Открытое занятие по развитию речи в средней группе. План-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему: Конспект НОД в средней группе: «Поможем ежику подготовиться к зиме

Для занятия вам потребуется:

  • животные - фигурки, или мягкие игрушки, или их изображения;
  • игра "найди тень" - распечатать;
  • вата - "снег";
  • загадки (распечатать можно ниже);
  • рассказ "Как звери к зиме готовятся" (распечатать можно ниже).

Расставляем на ковре игрушки лесных животных (которые есть дома). Можно мягкие игрушки, можно резиновые или пласмасовые фигурки животных, можно также использовать картинки.

Проводим наблюдение за природой (через окошко):
На дворе осень - на улице пасмурно, ветрено, небо затянуто серыми облаками, с деревьев облетели последние листочки, вспоминаем, что на улице почти нет насекомых - они все попрятались от холода. Скоро придет зима, выпадет первый снег и на улице станет еще холоднее и меньше корма для животных. Предлагаем ребенку пойти в лес и узнать, как готовятся животные к зиме.
Приходим на "полянку", где расставлены животные леса - ежик, лиса, заяц, медведь, волк и др.

Предлагаем ребенку отгадать загадки и узнать, какие дикие животные живут в лесу. Ребенок показывает отгадку - игрушку-животное.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
(Лиса)

Он зимой в берлоге спит,
Потихонечку храпит,
А проснётся, ну реветь,
Как зовут его? - …
(Медведь)

Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)

Кто по соснам и по елям
Ловко скачет, ветки гнёт,
Видит, шишки где поспели,
И себе в дупло несёт?
(Белка)

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех …
(Волк)

Вот построил он плотину,
Надо веточек и тину –
Строит всё без топора,
Будет домик у … .
(Бобра)

В день осенний, в день пригожий
На колючий шар похожий
По лесной тропинке шел,
На полянке гриб нашел.
А грибы - я вам скажу -
Очень нравятся....
(Ежу)

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
(Мышка)

Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)

Из коробочки разбрасываем "снег" - вату, рассказывая стихотворение "Первый снег" И. Бурсова или любое другое:

Посмотрите-ка, ребята,
Все вокруг покрыла вата!
А в ответ раздался смех:
- Это выпал первый снег.
Не согласна только Люба:
- Это вовсе не снежок -
Дед Мороз почистил зубы
И рассыпал порошок.

Вот и выпал первый снег! Скоро наступит зима. Звери вы готовы к зиме? Кто как готовился?
Читаем сказку из "Лесной книжки":



Проводим беседу по сказке. использую игрушки животных:
- Как готовится белочка, заяц к зиме?
- Как будет спасаться от холода ежик, медведь?
- Что будут делать зимой лиса и волк?
и т.д.

Затем проводим пальчиковую гимнастику:

Мальчик-пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
зайку, ёжика в иголках,
встретил белочку, лисичку,
встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
всяк меня благодарил.
(загибаем пальчики при перечислении)

Играем с игрушками или их изображениями в игру "Что изменилось?":
Расставляем игрушки в ряд, просим ребенка закрыть глаза и убираем одну игрушку. Ребенок открывает глаза, говорим, что одно животное убежало, просим вспомнить кто.
Играем 4-5 раз.



Дане так понравилось, что он решил поиграть еще, только на этот раз должна была угадывать кто спрятался мама):



Затем можно поиграть в игру "Найди тень":



Я думала на этом мое занятие и закончится, но Дане хотелось чего-то еще, поэтому мы решили сделать норку для ежика. Но если ваш ребенок устанет, лучше сделать норку в следующий раз.
Для этого нам потребуется: картон (у нас он из-под баночек детского пюре), ножницы, клей или скотч, ну и конечно сам ежик.

Склеиваем картон в виде тунельчика, хорошо бы сделать еще заднюю стенку, но я делала на скорую руку, поэтому у нас норка с 2-мя выходами.
Облепляем картон пластилином - размазываем его (а это отличная тренировка нашим пальчикам).



Облепив картон пластилином - прилепляем листочки, веточки, крышечки от желудей, ягодки рябинки (к сожалению, все что у нас осталось от природного материала, это немного листиков, хотелось конечно сделать еще красивее, но больше украшать было нечем, потому что на улице уже грязь и выпал первый снег, поэтому как-то так).
Вот и всё! Норка ежика готова и он может всю зиму спать спокойно.



И тут Даня решил, что пошёл снег).

- Все животные готовы к зиме: кто шубку с летней на зимнюю поменял, кто запасы сделал, а кто спать будет. А у ежика даже норка готова.
Прощаемся с животными и "уходим".


Развитие речи и знакомство с окружающим миром
О чем рассказал ежик

Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает непоседа-белка. Собирает орехи, желуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, а если найдет на земле грибок, сорвет его и повесит сушить на дереве - зимой ей это очень приго­дится. Целый день работает белка и все посматривает на со­седа - старого ежа, который к осени ленивым, неповоротли­вым стал, мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберется в сухие листья да дремлет. «Что-то ты, еж, совсем разленил­ся? - спрашивает белка. - Почему к зиме не готовишься, еды не запасаешь? Зимой есть нечего будет». Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке, так тихо, что я не расслышала. Что еж сказал белке? Почему засмеялся, услышав ее вопрос

Лексическая тема "Животные готовятся к зиме"

пальчиковые гимнастики, потешки и плакат
тематическая картинка с животными в лесу
печатные следы животных для игр и декора
карточки "Животные России"
карточки "Лесные зверята"
Логика и математика

"Угадай по тени" (Кто что ест?) дид. игра для детей 3-5 лет




карточки с белочками и цифрами от 1 до 20
счётные карточки с белочками и листочками от 1 до 20
игра-бродилка
математическая игра с кубиком (grid game) "Орешки для белочки"
математическая настольная игра с морковками:


красивая игра мемори
математическая игра с белочками и желудями
очень красивые печатные материалы из блога http://lavieenclasse.eklablog.com/:
pdf

красивое лото с дарами осени белочкой и ёжиком

домино
домино с орешками и белочками от 0 до 6
белочки и счётный материал; орешки и жёлуди 0-6
+См. печатных цветных заданий
Подготовка руки к письму
красивые раскраски (шаблоны для поделок): лисёнок, медвежонок, енотик, лосёнок
занимательная раскраска "Поиграем с бельчонком"





Поделки и рисование:









бумажная белка с еловой шишкой и ёж с иголками из сосновой хвои
бумажная белка из цветного картона
ёж из бумажной тарелочки для тренировки в вырезании иголочек-бахромы
ёж с припасами из бумажной тарелочки(без шаблона)
шаблон бумажной конструкции "Белочка"
гирлянды с белочками, ёжиками, осенними дарами на окно или для украшений помещений
для гирлянды с белками и желудями
подвеска с белочкой и ёжиком
красивый шаблон белочки
мандалы- раскраски с животными :



отсюда

шаблон
Бежит ежик - тупу-туп,
Весь колючий, остер зуб!
Ежик, ежик, ты куда?
Что с тобою за беда?

После этих слов все останавливаются. По сигналу к ежу подходит один игрок и говорит:
Ежик ножками туп-туп!
Ежик глазками луп-луп!
Слышит ежик - всюду тишь,
Чу!.. Скребется в листьях мышь!

Еж имитирует движения: осторожно ходит, прислушивается. Мыши в это время бегают за кругом. Ведущий говорит:
Беги, беги, ежик,
Не жалей ты ножек,
Ты лови себе мышей,
Не лови наших детей!

Мышки бегают по кругу, выбегая и за круг. Еж их ловит (пятнает). Игроки быстро приседают и опускают руки. Мышка поймана: она в мышеловке. Таким образом игра повторяется несколько раз.
Правила игры . Все действуют точно в соответствии с текстом. Еж пятнает мышей, слегка коснувшись их рукой. Запятнанная мышка сразу выходит из игры.

Кулинария


Закусочный ёж
Красивая идея угощения!

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы
Тема: Дикие животные. Работа над рассказом М.М.Пришвина «Ёж».
Цель: Расширение и углубление представления детей о диких животных, пробуждение интереса к творчеству писателя М.М. Пришвина.
Задачи:
Уточнить, углубить и систематизировать знание о природе, полученные детьми при знакомстве с писателями натуралистами, их творчеством.
Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления.
Развивать и совершенствовать диалогическую речь детей, прививать навыки культурного общения: учить внимательно и доброжелательно слушать обращенную к ним речь воспитателя и товарищей, не перебивать собеседника.
Закреплять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.
Предшествующая работа:
Рассказ воспитателя о писателе М. М. Пришвина.
Чтение произведений М.М. Пришвина детям: «Лисичкин хлеб», «Журка», «Еж» и другие
Беседа с детьми по серии «Картины из жизни диких животных» .Дидактические игры: «Птички на кормушке», «Угадай правило», «Человек и природа», «Какое время года?».
Ход НОД
Приветствие «Здравствуй!».
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю.
Я вас всех приветствую.
1. Воспитатель:
- Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Готовы?
-Сегодняшний день не будет для нас потерянным, ведь мы отправляемся в путешествие по лесу.
- Начинаем наше путешествие.
- Присаживайтесь на стульчики. Закройте глаза, расслабьтесь, представьте себя в каком-либо уголке природы: в лесу, в поле, на лугу или возле воды. Постарайтесь услышать и понять, что вы чувствуете, какие запахи вас окружают, какие звуки. Дети открывают глаза.
- Какое у вас настроение?
Просмотр на экране презентации «Дикие животные».
Воспитатель на экране показывает картинку, где изображен лес и ежик весь всухих листьях.
– Ребятки, смотрите на экран, кого мы видим? – Это ежик.
– Ежик какой? – Ежик маленький, игольчатый.
– Что делает ежик? Почему он на спине таскает сухие листья?
– Ежик готовится к зиме.
– Правильно, он теплый дом на зиму себе готовит.
– Как называется домик ежика? – Нора.
– Для чего ему теплый домик? – Ежик зимой спит.
– Да, ребятки, если мы в зимний лес пойдем, то ежика не увидим.
Он спит.
2. Загадка:
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. Кто это?
– Это медведь. (Показывает игрушку или картинку.)
– Медведь какой? – Медведь большой, сильный.
– Шуба у медведя какая? – Шуба теплая, коричневая.
– Ребятки, что любит медведь? – Медведь любит мед, ягоды, особенно малину.
– А зимой он ест ягоды, мед? – Нет.
– Что тогда делает медведь? – Медведь зимой спит.
– А где медведь спит всю зиму? – В берлоге спит.
– Да, медведь всю зиму спит берлоге. Он тоже, как и ежик, к зиме
готовит себе теплый домик – берлогу.
– Если мы пойдем в лес, мы встретим медведя? – Нет, не встретим.
3. Игра «Дети и медведица».
Дети располагаются за стульчиками – в домиках. На другом конце зала подкустом спит медведица. Под слова воспитателя дети начинают игру:
Дети в лес пошли гулять,
Стали бегать, прыгать, плясать!
(Дети бегают легко на носочках.)
Ножками, ножками топать (топают),
Ручками, ручками хлопать (хлопают).
А в лесу медведица спит,
Под кусточком сладко храпит! (Дети останавливаются и замирают.)
Только шум она услыхала (просыпается),
Вмиг проснулась и закричала:
«Ого, кто здесь спать мне мешает?
Кто в лесу громко гуляет?
Я того сейчас поймаю,
Зарычу и напугаю!»
Дети приседают и закрывают глаза руками («прячутся»). Медведица
(воспитатель с игрушкой) ходит между ними, высматривая того, кто шевелится.
А потом говорит: «Я же добрая, не злая, никого не напугаю! Где же вы детишки,
детишки-шалунишки?». Ребята встают, открывают лица и кричат: «Мы здесь!».
4. Дидактическая игра «Кто где живет?».
Воспитатель ставит на стол (или на магнитную доску) картинки: берлога, нора, лес, кусты, дупло, логово. Показывает картинки диких животных, потом переворачивает их. Дети подходят, берут одну карточку,
называют животных: «Это лось. Лось живет в лесу», «Это медведь.
Медведь живет в берлоге», – и ставят к соответствующему жилищу.
5. Физминутка. «Ежик и мыши».
Ходит ежик по дорожкам (поочередно вытягивают руки вперед),
По лесу, по лесу,
Любит рыться
В старых листьях (скребут пальцами по коленям),
Колется, колется
(указательными пальцами производят тычки по всему телу).
Уж я ежику-ежу (складывают руки «палочкой»)
В поле тропку покажу (протягивают руки вперед),
Где катают мышки,
Еловые шишки (протирают ладошки друг о друга).
6. Игра «Кто это?».
Воспитатель вызывает одного ребенка, говорит ему на ухо название
одного животного (например, волк). Дети называют диких животных,
пока не назовут заданное слово.
– Это лиса? – Нет, не лиса и т.д.
7. Чтение рассказа М.Пришвина «Ёж». Беседа по содержанию.
- Как познакомился герой рассказа с ёжиком.
- Что случилось с ёжиком.
- Почему герой рассказа забрал его домой.
8. Итог.
Вот сегодня закончилась наша путешествие, пойдемте в детский сад. До свидания, лесные жители!

Конспект открытого занятие

по развитию речи

«Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек»

Средняя группа

Подготовила и провела воспитатель Шкурина Марина Александровна

Октябрь 2013 года

Программное содержание

Цель:

· приобщать детей к восприятию поэтической речи;

· продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу);

· активизировать словарь детей;

· продолжать учить отвечать на вопросы полными ответами;

· вызывать в детях желание рассказывать стихи;

· развивать слуховое внимание;

Предварительная работа

1. Познакомить детей со стихотворениями об осени, рассмотреть иллюстрации на соответствующую тему.

2. Заучивание стихотворений об осени.

3. Составление описательного рассказа вместе с воспитателем.

4. Разучивание музыкальной физминутки

Оборудование

Мультимедийная система, две разные игрушки ежики, корзина яблок, воздушные шарики на всех детей.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель под песню об осени заводит детей в музыкальный зал. Дети садятся полукругом напротив мультимедийного экрана.

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А кто мне скажет, какой праздник мы недавно отмечали? (Праздник осени!). А как можно определить, что наступила осень?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы!

Раздаётся стук в дверь. Возле двери сидит серенький ежик с яблочком (игрушка). Он здоровается с ребятами и гостями. Ежик признается детям, что он пришел к ним гости из леса. Хвалит детей за то, что они знают, как ежики готовятся осенью к зиме. Он просит детей немного порадовать его перед зимней спячкой и рассказать ему стихи об осени, т.к. он очень их любит слушать.

Дети рассказывают стихи про осень.

Ежик благодарит детей за то, что дети порадовали его своими стихотворениями и просит детей поиграть с ним.

Дидактическая игра «Приготовь ежика к зиме»

Ежик благодарит детей за интересную игру и хочет немного «размяться» вместе с детками.

Музыкальная физминутка «Головой мы покиваем»

После физминутки ежик признается, что он пришел в гости к ребятам не один. С ним пришла и его сестренка, только она очень застенчивая и стесняется выйти к ребятам. Дети вместе с воспитателем находят сестренку (розовый ежик с сердечком) среди других игрушек.

Сестренка (расстроенная) рассказывает детям, что у них дома нет зеркала и они не знают, чем же они похожи с братом и чем отличаются и просит детей рассказать о их сходстве и различии.

Описательный рассказ детей о ежиках (по подражанию педагогу). Об их сходстве и различии.

Ежики благодарят детей за их рассказы и говорят, что пришли к деткам со своим сюрпризом и просят воспитателя поставить их любимую песенку «Маленький ежик, четверо ножек…»

Показ песни-клипа на мультимедийной системе.

Затем, ежик-братик сообщает о том, что у них для ребят не только сюрприз, но и подарки приготовлены и дарит детям корзину яблок, а ежик-сестричка дарит детям воздушные шарики. Ежики говорят, что им уже пора в лес и прощаются с ребятами.

Воспитатель и дети: До свидания, ежики! Счастливого пути!

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста около своих столов и послушайте меня! Ежики пришли к нам из леса. Как вы думаете, как ежики разговаривают друг с другом. (Правильно фаркают). Давайте пофыркаем как ежики.

Артикуляционная гимнастика «Ежики»

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо фыркаете, как настоящие ежики

Итог занятия:

Оценка работы детей.

Кто к нам приходил в гости?

О какой помощи просила ежик-сестренка?

В какую игру играли?

Позовем еще ежиков в гости?

Цель:
развитие сенсорно - математических представлений у детей младшего дошкольного возраста
Задачи:
Закреплять понятие большой - маленький, один - много.
Продолжать учить основные цвета - красный, желтый, зеленый.
Учить отвечать на вопросы, сравнивать, анализировать.
Развивать память, внимание, логическое мышление.
Воспитывать желание помогать ежику.

Данное пособие можно использовать как для закрепления знаний, так и для ознакомления с новым материалом. В совместной и индивидуальной непосредственной деятельности с детьми, а также в самостоятельной деятельности детей.
Ежик изготовлен из бархатной бумаги, наклеенной на плотный картон. Листья, грибы и яблоки сделаны из пористой резины (фоамиран). С обратной стороны приклеены кусочки бархатной бумаги или наждачной бумаги. Пособие можно изготовить по предложенной выкройке.


Детали к игре можно добавлять в зависимости от поставленных задач и возраста детей.
Ход игры:
Читаем детям стихи и предлагаем выполнить задания.

  1. Протоптал немало стёжек
По лесам колючий ёжик.
Он трудился не напрасно-
Делал на зиму запасы.
Пусть морозы не страшат
Ни ежиху, ни ежат!
А. Гришин
Предложите детям помочь ежику собрать на зиму запасы:
Одно большое яблоко, много маленьких; один маленький желтый лист, много желтых больших листочков; одно яблоко красное, одно желтое или зеленое; один гриб большой или один маленький, или много маленьких грибов; или другие варианты.
  1. Ходит ёжик по тропинке
За грибами без корзинки,
А зачем ему корзинка,
Если есть в иголках спинка?
О. Малиновская

Варианты игры:
1.Просим детей помочь ежику. Помоги ежику собрать грибы: большой и маленький; много маленьких.
2. Педагог сам «дает» грибы ежику. Спрашиваем у детей: сколько маленьких грибов? Сколько больших?
3. Что ты ежик делаешь
прямо на виду?
Собираю яблоки
у тебя в саду
Т. Скворцов

Варианты игры

1.Помогите ежику собрать яблоки:

Одно большое, много маленьких; красное; желтое; зеленое; маленькие яблоки; большие яблоки.

2.Можно самому прицепить яблоки на ежика и задать вопросы:

Какого цвета яблоки на сине у ежика; сколько яблок? (один, много); покажи большое или маленькое яблоко.

3.Ёжик колкий весь в иголках

Шёл от ёлки тоже колкой.

Нёс для дома листья.

На колючках жёлтых кучку.

Лист, солому всё для дома.

Дом построю дверь закрою.

Да в кроватку и спать сладко.

Лишь весною дверь открою.

Варианты игры

1.Помоги ежику собрать листья, дай ежику листочки:

разные по цвету; по величине; много; один.

2.На сине у ежика листья. Какие листья несет ежик:

по цвету, по размеру.