Почему ребенок постоянно болтает 4 года. Ребенок постоянно болтает и задает много вопросов

Каждая мама после впервые исполненного ее сокровищем слова «мама» мечтает, чтобы малютка скорее заговорил. У некоторых деток «словесный прорыв» случается к году-полтора, у других период болтливости наступает ближе к трем годам, но есть и такие детки, из которых слов при нормальном развитии даже в школьном возрасте не вытащишь.

В чрезмерной болтливости ребенка есть масса преимуществ: ты всегда в курсе событий и дел своего ребенка, ты всегда знаешь о его планах, можешь легко подстроиться под его настроение, быстро найти тему для разговора с ним, знаешь всех его друзей и чем они увлекаются…

Но в этом есть и определенные минусы. Например, словоохотливый ребенок всегда нуждается в слушателе, и обычно им становится мама, которая иногда хочет тишины и расслабиться. Также с ребенком-болтуном нужно быть готовой к тому, что некоторые истории придется выслушать несколько раз. Уж я-то знаю, потому что я - мама начинающего болтуна.

Моему говоруну 7 лет, он ходит в первый класс и раньше подобного «греха» за ним не наблюдалось. Но внезапно пару месяцев назад он начал комментировать абсолютно все, что видит, он постоянно делится впечатлениями, рассказывает разнообразные истории, которые происходили с детьми в течение дня в классе, и может эти истории повторять по нескольку раз. Хорошо это или плохо?

Оксана Шевченко, мама Артема, а по совместительству еще и главный редактор сайта Твой Малыш, иногда устает от чрезмерной болтливости своего сына.

О на уверена, что чрезмерная разговорчивость может иметь определенные риски для ребенка. Например, если ребенок много говорит, то родители подчас не воспринимают все его рассказы всерьез (от усталости либо привычки), а это может стать причиной отстранения между родителем и чадом. Кроме того, чрезмерная словоохотливость может восприниматься окружающими как невоспитанность. А ведь это не так! Мама прилагает массу усилий для того, чтобы научить ребенка излагать свои мысли вовремя и в нужном количестве, ведь часто случается, что болтуны сначала говорят, и лишь потом думают.

«Чрезмерная болтливость ребенка может быть еще и признаком того, что ребенок думает (чувствует), что его не слышат, что не принимают всерьез. Также болтовня может быть способом заболтать проблему, скрыть ее за потоком слов... Ведь детские неврозы иногда прячутся за словоохотливостью. Важно отслеживать, что и сколько говорит ребенок, насколько осмысленно он это делает...» - говорит Оксана.

А вот как мама борется с чрезмерной разговорчивостью Артема: «Помогаю ребенку четко и ясно излагать мысли и подбирать слова для озвучивания эмоций. А еще любому болтуну важно говорить: «Я тебя услышала». Можно также повторить то, что он сказал, и попросить поправить, если что-то не так. Это помогает слушать осознано и учить ребенка говорить осознанно...

За болтливостью должно стоять знание, и этому надо учить своего ребенка. Чем старше он, тем важнее этот фактор.

Так ребенок сможет добиться, чтобы другие слышали, то, что он говорит (мамы это не касается, мама должна слышать все, а если нет сил, то озвучивать свое состояние и просить передышку). Считается, что словоохотливые люди часто поверхностны. Поэтому нужно учить малыша делать паузу, думать перед тем, как выдать свой монолог. В остальном коммуникабельные дети очень интересны. Они артистичные, непосредственные, открыты миру. С ними весело и совершенно не скучно».

Юлия Волобуева, мама Данилы и редактор сайта Твой Малыш, уверена, что нам, другим сотрудникам редакции, просто повезло, потому что ее сын - молчун. В чем минусы этого, спросишь ты? «Знаю по опыту, что мамой молчуна быть очень сложно. Нужно быть предельно внимательной к своему такому ребенку, так как есть вероятность, что пропустишь что-то важное, например, проблемы в школе, со здоровьем и т.д. У нас уже было такое, что мы пропускали первичный приступ аппендицита и ожог на половину ноги. - говорит мама Данилы. - К тому же иногда случается, что ребенок задерживается в школе, вовремя не приходит домой, оставаясь на какой-то интересный ему факультатив или кружок, и тут выясняется, что я вообще не ничего знаю о его круге друзей, его компании. И даже не представляю, кому звонить и у кого из его одноклассников его искать.

21 век - это время социально успешных детей с обширным кругом знакомых, молчуну в нем сложнее выжить».

Как видишь, плохо, когда ребенок болтун, но и не так хорошо, когда он все время молчит. Здесь важна золотая середина. Можно ли болтуна утихомирить? Детский и семейный психолог, психотерапевт Юлия Лукаш говорит, что можно это сделать, но ни в коем случае не резко, обрывая ребенка на полуслове и закрывая ему рот, а с помощью некоторых игр:

«Зона мозга, отвечающая за речь, взаимосвязана с задействованием мелкой моторики. Можно, например, уделять больше внимания таким занятиям, во время которых задействованы пальчики рук: эспандер, пальчиковые игры, пальчиковое рисование, перебирание крупы, плетение, рисование, лепка.

Также есть такая практика, когда при чрезмерной болтливости у детки, ему предлагают задействовать горловой канал через пение (вокал может быть вспомогательным действием). Еще один вариант - дуть мыльные пузыри или воздушные шарики. А еще можно придумать и играть в семейную игру: "Говори загадками", чтобы ребенок мысленно формулировал то, что желает сказать, делал это более осмысленно. Хорошо такому малышу поучиться играть на духовых инструментах

Уменьшитьсилу словесного потока ребенка помогает внимательное слушание родителей, когда они, выслушивая ребенка находятся с ним в контакте на 100% своего внимания (так тревога быть не услышанным может снижаться и облегчить общение).

Важно знать, что болтливость может признаком несформированности личных границ ребенка или других членов семьи. Тогда, если кто-то вторгается на личную территорию детки, он в ответ словесно прорывается на чужую территорию.

Внезапная болтливость иногда может быть быть фасадом для сохранения в тайне какого-то события, которое было стрессовым для ребенка, но о котором он не может по какой-то причине рассказать родителям (конфликт с ровесниками или учителем, стал случайным свидетелем какого-то травматического события, преследования, гонения со стороны старших школьников). Тогда, как будто забалтываясь на другие отвлеченные темы, мы точно не коснемся уязвимой части. Чтобы у ребенка формировались не только телесные и террриториальные границы, родителям необходимо уделять внимание информационным и социальным границам - объяснять, какую информацию о себе и семье ребенок может рассказывать, а что остается только внутренним знанием семьи».

Фото: depositphotos.com

Есть такие особенные дети - они много говорят. Выдумывают, рассказывают... Постоянно кричат и болтают без умолку. Настоящие экстраверты, которые буквально липнут ко всем людям, и знакомы и незнакомым, лишь бы поболтать. Он идет к людям, он любит общаться, это он - ребенок с оральным вектором.

Ребенок сильно кричит и пугает

Оральный ребенок не только много говорит и болтает, но еще и кричит. Его крик самый пронзительный и всегда привлекает внимание. Кроме того, оральные дети могут пугать своими разговорами о вкусной еде. Например, ребенок глядя на копилку-поросенка может сказать "Ах, какой поджаристый хрюшка, так бы и съел". Очень часто слишком впечатлительные родители пугаются такого проявления ребенка, хотя на самом деле ничего страшного в этом нет. Растет маленький гурман и этим все сказано.

И еще...

Если в семье есть оральный ребенок - это маленький экстраверт, необходимо приглашать побольше детей в дом, водить его в места больших скоплений детей. И не туда, где все смотрят на сцену, например, в цирк или театр, а туда, где он сам может стать в центре внимания. Например, на игровые площадки, в клубы, на детские дискотеки.

Позволяйте ему говорить и слушайте его, отправьте на курс по ораторскому и актерскому мастерству, найдите применение его голосу. Оральному ребенку просто необходимо отрабатывать свое умение говорить, правильно говорить. И очень даже может быть, что Вы сумеете вырастить великого оратора всех времен и народов...

Внимание! Данная статья носит ознакомительный характер. Ребенок, кроме кожного вектора, может обладать еще одним или несколькими

Чаще всего слово «нет» в ответ на многочисленные родительские просьбы звучит из ребячьих уст в период с 2 до 4 лет. Данный этап называется в психологии кризисом трёхлетия и считается крайне важной вехой детского развития и самоидентификации.

В этот кризисный этап ребёнок осознаёт себя и жаждет самостоятельности. Он начинает понимать, что является такой же отдельной личностью, как мама либо папа. Проявляется это употреблением в речи слова «Я», а прежде малыш говорил о себе в третьих лицах или по имени.

К тому же у ребёнка формируются волевые качества, переходящие в независимость. Он категорически против лишнего контроля с родительской стороны и хочет самостоятельно осуществлять выбор в любых, даже самых несерьёзных ситуациях.

Именно в этот момент у ребёнка в лексиконе возникают новые слова и фразы: «Нет», «Я сам», «Не буду». Также можно заметить, что он как будто действует назло родителям: отказывается кушать после приглашения позавтракать, убегает, когда его зовут и пр.

Мамы и папы ужасаются: в семье растёт чудовище! Вторит и старшее поколение, которое убеждено, что родители избаловали малыша. Однако психологи советуют не сгущать краски, поскольку трёхлетний кризис естественен для детей, поскольку ознаменовывает новый период в дошкольном развитии.

У взрослых может возникнуть вполне обоснованный вопрос: каждый ли ребёнок всё время говорит «Нет» в течение кризиса 3 лет? На самом деле этот этап может проходить довольно безболезненно, если в семье царят тёплые отношения. Иногда мамы даже не понимают, о каких кризисах ведут речь специалисты, поскольку их чада ведут себя вполне «пристойно».

Однако если взрослые не пришли к пониманию того, что прежние способы взаимодействия с ребёнком утратили актуальность на данном возрастном этапе, то слово «Нет» и прочие симптомы кризисного периода начнут отравлять жизнь всему семейству.

Прежде всего следует понять, что подобный этап – всего лишь временное явление. Попросту сегодня обожаемое чадо всё время говорит «Нет», а уже завтра он сможет пойти на необходимый компромисс. Однако просто ждать не нужно, следует вооружиться полезными рекомендациями и знаниями.

Меняйте тактику

В первую очередь следует поменять воспитательную тактику и стратегию взаимодействия с ребёнком. Необходимо понимать, что он повзрослел, следовательно, сейчас нужно уважать детское мнение и желание самостоятельно выполнять определённые действия.

На практике это означает, что нет нужды выполнять за малыша то, что он в состоянии сделать самостоятельно. К примеру, он теперь способен сам одеваться, накрывать на стол, мыть пол, стирать. Конечно, поначалу вас ждёт грязь, разбитая посуда, однако важнее результат – получение новых навыков и повышение детской самооценки.

Не стоит действовать прямолинейно в ответ на детские отказы. Например, если ребёнок не хочет есть, хотя давно уже проголодался, не нужно его упрашивать и тем более заставлять. Опытные мамы советуют применять определённые уловки.

Так, можно накрыть на стол и усадить поблизости куклу. Разыграйте ситуацию таким образом, будто она желает пообедать и хочет узнать, насколько горяч суп или второе. Обычно ребятишки начинают увлекаться, после чего съедают всё содержимое чашек.

Бывают и такие ситуации, когда ребёнок категорически не желает надевать рукавицы, подниматься, мыть ручки с мылом и пр. Вместо того чтобы уговаривать кроху, можно спокойно ему подыграть: «Разумеется, я не разрешаю тебе брать рукавицы на улицу (вставать с кровати, устраивать гигиенические процедуры).».

В результате в подавляющем большинстве случаев дети мгновенно надевают рукавицы и совершают прочие действия, которые прежде казались им совершенно неприемлемыми. Подобные небольшие уловки и трюки позволят вам не доводить общение до конфликтной ситуации.

Вместо требований озвучивайте просьбы о помощи. Например: «Дима, пожалуйста, возьми меня за ручку и переведи через дорогу, ведь мне очень страшно». После этого гордый мальчуган хватает маму и спокойно идёт под руку. Нет давления, нет и ссоры.

Многие проблемы в этот период возникают из-за того, что благодаря упрямству и слову «Нет» родители с ребёнком всё время опаздывают: в садик и на работу. Также затягиваются простые действия, в том числе одевание, пробуждение, приём пищи.

Что делать в таком случае? Специалисты дают несколько рекомендаций:

  1. Старайтесь не торопить малыша и не выполнять действия за него. Конечно, нам проще самим нацепить на кроху куртку и сапожки, накормить его, собрать игрушки, однако этим мы оказываем малышу «медвежью услугу». Он должен учиться собственными силами решать проблемы, не нужно отказывать ему в этом умении.
  2. Будите ребёнка заблаговременно, чтобы начать какой-либо процесс на 30 минут пораньше. Это позволит выполнять действие в достаточном темпе, то есть малыш сам оденется, сам покушает, сам умоется. В результате маме не нужно будет подгонять маленького человечка, а скандала удастся избежать.

Таким образом, точный расчёт времени позволит избежать некоторых проблем или, по крайней мере, снизить накал страстей. Да и у ребёнка будет меньше поводов говорить «нет» в ответ на родительские просьбы и предложения.

Предлагайте альтернативу

Ещё один хороший способ взаимодействия с детьми – выбор действий или предметов. Связано это с тем, что у малышей предметное мышление, то есть они пока не способны понять абстрактность ситуации, а могут только взаимодействовать с объектами.

Если мама спрашивает у ребёнка, будет ли он кушать, у него есть два варианта ответа: «нет» или «да». С большей степенью вероятности строптивец откажет. Поэтому лучше предлагать малышу выбор (либо иллюзию выбора): будет он кашку или суп.

В результате ребёнок начнёт что-то выбирать, а повода для отказа и конфликта не окажется. Подобный способ решения проблемы можно внедрять и в другие ситуации. К примеру, можно предлагать на выбор синюю или зелёную курточку, резиновые или тёплые ботиночки.

Конечно, некоторые ребятишки быстро осознают, в чём состоит хитрость родителей. Однако чаще всего данный способ действует достаточно долго, а потом уже дети взрослеют, становятся менее строптивыми, и можно уже не хитрить, а договариваться с ними.

Одновременно с предоставлением большего пространства для самостоятельности и инициативы необходимо устанавливать строгие границы. То есть ребёнок может быть самостоятельным, активным, но в строго определённых рамках.

Под рамками психологи понимают те ограничения, которые касаются здоровья и жизни малыша. Например, строго-настрого запрещено выбегать на дорогу, брать острые предметы, бить животных и пр. Небольшое количество строгих запретов позволит снизить риск истерики.

При этом следует заручиться поддержкой других членов семьи. Уменьшить строптивость ребёнка можно, если заранее обсудить со взрослыми домочадцами все спорные моменты. То есть и мама, и бабушка, и папа должны запрещать и разрешать одно и то же.

Кроме того, необходимо быть последовательными в своих решениях. Если сегодня нельзя что-то, то подобное ограничение должно действовать и завтра, и в дальнейшем. Если же сегодня что-то разрешено, то данное действие должно быть одобряемо (возможно, с определёнными оговорками) и в будущем.

В качестве заключения

Данный возрастной этап, когда ребёнок всё время говорит «Нет», обычно продолжается достаточно недолго и заканчивается примерно к 3,5 — 4 годам. Однако такой благоприятный исход возможен лишь в том случае, если родители правильно взаимодействуют с малышом.

Прежде всего специалисты убеждены, что необходимо изменять способы общения с взрослеющими ребятишками. Кроме того, нужно избегать ситуации, в которых дети могут ответить «нет», прибегая к выбору (либо иллюзии выбора).

Ну и ещё один важный момент – слово «нет» с лёгкостью перебивается родительской находчивостью и юмором. Если взрослые начнут с выдумкой и хитринкой подходить к воспитанию маленького упрямца, то можно достаточно быстро забыть о детских категорических отказах и строптивости.

А теперь о главном. Помните, вы не жандарм, а любящий родитель. Ищите свои варианты разрешения проблемных ситуаций. Старайтесь быть ближе к ребёнку, проводите больше времени вместе – и, возможно, запретов и правил понадобится совсем немного, а по поводу всех спорных вопросов можно будет договориться.

Веду откровенный разговор). И сегодняшний пост коснется родителей, которым кажется, что ребенок много говорит . Знаете, бывает такое – приходишь после работы и хочешь отдохнуть , а дети начинают засыпать вопросами, просьбами и длинными и не очень рассказами. Знакомо? Тогда вы зашли в нужное место и нужный час!)

Мы такие разные…

Я лично знаю несколько семей, кардинально разных в плане манеры разговора своих детей. У одних дети могут идти спокойно за руку с мамой и разглядывать местность вокруг , другие же не в состоянии и трех шагов сделать, не расспрашивая у родителей о происходящем вокруг. И может показаться, что ситуация с первым ребенком куда удобнее для взрослых, нежели со вторым.

Представьте только себе – идете вы по улице с послушным на первый взгляд ребенком и любуетесь вместе на красоты природы…. Тот же, кто не отпустит внимание родителей ни на минутку – способен вывести из терпения непривыкшего к такому ажиотажу взрослого).


Как же нелегко бывает маме, желающей побыть со своими мыслями хотя бы ненадолго один на один, когда ребенок без остановки все расспрашивает да рассказывает. Еще есть манера у таких ребят говорить довольно громко !;-) Однако, хочу успокоить мам и в какой то мере порадовать – знайте,

если ваш ребенок не намерен останавливать поток слов, это является явным признаком любви к изучению и познанию!

Все в ваших руках – потушить этот огонь строгим одергиванием и требованием оставить вас в покое, либо разжечь пламя сильне е, подпитывая интерес к расспросам.


Родители! Помните: чем больше вы сами станете просить ребенка помолчать, тем сильнее вы убиваете в нем задатки исследователя! Понимаю, как хочется порой отмахнуться от назойливости детей или отшутиться какой то нелепой шуткой, закрыть глаза на повсеместную любопытность, или используя отвлекающий маневр в виде гаджета перевести внимание ребенка на другой предмет(.

Как смириться.

Как же быть родителям, чьих сил нет уже адекватно вести себя с «вечно болтающим ребенком»? Поверьте, выход есть и он достаточно прост и нетруден в исполнении!


  1. Самое важное – не беспокоиться самим . Проблема скорее в нашей взрослой торопливости, желании отделаться от проблемы, а не решить ее. Оно и понятно – время суетное сейчас, нужно давать себе передышку и так далее. Но! Закрыв глаза на потребность ребенка сегодня, мы можем не узнать его завтра(. Поэтому лучше найти время по хорошему на адекватные разъяснения сегодня, нежели мы будем по-тихоньку терять связь с детьми. Об этом затрагивала уже .
  2. Только после того, как смирились со своей участью и неизбежностью поговорить с ребенком и выслушать все, что накипело в детском сердце, вдохнули глубоко, и…. наслаждаемся детской любознательностью! Поначалу может быть непросто. Однако, потом вы и сами не заметите, как с интересом слушаете и уже без труда включаетесь с дитем в его детские разговоры о том, о сем). А сколько интересного вы можете узнать, о чем даже не догадывались, либо ребенок не рассказывал, как вам ранее казалось! А самое главное – вы начинаете находиться на одной волне со своим чадом и можно не беспокоиться о ненужном влиянии .
  3. После того, как привыкли немного общаться с собственным ребенком – вот такая вот формулировка в 21 веке… На это может уйти около месяца, важный момент – строго придерживаться стратегии и не забывать укреплять позиции в навыках общения!


Только после установившейся традиции не одергивать в очередной раз ребенка с просьбой помолчать – берем на себя миссию инициативно выводить ребенка на разговор и расспрашивать об интересующих вас самих моментах. Тут же можно направить на путь «истинный», мягко и ненавязчиво высказать свое мнение об его поступках, поведении – возможно, упущенном когда то.

Подумать только, всего за пару месяцев родители и дети заново обучаются слышать и слушать друг друга!
Вот, в целом, и вся незамысловатая инструкция для приобретения вновь теплых отношений с ребенком и рычагов влияния – все, как в старые добрые времена, когда маленький комочек смотрела открыто и добро на маму с папой и доверял взрослым свою жизнь.

Исключения из правил.

Однако, у каждого правила есть исключения . На то они и правила! И в вопросе разговоров с детьми тоже можно сделать исключения. Мамы с папами ведь тоже не железные). Но исключений немного, так что не расслабляться!

1. Усталость . Не та, обыденная будничная, а та, про которую говорят «подкашиваются ноги и свет не мил ». В таком состоянии и в самом деле лучше не навязываться в общение к детям!) А вот как не допускать такого состояния – вот это другой вопрос. И будет он рассматриваться в другой раз! Подписывайтесь на обновления блога, чтобы разузнать, как не доводить себя до изнеможения на любой работе и оставлять силы на общение и даже игры с ребенком! Обещаю в скором времени написать об этом).

2. Болезнь родителей . Надеюсь, маме не придет в голову через силу бороться со своей простудой и с красными глазами и сильным кашлем выслушивать новые истории от ребенка. Хотя, как обычно это бывает, именно тогда, когда дети видят маму дома, они и пытаются выложить все наболевшее! Будет ээфективнее общение с детьми в том случае, если мама скорее выздоровеет и бодрая и довольная собой приступит к нагоняещему ритму общения с детьми). Другими словами –

сначала лечитесь, потом уже и занимайтесь детьми.

А на время болезни дозвольте ребенку позаниматься самостоятельно – достаньте те игры, в которые давно не играли, позвольте взять пластилин или цветную бумагу и так далее. Пусть творят без остановки. Иногда безконтрольное творение приносит свои результаты – об этом тоже напишу следующий раз.

3. Непредвиденные обстоятельства – такие, как ЧП, нагрянувшие гости или срочные важные дела – только старайтесь действительно отличать важное от не очень. В таких ситуациях учите детей отходить в сторону со своими потребностями и ожидать, пока ситуация разрядится. Для этого мы и родители, чтобы с пониманием относиться к своим детям и с терпением объяснять происходящее.


Надеюсь, мои советы, составленные строго с рекомендациями психологов и испробованные на своей семье – помогут вам в приобретении той общей волны, на которой и зиждятся семейная ценность и взаимопонимание.

А кто интересуется своими родительскими способностями – получайте в подарок от меня абсолютно бесплатно Сборник тестовых заданий для определения уровня своего мастерства, подписавшись на обновления блога! Так же, совсем скоро выйдет в продажу пособие для обретения гармонии и мира в семье. Ведь все, о чем говорят психологи всего света может быть совершенно бесполезным, если между детьми и родителями отсутствуют мир и понимание , что мы сейчас так часто и видим(.

Ну все, спасибо, что дочитали до конца, до новых встреч! Буду рада, если поделитесь в комментариях неозвученными мной способами овладения «детским лепетом»!

Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, - особый, он разительно отличается по своей сути от общепринятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» - залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

Школьное образование может восприниматься как неотвратимая повинность для ребенка и его родителей, а может стать счастливым временем получения необходимых умений для реализации в жизни. Все зависит от грамотного подхода к ребенку.

Дети , как правило, охотно идут в детский сад и в школу. Секрет в том, что эти разговорчивые малыши хотят быть услышанными и стремятся к другим детям, находя в них свою аудиторию. О воспитании оральных детей вы можете почитать . В этой же статье мы поговорим об обучении детей с оральным вектором в школе.

Обучение в школе - важный этап, задающий направление развитию детского интеллекта, который в дальнейшем обеспечит человеку высокий уровень реализации в социуме.

Развивать интеллект - непростая задача. И для начала родителю необходимо выяснить тип интеллекта своего ребенка. Вербальный интеллект, которым обладают оральные дети, - особый, он разительно отличается по своей сути от принятого в обществе понятия о мышлении. «Сначала думай, потом говори» - залог здорового мышления, по мнению школьных психологов и учебной программы, основой которой, как правило, является традиционный подход. Но в случае с оральником это происходит иначе.

Вербальный интеллект отличается тем, что сначала такой человек говорит, а потом уже понимает, что сказал. Вербальный интеллект дан оральнику для выполнения своей видовой роли. Так как задача его - оповещать стаю об опасности, то и делать он это должен сразу же, не замедляя выполнение обдумыванием. Тут возникает естественный вопрос: а что же тогда проговаривает оральный ребенок, пока учится? Он проговаривает то, что привлечет внимание родителей, его окружения в целом, так как хочет только одного: чтобы его слушали. Опираясь на это, и следует построить его обучение в школе.

Маленький говорун

«Ребенок постоянно разговаривает. Просьбы и грубые окрики родителей наконец замолчать не помогают», - обычные нарекания по поводу орального малыша. Он изводит своими разговорами родных и всех тех, кто оказывается в пределах досягаемости, и чем больше они его обрывают и не слушают, тем меньше развивается его речь. Поскольку оральный ребенок испытывает потребность в говорении, то делать это он, как правило, начинает рано, а сама его речь на первых порах отличается быстротой, невнятностью, несвязностью, шепелявостью, при разговоре он даже может брызгать слюной, торопясь проговорить как можно больше. Для развития способностей к говорению у орального ребенка, который в потенциале может стать гениальным оратором, нужно приложить немало усилий.


Прежде всего всех родителей хочется предупредить: говорить он будет постоянно. Можно выбросить радио и телевизор - фоновый шум в доме будет столько времени, сколько там будет находиться ваш оральный малыш, и ничего больше вам не понадобится. Задача родителя тут не в том, чтобы заставить ребенка замолчать и думать «про себя», в его случае это невозможно, а в том, чтобы производимый им «шум» был осмысленной и грамотной речью.

Обучая ребенка чтению и счету, приучите его проговаривать новую информацию. Он не будет молча соображать, что там написано. Ему нужно это произнести, попробовать слово «на вкус». Пусть ребенок повторяет вслух все, что вы будете с ним проходить, как бы утомительно это ни было для вас. В этом плане отечественная индустрия детских учебников позаботилась о родителях: в продаже существуют говорящие книги. Они полезны для детей, но особенно важны для оральных детей. Потому что повторять произношение букв, слов, цифр, издаваемых книгой или компьютерной программой, для него не только познавательно, но и полезно. Он, повторяя на разный лад одни и те же буквы, узнает их лучше и лучше. Сам родитель может при этом на некоторое время отлучиться, функцию слушателя возьмет на себя компьютер (особенно если там настроен контроль произношения).

Конечно, такому малышу важно читать вслух и, конечно, иметь при этом слушателя. Передвигаясь с ребенком вне дома, попросите его описывать все увиденное вокруг. Если зрительный ребенок может это делать непроизвольно и выборочно, то оральному ребенку нужно указать несколько акцентов: говорение должно быть полноописательным, он не должен ничего упускать, если он отвлекается на собственные рассуждения или вопросы, то только касательно увиденного.

По ходу речи его нужно поправлять и уточнять услышанное, чтобы он говорил верно и чисто. Приучите ребенка к тому, что рассказывание небылиц и выдумок неуместно, и вас интересует только реальное положение вещей. Направляйте его в выборе тем для разговора и слушайте его, это важно. Убежденность в том, что его слушают, дает оральному ребенку базовое чувство безопасности, что позитивно влияет на его развитие.

При поступлении в первый класс родителям нужно быть готовым к тому, что ребенок тут же подружится со всем классом, будет шутить и балагурить, наслаждаясь всеобщим интересом. Часто учителя жалуются на таких детей, потому что оральник легко перебивает, «переговаривает» учительницу, привлекая внимание всего класса и не реагируя на замечания. Поэтому важно переключить его свойства в конструктивное русло.

С первого класса его желательно подключить ко всем детским общественным мероприятиям: спектаклям, выступлениям и т. п., а также к факультативам по чтению и развитию навыков публичного выступления. Дайте своему ребенку выговариваться там, где это уместно.

Чтение - это то, что напрямую связано с говорением. От первого и до последнего слова оральный ребенок должен читать с выражением, выдерживая темп, правильно выставляя логические ударения, паузы. Если зрительные и звуковые дети по смыслам текста делают это сами, то оральному ребенку это нужно привить. Изначально ему свойственно воспроизводить безэмоциональный речевой поток, порой очень плотный. Чем раньше удастся разделить его на интонационно-смысловые узлы, тем лучше и четче будет поставлена его речь. Со временем ребенок привыкнет это использовать.

Когда молчание не золото: слушаем наших детей

Особой спецификой отличается воспроизведение информации оральным ребенком. Домашнее задание должно выполняться дома по тому же принципу проговаривания. Только в книгах не ведающих, что пишут, детских психологов можно найти фразу о том, что болтливость ребенка замедляет его умственное развитие. Сразу скажем, что оральный ребенок легко опровергнет это утверждение, когда начнет вслух рассуждать о том, чего он не понимает в домашнем задании.

В процессе говорения он начинает из услышанного выводить основные мысли, приводящие к правильному ответу. В результате к нему приходят озарения. Он будто задает вопрос самому себе и сам же на него отвечает. Это связано с тем, что оральный человек всегда проговаривает подсознательные смыслы, а сознательно воспринимает их только после озвучивания.


Приучите своего ребенка к тому, что, прочитав условие непонятного задания, неплохо бы проговорить его вслух: озвучить вопрос. В начальных классах это легитимно делать, вслух читая условия задач. В средней школе - уже нет. Для ускорения мышления оральному ребенку полезны задачи на описание ситуации. Проговаривая ее, он глубже понимает и осознает материал. С каждой последующей задачей он нарабатывает для себя нужный багаж первичных понятий, благодаря чему впоследствии уже сможет и не проговаривать вслух полученные задания.

Таким образом, оральный ребенок, готовясь дома к школе, должен это делать разговаривая. Если родители в этот момент дома, то они могут быть убеждены в том, что домашнее задание сделано, поверив собственным ушам. Желательно всегда оставлять двери открытыми при выполнении домашнего задания, чтобы создавалось ощущение того, что у ребенка есть слушатель, для которого он, собственно, это и проговаривает.

Очень важно не запирать такого ребенка дома наедине с домашним заданием. В течение дня у него обязательно должно быть время, которое он должен проводить с друзьями, в компании других детей также помимо школы. Если это не двор, то пусть это будет любой ближайший клуб развития творчества или дискуссионный клуб.

В свободное время с оральным ребенком можно проговаривать школьные дела, но не с точки зрения слухов, сплетен или описаний произошедших событий, а обсуждая пройденные задания, все то новое и интересное, что он усвоил в школе. Такие беседы помогут ему путем вербализации систематизировать полученный материал.

Роль литературы в развитии

Нигде не сверкает звезда орального дара так, как это происходит на уроках литературы. Из всех школьных дисциплин именно эта - ключ к здоровому психическому развитию для такого ребенка. Начиная с 5-го класса, важно сделать акцент на этой дисциплине. Для того чтобы чисто и грамотно говорить, нужно знать язык и правильно его воспринимать.

Декламация стихов - это регулярные выступления перед классом в средней школе. Обсуждения литературных произведений, пересказ, устные сочинения - значительный стимул к развитию орального ребенка. Все это позволяет ему экстравертировать свои свойства в русле хорошей и грамотной базы классической и художественной литературы.

Во многих школах существуют факультативы и отдельные курсы занятий по выразительному чтению и рассказыванию, на которых ребенок овладевает изобразительно-выразительными средствами языка, изучает разные манеры повествования, что самое главное - практикует их. Убедившись в том, что программа этих курсов имеет под собой хорошую литературную базу, орального ребенка можно отдать туда заниматься до последнего школьного звонка. Ведь важно не только то, что он говорит, но и какой познавательный смысл несет его сообщение.


Речевая коммуникация и объединение на идее

Реализация орального вектора - это не просто процесс говорения, а говорение для кого-то, для реальных слушателей. Так или иначе ребенок будет этих слушателей к себе привлекать, а вот какими способами он научится это делать - это уже вопрос, который должен беспокоить родителей. Врать, рассказывать небылицы и сплетни или с упоением озвучивать важные смыслы, дурачиться матерными анекдотами и шутками или вести осмысленную грамотную речь - в случае с оральным человеком возможны все варианты.

Развитый вербальный интеллект - это мощный инструмент для объединения людей. И в развитии умений орального человека это играет ключевую роль. Поэтому сверх того, что за время школьной учебы оральный ребенок научится красиво говорить, он должен всегда объединять своими словами группу людей, перед которой говорит. Причем объединение это возможно на разных уровнях: на самом низком - когда мы телесно расслабляемся, умирая от смеха, или на самом высоком - когда все объединены в один порыв общей идеей. Более высокий уровень - более высокая реализация для человека, а значит, больше радости и удовольствия от жизни.

Для того чтобы было возможно объединять людей на уровне идеи, эту идею надо ощущать самому, а также обладать развитыми ораторскими способностями. Достигнет ли ребенок максимального уровня реализации своих природных возможностей, зависит от его развития до пубертата, которое обеспечивают ему родители и школа. Системное понимание особенностей ребенка дает все необходимые инструменты, чтобы сделать это максимально правильно.

Корректор: Елена Лавецкая

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »