Первичный осмотр новорожденного. Первичный осмотр новорождённого в отделении

При первичном осмотре ребенка необходимо отметить следующие признаки и описать их в истории развития новорожденного.

Поза - у здорового новорождённого руки и ноги умеренно согнуты, и приподняты над поверхностью, на которой лежит ребёнок.

Спонтанные движения - стереотипны, симметричны, участвуют все конечности. Движения могут быть беспорядочными, принимать характер тремора и клонусов. Симметричные клонусы считают нормой, их необходимо дифференцировать с судорогами: тремор и клонусы прекращаются при удерживании конечности ребёнка рукой взрослого.

Сон и бодрствование - поведение новорождённого может варьировать от глубокого сна до выраженной спонтанной двигательной активности, сопровождающейся криком. Циклические изменения сна и бодрствования нормальны для здорового новорождённого.

Мышечный тонус - здоровый ребёнок имеет физиологический мышечный гипертонус. В вертикальном положении новорождённый способен в течение короткого времени удерживать голову, в положении на животе ненадолго приподнимает голову и



Физиологические рефлексы новорождённого:

· Рефлекс Моро возникает в ответ на резкий звук или на отклонение головы новорождённого кзади. У здорового ребёнка рефлекс живой и симметричный.

· Хватательный рефлекс вызывают надавливанием пальцами на ладонь или стопу новорождённого. Обычно сила хватательного рефлекса такова, что новорождённого можно слегка приподнять от поверхности, вложив свои пальцы в кулачки ребёнка. Движение головы младенца при этом запаздывает. Во время проверки хватательного рефлекса не следует одновременно касаться тыльных поверхностей кисти, это раздражение вызывает рефлекс выпрямления пальцев.

· Поисковый и сосательный рефлексы. Прикосновение к коже вокруг рта ребёнка вызывает движение головы в сторону касающегося предмета. Если вложить кулачок ребёнка или сосок в рот ребёнку, возникает сосательный рефлекс значительной силы. Сосание и глотание - скоординированный акт, требующий последовательного сокращения приблизительно 30 мышц.



· При соприкосновении стопы с твёрдой поверхностью ребёнок начинает выполнять медленные примитивные движения, напоминающие ходьбу.


Во время родов череп новорождённого подвергается интенсивному воздействию, приводящему к наползанию костей друг на друга. Физиологическое смещение костей легко отличить от патологического синостоза, слегка надавив на область шва и ощутив подвижность костей. При синостозе подвижность ограничена. Диастаз между костями сагиттального шва в норме составляет около 5 мм. Больший диастаз свидетельствует о повышении внутричерепного давления, либо о нарушении остеогенеза при задержке внутриутробного развития.

Размер большого родничка в норме варьирует от одного до нескольких сантиметров. Когда новорождённый спокоен в положении на спине, большой родничок мягкий, несколько запавший. В вертикальном положении втяжение родничка выражено сильнее. Малые размеры большого родничка без других нарушений не следует считать патологией, однако необходимо динамическое наблюдение за увеличением окружности головы ребёнка по мере его роста. Малые размеры родничка не связаны с питанием матери во время и после беременности, не указывают на необходимость ограничения кальция и витамина D в питании ребёнка. Размеры малого родничка обычно составляют 1–2 мм. Между большим и малым родничками иногда можно нащупать третий родничок


в области теменных костей, его наличие - вариант нормы.

Родовая опухоль - мягкая припухлость тестоватой консистенции, образующаяся на предлежащей части в результате отёка кожи и рыхлой клетчатки.В мягких тканях прилежащей части сосуды усиленно наполняются кровью, возникает венозная гиперемия и серозное пропотевание в клетчатку, окружающую сосуды. При затылочном предлежании родовая опухоль образуется в области малого родничка, преимущественно на одной из теменных костей.

Около 10% новорождённых имеют кефалогематомы различной степени выраженности. При первом осмотре диагностировать кефалогематому достаточно сложно, обычно диагноз ставят на вторые сутки жизни, когда исчезает родовая опухоль. Кефалогематома - кровоизлияние под надкостницу теменной или затылочной кости, не превышающее площади кости. Кровотечение может продолжаться в течение 2 дней после рождения; в это время показано бережное ведение. Большинство кефалогематом возникает после вакуум-экстракции, однако появление образования возможно и без инструментального пособия в родах. В случаях, когда кефалогематома возникла после наложения акушерских щипцов, необходима рентгенография костей черепа для исключения переломов. Кефалогематома рассасывается в течение 6 недель, приподнятость выступающего края кости может быть заметна на протяжении нескольких лет. При большом размере гематомы резорбция вызывает повышение содержания непрямого билирубина, что может потребовать проведения фототерапии. Не показана пункция и аспирация гематом - возрастает риск тяжёлых инфекционных осложнений (С) . Наличие кефалогематомы не влияет на психомоторное развитие, не описаны также какие-либо неврологические последствия этого состояния.

Кожа здорового доношенного ребёнка обычно имеет цианотичный оттенок, однако после первого крика в течение нескольких минут кожа становится розовой; стопы и ладони могут быть цианотичными более продолжительное время (несколько часов) вследствие вазоконстрикции и/или наличием фетальных коммуникаций. Выраженность вазоконстрикции выше, если ребёнок мёрзнет и имеет симптоматику холодового стресса.

Если роды протекают с дистоцией плечиков или обвитием пуповины вокруг шеи часто возникают петехиальные кровоизлияния в кожу лица, шеи, головы и спины новорождённого. Нередко петехии сочетаются с субконъюнктивальными кровоизлияниями. Кровоизлияния следует дифференцировать с токсической эритемой, бледнеющей при нажатии. Локальные петехиальные кровоизлияния также требуют дифференциального диагноза с генерализованной петехиальной сыпью при


тромбоцитопении.

«Феномен арлекина» - эритема одной половины туловища, возникающая в положении на боку преимущественно у недоношенных детей. Эритема имеет чёткую ровную границу по средней линии туловища. Предположительный механизм возникновения - дисбаланс автономной регуляции сосудистого тонуса. У доношенных детей при воздействии холода, может возникать мраморный рисунок кожи, представляющий собой сосудистую венозную сеть и считающийся вариантом нормы.

Внутриэпидермальные пузыри - элементы диаметром около 1,5 см, заполненные жидкостью, которые лопаются с формированием поверхностных эрозий. Располагаются пузыри обычно в области мошонки, могут встречаться на других участках тела.. Содержимое пузыря стерильно. Считают, что состояние связано с десквамацией кожи на поздних сроках беременности.

Для того чтобы осмотреть глаза ребёнка следует организовать умеренное освещение, осторожно наклоняя голову ребёнка вверх и вниз, что вызовет рефлекторное открывание глаз новорождённого. Доношенный ребёнок способен фиксировать взгляд на короткий период времени. У здорового новорождённого глазные яблоки могут двигаться несодружественно, особенно во время сна, это нормально. Быстрые беспорядочные движения глазных яблок, нистагм требуют пристального внимания.

Серповидные субконъюнктивальные кровоизлияния вокруг радужки, как правило, имеют травматический характер, часто возникают после рождения через естественные родовые пути. При офтальмоскопии сетчатки ребёнка после вакуум-экстракции плода часто обнаруживают небольшие кровоизлияния. Все перечисленные выше кровоизлияния не опасны и регрессируют спонтанно в течение нескольких недель.

Новорождённый дышит преимущественно через нос с закрытым ртом. Затруднение носового дыхания приводит к развитию дыхательных нарушений, сопровождающихся втяжением межрёберных промежутков.

Твёрдое нёбо здорового новорождённого обычно высокое, по средней линии имеет скопления эпителиальных клеток в виде «нёбных жемчужин» (жемчужины Эпштейна).

Нижняя челюсть относительно небольших размеров, зубной ряд расположен на несколько мм кзади от зубного ряда верхней челюсти. У некоторых детей уздечка языка короткая и достигает его кончика. При плаче кончик языка выглядит раздвоенным, что беспокоит родителей. Обычно подрезания короткой уздечки в неонатальном периоде не требуется, состояние регрессирует самостоятельно в течение первых лет жизни ребёнка.

При первичном осмотре новорождённого необходимо уделить особое внимание


оценке деятельности бронхо-легочной и сердечно-сосудистой системы. Внимательный осмотр позволяет обнаружить признаки снижения эластичности лёгочной ткани: участие вспомогательной дыхательной мускулатуры, раздувание крыльев носа, втяжение податливых мест грудной клетки, экспираторное «хрюканье», тахипноэ (в норме число дыхательных движений у новорождённого не превышает 60 в минуту). Следует оценить симметричность экскурсии грудной клетки, провести перкуссию и аускультацию. Проводные хрипы и единичные влажные хрипы в первые минуты жизни могут выслушиваться и у здоровых детей.

Частота сердечных сокращений у новорождённого обычно составляет 120–140 в минуту. У 60% здоровых новорождённых можно выслушать низкоамплитудный систолический шум над областью сердца, причина которого неизвестна. У некоторых новорождённых непродолжительно слышен шум, связанный с турбулентным током крови, проходящей через закрывающийся артериальный проток. Такой шум обычно систолический, а не систолодиастолический, как у старших детей, поскольку сразу после рождения диастолического тока через открытый артериальный проток нет.

При первичном осмотре необходимо тщательно пальпировать живот . Следует оценить размеры печени, селезёнки.

Необходимо отметить наличие малых аномалий развития (синдактилия, полидактилия и др.), анального отверстия, правильность строения наружных половых органов, признаки зрелости.

Если состояние матери и ребенка удовлетворительное, через 2 часа они вместе переводятся в палату совместного пребывания.

Осмотр здорового новорожденного в родильном блоке обычно проводят после первичного туалета ребенка, он должен быть сухим. Оптимальная температура в помещении — 24—26°С, пеленальный столик должен быть подогрет. Нельзя применять рефлекторы с открытой нагревательной спиралью, лучше всего использовать источник лучистого тепла. Эти мероприятия позволяют в 5 раз уменьшить энергетические затраты новорожденного (со 100 до 20 калорий на 1 кг массы в минуту).
Осмотр в палате новорожденных осуществляют при температуре не менее
24°С, не ранее чем через 30 мин после кормления. Обследовать ребенка желательно при естественном освещении, чтобы правильно оценить цвета кожных покровов.
Осматривают ребенка на пеленальном столике или в кувезе. При обследовании ребенка в кроватке возникают затруднения в оценке ряда физиологических рефлексов. Руки врача должны быть теплыми, иначе контакт с ребенком будет нарушен, что затруднит процесс обследования.
В начале осмотра, после того как ребенка обнажили, врач некоторое время смотрит на него, оценивая общую спонтанную двигательную активность, ее симметричность, цвет кожных покровов и наличие геморрагии, пропорциональность телосложения. Далее врач подсчитывает число дыханий и сердцебиений в течение минуты.
Внешний осмотр новорожденного предполагает также выявление признаков, свидетельствующих о нарушении внутриутробного развития плода и наличии наследственных заболеваний. М.Хартл (1990) суммировал признаки наиболее частых у новорожденных заболеваний, на которые неонатолог должен обратить особое внимание при осмотре ребенка в первые дни его жизни.
Пропорции тела новорожденного характеризуются относительно большой головой с преобладанием мозгового черепа над лицевым, относительно короткими шеей, грудью (сужена в верхнем отделе и расширена — в нижнем), нижними конечностями и длинным животом. Срединная точка по длине тела располагается в области пупка, тогда как у взрослых — на уровне лонного сочленения. Характерные для здорового доношенного новорожденного пропорции тела нарушены при преждевременных родах, гидроцефалии, микроцефалии, различных вариантах хондродистрофий и хромосомных аномалий, пороках развития скелета.
Выражение лица у здорового доношенного новорожденного спокойное, мимика живая, своеобразная. Однако на него накладывает отпечаток положение плода в родах. При «разгибательных вставлениях» (лобное, лицевое) лицо отечное, возможны обильные петехии, мимика бедная, голова обычно запрокинута. Болезнь новорожденного также отражена на выражении его лица. Оно становится недовольным, «болезненным», «неэмоциональным». Беспокойное выражение лица и «испуганный» взгляд нередко сопровождают субарахноидальные кровоизлияния и гипоксию головного мозга легочного генеза (дыхательную недостаточность), болевые ощущения, в частности при родовой травме. Гипомимичное, иногда маскообразное лицо характерно для детей с субдуральными гематомами и билирубиновой энцефалопатией. При тазовом предлежании плода ноги могут быть резко согнуты в тазобедренных суставах и разогнуты в коленных.
Коммуникабельность — способность новорожденного вступать в контакт с осматривающим его с чувством эмпатии взрослым — важнейший критерий оценки состояния ребенка. Оценивают коммуникабельность по комплексу поведенческих реакций новорожденного на голос, лицо, прикосновение врача, на основании контакта «глаза в глаза», смены выражения лица, изменения характера крика, а также по реакции неудовольствия при наличии дискомфорта (насильственное пробуждение, голод, мокрые пеленки и т.п.), скорости успокоения при устранении раздражающих факторов. В ответ на световой раздражитель ребенок теснее смыкает веки (если глаза закрыты) или жмурится (если глаза открыты). У ряда новорожденных уже в первые дни жизни отмечается фиксация взгляда на яркий предмет и даже слежение при его перемещении. При слуховом раздражении (хлопок руками) новорожденный зажмуривается (смыкает веки) — кохлеопальпебральный рефлекс, а нередко у него даже возникает генерализованная реакция оживления со спонтанным рефлексом Моро. Врач делает заключение о коммуникабельности новорожденного лишь по завершении тщательного осмотра, но в записи статуса в историю развития эта оценка должна быть начальной.
Крик новорожденного оценивается как по эмоциональности, так и по интенсивности, длительности и модуляции. Начало осмотра нередко знаменуется громким эмоциональным криком.
Эмоциональный крик возникает в ответ на резкую смену окружающей среды (разворачивание, осмотр, болевое раздражение) и характеризуется кратковременностью, динамичными и адекватными модуляциями в ответ на ласковый голос, поглаживания осматривающего взрослого, изменение положения и взятие на руки. Частотная характеристика крика новорожденных соответствует 400—650 Гц (нотам от «до» до «соль» первой октавы). Крик с частотой 800—1200 Гц и возрастающе-убывающей модуляцией свидетельствует о нали- чии у ребенка боли.
Слабый крик или его отсутствие всегда должны вызывать беспокойство у врача, хотя у глубоконедоношенного ребенка это не самый существенный критерий оценки тяжести его состояния. У доношенных новорожденных афония может быть следствием проведения реанимационных мероприятий (травматичная интубация трахеи) или поражения ЦНС: субдуральной гематомы, кровоизлияния в желудочки мозга, внутриутробных инфекций или тяжелого соматического заболевания. Слабый и неэмоциональный крик может быть при гипогликемии.
Раздраженный («мозговой») крик сопровождает субарахноидальные кровоизлияния, повышение внутричерепного давления иного генеза, болевой синдром.
Монотонный («неэмоциональный») оттенок крика бывает при врожденной гидроцефалии и билирубиновой энцефалопатии, гипогликемии.
«Гнусавый» крик свидетельствует о поражении каудальной группы черепно- мозговых нервов (чаще проводящих путей, нежели ядер) или надъядерных волокон, связанных с этими ядрами.
«Высокочастотный» крик характерен для гипомагниемий и гипокальциемий.
Длительность крика здорового ребенка адекватна действию раздражителя (голод, тактильные или болевые раздражения, мокрые пеленки); вскоре после его устранения крик прекращается («эмоциональный крик»). При синдроме гипервозбудимости и внутричерепной гипертензии эта взаимосвязь нарушена.
Особенности крика новорожденного могут способствовать диагностике некоторых наследственных заболеваний (синдром «кошачьего крика», болезнь Дауна).

Новорожденного ребенка сразу после рождения осматривает врач. Состояние ребенка оценивается по шкале Апгар. Определяют, доношен ли ребенок (подсчитывают т.н. индекс зрелости). Измеряют рост (48-54 см), вес (2500-4500 г), окружность головы (33,5-37 см) и окружность груди (30-35 см). Если рождение ребенка было преждевременным или в утробе матери он получал недостаточно питания и кислорода, то указанные цифры могут быть меньше. Если беременность была более продолжительной (более 40 недель), чем обычно, то ребенок является переношенным. Основной симптом переношенного ребенка - сморщенная кожа новорожденного вследствие воздействия околоплодных вод. Дополнительные критерии зрелости плода - твердая ушная раковина, развитие наружных половых органов, мягкий первичный пушок (лануго) на теле новорожденного.

Зачем проводят первичный осмотр?

Развитие младенцев и маленьких детей происходит очень быстро, и от этого зависит жизнь ребенка. Обычные данные о развитии ребенка (вес, рост, окружность головы) являются очень точными и информативными показателями его здоровья, а их отклонение от стандартных норм может быть одним из первых симптомов болезни. Причиной нарушения развития организма ребенка могут являться наследственность, родовые травмы и неблагоприятные условия жизни. Особенно важны данные осмотра новорожденного. Если врач определит, что ребенок недоношен, то ему создают исключительные условия, он содержится в инкубаторе при определенной температуре, ему требуется хороший уход и постоянное наблюдение. У недоношенных детей здоровье не такое крепкое, как у доношенных. Они страдают более тяжелой транзиторной желтухой вследствие незрелой печени, которая не способна быстро расщеплять соответствующие вещества. Им часто недостает различных микроэлементов, например, железа (проявляется анемия), кальция.

Новорожденного осматривает врач и оценивает его состояние. В больнице медсестра или врач ежедневно осматривает ребенка, оценивает его адаптацию, выполняет туалет (обрабатывает пупочную культю, чистит уши, при молочнице и полость рта.), при этом обучает маму уходу за младенцем. В отделении для новорожденных берут кровь для программы генетического исследования. Это крайне важные исследования, выполняемые для диагностики заболеваний щитовидной железы, фенилкетонурии. Эти заболевания вызывают задержку умственного развития, и только при своевременной диагностике и правильном лечении ребенок развивается нормально и вырастает совершенно здоровым. Если мама и новорожденный здоровы, то, как правило, по истечении трех суток их выписывают домой. В больнице перед отправкой домой новорожденных вакцинируют против туберкулеза. После возвращения матери с новорожденным домой их обязательно посещает участковая медсестра, а через какое-то время - педиатр.

При ранней диагностике врожденной аномалии или нарушения развития существует вероятность излечения ребенка. Необходимо регулярно посещать профилактические осмотры, консультироваться с врачами.

Американским врачом Вирджинией Апгар создана система оценки состояния новорожденного. Врач при первичном осмотре малыша обязательно должен обратить внимание на пульс, дыхание, мышечный тонус, рефлексы, цвет кожи и оценить каждый из этих показателей от 0 до 2 баллов. Оптимальная оценка - 9-10 баллов. При результате ниже 8 баллов требуется постоянное наблюдение за новорожденным. Оценка в 4 балла и ниже является показанием для интенсивной терапии или реанимации.

Осмотр новорожденного педиатром

Первый раз врач-неонатолог осматривает младенца, когда тот еще находится в родильном доме, а если роды были сложными, то сразу же после его рождения. Детский врач осматривает впервые новорожденного, выписанного из больницы, на 3-10 сутки его жизни. Этот осмотр, во время которого ребенка обследуют с особой тщательностью, носит название базового осмотра.

Во время базового осмотра врач-педиатр проверяет, нет ли у новорожденного каких-либо родовых травм, врожденных аномалий, наличие которых невозможно было заметить сразу же после рождения. Особое внимание уделяется выявлению пороков сердца, повторно обследуются тазобедренные суставы, с целью установления возможных заболеваний исследуются все жизненно важные функции организма. Ребенка взвешивают, измеряют его рост, однако наибольшее внимание обращается на степень зрелости новорожденного.

Признаки недоношенности новорожденного: дряблые кожные покровы, при собирании кожи в складку она плохо расправляется, слабо развитый подкожный жировой слой, крипторхизм или зияние половой щели из-за недоразвития больших половых губ (у девочек) и др. Признаки переношенности: «руки прачки» или слишком длинные ногти на руках и ногах. Во время осмотра много внимания уделяется сердцу, легким, пищеварительному тракту, скелету, органам чувств, нервной системе младенца. Кроме того, для выявления возможных болезней обмена веществ и щитовидной железы, вследствие которых наступает сильное поражение головного мозга, из пятки новорожденного обязательно берут немного крови на анализ (если это не было сделано в родильном доме). Болезни обмена веществ и щитовидной железы нуждаются в срочном лечении! При необходимости после осмотра начинают профилактику рахита.

Признак здорового развития - физический рост ребенка. Поэтому во время профилактических осмотров измеряется рост, вес, окружность головы ребенка. Все эти данные тщательно заносятся в специальные диаграммы. Ведется также детский календарь прививок. Врач собирает семейный анамнез. Эти документы хранятся в медицинских учреждениях (поликлиниках).

Когда следующий осмотр?

Следующий осмотр младенца проводится на четвертую-шестую неделю его жизни. Тогда осмотр проводит участковый врач.

Врач сразу же приступает к обследованию всех жизненно важных органов грудного ребенка, например, сердца, легких, кожи. Вместе с тем он уже начинает интересоваться достижениями младенца в физическом и психическом развитии за минувший период, например, проверяет, реагируют ли рефлекторно глаза ребенка на хлопок, способен ли он, лежа на животике или поддерживаемый в положении сидя, немного удерживать головку.

Кроме того, большое внимание уделяется питанию грудного ребенка. Врач поинтересуется, как ребенок питается, не испытывает ли он трудностей при сосании, а также регулярен ли у него стул. Следует заметить, что врачу очень важно знать, удовлетворена ли мать развитием своего дитя.

Дневник развития ребенка

Если вы заметите какие-либо особенности в развитии ребенка или у вас возникнут вопросы,заведите дневник его развития. К тому же есть такие вещи, которые врач во время профилактических осмотров не способен проверить и о которых может узнать только от родителей. В таких случаях этот дневник просто незаменим. Обычно в нем фиксируют первую улыбку ребенка, первые шаги, первое слово. Позже это приносит много приятных воспоминаний.

Самый первый осмотр новорожденного проводят сразу же после его рождения. Эта задача врача-неонатолога, который, кстати, обязан присутствовать и при самих родах. Он измеряет головку новорожденного и родничок, определяет пропорциональность всего тела. Проверяет глаза на наличие мутных хрусталиков и носовые ходы, чистые они или нет. Далее неонатолог переходит к ротовой области, ушкам, ключицам. Слушает сердечко, просматривает половые органы и ощупывает животик.

После выписки из роддома эстафету по плановому осмотру новорожденного принимает участковый педиатр, который должен вас регулярно посещать вплоть до 10 дней. Потом он приходит на 14 день и на 21 день. И уже в месяц жизни малыша мама сама приносит его в детскую поликлинику, где педиатр измеряет ребенка, взвешивает, осматривает родничок и пупочную ранку.

Самый первый «выход в свет», т. е. в поликлинику к педиатру у многих мамочек вызывает небольшое замешательство. Они не знают, что с собой взять! Ничего страшного в этом нет. Возьмите с собой на первый осмотр влажные салфетки, игрушку, запасной подгузник, платочек, пеленку и питание, если новорожденный находиться на искусственном кормлении.

Первый год жизни для ребенка самый важный – происходит становление всех функций организма, поэтому очень важно посещать детскую поликлинику ежемесячно и без пропусков, пока малыш не достигнет годовалого возраста. Каждый месяц врач его будет измерять, взвешивать, проверять анализы крови и мочи и назначать плановые прививки. Кроме того, плановый осмотр новорожденного будут проводить и другие медицинские специалисты, для посещения которых вам выдадут талоны и направления.

Так, в 1 и 3 месяцы малыша будут осматривать ортопед, невролог, хирург и офтальмолог. В зависимости от их заключений, педиатр может назначить дополнительные анализы крови, мочи и кала. Если ребенок будет здоров, то ему в 3 месяца сделают профилактические прививки от полиомиелита, столбняка и коклюша.

Хочу заметить, что самым важным врачом для новорожденного, конечно после педиатра, считается невролог, особенно, если ребенок появился при помощи кесарево сечения или после тяжелых родов. То же относиться к недоношенным и переношенным детям. В одном из этих случаев необходимо сразу же встать на учет у невролога! Дело в том, что при любом осложнении во время родов или беременности риск поражения центральной нервной системы достигает 90%. Поэтому, чтобы не было плохих последствий, ребенка регулярно должен осматривать невролог.

Задача хирурга и ортопеда следить за общим физическим развитием, выявлять различные патологии, например, грыжу, врожденные вывихи и кривизну шеи. При обнаружении дефектов ребенка отправляют на дальнейшие оследования и уже по их результатам лечат. Также, хирург тщательно осмотрит половые органы новорожденного. Если у вашего ребенка наблюдаются расстройства мочеиспускания (плачет и капризничает во время данного процесса) или покраснение половых органов, обязательно об этом скажите хирургу. Он проведет надлежащие анализы и назначит скорейшее лечение.

Офтальмолог проводит осмотр глазных мышц, слезных путей, работоспособность верхнего века и проверяет фиксацию на движущемся предмете.

В 6 месяцев плановый осмотр новорожденного проводят окулист, кардиолог и отоларинголог. Также педиатр назначает прививки от дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и гепатита.

Отоларинголог проверит органы слуха, нос и горло. Даст рекомендации по уходу за полостью рта и носа.

Окулист проведет анализ на детское косоглазие, на способность следить за предметом.

Плановый осмотр кардиологом поможет выявить такие заболевания как порок сердца, артрит, ревматизм и т. д.

С наступлением 9-месячного возраста ребенок пройдет кабинет стоматолога, так как нужно следить за прорезыванием и ростом зубов. Мама получит небольшую консультацию по правильному уходу за детской ротовой областью.

В год ребенка опять осмотрит невролог. Он оценит психическое развитие, развитие речи и неврологический статус. Сделают реакцию Манту для обнаружения туберкулеза и прививки от кори, краснухи и эпидермического паротита.

После года ребенку уже не нужно будет так часто посещать поликлинику, так как на этом его плановый осмотр закончен.

При уходе за новорожденным необходимо строго соблюдать правила мытья рук и других универсальных мер предосторожности.

Принципы ухода за новорожденным: п одготовить помещение для родов.

1. Обсушить ребенка.

2. Оценить его состояние.

3. Классифицировать и при необходимости принять соответствующие меры.

4. Передать ребенка матери в контакт «кожа к коже».

5. Очистить дыхательные пути (при необходимости).

6. Пережать/пересечь пуповину.

7. Начать грудное вскармливание.

8. Провести профилактические процедуры.

9. Не оставлять мать и ребенка одних.

10. Осмотреть, взвесить, измерить и одеть ребенка.

12. Обеспечить круглосуточное совместное пребывание с матерью.

Шаг 1 - Подготовка помещения.

Рождение ребенка должно происходить в помещении, которое отвечает следующим критериям:

Индивидуальное;

Чистое;

Теплое (температура воздуха 25°С и выше );

Без сквозняков;

Хорошее освещение;

Обстановка приближена к «домашней», ориентирована на семью;

Наличие оснащения для свободного выбора позиции в родах;

Присутствие обученного персонала.

Оборудование, необходимое для каждого новорожденного:

Чистый пеленальный стол с источником лучистого тепла;

Теплые полотенца/пеленки для обсушивания новорожденного;

Теплые шапочка, носочки, фланелевые пеленки и одеяло;

Настенные часы с секундной стрелкой;

Оборудование для санации верхних дыхательных путей;

Набор для перевязки/перерезания пуповины;

Оборудование для реанимации новорожденного;

Термометр (лучше электронный);

Основные препараты (медикаменты, применяемые при реанимации, витамин К, глазная мазь);

Инкубатор или кроватка с подогревом (для внутренней транспортировки).

Шаг 2 осуществляется в первые 60 секунд после рождения

Шаг 2 - Обсушивание новорожденного:

1. Сразу после рождения новорожденного принимают в чистую мягкую, предварительно согретую пеленку или теплое махровое полотенце и тщательно обсушивают, после чего мокрая пеленка убирается.

2. Затем акушерка выкладывает ребенка на грудь матери и продолжает тщательное его обсушивание сухой теплой пеленкой.

3. Влажную пеленку надо быстро заменить на сухие и теплые.

4. Голова ребенка покрывается шапочкой или пеленкой, на ножки нужно надеть носочки.

5. Мать и ребенка вместе накрывают теплым одеялом и оставляют в контакте «кожа к коже».

Шаг 3 - Оценка новорожденного

Оценка новорожденного начинается сразу после рождения, как только акушерка принимает его в теплую пеленку и проводит обсушивание, определяя: есть дыхание (плач) и хороший ли мышечный тонус.

Оценка новорожденного проводится для выявления:

Новорожденных, нуждающихся в специальном уходе (например, в реанимации, или в немедленной помощи);

Здоровых новорожденных, которые могут оставаться на груди матери.

Если ребенок после рождения дышит или кричит, у него хороший мышечный тонус и частота сердечных сокращений более 100 ударов в 1 минуту, ему обеспечивается обычный уход.

Шаг 4 - Классификация

Классификация проводится для определения дальнейшей тактики ведения родившегося ребенка, которая позволяет отнести новорожденного в одну из следующих групп:

1. Адекватное дыхание, срок гестации 37 недель и более, масса тела при рождении 2500 г и более, отсутствуют пороки развития, травмы - уход за здоровым новорожденным ребенком.

2. Неадекватное или отсутствие самостоятельного дыхания - немедленно начать реанимацию.

3. Адекватное дыхание, срок гестации менее 37 недель, масса тела при рождении менее 2500 г, отсутствие пороков/травм - специальный уход за маловесным ребенком.

4. Адекватное дыхание, наличие врожденных пороков/родовой травмы - уход за ребенком с врожденным пороком/родовой травмой.

Шаг 5 - Передать ребенка матери для контакта «кожа к коже»

Здоровому новорожденному обеспечить контакт «кожа к коже» на груди матери для обеспечения:

Температурной адаптации;

Колонизации материнской микрофлорой;

Раннего начала грудного вскармливания;

Психо-эмоционального контакта матери и ребенка;

Формирования родственных связей.

Шаг 6 - Очистить дыхательные пути (при необходимости)

Нет необходимости проводить отсасывание содержимого полости рта и носа, если ребенок хорошо дышит. Рутинное отсасывание содержимого полости рта и носа может привести к апноэ и брадикардии у ребенка. Эта процедура проводится только при наличии показаний (например, меконий в околоплодных водах и новорожденный не активен). Отсасывание проводить не глубоко и не чрезмерно энергично.

Шаг 7 - Пережать/пересечь пуповину

Пуповину пересекают стерильными лезвием или ножницами, рассекая ее между двумя зажимами;

При рассечении пуповину накрывают стерильной марлевой салфеткой, для предупреждения разбрызгивания крови;

Следует положить свою руку между ребенком и режущим инструментом, чтобы не поранить младенца;

После пережатия пуповины щипцами и ее перерезания, пуповину перетягивают резиновым жгутом с помощью щипцов;

Или используют пластиковый зажим - дорогое приспособление, которое нельзя использовать повторно.

Шаг 8 - Начать грудное вскармливание

При появлении признаков готовности предоставить новорожденному возможность самостоятельно начать грудное вскармливание. Помогите ребенку хорошо присосаться к груди матери, придав ему правильное положение.

Шаг 9 - провести профилактические процедуры:

1. Для профилактики геморрагической болезни новорожденного ввести витамин К в/м 1 мг однократно (возможно пероральное применение препарата согласно инструкции).

2. Для профилактики конъюнктивита одинаково эффективно использование 1% тетрациклиновой мази и 0,5% эритромициновой мази (в конце первого часа после контакта глазами матери и ребенка).

3. В первый день проводится прививка от гепатита В.

4. Прививка БЦЖ производится всем новорожденным до выписки из родильного дома (от 0 до 4 дней жизни); единственным противопоказанием является симптоматическое ВИЧ-инфицирование.

Шаг 10 - Не оставлять мать и ребенка после родов без присмотра (наблюдать за ребенком)

Через 15 минут вновь оценить дыхание, а затем - через каждые 30 минут:

Определить, нет ли стона на выдохе (экспираторный стон);

Проверять цвет кожных покровов через 15 минут, а затем - через каждые 30 минут;

Температура воздуха в родильной палате всегда должна быть в пределах 25-27°С;

Через 30 минут после рождения и через 2 часа следует измерить температуру тела ребенка (не раскрывать ребенка и не нарушать его контакт с мамой и грудное вскармливание). В норме температура тела новорожденного 36,5°С-37,5°С.

Шаг 11 - Осмотреть, взвесить, измерить и одеть ребенка

Через 2 часа после рождения провести полный медицинский осмотр новорожденного, взвесить, измерить и обработать пуповину.

Шаг 12 - Обеспечить круглосуточное совместное пребывание с матерью

Первые несколько часов после рождения - это очень «тонкий» и «чувствительный» период становления уз между матерью и ребенком. Разделение матери и ребенка даже на ночь, может нарушить этот чувствительный процесс, и будет иметь негативное влияние на грудное вскармливание, установление связи между матерью и ребенком.

Не разделять мать и ребенка без показаний. В случае необходимости их разделения, например, если ребенок болен, необходимо как можно быстрее организовать неограниченные посещения матерью отделения новорожденных, чтобы она смогла, как можно раньше, начать ухаживать за больным ребенком.

Поощрять контакт матери и ребенка с семьей.

В случае кесарева сечения ребенка можно положить на грудь отца на 2 часа, чтобы обеспечить тепловую защиту, колонизацию домашней микрофлорой и становление семейных уз. После кесарева сечения необходимо обеспечить как можно более раннее начало грудного вскармливания, для чего ребенка необходимо принести к матери, как только она проснется от наркоза.

Пеленание

Не следует применять тугое пеленание ребенка по следующим причинам:

Ограничение движений диафрагмы снижает вентиляцию легких;

Снижается кровоток в различных частях тела;

Тонкая воздушная прослойка между телом ребенка и пеленками не позволяет удерживать тепло;

Ограничение движений конечностей препятствует развитию нервно-мышечной координации;

Тугое пеленание вместе с головой ребенка затрудняет его грудное вскармливание, так как он не может достаточно широко открывать рот, чтобы правильно приложиться к груди;

Укутанные дети больше спят и меньше просят грудь. Предпочтительнее одевать ребенка свободно в хлопчатобумажную одежду, или пеленать только нижнюю часть тела, одев на верхнюю часть тонкую и теплую распашонки, оставляя руки и голову (в шапочке) свободными для движений.

Соблюдать тепловую цепочку во время пребывания матери и ребенка в родильном доме!

Уход за пуповиной:

Культю пуповины содержать сухой и чистой, ничем не прикрывать и ничего не накладывать;

Нет необходимости в обработке пуповины антисептическими средствами;

Обеспечить чистоту одежды и предохранять попадание мочи, кала и других загрязнителей на культю пуповины;

Эти правила должны соблюдаться как в родильном доме, так и дома.

Купание ребенка

Если поверхность тела ребенка сильно загрязнена кровью или меконием, его можно искупать через 6 часов при условии:

Температура воздуха в палате не ниже 27°С;

Температура воды в ванночке 37,5°С;

Сразу после купания завернуть ребенка в теплое сухое полотенце и тщательно обсушить его с головы до пяток;

Быстро запеленать ребенка, не забыв надеть на голову шапочку;

Положить ребенка к матери и приложить к груди.

При смене пеленок необходимо следить за тем, чтобы ребенок не охлаждался, выполнять все процедуры быстро.

Вскармливание ребенка : исключительно грудное вскармливание по требованию младенца, так часто и так долго как он хочет, днем и ночью, не менее 8 раз в сутки, предпочтительнее чаще.

Во время пребывания матери и ребенка в родильной палате провести консультирование матери по уходу за новорожденным.