Особые переводы. Аутизм у детей: советы для родителей, воспитывающих малыша с аутизмом

Аутизм - что это за болезнь?

Трудно оставаться равнодушным, наблюдая за тем, как ребенок болен аутизмом пытается адаптироваться в скоротечном современном мире. Хотя формы подобных расстройств варьируют от легких до тяжелых, многие больные этой болезнью проявляют исключительные способности к музыке или других видов искусств. Стоит их немного поддержать и адаптация их в обществе станет вполне реальной.

Аутизм не является результатом плохого воспитания. Аутизм - это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга и характеризующееся отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также стереотипностью в поведении и интересах. Все указанные признаки появляются в возрасте до 3 лет.

В отличие от всех других детей с психофизическими нарушениями и без них, аутичный ребенок не идет навстречу другому человеку и не радуется, когда любой, ребенок или взрослый, хочет, например, играть вместе с ней.

Наиболее типичные симптомы аутизма

  • Недостаточное развитие языка, отсутствие речи. У детей раннего возраста, как правило, наблюдаются нарушения зрения, речи (им трудно говорить), они чрезмерно застенчивы, часто повторяют одни и те же слова по несколько раз подряд. Ребенок не понимает речь других людей, сама не стремится разговаривать, общаться с другими людьми, даже матерью. В речи ребенка, в основном, присутствуют ехолалии, ребенок иногда повторяет обрывки элементов речи, которые она услышала от других людей или по телевизору. Ребенок не понимает сложных языковых конструкций. Ребенок с аутизмом понимает только односложные слова-команды: «Ешь», «Сядь». Ребенок не может абстрактно мыслить, анализировать и обобщать. Чаще всего ребенок не понимает местоимений мой, твой, их и т. Д. В то же время у него может достаточно интенсивно развиваться "автономная речь", "речь для себя".
  • Ребенок не воспринимает окружающий мир, не реагирует на происходящее вокруг него. Родителям порой совершенно невозможно привлечь внимание ребенка, она не реагирует на свое имя и на звуки голосов мамы и папы. Более того, со временем ребенок начинает активно избегать общения, скрывается, уходит. Ребенок не фиксирует взгляд на лице родителей, нет контакта взглядов, не обращающихся на язык.
  • Зрительное внимание детей с аутизмом крайне выборочно и очень кратковременно, ребенок смотрит как мимо людей, не замечая их и относится к ним как к неодушевленным предметам. В то же время ей характерна повышенная впечатлительность, его реакции на окружающее часто непредсказуемы и непонятны. Такой ребенок может не замечать отсутствия близких родственников, родителей и чрезмерно болезненно и возбужденно реагировать даже на незначительные перемещения и перестановки предметов в комнате.
  • 3. Ребенок с аутизмом не переносит эмоционального контакта с родителями. Даже в первые месяцы жизни ребенок не тянет ручке, не прижимается к матери, а, находясь на руках у родителей, сопротивляется физического контакта, напрягает спину, пытается вырваться из объятий родителей.
  • Ребенок, страдающий аутизмом, никогда не играет с игрушками, и даже не проявляет к ним интереса. Игра ребенка с аутизмом заключается в наборе простых движений - она дергает кусок одежды, крутит веревку, сосет или нюхает части игрушек. Эти признаки аутизма также проявляются после достижения ребенком возраста 1 года.
  • Ребенок не проявляет интерес к другим детям, не играет со сверстниками. Аутист не проявляет интерес к играм детей. На втором году жизни заметно, что ребенок - аутист не имеет даже простейших игровых навыков. Единственная игра, которую аутист может поддерживать, это простые механические движения "возьми - дай". При аутизме своеобразный характер имеет игровая деятельность. Ее характерной чертой является то, что обычно ребенок играет сам, преимущественно используя не игровой материал, а предметы домашнего обихода. Она может долго и однообразно играть с обувью, шнурками, бумагой, выключателями, проводами и тому подобное. Сюжетно-ролевые игры со сверстниками у таких детей не развиваются. Наблюдаются своеобразные патологические перевоплощения в тот или иной образ в сочетании с аутичным фантазиями. При этом ребенок не замечает окружающих, не вступает с ними в речевой контакт.
  • . Ребенок, страдающий аутизмом, не может научиться простейшим навыкам самообслуживания. Такому ребенку порой невозможно научиться одеваться самому, самостоятельно ходить в туалет, умываться, принимать пищу и пользоваться столовыми приборами.
  • Ребенок с аутизмом требует постоянного контроля, она не понимает и не может оценить опасности окружающего мира. Малыш не может переходить улицу, потому что не воспринимает движущиеся машины и может пострадать. Такой ребенок не понимает опасность, исходящую от падения с высоты, игры с электроприборами, острых предметов и т.д.
  • Несмотря на безразличие к окружающему миру, ребенок с аутизмом может очень часто проявлять вспышки гнева и агрессии. В основном, эта агрессия направлена на самого себя. Ребенок до крови кусает свои руки, бьется головой о мебель и пол, бьет кулаками себя по телу и лицу. Иногда эта агрессия возникает против других людей, и ребенок при любой попытке контакта царапает, кусает или бьет родителей. На любое запрет или попытку связаться ребенок - аутист может внезапно проявить безудержную агрессию. Ребенок не умеет испытывать чувство сожаления, по просьбе или мольбы родителей она не реагирует, безразлична до слез.
  • У ребенка с аутизмом часто присутствует синдром навязчивых движений - она раскачивается стоя или сидя, долгое время бесцельно хлопает в ладоши, вращает и крутит различные предметы, долгое время смотрит на мир, огонь, вентилятор. Ребенок вместо игры может выстраивать различные предметы и игрушки в аккуратные ряды. Ребенок может долгое время безэмоционально подпрыгивать, приседать.

Что можно посоветовать родителям и близким детей, страдающих аутизмом?

Если для родителей заметными становятся вышеперечисленные признаки аутичного типа развития, то обязательно нужно обратиться к детскому психиатру, чтобы убедиться, насколько эти особенности развития ребенка имеют основание. Диагноз «ранний детский аутизм» может быть поставлен только специалистом - детским психоневрологом после тщательного обследования малыша. Если этот диагноз ребенку поставлен, то родителям нужно определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша. Для этого важно проконсультироваться у специального психолога или коррекционного педагога, которые имеют опыт работы с такими детьми, могут предоставить развернутую характеристику состояния психического развития ребенка, а также определить формы и направления коррекционных занятий для ребенка.

Родителям нужно набраться терпения, твердо верить в успех и не терять надежду. Сегодня во многих городах открыты специальные курсы и школы для родителей, чьи дети страдают аутизмом.

Основой успешного преодоления аутизма, является выполнение в домашних условиях и в условиях специальных центров индивидуальной программы реабилитации больного ребенка. Естественно, главная задача здесь ложится на плечи родителей. Поэтому первостепенной шагом должно стать принятие того, что их ребенок страдает аутизмом. Ведь она не психически больной человек, у него просто "другой способ видения мира", ей немного труднее выразить свои чувства. Вот здесь и нужно ей помочь, поддержать, научить.

При правильном, упорном подходе к выполнению лечебной (реабилитационной) программы дети, больные аутизмом, показывают отличные результаты и могут в значительной мере восстанавливаться, адаптироваться к нормальной жизни. Нередко они обладают даром или талантом в какой-то области искусства или знания.

Гиперчувствительность к звукам и прикосновениям, задержка речевого развития, неуравновешенность. Такие проблемы развития детей с аутизмом возникают перед родителями особых детей.

Интеллектуальное развитие этих детей достаточно разнообразен. Среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием. Отмечается также как частичная или общая одаренность, так и умственная отсталость.

Первый возрастной кризис приходится на возраст между двумя и тремя годами, когда каждый ребенок дифференцирует себя из- людей и дифференцирует людей на своих и чужих. В этот период ребенок начинает узнавать себя в зеркале и говорить о себе в первом лице. Рост самосознания и стремление к самостоятельности обусловливают частоту эмоционально-поведенческих расстройств на этом этапе. Стремясь к независимости, ребенок проявляет негативизм и упрямство на замечания и запреты взрослых.

Для предупреждения эмоциональных и поведенческих расстройств очень важно, чтобы взрослые относились к малышу бережно, с большим терпением и уважением. При этом ни в коем случае нельзя подавлять или запугивать ребенка, необходимо одновременно стимулировать и организовывать его активность, формировать произвольную регуляцию поведения.

Особенно важное значение в воспитании аутичного ребенка имеет организация его целенаправленного поведения четкого распорядка дня, формирование стереотипного поведения в определенных ситуациях.

Поскольку нарушения аутистического спектра являются сквозными, то положительное влияние на развитие ребенка должно происходить комплексно. Речь идет о том, что в центр внимания должны попадать моторная, эмоциональная и познавательная сферы. По моторной сферы стоит получить консультацию специалистов (особенно важно - еще и отработать определенные навыки), как помогать ребенку в этом направлении. Уметь: активизировать проявления ребенка, выполнять упражнения на перераспределение мышечного напряжения, владеть различными способами снятия напряжения, способствовать гармонизации тонической регуляции в целом, поскольку именно она является основой полноценного психического развития.

Советы взрослым из ближнего и дальнего окружения ребенка аутиста

Применяйте планомерное сотрудничество ребенка со взрослым для того, чтобы у него перед глазами всегда был эталонный вариант, с которым он хотя бы изредка пытался сравнить свое изделие и другие результаты своей деятельности, а также созерцать действия, движения взрослого, слышать его мысли. Партнерство с ребенком в различных совместных с ним делах помогать успокоить и дать ему чувство защищенности.
  • Соблюдайте с подавляющим большинством аутичных детей постоянного их страхования: будьте готовы их поймать, схватить, подложить руку на опасное место и т.д., будьте готовы предотвратить возникновение ситуации, провоцирует физическую самоагрессии ребенка. Действенным способом свести к минимуму опасные действия ребенка является их подкрепления вами своими бурными реакциями (не пугаться, не расстраиваться, не сердиться). Помните, что некоторые дети могут провоцировать такие реакции взрослого и при этом испытывать удовольствие и радость.
  • Целенаправленно опекайте предметную деятельность и игру ребенка. В этой связи обеспечит взвешенное отношение к подбору игрушек и предметов, продумывайте цели с позиции степени их сложности (должны соответствовать возрасту, возможностям и интересам ребенка), тщательно относитесь к организации и руководства детской деятельностью.
  • Используйте большую привязанность ребенка с аутизмом в отношении к предметам, чем к людям. На этой основе косвенно налаживайте диалог с ними, например, через музыкальные инструменты, танцы, спортивные игры. В то же время налаживайте слухо-вокальную, слухо-двигательную и зрительно-двигательную координацию общей и мелкой моторики, формируйте доступен для ребенка уровень способности синтезировать их в одной деятельности (побуждайте ребенка к поиску слева справа, сверху-снизу мелодической игрушки или взрослого, который ей напевает или что-то говорит и т.п.).
  • Устранение из окружения ребенка все то, что может напугать его: резкие звуки (хлопанье дверью, грохот посудой, ссору, громкую музыку); резкие зрительные впечатления (мощные, не защищены источника света, внезапное движение в поле зрения ребенка); резкие запахи, грубые обращения и тому подобное.
  • Помните, что взгляд взрослого, звуки его голоса, приближения и касания могут вызвать у ребенка только оборонительную реакцию в виде различных вариантов отстранения и избегания (предотвращения и отвода глаз, нежелание слушать, касаться, вступать в любой контакт).
  • Поддерживайте элементы общения, попытки вступить в контакт, реакции на обращение взрослого. При этом всячески учитывайте особенности их осуществления ребенком, поскольку, несмотря на то, что ребенок «ходит мимо людей», она никогда не наталкивается на них, может заплакать, когда на нее или при ней кричат.
  • - Систематически используйте возможности арт-терапевтических средств как социально приемлемого выхода агрессивности и негативных эмоций ребенка с аутизмом, безопасного способа снятия напряжения, уменьшения страхов, агрессии и жестокости. Совместное участие в рисовании, в музыкальных занятиях, в элементарных спортивных играх будет способствовать формированию отношений эмпатии и взаимной поддержки.
Основным ориентиром развития ребенка с аутизмом должен быть разнообразное, эмоционально насыщенное общение с ним родителей. Родители должны разговаривать с ним больше, чем со здоровым ребенком.
  • Постоянно стимулируйте интерес ребенка к внешнему миру. Заинтересовано выполнения вами режимных моментов и не безразлично, ласковое отношение к ребенку, обозначения эмоциональных состояний различными звукосочетаниями способствовать эмоциональному «заражение» малыша. Это, в свою очередь, постепенно вызовет у него потребность в контакте и постепенное изменение ребенком своего собственного эмоционального (часто агрессивного) состояния.
  • Постоянно привлекайте внимание ребенка к своим действиям. Купая, одевая, осматривая т.д. ребенка, не молчите и не игнорируйте ребенка, а, наоборот, постоянно ласково стимулируйте ее к подражанию. При этом помните, что ребенок способен подражать лишь то, что в общей форме он уже сам может сделать. Хорошо, когда мама поет, причем это могут быть не только песни: несмотря на то, что дети с аутизмом лучше реагируют на музыку, чем на вещание, стоит речевые проявления делать музыкальными, пропевать имя ребенка, свои комментарии, свои просьбы, рассказы, похвалу и тому подобное. А разговаривать с таким ребенком - спокойным (желательно даже тихим) голосом.
  • Способствует более легкому прохождению ребенком момента физического отрыва от себя с тем, чтобы предотвратить проявления тяжелых форм «чувство края», когда ребенок становится абсолютно несдержанным, неуправляемой, непослушным. Постоянно формируйте у малыша «ощущение края» с тем, чтобы он постепенно переставал бояться нового в окружающей среде.
  • Учитывайте, что рядом с равнодушием, аффективной блокадой (изоляцией) по отношению к вам, возможно также симбиотическая форма контакта, когда ребенок отказывается хотя бы на некоторое время оставаться без вас при том, что никогда не бывает с вами мягкой.
  • На всех этапах установления контакта подбирайте безопасную дистанцию для общения и ненавязчиво демонстрируйте свою готовность к контакту, каждый раз обязательно начиная с того психического уровня, на котором находится ребенок.
  • Во время тактильного контакта с ребенком говорить ему о своих чувствах, включая даже проявления гнева на его сопротивление. При этом учитывайте, что аутичный ребенок может понимать ваши чувства и речи. Однако эмоциональные особенности малыша является препятствием процесса восприятия материнской ласки. Важно продолжать устранять детский сопротивление такими стимулами, которые для нее эмоционально сверхчувствительными, дискомфортными (длинный поцелуй, шепот в ухо и т.д.). Вместе с тем, применяйте определенную трансформацию отношений с ребенком, которого (ситуацию) условно называют «отпусти», когда ребенок старается избегать длительных эмоциональных контактов, объятий, поцелуев. Однако, учитывая естественную автономию ребенка с аутизмом, эту возможность надо использовать осторожно.
  • используйте (Как возможный) метод мобилизации ребенка к игре без всяких требований и инструкций только с целью налаживания эмоционально благоприятного, доверительного контакта, даже несмотря на то, что ребенок может не обращать на вас внимание.
  • Постоянно стимулируйте эмоциональные реакции ребенка на тепло, прохладу, ветер, красочное листья, яркое солнце, талый снег, ручьи воды, пение птиц, зеленую траву, цветы; на загрязненные места в окружающей среде (засорены, с неприятным запахом, грязной водой) и чистые и уютные поляны и тому подобное. При этом многократно учите и поощряйте ребенка использовать соответствующие жесты и телодвижения, вокализации, несовершенны слова; одобряйте такое его поведение.
  • Постоянно смягчает недостаточную или полное отсутствие потребности в контактах, а также активное, часто с агрессивным проявлением стремления одиночества и отгороженности от внешнего мира. При этом учитывайте, что дети чувствуют себя заметно лучше, когда их оставляют наедине. Однако присоединяйтесь к действиям ребенка, а потом тактично настаивайте на совместных действиях, например, с предметом, которым играет ребенок, с книгой, которую «вместе» читают, с матрийкою, которую поочередно составляют, с мячом, который поочередно прокатывают по полу и тому подобное.
  • Научитесь Считывать его элементарные попытки вступать с вами в контакт и улыбкой (ласковым голосом, нежным взглядом, объятиями, многократным повторением ее имени и т.д.) поощряйте ребенка к продолжению этого контакта.

Советы по применению планшетов и смартфонов для коммуникации, помощи в повседневной жизни и в качестве поощрения для детей и взрослых с аутизмом

Планшеты и другие электронные устройства могут быть прекрасными инструментами для людей с аутизмом. Вот несколько советов, которые могут помочь лучше использовать потенциал вспомогательных электронных технологий в различных аспектах жизни.


3 шага для того, чтобы добавить больше физической активности в жизнь ребенка с РАС

Вы знали, что детям в возрасте от 6 до 13 лет рекомендуется 9-11 часов сна в сутки? Вы знали, что детям в возрасте от 6 до 17 лет рекомендуется 60 минут физических упражнений каждый день? Наконец, вы знали, что исследования показывают взаимное влияние аутизма, физических упражнений и сна?


Три совета от поведенческого аналитика родителям детей и подростков с РАС

Безопасность в Интернете включает множество навыков, например, избегать раскрытия конфиденциальной информации о самом себе или избегать Интернет-травли. Люди с аутизмом особенно уязвимы перед подобными угрозами, так что родителям детей с аутизмом нужно занять активную позицию и учить ребенка тому, как избегать таких рисков заранее.

Изменения бывают самыми разными: любимого лакомства не было в продаже, ребенка встретила няня, а не мама, пальто стало мало и родители купили новое… На самом деле очень трудно предсказать, какие именно изменения в привычном распорядке окажутся проблемными для ребенка. Именно поэтому важно стараться постепенно варьировать привычную рутину.


Несколько специалистов говорят о том, как родителям сделать опыт игры более приятным и полезным для ребенка

Дети с аутизмом, как правило, имеют очень значительный и очень характерный дефицит игровых навыков. Очень многие такие дети вообще не играют с игрушками. В других случаях, они используют игрушки функционально, но у них всегда есть проблемы с символическими и абстрактными аспектами игры. Очень важно учить маленьких детей с РАС играть. Конечно, родители об этом знают – они пытаются!


Описания типов собак, которые могут использоваться для помощи людям с аутизмом, их особенности и ограничения

Вы верно указали, что есть разница между собакой-помощником и собакой-терапевтом. Мы предлагаем рассмотреть третью категорию – хорошо обученная и воспитанная собака-компаньон (то есть, просто собака как домашний питомец). На самом деле, когда к нам обращаются за подобной консультацией родители ребенка с аутизмом, мы, как правило, рекомендуем именно собаку-компаньона.


Несколько вариантов ответов для родителей, которым приходится сталкиваться с непрошенными советами или невежеством в отношении аутизма

Когда я говорю с родителями, мне часто рассказывают, как родственники, друзья и посторонние люди на улице проявляют невежество (а иногда и просто невероятную грубость) в отношении аутизма. Один папа недавно спросил меня, нет ли у меня готовых ответов для подобных грубых реакций.

Лечить надо ребенка и концентрировать св →

Лечить надо ребенка и концентрировать свои силы на этом.
По Вашим вопросам видно, что не так все плохо у Вас, так что ищите способы борьбы с этой болезнью, а не то как с ней жить:-)
Удачи! 07.01.2008 21:26:58, Olga U

1. как жить с этим дальше? кем они вырас →

1. как жить с этим дальше? кем они вырастают - аутисты? чего нам ждать от будущего?
За всех кто же вам скажет... аутисты такие разные, одни смогут адаптироваться в общество, другие нет.
2. какие профессии для них подходят?
есть такой стереотип, что все программисты - аутисты. Но в то же время у аутистов часто проблемы с математикой. Вообще, не думайте в пять лет о профессиях, решайте более насущные проблемы..
3. могут ли они сосуществовать в обычном коллективе? (в обычной школе, например)
Да, такие случаи имеются.
4. могут ли они заниматься спортом? какие виды спорта для них оптимальны?
5. СДВГ и аутизм - они взаимно исключают друг друга или могут быть в человеке вместе?
могут
6. ему постоянно нужно до всех дотронуться, "ткнуть", ударить при случае - что с этим делать? (это, пожалуй, самая большая проблема на этом этапе)
Ударить - спокойно, но решительно пресекать. Ткнуть - оборачивать в игру. Дотронуться - оборачивать в свою пользу, дотрагиваться в ответ, сводить в шутку, использовать в целях развития коммуникации, пробовать разные варианты реакции.
7. насколько уместна строгость в воспитании аутистов? вообще, насколько они "воспитуемы"?
Уместна, но для каждого ребенка в индивидуальном размере. Воспитуемы, как и все другие дети.
Работайте в направлении выставления правильных границ, что-то нельзя категорически, что-то всегда можно, а что-то можно или нельзя по ситуации, вот тут-то начинается самое интересное, это материал для обучения общению. Учите сына общаться сначала с близкими, и по-возможности с чужими, постепенно расширяя круг.
07.01.2008 18:24:54, ЮлияФ

Все зависит от степени аутизации, уровня →

Все зависит от степени аутизации, уровня интеллекта, состояния его соматического здоровья и Вашей активности. Есть и аутисты, которые учатся в обычных школах довольно успешно, а есть и необучаемые. Прогнозы делать дело бесперспективное, особенно не зная особенностей ребенка.
2.Професиия зависит от склонности ребенка. Есть аутисты, которые зацикленны на компе. Во и пополнение господину Гейтсу.))
3.Зависит от дошкольной подготовки и работы психологов и др. терапистов
4.Точно не скажу, но очень любят воду, хорошо бы верховой ездой. Многие предпочитают музыку - почти все аутисты очень музыкальны, слух абсолютный.
5. Очень часто это совмещается так, что трудно понять чего больше.
6. Смотря для чего ему это нужно. Вполне возможно, что это агрессивный контакт- т.е. ребенок не знает как правильно обратить на себя внимание, пригласить другого ребенка играть с собой. Это от неумения. А если он тело плохо чувствует это уже другое. Это действительно бывает одной из самых неприятных моментов у аутят. Может быть подойдет перевод его агрессии на что-то - мяч, большая подушка.
7. Строгость очень даже уместна, если не забывать его при этом хвалить за каждый положительный момент и награждать сразу, а не к празднику. Это все сложно, но возможно. 06.01.2008 01:27:22, Тюля

Спасибо огромное за ответ!!!
Что касается профессии, то до программиста нам еще пока далеко. Пока есть одна заветная мечта - стать водителем автобуса:))) На самом деле пока не увлекают его никакие компьютеры, конструкторы...Автобусы, метро - вот это да! Знает все остановки наизусть, все автобусы - "в лицо" (только появился автобус на горизонте, он уже сразу может сказать, какой это номер, т.к. знает их по внешним признакам)
Воду любит до безумия. Но бассейн из-за отитов противопоказан:(Верховой езды рядом нет, но поищу и попробуем. Музыка - тоже в точку! Насчет слуха не знаю, но танцевать обожает. Причем, очень неплохо это у него получается. Очень хорошее чувство ритма и пластика (при слабой координации движений, т.е. например куда-то залезть - не проблема, а вот слезть отттуда почти всегде сопровождвется истерикой)
Перевод агрессии пробовали, но пока не действует. А мяч любит очень бросать в корзину. Вообще любит все бросать.:(
Хвалить! Вот про это, пожалуй, иногда забываем! :(
Еще раз - большое спасибо! 08.01.2008 00:18:56, страусенок


Аутизм у детей или ранний детский аутизм (как он называется в медицинской литературе) представляет большую проблему как для родителей, так и для больных детей, которая в другой уже форме переходит во взрослое состояние. Распространенность заболевания среди детей составляет 0,2%, причем чаще болеют мальчики (в 3-4 раза чаще, чем девочки). Это заболевание поражает все функции психической системы - и память, и внимание, и мышление, и речь и т.д.


Еще Каннер, который описал этот синдром, подчеркивал, что заболевание следует относить к шизофреническим состояниям, которые передаются по наследству. Такая точка зрения сохранилась и в наши дни, только несколько дополнилась. Считается, что наследственная предрасположенность реализуется при воздействии определенных факторов внешней или внутренней среды. К таким факторам следует относить процесс родов, возрастные кризисы (14-15 месяцев, 5-7 лет, 10-11 лет), различные стрессы, инфекционные заболевания, тяжелые соматические заболевания и т.д.


В механизмах развития заболевания в настоящее время, как и раньше, доминирует две теории, каждая из которых имеет право на существование. Скорее всего, развитие заболевания можно объяснить сочетанием этих двух теорий. Речь идет о психогенной и биологической теории. Первая подчеркивает роль социальной среды, а вторая - физиологическое состояние организма ребенка. Сейчас совершенно очевидно, что аутистический ребенок может появиться как во вполне нормальной семье с хорошим воспитанием, так и в семье социально неблагополучной.
Связь аутизма с шизофренией окончательно не доказана. Однако многие ученые психиатры рассматривают аутизм как фон шизофрении или предвестник этого заболевания, поэтому такие дети должны находиться под пристальным вниманием психиатра и психолога, им должна проводиться соответствующая коррекция нарушенных функций, чтобы предупредить развитие шизофрении и различных психических нарушений в будущем, в том числе и социальную адаптацию.


В настоящее время можно выделить несколько четко доказанных фактов, относящихся к детскому аутизму. Они включают в себя:
- непрогрессирующее течение;
- такие дети чаще более интеллектуально развиты, чем их сверстники;
- преобладание мальчиков;
- заболевание чаще развивается в наиболее образованных и состоятельных общественных слоях.
Таким образом, аутизм представляет серьезную медицинскую и социальную проблему.

Признаки аутизма

Впервые симптомы детского аутизма были описаны Каннером в 1943 году. Независимо от него также многими учеными описывались схожие проявления.
Синдром может проявляться по-разному, поэтому выделяются различные клинические его формы, которые характеризуется преобладанием того или иного нарушения. Однако есть и общие черты аутистического синдрома, к которым относятся:
- отсутствие эмоциональности при общении с матерью (ребенок не просит дать ему определенную игрушку, он ведет к ней, он редко плачет и радуется, такой своеобразный маленький робот);
- отталкивает мать или отца, которые хотят взять его на руки;
- отстраненность от окружающего мира, он игнорирует многие раздражающие факторы, но в то же время проявляет повышенную чувствительность и страх по отношению к предметам, которые движутся или издают различные звуки;
- невозможность использовать слова в переносном смысле, он использует их только в прямом значении;
- отлично запоминает мельчайшие детали, то есть у него хорошо развита механическая память;
- такому ребенку тяжело абстрагироваться;
- склонность к монотонным и одинаковым движениям, в том числе и в игре (он часами может перебирать конструктор, повторять одни и те же слова);
- такой ребенок привыкает к своей окружающей среде, перемены которой могут вызвать у него плач, страх, необъяснимую боязнь.
Все эти признаки, которые свидетельствуют о нарушении в психоэмоциональной сфере, сочетаются с отменным физическим здоровьем ребенка. Такие дети чаще всего (хотя не обязательно) имеют высокий интеллектуальный уровень, поэтому их лицо имеет серьезный и умный вид.

Больные дети имеют речевые проблемы, как со сверстниками, так и в последующей жизни, что связано с имевшимся дефицитом общения (особенно если он искусственно ограничивался - использование наушников см.выше). Аутичные дети болезненно воспринимают многие вещи, которые происходят вокруг них (чаще всего это замечается в процессе игры), в том числе и шутки. Это связано с тем, что они не могут абстрагироваться и понимают все в буквальном смысле. В итоге им кажется, что их унижают, хотят специально обидеть и т.д.
Совершенно не обязательно, что все эти признаки будут присутствовать в одном ребенке. Для постановки диагноза и определения дальнейшей тактики ведения важно оценивать все симптомы в комплексе, чтобы избежать гипердиагностики и неоправданных терапевтических воздействий на здорового ребенка.

Как распознать аутизм?

Конечно, чтобы правильно поставить диагноз (а аутизм при всей своей кажущейся простоте является сложным состоянием для диагностики), следует обратиться за помощью к специалисту. На начальных стадиях это может быть педагог-психолог, а позже - психиатр. Однако и родителям должны быть известны состояния, о которых шла речь выше. Заметив их у своего ребенка, немедленно надо бежать к опытному специалисту, чтобы не было упущено драгоценное время.
Для диагностики этого заболевания важно базироваться на трех основных принципах, рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения. Наличие этих признаков у одного ребенка указывает на диагноз аутизма. К этим трем признакам относятся:
- недостаточное взаимодействие с обществом (ребенок не хочет играть со сверстниками, он закрыт в себе);
- недостаточная коммуникативная активность (его не интересует общение с детьми, поэтому он испытывает трудности при общении в последующей жизни);
- преобладают повторяющиеся движения и фразы, то есть характерно развитие двигательных и речевых стереотипов (он повторяет услышанные слова, выполняет однотипные движения в течение длительного времени).
Характерно, что эти симптомы начинают рано проявляться (обычно еще в период грудного возраста - на первом году жизни), а к трем годам достигают своего максимального развития и выраженности.
Клиницисты выделяют несколько форм аутической болезни:
- классический аутизм Каннера;
- синдром Аспергера.

Аутизм Аспергера отличается от аутизма Каннера тем, что при этом состоянии нет интеллектуальной или речевой задержки, к тому же такие дети неуклюжимы - это основные отличия этих двух форм.
Но независимо от клинической формы это заболевание нуждается в своевременной коррекции. Большая роль отводится психотерапии, однако проводится и посиндромная терапия, которая призвана улучшить социальную адаптацию ребенка. Например, при наличии приступов эпилепсии назначаются противоэпилептические препараты, при умственном отставании проводится корригирующая педагогическая работа и т.д.
С помощью психотерапии налаживается или вновь устанавливается контакт с внешним миром, с окружающими детьми, преодолеваются различные страхи, которые имеют место быть при аутизме и т.д. В итоге это помогает победить заболевание и обеспечить нормальное развитие человека в будущем.

Как воспитывать детей с аутизмом?

Воспитание аутичных детей - это не простая задача, а зачастую сложная и деликатная, которая требует терпимости родителей и последовательности.
В первую очередь, не следует заставлять ребенка-аутиста делать то, что хочется вам. Надо следовать за таким ребенком, смотреть, что он делает, что его интересует, а не навязывать то, что бы вам хотелось в данный момент. Но не следует забывать, что, несмотря на это, в ваших действиях должна быть определенная последовательность.
В процессе воспитания важно определить ту функцию, которую вы пытаетесь откорректировать. В этом вам поможет специалист, он также подскажет, каким образом этого добиться. Вообще идеальным вариантом является совместная работа родителей, воспитателей и психологов, а также медиков (психиатр, невролог) при воспитании такого ребенка.

Мозаики и головоломки, которые складывают и решают эти дети, помогают увидеть им конечный результат и понять, чего они могут добиться. Обязательно надо включать эти виды деятельности в воспитательный процесс.
Для аутичных детей характерна плохая осознаваемость и воспринимаемость своего тела, они могут не знать многие части своего тела, поэтому с ознакомительной целью и образовательной в помещениях, где пребывают эти дети, рекомендуется как можно больше размещать зеркал. Периодически следует совместно с ребенком рассматривать его тело и называть те или иные части тела, показывая на них.


Воспитание таких детей должно проводиться по определенному графику и режиму, которого следует неукоснительно придерживаться. Ежедневные привычные действия помогают ребенку ощущать себя в безопасности, потому что, как говорилось выше, перемены могут пугать ребенка-аутиста. Родители обязательно должны быстро воспринимать сигналы, которые им посылает их чадо и которые свидетельствуют о его психологическом дискомфорте и страдании. Эти сигналы могут быть как вербальные (слова), так и невербальные (различные тревожные действия).
Таких детей нельзя переутомлять, так как процесс переутомления негативно скажется на работе всей нервной и психической системы и приведет к разбалансировке только что налаженных механизмов. Для правильного понимания происходящего аутичному ребенку надо объяснять смысл всех действий, порой требуется использовать для этого наглядный материал, например, различные схемы.
Таким образом, используя системный и комплексный подход в воспитании таких детей, можно добиться отличных результатов, которые приятно удивят вас и вашего малыша.