,
Ее дождик поливает.
Стоит гора страдает.
И камешки теряет
И каждый день,
И каждую ночь
Катятся, катятся
Камешки прочь

Дети поднимают руки вверх, тянутся на цыпочках, обмахиваются кистями рук, встряхивают кистями рук. Прикладывают ладошки к щекам и качают головой.

Игра "Камень ножницы бумага"

Вот так прошла наша неделька. Спасибо заглянувшим на огонек))))

Ирина Добрынина

Проект «Удивительный мир камней »

1. Тип проекта : познавательный

2. Признак проекта : экологический

4. По характеру контактов : дети, воспитатель, родители

5. По количеству участников : групповой

6. По продолжительности : краткосрочный (2 недели) ;

7. Предмет изучения – предметы не живой природы – камни , минералы, кристаллы

Основные направления проекта :

Познавательно-исследовательское

Речевое развитие

Цель проекта :

Создание условий в совместной и самостоятельной деятельности педагога и воспитанников в развитии познавательных и исследовательских способностей детей, формирование логического мышления детей

Задачи :

Способствовать расширению знаний детей о свойствах и особенности камней и минералов ;

Развивать познавательную активность в процессе ведения опытно- экспериментальной

деятельности и чувство взаимопомощи.

Расширять словарный запас детей,формировать связную речь при составлении описательных рассказов о камнях и минералах

Поощрять в выдвижении гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающего мира.

Воспитывать чувство прекрасного видеть многообразие мира.

Актуальность проекта :

Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах . Знакомство детей с разнообразием камней помогает ближе познакомиться с природой родного края и страны. На протяжении веков наш край славился полезными ископаемыми, с которыми дети и даже взрослые, к сожалению не знакомы. А ведь киренский район, Иркутская область богаты различными минералами и полезными ископаемыми (слюда, каменный уголь, песчаник, плитняк, известь и пр.)

Непосредственное общение с камнями оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатством.

В дошкольном возрасте особое значение для развития личности ребёнка имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой, расширяет мировидение ребёнка, его личностный рост. Поэтому нужно сформировать у дошкольника умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающего мира и самостоятельно применять знания в практической деятельности. Помочь дошкольникам устанавливать причинно-следственные связи в живой и неживой природе, формируя у них бережное отношение к окружающему миру.

Ожидаемые результаты :

Дети научились различать минералы и кристаллы, уметь называть их особенности; вести лист наблюдения, заполняя знаково-символьным письмом; научились работать с лупой, пинцетом и предметным стеклом; грамотно строить описательные рассказы, используя в речи прилагательные (жемчужное, коралловые, янтарная и др.) ; выращенный кристалл, который поместили в коллекцию, перерастающую в мини-музей;

Участие детей во всех видах деятельности, приобщение родителей к жизни детского сада

План действий :

1. Постановка цели;

2. Разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта ;

3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды;

4. Определение направлений познавательной практической деятельности;

5. Организация совместной творческой познавательной практической деятельности

План проведения проектной деятельности

Этапы Совместная работа педагога с детьми Цели и задачи

1 Информация для родителей о предстоящей деятельности.

Подбор демонстрационного материала по данной теме.

Подбор художественной литературы.

«Полезные ископаемые» Детская энциклопедия;

«Как живут камни » Е. Чуйко. Расширять представления родителей о многообразии камней и минералов нашего края. Заинтересовать в предстоящем проекте

2 Тема : "Удивительные камни "

Цель : Познакомить детей с разнообразием мира камней . Рассмотреть и выявить свойства и качества предложенных материалов

Тема : «Мы – геологи»

Цели : развивать тактильные ощущения, познавать "наощупь" свойства вещества : твердость, мягкость, плавучесть.

Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию.

Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом.

Тема : «Полезные ископаемые»

Цели и задачи :

Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

Аппликация «Дом мы строим из камней » Цель : познакомить детей с модульной аппликацией. Вызвать интерес к созданию образа каменного дома изобразительно- выразительными средствами. Формировать умение планировать свою работу и технологично выполнять замысел. Развивать чувство композиции

Рисование по замыслу «Превращение камешков» Цель : учить детей создавать художественные образы на основе природных форм. Познакомить с разными приемами рисования на камнях разных форм . Совершенствовать изобразительную технику. Развивать воображение.

Чтение художественной литературы

Сказка И. Н. Рыжовой «О чем шептались камушки»

П. Бажов «Малахитовая шкатулка» , «Серебряное копытце» , «Хозяйка медной горы»

Стихи, пословицы и поговорки о камнях . Цель : познакомить детей с творчеством Павла Бажова. Эмоционально включать детей в атмосферу «сказа» , в слушание его живых диалогов, вызывающих добрые чувства. Развивать у детей воображение, умение представить себе сказочного героя и описать его.

Просмотр мультфильмов;

По мотивам сказок П. Бажова «Малахитовая шкатулка» , «Каменный цветок» Цель : Продолжать знакомить с творчеством П. Бажова, его литературными героями.

Подвижные игры : «Мы скалолазы» , «Царь горы» , «Найди свой камень» Цель : Развивать двигательные умения и навыки детей, разучивать и запоминать правила игры. Играть самостоятельно

Просмотр презентаций : «Мир камней » , «Драгоценные камни » Цель : Развивать познавательный интерес. Знакомить с названиями минералов, камней

Дидактические игры с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики

Что лишнее? "

- "Найди пару"

-"Продолжи ряд""

Настольно-печатные игры

- «Живая, неживая природа»

Сюжетно-ролевые игры

- «В поисках клада» Цель : Развивать логическое мышление, внимание, зрительное восприятие, умение подбирать предмет по цвету, Воспитывать усидчивость, терпение, приучать убирать материал на место.

3 Оформили мини-музей «Удивительные камни »

Провели викторину «Что мы знаем о камнях »

Выставка «Изделия из камня » Цель : Выявить полученные знания о предложенной теме. Формировать самостоятельность в выборе понравившейся темы, умение связно рассказывать.






Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Я старалась найти интересную познавательную тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия детей с неживой природой и древней мировой историей каменных изваяний, этнической культурой нашего региона.

Мы живём в маленьком красивейшем таёжном городке где добывают железную руду, по сути, мы ходим ногами по кладу. Каждый раз, гуляя с детьми и находя разные интересные камни, мы собирали их, приносили в группу, так получилась коллекция из камней. Но со временем она переросла в мини-музей истории древних камней - мегалитов, менгиров Хакасии.

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта мини-музей «О чём говорят камни». Знакомство детей с культурой хакасского народа менгирами, разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
  • Обогащать словарный запас дошкольников.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

Первый этап - подготовительный.

Изучение литературы, ознакомление с интернет ресурсами, разработка перспективного плана. Работа с родителями.

Второй этап - практический.

Собрали экспонаты для мини-музея, привлекла педагогов и детей других групп. Совместная деятельность осуществлялась через интеграцию образовательных областей. Организация выставки книг: энциклопедий, художественной литературы по теме проекта. Оформление фото альбомов: «Какие бывают камни», «О чем говорят камни». Составление литературного сборника «Сказания о камнях». Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм.

Третий этап - создание мини-музея.

  • Оформление мини-музея.
  • Представление экспонатов мини-музея детям других групп.

Четвёртый этап - обобщающий.

  • Создание электронного фотоальбома.
  • Оформление проекта и его презентация на педагогическом совете.

В результате работы над проектом повысилась познавательная активность у ребят. Они узнали о свойствах камней, их особенностях, значение и применение человеком, о полезных ископаемых России, Хакасии. Дети познакомились с культурой и бытом хакасского народа, выяснили, что хакасы создавали менгиры для проведения ритуальных обрядов, и лечения от различных недугов. Расширился словарный запас дошкольников, ребята научились искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно. Повысилась степень участия родителей в жизни группы.

Условия реализации. Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР - ДС «Дельфин» в подготовительной к школе группе под руководством воспитателя данной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 4месяца.

Приложение: Творческий проект «О чём говорят камни».

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Программное содержание:

  • Обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый), плавучесть – тонет в воде.
  • Развивать визуальную, аудиальную и мышечную память, глазомер, логическое мышление. Способствовать развитию эстетического вкуса. Побудить детей выражать словами свои тактильные ощущения. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами. Способствовать развитию слухового восприятия.
  • Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
  • Воспитывать уважительное отношение к товарищам и воспитателю.

Демонстрационный и раздаточный материал.

  1. Фотографии, картины гор и горных ландшафтов.
  2. Сказочная героиня – Хозяйка медной горы.
  3. Шкатулка с сокровищами.
  4. Синяя, белая ткань.
  5. Набор крупного строительного материала.
  6. Ящик ощущений.
  7. Набор схем – рисунков.
  8. Кассета с таинственной музыкой.
  9. Шапка ученого.
  10. Знаки: вопросительный, восклицательный.
  11. Набор камней на каждого ребенка.
  12. Лупы с 3, 4, 7 кратным увеличением.
  13. Стакан с водой, ложка.
  14. Большие подносы.
  15. Салфетки маленькие.
  16. Салфетки большие.
  17. Коробка с ячейками.
  18. Алгоритмы исследований.
  19. Маракасы – 3 вида.

Предварительная работа.

Беседа с детьми о горах, рассматривание иллюстраций, больших картин с горными ландшафтами. Рассматривание глобуса, карты мира и нахождение высочайших гор нашей планеты и нашего государства. Чтение сказки П.П.Бажова “Каменный цветок”.

Словарная работа.

Жёсткий, плотный, шершавый, шероховатый.

Ход занятия

Дети заходят в кабинет и встают полукругом вокруг демонстрационного стола. На нём лежит ящик ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к ящику. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет. Делают вывод: что же лежит внутри ящика? – Камень.

Воспитатель: Ребята, с чем мы будем делать опыты? Да, с камнями. Я прошу вас удобно садиться за столы. А сейчас внимательно посмотрим, какие нам нужны помощники для экспериментов?

(Воспитатель быстро напоминает предназначение каждого органа.)

Воспитатель: А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Откройте свои салфетки и подвиньте к себе, поближе подносы. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотри глазами все камни.

Опыт № 1. Определение цвета и формы.

Дети делятся наблюдениями какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).

Вывод: камни по цвету и форме бывают разные (воспитатель показывает восклицательный знак и схему – рисунок, прикрепляет на доске.)
Рис. 1

Опыт № 2. Определение размера.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод оразмерах камней? Игра-загадка с маракасами.

Вывод: камни бывают разных размеров. Для следующего опыта нам нужны будут очень чувствительные пальчики.


Рис. 2

Подготовка рук – самомассаж.

Опыт № 3. Определение характера поверхности.

Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек. Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.) Воспитатель просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый.

Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.


Рис. 3

Опыт № 4. Рассматривание камней через лупу.

Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.

(Дети рассматривают все свои камни.)

Воспитатель: что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети. Ребята, у меня есть к вам интересное предложение на минуту стать весами. А что делают весами? Да, взвешивают.

Опыт № 5. Определение веса.

Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Ребята, а сейчас положите ладошки на стол и быстренько на щеки. Стол какой? А щеки? Наша кожа может быстро определить температуру.


Рис. 4

Опыт № 6: Определение температуры.

Сейчас у нас будет интереснейший, очень сложный опыт. Среди своих камней нужно найти самый теплый и самый холодный камень. Ребята, как и что вы будете делать? (Дети предлагают способы действий, проводят опыт. Воспитатель просит показать теплый, затем холодный камень и предлагает согреть холодный камень.)

Дыхательная гимнастика. Дети берут все камни, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза).

Вывод: камни могут быть теплые и холодные.

Воспитатель показывает восклицательный знак и спрашивает: “Ребята, как вы думаете, что будет с камнем, если положить его в воду? (Версии детей.) Почему вы так думаете? (Доводы детей.) А что нужно сделать, чтобы узнать правду – истину? (Предложения детей.)


Рис. 5

Опыт № 7. Плавучесть.

Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.

Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.


Рис. 6

(Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о камнях. Письмо в рисунках и схемах. Кто хочет стать ученым, надеть шапку бакалавра и сделать важный вывод о свойствах камней? (Один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах.) Дети приводят рабочее место в порядок, и воспитатель поощряет детей, предлагает пойти на экскурсию и посмотреть выставку о камнях.

Она обращает внимание на красоту, разнообразия камней. Хозяйка медной горы дарит детям коробку с ячейками и просит создать коллекцию камней у себя в группе.

Воспитатель: Ребята, а давайте мы сейчас сами, своими руками, попробуем создать горную цепь из трех вершин.

Дети подходят к крупным строительным материалам и строят горы. Накрывают их голубой тканью, а вершины белой тканью. Воспитатель предлагает закрыть глаза. Звучит таинственная музыка. В то время на подножье горы воспитатель ставит шкатулку с сокровищами. Дети открывают глаза, раскрывают шкатулку.

Воспитатель: Ребята! Это, наверное, Хозяйка медной горы совершила чудо. Шкатулку вы возьмете в группу и рассмотрите сокровища через лупу. Ребята! Наше занятие подошло к концу. Вам понравились горы, камни? Вы их полюбили? Конечно же, да. Всё что вы сегодня узнали, увидели расскажите своим друзьям и родителям. Всего вам доброго. (Дети с собой забирают шкатулку с сокровищами, коробку с ячейками для коллекции и набор увеличительных луп.)

Использованная литература:

  1. Н.А.Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
  2. Н.А.Рыжова “Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
  3. Т.М.Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
  4. Т.Н.Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа), Москва 2008 г.
  5. А.И.Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.

Коррекционная цель: формировать представления детей о различных полезных ископаемых и драгоценных камнях, их использовании в народном хозяйстве.

Задачи:

  • Формировать первоначальные представления детей о горных ландшафтах;
  • Учить выделять особенности разных камней и сравнивать их с другими предметами;
  • Познакомить с использованием различных камней человеком;
  • Познакомить с профессиями: геолог, ювелир, с туристами-альпинистами;
  • Воспитывать бережное отношение к полезным ископаемым.

Форма проведения: групповая.

Методы: наглядные, словесные, практические, метод моделирования, методы проблемного обучения.

Приемы: наблюдения, обследование предметов (камней), иллюстративный материал, ТСО, чтение, рассказывание, поисковые действия детей, движения, переключение видов деятельности детей, смена наглядности.

Предшествующая работа: Наблюдения на прогулках, сбор камешков и оформление коллекций. Наблюдение за различными постройками из камня. Опыты с различными камнями. Чтение рассказов: Г.Р. Лопздынь «Живой камушек», А.Е. Ферсман «Моя коллекция», сказки «Белоснежка и семь Гномов». Игры с камнями: «Найди похожий», «Узнай на ощупь». Обследование различных ювелирных украшений, скульптур малых форм.

Оборудование: карта России, картинки с изображением гор, магнитофон, легкий платок песочного цвета, мелкие фигурки животных, деревьев. Коллекция камней и ювелирных украшений, пластилин, картинки с изображением домов, Красной площади, первобытных людей.

Ход занятия

Предлагаю детям послушать стихотворения:

«Любимый край, моя земля,

Родимые просторы!

У нас и реки, и поля,

Моря, леса, и горы …»

«Цепью вздымаясь, уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи

В их глубине изумруд и топаз-

Это у нас! Это у нас!»

Показываю детям карту России.

Россия - самое большое государство мира. Давайте вспомним, какими цветами окрашена карта и что означает каждый цвет. (Голубой-реки и моря, озера, зеленый-леса, желтый-пустыни, степи.)

Что же окрашено всеми оттенками коричневого? (Горы.) Чем цвет темнее, тем горы выше.

Если горы низкие, то летом снег в таких горах тает, и увидеть высокие заснеженные вершины летом в таких горах мы не можем. В нашей стране это Уральские горы. (Показываю на карте.)

В нашей стране есть и высокие горы, называются эти горы Кавказ, Кавказские горы. На вершинах этих гор никогда, даже летом, не тает снег. (Если есть картинка, показываю Кавказ.)

В горах очень красиво, поэтому люди отправляются в горы путешествовать. Называют таких людей туристами-альпинистами. Наверху уже нет дорог, туда не могут проехать машины с продуктами, одеждой, лекарствами, поэтому все что нужно, люди несут с собой в рюкзаках – еду, палатки, спальные мешки.

Как вы думаете, какие вещи нужно обязательно взять с собой, отправляясь в горы. Предлагаю детям подумать, какую посуду лучше выбрать-глиняную, деревянную, металлическую, стеклянную или пластмассовую. (Ответы детей.)

Говорю детям о том, что прямо сейчас можно создать и увидеть горы. Приглашаю 2-х детей, которые хотели бы «побыть горами» (остальные дети встают вокруг стола, на котором происходит моделирование горы). Звучит музыка.

Дети, участвующие в опыте, встают с разных сторон расстеленного на столе платка, просовывают под платок кисти обеих рук и по-разному складывают пальцы: кто в кулачок, кто растопырив пальцы. После этого дети приподнимают руки вместе с платком. (Получается горный рельеф с ущельями, складками, горами.) Вверху и внизу рельефа расставляю, вместе с детьми, камешки, фигурки животных, раскладываю ленточки там, где могут протекать реки. (Читаю отрывок из рассказа Н.И. Сладкова « В горах» под музыку.)

«На горы, как на море, можно смотреть без конца! Все в горах необычно. Облака и птицы, бывает, пролетают не над головой, а …глубоко под ногами. Когда внизу хлещет дождь – вверху ясное солнце. У подножий гор жаркое и зеленое лето, а на вершинах – белая ледяная зима. И от зимы до лета рукой подать! Интересно в горах!»

А еще горы прячут много богатств. В Уральских горах под землей добывают полезные минералы, из которых человек делает железо (железная руда) и другие металлы (сталь, чугун и т.д.).

Здесь же находят уральские самоцветы: малахит, змеевик, родонит, яшма.

Уже очень-очень давно люди научились добывать камни из-под земли и обрабатывать их, делать из них разные красивые вещи; вазы, броши, кольца, подставки, ожерелья, подвески и т.п.

Физ-минутка: Давайте вспомним, какие сказочные герои добывали драгоценные камни? (Гномы из сказки «Белоснежка и семь Гномов».)

Предлагаю станцевать танец гномов «Танец».

Предлагаю детям рассмотреть коллекцию камней. Даю каждому ребенку потрогать, прижать к щеке эти камни, сжать в ладошке. Рассказываю детям о том, что знатоки камней говорят, что камень может быть «твоим». Такой камень быстро согреется в ладошке, а если он останется холодным, то этот камень лучше держать подальше от себя.

Дети внимательно рассматривают камни, выясняют, какими бывают камешки, находят самый большой и самый маленький, самый гладкий и самый неровный, самый красивый и т.д.

Почему округлые камешки – из рек и морей? (Острые углы трутся о песок и становятся округлыми.) Ребенок берет в одну руку камешек, в другую –кусочек пластилина и сжимает обе ладони. Сравнивает, что произошло с камешком, а что с пластилином, и объясняет почему? Пробует постучать комочком пластилина о камень и двумя камнями друг о друга. В чем разница? Рассказываю, что раньше у людей не было спичек, но зато был камень кремень. Показываю, как можно получить огонь ударом двух камешков друг о друга. Видна ли искра? Определяют запах после удара. Предлагаю детям выяснить, каким камешком лучше всего рисовать на фанерке. Дети делают это мелом, углем, графитом. Делаем вывод: камни бывают разные, они отличаются по цвету, форме, величине, др. качествам.

Зачем нужны камни? (Из камня строят дома, мосты, выкладывают дороги. Булыжники использовались до того, как люди научились делать асфальт. Ими выложены улицы в старинных городах. Дома не только строили из камней, но и отделывали мрамором или гранитом.)

Как «склеивают» камни между собой? (С помощью цемента. Измельчают камень-известняк, добавляют глину, воду, песок, подогревают, и получается цемент.)

Рассказываю детям, что внутри каждого простого карандаша есть грифель, который делают из графита (показываю).

Показываю «каменный уголь» - его добывают в шахтах глубоко под землей. Он горит и дает тепло. Есть даже камень, который мы едим,- это каменная соль. Человек с давних пор использует богатства земных кладовых. Одни – в строительстве, другие – в изготовлении украшений. Люди, которые изучают и находят полезные ископаемые называются геологами. (Повтор детей.)

Может быть, когда вы вырастите, то станете геологами. Можно попробовать прямо сейчас, на прогулке.

Предлагаю поиграть в сюжетно-ролевую игру «Геологи».

(Поискать на нашем участке различные камни и пополнить ими коллекцию.)

Список использованной литературы:

  1. Е.А.Пермяк «Сказка о стране Терра-Ферро». Рипол – Классик, 2010.
  2. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» / Под редакцией Л.А.Парамоновой. Москва. ОЛМА Медиа Групп, 2008.
  3. М.Ильин «Сто тысяч почему». Детская литература. Ленинград, 1989.
  4. Л.Л.Сикорук «Физика для малышей». Педагогика, 1983.