Патриотическое воспитание учащихся в условиях реализации фгос. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

« Патриотическое воспитание дошкольников

в соответствии с ФГОС ДО»

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС ДО.

Одним из компонентов образовательных областей «Социально - коммуникативное развитие» ФГОС ДО является патриотическое воспитание дошкольников , позитивная социализация детей дошкольного возраста , приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость] достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа. Любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства.

Задачи патриотического воспитания дошкольников являются :

Историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России , граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

Проявление доброжелательного внимания к окружающим, стремление оказать помощь, поддержку другому человеку;

Бережное отношение к окружающей природе, результатам труда других людей, чужим и своим вещам.

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн) ;

развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастет из любви к близким, родному краю.Патриотическое чувство , чувство Родины… Оно начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке, бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд» , «долг» , «Родина» . Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста .

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом» ? Оно включает в себя :

Отношение к себе как личности;

Семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой;

Дом, в котором он живёт;

Родную улицу.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Вторая ступень-Это уже и родной город, родной край. Третья ступень - только малая (родной край, но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является, планета Земля – наш общий родной дом. Первые представления о родной стране ребёнок получает в детском саду, включают сведения о природе, народной культуре, быте людей разных национальностей. Любой край или область неповторимы, в каждом своя природа, люди, но каким бы особым ни был край – это часть большой прекрасной страны России. В процессе патриотического воспитания воспитывается уважение к символике страны, гордость за принадлежность к своей стране и её народу, формируется положительное и бережное отношение к труду людей, природе.

Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудится на благо Отечества, поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города.

При ознакомлении детей с родной страной, русской культурой и традициями, создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания и детского творчества.

В ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей ;

Рассказ воспитателя ;

Беседы о родном городе, стране, её истории;

Наблюдение за изменениями в облике родного города;

За трудом людей в детском саду и в городе, селе;

Показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине ) ;

Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством (роспись, игрушки, вышивка) ;

Знакомство с творчеством поэтов, художников, композиторов);

Организация тематических выставок;

Участие в общественных и народных календарных праздниках;

Конкурс чтецов;

Участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Патриотическое воспитание , является составной частью общего воспитательного процесса представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность, привитие детям чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию , педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где живёт. Он должен продумать о чём рассказывать детям, особо выделив характерное только для данной местности, доступно показывать связь родного города или села со всей страной. А главное, необходимо, чтобы педагог любил Родину, свой край, город и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачёв : «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в малой местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле».

Патриотическое воспитание должно осуществляться в тесном взаимодействии с родителями :

Анкетирование; консультации (информация) для родителей;

Родительские собрания;

Беседы за круглым столом;

Наглядная информация в раздевалке; участие родителей в экскурсиях, в конкурсах поделок; на возложении цветов и т. д.

Успехов в патриотическом воспитании могут добиться только те педагоги, которые смогут добиться взаимодействия с детьми «от сердца» , быть искренними и глубоко убеждёнными не только в правильности своих позиций, но и верить в целительную силу, осознавать духовное богатство своего народа. Педагоги, которые смогут увлечь своих воспитанников своими мыслями , и чувствами, вдохновить их своими идеалами и убеждениями.

Увлечённость своей профессией, профессиональное мастерство, педагогическая грамотность, активная жизненная позиция, высокие патриотические качества и чувства – вот тот набор, которым должен обладать настоящий педагог.

Организация: МБДОУ детский сад №27 «Березка»

Населенный пункт: Белгородская область, г. Старый Оскол

Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств ребенка.

Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность. Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение развития и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду в условия введения ФГОС ДО.

Но патриотическое чувство не возникает у детей само по себе. Это результат длительной деятельности, начиная с самого раннего возраста. Патриотизм формируется под влиянием идеологии, среды, образа жизни и идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе, в коллективе. Поэтому процесс воспитания патриотизма является составной частью и одной из главных задач идеологической работы.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.

Но никакие знания взрослого не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ.

Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использовать наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

Знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитывать к нему любовь и уважение.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Надо показать ребенку, что твоя малая родина славится своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Большое значение в патриотическом воспитании дошкольников играет непосредственное участие их в праздниках (день города, День Победы, День защитника Отечества). Дети делают открытки, поздравления, подарки, выступают на утренниках. В результате такой работы у детей создаются не только представления о их городе, стране, но и возникает чувство сопричастности к важным происходящим событиям.

Знакомство дошкольников с родным городом, областью и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Воспитывать у детей любовь к своему городу, подводить их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего

Использование данных подходов позволит формировать подлинно гражданственные и патриотические позиции у дошкольников, что затем ляжет в основу личности взрослого человека – гражданина своей страны

Для полноценного патриотического воспитания в ДОУ используются разнообразные методы и формы работы с учетом возрастного мировосприятия детей:

– экскурсии и целевые прогулки. Это могут быть экскурсии в краеведческий музей, к монументу Воинской славы и т.д.;

– рассказ воспитателя;

– наблюдение за изменениями в облике родного населенного пункта, за трудом людей в детском саду и в городе;

– беседы о родном городе, стране, ее истории;

– показ иллюстраций, фильмов, слайдов;

– прослушивание аудиозаписей. Например, Гимна страны, птичьих голосов русского леса и пр.;

– использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр);

– ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т.д.);

– знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов.

– организация тематических выставок;

– участие в общественных и календарных праздниках;

– участие детей в посильном общественно-полезном труде.

Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в дошкольных учреждениях значительное место занимают учебно-развивающие игры:

– дидактическая игра «Герб города»;

– дидактическая игра «Путешествие по городу»;

– дидактическая игра «Продолжи пословицу».

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. В связи с этим базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом. Это патриотическое воспитание как система целенаправленного воздействия.

Патриотизм и гражданственность тесно связаны с таким понятием как «общечеловеческие ценности». Мы живем в жестокий век, где казалось бы при таком высоком уровне развития науки, техники и человеческой мысли, продолжаются жестокие, варварские, а главное уносящие миллионы жизней войны, конфликты, умирают женщины и дети. Разве об этом мечтали наши деды и прадеды? Для этого ли ценой своих жизней отвоевали нам мир в Великой Отечественной войне?

Стоит ли держаться своих исторических корней или лучше, современнее, а стало быть, и практичнее не иметь приоритетов, а принимать то, что нравится, независимо от культурной принадлежности явления?

Все та же народная мудрость гласит «Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки». Перефразируя, можно сказать, что человек, не знающий прошлого своего народа, его культуры, подобен дереву без корней. Не имея нравственных ориентиров, человек теряет самые главные человеческие ценности.

Через чувственное познание дети знакомятся с отношениями в семье, социальными ролями, разделением труда, предметами быта, народными праздниками, правилами поведения.

Эти социальные роли можно дать примерить, в полном смысле слова. Обыгрывание литературных произведений, малых фольклорных форм, фрагментов обрядовых действий помогают самопознанию малышей, дают точку опоры и открывают перед ними простые семейные ценности.

Тут же происходит развитие речевого аппарата. Скороговорки, поговорки, пословицы как нельзя лучше подходят для этого. К тому же, узнавая народные приметы, осмысливают их, устанавливают причинно следственные связи, пытаются самостоятельно подражать им. А это уже словесное творчество. Красноречие всегда ценилось в любом обществе.

Разделение социальных ролей приносит и разделение труда. Девочки шьют одежду, пришивают пуговицы или заплатки. Мальчики изготавливают лавки, люльки, сани.

Девочки плетут ковёр, а мальчики плетень. Главное здесь – забота о родных и близких. Хорошо если группа детей разновозрастная.

Таким образом, старшие могут передать свои умения и знания, приобретая при этом терпение, умение продумать процесс последовательно и научить других.

Народная культура не только хранит эталоны этих качеств, но и бережет их в естественных и универсальных формах, доступных пониманию детей. Народная педагогика приспособлена к детскому восприятию, предусматривая особенности мышления детей разного возраста. Дети, впитавшие историческую родную культуру во всем ее многообразии, легко входят в культуру современную, опираясь на незыблемые установки, помогающие им отличить добро от зла, честь от бесстыдства, ответственность от праздной болтовни.

Таким образом, можно сделать следующие выводы

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения необходимо осуществлять на основе жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с принципа единства координации усилий ДОУ, семьи и общественности, принципа совместной деятельности воспитателей и семьи. В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Литература

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Москва 2013г.

2. ФГОС дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155.

3. Информационное методическое письмо Департамента образования Белгородской области «Организация образовательного процесса в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях Белгородской области в 2014 – 2015 учебном году».

4. Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватаман В. П., - Волгоград, 2008.

5. Воспитание детей на традициях русской культуры / Лунина Г. В., - М. , 2005.

6. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

7. Детям о Великой Победе / Казаков А. П., Шорыгина Т. А., - М., 2007.

Баландина Светлана Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СШ №90 п.Кулой" СП "Детский сад № 148 "Подснежник"
Населённый пункт: п.Кулой, Вельский район, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка (сценарий педсовета)
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО"
Дата публикации: 02.10.2016
Раздел: дошкольное образование

Русский музыкальный мир 2 0 4 0 6 0 8 0 путешествие в прошлое России 2 0 4 0 6 0 8 0 история русского народного костюма 2 0 4 0 6 0 8 0 старинные русские загадки 2 0 4 0 6 0 8 0 продолжи пословицу 2 0 4 0 6 0 8 0
2. Игру начинает команда первой поднявшая табличку со своим цветом. В случае правильного ответа команда получает количество баллов, соответствующее стоимости вопроса, и команда получает право выбора следующего вопроса. Если же команда дает неправильный ответ, то та же сумма снимается со счета команды и право ответа на этот вопрос переходит к другим командам. 3. В игре встречаются следующие сектора:  «Кот в мешке»: вопрос должен быть передан любой другой команде;  «Вопрос-аукцион»: команды назначают цену вопроса, и отвечает та команда, которая назначит наибольшую цену на вопрос; 4. Игру заканчивает раунд «Своя игра». Команды делают ставки, исходя из имеющихся баллов на своем счету. Ведущий зачитывает задание. После минуты обсуждения команды дают ответы. При правильном ответе сумма ставки поступает на счет команды, при неправильном - списывается со счета. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.
Синий раунд.

Тема1 «Старинные монеты и меры длины».
10. Что такое алтын? (Старинная русская медная монета в 3 копейки) 20. Что такое вершок? (Старинная русская мера длины, равная 4,4 см) 30. Что такое аршин? (Русская мера длины, равная 71 см) 40. Как называлась старинная денежная единица равная 0,5 копейки? (грош)
Тема2 «Поэтические образы птиц».
10. Эта птица может прожить до трехсот лет и в сказках приносила живую и мертвую воду. (Ворон) 20. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов. (Петух) 30. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная молва нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц. (Сова) 40. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы. (Орел)
Тема 3 «Понятия, термины».
10. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны.
(Государство)

20
Официальная эмблема государства (
Герб
30.
Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство
(Семья)

40.
Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы
(Флаг)

Тема 4 «Старинные слова».
10. Что означает старинное слово «тризна»? (Пир в память умершего) 20. Что означает старинное слово «чело»? (Лоб) 30.
АУКЦИОН
. Что означает старинное слово «кудесник»? (Волшебник, колдун) 40. Что означает старинное слово «курган»? (Холм над могилой знатного воина)
Тема 5 «Славянский мир зверей».
10. По народным поверьям он - олицетворение темноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках. (Волк) 20. По преданиям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов - Белее. (Медведь) 30.
Кот в мешке.
Это животное считается спутником колдунов или колдуний, однако он
очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышленое животное. С ним связано множество примет и пословиц. (Кот, кошка) 40. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги света и тепла ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его «крыльями человека». (Конь)
Музыкальная пауза

Красный раунд.

Тема 1 «Русский музыкальный мир».
20. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка) 40. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли) 60. Как называли человека, исполнявшего музыку на церковных колоколах? (Звонарь)
80.
Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)
Тема 2 «Путешествие в прошлое России».
20. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.) 40. Какой день Масленой недели назывался Широким? (Четверг - с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье.) 60.
АУКЦИОН
Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? (Березу - считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а также защищает от молнии.) 80. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? (Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)
Тема 3 «История русского народного костюма».
20. Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник) 40. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? (Косоворотка) 60.
Кот в мешке
Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка) 80. Крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? (Зипун)
Тема 4 «Старинные русские загадки».
20. Где вода столбом стоит, А не проливается? (Ответ: В Колодце) 40. В небо дыра, В землю дыра, А посередине - огонь и вода. (Ответ: Самовар) 60. Каменное море кругом вертится, белый заяц подле ложится, всему миру годится (жернова и мука). 80. Синенька, маленька по городу скачет, всех людей красит (иголка).
Тема 5 «Продолжи пословицу».
20. Глупа та птица, которой … (свое гнездо не мило) 40. Где сосна взросла, там … (она и красна) 60. Своя земля и в … (горсти мила) 80. На чужой сторонушке … (рад своей воронушке)
Музыкальная пауза

Раунд «Своя игра».
Методом исключения команды выбирают темы «Своей игры».
Тема «История вещей».
Как называется этот старинный предмет, чем его заменили в современой жизни?
Тема «Религия».
Для приезда в Иерусалим на Пасху Иисус выбрал животное, которое издавна было символом мира. Что это за животное? (Осел)
Тема «Города».

О каком европейском городе французский классик Стендаль писал: «Красота ее дворцов превосходит все, что знает Париж?» (Москва)
Тема «Слова, слова…»
Словарь Владимира Ивановича Даля объясняет это слово так: «Обрубок дерева, чурбан, баклуша, картонная или иная форма, колодка для обделки, расправления чего-то». В современном языке это ругательное слово. (Болван)
Подведение итогов, награждение победителей.

Рефлексия

«Мишень»
(участникам предлагается выстрелить 2 раза в любой из секторов мишени)
Проект решение педсовета:
1. Принять к сведению результаты тематической проверки по теме:
«
Работа с родителями воспитанников по вопросам патриотического воспитания дошкольников»  Воспитателям, всех групп, пропагандировать положительный опыт семей по патриотическому воспитанию детей.  Воспитателям групп, запланировать и провести совместные досуги, занятия с родителями и детьми к Дню Победы.  Провести смотр-конкурс среди воспитателей на лучшее оформление приёмной к Дню Победы.Ответственные: педагоги. Срок: май 2016г. 2. Провести консультации для родителей: «Где побывать с ребёнком», «Как провести свой досуг» Ответственные: педагоги. Срок до конца марта 2016г. 3. Провести конкурс, в старших и подготовительных группах «Я и посёлок». Условия конкурса: небольшие рассказы и фотографии детей и их родителей на фоне их любимых мест в посёлке, а также на фоне достопримечательностей. Ответственные: педагоги. Срок конец апреля 2016г. 4. Разработать план мероприятий с детьми и родителями по празднованию 71- годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Ответственные: ст воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели подготовительной группы. Срок: до 01.04.2016г. Содержательный компонент польза организация интерес

Период детства - особый этап возрастного развития, когда закладываются основные ценностные установки, которые будут расширяться, переосмысливаться и дополняться на протяжении всей жизни. На основе данных исследований, систематически реализуемых в течение нескольких последних лет, удалось выявить, что более 65% детей в возрасте 6–7 лет не могут рассказать ничего о своем городе, его культурных ценностях, не осведомлены о всемирно известных россиянах, гербе и флаге. В связи с этим возникла необходимость повысить результативность патриотического воспитания в детском саду посредством:

  • реализации целевых программ, которые должны быть сбалансированными и интересны для детей различных возрастных групп;
  • проведением совместных занятий с воспитанниками педагогом, музыкальным и физическим руководителем, администрацией детского сада и родителями;
  • формирования предметно-образного восприятия патриотических символов - позже они будут дополнены эмоциональной составляющей.

Патриотическое воспитание в детском саду: концептуальные особенности

В последнее время в системе отечественного дошкольного образования наблюдаются значительные перемены, спровоцированные повторяющимися кризисными явлениями в социально-экономической и культурной сферах жизни. Сегодня патриотическое воспитание в детском саду приобрело огромную значимость, поскольку нестабильность окружающей среды, которая стала привычной реальностью, во избежание утраты национальной идентичности русского народа требует возврата к вечным понятиям, как «род», «Родина», «родной край». Курс на включение нравственно-патриотического компонента в повседневный педагогической процесс в ДОУ уже закреплен на государственном уровне: изучение материала, позволяющего приобщить подрастающее поколение к вековым корням, уже проводится в рамках основных занятий, а не факультативов, как это было ранее, и есть все основания полагать, что эта тенденция будет расширяться далее через популяризацию региональных особенностей. В связи с этим особо актуальной становится задача выявления методологических оснований, определяющих содержание, порядок и особенности реализации патриотической составляющей в системе современного дошкольного воспитания.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ

В журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» представлены лучшие идеи образовательных проектов нравственно-патриотической направленности для ДОУ:
- «Герои Великой Отечественной войны в моей семье». Проект по нравственно-патриотическому воспитанию (на основе изучения фотоархивов)

- Проект по созданию мини-музея «Кукла в военной форме» (с рекомендациями по подбору материалов)

При наличии основных ориентиров педагогической работы по направлению нельзя не отметить, что в отечественной методологической науке до сих пор отсутствует целостная система нравственно-патриотического воспитания, хотя четко представлены четыре основных концепта (ориентация на социальное, коллективное воспитание, а также личностно-ориентированная модель и аналогичная модель с элементом самоорганизации). Появление различных концепций обусловлено общественным осознанием важности духовной культуры личности, что в свою очередь предопределяет необходимость выделения основных методических условий по реализации комплекса нравственно-патриотического воспитания в детском саду с учетом разработанных концепций.

Опираясь на требования ФГОС, традиции отечественной педагогики и особенности нового времени, воспитателям целесообразно стремиться к построению модели духовного развития малышей, отвечающей следующим требованиям:

  1. Процесс нравственного и патриотического воспитания следует ориентировать на полноценное развитие личности дошкольника. Этого можно добиться посредством реализации этнопедагогических идей, которые через приобщение к русским народным традициям способствуют становлению духовно богатых граждан, отличающихся стремлением жить интересами своего народа, уважительным и справедливым отношением к старшему поколению, заботой об окружающем мире, адекватной долей требовательности к себе.
  2. Воспитательная работа по становлению патриотизма должна носить комплексный характер, охватывать все виды деятельности дошкольника. Важно дать понять детям, что патриотизм - не просто абстрактное понятие, а повседневное проявление любви к своей стране, деятельности для ее блага. Педагогу стоит выстроить деятельность малышей таким образом, чтобы она соответствовала принципам регионализации образования и требованиям ФГОС - через расширение используемых методических материалов, разработку новых форм работы с детьми, организацию проектной, исследовательской, творческой совместной активности.
  3. Включение духовного, патриотического и нравственного компонента в практику дошкольного образования осуществляется посредством переход от образов и понятий, близких дошколятам, к более абстрактным. Так, чтобы осознать значимость и величие родовых традиций и культурных достижений, становление которых стало доступным благодаря вкладу соотечественников, малышам важно принять ценность своей семьи, мудрость советов предков, святость народных традиций.
  4. Деятельность, реализуемая для достижения ключевых целей нравственного-патриотического воспитания дошкольников по ФГОС , должна быть интересной для малышей и эмоционально насыщенной. Опора на чувственную сферу ребенка позволяет актуализировать внимание на объекте изучения, собственных поступках и действиях, развить чувство сопереживания и готовности к активному участию.
  5. Развитие патриотических чувств невозможно без коллективной деятельности, позволяющей каждому индивиду осознавать нормы поведения, особенности гражданских и социальных взаимоотношений. Приобщение детей к празднованию памятных дат, участию в мероприятиях нравственно-патриотической направленности помогает выработать формы поведения, советующие образу будущего сознательного гражданина, достойного продолжателя славных традиций русского народа.

Таким образом, педагогические условия организации деятельности по нравственно-педагогическому воспитанию включают в себя следование принципу «от простого к сложному», эмоциональную насыщенность предлагаемого дошкольникам материала, комплексность характера воздействия, которое должно быть направленно на всестороннее формирование личности в коллективной и индивидуальной деятельности.

Принципы нравственно-патриотического воспитания дошкольников по ФГОС

Патриотизм - абстрактное, сложное для восприятия понятие, во многом определяющее ценностное окружение человека к миру, осознание себя как гражданина и выстраивание соответствующей линии поведения. Вместе с тем, как и все другие чувства, патриотизм наравне с духовной нравственностью обретается самостоятельно, через индивидуальные переживания и осмысление действительности с учетом личностного компонента. Поэтому базисом является именно эмоциональная составляющая, позволяющая добиться глубинного осознания понятий.

Ребенок дошкольного возраста осознает Родину и свое место в ней, исходя из индивидуального восприятия семьи, своего окружения, места, где проходят дни беззаботного детства. Многие отечественные педагоги сходятся во мнении, что знакомство с родным домом, улицей, историей семьи - это первый этап воспитания гражданско-патриотических чувств. Обязанности воспитателя в ДОУ заключается в усвоении ребенком общих фактов о родителях, бабушка и дедушках, других родственников и их ценности в жизни ребенка. Таким образом, патриотическое воспитание в детском саду включает в себя следующие компоненты:

  1. Создание условий для того, чтобы ребенок мог ощутить себя полноправной личностью, маленьким гражданином нашей необъятной страны.
  2. Актуализация внимания малышей на их семьях как основных носителях традиций родной культуры.
  3. Знакомство с домами, в которых живут дошколята (от архитектуры до культурно-личностных особенностей), далее - с родной улицей и родным городом (селом, поселком) и его главными достопримечательностями, культурно-историческими местами.
  4. Знакомство с самобытностью родного края, государственной символикой.

Большое влияние на формирование у детей дошкольного возраста интереса к социальной жизни практика приобщения к российским традициям, праздникам - родительскому дню, дню города, Дню Защитников Отечества, Дню Победы, Дню Конституции. Последовательно перенимая модель поведения взрослых, малыши приучаются чтить почитать подвиги и память прошлых поколений, уважительно относится не только к членам своей семьи, но и другим детям из группы, воспитателям, окружающим людям.

Неотъемлемой составляющей нравственно-патриотического воспитание в детском саду является любовь к природе родного края, образы которой воспеты во многих произведениях народного искусства, более того - именно через отдельные образы (стихий, животных, растительности) порой открываются переживания доблестных защитников нашего Отечества. Развить в малышах стремление сохранять и приумножать богатства русской природы, остающейся неизменным символом родного края, - еще одна важная задача педагога, которую следует реализовывать, начиная с младшей группы, во время прогулок и национальных праздников, а также в комплексе патриотического воспитания.

Патриотическое воспитание в детском саду должно быть поделено на различные виды занятий, которые включают как целевую, так и базовую подготовку ученика. Планограмма работы может отличаться в каждом ДОУ, при этом ее составляют исходя из места проживания ребенка, особенностей города, региона, географического месторасположения и прочего. Все знания, полученные в процессе обучения, будут подкреплены более серьезными фактами уже в подростковом и взрослом возрасте.

Качество проведенных занятий и вовлеченность воспитанника в процесс познания своего отечества напрямую зависят от величины полученных знаний ребенком и его восприятием своей Родины в целом. Педагог должен понимать, что каждый ребенок - это личность, патриот и гражданин, который еще не знает о своей стране практически ничего. Обыденность проведения занятий нравственно-патриотической направленности должна в корне измениться, и поменять ее можно только наладив контакт с детьми.

Кто ответственный за нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС?

Патриотизм в детском саду - не проблема одного воспитателя. Актуальные предусматривают необходимость активного вовлечения в данный вид педагогической деятельности представителей семей и всех специалистов детского сада. Любой педагог должен и обязан производить нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, если обратное не указано в планах занятий. Организация патриотических праздников, беседы, тематические игры создают общее социальное настроение социума и ребенка нужно приучать к этому с детства.

Задействовать ребенка в гражданско-патриотической программе воспитания могут три категории людей:

  1. Педагоги в детском саду. Сюда относится не только воспитатель группы, но и психологи, музыкальные руководители и учитель физического воспитания.
  2. Администрация учебного заведения, представители административной части района, города или страны.
  3. Родители ребенка, после подготовки, лекции или родительского собрания в ДОУ.

Важный момент - целевые беседы с родителями ребенка. Так как многие программы (особенно это касается долгосрочных) рассчитаны на комплексное воспитание ребенка разными группами людей, необходимо подготовить мам и пап к предстоящим занятиям. В случаях, когда родители отказываются от участия в подобных мероприятиях, не хотят приходить на открытые уроки, сопровождать ребенка на экскурсиях по музеям и значимым местам города, следует постараться убедить их не показывать антипатриотического настроя своему чаду. Это можно сделать во время личной беседы, которая может сопровождаться показом презентации о важности нравственно-патриотического воспитания дошкольников по ФГОС , посредством вовлечения родителей в совместные мероприятия. Вместе с тем в полной мере оградить ребенка от влияния окружающих его людей не получится, поэтому нужно максимально лояльно выстраивать планы уроков и экскурсий, предоставляя малышу только общую информацию о темах, которые подлежат рассмотрению и изучению.

В вопросе выделения ответственных за нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения отдельное внимание следует уделить личностному влиянию педагогов на дошколят. Агитация несовершеннолетнего к какой-либо политической партии, манипуляция родителями через детей запрещена законами Российской Федерации. Несмотря на то, что все методические пособия для педагогов дошкольников составлены с учетом этого факта, инициатива воспитателя может исказить некоторые факты, что является правонарушением.

Тема политики в патриотическом воспитании должна быть изучена педагогами дошкольного образования досконально, ведь между этими двумя понятиями весьма тонкая грань, и переступить ее ни в коем случае нельзя. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает изучение таких фактов:

  1. Информация о политическом строе страны. Знакомство с политическим строем не обязательно к изучению, но рассказывать о том, что мы живем в демократическом обществе - обязанность педагога.
  2. Символика края, региона, города и страны. Основные символы страны, прописанные в конституции: флаг, герб и гимн должны быть известны каждому ребенку, который заканчивает ДОУ. Эти знания проверяются на аттестации дошкольников и позволяют определить уровень его социальной подготовки.
  3. Действующее правительство. Каждый ребенок должен знать имя президента и премьер-министра, уметь выделить их на фотографиях.

Именно эти факторы должны быть рассмотрены и изучены детьми с особой осторожностью, чтобы любая тема не затрагивала тематику политического влияния на несовершеннолетнего. Стоит понимать, что именно нужно рассказывать и показывать детям, чтобы полученная информация не вызвала негодование родителей и администрации детского сада. Во избежание конфликтных ситуаций на педсоветах по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС руководителям, ответственным методистам следует систематически затрагивать эстетический аспект педагогической деятельности по направлению, в случае выявления правонарушений, грозящих влиянием на личность ребенка с нарушением конституционного права выбора - проводить с воспитателями разъяснительные беседы.

Новые возможности для карьерного роста

Расширить знания по вопросам нормативного обеспечения педагогической деятельности, ведения успешной практики в дошкольной образовательной организации, психолого-педагогической культуры воспитателям поможет учебная программа «Компетенции воспитателя. Требования профстандарта и ФГОС» .

По итогам прохождения курса Вы получите диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Начните обучение бесплатно прямо сейчас

Формы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

Параметры реализации выбранной программы нравственно-патриотического воспитания дошкольников по ФГОС в основном зависят от типа учебного заведения, плана работ, места проживания и возрастной группы подопечных. Форма изучения не всегда должна быть игровой. Довольно часто более актуальными остаются всевозможные мероприятия, ярмарки или походы в музеи, но только при условии причастия таких тематических празднований к конкретным дням, событиям и прочему.

Современные способы подачи информации для ребенка могут быть разнообразными - от игры в города до рассмотрения национально-регионального строя в виде театральной постановки. Здесь важно, чтобы акцент был сделан на любви к родному краю, отечественным героям, природе, культуре малой Родины и страны. Говоря о конкретных формах уроков по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста можно выделить следующие виды занятий:

  1. Классические. Педагог рассказывает истории, аудитория случает и задает вопросы.
  2. Соревновательные. Здесь ключевыми могут стать детские викторины и повествовательные турниры.
  3. Публичные выступления. Семинары или конференции, дискуссии или интервью, которые проводятся в форме вопрос-ответ между детьми или родителями.
  4. Имитация деятельности. Деловые игры, ученые советы и прочее, где дети имитируют профессии или вид деятельности в виде подачи плановой информации.
  5. Мероприятия. Выступления, утренники, праздники с привлечением детей на главные роли, а также организация выставок и презентаций.
  6. Урок-фантазия. Сказки или фантазии педагога и учеников, составление историй с конкретными персонажами, повествования от лица сказочных или мультипликационных персонажей.
  7. Нетрадиционные и комплексные формы изучения - создание детско-родительских клубов, организация тематической художественной мастерской.

ФГОС не регулирует конкретную форму подачи информации, ее обязан определить сам педагог и только после изучения интересов учащихся и их родителей, путем советов или анкетирования всех участников предстоящих уроков. Вместе с тем неизменно актуальным для повышения эффективности педагогического процесса является внесение новаторских элементов, например, через реализацию проектно-исследовательского или поискового метода. Так, проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников по ФГОС , разработанный с учетом возрастного фактора, может предусматривать создание особого развивающего пространства в групповой территории, на базе которого можно организовывать индивидуальные и коллективные занятия, игровую деятельность и другие виды активности, направленные на последовательное ознакомление детей с особенностями отечественной культуры и традиций. К созданию такого необычного развивающего пространства, имеющего особый потенциал, можно привлечь родителей или самих дошколят, которые могут попробовать себя в роли декораторов. Не менее оригинальными решениями может стать сооружение импровизированного корабля (на нем можно путешествовать по разным местам или эпохам), народной избы или других аналогичных объектов с элементами интерактива, открывающими новые возможности для реализации программного содержания по нравственно-патриотическому воспитанию.

Подготовка занятий по патриотическому воспитанию в детском саду

Ежедневная педагогическая практика доказывает, что эффективность нравственно-патриотического воспитания в детском саду зависит от формы подачи материала, выбранного способа изучения, а также того факта, насколько предложенная тема интересна и близка малышам. Основная цель занятия - усвоение общей информации о родителях, детском саду, родном городе и стране в целом. Правильно и в полном объеме усвоить поданную информацию дети могут только при планомерно проведенных занятиях, на которых будет выбран лучший из возможных способов подачи.

В качестве примера можно рассмотреть краткосрочный проект «Воспитываем патриотов», в котором за основу взяты работы авторов Парамонова и Алешина. Задача - понятие праздника «День Победы», осознание понятия героизма и тягот, истории предков и прочее.

Несомненно, преимущество подачи информации в том, что дети относятся к старшей группе, уже прекрасно понимают многие темы и заочно знакомы с ней через родителей и воспитателей. Именно это сыграет здесь важную роль, ведь ребенок 6–7 лет может самостоятельно осознать многие термины, следовательно, обучающий процесс будет значительно ускорен. К примеру, аналогичный объем информации для средней и младшей группы не выйдет изучить за столь короткий срок, а план его реализации может затянуться на месяц или более.

В план работ по изучению патриотического базиса включены и другие немаловажные темы. Рассмотрение тематики безопасности напрямую относятся в ОБЖ, которая также является ключевым уроком для подрастающего поколения. Так, приурочив праздник, тематические выступления и лекции педагог сумеет закрыть несколько важных форматов, пройти важные к изучению темы и добиться максимального результата. Дополнительным удобством здесь может стать параллельное разделение работы между следующими группами людей:

  1. Воспитатели группы в составе нескольких педагогов.
  2. Музыкальный руководитель для проведения импровизированного или реального празднования с постановками, патриотическим песнями и прочим.
  3. Инструктор по физвоспитанию - для проведения соревновательной части, импровизации строевой подготовки и прочего.
  4. Медсестра. В части «Безопасности» с лекцией о первой помощи и наглядным пособием о работе медработников.
  5. Родители или представители родительского комитета - для похода к историческим памятникам, поздравления ветеранов, экскурсий городу.

Комплексная форма изучения патриотического события позволит не только добиться желаемого результата, но и создать оптимальные условия для их усвоения. Вдобавок педагог сможет закрыть и другие важные мероприятия, которые косвенно связаны именно с проведением торжеств, социальных, гражданских и патриотических праздников.

Глазкова Наталия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Староильдеряковский детский сад"
Населённый пункт: Д.Старое Ильдеряково, Аксубаевский район, Республика Татарстан
Наименование материала: статья (из опыта работы)
Тема: Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Дата публикации: 11.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Нравственно – патриотическое

воспитание детей дошкольного

возраста в соответствии с ФГОС

(из опыта работы)

Проблема нравственно-патриотического воспитания личности всегда была одной

из актуальных, а в условиях введения ФГОС ДО она приобретает особое

значение. Это связано с преобладанием материальных ценностей перед

нравственными ценностями в нашем обществе, у мальчиков искажено

представление о роли мужчины в семье, а девочки мало понимают о материнстве.

О необходимости нравственно-патриотического воспитания с яркой очевидностью

говорят наши дни.

Патриотизм – чувство нравственное. Оно формируется постепенно в процессе

накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к

близким, родному краю. Патриотическое чувство, чувство Родины… Оно

начинается с отношения к самым близким людям – матери, отцу, дедушке,

бабушке, брату, сестре. Ребёнок открывает Родину в семье. Это ближайшее его

окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «Родина». Развитие

любви и привязанности к дому – первая ступень нравственно-патриотического

воспитания детей дошкольного возраста.

Цели и задачи

Патриотическое воспитание в ДОУ проводится с целью воспитания любви к

отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям,

становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей

происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.

Поэтому для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и

взаимопонимания в семье;

Дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский

Развивать элементарные представления о дружеских взаимоотношениях

Пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству,

обычаям, традициям своего народа

Развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине

Формировать чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их

культуре и традициям

Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. В настоящее время

предлагается много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм

формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром

человека, его личными переживаниями. И задача педагогов сделать так, чтобы эти

переживания были яркими, незабываемыми.

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС определяет методы работы с

дошкольниками:

Обустройство патриотических уголков в ДОУ;

Организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение

музеев, выставок;

Организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования,

конкурсы);

Проведение тематических занятий на тему любви к Родине, чтение

соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов,

В своей работе я использую разнообразные методы и формы работы с учётом

возрастного мировосприятия детей;

Экскурсии и целевые прогулки;

Рассказы и беседы о родном крае, стране, её истории;

Наблюдение за изменениями в облике родного села, за трудом взрослых;

Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, патриотические песни о Родине);

Использование фольклорных произведений (пословицы, поговорки, игры

русские народные, сказки, песни, потешки, заклички);

Ознакомление с русским народным декоративно – прикладным искусством

(роспись, игрушки, вышивка);

Организация выставок и конкурсов;

Участие в общественных и народных календарных праздниках;

Участие детей в посильном общественно – полезном труде.

Торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам

Мероприятия по патриотическому воспитанию приурочиваю обычно к

празднованию соответствующих государственных праздников, таких как День

Победы, День защитника Отечества, Международный женский день.

При подготовке к проведению мероприятия дети узнают историю возникновения

праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается.

Например, при подготовке празднования Дня Победы можно провела акцию

«Подарок ветерану», выучили с детьми песни, стихотворения соответствующей

тематики.

При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется

понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи,

Родины, ее защитники.

Международный женский день посвящен формированию у дошкольников

семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи.

Традиционно мероприятия в этот день посвящены поздравлению мам и бабушек.

Накануне дети своими руками делают для них подарки, развивая свои творческие

способности.

Народные праздники

Для того чтобы дети воспринимали себя частью своего народа, они должны

проникнуться его устоями, понять его самобытность. Для этого в группе

организовываю беседы по ознакомлению с народным бытом, праздниками,

рассматриваем иллюстрации. Отмечаем народные праздники песнями,

хороводами, играми, хорошим настроением.

Празднование Масленицы всегда организовываем во время прогулки, участвуют в

них все дети ДОУ одновременно. Дошкольники знакомятся с историей

возникновения праздника, его сутью и символами. Основной символ Масленицы –

блины, к их изготовлению привлекаем родителей.

Светлый День Воскресения Христова за долгие годы не утратил своего

значения, и ежегодно отмечается с большим торжеством и радостью. Все

мы помним и ждем неповторимую атмосферу этого праздника, с его

непременными куличами и крашеными яйцами.

Свои символ есть и у

праздника Пасхи. Дети с интересом расписывают пасхальные яйца, с

удовольствием участвуют в играх с яйцами.

Одним из значимых и почитаемых праздников на Руси является Троица. В Троицу

земля, вода и лес – именинники. С давних пор люди прославляли и оберегали лес,

а больше всего народ любил березку – символ добра, любви и чистоты. Именно

русская красавица – березка является символом Троицы.

Через народные праздники мы знакомим детей с обычаями их празднования,

воспитывая

народной

культуре,

традициям,

уважение друг к другу, заботу о природе.

Спортивные игры

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание

физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является

неотъемлемой частью воспитательного процесса. Спортивные игры и конкурсы не

только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов,

укрепляют семейные узы и традиции.

Занятия по изучению государственной символики

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает знание

государственной символики страны. Для их изучения проводятся

соответствующие занятия-беседы.

Цель такого занятия привить детям гордость за свою страну, закрепить и

расширить знания о государственной символике, познакомить со значением

цветов флага и герба, сформировать простейшие географические знания о своем

крае, воспитать чувства уважения к флагу, гербу, гимну, а также привить

познавательный интерес к истории своей Родины.

Раскрытие темы малой родины

Любой уголок нашей Родины неповторим и по-своему самобытен. Важно

приобщить ребенка к красоте природы родного края, к его традициям и быту.

Одним из способов является посещение краеведческого мини-музея. Другим

методом познания родного края является проведение экскурсий, посещение

достопримечательностей.

Систематическая работа, проводимая в ДОУ, позволяет привить

дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его

особенностей развития и становления.

Патриотическое воспитание стараюсь осуществлять в тесном взаимодействии с

родителями:

Анкетирование; консультации (информация) для родителей;

Родительские собрания;

Совместные мероприятия с родителями;

Наглядная информация в раздевалке;

Выставки совместного творчества;

Участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада.

Работа по приобщению малышей к русской народной культуре еще не закончена,

но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты

проводимой работы положительные.