Почему подростки держат своих родителей за идиотов. Подростковый возраст. Почему подростки по-разному проходят кризис взросления

Эврика! Подросток – существо загадочное: на первый взгляд, практически взрослый человек, но при этом логика, поступки, высказывания, а еще иногда одежда и музыкальные пристрастия – как у инопланетянина. Родителям остается лишь качать головой и списывать все на возраст. В конце концов, все это они уже проходили: был кризис двух лет, пяти, еще скольких-то - в общем, переходных моментов хватало, иногда казалось, что весь процесс взросления – сплошной переходный момент.

«Почему ты напился на вечеринке так, что не смог прийти домой?»
«Почему ты надела юбку из-под которой торчит нижнее белье, да еще и зимой?»
«Зачем ты украла помаду в супермаркете?»

Теперь у ученых есть вполне конкретный ответ на эти риторические вопросы. Дело в том, что области мозга, которые отвечают за принятие решений, окончательно формируются только после двадцати лет. Так что особенности устройства мозга подростков заставляют их подвергать себя риску: они принимают решения слишком импульсивно и не способны здраво оценить последствия выбора.

3

Крошка-сын к отцу пришел

Большинство детей прекрасно понимает, что такое хорошо, а что такое плохо еще в дошкольном возрасте. И со временем они могут даже объяснить, почему именно это хорошо или плохо. Проблема в том, что дети и подростки очень плохо принимают решения в состоянии стресса или под давлением. Также в этом возрасте важно произвести впечатлениt и для того, чтобы заслужить авторитет у друзей или одноклассников, тинэйджер пойдет практически на все.

То есть ваш 15-летний сын осознает, что воровство – это плохо. Но если ему нужно украсть что-либо для того, чтобы впечатлить одноклассников, то он, скорее всего, сделает это. В этой ситуации он будет находится под давлением, и центр принятия решений будет работать странно. Разницу между «знанием» и «решением» можно объяснять в терминах холодной и горячей ситуации. Холодная ситуация – это выбор, который сделан спокойно, без давления, дополнительных факторов влияния, без эмоционального возбуждения. В этом состоянии подростки способны принимать рациональные решения.

Горячая ситуация - это ситуация сильного эмоционально возбуждения (радость, беспокойство или печаль). Велика вероятность, что в горячей ситуации подросток примет необдуманное решение, которое может ему навредить, и не будет в этом момент осознавать последствия сделанного выбора.

Влияние эмоционального возбуждения на способность принятия решений объясняет, как ребенок может совершенно спокойно и сознательно обсуждать вред наркотиков и алкоголя, а через пару часов напиваться с друзьями и курить.

Чудеса науки

Исследования мозга показали, что лобная доля, которая отвечает за принятие решений, импульсный контроль, поиск ощущений, эмоциональные реакции и последовательное мышление, окончательно формируется только после двадцати лет.

Связь между развитием мозга и способностью принимать решение, точнее, способностью принимать верные решение в экстренных ситуациях, называется психосоциальная зрелость. Так вот, исследования показали, что у подростков 12-17 лет социальная зрелость значительно ниже, чем у молодых людей 18-23 лет. В свою очередь, эта группа по психосоциальной зрелости уступает взрослым - людям от 24 лет и старше.

5

Чем же опасна эта психосоциальная незрелость?

Рискованные поступки (жажда адреналина);
- импульсивный выбор;
- жажда краткосрочных удовольствий (важнее, что принесет радость прямо сейчас, а не то, что будет радовать потом);
- проблемам с отложенным вознаграждением – то, что обещано позже, не имеет ценности;
- влияние сверстников;
- отсутствие понимания последствий выбора.

Что же делать?

Объяснение - хорошо, но как же родителям помочь подросткам научиться принимать более взвешенные решения? Очевидно, что строгость и контроль здесь не работают: если родители оказывают чрезмерное давление на юного бунтаря, ситуация лишь ухудшается. Ребенок в переходном возрасте должен отстоять свое право принимать (пусть и импульсивные) решения, а задача взрослых – направить его.

6

Вот несколько правил, которые помогут родителям подростков

1) Помните обо всех событиях и особых датах , которые могут поставить вашего ребенка в ситуацию выбора под давлением. Школьные вечеринки, дни рождения, концерты – все, что угодно. Внимательно слушайте подростка, он расскажет вам о своих ожиданиях и даже о своих планах (будет ли он пить, например), а вы всегда можете поговорить с ним об этом в спокойной обстановке.
2) Сами рассказывайте ребенку о нестандартных сценариях развития событий (опоздал на автобус, электричку или другу стало плохо от алкоголя), объясняйте, что делать в той или иной ситуации. Таким образом, когда он действительно окажется в этой ситуации, ему немного проще будет принять решения, ведь он уже проработал ее с вами.
3) Помогите подростку освоить технику «остановился и подумал» . В момент принятия решения он должен избавиться от давления: например, уйти в ванную, позвонить кому-то или написать сообщение. Вы же научили его считать овец перед сном, теперь можете научить считать до десяти, прежде чем сделать какую-то глупость.
4) Подарите ему условный «компас» для принятия решений . Да, подростку сложно самому оценить последствия поступка. Но в момент принятия решения он может задать себе вопрос: «Стану ли я рассказывать об этом маме?» или «Хотел бы я, чтобы мама об этом узнала?» Возможно, именно этот вопрос поможет ему избежать неприятностей.
5) Напоминайте детям, что они всегда могут попросить помощи . Убедитесь, что в их телефоне есть контакты родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, дяди, тети, племянников – всех, с кем он может поговорить перед принятием решения. Он не один, и он не должен делать это один.
6) Используйте отрицательный опыт как пример . Да, ваш ребенок принял неверное решения, теперь разгребает последствия. Не ругайте его, просто поговорите о том, почему так произошло, в какой момент было принято неудачное решение и почему, ну и какое решение в данной ситуации было бы верным, как лучше поступить в будущем.

Нам в редакцию часто приходят вопросы от родителей подростков о природе поведения их детей. Зачастую понять школьников во время переходного возраста бывает очень сложно, так давайте же разберем самые популярные вопросы и попробуем понять, что же стоит за странным поведением подростков?

1. Почему ребенок перестал разговаривать с родителями и стал скрывать свои проблемы?

Этот бунт заложен в его природе. Семья не престает играть огромную роль в жизни ребенка, подростку важно мнение родителей и других взрослых, но в то же время он хочет самостоятельности. Часто подросток не знает, как попросить совета у взрослых, думая, что тем самым он опустится в глазах родителей и снова встанет на ступень детства. Не мешайте ребенку, прощупывать границы возможного. Проявите внимание к ребенку, объясните, что не собираетесь его осуждать, ругать, обвинять в чем-либо, но и не приставайте с расспросами, просто покажите, что у него есть свое внутреннее неприкасаемое пространство, но вы всегда рядом.

2. Почему у подростка снизилась успеваемость?

Так как основным видом деятельности подростка является общение, то именно от этого зависит . Так, например, при ухудшении отношений со сверстниками успеваемость подростка стремительно падает и, наоборот, чем лучше отношения с ровесниками, тем выше уровень успеваемости.

Кроме того, в начале подросткового возраста появляются первые сексуальные влечения и интересы и происходит отмирание предыдущих, детских интересов, с этим также связано падение успеваемости и снижение общей работоспособности. Но благодаря этому подросток формирует новую систему интересов, в которую входит повышенный интерес к психологическим переживаниям других людей, а также самого себя. Ребенок начинает задумываться о своем будущем и создает свою некую воображаемую действительность, мечту.

3. Почему подросток связался с «плохой компанией»?

Огромное значение подростки уделяют выделению себя как отдельного, уникального члена общества. Попытки выделиться из «серой массы» могут привести ребенка к совершению асоциальных действий.

Подростки стремятся в кратчайшие сроки расширить границы собственного личного опыта, они ищут приключения, и, зачастую, не признают свое поведение отклоняющимся от нормы. Они считают это абсолютно нормальным, так как очень увлечены собой и не умеют пока еще адекватно оценивать ситуации и собственные возможности.

Причиной отклонений в поведении подростков может также стать непонимание со стороны родителей и сверстников, безнадзорность, дефицит общения внутри семьи, попустительство со стороны близких и даже отрицательная оценка ребенка родителями его друзей.

Если подростку кажется, что он всеми отвергаем, а потребность к самоутверждению неудовлетворена, то ребенок ищет себе компанию за территорией школы. Часто такие компании называют «уличными», про них говорят, что «ребенок попал в плохую компанию». Подростку необходимо доказать себе и окружающим, что он взрослый, и, как у каждого взрослого, у него есть друзья. В этой компании ребенок может компенсировать свои личностные неудачи в школе.

4. Почему подросток перестал выходить на улицу?

– очень сложный период для самого ребенка. Изнутри его разрывает буря эмоций, с которой он не всегда в состоянии справиться. Некоторые дети уходят в себя, начинают увлекаться чтением, фильмами, много времени проводят в Интернете и в социальных сетях – это нормально. Не все подростки проводят все время, гуляя на улице. Некоторым необходим покой для того, что найти свое «я».

5. Почему подросток недоволен своим внешним видом?

Подростки очень увлечены своим внешним видом и очень болезненно реагируют на любое несовпадение с их субъективной нормой внешности, поэтому преувеличивают и выдумывают телесные недостатки. «У меня некрасивые пятки», - это нормальная фраза обычного подростка. Будьте терпеливы к таким недовольствам, к попыткам изменить свою внешность – все это необходимо для того, чтобы подросток осознал собственную уникальность и стал адекватно оценивать себя.

6. Почему подросток постоянно думает о противоположном поле?

Огромную роль в жизни подростка играют сексуальные интересы.

Биологической особенностью подросткового возраста является гормональная перестройка организма. С этим связана половая идентификация подростков. Именно в этом возрасте закрепляются особенности поведения относительно своей полоролевой принадлежности.

Одной из причин появления конфликтов в этом возрасте является именно половое созревание. Прилив сексуальной энергии расшатывает внутреннее равновесие, а это вызывает дисбаланс в психическом состоянии подростка.

Итак, если у вашего ребенка начался переходный возраст, наберитесь терпения и старайтесь спокойно воспринимать все изменения в поведении и характере подростка. Все, что будет происходить с ним в ближайшие годы, имеет физиологическое и психологическое объяснение, и ваш ребенок не виноват в том, что внутри него разгорается буря. Просто будьте рядом, пытайтесь скруглять углы и не идти на конфликты, примите его желание казаться взрослым, и разговаривайте, как можно больше разговаривайте с ребенком, даже если вам кажется, что он вас не слушает. Поверьте, слушает и прислушивается, просто не подает виду.

Екатерина Сафонова

Фильмы и книги, призванные напугать зрителя и читателя, относятся к ужасам. Среди подростков наиболее популярны фильмы ужасов, пришедшие на смену давно известным нам страшилкам. Еще в далеком детстве мы рассказывали друг другу страшилки перед сном, они пользовались большой популярностью. Доходило даже до того, что никто не ложился спать, пока не расскажут какую-нибудь страшилку. Почему подростки любят ужасы, психология давно пытается найти ответ на этот вопрос. Ведь серьезное увлечение фильмами этого жанра может привести к опасным последствиям из-за ранимости и восприимчивости людей столь юного возраста.

Мнение психологов

Психологи имеют разные точки зрения на то, почему подростки смотрят фильмы ужасов. Одни считают, что это жанр, который, по мнению ребят, даст подсказку того, как выделиться из толпы. Другие твердят, что причиной тому служит сенсорное развитие детей. Каждого ребенка сейчас в избытке окружают такие предметы, как телефон, компьютер, планшет и другие. Все они помогают ребенку в поисках чего-то нового и интересного для него. Хотя раньше за неимением этого в свободное время дети читали добрые и увлекательные книги, которые сейчас, к сожалению, потеряли актуальность. Сейчас нет возможности запретить просмотр фильмов, но детям нужно понимать, что жизнь очень ценна и не стоит тратить слишком много времени на просмотр подобных глупостей.

«На первое в жизни порно я наткнулась лет в десять, когда искала в интернете какую-то детскую игру типа «вырасти котенка», - рассказывает 18-летняя Яна. - Вдруг посреди картинок с котятами выскочило видео, на котором двигались крупным планом женские и мужские гениталии. Я зажмурилась, пыталась убрать «это», но чем больше я кликала на картинку, тем больше их - разных - становилось на экране».

Современные подростки, активные пользователи интернета, стaлкиваются с порно задолго до первого сексуального опыта. 27% наших читателей увидели порноизображение, когда им было меньше десяти лет, 46% - в возрасте от 10 до 14 лет 1 . И почти половина из них затем искали возможность посмотреть его еще раз. 62% европейцев от 14 до 18 лет регулярно заходят на порносайты, смотрят фильмы на DVD, фото, аниме или комиксы 2 . 87% девушек и юношей признаются, что имеют опыт занятий виртуальным сексом (через веб-камеры, ICQ или по телефону) 3 . Как влияют на подростков встречи с (видео)сексуальностью и действительно ли есть повод для волнений?

Опыт инициации

«Просмотр порно и эротики, похоже, стал своеобразной инициацией, обрядом перехода во взрослость, - считает психотерапевт Екатерина Кадиева. - Жесткое изображение полового акта, как и вид обнаженной женщины или мужчины, запускает процесс осознания собственной сексуальности: своих фантазий, ощущений, желаний». Кроме того, молодые люди, чрезмерно опекаемые родителями, все дольше остаются подростками. Даже среди 30-летних лишь 46% женщин (и 31% мужчин) считают себя взрослыми людьми.

Почувствовать себя старше им помогают активное агрессивное поведение (оно кажется проявлением независимости) и «запретная» сексуальность, добавляет психоаналитик Серж Тиссерон. Порнография - как раз на пересечении того и другого. Рассматривая кадры, предназначенные только для взрослых, подростки ощущают себя «большими».

«Мне казалось, я смогу так же долго, как на экране, заниматься сексом с тем, кого полюблю...»

Риск поверить

Иногда знакомство с порно и ограничивается просмотром фильма категории ХХХ. «Эротическое зрелище действует на подростков как предохранительный клапан: позволяет разрядить подавленные влечения и тем самым уменьшает вероятность того, что социально неприемлемые желания реализуются», - говорил сексолог Игорь Кон. Опасным же порно становится, когда девушка начинает верить: сексуальная жизнь происходит именно так, как показывают в этих фильмах.

«Модели поведения актеров нередко становятся своего рода наглядным пособием, эталоном секса, - говорит возрастной психолог Наталья Авдеева. - Начав собственную интимную жизнь, девушка ориентируется на экранный образ и переживает болезненное разочарование».

Когда ожидания (неминуемо) расходятся с реальностью, оба партнера чувствуют обескураживающую растерянность, неудовлетворенность. Эти переживания могут быть настолько сильны, что у юной женщины нарушается естественный процесс зарождения чувственно-эротических представлений и ощущений. Подобный опыт в ранней юности пережила и 23-летняя Ирина:

«Мне казалось, что я смогу так же долго, как актеры на экране, заниматься сексом с тем, кого полюблю. Когда мой парень пригласил меня домой и показал пару «любимых» эпизодов, я очень старалась соответствовать... Он вел себя как эти, в порно - те же движения, слова. А я была почти в истерике: мне было стыдно за него, что у него нет воображения, ну и за себя, потому что я не могла так долго выдержать однообразную долбежку! Об удовольствии не было и речи».

«Сценаристы порнофильмов не учитывают чувств и желаний своих персонажей, - комментирует сексолог Наида Добаева. - Порно, эротика всегда механистически подходят к интимным отношениям, это исключительно техническое и генитальное восприятие сексуальности».

Беречь воображение

«Из порно я узнала о том, что такое тело мужчины, но главное - некоторые сцены на меня очень сильно действовали, возбуждали», - признается 20-летняя Оксана. «Подростки ищут такие изображения в первую очередь для того, чтобы ощутить сексуальное возбуждение», - подтверждает Наида Добаева. Порнография расширяет их «видеотеку» сексуальных фантазий: фильмы - короткий путь к тому, чтобы немедленно ощутить максимум сексуального удовольствия, не выстраивая реальных отношений с конкретным человеком. «Порнография губит воображение подростков, потому что сводит сценарии интимной жизни к стереотипным картинкам и сюжетам, которые якобы исчерпывают все, что происходит между партнерами, - продолжает сексолог. - Между тем именно воображение, фантазии делают удовольствие женщины насыщенным».

Позднее большинство женщин постепенно освобождаются от стереотипов. Они узнают что-то из книг, что-то - из разговоров с родителями или из обсуждений с друзьями увиденного на сайтах. Верить или не верить в то, что они видят в фильмах категории ХХХ, - зависит во многом от того, есть ли у них возможность про это говорить, считают наши эксперты. Если подростки не могут сопоставить свой взгляд с мнением друзей или взрослых, они рискуют остаться в плену своих предрассудков.

Только кино

17-летняя Ксения еще не вступала в сексуальные отношения, но уже попадала по ссылкам на порносайты. «Это просто кино, где все исполняют команды режиссера»,– считает она. Некоторые ее ровесницы тоже сомневаются в правдоподобии таких фильмов: собственный опыт создания изображений с помощью мобильного, цифрового фото или видеокамеры помогает им лучше понимать, как «делается» кино.

Но немало и тех, кто увиденное воспринимает буквально. «Было ощущение ужаса, отвращения, - вспоминает 22-летняя Яна. - Я, конечно, уже знала, откуда дети берутся, но чтоб так, крупно, как какое-то мясо... А еще было что-то вроде чувства вины: я плохая, я смотрела гадость, гадость меня испортила. Эти картинки, как в «Лолите» Набокова сказано, скорее «оглушили», чем разбудили во мне женщину. И кажется, я до сих пор не освободилась от этого чувства».

«Если рядом нет взрослого, которому подросток доверяет и с кем может обсудить то, что его волнует, порно действительно способно травмировать его психику, надолго затормозить (или чрезмерно активизировать) его сексуальное развитие», - считает Наталья Авдеева. Ведь в сексуальном взрослении диалог - единственная защита от заблуждений и опасных толкований.

Женщинам это не нравится?

30% потребителей порнопродукции в интернете - женщины. Почти 17% из них признают свою зависимость от порно и пытаются от нее освободиться*. И все же (в сравнении с мужчинами) их интерес к сексу на экране не так велик. «Многим не нравится порно вовсе не из-за особой стыдливости (речь не о тех, кто еще не имел сексуального опыта), - объясняет сексолог и психоаналитик Катрин Блан (Catherine Blanc). - Прежде всего на них влияют веками складывавшиеся этические нормы, согласно которым откровенные изображения и высказывания на темы секса неприличны и недопустимы. Кроме того, важны и представления женщин о своих половых органах: ведь их не видно, они скрыты и всегда остаются областью тайны. Порнофильмы, в отличие от эротических, устраняют это пространство намеков: все показано детально. Такие съемки больше отвечают сексуальным фантазиям мужчин, что вполне объяснимо их физиологией: их органы можно увидеть, прикоснуться к ним». Однако в порнофильмах воплощаются и типично женские фантазии: вуайеризм, доминирование, подчинение... Порой возбуждение, которое женщины испытывают при просмотре, помогает им отделить сексуальную сферу от других отношений с партнером. Ведь иногда, придавая огромное значение чувствам, женщина оказывается скованной в сексе, стесняется наслаждаться близостью, проявлять силу своего влечения. А то, что она видит на экране, перекликается с ее сексуальными желаниями, раскрепощая ее».