Отдание Пасхи. История праздника. Особенности Богослужения. Отдание пасхи

Вознесение Господне — один из двенадцати праздников, которые посвящены ключевым событиям евангельской истории. Он принадлежит к числу так называемых господских праздников, то есть относящихся к Господу Иисусу Христу.

У праздника так называемая "плавающая" дата: она зависит от даты празднования Пасхи. В 2017 году Вознесение Господне приходится на четверг 25 мая.

История Вознесения Господня

Вознесение Иисуса Христа подробно описывается в Евангелии от Луки и Деяниях святых апостолов, а также в окончании Евангелия от Марка.

В День Вознесения православные христиане вспоминают события, произошедшие через сорок дней после того, как Иисус Христос был распят на кресте и воскрес. После Воскресения Христос не один раз являлся своим ученикам, укрепляя их веру и готовя к сошествию Святого Духа на них — к Пятидесятнице. В день Вознесения он собрал апостолов в Вифании, на горе Елеон. Христос благословил учеников и — как был, во плоти — вознесся на небо.

Вознесением завершилось земное служение Бога-Сына. Это событие имеет для верующих глубокое символическое значение: искупив страданиями и крестной смертью человеческие грехи, Иисус Христос в своем лице вознес человеческую природу к престолу Бога-Отца и "предуготовил естество человека к принятию Святаго Духа".

© Sputnik / Олег Игнатович

Икона "Вознесение Господне"

Вознесшись на небо, Иисус Христос, по собственному его обещанию, невидимо всегда находится на земле среди верующих в него и опять придет на землю видимым образом, чтобы судить живых и мертвых, которые тогда воскреснут. После этого настанет жизнь будущего века — другая вечная жизнь.

Как отмечают Вознесение Господне

Вознесением завершается празднование Пасхи, поэтому этот день именуется также "отданием Пасхи"- верующие перестают обмениваться при встрече пасхальными приветствиями "Христос воскресе! — Воистину воскресе!".

Праздник продолжается десять дней: один день предпразднества, совпадающий с отданием Пасхи, и восемь дней попразднества. Отдание праздника бывает в следующую за праздником пятницу седьмой недели по Пасхе.

© Sputnik / Виктор Чернов

За века христианства на Руси праздник Вознесения Господня в народном сознании вобрал в себя часть языческих и аграрных обычаев. Смена весны и лета, забота о будущем урожае, первые по-настоящему жаркие дни — все это переплелось с церковным смыслом праздника. В сорок дней между Пасхой и Вознесением особо привечали нищих и больных людей. Люди верили, что с Велик-дня до Вознесения открыты двери рая и ада.

Что можно и что нельзя в Вознесение

На Вознесение пекли особые блины, которые называли "Божья окутка", "онучки", "Христовы лапотки". Их стряпали "Христу на дорожку". Во многих местах был обычай ходить в Вознесеньев день в гости по родным и знакомым — это в старину называлось "ходить на перепутье".

Гости дарили хозяевам лесенки, испеченные из пшеничного теста на меду и с сахарными узорами. Эти традиции вполне соотносятся с церковным смыслом праздника.
На Вознесение надо воздержаться от уборки по дому, лучше отложить и другую работу и провести день в спокойствии, среди членов семьи. Будьте добры к своим близким, постарайтесь не ссориться с ними.

В Вознесение Господне нельзя думать о плохом, лучше вспомните умерших родственников.

Приметы

Если на Вознесение идет дождь, впереди всех ждет неурожайный год.

Если же дождь пойдет в течение трех дней после Вознесения, то убытки будут немного меньше. Но богатого урожая все равно не стоит ждать.

Роса на Вознесение обладает чудодейственной силой. Девушкам помогает сохранить красоту и молодость, а старикам дарует силы.

Материал составлен по открытым источникам.

Как правило, католики и православные отмечают Пасху в разное время. В основном это связано с тем, что католики живут по григорианскому календарю, а православные по юлианскому. Разница между этими календарями 13 дней. Однако, дата Пасхи определяется ещё и фазами солнца и луны, поэтому расхождения бывают разными: и неделя, и две.
А иногда, и это не так уж редко бывает как кажется, православная и католическая Пасхи отмечаются в один и тот же день. В 2017 году произойдёт именно так. Будем верить, что это добрый знак. В следующий раз совместного праздника нужно будет ждать в 2025 и 2028 году. В среднем такое событие происходит 2-3 раза за десятилетие.

Ночной крестный ход, радостное пение, колокольный перезвон, ароматные куличи, пахнущие ванилью сладкие пасхи и яркие крашеные яйца на столе – вот то, что первым приходит на сердце, когда мы слышим слово «Пасха». Но это, конечно, только внешние её атрибуты. Огромная душевная работа, спасение души – вот истинный смысл Воскресения Господня. «Празднику праздник и торжеству из торжеств» предшествует длительная и сосредоточенная подготовка – Великий пост.

Для некоторых это новость, но сам праздник заканчивается не в этот же день и даже не с окончанием Светлой Седмицы, но ещё 40 дней, до самого Вознесения Господня, ликует в сердцах православных Пасха. Начинается этот праздник Великопостной полунощницей, продолжающий её крестный ход символизирует жен-мироносиц, пришедших к гробу Иисуса Христа, а заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма – мы помним камень, закрывающий вход в пещеру, а священник символизирует ангела, отверзающего её.

Подвижные и неподвижные праздники

Церковный год – это цикл, или, если угодно, круг праздников и богослужений. Начинается он 1 сентября (или 14 по старому стилю). Каждый шаг жизненного пути человека церковь ведёт таинством и молитвой. Все церковные праздники делятся на подвижные (или переходящие) и неподвижные. То есть, те праздники, даты которых меняются из года в год, и те, даты которых остаются неизменными. Даты подвижных праздников зависят от дня Пасхи, а он в свою очередь определяется по солнечному и лунному календарям. Неподвижные же праздники закреплены за каким-то определённым днём.
Двунадесятые праздники – от слова «двенадцать» – это 12 самых важных после Пасхи праздников. Посвящены они событиям земной жизни Богородицы и Иисуса Христа.

Церковные двунадесятые праздники в 2017 году

Двунадесятые неподвижные праздники, их даты постоянны:
Рождество Пресвятой Богородицы – 21 сентября
Воздвижение Креста Господня – 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря
Рождество Христово – 7 января
Богоявление или Крещение Господне – 19 января
Сретение Господне – 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля
Преображение Господне – 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа

Двунадесятые переходящие праздники в 2017 году отмечаются в следующие дни:

Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим или Вербное воскресенье отмечается ровно за неделю до Пасхи – 9 апреля
Вознесение Господне происходит на 40-й день после Пасхи – 25 мая
День Святой Троицы отмечается на 50-й день после Пасхи (этот праздник называется ещё Пятидесятница) – 4 июня.

Великие недвунадесятые праздники в 2017 году:

Обрезание Господне и память святителя Василия Великого – 14 января
Рождество Иоанна Предтечи – 7 июля (ровно за полгода до Рождества Христова)
День святых апостолов Петра и Павла – 12 июля
Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября
Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября

Церковные многодневные посты в 2017 году

Для воцерковленного человека год идёт не по датам календаря, а от праздника к празднику. А к самым главным праздникам православный христианин готовится многодневным постом и молитвой. Всего в году 4 многодневных поста.
Рождественский пост или Филиппов пост длится с 28 ноября 2016 года до 6 января 2017 года. Он предваряет светлый праздник Рождества.
Великий пост начинается 27 февраля и длится до 15 апреля. Пасха – венец этого поста.
Петров пост или Апостольский пост: 12 июня – 11 июля. До самого дня апостолов Петра и Павла.
Успенский пост длится с 14 по 27 августа и предваряет собой праздник Успения Пресвятой Богородицы.
И снова Рождественский пост, который начнётся 28 ноября 2017 года, а закончится 6 января 2018.

Круг замкнулся и начался сызнова – бесконечный и вечный путь к Богу.
«Я есть путь и истина, и жизнь» (Ин.14:6)


«Если мы в этой только жизни надеемся на Христа,
то мы самые жалкие из всех людей!» (1 Кор.15:19).

Казалось бы, смысл Пасхи – как мы обычно называем наш главный праздник – достаточно прозрачен. Увы! Опыт говорит о другом. Приведу лишь два наиболее характерных примера.
Урок в одной «Православной гимназии». Желая выявить уровень знаний детей, спрашиваю: «Как праздновали Пасху Христос и апостолы?» – Следует резонный ответ: «Они ели куличи и крашеные яйца»! Возразить на это нечего! А как взрослые?

Пасхальное ночное розговенье в одном храме. Действительно, едим яйца и куличи (и не только). «Вдруг» одному уже немолодому певчему приходит в голову важная мысль, и он растерянно обращается к священнику (с богословским образова­нием). «Батюшка! Вот мы всё поём и поём «Христос Воскресе!» , а праздник называем «Пасхой»! Так ведь и евреи Пасху празднуют, а во Христа вовсе не веруют! Почему так?!»
Это не исключение: то, что мы с детства воспринимаем на бытовом уровне, как некий красивый обряд, кажется нам само собой разумеющимся и не требующим изучения.
Давайте же устроим себе «пасхальный урок» и спросим: какие ассоциации рождает в нашем сознании пасхальное приветствие «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!»
Ночной крестный ход со свечами, – сразу ответит каждый, – радостное пение и взаимные лобызания. На домашнем столе появляются знакомые с детства кушанья – красные и расписные яйца, румяные куличи, пахнущие ванилью творожные пасхи.
Да, но это – лишь внешняя атрибутика праздника, – возразит вдумчивый христианин. – А мне хочется знать, почему наш праздник Христова Воскресения именуется обычно еврейским словом «Пасха»? Какова связь между еврейской и христианской Пасхой? Почему Спаситель мира, от дня Рождения Которого человечество отсчитывает Новую эру, должен был непременно умереть и воскреснуть? Разве не мог всеблагой Бог установить Новый Союз (Завет) с людьми по-иному? Какова символика нашего пасхального богослужения и праздничных обрядов?

Историко-символическая основа еврейской Пасхи – эпи­ческие события книги Исход. Она рассказывает о четырехве­ковом периоде египетского рабства, в котором пребывал угнетаемый фараонами еврей­ский народ, и чудесной драме его освобождения. Девять наказаний («казней египетских») обрушил на страну пророк Моисей, но лишь десятая заставила смягчиться жестокое сердце фараона, не желавшего лишаться рабов, возводивших ему новые города. Ей стало поражение египетских первенцев, вслед за которым и последовал «исход» из Дома рабства. Ночью, в ожидании начала исхода, израильтяне совершают первую пасхальную трапезу. Глава каждой семьи, заклав однолетнего агнца (ягненка или козленка) помазывает его кровью дверные косяки (Исх.12:11), а само запечённое на огне животное съедается, но так, чтобы не были сломаны его кости.
«Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня. А Я в эту самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами египетскими произведу суд. Я – Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь; и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую» (Исх.12:11-13).
Так в ночь первого весеннего полнолуния (с 14/15 месяца авива, или нисана) во 2-й половине XIII века до Рождества Христова совершился исход израильтян из Египта, ставший важнейшим событием ветхозаветной истории. А Пасха, совпавшая с избавлением, стала ежегодным праздником – воспоминанием об исходе. Само же название «Пасха» (евр. пе сах – «прохождение», «пощада») указывает на тот драматический момент («десятую казнь»), когда поражавший Египет ангел Господень, видя кровь пасхального агнца на дверных косяках еврейских домов, проходил мимо и щадил первенцев израильских (Исх.12:13).
Впоследствии исторический характер Пасхи стали выражать особые молитвы и рассказ о её событиях, а также ритуальная трапеза, состоящая из мяса агнца, горьких трав и сладкого салата, что символизирует горечь египетского рабства и сладость обре­тённой свободы. Пресный хлеб напоминает о спешных сборах. Сопровождают пасхальную домашнюю трапезу четыре чаши вина.

Ночь исхода стала вторым рождением израильского народа, началом его самостоятельной истории. Окончательное же спасение мира и победу над «духовным рабством египетским» совершит в будущем Божий Помазанник из рода царя Давида – Мессия, или, по-гречески, – Христос. Так сначала именовались все библейские цари, а вопрос о том, Кто же в их ряду станет последним, оставался открытым. Поэтому каждую пасхальную ночь израильтяне ждали явления Мессии.

Исполнение: «Пасха небесная»

«Всем сердцем желал Я вкушать эту пасху вместе с вами
прежде Моих страданий! Говорю ведь вам, больше не вкушать Мне её,
пока не свершится она в Царстве Божием» (Лк.22:15-16)

Мессия-Христос, пришедший ради избавления всех людей от духовного «рабства египетского», принимает участие в иудейской «Пасхе ожидания». Он завершает её исполнением заложенного в ней Божественного замысла, – и тем самым её упраздняет. Одновременно кардинально меняется характер взаимоотношений Бога и человека: выполнивший своё предназначение временный Союз Бога с одним народом становится «ветхим» («устаревшим»), и Христос заменяет его Новым – и вечным! Союзом-Заветом со всем человечеством. Во время Своей последней Пасхи на Тайной вечере Иисус Христос произносит слова и совершает действия, меняющие смысл праздника. Он Сам занимает место пасхальной жертвы, и ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда. Христос учреждает новую пасхальную трапезу – таинство Евхаристии – и говорит ученикам о Своей близкой смерти как о пасхальном жертвоприношении, в котором Он – Новый Агнец, закланный «от создания мира». Вскоре Он спустится в мрачный Шеол (Аид) и вместе со всеми ожидавшими Его там людьми совершит великий Исход из царства смерти в сияющее Царство Своего Отца. Неудивительно, что в ритуале ветхозаветной Пасхи обнаруживаются основные прообразы Голгофской жертвы.

Пасхальный агнец (ягненок) евреев был «мужеского пола, без порока» и приносился в жертву во второй половине дня 14-го нисана. Именно в это время последовала крестная смерть Спасителя. Казнённых следовало похоронить до наступления темноты, поэтому римские воины, чтобы ускорить их смерть, перебили ноги двум разбойникам, распятым вместе с Господом. Но, «подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер, и не перебили Ему ног <...>. Ибо произошло это во исполнение (слов) Писания: "Кость Его да не сокрушится"» (Ин.19:33, 36). При этом и само приготовление пасхального агнца было прообразом крестной смерти Спасителя: животное «распинали» на двух крестообразно соединенных кольях, один из которых проходил вдоль хребта, а к другому привязывались передние ноги.
Эта глубочайшая взаимосвязь ветхой и новой Пасхи, их сосре­доточенность (упразднение одной и начало другой) в лице Иисуса Христа объясняют, почему праздник Его Воскресения сохраняет и ветхозаветное название Пасха . «Пасха наша – принесённый в жертву Христос», – говорит апостол Павел (1 Кор.5:7). Так в новой Пасхе произошло окончательное завершение Божественного замысла о восстановлении падшего («ветхого») человека в его первоначальном, «райском», достоинстве – его спасение. «Ветхая Пасха празднуется из-за спасения кратковременной жизни иудейских первенцев, а новая Пасха – из-за дарования вечной жизни всем людям», – так лаконично определяет соотношение этих двух торжеств Ветхого и Нового Завета святой Иоанн Златоуст .

Пасха – праздник сорокадневный

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» (пасхальное песнопение) – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом. Современное православное пасхальное (ночное) богослужение начинается великопостной Полунощницей в храме, переходящей затем в торжественный крестный ход, символизирующий жен-мироносиц, шедших ко Гробу Спасителя в предутренней мгле (Лк.24:1 ; Ин.20:1) и извещённых о Его воскресении пред входом в гробовую пещеру. Поэтому праздничная Пасхальная Заутреня начинается перед закрытыми дверьми храма, а возглавляющий службу архиерей или священник символизирует собой ангела, отвалившего камень от дверей Гроба.
Радостные пасхальные приветствия заканчиваются для многих уже на третий день или же с окончанием Пасхальной недели. При этом люди с удивлением воспринимают пасхальное поздравление и смущенно уточняют: «С прошедшей Пасхой?» Это – распространенное в нецерковной среде заблуждение.
Следует помнить, что Светлой седмицей не заканчивается празднование Воскресения Христова. Чествование этого величай­шего для нас в мировой истории события продолжается в течение сорока дней (в память сорокадневного пребывания на земле Воскресшего Господа) и завершается «Отданием Пасхи» – торже­ственным пасхальным богослужением накануне праздника Вознесения. Здесь – ещё одно указание на превосходство Пасхи перед другими христианскими торжествами, из которых ни один не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха воз­вышается над другими праздниками, как Солнце над звёздами», – напоминает нам святой Григорий Богослов (Беседа 19).
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней.

Лит.: Мень А., прот. Сын Человеческий. М., 1991 (Ч. III, гл. 15: «Пасха Нового Завета»); Рубан Ю. Пасха (Светлое Христово Воскресение). Л., 1991; Рубан Ю. Пасха. Светлое Христово Воскресение (История, богослужение, традиции) / Науч. ред. проф. архимандрит Ианнуарий (Ивлиев). Изд. 2-е, исправленное и дополненное. СПб.: Изд. храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной ул., 2014.
Ю. Рубан

Вопросы о Пасхе

Что означает слово «Пасха»?

Слово «Пасха» (пэсах) в буквальном переводе с еврейского языка означает: «прохождение мимо», «переход».

Во времена Ветхого Завета это название было связано с исходом сынов из Египта. Поскольку правящий фараон противился замыслу Божьему о выходе их из Египта, Бог, вразумляя его, стал последовательно низводить на страну пирамид череду бедствий (в дальнейшем эти бедствия получили название «казни Египетские»).

Последнее, самое устрашающее бедствие, по замыслу Божьему должно было сломить упрямство фараона, окончательно подавить сопротивление, побудить его, наконец, покориться Божественной воле.

Суть этой последней казни состояла в том, что среди египтян должны были погибнуть все первенцы, начиная от первенцев скота и заканчивая первенцем самого властелина ().

Совершить эту казнь надлежало особому ангелу. Для того, чтобы он, поражая первенцев, не поразил вместе с египетскими и израильских, евреям надлежало помазать косяки и перекладины дверей своих жилищ кровью жертвенного агнца (). Так они и поступили. Ангел, видя дома, ознаменованные жертвенной кровью, обходил их «стороной», «проходил мимо». Отсюда и название события: Пасха (пэсах) - прохождение мимо.

В более широкой интерпретации праздник Пасхи связан с Исходом вообще. Этому событию предшествовало приношение в и потребление всем обществом Израиля пасхальных жертвенных агнцев (из расчёта по одному агнцу на семейство; в случае, если то или иное семейство было немногочисленным, ему надлежало объединиться с соседями ()).

Ветхозаветный пасхальный агнец прообразовал собой Новозаветного , Христа. Агнцем, берущем на Себя грех мира, Христа назвал святой Иоанн Креститель (). Агнцем, Кровью Которого мы искуплены, называли и апостолы ().

После Воскресения Христова Пасхой, в среде христианства, стал называться Праздник, посвященной этому событию. В данном случае филологическое значение слова «Пасха» (переход, прохождение) получило иную интерпретацию: переход от смерти к жизни (а если распространять его на христиан, то и как переход от греха к святости, от жизни вне Бога к жизни о Господе).

Малой Пасхой иногда называется воскресный день.

Кроме того Пасхой именуется и Сам Господь ().

Почему празднуют Пасху Христову, если праздник Пасхи праздновался ещё до Рождества Иисуса Христа?

Во времена Ветхого Завета иудеи, следуя Божественному произволению (), праздновали Пасху в воспоминание о выходе их из Египта. Египетское рабство стало одной из самых мрачных страниц в истории избранного народа. Празднуя Пасху, евреи благодарили Господа за оказанные Им великие милости, благодеяния, связанные с событиями периода Исхода ().

Христиане, отмечая Пасху Христову, вспоминают и воспевают Воскресение , сокрушившего , поправшего смерть, одарившего всех людей надеждой будущего воскресения в вечную блаженную жизнь.

Несмотря на то, что содержание иудейского Праздника Пасхи отлично от содержания Пасхи Христовой, схожесть в названиях - не единственное, что их связывает и объединяет. Как известно, многие вещи, события, лица времени Ветхого Завета служили прообразами новозаветных вещей, событий и лиц. Ветхозаветный пасхальный агнец служил прообразом Новозаветного Агнца, Христа (), а ветхозаветная Пасха — прообразом Пасхи Христовой.

Можно сказать, что символика иудейской Пасхи реализовалась на Пасхе Христовой. Наиболее важные черты этой прообразовательной связи - следующие: как посредством крови пасхального агнца евреи спаслись от поражающего действия ангела-губителя (), так и Кровью мы спасены (); как ветхозаветная пасхальная способствовала освобождению евреев от пленения и рабства фараону (), так и Крестная Жертва Новозаветного Агнца способствовала освобождению человека от рабства демонам, от плена греха; как кровь ветхозаветного агнца способствовала теснейшему объединению евреев (), так и Причащение Крови и Тела Христовых способствует единению верующих в одно Тело Господне (); как потребление древнего агнца сопровождалось вкушением горьких трав (), так и христианская жизнь исполнена горечью тягот, страданий, лишений.

Как вычисляется дата Пасхи? Почему она празднуется в разные дни?

Согласно иудейской религиозной традиции, во времена Ветхого Завета Пасха Господня праздновалась ежегодно 14-го числа месяца Нисана (). В этот день происходило заклание пасхальных жертвенных агнцев ().

Из Евангельского повествования следует убедительно, что дата Крестных Страданий и смерти хронологически соответствовала времени наступления иудейской Пасхи ().

С тех пор и вплоть до совершения Господом Иисусом Христом, все люди, умирая, сходили душами в . Путь в Царство Небесное был для человека закрыт.

Из притчи о богатом и Лазаре известно, что в аду существовала особая область - лоно Авраамово (). В эту область попадали души тех ветхозаветных людей, кто особенно угодили господу и . Насколько контрастным было отличие их состояния от состояния грешников, видим из содержания той же притчи ().

Иногда понятие «лоно Авраамово» относят и к Царству Небесному. А, например, в иконографии Страшного Суда образ «лона…» используется в качестве одного из наиболее распространённых и значимых символов Райских жилищ.

Но это, конечно, не значит, что и до сокрушения Спасителем праведники пребывали в Раю (победа Христа над адом состоялась после Его Крестных Страданий и смерти, когда Он, пребывая телом во гробе, Душой сошёл в преисподние места земли ()).

Хотя праведники и не испытывали тех тягчайших страданий и мук, что испытывали лютые злодеи, однако они не были причастны и тому неописуемому блаженству, какое стали испытывать по освобождении из ада и возведении в Славные Небесные селения.

Можно сказать, что в каком-то смысле лоно Авраама служило прообразом Рая. Отсюда и традиция употреблять этот образ в отношении Небесного Рая, отверстого Христом. Ныне наследовать Царство Небесное может каждый, ищущий .

В какой момент службы в субботу заканчивается Страстная и начинается Пасха?

Вечером в субботу, обычно за час или полчаса до полуночи, как решит настоятель, в храмах совершается прдпразднственная . Несмотря на то, что в отдельных пособиях последование этой службы печатается вместе с последованием Святой Пасхи, согласно Уставу, она относится ещё к Постной Триоди.

Бдение перед Пасхой Христовой подчеркивает важность и значимость ожиданий грядущего Торжества. Вместе с тем оно напоминает о бдении народа Божьего (сынов ) в ночь перед выходом их из Египта (подчеркнём, что именно с этим событием была связана ветхозаветная пасхальная , прообразовавшая Крестную Жертву Христа).

В продолжении полунощницы осуществляется каждение вокруг , после чего священник, подняв её на главу, уносит (Ликом к востоку) в (через Царские врата). Плащаница укладывается на , после чего вокруг него совершается каждение.

По окончании этой службы бывает (в ознаменование того, как ходили, с ароматами, ко Гробу Спасителя), а затем уже совершается Пасхальная .

По окончании Крестного хода верующие с благоговением останавливаются перед вратами храма, как бы пред Гробом Христовым.

Здесь настоятель полагает начало утрени: «Слава Святей…». После этого воздух наполняется звуками праздничного тропаря: «Христос воскресе из мертвых»…

В Православной среде существует мнение, что если человек умер в день Пасхи, то его мытарства облегчены. Это народное поверье или церковная практика, традиция?

Полагаем, что в различных случаях такое «совпадение» может иметь различную интерпретацию.

С одной стороны, мы хорошо понимаем, что Бог всегда открыт человеку Своей () и (); важно лишь, чтобы сам человек стремился к единству с Богом и Церковью.

С другой стороны, мы не можем отрицать, что в дни Главных Праздников Церкви, и, конечно, во время Пасхальных Торжеств, единство верующих с Богом проявляется по-особенному. Заметим, что в такие дни храмы (нередко) наполняются даже и теми христианами, кои весьма далеки от регулярного участия в храмовом богослужении.

Думаем, что иногда смерть в Пасху может свидетельствовать об особой милости к человеку (например, если в этот день умирает Божий святой); однако подобного рода соображения нельзя возводить в ранг безусловного правила (так можно дойти и до суеверия).

Почему на Пасху принято красить яйца? Какие цвета допустимы? Можно ли украшать пасхальные яйца наклейками с иконами? Как правильно поступить со скорлупой от освященных яиц?

Обычай верующих приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!» и дарить друг другу крашеные яйца восходит к глубокой древности.

Предание твёрдо связывает эту традицию с именем равноапостольной Марины Магдалины, которая, по , отправилась в Рим, где, встретившись с императором Тиверием, начала Свою словами «Христос Воскрес!», подарив ему, при этом, красное яйцо.

Почему она подарила яйцо? Яйцо - символ жизни. Как из-под, казалось бы, мертвой скорлупы рождается жизнь, которая бывает сокрыта до времени, так и из гроба, символа тления и смерти, восстал Жизнодавец Христос, а некогда восстанут и все мертвые.

Почему яйцо, подаренное императору Мариной Магдалиной, было красным? С одной стороны, красный цвет символизирует радость и торжество. С другой стороны, красный цвет - символ крови. Все мы искуплены от суетной жизни Кровью Спасителя, пролитой на Кресте ().

Таким образом, даря друг другу яйца и приветствуя один другого словами «Христос воскрес!», православные исповедуют веру в Распятого и Воскресшего, в торжество Жизни над смертью, победу Правды над злом.

Предполагается, что помимо названной причины первые христиане красили яйца в цвет крови не без намерения подражать ветхозаветному пасхальному обряду евреев, мазавших кровью жертвенных агнцев косяки и перекладины дверей своих домов (делая это по слову Божьему, во избежания поражения первенцев от Ангела-губителя) ().

Со временем в практике окрашивания пасхальных яиц утвердились другие цвета, например, голубой (синий), напоминающий о , или зеленый, символизирующий возрождение к вечной блаженной жизни (духовную весну).

В наше время цвет для окрашивания яиц нередко выбирается не исходя из его символического значения, а на основе личных эстетических предпочтений, личной фантазии. Отсюда и столь большое количество цветов, вплоть до непредсказуемых.

Здесь важно помнить: цвет пасхальных яиц не должен быть траурным, мрачным (ведь Пасха - великий Праздник); кроме того, он не должен быть слишком вызывающим, вычурным.

Бывает, что пасхальные яйца украшаются наклейками с иконами. Уместна ли такая «традиция»? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо учитывать: икона - не картинка; это - христианская святыня. И относиться к ней следует именно как к святыне.

Перед иконами принято молиться Богу и Его угодникам. Однако, если священный образ наносится на яичную скорлупу, которая будет счищаться, а затем, может быть, сбрасываться в помойную яму, то очевидно, что вместе со скорлупой в мусор может попасть и «икона». Думается, что так недолго до кощунства и святотатства.

Правда, некоторые, опасаясь прогневать Бога, стараются не выбрасывать в мусор скорлупу с освященных яиц: либо сжигают её, либо закапывают в землю. Такая практика допустима, но насколько уместно сжигать или закапывать в землю лики святых?

Как и сколько времени празднуется Пасха?

Праздник Пасхи - древнейший церковный . Он был учрежден ещё при . Так, Павел, воодушевляя братьев по вере на достойное, благоговейное празднование Дня Воскресения Христова, рек: «очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас» ().

Известно, что раннехристианская объединяла под именованием Пасхи две примыкающие друг к другу седмицы: предшествующую дню Воскресения Господня и последующую. При этом первая из обозначенных седмиц соответствовала названию «Пасха Страданий» («Пасха Крестная»), тогда как вторая - названию «Пасха Воскресения».

После Первого Вселенского Собора (состоявшегося в 325 году, в Никее) эти названия были вытеснены из церковного обихода. За седмицей, предшествующей дню Воскресения Господня, закрепилось название «Страстная», а за последующей - «Светлая». Имя «Пасха» утвердилось за Днем Воскресения Искупителя.

Богослужения в дни Светлой седмицы наполнены особой торжественностью. Иногда вся седмица именуется как бы одним Светлым Праздником Пасхи.

В этой христианской традиции можно видеть связь с ветхозаветным , согласно которому праздник (иудейской) Пасхи соединялся с праздником Опресноков, длившемся с 15 по 21 число месяца Нисана (с одной стороны, этот праздник, отмечаемый ежегодно, должен был напоминать сынам о событиях исхода их народа из Египта; с другой стороны, он связывался с началом жатвы).

В продолжении Светлой седмицы богослужение в осуществляется при распахнутых - в ознаменование того, что , через Воскресение, победу над и смертью, раскрыл людям врата Небесного .

Отдание Пасхи бывает в среду 6-й седмицы, в соответствии с тем, что до Дня Своего Восставший из Гроба Господь, ходя по земле, являл себя людям, свидетельствуя о Своём Воскресении.

Всего до дня отдания Пасхи - насчитывается шесть Недель: первая - Пасхальная; вторая - Фомина; третья - святых жен-мироносиц; четвертая - о расслабленном; пятая - о самаряныне; шестая - о слепом.

В продолжении данного периода особо воспевается Божественное достоинство Христа, вспоминаются совершённые Им чудеса (см.: ), подтверждающие, что Он - не просто Праведный Человек, но Вочеловечившийся Бог, Который Сам Себя Воскресил, поправ смерть, сокрушив врата царства смерти, - ради нашего .

Можно ли поздравлять с Пасхой людей другой веры?

Пасха Христова - самый торжественный и великий Праздник Вселенской Церкви (по метафорическому высказыванию святых отцов, он настолько же превосходит все прочие церковные Праздники, насколько сияние солнца превосходит сияние звёзд).

Так, равноапостольная Мария Магдалина, посетив Рим, приветствовала императора-язычника Тиверия именно этим провозвестием. «Христос воскрес!», сказала она ему, и поднесла в дар красное яйцо.

Другое дело, что далеко не каждый иноверец (или безбожник) готов отреагировать на пасхальное поздравление (если не с радостью, то по крайней мере) спокойно. В ряде случаев, подобного рода приветствия могут спровоцировать раздражение, ярость, буйство и гнев.

Стало быть, иногда, вместо пасхального приветствия того или иного человека уместно буквально исполнить слова Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» ().

Здесь неплохо учитывать опыт апостола Павла, который, по его собственному признанию, проповедуя веру христову, старался подстраиваться под обстоятельства и психологическое состояние людей, будучи для Иудеев - как Иудей, ради приобретения Иудеев; для подзаконных - как подзаконный, ради приобретения подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона (не будучи, однако же, сам чужд Божьему закону) - чтобы приобрести чуждых закона; для немощных - как немощный, ради приобретения немощных. Для всех он сделался всем, чтобы спасти хотя бы некоторых из них ().

Можно ли работать и совершать уборку в пасхальные дни?

К Празднику Пасхи принято готовиться заблаговременно. Это значит, что ту работу, которую можно выполнить заранее - лучше сделать заранее. Работу же, не связанную с Праздником и не требующую немедленного выполнения, лучше (на время Праздника) отложить.

Так, например, древний христианский памятник «Постановления апостольские» даёт твёрдое указание, что ни в Страстную седмицу, ни в следующую за нею Пасхальную (Светлую) седмицу «да не работают рабы» (Постановления апостольские. Кн. 8, гл. 33)

Однако, безусловного, безотносительного к обстоятельствам запрета на какую бы то ни было работу вообще, в пасхальный период, не существует.

Положим, есть много видов профессиональной, служебной и общественной деятельности, требующих непременного участия того или иного человека вне зависимости от его желания и от .

К такого рода деятельности относятся: правоохранительная, военная, врачебная, транспортная, противопожарная и пр. Иногда применительно к этого рода работам в Праздничный день не лишне вспоминать слова Христа: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» ().

С другой стороны, исключения относительно работы могут встречаться даже и тогда, когда речь идёт о таких повседневных трудах как уборка по дому, мытьё посуды.

В самом деле, неужели, если во время Праздника Пасхи стол наполнится грязными тарелками, ложками, чашками, вилками, пищевыми отходами, а пол, вдруг, некстати зальётся каким-либо напитком, всё это нужно будет оставить как есть вплоть до окончания Пасхальных торжеств?

С чем связана традиция освящения хлеба - артоса?

В Светлый День Пасхи, в конце Божественной (после заамвонной молитвы) совершается торжественное освящение особой - а (в буквальном переводе с греческого «артос» означает «хлеб»; в соответствии со смыслом наименования Пасхи (Песах - переход) как перехода от смерти к жизни, в соответствии со следствием Воскресения как Победы Христа над и смертью, на артосе запечатлевается Крест, увенчанный тернием, знамение победы на смертью, или же образ ).

Как правило артос полагается на напротив иконы Спасителя, где, затем, пребывает в продолжении Светлой седмицы.

На Светлую субботу, то есть в пятницу вечером, артос раздробляется; по окончании Литургии, в субботу, он раздаётся для потребления верующим.

Как в продолжении Светлого Праздника верующие вкушают в своих домах пасхи, так в дни Светлой седмицы в домах Божьих - храмах Господних - предлежит этот освященный хлеб.

В символическом смысле артос сопоставляется с ветхозаветным опресноками, которые надлежало вкушать, в продолжении пасхальной седмицы, Израильскому народу, после освобождения их десницею Божьей от египетского рабства ().

Кроме того, практика освящения и хранения артоса служит напоминанием об апостолькой практике. Привыкнув вкушать хлеб вместе со Спасителем, во время Его земного служения, они, по Его , уделяли Ему часть хлеба и полагали за трапезой. Сим символизировалось присутствие Христа среди них.

Эту символическую линию можно усилить: служа образом Хлеба Небесного, то есть Христа (), артос служит напоминанием всем верующим, что Воскресший , несмотря на Вознесение на , непрестанно присутствует в , в соответствии с обетованием: «Я с вами во все дни до скончания века» ().

Суточный и годичный круг богослужения Православной Церкви, словно на ось, нанизан на главное событие в истории человечества – воплощение Сына Божия и Его земную жизнь, которая по сути была делом спасения Богом рода человеческого. Двунадесятые праздники, венчающиеся праздников Праздником и Торжеством из торжеств – Светлым Христовым Воскресением – являются будто мозаичными элементами единой картины спасения Всевышним человечества. Двунадесятые праздники – своеобразные этапы этого дела спасения.

Потому богослужебный годовой круг (и это особенно видно в Триодях Постной и Цветной) следует за священной историей Нового Завета. Исходя из такой точки зрения, мы празднуем Отдание праздника Пасхи перед Вознесением Господним, так как знаем, что Спаситель по Своем Воскресении из мертвых сорок дней до Вознесения ходил по земле, встречался с Пресвятой Богородицей и апостолами и укреплял Деву Марию и учеников в будущем служении. А на сороковой день Он вознесся на небеса.

Поэтому Церковь и празднует Отдание Пасхи накануне Вознесения Господня, которое в этом году пришлось на 25 мая по новому стилю. Но в духовном смысле Пасха нас не оставляет. Она является нашим живительным Гольфстримом – глубоководным и мощным течением, дарующим мирови жизнь.

И о том, что Церковь призывает все дни года вспоминать Светлое Христово Воскресение, свидетельствует тот факт, что богослужебный седмичный календарь древних иудеев с центром вокруг субботы был сдвинут в новозаветном религиозном сознании к центру – воскресению. И теперь мы каждую неделю празднуем малую пасху (так святые отцы назвали день воскресения), чтобы Она животворила нас Своим спасительным торжеством.

Именно потому очень важно ходить по воскресеньям в храм. Ведь, с одной стороны, мы благодарим Бога за спасение лично наше, а с другой – подключаемся словно бы к этому току жизни, щедро бьющем в Пасхе, и снова оживотворяемся, становимся небесными и равноангельными, очищаемся от мирской суеты, грехов и страстей.

О том, что Пасха нас не покидает, свидетельствуют и буквы «ХВ», которые часто вырезаны на иконостасах православных храмов. Они, конечно, обозначают «Христос Воскресе». Церковь словно встречает свое верное чадо этим пасхальным приветствием каждый раз по входе в храм. Об этом также свидетельствует любимый в православном народе святой – преподобный Серафим Саровский, встречавший приходящих к нему приветствием: «Радость моя! Христос Воскресе!»

Фактически светлый праздник Вознесения Господня также есть продолжением этой Пасхальной радости. Ведь Христос вознес нашу человеческую природу на небеса – к Престолу Бога Отца – на неизмеримую высоту и восстановил завет между Богом и человеком, восстановил это утраченное богообщение и открыл каждому из нас дорогу в рай. Благодаря этому на Пресвятую Богородицу и апостолов в Сионской горнице щедро излились дары Святого Духа, родившие Церковь – столп и утверждение Истины, ведущей человека, как любящая Мать, ко спасению.

Главное, чтобы мы с Божьей помощью в жизни Церкви видели эту духовную и священноисторическую составляющую, этот фундамент богослужения. И когда нам плохо, то лучше поднять голову вверх, и понять, и увидеть духовным взором, как Христос возносится на небеса, благословляя святых апостолов, благословляя всех нас. И каждого из нас он посадил на небе у Престола Божия. Каждому из нас он открыл эту дорогу в небеса. Только нам теперь нужно немножко потрудиться, немножко с Божьей помощью потопать ножками в сторону храма, чтобы выросли крылья у души, чтобы она начала этот прекрасный и спасительный путь в небеса.

Там ее встретит Христос, который говорит ей словами кондака Вознесению Господнему: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Иерей Андрей Чиженко

Православная или католическая пасха в 2020 году будет одним из самых долгожданных праздников для верующих. Согласно Библии, в пятницу на Страстной неделе Иисуса Спасителя распяли, после чего погребли в пещере. Когда световой день закончился, Мария Магдалина вместе с другими женщинами пришли к гробу усопшего, чтобы обмыть, умастить его тело, но гроб был пуст. Именно тогда Мария произнесла заветные слова, которые повторяют католики с православными: «Христос воскрес».

Фотографии:

Вода яйца
куличи пасха
иконы

Сегодня этот день празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Каждый верующий знает, сколько длится Пасха, поскольку соблюдает все имеющиеся традиции. Праздник продолжается на протяжении 40 календарных дней, поскольку Иисус Спаситель именно столько дней пробыл на земле после своего воскрешения. Пасха в 2020 году будет отмечаться 28 апреля, а через 40 дней наступит отдание Пасхи. Отдание всегда было грустным днем, ведь именно после завершения этого дня Христос покидал своих учеников.

Пасха является церковным праздником, поэтому церковные служители проводят службу, верующие ходят к храмам, слушают звон колоколов. Хозяйки готовят салаты, пекут куличи, дети делают красивые подделки, открытки своими руками. Пасхальный фестиваль 2020 будет неотъемлемым мероприятием празднования. Он проводится уже не первый год. Огромная программа включает концерты на территории храмов, благотворительные акции, выступления мировых звезд. Чтобы понять, насколько много событий проходит во время фестиваля, достаточно посмотреть фото.

Традиции церковного праздника

Существует много традиций, которые соблюдаются весь этот день. Некоторые хозяйки составляют целую программу подготовки к событию. За неделю они начинают убирать квартиру, субботу посвящают нарезанию салатов, приготовлению армянских лепешек, красивых, вкусных куличей, поскольку, когда наступает пасха, нельзя работать, делать уборку. Последнее дело должно быть сделано до полуночи. Сегодня не возникнет сложностей с готовкой, потому что можно найти множество рецептов салатов или других блюд с фото

Существует несколько пасхальных примет, которые полюбились девушкам. Например:

  1. Примета про локоть: если ударишься локтем на пасхальной неделе.
  2. Примета про муху: неважно какого числа в щи упала муха – будет свидание.
  3. Приметы про губы: чешутся губы — будешь целоваться.
  4. Примета про брови: чешутся брови – увидишь любимого.

Помимо примет, если несколько традиций. К примеру, все, кто встречаются на протяжении этого дня, говорят «Христос воскресе», после чего нужно ответить «Воистину воскресе». Не возникнет проблем с тем, что приготовить на пасху 2020. Хозяйки варят, красят яйца, пекут куличи, которые являются церковно-обрядной пищей. Их следует обязательно освящать после церковной службы, когда поминают усопших. Тем, кто держит пост, уже не придется думать, что приготовить на пасху 2020. Кушать можно всё. Верующие устраивают соревнования на яйцах. Они чокаются ими, и выигрывает тот, у кого яйцо остается целым.

Крестный ход на пасху 2020 в Вологде и других местах будет ночью с субботы на воскресенье. Дата зависит от того, какого числа наступит православная Пасха. Нельзя узнать точный день наперед, поскольку дата ежегодно меняется. Праздник наступает после Крестного хода, который получил название из-за того, что священник идет во главе шествия с большим крестом. Остальные служители храма следуют позади с главными иконами. Обгонять священника нельзя. Крестный ход начинается после звона колоколов. Служители храма вместе с верующими обходят вокруг храма, каждый раз останавливаясь у его дверей, которые являются символов камня, закрывавшего вход в пещеру, где погребли усопшего Христа спасителя. На последнем круге двери открываются. Затем начинается служба.

Квартиру обычно украшают красивыми малиновыми, желтыми, красными цветами, иконами, красивыми картинками и открытками, подделками из скорлупы яиц. Люди дарят друг другу открытки, сделанные своими руками, подделки, картинки, посылают прикольные поздравления с пасхой христовой 2020 короткие или длинные в стихах. Если хочется отправить красивые и прикольные смс поздравления с пасхой 2020 стихами, можно набрать следующие сообщения:

  1. Христос воистину воскрес!
    В прекрасный, светлый праздник Пасхи
    Пусть будет мир полон чудес,
    Добра, любви, тепла, ласки!
    Все ваши добрые желания
    Пусть воплощает Господь в быль,
    А все печали и страдания
    Развеет по ветру, как пыль!
  2. Христос воскрес!
    Поют колокола, Святая Пасха к дому пришла.
    Любовь Всевышнего нам дарят небеса,
    И ангелов мы слышим голоса.
    Пусть Пасха счастье каждому несет,
    Пусть вера в каждом сердце оживет.
    Добра, любви на Пасху я желаю.
    Христос воскрес и остается с нами.

Если нет возможности сделать открытку/картинку своими руками или отправить длинные прикольные смс с пасхой 2020 в стихах, отправьте короткие сообщения прозой. К примеру:

  1. Желаю в этот день пасхальный вестей отличных отовсюду. Жизни идеальной и самого большого чуда!
  2. Христос Воскрес! Смерть победил! Пусть Пасха даст вам много сил любить, творить и созидать, и делом Бога прославлять!
  3. С праздником пасхи тебя поздравляю! Сладких тебе куличей пожелаю, ярких и светлых души озарений и непременных весной приключений!

Когда празднуют православные и католики

Для того чтобы рассчитать день православной или католической Пасхи, используется григорианский, юлианский, лунные календари. Никейский собор еще в 356 году принял за правило отмечать праздник в воскресенье. Вопросы о том, какого числа праздновать светлое событие возникли в 1582 г, когда Римско-католическая церковь провела реформу, которую не приняли Православные храмы. Они продолжали проводить поминальные, родительские дни, посещать храмы и вспоминать спасителя по юлианскому календарю

Первые христиане знали, какого числа прошла Пасха, которую праздновал Христос спаситель. Она прошла на 14-й день по лунному календарю. Но вопрос о том, какого же числа отмечать событие, ходить к храму слушать звон и стоять службу был открытым. Между латинской и греческой церквями возникали разногласия, поэтому в 387 году Воскресенье Христа спасителя отмечали в разные дни: Италия отпраздновала 18 апреля, Египет – 25 апреля. До сих пор католики и православные по разному считают, какого числа будет Пасха, чтобы идти на кладбище, с субботы готовить вкусные салаты и красивые куличи по русским и армянским рецептам. Программа празднований может быть различная, но одно остается неизменным: событие отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Но, не раньше 21 марта. Довольно часто дата выпадает на апрель.

Многих заинтересует, какого числа отмечается еврейская пасха в 2020 и сколько она длится. В следующем году событие будет праздноваться с 21 по 28 апреля. В отличие от католиков, евреи отмечают не воскресение Христа спасителя, а исход евреев из Египта. Поэтому в эти дни у них не принято ходить на кладбище, к храмам, делать плейкаст, подделки или красивые открытки своими руками, вспоминать усопших в храмах, как принято у католиков.

Вальпургиева ночь является очень таинственным, противоречивым событием. Многие хотят знать, какого числа отмечается Вальпургиева ночь. Вальпургиеву ночь празднуют с 30 апреля на 1 мая. В 2020 году Вальпургиева ночь совпала с Пасхой, потому что проводилась с субботы на воскресенье. Считается, что на кладбище собираются усопшие, оборотни, колдуньи. Это таинство невозможно запечатлеть на фото или видео. На Вальпургиеву ночь в Вологде и других городах не следует ходить к храму, на кладбище, дарить подделки, плейкаст, картинки и красивые открытки своими руками. Обычно устраиваются шумные вечеринки, фестивали, во время которых нельзя запрещать делать множество фото и видео.

Когда проходят родительские дни

Чтобы понять, какого числа будет родительский день, нужно заглянуть в календарь и узнать неделю и день, когда празднуется православная/католическая Пасха. Усопших поминают на 9-ый день после Пасхи. В этот день верующие идут к храму, на кладбище. Обычай поминать усопших был заложен после великого крещения Руси.

По-другому родительский день называется Радоницей. Это слово образовано от Радуницы – имени языческого Бога, который хранит души усопших. Чтобы не задумываться над тем, сколько недель или дней он будет охранять их покой, славяне приносили на кладбище поминальную еду, яйца, куличи, но не салаты, малиновое варенье или армянские пироги.

Родительские дни имеют единые правила и программу. Верующие посещают кладбище, поминальную службу, чтобы помолиться услышать звон колоколов. Не стоит делать много фото, картинки, дарить красивые подделки или открытки, выполненные своими руками. Всю субботу во время родительского дня на кладбище нельзя шуметь и громко разговаривать, поскольку люди вспоминают усопших и молятся за их покой.