Почему дети любят играть в «домики»? Застенчивый ребенок

В своей психологической практике столкнулась с тем, что некоторые детки от полутора лет до трёх с половиной, в момент, когда хотят на горшок, прячуться и делают это тайком. Для многих родителей такое поведение их чудо-чад становится предметом беспокойства (особенно, года крохе за 2). Это не столь страшно, не столь непоправимо, но поработать над этим нужно будет. Данный пост, как и все предыдущие, в помощь родителям. Рассмотрим.

Что делать нам, взрослым?


Возможные причины таинства горшочных дел

Итак, причины. Они все разнообразные, но суть одна: страшно, стыдно. Для малыша его фекалии – это самое первое, что он сделал, делает и будет делать САМ. Он может: гордиться ими или стесняться. А вот какой вариант получится, зависит от родителей. НИКОГДА НЕ БРЕЗГУЙТЕ В ПРИСУТСТВИИ МАЛЫША ЕГО КАКАШЕЧКАМИ. Они для него родненькие. Можно радоваться тому, что он с вами делится ими. Когда я работала в саду, то для нас, педагогов, показателем адаптировавшегося к условиям сада был ребёнок, который какал в саду, а не «нёс домой», терпя весь день.

Как и для взрослого человека, чтобы позволить себе «расслабиться» в данном плане, необходима соответствующая обстановка ― комфорт. Когда его нет, то и ничего не происходит. Малыш страдает запорами или прячется.


Итак, первая причина прячущегося со своими горшочными делами крохи – это стыд.

А вот что послужило этому чувству, необходимо рассматривать каждый конкретный случай. Из опыта:

В какой-то момент, мама мальчика начала закрываться от него в туалете (она же ведь женщина), но при этом не объяснила, почему важно соблюдать этикет (она женщина, он будущий мужчина, так положено), а он воспринял это как стыд, и ранее ходивший на горшок, стал какать в подгузник тайком.

Мальчик (который не приучен к горшку) ближе к двум годам начал прятаться в шкаф, под стол, уединяясь для «своих дел». Почему? Произошло осознание того, что что-то он делает, что-то пахнет несколько неприятно, что-то мама говорит «Ой навалил сколько в подгузник! Ай-яй-яй!», а на унитаз, как взрослые ходят, он не умеет, а на горшок то родители не ходят, нет у них такого, у него возникло чувство несостоятельности и стыда…

Чаще в возникновении стыда у ребёнка играет роль наше отношение: порицание или брезгливость. Этому места нет в ситуации отношения к детям. Да, обкакался, зато же покакал!!! Зато поделился, а не держит в себе!!! (есть родители которые рады, что хоть как-то малыш сходил в туалет по большому). Всё поправимо: с радостью и умилением помыли, вытерли, переодели и все счастливы!


Вторая причина таких пряток – это страх. Бывает, дети боятся этого процесса в следствии какого-то неприятного события. Из опыта:

Девочка страдала запорами. Покакать было больно. Возник страх, что так будет неприятно каждый раз. Происходило психологическое напряжение, сжатие соответствующих мышц и расслаблялась она только когда забывалась в игре, развлечении. Так и какала в подгузник. Возникла привычка какать только в подгузник, в игре. На горшок пока страшно.

Мальчик, делающий свои горшочные дела ислючительно в подгузник, как-то укакался во время купания. Увидев свои фекалии, испугался, возник страх. Перестал какать ежедневно вообще. Данный процесс случался 1 раз в 4-6 дня, что, естественно, обеспокоили родителей. Потом, поуспокоившись, начал прятаться.

Все ситуации были откорректированы и исправлены без особых усилий и действий. Всё просто.

Что делать нам, взрослым?

Итак, чтобы малыш не стеснялся и не брезговал своими какашечными делами, ему нужно привить понятие, что это нормально, природно и не постыдно.

1.Относитесь сами нормально к данному процессу, без брезгливости и страха загрязнения.

2.Ходите вместе с ребёнком в туалет. Желательно изначально определить, что мальчик ходит с папой, а девочка с мамой, хотя, если нет такой возможности, то до появления интереса у ребёнка к особенностям строения тела мужчины и женщины (к двум годам), можно и не ориентироваться на пол родителя.

3.Давайте возможность познания. У малышей есть период, когда все они в возрасте 8-11 месяцев изучают свои какашечки (если вы дадите им эту возможность): они их могут пробовать на вкус, растирать по полу и пачкать предметы, находящиеся рядом. Увидев такую картину, не торопитесь впадать в панику, истерику и убирать предмет познания. Пусть рассмотрит, понюхает, потрогает, потом аккуратно и бережно уберите, объясняя что это. Не переживайте, данное занятие не станет постоянным и увлекательным для крохи, так как запах всё же своё сделает. Так, к примеру, наша Лиза перед купание, бегая по квартире «сделала кучку» на полу (спасибо, не на ковре), взяла лопаточку и ковырялась, получая опыт, эмоции. Увидев эту картину, было смешно, но стоило сдержаться, что бы не закрепить форму поведения такую. Повторилось это ещё раз и больше интереса не было.

Что значит ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ? Ребёнок найдёт её сам, если не будет находиться постоянно в подгузнике.

Если вы этот момент упустили, у малыша возник страх или брезгливость к туалету, то помогут объяснения, внушения, что это нормально, все так делают, и даже животные, у каждого своё место и «горшок». Понаблюдайте, как это делают ваши питомцы и животные на улице.


4.Сдерживайте свои негативные эмоции, вызванные таким обстоятельством. Если малыш укакался, просто помогите ему стать чистым, предложите горшок для того, чтобы это было аккуратно в следующий раз. Придёт время, и он сам определиться как ему лучше (а чистым быть всё же лучше). Есть детки, которые отвергают горшок, так как они чувствуют себя взрослыми (а папа с мамой то на горшок не ходят!) и потом сразу идут на унитаз, как только смогут туда залезть и удержаться.

5.Создавайте благоприятную, расслабляющую среду: меньше порицайте, откажитесь от криков, шлепков и т.п., больше радуйтесь с ребёнком вместе, уделяйте достаточно своего времени, любви и внимания. И тогда всё наладится)

Успехов вам в воспитании и развитии вашего ребёнка!!!

Один из первых рисунков малыша – домик. Подрастая, он часто будет просить маму поиграть с ним в шалаш или пещеру, строить домики для кукол и машинок. Что стоит за этим?

Почему он так рисует дом?

Разглядывая рисунки городского малыша, трудно не задуматься: откуда у него, выросшего в типовом квартале блочных коробок, берутся эти «малюсенькие домики с треугольными крышами, с кудрявыми колечками дыма? И мы рисовали подобные домики, и наши родители, и наши бабушки.

Задайте ребенку вопрос, на что похожи окошки дома, и он ответит: на глаза.
В старину глаза называли око. Правда, созвучно со словом окно? На что похожа крыша? Конечно, на шапку. А купола древнерусских церквей – на богатырские шлемы. Покрывать голову, носить головные уборы у многих народов было обязательным обычаем. А еще крыша дома напоминала небо. В загадках небо называли голубым платком, покрывающим землю, защищающим ее.
Психологи предполагают, что подобный образ дома воспроизводит глубинные, подсознательные представления об устройстве мира и самого человека. Дом всегда был продолжением человека, его дополнительной оболочкой, рождающей чувство покоя и защищенности.
Зачем он прячется в «домик»?

Малыш любит залезать под стол, иногда прячется в шкаф? Так он ищет себе «норку». Свою собственную, куда посторонним вход воспрещен, и соразмерную его тельцу. Там он остается один на один с собой. Уединение нужно ему на 5-10 минут – потом он снова рад быть на виду. Но куда-нибудь скрыться на некоторое время необходимо.
Психологи называют такое место «нишей покоя». Родителям надо позаботиться о том, чтобы «норка» у ребенка была.
Простой вариант – два стула, стоящих на расстоянии 60-70 см и повернутых друг к другу спинками. Если накрыть их с трех сторон длинным покрывалом, получится «шалаш». В него можно прятаться с восторженным восклицанием: «Я в домике!» Другой несложный вариант – устроить «домик» под столом, накрыться длинной скатертью или покрывалом.

Уютные замкнутые уголки бывают нужны ребенку не только для уединения, но и для ролевых игр, игр-фантазий. С их помощью создается особое пространство – пространство превращений. У такого «домика» появляется и дополнительное назначение – служить тайничком. Сами дети стремятся устроить «секретные места» где-нибудь за «границей» реального мира. Например, в шкафу. Шкаф похож на дом без окон. Вспомните «Щелкунчика» или «Хроники Нарнии»: дверцы шкафа оказываются входом в иной мир.
Почему он так строит свой «дом»?

Вы решили соорудить крохе дом из диванных подушек. Он с восторгом принял ваше предложение и активно участвовал в строительстве. Каково же было разочарование, когда выяснилось, что дом – не функционален! Ребенок не желает сидеть в нем больше пяти минут, и строить ему гораздо интереснее, чем «мечтать». Что делать внимательному родителю? Радоваться!
«Домостроительство» играет серьезнейшую роль в развитии ребенка, в формировании его пространственных представлений. Поэтому всеми силами поощряйте строительную деятельность малыша.
Помощь могут оказать картонные коробки. Большая коробка провоцирует ребенка залезть в нее. Это уже почти готовый дом. Остается надстроить треугольную крышу и прорезать окошки. Если вы хотите превратить строительство в развивающее занятие, расскажите ребенку про ставни и про наличники. Можно красить, резать, клеить: все зависит от фантазии, наличия материалов и времени.

На следующем этапе малыш может строить дом не для себя, а для кукол, или гаражи для машинок. С этой целью используют обувные коробки разной величины и небольшие коробки из-под различной техники.
Покупной дом для Барби не идет в сравнение с самодельными картонными домиками. Такие домики могут быть одноэтажными, двухэтажными, трехэтажными – достаточно поставить одну коробку на другую и склеить этажи. Эти домики можно обустраивать исходя из собственных дизайнерских фантазий – выклеивать настоящими обоями и тканями, выстилать ковриками, украшать фольгой.

Наконец, из домиков можно составить целый город. А это уже новый масштаб деятельности. От работы с привычными кубиками город картонных коробок отличается своей многофункциональностью: действие может происходить и снаружи, и внутри. Высшим пилотажем является сооружение сказочных декораций. Тут возможны и разные формы крыш, и шпили, и флюгера, и колонны.

Чему может научить «дом»?

С древнейших времен дом был центром мира, деля его на две части: обжитое и необжитое, свое и чужое. Дом, точнее, его рисунок, поможет дать ребенку первые представления о карте. Вот дом. Вокруг дома – сад. За садом – дорога, ведущая в горы. За горами – море. Море окружает остров, на котором стоит дом. Вот здесь еще острова. Расстояния между островами – проливы. На этом острове, например, живут добрые люди, а на этом – злой Дракон, с которым нужно воевать. Можно придумывать бесконечно!
Конечно, здесь нет масштаба. Но сколько новых понятий, значковых обозначений, работы воображения в процессе придумывания «географических» названий!
Можно познакомить ребенка с направлениями света и научить ориентироваться по карте в соответствии со значками север, юг, запад, восток. И тогда настоящая, «взрослая» карта некоторое время спустя окажется для него живой и узнаваемой.
По материалам статьи М.Аромштам

Наши дети - наша радость. Так хочется, чтобы каждый день был для ребенка счастьем и открытием. Но вот мы замечаем некоторую застенчивость, а потом и сильную стеснительность - ребенок убегает, когда приходят гости, низко опускает голову, когда надо просто поздороваться, боится, что его вызовут к доске или поручат выступать со сцены на утреннике. И мы понимаем, что ребенок стесняется других детей, взрослых, вообще всех чужих людей. Что делать с этой проблемой? Как помочь ему преодолеть застенчивость, как научить ребенка не стесняться?

● Почему ребенок стесняется? В чем причина излишней стеснительности? Откуда вообще берется застенчивость в раннем и школьном возрасте?
● Что делать со стеснительностью? Как научить ребенка не стесняться?
● Можно ли побороть стеснительность ребенка и как это сделать?

Так хорошо, когда ребенок не стесняется. Вот у соседей, какой малыш: с самого раннего возраста только гости в дом, он уже забирается на стул и читает стихи или поет песенки. Никакой стеснительности и в помине нет. А на улице - все дети здороваются, улыбаются, разговаривают. Да и в школе - выучил урок или не очень, а ребенок выходит к доске, рассказывает и ему нипочем, что может где-то смешно и неумело.

А тут такое горе: наш умный малыш, такой любопытный, знает длиннющие стишки наизусть, да такие сложные, что соседскому и не снилось. Он такой красивый, что может выступать на сцене запросто. Но приходят гости, и ребенок начинает стесняться, забивается в самый дальний угол, боясь выйти и просто поздороваться, не говоря уже о том, чтобы рассказать стишок. Дальше больше, при переходе в школу, стеснение не только не уходит, а усиливается.

И главное - вывести его из этого состояния никак не получается. Ребенок стесняется до слез и никакие уговоры, подталкивания, даже угрозы или наказания, не помогают ему. Он прячется за юбку матери или под стол, не хочет выходить из своей комнаты, насуплено молчит и опускает глаза в пол. Когда это началось? Ребенок начал стесняться в 3-4 года или уже в школе? На самом деле возраст не важен, в детстве любую проблему можно убрать, просто надо знать КАК.

Почему ребенок стесняется? - ответ следует искать в зрительном векторе

Для того чтобы разобраться в первопричинах детской стеснительности необходимо хотя бы немножко знать психологию. Все наши желания врожденны и даются от природы. Системно-векторная психология разделяет их по векторам . Один из векторов - зрительный имеет целый набор желаний, которые и выражаются в определенных чертах, их очень просто узнать в уже очень маленьком возрасте.

И эмоциональная открытость, так же как и стеснительность - это как раз два проявления, которые лежат в корнях зрительного вектора.

Страх - это то, на чем зрительник может раскачиваться, увеличивая его. Когда в ответ на эмоциональную открытость, зрительный ребенок слышит смех, обзывательства, его бьют, у него вместо эмоциональной связи возникает страх. Ребенок начинает раскачиваться не на эмпатии, что было бы хорошо для него, а на страхе, в результате чего страх увеличивается в разы. Это и есть стеснительность ребенка - страх показать себя, открыться миру, любить и быть любимым.

Так и получается, что дети со зрительным вектором, самые потенциально обучаемые, самые сообразительные, самые добрые и смышленые от природы, становятся замкнутыми социофобами. Получив удар, испытав страх, зрительник перестает открываться, а только закрывается еще больше.

Со стороны, кажется, что большинство детей не стесняются. На самом деле это не так. Большинство детей просто не имеют зрительного вектора - у них нет ни страха, ни эмоциональной открытости. А значит, они просто проявляют свои желания наружу так, как им хочется.

Если ребенок стесняется в садике или школе, это сигнал, что где-то была травма зрительного вектора - ребенок замкнулся на страхе показать себя. Причин может быть множество: в ответ на открытость и эмоциональность, кто-то посмеялся над ним, сказал грубое слово, пошутил, обозвал. Как правило, все идет от других детей - "добрые" сверстники всегда найдут к чему прицепиться. Ребенок не выговаривает "р" или шепелявит, его будут передразнивать. Ребенок упал и испачкался, теперь ему постоянно будут кричать, что он "криволап". Ребенок страдает лишним весом и получает кличку "жиртрест". Вообще, внешняя красота - очень важна для зрительника и если его третируют, говорят, что он не красиво открывает рот, когда говорит или ест, что у него некрасивое выражение лица, когда он декламирует стихи, то это вводит его в состояние страха показать себя дальше, раскрыться.

Не только сверстники могут ввести зрительного ребенка в состояние стеснительности. Тоже может быть и от родных братьев или сестер, от подростков, от взрослых, даже от собственных родителей. "Ой, ну ты и клоун у нас, Сашка, когда падаешь, ухохататься можно", "А-ха-ха, посмотри на дочурку, как она танцует, ни одна корова не сравниться" и т.д. - когда мы смеемся над милыми попытками ребенка выразить себя, то часто даже не замечаем, что сами вешаем ему на шею камень стеснительности.

Когда я была совсем малышкой, мне подарили граммофон. В моем детстве не было компьютеров и музыкальных центров с компакт-дисками, и граммофон был настоящим сокровищем. Мама каждую неделю покупала мне новую пластинку со сказками и стишками, которые тогда выходили, как сейчас журналы. Не умея еще читать, я с упоением слушала чужие голоса по много раз, прокручивая пластинку снова и снова. И у меня открылась способность - буквально через несколько дней я наизусть знала весь текст, более того, я повторяла его с интонациями актеров, подражая им. Конечно, наверное, это получалось достаточно просто, но родителей буквально шокировал мой талант, они не могли поверить, что я так умею. И я с радостью рассказывала родителям на кухне, то, что выучила. Однажды мама на прогулке со мной попросила рассказать пластинку для знакомой тети, которая тоже гуляла со своими детьми. Я стала рассказывать, но старший сын тети стал смеяться надо мной: "Че, че, ниче не понял! Ха-ха! Мама, а чего это она не говорит букву "р"? - кричал он на всю улицу. Тетя поддержала своего ребенка, сказала, что нет у меня никакого таланта, и лучше бы меня к логопеду сводили, вместо того, чтобы людям чужим показывать. Они смеялись надо мной, и я не стала дальше рассказывать. А потом начались постоянные походы к логопедам - мама водила меня к врачам, которые только о том и говорили, что у девочки большая проблема.

"Р" я научилась выговаривать только в 7-ом классе, но до конца 11-го меня "травили" одноклассники моей шепелявостью. Сегодня я понимаю, что именно это стало большой травмой моего зрительного вектора.

Сильная травма зрительного вектора у ребенка может произойти от общения с человеком с оральным вектором . Именно оральники придумывают и "клеят" обидные клички, которые потом сопровождают ребенка до конца детсада или школы, они смеются и их смех очень заразителен, его повторяют остальные дети и вот уже над малышом смеется вся толпа. И часто оральники себе в жертвы выбирают именно зрительников. Так устроена природа и бороться с последствиями такого влияния оральника на зрительника надо не порицанием оральника, а развитием, становлением зрительного вектора своего ребенка .

А дальше срабатывает правило - чего боишься, то непременно случается. Чем больше кличут "криволап", тем больше падаешь, тем больше смеются, и так по кругу. Ситуация ужасная, но что делать, если ребенок стесняется и это только усиливается. Ответ один - бить тревогу! Но, внимание (!) это не значит, что необходимо бежать в школу и защищать зрительного малыша от насмешек. Это скорее всего ничего не даст, а только усугубит ситуацию - над ним станут еще больше смеяться. Нужно действовать иначе - через зрительный вектор и его врожденные желания.

В норме зрительный страх по мере взросления ребенка должен трансформироваться в обратное свойство, вытолкнуться наружу - превратиться в доброту, сострадание, умение сочувствовать. Душевная открытость постепенно превращается в эмпатию, тонкое ощущение эмоций другого человека. Только развитые зрительные люди могут быть талантливыми актерами, прекрасными писателями, отличными врачами. Более того, именно общение с другими людьми, любовь - это настоящее счастье, радость для зрительника, высшее наполнение его вектора.

И если ребенок стесняется, родителям идет сигнал - зрительный вектор не развивается, и может до пубертата не выйти в эти состояния, а остаться в страхах, а значит - повзрослев, зрительник будет испытывать страхи, страдать стеснительностью, не сможет нормально контактировать с другими.

Задача родителей зрительного ребенка помочь ему преодолеть страхи, стать эмоционально открытым. И тогда стеснительность ребенка уйдет сама собой. Как это сделать? Только не насильственным "клин клином" - боишься выходить на сцену, мы тебя вытащим. Боишься выходить к доске и отвечать на уроке, мы попросим учительницу тебя вызывать почаще. Боишься общаться со сверстниками, мы попросим их приходить в гости каждый вечер. Это ничего не даст, а только еще больше усилит страхи ребенка.

Зрительные страхи уходят не тогда, когда насильственным образом их преодолевают. Так они только усиливаются, все больше вгоняясь в человека, в сердце. Избавится от страха можно только вытолкнув его наружу - трансформировав из страха за себя в страх «за других», то есть - в сострадание.

Не надо также акцентировать внимание ребенка на его стеснительности, упрашивать не бояться взрослых и детей. Необходимо постепенно показывать ему, что вокруг него есть множество других, которым необходимо его сочувствие, страх за них. Аккуратно проведите его через все этапы развития зрительного вектора: от растений к животным, от животных к людям (читайте маленький пример, как это сделать . Показывайте ребенку, что другим тоже больно, и только он, своей добротой, может помочь им. Страх за себя и страх за другого - это несовместимые вещи в одном зрительном человеке. Научившись бояться за других, сочувствовать, он никогда уже не сможет раскачиваться на страхе за себя, а это значит, что ему не грозят ни стеснительность, ни психосоматические болезни, ни социофобия.

Внимание ! Данная статья носит информационный характер, на ее основании нельзя точно определить векторальный набор ребенка. Если у вас есть желание по-настоящему понять свое чадо, необходимо пройти полный курс тренинга по системно-векторному мышлению. Записаться на вводные, бесплатные лекции .

Уже тысячи людей прошли тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. У них наладились отношения с близкими, прошли негативные состояния, полностью преобразился воспитательный процесс детей.

С 2 и до 6 лет многие малыши проходят период застенчивости. Если возникает встреча с неизвестными людьми, малыш отворачивается, краснеет, прячется за маму и избегает общения. Даже может стесняться близких ему людей - дедушек и бабушек. У некоторых детей стеснительность проявляется слабее, у других сильнее. У многих малышей проходит этот период, и стеснительность проходит само собою. И наоборот, застенчивость становится чертой характера.

Какие причины застенчивости? Почему одни боятся других детей или взрослых, а другие приветливы и открыты? И как бороться со стеснительностью?

Не нужно переживать, если ваш ребенок не проявляет большого интереса к совместным играм, если вы не можете отвести его в детский садик только потому, что он боится чужих людей. Не ругайте малыша за стеснительность. Дайте ему возможность освоиться, и через некоторое время он сам начнет контактировать с другими чужими детьми.

Бывают случаи, что малыш, который был слишком застенчивый, через некоторое время превращается в заводилу компании и хорошо общается с чужими малышами. Если кроха чего-то боится - это нормально, а вот отсутствие страха - должно насторожить.

Как проявляется застенчивость у детей?

Понять, что малыш смущается модно очень легко. При чужих людях ребенок прячется за родителей, отворачивается, начинает сторониться.

Когда кроха выполняет новое задание, легко заметить застенчивость. Он боится показать инициативу, просит родителей ему помочь.

Час пик застенчивости отражается на характере ребенка после четырех лет. Но, если застенчивость проявляется очень прогрессивно и малышу требуется много времени, чтобы освоится с чужими людьми, то такие качества могут сохраняться и в будущем. Не исключение, во взрослой жизни.

Причины застенчивости ребенка

Опытные ученые говорят, что существует много причин застенчивости.

  1. Первая - предрасположенность биологическая. Говорят, что многие дети по природе отдельные ситуации реагируют болезненно или у них в семье, кто-то страдает подобной проблемой.
  2. Вторая - это стрессовая ситуация. Вот, например, после двух лет малыш идет в детский садик. И если там плохие воспитатели, которые унижают ребенка перед другими детьми, то это плохо повлияет на его общение.
  3. Третья - это отношение матери и отца к малышу. Если ребенку постоянно говорить критику и упреки, то не странно, что он будет . Или, когда родители не замечают ребенка, просят не путаться у них под ногами, говорят, чтобы он сидел и не мешал.

Как можно помочь застенчивому ребенку?

Первое, что нужно сделать - это выяснить причину застенчивости. Как уже говорилось, не требует корректировки, временный период застенчивости. Главное - не заставлять его к немедленному общению, а дать ему немного времени, чтобы он смог привыкнуть к новому кругу людей. Но если застенчивость переход в проблему, то нужно сгладить эту отрицательную черту.

Во-первых, обратите внимание на собственное поведение. Не критикуйте его, не давайте невыполнимых заданий. И еще один главный момент, относитесь к малышу с уважением, даже если он ещё маленький. Ведь это уже личность. Помни, что ваше отношение к родному ребенку не проходит бесследно. Не ограничивайте свободу малышу. Если семья благополучная и малыш ходит в детский садик, то в первую очередь, обратите внимание на отношение воспитателя к малышам.

По возможности, по больше общайтесь с другими детками. Не питайтесь убрать из жизни малыша все плохие ситуации. Нужно готовиться к ним заранее и научить малыша, как правильно себя вести.

Вы же знаете, что именно Вы - родители, играете основную роль в жизни собственных деток. И только Вы можете ему помочь преодолеть застенчивость.

В определенный период раннего детства (чаще всего в возрасте 3-5 лет) многие детки проходят период застенчивости. При встрече с малознакомыми людьми ребенок отворачивается, прячется за маму, краснеет и избегает общения. Причем ребенок может начать стесняться даже близких ему людей - бабушек и дедушек. У некоторых малышей стеснительность проявляется сильнее, у других слабее. Большинство детей "перерастают" этот период и стеснительность проходит сам собой, особенно если взрослые не сильно акцентируют внимание на этом явлении. Но у некоторых малышей застенчивость становится чертой характера.

Каковы же причины застенчивости? Почему один ребенок открытый, приветливый, а другой боится взрослых и других детей? И как помочь малышу справиться со стеснительностью?

Не стоит бить тревогу, если ваш малыш не проявляет интереса к совместным играм, если вы не можете отдать его детское дошкольное учреждение только потому, что он боится других людей. Не ругайте ребенка за стеснительность и не принуждайте его . Дайте малышу освоиться и через несколько минут он сам начнет общаться.

Бывает и так, что ребенок, который в два-три года еще был слишком застенчивым, уже к четырем годам становится заводилой в компании и отлично общается с другими детками. До пяти-шести лет считается вполне нормальным, если малыш чего-то боится. А вот отсутствие страха вообще должно насторожить.

Проявления застенчивости у малыша

Понять, что ребенок смущается можно очень легко. При посторонних людях малыш сжимается, начинает сторониться, отворачивается, не реагирует на приветствие или фразы, которые обращают к нему люди, прячется за родителей.

Застенчивость особенно заметна, когда ребенок выполняет что-то новое для него. Он боится проявить инициативу, просит других членов семьи ему помочь, а также боится показать то, что не умеет чего-то.

Особого пика застенчивость отражается на характере малыша к пяти годам. Но, если эти качества проявляются очень сильно и ребенку требуется слишком много времени, чтобы освоиться с малознакомыми людьми, то застенчивость может сохраняться и в дальнейшем. Даже во взрослой жизни.

Причины возникновения застенчивости у детей

Ученые предлагают несколько причин, которые могут привести к тому, что детки приобретают эту черту характера.

Первая причина – биологическая предрасположенность. Считается, что некоторые дети по природе на конкретные ситуации реагируют болезненно или же у них один родитель страдает такой проблемой.

Вторая причина, которая может оказать влияние, это стрессовая ситуация. Например, в три года ребенка отправляют в детский сад . И если там попадается не добросовестный воспитатель, который унижает малыша перед другими, то это может повлиять на то, что ребенок станет бояться общения.

Третья причина, которая встречается очень часто, это отношение родителей к ребенку. Если малыш то и дело слышит в свой адрес только упреки и критику, то вполне вероятно, что он будет застенчивым. Или же когда родители просто стараются не замечать своего ребенка, просят его не путаться под ногами, а тихонько сидеть и не мешать. Но и обратное поведение родителей - гиперопека, тоже может привести к застенчивости.

Как помочь застенчивому малышу?

Если вы заметили, что ваш малыш начал проявлять застенчивость, то в первую очередь вам надо разобраться в причинах такого поведения.

Как мы говорили ранее, временный период застенчивости не требует корректировки. Все что необходимо - не принуждать малыша к немедленному общению, а дать ему время привыкнуть к новым людям или обстановке . Если же застенчивость становится проблемой, нужно постараться сгладить эту черту характера.

Первое, что вы должны сделать, это обратить внимание на свое поведение. Не давайте малышу невыполнимых заданий, не критикуйте его без повода, не стыдите при каждом удобном случае. И еще один важный момент, относитесь к малышу с уважением, даже если ему только три года. Это уже личность, которая может остро реагировать на ваши действия. И помните, что ваше отношение к своему малышу не проходит бесследно. Дайте ребенку свободу, иногда необходимо подключиться к игре и родителям, а иногда и дать малышу самому заниматься важными для него делами.

Если в семье все в порядке, родители не страдают социофобией, но малыш ходит в детский сад, то следует обратить внимание на отношение воспитателя к детям.

Старайтесь больше общаться с другими детками. Например, можно начать с того, чтобы играть на детской площадке с одним малышом, а затем повести ребенка в детскую школу развития. Все должно быть постепенно, малыш должен вам верить и знать, что в случае опасности вы будете рядом. Не старайтесь убрать из жизни ребенка все ситуации, которые смогут его испугать . Необходимо готовиться к ним заранее и учить ребенка как вести себя в таких ситуациях.

Вы должны помнить, что родители играют главную роль в жизни своих детей. И вы реально можете помочь малышу преодолеть застенчивость или хотя бы сгладить её проявления, хотя это долгий процесс.

Евгения Хоновец специально для сайта