Подготовка ребенка к детскому садику. Стресс - главный враг малыша. Подготовка иммунитета и физическая подготовка к детскому саду

Статья поможет родителям собрать ребенка в сад и подготовить его к этому событию с психологической стороны.

Первый раз в детский сад — это ответственное и волнительное мероприятие для мамы и ребенка. Как подготовить ребенка к детскому саду не только в плане покупки необходимых вещей, но и морально?

Какие документы нужны в детский сад?

В России для приема ребенка в сад потребуются:

  • Документы, удостоверяющие личность родителей
  • Направление (путевка) комиссии об определении ребенка в сад
  • Заявление на имя заведующей детского сада о приеме ребенка в сад
  • Копия страхового обязательного полиса
  • Копия свидетельства о рождении ребенка (оригинал показать)
  • Медицинская карта ребенка форма №026
  • Карта профилактических прививок формы №063
  • Справка от педиатра о том, что ребенок здоров и не контактировал с инфекционными больными. Справка действительна 3 дня
  • Если вы имеете льготы по оплате, то подтверждающие документы
  • Если ребенка требуется специальная логопедическая группа, то медицинская справка о необходимость посещения такой группы
  • Если ребенок страдает аллергией на продукты, которые дают в саду, то медицинская справка от аллерголога о наличии аллергии

Каких нужно пройти врачей для садика?

  • Терапевт. Это первый врач, которого вам с ребенком стоит посетить. Он оценивает общее состояние ребенка, дает направления на следующих врачей и по итогу прохождения комиссии выдает справку нужного образца
  • Отоларинголог. ЛОР выявляет при наличии наиболее распространенные для детей проблемы носоглотки: аденоиды, тонзиллит, искривление носовой перегородки. При обнаружении данных проблем, врач принимает решение о лечении


  • Офтальмолог. Как правило, осмотр направлен на выявление следующих проблем: дально- или близорукость, косоглазие. При выявлении их назначает лечение


  • Невролог. Пытается выяснить на приеме, есть ли неврологические отклонения: бьет молоточком по коленке, проверяет вестибулярный аппарат и координацию


  • Хирург. Смотрит состояние позвоночника, стоп, осанки. При необходимости дает рекомендации или назначает лечение. Также осматривает у мальчиков крайнюю плоть и яички


  • Стоматолог. Выявляет проблемы с зубами ребенка, такие как ранний детский кариес. Обязательно осматривает уздечку и проверяет прикус


  • Логопед. Детям до 3 лет логопед дает лишь рекомендации при наличии некоторых особенностей речи, так как до 3 лет речь еще устанавливается. После 3 лет во избежание более серьезных дефектов речи врач дает направление в логопедическую группу в саду или настоятельно рекомендует пройти курс лечения у логопеда


ВАЖНО: Если вы видите, что доктор осмотрел вашего ребенка довольно поверхностно, потребуйте более внимательного подхода. Особенно это касается тех случаев, когда вы сами подозреваете, что что-то не так

Что нужно купить ребенку в детский сад?

  • Одежда (подробнее читайте ниже)
  • Пакет со сменной одеждой
  • Канцтовары (подробнее читайте ниже)
  • Одежда для бассейна при его наличии (подробнее читайте ниже)
  • Нагрудник для приема пищи
  • Пакет для грязной одежды
  • Расческа для девочек
  • 2 носовых платка
  • Полотенце для рук и ног
  • Туалетная бумага
  • Салфетки


ВАЖНО: Перед тем, как направляться в магазин, обязательно попросите список необходимо в детском саду, чтобы не купить лишнего и, наоборот, ничего не упустить

Одежда для детского сада

ВАЖНО: Одежда должна быть простой, без замысловатых застежек, изготовленной из натуральных материалов, удобной

Одежду выбирайте по сезону для улицы и по температуре воздуха в группе для нахождения в помещении.

Для улицы осенью и весной:

  • Трусы
  • Колготы (2 пары на случай промокания)
  • Носки (2 пары на случай промокания)
  • Майка
  • Кофта
  • Куртка
  • Шапка
  • Перчатки


Для улицы зимой:

  • Трусы
  • Колготы теплые (2 пары на случай промокания)
  • Носки теплые (2 пары на случай промокания)
  • Майка
  • Кофта теплая
  • Комбинезон (штаны + куртка)
  • Шапка
  • Перчатки


Для улицы летом:

  • Трусы
  • Колготы при холодной погоде
  • Носки легкие х/б
  • Юбка, шорты, платье, штаны (по погоде)
  • Майка
  • Кофта (по погоде)
  • Кепка, панама
  • Ветровка (по погоде)


Для группы подбирайте одежду исходя из температуры внутри:

  • Трусы
  • Майка
  • Кофта (при температуре 20 и ниже С)
  • Шорты
  • Платье
  • Колготы (при температуре 22 и ниже С)
  • Штаны вместо колгот
  • Носки

ВАЖНО: В шкафу ребенка всегда должен быть запасной комплект одежды. Ведь если ребенок обольется, у вас может и не быть возможности быстро привезти ему сухую и чистую одежду


Если в саду есть направленность к физической подготовке, то уточните у воспитателя список необходимо для проведения физических занятий.


Общие требования к одежде:

ВАЖНО: При выборе одежды ребенку в сад выбирайте ту, которую ваше чадо сможет надеть на себя самостоятельно

  • Трусы. Только х/б. Они не должны спадать и не должны быть очень плотными. Ребенок должен их легко надевать и не поправлять каждый раз, когда они будут норовить упасть
  • Колготы. Часто колготы после стирок дают усадку. После этого они с трудом налазят на ребенка. Не одевайте малышу такие колготы, иначе он сам не сможет их одеть, а нянечка потратит на это много времени в то время, как в ожидании будут и другие дети. Резинка не должна давить
  • Носки. Только х/б, чтобы ножка не потела

ВАЖНО: Трусы, носки, колготы должны быть по 3-4 запасных пары. Ребенок может не всегда вовремя ходить на горшок. А ножки могут потеть. На эти случаи должны быть всегда сменные комплекты. Майки и другие вещи, в которых ребенок ходит в группе, должны быть по 1 штуке в запасе, так как за обедом ребенок может облиться


  • Юбки. Девочкам можно одевать юбки в саду, но это не совсем удобно, ведь вас не будет рядом, чтобы одернуть ее при необходимости. Если вам хочется надеть юбку, то выберите юбку-шорты — это и красиво и практично


  • Шорты. Должны быть на резинке. Пуговицы и кнопки затруднят процесс одевания вашему ребенку
  • Майки. Обратите внимание на горло. Оно не должно быть настолько узким, чтобы с трудом налазить на ребенка. Но и нежелательно, чтобы оно было на кнопках, так как ребенок вряд ли их застегнет при необходимости. Майки для улицы выбирайте с рукавом, хоть и очень коротким. Нельзя, чтобы плечи находились открытыми на солнце
  • Кофты. Одна кофта на замке или кнопках пусть висит в шкафу всегда. Остальные же должны быть, как и майки, с не узким, но и не с широким горлом. Для похода на улицу весной, осенью и зимой очень хороши кофты без застежек и с высоким горлом (в народе «гольфики»). Ребенок их легко наденет и горло будет закрыто всегда


  • Платья. Очень красивый наряд для девочек, но не очень удобный для сада. Ребенок может сесть на пол, а платье задерется. На улице неудобно играть на детской площадке. Но это ваш выбор. Если вы видите свою кроху только в красивых платьицах, то одевайте платьица
  • Штаны. Лучше, если они будут на резинке. Они не должны быть узкими, чтобы не сковывать движения ребенка в группе или на площадке и не доставить ребенку проблем с натягиванием на себя. На осень и холодную весну хорошо, если штаны будут непродуваемые
  • Куртка/ветровка. Хорошо, когда верхняя одежда с капюшоном. Это защитит ребенка от ветра или неожиданного дождя. Еще лучше, когда на капюшоне установлена резинка, которая затягивается по форме головы. Так защищены будут и уши, и горло. Не покупайте широкие модели, даже если они будут очень модными. Ребенок будет играть с детьми на площадке, а ветер будет задувать под куртку. Если малыш в этот момент будет вспотевшим, то вероятность заболеть вырастает в разы. Очень хорошо, когда внизу куртки также есть затягивающая резинка. Воротник лучше пусть будет стоячим. Расстегнуть его можно в любой момент, зато в плохую погоду он очень выручит. Манжеты тоже предпочтительней выбирать на резинке, дабы ветер не задувал
  • Зимний комбинезон. Слитный комбинезон хорош тем, что его быстро одевать и он никак не продувается ветром. Раздельный комбинезон хорош тем, что куртку можно одеть перед самым выходом, чтобы не вспотеть, пока другие одевают еще только штаны. Хорошо, когда внизу на штанине пришиты резиночки, которые надеваются на ботинок. Так, нога ребенка не оголится при активных движениях. Требования к манжетам, капюшону аналогичны, как и для курток/ветровок (читайте предыдущий подпункт)


  • Шапка. Должна быть на завязках, несмотря на то, что шапки без завязок выглядят более стильно. В группах, как правило, 20 человек. Воспитатель вполне может не заметить, что у вашего ребенка торчит ухо. Хороша для сада будет шапка-шлем. Ребенок легко оденет ее сам, а уши и горло у него всегда будут закрыты. Для лета выберите кепку или панамку


  • Перчатки. Лучше соединить их веревкой, чтобы невнимательный ребенок их не потерял. И лучше, когда они высокие, чтобы исключить попадание песка, снега через рукава
  • Шарф. Нужен, если куртка не имеет стоячего горла. Еще можно одеть шарф, чтобы к лицу прилегало не горло куртки, а приятный теплый шарф

ВАЖНО: Одевайте ребенка по погоде. Если всей группе 20 человек будет тепло, а вашему ребенку холодно, то вряд ли все пойдут в группу. Но и потеть от обилия одежды также ребенку нельзя, так как риск заболевания становится очень большим

Обувь для детского сада

В саду ребенок ходит в обуви всегда. Сменная обувь желательна. С маленькими детками могут случаться разные казусы. Для улицы выбирайте обувь по погоде.

Общие требования:

  • Для группы купите открытые сандалии или босоножки
  • Ноги не должны потеть в выбранной обуви
  • Обувь должна быть удобной, не должна доставлять дискомфорт ребенку
  • Покупайте обувь на липучках хотя бы для деток до 4 лет, ну или пока вы не увидите навык ребенка застегивать обувь без липучек
  • Не покупайте обувь, в которой есть только шнурки. Пусть сбоку будет и замочек, иначе у ребенка будут трудности с обуванием
  • Для осени храните в шкафчике резиновые сапоги

Список канцтоваров

Прежде чем закупать канцтовары, уточните их необходимость в детском саду.

Как правило, нужны:

  • Альбом для рисования
  • Гуашь (6 цветов)
  • Кисточки для рисования: тонкая и толстая
  • Цветная бумага
  • Цветной картон
  • Пластилин
  • Стакан-непроливайка
  • Цветные карандаши
  • Точилка
  • Пенал


Что нужно ребенку в бассейн в сад?

ВАЖНО: Требования к вещам для бассейна могут отличаться в садах, поэтому для начала уточните у воспитателя этот момент.

Список необходимого:

  • Шапочка для бассейна на голову. Это делается в целях гигиены. Резиновая будет более дискомфортна для ребенка, но часто именно ее и требуют в бассейне. Тряпичная хоть и намочит волосы, но зато будет приятнее ребенку находиться в такой шапке
  • Резиновые тапочки. Хорошо зарекомендовали себя кроксы: в ним ножка ребенка не выскользнет

  • Душевые принадлежности: мочалка, мыло
  • Полотенце большое
  • Халат, чтобы дойти от душа до бассейна
  • Купальник/плавки


Что нужно для выпускного в детском саду?

Самое интересное для ребенка, особенно для девочки — одеть красивый наряд на выпускной. Это и есть тот элемент, без которого выпускной не будет выпускным. Все остальное зависит от сценария выпускного: подарки, аксессуары, украшения.


Психологическая подготовка ребенка к детскому саду

Психологическая подготовка ребенка к саду — это очень кропотливый, а порой и очень сложный процесс. Некоторые детки с первого дня в саду чувствуют себя уверенно и спокойно. А некоторые по прошествии месяца не хотят там находиться больше двух часов. Зависит это от характера ребенка, его уверенности и страхов.

Отличия по темпераменту.

  • Меланхолик. Такой ребенок всегда требует исполнять его прихоти, не терпит отказов, не любит новых людей, психует по мелочам, закатывает истерики, замкнутый, не желает общаться ни с кем, кроме домашних, постоянно требует к себе внимания. Конечно, в сад такой ребенок не захочет идти. Вам придется перенести его истерики и крики
  • В саду ребенок может вести себя агрессивно, так как все же вынужден находиться там. У него будут проблемы с дружбой. Такого ребенка сложно уговорить пойти в сад, но пытаться все же стоит. Тактика: не заставляйте и, тем более, не ведите силой
  • С таким ребенком будьте готовы, что адаптация затянется, а выход на работу может оттянуться. Толку от того, что вы такого ребенка силой отправите в сад, не будет: он будет хулиганить или просто грустить в углу
  • Найдите плюсы посещения сада, которые могут заинтересовать вашего ребенка: например, то, что там будут новые игрушки. Или ищите компромисс: ребенок ходит в сад, а вы тогда ему каждые выходные будете покупать новую игрушку. Оптимальный возраст для отправки в сад таких детей — 5 лет


  • Флегматик. Это спокойный ребенок, не доставляющий проблем. Он умеет играть один. Но в саду адаптируется плохо, так как хочет в родной дом к родной маме. В саду такие дети не плачут, но и не веселятся. Они грустно проводят день в ожидании прихода мамы
  • Тактика родителей: подбадривайте ребенка, при возможности дайте ему в сад любимую игрушку, которую он сможет положить в шкаф, или отдайте постельное белье из дома. Так, малыш будет чувствовать себя комфортней и уютней


  • Холерик. Это активные дети, которые любят дурачиться, бегать, прыгать и обращать на себя внимание. Такие дети любят быть в центре внимания, поэтому в саду будут организовывать своеобразные группы шалунов
  • Воспитателям такие дети доставляют много хлопот своей не всегда полезной, но неуемной энергией. Тактика родителей: нет смыла пытаться задавить в ребенке активность, просто ее нужно направить в нужное русло. Лучший возраст для адаптации — 3-4 года

  • Сангвиник. Это активный ребенок, который любит общение и новые впечатления. Он с радостью пойдет в сад, пообщается с детьми, поиграет во все игры. Но, как только игры ему станут скучными, ребенок перестанет хотеть посещать сад
  • Таких детей нужно отдавать в сад раньше остальных, но выбирать такой сад, где дети не предоставлены сами себе, а где их будут развлекать каждый раз новыми занятиями. Тогда вы не увидите проблем с адаптацией вашего ребенка в саду


Что должен уметь ребенок для детского сада?

К моменту отправки ребенка в сад, он должен:

  • Отвыкнуть от соски
  • Научиться кушать ложкой
  • Научиться ходить на горшок
  • Научиться минимально одеваться
  • Научиться засыпать относительно самостоятельно


Чтобы отправка ребенка в сад не стала причиной переживаний для вас и ребенка, подготовьтесь к этому со всей ответственностью.

Видео: Что нужно для детского сада?

Адаптация в детском саду – это очень тяжелый период для любого ребенка, а также для его родителей. Ведь малышу сложно свыкнуться даже с кратковременной разлукой с родителями, так как он попросту не готов к расставанию. Так как же подготовить ребенка к детскому саду в 2 года? Ведь с приходом в ясельную группу для него наступает новый жизненный период. С этого момента он оказывается в обстановке, которая для него дискомфортна. Неудивительно, что это отражается и на поведении, и на настроении.

Как подготовить ребенка к садику в 2 года?

С самого начала пребывания ребенка в яслях у него нарушается питание, сон и поведенческие реакции. Неудивительно, что это может негативно отразиться и на состоянии детского здоровья. Поэтому многие в качестве подготовки к детскому саду проводят закаливающие процедуры в профилактических целях. Главное чтобы такое закаливание малышу было приятно. Также будут полезны во всех отношениях и физические нагрузки – подвижные игры и утренняя гимнастика. К тому же они будут обязательно продолжены уже в детском саду.

Для того чтобы дети третьего года жизни наиболее успешно адаптировались в детском саду, необходимо соблюдение двух моментов. Речь идет об удовлетворении важнейших потребностей малыша в детском саду. При этом имеющиеся у ребенка навыки должны соответствовать минимальным требованиям, необходимым для нормального пребывания в группе.

Как помочь ребенку 2 лет адаптироваться в детском саду

Для малышей третьего года жизни характерно частое повторение одного и того же вопроса. При этом малыш не забывает на него ответ, а просто хочет удостовериться, что взрослый ее не передумал сделать то или иное действие. Поэтому особенно важно попасть в детском саду к опытному и надежному педагогу в яслях, который сумеет терпеливо заменить малышу маму. В особенности это важно на протяжении первого месяца обитания ребенка в детском саду. Ведь если он поймет, что кто-то дружелюбный и могущественный обеспечивает ему защиту, то ребенок будет меньше тревожиться при освоении нового, еще не знакомого ему мира.

Именно стабильность дарит ребенку чувство безопасности. Но начало занятий в детском саду – это существенное изменение в жизни любого ребенка, поэтому особенно важно, чтобы такие глобальные изменения приходили постепенно. Сначала его можно отвести туда всего на час-полтора, а затем постепенно наращивать время пребывания. Следующим этапом будет дневной сон в садике, но и к нему ребенка нужно тщательно подготовить. Многие стараются сделать это посредством сказок.

К тому, что малышу придется пойти в детский сад его необходимо подготавливать заблаговременно. При этом ему можно рассказывать о будущем садике, показывать издалека детскую площадку и детей, которые там играют. При этом акцент нужно делать на том, как им там весело, как им нравится ходить в садик. Крайне нежелательно, чтобы начало посещения детского сада совпало с другими переменами в жизни семьи – переездом, ремонтом, рождением второго ребенка, разводом родителей или прочим.

Также важно выбрать воспитателя и дать ребенку к нему привыкнуть. Сначала малыш просто с ней познакомится. Родители же должны как можно больше рассказать малышу о педагоге. Моно сделать ей несколько подарков – поделок, рисунков и других.

Какие навыки необходимы ребенку 2 лет, чтобы нормально адаптироваться в детском саду

В первую очередь ребенок должен уметь обратиться к взрослому воспитателю так, чтобы его поняли. На третьем году жизни еще не все дети внятно разговаривают, поэтому нужно научить их привлечь внимание взрослого, объяснить свои потребности.

Для этого малыша нужно спрашивать, что же он хочет. На этот вопрос должен быть однозначный понятный ответ. Для этого ребенок может использовать жесты или звуки. Также подойдут и односложные предложения: пить, есть, больно, холодно и т.д.

Также для любого ребенка в детском саду важно общение с другими детьми в группе среди сверстников. При этом он должен уметь попросить, договориться.

Отдельное место в том, как подготовить ребенка 2 лет к детскому саду, занимают навыки самообслуживания. То есть, малышу просто необходимо уметь самостоятельно использовать горшок, мыть руки, кушать при помощи ложки и пить из чашки. Также подойдет и однозначное обозначение своей потребности, чтобы попросить помощи взрослого. Так, если малыш не может сам сесть на горшок, он может принести его воспитателю, который ему поможет.

В любом случае, детский сад – это большой стресс для всех детей. Если родители вынуждены начать туда водить ребенка двух лет, то именно они должны помочь своему ребенку справиться со столь сложным периодом в его жизни.

Поступление в детский сад — важный рубеж в жизни семьи с маленьким ребенком. У малыша полностью изменяется жизнь, появляются новые друзья, занятия и переживания. Не всегда первое время в детском садике проходит гладко. Но всем родителям хотелось бы, чтобы их сын или дочка легко пошли в сад.

Как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы все сложилось удачно? Для этого необходимо сочетание готовности самого малыша и способности родителей помочь ему подготовиться к таким изменениям в жизни.

Каждому овощу — свое время, или когда лучше отдавать малыша в сад?

Сейчас педагоги и психологи считают, что столь раннее отлучение ребенка от матери не самым лучшим образом сказывается на развитии детей. Однако таковы были условия.

Оптимальный возраст

В наше время ясли сохранились не везде. Детей отдают сразу в садик. Скорее всего, это разумно, потому что средним возрастом готовности к жизни в коллективе детский психологи называют 3 года. Именно в этом возрасте у малышей появляется первое желания общаться со сверстниками.

До этого времени дети проявляют очень мало интереса друг к другу. Они, конечно, играют на детской площадке, но играют «рядом», а вовсе не «вместе».

До 1,5 лет

До полутора лет отрывать младенца от мамы не рекомендуется. В 1,5 года заканчивается период сепарационной тревоги — состояния, когда любое отсутствие матери рядом воспринимается малышом как стресс. Коллектив в этом возрасте ему абсолютно не нужен.

В 2 года

Часто можно слышать мнение более старшего поколения, что чем раньше — тем лучше. «В 2 года в ясли — быстрее привыкнет». Вполне возможно, что в 2 года дети быстрее привыкают к условиям сада, чем в 4. Но это привыкание — не положительное сознательное принятие, а скорее примирение обреченного.

Пассивное сопротивление может выразиться в частых болезнях, снижении активности и жизнерадостности, потере доверия к миру. Так что детский садик в 2 года — это скорее вынужденная мера, когда у родителей нет возможности не выходить на работу или нанять няню.

В 3 года

В три года кроха начинает впервые интересоваться другими детьми. Кроме того, именно в три года начинается кризис самостоятельности. «Я сам!», - декларирует ребенок.

Вот на этой волне и можно легко вписать развитие навыков самостоятельности и поступление в детский сад. Ваш малыш готов немного отпустить мамину руку и выходить в мир.

В 4 года

4 года — время развития личности. Развитие нервной системы делает поведение ребенка несколько нестабильным. Детишки в этом возрасте становятся крайне эмоциональны и не испытывают доверия к детскому саду.

Некоторые психологи считают, что если вы не отдали малыша в сад в 3 года, то четвертый год лучше переждать. Ваше сокровище уже успело привыкнуть к уютной жизни домашнего малыша, а вот научиться легко адаптироваться к изменению ситуации и переживать стрессы еще не успело.

В 5 лет

А вот к 5 годам отдавать дитя в коллектив желательно даже самого домашнего. Высокая потребность в общении, развитые навыки самообслуживания должны помочь малышу адаптироваться довольно легко. Готовность ребенка к детскому саду очень высока.

Однако такая систематизация — не что иное, как нечто среднее арифметическое. Как правило, детей отдают в сады в 2-3 года. И потихоньку у всех все получается.

Все дети индивидуальны и каждый развивается по своим законам. Поэтому собираясь «в коллектив», ориентируйтесь на своего карапуза и на его готовность к саду.

Что должен уметь ребенок ко времени поступления в сад?

Физиологические навыки

Несомненно крайне важно, чтобы у ребенка была физиологическая готовность. Малыш должен быть здоров, развит соответственно своему возрасту. Большим подспорьем для мамы станет тот факт, что кроха ведет здоровый образ жизни, достаточно гуляет и имеет хороший иммунитет.

Достаточная самостоятельность в быту

Воспитатели оценят по достоинству, если вы научите ребенка самостоятельно одеваться на улицу и переодеваться перед сном. Первое время, конечно, детям помогают, но когда в группе 25 человек, это оказывается непросто.

Вместе с тем будущий детсадовец должен уметь самостоятельно есть ложкой и желательно вилкой.

Помимо этого, очень важно решить вопрос с памперсами и горшком до поступления в сад. Малыш должен не только уметь делать все свои дела на горшок, но и вовремя сообщить об этом взрослым.

Развитые навыки коммуникации

Мы подошли к очень важному моменту. Готовность к нахождению в обществе не ограничивается только физическими и физиологическими навыками.

Готовность ребенка к детскому саду определяется развитием его речи и мышления. Умение общаться со сверстниками и взрослыми очень важно.

Малышу в новых условиях нужно уметь:

  • попросить о помощи взрослых;
  • налаживать взаимодействие с детьми в группе, заводить друзей и играть.
  • выполнять указания воспитателя в саду, понимать, что слушаться нужно не только маму;
  • занимать себя какое-то время самостоятельно, играть в одиночку и в компании;
  • засыпать в кровати без специального укладывания.

Как видите, детям нужно много чего усвоить и освоить прежде, чем они будут готовы к детскому саду. И даже в этом случае встреча с садом не всегда проходит гладко. Но и здесь родители могут прийти на помочь.

Готовиться к саду лучше начинать заранее. Перед поступлением крохе нужно не просто научиться обслуживать себя самостоятельно, но и привыкнуть к этому. Ведь в стрессовой ситуации дети могут растеряться, расстроиться и все новые умения и навыки ему не помогут.

Обязательно расскажите обо всем заранее

Расскажите, что есть такое место, куда детки ходят днем, пока мама и папа на работе. Не забывайте подробности распорядка дня, упомяните, что там проводятся занятия, дети играют, гуляют и спят. А родители обязательно приходят вечером, когда закончат работу.

Постепенно приучайте к новому режиму

Если вы решили, что этой осенью вы идете в сад, уже весной-летом переходите на детсадовский режим. Малыш и так испытает стресс от изменений в жизни, пусть хотя бы ранние подъемы станут уже привычными.

Познакомьте с новым меню

Постепенно приучайте ребенка и к меню, которое будет в саду. Непривычный вкус или оформление блюда может отпугнуть ребенка и он откажется есть.

Разведайте новую территорию

Гуляя, загляните на площадку к садику, в который пойдет ваш малыш. Если возможно, попросите разрешения присоединиться к детям. Если нет — просто покажите веранду, песочницу, обсудите, какие здесь дорожки, во что можно играть на площадке.

Научите сына или дочку всем нужным навыкам самообслуживания

Не стоит резко, в один день, изменить всю домашнюю жизнь, выдав ребенку ложку-вилку и требуя ходить на горшок и одеваться самостоятельно.

Если еще вы и мотивируете свои действия тем, что надо все делать самому, потому что «в садик ходят дети, которые уже все умеют», то негативное отношение ребенка обеспечено. Учитесь всему неспеша.

Научите малыша не бояться общения с новыми людьми

Если у вас совсем «мамин» ребенок, постарайтесь приучать его оставаться с другими взрослыми. Желательно, чтобы это была не привычная бабушка, а не очень близкий, но знакомый человек, к примеру, ваша подруга.

Важно также учиться общаться с другими детьми. Прогулки на детской площадке помогут научить ребят играть совместно. Учите детей знакомиться друг с другом, делиться игрушками и придумывать игры.

Неплохо заранее поводить ребенка в какие-нибудь кружки или на занятия. Здесь он научиться общаться, слушаться старших и вести себя в коллективе.

Поиграйте дома в детский сад

Пусть малыш попробует себя в разных ролях — и как воспитанник, и как воспитатель. Постарайтесь донести до ребенка все детали и мелочи, расскажите обо всем распорядке дня. Тогда, оказавшись в саду, карапуз не встретится с неизвестным и непонятным.

Будьте морально готовы к этому событию сами

Подготовка к такому важному событию — дело непростое. Добавим еще пункт — к детскому саду должна быть готова… мама. В семьях, где родители не уверены в необходимости садов, дети это отлично чувствуют. И непременно стараются использовать это знание.

Если мама полностью уверена в своем решении, принимает посещение сада как необходимость, ее малыш адаптируется быстрее и проще. Как всегда - начните с себя! Убедите себя в правильности своего поступка, тогда и кроха привыкнет к саду легче!

Итак, вы решили отдать ребенка в детский сад . Ваша семья находится теперь на пороге другой жизни. Будем считать, что вы уже нашли подходящий детский сад и договорились о приеме малыша. Теперь на очереди следующий важный этап - адаптация вашего малыша. Для того, чтобы адаптация ребенка к прошла менее болезненно, очень важно заранее - месяца за 3--4 - заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду .

  1. Расскажите ребенку, что такое детский сад , зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад . Например: "Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.". Другой вариант: "В детскому саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду , а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда водить".
  2. Когда вы идете мимо детского сада , с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад . И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад .
  3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад . Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее "обещано", - он чувствует себя увереннее.
  4. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду . Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю". Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать".
  5. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
  6. Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее!
  7. Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в начальный период адаптации к детскому саду . Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять - а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.
  8. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания - так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик.
  9. Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность "подстроиться" под особенности адаптации малыша.
  10. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой.
  11. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
  12. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
  13. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Внимание - никогда не пугайте ребенка детским садом !
  14. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте.

В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад

Психологи и педагоги в большинстве случаев не дают четких ответов на вопрос, обязательно ли отдавать малыша в детский сад.

Они утверждают:

  • решение о посещении дошкольного учреждения должно приниматься родителями, основываясь на обстоятельствах, индивидуальных особенностях характера ребенка и необходимости;
  • при походе в детский сад необходимо опираться на понимание готовности малыша к таким изменениям в жизни;
  • трезво оценивать все за и против, выбрать тот вариант, который подходит. Психологи и педагоги четко разграничивают временные рамки для начала посещения дошкольного учреждения.

Если нет острой необходимости, то отдавать ребенка в ДОУ в 1,5-2 года нежелательно. Малыш еще не созрел для общения с внешним миром без близких людей, ему еще не интересно общение о сверстниками, а долгая разлука с мамой может стать причиной стресса, которая оставит отпечаток на всю жизнь.

К 2,5-3,5 годам в детский сад можно отдавать детей, которые имеют уравновешенный характер и стремятся общаться. В этом возрасте малыши еще недостаточно заинтересованы в совместной деятельности с другими детьми, поэтому крохам с неуравновешенным типом личности (холерикам и меланхоликам) по возможности лучше быть дома до 3,5-4 лет.

Дети 4-6 лет, по мнению психологов и педагогов, должны посещать детский сад в том случае, если родители не могут обеспечить им должного обучения в домашних условиях, дать возможность общаться со сверстниками и другими детьми ежедневно, привить необходимые навыки режима и самообслуживания. Специалисты в области психологии говорят, что если родители сомневаются в необходимости посещения ребенком детского сада, то, вероятнее всего, на подсознательном уровне они чувствуют неготовность крохи.

Немалую роль играет и психологическая готовность родителей к таким переменам. Мама или другой взрослый должны избегать излишней тревожности и психологически готовиться к этому шагу.

Как правильно подготовить ребенка к посещению детского сада

Подготовка ребенка к детскому саду должна начинаться минимум за месяц до первого посещения.

Для минимизации первоначального стресса лучше всего:

Постепенно рассказывая, показывая и обучая малыша необходимым навыкам, вы сможете безболезненно подойти к важному в жизни малыша событию - походу в детский сад.

Адаптация ребенка в детском садике

Знакомить малыша с детским садом нужно постепенно. Первоначально приведя его в группу, чтобы познакомиться с воспитателями и детьми, показать игрушки и общую атмосферу. На следующий день можно побыть с ребенком в группе чуть больше, дать ему возможность поиграть. Постепенно увеличивая время нахождения малыша в ДОУ, внимательно изучая его реакцию, понемногу необходимо довести пребывание до целого дня.

Важно: в период адаптации нельзя пропускать дни и оставаться дома. Не показывайте малышу, что есть такой вариант. При малейшем затруднении он будет требовать от вас всеми возможными способами оставить его дома. Лучше избегать такой ситуации. Сразу четко дать понять, что изменения в его жизни уже произошли.

Процесс адаптации у всех проходит по-разному. Это зависит от возраста ребенка, его характера, эмоциональной готовности и психологического состояния матери. У детей, которых отдают в сад до 3,5 лет возможны кризисные явления. Дело в том, что дети в этом возрасте еще не созрели для игры со сверстниками. Взрослый воспринимается как объект для подражания, напарник для игр и постоянный зритель. Другие дети сами нуждаются во внимании. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте протекает в активной форме.

Еще одним фактором, влияющим на адаптацию детей к детскому саду, является боязнь взрослых и новых незнакомых ситуаций. Привыкание к детскому саду – стресс. Малыш может становиться возбужденным, обидчивым, даже закатывать истерику. Доказано, что некоторые дети на фоне стресса от привыкания к детскому саду могут чаще болеть. При этом мальчики сложнее переносят этот период, чем девочки. Это обусловлено привязанностью к матери. Но не стоит настраиваться негативно.

В большинстве случаев период адаптации протекает у детей:

  • 1-3 года – 7-10 дней;
  • 3-4 года − 2-3 недели;
  • 4-6 лет – 1 месяц.

В случае, если этот процесс затягивается, то нужно обратить внимание на собственное отношение к ребенку, часто причиной сложности в привыкании является негативное отношение матери.

Излишняя тревога, беспокойное поведение, которое видит малыш вызывает у него ощущение, что в саду с ним может что-то случиться. Понятно, что избежать волнения не удастся, но следует не показывать этого ребенку. Сохранять веселый настрой и подбадривать кроху. Если процесс адаптации не проходит в течение года, то нужно обратиться к неврологу, чтобы исключить невроз. В такой ситуации посещение детского сада нужно будет отложить.

Отдельной категорией, имеющей сложности с адаптацией, являются единственные в семье дети. Привыкшие к полноценному вниманию, выполнению требований и постоянной поддержке со стороны матери, они могут сложно реагировать на смену обстановки, выражая это бурными протестами и истериками. В таком случае лучше набраться терпения. Попробовать поговорить с малышом, узнать, что ему не нравится и объяснить, в чем прелесть нового в его жизни дела.

Важно понимать, что если вы заметили сложности в адаптации ребенка к детскому саду, то нужно в первую очередь переговорить с воспитателем, спросить ее мнения по этому вопросу. Она видит, как он реагирует на группу, ведет себя в ваше отсутствие и сможет, исходя из своего опыта, предложить наиболее подходящий вариант.

Основные правила для родителей начинающих воспитанников детского сада:

  1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, запомните их имена, пообщайтесь. Расскажите о вашем ребенке, его особенностях и привычках. Будьте вежливы и доброжелательны. Старайтесь находить общий язык и поддерживать инициативы людей, которые будут заниматься воспитанием вашего малыша.
  2. Обязательно, если есть аллергическая реакция, расскажите об этом в саду. Напишите список лекарств и продуктов, которые вызывают у него нежелательные осложнения.
  3. Проверьте, чтобы у воспитателя были все ваши номера для связи.
  4. Не рассказывайте ребенку о негативном опыте в детстве, связанным с садиком.
  5. Пусть у него сложится впечатление о ДОУ, как об интересном месте, где с ним ничего не произойдет.
  6. Будьте оптимистичны и помогайте пройти сложности адаптации. Проявите терпение при проявлении агрессии, истерии. Не срывайтесь на крохе, поддержите его. Постарайтесь уделить ему больше времени.
  7. Старайтесь предусмотреть различные ситуации. Подготовьте второй комплект одежды, в который можно переодеть малыша. Для детей, не приученных к горшку, обязательно позаботьтесь о подгузниках. Старайтесь запоминать важную информацию, которую вам говорит воспитатель.
  8. Если ребенок негативно отзывается о воспитателе в течение нескольких дней, то стоит к нему прислушаться.

Поговорите с другими родителями. Возможно стоит поменять группу или садик. Но не стоит часто менять ДОУ, малыш должен привыкать к различным ситуациям, справляться с ними при вашей поддержке.

Дошкольная подготовка ребенка в детском саду

Чаще всего родителей малышей волнует вопрос сможет ли воспитатель в детском саду обучить малыша всем необходимым навыкам и знаниям.

Вопрос дошкольной подготовки остро стоит по ряду причин:

    • Нехватка высокопрофессиональных кадров в ДОУ. Чтобы найти хорошего воспитателя, родителям нужно постараться;
    • Сложности восприятия материала в коллективе. Не все дети легко понимают предложенные знания и могут концентрироваться в шумной среде. В зависимости от темперамента, особенностей восприятия и состояния здоровья дети по-разному справляются с заданиями. В такой ситуации необходима дополнительная работа дома;
    • При посещении детского сада в первые 2 года некоторые дети часто болеют, привыкая к микроклимату группы. Вынужденно пропуская занятия, не всегда могут догнать сверстников без дополнительной поддержки.

Что же делать родителям? Как не упустить важных моментов в дошкольном обучении?

Решение этих вопросов:

  • Знать базовый набор , идущего в школу;
  • Ежегодно проводить ;
  • Играть с ребенком в развивающие и обучающие игры;
  • Ежедневно интересоваться, чем малыш занимался в саду;
  • Изучать план занятий на неделю в ДОУ.

Не стоит думать, если вы отдали кроху в детский сад, то его образование полностью находится в руках воспитателей. Работники ДОУ одновременно обучают большие группы детей и физически не успеют уделить каждому ребенку большое количество времени. В ваших интересах помочь малышу, если у него возникнут сложности с постижением новых умений и знаний.