Положительные и отрицательные стороны воспитания. Проблемы домашнего воспитания детей. Более тесные семейные узы

Преимущества и недостатки воспитания в ДОУ и в семье.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я. А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. В противоположность им, социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка. После установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом государственной важности. Детские сады и ясли создавались по всей стране с целью воспитания членов социалистического общества - общества нового типа. Если до революции основной целью дошкольного воспитания было гармоничное развитие ребенка, то после нее его целью стало формирование, прежде всего, гражданина советского государства. Показательно в связи с этим отношение руководителей дошкольного воспитания к концепции «свободного воспитания», согласно которой воспитание должно поощрять естественное, не навязываемое извне стихийное развитие ребенка, в котором главная роль принадлежит семье. Например, Д. А. Лазуркина призывала к борьбе со «свободным воспитанием», а воспитание в дошкольных учреждениях начали рассматривать, как средство компенсировать недостатки семейного воспитания, а часто даже и как средство разрушения существовавшего ранее института семьи, средство борьбы со «старой семьей», которая рассматривалась как помеха или даже враг правильного, т. е. общественного воспитания. Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А. С. Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей». Макаренко призывал педагогические коллективы изучать жизнь детей в семье с целью улучшения их быта и воспитания, а также влияния на родителей. При этом семейное воспитание должно было играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества». В различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов семейного воспитания детей дошкольного возраста. Исследователи пришли к выводу, что ни один из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей. Хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, содержание и методы воспитания и обучения детей специфичны в каждом из них. Приведем схему, разработанную Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны общественного и семейного воспитания.

Недостатки и положительные

стороны общественного и семейного воспитания

На основе приведенной таблицы можно сделать вывод о том, что каждый изсоциальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти эгоистичным, не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды и т.д. Следовательно, важно сочетать воспитание ребенка в семье с необходимостью воспитания его в коллективе сверстников. Приведенный анализ подтверждает необходимость сотрудничества детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания. Как система пропаганды педагогических знаний, в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей. Он представлял собой целостную систему форм пропаганды педагогических знаний с учетом различных категорий родителей. Целью педагогического всеобуча было повышение педагогической культуры родителей. Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке. Педагоги часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к мероприятиям зависит, прежде всего, от постановки воспитательно-образовательной работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к решению вопросов педагогического просвещения родителей. Часто поиск путей совершенствования работы с родителями ограничивался нахождением новых форм, и гораздо меньше внимания уделялось ее содержанию и методам. В ряде работ педагогов (Е. П. Арнаутова, В. М. Иванова, В. П. Дуброва) говорится о специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям, где сочетаются две функции - формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах - официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача - преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Авторы выявляют причины трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями. К ним относятся низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями само ценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей не дошкольные учреждения, а именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей - об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка. Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. По мнению авторов, детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду. Со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их «другими глазами». Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель. В 90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.

Консультация на тему «Преимущества и недостатки воспитания в ДОУ и в семье»

Подготовила воспитатель: Гапоненко Е.В.

Педагогическая наука заявляет, что именно от родителей и их стиля воспитания зависит то, каким вырастет их ребенок. Его поведение, отношение к окружающему миру и обществу, становление его, как личности в основном зависит от обстановки в семье. В данном случае мы рассмотрим один стиль - это авторитарное воспитание. Как оно влияет на формирование личности ребенка и к каким приводит результатам.

Определение термина

Авторитарное воспитание - действий, направленных на полное и беспрекословное подчинение воспитанника (ребенка, ученика, студента) воспитателю (родителю, няне, преподавателю и т. д.). У этого стиля есть и плюсы, и минусы.

Происходит понятие от латинского слова auctoritas - авторитет, уважение, власть или влияние. Течение зародилось еще в античную эпоху.

То есть авторитарное воспитание - это такой метод влияния, с помощью которого взрослый подчиняет полностью себе ребенка. Он развивает в нем безынициативность, подавляет его самостоятельность, препятствует выражению индивидуальности.

Теория авторитарного воспитания

Под таким стилем подразумевается полная диктатура. Ребенка держат под очень строгим контролем, так сказать "в ежовых рукавицах", запрещая практически все, что может приносить ему радость.

Если представить себе то, в данном стиле авторитарного воспитания пряника нет вообще, только кнут. Фактически, единственное, чем родители берут, это наказаниями, которых ребенок страшно боится.

Этот метод всегда вызывал среди деятелей педагогики жаркие споры, деля ученных на два лагеря. В первом доказывали, что это приносит положительные результаты, развивая в отпрысках послушание, добропорядочность и организованность. Вторые же напротив, высказывались категорически против авторитарного типа воспитания, объясняя это тем, что такие дети вырастают с некими психическими отклонениями и полностью подавленной волей.

Так какие же на самом деле можно выделить положительные и отрицательные стороны такого метода?

Плюсы такого воспитания

Безусловно, первым положительным итогом такого стиля станет дисциплинированность и ответственность за свои действия. Такие дети вырастают послушными. Так сказать, роботы, которым дали команду, и они ее выполняют без всяких пререканий.

Второй плюс выражается в том, что такие дети в совсем раннем возрасте не станут искать решения по какому-либо поводу, что не позволит произойти нервному срыву.

Минусы авторитарного воспитания

Отрицательные стороны такого метода заключаются в том, что:

  1. У малыша развиваются комплексы - это заниженная самооценка, малодушие, неактивность и неуверенность.
  2. Личность ребенка практически не развивается. Он автоматически слушается приказов и советов родителей даже во взрослом возрасте. И порой совсем не замечает, что эти действия идут вразрез с его собственными желаниями.
  3. Развивается огромный комплекс неполноценности. Страдает психика ребенка, если он постоянно боится наказания.
  4. Немаловажным фактором считается то, что в более зрелом возрасте он может просто сорваться и пойти во все тяжкие, наверстывая все то, что ему запрещали.

Положительный результат

А теперь можно рассмотреть, каким в итоге станет ребенок, который получил авторитарное семейное воспитание.

В лучшем случае человек вырастет таким.

  1. Робким, спокойным, очень послушным.
  2. Не думая о последствиях, он исполнит любое пожелание, исходящее от родителей или тех, кто старше его.
  3. Он будет стараться очень хорошо учиться, и, возможно, закончит школу с отличием.
  4. Он может стать хорошим работником, который всегда и вовремя выполняет поставленную перед ним задачу.
  5. С мужской точки зрения, девочки, воспитанные таким образом, становятся хорошими женами.

Отрицательный результат

  1. Деспотом, который спроецирует свое тяжелое детство на окружающих и близких.
  2. Во взрослом периоде ребенок потеряет уважение к родителям. На его место придет ненависть и их пониженный авторитет.
  3. Человек станет агрессивным, циничным и конфликтным. Все проблемы будет решать силовым методом.
  4. Практически нереально будет найти работу под чьим-нибудь начальством и в коллективе, так как он со всеми будет вступать в споры.
  5. Всю свою жизнь он будет бороться за что-либо, против чего-либо и с кем-либо. Главной целью станет борьба.

Поведение родителей

Если говорить простыми словами, то поведение родителей можно разделить на 2 варианта:

  1. Я так сказал, значит так оно и будет.
  2. Я родитель, я взрослый, значит, я прав.

То есть родители не идут на компромиссы, заставляя ребенка выполнять свои требования от и до. Их частые фразы: "ты должен", "ты идиот", "ты обязан", "ты лентяй, тупой, дурак" и т. д.

Как правило, такие родители наказывают ребенка за каждый проступок, чаще всего прибегая к физическому наказанию. Любое проявление Желания и просьбы не слышатся и полностью игнорируются.

Реальные примеры

Наиболее ярким примером ребенка, получившим авторитарное воспитание, является сам Адольф Гитлер. Его отец, уйдя в отставку со службы таможенника, оставил о себе нелестные отзывы, его характеризуют, как очень конфликтного и высокомерного человека.

Его тиранические наклонности заставили старшего сына, брата Гитлера, сбежать из дома. Сам же Адольф закончил с отличием школу в Ламбахе.

После бегства сына отец Адольфа стал муштровать его, что привело Гитлера к тем же мыслям о побеге, как и брата, но он не стал этого делать.

Однако свою ярость и борцовские черты он направил на формирования себя, как лидера. Уже в школе он сильно отличался от одноклассников, что видно даже по фотографиям. И, как говорил один из них, Гитлер был спокойным фанатиком.

Тиранический метод воспитания сказался на дальнейшей судьбе немецкого подростка, который в дальнейшем стал одним из самых ярких мировых диктаторов, погубившим миллионы человеческих жизней.

Еще одним мальчиком, который воспитывался в таком режиме, стал опять-таки немец. Это был Ганс Мюллер. Несмотря на то, что он был единственным ребенком в семье, держали его родители в строгой дисциплине. Любое нарушение правил каралось физически.

По приказу родителей Ганс вступил в вооруженные силы нацисткой Германии и в национальную-социалистическую партию. В возрасте 25 лет его приняли в специальное подразделение, которое отвечало за охрану концлагерей "Мертвая голова".

Когда советская армия освободила Освенцим, к ним в руки попала вся документация, где были подробно описаны все злодеяния и ужасы, которые вытворял с пленными Г. Мюллер.

Заключительные выводы

Метод такого воспитания может привести к необратимым, пагубным последствиям для ребенка. То насилие и давление, которое родители оказывают на свое чадо, возможно навсегда лишат их спокойной старости. И, к сожалению, кружку воды подать будет некому.

Поэтому выбирая, как воспитывать ребенка, стоит сохранять равновесие и одинаково часто и хвалить, и воспитывать в нем дисциплину. Малыш должен чувствовать поддержку и любовь родителей, тогда только из него получится успешный и добрый человек.

Принято семью считать главной средой воспитания ребенка. То, что ребенок приобретает в семье с детства, сохраняется на всю его жизнь и имеет влияние на жизненные моменты. Важность воспитания в семье в том, что ребенок значительное время находится под ее влиянием и ни одна среда не может с этим сравниться. Здесь закладываются основы личности, которые практически завершаются до поступления ребенка в школу.

Положительные и негативные стороны воспитания ребенка в семье

Самой важной положительной стороной воспитания является то, что ребенок окружен людьми, которые его очень любят, заботятся о нем, развивают. Но с другой стороны никакое общество по сравнению с семейным, не может нанести такое количество вреда человечку.

Тревожные родители, чаще всего это относится к мамам, помогают вырасти тревожному ребенку. У честолюбивых родителей дети вырастают с комплексом неполноценности. Несдержанные члены семьи, раздражающиеся по малейшему поводу, формируют у своих детей аналогичный тип поведения.

Очень хорошо

Когда в семье происходит душевное соединение, нравственная связь детей и родителей. Не стоит родителям пускать воспитание детей на самотек, ни в раннем детстве, ни в подростковом. Им нужен совет, положительное или отрицательное мнение. Оставшись наедине со своими проблемами, дети выбирают поступок пропагандируемый обществом, а это в большинстве случаев не правильно.

Первый опыт

Каждый ребенок получает в семье. Первые наблюдения, копирование ситуаций. Дети не знают как надо, они делают все, как увидят. Важно не только воспитывать словами, но и подкреплять собственными примерами. Если родители утверждают, что врать нехорошо, а сами показывают обратное, то, что ребенок больше воспримет? Конечно, второй вариант.

Очень важно родителям при воспитании соблюдать уважительное отношение к ребенку:

  • Ребенок воспринимается таким, каков он есть.
  • Уметь сопереживать, смотреть на сложившиеся ситуации глазами ребенка.
  • Адекватно относиться к ребенку в случае непредвиденных ситуаций.

Любовь родителей не должна зависеть от талантов и внешности ребенка. Родители любят своих детей такими, как они есть, пусть он не красив, не имеет особых способностей, на него жалуются дети и соседи. Но ведь на то и существует семья, чтобы помочь ребенку сформировать лучшие качества, чтобы помочь развить свои таланты, пусть они пока еще маленькие.

Но самое главное в жизни ребенка – это научить его любить. Отдача наступит быстро. Такие дети, вырастая, более легки в общении, увереннее и талантливее. С ними легко и просто – они умеют любить и ценить.

Похожие статьи:

Адаптация ребенка в условиях детского сада (8815 Просмотров)

Дошколята > Детский садик

В этой статье мы коснемся процесса адаптации ребёнка к детскому саду. Согласно социологической энциклопедии слово "адаптация" (от латинского слова adaptare – приспособление), означает процесс, в ходе которого личность...

Особенности развития ребенка от года до трех лет (9762 Просмотров)

Раннее детство > Воспитание ребенка

В семье появился малыш. Радость какая!!! Теперь появятся новые заботы, хлопоты не только по правильному уходу за ребенком, но и по его обучению всему, что может пригодиться в жизни. Раннее детство от года до трех лет...

Если у ребенка болит живот (14955 Просмотров)

Новорожденный > Детские болезни

Скопление газов в животе у ребенка вызывает схваткообразные боли. Малыш из-за этого может отчаянно кричать, сучить ножками. По мере отхождения газиков ребенок успокаивается, а затем снова начинает беспокоиться. Боли в...

О возможностях провокативной педагогики рассказывает кандидат педагогических наук Алексей ЕНИН

Одна из типичных педагогических ошибок - попытка воспитания детей исключительно на позитивных примерах и социально одобряемых действиях. На первый взгляд в этом нет ничего опасного, поскольку такая практика ориентирует ребенка на подражание неким положительным образцам. Что плохого, если ребенок начнет идентифицировать себя с предложенным ему идеальным образом? Но не все так просто…

Куда «деваются» отрицательные качества?

Проблема в том, что помимо положительных черт у каждого из нас существуют и отрицательные качества, которые вызывают соответствующие желания и стимулируют к определенному поведению. А реакция взрослых, в том числе педагогов, нередко сводится к запретам и нравоучениям. В результате у многих детей возникает конфликт между идеализированным представлением о себе и реальными устремлениями. Следствиями такого конфликта бывают: снижение самооценки, внутреннее смятение, повышенная раздражительность и другие негативные переживания. В более отдаленной перспективе это может привести к проблемам в развитии ребенка, например в развитии эмоциональной сферы. Бывает и так, что ребенок отторгает положительную модель поведения и обращается к другим асоциальным или даже криминальным моделям. В общем, потеря связи с отрицательной частью себя чревата весьма неприятными последствиями. Как же быть? Здесь на помощь учителю приходит провокативная педагогика.

Надо ли сдвигать границу дозволенного?

В основе провокативной педагогики лежит вызов воспитаннику, побуждающий его к определенным действиям в направлении собственного развития. Зачастую этот вызов связан с предложением сделать нечто такое, что выходит за границы стереотипных представлений о допустимом и запретном, правильном и ложном, поощряемом и наказуемом. То есть детям разрешается и предлагается то, что по логике вещей вроде бы не должно поощряться взрослыми. Стандартные нормы и границы как бы сдвигаются, и ребенку предоставляется возможность самому решить: как далеко ему стоит зайти в следовании новым «антипедагогическим» установкам и принципам. Во внеучебной работе с этой целью может использоваться методика ролевых либо имитационных игр. Например, игра «День гадостей», в которой ребятам разрешается делать «пакости» друг другу, или «День Лени», где у детей только одна обязанность – «ничегонеделание». Как правило, проживание такого «негативного опыта» вызывает у детей обратную реакцию: желание поступать вопреки «отрицательным» предписаниям взрослых. На этом эффекте, собственно, и строится расчет в провокативной педагогике. Согласитесь, одно дело, когда моральные нормы поведения вводятся взрослыми, и совсем другое, когда дети приходят к ним сами. В последнем случае идеальные положительные черты перестают восприниматься ребенком как навязанные извне; появляется осознание их необходимости, а сам человек начинает ощущать реальную свободу и ответственность.
Кроме того, методы провокативной педагоги позволяют ребятам, что называется, «выпустить пар», реализовать некоторые свои отрицательные желания в «мягкой» и безопасной для других форме.
Но и это еще не все. В культуре провокативность выступает как один из механизмов для «выработки неопределенности». То есть такого расшатывания культурных и личностных стереотипов, которое ведет к изменению, обновлению, развитию как отдельных людей, так и общества в целом. Как подобное «расшатывание» проявляется в практике провокативной педагогики? Например, у ребенка меняется отношение к определенным вещам, он начинает понимать, что некоторые качества, которые он раньше считал отрицательными, не стоит оценивать так однозначно. Что возможно найти способы, которые позволят обратить потенциал «отрицательных» желаний и интересов «в позитив». Таким образом, провокативные методы высвобождают в ребенке скрытую энергию, активизируя и усиливая ресурсы его саморазвития. И одновременно помогают интегрировать положительные и «отрицательные» стороны личности в целостное, адекватное и позитивное представление о себе.
Как видим, провокативная педагогика обладает колоссальным потенциалом, который стоит использовать. Но!..

Может быть, лучше воздержаться?..

В заключение необходимо сказать об ограничениях в применении методов провокативной педагогики. Прежде всего, следует отметить, провокативные методы – это обоюдоострый инструмент. Неграмотное обращение с ним может привести к прямо противоположному эффекту.
Поэтому использовать эти методы можно только тем учителям, кто знаком с основами психологии и обладает навыками применения игровых методик. При этом педагогу следует руководствоваться принципом открытости в общении с ребятами, а также принципом «педагогического участия». То есть педагог должен сам участвовать в играх, задавая определенный «стиль» выхода за границы привычных норм.
И конечно, первостепенное значение имеет степень доверия, которая установилась между педагогом и другими участниками игрового процесса. Важно также понимать, что некоторые дети чувствуют себя крайне некомфортно в условиях провокативного воздействия. Поэтому участие в такого рода играх должно быть делом сугубо добровольным – только по желанию ребенка.

Подготовил Анатолий ВИТКОВСКИЙ

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Что же это такое - хорошие родители. Будущие родители думают, что такими можно стать, изучив специальную литературу или овладев особыми методами воспитания, но только одних знаний мало .

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь? А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту жизни .

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это универсальное требование к воспитанию. Основа для сохранения контакта -искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка. Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и взрослого друг с другом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие воспитания, уступая место подлинному диалогу. Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого .

Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера .

1) Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам.

2) Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Если дети, взрослея, все более приобретают желание отдаления этой связи, родители стараются как можно дольше ее удержать .

Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной меры самостоятельности регулируется, прежде всего, возрастом ребенка. Вместе с тем многое зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно, что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и самостоятельности, предоставляемой детям.

Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе займет деятельность по воспитанию будущего ребенка .

У человека как существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки - направленность на психический облик другого человека. Потребность "ориентиров" в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью в эмоциональном контакте .

Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке. В результате родитель получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством. Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден .

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из-за отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были достаточно способными и настойчивыми. Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей приобретает элементы эгоизма: мы хотим сформировать ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни. .

Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Некоторые родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных, отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву: "Плавать, прежде чем ходить"; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет споковскую модель воспитания, забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для ребенка .

Воспитание как формирование определенных качеств. В этих случаях родитель строит свое воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим "особо ценным" качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми. В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно очевидной .