Открытое занятие по гражданско-патриотическому воспитанию на тему "мы россияне". Конспект занятия для детей старшего возраста по гражданско-патриотическому воспитанию на тему: «Наш дом - Россия Занятие по гражданско патриотическому воспитанию школьников

Альбина Бабашева
Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Мы - россияне»

Конспект по гражданско-патриотическому воспитанию детей в старшей группе: Составила: воспитатель МДОУ «Детский сад №25», г. Кириши, Бабашева А. Я.

Тема: «Мы – Россияне»

Цель : Систематизировать и обобщить знания детей о России, и развивать их в процессе совместной деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

Познакомить детей с государственными символами России (флаг, герб, гимн, с символическим значением цветов государственного флага России;

2. Развивающие:

Продолжать развивать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым предложением.

Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение.

Развивать детскую самостоятельность и инициативу, дружеские взаимоотношения и сотрудничество со сверстниками.

3. Воспитательные:

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к государственным символам;

4. Коррекционные:

Развитие тонкой моторики руки с помощью пальчиковой гимнастики;

Интеграция образовательных областей:

1. Познавательное развитие (доминирующая область).

2. Речевое развитие.

3. Художественно-эстетическое развитие (рисование.)

4. Физическое развитие.

Предварительная работа:

Создание уголка по гражданскому воспитанию; проведение познавательных занятий по знакомству с флагом, гербом России;

Беседы о дружбе;

Чтение художественной литературы, Н. Виноградова «Моя страна Россия», пословицы и поговорки о Родине;

Рассматривание иллюстраций с изображением Москвы – столицы России, открыток с видами разных городов России, фотографии и альбомов родной природы (растения, животные и деревья);

Прослушивание аудио запись гимн России.

Пособия и материалы: географическая карта России, глобус, флаг России;

раздаточное: альбомные листы, цветные акварельные мелки.

Словарная работа: Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, древка, Георгий Победоносец.

Ход занятий.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть набор демонстрационного материала Государственной символики России.

Воспитатель (загадывает) загадку о Родине;

Здесь родился и живёшь,

Уезжаешь-скучаешь.

Как зовут это место,

Ты знаешь? (Родина.) (ответы детей.)

Воспитатель обращает внимание детей на доску, где висит географическая карта России и предлагает рассмотреть ее.

Воспитатель. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о нашей большой прекрасной Родине. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия – единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Кто знает, где расположена наша страна на карте? (ответы детей, если затрудняются, необходимо помочь).

Как вы думаете, что такое Родина? (ответы детей.)

Воспитатель. Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.

Воспитатель и дети читают стихотворение:

«Наша Родина большая», В. А. Степанов.

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы….

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Воспитатель. Ребята, кто запомнил, как называется страна, в которой мы с вами живём? (ответы детей.) Россия.

Воспитатель. Правильно, значит мы с вами Россияне.

Воспитатель. Ребята, кто помнит, что такое отличительный знак государства? (ответы детей).

Каждая страна имеет свой флаг, герб и гимн. Они являются государственными символами.

Герб – это отличительный знак государства.

Его изображают на флагах, печатях, монетах и на важных документах.

Использование ИКТ (проектор, ноутбук).

Задание № 1. (слайд №1)

А теперь предлагаю найти наш российский герб среди гербов других стран. Обозначьте его расположение. (Первый с лева, в нижнем ряду).

Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея).

Звучит гимн РФ.

Дети обращают внимание на мелодию, и вспоминают ее.

Ребята, давайте вспомним, что это за мелодия, песня? (ответы детей).

Перед началом торжественных мероприятий, соревнований, игр, звучит главная песня страны. Это Гимн и его нужно слушать стоя, молча, проявляя уважение. Прошу всех встать.

После гимна вместе с детьми рассматриваем гос. Флаг.

Воспитатель.

А теперь задание на сообразительность. Использование ИКТ. Слайд №2.

Я предлагаю вам выбрать на слайде среди разных флагов российский флаг, определите его положение (ответы детей).

Российский флаг – символ доблести и чести российского народа.

Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, самолетах, жилых домах в дни государственных праздников).

Государственный Флаг не должен касаться земли, его нельзя переворачивать, к нему нужно относиться с уважением. Наш государственный Флаг имеет три равноценные полосы: (белый, синий и красный).

Вспомните, что означает белый цвет флага? (мир и чистоту совести).

Что означает синий цвет флага? (верность и правду).

Что означает красный цвет флага? (мужество и отвагу).

Динамическая пауза . Ребята давайте вспомним игру, которую мы учили вчера. Кто помнит?

«Мы –Россияне».(пальчиковая игра)

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

(хлопок, кулачок)

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

(поочерёдно загибать пальчики)

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

(сгибать, разгибать пальчики)

Итог занятия:

Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру, я буду говорить предложение, а вы его закончите.

Наша страна называется…. Россия.

Граждане России называются…. Россияне.

Столица России – город …. Москва.

Самая известная река России…. Волга.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю в раздевалку, повесить Российский флаг и гимн России. Кто хочет мне помочь? (ответы детей). Тогда давайте я буду печатать текст гимна, а вы нарисуете флаг! (ответы детей). (ответы и предложения детей). Дети могут предложить каждый нарисовать флаг, или коллективную работу.

(дети рисуют пастельными мелками).

Публикации по теме:

МДОУ №29 – детский сад «Брусничка» Открытое занятие по гражданско-патриотичскому воспитанию детей старшего дошкольного возраста через.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Мой город» в старшей группе

Программное содержание:
- Формировать представления о родном городе Кумертау
- Закреплять знания о флаге,гербе России и Республики Башкортостан
- Познакомить с флагом и гербом города
- Воспитывать чувство патриотизма,любви к родному городу
- Познакомить детей с достопримечательностями города
- Развивать воображение и стремление изобразить в рисунках свой двор
- Формировать умение работать в коллективе
Оборудование: мультимедийная система, слайд шоу с достопримечательностями города, аудиозапись со звуками города, рисунки детей.
Раздаточный материал: клей, ватман; изображения машин, дворов, деревьев.
Предварительная работа: рисунки детей и родителей на тему «Мой двор».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель : Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.Дети рассаживаются за столы.
Ребята для вас приготовила вопросы.
Итак первый вопрос.
1.Как называется наш детский сад?
Дети: "Золотая рыбка"
2. В каком пасёлке мы живём?
Дети: п. Пятки
3. Наша страна называется...
Дети: Россия
4. Мы живем в городе….
Дети: Кумертау
5. Какие улицы нашего города вы знаете…
Дети: ул.Ленина, ул.К.Маркса,ул.Гафури.
6. На какой улице находится наш детский сад?
Дети: ул.Молодёжная
7. Я живу на улице…..
Дети: ул.Ватутина,ул.Шоссейная.
Послушайте, кто-то стучится к нам.Кто бы это мог быть?
Дети: кукла,почтальон.
Воспитатель открывает дверь,а там Степаша.
- Ребята, посмотрите, это же Степаша. Он пришел к нам в гости из своего города. Давайте с ним познакомимся (дети по очереди называют свое фамилию, имя) .
Воспитатель: Молодцы! Ребята Степаша нам предлагает сыграть в игру «Что? Где? Когда? ». Согласны?
Дети: да!
Воспитатель: - Уважаемые игроки, позвольте представить вам вашего соперника – это Степаша, который будет задавать вам вопросы.
Первый конкурс «Разминка».
- Сейчас вам нужно прочитать стихотворение о родном городе громко и выразительно.
1 ребенок.
Люблю я город свой,
Люблю я край родной,
И рада,что живу я тут,
Где новых все открытий ждут.
Наш город расцветает,
Как будто он живой.
И каждый гость пусть знает,
Про город наш родной.
2 ребенок.
Мы живем, мы растем
В нашем городе родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живет!

Пусть растет!
Городок наш скромный!
- Молодцы! Все справились с первым конкурсом.
2.
Перед вами лежат конвертики вам необходимо из предложенных символик выбрать герб г. Кумертау (в конверте различные гербы и флаги городов Республики Башкортостан) .
Воспитатель : А теперь посмотрите на экран и сравните, правильно ли вы выбрали герб.
(слайд с гербом Кумертау)
Воспитатель : Что означает треугольники в гербе?
Дети: бурый уголь.
Воспитатель : Какая птица нарисована на гербе и что она символизирует?
Дети: Сокол-сапсан,означает башкирскую степь в которой построен наш город.
Физминутка
Утром рано мы встаём,
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)
- Молодцы. Отдохнули хорошо. Продолжаем игру.
3. «Загадочная викторина».
- Уважаемые игроки, вам выпал счастливый сектор «Загадочная викторина». У вас появилась возможность отгадать мои загадки.
1. Отгадайте-ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов. Того мы приглашаем в зал,
Что называется… (вокзал)

2. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- … (почта)

3. Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую… (больницу)

4. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад
Что же это... (детский сад)

5. Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем… (магазине)
- Молодцы. Все загадки отгадали.
4. Конкурс «Угадай что изображено»
Просмотр слайд шоу, рассказы детей о знакомых местах (рассказы детей дополняются рассказом воспитателя) :
1 слайд
Воспитатель: что нарисовано ребята?
Дети: парк Гагарина,в котором мы любим гулять и зимой и летом.Здесь проводят праздники.Есть разные карусели и качели.
2 слайд- вечный огонь.
Дети: вечный огонь.Его установили в память о победе в Великой Отечественной Войне.Перед Вечным огнём отмечают День Победы.
3 слайд- площадь советов.
Дети: городская площадь.Здесь стоит здание администрации.В самом центре стоит памятник Ленину В.И. На площади проводятся праздники: новый год, первомайское демонстрация,бал выпускников.
4 слайд- памятная стелла вертолетостроению.
Дети: стелла вертолету. Посвещен строителям крылатых машин.
5 слайд- стадион "Шахтёр"
Дети: стадион Шахтер.Назвали в честь шахтеров.
- Молодцы. Вы очень хорошо рассказали о своем городе.
5.Игра «Можно - нельзя».
Дети встают в круг.
- Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Хлопок- правильно, руки вниз - нет.
Переходить улицу на красный свет.
Рвать цветы на клумбе.
Любоваться цветущей клумбой.
Сажать деревья и цветы.
Бросать фантики от конфет.
Переходить дорогу на зеленый свет светофора.
Кричать, шуметь в общественных местах.
Разговаривать в спокойном вежливом тоне.
6.Проблемная ситуация.
Воспитатель: Дети, Степаша плачет. Что случилось?
Ребята, он мне сказал, что плачет из-за того, что в его городе нет таких красивых мест, дворов, площадок. В городе, где живет он с друзьями, ему скучно. Как вы думаете, мы сможем ему помочь?
Дети: да.
Воспитатель : Посмотрите на город Степаши. (Вывешивается ватман с изображением дороги и солнца). Как вы думаете, чего здесь не хватает, чтобы наш гость был счастлив?
Дети: домов,машин, детских площадок.
Воспитатель: Мы сможем ему помочь?
Дети: да сможем.
7. Коллективная работа . Город для Степаши.
Дети берут готовые шаблоны (фонтаны, здания, детские площадки, деревья,машины) и наклеивают на ватман.
8.Итог занятия.
Воспитатель: Степаша, посмотри, ребята нарисовали свой любимый двор, где они живут.
Степаша благодарит детей и интересуется, что им понравилось сегодня больше всего.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали на мои вопросы. Я вижу вы знаете и любите свой город, в котором вы живете. Я поздравляю вас с победой и вручаю всем игрокам вот такие эмблемы нашего города.(Детям одеваются эмблемы «Кумертау»).

Храмцова Татьяна Андреевна
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад компенсирующего вида №32
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2019-12-10 Занятие в подготовительной группе по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы – россияне» Храмцова Татьяна Андреевна МБДОУ - детский сад компенсирующего вида №32 занятие по патриотическому воспитанию

Занятие в подготовительной группе по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы – россияне»

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов; воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства.

Оборудование и материалы : изображения герба и флага; полоски белого, синего, красного цветов; фото В.В. Путина; презентация « Достопримечательности Москвы»; гимн России.

Ход занятия

Воспитатель. Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Много чудесных стран на земле, везде живут люди, но Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

– Как вы думаете, что такое Родина? (Родина – значит родная сторона, место, где мы родились, где мы живем. Это Отчизна, Отечество. Родина у человека одна)

А сейчас стихотворение о Родине.(читают дети).

Песня В.Степанов

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

– А сейчас мы поиграем.

Игра называется «Я начну, а ты закончи».

Я буду говорить предложения, а вы их закончите.

Наша страна называется….. Россия.

Граждане России называются…. Россияне.

Столица России – город …. Москва.

Самая известная рек России…. Волга.

«Пословицы о Родине».

1. Нет в мире крашеРодины нашей .

2. Человек безРодины ,что соловей без песни.

3. Береги землю родную,как мать любимую.

4. Тот герой,кто заРодину горой .

5. Одна у человека мать,и одна у негоРодина .

«Государственные символы»

В каждом государстве есть свои государственные символы.

– Какие государственные символы России вы знаете? (герб, флаг, гимн)

Что такое государственный гимн? (главная песня страны, исполняется в особо торжественных случаях, слушать её надо стоя, проявляя уважение)

– Где можно увидеть российский флаг? (на государственных зданиях, кораблях, жилых домах в дни государственных праздников)

– Что изображено на нашем гербе? (золотой двуглавый орёл со скипетром и державой, на щите изображен Георгий Победоносец, он копьем поражает змея).

«Флаг России».

Посмотрите на флаг,на нём три горизонтальныеполосы :Белая,синяя и красная. Что же означает белый,синий и красный цвет?

Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души,

Синий -верность и правду,

Красный – отвагу и любовь.

Ребята, вы должны соответствовать этим символам,стараться быть дружными,честными и отважными,любить своих близких и своюРодину .

А сейчас давайте поиграем. – Д. И. «Собери флагРоссии».

Работа с цветными полосами. Дети собирают флаг в правильной последовательности.

«Города России»

– Россия – самая большая страна в мире! В России свыше тысячи городов, очень много сёл, деревень. Назовите города, которые вы знаете (ответы детей).

Воспитатель :В каждой стране есть главный город- столица. Как называется главный город России ?

Дети : Москва.

Давайте найдем главный город России на карте……….

Молодцы..

А сейчас, я предлагаю вам полюбоваться красотами главного города России.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Достопримечательности МОСКВЫ».

Воспитатель : Москва – столица нашейРодины , это один из самых красивых городов страны. Она отличается от других городов тем,что там работаетРоссийское правительство ,президент. Он руководит жизнью страны.

Как зовут президентаРоссии ?

Дети :В. В. Путин.

Физкультминутка.

Вместе по лесу идём .

Вместе по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)
Тысяча цветов вокруг! (Потягивания - руки в стороны.)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка, клевер.
Расстилается ковёр
И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот - правой ступни левой рукой.)
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх.)
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели. (Дети садятся.)

Воспитатель : СимволомРоссии является -Гимн .

ГимнРоссии – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется на всех государственных праздниках и торжественных мероприятиях,а так же во время спортивных соревнований,при награждении наших спортсменов медалями за победу.

Слушают Гимн всегда стоя,мужчины снимают головные уборы,и никогда при этом не разговаривают.

Давайте и мы с вами встанем и послушаем песню нашего Государства- ГимнРоссии .

Слушают часть гимнаРоссии .

Воспитатель :

Будущее нашейРоссии во многом зависит от вас ребята,от того,как сильно вы будите любить своюРодину ,что хорошего сможете для неё сделать, когда станете взрослыми людьми.

Просмотреть свитедельство о публикации


, . .

Организация: МАДОУ № 94

Населенный пункт: Томская область, г. Томск

Цели и задачи:

  • Расширять представление о стране, в которой они живут.
  • Закреплять и обобщать знания детей о государственных символах России.
  • Закрепить знания детей о Москве – столице России, воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу.
  • Формировать уважительное отношение к государственным символам.
  • Воспитывать патриотические чувства.
  • Воспитывать любовь и гордость за свою Родину с помощью художественного слова.
  • Обогащать словарь детей.
  • Создать положительное – эмоциональное настроение у детей.

Ход занятия

(дети стоят в кругу)

Воспитатель:

Придумано кем – то
Просто и мудро.

При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о Родине, стране в которой мы с вами живём. Почитаем стихи. Звучит негромкая, спокойная музыка.

Воспитатель:

С. Васильев
РОССИЯ

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,

Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Хлеб, которым человек кормится, земля, на которой человек живёт, мать, которая даёт жизнь… Без всего этого, человеку жить просто невозможно. Среди самого необходимого, самого дорогого, есть у человека Родина!

Родина! Что это значит?

Ребёнок читает стихотворение

Т. Бокова

Родина!

Родина - слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка – Это тоже Родина.

Воспитатель:

Это цветы, что растут в нашем крае,
Это заря, что горит не сгорая…
Родина – это глаза твоей мамы,
Полные слёз или в искорках смеха.
Родина. Слова не знаю чудесней,
В нём наши сказки и славные были,
Дедов далёкие грустные песни,
Те, что и мы до сих пор не забыли.
Родина – это земля у порога,
Где ты впервые узнал своё имя.
Родина – это большая дорога,
Та, по которой пойдёшь ты с другими.

Такими красивыми и понятными словами один из поэтов сказал, что такое Родина.

Ребята, а что для вас означает это слово?

Дети: ( ответы…)

Воспитатель:

Конечно, слово Родина, означает очень многое, и каждый понимает его по-своему. Родина – это и земля, и страна в которой мы родились. Это и мать, и отец твой.

Родину ещё отчизной, отечеством называют, а дом родной – называют «отчим домом». Язык, на котором мы с вами говорим, для нас родной, он дан нам Родиной.

Родина, это и цветы, и воздух, и даже небо, ведь даже оно не везде одинаковое. Есть родное небо – это то, под которым ты родился и живёшь.

Томск- это тоже наша Родина.

Ребёнок читает стихотворение :

Средь тайги и просторов широких
Мой раскинулся город родной.
Край озёр, облаков синеоких…
Он чарует своей красотой.

Река Томь – летом ты говорлива,
Катишь к северу воды свои.
Ты всегда неизменно красива:
Будишь нежные чувства мои.

Город юности, ярких мечтаний,
Ты меня навсегда покорил.
Город ВУЗов – рассадник познаний:
Ты талантов немало взрастил.

Воспитатель:

Одна у человека родная мать, одна у него и родина. Крепко любит народ ее.

Много сложил народ о ней пословиц и поговорок. Вспомните пословицы и поговорки о Родине.

Дети:

Родина любимая – что мать родимая.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Жить – Родине служить.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины – что соловей без песни.

  • Береги землю родимую, как мать любимую.
  • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Нет ничего краше, чем Родина наша.
  • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
  • Русский в словах горд, в делах тверд.
  • Москва – всем городам мать.
  • Всякому мила своя сторона.

Игра: «Передай сердечко и скажи словечко» - подобрать прилагательные к слову Родина.

Воспитатель:

Ребята, вы сказали о Родине такие прекрасные слова. А вы знаете, в какой стране вы живёте?
Дети: (ответы…)

Воспитатель:

Да, наша страна называется Россия, и мы с вами в ней живём.. Какое красивое и звучное имя - Россия. Давайте повторим его вместе.

Игра: «Как зовут жителей» - предлагается детям место проживания и они должны назвать жителей этого места. Например: на Луне – лунатики, на Земле – земляне, в России – россияне

Воспитатель: Верно, мы с вами россияне, потому что живём в России. Ребята, нашу страну, можно узнать не только по имени, но и по государственным символам: гимну, флагу и гербу.

Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои флаги и гербы и они являются отличительным знаком государства.

Государственный флаг означает единство страны и его независимость от других государств..

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлось это стягом. Его главное назначение- «стягивать», к себе, т.е. объединять воинов для защиты своей земли. Затем стяги стали делать из ткани. Современный флаг утвердил великий русский царь Пётр 1. Полотнище флага состоит из трёх полос белого, синего и красного цветов. Полосы расположены горизонтально. Цвета флага выбраны не случайно.

Цвету флага придается особый смысл.

Белый цвет означает мир и чистоту совести;

Синий – небо, верность и правду;

Красный – огонь и отвагу.

Эти цвета издревле почитались на Руси народом, ими украшали свои жилища, вышивали затейливые узоры на одеждах и одевали их по праздникам.

«Да она шила – вышивала тонко бело полотно,

Да тонко бело полотно, да бело-бархатное,

Она строки строчила красным золотом».

Православные христиане видели в расположении полос флага строение мира.

Вверху – божественный мир, воплощенный в белом, небесном свете, ниже – синий небосвод, а под ним мир людей, красный цвет.

Мы говорим белый цвет, синее море, весна красна, красная девица, употребляя слово «красный» в значении «красивый».

Видимо все же не случайно стали они цветами государственного флага России.

Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, где можно встретить государственный флаг России?

Дети: (ответы).

Физкультминутка:

Столица нашей Родины – Москва

уки поднять вверх, пальцами правой руки обхватить пальцы левой руки)

Ехать очень долго – дня два.

(поднять указательный и средний пальцы правой руки вверх)

С высокой, главной башней,

(подняться на носки, поднять)

С курантами на ней

(руки вверх, потянуться)

И с площадью огромной,

(развести руки в стороны на уровне груди)

С названием скромным,

(руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд)

Зовётся она Красной

И смотрится прекрасно.

Музеев там не перечесть,

(согнуть руки в локтях и растопырить все пальцы рук)

Театры, памятники есть.

(загнуть левой рукой два пальца правой руки)

Поедим в гости мы к друзьям,

(руки согнуть в локтях, поочерёдно выдвигая их вперёд, пальцы сжаты в кулаки)

Чтоб рассказать об этом вам.

(согнуть руки в локтях и вытянуть их вперёд, ладонями вверх)

Воспитатель: Второй символ – герб. Гербы появились давным – давно. Герб был отличительным знаком рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличать друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ был изображен на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение

можно увидеть на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.

Воспитатель:

Посмотрите на герб нашего государства. Что вы на нем видите?

Дети:

Орел с двумя головами, у орла распущенные крылья, на головах короны, в одной лапе орел держит золотой шар, а в другой золотой жезл.

Воспитатель:

Вывод: на гербе России золотой двуглавый орел, над орлом три короны. В лапах орла золотой жезл и золотой шар.

Воспитатель:

А что вы видите на груди орла?

Дети:

Воспитатель:

Подумайте, вам знаком этот щит?

Дети:

Щит похож на герб Москвы.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему герб Москвы в центре государственного герба?

Дети:

Москва – столица нашего государства.

Воспитатель:

Попробуйте описать герб Москвы.

Дети:

На красном щите нарисован всадник на белом коне. В руках он держит копьё, которым убивает змея.

Воспитатель:

Правильно, мы видим Георгия Победоносца в серебряных доспехах. Золотым копьем он поражает дракона.

Ребята, каждый элемент герба имеет своё значение:

  • Двуглавый орел – символ единства России;
  • Короны – союз республик, входящих в состав России;
  • Жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство;
  • Всадник на щите – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врага.

Воспитатель:

Герб России

На герб посмотрим: здесь орел,

Да не простой – двуглавый,

Символизирует страну –

Могучий, величавый.

В Европе с Азией страна

Раскинулась широко -

Меж океанов и морей,

От запада к востоку.

Вот и взирает птица-царь

В две стороны внимательно:

В порядке ль все, не шел чтоб враг,

Следит он обязательно.

В руках держава, скипетр есть,

Над главами – короны.

И всадник на коне верхом,

И змей, копьем сраженный.

Воспитатель : Скажите, а где можно встретить изображение герба?

Дети : (ответы).

Герб и флаг страны созданы в соответствии со строгими правилами и имеют общую символику, которая олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом.

Игра:«Я знаю…», детям предлагается собрать Герб и Флаг России из отдельных частей.

Воспитатель:

Гимн - самая главная песня нашей страны, ее должны знать все люди, которые живут в России и не только знать, но и относиться к ней с трепетом и уважением. Музыка гимна неторопливая и величавая. А в словах текста отражается любовь к Родине- России, говорится о красоте природы, высказываются надежды на прекрасное будущее. Государственный гимн- один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения- все присутствующие встают,. Гимн всегда поют и слушают стоя. Давайте и мы сейчас встанем и послушаем главную песню нашей Родины.

Дети встают. Звучит «Государственный гимн Российской Федерации ».

А знаете ли вы, когда исполняется Государственный гимн?

Дети (ответы).

3. Воспитатель:

Ребята, сегодня вы узнали о государственной символике Российского государства. Граждане России гордятся Государственными гербом, флагом и гимном.

Список литературы:

  1. Общеобразовательная программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева.
  2. Кондрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М.: Сфера, 2004.
  3. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2007.
  4. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. - М.: УЦ «Перспектива», 2008.
  5. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать... - М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.
  6. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л.А.Кондрыкинской. - М.: ТЦ Сфера, 2010.

Бородинское сражение. «Не сказки, а были, о которых люди и по сей день не забыли»

4 класс

Программное содержание.

Воспитательные задачи:

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Отечеству, русскому народу – защитнику Родины, чувство гордости и восхищения русским характером, героизмом;

Развивающие задачи:

Образовательная область «Социализация»:

Способствовать воспитанию отзывчивости, чуткости, доброты по отношению к людям, защищавшим нашу страну.

Обучающие задачи:

Образовательная область «Познание»:

Познакомить детей с некоторыми моментами истории России, связанными с защитой Отечества – Отечественной войной 1812 года, героизмом русских солдат и простого народа, с тем, как увековечена память тех, кто защищал Россию в те времена.

Образовательная область «Коммуникация»:

Формировать правильное понимание переносного смысла в пословице «Если дружба велика – будет Родина крепка».

Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Развивать стремление понять прочитанное, оценить действия и поступки героев;

Закреплять умение эмоционально и выразительно читать наизусть отрывки из стихотворений;

Образовательная область «Музыка»

Формировать у детей слышать в произведении развитие музыкального образа.

Предварительная работа:

Чтение М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Разучивание отрывков из книги М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Разучивание пословиц о Родине и дружбе.

Оборудование:

Портреты М. И. Кутузова; Б. Наполеона; Д. В. Давыдова; П. И. Багратиона; Панорама «Бородинская битва»; Картина «Просторы России»;

Фотографии «метро Кутузовская»; «Триумфальная арка»;

Запись музыки: П. И. Чайковского «Увертюра 1812 года»;

Г. Струве «Моя Россия».

Ход непосредственно – образовательной деятельности.

Звучит музыка композитора В. Баснера из песни «С чего начинается Родина».

Воспитатель: Ребята, что для вас значит слово Родина? (Ответы детей) .

Дети читают стихотворение:

Я навек люблю тебя Россия!

Рек твоих задумчивую синь.

Я люблю дожди твои косые,

Тихий шепот молодых осин.

Мне о России надо говорить,

Да так, чтоб захотелось повторить

Сильнее всех имен сказать Россия!

Звучит песня Г. Струве «Моя Россия».

Учитель: У всякого народа своя история, а в истории критические моменты, по которым можно судить о силе и величии духа. Россия – страна богатая и красивая, а русский народ – смелый и мужественный.

Выставляется картина «Просторы России»

Россия моя Россия –

И боль моя и любовь!

И беды и пули косили

Но ты поднималась вновь.

Умея сражаться и стоить

Встаешь ты в рассветной сини

Бессмертны твои герои

Нетленны твои святыни.

Очень многие хотели овладеть Россией. И вот 200 лет назад на нашу Родину напала армия французского императора Бонапарта Наполеона. (Выставляется портрет) .

К тому времени Наполеон Бонапарт покорил почти уже всю Европу и он решил убрать последнее препятствие, нашу Русь, к мировому господству. Он говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если овладею Петербургом – я возьму ее за голову, но заняв Москву – я поражу ее в самое сердце.

Ребята, как вы думаете, почему Москву называют сердцем России? (Ответы детей) .

Армия Наполеона была очень сильной. Но когда она вступила на нашу землю, то весь русский народ поднялся на борьбу с ней. Не только армия сражалась, но и простые крестьяне поднялись на борьбу с французами. Создавались партизанские отряды. Так руководителем партизанского движения стал полковник Денис Давыдов. (Выставить портрет) .

Кто из вас знает, почему войну 1812 года называют Отечественной войной? (Ответы детей)

Да, ребята, вклад партизан в разгром врага с полным основанием позволил назвать войну 1812 года Отечественной войной.

Как вы думаете, кто был главным командующим русской армией? (Ответы детей) .

Правильно. Храбрый маршал Михаил Илларионович Кутузов. (Выставить портрет) .

Солдаты знали его и любили. Они говорили: «Пришел Кутузов бить французов».

Русские воины ценою своих жизней старались защитить Москву, к которой так стремились французские войска. Они готовились к бою. И на поле возле села Бородино под Москвой 7 сентября 1812 года произошло самое знаменитое сражение (выставить фото панорамы битвы).

Ребята как называлось это сражение? (ответы детей)

Да это было Бородинское сражение. Русские воины сражались не на жизнь, а на смерть. Это было страшное событие.

Сквозь дым летучий

Французы двинулись как тучи…

Вам не видать таких сражений!

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел…

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый.

Только темная ночь остановила бой. Наполеон сказал: «Самое страшное из всех моих сражений было под Москвой, здесь я увидел, что русские непобедимы».

Французы вошли в Москву.

Хоть Москва в руках французов

Это право не беда!

Наш фельдмаршал князь Кутузов

Их на смерть впустил туда! –

так пели солдаты русской армии, не теряя надежду на победу. И так произошло. У французов заканчивались запасы продуктов, лошадей нечем было кормить. Взять продукты было негде, вся Москва горела.

Приближалась зима, французы к ней были не готовы.

Наполеон приказал оставить Москву, французская армия начала отступать, а наша армия атаковала, не давая им передышки.

К концу 1812 года война окончилась практически полным истреблением врага. Наша армия победила, враг был изгнан с русской земли, проявив при этом мужество и героизм. Главное сражение этой войны – Бородинское, навсегда осталось в памяти народа и нашло отражение в различных произведениях, живописи, музыке.

Композитор П. И. Чайковский написал торжественную увертюру под названием «1812год». (Включается музыкальное сочинение) .

Кто из вас знает, как еще прославили подвиг русских солдат? (Ответы детей.

По ответам выставляются картинки: Панорама Бородинской битвы; станция метро Кутузовская, Триумфальная арка) .

Ребята, многие из вас были у Триумфальной арки, может кто-то из вас или взрослых прочитал слова которые выбиты на ней?

Эти слова, сказал Михаил Илларионович Кутузов обращаясь к русскому народу: «Славный год сей, минул, но не пройдут и не умолкнут содеянные в нем громкие дела и подвиги ваши, потомство сохранит в памяти своей. Вы кровью спасли Отечество храбрые и победоносные войска! Каждый из вас есть спаситель Отечества. Россия приветствует вас сим именем».

Ребенок читает отрывок из «Бородина»:

Да были люди в наше время,

Могучее, лихое племя.

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Не многие вернулись с поля…

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!

Учитель: Вы маленькие россияне, будущее нашей страны. Вы можете сделать нашу страну крепкой и могучей, если будете любить свою Родину, своих родных, близких, друзей. Давайте посмотрим, друг на друга и скажем: «Если дружба велика – будет Родина крепка».

Конспект занятия по гражданско - патриотическому воспитанию

"Русские богатыри" 4 класс

Тема: Русские богатыри.

Цель:

Воспитание интереса к истории России; чувство гордости за богатырскую силу Руси великой; уважение к защитникам – богатырям, желание быть похожими на них.

Задачи:

Закреплять и расширять знания детей о русских богатырях: Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче и др., об оружии древних воинов.

Учить отвечать на вопросы связно и последовательно; рассуждать о характерах героев, используя сравнения и синонимы; передавать в рисунке детали одежды русского богатыря;

Формировать и воспитывать чувства патриотизма.

Словарная работа:

Богатыри, кольчуга, шлем, щит, кистень, сулица, гусляры, борозда, камни-валуны, застава.

Оборудование:

Картина В.Васнецова «Три богатыря»,иллюстрации с изображением богатырей,иллюстрации на тему «Русское оружие»,аудиозапись опера М.П. Мусоргского «Хованщина»- «Рассвет на Москве-реке», песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», «Богатырская симфония» А.П.Бородина

Предварительная работа:

Чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич и Тугарин Змей», «Садко», и другие. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря», «Богатырь на распутье». Заучивание пословиц, поговорок,просмотр DVDфильмов. Прослушивание музыкальных произведений.
Ход занятия.

С древних времён на Руси 21 ноября отмечали Михайлов день.Святого Михаила считают в народе покровителем воинов,защитников земли Русской. История нашей страны никогда не была безоблачной и мирной. Ее просторы и природные богатства с древности всегда манили захватчиков. Но на их пути всегда вставали защитники земли русской. Горячо любили наши предки Русь Великую, потому и защищали её своей богатырской силой.

А кто такие богатыри? (ответы детей)

А откуда вы знаете о богатырях, ведь некоторые из них жили 1000 лет назад? (Мы слушали былины о подвигах богатырей).Да,народ сложил много былин.Былины-это героические песни,в которых правда перемежается с выдумкой.Разносили их по земле Русской сказатели-гусляры.

Раньше наша Родина называлась Русью.В древней Руси за горами и сёлами тянулись леса дремучие.А за лесами раскинулись степи без конца и края. Шло из этих степей на Русь-матушку много горюшка.Налетали на города и сёла враги: жгли,грабили,уводили людей в рабство.

Чтобы уберечь от врагов русскую землю,по краям степи стояли заставы богатырские-маленькие крепости.Защищали они от врагов,от чужих людей.

Стерегли землю Русскую богатыри славные: Добрыня Никитич,Алёша Попович,Дунай Иванович,Микула Селянинович,но славным и могучим был Илья Муромец.

Илья Муромец-крестьянский сын.С детства у него болели ноги и руки.Он видел,как горевали его мать и отец о том,как много горя на Руси.Он сидел на печи и думал: «Вот если бы я умелходить и держать в руках оружие,я бы защитил батюшку и матушку».И случилось чудо.Появилась сила в руках и ногах.По силе ему не было равных,так как часть своей силы отдал ему Святогор-богатырь.Он жил для людей,сделал много добра для них и отдал свою жизнь родной земле.

Илья Муромец был мудрый,справедливый,щедрый,за это его любил весь народ.

На Руси труд всегда в почёте,поэтому в былинах богатырей изображали за работой.Вот как поётся о Микуле Селяниновиче:

«Пашет пахарь,понукает на кобылу свою,погукивает,

Борозды кладёт,как рвы глубокие,из земли дубы вырывает,

Камни-валуны в сторону отбрасывает.

Только кудри у пахаря качаются,шёлком по плечам рассыпаются».

Говорит Микулушка: «Я знаю свою правду-истину- в том и сила моя непобедимая.Не в забаву трачу силу свою.Я хлеб рощу,я народ кормлю,людям счастье несу.От того-то я не обессилею»

Сегодня мы с вами поговорим о трех богатырях, познакомимся с очень интересной картиной.

На доску выставляется репродукция картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

Может, кто-то знает, как называется это полотно и кто его написал?

Ответы детей.

Да, это картина художника В. Васнецова «Три богатыря».

Звучит вступление к опере М. Мусоргского «Хованщина» «Рассвет на Москве-реке». Дети в течение нескольких минут рассматривают картину.

Посмотрите на картину. Кто здесь изображен?(Русские богатыри).

Кто назовет их имена?(Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец).

Как изображены богатыри? (Художник изобразил богатырей в виде сказочных героев).

Расскажите о каждом из них отдельно. Какие у них лица, одежда, оружие? Какие кони под ними и чем украшены?(ответы детей).

Какой пейзаж окружает богатырей?(Здесь все красиво нарисовано – и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. Здесь все, как настоящее).

Правильно, все красиво, но обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие? (Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники).

Что делают в поле богатыри? (На заставе охраняют Русь от врагов).

Кто из богатырей вам больше нравится?

*Мне нравится Илья Муромец – сил у него больше всех.

*А мне нравится Алеша Попович – он молодой, смелый. Врага побеждает не богатырской силой, а хитростью да ловкостью.

*Мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.

*А мне все богатыри нравятся. Они отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Чем схожи и чем отличаются богатыри?

* Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют оружие и доспехи.

* Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.

* У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.

В: Все вы, ребята, верно сказали. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец – крестьянский сын. Он кряжист и могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Славный богатырь. Мощь, сила и мудрость чувствуются во всем его облике. У него благородное русское лицо, широкая борода с проседью. Стоит под ним конь, «слегка потряхивая бубенчиками под челкой». Конь спокоен, только зло косит глаза в сторону врага. «Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля». Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья в степную даль. Он готов к бою, но не торопится: такой богатырь напрасно кровь человеческую проливать не станет. Любит богатырь Родину и честно служит ей.

По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич, известный и любимый народом воин. Добрыня искусен в боях, плавании, в стрельбе из лука. Одет он богато и нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у

него булатный, а взгляд-то у него пристальный. Под ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Третий богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но берет ловкостью, быстротой, находчивостью. Он и воин, и гусляр. Песни петь умеет и воевать умеет. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоет песню на всю степь. Вооружен он скромнее. В левой руке у него лук, а по правую руку гусельки яровчатые. Рыжий конь Алеши под стать ему: низко опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Над ними низкое небо, покрытое холодными, свинцовыми тучами. За холмами раздольная Русь, которая вырастила и послала богатырей на свою защиту. Трудно представить себе богатырей иначе, чем они изображены художником Виктором Михайловичем Васнецовым.

Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

Стать за честь Родины против недруга,

За Отчизну в нужде сложить голову.

На картине изображены былинные богатыри, но мы воспринимаем их как живых людей. Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились. Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

Ребята, что помогает богатырям в борьбе с врагами земли русской? (Сила, храбрость, смелость, находчивость, любовь к Родине).

А вы умеете упражняться в силе и ловкости? (ответы детей). Покажите.

Звучит песня А. Пахмутовой «Богатырская наша сила».

Перетягивание каната.

Познакомимся с историей русского оружия.

Учитель: Вот посмотрите-это кольчуга. Эта железная одежда из металлических колец, в бою надёжно защищает владельца от ударов противника. Шлемы (железные шапки) служат для того, чтобы оберегать голову владельца от ран в бою. Это колющее оружие называется сулица. А это-кистень, он очень прост-металлическая гирька на цепи или ремне, который наматывается на руку или крепится к палке. Это-топор. Топор был очень распространённым оружием в древнерусском войске. А это-древние русские щиты. Щиты делали круглыми,из железа,(булата, стали, дерева).Вот каким оружием воевали русские воины на Руси.

Мальчики, на кого из богатырей вы хотели бы быть похожими?(ответы детей).

Девочки, а вы кого бы из богатырей угостили свежей водой?(ответы детей).

Ребята, какие доспехи богатырей вам хотелось бы нарисовать?(ответы детей).

Работа детей. Звучит «Богатырская симфония» А. П. Бородина.

Кто из богатырей вам понравился больше других? (ответы детей).

Как вы считаете, есть богатыри в наше время (ответы детей).

Как вы думаете, какими качествами должен обладать современный богатырь? (ответы детей).

Где их можно встретить? (Пожарники, пограничники, космонавты, врачи и т.д.)

В: Днем и ночью эти люди охраняют Родину, отдают свои жизни для спасения других. Как в старину, матушка-Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, патриотов Родины.