План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Занятие – досуг «Вежливые слова» в старшей группе. Конспект занятия: «О вежливых словах и их применении

"Вежливые слова" - занятие-досуг для детей старшей группы детского сада.

Дети встречаются с Феей Вежливости, вспоминают пословицы, поговорки, стихотворения о вежливости и вежливых словах, разбирают жизненные ситуации.

Цель занятия : закреплять навыки вежливого поведения с окружающими, вызывать у детей желание быть вежливыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воронова И.П.

Цель:

Задачи:

  • учить детей быть вежливыми;

Оборудование:

  • большой экран, слайды;
  • мольберт;
  • цветок с лепестками;
  • мультфильма «Крошка Енот»;

Литература:

  1. Н. Чуб «Азбука вежливости»
  2. С.Я. Маршак «О вежливости»
  3. А.Усачева «Уроки вежливости»
  4. В.Осеева «Волшебное слово»

Информационные порталы:

Ход занятия-досуга:

1.Вводная часть.

Воспитатель:

Ответы детей с объяснениями .

2.Пословицы, поговорки.

Воспитатель:

  • Слово жжёт хуже огня.

3. «Случаи из жизни».

Воспитатель

Он допустил ошибки. Какие?

А как ты его зовёшь?

Права ли Галя?

  • Двое взрослых разговаривают.

Воспитатель : - слова должны быть вежливые, но и … поступки

4. Игра «Не попади впросак»

Воспитатель:

Если нет - промолчать.


Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?


У кого из вас в порядке
Вещи, книжки и тетрадки?


Уступает старшим место?


Кто из вас молчит как рыба,
Вместо доброго "спасибо"?


Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

Воспитатель:

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь,

Разомкнуть свои уста

И сказать : «Пожалуйста».

Если, словом или делом

Вам помог кто – либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить : «Спасибо»

Когда я что-то подарю,

Мне говорят «Благодарю».

Тебе подарят что-нибудь -

Благодарить не позабудь.

Если сон смыкает очи.

И тебя отправят спать,

Всем скажи «Спокойной ночи! »

А потом иди в кровать.

Если наступил на ножку

Сразу говори : «Простите»

Или лучше – «Извините».

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья».

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока».

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть.

Мы «пожалуйста» добавим –

Будут все довольны нами.

Встречу, новый разговор

Друг пришел вдруг на обед –

Скажем мы ему «Привет».

Если ты сломал игрушку

Друга или вдруг подружки,

Ты скажи им «Извини»

И свою им предложи.

Если друг чихнуть готов,

«Добро пожаловать» гостям,

Говорят и тут, и там.

Домой гости уезжают -

«Доброго пути!» желаем.

Если испечем печенье,

Всем друзьям на угощенье,

На здоровье угощайтесь!».

Строим башню.

Воспитатель:

6.Подарок от Феи.

Воспитатель:

Вариант А:

Воспитатель:

Вариант Б:

Воспитатель: -

Предварительный просмотр:

Занятие – досуг «Вежливые слова»

Старшая группа №1 д/о «Радость» ГБОУ СОШ 1874

Составили и провели воспитатели: Ткаченко О.В

Воронова И.П.

Цель: Закреплять навыки вежливого общения с окружающими.
Вызывать у детей желание быть вежливыми.

Задачи:

  • прививать навыки вежливого поведения;
  • учить детей быть вежливыми;
  • упражнять в употреблении вежливых слов, в умении правильно, вежливо поступать в разных ситуациях;
  • расширять словарный запас вежливых слов;
  • развитие связной речи: создание ситуаций, побуждающих к высказыванию;
  • закреплять знание пословиц и поговорок;
  • воспитывать активную личность.

Оборудование:

  • большой экран, слайды;
  • мольберт;
  • напольный конструктор ЛЕГО ДУПЛО;
  • цветок с лепестками;
  • запись песни из мультфильма «Крошка Енот»;
  • мультфильма «Крошка Енот»;
  • «волшебные слова» на карточках

Литература:

  1. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. СПб: Детство-ПРЭСС, 2001.
  2. Богоусловская Н.Е., Купина Н.А. веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2002.
  3. Шорыгина Т.А. Вежливые сказки: Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2003.
  4. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для аботы с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000.
  5. Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения / Под ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  6. Житинский А. Визит вежливости. Детгиз-Лицей, 2008
  7. Б.Заходер «Очень вежливый индюк»
  8. И.Пивоварова «Вежливый ослик»
  9. Н. Чуб «Азбука вежливости»
  10. С.Я. Маршак «О вежливости»
  11. А.Усачева «Уроки вежливости»
  12. В.Осеева «Волшебное слово»

Информационные порталы:

Ход занятия-досуга:

1.Вводная часть.

Воспитатель: - Ребята, мы с вами много говорили о вежливых словах, о культуре поведения. Говорят, что существует Фея добрых слов и дел.

Как вы считаете, она часто заходит к нам в группу?

Ответы детей с объяснениями .

2.Пословицы, поговорки.

Воспитатель: - Мы много с вами читали о том, что вежливые слова – волшебные. Они создают хорошее настроение, даже зимой от них становится теплее.

Посмотрите, это не просто кружок, это серединка цветочка. Некоторые ребята в нашем саду забыли вежливые слова, их пользу, и цветок завял, сбросил все лепесточки. Давайте сделаем так, чтобы он снова распустился. А для этого нужно вспомнить пословицы, поговорки о добрых словах.

(Каждая пословица – лепесток)

Дети называют пословицы – ставят лепестки.

  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Слово жжёт хуже огня.
  • Доброе слово лечит, а злое калечит.
  • Плохое слово, что грязная вода.
  • Ласковым словом и лёд растопишь.
  • Вежливость открывает все двери!
  • На добрый привет добрый и ответ.
  • Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

3. «Случаи из жизни».

Воспитатель : - Молодцы, ребята! Посмотрите, какой замечательный цветок у нас распустился. Но важно не только знать добрые слова, но и уметь ими пользоваться в жизни.

Давайте, посмотрим, все ли правильно сделали ребята. Если все правильно – похвалим, а если нет – поможем им.

На большом экране кадры, воспитатель их озвучивает, дети комментируют каждый случай.

  • Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас времени?».

Он допустил ошибки. Какие?

  • Одна девочка жаловалась маме:

Во дворе один мальчик меня зовёт Галька.

А как ты его зовёшь?

Я ему просто кричу: «Эй, ты!»

Права ли Галя?

  • Мама приготовила обед, пригласила дочь. Девочка с удовольствием покушала, вышла из-за стола и побежала играть.

Всё ли правильно сделала девочка?

  • Двое взрослых разговаривают.

Подошел мальчик и стал показывать игрушку, которую купили ему родители.

Воспитатель : - Вот видите, ребята, не только слова должны быть вежливые, но и … поступки , чтобы за них не приходилось краснеть ни родителям, ни друзьям, ни воспитателям.

4. Игра «Не попади впросак»

Воспитатель: - Фея добрых слов и добрых дел приготовила для вас игру, она хочет проверить, кто из вас говорит вежливые слова и не забывает совершать добрые поступки. Только надо быть очень внимательными.

Если, вы считаете, что это про вас, то надо хлопать в ладоши и говорить: «Это я, это я, это все мои друзья». Если нет - промолчать.

Кто из вас, проснувшись бодро,
добрым утром!" скажет твердо?


Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?


У кого из вас в порядке
Вещи, книжки и тетрадки?


Кто из вас в маршрутке тесной,
Уступает старшим место?


Кто из вас молчит как рыба,
Вместо доброго "спасибо"?


Кто быть вежливым желает,
Малышей не обижает?

5. Башня для Феи добрых слов и дел.

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Все были внимательны. Мы надеемся, что и в жизни вы не забываете говорить добрые слова и совершать добрые поступки.- А чтобы Фея поселилась у нас навсегда, давайте построим для нее башню. Ребята, которые знают стихи о вежливых словах, будут строителями.

Дети говорят стихи и выкладывают из конструктора ЛЕГО ДУПЛО башню для Феи добрых слов и дел.

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь,

Разомкнуть свои уста

И сказать : «Пожалуйста».

Если невеждой прослыть не хотите

Очень прошу вас, будьте мудрей,

Вежливым словом просьбу начните:

«Будьте любезны! Будьте добры! »

Если, словом или делом

Вам помог кто – либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить : «Спасибо»

Когда я что-то подарю,

Мне говорят «Благодарю».

Тебе подарят что-нибудь -

Благодарить не позабудь.

Если сон смыкает очи.

И тебя отправят спать,

Всем скажи «Спокойной ночи! »

А потом иди в кровать.

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори : «Простите»

Или лучше – «Извините».

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья».

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока».

Чтобы что-то попросить,

Нужно вежливыми быть.

Мы «пожалуйста» добавим –

Будут все довольны нами.

Встречу, новый разговор

Мы со «Здравствуйте» начнем.

Друг пришел вдруг на обед –

Скажем мы ему «Привет».

Если ты сломал игрушку

Друга или вдруг подружки,

Ты скажи им «Извини»

И свою им предложи.

Если друг чихнуть готов,

Вспомни фразу «Будь здоров!».

«Добро пожаловать» гостям,

Говорят и тут, и там.

Домой гости уезжают -

«Доброго пути!» желаем.

Если испечем печенье,

Всем друзьям на угощенье,

Скажем мы им: «Не стесняйтесь,

На здоровье угощайтесь!».

Строим башню.

Воспитатель: - Все дети нашей группы достойны, принять участие в строительстве башни для Феи добрых слов и дел, т.к. вспомнили много волшебных слов, применяете их в жизни, были внимательны, знаете пословицы, поговорки.

Давайте, ребята, берите по кирпичику, достраивайте.

6.Подарок от Феи.

Воспитатель: - Ребята, Фея добрых слов и дел, вас благодарит, и в награду приготовила для вас мультфильм «Крошка Енот».

Вариант А:

Воспитатель: - Этот мультфильм напомнит о том, что волшебные слова надо говорить с улыбкой, а добрые дела делать в хорошем настроении.

Дети смотрят мультфильм, подпевают песню.

Вариант Б:

Воспитатель: - Мы с вами обязательно вечером его посмотрим. А кто помнит песню из этого мультфильма? Давайте ее споем. Она нам напомнит о том, что волшебные слова надо говорить с улыбкой, а добрые дела делать в хорошем настроении.

Звучит музыка, дети поют песню из мультфильма «Крошка Енот».


Цели:

  • закреплять навыки правильной речи, соблюдая речевые правила;
  • упражнять в спонтанной речи с соблюдением логических пауз, ритма, интонации;
  • продолжить работу по развитию общих речевых навыков;
  • продолжить работу по развитию лексико-грамматического строя речи;
  • коррекция познавательной деятельности;
  • продолжить обучение релаксации.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Вспомните, какие вежливые слова вы знаете, назовите их. (Ответы детей.)

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о вежливости, о том, какие слова вы говорите друг другу при встрече, расставании, игре и совместных делах, когда бываете в гостях.

3. Основная часть.

А) Чтение правил вежливости. (Работа с карточками.)

Не придумывай прозвищ.

Давайте дополним эти правила. Что бы вы ещё могли добавить к этим правилам? (Ответы детей.)

Б) Игра «Похвали друга».

А сейчас мы будем хвалить друг друга. Послушайте, как это сделаю я.

Оля, ты такая умница, ты очень послушная девочка, я очень, что стала красиво говорить.

(Дети хвалят друг друга.)

В) Игра «Вежливые слова».

Детям предлагаются карточки со стихотворениями и полоски бумаги с написанными словами: спасибо, пожалуйста, простите, добрый день, доброго пути, здравствуйте. Задание: подобрать к слову стихотворение, выразительно прочитать его.

Спасибо. Пожалуйста.

За, всё, что делают для нас. Повторяем его поминутно.

Простите. Добрый день!

А если я всё же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Доброго пути. Здравствуйте.

Будет легче ехать и идти. - Здравствуй! - улыбнётся он в ответ,

Вежливый человек всегда внимателен к окружающим. Он старается не причинять неприятностей, не обижать слабых, не оскорблять одноклассников.

Г) Беседа «Почему нельзя придумывать прозвища?».

Ребята, у вас в классе у детей есть прозвища? Это очень плохо. Особенно, если прозвища связаны с внешним видом или болезнями. Над физическими недостатками людей смеются только глупые и невоспитанные люди. Вспомните, на какое желание потратила последний лепесток девочка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Ответы детей.) Правильно она поступила? А как вы должны себя вести, если рядом с вами человек, у которого плохое зрении, если ваш одноклассник очень полный, если у вашего одноклассника слабое здоровье? (Ответы детей.)

Д) Игра «Волшебное слово».

Есть волшебное слово «пожалуйста». Выполняйте приказы, только если я его добавлю к приказу. Например, встань, пожалуйста. (выполняется) Подойди к доске. (не выполняется)

4. Развитие общих речевых навыков.

Развитие мимических и артикуляторных мышц.

Развитие диафрагмального выдоха.

Е) Беседа «Уважайте желания других».

Иногда случается так, что кто-то пристаёт к другим, навязывая им свои желания, заставляя заниматься тем, чем они заниматься не хотят. Бывали у вас такие ситуации? Как вы выходили из создавшейся ситуации? Расскажите об этом. (Ответы детей.) Как вы думаете, стоит ли так делать? (Ответы детей.)

Ё) Чтение сказки С.Михалкова по ролям «Хочу бодаться».

Хочу бодаться! Давай бодаться!..

Отстань от меня! - сказал Индюк и важно отошел в сторону.

Давай бодаться! - пристал Козленок к Поросенку.

Отвяжись! - ответил поросенок и зарылся пятачком в землю.

Подбежал Козленок к старой Овце:

Давай бодаться!

Отойди от меня! - попросила Овца. - Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!

А я хочу бодаться! Давай пободаемся!

Увидел Козленок Щенка.

А ну! Давай бодаться!

Давай! - обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу.

Постой! - заплакал Козленок. - Я хочу бодаться, а ты что делаешь?

А я хочу кусаться! - ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.

Есть стихотворение «Ворона», прослушайте его.

Ворона с балкона стащила горбушку.

И клюнула кошку нахально в макушку.

Теперь за воробышком гонится…

Ворона, да ты же разбойница!

Не напоминает ли вам поведение вороны выходки козлёнка? Как можно охарактеризовать ворону и козлёнка?(невоспитанные, грубые, приставучие, нахальные …)

5. Физминутка.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько сделаем поклонов.

Сколько здесь у нас кружков,

Столько сделаем прыжков.

Сколько точек будет в круге,

Столько раз поднимем руки.

Сколько палочек до точки,

Столько встанем на носочки.

Ж) Игра «Назови ласково».

Ребята, вспомните, пожалуйста, как вас ласково называет мама? (Ответы детей.)

Давайте придумаем ласковые имена для мамы. (Мамочка, мамуля, мамка, мамулечка.)

Давайте скажем ласково: брат - … (братик)

Сестра - … (сестричка)

Папа - … (папочка, папуля)

З) Игра «Подскажи словечко».

Однажды Вова ехал в автобусе. Он сидел и смотрел в окно. В автобус вошла женщина с малышом. Вова встал и сказал: «Садитесь, …!» Женщина поблагодарила его: «…!» Неожиданно автобус резко затормозил. Вова чуть не упал и сильно толкнул стоящего рядом мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сказал: «…».

Можно ли назвать Вову воспитанным мальчиком? Почему вы так думаете? (Ответы детей.) - Прослушайте другой рассказ.

Таня сидела в марщрутке. Она всё время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась, боясь испачкаться. Старушка напротив сказала: «Девочка, сиди спокойно, перестань вертеться! Так вести себя нельзя».

Таня ответила: «А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно».

Ребята, как вы думаете, можно ли назвать Таню вежливой, несмотря на то, что она в речи употребляет вежливые слова? (Ответы детей.)

Правильно, ребята, важно не только, что вы говорите, но и как вы это делаете.

И) Беседа по содержанию стихотворения «Невежливая вежливость».

Чтение стихотворения логопедом.

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь,

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье:

Видит утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Еле-еле задремал.

А Петрусь как заорет:

С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

Убирайся, постреленок!

Вот Петрусь догнал Иринку,

Да как дернет за косынку.

Ты куда, Иринка, стой!

Я здороваюсь с тобой!

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка!

Нес парнишка гору книг,

А Петрусь с ограды - прыг!

Чуть не сел ему на плечи.

Извините! Добрый вечер!

Ты, - парнишка, - закричал,

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?

Чтобы вы посоветовали Петрусе? Почему его посчитали невежливым мальчиком?

6.Релаксация.

К) Образование прилагательных.

Плохо - плохой хорошо - хороший

Добро - добрый зло - злой

Правда - правдивый вежливость - вежливый и т.д.

7. Подведение итогов занятия.

Составить пословицы из их частей.

Плохо жить без забот, хуже без ласкового слова.

Ласковое слово и кошке приятно.

Чужого не ругай, своего не хвали.

От вежливых слов язык не отсохнет.

Приложение 65

Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

Вежливый человек не причинит другому человеку неприятностей, не обидит.

Не спорь с товарищами по пустякам.

Не придумывай прозвищ.

Не отвечай на грубость грубостью.

Спасибо Пожалуйста

Простите Добрый день!

Доброго пути! Здравствуйте

За что мы говорим «спасибо»? Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?

За всё, что делают для нас. Повторяем его поминутно.

И мы припомнить не смогли бы, Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Кому сказали сколько раз. Нам становится неуютно.

Простите, я больше не буду - Добрый день! - тебе сказали.

Нечаянно бить посуду - Добрый день! - ответил ты.

И взрослых перебивать, Как две ниточки связали

И что обещал - забывать. Теплоты и доброты.

А если я всё же забуду, -

Простите, я больше не буду.

Нам желают: «Доброго пути!» - - Здравствуйте! - ты скажешь человеку.

Будет легче ехать и идти. - Здравствуй! Улыбнулся он в ответ,

Приведёт, конечно, добрый путь И, наверно, не пойдёт в аптеку,

Тоже к доброму чему-нибудь. И здоровым будет много лет.

«Хочу бодаться».

Это был ужасно приставучий Козлёнок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем:

Хочу бодаться! Давай бодаться!

Отстань от меня! Сказал Индюк и важно отошёл в сторону.

Давай бодаться! - пристал Козлёнок к Поросёнку.

Отвяжись! Ответил Поросёнок и зарылся пятачком в землю.

Подбежал Козлёнок к старой Овце:

Давай бодаться!

Отойди от меня! - попросила Овца. Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться!

А я хочу бодаться! Давай пободаемся!

Промолчала Овца и сама отошла в сторону.

Увидел Козлёнок Щенка.

А ну! Давай бодаться!

Давай! - обрадовался Щенок и больно укусил Козлёнка за ногу.

Постой! - заплакал Козлёнок. - Я хочу бодаться, а ты что делаешь?

А я хочу кусаться! - ответил Щенок и ещё раз укусил Козлёнка.

Плохо жить без забот, хуже без ласковых слов.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

ГОУ для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Детский дом № 3» г. Хвалынска Саратовской области

Конспект занятия: « О вежливых словах и их применении»
Разработал воспитатель: Усова Алла Павловна
Возраст детей: 7-10 лет

г. Хвалынск

2011г.
Цель : - Научить детей употреблять в своей речи вежливые слова в

различных ситуациях.

Задачи: - учить детей выражать чувства добрыми словами;

Формировать навыки вежливого обращения;

Воспитывать потребность в доброжелательном общении.

Методы : беседа, игра,

Ресурсы : использование компьютерных технологий, конверты, карточки с вежливыми словами, ящик ощущений с предметами (мягкая подушечка, еловая шишка), цветы, жетоны.

Ход занятия:


  1. Организация занятия:
- Ребята, я приглашаю вас в круг, «Круг вежливых слов». Тот, у кого в руках окажется этот красивый цвет скажет вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову. (Дети по очереди произносят вежливых слова) Замечательно, вы знаете много вежливых слов, возьмитесь за руки и скажем вместе: «Добрые слова не лень, Говорить нам целый день!»

2. Сообщение темы занятия

1. Побеседуем

Ребята, вы слышали когда-нибудь, что-нибудь про этикет? Да,- скажите вы,- это: ни на кого не чихай, на ноги не наступай, не ругайся, говори вежливо, дверью не хлопай…

Как вы думаете, что означает это слово «этикет»? (предположение детей)

«Этикет» в переводе с французского «правила поведения». И придуманы они не потому, что кому-то так захотелось, а потому, что людям с ними жить удобнее и радостнее.

Как вы думаете, дети, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?

(предположение детей)

Вежливые слова помогают найти друзей: я могу подойти и сказать: «Здравствуй, давай с тобой дружить!»

Вежливые слова помогают мирить, если я обидел друга и хочу помириться, я могу сказать «Прости, пожалуйста».

Вежливые слова помогают быть гостеприимными, когда ко мне приходят гости, я всегда здороваюсь с ними, говорю им: «Проходите, пожалуйста».
-Сегодня мы с вами вспомним вежливые слова и будем употреблять их в разных ситуациях.

- Скажите, где дети могут учиться вежливым словам?

Дома учат родители.

По телевизору идут интересные передачи, о том, как нужно вести себя.

Мультфильмы.

2. Упражнение «Ящик ощущений»

- Ребята, что лежит в этом ящике? (Не видно, ящик закрыт.)

А как можно узнать? (Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)

Погладь предмет. Что ты почувствовал? (Этот предмет мягкий, теплый.)

- Мягкий, как что? (Как облачко, мягкая игрушка, шарик.)

- Что ты почувствовал, когда его гладил? (Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.)

- Что нащупал в ящике? (Не знаю, что-то колючее, с иголками.)

- Что же ты почувствовал? (Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.)

- Ребята, вот так и слова добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.

Нельзя забывать, что и в слове заключена великая сила. Недаром говорят: «Слово не воробей, вылетит - не поймаешь». И это действительно так. Есть много разных красивых вежливых слов, но очень важно употреблять эти слова вовремя и с правильной интонацией.

3 . - Сейчас мы с вами вспомним эти слова и распределим по конвертам, чтобы в дальнейшем постоянно их употреблять в своей речи.

(На доске большие конверты. Все вежливые слова записаны на отдельных карточках).

1.Слова- приветствия («здравствуйте», «доброе утро», «добрый день»)

2.Слова, обозначающие просьбу («пожалуйста», « разрешите», «будьте добры».

3.Вежливые формы извинений («извините», «простите», «извините, пожалуйста»)

4.Слова благодарности («спасибо», «благодарю»)

5.Слова- пожелания спокойной ночи», «приятного аппетита», «до свидания».

4. ИСТОРИЯ СЛОВА «СПАСИБО»

За что мы говорим «спасибо»? (слайд)

За что, мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас.
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.

Откуда появилось это слово? (слайд)

В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благо - дарить»: они произносили:

«Благо-дарствую!», «Благо-дарю!».

Произнесите это слово медленно, что слышите в этот момент?

(Два слова благо - дарю)

Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо».
Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно!
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо» .

5. - Как вы думаете, какой город считается самым вежливым? (слайд)

Самым вежливым из крупных городов мира считается Нью-Йорк - здесь чаще всего произносят «спасибо». Москва заняла 30 место в рейтинге вежливости среди 42 «больших» городов. А совсем редко услышать слово благодарности можно в самом населённом городе Индии - Мумбаи .

6 . - Кто из вас знает, что обозначает слово «здравствуйте»? (слайд)

Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

С давних времен идет обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки.

Давайте посмотрим, как приветствуют друг друга в разных странах. (слайд)

Когда-то давным-давно люди воевали и враждовали. Рыцарь, приветствуя, снимал перчатку с правой руки, показывая, что в ладони не спрятано оружие.

В Японии при встрече кланяются друг другу, сложив руки ладонями друг к другу и держа их перед грудью.

В Тунисе – кланяются, поднося правую руку ко лбу, затем к губам, затем к сердцу.

В Тибете – снимают головной убор правой рукой, левую закладывают за ухо и при этом высовывают язык.

В Древнем Риме приветствуют словами: «Хорошо ли вы потеете?», потому, что там всегда очень жарко.

В Древнем Китае приветствовали словами: «Ели ли вы сегодня?» Люди там часто голодали.

На острове Танго - останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногой и пощелкивают пальцами.

А кто из вас знает, как приветствуют у нас в России люди друг друга.

У нас в России приветствуют по-разному. При встрече говорят друг другу слова «здравствуй». Близкие и друзья могут сказать друг другу «привет». Молодежь при встрече иногда вместо слова «привет» употребляет слово «салют». Используются для приветствия и другие слова. Если люди находятся на некотором расстоянии, то они здороваются кивком головы, а водители при встрече поднимают руку.

Физминутка. (музыкальная).

Два притопа, два прихлопа, ежики, ежики (пальчики вперед).

Наковальня, наковальня, ножницы, ножницы (кулачок на кулачок).

Побежали, побежали, зайчики, зайчики.

Ну-ка звонче, ну-ка звонче скажите “Здравствуйте!”

Девочки (здравствуйте).

Мальчики (здравствуйте).
7 . - Я предлагаю вам разделиться на три группы. Для этого вытащите жетон из коробки и займите место за столом, такого же цвета, как ваш жетон.

8 . - Задание для каждой группы. Придумайте, как бы могли приветствовать друг друга:

-инопланетяне; -музыканты, -моряки.

9 . - Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Так - не так». На столах лежат конверты с отрывками из стихотворения А. Барто.

Обсудите поведение Медвежонка, помогите ему исправить свои промахи.

Задание для первой группы.

Сыночек дисциплины
Совсем не признает!
Нашел он мед пчелиный -
И грязной лапой в мед!
Родители беседуют -
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
Взрослого медведя!

Задание для второй группы.

Вот он примчался к дому.
И первый влез в берлогу -
Медведю пожилому
Не уступил дорогу.
Он мать изводит просто.
Тут разве хватит сил?
Пришел сыночек в гости -
Хозяйку укусил.

Задание для третьей группы.

Не знает он приличий -
Он дом разрушая птичий,
Дерется он в кустах,
В общественных местах.
Вчера пропал куда-то,
Мамаша сбилась с ног.
Взъерошенный, лохматый
Пришел домой сынок
И заявляет маме: -
А Я валялся в яме!

(Воспитатель выслушивает ответы детей, оценивает работу.)

Ребята, как вы думаете, легко ли будет жить Медвежонку? Посоветуйте, как ему помочь? (Ему нужно научиться быть вежливым.)

- Ребята, почему Агния Барто написала:

«Я знаю понаслышке,
и люди говорят,
Что такие мишки есть
среди ребят»?

- Невоспитанными бывают не только медведи, но и ребята.

- Надеюсь, среди вас таких мишек нет и вы все люди воспитанные, умеете культурно себя вести и знаете все вежливые слова? Сейчас мы это и обговорим!

10. Игра «Доскажи словечко».

Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняйся, не лукавствуй.
А скажи погромче…
(здравствуй).

Вылез Крот на белый свет
И сказал Ежу… (привет).

Если просишь что-нибудь.
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать… (пожалуйста).

Если невежей прослыть
Не хотите,
Очень прошу вас, будьте мудры,
Вежливым словом просьбу
Начните:
Будьте… (любезны),
Будьте… (добры).

Порвал Воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущенно:
Ну… (извините)!

Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания всем скажите:… (До свидания! )

Когда я что-то подарю,
Мне говорят:…(Благодарю)
Тебе подарят что-нибудь -
Благодарить не позабудь!

Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить… (Спасибо!)

Играл Медвежонок на кухне в футбол
И перебил ненароком посуду.
К медведице-маме понурый пришел:
«…(Прости ) меня, мама,
Я больше не буду.

Молодцы! Вы знаете много вежливых слов. А вот умеете ли вы их правильно использовать? Посмотрим, как вы справитесь с новым заданием..

11. Задания: «Ситуации».

1.Мама послала тебя к соседке попросить немного муки. Как ты это сделаешь?

2.Незнакомый человек спрашивает у тебя, как пройти к аптеке. Как ты ему объяснишь дорогу?

3.Ты хочешь пригласить своих товарищей на день рождения. Как ты это сделаешь?

(После инсценировки дети обсуждают ситуацию, решают, как правильнее поступить.)

12. Поиграем. Игра «Вежливые слова»

- Дети встаньте, пожалуйста! Эта игра называется «Вежливые слова». Если я вас прошу выполнить действие и говорю слово «пожалуйста» вы выполняете, а если я забываю сказать это слово, вы не выполняете. Дети похлопайте «пожалуйста!» (дети хлопают)

- А сейчас мы составим букет. Вот ваза: Чтобы поставить в нее цветы нужно назвать вежливое слово. (Дети называют вежливые слова и составляют букет)

- Как вы, ребята, назвали такой букет? (Букет вежливых слов)

3. Заключение

Ребята, мы с вами узнали, что добрые, вежливые слова приятно слушать и говорить; когда мы говорили вежливые слова, мы радуем людей и нас все хорошо понимают.

А где должны соблюдаться привила приличия?

Вежливость - одно из важнейших качеств воспитанного человека. Раньше слово «вежа» означало «знаток» - тот, кто знает правила приличия и формы выражения доброго отношения к людям.

Ребята, подумайте, как можно проявлять вежливость? Какие вежливые слова вы знаете? Чтобы лучше вспомнить вежливые слова, мы поиграем в игру «Доскажи словечко» . Кто знает ответ – поднимает руку.

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»

Учитель: Молодцы! Ребята вежливые слова называют ещё волшебными. А почему их так называют? С помощью волшебных слов можно даже грустному или обиженному человеку вернуть хорошее настроение. Вежливые слова оказывают «волшебное» действие на человека. Послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово», и приготовьтесь отвечать на вопросы.

Валентина Осеева "Волшебное слово"

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
– Подвиньтесь, – сказал ему Павлик и присел на край.

Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
– Ка-кую тебе?
– Мне синюю, – робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
– Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! – приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.


Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» – повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
– Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
– Возьми его, – вдруг сказала сестра. – Что тебе стоит!
– Ну, отчего же не взять? – улыбнулась бабушка. – Конечно, возьми.
– Пожалуйста, – повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
– Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

Учитель: Почему Павлику хотел убежать из дома?
Чем он был расстроен?
Какое волшебное слово старик сказал Павлику?
Как нужно говорить волшебное слово? (глядя прямо в глаза, тихим голосом)
Как помогло Павлику волшебное слово?
Почему Павлик захотел вернуться к старику?

Конспект занятия на тему:

«Вежливые слова»

Старший дошкольный возраст

Тема: «Вежливые слова»

Программное содержание: довести до сознания детей (используя примеры из произведений художественной литературы), что истинно вежливый человек не только знает волшебные слова, но и всегда старается сделать приятное другим людям. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе. Учить анализировать свои поступки и поступки литературных героев, развивать связную речь, мышление. Воспитывать любовь и уважение к окружающим людям.

Предварительная работа: Чтение детям рассказов В. Осеевой « Просто старушка», Л.Н. Толстого «Косточка», «Котенок».

Методические приемы: Беседа с детьми, составление детьми рассказов из личного опыта, чтение стихов, игра-драматизация.

Ход занятия:

Воспитатель: – Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми. А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми?

Дети: - Значит, быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям.

(Рассказы детей).

Воспитатель: - Молодцы, ребята. У вас получились очень хорошие рассказы. А сейчас давайте вспомним литературные произведения В. Осеевой, Л.Н. Толстого, которые мы с вами прочитали и из которых узнали о плохих или хороших поступках героев. Мне бы хотелось, чтобы вы вспомнили поведение этих детей, их поступки и выразили свое отношение к ним, как бы вы поступили на их месте.

Ответы детей:

Дети: - Из рассказа Льва Николаевича Толстого «Косточка» мы узнали о мальчике Ване, который без разрешения взрослых съел сливу, солгал маме, а потом же сам и выдал себя. Он поступил плохо. Я бы на его месте лучше попросил бы у мамы разрешения съесть сливу или подождал бы, когда мама сама мне предложила бы мне ее.

Дети: - Из рассказа Льва Николаевича Толстого «Котенок» мы узнали о хорошем поступке мальчика Васи, который не побоялся больших злых собак и спас своего котенка.

Дети: - Из рассказа Валентины Осеевой «Просто старушка» мы тоже узнали о хорошем поступке мальчика, который помог подняться упавшей старушке. Старушка была ему очень благодарна.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами сделаем разминку и вспомним вежливое приветствие.

Разминка – Добрый день.

Добрый день! – тебе сказали, - поворот вправо, улыбнуться

Добрый день! – ответил ты. - поворот в лево, улыбнуться

Как две ниточки связали - - взяться за руки

Теплоты и доброты. - улыбнуться

Воспитатель: - какие мы стали все добрые, как нам тепло и радостно.

Ребята, а у меня есть еще один рассказ В. Осеевой «Волшебное слово». Мне очень хочется вам его рассказать.

Рассказ «Волшебное слово»

Беседа.

Воспитатель: - Как называется это произведение и кто его автор?

Дети: - «Волшебное слово» Валентины Осеевой.

Воспитатель: - Какое же волшебное слово сказал дедушка Павлику?

Дети: - «Пожалуйста».

Воспитатель: - Как изменило Павлика это слово? (Каким он был до встречи с дедушкой и каким стал после?).

Дети: - Павлик был грубым, капризным, невежливым мальчиком. Когда стал использовать слово «пожалуйста», обращаясь к людям, его поведение изменилось. Он стал добрым, послушным, вежливым.

Воспитатель: - Как изменилось отношение окружающих людей к Павлику после того, как он узнал волшебное слово?

Дети: - Все стали относится к нему по-доброму. Никто уже не прогонял его, не ругал его.

Воспитатель: - Да, ребята. Вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем в мире добрее, лучше, чище душой.

Воспитатель: - Ребята, а вот Артем, Юля, Дима, Лера приготовили нам стихотворения, послушаем ребят?

Чтение стихов

Пожалуйста.

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»,

Повторяем его поминутно.

Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Здравствуйте.

Здравствуйте, - ты скажешь человеку.

Здравствуй, - улыбнется он в ответ.

И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Спасибо.

За что мы говорим «Спасибо».

За все, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали сколько раз.

Будьте добры.

Будьте добры, - это я говорю по секрету

Будьте добры – и не ждите за это конфету.

Будьте добры – без игры и во время игры

Если сумеете, будьте скорее добры…

Воспитатель: - Я рада, что вы правильно поняли тему нашего занятия. Я думаю, что волшебные слова вам очень пригодятся в вашей жизни.