Проект "Бурятские мотивы" по ознакомлению детей ДОУ с бурятской культурой проект (старшая, подготовительная группа) на тему. Проект «Бурятские мотивы» по ознакомлению детей в ДОУ с бурятской культурой при подготовке к празднику Сагаалган Программа обычаи

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Тип проекта - творческий Тип проекта - творческий По продолжительности - долгосрочный (сентябрь 2013 г.- март 2014 г.) По количеству участников - групповой

4 слайд

Описание слайда:

Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края. Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества. Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же отражены и в Концепции модернизации образования. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении, основанного на культурных ценностях родного края.

5 слайд

Описание слайда:

В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. В дошкольном возрасте закладываются основы личности, именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений. Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями бурятского народа помогает воспитывать любовь к истории, национальной культуре, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, бурятского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

6 слайд

Описание слайда:

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей. Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации творческой деятельности детей.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей; Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края; Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми; - Воспитание интереса к бурятской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, народным играм; Формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей.

9 слайд

Описание слайда:

Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации. Ознакомление детей с раннего возраста с народной культурой, с бурятскими народными играми, произведениями устного народного творчества, родной речью будет содействовать развитию духовно - нравственного сознания детей дошкольного возраста и их социализации.

10 слайд

Описание слайда:

Реализация проекта предполагает: Реализация проекта предполагает: формирование элементарных представлений о национальной культуре бурятского народа; создание образовательной среды в ДОУ на основе бурятской национальной культуры; формирование личности и национального самосознания детей; усиление роли семьи в воспитании детей на традициях этнопедагогики; содействие укреплению делового взаимоотношения между участниками образовательного процесса.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Организационно – подготовительный Организационно – подготовительный (сентябрь)

13 слайд

Описание слайда:

Занятия Занятия Знакомство детей с образцами устного народного творчества бурятского народа; Знакомство с элементами декоративно-художественной росписи через практическую деятельность;

14 слайд

Описание слайда:

Дети проявляют большой интерес к теме «Юрта-жилище бурят». Фрагмент выставки работ детей «Бурятская юрта»; Дети проявляют большой интерес к теме «Юрта-жилище бурят». Фрагмент выставки работ детей «Бурятская юрта»; Знакомство детей с образцами бурятской национальной одежды.

15 слайд

Описание слайда:

Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского народа» расширяет творческие возможности детей; Работа с книжными иллюстрациями, репродукциями по теме «Культура бурятского народа» расширяет творческие возможности детей; Дети увлеченно играют в народную игру «Шагай харбалга»

16 слайд

Описание слайда:

Бурятская народная игра «Хони тууха»; Бурятская народная игра «Хони тууха»; Дети увлеченно играют в народную игру «Шуур шэдэхэ»

17 слайд

Описание слайда:

Традиция приветствия Традиция приветствия у бурят (угтамжын еhо); Исполняется песня «Жаахан бидэ хамтадаа…»

«Лучший образовательный проект этнокультурной направленности для детей дошкольного возраста»

«Традиции и обычаи бурятского народа»

Актуальность проблемы:

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью открывающий для себя окружающий мир. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.

Этнокультурный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников. Данный проект способствует приобщению детей к системе культурных ценностей бурятского народа.

Цель: приобщение детей к изучению традиционной культуры и бурятского языка, формирование ценностного отношения к богатому культурному наследию предков.

Задачи:

Познакомить детей с национальными традициями и обычаями;

Обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского языка, развитие речи, памяти;

Воспитать уважение, гордость за свой народ, богатую историю и культуру.

Описание проекта:

Данный проект предназначен для детей дошкольного возраста 3-6 лет, их родителей, воспитателей ДОУ. Он поможет эффективно решить образовательную цель — привить знания о родном крае через занятия:

По ознакомлению с природой;

По фольклору и соблюдение культурных традиций своего народа.

Формы проведения:

Занятия по ИЗО;

Творческие (лепка, рисование, пение, хореография, ролевые игры, конкурсы чтецов);

Экскурсии.

Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, принять участие в реализации проекта.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

Освоение проектного метода;

Профессиональный рост;

Повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

Иметь представление об истории своего края, о культурных традициях своего народа;

Знание и составление своей родословной;

Знание и умение составлять и рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

Знание и умение играть в бурятские народные игры;

Умение работать в группе.

Принципы реализации проекта:

Доступность;

Систематичность и последовательность;

Наглядность и занимательность.

Проект состоит из 3 этапов:

  1. Подготовительный (сентябрь — октябрь):
  2. определение темы проекта;
  3. формулирование цели и определение задач;
  4. подбор материала по теме проекта;
  5. составление плана основного этапа проекта.
  6. Основной этап (октябрь — февраль):
  7. экскурсии в краеведческий музей в Кырменской СОШ;
  8. в дом-музей имени В.Б.Борсоева;
  9. экскурсия в Кырменскую сельскую библиотеку;
  10. знакомство с растительным и животным миром Кырменской долины;
  11. просмотр видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят;
  12. беседы на темы «Мы живем в таежном крае», «Бурятская юрта», «Традиции и обычаи бурят», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «Моё родное село»;
  13. чтение художественной литературы: сказки «Нерпа и нерпенёнок», «Омулевая бочка», «Медведь», и другие народные сказки;
  14. посещение мини-музея «Жилище, быт, одежда бурят»;
  15. дидактические игры: «Найди пару», «Расставь мебель в юрте», «Найди бурятский орнамент», «Подбери похожий орнамент»; народные бурятские игры: «Иголка, нитка и узелок», «Волк и ягнята», «Ищем палочку» и другие;
  16. подготовка и проведение национального праздника: «Сагаалган».
  17. Заключительный этап (март-май):
  18. конкурс на лучший рисунок и рассказ на тему «Родные просторы»;
  19. викторина с детьми «Что я знаю о своих предках и о родном крае»; коллективная работа (коллаж) «Детство», «Мой край»;
  20. конкурс чтецов.

В заключении хочу сказать, что данный проект сыграет важную роль в воспитании детей уважения к коренным жителям своего края и гордости за свой народ. Благодаря изучению детьми культуры и быта своих предков не будет теряться связь поколений, а так же в сохранении и развитии бурятского языка и культурной традиции у детей дошкольного возраста.

Конспект нод в средней группе по художественному творчеству

Конспект НОД в средней группе по теме «Волшебный орнамент»

Руссова Татьяна Валерьевна, воспитатель изодеятельности МАДОУ комбинированного вида детский сад "Солнышко", посёлка Каменск.
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по теме "Волшебный орнамент". Данный материал будет полезен воспитателям средней группы. Это конспект занятия по приобщению детей к культуре бурятского народа.
Конспект НОД в средней группе по теме «Волшебный орнамент»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».
Цель: приобщение детей к культуре бурятского народа.
Задачи:
Образовательные: Продолжать знакомить детей с элементами бурятского национального орнамента;Учить детей рисовать новый элемент бурятского орнамента – круг, создавать орнамент – по предложенному образцу, соблюдая симметрию в данной композиции;
Развивающие: Развивать творческие способности детей;
Воспитывающие: Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям бурятского народа.
Оборудование и материалы: сундучок, шаблоны рукавичек (по количеству детей), музыкальный центр, аудиозаписи с этнической музыкой, образцы элементов бурятского орнамента (демонстрация на мультимедийном оборудовании), карта-схема с изображением элементов бурятского орнамента, набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка, салфетки, гуашь, кисти, баночки с водой, образцы рукавичек с элементами бурятского национального орнамента, пара рукавиц с бурятским орнаментом, одна из которых предназначена для сюрприза.
Предварительная работа:
1) Разработка проекта «Мой край у Байкала»;
2) Оформление выставки фотографиями и репродукциями «Таёжная, озёрная, степная Бурятия моя»;
3) Чтение русской народной сказки «Рукавичка»;
4) Дидактическая игра «Найди пару».
Методические приёмы: игровая ситуация, лексическое упражнение, игра, сюрпризный момент, применение ТСО (мультимедийное оборудование), работа по картам-схемам, физминутка «Солнышко», продуктивная деятельность детей, дыхательное упражнение, анализ, подведение итогов.
Обогащение словаря: «угалза», линия круга.
Активизация словаря: орнамент, узор, элемент орнамента, рукавичка.Перед занятием, по дороге в изостудию, в главном холле детского сада, дети «находят» большую рукавицу, украшенную бурятским орнаментом.
Педагог: Дети, может, кто из вас потерял рукавицу?
Дети: Нет.
Педагог: Почему нет? Какие у вас рукавички?
Лексическое упражнение «Скажи, какая?». Ответы детей.
Педагог: Да, тогда точно не ваша. Эта рукавичка украшена бурятским орнаментом.
Что мне с ней делать? Придумала!
Давайте поиграем в игру.
Проводится бурятская игра «Рукавичка».


В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3, дети передают рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.
По окончанию игры, предложить детям пройти в изостудию, может там откроется тайна найденной рукавички.
I основная часть
Дети входят в помещение, присаживаются за столы. Отдельно стоит большой сундучок. Для чего он, и какую тайну скрывает. Поступает предложение от детей заглянуть в него.
Педагог: Сундучок волшебный наш, помоги нам в трудный час! 1,2,3 - смотри!
Открывается сундучок (в сундучке шаблоны рукавичек, карты-схемы с изображением уже известных детям («бараний рог», «дорога жизни», «волны») и нового (круг) элементов бурятского орнамента, шаблоны геометрических фигур (круг и овал) на каждого ребёнка).
Педагог: Что нам с этим делать?
Дети: Эти рукавички нужно раскрасить.
II основная часть
Раздается стук в дверь. Педагог выходит за дверь и вносит большой конверт, оставленный кем – то. В конверте ноутбук. Педагог включает ноутбук и открывает нужную папку. На экране презентация.
Показ иллюстраций с бурятским орнаментом. Что это?
Ответы детей.
Педагог: Орнаменты мы видим везде. Орнамент обозначает узор, украшение. В древние времена человек разрисовывал себе лицо, тело, различные предметы, одежду, чтобы уберечься от злых духов. У каждого народа сложены свои орнаменты. Человек “подсмотрел” орнаменты у природы. Всевозможными узорами расписала она спинки гусениц и змей, создала листья и цветы, симметричными узорами покрыла крылья бабочек). (Показ слайдов)
У бурят есть много узоров, которые приносят радость, удачу. (Показ слайдов)
Узор по-бурятски звучит так - «угалза».
Педагог: А сейчас, ребята, узнаем значение нового для вас элемента бурятского орнамента. (Показ слайдов)
«Круг» - это солнце. Солнце почитали все народы мира. Поклонялись Солнцу и буряты. Круглыми бывают украшения, круглая юрта, круглая посуда, главный танец бурят ёхор – круг. (Показ слайдов)
Детям предлагается набор шаблонов геометрических фигур (круг и овал). Из этих геометрических фигур нужно выбрать элемент бурятского орнамента (круг).
Педагог: Дети, а сейчас вы будете работать по карте-схеме, на которой нарисован круг. Нужно поставить палец на точку, и провести слитным, безостановочным, неотрывным движением руки линию по кругу, возвращаясь снова к точке. Линия круга – это единственная линия, которая не имеет ни конца, ни начала.
Показ способа рисования элемента бурятского орнамента в центре рукавички, т.е. располагая элемент узора (круг) ровно посередине, а дополнительные (бараний рог) элементы орнамента симметрично, относительно друг друга и круга.
Показ образцов рукавичек с элементами бурятского национального орнамента.
Проговорить с детьми правила работы с краской и кистями (мочить кисть, осушать о салфетку, набирать краску, окуная кисть в краску ворсом до железного наконечника, лишнюю краску снимая о край баночки, кисть ставить вертикально для получения более тонкого изображения элементов орнамента, по окончании работы тщательно ополаскивать кисть в воде и осушать о салфетку).
Физмину тка


Солнышко
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Педагог: А сейчас, дети, подвиньте к себе шаблоны рукавичек и приступайте к работе.
Практическая часть
Самостоятельная работа детей.
Во время самостоятельной работы детей негромко звучит аудиозапись с этнической музыкой.
В процессе самостоятельной деятельности детей следить за правильными приёмами рисования элемента, правильным использованием изоматериалов, осанкой детей. По мере необходимости оказывать помощь.

Детям, закончившим раньше других, раздать папки с картами-схемами, и предложить найти в папке знакомые элементы бурятского орнамента, и понравившимися украсить края рукавички, соблюдая симметрию в данной композиции.
После того, как дети раскрасят рукавички, попросить их подуть на рукавички, чтоб они быстрее подсохли.
Дыхательное упражнение «Холодный ветерок». Дети дуют на рукавички.
III заключительная часть
Анализ, подведение итогов
После того, как работы детей подсохнут, выставить их на стенд. Обратить внимание детей на то, какие красивые получились рукавички, и они очень понравились гостям.


Получив согласие детей, предложить подарить гостям в подарок рукавички самые красивые и аккуратные. Но, гости затрудняются в выборе, ведь замечательных рукавичек так много. Дети сами делают выбор, кому подарить свою рукавичку.
Педагог: Ну, ребята, а теперь пришла пора нам попрощаться с вами.
- А что вам понравилось сегодня? Чем занимались?
(Ответы детей) .
Вбегает запыхавшийся, расстроенный дедушка. Что - то ищет.
Дедушка: Здравствуйте, дети, вы не видели здесь рукавичку, я её где-то потерял?
Дети и педагог: Здравствуй дедушка. Да, мы нашли чью – то рукавичку, но не уверены что она твоя.
Дедушка, расскажи нам про неё: какого она цвета (белая, как молоко), чем украшена (узором). Вопросы детей. Ответы дедушки.
Педагог: Дедушка, а как называется узор на твоей рукавичке (бурятский орнамент); а как по-бурятски называется узор («угалза»); какими элементами бурятского национального орнамента она была украшена (круг, бараний рог, волны); как был расположен узор (симметрично).
Ответы дедушки.
Дети: Теперь мы точно знаем, что это твоя дедушка рукавичка.
Дедушка: Спасибо, ребятки, что нашли мою рукавицу. Вот моя первая рукавичка, которую вы нашли (показывает её). А вот и вторая рукавичка (показывает).

Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.

- Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии

Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее;

Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность

Совершенствование творческих навыков детей;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель:

Знакомство детей с культурой, бытом и обычаями бурятского народа. Развитие познавательных навыков через бурятский фольклор.

Задачи:

- Способствовать формированию знаний о Сагаалгане, как о важном и значимом празднике в жизни жителей Бурятии

Воспитание чувств толерантности и взаимоуважения, воспитывать любовь к родной республике и гордость за нее;

Привлечение детей к активному участию в бурятских национальных играх, ритуалах; развивать познавательную и двигательную активность

Совершенствование творческих навыков детей;

Участники проекта : старший воспитатель, воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители, Детско- юношеская библиотека.

Актуальность проекта:

При всем разнообразии культурных традиций, в мире не так много праздников, которые бы отмечались повсеместно, по всей России. Сагаалган относится к тем праздникам, которые отмечается не во всех уголках нашей Родины, поэтому многие дети мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

Подготовительная работа:

  1. Подобрать художественную литературу, демонстрационный материал, фотографии;
  2. Разработать тексты бесед, папки-передвижки, занятий.

Работа с родителями:

  1. Папка- передвижка на тему « Детям о праздновании Сагаалгана»
  2. Участие родителей в подготовке к празднику Сагаалган в детском саду.
  3. Участие родителей в подготовке презентации на итоговом занятии.
  4. Беседы с родителями о помощи в проведении мероприятий в рамках празднования Сагаалган.

Ожидаемый результат:

  • Разработка системы занятий для старших дошкольников по ознакомлению с культурой, традициями и обычаями бурятского народа;
  • Оформление центров бурятской культуры во всех группах сада;

«Раскрытие творческого потенциала детей 4-5 лет через знакомство с национальной бурятской культурой посредством изобразительной деятельности»

Руководители проекта: Т.В. Юрьева — заведующая МАДОУ детский сад «Солнышко»;

Консультант проекта: Л.Н. Шадрина – старший воспитатель МАДОУ д/ сад «Солнышко»;

Вид проекта: Познавательно — творческий, групповой.

Продолжительность проекта: Средней продолжительности: 2013-2014 учебный год.

Участники проекта:

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет): группы №1, №2, №6, воспитатель изодеятельности: Руссова Т.В., воспитатели средних групп: Третьякова Г.М., Черняева С.В., Залуцкая В.И., родители детей, посещающих эти группы.

Актуальность проблемы:

Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребёнок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Необходимости расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает. Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Ребенок отражает в своем творчестве окружающий мир, природу, свои впечатления и эмоции, возникшие в результате знакомства с произведениями искусства и литературы, в которых запечатлены живые, неповторимые явления природы.

«Удивительное рядом» — назвал свой замечательный фильм С. Образцов. Этот фильм учит видеть разнообразные чудеса цвета, формы, фактуры окружающего мира: необыкновенные переливы красок неба, воды, листьев, цветов, оперение птиц – и всему этому радоваться.

Каждому дороги впечатления детства, и человек проносит через всю жизнь то, что впервые поразило его. У каждого это своё особенное – рыжие стволы сосен, окрашенные красноватыми лучами заката, тишина и запах вечерних полей, кружево инея на зимних берёзах, звонкие капели на весеннем солнцепёке. И это становится частью того, что зовётся любовью к Родине. И чем больше маленький человек услышит, увидит, ощутит и обрадуется, тем глубже будет это чувство и скажется оно потом в больших делах.

Сибирь имеет ярко выраженную региональную принадлежность, т. к. на нашей территории проживают многочисленные народности со своим своеобразным мировосприятием, самобытным искусством. Значимым является высказывание Т.Б. Алексеевой о том, что «сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может», на становление и формирование человека культуры неоспоримо влияет дошкольное образование. На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.

Национально-региональный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования гражданственности, патриотических чувств и духовно-нравственного воспитания дошкольников. Обращение к национально-региональному компоненту в системе воспитания дошкольников имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение. Но возникла проблема: многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры.

Данный проект способствует приобщению детей 4-5 лет к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству, уважение к историческому и культурному наследию своей малой Родины, а также пониманию и уважению к духовному наследию других этносов, живущих в Республике Бурятия, т.к. именно дошкольный период является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Гипотеза образовательного проекта:

В результате целенаправленной и системной работы с детьми среднего дошкольного возраста по теме «Раскрытие творческого потенциала детей 4-5 лет через знакомство с национальной бурятской культурой посредством изобразительной деятельности» у детей повыситься уровень познавательного развития, будут сформированы представления о родном крае, Малой Родине, о быте и культуре бурятского народа.

Цель: Приобщение детей к культуре бурятского народа.

Задачи:

— познакомить детей с национальными орнаментами;

— учить детей передавать смысл орнаментов, значение, форму, строение видов орнаментов;

— обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского народа;

— развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края;

— воспитать уважение к людям коренной национальности, к их традициям и обычаям;

— формировать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту родной природы;

Риски проекта:

— отсутствие интереса у детей;

— занятость родителей;

— загруженность педагогов.

Описание проекта:

«Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» В. А. Сухомлинский

Данный проект предназначен для детей среднего дошкольного возраста, их родителей, или других значимых взрослых, воспитателей ДОУ.

Проект поможет эффективно решить образовательную цель: получить знания о родном крае через циклы занятий: по ИЗО, по ознакомлению с природой, по краеведению.

Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, проявить фантазию в подборе и оформлении материала, принять активное участие в реализации проекта.

Проект состоит из 3 этапов.

В основу проекта положены следующие принципы воспитания:

— принцип культуросообразности в воспитании, т.е. воспитание, основанное на общечеловеческих ценностях культуры;

— принцип расширения связей ребенка с окружающим миром, приобщение к культуре родного края;

— принцип приоритетности культурного регионального наследия, т.е. воспитание патриотизма на местном материале с целью уважения к своему дому, приобщение ребенка к культурному национальному наследию, образцам национального, в том числе местного фольклора, художественным промыслам, произведениям местных писателей, поэтов, художников, композиторов;

— принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка, т. е. создания условий для возникновения эмоциональных реакций и развития эмоций, которые сосредотачивают внимание ребенка на объекте познания, собственном действии или поступке, что достигается через сопереживание и прогнозирование развития ситуации.

Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого Бурятии и бурятского народа; знакомство с устным народным творчеством; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма; знакомство с бурятскими народными играми, через циклы занятий, развлечений, совместную деятельность детей, воспитателей, родителей.

Обеспечение проектной деятельности:

Интернет-ресурсы.

Познавательная и художественная литература.

Изоматериалы.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатели: организуют образовательные ситуации, совместную продуктивную деятельность, консультирование родителей.

Дети: участвуют в образовательной и игровой деятельности.

Родители: подготавливают материал для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Ожидаемые результаты:

Для педагога:

— освоение проектного метода;

— повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;

— повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.

Для детей:

— умение различать изделия разных народных промыслов;

— знание и умение составлять, рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;

— знание и умение играть в бурятские народные игры;

— знание бурятских былинных героев, умение сопереживать им;

— иметь представления об истории своего края, посёлка, семьи;

— умение работать в группе, навыки коммуникативного общения.

Для родителей:

— партнерские отношения родителей и педагогов, родителей и детей в совместной организации жизни группы.

Для педагогов ДОУ:

— возможность ознакомиться с опытом использования проектного метода в работе с детьми.

Принципы реализации проекта:

1. Доступность:

— учет возрастных особенностей детей;

— адаптированность материала.

2. Систематичность и последовательность:

— постепенная подача материала от простого к сложному;

— частое повторение усвоенных знаний.

3. Наглядность и занимательность:

— предлагаемый материал должен быть понятным, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.

4. Динамичность:

— интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация:

— создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком.

Средства оценки результатов успешной реализации проекта:

— мониторинг познавательного, художественно-эстетического, творческого развития детей;

— анкетирование родителей о результативности проекта;

— беседы с педагогами ДОУ, родителями о ходе реализации проекта;

— творческие выставки «Рукавичка», «Мой Каменск», «Дом, где я живу», «В краю родном».

Проект состоит из 3 этапов:

Подготовительный этап (Срок реализации: сентябрь-октябрь)

Определение темы проекта;

Формулирование цели и определение задач;

Подбор материалов по теме проекта;

Консультирование со старшим воспитателем по вопросам проектной деятельности;

Составление плана основного этапа проекта.

Основной этап (Срок реализации: октябрь — февраль)

Оформление развивающей среды в изостудии – фотогалерея «Таёжная, озёрная, степная Бурятия моя»;

Посещение детьми фотогалерии в изостудии, рассказ о нашем удивительном крае;

Открытый просмотр НОД по ОО «Художественное творчество» — «Волшебный орнамент» (рисование рукавичек);

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального материала» + практическая часть;

Рассматривание иллюстраций: о Байкале, рыбы озера Байкал, эндемики озера Байкал, природа Бурятии, животные, птицы (в каждой группе);

Просмотр (на ноутбуке) видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят и русских

Беседы на темы: «Мы живём в республике Бурятия», «Русская изба и бурятская юрта», «Традиции, костюмы, посуда, быт бурят и русских», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «Мой родной посёлок»;

Чтение художественной литературы: сказка Софьи Агеевой «Нерпа и нерпенёнок», «Богатырь Байкал», «Омулёвая бочка», «Медведь», «Снег и заяц» и другие;

Продуктивная деятельность: лепка «Нерпа и нерпенёнок»;

Работа с родителями – сбор и изготовление наглядного и дидактического материала для мини-музея в вестибюле детского сада (в сравнении: русские и буряты) по теме: «Жилище, быт, одежда русских и бурят»;

Оформление мини-музея «Жилище, быт, одежда русских и бурят» в холле детского сада;

Посещение мини-музея с рассказом о быте, жилище, одежде и т.д. русских и бурят;

Куклы в национальных костюмах (в сравнении: русские и буряты);

Экскурсия в Каменскую детскую библиотеку;

Открытый просмотр НОД по познавательному развитию «Здравствуй мир!» — «Мой Каменск»;

Дидактические игры: «Найди пару», «Подбери похожий орнамент», «Найди бурятский орнамент», «Расставь мебель в юрте», «Расставь мебель в избе»;

Подвижные бурятские и русские народные игры: «Рукавичка», «Рукавицу гнать», «Верблюжонка верблюд ловит», «Слухи», «Иголка, нитка и узелок», «Бабка-лодыжка», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» и другие;

Выставка лучших творческих работ (лепка «Нерпа с нерпинёнком», рисование «Рукавичка», «Дом, в котором я живу», «Мой Каменск», «В краю родном»);

Фотовыставка «Наша историческая малая Родина — п. Каменск».

Заключительный этап (Срок реализации: март – май)

Совместное творчество детей и взрослых «Родные просторы»;

Викторина с детьми в каждой группе, участвующей в проекте «Что я знаю о родном крае»;

Коллективная работа (коллаж) «Мой край у Байкала», «Детство»;

Оформление картотеки мероприятий, конспектов НОД, которые могут быть использованы в дальнейшем другими педагогами в работе с детьми по данной теме;

Анкетирование родителей о результативности проекта;

Составление презентации проекта для педагогов, с последующим обсуждением на педагогическом часу (чтение стихов о родном крае).

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены, дети и родители приняли активное участие в реализации проекта. Результат достигнут. Дети успешно овладели системой знаний и практическими умениями. Появилось уважительное отношение к коренным жителям края, где они живут, их истории, культуре, что составляет основу национального самосознания дошкольников. Работа в данном направлении будет продолжена.