Причины детского воровства


Воровство - часто встречающееся качество в детском возрасте и серьезная проблема многих родителей. Детское воровство - это проникновение в личное пространство чужих людей, присвоение их вещей. Данное негативное качество является признаком заявления о личностных проблемах, решения последствий своих неприятностей, вариантом приобретения того, что иначе получить невозможно.
Дети до четырехлетнего возраста еще не понимают, что есть вещи свои и чужие. Им не удается смириться с тем, что одной игрушкой играть можно, а другой - нет, поскольку ее хозяином является другой малыш.

На пятом году жизни начинает формироваться понятие «свое» и «чужое». В этом возрасте они уже осознают, что берут не свои вещи, за что могут быть наказаны. Но все равно некоторые совершают такой проступок.

Причины детского воровства:

Детское воровство возникает по различным причинам. Наиболее распространены такие:
отсутствие в семье правил, указывающих на то, что разрешено, а что запрещено делать членам семьи
отрицательный пример взрослых
нарушение границ малыша и окружающих его людей
дефицит любви и внимания со стороны взрослых
отсутствие возможностей приобретения необходимого, удовлетворяющего потребности маленького члена семьи
отсутствие у малыша способностей различать понятия «мое» и «чужое»
отсутствие сформированных умений договариваться с окружающими людьми
огромнейшее желание иметь определенную вещь
психологические проблемы
слабая сила воли. Дошкольники очень импульсивны. Если им понравилась чья-то вещь, они все время о ней думают и в конце концов ее берут, несмотря на осознание того, что будут наказаны
у детей плохо развиты коммуникативные навыки. Чтобы подружиться с понравившимся человеком, они могут дома что-либо взять для угощения других.

Важно! Выявление причин детского воровства является важным этапом в устранении этой отрицательной черты. Это необходимо делать в наиболее раннем возрасте.

Что запрещается делать родителям, если ребенок ворует?:

Если родители обнаружили у своего ребенка склонность к воровству, запрещено:

Оставлять проступок без внимания
обзывать ребенка воришкой
совершать наказание сильнее, чем этого заслужил проступок
не объяснять, какими могут быть последствия воровства
грубо обзывать виновника
обвинять в проступке только ребенка
в ответ на воровство использовать только наказание, обзывания и угрозы
нельзя хвалить за воровство
если факт воровства не доказан нельзя обвинять
вынуждать в публичном признании в воровстве
никогда не сравнивать ребенка с другими, «положительными» на ваш взгляд людьми
не вынуждать говорить, что малыш никогда не будет воровать
не обсуждать при посторонних факт воровства

Важно! Если родители нарушат перечисленные выше правила, кроха перестанет им доверять.

Что делать родителям, если их малыш ворует?:

Если родители выявили в семье маленького воришку, допустимо выполнять такие действия:

Спросить, откуда появились чужие вещи
рассказать, что пропало в семье и вы уверенны, что его взяли ваши сын или дочь
если замечено, что в семье что-то пропало, не следует закатывать истерику
поинтересоваться, оценивает ли малыш свой проступок как негативный
правильно называть совершенные действия: воровство, нарушение прав человека, нарушение закона и правил поведения
привлечь всю семью к обсуждению случившегося
проанализировать свое эмоциональное состояние
продумать вместе, как вернуть человеку украденное
определить причины воровства
оказать помощь ребенку во время возврата украденного

Чаще дети самостоятельно не способны справиться с такой проблемой. Правильная и адекватная помощь взрослых поможет избежать серьезных последствий, получения психических и эмоциональных травм в будущем.

Как бороться с детским воровством?:

Если взрослые не будут бороться с детским воровством, оно может перейти в большую проблему. В старшем возрасте устранить такую особенность ребенка будет крайне сложно.

Родителям ребенка, который ворует, необходимо проявить внимание на следующие моменты:

Кто является объектом воровства
что ворует ребенок
что приобретает на ворованные деньги
сколько времени тянется проблема у ребенка?

Важно! Родители обязательно должны пересмотреть приемы воспитания в семье, которые они применяют. Часто именно ошибки семейного воспитания порождают детское воровство.

Большую роль играет доброжелательное и тактичное общение со всеми членами семьи, отсутствие бестактности в отношениях с другими. Не позволяйте себе брать без разрешения вещи других. Ни в коем случае не сопровождайте нарушения границ других членов семьи словами: «Я просто хочу убедиться». Это является плохим примером для ребенка.

Стремитесь не скрывать какие-то проступки ребенка от других членов семьи. Это будет воспитывать у малыша желание скрывать и совершать противоправные проступки. Уделяйте своим детям больше внимания. Если ребенок будет чувствовать недостаток любви, он будет привлекать внимание к своей персоне проблемными ситуациями.

Необходимо оказывать своим детям помощь в преодолении всевозможных проблем. Родители должны обучать детей выходу из сложных жизненных ситуаций, так как у них еще нет достаточного жизненного опыта.

Родителям не следует выставлять на видном месте украшения, дорогие вещи и деньги, потому что дети не умеют контролировать себя. Желание получить понравившееся может быть сильнее боязни наказания. Поэтому желательно прятать все, что должно быть скрыто от детских глаз.

Малышам еще не понятно, откуда берутся деньги. Поэтому желательно брать их на экскурсию к себе на работу, чтобы показать, как зарабатываются деньги. Важно объяснять ребенку, как тратятся деньги. Если вы знаете, что ребенок хочет приобрести какую-то вещь, не следует надолго откладывать покупку.

Разрешайте ребенку самостоятельно пользоваться личными вещами или игрушками, чтобы они научились их беречь и ценить, а в будущем понимать, почему обидно, если пропадает твоя вещь.

Детское воровство - это крик ребенка о помощи. Проблемы у детей возникают из-за недостаточного внимания родителей. Чаще проявляйте любовь, внимание и заботу!

4х-летний Ваня не уходит домой, не захватив из садика какую-нибудь мелкую игрушку. Если мы с мамой обнаружили её, он устраивает грандиозный скандал с рёвом, топаньем ногами, убеганием. Принесённую с собой еду ест один в сторонке, ни с кем не делится. Мы же с детьми складываем всё на общую тарелочку и кушаем все вместе.

Ваня очень подвижный, непоседливый мальчик, ему трудно высидеть спокойно на занятии в течении 15 минут. С детьми он сходится плохо, не умеет играть дружно. Часто отбирает игрушки у других детей, просто выхватывает из рук. При этом наблюдает внимательно, чтобы его действия не заметили взрослые. Приходится периодически сажать его на большой стул, чтобы посидел – подумал.

Любит всё отрицать: «рисовать – не буду»; «есть – не хочу»; «играть – не пойду». Но, в конце концов, всё выполняет, если подойти к нему особым образом. Много бегает, громко кричит, всех достаёт… Одним словом, скучать не даёт никому.

Если у Вани хорошее настроение, всю работу выполняет легко. Быстро раскрашивает картинки, хорошо лепит, громко и правильно поёт. Этот ребёнок никогда не забывает папку с заданиями, на которую я наклеиваю картинки за хорошую работу и поведение. Если я забуду про картинку, обязательно потребует свою награду. Ради этой награды иногда старается вести себя лучше.

Многие родители могут узнать в этом описании своих детей. Таких детей в детском саду и школе иногда называют – гиперактивными. Что же с ними делать? Неужели к ним нет подхода? Как лучше взаимодействовать с такими детьми? Множество ответов скрывается в устройстве нашей психики, которую раскрывает системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Что такое системно-векторная психология?

Системно-векторная психология – это наука о бессознательных желаниях человека. Она выделяет 8 векторов. Вектор это врожденный набор психических свойств личности. Каждый вектор проявляет себя определенными мыслями, желаниями, поступками. В каждом человеке есть свойства одного и более векторов. У нашего Вани кожный вектор , что и придает некоторые особенности его поведению и отношениям с другими людьми. Когда мы понимаем внутренние особенности ребенка, взаимодействовать с ним становится намного проще. Итак, какой он – кожный вектор?

Свойства кожного вектора

Человек с кожным вектором нигде не пропадет, он очень адаптивен. Это люди с гибким телом и гибкой психикой. Они стройные, активные, быстрые. Могут делать сразу несколько дел. У них высокая работоспособность. Им свойственно желание новизны – новых впечатлений, новых игр, друзей. Кожники любят всё добывать и экономить, копить и выигрывать. Контролировать – это также свойство кожного вектора.

Они экономят всё: время, деньги, силы, эмоции, энергию, еду. Их ключевые (основные) слова: «нет и нельзя», «польза и выгода», «теряю время», «время – деньги» и т.д. Обладатели этого вектора легко адаптируются на новом месте: новая работа, новая школа, даже новая страна – без проблем. Желают быть лидерами, первыми во всём и хотят подтверждений своего ранга.

Их насчитывается 24% от всего населения. Диапазон развития таких людей достаточно широк. Когда они развиты, из них получаются торговцы, бизнесмены, спортсмены, военные, юристы. Высоко развитый вектор дает нам: инженеров, изобретателей и рационализаторов.

Мы развиваемся из своей противоположности

В детском возрасте все еще только развивается и свойства психики в том числе. Если действовать заодно, а не вопреки этим свойствам, происходит развитие. Если наоборот – торможение. Тогда свойства не развиваются и проявляют себя своей противоположностью. Свойства неразвитого кожного вектора проявляют себя мелким воровством, скупостью, жадностью. Такие люди часто выглядят как нервные, мельтешащие, с больной кожей. Они завидуют, мошенничают, воруют, врут, ушлые, карьеристы, т.е. пытаются достичь высокого ранга любыми способами.

Когда в силу разных обстоятельств ребенок теряет чувство защищенности и безопасности и его развитие затормаживается или ему не удается реализовать свои свойства, то он действует по самой ранней программе: ворует, не подчиняется, капризничает, манипулирует. Таким образом, он снимает свой стресс. Он получает от этого очень маленькое наслаждение, просто потому что взрослые не предлагают ему другого. А можно действовать иначе, понимая его природные особенности способствовать развитию.

Ответственность взрослого в том, что именно он должен понимать ребенка, а не наоборот.

А когда понимаем, то действуем очень гармонично.

Действуем через принцип наслаждения

Человеком двигают его желания. И самое большое желание любого человека – это получить наслаждение и уйти от страданий. Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что наибольшие радость и удовольствие мы получаем от реализации своих свойств. На детях это видно лучше всего.

В вышеприведенном примере маленький мальчик совершает поступки в русле желаний кожного вектора. Его стремление добыть любыми способами проявляется в поступках: отобрать у других детей или даже унести из садика, доказать, что он первый и лучший, сказать свое «нет и нельзя», отследить получение своей награды и «медалек» за достижения.

Понимая, что любое желание требует наполнения, а свойства – реализации в жизни, попробуем действовать через принцип наслаждения и помочь правильному развитию ребенка с кожным вектором.

Период детства самый важный для формирования психики ребенка. Любое развитие происходит из своей противоположности. Для ребенка с кожным вектором это из «маленького шустрого воришки» в бизнесмена, спортсмена, законодателя, изобретателя. Чтобы это развитие произошло, учитываем особенности развития детей с кожным вектором.

Самое важное и основное в их развитии – не бить этих детей! Бить нельзя никого, ни детей, ни взрослых. Но битье детей с кожным вектором может сформировать у них сценарий на неудачу , да и вообще очень плохо влияет на дальнейшую судьбу.

Брать чужую вещь без спроса – это архетипичные, животные свойства маленьких кожников. У них даже первое слово – не «мама», не «папа», а «дай!». Если их начинают за это бить, воровство становится просто необходимым для них занятием. Чтобы из такого ребёнка не вырос воришка или жадина, его нужно развивать путём разумных ограничений. В дальнейшем его свойства перейдут в другие состояния.

Действуем системно, то есть вместе с природой ребенка

Таким детям нужны чёткий режим дня и строгая дисциплина – это ведёт к высокому уровню развития. Именно человек с кожным вектором первым наложил запреты и ограничения – сначала на себя, затем на других. Он получает удовольствие от самоограничения. Способен подчиняться дисциплине и правилам. Это можно и нужно использовать при воспитании кожных детей .

Чаще обнимайте, гладьте ребёнка, прикасайтесь к нему, делайте ему массажик. Тактильный контакт для него очень важен, это также способствует позитивному развитию.

Когда вы занимаетесь или общаетесь с ребёнком, садитесь на уровне его глаз и на расстоянии вытянутой руки, чтобы малыш видел ваши глаза, ваши губы, когда вы что-то говорите, и чтобы вы могли легко прикоснуться к вашему ребёнку, поддержать его похлопыванием, поглаживанием, улыбкой.

Дарите вашему малышу разнообразные конструкторы, потому что у него присутствует логическое мышление, «очумелые» ручки и светлая голова. Из него может вырасти прекрасный инженер, изобретатель или конструктор. Также через движение руками, пальчиками, а иногда и всем телом происходит развитие различных психических свойств: внимания, мышления, памяти, речи.

Чтобы мотивировать их к пока еще непривычным действиям можно поощрять полезными вещами. С такими детьми лучше договариваться: «Будешь себя хорошо вести – купим тебе машинку, велосипед»; «Будешь хорошо учиться, закончишь четверть, год без троек – купим тебе телефон, компьютер» и т.д. Девочкам лучше предлагать не вещи и не деньги, а смену деятельности. Какое-нибудь приятное путешествие, поход в кино, зоопарк, театр, в гости.

Так называемое наказание должно выражаться в ограничении: времени (сегодня будешь смотреть мультфильмы только 15 минут; гулять будешь только полчаса), пространства (будешь находиться в своей комнате), действия (придётся не пойти в зоопарк).

Но не нужно злоупотреблять этим. Так как движение для кожных детей – это радость, это жизнь, это их натура! Любые подвижные игры, соревнования на результат очень способствуют развитию таких деток. Лучше всего отдать их в спортивную секцию, там их желание к движению наполняется сполна. Более того любой спорт приучает к дисциплине, что также способствует развитию свойств ребенка.

Так что поощряйте активность таких детей, их ловкость и гибкость. Пусть они лазают по деревьям, прыгают через заборы и канавы, шлёпают по лужам. Конечно, в разумных пределах и под вашим присмотром. Когда же ещё можно испытать такое удовольствие, если не в детстве! Наслаждайтесь этим вместе с вашими детьми!

И очень важная рекомендация для всех детей, с любыми векторами. С раннего детства приучайте их делиться игрушками и сладостями. В конце концов им это начинает нравиться. Наш Ванечка теперь приносит конфеты и печение, чтобы угостить детей. Надо видеть с какой радостью он угощает детей. Ваня не кладёт конфеты на общий стол, а сам их раздаёт – каждому по одной.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает понять психологические особенности детей и, как следствие, естественным образом создать для них оптимальные условия для развития.

Если вам интересно узнать больше о вашем активном ребёнке, о том, как вырастить из него счастливого и реализованного человека, приглашаем вас на бесплатные онлайн-лекции по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана с использованием материалов тренингов по системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Раздел:

Маленький воришка

Когда охранник в супермаркете вытаскивает у вашего малыша из кармана «случайно прихваченную» конфету, учительница звонит с фразой «Ваш ребенок крадет» или вы сами обнаруживаете в кошельке меньшую сумму, первая реакция - ужас, ярость и стыд. Неужели из любимого чада вырастет уголовник? Как он мог?!

Очень важно остановиться, сдержать эмоции - от вашей реакции во многом зависит, превратится ли случайный проступок в хроническую болезнь или останется в памяти, как неудачный разовый эпизод. Большинство детей хотя бы раз в жизни брали чужое и потом вырастали честными людьми , а с затяжной клептоманией справиться нелегко.

Подробности происшествия

Далеко не всегда обвинения оправданы. Ребенка мог оговорить сверстник, который сперва подарил игрушку, а потом «передумал». Или учительница, которая не выяснив все обстоятельства дела, свалила воровство на самого «подозрительного» или нелюбимого ученика . Или подруга сама засунула куда-то украшение, или вы забыли, сколько именно денег было у вас в кошельке. Или виноват другой член семьи, друг или одноклассник ребенка, а ваш «воришка» покрывает его из любви или страха.

Прежде, чем обвинять или наказывать , расспросите ребенка, как именно было дело, как он видит ситуацию. Возможно, у него есть «официальное» алиби, он знает настоящего виновника. Или интуиция вам подсказывает - сын или дочка не виноваты. В этом случае ребенок, как никогда, нуждается в вашей защите и поддержке - несправедливые обвинения, недоверие родителей могут в итоге стать толчком для настоящего воровства.

Почему ребенок крадет?

1. Случайно. Загляделся на лакомство или игрушку, удивительную вещицу - и сам не заметил, как сунул в карман или просто не выпустил из руки.

2. Увлекся. Так сильно хотелось попробовать сладостей, поиграть, , что не смог удержаться.

3. Мстит. Отвечает давнему обидчику «око за око», как умеет.

4. Привлекает внимание. Пытается добиться реакции родителей на свои поступки, хотя бы негативной.

5. Ищет дружбы. Хочет накупить одноклассникам конфет, сделать подарки и поднять собственную популярность в коллективе.

6. Влез в долги. Неудачно поиграл в азартные игры, занял денег у одноклассников или попал под прессинг школьных вымогателей.

7. Болен. Клептомания - маниакальное стремление к воровству - это диагноз, следствие органических нарушений в мозгу или сильного стресса.

8. Протестует. Против родительского образа жизни, воспитания и т.д., чаще встречается у подростков.

9. Пытается решить проблемы семьи. Позаботиться о близких, добыть недостающие средства для лечения или отдыха.

10. Страдает от вседозволенности. Не различает свое и чужое, привык поступать, как захочется, попал в плохую компанию .

Терапия или хирургия?

Лекарств от воровства много - главное определить причину и не наломать дров. Клеймо «вор» действует так же негативно, как и слова «тупица», «урод» и т.д. Если всем, включая вас, очевидно, что ребенок случайно, по ошибке взял чужую вещь - достаточно вместе отнести ее назад, извиниться и забыть историю навсегда.

Дошкольник часто просто не понимает, насколько плохо он поступил. Объясняйте раз за разом - чужое брать нельзя, у вещей есть хозяева, они будут грустить, сотрудников магазина накажут, оштрафуют. Верующие семьи могут привлечь священнослужителя для разговора с ребенком. Поддержите малыша, утешьте его, осуждайте поступок, но не личность. Если воровство повторяется, поиграйте в болезнь - ты крадешь потому, что нездоров, надо лечиться . «Пациенту» прописывают целебные леденцы или булочки, делают с ним гимнастику, упражнения на концентрацию, развитие силы воли. За «рецидивы» не наказывают - не ругать же за насморк или кашель , но лишают приятных вещей - десерта, компьютера, телевизора. «Больным» положен режим, пока они полностью не выздоровеют. Очень важно ненавязчиво контролировать проблемного ребенка, деликатно проверять, не захватил ли он «лишнего» в магазине или гостях .

Если ребенок пытается привлечь внимание - он ни в коем случае не должен добиться цели. «Украл? Хорошо, пойдем вернем». И никаких эмоций. Как советовала психолог Карен Прайон в книге «Не рычите на собаку», положительное подкрепление выдается только на то поведение, которое вас устраивает. Больше общайтесь, играйте в настольные игры , ходите в походы, соберите модель парусника или кукольный дом. Акцентируйте внимание на поступках ребенка, которые вам нравятся, и он вскоре откажется от неэффективного поведения.

Когда причина воровства конфликт в коллективе, решать его надо через учителей и детского психолога . Против школьных вымогателей крайне эффективно заявление в полицию. Для изоляции от «неподходящей компании» можно перевести ребенка в другую школу, отправить отдохнуть в санаторий или детский лагерь за границей. Регулярные карманные деньги и возможность заработать самим - неплохая мотивация для подростка. Объясните, что честные деньги куда приятнее тратить, подскажите, где можно найти работу. Если ребенок украл, чтобы «помочь семье» - вместе найдите более приемлемый способ порадовать маму и папу.

Лечение клептомании у детей с минимальными органическими поражениями мозга, травмированных, переживших тяжелый стресс проводится совместными усилиями педагогов, психологов и психиатров. Соблюдайте все рекомендации, принимайте лекарства - чем раньше избавиться от проблемы, тем лучше для ребенка.

Самое сложное - агрессивные дети с сильным характером у одиноких мам или погруженных в работу родителей. В этом случае необходимо как можно раньше обеспечить ребенку общество авторитетных руководителей и сверстников - спортшколу , кадетское училище, трудовой коллектив. Как показал пример коммуны А. Макаренко, исправлению подлежат практически все дети, главное их не упускать.

Для профилактики воровства не вводите в соблазн ни самого ребенка, ни его маленьких друзей. Не держите в открытом доступе большие суммы денег, карточки, дорогие украшения и косметику. Заведите «кредитный ящичек» с мелочью, откуда любой член семьи (в особенности ребенок) может взять небольшую сумму на экстренные расходы.

И не забывайте - любовь и доверие лучшее лекарство для ваших детей.