Пластилинография: особенности проведения занятий в разных группах, реализация проектной деятельности и кружковой работы. Мастер - класс по пластилинографии "Нарядим ёлочку"

Обратная аппликация из пластилина «Веселый снеговик». Мастер класс с пошаговым фото.

Обратная аппликация - это аппликация наоборот. Она выполняется на прозрачной основе, и её изнанка становится лицевой стороной.

Матвеева Любовь Викторовна, учитель начальных классов.
Назначение: мастер-класс будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, воспитателям коррекционных школ-интернатов, учителям начальных классов, а так же педагогам дополнительного образования. Работу можно выполнить индивидуально или в парах.
Цель: учить изготавливать из пластилина обратную аппликацию «Веселый снеговик».
Образовательные задачи:
- познакомить с новой техникой обратная аппликации из пластилина;
- развитие навыков и умений в работе с пластилином и стекой;
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений.
Развивающие задачи:
- развитие мыслительной деятельности у учащихся в процессе ориентировки в задании, планирования хода работы;
- развитие координации мелкой моторики рук и пальцев.
Воспитательные задачи:
- воспитание эстетического вкуса, самостоятельности, аккуратности.

Материалы и инструменты:

пластилин, стека, ламинированный лист (склеенный) (или плотная прозрачная пленка, стекло, пластмасса), раскраска.

Можно начать занятие или урок так:

О каком времени года говорится в загадке?
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(о зиме).


-А какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль).
- Какая погода бывает зимой? (холодная, морозная)
- Чем покрыта земля зимой? (снегом)
- Какой бывает снег? (белый, пушистый, легкий, холодный, липкий, мокрый).
-Дети, что вы любите делать зимой, когда гуляете на улице? (Кататься на санках и лыжах, играть в снежки, делать горки из снега и т. д.)
- Что мы будем сегодня делать на уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной,

У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык.
Наш приятель... (снеговик)


- И к нам в гости сегодня пришел снеговик. Вот он, но наш снеговик очень грустный, у него нет друзей. Поможем ему.
- Скажите, а вы любите лепить снеговиков? Конечно, это интересно и смешно.
- А из чего лепят снеговика?
- Как это делают?
- Правильно, сначала катают из снега большой-пребольшой ком - это будет туловище снеговика. Потом на этот первый ком кладут сверху второй ком, это будет голова. А с боков прикреп¬ляют два круглых комка поменьше - это будут руки.
- А наш Снеговик из чего сделан, как вы думаете, что нам понадобится? (показ образца).


Итак, для работы понадобятся: пластилин, стека, ламинированный лист, раскраска, скрепки.


Распечатать раскраску.


- Прежде чем начать работу, выполним физминутку
«Снеговик»:
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий будет голова,
Шляпа будет из ведра,
Нос морковка,
А глаза два веселых огонька.
Вот какой веселый он;
Он смеется до ушей,
Веселит он малышей.

План работы:

1.Снизу раскраску закрепляем скрепками к ламинированному листу.


2. Делаем нос-морковку, нанося пластилин оранжевого цвета, края подравнивая стекой.


3. Пластилин черного цвета наносим на глаза.


4. Делаем рот: для начала скатываем жгутик из пластилина черного цвета, затем по контуру рта прижимаем (как бы приклеиваем) к ламинированному листу.


5. Наносим пластилин белого цвета, делая голову снеговика, края подравниваем стекой.


6. Приступаем к изготовлению шапочки (можно сочетать другие цвета).


7.


8. Приступаем к изготовлению шарфа, чередуя красный и фиолетовый цвета.



9.Делаем пуговицы из пластилина черного цвета.


10. Делаем туловище снеговика пластилином белого цвета, подравнивая края стекой.


11. Пластилином желтого цвета делаем варежки.


12. Пластилином с оттенками синего цвета делаем сугроб вокруг снеговика.


11. Убираем раскраску, и переворачиваем. Вот что получилось.


12. Далее можно проявить фантазию и творчество.
Я под низ положила картон голубого цвета.


Вставила в рамочку, оформленную снежинками в технике квиллинг.


Вот такая заламинированная аппликация из пластилина получилась.
Меняйте сочетания цветов на шапке и шарфе, измените цвет варежек, снеговика можно сделать голубым, фон можно тоже изменить и у вас получится свой снеговик. Творите, фантазируйте. Желаю успехов!

Светлана Пушкина

Конспект организованной

образовательной деятельностельности

с детьми средней группы по лепки

Нетрадиционная форма изображения

Пластилинография

Тема : «Снеговички в лесу »

Составила :

МБДОУ «Детский сад139»

Пушкина Светлана Александровна

2016г. г. Дзержинск

Программное содержание :

1. Использование приемов : заливка пластилином трафарета в форме снеговичка – пластилинография , последующая детализация (оживка образа) .

2. Совершенствование познавательных процессов : восприятие, внимание, память, мышление, фантазии. Развивать умение планировать работу по реализации замыслов, предвидеть результат и достигать его.

3. Способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.

Материал и оборудование :

Цветной пластилин , трафарет в форме снеговичка , стеки, доски для лепки , салфетки для рук, образец воспитателя, схемы-модели. Ватман с изображением зимнего леса. Магнитофонная запись песни о зиме.

Предварительная работа.

Подготовить иллюстративный материал с изображением снеговичков , подготовить схемы - модели последовательности выполнения работы. Подготовить ватман, изобразить на нем зимний лес. Угощение от снеговичка сладкие леденцы .

Методические приемы.

1. Игровой сюжет.

2. Словесные указания, уточнения, беседа, напоминание, вопросы, анализ, помощь детям, физминутка.

3. Рассматривание схем-моделей для пластилинографии .

Литература :

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. «Мозаика-Синтез» ,2010г.

2. И. А. Лыкова «Изобразительное творчество в детском саду» Т/Ц «Сфера» Издательский дом «Карапуз» Москва 2009г.

3. Е. Данкевич, О. Жакова «Пластилиновый мир » Санкт-Петербург «Кристал» 2010г.

4. С. А. Лесовская «Герои сказок из пластилина » М.: Эксмо,2013г.

5. С. А. Лесовская «Волшебница зима» М.: Эксмо,2013г.

6. О. Е. Морозова «Волшебный пластилин » Москва 2012г. Учебное издание «Мозаика-Синтез» .

7. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование и лепка с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий . – М : ТЦ «Сфера» , 2004 – 128с.

8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники изображения в детском саду. – СПб.: КАРО, 2007. - 96с.

Ход организованной образовательной деятельности.

Действия воспитателя Действия детей

I Вводная часть

Дети проходят на свои рабочие места. Воспитатель загадывает загадку :

«С неба по частям упал,

В три клубка скатался,

С помощью детишек встал

И стоять остался.»

Кто это ребята?

Воспитатель открывает ширму, а за ней иллюстрации со снеговиками , ватман с зимним лесом.

Ребята посмотрите к нам в гости пришли снеговички , какие они все разные, веселые, серьезные и тд

Вам нравятся снеговички ?

Интересно, куда они собрались?

Мне сейчас снеговичек на ушко прошептал , что они идут гулять в лес.

Будут там играть и веселиться, только вот у него мало друзей.

Как нам помочь снеговичку ?

Вы хотите сделать для него друзей?

Давайте рассмотрим иллюстрации, схемы. Вы можете придумать сами, какой у вас будет снеговичек .

Воспитатель вместе с детьми рассматривают схему по порядку, дети участвуют в рассуждении.

Что делается в первую очередь?

Что следует сделать потом?

А что теперь?

Мы ничего не забыли?

Кто как хочет украсить волшебных снеговичков ?

Воспитатель предлагает выполнить работу в технике пластилинографии . Готовый снеговичек прикрепляется к ватману, на котором изображен зимний лес.

Ребята, у нас предстоит сложная работа, для этого мы с вами должны размять свои ручки и ножки.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Физминутка

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Зайцы скачут скок-скок-скок,

Да на беленький снежок

Приседают, слушают – не идет ли волк!

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три - в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыжки вперед – назад

Остановились, замерли

Прыжки на месте

Присели, рука к ушку

Смотрят по сторонам. Наклоняются.

Хлопки в ладоши.

Наклоны головой.

||основная часть

А теперь садитесь на свои места и приступайте к созданию волшебных и веселых снеговичков .

Во время лепки воспитатель подходит к детям подсказывает, помогает в создании задуманного образа.

Воспитатель помогает детям разместить снеговичков в «зимнем лесу »

Дети садятся на свои места и начинают лепить волшебных снеговичков . Используя схемы, трафареты и цветной пластилин для создания образа .

||| Заключительная часть

По окончании лепки проводится анализ детских работ.

Расскажите, какой снеговичек вам понравилась больше всего?

А тебе какой снеговичек понравился ?

Молодцы!

Я думаю, наш снеговичек будет рад таким чудесным друзьям, теперь они вместе отправятся но прогулку.

Воспитатель зачитывает стихотворение «Снеговик »

«Я ребята Снеговик

К снегу ,холоду привык.

Вы слепили меня ловко :

Вместо носа тут морковка.

Уголечки вместо глаз.

Шляпой служит старый таз.»

Ребята, а вот вам подарок от снеговичка , сладкие леденцы.

Занятие окончено .

Ответы детей.

Публикации по теме:

"Осень в лесу" Эту поделку мы мастерили с детьми в прошлом месяце. Детям нравится заниматься элементами пластилинопластики. Здесь мы использовали.

Конспект занятия по лепке «Ёжики в осеннем лесу». Тематический день в группе раннего возраста МБДОУ Великооктябрьский детский сад «Белочка». Фировский район Тверская область Тематический день «Ёжики в осеннем лесу» Группа: 2 - я группа.

Для поделки нам понадобилось: ватман, картон, пластилин, арбузные семечки, семечки подсолнечника, листья. 1. Нарисовали на ватмане с помощью.

Конспект НОД по пластилинографии в подготовительной группе «Снеговик» Конспект НОД по лепке в подготовительной группе. «Снеговик»(пластилинография) Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое.

Конспект НОД по лепке в старшей группе "Транспорт" (пластилинография)Интеграция образовательных областей: Познавательное и речевое развитие.

Мастер-классы на тему: «Знакомство с народной культурой и традициями» в средней группе.

Зюркалова Наталья Геннадьевна, воспитатель МАДОУ детский сад № 166, города Тюмени.
Описание: данный материал будет полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям детей среднего дошкольного возраста, и просто творческим людям. В материале представлены мастер-классы по пластилинографии на тему: «Знакомство с народной культурой и традициями» для детей среднего дошкольного возраста. В данный период темы дети средней группы знакомятся с народными игрушками: с матрешкой, с дымковскими игрушками: барышня, конь, петушок, и т.д..

Цель: выполнение работ в технике «пластилинография»
Задачи:
-продолжать учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание, раскатывание);
-учить работать на заданном пространстве;
-развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;
-воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином;
Материалы для работы:
-пластилин, доска для лепки, стека.
Шаблоны:



Мастер-класс № 1 "Матрешка – милашка"

Программное содержание:
-Познакомить с русской игрушкой-матрешкой, обратить внимание детей на ее яркость, нарядность
-Развивать эстетическое восприятие, творчество
-Учить создавать рисунки с помощью пластилина
-Воспитывать самостоятельность, активность

Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются-матрёшки


Начнем оформлять сарафан матрешки. Сначала нужно сделать цветок по середине сарафана. Для этого нужно отщипнуть небольшой кусочек пластилина, скатать из него маленькую колбаску, и придавить ее к сарафану матрешки, таким образом сформировать цветок.


Добавить зеленых листочков, для этого отщипнуть маленький кусочек зеленого пластилина, скатать колбаску и придавить около цветка. Стекой сделать штрихи, выделить лист. Потом отделить подставку, взять небольшой кусочек пластилина раскатать тонкий жгутик, и придавить к матрешке.


Добавляем узор по низу. Скатать шарики и придавить, по верх шариков сделать шарики поменьше, тем самым сделать узор ярче.


Потом нужно закрасить косыночку матрешки. Для этого отщипнуть пластилин маленькими кусочками и размазать по шаблону.


Добавить еще узор и матрешка готова! Вот какие матрешки получились у детей.


Для детей были предложены разные варианты матрешек: раскраски, на которых есть рисунок, шаблоны без рисунка.

Мастер-класс № 2 "Дымковская барышня"

Программное содержание:
-Познакомить детей с особенностями и своеобразием дымковской игрушки-барышни (история возникновения, цвета, элементы)
-Учить рассматривать дымковскую игрушку (барышня), выделять элементы украшения юбки в клетку; украшать кругами, точками
-Развивать чувство симметрии, ритма
-Воспитывать интерес к русскому народному творчеству

Дымковская барышня
Ходит не спеша.
Ею все любуются-
Ах, как хороша!


Взять раскраску барышни


Начинаем украшать юбку барышни. Отщипываем пластилин маленькими кусочками, скатываем пальчиками шарики и приклеиваем их к юбке, надавливаем пальчиком.
Далее катаем жгутики и выкладываем их по рисунку.


Украшаем шариками-точками между жгутиков.


добавляем маленькие шарики-точки поверх больших шариков, получается точки в круге.


добавляем маленькие точки и большие по низу юбки


Далее украсим большие точки- маленькими. Простым карандашом сделаем оттиск в точках.


Теперь займемся лицом барышни, выделим все элементы.


Продолжаем украшать кофту барышни.


Точками оформим бусы, жгутиками выделим все детали, шариками-точками украсим.


И сделаем узор на короне.



Барышня готова!


А вот такие барышни получились у моих воспитанников.

Мастер-класс № 3 Дымковский конь

Программное содержание:
-Учить детей украшать ярким узором из пластилина фигуру коня, располагая узор вдоль туловища рядами,
-продолжать знакомить с элементами дымковской росписи - лепестки и точки,
-выполнять работу в указанной последовательности
-Закреплять приемы пластилинографии


Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!

Вся работа выполняется по выше описанному принципу, используя приемы: отщипывания, раскатывания, скатывания, придавливания.


Берем раскраску


шариками-точками украшаем коня, выкладывая их рядами


гриву коня делаем используя прием размазывания, и стекой делаем маленькие штрихи

Одной из любимых техник декоративно-прикладного искусства у дошкольников является пластилинография. Большинство малышей вообще очень любят рисовать, а рисование пластилином привлекает их вдвойне. Ведь, это очень просто, и, кроме того, подобные изображения легко корректировать. Педагоги детских садов также ценят пластилинографию: такие занятия не требуют специальной предварительной подготовки и оказывает благотворное воздействие на нервную систему детей.

Сущность пластилинографии как вида детского творчества. Цели, методы, приемы

Пластилинография относится к нетрадиционной технике лепки, она представляет собой рисование пластилином на какой-либо плотной основе. Предметы и объекты при этом получаются в большой или меньшей степени рельефными. Кроме того, пластилинография допускает включение в композицию вспомогательных деталей - бисера, бусин, природного, а также бросового материала.

Возможности в плане развития и обучения дошкольников

  • В процессе работы развиваются такие психические процессы, как внимание и память, логическое мышление и воображение.
  • Пластилинография раскрывает творческий потенциал детей, причем с самого младшего возраста.
  • Выполнение подобных поделок развивает пространственную ориентацию, сенсоомоторную координацию - это именно те функции, которые обеспечивают успешное обучение в школе.
  • Пластилинография - достаточно кропотливый процесс, который стимулирует усидчивость, терпение, стремление доводить начатую работу до конца.
  • Данная разновидность лепки совершенствует мелкую моторику - происходит подготовка детской руки к письму.
  • Занятия пластилинографией способны снимать у детей мышечное и нервное напряжения.
  • При данном виде творчества происходит интеграция образовательных областей (познание окружающего мира, развитие речи, музыка).
  • При успешном освоении данной техники ребята могут делать экскюзивные подарки своим родным и друзьям, создавать картины, которые украсят домашний интерьер.

Выделим основные цели пластилинографии как вида продуктивной деятельности дошкольников:

  • Совершенствование навыков работы с пластилином, стимуляция интереса к изобразительной деятельности.
  • Овладение новыми приемами лепки (надавливание, размазывание, скатывание).
  • Развитие умение ориентироваться на листе бумаги.
  • Совершенствование мелкой моторики, глазомера, координации движений руки.
  • Воспитание таких качеств, как аккуратность, усидчивость, самостоятельность.
  • Развитие фантазии и эстетических чувств.

Овладение техникой пластилинографии предполагает применение в процессе работы разнообразных приемов. С некоторыми из них дети уже познакомились на занятиях традиционной лепкой.

Это раскатывание кусочка пластилина между ладонями, в ходе которого он удлиняется и получает форму цилиндра.

При скатывании кругообразными движениями ладошек происходит формирование шарика.

Оттягивание – получение заостренного кончика предмета с помощью движений кончиками пальцев.

Сплющивание – сдавливание шарика в форму лепешки. С помощью стека либо нажимом пальцев такой детали можно придать изгибы, углубления.

Следующие же приемы являются характерными именно для пластилинографии. Это заглаживание, надавливание и размазывание , которые необходимы для создания плоской и гладкой поверхности. Они выполняется усилиями кончиков пальцев. Что касается размазывания, то оно может выполняться сверху вниз либо слева направо.

Кроме того, при создании картин в технике пластилинографии ребята учатся смешивать разные цвета пластилина для получения необычных оттенков. Такой трудоемкий, но интересный процесс осуществляется разными способами. Куски пластилина можно размять, а затем перемешать в одном кусочке. Другой вариант - пластилин смешивается непосредственно на основе, мазки накладываются поочередно и размазываются на поверхности.

Виды пластилинографии, применяемые в детском саду

На занятиях в детском саду применяются различные виды пластилинографии. Наиболее привычна прямая пластилинография, при которой лепное изображение формируется на горизонтальной поверхности. Малыши способны освоить эту технику уже с раннего возраста - для этого воспитатель предлагает им простой рисунок без мелких деталей. В старшем же звене дети создают более сложные композиции. Подобный рисунок заполняется пластилином (лучше восковым) на плотном листе картона (лучше предварительно оклеить его скотчем - так удобно корректировать изображение). Размазанный пластилин производит эффект мазков масляной краской.

Прямая пластилинография

При обратной пластилинографии рисование выполняется на обратной стороне стекла либо иной прозрачной поверхности. В дошкольном учреждении для этих целей обычно используется пластик либо оргстекло (поскольку применения обычного стекла для дошкольников небезопасно). Рисунок намечается на поверхности маркером, а затем заполняется пластилином (размазывается тонким слоем). По контуру готовую композицию можно обозначить полосками - получится подобие рамки.

Обратная пластилинография (на стекле)

Модульная пластилинография – картина из пластилиновых валиков, шариков, дисков и других элементов. Это более сложная техника, требующая от детей овладение всеми приемами лепки.

Модульная пластилинография

Мозаичная пластилинография – изображение, составленное исключительно из пластилиновых шариков. Это наиболее простая техника, главное здесь - красиво подбирать цвета и аккуратно заполнять пространство, не выходя при этом за контур.

Мозаичная пластилинография

При контурной пластилинографии обязательно используются тонкие пластилиновые жгутики, которые обозначают силуэт предмета.

Контурная пластилинография

Многослойная пластилинография подразумевает последовательное нанесение не поверхность нескольких слоев. Такая техника более всего подходит для пейзажных композиций - изображения неба, леса, гор, когда слои накладываются друг на друга. Элементы иногда прикрепляются к основе с помощью тоненьких валиков - получается своего рода 3-Д эффект. Отметим, что подобные работы довольно сложны для дошкольников и уместны только в подготовительной группе.

Многослойная пластилинография

Фактурная пластилинография отличается выпуклым изображением и, в свою очередь, подразделяется на барельеф (рисунок выступает над фоном менее чем наполовину), горельеф (более чем на половину) и контррельеф (углубленный рисунок).

Фактурная пластилинография (барельеф)

Пластилинография у детей разного возраста. Уровень сложности поделок

Младшая группа

Знакомить детей с пластилинографией можно уже в самом раннем возрасте - начиная с ясельной группы. Малыши 2–3 лет вполне способны осваивать простейшие приемы - скатывать шарики, раскатывать жгутики, сплющивать их в лепешки. Конечно, детские пальчики еще довольно неуклюжи, поэтому педагог должен предлагать картинку с небольшим количеством крупным деталей. Для начальных занятий замечательно подойдут такие темы, как «Солнышко», «Цветочек», «Радуга». Воспитатель рисует карандашом силуэт предмета, а ребенок дополняет его пластилиновыми точками. Например, это может быть дерево, которое малыш дополнит красными или желтыми яблочками. Другой вариант - ваза, в которой ребенок изобразит букет цветов.

Вторая младшая группа вторая младшая группа пластилинография в ясельной группе (ствол оформляет воспитатель)

Средняя группа

К средней группе ручки детей становятся уже более ловкими, и воспитатель может переходить к более сложной технике пластилинографии. Дошкольникам 4–5 лет уже могут создавать картину из тонких жгутиков, скрученных в виде улитки. Педагог может нарисовать волшебную птицу, а ребенок раскрасит ее перья пластилином разных цветов. В этом возрасте ребята учатся не выходить за контур изображения, а также использовать в работе дополнительные материалы (крупу, бусины), что сделает картинку более

Средняя группа

Средняя группа

,

В старшем дошкольном звене дети уже способны создавать сложные композиции (изображения пейзажей разных времен года, животных, человека и пр.), фантазийные работы. Педагог может предложить детям 5–7 лет размягченный пластилин, который накладывается на основе с помощью шприца тонкими полосками. Такой прием, без сомнения, вызовет у ребят восторг. Замечательное решение для старшей и подготовительной группы - коллективные композиции.

подготовительная группа

подготовительная группа

Занятия пластилинографией в детском саду могут затрагивать самую разную тематику. Лучше всего их приурочить к занятиям по ознакомлению с окружающим миром. Так, осенью будет целесообразно предложить такие темы, как «Листопад», «Корзинка с грибами», «Дары осени» (овощи-фрукты), «Астры». После знакомства с темой «Птицы» ребятам будут рады изобразить сову, лебедя или павлина, а после темы «Морские обитатели» - золотую рыбку, дельфина, осьминога. Поделка в технике пластилинографии закрепит знание диких и домашних животных («Ёжик», «Кошка» и пр.)

Зимой будут уместна следующая тематика: «Снеговик», «Новогодние шары», «Нарядная елка», «Снежинка», «Снегирь», «Пингвин на льдине». В старшем дошкольном звене это могут быть пейзажные зимние композиции, в том числе коллективные (такие работы, в принципе, могут затрагивать все времена года).

Весной будет актуально изобразить первые цветочки («Подснежники», «Одуванчики»), насекомых («Бабочка», «Божья коровка»).

В технике пластилинографии получаются замечательные подарки. Например, к 8 Марта это может быть «Букет для мамы» или композиция для папы («Танк», «Летящие самолеты», «Кораблик» и пр.). Чтобы такая работа была более эффектной, рекомендуется поверхность готовой композиции покрыть бесцветным лаком.

Хохломские узоры Мозаичная техника Модульная техника с эффектом объема Пластилинография с использованием дополнительных материалов (фольга) Совместная работа Барельеф Подарок маме (модульная техника) Барельеф Барельеф Барельеф Пейзажная композиция Натюрморт Портрет Пластилинография с использованием природных материалов Модульная техника Модульная техника Мозаичная техника Подарок папе пластилинография Подарок папе

Шаблоны для пластилинографии в детском саду

Перед тем, как приступить к работе с пластилином, ребенку необходима картинка-основа, или шаблон. Старшие дошкольники обычно рисуют их самостоятельно. Детям более раннего возраста воспитатель предлагает готовые силуэты. Шаблоны бывают простыми (предметное изображение) либо представляют собой сложные сюжетные композиции со множеством мелких деталей. Последний вариант приемлем, конечно же, для старшей и подготовительной групп.

Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон Шаблон

Видеоролики по теме «Пластилинография»

Видеоурок для дошкольников - пластилинография «Снегирь»

Мастер-класс в детском саду по пластилинографии «Рыбки в аквариуме»

Мастер-класс по изготовлению панно с лилиями в технике пластилинографии

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Бехтерева Л.Н., Суровикова А.Г. «Яблонька»
(средняя группа)
Образовательные задачи : учить создавать образ дерева с помощью пластилинографии, включать в композицию дополнительный природный материал (горошины),
Развивающие задачи : закрепить знания о строении дерева, развивать мелкую моторику, оттачивать навыки работы с пластилином.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес и бережное отношение к растениям.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Раздаточный материал: листы цветного картона, пластилин, горох, салфетки, досточки для лепки.
Предварительная работа: рассматривание деревьев во время прогулки, чтение сказок, в которых фигурирует яблоня или яблоки («Гуси- лебеди», «Крошечка-Хаврошечка», «Яблоко»), занятие по аппликации на тему «Яблоня», дидактические игры подобной тематики.
Ход занятия
Загадка про яблоко.
Сюрпризный момент - появление вороны Каркуши, которая сидит на нарисованной яблоне. Она беседует с детьми о строении дерева.
Педагог предлагает дидактическую игру «Найди такое же» (сортировать бумажные яблоки по размеру).
Мотивация - показать Каркуше, что яблоньку можно нарисовать пластилином.
Воспитатель демонстрирует этапы выполнения поделки. Ствол формируется из пластилинового жгутика коричневого цвета. Крона - расплющенный зеленый шар, который нужно размазать пальцами на картоне в разные стороны. Травка внизу композиции - мелкие кусочки зеленого пластилина. В качестве яблок используются горошины, которые вдавливаются в крону дерева.
Перед продуктивной деятельностью дети самостоятельно делают массаж рук с помощью шишки.
В конце занятия ребята показывают свои работы Каркуше, и она угощает их настоящими яблоками.
Дрынкова А.
(младшая группа)
На прогулке накануне занятия педагог с детьми рассматривает солнышко.
Занятие начинается с чтения сказки В. Сутеева «Под грибом», малыши делятся своими впечатлениями.
Мотивация - бедным зверюшкам из сказки не хватает солнышка, нужно нарисовать его для них. Интересный момент: воспитатель сообщает детям, что у них закончились краски, а остался только пластилин.
Демонстрация приемов изображения: контур солнышка заполняется маленькими кружочками (мозаичный способ), лучики солнца формируются из колбасок.
Перед продуктивной деятельностью детей проводится подвижная игра «Солнце вышло из-за туч…»
Триллер Р.Н. «Подарки цветочным феям»
(рисование пластилином на стекле, подготовительная группа)
Вначале занятия проводится мини-беседа о том, что дети раньше мастерили из пластилина. Педагог закрепляет знание цветов, спрашивает что будет, если смешать определенные цвета пластилина.
Необычная мотивация: воспитатель рассказывает дошкольникам сказочную историю. В волшебном лесу на полянке росли самые прекрасные в мире цветы, за ними ухаживали цветочные феи. Но однажды появилась злая колдунья, которая заколдовала фей - цветы стали гибнуть, так как нуждались в уходе. Задача детей - изготовить для фей волшебные цветы, чтобы их расколдовать.
Работа выполняется на стекле, дети смешивают пластилин разных цветов для получения интересных оттенков.

Проект по пластилинографии: цели, задачи, планирование, отчетность. «Подарки осени» как пример проекта - тематика и фото работ

Пластилинография, одно из любимых детских занятий, предоставляет большие возможности для проектной деятельности.

Проект должен иметь подробную теоретическую основу. Прежде всего, воспитатель должен придумать для него запоминающееся название, например, «Творим волшебство!» или «Пластилиновая сказка».

Педагог должен кратко сформулировать основную идею работы, например «Волшебство с ребёнком вместе сотворим - в этом поможет нам пластилин!»

Сироткина Татьяна Владимировна

http://tutmama.ru/obshhee-razvitie/plastilinografiya-v-detskom-sadu.html

Подробно обосновывается актуальность проекта (польза пластилинографии для всестороннего развития детей). Намечается основная цель деятельности и составляющие ее задачи. Воспитатель четко обозначает возрастную категорию детей, задействованных в проекте, а также его срок (краткосрочный либо долгосрочный). В документации педагог четко расписывает пути и этапы реализации проекта (подготовительный, основной и итоговый), а также предполагаемые результаты деятельности.

По окончании проекта педагог в обязательном порядке составляет отчет: указывает, были ли достигнуты поставленные задачи. Организуется фотовыставка по тематике проекта.

Если рассматривать конкретные примеры, то очень интересная тема для проекта – «Подарки осени» (может проводиться в любой возрастной группе, изменяется только сложность заданий). В рамках данной темы педагог может предложить дошкольникам следующие работы: «Осенние березы», «Лукошко с грибами», «Листья клена», «Чудо-плоды» (овощи и фрукты), «Астры».

Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени» Проект «Подарки осени»

Кружок по пластилинографии

ресурсы для самообразования воспитателя

Пластилинография вполне может стать областью для отдельной кружковой работы. Такая деятельность обычно проводится с детьми, начиная со средней группы.

Конечно же, педагог сам должен быть увлечен данной техникой художественного творчества, изучать необходимую методическую литературу, тема его самообразования должна соответствовать этому направлению. Желательно посещение семинаров именно по пластилинографии.

Для создания кружка необходимо позаботиться о необходимых материалах и инструментах (в данном случае это не потребует особых затрат). Педагог заранее продумывает, какие игрушки и наглядные пособия понадобятся для занятий.

В процессе работы кружка педагог делится своими знаниями с родителями, предлагает им консультации, проводит беседы, дает рекомендации по домашним занятиям с детьми.

Перед началом деятельности кружка по пластилинографии будет уместно провести анкетирование среди родителей по изучению интересов и потребностей детей.

Программа кружка. Фрагмент программы для старшей группы

Перед началом работы кружка педагог составляет программу, в которой обосновывает теоретические аспекты темы: ее актуальность, новизна, основные цели и задачи. Воспитатель намечает формы и методы работы. Четко обозначается возраст детей, которые будут посещать кружок, и срок реализации (как правило, программа составляется на один год). К программе прилагается также список детей.

Основная часть программы - это тематическое планирование с описанием цели каждого занятия. В качестве примера приведем фрагмент программы кружка по пластилинографии для старшей группы (автор Бабакехян А.Г.):

Месяц Тема Цели
Октябрь Знакомство детей с пластилинографией. Осенние листочки. Беседа о пластилинографии. Показ воспитателем готовых работ, с использованием данной технике, с отражением выпуклых объемных изображений на горизонтальной поверхности. Познакомить детей с понятием - трафарет, показать и научить приемам работы с ним. Развивать мелкую моторику руки, развивать цветовосприятие, умение правильно выбирать тон пластилина, графические навыки (умение работать стекой как карандашом, используя прием процарапывание); воспитывать эстетические чувства через восприятие картин великих художников об осени, закладывать предпосылки любви к природе и бережного к ней отношения.
Грибы-грибочки выросли в лесочке Совершенствовать навыки работы с пластилином в технике «пластилиновое рисование» - надрезание ножницами, растирание по форме. Формировать у детей обобщенное понятие о грибах, их разновидностей, качествах. Учить находить соответствия между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Развивать творческое воображение и мышление; мышечную активность рук. Воспитывать аккуратность в работе, стремление качественно и до конца доводить начатое дело; чувства коллективизма.
Мой сад и огород Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Закреплять умение классифицировать фрукты и овощи. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь - дидактическую игру, воспитывать чувства единения от процесса совместного труда.
Совушка - сова. Большая голова Учить смешивать пластилин, не допуская полного поглощения цветов друг другом. Научить пользоваться «скалкой» - тубусом от клея-карандаша для раскатывания пластилина по поверхности. Развивать творческие способности, самостоятельность и активность. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином. Развивать цветовосприятие. Воспитывать старание и настойчивость в работе, желание правильно и до конца выполнить работу. Воспитывать честность и критичность при оценивании «рисунков», учить готовить фон работы (ветка, луна, шарики).
Ноябрь Золотая рыбка Совершенствовать технические навыки работы с пластилином. Развивать образное восприятие, логическое и творческое мышление. Развивать детское творчество посредством знакомства с различными способами и материалами. Воспитывать целеустремленность, увлеченность творческой работой. Узнать желания и стремления детей (с помощью Золотой рыбки).
Червячок в яблочке Выполнение работы воспитателем с использованием разных приемов лепки. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения.
Кашалотик - кашалот Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе.
Осьминог Продолжать освоение приемов пластилинографии - закреплять технику «растирание» пластилина по поверхности. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе. Учить использовать контурный рисунок как основу изображения. Развивать моторику руки, развивать творческую активность и самостоятельность; вызвать желание сделать полезную вещь, воспитывать чувства единения от процесса своего труда

Мониторинг по пластилинографии, особенности

Система мониторинга по пластилинографии не включает в себя каких-либо специальных форм и видов организации детской деятельности. Диагностика осуществляется посредством наблюдения, которое происходит в процессе индивидуальных и коллективных занятий.

Особенно актуален этот вопрос для кружковой деятельности - помогает более эффективно организовать занятия.

Педагог оценивает следующие параметры.

1.Творческая активность
а) Повышенный интерес,творческая активность - высокий уровень
б) Ребенок активен, есть интерес к данному виду деятельности, но выполняет работу по указанию педагог - средний уровень
в) Ребенок не активен, выполняет работу без особого желания - низкий уровень
2. Сенсорные способности
а) Форма передана точно. Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный цвет, выразительность изображения - высокий уровень
б) Есть незначительные искажения. Отступления от краски - средний уровень
В) Форма не удалась. Безразличие к цвету, одноцветность - низкий уровень
3. Композиция
а) По всей плоскости листа соблюдается пропорциональность между предметами - высокий уровень
б) На полосе листа с незначительными элементами - средний уровень
в) Не продуманно носит случайный характер - низкий уровень
4. Общая ручная умелость
а) Хорошо развита моторика рук, аккуратность - высокий уровень
б) Ручная умелость развита - средний уровень
в) Слабо развита моторика рук, требуется помощь - низкий уровень
5. Самостоятельность
а) Выполняет задания самостоятельно, без помощи. Ребенок самостоятельно выбирает тему, замысел, умеет планировать свои действия, выбирает выразительные средства, доводит начатое дело до конца - высокий уровень
б) Требует незначительная помощь - средний уровень
в) Выполняет задание с помощью педагога, необходима поддержка и стимуляция - низкий уровень
6. Показатели технических навыков
- раскатывание

-сплющивание
а) Выполняет самостоятельно - высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь - средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень
- размазывание
а) Выполняет самостоятельно - высокий уровень
б) Требуется небольшая помощь - средний уровень
в) Выполняет действия с помощью педагога - низкий уровень

Пластилинография заключает в себе массу возможностей для раскрытия творческого потенциала дошкольников, а также для самообразования воспитателя. Эта техника - прекрасная база для проектной деятельности и кружковой работы. Малыши любят заниматься с пластилином, а когда находят этому материалу оригинальное применение, получают истинное удовольствие и способны творить настоящие шедевры.

Юлия Быкова
Конспект занятия по пластилинографии «Елочка нарядная».

Конспект занятия по пластилинографии с детьми 2 –ой младшей группы :

«Елочка нарядная » .

Подготовила : Воспитатель Быкова Ю. А.

Цель :

Продолжать формировать у детей навыки работы в 4

Задачи :

Формировать у детей представление о таком празднике, как Новый год.

Активизировать познавательные способности детей,творческое воображение, фантазию,мелкую моторику кистей рук.

Предварительная работа :

Беседы с детьми о украшении елочки на новый год .

Показ сюжетных картинок, по заданной теме.

Разгадывание загадок про елочку .

Материал :

Половина тонированного листа формата А4 голубого цвета с нарисованным стволом елочки . Пластилин зеленого цвета , красного, желтого. Образец готовой работы елочки .

Ход занятия:

В-ль : Ребята, а вы знаете какой скоро наступит праздник?

Дети : Новый год!

В-ль : Конечно!Молодцы!

Я модница такая,

Что всем на удивление!

Люблю я бусы, блёстки,

Любые украшения.

Но на мою, поверьте,

Великую беду

Наряд мне одевают

Всего лишь раз в году!

(ель)

Красавица какая -

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана.

Скажите, кто она?

(ель)

В-ль : Ребята, как же на нашем празднике без елочки , но она у нас не простая, а пластилиновая . Она к нам пришла из волшебного пластилинового леса .

(Воспитатель вместе с детьми рассматривает образец елочки .

Дискуссия с детьми о елочке .)

В-ль : Ребята, а теперь мы с вами начнем творить предновогоднее чудо, наши елочки .

Ход работы.

Перед вами лежит голубой листок, на нем изображен ствол нашей будущей елочки . Берем зеленый пластилин , отщипываем от него небольшой кусочек, скатываем в шарик и прикрепляем на верх нашего ствола. Затем указательным или большим пальчиком растягиваем пластилин , формируя еловую веточку. Далее отщипываем еще кусочек, так же формируем шарик и, следовательно, повторяем предыдущие движения. Делаем так пока весь ствол не окажется весь в веточках. Когда елочка будет готова , приступаем к самому интересному, украшаем. Отщипываем кусочки от красного и желтого пластилина , скатываем их в шарики и придавливаем шарик на еловой веточке.

В-ль : Ах какие нарядные елочки у нас получились ! Самый настоящий новогодний лес!

(Дети рассматривают работы, сравнивают их, обсуждают полученный результат).

В-ль : А теперь ребята мы немножко отдохнем и поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Наряжаем ёлку »

Раз, два, три, четыре, пять /Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого/.

Будем ёлку наряжать . /Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны/.

Мы повесим шарики, /Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики/.

Яркие фонарики, /Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад/.

Весёлого Петрушку, /Показывают длинный нос/.

И разные игрушки : /Вытягивают ладони вперёд/.

И мишку - шалунишку /Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону/.

И заиньку – трусишку. /Прикладывают раскрытые ладони к голове/.

В- ль : Ребята,какие вы сегодня молодцы! Очень красивую елочку нарядили к новому году !

Публикации по теме:

Конспект занятия по пластилинографии в средней группе «Заколдованные бабочки» Кружок «Чудо-пластилин» Конспект. Тема: «Заколдованные бабочки». Цель: Пополнять знания о бабочках, научить видеть красоту в природе. Воспитывать.

Конспект открытого занятия по пластилинографии «Столица Родины - Москва» Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности (декоративная пластина) «Столица родины – Москва» Старшая группа Муниципальное.

Интеграция образовательных областей: ОО «Художественное творчество», ОО «Познание», ОО «Чтение художественной литературы», ОО «Физическая.

Конспект занятия по аппликации «Елочка нарядная» Конспект занятия на тему «Ёлочка нарядная» Цель: Создание аппликации на тему «Ёлочка нарядная». Показать и закрепить способы закрепления.

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Нарядная елка» Конспект ННОД по рисованию «Нарядная елка» в средней группе. Программное содержание. Учить детей передавать в рисунке образ новогодней.

Пластилинография – новое веяние в нашей дошкольной практике. На первый взгляд, ну что здесь особенного, пластилин давно не новость. Но,.