Пособие по реконструкции древнегреческого костюма. Чаcть III, пошив костюма, мужики. Экипировка античных воинов: легионер эпохи Траяна

Итак, ввиду грядущих фестивалей и наплыва желающих, продолжаем создание мануала для «детей»)

Первые две части, касательно ткани и цвета можно посмотреть в этом блоге, а сейчас пробежимся коротенько по мужскому костюму. В данной части мы не будем углубляться в различные древнегреческие тонкости, разнообразие наименований, эволюцию костюма и т.д. Сосредоточимся на прикладной части и простоте: так чтобы и дураку было понятно, что, как и из чего делать. Учитывая опыт предыдущего повествования - упрощаем, утрируем и сокращаем еще больше, ибо иначе люди не понимают.

Начиная основную часть доклада, обращу внимание читателя на то, что сама логика древнегреческой одежды сильно отличалась от современной: греки кроили одежду по-минимуму, практически вся именно греческая одежда состоит, грубо говоря, из определенным образом подвязанных, подшитых или заколотых на теле прямоугольников. Для достижения же декоративных эффектов использовали драпировку и отделку ткани. В связи с этим к выбору ткани нужно подходить очень тщательно.

Хитон.

Это нательная одежда без рукавов, которую часто, почему-то, у нас любят неверно называть «туникой». Хитон мог носиться без какой либо иной одежды, но чаще с плащом (гиматием, хламидой).

Хитон в литературе часто делят на два вида (кроме кучи прочих): дорийский и ионийский (название, соответственно от дорийцев и ионийцев). Дорийским как-бы считается «простой» короткий хитон, а ионийским - длинный. Иногда можно встретить определение дорийского, как шерстяного, а ионийского - как льняного. Если же смотреть на нюансы, то наступает путаница. Здесь ударяться в эту казуистику не будем, просто помним, что подобное деление есть, но как оно было в мужском костюме в реальности - никто, похоже, толком не знает. Скорее всего, ионийский хитон был, действительно, более длинным и широким (что обуславливало выбор более тонкой ткани), а дорийский - простым, коротким «для мужиков». В реальности, где кончается один вид и начинается другой, сказать сложно, так как хитоны были довольно разнообразны, а какие-то четкие границы использования длинных/коротких/широких/шерстяных/льняных хитонов обнаружить сложно. Ну вот в Спарте, например, пышный льняной хитон точно нельзя.

Материал: лен, шерсть.

Конструкция хитона крайне проста: это прямоугольное полотнище, обернутое вокруг левого бока, сшитое по правому боку или же просто подвязанное поясом так, что края справа находят друг на друга (помните, что при втором варианте может произойти неприятный для современного человека конфуз в виде непреднамеренного оголения филейной части). На ключицах (на нижеприведенной картинке из сети - в точках А и В) хитон либо закалывается на фибулы, либо сшивается.

Такая конструкция позволяет, в случае надобности освобождать полностью правую руку, как также показано на рисунке ниже (употреблялось это, например, воинами и ремесленниками, для работы у последних даже существовал особый вид рабочего хитона из грубой ткани, сшитого только на левом плече - экзомис)

Длину ткани отмеряем от верха ключицы до середины колена (+ запас на подшив). Ширина ткани на среднего человека будет примерно 2 метра (т.е. в готовом, «сложенном» виде ширина хитона будет 1 м) и более. Следует отметить, что увеличение ширины позволит создать больше драпировок, и вообще оно все будет лучше выглядеть, но излишне плотная ткань может не ложиться в складки и немного топорщиться по бокам.

Здесь хорошо видно, какого он примерно размера, и как «ведут себя» образовавшиеся для рук проймы льняного хитона (здесь общая(! то есть двух сторон) ширина ткани - около 2.4метра)

Низ хитона обязательно подшивался (неподшитый низ - признак траура, помешательства или рабства).

Хитон мог быть и более длинным, вплоть до ступней. Но, похоже, его использование связано было в основном со священнодействами, исполнением госдолжностей, актерством или почтенным возрастом носящего. В общем, это совсем «приличный» вариант.

При подобной выкройке, особенно, если сшивать бока, действует правило: чем длиннее хитон, тем шире он должен быть. Для удобства его могли перевязывать шнуром, как это сделано у дельфийского возничего.

Таким образом мог подвязываться и хитон покороче. При этом образуются своеобразные «рукавчики».

Такие же рукава могли получаться, если стягивать поясом другой вид хитона, который шили по более привычной нам логике изготовления одежды: примерно как рубаху без рукавов. Возможно, как раз такой вариант мы видим на таманском рельефе.

Возможно, такая конструкция употреблялась при употреблении более плотной ткани.

Пояс.

Подпоясывался хитон поясом. Пояс был тканый. На станке, бердо или дощечках. С кистями или без.

Обычно же внимание на нем в костюме не акцентируется. Часто он находится под напуском хитона, тут подойдет даже плетеный шнур или, например, праща.

Меховой/кожаный «хитон»

До нас дошли изображения подобной одежды, сшитой явно из кожи или из шкур. Учитывая то, что наш климат очень сильно разнится с теплой Грецией, подобные находки для нас чрезвычайно важны.


Хламида

Преимущественно дорожный и военный плащ. Могла носиться как с хитоном, так и в качестве единственной одежды.

Материал - шерсть. Судя по описаниям и логике - может быть довольно плотной, в том числе, с начесом. Гомеровские «плащи косматые» как раз относятся к хламидоподобной одежде.

Конструкция также проще некуда. В среднем, это прямоугольник 2 на 1.5 метров. Может быть чуть побольше или чуть поменьше, в зависимости от комплекции хламидоносца.

Носится он как на картинке, на правом плече скрепляется фибулой. Правая рука остается свободной.

Обратите внимание на картинки: если приглядитесь, то увидите на свисающих углах плаща небольшие грузики. Они могли быть как бронзовые (медные, золотые), так и свинцовые. Последние вероятнее всего, зашивали в своеобразные тканые «мешочки». Вес такого грузика - достаточно небольшой. По габаритам он примерно как раннесредневековая пуговица, может побольше. Ео назначение - немного утяжелять край, чтобы одежда лучше драпировалась. Слишком здоровые делать не нужно. Конечно, плащем с тяжелыми грузиками можно будет эффективно добывать телефоны в подворотне, но при ношении (особенно при беге) такая хламида довольно сильно колотит своего владельца.

Таже были и другие способы ношения этих плащей.

Опять же, смотрите таманский рельеф в разделе про хитоны. Там плащ, скорее всего, хламида, замотана на пример скатки и сверху перевязана поясом.

Также нужно заметить, что плащи подобного вида изготовлялись и из иных материалов: у Аристофана в комедии «Птицы» упомянут кожаный плащ (увы, автор не владеет греческим и не знаком с первоисточником, но возможно, этот плащ был наподобие хламиды. А возможно, правилен другой перевод, где это все переводится, как «нагрудник» (возможно - хитон).

Кроме того, иногда на изображениях отражено использование шкур схожим с хламидой образом (как яркий пример можно привести Геракла с его львиной шкурой, которую он часто носит на ИЗО, как плащ), а также меховых плащей, как на хтоническом изображении ниже. Подобные изделия, надо полагать, имели чисто утилитарное значение и использовались, главным образом, дремучим сельским населением или же в каких-то экстраординарных случаях, когда необходима была защита от дождя или холода. Обратите, кстати, внимание, что плащ у убегающего пастуха банально завязан на узел.

Гиматий.

Это, что называется, приличный плащ для приличного грека. В таком виде нужно быть, например, в народном собрании, возлежать на симпосии, вприносить жертвы богам или просто идти в почете по родному полису.

Материал - шерсть. На выбор шерсти здесь следует обратить особое внимание. Она должна быть достаточно мягкой и фактурной, чтобы хорошо драпироваться и не скользить при заматывании. Жесткая ткань будет топорщиться, а «скользкая» не даст Вам замотаться - пара движений, и гиматий окажется на земле.

Слишком толстая, жесткая или обваленная шерсть для гиматия пойдет навряд-ли. При покупке приложите ткань к плечу, посмотрите, как она драпируется, соскальзывает или нет.

По форме это все тот же прямоугольник с примерными размерами 1.5-2 на 3.5-4 метра. НО! Перед тем, как сделать свой гиматий, я бы рекомендовал поэкспериментировать с отрезом какой-нибудь дешевой ткани, например, бязи, чтобы посмотреть, как оно все выглядит в конечном итоге. Размеры гиматия достаточно индивидуальны, а с учетом количества затрачиваемой на него ткани, ошибиться в расчетах будет очень обидно. Возьмите бязи с запасом, попробуйте замотаться в нее, как на изображениях, так и эдак, поглядите, что получается.

Носили его обычно «направо»: оставляли конец, свисающий с левого плеча, пропускали по спине, под правой рукой и выводили уже либо обратно на левое плечо, либо левую руку, как на картинке.

Впрочем, греческая одежда тем и хороша, что драпировать ее можно по-разному.

Не забывая, впрочем, про правила приличия. Вообще, пристойности одежды греки уделяли повышенное внимание. Подобающее ношение одежды, умение ее задрапировать должным образом считалось признаком в том числе, образования, цивилизованности, знатности и вообще. Особенно это относилось к гиматию, как к «парадно-выходному» одеянию. Проведем очень упрощенную, неточную и грубую, но, надеюсь, понятную аналогию. Балахон с надписью «enemy of man» можно надеть на майку или на тело белое, хоть с джинсами, хоть с шортами, хоть с берцами, хоть с кедами, хоть с концептуальными шлепанцами. Но если мы наденем костюм-тройку с зелеными ботинками, то 99%, что это будет сильно не очень.

Особенностей ношения гиматия было много. Так, дурным тоном было «выпрастывать левую руку», открытой была только правая. Лишь ближе к эллинизму некоторые деятели типа Эсхина, выступая перед слушателями, открывали ее. Приличия касались также размера и вида гиматия: слишком короткий плащ был признаком деревенщины, который привык ходить по гуанотерре, а, например, Алкивиада его недоброжелатели пытались глумить за чрезмерно длинный и пышный плащ, волочащийся по земле...

Подобные нюансы «умирают» в первую очередь. Уже лет через сто наши потомки вряд-ли поймут, почему и по каким неведомым признакам в людях во вроде бы одинаковых пиджаках из начала 21 века их современники угадывали: участника съезда агрономов, гомосека-режиссера, братка или музейного работника.

Подводя промежуточный итог, всех особенностей приличного поведения и ношения одежды мы, наверное, никогда не узнаем.

И ведь это не главное, нужно не только знать, но и уметь. Замотаться в гиматий так же, как изображенные выше уважаемые люди, Вам удастся далеко не с первой попытки.

В общем, скорее всего, древний грек, увидь он наши современные потуги одеться по-древнегречески пристойно, решил бы, что это действо из незнакомого ему жанра трагикомедии. Но чтобы ему совсем не сделалось плохо, перед ношением одежи, особенно торжественной, неплохо бы подробно узнать, изучить и опробовать на практике хотя-бы то, что современному человечеству известно. Ну и, безусловно, ориентироваться на изображения.

Головные уборы.

Пилос - вероятнее всего войлочный цельноваляный колпак.

Такое же название имеет шлем идентичной формы. Можно предположить использование подобного толстого колпака «бомжами» вместо шлема.

Петас - шляпа, вероятно, чаще всего также войлочная цельноваляная, но можно, кажется, допустить и существование соломенных вариантов. Использовалась для путешествий а также всадниками. Форма у петаса была довольно разнообразной, от четко выраженной шляпы-шляпы до странной конструкции, где центральная «выдавленная» часть явно меньше диаметра головы.

Часто на шляпе есть своеобразная «пипка» наверху. Так же стоит отметить наличие ремешков, которыми петас подвязывался на подбородке и удерживался в случае откидывания с головы.

Кине (кюне) описывается, как войлочная или кожаная шапочка моряков/ремесленников

КаноничноЪ представляется в виде эдакой камелавки (почему-то не могу найти подходящую иллюстрацию, как найду, обязательно дополню статейку).

Как представляется, под это определение могла входить достаточно большая группа головных уборов, которые были также связаны и, возможно, сшиты из кусков тканого материала/кожи.

Обратите внимание на подобие пумпона и круговую полосу в верхней части шапки.

вероятно, вязаная шапка с «пипкой».

Также нужно отметить другие головные уборы . Прежде всего, это своеобразная, вероятно, меховая шапка, присутствующая на изображениях сельского люда.

Головной убор, по виду напоминающий пилос, но имеющий небольшие подогнутые поля, благодаря которым он чем-то отдаленно похож на «тирольку», также, скорее всего, цельноваляный. Вероятно также, что это был один из способов ношения пилоса.

Здесь же упомянем и подшлемники :

Торчит из под шлемов

Венки и ленты

Здесь нужно учитывать, что это - довольно специфические головные уборы, часто употреблявшиеся в особых случаях (например, на симпосиях) и имеющие различное значение. Так, например, ленты (тканые, вышитые), которыми повязывали голову, зачастую были наградой атлетов за победу в состязаниях и одновременно свидетельством этого.




Они играли в жизни древних греков большую роль и отличались редким разнообразием. Венками награждались атлеты - победители состязаний, венок бытовал в качестве государственной награды, наконец, венок был неотъемлемой частью праздненства.

Наиболее известные современному человеку - лавровый венок, неотъемлемый символ победителей и триумфаторов всех мастей.

Также это была награда на известных в Древней Греции Пифийских играх. На других играх был свой вид венка - на Олимпийских играх - оливковый, на Немейских - из сельдерея, на Истмийских - из сосновых веток. Каждый вид такого венка имел свое особое значение. Так, лавр - символ Аполлона, в честь которого проводились Пифийские игры, венчание венком из дикой маслины объясняли тем, что так установил учредивший Олимпийские игры Геракл. Кроме того, растения несли и определенную смысловую нагрузку. Например, сельдерей очень плотно ассоциировался с трауром, похоронами и иже с этим.

Кроме четырех вышеперечисленных общеэллинских игр - агонов существовало еще множество как крупных, так и местечковых спортивных состязаний (собственно, состязания, которые также были еще и своеобразным способом почитания богов, древние греки устраивали по поводу и без повода: умер Патрокл - устроили игры, вышли к морю - устроили игры), на которых определенного вида венок также мог служить призом.

Наградные венки могли быть сделаны и из металлов. В сохранившихся письменных источниках о жизни причерноморских полисов есть описания награждения за особые заслуги золотым венком (при этом, как правило, указывается вес венка). Такие венки находят и в погребениях. При чем следует обратить внимание на то, что одни из них явно вотивные, т.е. в данном случае изготовленные непосредственно для похоронного обряда - они очень тонкие, хрупкие и явно не предназначены для носки. Другие же носились при жизни владельца- конструкция массивнее, и порой встречаются следы ремонта.

Использовались венки и во время священнодействий. Во время разного рода праздников, посвященных Дионису, бытовали венки из виноградной лозы или плюща.

Кроме наградных венков, как уже говорилось, были и бытовые, использовавшиеся на праздниках (свадьба, симпосий, религиозные торжества и тд). Такие венки, кроме установленных традицией для определенных праздненств, могли быть самые разные: они подбирались по цветовой гамме, даже по аромату. К примеру, описан случай прихода Алкивиада на симпосий в венке из фиалок. Существовал даже вид торговок венками, которые продавали уже готовые изделия, сплетенные из самых разных цветов. Ну а солдаты Ксенофонта, устроившись на привал в неведомом сарае в неведомой дыре на краю мира, за неимением лучшего, увенчали себя венками из сена-соломы.

Короче говоря, красиво пировать, увенчав себя венками, не запретишь.

Украшательства

Здесь у нас есть два противоречивых момента. С одной стороны, греки считали использование всякой бижутерии недостойным мужЫка. С другой - понятное дело, что мода украшать себя, изнеживаться и впадать в ничтожество преследовала человечество всегда.

Но все-таки можно достаточно уверенно говорить, что обилие дарцупаг, особенно наличие таких вещей, как гривны, серьги, кольца, браслеты - это признак современного викингоса мужа женовидного, варвара, и вообще - что-то непристойное и не достойное уважения. Такие предметы могут встречаться у фракийца, у перса, у бабы, но никак не у эллина.

Тем не менее, это не означает полного отсутствия драгоценностей.

Фибулы

Для скрепления плащей и для закалывания хитона на плечах часто исользовались фибулы. О них распространяться не буду. Поскольку идеал, к которому безуспешно стремится статья, это простота, прагматизм и минимализм. К тому же, я совсем в них не понимаю.

Ну и пример для попускать слюни.

Перстни

Другим, доступным мужикам видом бряк были перстни. Были они разные и, как правило, с печатью.

Могли также использоваться какие-либо амулеты, особенно, в эллинистическое время.

Обувь.

Честно говоря, подробно лезть в обувные темы совсем не хочется. Это, как минимум, очень надолго. Поэтому вкратце.

Древнегреческая обувь далеко не исчерпывается всем известными сандалиями. Видов и вариантов обуви существовало огромное множество. Здесь коснемся некоторых моментов изготовления и любопытных, с точки зрения русского человека и нашего климата, вариантов.

Помним, что современный сантиметровый или около того чепрак в те далекие времена отсутствовал. Максимальная толщина кожи могла быть мм 3-4, ну хорошо 5=). При этом выделка была довольно разнообразной, а мастерство сапожников - чрезвычайно высоким.

Обувь могла украшаться различным орнаментом, могла окрашиваться.

На подошвах могли гвоздиками делать все, вплоть до надписей типа «иди за мной» или как-то так, как у одной гетеры.

Сохранилось обуви древних греков совсем чуть-чуть. Лично мне (хоть это и не говорит ни о чем) известны только «кеды» 3 века до Р.Х. из эллинистического Египта.

Есть еще достаточно находок позднеримской обуви и римских калиг - солдатских сандалий. Есть основания полагать, что конструктивные особенности школ тапкоделия были схожими: это подошва, к которой прибивается гвоздями вот такая штука

Затем сверху мы кладем/клеим/пришиваем еще кожаную стельку.

В некоторых случаях верх мог пришиваться к подошве, как на современных ботинках. Улавливаем разницу - у нас в основе будет многослойная подошва, усиленная гвоздиками, а не тонкая подошвочка, пришитая выворотным швом к верху, как в раннесредневековой или средневековой обуви.

Впрочем, были и исключения. Прежде всего стоит отметить т.н. скифики, то есть заимствованную скифскую обувь, которую могли носить жители Северного Причерноморья (естественно, не в пафосной обстановке). Чтобы долго не объяснять, приведем в пример отличную реконструкцию в исполнении Якова Внукова.


Широко был распространен местный вариант поршней, по-видимому, называвшихся «карбатиды».

Подобная же форма верха могла быть и у сандалий на жесткой подошве.

Кроме этого, нужно отметить всеразличные сапоги, скорее всего, имевшие восточное или фракийское происхождение.


Фракийские «сапоги» отличали характерные фестоны.

Отметим еще некоторые интересные виды обувки.

Носки и обмотки.

Всего этого при ближайшем рассмотрении было найдено предостаточно.

Обмотки, вероятнее всего, ткались целиком, носки вязались иглой и, возможно, крючком.

У Геракла обмоточки с узором (видимо, вытканным)

Как вариант, возможно, в качестве натягивания совы на глобус версии, использование сшитых из ткани/войлока носков и гамашей от северных соседей


Сумки

Сумочки и кошелечки, подвешивающиеся на пояс, в которых хранится все добро, это, увы, не про греков. Вообще, нужно помнить, что свободный и зажиточный гражданин, отправляясь в народное собрание или еще куда галдеть и пьянствовать, имел для переноски вещей специально обученного раба, что гораздо удобнее, нежели всякие кошелечки. Ну а тот, равно как и человек, отправлявшийся куда-то надолго, брал уже сумки посерьезнее.

Впрочем, мешочки и кошелечки были, хоть и какая-либо цепляция их к поясу замечена нигде не была. Фиксируются такие кошельки, как правило (что дает представление о том, что туда таки помещали шекели), при покупке девочки

Или мальчика

Обратите внимание на сетку на последней картинке. Они довольно часто встречаются.

Так же есть всеразличные сумки, которые обычно зовут «пастушескими» и «сумками пращника», хотя их назначение этим явно не исчерпывается

.


Перчатки

Про них есть упоминания. В частности, персов глумили, что они использовали перчатки не для защиты от холода, а чтобы с нежной кожей ничего не случилось. Но никаких изображений, увы, мне не известно.

Посох

Чуть не забыл об одной важной вещи. Костюм свободного человека часто дополнял посох. Это могла быть как просто ошкуренная деревянная палка

Так и выточенный посох с резным набалдашником, подчас раскрашенный или покрытый узорами.

Боспорский мужской костюм

ну вот, наконец-то мы подошли к самому интересному. Как мы видим, греки вполне себе утеплялись. Мы уже видели меховые хитоны, теплые плащи, носки и закрытую обусь. Но для нас с вами с нашим климатом это явно недостаточно.

Как это было и для колонистов в Северном Причерноморье. Кто думает, что там круглый год сухо и тепло, вот вам немного последствий Боры не то чтобы сильно далеко Керченского пролива

Считается, что к 5-4 веку т.н. Боспорский костюм уже вполне сложился. Если коротко, то это некая туника с рукавами, носившаяся скорее всего под хитон, а также довольно узкие штаны, носимые с закрытой обувью. В основе такого костюма, как считается, лежит заимствование колонистами местных (скифских) элементов костюма вследствии климатических условий и определенного взаимовлияния. Однако, с этим можно поспорить, так как штаны греческих колонистов, в отличие от скифских, на дошедших до нас изображениях довольно узки. И если это можно списать на особенности изо-источников, то явно нераспашная одежда -«туника» с длинными рукавами, носимая под хитоном, совершенно нехарактерна для скифского костюма. Причем, как женского, так и мужского.

Я не могу утверждать достаточно обоснованно, но, кажется, что это могли быть элементы костюма, которые милетяне (Милет - город в Малой Азии), выведшие все боспорские колонии, заимствовали в более ранний период у персов (персидские штаны - анаксариды, вероятно, были уже, чем скифские «шаровары», также у них имелась и нераспашная рубаха), либо же какое-то греческое развитие, фиксирующееся иногда на небоспорских изображениях, опять же, восточной, т.е. предположительно персидской одежды, эпизодически проникавшей в греческий костюм (узкие штаны, рукава и тд)

сравните.

Две ниже. Здесь мы видим уже рубаху наподобие персидской, носимую безо всякого хитона.

Где-то века с 3-го фиксация такого костюма уже распространена на изобразительных источниках.

Вероятно, что греки до этого времени, в каком-то смысле чурались данных элементов «варварской» одежды, поскольку ношение именно греческого костюма подчеркивало их (а также эллинизировавшихся представителей местного населения) принадлежность к эллинской цивилизации. Чисто греческая одежда, скорее всего, использовалась в торжественных случаях, а также, что называется, «приличном общстве». Одежда же описанного выше устройства могла использоваться во время работы и повседневной жизни, а также в походах и путешествиях. Постепенно, надо полагать, она становилась все более привычной, пока не потеснила окончательно (возможно, к рубежу эр) классический греческий костюм. Наряду с ней использовался и действительно местный (в нашем случае - скифский) костюм, полностью или в виде отдельных элементов. Логично думать, что его использовало, в первую очередь, местное население, осевшее в боспорских городах и весях, ну и, конечно же, сами греки.

Скорее всего, используемый для такого рода одежды материал - шерсть, что обусловленно как ее назначением, так и традициями иранского костюма.

Но это - так себе теория.

Что касается реконструкции, то точного покроя данной одежды не знает никто. Все дошло до нас в виде изображений. Причем штаны выше середины бедра мы не увидим нигде, крой туники также сложно распознать.

При раскрое штанов в самой выкройке допускаются вольные трактовки, учитывающие, впрочем, простоту подобного архаического раскроя. Здесь можно также ориентироваться на соседние степные образцы, имевшие достаточно простой раскрой из чуть сужавшихся книу прямоугольных штанин и ромбовидной ластовицы. Внутреннего гашника, скорее всего, не было. Шнур, которым подпоясывались прямо поверх ткани. Впрочем, поскольку просто так боспорские штаны не то чтобы носятся, употребление вдетого вовнутрь шнура не будет большим грехом;)

Можно попробовать изготовить и такое непотребство, как на этих пазырыкских штанах.


Одежда с длинными рукавами, как уже говорилось выше, встречается и на собственно греческих изображениях, но она обычно скрыта под хитоном.

Порой такие рукава декорированы в «восточном» стиле - набойкой или прорисованной текстурой разноцветной «ёлочки». Возможно, это подчеркивает негреческое происхождение и восприятие такой одежды.

Крой, как уже говорилось, можно вероятно соотносить с предполагаемым кроем (дошедших рубах до нас не сохранилось, т.ч. здесь тоже гадания на кофейной гуще) персидской нераспашной одежды. Или с более поздним кроем византийских туник.

С плоским вырезом, узкими рукавами и отсутствием клиньев.

Как-то так. Про отделку (вышику, такчество, набойку- как-нибудь попозже).

Рекомендации по выбору тканей
Для выполнения костюма потребуется белая ткань (например, шелк или креп-сатин) для туники, красная ткань для отделки, коричневый или черный габардин для шорт, искусственная кожа черного или коричневого цвета.
Дополнительно: Гофрированная бумага красного цвета, эластичная лента (резинка) шириной 3-4 см.

Описание работы

Раскроите и сшейте тунику по выкройке и описанию из любого журнала по шитью. Горловину и рукава отделайте красной тканью (см. эскиз). Можно использовать готовую белую майку или воспользоваться упрощенной выкройкой туники (см. схему). Ткань складывают пополам, вырезают горловину. Линию плеча присбаривают. Из ткани для отделки вырезают полосу для обработки оката рукава и горловины. В последнюю очередь выполняют боковые швы и делают подгибку низа.

Шорты.
Шорты лучше всего подобрать готовые, подходящие по цвету к сандалиям.

Доспехи.

Из искусственной кожи вырезаем детали доспехов для защиты плеча (детали 1, 2, 3) и защиты корпуса . На детали 4 пробиваем блочки и протягиваем шнур. Примеряем на ребенка. Прикладываем защиту плеч, подгоняем по размеру, намечаем места соединения с деталью 4. Под полоски подкладываем фиксирующую полосу ткани, закрепляем. После примерки настрачиваем полосы на ткань (см. схему). Полученный элемент костюм прикрепляем к защите корпуса при помощи заклепок. Блочки и заклепки можно поставить в любой мастерской по пошиву и ремонту изделий из кожи. Выкраиваем защиту для ног (см. эскиз). Пришиваем к детали широкую эластичную ленту (резинку) черного цвета под коленом и у щиколотки.

Шлем.
Из грубой ткани (бортовки, мешковины) шьем шапочку . Средний шов оставляем открытым. К околышу на уровне ушей пришиваем дополнительные элементы или заранее изменяем выкройку околыша. На околыше и швах пробиваем блочки. Элемент "гребень" делаем из гофрированной бумаги и вкладываем в средний шов. Стачиваем.

Щит и меч.
Можно использовать готовый набор, можно сделать самостоятельно из фанеры и картона.

Капюшон ниндзя сделать его легко, но в этом случае образ будет оставаться незавершенным. Так почему бы не позаботиться о создании полноценного костюма? Тем более что ответ на вопрос о том, как сделать костюм ниндзя своими руками , более чем прост - потребуется выполнить несколько простых действий, и ребенок сможет отправиться на праздник в облике любимого героя.

Этап 1

Для первого шага, в создании наряда ниндзя, потребуется обычная футболка - важную роль играет лишь размер изделия, ведь она должна оборачиваться вокруг головы. Вещь нужно разложить на ровной поверхности, свернуть - изделие скатывается в плотный рулон, начиная от нижнего края.

В результате получается подобие повязки - отличительного знака настоящих ниндзя. Она надевается на голову, а края завязываются на затылке. Можно завернуть рукава в середину или же оставить их свободными - в любом случае капюшон скроет все огрехи.

Что же касается оттенка футболки, то каждый ниндзя самостоятельно выбирает свой цвет - все зависит от личных предпочтений. Поэтому ответ на вопрос о том, как сделать зеленого ниндзя лего , более чем прост - подобрать одежду подходящего оттенка.

Этап 2

Когда повязка готова, пора приступить к созданию пояса, который обязательно украшает ниндзя . Процесс практически полностью повторяет предыдущий этап: футболка раскладывается на ровной поверхности, аккуратно скатывается в плотный рулон, но уже вокруг головы её оборачивать не придется. При выборе основы для создания этого элемента костюма, стоит предварительно измерить собственную талию. Что касается ширины - то она должна быть немного больше объема руки.

Рукава «заводятся» назад - середина изделия должна находиться точно по центру живота. Пояс надевается максимально плотно, но стоит учитывать, что образ будет выглядеть не лучшим образом, если спину бравого ниндзя будет украшать огромный узел.

Рукава аккуратно завязываются, после чего «скрываются» в пояс. Важно присобрать пояс таким образом, чтобы горловина футболки находилась во внутренней его части. Это самый простой способ для тех, кто ищет, как сделать костюм ниндзя в домашних условиях.

Этап 3

В качестве основы для облика ниндзя, понадобиться еще одна футболка. Она надевается поверх основной одежды, после чего рукава заправляются внутрь - изделие должно выглядеть как жилетка. Очень важно выполнить работу максимально аккуратно - никаких складок или же изгибов. Лучше всего и вовсе сшить рукава с основным изделием, но для этого потребуется хотя бы минимальные швейные навыки - в противном случае линия шва будет слишком явно, а наряд будет смотреться неаккуратно.

Тому, кто ищет, как сделать костюм ниндзя , удлиненная футболка - изначально она надевается обычным образом, после чего нижняя часть натягивается за голову. В результате эти манипуляций получается подобие обтягивающего жилета - именно так выглядят ниндзя.

Возможно, придется экспериментировать с несколькими нарядами, выбирая для костюма ниндзя тот, который будет сидеть наиболее удобно, совершенно не стесняя движений. Для ребенка отлично подойдет одежда родителей.

Этап 4

Капюшон. И снова пригодится футболка - изделие с длинными рукавами надевается на голову таким образом, чтобы горловина находилась на макушке, а ткань закрывала уши и нос. Именно так выглядит истинный воин.

Задняя часть натягивается на лоб - не стоит беспокоиться о том, что стала открытой линия волос, ведь её скроет специальная повязка. Важно, чтобы наряд ни в коем случае не мешал маленькому обладателю - капюшон должен быть достаточно плотным, но не давить на голову и не доставлять ни малейшего дискомфорта.

После того как капюшон удобно надет, он фиксируется на голове - вместо завязок используются рукава. Можно и вовсе оставить их свободными, но лучше скрыть под капюшоном, чтобы они не мешали во время активных развлечений. При желании, аналогичным образом можно и выполнить и любой другой наряд из этой серии.

Это отличный ответ на вопрос о том, как сделать костюм черепашки ниндзя своими руками.

Этап 5

Чтобы сделать костюм ниндзя , необходимо позаботиться и о защите конечностей. Футболка оборачивается вокруг бедра - сложить изделие необходимо таким образом, чтобы рукава и воротник не были заметны. Все узлы должны находиться сзади - чем незаметнее они будут, тем лучше.

Рукава также обматываются вокруг ноги, как и основное изделие. Аналогичный процесс повторяется и для второй ноги.

В данном случае футболка обматывается вокруг бедер, после чего порядок действий выполняется и для голеней. Когда ноги защищены, пора позаботиться и о руках - они обматываются абсолютно так же, как и нижние конечности. Либо же можно изначально надеть футболку с длинными рукавами - главное лишь подобрать подходящий оттенок. Но важно помнить простое правило: чем больше слоев, тем реалистичнее образ ниндзя.

Чтобы упростить процесс создания наряда, стоит просмотреть подходящее видео. Как сделать костюм ниндзя - все этапы процедуры описываются максимально подробно. Образ практически завершен, но остается лишь определить, какую сторону предстоит для себя принять, ведь от этого зависит и стиль наряда. Добро традиционно предпочитает светлые оттенки, а злу более свойственны темные тона.

Этап 6

Подготовка не отнимет много времени - остается лишь примерить готовое изделие . Изначально надеваются вещи, которые составят его основу - оптимальным вариантом станут футболка и штаны или же лосины для тренировок. Но важно помнить, что вещи должен сочетаться по цвету - многообразие оттенков не свойственно облику ниндзя.

Тем, кто ищет, как сделать костюм ниндзя , стоит учитывать, что самые популярные тона, это:

Иногда и девочки желают примерить на себя облик храброго воина - в этом случае и розовые оттенки будут смотреться удивительно стильно.

Поверх основы последовательно надеваются все элементы наряда. Лучше всего воспользоваться для этой цели чьей-либо помощью - это значительно упростит сборы. Потребуется ведь отрегулировать капюшон, завязать за спиной узлы, зафиксировать изделие максимально плотно и удобно, чтобы ничто не съезжало, даже во время активных развлечений.

Не стоит отказывать ребенку в удовольствии выбора - пусть чадо самостоятельно подберет для себя подходящее оружие и аксессуары . Это могут быть различные вариации мечей, специальные звезды, используемые для метания или даже кинжалы. Обувь, перчатки, значки - все это придаст облику завершенность.

    Ниндзя - однотонный наряд, который создается из однотонных футболок. Но при желании можно и сыграть на контрасте.

    Ничего лишнего - узлы важно аккуратно заправить внутрь, спрятав горловину и рукава. Можно заколоть их булавкой, но лучше сделать несколько аккуратных швов.

Важно

    Слишком туго повязанный пояс или защита для рук и ног может стать причиной онемения конечностей или же болезненных ощущений.

    Для создания потребуется около 12 футболок - можно заменить их отрезами ткани

    Однотонные штаны или брюки

    Римские солдаты Септимия Севера внешне мало отличались от солдат Августа, живших двумя веками раньше.
    В III веке Римская Империя пережила период политических, военных и финансовых потрясений. В течение пятидесяти лет, прошедших после убийства Александра Севера в 235 году и до прихода к власти Диоклетиана в 284 году, на троне сменилось почти тридцать императоров, из которых только трое умерли своей смертью.

    Прямолинейность «солдатских императоров», многие из которых были выходцами из рядовых, отразилась в военной униформе римской армии, которая в этот период впервые достигла заметного единообразия.
    В III веке широкое распространение получила туника с длинным рукавом. Такая туника распространилась благодаря влиянию служивших в римской армии многочисленных германских наемников.

    Информация

    На римских иконах III века и позднее римские воины изображались в тунике с длинными узкими рукавами, плаще и штанах.
    Можно предположить, что ношение североевропейской одежды в римской армии сначала распространилось среди солдат вспомогательных частей, затем так стали обмундировываться императорские телохранители и, наконец, все легионеры, служившие на северной гpaнице империи, стали носить варварскую одежду.

    Император Каракалла (Марк Аврелий Аноний Бассиан), по сообщениям очевидцев, продолжал носить германскую одежду лаже в Сирии и Месопотамии.
    В римской армии было большое количество нерегулярных частей, воины которых назывались numеrii и cuneii.
    Последние представляли собой федератов (foedеrati) — германских поселенцев, которые получили землю на территории Империи в обмен на обязательство нести военную службу.
    Все нерегулярные части возглавлялись национальными командирами, обычно вождями, и носили традиционную для своего племени одежду. В результате, такие отряды часто становились законодателями новых мод и веяний в имперской армии.

    Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

    Когда дунайская армия Септимия Севера двинулась на Рим, мирное население, которое видело этих легионеров только на колонне Траяна и Марка Аврелия, пришло в ужас от того, как выглядели солдаты (Дион, LXXV.2.6).
    Действительно, солдаты выглядели как настоящие варвары: туники с длинным рукавом и штаны (bгасае), которые на протяжении столетий считались совершенно неприемлемой для римлян одеждой.
    Среди прочих претензий, предъявляемых к непопулярным императорам вроде Элагабала или Комода, была их приверженность к туникам с длинными рукавами.
    Документы из Египта, написанные на греческом языке (официальном языке Восточной Империи), указывают на ношение различных туник.
    Военная туника, известная как стихарион (sticharion), украшалась цветными полосами (clavi). Кроме тою, длинные рукава имела туника-dalmatiсa, хотя, если судить по документам, ее носили реже, чем стихарион. Название далматика не оставляет сомнения в том, что эта туника происходит из Далмации. Солдатские императоры, правившие Римом в III веке, предпочитали носить именно такую тунику.
    Подавляющее большинство туник на иллюстрациях манускриптов красного или белого цвета. Гораздо реже встречаются зеленые и синие туники. Принято считать, что туники рядовых легионеров были белого цвета, а центурионы носили красные туники.

    Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

    Следует также упомянуть и такой предмет одежды, как camisia. По-видимому, так называлась льняная рубаха облегающего покроя. Название этой рубахи попало в латынь из германского языка через галльский язык.
    Позднее камисию часто стали носить священники, но до этого она была весьма популярна среди солдат.
    На восточных границах Римской империи популярностью пользовалась одежда, украшенная вышивкой, часто, сделанной золотой или серебряной нитью. Изначально римляне презирали подобную моду, как варварскую, но постепенно подобного стиля одежда стала обычной для императоров, их двора и телохранителей.
    Некоторые образцы военного обмундирования были очень богато украшены. Например, Клавдий Геркулан, императорский конный гвардеец при Аврелиане (270-275 гг.) изображен на своем надгробье одетым в тунику или плащ, украшенный изображением в виде солнца с лучами. По-видимому, это украшение как-то связано с насаждаемым Аврелианом культе бога-солнца. Узор, очевидно, был вышит золотой нитью, что придавало ему эффектность.

    Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

    Такой узор могли носить все гвардейцы Аврелиана. Вообще, в обычае того времени было, чтобы император одаривал своих сторонников дорогой одеждой, чтобы подчеркнуть свое благоволение в частности и величие режима в целом.
    Прямоугольный плащ (sagum) был наиболее популярным среди римских легионеров типом плаща на протяжении столетий. Изображение этого плаща часто встречается в изобразительном искусстве того времени.
    Но существовали и другие варианты плаща, некоторые из которых использовались в армии. Из альтернативных вариантов следует упомянуть плащ с капюшоном (paenula). Этот плащ был распространен в ранний период, но к концу II века его изображение практически полностью исчезает на воинских надгробьях, хотя продолжает встречаться на надгробьях гражданских лиц.
    Кроме того, солдаты в пенулах изображены на деревянной двери собора Св. Сабины в Риме, датируемых V веком. Возможно, что пенула была плащом преторианской гвардии, поскольку очень часто встречается на монументах, посвященных гвардии. Временное исчезновение этих плащей возможно объясняется расформированием преторианской гвардии Септимием Севером, который заменил гвардию отрядом телохранителей, набранных среди провинциальных солдат.

    Поздние авторы упоминают еще один плащ с капюшоном, так называемый birrus или byrus. В эдикте о ценах Диоклетиана этот плащ фигурирует как byrus Britannicus. Вероятно, биррус также походил на пенулу, но имел дополнительный клапан, прикрывающий шею, чем выгодно отличался от пенулы, котрую приходилось носить вместе с шарфом.

    Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

    Известно, что по разным случаям использовались разные плащи, а некоторые из них определялись как только «военные». Например, солдаты Сатурнина зимой носили тяжелые военные плащи, но летом надевали легкие плащи. Сатурнин настаивал на том, чтобы солдаты не снимали плащи и во время обеда, чтобы не выставлять наружу ноги…
    Император Аврелиан (270-275 гг.) выступал против шелковой и отделанной золотом одежды, ему принадлежит афоризм: «Боги запрещают ткань, которая стоит столько же, сколько золото». Но при этом Аврелиан не запрещал своим солдатам носить красивую одежду, а его гвардия носила особенно красивые золотые доспехи и платье.
    С III века и в дальнейшем очень трудно определить, изображен ли голоногий человек или человек в облегающих штанах. Краска на скульптурах давно выцвела и смылась, но сохранившиеся фрески и мозаики позволяют определить, что облегающие штаны носили заправленными в сапоги.
    Штаны, в основном, были темного цвета: серые или шоколадно-коричневые. В жизнеописаниях Aвгустов говорится, что император Александр Север носил белые штаны вместо распространенных в то время штанов алого цвета.
    Кроме того, ноги могли защищатся с помощью разного вида гамаш. На мозаиках и фресках гамаши часто носят охотники и те, кто работал на открытом воздухе.
    Среди списка обязательной экипировки и обычного пайка для Гая Мессия (вероятно, конного воина), обнаруженного в Масаде, а также аналогичного списка для Квинта Юлия Прокла, конного воина из Александрии, упоминается такой предмет одежды, как fascia, то есть обмотка. В обоих случаях обмотки упоминаются вслед за сапогами, что позволяет предположить, что это именно обмотки или портянки.

    Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

    Гамаши были прямоугольной формы и изготавливались из сукна или войлока. На большинстве изображений заметна застежка под коленом и на лодыжке.
    Во II веке распространилось ношение сапог. Вместе с сапогами появились носки. Надгробье III века из Апамеи показывает солдата в носках, закатанных поверх голенищ сапог.
    Встречались своего рода колготы, в которых штанины переходили в носки.
    Очень популярной обувью в III веке стали сапоги со шнуровкой на подъеме.
    Римские воины до конца III века редко когда изображались в головных уборах. Поэтому вызывает удивление слова Вегеция, написанные в конце IV века о том, что в прежние времена обязательно носили головные уборы. Это делалось для тренировки, чтобы шлем, надеваемый на голову перед боем не казался слишком тяжелым.

    Информация : «Военная одежда Рима: от Севера до Стилихона. 200-400 гг. нэ»

    Такой головной убор назывался pillei и по-видимому, он существовал в двух основных вариантах.
    Внешне пиллей представлял собой низкий цилиндр без полей с гладкой или шероховатой фактурой. Гладкая фактура, очевидно, соответствовала кожаным или войлочным пиллеям, а шероховатая — овчинным.
    В эдикте Диоклетиана говорится о пиллеях. изготовленных из овчины. Вероятно, римский пиллей восходит к персидской тиаре.
    Многие воины носили подшлемники, которые смягчали удары по голове.
    Также римляне использовали подпанцирную одежду — торокомах (thoracomachus), представлявшую собой аналог средневекового акетон.
    По данным современных реконструкторов, торакомахи делали из льняной ткани, набитой шерстью. Если торакомах промокал, ношение его становилось неприятным, а для просушки требовалось много времени.

    Траян, правивший в Риме с 98 по 117 годы нашей эры, вошёл в историю как император-воин. Под его руководством Римская империя достигла максимального могущества, а стабильность государства и отсутствие репрессий в период его правления позволили историкам заслуженно считать Траяна вторым из так называемых «пяти хороших императоров». С этой оценкой, вероятно, согласились бы и современники императора. Римский сенат официально провозгласил Траяна «лучшим правителем» (optimus princeps), а последующие императоры ориентировались на него, получая при воцарении напутствие «быть более удачливым, чем Август, и лучше, чем Траян» (Felicior Augusto, melior Traiano). В годы правления Траяна Римская империя провела несколько удачных военных кампаний и достигла наибольших размеров за всю свою историю.

    Экипировка римских легионеров в годы царствования Траяна отличалась функциональностью. Многовековой военный опыт, накопленный римской армией, гармонично сочетался в ней с военными традициями покорённых римлянами народов. Предлагаем поближе познакомиться с оружием и снаряжением римского легионера-пехотинца начала II века нашей эры в интерактивном спецпроекте Warspot.


    Шлем

    Ещё в начале I века нашей эры римские оружейники на Верхнем Рейне, взяв за основу ранее бытовавшую в Галлии кельтскую модель шлема, стали изготавливать боевые наголовья с глубоким цельнокованым железным куполом, широким назатыльником для защиты шеи, железным козырьком спереди, дополнительно прикрывающим лицо от наносимых сверху рубящих ударов, и большими нащёчниками, снабжёнными чеканными украшениями. Спереди купол шлема украшался чеканными украшениями в виде бровей или крыльев, что позволило некоторым исследователям приписать первые такие шлемы воинам легиона Жаворонков (V Alaudae), набранного Юлием Цезарем среди романизированных галлов.

    Ещё одной характерной чертой шлема этого типа являлись вырезы для ушей, закрывавшиеся сверху бронзовыми накладками. Характерными являются также бронзовые украшения и накладки, весьма эффективно выглядящие на фоне светлой поверхности полированного железа шлема. Нарядный и предельно функциональный, этот тип шлема Галльской серии к концу I века стал преобладающей моделью боевого наголовья в римской армии. По его образцу стали ковать свои изделия оружейные мастерские, находившиеся в Италии, а также в других провинциях Римской империи. Дополнительной чертой, появившейся, по-видимому, в ходе Дакийских войн Траяна, стала железная крестовина, которой стали усиливать купол шлема сверху. Эта деталь должна была придать ещё большую прочность шлему и защитить его от ударов страшных кос даков.

    Пластинчатый доспех

    Рельефы Колонны Траяна, воздвигнутой в Риме в 113 году в ознаменование завоевания Дакии, изображают легионеров одетыми в пластинчатый доспех, т.н. lorica segmentata , в то время как пехотинцы вспомогательных отрядов и всадники носят кольчуги или чешуйчатые доспехи. Но такое разделение наверняка не соответствует действительности. Современные рельефам Колонны изображения Трофея Траяна в Адамиклиссии изображают легионеров одетыми в кольчуги, а археологические находки частей пластинчатого доспеха в пограничных фортах, занятых вспомогательными частями, свидетельствуют, что солдаты в этих частях носили лорику.


    Название lorica segmentata является современным термином для наименования пластинчатого доспеха, известного по многочисленным изображениям I–III веков. Его римское название, если таковое существовало, остаётся неизвестным. Древнейшие находки пластин этого доспеха происходят из раскопок у горы Калькризе в Германии, идентифицируемых в качестве места сражения в Тевтобургском лесу . Таким образом, его появление и распространение относятся к заключительному этапу правления Августа, если не к более раннему времени. Относительно происхождения этой разновидности доспеха были высказаны различные точки зрения. Одни выводят её от сплошных доспехов, носимых галльскими гладиаторами крупеллариями, другие видят в ней восточную разработку, лучше приспособленную для удержания стрел парфянских лучников в сравнении с традиционной кольчугой. Неясна также степень распространения пластинчатого доспеха в рядах римской армии: носили ли его солдаты повсеместно или только в каких-то отдельных специальных частях. Степень распространения находок отдельных частей доспеха скорее свидетельствует в пользу первой гипотезы, однако о единообразии защитного вооружения в стиле изображений рельефов Колонны Траяна не может быть и речи.


    В условиях отсутствия реальных находок об устройстве пластинчатого доспеха было высказано множество различных гипотез. Наконец, в 1964 году при раскопках пограничного форта в Корбридже (Британия) были найдены два хорошо сохранившихся экземпляра доспеха. Это позволило британскому археологу Х. Расселу Робинсону реконструировать лорику сегментату конца I века, а также сделать определённые выводы об устройстве доспеха более позднего периода, ранее найденного при раскопках в Ньюстеде. Оба доспеха принадлежали к так называемому ламинарному типу брони. Горизонтальные полосы слегка воронкообразной формы наклёпывались изнутри на кожаный ремень. Пластины слегка заходили сверху одна на другую и образовывали чрезвычайно гибкое металлическое покрытие для корпуса. Две полукруглые секции составляли правую и левую части доспеха. С помощью ремешков они скреплялись на спине и груди. Для прикрытия верхней части груди применялась отдельная составная секция. С помощью ремней или крючков нагрудник соединялся с соответствующей ему боковой половиной. Сверху к нагруднику крепились гибкие наплечники. Чтобы надеть доспех, необходимо было просунуть руки в боковые вырезы и застегнуть его на груди, как застёгивают жилет.


    Пластинчатый доспех являлся прочным, гибким, лёгким и одновременно весьма надёжным средством защиты. В этом качестве он просуществовал в римской армии с начала I-го до середины III века нашей эры.

    Наручи

    На рельефах Трофея Траяна в Адамиклисси некоторые римские воины носят наручи для защиты предплечий и рук. Эта деталь снаряжения имеет восточное происхождение и представляет собой вертикальный ряд пластин, изнутри наклёпанных на ремень в полную длину руки. В римской армии такой тип защитного снаряжения применялся достаточно редко, однако, судя по изображениям, его носили гладиаторы. Когда войска Траяна стали нести большие потери от ударов дакийских кос, он приказал защитить руки своих воинов таким же доспехом. Скорее всего, это была краткосрочная мера, и в дальнейшем эта деталь снаряжения в армии не прижилась.


    Меч

    В середине – второй половине I века в римской армии получил распространение меч с клинком длиной 40–55 см, шириной от 4,8 до 6 см и довольно коротким остриём. Судя по пропорции клинка, он в основном предназначался для рубки противника, не носившего защитный доспех. Его форма уже весьма отдалённо напоминала первоначальный гладиус, характерным признаком которого являлось длинное и тонкое остриё. Эти модификации вооружения соответствовали новой политической ситуации на границах империи, врагами которой отныне являлись варвары - германцы и даки.


    Легионеры носили меч в ножнах рамочной конструкции. С лицевой стороны их украшали бронзовыми прорезными накладками с геометрическими узорами и фигурными изображениями. Ножны имели две пары обойм, по сторонам которых крепились боковые кольца. Через них пропускался расщеплённый надвое конец ремня портупеи, на которой подвешивались ножны с мечом. Нижний кончик ремня пропускался под поясом и соединялся с нижним кольцом, верхний кончик проходил поверх ремня к верхнему кольцу. Такое крепление обеспечивало надёжную фиксацию ножен в вертикальном положении и позволяло быстро выхватить меч, не придерживая при этом ножны рукой.


    Кинжал

    На левом боку на поясном ремне римские легионеры продолжали носить кинжал (не виден на иллюстрации). Его широкий клинок ковался из железа, имел ребро жёсткости, симметричные лезвия и вытянутое остриё. Длина клинка могла достигать 30–35 см, ширина - 5 см. Кинжал носили в ножнах рамочной конструкции. Лицевая сторона ножен обычно богато инкрустировалась серебром, латунью или украшалась чёрной, красной, жёлтой или зелёной эмалью. К поясу ножны подвешивались при помощи пары ремней, пропущенных через две пары боковых колец. При таком подвесе рукоять всегда была направлена вверх, и оружие было постоянно готово к боевому применению.

    Пилум

    На рельефах Колонны Траяна римские легионеры носят пилум, который сохраняет в это время своё значение оружия первого удара. Судя по археологическим находкам, его конструкция не изменилась с более ранних времён.


    Некоторые солдаты, отличавшиеся большой физической силой, снабжали древко пилума свинцовыми насадками шарообразной формы, которые увеличивали вес оружия и, соответственно, повышали тяжесть наносимого им удара. Эти насадки известны по изобразительным памятникам IIIII веков, но среди реальных археологических находок до сих пор не встречались.


    kultofathena.com

    Щит

    В конце I века до нашей эры у овального щита, известного по изображениям эпохи Республики, спрямили верхнюю и нижнюю грани, а к середине века прямыми стали также и боковые грани. Щит приобрёл, таким образом, четырёхугольную форму, известную по рельефам на Колонне Траяна. При этом в употреблении продолжали находиться и щиты овальной формы, известные по изображениям более раннего времени.


    Конструкция щита осталась той же, что и раньше. Его размеры, судя по пропорциям фигур воинов, составляли 1×0,5 м. Эти цифры хорошо соответствуют археологическим находкам более позднего времени. Основу щита изготавливали из трёх слоёв тонких деревянных планок, проклеенных под прямым углом друг к другу. Толщина дерева, судя по сохранившимся заклёпкам умбонов, составляла около 6 мм.

    С наружной стороны щит покрывался кожей и богато расписывался. Изображаемые сюжеты включали лавровые венки, молнии Юпитера, а также гербовые эмблемы отдельных легионов. По периметру края щита обивались бронзовыми обоймами, чтобы дерево не щербилось от ударов вражеских мечей. В руке щит держали за рукоять, образованную поперечной деревянной планкой. В центре поля щита делался полукруглый вырез, в который просовывалась державшая рукоять кисть. Снаружи вырез закрывался бронзовым или железным умбоном, который, как правило, обильно декорировался гравированными изображениями. Вес современной реконструкции такого щита составлял примерно 7,5 кг.

    Туника

    Солдатская туника не слишком изменилась с предшествующих времён. Как и прежде, она кроилась из двух прямоугольных кусков шерстяной ткани примерно 1,5×1,3 м, сшитых с боков и у горловины. Вырез для головы и шеи оставался достаточно широким, так что во время полевых работ для большей свободы движения солдаты могли спускать один её рукав, полностью обнажая правое плечо и руку. На поясе туника собиралась складками и подпоясывалась ремнём. Высоко подпоясанная туника, открывавшая колени, считалась признаком военных.

    В холодное время года некоторые солдаты носили по две туники, при этом нижняя изготавливалась из льна или тонкой шерсти. Римляне не знали какого-то определённого уставного цвета одежды. Большинство солдат ходили в туниках из неокрашенной шерсти. Те, кто были побогаче, могли носить туники красного, зелёного или синего цветов. В парадных условиях офицеры и центурионы облачались в туники ярко-белого цвета. Для украшения туник на их боках нашивались по две полоски яркого цвета - так называемые клавы. Обычная стоимость туник составляла 25 драхм, причём эта сумма вычиталась из солдатского жалования .

    Штаны

    Римляне, как и греки, считали штаны атрибутом варварства. В холодное время года они носили на ногах шерстяные обмотки. Короткие штаны для защиты кожи бёдер от конского пота носили галльские и германские всадники, в массовом порядке служившие в римской армии со времён Цезаря и Августа. В холодное время года их носили и пехотинцы вспомогательных войск, тоже набиравшиеся из числа нероманизированных подданных империи.

    Легионеры, изображённые на Колонне Траяна, штанов всё ещё не носят, однако сам император Траян и высшие офицеры, подолгу ездившие верхом, изображены носящими узкие и короткие бриджи. В течение первой половины II века мода на эту одежду распространилась среди всех категорий войск, и на рельефах Колонны Марка Аврелия короткие штаны носят уже все категории войск.

    Галстук

    На рельефах Колонны Траяна солдаты изображены с галстуками. Их функция состоит в том, чтобы защитить верхнюю часть туники от трения и повреждений, причиняемых доспехами. Ещё одна задача галстука проясняется благодаря его позднему названию «сударион», которое происходит от латинского sudor – «пот».

    Пенула

    В ненастную погоду или в холодное время года солдаты носили поверх одежды и доспехов плащи. Одной из наиболее распространённых моделей плаща являлась пенула. Она ткалась из грубой овечьей или даже козьей шерсти. Гражданский вариант плаща, называвшийся лацерна, имел более тонкую выделку. Форма пенулы напоминала половину овала, прямые стороны которого смыкались спереди и застёгивались на две пары пуговиц.

    На некоторых скульптурных изображениях разрез отсутствует. В этом случае пенула, наподобие современного пончо, имела форму овала с центральным отверстием и надевалась через голову. Для защиты от непогоды её снабжали глубоким капюшоном. В гражданской лацерне такой капюшон, как правило, был приставным. По своей длине пенула достигала колен. Будучи достаточно широкой, она позволяла солдатам свободно действовать руками, не снимая плаща. На фресках и цветных изображениях военный плащ, как правило, имеет коричневый цвет.

    Калиги

    Солдатской обувью были тяжёлые башмаки калиги. Заготовка башмака кроилась из одного куска толстой бычьей кожи. Пальцы ног в башмаке оставались открытыми, а ремни, с боков охватывавшие стопу и лодыжку, прорезались, что обеспечивало ногам хорошую вентиляцию.


    Подошва состояла из 3 прошитых друг с другом слоёв. Для большей прочности она снизу подбивалась железными гвоздями. На подбивку одного башмака уходило 80–90 гвоздей, вес пары калиг при этом достигал 1,3–1,5 кг. Гвозди на подошве располагались определённым рисунком, усиливая те её части, которые больше изнашивались в походе.


    Согласно наблюдениям современных реконструкторов, подбитые гвоздями башмаки хорошо носились на грунтовых дорогах и в поле, однако в горах и на брусчатке городских улиц они скользили по камням. Кроме того, гвозди на подошве постепенно стирались и требовали постоянной замены. Одной пары калиг хватало примерно на 500–1000 км марша, при этом каждые 100 км пути приходилось менять 10 процентов гвоздей. Таким образом, за две-три недели марша римский легион терял около 10 тысяч гвоздей.


    Пояс

    Пояс являлся важной частью мужской одежды римлян. Мальчики надевали пояс в знак достижения совершеннолетия. Военные носили широкие кожаные пояса, которые отличали их от лиц гражданских профессий. Пояс надевался поверх доспеха и богато украшался бронзовыми рельефными или гравированными накладками. Для декоративного эффекта накладки иногда покрывали серебром и снабжали эмалевыми вставками.


    Римские пояса конца I века до нашей эры – начала II века нашей эры имели своеобразный передник из 4–8 ремней, покрывавшихся бронзовыми накладками и оканчивавшихся украшениями-терминалиями. По-видимому, эта деталь выполняла сугубо декоративную функцию и носилась ради создаваемого ею звукового эффекта. К поясу подвешивался кинжал, иногда кошелёк с мелкими деньгами. Меч римляне, как правило, носили на плечевой портупее.

    Поножи

    Поножи являлись частью защитного доспеха, прикрывавшей ноги от колена до подъёма стопы, то есть закрывали ту их часть, которая не была обычно прикрыта щитом. Офицеры и центурионы на памятниках I–II веков часто изображались в поножах, ношение которых являлось чем-то вроде символа их ранга. Их поножи украшались чеканкой с изображением головы Медузы в коленной части, боковая поверхность украшалась пучками молний и растительным орнаментом. Напротив, рядовые солдаты обычно в это время изображались без поножей.

    В эпоху Дакийских войн поножи вернулись в состав военного снаряжения, чтобы защищать ноги солдат от ударов дакийских кос. Хотя солдаты на рельефах колонны Траяна не носят поножей, они присутствуют на изображениях Трофея Траяна в Адамклиси. Римские солдаты на рельефах носят одну или две поножи. Эта деталь военного снаряжения также присутствует на скульптурах и фресках более позднего времени. Археологические находки поножей представляют собой простые железные пластины 35 см длиной, с продольным ребром жёсткости, лишённые какого бы то ни было декора. Они закрывают ногу лишь до колена; возможно, для защиты самого колена использовалась отдельная часть доспеха. Для крепления на ноге поножи снабжены четырьмя парами колец, сквозь которые был пропущен ремень.