Почта «союза»: выиграл ли пенсионный фонд беларуси от повышения возраста выхода на пенсию? Пенсия в Беларуси: особенности пенсионной системы

С 2017 года в Республике Беларусь началось последовательное увеличение пенсионного возраста. Сегодня право на пенсию имеют мужчины с 61 года и женщины с 56 лет. Пенсионная реформа не решит проблемы, если в РБ сохранится распределительный характер системы обеспечения лиц преклонного возраста

Одной из важнейших составляющих системы соцзащиты населения Республики Беларусь выступает пенсионное обеспечение. Каждый нетрудоспособный гражданин Беларуси имеет право на выплаты от государства. Размер их зависит от места и стажа работы, занимаемой должности. Поговорим о том, какая пенсия в Белоруссии, кому и в каком порядке она начисляется, с какого возраста гражданин имеет право выйти на заслуженный отдых.

Система пенсионного обеспечения в Беларуси действует на распределительной основе. Принцип ее действия – взносы работающих уходят на выплату пенсий.

Республика Беларусь выплачивает пенсии своим гражданам и иностранным подданным, постоянно живущим здесь. Распространяется оно и на граждан Беларуси, проживающих в странах, с которыми у РБ заключены международные договоры.

Таб. 1. Пенсионные выплаты, назначаемые в Республике Беларусь

Те, кто заработать самостоятельно на жизнь не способен, могут рассчитывать на социальную пенсию.

Пенсионный возраст в Беларуси

Определение белорусского пенсионера ровно такое же, как в любой другой стране мира – это человек, который достиг пенсионного возраста, установленного законодательством, и которому положены выплаты от государства. Еще недавно пенсия по возрасту назначалась:

Начиная с 2017 года, законодатель постановил, что пенсионный возраст в Беларуси должен постепенно увеличиться. В 2018 году он достиг для мужчин 61 года и 56 лет для женщин. В 2019 мужчины будут получать пенсию в 62,5 года, а женщины – в 57,5 года.

При этом страховой стаж им потребуется в 2018 году – 16,5 лет, а в 2019 – 17 лет.

Завершение реформы ожидается в 2020 году. К этому времени для женщин пенсионный возраст наступит в 58 лет и в 63 года – для мужчин.

Мера эта была вынужденной. Население стареет, рождаемость падает, средний возраст белорусов растет. А в результате один работающий должен содержать одного неработающего. С точки зрения экономистов, подобное соотношение фатально.

Как формируется ФСЗН

Механизм следующий: ежемесячно в Фонд соцзащиты населения отчисляется за каждого работающего гражданина налог с заработной платы:

  • 34% от работодателя;
  • 1% от работника.

Эти средства направляются на обеспечение пенсионных выплат и различных пособий. Работает распределительная система – никаких накоплений пенсионных взносов, все идет на выплаты нынешним гражданам пенсионного возраста.

Размер пенсионных выплат по стране

На конец 2017 года пенсионер в Беларуси в среднем получал от государства пособие в размере 314 белорусских рублей. Минские пенсионеры получали больше всех – 316 рублей, а старики Брестской области меньше всех – 299 рублей. С начала текущего года среднемесячная выплата увеличились на 15,8% и составила 363,9 рублей.

Средний размер назначенной пенсии по возрасту составил в августе 2018 года 374,8 рублей, что на 3% выше средней по стране.

Таб. 2. Изменение среднего размера назначенных пенсий в Белоруссии в 2017–2018 гг. (белорусских рублей)

Средний размер назначенных месячных пенсий По возрасту
2017 2018 2017 2018
Январь 297,0 314,3 305,8 323,1
Февраль 297,7 314,8 306,1 323,2
Март 297,7 314,8 306,1 323,2
Апрель 297,7 314,8 306,1 323,2
Май 298,0 331,2 306,1 340,5
Июнь 298,0 331,2 306,1 340,5
Июль 298,0 331,2 306,1 340,5
Август 300,3 363,9 308,2 374,8
Сентябрь 300,3 308,2
Октябрь 300,3 308,2
Ноябрь 314,7 323,5
Декабрь 314,3 323,1

Источник: Минтруда и соцзащиты РБ

Минимальный потребительский бюджет для пенсионеров с 1 ноября 2018 установлен Министерством труда и соцзащиты на уровне 349 белорусских рублей. Пенсионных выплат старикам едва хватает на самое необходимое.

В отличие от пенсии по возрасту, которая назначается пожизненно при наступлении пенсионного возраста, пособие по инвалидности может быть установлено на конкретный срок, для продления которого придется пройти переосвидетельствование.

Минимальные гарантии

Законодательство Беларуси регламентирует размер пенсий и доплат к ним, а также порядок начисления выплат.

Трудовая пенсия

В 2018 году она рассчитывается из заработанных средств за последние 24 года подряд, не превышая реального стажа трудовой деятельности.

Минимальный размер для нее установлен:

  • по возрасту – 25% наибольшей величины прожиточного минимума, утвержденного за два последних квартала;
  • по случаю потери кормильца – 100%, детям-сиротам – 200%;
  • по инвалидности: I и II групп – 100%, по III группе – 50%, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100% минимального размера пенсии по возрасту;
  • пенсии за выслугу лет – 100%.

Тем, у кого трудовые пенсии оказались минимальными, государство доплачивает 20% среднего заработка в РБ.

Пенсия по возрасту должна превышать минимум для пенсионных выплат, утвержденный законодательством, не быть ниже чем 55% среднего заработка пенсионера в месяц.

Социальная пенсия

Это вид пособий, исчисленный из максимального размера прожиточного минимума за 2 последних квартала в размерах:

  • 110% – инвалидам I группы, включая инвалидов с детства;
  • 95% – инвалидам с детства II группы;
  • 85% – инвалидам II группы (исключая инвалидов с детства), детям по потере кормильца на каждого ребенка;
  • 75% – инвалидам III группы, включая инвалидов с детства;
  • 50% – мужчинам с 65, женщинам – с 60 лет;
  • 80% – детям-инвалидам I степени утраты здоровья, 85% – II степени, 95% – III степени, 110% -– IVстепени.

Перерасчеты

Правительство Беларуси намерено поддерживать пенсионное обеспечение на определенном уровне. С этой целью периодически осуществляются перерасчеты пенсий. Основания:

  • рост среднемесячной заработной платы – не реже раза в год;
  • изменение размера прожиточного минимума.

Порядок оформления

Автоматически пенсия никому не назначается. Гражданину Республики Беларусь следует с соответствующим заявлением обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите населения.

Работодатель оформляет и предоставляет все документы на своих работников. Неработающий должен все сделать сам.

Комплект документов будет зависеть от вида пенсионных выплат. Но для любого из них обязательными являются оригинал и копия трудовой книжки и справка о заработной плате. Потребуются также удостоверение личности: паспорт гражданина РБ или национальный паспорт и ВНЖ для иностранного гражданина.

Это перечень основных документов. При необходимости представляются и другие: военный билет, документы о получении образования, свидетельства о рождении детей и т.д. Полный список можно уточнить в органе соцзащиты по месту жительства.

Все вышеназванные документы (оригиналы) прикладываются к заявлению. После рассмотрения их владелец получит все бумаги обратно.

Результаты и перспективы пенсионной реформы

Два прошедших года принесли свои результаты. Правда, население их не прочувствовало. Не изменились существенно размеры пенсионных пособий и уровень жизни людей преклонного возраста. Зато рынок труда последствия ощутил. Благодаря тем, кто теперь признан трудоспособным (они уже имеют работу и вряд ли ее оставят), для молодых специалистов оказались «закрытыми» перспективы карьерного роста на родине. Об обновлении кадров в народном хозяйстве Беларуси придется забыть лет на десять.

Пенсионный возраст повышают во всех странах Европы. Подняли его и в Республике Беларусь. Но, задерживая пенсионеров на рынке, необходимо создавать новые рабочие места, предоставить больше возможностей для малого и среднего бизнеса. Поможет ли это спасти экономику от «пенсионной» перегрузки и одновременно обеспечить каждому достойную старость?

«Повышением возраста полностью искоренить проблему нельзя. Пенсионную систему действительно нужно менять. Желательно перейти на смешанную – солидарная плюс накопительная» (Валерий Бороденя, депутат палаты представителей Национального собрания РБ)

Пенсионный возраст – количество прожитых лет, по истечении которых гражданин обретает право на пенсию и заслуженный отдых. До 2016 года женщины в Беларуси становились пенсионерами в 55 лет, мужчины – в 60 лет – данные показатели были утверждены еще в советские времена и являлись одними из самых низких в мире.

В связи с увеличением продолжительности жизни и ростом количества пенсионеров относительно числа трудоспособного населения, финансовая нагрузка на Пенсионный фонд РБ значительно возросла. Это привело к необходимости повышения возраста выхода на пенсию, что нашло свое отражение в президентском указе «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11.04.2016 г.

Таблица выхода на пенсию

Актуальная таблица пенсионного возраста в Беларуси:

Дата рождения Пенсионный возраст (лет) Период выхода на пенсию
мужчины женщины мужчины женщины
01.01-30.06.1957 01.01-30.06.1962 60,5 55,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1957 01.07-31.12.1962 61 56 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1958 01.01-30.06.1963 61,5 56,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1958 01.07-31.12.1963 62 57 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1959 01.01-30.06.1964 62,5 57,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1959 и младше 01.07-31.12.1964 и младше 63 58 01.07-31.12.2022

Согласно нововведениям, возраст выхода на пенсию для белорусских граждан с 1 января 2017 года и до 31 декабря 2022 года повышается на 6 месяцев ежегодно.

В 2018 году пенсионерами становятся мужчины с датами рождения от с 1 июля по 31 декабря 1957 года, и женщины – с 1 июля по 31 декабря 1962 года. Соответственно, их возраст – 61 и 56 лет.

По окончании реформы пенсионный возраст для женского населения составит 58 лет, для мужского – 63 года. Дальнейшее повышение в данный момент не предусмотрено, однако такая возможность сейчас анализируется специалистами заинтересованных ведомств (особенно в отношении женщин).

Каждый год реформа будет затрагивать интересы примерно 100 000 человек, из которых каждые 50 000 тысяч будут ожидать пенсию дополнительные полгода, а оставшиеся 50 000 – год.

Кто не получит трудовую пенсию?

Следует помнить, что речь идет именно о трудовой пенсии, право на которую имеют не все. Для этого требуется не только достигнуть пенсионного возраста, но и выработать минимальный страховой стаж, продолжительность которого установлена действующим законодательством. Под страховым стажем подразумевается интервал времени, в течение которого из заработной платы гражданина производились отчисления в Пенсионный фонд РБ (либо приравненные к нему периоды деятельности в соответствии с действующим законодательством).

До 2013 года включительно данный показатель составлял 5 лет. С 1 января 2014 года его увеличили до 10 лет, а еще через год – до 15 лет. Сейчас данная планка увеличивается ежегодно на 6 месяцев – это будет происходить до тех пор, пока минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, не составит 20 лет.

Граждане, не выработавшие минимальный страховой стаж, получат только социальную пенсию по возрасту. Она выплачивается мужчинам после 65 лет, женщинам после 60 лет, и равняется 50% прожиточного минимума (в 2018 году это 103 рубля).

А как в других странах?

В большинстве стран Европы, в Японии и США срок выхода на пенсию варьируется в пределах 60-65 лет, причем он является одинаковым для женского и мужского населения.

В России сегодня пенсионерами становятся мужчины и женщины соответственно 60 и 55 лет. Однако уже приняты правительственные документы, предусматривающие доведение пенсионного возраста в течение 2019-2028 года соответственно до 65 и 60 лет.

В Польше показатель был понижен с 1 октября 2017 года: вместо 67 лет для граждан обоих полов он составляет 60 лет для женского, и 65 – для мужского населения.

В Литве, Эстонии и Латвии в настоящее время проходит пенсионная реформа, которая завершится к 2026 году (в Латвии на год раньше). По ее окончании возраст выхода на пенсию мужчин и женщин будет составлять 65 лет.

Во всех странах, где проходит реформа, основными причинами ее проведения называются увеличение количества стареющего населения относительно числа трудоспособных граждан. В странах бывшего СССР это преимущественно обусловлено последствиями демографического кризиса 1990-х годов, приведшего к снижению рождаемости.

Кошелек. Выиграл ли пенсионный фонд Беларуси от повышения возраста выхода на пенсию?

«В Беларуси возраст выхода на пенсию увеличивается с 2017 года. Прочитала, что в нынешнем году женщины будут выходить на пенсию в 56 лет, мужчины в 61 год. Скажите, имело ли это какой-то экономический эффект? Татьяна Махонина, г. Москва».

Да, как сообщила недавно член Постоянной комиссии по бюджету и финансам Палаты представителей Национального собрания Людмила Нижевич, во внебюджетный фонд социальной защиты населения Беларуси за счет повышения пенсионного возраста в 2017 году дополнительно поступило около 100 млн белорусских рублей. Сумма пока невелика, поскольку в стране выбрана стратегия постепенного повышения возраста выхода на пенсию до 63 лет для мужчин и 58 лет у женщин к 2022 году.

За пять месяцев нынешнего года поступления фонда социальной защиты превысили выплаты на 171,7 млн рублей. Это связано с ростом доходов населения, а соответственно и обязательных страховых отчислений. Положительная динамика позволила отказаться от поддержки госбюджета и увеличить пенсии в среднем на 5,4% с 1 мая.

77,2% расходов фонда направляется на выплату пенсий - это около 9,5 млрд белорусских рублей за год.

Кроме постепенного повышения пенсионного возраста на 6 месяцев ежегодно при назначении пенсии учитывается страховой стаж. С 1 января 2014 года минимальный страховой стаж для назначения пенсии, который прежде составлял 5 лет, увеличился до 10 лет, затем - до 15 лет. А сейчас ежегодно этот параметр растет на 6 месяцев. Нынче это 16,5 года. Максимальный предел - 20 лет страхового стажа, которые необходимо будет накопить человеку к 2025 году, чтобы иметь право на трудовую пенсию c наступлением соответствующего возраста. Граждане, за которых работодатели не отчисляли причитающиеся взносы в пенсионный фонд положенное количество лет, без пенсии тоже не останутся. Мужчины с 65 лет, а женщины с 60 лет имеют право на социальную пенсию, в эквиваленте составляющую чуть больше 50 долларов в месяц.

Закон. Надо ли россиянке платить налог с продажи недвижимости в Беларуси?

«Я постоянно проживаю на территории Беларуси 4 года, есть вид на жительство, но гражданство российское. Собираюсь продать дом, купленный в июле 2017 года. Каким налогом будет облагаться сделка? Анна Осипенкова, Могилевская область».

Как гласит статья 153 Налогового кодекса Беларуси, налогообложению подлежат доходы, полученные налоговыми резидентами от источников в Республике Беларусь или за ее пределами. (Резидент - человек, фактически находившийся в стране более 183 дней в календарном году.)

Следовательно, если вы являетесь налоговым резидентом Беларуси, то статья 163 Налогового кодекса освобождает вас от подоходного налога при оформлении договора ренты, продаже или обмене одного жилого дома (доли в праве собственности на него) с хозпостройками, квартиры или доли в ней, одной дачи, садового домика с хозяйственными постройками, гаража, земельного участка раз в пять лет. Однако если вы в течение 5 лет уже продавали дом, то с доходов от очередной сделки придется заплатить подоходный налог.

На основании указа 137 от 11 апреля 2016 года «О совершенствовании пенсионного обеспечения» в течение ближайших шести лет (а именно, с 2017 по 2022 годы) будет приводиться в действие пенсионная реформа. Ежегодно с первого января 2017 г. минимальный возраст для оформления будет увеличиваться на 6 месяцев и к началу 2022 года составит 58 лет для представителей женского пола и 63 года - для мужского. Кроме того, в соответствии с указом 534 от 31 декабря 2015 ежегодно на те же шесть месяцев будет возрастать минимальный , необходимый для оформления пенсии по возрасту (сейчас он составляет 15 лет, а к 2025 достигнет отметки 20).

Причины увеличения пенсионного возраста в Беларуси в 2017

Еще от Советского Союза Беларуси «досталась» , которая не менялась на протяжении десятков лет. Однако социально-демографические условия сегодня существенно изменились: достаточно большое количество выходящих на пенсию граждан находятся еще в трудоспособном состоянии (как в плане здоровья, так и в плане профессиональной пригодности), в то время как рождаемость заметно снижается, что приводит к сокращению количества работающего населения.

На начало 2016 года в Республике Беларусь насчитывалось более 2 миллионов 350 тысяч пенсионеров, начало 2017 года - более 2,5 миллионов и их количество возрастает с каждым годом, увеличивая нагрузку на . Сохранив прежнюю систему, вероятнее всего, в ближайшее время пришлось бы увеличивать пенсионные отчисления с работающих граждан (сейчас 1 % уплачивает сотрудник и 28 % - работодатель) и/или уменьшать размер самих пенсий. Так, к 2030-му году расходы на пенсионное обеспечение выросли бы примерно на 20 процентов по отношению к 2015-му. В связи с этим и был подписан вышеупомянутый указ, приведение в действие которого позволит сохранить пенсионные расходы на нынешнем уровне, по крайней мере, в течение ближайших 5-8 лет.

Изменение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 году

Напряжение пенсионной системы с каждым годом растет. По данным на январь 2017 года пенсионные расходы в Беларуси составляют около 9% ВВП. В стране насчитывается 2619,3 тысячи пенсионеров, из которых 665,8 тысячи человек продолжают работать. С февраля текущего года изменился бюджет прожиточного минимума, соответственно расходы на выплату минимальных трудовых и социальных пенсий также выросли. С целью уменьшить напряжение пенсионной системы, в стране начато поэтапное повышение пенсионного возраста.

Для снижения пенсионной нагрузки на государство во всем мире в последнее время постепенно увеличивают минимальный возраст для выхода на заслуженный отдых. Увеличение пенсионного возраста в Беларуси в 2017 произойдет впервые с момента становления суверенной республики и позволит приблизиться к среднемировым показателям. А именно, в большинстве стран в настоящее время установлен на отметках 60-65 лет, причем зачастую он одинаковый для представителей обоих полов. В нашей же стране до 2016 года включительно мужчины отправлялись на пенсию по достижении 60 лет, женщины - 55.

Ввиду последних новостей мужчины, родившиеся с 1-го января по 30-е июня 1957, и женщины - того же периода 1962 года первыми испытают на себе изменения пенсионной системы. По старым нормам они должны были уйти на заслуженный отдых в 60 и 55 лет, соответственно, а именно в первой половине 2017 года. Однако, так как 1 января 2017 пенсионный возраст увеличится на шесть месяцев, граждане, попадающие в эти временные рамки, должны будут проработать еще полгода и оформить пенсию уже во второй половине 2017, а точнее, по достижении 60,5 лет для мужчин и 55,5 - для женщин.

Таблица пенсионного возраста в РБ с 2018

Ежегодно реформа, связанная с изменением пенсионного возраста, непосредственно затронет около 100 тысяч жителей Беларуси, половина из которых выйдет на пенсию позже на полгода, вторая половина - на год. Для пояснения принятых изменений и детального описания случая каждой категории граждан, которым предстоит на себе испытать переходный период применения реформы, была составлена следующая :

Бюджет Фонда социальной защиты населения, за счет средств которого выплачиваются пенсии и пособия, исполняется с дефицитом с 2013 года. По информации БелаПАН, тема дефицита ФСЗН на этой неделе выносилась на рассмотрение группы экспертов, которая собиралась в Совете Республики. В заседании приняли участие руководящие работники министерств и ведомств.

«Обеспечивать сбалансированность Фонда социальной защиты населения планируется за счет комплекса мер, в том числе путем переноса некоторых расходов фонда на республиканский бюджет», — сообщил БелаПАН собеседник в парламентских кругах, знакомый с итогами заседания группы экспертов в Совете Республики.

В частности предлагается осуществлять расходы на выплату пособия по уходу за инвалидами первой группы и престарелыми, достигших 80 лет, за счет средств республиканского бюджета, а не из средств ФСЗН.

Также с целью снижения расходов ФСЗН рассматривается возможность изменения подходов к оплате больничных. В частности предлагается не оплачивать больничные работникам в связи с общим заболеванием или травмой в быту первые три календарные дня, а оплачивать их только с четвертого дня временной нетрудоспособности.

На официальном уровне также рассматривается возможность дальнейшего повышения пенсионного возраста для женщин.

«Предложение, которое было озвучено в Совете Республики, заключается в том, чтобы продолжить повышение пенсионного возраста для женщин. Новый этап повышения пенсионного возраста в этом случае может начаться в 2023 году», — сообщил собеседник БелаПАН в парламентских кругах.

Напомним, первое повышение пенсионного возраста в Беларуси было объявлено в 2016 году. Тогда в Беларуси было принято решение повышать пенсионный возраст для женщин и мужчин с 2017 года ежегодно на шесть месяцев. В результате, за 2017 — 2022 годы пенсионный возраст женщин вырастет с 55 до 58 лет, а мужчин — с 60 до 63 лет.

Новое предложение, с которым власти вышли на этой неделе в ходе заседания группы экспертов в Совете Республики, предполагает реализацию следующего этапа повышения пенсионного возраста для женщин. По оценкам государства, увеличение пенсионного возраста для женщин с 58 до 63 лет, которое можно осуществить в 2023 — 2032 годы, позволит не допустить увеличения дефицита ФСЗН и при этом сохранить пенсии на нынешнем уровне (не менее 40% от среднемесячной зарплаты).

Белорусские экономисты считают такой сценарий развития событий весьма вероятным.

«Сохранить право женщин выходить на пенсию на пять лет раньше мужчин вряд ли получится. С учетом старения населения это потребует либо увеличения взносов в ФСЗН, которые и так высоки, либо снижения пенсионных выплат, но они и так невелики. Поэтому повышение пенсионного возраста женщин до уровня мужчин, скорее всего, произойдет», — отметила в комментарии БелаПАН научный сотрудник Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Мария Акулова.

Расчеты экспертов, основанные на демографических данных, подтверждают этот вывод.

«Наши расчеты, которые мы делали в рамках исследований, показывают, что для недопущения роста дефицита ФСЗН в долгосрочной перспективе пенсионный возраст женщин нужно поднимать до уровня мужчин. Поэтому, скорее всего, в 2022 году процесс повышения пенсионного возраста в Беларуси не остановится», — предполагает академический директор BEROC Катерина Борнукова.