Особенности проявления застенчивости у детей дошкольного возраста. II. Установочный блок. Причины развития застенчивости у детей

Застенчивость - комплекс ощущений, растерянности, стыда, страха препятствующий нормальному общению. Это особенность, характерная для многих людей, как детей, так и взрослых. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжёлая болезнь. Её последствия могут быть удручающими.

Общая характеристика застенчивых детей:

  • Застенчивым детям не свойственны самоуверенность и агрессивность
  • Застенчивым детям кажется, что все смотрят на них критически или смотрели бы так, если бы их заметили. Поэтому они обычно стараются не быть на виду
  • Застенчивые дети очень робки, а их самовосприятие обычно достаточно негативно
  • Они остро ощущают свои действительные и мнимые недостатки и не знают или не ценят своих положительных качеств
  • Чувствительны к реальной или подразумевающейся критике, болезненно относятся даже к подшучиванию
  • Застенчивые дети часто принижают свои качества
  • Застенчивые дети часто недовольны собой
  • В обществе застенчивые дети часто избегают контакта с другими
  • Постоянно испытывают какое-то беспокойство и считают себя хуже других
  • Часто колеблются в принятии решений
  • Не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя
  • Неадекватно преподносят себя; их навыки общения бедны, а "телесный язык” слишком смиренен
  • Застенчивый ребенок часто попадает в порочную ловушку
  • Застенчивость мешает детям ясно мыслить и эффективно общаться с другими
  • Застенчивые дети часто чувствуют неадекватность собственного поведения и испытывают постоянную тревогу по поводу своих действий
  • Как правило, у застенчивых детей занижен уровень самооценки
  • Не замечают свои положительные качества и не ценят, например, боятся, что будут выглядеть смешно в глазах других, скажут что-нибудь глупое, некрасиво одеты и т.д.

Девочки более застенчивы, чем мальчики: это проявляется уже в том, что им в большей степени свойственен страх незнакомцев, возникающий в 8 месяцев. Мальчики сильнее реагируют на разлуку, поэтому для них более травмирующим является ранее помещение в ясли. Для детей обоего пола запредельными раздражителями, способствующими появлению застенчивости, является помещение без матери в больницу в первые годы жизни, а также прочие испуги и потрясения, особенно связанные с конфликтными отношениями в семье. При прочих равных условиях застенчивость более свойственна детям добрым, с мягким характером. Застенчивость у детей, в первую очередь у девочек, в немалой степени зависит от особенностей характера и личности родителей. Застенчивость более свойственна детям не очень общительных и уверенных в себе родителей, с тревожно-мнительными чертами характера, придерживающихся внешне строгих, а по существу формальных методов воспитания и обращения с детьми. Эти родители стремятся чрезмерно рано привить детям навыки самоконтроля и гигиены, любят стыдить и читать мораль, ограничивают возможности выражения чувств. Налицо и избыточная забота со стороны матери, постоянное беспокойство по поводу возможных несчастий с ребёнком.

Устранить застенчивость сложнее, чем предотвратить её развитие.

По данным некоторых исследований застенчивость тесно связана с таким показателем, как тревожность. В связи с этим используется опросник Е.И.Рогова «Выявление уровня тревожности» и проективная методика «Звери пришли на водопой».

Описание методики:

Испытуемые делятся на группы по пять-шесть человек. Им предлагается придумать рассказ, начало которого дается: "Звери пришли на водопой и...". Каждый придумывает по одному предложению, не советуясь друг с другом. Далее предлагается инсценировать свой рассказ каждой группе. После этого испытуемые пишут, какие чувства они испытывали, и что было тяжело.
Данная методика зарекомендовала себя, как способная к выявлению застенчивых людей. Исследование подтвердило, что застенчивость тесно связана с таким показателем, как тревожность.

  • Прежде всего, родителям следует обратить внимание на свое собственное поведение
  • Не надо лишний раз демонстрировать свое собственное беспокойство и мнительность, ребенок довольно быстро учится перенимать такое поведение, которое в дальнейшем может стать навязчивым
  • Не стоит навязывать ребенку то, что он не в состоянии выполнить, часто именно невыполнимые требования к ребенку заставляют его постоянно бояться того, что он не справится с ситуацией и заработает наказание. Это ведет к тому, что ребенок постоянно чувствует неуверенность в своих силах и сам перестает оценивать себя адекватно
  • Если взрослые будут каждый раз говорить ему, что он лентяй, потому что приносит плохие оценки, то в скором времени он действительно будет считать себя ленивым, т. к. не оправдывает их ожидания и не получает ни малейшей поддержки со стороны
  • Не стоит постоянно читать мораль о том, что должен делать "порядочный человек" или "хороший мальчик", или "послушная девочка" и стыдить по любому поводу
  • Не нужна и излишняя принципиальность и непримиримость в оценках и суждениях. Излишнее давление только усилит неуверенность в себе
  • Постараться чаще подавать пример уверенного, контактного поведения
  • Не создавать проблем там, где без этого можно обойтись, не драматизировать ситуацию, если у ребенка есть какие-то затруднения, например, в общении со сверстниками. Это еще не конец света
  • Расширять круг знакомств ребёнка, чаще приглашать к себе друзей, чаще брать с собой в гости, учить спокойно, относиться ребёнка к новым местам
  • Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей
  • Постоянно укреплять у ребёнка уверенность в себе, в собственных силах
  • Важно не только научить детей соответствующим социальным навыкам, но и укрепить, стимулировать их чувство собственного достоинства
  • Необходима помощь в признании своих достоинств. Полезно, например, составить список их положительных качеств и способностей
  • Исключительно важна похвала
  • Доказывать ребенку, что взрослые о нем высокого мнения
  • Привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением
  • Создавать ситуации, в которых застенчивому ребёнку пришлось бы вступать в контакт с «чужими» взрослыми.

Коррекционные упражнения и игры по преодолению застенчивости.

1. Предложить ребёнку игру - сыграть роль уверенного в себе мальчика Колю, заводилы во дворе. Многим застенчивым детям нравится играть роль актера. Пусть сначала он опишет, какие черты поведения характеризуют этого мальчика как незастенчивого, уверенного, умеющего общаться. Лучше взять конкретную ситуацию. Вот ребята играют во дворе... Как Коля подходит к ним, что он говорит, чтобы его приняли в игру, что ему отвечают? Обратить внимание ребенка на то, как этот Коля выглядит: какой у него голос - громкий или тихий? плечи расправлены или вжаты? Какое выражение лица - напряженное или он открыто улыбается? Если возникнут трудности, попросить ребенка понаблюдать за выбранным человеком. Теперь попросить его описать себя в той же ситуации - есть разница?
Объяснить ребенку, что можно общаться, не разговаривая - одним своим видом, мимикой можно сказать о многом, например, что у тебя плохое настроение или ты рассержен. Пусть ребенок попробует найти такое поведение, которое помогло бы ему войти в контакт с другими. Можно и, даже лучше, написать это на бумаге, например:

  • Улыбнуться
  • Сказать «Привет»
  • Спросить, можно ли поиграть вместе с ними.

Бывает полезно отрепетировать начало разговора, для того, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее. Часто дети боятся показаться глупыми.

2. Может помочь, например, составление списка своих положительных и отрицательных качеств. Ребенок считает себя глупым? Следует спросить, что он подразумевает под словом "глупый"? разве неумение во время дать остроумный ответ - это глупость? Нет! Надо помочь ребенку найти побольше положительных качеств, и увидеть, как он удивится, узнав, что в нем так много хорошего!

3. Можно договориться каждый день в течение недели отмечать каким-нибудь значком шаги ребенка к контакту с другими. Первая неделя - улыбки. Улыбнулся за неделю четверым - получай приз. Следующая неделя - улыбка и приветствие вместе. Поприветствовал четверых за неделю - получай другой приз. Уверенность в себе тренируется постепенно.

4. Если ребенок боится, что над ним будут смеяться? Или не заметят его улыбку. Надо на помощь призвать чувство юмора и придумать вместе историю, например, о том, как за неправильный ответ у доски его вызывают к директору, который уже пригласил корреспондентов и телевидение, и весь мир узнает об этом ответе и смеется, с других планет прилетают инопланетяне только для того, чтобы увидеть человека, ответившего неправильно у доски, выстраиваются в очереди, перекрывают уличное движение...
Юмор и преувеличение могут рассеять беспокойство ребенка.

5. Игра «Колдун». Колдун заколдовывает детей так, что они «теряют» способность говорить. На все вопросы ребёнок должен отвечать жестами. С помощью вопросов он старается рассказать историю о том, как его заколдовали. Указательным пальцем он показывает направление и предметы, размер и форму предметов, используя жесты, их характеризующие, показывает настроение волшебника и свое настроение в момент колдовства. Дети рассказывают словами то, что он показывает это игра направлена на овладение неречевыми средствами общения.

6. «Расскажи стихи руками». Ребёнок старается без слов, с помощью пантомимы, рассказать известное всем стихотворение или сказку. Остальные дети пытаются угадать, что он рассказывает.

7. Коллективный рисунок «Наш дом». Детям предлагается на одном большом листе бумаги нарисовать дом, в котором могла бы жить вся группа. Каждый рисует то, что хочет. Может быть, ребёнок будет рисовать свой уголок в доме, а, возможно, несколько детей начнут рисовать общую комнату. Коллективное рисование развивает навыки совместной деятельности, умение договариваться и соотносить свои замыслы с замыслами других детей.

И САМОЕ ГЛАВНОЕ:

Следует родителям уделить побольше времени своему ребенку и помочь ему обрести уверенность в себе, которая необходима в жизни!

Наталья Шахова, педагог-психолог г.Ростов-на-Дону

Дорогие родители! Сегодня мне хотелось бы поговорить с Вами о детской застенчивости. «Мой ребенок скромный, застенчивый, необщительный» - часто говорят родители. А ведь причины такого поведения ребенка могут быть самые разные.

С точки зрения психологии застенчивость представляет собой нарушение эмоционально-волевой сферы и имеет различные степени тяжести. Застенчивость – широко распространенное явление, которое встречается во всем мире. Формы проявления застенчивости и степень ее тяжести разнообразны в различных странах. Так, например, в Китае застенчивость не является повсеместно распространенной проблемой, в России же это явление встречается весьма часто.

У разных людей формы проявления застенчивости различаются в зависимости от возраста, вызвавших застенчивость причин и реакции окружающих, застенчивость может проявляться в той или иной степени – от легкого смущения при общении с незнакомыми людьми до полного избежания всяческого общения и появления глубоких неврозов. Основная масса застенчивых людей испытывает застенчивость средней степени тяжести – эти люди в обычном своем состоянии способны нормально общаться, а испытывают затруднения в определенных ситуациях или сталкиваясь с определенным типом людей. Бывает, что застенчивость пытаются прятать за внешней раскрепощенностью, иногда излишней, что может производить неприятное впечатление на окружающих людей.

По внешнему проявлению трудно констатировать наличие у человека такого качества как застенчивость. Тем не менее, такие проявления все же есть.

Выделим основные внешние поведенческие признаки застенчивого человека:

  • человек неохотно вступает в контакт с посторонними людьми;
  • избегает смотреть в глаза;
  • стесняется начать и поддержать беседу;
  • не задает вопросов, на заданные вопросы отвечает с видимой неохотой, тихим голосом.

Застенчивый человек не может свободно излагать свою точку зрения, ему трудно выразить и проявить себя как собеседника. Поведение застенчивых людей препятствует общему процессу социализации и адаптации в обществе.

Чаще проявления застенчивости можно наблюдать у детей. Вероятно, это связано с тем, что взрослые люди могут самостоятельно преодолеть свою стеснительность или научиться ее тщательно скрывать. Детям же недоступно высокое самообладание и умение анализировать свое внутренне состояние, позволяющее бороться с проблемой.

В психологии выделены три вида проявлений застенчивого поведения дошкольников:

Во-первых, это внешние наблюдаемые способы поведения, которые как бы сигнализируют окружающим: «Я застенчив». Для него характерна неуверенность, которая проявляется в ожидании неуспеха в осложненных ситуациях.

Во-вторых, это физиологические симптомы тревожности, например, краска стыда.

В-третьих, это сильнейшие ощущения стесненности и самососредоточенности, самоанализ. Хроническая неуверенность, распространяющаяся на все виды деятельности.

Как черта личности, застенчивость начинает функционировать уже в младенческом возрасте, а закрепившись в дальнейшем, приносит много страданий своему владельцу. Есть данные, которые позволяют утверждать, что внешние проявления застенчивости наблюдаются уже в 3–4 месяца, однако с уверенность можно говорить об обнаружении этого качества на втором году жизни. Американские ученые утверждают, что, согласно их исследованиям, дети, которые проявляли крайнюю застенчивость на втором году жизни, обнаруживают ее и в семь с половиной лет.

Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступать в контакты с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошо знакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к нему взрослых (за исключением близких родственников). Бывает, что такие детки разговаривают и общаются избирательно, только по своему выбору. В основном, естественно, с домашними. На профессиональном языке такое отклонение называется «избирательный мутизм». Однако при ближайшем рассмотрении почти всегда отказывается, что у беззащитного, вроде бы робкого «мутиста» железная воля и очень властный, упрямый характер.

В детском учреждении такой ребенок адаптируется крайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередко остаются недоступные ему до окончания детского сада: он не может задать вопрос воспитателю, даже самый необходимый, стесняться попроситься в туалет и т. п.

Не поняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то же время боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет задание настолько неправильно, что вызывает недоумение, смех детей и недовольство воспитателя.

На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечать на вопрос, а если это все-таки удается, т.о. он говорит тихо и невнятно, обычно кратко. Выступление на празднике превращается для таких детей в настоящую муку.

Положение подобных ребят в группе сверстников очень незавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая с ними в контакт, они обречены на изоляцию, одиночество. В лучшем случае остальные дети не замечают их, безразлично отстраняют их от своих игр.

Ребенок может быть не застенчивым по природе, а наоборот обладать неуемной жаждой лидерства. Но, не умея ее реализовать и столкнувшись с неудачей, предпочитает уходить от контактов (подсознательно). Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, больше накапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни.

Дети подобного склада особенно ранимы, чувствительны, обидчивы, и поэтому отношение к ним должно быть мягкое, теплое, поддерживающее.

Застенчивый ребенок очень часто бывает настолько робок, скован, что создается впечатление, что он не в состоянии справиться даже с простейшим заданием. Но его неудачи объясняются тем, что он не знает, как действовать, а тем, что его будут ругать. Таким детям требуется достаточно много времени, что бы ознакомиться с заданием, понять, что от него требуется, какой должен быть результат. А если взрослый начинает торопить, то ребенок, как правило, вообще прекращает работу. После нескольких таких случаев дети начинают отказываться или отклоняться от выполнения любых заданий.

Застенчивые дети внушаемы: они хорошо чувствуют отношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой.

Существует много причин, которыми обусловлено возникновение стеснения и застенчивости, так же существует много конкретных обстоятельств, которые вызывают стеснение как реакцию на конкретную ситуацию.

Чаще всего застенчивость у детей дошкольного возраста вызывают знания о людях, которые определенными параметрами отличаются от них, имеют власть, контролируют поток необходимых ресурсов. Или же это люди, настолько близкие, что могут позволить себе критику в их адрес. Таковыми могут выступать друзья, родители, родственники, люди старшего возраста, незнакомцы, представители противоположного пола, авторитетные личности (вызывают у детей застенчивость через свое положение или знания).

Застенчивые дети всегда волнуются, когда их вынуждают выполнять какие-либо действия в незнакомых обстоятельствах, где имеет место возможность критических высказываний других людей, которые излишне требовательных и влиятельных. Можно выделить ряд наиболее характерных для дошкольника ситуаций, вызывающих проявление застенчивости:

  • Нахождение в центре внимания большой группы людей (выступление на утреннике);
  • Более низкий статус, чем у окружающих
  • Решение проблемных ситуаций (ситуации, которые требуют уверенности в себе, новизна обстоятельств, ситуации, требующие оценки, выбора, самостоятельного решения);
  • Нужда в помощи;
  • Пребывание один на один с лицом противоположного пола
  • Необходимость активной деятельности в кругу людей (сверстников, незнакомых взрослых и пр.)

Между тем помимо личностных и ситуационных факторов развития застенчивого поведения, можно отметить наиболее типичные проявления воспитания, способствующие развитию застенчивости.

Неприятие. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а душой его родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными – ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок – помеха карьере родителей, и прочее.

Гиперопека. Родители чересчур «правильно» воспитывают ребенка, программируют каждый его шаг. Ребенок вынужден хронически сдерживать свои порывы и желания.

Тревожно-мнительный тип воспитания. Если в семье единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе. Пуповинная связь с матерью сохраняется долго: до 3 – 4 лет, а у нервных детей и до школы. Взволнованность родителей предается детям и это оказывает влияние на его поведение. Родители часто передают детям свои тревожные ожидания, авторитарность, что порождает детскую застенчивость.

«Кумир» семьи (эгоцентрик). Ребенку внушают, что он – смысл жизни семьи. В такой семье скорее всего наблюдается неадекватно завышенная самооценка и уровень притязания, а не застенчивость.

В результате такого подхода к семейному воспитанию, как правило, вырастают дети с эмоциональными нарушениями полярных типов – агрессивные или застенчивые.

Наблюдения показывают, что возникшая в раннем детстве застенчивость обычно сохраняется на протяжении всего младшего школьного возраста. Но особенно отчетливо проявляется на пятом году жизни. Именно в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого.

Жалобы на застенчивость, стеснительность детей дошкольного возраста возникают ещё в связи с подготовкой их к школе, то есть приблизительно в 6 лет. Низкий уровень развития общения, замкнутость, затруднения в контактах с другими людьми – и взрослыми, и сверстниками – мешают ребёнку включиться в коллективную деятельность, стать полноправным членом группы в детском саду или в школьном классе. Ребёнок остро реагирует на замечания, обижается на шутку, иронию в свой адрес, в этот период ему особенно нужны похвала и одобрение взрослого.

Взрослым необходимо вести себя особенно внимательно и деликатно по отношению к стеснительному ребёнку. Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него необходимые способы общения: вовлечь в совместные игры и коллективные занятияобщая задача педагога и родителей. Помочь застенчивому ребёнку могут только взрослые, причем, чем раньше они начнут это делать, тем лучше.

Литература

  1. Богачкина Н.А., Сиренко Р.Н., Как преодолеть детскую застенчивость – Ярославль/Академия развития, 2007.
  2. Бретт Д. Застенчивость // Жила-была девочка, похожая на тебя / Пер. с английского Г.А. Павлова - М.: Независимая фирма "Класс", 1996. - С.94-95.
  3. Галигузова Л.Н. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. - 2000 - № 4.- с. 116-120.
  4. Гаспарова Е. Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. - 1989, - №3. - С. 71 – 78
  5. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение: дети 5-7 лет. - Ярославль, 2001.
  6. Луговская А. Если малышу трудно подру­житься – Научная книга, 2012
  7. Шишова Т.Л. Как преодолеть детскую застенчивость. Застенчивый невидимка – СПб.: Речь, 2007 – 120 с.

В мире не обойтись без общения. Нужно выстраивать отношения, порой заявлять о себе и спорить. Сложно делать это, когда ты, общаясь с другими, испытываешь чувство неловкости, скованности, страх начать или поддержать беседу, а еще воспринимаешь себя как объект для обсуждения со стороны окружающих. Все это испытывает застенчивый ребенок, который потом имеет все шансы стать несчастным взрослым.

Изменить ситуацию к лучшему можно в детстве, когда родители замечают «тревожные звоночки»: малыш всегда предпочитает уединение играм со сверстниками, впадает в ступор, если надо прочитать четверостишие на утреннике в саду, прячется за спину мамы или бабушки по любому поводу. И если навыки общения не сформировать вовремя, с возрастом побороть застенчивость становится все труднее. Ребенок замыкается в себе. А мама и папа, желая ему помочь, нередко усугубляют ситуацию.

Типичные ошибки родителей застенчивых детей

Родители чаще всего занимают одну из двух крайних позиций:

1. Стремятся всеми силами переделать застенчивого ребенка. Отдают в театральную студию, заставляют вставать на табуретку перед гостями – петь песни и читать стихи и т. д. Иначе говоря, делают все, чтобы ребенок попал в ситуацию, в которой он оказываться не хочет, и одним махом справился со своей застенчивостью. На самом же деле родители создают много ненужного напряжения. У малыша, кроме прочих переживаний, начинает формироваться чувство вины (что не оправдал родительских ожиданий) или страха (ведь угроза наказания тоже страшит).

2. Бездействуют и закрывают глаза на проблему застенчивости. Здесь чаще всего родители исходят из своих корыстных интересов. В психологии есть такое понятие – «вторичная выгода» (допустим, человеку его эмоциональное состояние или даже болезнь приносит какую-то пользу, о которой он сам может и не догадываться). И «вторичная выгода» застенчивости – это «удобный» для родителей ребенок. Некоторые воспринимают стеснительность ребенка просто как некую черту характера и не стремятся как-то изменить ситуацию к лучшему. Они полагают, что у ребенка никакой проблемы нет. Он не шумит, не бегает, никуда не лезет, сидит себе тихонько и молчит. Но между понятиями «удобный» малыш и «счастливый» поставить знак равенства нельзя. Наивно полагать, что застенчивый ребенок вырастет и лет в 15, 20, а то и в 30 скажет: ну все, мне надоело быть застенчивым, больше не буду стесняться. «Спуская на тормозах» ситуацию, родители лишают сына или дочь дальнейшей успешной жизни.

Как же поступить?

Искать золотую середину. Поддерживать застенчивого ребенка, учитывая особенности и причины застенчивости ребенка, оказывать ту поддержку, в которой он нуждается, и помочь ему быть счастливым.

Почему ребенок стесняется? Ищем причины

Чтобы успешно справиться с детской застенчивостью, нужно для начала определить ее причину.

1. Ребенок стесняется в силу возраста

Бывает, что ребенок стесняется чужих людей в силу возрастных особенностей. Например, в 6–9 месяцев, и иногда до 1,5 лет, малыш уже не пойдет так просто к чужим людям. Для крохи в этот момент любой непривычный человек – источник опасности. Так срабатывает инстинкт самосохранения крохи. Это этап развития, и бороться с ним не нужно.

Что делать?

Просто пережить этот период. Относиться с уважением к тому, что ребенок так себя ведет, поддерживать его словами и действиями – быть рядом тогда, когда в комнате много чужих людей и малыш боится.

2. Ребенок стесняется из-за отсутствия опыта

Так часто бывает, если ребенок долгое время рос в семье, в которой общался преимущественно только с папой, мамой, бабушкой или няней и парочкой знакомых детей. К примеру, если он жил далеко от игровых площадок. А бывает так, что до детского сада ребенок в принципе мало общался с детьми, потому что мама или бабушка его от этого всячески оберегали. Если еще и , то проблемы с общением весьма вероятны. Ведь оно может оказаться стрессом. А одной из реакций на стресс является застенчивость ребенка и нежелание идти на контакт.

Что делать?

Учить ребенка общаться с другими детьми. Искать возможности, когда малыш будет сам решать, в меру своих сил, возникающие конфликты, налаживать отношения. Разумеется, и самим родителям нужно быть примером для ребенка, показывать, как это – дружить, общаться, ходить в гости. Помогите ребенку подобрать игры, которые смогут заинтересовать его потенциальных друзей.

3. Ребенок застенчив в новой обстановке

Попадая в незнакомое место, люди с разной скоростью в нем адаптируются: кому-то нужно 2–3 недели, кому-то хватит и пары часов. У детей все так же. Оказавшись в незнакомой обстановке, ребенок нуждается в некотором времени, чтобы освоиться в ней и начать знакомиться с другими детьми.

Что делать?

Здесь важно давать ребенку столько времени, сколько ему понадобится. Не торопите его и не бросайте одного. Просто будьте рядом и, если нужно, держите за руку. Полезно заранее проговорить с малышом, куда вы пойдете, что там будет происходить – праздник ли это в детском центре, или встреча с друзьями. Пообещайте, что если малышу не понравится, вы сразу же уйдете (и, если так случится, сдержите свое слово). Лишним будет чересчур расхваливать то место, куда вы идете. Разочаровав ребенка однажды, восстановить его доверие будет сложнее.

4. Ребенок стесняется из-за неуверенности в себе

Ребенок считает, что он самый плохой и некрасивый и никто не будет с ним играть, поэтому и не стремится к установлению контактов. Как правило, причина в таком отношении к себе идет от родителей, которые осознанно или нет, но внушают ребенку подобные мысли. Бывает, что здесь же имеют место и педагогические ошибки, когда внимание малыша слишком часто акцентируется на промахах, а не на достижениях. Игнорирование ребенка, когда предпочтение в саду или дома отдается другим детям, приводит к тому, что малыш перестает принимать активное участие в коллективных делах, боится лишний раз ответить, дабы не навлекать на себя гнев родителей и педагога. Все это выглядит как .

Что делать?

Менять свое отношение к ребенку. Для этого сначала надо признать тот факт, что малышом вы разочарованы, что он не такой, как вам хотелось. Затем нужно начать отслеживать, когда вы ребенка или игнорируете, или слишком ругаете, и поступать наоборот: повышать его самооценку, чаще хваля не только за какие-то заслуги, но и просто так, целовать и обнимать. Обращать внимание на те его действия, которые привели к результату (раскрасил рисунок, достроил гараж из конструктора, научился кататься на велосипеде), не забывая хвалить и те усилия, которые ребенок на это потратил.

5. Застенчивость ребенка вызвана особенностями темперамента

Считается, что стеснительные сангвиники и холерики встречаются реже, чем робкие флегматики и меланхолики. Если ребенок больше экстраверт, то есть как бы обращен к окружающему внешнему миру, то он, скорее, будет активным и коммуникабельным. А если малыш интроверт и больше ориентирован на свой внутренний мир, то шумные компании, долгое общение со сверстниками ему вообще могут быть неинтересны. Ему и так хорошо.

Что делать?

Разобраться, какой темперамент у вашего ребенка, что им движет во время общения (или не общения) с другими людьми, и осознать его особенности. Можно обратиться за помощью к психологу, который объяснит, что в поведении малыша можно скорректировать, а что нет. Научит, как это сделать, и поможет вам справиться с принятием ситуации.

Каким бы ни был ваш ребенок – озорным непоседой или тихим молчуном, он всегда в вас нуждается. И чем ему труднее, тем сильнее вы ему нужны. Будьте рядом!

Звездные родители

Стас Костюшкин, певец, и Богдан (10 лет):

«У нас с Богданом много общего. Он такой же общительный. Еще я в детстве много плакал. Мне достаточно было услышать от мамы: «Все дети как дети, а ты…» У меня сразу слезы. И Боня ранимый. Стоит ему строго сказать: «Богдан, иди сюда», он подходит, и я вижу, что у него губа уже дрожит. Я сразу начинаю его успокаивать, потому что помню себя в возрасте сына и не пытаюсь переломить его ».

Мария Петрова, фигуристка, и Полина (6 лет):

«Поля не застенчива совсем. Она вообще от нас с мужем многое взяла. Правда, когда вредничает, Алексей говорит, что на меня похожа. Она не покладистая, но мне нравится ее характер. Люблю, когда в детях живет чертенок! В Полине он точно есть! Не знаешь порой, чего от нее ожидать. Озорная! Особенно с бабушками, с которыми она сегодня проводит больше времени, чем с нами».

Не надо навешивать ярлыки. Родители не должны лишний раз подчеркивать застенчивость малыша для окружающих («Не обращайте внимания, он у нас ни с кем не здоровается: »), словно извиняясь за него. Равно как не следует и принижать – намеренно или нет – его достоинства («Уже пять лет, а все чужих боится»). Вместо этого указывайте на сильные стороны его личности, аккуратно пользуйтесь словами, подчеркивающими положительные стороны его поведения (не «стесняется», а действует «осторожно» или «осмотрительно»). Обращайте внимание на моменты, когда он общителен и открыт, а те, когда он ведет себя застенчиво, поскорее забывайте.

Застенчивость у детей дошкольного возраста

Автор: Дирконос Марина Николаевна, воспитатель МКДОУ детский сад № 64, город Россошь, Воронежская область.
Описание статьи: данная статья полезна воспитателям, в особенности молодым начинающим педагогам, а также родителям, которые столкнулись с проблемой застенчивости своих детей – дошкольников, может использоваться для докладов на педсоветах, родительских собраниях, консультациях для родителей. Отражены причины, проблемы застенчивости детей, а также даны теоретические и практические рекомендации по работе с детьми.

Воспитание эмоций и чувств человека необходимо начинать с самого раннего детства, потому что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Для детей, как и для взрослых, свойственны самые разные эмоциональные состояния: агрессия, страх, гнев, застенчивость, радость, сострадание и так далее. В своей статье я хотела бы акцентировать внимание на таком психическом проявлении детей, как застенчивость. В психологии дано определение понятия «застенчивости» - это комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, препятствующий нормальному общению, наиболее часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми. Работая с дошкольниками много лет, можно с уверенностью составить психологический портрет застенчивых детей. Они всегда послушны, исполнительны, их часто называют «тихонями». Ребенок со своей любимой игрушкой уединяется в уголке, при этом активно наблюдает за окружающими. Задавая вопрос таким детям, ответ на него, скорее всего, ты не получаешь, хотя ребенок может все знать. У застенчивого малыша возникает страх, что на него обратят внимание, и это не даёт положительного развития эмоциональной сферы ребенка. Внешне кажется, что такие дети уравновешенны, спокойны, но это не так. Все переживания, негативные эмоции остаются внутри, и могут стать причиной серьезных заболеваний. Психологи, в ходе многочисленных наблюдение и экспериментальных исследований, установили ряд причин застенчивости. К ним можно отнести темперамент ребенка. Меланхоликам и флегматикам, более свойственно проявление застенчивости. Немало важную роль на формирование болезненной застенчивости оказывает семья. Сюда можно отнести чрезмерную опеку родителей, стремление оградить своё чадо от всех негативных жизненных проявлений, а также лишение ребенка общения со сверстниками.

Работа педагога с застенчивыми детьми должна вестись во всех направлениях: с ребенком, родителями, и, возможно, с психологом. Очень важно установить с малышом личностный контакт. Этому способствует спокойный, доброжелательный тон. Необходимо слушать ребенка, чтобы он до конца мог высказать то, что хотел. Давать посильные поручения, при этом аргументируя, что взрослый нуждается именно в его помощи, отмечать вслух успехи. Создавая условия для игры в паре, привлекать при этом активных детей, которые своим доброжелательным поведением способствовали бы развитию уверенности у застенчивых деток. Постепенно привлекать к групповой деятельности. Например, играя в подвижную игру, уделить внимание, чтобы ребенок сыграл роль водящего, но если он не захочет, то настаивать не нужно. В своей работе педагогу нужно использовать разные формы взаимодействия с детьми: психогимнастика, упражнения на релаксацию, игры, способствующие созданию благоприятного эмоционального климата в детском коллективе.

Воспитателям необходимо уделять внимание работе с родителями застенчивых детей. Рекомендации должны быть направлены на то, чтобы взрослые постепенно расширяли круг общения детей, при этом учитывать тот факт, застенчивые дети легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками. Как можно больше общаться со своим ребенком, а также стимулировать общение в быту: соседи, продавец в магазине и тому подобное. Посещать с малышом разные мероприятия: ходить в гости, приглашать гостей к себе домой, цирк, театр, дополнительные кружки, спортивные секции, обсуждая при этом увиденное, пережитое. Проигрывать заранее предстоящие мероприятия: чтение стихов на утреннике, роли в театре, ситуации знакомства. Очень часто родители сравнивают своего ребенка с другими детьми, иногда этом может быть и неприятное сравнения. Насколько болезненно такая ситуация может быть для застенчивого ребенка. Поэтому, никакого сравнения и критики не должно быть в общении с детьми. Как можно чаще нужно говорить, что родители его любят, отмечать его успехи, а если что-то не получается, то вселять уверенность, что получится. При этом никогда за ребенка ничего не делать, а только совместно, пока малыш не научится. Создавать все условия для самостоятельности детей.

В заключении еще раз хочется отметить, что в работе с застенчивыми детьми от педагогов, родителей, психологов важны тактичность, терпение. Их деятельность должна быть направлена на то, чтобы помочь ребенку развить все свои внутренние потенциалы и в дальнейшем чувствовать себя полноценным членом общества. Хочу предложить игры, которые я применяю в своей практике, способствующие развитию эмоциональной сферы детей, сближению в коллективе, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно и спокойно.
«Цепочка»
Дети берутся за руки. Выбирается водящий, который бегает и за собой водит цепочку в разных направлениях. Его цель, чтобы дети расцепили руки. Выигрывает тот, кто дольше всех продержится в цепочке.
«Клубочек»
Дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит в руках клубочек ниток, передают его по кругу, каждый ребенок при этом говорит «Клубочек ниток передаю, ласково соседа назову», называя потом ласковым именем стоящего рядом.
«Ладонь в ладонь»
Дети становятся парами напротив друг друга, прижимая правую ладонь
к левой ладони, а праву к левой ладони друг друга. Передвигаются в помещении, преодолевая препятствия.
«Лови мяч»
Дети становятся в круг и бросают друг другу мяч, показав предварительно, кому бросают. Выбывает тот из игры, кто не поймал мяч.
«Давай поговорим»
Взрослый начинает игру: «Давай поговорим. Я бы хотел стать (доктором, продавцом, волшебником).
- Почему? (завязывается беседа, при этом нужно давать время высказаться каждому ребенку, но если он не хочет вступать в диалог, то настаивать не нужно».

Очень часто родители испытывают достаточно серьёзное беспокойство по поводу застенчивости своего ребёнка. Незнание детской психологии и, вместе с тем, острое желание помочь своему чаду могут привести к суетливым неправильным решениям, которые принесут не пользу, а только лишь непоправимый вред.

Детские психологи полагают, что застенчивость может быть не столько наследственным качеством характера, сколько приобретённым. Многие психоаналитики считают, что застенчивым малыш может стать в результате глубокой психологической травмы, которая была приобретена в неудачных моментах общения.

Однако не все дети, выглядя стыдливыми и застенчивыми, являются таковыми. В некоторых случаях за внешними проявлениями скрываются совершенно другие причины, позволяющие дать такую характеристику ребёнку. Например, малообщительный малыш не нуждается в помощи окружающих и при этом чувствует себя весьма комфортно. Стремление быть лидером в детской компании при недостатке лидерских качеств может также вызвать отказ от общения. Некоторые дети (особенно те, которые избалованы повышенным вниманием со стороны взрослых в семье) слишком капризны, заносчивы и требуют повышенного внимания к себе. Желая показать свою власть над другими, чадо демонстрирует своё своеволие: «Не хочу – и не общаюсь! А как только захочу – тогда посмотрите!». Ну и, конечно же, проблемы речи (например, заикание) и интеллекта (малыш не может поддержать беседу, испытывает трудности при знакомстве), недостаточное внимание родителей к всестороннему развитию ребёнка могут вызывать трудности в общении.

Как же проявляется застенчивость в обыденной жизни?

Давайте, приведём некоторые примеры. Многие родители хорошо знают случаи, когда их ребёнок, выучив урок дома и отвечая его без запинки в домашней обстановке, вдруг приносит из школы единицу. Оказывается, выйдя к доске, он только краснеет и некоторое время безуспешно пытается из себя что-то извлечь. Одноклассники начинают подшучивать или нарочито вызывающе подсказывать, что ещё больше смущает ученика у доски. В результате учитель не находит ничего другого, как поставить плохую оценку.

Застенчивый ребёнок, как правило, не может постоять за себя, а потому чаще других подвержен насмешкам, издевательствам и придиркам не только со стороны одноклассников, но и детей во дворе. Будучи более способным, чем его одноклассники в рисовании, музыке, литературе, компьютерной технике и многих других сферах, из-за своей скованности он уступает более активным сверстникам. И вот результат: ребёнок отказывается идти в школу, знакомство с новыми детьми вызывает в нём страх и желание убежать или спрятаться, его иммунитет ослабляется и организм начинает страдать от различных заболеваний. Постоянными спутниками застенчивости становятся чрезмерная мнительность, замкнутость, неуверенность в своих способностях, словах, мыслях, робость, тревожность. Весь этот негативные набор со временем сказывается на общем психическом состоянии и развитии ребёнка. Если вовремя не принять меры, то заболевания в виде энуреза или ночных страхов, а также различных психосоматических заболеваний не заставят себя долго ждать.

Нельзя сказать, что застенчивость свойственна больше девочкам. Около 25% мальчиков страдают этим неприятным недугом на разных этапах своего развития. Однако у мальчиков в большей степени, чем у девочек застенчивость может вуалироваться вызывающим поведением, грубостью, хулиганскими действиями. Желая получить компенсацию своей внутренней скованности и несмелости, ощущая в этом свою некоторую ущербность, такие дети часто тянутся к компаниям, где сила, ненормативная лексика и развязное поведение становятся главным орудием в общении не только со сверстниками, но и взрослыми. В результате, в пубертатный период подростку сложно сойтись с людьми, найти верных друзей, познакомиться с понравившейся девушкой.

Если Вы замечаете у своего ребёнка признаки застенчивости, необходимо проконсультироваться с опытными психологами или психотерапевтами, которые научат его более свободному взаимодействию с окружающими.

Каким же способом можно распознать застенчивого малыша? Признаки застенчивости

Не только психологические (постоянное и безосновательное чувство вины, тревожность, смущение при общении, зависимость от чужого мнения, страх, неуверенность в своих силах), но и внешние признаки помогут вам в этом. К последним относятся: покраснение кожи на лице, потливость конечностей, учащённый пульс, нежелание смотреть в глаза, тихая речь, скованные движения, дрожь.

Неприятности, которые получает ребёнок от своей застенчивости трансформируются в неудачи и комплексы во взрослой жизни. Во что же может вылиться эта , если вовремя не принять меры и не обратиться к специалистам?

Последствия пассивности родителей в помощи ребёнку весьма плачевны. Можно выделить несколько основных:

  • контакты с людьми весьма ограничены;
  • общение с любым человеком кажется роскошью. В этом таится опасность получить стойкую психологическую зависимость и приверженность к общению только с одним человеком, назойливость и отверженность, нежелание переключиться на общение с другими;
  • неуверенность в своём мнении и неумение его выразить, что позволяет такому человеку принимать чуждое ему мнение;
  • самобичевание и постоянное чувство вины. Причиной любых неприятностей застенчивый человек назначает себя и свои действия, что заставляет его заниматься самокопанием и самоедством. В результате этого, вместо того, чтобы совершать поступки и необходимые действия, личность мучается и переживает;
  • отрицательные эмоции постоянно накапливаются, не имея полноценного выхода, и затем трансформируются в физические заболевания;
  • застенчивый человек не умеет должным образом преподнести себя, свои способности и умения, показать свою значимость. Либо делает это весьма абсурдными и неконструктивными методами. Вследствие чего он не сумеет реализоваться в жизни, добиться успеха и раскрыть свои таланты.

Таким образом, психологическая проблема ребёнка перерастает в проблему социальную. Сначала ребёнок испытывает страх при общении с незнакомыми людьми, боится не только учителей и директора, но даже одноклассников. Позже, став взрослым, усугубив свою застенчивость и не получив в нужное время помощи родителей и специалистов, он будет бояться начальства, представителей противоположного пола, не сможет стать благополучным в личной, семейной и профессиональной жизни. И вполне может статься так, что останется обречённым на одиночество.

Что нужно изменить в своём восприятии, чтобы это помогло малышу в преодолении застенчивости?

Народная мудрость разных стран имеет достаточно пословиц и выражений на тему отношения к себе. Японская пословица гласит: «Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут». Американский психолог Луиза Хей уверяет, что ребёнок будет относиться к себе точно так же, как к нему относятся его родители. Он начинает себя критиковать, сравнивать с другими, приписывать себе вину точно так же, как это делают родители по отношению к нему. Фактически, можно сказать, что сценарий жизни ребёнку пишут его родители с самого раннего возраста.

А вот и приоритеты, какие должны учитывать родители в написании жизненного сценария для своего ребёнка:

1. Развивать позитивное восприятие себя.

Ребёнок должен приниматься родителями таким, какой он есть, со всеми его позитивными и негативными качествами. Не нужно открыто критиковать и тем более сравнивать своего ребёнка с другими. Малыш должен знать, что он – индивидуальность, личность, и такого как он не существует больше на всём белом свете! А чтобы ребёнок имел чувство безопасности в общении с вами, запаситесь таким качеством, как эмпатия. То есть способностью к заинтересованному сочувствию в общении с ребёнком, сопереживанию и пониманию его проблем.

2. Формировать адекватную самооценку.

Известно, что отрицательное отношение к себе, неуважение, а порой и ненависть могут породить даже потерю смысла жизни. Наверное, во всём мире не найти родителя, который бы желал такого своему малышу.

Процесс формирования позитивной самооценки начинается с похвалы, но только за реальные достижения. Поэтому перед малышом нужно ставить такие цели, которые он способен реализовать успешно. Другими словами, нужно чаще создавать ситуации успеха и хвалить за самостоятельные решения. А вот критиковать нужно не самого ребёнка, а его поведение и действия. Например, вместо того, чтобы нервно воскликнуть: «Какой плохой мальчик!», необходимо изменить направление критики, сказав спокойно и строго: «Ты совершил очень некрасивый поступок! Попробуй это исправить».

Заинтересованные развитием адекватной самооценки у своего ребёнка родители никогда не позволят насмехаться над своим ребёнком, будут стараться устранить любые видимые недостатки (кривые зубы, проблемы кожи), которые могут вызвать чувство неполноценности.

3. Найти в личности ребёнка сильные стороны и помочь ему пользоваться своими достоинствами.

Чувство собственного достоинства позволяет найти возможность переключиться с недостатков на позитивные качества личности и научиться использовать это в конструктивном общении с людьми. Зная это, ребёнок никогда не позволит себе впасть в депрессию, потому как, признавая свои негативные качества он будет компенсировать это знанием о своих достоинствах.

Одна из главных целей родителей – воспитать независимую личность, а не вечного «удобного» ребёнка, поэтому нужно разрешать детям выражать своё несогласие с вами, отстаивать своё мнение. И кроме того, необходимо позволять иметь право на ошибку и учить её исправлять. То есть нести ответственность за свои поступки.

Не стоит контролировать каждое действие вашего малыша, ведь это может привести к неумению принимать решения, совершать выбор или самостоятельно налаживать отношения. Забудьте о том, что иногда хочется пристыдить сына или дочь (особенно в присутствии чужих людей), а также не будьте слишком озабочены реакцией окружающих на поведение своего малыша.

Ну и конечно же, самой лучше профилактикой застенчивости является пример родителей в активном общении с другими людьми. В семье должно быть достаточно много контактов со взрослыми и детьми, включающими общие праздники, спорт, совместные путешествия, походы на аттракционы, в кафе и другие мероприятия. Всё это покажет вашему ребёнку прежде всего ваше умение и удовольствие от приятного общения с людьми.

Любящие родители всегда будут стараться сделать всё возможное, чтобы их ребёнок избавился от болезненной застенчивости и таким способом откроют для него дорогу в успешное и счастливое будущее!