Песочная терапия в детском саду. Детская песочная терапия: программа и техника проведения, а также сказки на песке практика песочной терапии Методика песочной терапии для детей дошкольного возраста

Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает. Поэтому так притягательна песочная возня для детей дошкольного возраста. Но не всегда цена отдыха позволяет несколько раз в течение года вывозить малыша к морю. Исходя из этого, психологами была разработана программа занятий «Песочная терапия».

Программа

Программа «Песочная терапия» известна с 1920 года благодаря психотерапевтам А. Фрейд, Э. Эриксону и др. В 1930-е годы сформировалась «Песочная терапия», которая стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.

«Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию. Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения. Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения.

Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.

Ситуации, при которых детям просто необходимы занятия

  • психосоматические заболевания у детей;
  • повышенная тревожность, агрессивность;
  • замкнутость ребенка;
  • невроз;
  • стресс как следствие сложных семейных или социальных конфликтов;
  • для детей с особыми потребностями.

Противопоказания к занятиям

  • при эпилепсии;
  • с легочными и кожными заболеваниями;
  • с аллергической реакцией на пыль;
  • с проявлениями гиперактивности.

Этапы терапии

Занятия «Песочная терапия» предполагают постепенный переход с одной ступени на следующую в индивидуальном ритме ребенка.

Хаос

Это начальный этап для детей, когда они забрасывают в песок множество игрушек без группировки их по размерам, цветам, принадлежности к животным, предметам и т.д. Это свидетельствует о глубоких внутренних страхах и переживаниях, растерянности.

Борьба

Ребенок начинает разделять фигурки на противоборствующие группы. Появляются добрые и злые, плохие и хорошие фигурки. Не торопите малыша, предлагая ему доброго героя. Пусть выплеснутся все страхи, обиды и сомнения. Этот этап завершится с наступлением мира у воюющих сторон.

Исход

Это заключительный этап покоя, уравновешенности и гармонии. Все фигурки в парах или небольших группах. Появляются яркие элементы. Движения становятся спокойными и плавными.

Игры

Занятия «Песочная терапия» представляют собой детские игры, дающие возможность детям себя проявить.

«Знакомство»

Предложите малышу дотронуться до песка, погладить его, погрузить руки в песок. Нарисуйте волны и змейки. Выполните рисунки ладошками, кулачками, ребром руки, пальчиком.

Комментируйте ощущения, задавайте наводящие вопросы. Подсказывайте светлые, радостные и добрые ассоциации.

«Дождик»

Пусть малыш наберет песок в кулачок и постепенно высыпает в раскрытую ладошку или в вашу руку. Эта игра расслабляет, регулирует мышечный тонус.

«Угадай — ка»

Ребенок должен узнать наощупь зарытые в песок фигурки. Эта игра развивает мелкую моторику рук и воображение, формирует уверенность в себе.

«Веселая история»

Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.

«Мой город»

Пусть малыш построит любимый город, расставит в нем любимые фигурки, устроит место для себя.

Конспекты занятий

Вы можете изучить готовые конспекты занятий по «Песочной терапии», но лучше всего самому выстроить логику занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка или группы детей. Ваши конспекты будут включать все те же базовые игры, но в индивидуальной последовательности, в нужном для вас темпе. Предлагаемые конспекты помогут вам найти подходящий поэтический материал, детские потешки, прибаутки, которые создадут атмосферу доброжелательности на занятии.

Обратите внимание на инвентарь, который предлагают готовые конспекты. Его цена абсолютно доступна. Вам понадобятся:

  • живой (кинетический) песок;
  • песок для домашней песочницы или цветной кварцевый песок (цена указана на сайтах производителей);
  • контейнер для песка (песочница, ящик, большая коробка и т.п.);
  • фигурки животных и рыб, растений и человечков, сказочных героев и героев мультфильмов;
  • ленты;
  • лоскутки;
  • цветные камушки;
  • машинки;
  • замки;
  • башни;
  • мостики и т. д.

Цены

Для групповых занятий нужно приобрести песочницы (средняя цена – 3000 рублей) и наборы для «Песочной терапии».

Хотите сделать занятия еще более интересными и, самое главное, полезными для развития своего малыша? Тогда песочная анимация именно то, что вы ищите.

Песочная анимация с детьми

Песочная анимация, более известна как метод создания песочных картин, в настоящее время вдохновляет не только специалистов арт-искусства, но и затейливых родителей и их детей. И это не удивительно!

Магическая сила песка увлекает за собой детей и взрослых в особый мир, мир волшебства и чудес, где автор картины играет первостепенную роль, от которого зависит дальнейшее развитие сюжета. Всецело повинуясь творческому вдохновению, человек стабилизирует свое психическое состояние, улучшает настроение, избавляется от напряжения и усталости.

"Построение мира"

Идея использовать песок в работе с детьми как психокоррекционный метод была воплощена в 1930 годы английским психотерапевтом Маргарет Ловенфельд. Приоритетное значение в игре отдавалось тактильному взаимодействию ребенка с материалами: песком, водой и миниатюрными фигурками. Детям предоставлялась возможность самостоятельно выстроить свой собственный мир, свободно играя предоставленным материалом. Впоследствии методика М. Ловенфельд получила название – техника «построения мира».

Идея «построения мира» является ключевым элементом в работе с ребятами дошкольного возраста. Ребенок, играя в песке, выстраивает собственную модель мира, переносит на него свое виденье, отношения и переживания, самовыражается.

Песок достаточно чуток к прикосновениям рук, из неоформленной горстки песка создаются великолепные картины, а если добавить динамики, то короткометражные фильмы. Спонтанные образы охватывают детей и уносят их в мир творчества, фантазий. Еще совсем недавно прямые линии превращаются в завитушки морских волн, омывающих скалистый берег, за новым образом следуют иной более выразительный и эмоциональный, именно таким образом, невербальной экспрессией, ребенок избавляется от травмирующей его ситуации, сохраняя психологическое и соматическое здоровье.

Его приятно, пропускать через пальцы, стимулируя нервные окончания на подушечках пальцев, песочная анимация оттачивает тонкие действия руки и, как следствие, стимулирует речь.

Дома песочной анимацией мало кто может заниматься. Но если в художественной школе или каком-нибудь Центре детского творчества вы обнаружите такой кружок, обязательно отдайте туда ребёнка хоть на некоторое время. не пожалеете. Но если всё же создавать условия дома, то потребуется немного. И это «немного» можно и своими руками сделать.

Что понадобится для песочной анимации?

Стол (планшет) с поверхностью из стекла (можно органического) с бортиками и подсветкой снизу. Бортики нужны, чтобы песок не сыпался на пол. Подсветка сделает создаваемые из песка картины ярче и рельефнее. Как это здорово на видео.

Песочная анимация и особые дети

Песочная анимация широко применяется в работе с:

  1. гиперактивными,
  2. аутичными,
  3. плохо говорящими ребятами.

Она даёт отличные результаты. Работая с песком, ребенок направляет свою энергию на создание песчаных картин, при этом успокаиваясь и расслабляясь, включаются механизмы саморегуляции. Песок помогает детям выражаться на том языке, который им доступен, на языке творчества. При этом не нужны дополнительные материалы в виде листков бумаги, карандашей и ластика, достаточно иметь песок и планшет (стол).

Занятия с ребенком сопровождаются сказками, можно создавать картины согласно сюжету сказки, а можно придумывать сюжет вместе с ребенком во время занятия.

Совместное с ребенком рисования песком предполагает:

  1. Структура занятия должна отвечать интересам ребенка;
  2. Ведущая роль в создании картин принадлежит ребенку, взрослый лишь предлагает варианты заданий;
  3. В создании картин нет правил, рамок и нормативов, ребенок самовыражается так, как сам этого желает;
  4. Взрослый поддерживает творческую инициативу ребенка, его собственное мнение, стимулирует беседу с ним открытыми вопросами.

Создавая песочные картины вместе с ребенком, мы способствуем установлению доверительных отношений, его общему развитию и знакомим его с миром взрослых.

Юлия Яковлева
Опыт работы «Песочная терапия в детском саду»

Введение

Современные правила ФГОС ДО дали толчок к поиску инновационных, развивающих технологий и интересных методов в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих развитие детей, их комфортное пребывание в условиях детского учреждения и сохраняющих здоровье каждого ребенка.

Солнце, море и песок оказывает приятные ощущения и эмоции у каждого человека. Каждый из нас знает свойства песка.

Кто в детстве не играл в "куличики"? Песочный набор – вот , что мы покупаем своему ребенку, когда идём гулять. Самые первые контакты детей друг с другом происходят именно в песочнице . Это наши традиционные игры с песком. Но давайте посмотрим, как простую песочницу можно использовать с другой стороны.

Это побудило меня использовать в своей педагогической деятельности такой технологии как песочная терапия , потому что с помощью обычных материалов и простых приемов можно решить много проблем у детей.

Мой практический опыт показывает , что большое количество детей испытывают какие – либо трудности в получении того или иного социального опыта , у них происходят конфликты со сверстниками, капризы, агрессия, упрямство. Педагоги пытаются найти эффективные приемы и средства педагогического воздействия. Наиболее подходящим средством обогащения социального опыта и стабильного психоэмоционального состояния ребенка является арт-терапия .

Арт-терапия включает в себя музыкотерапию , психогимнастику, песочную терапию , сказкотерапию .

Песочная терапия была изобретена К . Юнгом.

Он утверждал : «Игра ребенка - символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим».

Актуальность

Изучая теорию специалистов, я пришла к идее внедрить «песочную терапию » в своей группе. Считая, что игра с песком – одна из форм обычной активности дошкольника.

Песочная терапия для маленьких детей – наилучший способ избавиться от агрессии и негатива, быть увереннее в себе, позволить педагогам найти и раскрыть истинные причины конфликтов, страхов и в дальнейшем провести коррекцию.

Игра на песке с фигурками особенно полезна тем детям, которые не могут выразить свои переживания при помощи слов.

Игра с песком – это простая и доступная каждому дошкольнику форма деятельности.

Цели и задачи песочной терапии .

Цель : не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Задачи :

развить позитивную Я-концепцию;

стать более ответственным в своих поступках и действиях;

учить полагаться на самого себя;

овладеть чувством контроля;

развить уверенность к процессу преодоления трудностей;

развить самооценку и обрести веру в самого себя

В своей работе использую :

Набор игрового материала

Песок

Деревянный ящик или подносы

Песок – загадочный материал. Он обладает определенной способностью завораживать нас - своей способностью принимать любые формы : быть сухим, влажным, легким, скользящим, пластичным, плотным. Игры в песочнице захватывает дух у детей и взрослых.

Метод песочной игры используют для детей с трех лет, используется для работы с проблемами

Психологические травмы

Страхи, тики, навязчивости и др. расстройства

Проблемы поведения (агрессия и др.)

Расстройства настроения

Трудности в общении;

Взаимоотношения родителей и детей

Так же используется для коррекции нарушений устной и письменной речи у детей.

В своей работе использую формы :

1. Индивидуальная

2. В парах

3. Групповая

Песочная терапия :

1. Развивает тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

2. Вызывает желание у ребенка узнавать что-то новое, работать самостоятельно и экспериментировать.

3. Развивает творческую личность (саморазвитие ребенка) .

4. Совершенствует развитие коммуникативных навыков ребенка, предметно-игровой деятельности, сюжетно-ролевой игры.

5. Развивает речь, закреплять навыки звукопроизношения, фонетико-грамматического строя, обучение письму и грамоте.

6. Интенсивно и гармонично развивает все познавательные функции (память, восприятие, мышление внимание) .

В своей работе применяю методы и приемы песочной терапии :

1. Игровая деятельность;

2. Практическая исследовательская деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (формочки, совочки, кисточки, наблюдения, экспериментирования;

3. Наглядные методы (показ игрушек, презентации, рассматривание иллюстраций и картин) .

4. Словесные методы : рассказ педагога, беседы, чтение литературных произведений (сказки, стихи, использование фольклорного жанра

(прибаутки, потешки) .

Гипотеза исследования :

применение песочной терапии будет способствовать снижению уровня тревожности и страхов воспитанников;

развитию фантазии и образного мышления;

совершенствованию умений и навыков практического общения.

Основная часть

Использование «песочной терапии » в младших группах.

И вот настал момент, когда пришлось набирать маленьких детишек в ясельную группу. Перед глазами сразу мелькнули детские слёзы , капризы, истерики. И у меня возник вопрос : "Как же помочь, моим маленьким созданиям, быстро и безболезненно адаптироваться в детском саду ?". И в этом мне помог мой "Волшебный песок ".

Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития.

Песок имеет замечательное свойство "заземлять" негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду . И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице , так как в ней они "проигрывают" свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая "песочные страны ", ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

Игры с песком использую в своей младшей группе, в качестве групповой или подгрупповой работы и в качестве индивидуальных занятий по усмотрению с детьми «группы риска» .

Летом мы используем стационарную песочницу на игровой площадке .

Благодаря песочной терапии дети быстро и легко адаптировались к условиям детского учреждения .

учреждению в период июль 2017 г.

Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня

Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному

учреждению в период январь 2018 г.

Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня.

В результате работы мною было подобрано много интересных и разнообразных игр и упражнений с песком, для детей разных групп, которые мы используем при составлении занятий. Комплектование и количество игр и упражнений, из которых состоит занятие, постоянно мною варьируются. Занятие может быть сокращено с целью предупреждения переутомления детей, последовательность частей меняется в соответствии с настроением детей и т. п.

Во время проведения занятий с использованием пескотерапии , я применяю такие формы работы с детьми , как :

Сюжетные игры - "Построим дорожку (дом, заборчик) ",

"Норки для мышки".

Освоив простую постройку, даю усложнение с использованием бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т. д.) .

Игры-забавы - "Найди предмет", "Откопай сюрприз", "Спрячь ты, а я буду искать", "Необыкновенные следы", «Дождик» .

Дидактические игры-упражнения - "Узоры на песке", "Мы создаем мир".

Рассказывание сказок.

Инсценирование : "Испечем пирожки".

Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода . Для занятий с детьми подбираются задания и игры в сказочной форме. Например : "Заборчики". (Дети руками лепят заборчики по кругу, за таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка). При этом полностью исключается негативная оценка действий и результатов ребенка и максимально поощряется фантазия и творческий подход.

В результате своей работы провела два открытых занятий по песочной терапии . Занятие «В гостях у Песочной Феи » было показано на муниципальном методическом объединении и конкурсе «Воспитатель года» с детьми детского сада «Березка» .

Опыт работы с детьми показал :

В результате использования песочной терапии в ДОУ я наблюдала положительные изменения :

значительно повысился общий эмоциональный фон;

снизился уровень тревожности;

быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;

повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В течение десяти лет я активно использую методы арт-терапии и в особенности песочную терапию и сделала такие выводы. Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр мы стараемся соблюдать главное правило - максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира. При работе с песком ребёнок фрустрирует свои страхи, происходит развитие мелкой моторике рук, познаёт прелесть песочной фантазии , развивает креативное мышление. Именно в песочнице он проигрывает все тревожащие его проблемы. В песке ребёнок мечтает и воплощает свои задумки. Мечтайте, ведь из мечты рождается реальность.

Мой опыт не только описывает современное состояние песочной терапии , но и ставит вопрос : а что же такое песочная терапия сегодня , это самостоятельное направление, метод или среда? Процесс накопления опыта работы с песочницей представителями различных направлений интересен тем, что благодаря этому с разных сторон исследуются взаимоотношения человека с проекцией его внутреннего мира. Все это говорит в пользу того, что песочница - это СРЕДА для общения человека с самим собой и символами реального мира.

Итак, сегодня песочная терапия в России уже зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психотерапии , педагогике, психологическом консультировании и театральном искусстве. Однако законченная концепция песочной терапии еще не сформирована . Это дает возможность вам, дорогие коллеги, внести свой неповторимый вклад в распространение и осмысление этого чудесного метода.

И напоследок, хочу пожелать воспитателям креативности и успехов в работе с дошколятами в применении метода.

Литература

1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке» /М. Аромштам. / Дошкольное образование : издательского дома «Перое сентября» .2006.N 12. С. 6.

2. Бережная,Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н. Ф. Бережная. / /Дошкольная педагогика. -2007.-N1.-С. 50-52

3. Бондарцева,С. Н. «Домик развития можно строить на песке» /С. Н. Бондарцева / / Педагогический вестник. -2006.-N3.-С. 5.

4. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып. 10.-С. 42-47.

5. Грабенко,Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия » /Т. М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика. -2004.N5.-С. 26-29

Скидки весны!
1 час работы клоуна и аниматора 2300 р. Аквагрим и шарики бесплатно!

Заказать клоунов – звоните!

Клоуны и аниматоры на детский праздник. Аниматоры на дом, в школу, в детский сад или кафе в Москве.

Отличное настроение на детском дне рождении вам и вашим детям гарантируем!

Только профессиональные артисты! Огромный опыт работы с детьми. Оплата и Все контакты непосредственно с актерами.

Песочное шоу на детский праздник. Песочная анимация мастер класс для детей с элементами шоу.

У нас самые выгодные цены по Москве и Московской области на песочное шоу!

Без посредников и наценок! При заказе других шоу или анимации, возможны скидки!

СПЕЦ. ПРЕДЛОЖЕНИЕ месяца!

30 минут песочная сказка + мастер класс 20 минут, струнный квартет и ведущая: сказка Щелкунчик — 13000р.

Песочное шоу — это удивительное и неповторимое искусство, которое творит чудеса прямо у вас на глазах!

Театр живой песочной анимации — это удивительный процесс создания сказки прямо на глазах маленьких зрителей.

С помощью чутких рук художника вы станете свидетелем песочной сказка для детей , которая рассказана в неповторимой манере. Одна картинка плавно сменяет другую, а происходящее так и притягивает взгляд! Песочное шоу — это живая сказка, рассказанная художником прямо на ваших глазах и для ваших детей на детском празднике.

ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАКАЗАТЬ ПЕСОЧНОЕ ШОУ У НАС

ОПЫТ 9 лет создаем песочное шоу, свыше 800 выступлений до 2019 года КАЧЕСТВО Неоднократные призеры конкурсов песочной анимации. ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТЕАТР ПЕСКА С ЖИВОЙ МУЗЫКОЙ И АКТЕРАМИ

ЦЕНЫ БЕЗ АГЕНТСКИХ НАЦЕНОК

На сцене с 2009 года. Лауреаты премии «Золотой цилиндр» .

Художники «Зажигаем с малышней» улавливают общее настроение детей и создают картины, которые никого из присутствующих не оставят равнодушными. Песочная сказка надолго останется в вашей памяти, это завораживающее зрелище вы никогда не забудете!

Песочное шоу станет отличным дополнением, или даже подарком, для любого праздника. Театр песка притягивает взгляды взрослых точно так же, как и взгляды детей. Песочное шоу сегодня — это не столько развлечение, сколько искусство.В современном мире людей удивить очень сложно, уже все все видели и везде бывали. Но остаются еще совсем новым предложением на праздничном рынке развлечений, и появление станет настоящим сюрпризом для Ваших детей.

Мастер класс для детей и песочная анимация.

Мы осуществляет выездные мероприятия с развлекательно-познавательной шоу с мастер классом «Песочный театр» . Программа рассчитана для детей возраста от 3-х лет, продолжительность до 40 минут, состоит из двух частей. В первой части программы художник рисует и рассказывает выбранную Вами анимацию, увлекая детей в сюжет и действие. Во второй части программы дети смогут попробовать себя в роли художника, прикоснувшись к увлекательному искусству рисования песком

От песочной графики к своему песочному фильму…Дети постепенно освоят основы рисования песком и от создания песочной картины перейдут к динамичным песочным образам: клипам, роликам, мультфильмам. Рисование песком развивает изобразительные навыки у детей. По желанию,ведущая не только научит приемам рисования песком, но и объяснит детям основные понятия рисунка вообще: композиция, ракурс.

Что включено в программу:

Работа художника-аниматора

Специальное оборудование для проведения шоу.

Рисование песочных картин.

Создание динамичного песочного фильма.

Мастер класс.Основные приемы рисования песком.

Игры с песком на развитие воображения, ассоциативного мышления.

Представляем совершенно новый вид песочной анимации.Сочетание музыкального и художественного искусства, яркое, красочное и неординарное событие: Развлекательно-познавательное шоу с мастер классом«Песочный театр», где песочное шоу сочетается со сказкой, рассказанной ведущим, и живой музыкой.

Видео: сказка Щелкунчик с ведущей и квартетом:

Русалочка,Щелкунчик, Аладдин
В мире животных
Золушка
Приключения снеговика
И еще более 12 сюжетов

Что включено в программу:

Работа художника-аниматора. Песочный фильм сказка. Включено все необходимое оборудование, большой светящийся стол, проектор, экран. 20 минут

Живая музыка — струнный квартет- 2 скрипки альт и виолончель.20 минут

Ведущий -рассказывает содержание. Проводит игры с детьми. Загадывает загадки. Показывает музыкальные инструменты. Элементы интерактива и квеста

Мастер класс песочной анимации

Вся программа- 50 минут.
Отзывы:

Песочное шоу для детей цена:

ВИДЕО-ПОЗДРАВЛЕНИЕ НА ПЕСКЕ (HD качество) — 7 000р.

ПЕСОЧНОЕ ШОУ ПО АКЦИИ СТОИМОСТЬ

Для маленьких детей, которые еще не умеют говорить и выражать свои эмоции с помощью фраз, психологами разработана песочная терапия . Методика позволяет выразить эмоции и чувства ребенка, сблизить его к общению со сверстниками и развить мелкую моторику. Кроме этого, песочная терапия прекрасно развивает воображение, образное мышление и позволяет раскрыть творческий потенциал малыша.

Система воспитания в детских садах все больше развивается в области интеллектуального развития ребенка. Эмоциональная сфера плавно перетекла на второй план, что негативно отразилось на духовной и чувствительной сфере детей. Чтобы помочь всестороннему развитию личности, воспитатели все чаще стали использовать терапию с песком.

Относительно новая методика раскрывает у малыша способность к самовыражению и творческому познанию мира. Это не просто «копание в песочнице», а применение для этих целей различных развивающих приспособлений. Среди них могут быть фигурки, бусины, кубики, миниатюрные автомобили, камешки, листочки деревьев, монетки.

Песочница является отличным посредником для установления контакта с ребенком. Если малыш не может еще выразить свои ощущения, волнения или радость с помощью слов, то посредством песочных картин ему легко будет изобразить нужное состояние. Кроме того, у детей, проходящих терапию на основе песка, развиваются тактильные ощущения и стимулируются нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев.

Песочная терапия видео

Программа по песочной терапии для дошкольников

Программа по песочной терапии призвана влиять на широкий спектр проблем в развитии детей:

  • снятие мышечного и эмоционального напряжения;
  • профилактическая работа по снижению импульсивности, излишней двигательной активности, агрессии и тревоги;
  • формирование здорового самомнения, приобретения уверенности в себе, раскрытию личностного потенциала;
  • творческое самовыражение;
  • развитие мелкой моторики и тактильных ощущений;
  • снятие барьеров к общению со сверстниками;
  • оказание помощи после психологических травм;
  • формирование нравственности, гуманного отношения к окружающим;
  • взятие ответственности за поступки;
  • адаптация к изменению условий окружающей среды.

Программа по песочной терапии всегда соответствует следующим требованиям:

  • динамичная подача материала: от простых техник к сложным;
  • наглядная доступность (детская психика больше ориентирована на образное мышление, чем на словесное);
  • индивидуальный подход за счет принятия во внимания личностных качеств малыша;
  • принцип интеграции образовательных областей, который позволяет отражать через игры эмоции, полученные в окружающей действительности.

Метод песочной терапии

По терапии с песком разработано множество техник и методов, позволяющих всесторонне развивать детей. Самыми эффективными являются:

  1. Прятки. Для того чтобы построить свой мир, ребенку нужно закопать игрушку в песок. После этого требуется отыскать ее и рассказать о том, почему именно эта фигурка оказалась запрятанной. Через игру развивается логическое мышление и выявляются страхи бессознательного характера.
  2. История. Для начала ребенку нужно разместить понравившегося персонажа в центр песка, затем добавлять к нему по одной фигурке. При этом необходимо составить сказку о действующих лицах. Через эмоции и историческую призму многие качества малыша становятся видны психологу.
  3. Тематический ориентированный мир. Ребенку предлагается на выбор одна из тем: «Мой детский сад», «Моя семья», «Я и мои друзья». Изображенные чувства при помощи действующих предметов в центре песочницы являются ключом к расшифровке чувств и переживаний малыша.
  4. Ливень из песка. С помощью рук ребенок должен формировать небольшой поток дождя, затем в ладони должно поместиться еще больше песчинок. С помощью этой техники у детей снижается психологическая напряженность, агрессия, уходят страхи и появляется понимание сопричастности к происходящим действиям.
  5. Узоры на песке. С помощью пальцев, кистей, ладоней ребенок должен создавать фигуры на поверхности. Потом должен об этих изображениях рассказать: что он видит, чувствует. Упражнение повышает социальную активность малыша, делает его уверенным в себе.

Сказки на песке практика песочной терапии

Цель терапии «сказка на песке» заключается в следующем:

  • Развитие равновесия в эмоциональном состоянии детей.
  • Приобретение тактильной чувствительности, остроты ощущений, восприятий, воображения.
  • Повышение словарного запаса.

Необходимо соорудить солнышко и тучку из картона. Также понадобятся палочки для рисования, формочки в виде цветов и фигурки зайчиков. Для участия в занятии допускается не более трех деток. Воспитатель показывает ребятишкам изображение солнышка и задает вопросы о том, кто к ним сегодня пришел в гости. Детки отвечают, что «солнце». Далее педагог продолжает свою речь в виде развивающейся в сюжетной линии сказки.

Можно использовать любые вариации событий, главное, чтобы все действующие в опросе лица участвовали в беседе. Затем предлагается потрогать все предметы и проговорить свои чувства от соприкосновения с ними. Сказка продолжается в том русле, что дети ощущают тактильно и не вербально все происходящее вокруг них. Педагог показывает следы на песке и спрашивает кто такие мог оставить из животных? Дети тоже пробуют сделать такие же следы. Заканчивается сказочный вечер прощанием с действующими персонажами.

Сказки на песке развивают все необходимые психологические ощущения у малыша, погружают его в творческое русло и настраивают на продолжение диалога. В результате будет формироваться целостная и всесторонне развитая личность ребенка.

Заключение

Песочная терапия рекомендуется всем детям без исключения. Но особенно полезной эта техника будет для тех деток, у которых наблюдаются психологические комплексы общения, неумение выразить чувства и проблемы в семье. Психологи совместно с воспитателями готовят индивидуальные программы занятий с песком, позволяющие максимально развиться личностному потенциалу детей.

Статью прочитали: 5 627