Почему подросток ничего не хочет. "Ребёнок (подросток) ничего не хочет, — жалуются родители. — Что с ним?"

Это явление набрало силу в последние лет семь. Выросло целое поколение молодых людей, которые "ничего не хотят". Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами, их не интересуют девушки (разве совсем чуть-чуть, чтобы не напрягаться). Они вообще не собираются работать. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть — родительская квартира, немножко денег на сигареты, пиво. Не больше. Что с ними не так?

Сашу привела на консультацию мама. Отличный 15-летний парень, мечта любой девочки: спортивный, язык подвешен, не хамит, глаза живые, словарный запас не как у Эллочки-людоедки, играет в теннис и на гитаре. Основная жалоба мамы, просто вопль измученной души: "Ну почему он ничего не хочет?!".

Подробности истории

"Что значит "ничего", — интересуюсь я. — Совсем ничего? Или все же есть, спать, гулять, играть, смотреть кино он хочет?"

Оказывается, Саша не хочет ничего делать из списка "нормальных" дел для подростка. То есть:

  • учиться;
  • работать;
  • ходить на курсы;
  • встречаться с девушками;
  • помогать маме по хозяйству;
  • и даже ездить с мамой в отпуск.

Мама в тоске и отчаянии. Вырос здоровенный мужик, а проку от него — как от козла молока. Мама всю жизнь для него, всё только для его блага, себе во всём отказывала, бралась за любую работу, на кружки водила, на секции дорогостоящие возила, в языковые лагеря за границу отправляла — а он сначала спит до обеда, потом включает компьютер и до ночи в игрушки гоняет. А она-то надеялась, что он вырастет, и ей станет полегче!

Я продолжаю спрашивать. Из кого состоит семья? Кто в ней зарабатывает деньги? Какие у кого функции?

Оказывается, Сашина мама давно одна, развелась, когда ему было пять лет, "отец был такой же точно лежебока, может, это генетически передаётся?" . Она работает, много работает, ведь ей приходится содержать троих (себя, бабушку и Сашу), домой приходит к ночи, уставшая смертельно. Дом держится на бабушке, она и хозяйством занимается, и за Сашей следит. Только вот беда — Саша совсем от рук отбился, бабушку не слушается, даже не огрызается, просто пропускает мимо ушей.

Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет — не ходит. Ему грозит армия, но, похоже, его это ни капли не волнует. Он не прилагает ни малейших усилий, чтобы учиться хоть немного лучше, хотя все учителя в один голос твердят, что голова у него золотая и способности есть.

По дому не делает ничего, совсем, даже чашку за собой не помоет, бабушка с палкой вынуждена таскать тяжеленные сумки с продуктами из магазина, а потом ему на подносике еду к компьютеру носит.

"Ну что с ним такое? — уже чуть не плачет мама. — Я же всю жизнь ему отдала!"

Мальчик

В следующий раз я вижу Сашу одного. И, правда, хороший мальчик, симпатичный, модно и дорого одет, но не вызывающе. Какой-то слишком хороший. Какой-то он неживой. Картинка в журнале для девочек, гламурный принц, хоть бы прыщ где-нибудь был, что ли.

Со мной держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Тьфу, я чувствую себя персонажем американского сериала для подростков: главный герой на приёме у психоаналитика. Хочется сказать что-нибудь матом. Ладно, вспомним, кто тут профи.

Вы не поверите, он практически слово в слово воспроизводит мамин текст! 15-летний парень говорит, как школьная училка: "Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И ещё я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час".

А сам-то чего хочешь?

Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет.

Потихоньку начинает вырисовываться картина, не скажу, чтобы очень неожиданная для меня.

Примерно с трёх лет Саша занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Потом пошёл в школу — добавился конный спорт. Сейчас, кроме учёбы в математическом лицее, он ходит на курсы английского при МГИМО, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телик не смотрит — некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.

Формально все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит — "играть на гитаре" . (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, ничего не делать, просто гулять.) Играть. Запомним этот ответ и двинемся дальше.

Что с ним такое

Знаете, у меня таких клиентов бывает в неделю человека по три. Практически каждое обращение по поводу мальчика в возрасте от 13 до 19 лет именно про это: ничего не хочет. В каждом таком случае я вижу одну и ту же картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, дома или бабушка, или няни-домработницы. Чаще всё-таки бабушка.

Семейная система искажена: мама занимает роль мужчины в доме. Она кормилец, она же принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает, если нужно. Но дома её нет, она в полях и на охоте.

Огонь в очаге поддерживает бабушка, только у неё нет рычагов власти по отношению к их "общему" ребёнку, он может и не послушаться, и нагрубить. Если бы это были мама с папой, папа пришёл бы вечером с работы, мама бы ему пожаловалась на неподобающее поведение сына, папа бы ему накостылял — и вся любовь. А тут пожаловаться можно, а накостылять некому.

Мама старается дать сыну всё-всё: самые модные развлечения, самые нужные развивалки, любые подарки и покупки. А сын не счастлив. И снова, и снова звучит этот припев: "ничего не хочет" .

А у меня через некоторое время начинает просто чесаться внутри вопрос: "А когда ему хотеть-то? Если за него уже давно мама всё отхотела, отмечтала, распланировала и сделала".

Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости — в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ждёт с работы маму или папу, высказывает своё желание и получает ответ. Обычно: "Потерпи до Нового года (дня рождения, получки)" . И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе её (пока ещё машину) во всех деталях. Таким образом, ребёнок учится контактировать со своим внутренним миром в части желаний.

А как было у Саши (и у всех других Саш, с которыми я имею дело)? Захотел — написал маме эсэмэску, отправил — мама заказала через Интернет — вечером привезли. Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны, ты прочёл две страницы логопедического букваря? Раз — и оборвали начало сказки. Всё. Мечтать больше не получается.

У этих мальчиков и правда всё есть: новейшие смартфоны, распоследние модели джинсов, поездки на море четыре раза в год. А вот возможности просто пинать балду у них нет. Между тем скука — самое что ни на есть творческое состояние души, без неё невозможно придумать себе занятие. Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать.

Что говорят родители

Сначала я в течение довольно длительного времени слушаю родителей. Их претензии, разочарования, обиды, догадки. Начинается всегда с жалоб вроде — "мы для него всё, а он в ответ — ничего" . Перечисление того, что именно "для него всё", впечатляет. О некоторых вещах я узнаю впервые. Мне, например, и в голову не приходило, что 15-летнего мальчика можно водить в школу за ручку. И до сих пор считала, что предел — это третий класс. Ну четвёртый, для девочек. Но оказывается, что тревоги и страхи мам толкают их на странные поступки. А вдруг на него нападут плохие мальчишки? И научат его плохому (курить, ругаться плохими словами, врать родителям; слово "наркотики" чаще всего не произносится, потому что очень страшно).

Часто звучит такой довод, как: "Вы же понимаете, в какое время мы живём" . Если честно — не очень понимаю. Мне кажется, времена всегда примерно одинаковые, ну, кроме совсем уж тяжёлых, например, когда война идёт прямо в вашем городе. В моё время ходить девочке 11 лет одной через пустырь было смертельно опасно. Так мы и не ходили. Мы знали, что не надо туда ходить, и соблюдали правила. И маньяки сексуальные были, и в подъездах иногда грабили. А вот чего не было — это свободной прессы. Поэтому криминальную сводку люди узнавали от знакомых знакомых, по принципу "одна бабка сказала". И, пройдя через множество ртов, информация становилась менее пугающей и более размытой. Типа похищения человека инопланетянами. Все слышали, что такое бывает, но никто не видел.

Когда же это показывают по телевизору, с подробностями, крупным планом, это становится той реальностью, которая здесь, рядом, в твоём доме. Человеческая психика не приспособлена к ежедневному наблюдению смерти, особенно насильственной. Это наносит сильную травму, а защищаться от неё современный человек не умеет. Поэтому, с одной стороны, мы вроде бы более циничны, а с другой — не отпускаем детей гулять на улицу. Потому что опасно.

Чаще всего такие беспомощные и вялые дети вырастают у тех родителей, которые с раннего детства были самостоятельными. Слишком взрослые, слишком ответственные, слишком рано предоставленные сами себе. С первого класса приходили домой сами, ключ на ленточке на шее, уроки — сами, поесть разогреть — сами, в лучшем случае родители вечером спросят: "А что у тебя с уроками?" . На всё лето или в лагерь, или к бабушке в деревню, где тоже особо некому было следить.

А потом эти дети выросли, и случилась перестройка. Полная смена всего: жизненного уклада, ценностей, ориентиров. Есть от чего занервничать. Но поколение адаптировалось, выжило, даже стало успешным. Вытесненная и старательно не замечаемая тревога осталась. И теперь вся в полном объёме обрушилась на голову единственного чада.

"Я в его годы уже твёрдо знал, чего хочу от жизни, а он в 10-м классе только игрушками интересуется. Я с третьего класса сама уроки делала ("Ну и что? Я с первого, разве это о чём-то говорит?" — К.Д.), а он в восьмом не может за стол усесться, пока за руку не подведёшь. Мои родители даже не знали, какая у нас программа по математике, а мне сейчас приходится каждый пример с ним решать!"

Всё это произносится с трагической интонацией — "Куда катится этот мир?!" . Как будто дети должны повторять жизненный путь родителей.

В этот момент я начинаю спрашивать, а какого именно поведения они хотели бы от своего ребёнка. Получается довольно забавный список, вроде как портрет идеального мужчины:

  • чтобы делал все сам;
  • чтобы беспрекословно слушался;
  • проявлял инициативу;
  • занимался в тех кружках, которые пригодятся потом в жизни;
  • был чутким и заботливым и не был эгоистом;
  • был более напористым и пробивным.

На последних пунктах мне уже грустно. Но и маме, которая составляет список, тоже грустно: она заметила противоречие. "Я хочу невозможного?" — печально спрашивает она. Да, как ни жаль. Или пенье, или танцы. Или у вас послушный, на всё согласный отличник-ботаник, или энергичный, инициативный, пробивной троечник. Или он вам сочувствует и поддерживает, или молча кивает и идёт мимо вас к своей цели.

Откуда-то взялась идея, что, правильно занимаясь с ребёнком, можно каким-то волшебным образом защитить его от всех грядущих бед. Как я уже говорила, польза от многочисленных развивающих занятий весьма относительная. Ребёнок пропускает действительно важный этап в развитии: игры и отношения со сверстниками. Мальчики не учатся сами придумывать себе игру, занятие, не открывают новые территории (ведь там опасно!), не дерутся, не умеют собирать вокруг себя команду. Девочки ничего не знают о "женском круге".

Кроме детской психологии я по старой памяти занимаюсь ещё и русским языком, и литературой со школьниками. Так вот в погоне за иностранными языками родители совершенно упустили родной русский язык. Словарный запас у современных подростков как у Эллочки-Людоедки — в пределах сотни. Потому что язык воспринимается в общении и из книг. А не во время уроков и спортивных занятий.

Что говорят дети

"Меня никто не слушает. Я хочу ходить из школы домой с друзьями, а не с няней (шофёром, сопровождением). У меня нет времени, чтобы смотреть телевизор, нет времени играть на компе. Я ни разу не был в кино с друзьями, только с родителями и их знакомыми. Меня не пускают в гости к ребятам, и ко мне никому нельзя. Мама проверяет мой портфель, карманы, телефон. Если я задерживаюсь в школе хотя бы на пять минут, мама сразу звонит".

Это текст не первоклассника. Это ученики 9-го класса говорят.

Смотрите, жалобы можно разделить на две категории: нарушение границ ("проверяет портфель, не даёт надеть то, что я хочу" ) и, условно говоря, насилие над личностью ("ничего нельзя" ). Такое впечатление, что родители не заметили, что их дети уже выросли из памперсов. Можно, хотя и вредно, проверять карманы у первоклашки — хотя бы для того, чтобы не постирать эти штаны вместе со жвачкой. Но к 14-летнему человеку хорошо бы уже входить в комнату со стуком. Не с формальным стуком — постучал и вошёл, не дожидаясь ответа, а уважая его право на личную жизнь.

Не могу поверить, что остались ещё такие родители, которые не слышали: для подростка важнейшая часть жизни — общение со сверстниками. Но это означает, что ребёнок выходит из-под родительского контроля, родители перестают быть истиной в последней инстанции.

Творческая энергия ребёнка блокируется таким образом. Ведь если ему запрещено хотеть того, что ему действительно нужно, он отказывается от желаний вообще. Подумайте, как это страшно — ничего не хотеть. А зачем? Всё равно не разрешат, запретят, объяснят, что это вредно и опасно, "иди лучше уроки делай" .

У меня есть подозрение, что в тех семьях, где возникают подобные проблемы с детьми, родители не чувствуют своей безопасности. Их жизнь слишком напряжённая, уровень стресса превышает адаптационные возможности организма. И так хочется, чтобы хотя бы деточка жила в покое и гармонии.

А деточка не хочет покоя. Ей нужны бури, свершения и подвиги. В противном случае чадо ложится на диван, отказывается от всего и перестаёт радовать глаз.

Что делать

Как всегда: обсуждать, составлять план, придерживаться его. Для начала вспомните, чего просил ваш ребёнок раньше, а потом перестал. Я совершенно уверена, что часовая ежедневная "абсолютно бесполезная" прогулка с друзьями — необходимое условие для психического здоровья подростка.

Вы удивитесь, но бессмысленное "балдение в ящик" (просмотр музыкальных и развлекательных каналов) нужно для наших детей тоже. Они входят в подобие транса, медитативное состояние, во время которого узнают нечто о себе. Не об артистах, звёздах и шоу-бизнесе. О себе.

То же самое можно сказать о компьютерных играх, социальных сетях, телефонных разговорах. Это страшно бесит, но надо пережить. Можно и нужно ограничивать, вводить какие-то рамки и правила, но тотально запрещать внутреннюю жизнь ребёнка — преступно и недальновидно. Не выучит этот урок сейчас — накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т.д.

Потому что недоиграл. Недослонялся бесцельно по улицам. Не посмотрел вовремя все тупые комедии, не поржал над Бивисом и Баттхедом.

С другой стороны, как правило, эти дети катастрофически недогружены жизнью. Всё, что они делают — учатся. Не ходят в магазин за продуктами для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы.

Поэтому я давала бы им больше свободы внутри и ограничивала снаружи. То есть ты сам решаешь, во что ты оденешься и чем будешь заниматься кроме учёбы, но при этом — вот список домашних дел, приступай. Кстати, мальчики отлично готовят. И гладить умеют. А тяжести таскают как!

ФОТО Getty Images

«Моя дочь ничего не хочет, ничем не интересуется, - жалуется мать 14-летней Екатерины. - Не читает, не гуляет, иногда играет в компьютерные игры или слушает музыку в наушниках». Ей вторит мать 11-летнего Егора. «Едва вернувшись из школы, он садится за компьютер, играет до ночи и общается там с кем-то, даже гулять не выходит, - рассказывает она. - Если я его упрекаю, он возражает: «Я же уроки делаю». Я не знаю, как поступить, но меня это тревожит». Такая озабоченность и тревога знакома многим родителям. Их дети дети, особенно предподросткового и подросткового возраста, не хотят ничего делать. Сидят в своей комнате, смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, не хотят разговаривать, сведя все свое общение исключительно к сообщениям в соцсетях. Что тут можно сделать? Как убедить явно немотивированного ребенка сделать хоть что-нибудь? Как противостоять пассивности, которую поддерживают современные технологии?

Давить на ребенка, стыдить его и выговаривать, очевидно, бесполезно. Но это не значит, что родители совершенно беспомощны. Постараемся взглянуть на ситуацию не как воспитатели, а как исследователи. «Представьте, что мотивация - не внутреннее качество, не тот двигатель внутри ребенка, который формирует поведение, а, скорее, результат взаимодействия окружающей среды, темперамента ребенка (биологической характеристики, присущей ему с рождения) и его личности (например, кому-то постоянно нужна новизна, кому-то нет, кто-то гораздо более общительный, а кто-то замкнутый)», - предлагает Алан Каздин (Alan Kazdin), доктор психологических наук и директор Йельского Центра воспитания детей и клиники по работе с детьми. Он также указывает на два важных момента:

  1. Отсутствие активности и особенности отношения к жизни не являются неизменными и незыблемыми;
  2. Ситуация дома и действия других людей могут очень сильно влиять на мотивацию ребенка.

В чем именно проблема?

Нежелание что-либо делать, отсутствие мотивации может иметь под собой множество причин, среди которых могут оказаться и внешние, и внутренние. Так что прежде чем делать выводы, попробуем разобраться, что именно мы считаем отсутствием мотивации. Алан Каздин перечисляет несколько факторов, которые следует принять во внимание.

Свободное время

Иметь свободное время - это не просто нормально, это совершенно необходимо. У многих детей жизнь слишком расписана, чрезмерно занята разными делами, и часто они не могут позволить себе такую роскошь, как просто ничего не делать, помечтать хотя бы часок. Однако ребенку необходимо свободное время. Не поддавайтесь желанию распланировать каждую минуту его жизни, не бойтесь периодов того, что может вам показаться неконструктивным, непродуктивным времяпрепровождением. Позвольте это своему ребенку. А лучше специально выделите для этого время в его расписании. Прекрасно, если у вас обоих есть возможность какое-то время провести вместе без конкретных дел и сроков. Вы можете обсуждать что-то интересное, просто болтать о пустяках, играть в карты, любоваться облаками - делать все, чего хочется в этот момент.

Домашние дела

В предподростковом и подростковом возрасте дети часто теряют интерес к домашним делам. Ребенок в этот период сосредоточен на общении с ровесниками. Они слушают одну и ту же музыку, носят похожую одежду, даже шутят на одни и те же темы. Им свойственно презрение ко всем взрослым. В этом случае отсутствие мотивации к выполнению домашних дел абсолютно естественно. Если до этого времени вы успели выработать определенный порядок и традиции в доме, например, вместе обедать и ужинать, заниматься какими-то домашними делами, выбираться куда-то, то гораздо легче продолжать это делать и тогда, когда маленький ребенок превращается в подростка. Это помогает ребенку участвовать в семейной жизни.

Признаки депрессии

Одна из ситуаций, которая должна вызвать у вас беспокойство, это когда ребенок, который всегда был активным, общительным и заинтересованным, вдруг становится вялым, сидит дома, почти ничего не делает и не выражает интереса ни к какой деятельности. Такие изменения в поведении могут быть признаком депрессии. Это не единственная причина, но одна из возможных. Поэтому важно обратить внимание на то, что ребенок говорит о себе. Если его замечания выражают негативную оценку самого себя («я ничего не могу сделать как надо») или окружающего мира («вокруг нет больше ничего интересного») или безнадежность в отношении будущего («это все закончится так же плохо, как и всегда»), это серьезный повод для беспокойства.

Он может стать более раздражительным и чувствительным, чем обычно, у него могут измениться привычки в том, как он ест, как спит. Даже кажущиеся шутливыми комментарии между делом типа «лучше бы я умер» важно воспринимать серьезно, если они повторяются. Если у вас возникли сомнения, то обязательно проконсультируйтесь с профессиональным психологом.

Рассеянность

Также возможно, что ваш ребенок не может сконцентрироваться, и именно это вам кажется отсутствием мотивации. В этом случае не обязательно причиной является отсутствие интереса или депрессивное настроение. Вероятно, все дело в трудностях с произвольным вниманием: ребенок просто физически не в состоянии выполнять одну и ту же задачу дольше нескольких минут, он тут же переключается на другую, потом еще на одну. Это может случаться и дома, и в школе, или вообще везде. У всех время от времени возникают затруднения с фокусированием внимания, поэтому необходимо выяснить, как часто это повторяется. Очень часто таким детям спешат поставить диагноз - «синдром дефицита внимания», но это не единственная причина такого поведения. Если ребенок испытывает сложности такого рода, то лучше проконсультироваться с квалифицированным специалистом.

Стресс

Отсутствие мотивации может также являться реакцией на стресс. Взрослые часто даже не рассматривают такую вероятность. Почему-то им кажется, что у детей не может быть стресса. Но ведь у ребенка гораздо уже круг общения, видов деятельности, поэтому и проблемы в какой-то из областей их жизни они воспринимают гораздо серьезнее. Реакция ребенка на стресс может выглядеть как депрессия, и она часто появляется в ответ на определенные события. Например, если разрываются какие-то отношения с ровесниками, это может быть очень травматичным для ребенка, пусть даже это не подразумевает развод или судебные тяжбы. Сюда же можно отнести насмешки ровесников (за лишний вес, за отставание по какому-либо предмету). Кажущееся нам пустяковым событие может превратиться в серьезную проблему в жизни ребенка.

Отсутствие мотивации в общем или в определенной области?

Отсутствие мотивации и кажущаяся лень могут касаться какой-то определенной стороны жизни ребенка. Например, дети, которых дразнят или обижают в школе, могут очень долго собираться по утрам и демонстрировать отсутствие интереса к учебе. Они словно еле волочат ноги, никак не могут собраться. Часто это очень раздражает родителей, но тут необходимо задуматься, отсутствует ли у ребенка мотивация вообще, или это связано именно со школой, потому что там происходит что-то неприятное для него?

Или часто бывает, что дети, испытывающие трудности с учебой, ведут себя так, будто совсем не стараются. Они и на самом деле могут уже и не стараться, потому что это уже кажется им бесполезным. Если недостаток мотивации относится конкретно к школе, нужно выяснить, нет ли у ребенка проблем с учебой, понять, что именно с ним происходит.

Что можно сделать?

Даже если ваши бесконечные требования, чтобы ребенок перестал сидеть на месте и занялся чем-нибудь, не принесли никакого результата, это не значит, что вы ничего не можете изменить.

Для начала вы можете ограничить то время, которое ребенок проводит за компьютером или телефоном. Вы должны это сделать без агрессии, но очень твердо, потому что пассивность, активно поддерживаемая современной техникой, может свести на нет все ваши попытки разжечь интерес хоть к чему-то. Конечно, если ваш ребенок проводит большое количество времени со своими товарищами-гениями, собирая компьютеры из запасных частей и разговаривая на ими же придуманном языке, то это уже совсем другое дело. Это уже интерес, а не отвлечение от интересов.

рПЮЕНХ РПДТПУФЛЙ ОЙЮЕЗП ОЕ ИПФСФ Й ОЙ ЮЕН ОЕ ЙОФЕТЕУХАФУС?

ч НПЕН РПМЕ ЪТЕОЙС ЕУФШ ОЕУЛПМШЛП РПДТПУФЛПЧ. й ЧПФ ЛБЛХА ЛБТФЙОХ С ОБВМАДБА - ПОЙ ОЙЮЕЗП ОЕ ИПФСФ!!!

НПК УПВУФЧЕООЩК ТЕВЕОПЛ (17 МЕФ), ПЛПОЮЙМБ ФПМШЛП-ФПМШЛП ЫЛПМХ, Й ДЕФЙ НПЙИ РТЙСФЕМШОЙГ (ФПЦЕ ПФ 13 ДП 17 МЕФ) ОЙЮЕЗП Ч ЬФПК ЦЙЪОЙ ОЕ ИПФСФ. с МАВМА ПВЭБФШУС У РПДТПУФЛБНЙ, НОЕ ЙОФЕТЕУОП, ЮЕН ПОЙ ДЩЫБФ, ЮФП ДХНБАФ РП ТБЪОЩН ЧПРТПУБН, МАВМА У ОЙНЙ РПЖЙМПУПЖУФЧПЧБФШ. й ЧПФ ТЕЪХМШФБФ НПЙИ ОБВМАДЕОЙК.

ПОЙ ОЕ ДХНБАФ П УЧПЕН ВХДХЭЕН, ЧУЕ РПЗПМПЧОП ЛБЛ ВЩ РПДУПЪОБФЕМШОП ЙУРПЧЕДХАФ МПЪХОЗ: ЧУЈ ЧУЈ ТБЧОП, ЙМЙ "ЮФП ЧПМС, ЮФП ОЕЧПМС - ЧУЈ ПДОП..." (ЬФП ЙЪ ФЕМЕУЛБЪЛЙ). "оХ РПУФХРМА Ч ЙОУФЙФХФ, ОХ ОЕ РПУФХРМА, ЮФП, ЦЙЪОШ ЪБЛПОЮЙФУС?" оХ ХЮХУШ УЕКЮБУ Ч ЫЛПМЕ, РПФПН Ч ЙОУФЙФХФ РПКДХ, ОХ ВХДХ ТБВПФБФШ...

ФБЛПЕ ПЭХЭЕОЙЕ, ЮФП ЧУЕ ПОЙ ХЦЕ УФБТЙЛЙ, ЛПФПТЩН ОЙЮЕЗП ОЕ ИПЮЕФУС, ЗМБЪБ ОЕ ЗПТСФ, Й ФПМШЛП ВЩ МЕЦБФШ ОБ ДЙЧБОЕ Й ФЕМЕЛ УНПФТЕФШ. чУЕ ДЕМБАФ, ЛБЛ ВХДФП УПООЩЕ, ДБЫШ ЛОЙЗХ ЙОФЕТЕУОХА (НЩ У РПДТХЗБНЙ ЕЈ ФТЙ ЮБУБ ПВУХЦДБМЙ, ЮХФШ ОЕ РЕТЕУУПТЙМЙУШ), ОХ РТПЮЙФБЕФ, УРТБЫЙЧБА, ЛБЛ ЛОЙЗБ, Б НПС ДПЮШ - ОХ ФБЛ...ЙОФЕТЕУОП (Б ЗПМПУ, ЛБЛ РТП НБООХА ЛБЫХ ЗПЧПТЙФ, ВЕЪЦЙЪОЕООЩК ФБЛПК...).

РПЮЕНХ ФБЛПЕ РТПЙУИПДЙФ? йИ ТПДЙФЕМЙ Й С УБНБ - УПЧЕТЫЕООП ОЕ ФБЛЙЕ, Х ОБУ Й ИПВВЙ ЕУФШ, Й ЧУЈ Ч ЦЙЪОЙ ОБН ЙОФЕТЕУОП, Б ЙН - ойюезп!!!

ЮФП ДЕМБФШ У УПВУФЧЕООЩН ТЕВЕОЛПН, Й ЮФП РПДУЛБЪБФШ РПДТХЗБН?

пФЧЕФЙФШ

зЕОБ 28 НБС 2002 ЗПДБ

96 50

пФЧЕФ НПЦЕФ ВЩФШ РТПУФЩН... рПДТПУФЛЙ ОЙЮЕЗП ОЕ ИПФСФ Й ОЙЮЕН ОЕ ЙОФЕТЕУХАФУС, РПФПНХ ЮФП ЙНЙ ОЙЛФП ОЕ ЙОФЕТЕУХЕФУС Й ОЙЛФП ОЕ ИПЮЕФ РПУЧСФЙФШ ЙН ЧТЕНС. лПОЕЮОП, ЕУФШ ОЕЛПФПТЩЕ ТПДЙФЕМЙ, ЛПФПТЩЕ ДХЫЙ ОЕ ЮБСФ Ч УЧПЙИ ЮБДБИ Й ДТХЦБФ У ОЙНЙ Й ТБЪДЕМСАФ ЙОФТЕУЩ. оП Ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УЧПЕН ЧУЕ-ФБЛЙ ТПДЙФЕМЙ ПФДБМСАФ ПФ УЕВС РПДТПУФЛПЧ. рП ТБЪОЩН РТЙЮЙОБН, ЛПОЕЮОП, ЛФП УМЙЫЛПН ЪБОСФ УПВПК ЙМЙ ТБВПФПК, ЛФП ОЕ ЪОБЕФ ЛБЛ ДТХЦЙФШ У ОЙНЙ, ЛФП ОЕ РПОЙНБЕФ ЙИ Й ФПЦЕ ВПЙФУС РПДТПУФЛПЧ, Б ЮБЭЕ ЧУЕЗП - ТБЧОПДХЫОЩ. дЕФЙ ЦЕ ЧПУРТЙОЙНБАФ УЕВС ЮЕТЕЪ ДПНЙОЙТХАЭХА БФНПУЖЕТХ ЧУЕИ УЧПЙИ ПФОПЫЕОЙК, РПЬФПНХ РПДТПУФЛЙ-ДЕФЙ ДБЦЕ МАВСЭЙИ ТПДЙФЕМЕК НПЗХФ УБНПЙЪПМЙТПЧБФШ УЕВС ПФ РТЕДЛПЧ Й ЙОФЕТУПЧ ЙИ УЕНШЙ РТПУФП Ч РПДТБЦБОЙЙ ФПЗП, ЛБЛ ЬФП ДЕМБАФ ВПМШЫЙОУФЧП ЙИ УЧЕТУФОЙЛПЧ, Й РПДТБЦБАФ ЙНЕООП ТБЧОПДХЫЙА, РПЖЙЗЙЪНХ, ДЕРТЕУУЙПООЩН ОБУФТПЕОЙСН.

ДБЦЕ Ч чБЫЕН ЧПРТПУЕ РТПУЛБМШЪЩЧБЕФ НПНЕОФ ФПЗП, ЮФП чЩ ЙЪПМЙТХЕФЕ УЕВС ПФ УЧПЙИ ДЕФЕК. "дБЫШ ЙН ЛОЙЗХ, б пой ФБЛЙ УСЛЙЕ..., б чпф нщ ОБПВПТПФ ТПЪПЧЩЕ Й РХЫЙУФЩЕ.", ИПФС ХЧЕТЕО, ЮФП чБН ОЕВЕЪТБЪМЙЮОП ФП, ЮФП У ОЙНЙ РТПЙУИПДЙФ.

ЮБУФП ТПДЙФЕМЙ ДЕМБАФ ПДОХ Й ФХ ЦЕ ПЫЙВЛХ. рТЙДС ДПНПК, ПОЙ ДЕМСФУС Й ПВУХЦДБАФ НЕЦДХ УПВПК П УЧПЙИ РЕТЕЦЙЧБОЙСИ - П РПМЙФЙЛЕ, П ТБВПФЕ, П УЧПЙИ ТПДЙФЕМСИ, П ДПНЕ Й Ф.Д. - РТЙЮЕН, ПВЩЮОП, Ч ОЕЗБФЙЧОПН ПФОПЫЕОЙЙ - ЦБМХАФУС ОБ ФТХДОПУФЙ, ПВУХЦДБАФ УЧПЙ ОЕХДБЮЙ, ОЕХДБЮЙ УЧПЙИ ЛПММЕЗ, ОЕОБЧЙУФШ Л УЧПЙН ОБЮБМШОЙЛБН, П УЧПЙИ ВПМСЮЛБИ, П УЧПЙИ ВЕУРПЛПКУФЧБИ Й Ф.Д. пДОБЛП, ДЕФЙ ЬФПЗП РПОСФШ ОЕ НПЗХФ, Ф.Л. ЙИ-ФП ТПДЙФЕМЙ ПВЕТЕЗБАФ ПФ ЧУЕЗП ЬФПЗП, РПЬФПНХ ДЕФЙ ТБУФХФ Ч "РБТОЙЮЛБИ" - Х ОЙИ ОЕФ ЪБВПФ ОЙ П ДЕОШЗБИ, ОЙ П РЙЭЕ, ОЙ П ВПМЕЪОСИ, ОЙ ПВ ПФОПЫЕОЙСИ У ОБЮБМШОЙЛБНЙ (ЙИ ЕЭЕ Й ОЕФ Х ОЙИ). рПЬФПНХ ДМС ДЕФЕК ЬФП ВЕУЛПОЕЮОПЕ РЕТЕЛПОАЮЙЧБОЙЕ ЧУЕИ РТПВМЕН - РХУФПК ЪЧПО Й РПФЕТС ЧТЕНЕОЙ. пОЙ ОЕ ХЮБФУС ОЙ УПРЕТЕЦЙЧБФШ, ОЙ УПЮХЧУФЧПЧБФШ, ОЙ ВЩФШ ВМБЗПДБТОЩН, Б ОБПВПТПФ - ПОЙ ИПТПЫП РЕТЕОЙНБАФ ОБЧЩЛ ОЕЗБФЙЧОПЗП ПФОПЫЕОЙС Л МАДСН Й Л ЦЙЪОЙ, РПДТБЦБАФ ПФОПЫЕОЙА ОЕХЧБЦЕОЙС, ОЕДПЧЕТЙС Й ОЕОБЧЙУФЙ Л МАДСН (Ч ФПН ЮЙУМЕ Й.. Л ТПДЙФЕМСН - ЬФП ЪБЛПОПНЕТОП).

ЮФП ДЕМБФШ? чПЪЧТБЭБФШ ДПЧЕТЙЕ УЧПЙИ ДЕФЕК Л УЧПЙН ТПДЙФЕМСН. ьФП ФТХДОБС ТБВПФБ, ВЕЪ ВЩУФТЩИ ТЕЪХМШФБФПЧ. рП НПЕНХ НОЕОЙА, ЗМБЧОПЕ ВЩФШ ЧЕТОЩН ЙН Й ПВСЪБФЕМШОП ЙУРПМШОСФШ ПВЕЭБООПЕ (РТЙЮЕН ЛБЛ ПВЕЭБООПЕ, ЮФП ЮФП-ФП чЩ УДЕМБЕФЕ, ФБЛ Й ФП, ЮФП чЩ ЮФП-ФП ОЕ УДЕМБЕФЕ ЙМЙ ПФЛБЦЕФЕ УЧПЙН ДЕФСН). рЕТЕУФБФШ ЙЪПМЙТПЧБФШ Й РТПФЙЧПРПУФБЧМСФШ УЕВС ПФ ОЙИ. рЕТЕУФБФШ ЦБМПЧБФШУС ОБ ЦЙЪОШ РТЙ ОЙИ, Б ОБПВПТПФ РПДБЧБФШ ЙН РТЙНЕТ ЦЙЪОЕТБДПУФОПУФЙ (ОЕ ВЕЪ РТЙЮЙОЩ, ТБЪХНЕЕФУС, ЙОБЮЕ ЬФП ВХДЕФ ЧЩЗМСДЕФШ ЗМХРП), ПРФЙНЙЪНБ, У РПМПЦЙФЕМШОЩН ОБУФТПЕН ОБ ВХДХЭЕЕ, ОБ ЙУРПМОЕОЙЕ НЕЮФБОЙК.

ВХДШФЕ ХЧЕТЕОЩ, РЕТЧЩЕ УФП "ДПВТЩИ" РПРЩФПЛ ВХДХФ ЧПУРТЙОСФЩ Ч ЫФЩЛЙ Й ВХДХФ ПРХУЛБФШУС ТХЛЙ ПФ ОЕВМБЗПДБТОПУФЙ "ЬФЙИ ДЕФЕК". оП РПДХНБКФЕ, УЛПМШЛП ЧТЕНЕОЙ ДЕФЙ ЧПУРТЙОЙНБМЙ "ОЕДПВТЩК" РТЙНЕТ. фПЗДБ, ЮФПВЩ ПОЙ РТЙОСМЙ ОПЧЩК "ДПВТЩК" РТЙНЕТ, ЙН ОХЦОП УЛПТЕЕ ЧУЕЗП ОЕ НЕОШЫЕ ЧТЕНЕОЙ Й ОЕ НЕОШЫЕ ОБУФПКЮЙЧПУФЙ ЙИ ТПДЙФЕМЕК.

оБРЙУБФШ ЛПННЕОФБТЙК
пГЕОЙФШ:

1ПЮЕОШ РМПИПК ПФЧЕФ

2РМПИПК ПФЧЕФ

3УТЕДОЙК ПФЧЕФ

4ИПТПЫЙК ПФЧЕФ

5ПФМЙЮОЩК ПФЧЕФ

нБТдБЫЛБ 29 НБС 2002 ЗПДБ

78 50

ъДТБЧУФЧХКФЕ!
у РПДТПУФЛБНЙ ЧППВЭЕ МЕЗЛП ОЕ ВЩЧБЕФ, ФБЛ ЮФП ОЕ РБОЙЛХКФЕ. лПЗДБ НОЕ ВЩМП 15-16 МЕ С ФПЦЕ УЮЙФБМБ, ЮФП ЧУС ЦЙЪОШ - ФПУЛБ ЪЕМЕОБС. ч ЬФПН ЧПЪТБУФЕ ИПЮЕФУС ТПНБОФЙЛЙ, РТЙЛМАЮЕОЙК. нПЙ ТПДЙФЕМЙ ХУФТПЙМЙ НОЕ ЛПООЩК РПИПД РП вБКЛБМХ. у ОБНЙ ВЩМП ЕЭЕ ОЕУЛПМШЛП ЮЕМПЧЕЛ ЧЪТПУМЩИ Й РТПЧПДОЙЛ. чУЕ ВЩМП УЕТШЕЪОП - РБМБФЛЙ, ЛПФЕМЛЙ, РЕУОЙ ОБ ОПЮШ Х ЛПУФТБ, РТПНПЛБОЙЕ РПД ДПЦДЕН, ХЫЙВЩЙ РТПЮЕЕ. рТЙЮЕН ЧУЕ ПВТБЭБМЙУШ УП НОПК ЛБЛ У ТБЧОПК, УПЧЕФПЧБМЙУШ, Ф.Е. С ЮХЧУФЧПЧБМБ УЕВС РПМЮОПРТБЧОЩН ЮМЕОПН ЗТХРРЩ, У ТБЧОЩНЙ РТБЧБНЙ Й ПВСЪБООПУФСНЙ. цЙЪОШ УТБЪХ РЕТЕУФБМБ ЛБЪБФШУС УЕТПК Й ПДОППВТБЪОПК. рПРТПВХКФЕ Й чЩ ПТЗБОЙЪПЧБФШ ЮФП-ОЙВХДШ Ч ЬФПН ТПДЕ. нПЦЕФЕ ДБФШ РПЮЙФБФШ ДПЮЕТЙ ЛОЙЗЙ йПБООЩ иНЕМЕЧУЛПК. пУПВЕООП ЕК РПДПКДХФ ЛОЙЗЙ "цЙЪОШ ЛБЛ ЦЙЪОШ" ("рТПЪБ ЦЙЪОЙ" Ч ДТХЗПН РЕТЕЧПДЕ),"вПМШЫПК ЛХУПЛ НЙТБ", "уМЕРПЕ УЮБУФШЕ", Ф.Л. ПОЙ П ДЧХИ ДЕЧПЮЛБИ-РПДТПУФЛБИ, ФПЦЕ УЮЙФБЧЫЙИ ЧОБЮБМЕ, ЮФП ЦЙЪОШ УЛХЮОБ. рПРТПВХКФЕ, ДБЦЕ ЕУМЙ чЩ МЙЮОП ОЕ РТЙЧЕФУФЧХЕФЕ ФБЛПК ЦБОТ Й УЮЙФБЕФЕ ЬФЙ ЛОЙЗЙ ОЕУЕТШЕЪОЩНЙ. рП-НПЕНХ, ВПМШЫЕ ЧУЕЗП РПДТПУФЛБН ОЕ ИЧБФБЕФ ЙНЕООП ТБЧОПРТБЧЙС. ъБЮБУФХА ТПДЙФЕМЙ РТПУЮЙФЩЧБАФ ЦЙЪОШ ДЕФЕК ЧРМПФШ ДП ФПЗП, ЛПЗДБ ЦЕОЙФШУС, ЛПЗДБ ДЕФЕК ТПЦБФШ, ЛПЗДБ ОБ РЕОУЙА ХИПДЙФШ. б ОБ ЧПРТПУЩ "рПЮЕНХ ОЕМШЪС?" Й "ъБЮЕН?" ПФЧЕЮБАФ "рПФПНХ ЮФП!" Й "ъБФЕН!" чБЫ ТЕВЕОПЛ ОЕ ТЧЕФУС Ч ЙОУФЙФХФ? б чЩ ПВЯСУОЙМЙ ЕНХ, ЪБЮЕН ЬФП ЕНХ ОХЦОП, ЮФП ПО ПФ ЬФПЗП РПМХЮЙФ, ЛТПНЕ ЛПТПЮЛЙ? тБУУЛБЦЙФЕ ДПЮЕТЙ П УЧПЙИ УФХДЕОЮЕУЛЙИ ЗПДБИ, П ТБЪОЩИ ЛБЪХУБИ, ЛПФПТЩЕ У чБНЙ РТПЙУИПДЙМЙ, П ФПН, ЮФП УФХДЕОЮЕУЛЙЕ ЗПДЩ - ЬФП ОЕ ФПМШЛП ЪХВТЕЦЛБ Й ЬЛЪБНЕОЩ, ОП Й ПУПВБС БФНПУЖЕТБ, ОПЧЩЕ ДТХЪШС, ОПЧЩЕ ЙОФЕТЕУЩ Й, НЕЦДХ РТПЮЙН, РПФЕОГЙБМШОЩЕ ЦЕОЙИЙ. оЕФ Х ТЕВЕОЛБ ИПВВЙ? чПЪНПЦОП, ЛПЗДБ-ФП ПОП Х ТЕВЕОЛБ Й ОБЮЙОБМПУШ, ОП чБН ПОП ЛБФЕЗПТЙЮЕУЛЙ ОЕ РПОТБЧЙМПУШ, Й ТЕВЕОПЛ УДБМУС. фПМШЛП ОЕ ЧЩСУОСКФЕ ФЕРЕТШ РТЙУФТБУФЙС ТЕВЕОЛБ, РПУБДЙЧ ЕЗП ОБРТПФЙЧ УЕВС У ФТЕВПЧБОЙЕН ОЕНЕДМЕООП ТБУУЛБЪБФШ, ЮФП ЕК ОТБЧЙФУС. чУЕ ТБЧОП ОЕ УЛБЦЕФ. фЕРЕТШ РТЙДЕФУС ЙУРПДЧПМШ, НЕФПДПН ФЩЛБ. чПФ РТПЮМБ ПОБ ЛОЙЗХ, ЛПФПТХА чЩ ЕК ДБМЙ. тБЪ РТЙ УМПЧЕ "ЙОФЕТЕУОП" ЗПМПУ ВЕЪЦЙЪОЕООЩК, ЪОБЮЙФ ОЕЙОФЕТЕУОП. рТПУФП, НПЦЕФ ВЩФШ, ДПЮШ УЛБЪБМБ ЬФП, ЮФПВЩ чЩ ОЕ УФБМЙ ПВЧЙОСФШ ЕЕ Ч ОЕРПОСФМЙЧПУФЙ Й ОЕЧПУРТЙЙНЮЙЧПУФЙ. б чЩ УРТПУЙФЕ ЕЕ, Б РПЮЕНХ ОЕ РПОТБЧЙМПУШ? нПЦЕФ, чБЫЕК ДПЮЕТЙ Ч РТЙОГЙРЕ ОЕ ОТБЧСФУС РПДПВОЩЕ ЛОЙЗЙ. фПМШЛП ОЕ ЛТЙФЙЛХКФЕ ЕЕ ЧЪЗМСДЩ! рТПУФП РПНПЗЙФЕ, ЙНЕООП РПНПЗЙФЕ УЖПТНЙТПЧБФШ ДПЮЕТЙ ФБЛПЕ НЙТПЧПЪЪТЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ ОЕ РТЙОЕУЕФ ЧТЕДБ ЕК, Й ВХДЕФ ОЕ ПЮЕОШ ЙДФЙ ЧТБЪТЕЪ У чБЫЙНЙ ЧЪЗМСДБНЙ ОБ ЦЙЪОШ. й ЕЭЕ. тБУУЛБЪЩЧБКФЕ ДПЮЕТЙ П УЕВЕ. уЕЛТЕФОЙЮБКФЕ У ОЕК. дПЧЕТШФЕ ЕК УЧПЙ ФБКОЩ. й ПОБ чБН ПФЧЕФЙФ ФЕН ЦЕ.

оБРЙУБФШ ЛПННЕОФБТЙК
пГЕОЙФШ:

1ПЮЕОШ РМПИПК ПФЧЕФ

2РМПИПК ПФЧЕФ

3УТЕДОЙК ПФЧЕФ

4ИПТПЫЙК ПФЧЕФ

5ПФМЙЮОЩК ПФЧЕФ

дЦЙО 28 НБС 2002 ЗПДБ

74 50

дЕМП ОЕ Ч ФПН, ЮФП ЙН ОБ ЧУЕ ОБРМЕЧБФШ. рТПУФП Х ОЙИ ДТХЗЙЕ ЧЛХУЩ, ДТХЗЙЕ ЦЙЪОЕООЩЕ ГЕООПУФЙ, ДТХЗЙЕ РТЕДУФБЧМЕОЙС П УЮБУФШЕ. дБ, ЛОЙЗБ ЛПФПТХА чЩ ЮЙФБМЙ У РПДТХЗБНЙ, чБН ВЕЪХНОП ОТБЧЙФУС - ОП ЬФП ЕЭЕ ОЕ РПЧПД, ЮФПВЩ ПОБ ОТБЧЙМБУШ чБЫЕК ДПЮЕТЙ. рПДТПУФЛЙ ДХНБАФ П ВХДХЭЕН - РТПУФП Х ОЙИ ОЕ РТЙОСФП БЖЙЫЙТПЧБФШ ЬФЙ НЩУМЙ - Б ОХ-ЛБ, ЕУМЙ ОЕ УВХДХФУС! й, Л УМПЧХ УЛБЪБФШ, ЮФП ЛБУБЕФУС ЙОУФЙФХФБ: ЕУМЙ ПОЙ ФХДБ ОЕ РПУФХРСФ ЙНЕООП УЕКЮБУ, ФП ЦЙЪОШ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ОЕ ЪБЛПОЮЙФУС! оЕ ВЩЧБЕФ ФБЛПЗП, ЮФПВЩ ЮЕМПЧЕЛ, Х ЛПФПТПЗП ЕУФШ РПФТЕВОПУФШ Ч ПВТБЪПЧБОЙЙ, ЕЗП ОЕ РПМХЮЙМ (ОХ, ЪБ ЙУЛМАЮЕОЙЕН ФПФБМШОПЗП ОЕЧЕЪЕОЙС ЙМЙ УПЧЕТЫЕООП ЛМЙОЙЮЕУЛЙИ УМХЮБЕЧ). мХЮЫЕ РХУФШ РПДПЦДХФ РБТХ МЕФ, ОП РПУФХРСФ ЙНЕООП ФХДБ, ЛХДБ ДХЫБ МЕЦЙФ, ЮЕН УЕКЮБУ, ОЕРПОСФОП ЛХДБ, ОБ ОЕМАВЙНХА УРЕГЙБМШОПУФШ, МЙЫШ ВЩ ТПДЙФЕМЙ ПФУФБМЙ.
юФП ДЕМБФШ? б ОЙЮЕЗП ОЕ ДЕМБФШ. оПТНБМШОП ПВЭБФШУС. оЕ ОБЧСЪЩЧБФШУС - РТЕДУФБЧШФЕ УЕВЕ, ЮФП чБУ ОБЮЙОБАФ ХЮЙФШ ЦЙЪОЙ РП МАВПНХ РПЧПДХ - чБН ЬФП РПОТБЧЙФУС? 17-МЕФОЙК ЮЕМПЧЕЛ ХЦЕ ЙНЕЕФ РПМОХА ЧПЪНПЦОПУФШ ЧЩВЙТБФШ, ЮЕН ЪБОЙНБФШУС, ЛБЛЙЕ ЙНЕФШ ЧЛХУЩ, ПФУФБЙЧБФШ УЧПЕ РТБЧП ОБ ХЕДЙОЕОЙЕ. рПУФБТБКФЕУШ РПОСФШ, ЮФП ЛТПЕФУС ЪБ НОЙНЩН ВЕЪТБЪМЙЮЙЕН ДЕФЕК, ЮФП ЙИ ОБ УБНПН ДЕМЕ ЙОФЕТЕУХЕФ - Й ЧПЪДБУФУС чБН.

оБРЙУБФШ ЛПННЕОФБТЙК
пГЕОЙФШ:

1ПЮЕОШ РМПИПК ПФЧЕФ

2РМПИПК ПФЧЕФ

3УТЕДОЙК ПФЧЕФ

4ИПТПЫЙК ПФЧЕФ

5ПФМЙЮОЩК ПФЧЕФ

Nata-zvon 10 ЙАОС 2002 ЗПДБ

74 50

чЩ ЪОБЕФЕ, С ОЕ ДХНБА, ЮФП ПОЙ ВЩМЙ ЮЕУФОЩ Ч ТБЪЗПЧПТЕ У чБНЙ. ОБЧЕТОСЛБ НЕЦДХ УПВПК ПОЙ ПВУХЦДБАФ Й ЛОЙЗЙ, Й УЙФХБГЙЙ, Й ВХДХЭЕЕ. рТПУФП ТПДЙФЕМЙ ОЕ ОБХЮЙМЙ ЙИ ДЕМЙФШУС УЧПЙНЙ РЕТЕЦЙЧБОЙСНЙ, НЩУМСНЙ. нОЕ 24 ЗПДБ, У ДТХЪШСНЙ Й РПДТХЗБНЙ НПЗХ ЮБУБНЙ ПВУХЦДБФШ ЛОЙЗЙ, РЕТЕДБЮЙ, УЙФХБГЙЙ, ВХДХЭЕЕ, ЧПЪНПЦОПУФЙ, ЙУФПТЙЮЕУЛЙИ РЕТУПОБЦЕК. ч ПФЧЕФ ОБ НБНЙОЩ ТБУУРТПУЩ ПЗТБОЙЮЙЧБАУШ ЧСМЩН "ОПТНБМШОП". фБЛЦЕ ОЕ МАВМА ТБУУЛБЪЩЧБФШ НБНЕ П ЛОЙЗБИ Й ЖЙМШНБИ, П ЛПОГЕТФБИ ОБ ЛПФПТЩИ ВЩЧБА, ПЗТБОЙЮЙЧБАУШ ФЕН ЦЕ "ОЙЮЕЗП, ОПТНБМШОП". рТПУФП РПФПНХ, ЮФП У ДЕФУФЧБ НЕОС ОЕ РТЙХЮЙМЙ ДЕМЙФШУС УЧПЙНЙ НЩУМСНЙ, ОЙЛПНХ ОЕ ВЩМП ЙОФЕТЕУОП ЮФП С ДХНБА ЙМЙ ЛБЛЙЕ Х НЕОС УППВТБЦЕОЙС РП РПЧПДХ ХЧЙДЕООПЗП-РТПЮЙФБООПЗП. ч МХЮЫЕН УМХЮБЕ ТБУУРТПУЩ Й ПФЛТПЧЕОЙС ЪБЛБОЮЙЧБМЙУШ ЮЙФБОЙЕН ОПФБГЙК (ОЕ ПВСЪБФЕМШОП Ч РМПИПН УНЩУМЕЛ, РТПУФП НБНБ УФБТБМБУШ ОБХЮЙФШ НЕОС ДЕМБФШ ЛБЛ ПОБ УЮЙФБМБ ОХЦОЩН, Ч РТЙОГЙРЕ ОЕ ЙОФЕТЕУХСУШ, ЮФП УЮЙФБА ОХЦОЩН с). рПЬФПНХ УЕКЮБУ С РТПУФП ОЕ НПЗХ Й ОЕ ИПЮХ ОЙЮЕЗП ТБУУЛБЪЩЧБФШ ЙМЙ ДЕМЙФШУС, Б ЕУМЙ Й ВЩЧБЕФ УП НОПК ФБЛПЕ, ОТБЧПХЮЕОЙС Й УПЧЕФЩ ЪБУФБЧМСАФ ЪБВЩФШ П ОПТНБМШОПН ДЙБМПЗЕ -- РТПЭЕ "ЪБЛТЩФШУС" Й ПФЛТЩЧБФШ УЕВС ФПМШЛП У ФЕНЙ, ЛФП НПЦЕФ У ФПВПК пвэбфшус, Б ОЕ РПХЮБФШ.

оБРЙУБФШ ЛПННЕОФБТЙК
пГЕОЙФШ:

1ПЮЕОШ РМПИПК ПФЧЕФ

2РМПИПК ПФЧЕФ

3УТЕДОЙК ПФЧЕФ

4ИПТПЫЙК ПФЧЕФ

5ПФМЙЮОЩК ПФЧЕФ

бМЕЛУБОДТ 28 НБС 2002 ЗПДБ

72 50

ъДТБЧУФЧХКФЕ, Anonymous.
оБ НПК ЧЪЗМСД Х ФБЛПК РБУУЙЧОПУФЙ РПДТПУФЛПЧ ЕУФШ ДЧЕ РТЙЮЙОЩ.
рЕТЧПЕ. чЩ ЙИ РПУФБЧЙМЙ Ч УМЙЫЛПН ЛПНЖПТФОЩЕ ХУМПЧЙС ЦЙЪОЙ. пОЙ ЕЭЕ ОЕ УФБМЛЙЧБМЙУШ У ОБУФПСЭЙНЙ ФТХДОПУФСНЙ ЦЙЪОЙ. ъБЮЕН ЙН УФТЕНЙФШУС Л ЮЕНХ-ФП?
чФПТПЕ. рПДПВОПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ЦЙЪОЙ ПВХУМПЧМЕОП ХВЕЦДЕОЙЕН РПДТПУФЛБ Ч ФПН, ЮФП ПО ОЕ УРПУПВЕО ОЙЮЕЗП ЙЪНЕОЙФШ Ч ЬФПН НЙТЕ (С УЮЙФБА ЬФП ЗМБЧОПК РТЙЮЙОПК).
юФП ДЕМБФШ?
чЩЧПД ПЮЕЧЙДЕО: ОХЦОП ХЮЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ ВЩФШ МЙДЕТПН. оП ДМС ЬФПЗП чЩ УБНЙ ДПМЦОЩ ПВМБДБФШ ФБЛЙНЙ ЛБЮЕУФЧБНЙ. чЩ УБНЙ ДПМЦОЩ УФБФШ МЙДЕТПН, ЙОБЮЕ ЧУЕ УМПЧБ ОБ ЬФХ ФЕНХ ПУФБОХФУС РХУФПК ЖЙМПУПЖЙЕК.
у ХЧБЦЕОЙЕН.

оБРЙУБФШ ЛПННЕОФБТЙК
пГЕОЙФШ:

1ПЮЕОШ РМПИПК ПФЧЕФ

2РМПИПК ПФЧЕФ

3УТЕДОЙК ПФЧЕФ

4ИПТПЫЙК ПФЧЕФ

5ПФМЙЮОЩК ПФЧЕФ

РТЙЮЙОЩ ЧЕТОЩЕ.
Б ЧЩЧПД - ВТЕД. ЛБЛ ЙОФТПЧЕТФ, ЛПФПТЩК НПМЮЙФ 80% ЧТЕНЕОЙ, УФБОЕФ ТЕЪЛП Й ЮЕФЛП МЙДЕТПН?
...ОБТЙУХКФЕ ЛБТФЙОХ П ФПН, ЛБЛ ЧУЕ ТПДЙФЕМЙ - МЙДЕТЩ... — unknown

Сын в десятом классе, учебу забросил, говорит, возьмется за ум в следующем году, а сейчас хочет отдохнуть. Главное для него - друзья, одноклассники и алкоголь. Хамит, по дому не помогает, общаться с семьей не хочет. Прошу поехать к бабушке на юбилей, объясняю, что для нее это очень важно, - отвечает, что ему наплевать, он собирается на день рождения к другу. И это при том, что с бабушкой у него всегда были прекрасные доверительные отношения. Постоянно доводит меня до слез. Я в отчаянии. Понимаю, что воспитала хама, эгоиста и потребителя…

Анастасия, 38 лет

Проблема, о которой вы пишете, довольно типичная. Родители пытаются добиться от повзрослевших детей послушания и впадают в отчаяние, если им это не удается. А дети в ответ всеми способами, нередко откровенно вызывающими и провокационными, демонстрируют свое право думать и поступать не так, как хотят взрослые. В этом противостоянии могут быть разовые победы той или другой стороны, но в итоге проигрывают все. Единственный путь - договариваться. Родители должны признать, что дети стали взрослыми, а дети - осознать, что прав без обязанностей и ответственности не бывает.

Для подростков важны честность и справедливость. Расскажите сыну, что чувствуете, когда он вам хамит. Спросите: разве это справедливо, когда кто-то один делает за всех домашние дела? Почему вы не можете позволить себе год отдыхать и не работать, а он может? Попросите сына о помощи, предложите взять на себя часть обязанностей. Со своей стороны, обязуйтесь уважать его мнение и территорию. Мальчик должен чувствовать, что вы принимаете его право принимать решения. Если вы с чем-то не согласны, не давите, а обсуждайте. Уважая мнение сына, приводите веские доводы в защиту своей точки зрения. Это научит мальчика отстаивать свою позицию не хамством, а аргументацией.

То, что сын предпочитает общение со сверстниками встречам с родственниками, вполне естественно в подростковом возрасте. Но злоупотребляют этим те, кто не ощущает признания своей свободы в семье. Тогда все запретное и осуждаемое родителями (алкоголь, ночные прогулки с друзьями) становится особенно желанным. Так подросток демонстрирует свою взрослость. И это еще одна тема для обсуждений и договоренностей.

Конечно, вы вправе устанавливать жесткие рамки, но нужно дать сыну право самому решать, как поступать внутри этих рамок. От разумности ограничений во многом зависит достижение консенсуса. В ситуации с юбилеем бабушки, возможно, стоило бы предоставить сыну право самому решать, куда он пойдет, при этом объяснив, как редко бывают юбилеи и как это событие важно для бабушки.

Если бы мальчик согласился поехать к бабушке, стоило бы не только выразить ему уважение, но и посочувствовать, что он вынужден пропустить день рождения друга. Если бы сын выбрал день рождения друга, стоило договориться, что он сам позвонит бабушке, все ей объяснит и скажет, когда приедет ее поздравить.

Не отчаивайтесь, наберитесь сил, терпения, мудрости и стройте новые отношения с вашим уже повзрослевшим сыном. Это сейчас самое важное и для вас, и для него.