Особенности новой пенсионной системы РФ: так ли страшны нововведения? Порядок начисления пенсии по инвалидности. Какая формула используется для расчета пенсии после реформы

Важнейшим компонентом социальной политики государства является пенсионная система, ее проблемы затрагивают в конечном итоге интересы не только людей, которые получают пенсию, но и всех членов общества. Среди широкого круга проблем функционирования пенсионной системы России принято выделять два основных блока. Первый из них вызван общемировой тенденцией - старения наций, приводящей к сокращению трудоспособного населения и увеличению числа пенсионеров, приходящихся на 1 занятого.

Второй блок связан непосредственно с обеспечением финансовой устойчивости пенсионного фонда Российской Федерации. Все это предопределяет необходимость модернизации системы в целях повышения социальной защищенности одной из самых уязвимых частей социума - пенсионеров. В 2015-2016 году в пенсионной системе произошли существенные изменения, которые коснулись всех участников системы обязательного пенсионного страхования, то есть нынешних, будущих пенсионеров. Нормативно-правовой основой реформирования системы выступает Федеральный закон от 29 декабря 2015 года № 385 - ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов РФ, внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и внесении изменений в особенностях увеличения страховой , фиксированной выплаты к страховой и социальных пенсий». Данный закон внес изменения в следующие законы: Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 166 - ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400 - ФЗ «О страховых х». Проанализируем произошедшие изменения. Прежде всего, данный Закон приостановил до 1 января 2017 года порядок ежегодной индексации пенсий с 1 апреля с учетом темпов роста прожиточного минимума пенсионера.

В 2016 году могут индексироваться, но не ранее чем будут подведены итоги полугодия 2016 года, при условии, что экономическая ситуация в стране позволит провести данную индексацию. Следующим нововведением явилась новая система перерасчета, предполагающая начисление положенных денег не в рублях, а в баллах. При этом ежегодно планируется устанавливать ставку одного балла. Начисление накопительных баллов будет зависеть от заработной платы; трудового стажа; возраста, в котором собираетесь выходить на пенсию; нерабочих периодов (граждане, состоящие на обязательной службе в силовых структурах, МВД, в декретных отпусках до 18 месяцев и т.п. будут получать баллы за такие вынужденные «прогулы») и возраста выхода на пенсию. Отказ от использования пенсионных выплат и отсрочка выхода на пенсию приведут к начислению баллов в большем размере. Важные корректировки коснулись и работающих пенсионеров. Необходимость экономии государственного бюджета привела к тому, что страховая работающих пенсионеров не будет индексироваться до тех пор, пока они будут работать. Отправным пунктом для определения занятости пенсионеров станет 30 сентября 2015 года. Если на этот момент получатель не был трудоустроен, то он будет признан лицом, которое имеет право на увеличении на 4%, начиная с февраля 2016 года.

Данная дата выбрана не случайно, она обусловлена тем отчетным периодом для всех работодателей страны, которые должны предоставить данные о занятости своих работников в ПФР. Если пенсионер прекратил деятельность трудовую в период с 01.10.2015 года по 31.03.2016 года, он может подать в ПФР заявление о прекращении трудовой деятельности. Рассмотрим положительные изменения пенсионной реформы 2016 года для пенсионеров. С 1 января 2016 года увеличена федеральная социальная доплата неработающим пенсионерам до уровня регионального прожиточного минимума пенсионера, установленного в Саратовской области в размере 7232 рубля (в 2015 - 6200 рублей), а по России в 2016 году - 8803 рубля . Доплата устанавливается для неработающих пенсионеров, размер которых вместе с другими ежемесячными выплатами, включая компенсации за жилищнокоммунальные услуги и телефон меньше регионального прожиточного минимума пенсионера. Размер доплаты определяется как разница между прожиточным минимумом и доходом пенсионера. По данным Российской газеты количество малоимущих пенсионеров в России в 2017 году превысит 4 миллиона человек и продолжит расти . Однако модернизация пенсионной системы далека от завершения.

Новости СМИ свидетельствуют об активном обсуждении в правительстве России дальнейших масштабных изменениях в принципах выплаты пенсий в 2017 году. Проект реформы, который предложен профильными министерствами, отразится на нескольких аспектах выплат пенсий в 2017 году. Среди основных направлений будущих реформ можно выделить следующие: действующие тарифы, добровольные взносы, компенсации из бюджета, правила индексации. Одним из самых острых вопросов пенсионной реформы остается вопрос повышения пенсионного возраста. Указанные выше проблемы старения нации и увеличения пенсионеров в расчете на 1 трудоспособного гражданина позволяют предположить, что повышение неизбежно, открытыми для рассмотрения остаются сроки реформы и ее способ. В качестве подтверждения данного положения выступает подписание 23 мая 2016 года Президентом РФ Путиным В.В. Федерального закона № 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", вступающего в силу с 1 января 2017 года.

Данный ФЗ предусматривает постепенное увеличение возраст, по достижении которого назначается страховая по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы. Еще одним важным нововведением может стать - отмена пенсий для работающих пенсионеров. Такое нововведение необходимо для того, чтобы пенсионеры стремились работать и для пополнения средств в ПФР. При этом стоит учитывать высокие социальные риски и риски потери квалифицированных специалистов.

В качестве еще одной меры, призванной увеличить поступления в ПФР, можно рассматривать рост страховых тарифов. Действующий тариф составляет 22% от предельной базы и 10% от суммы превышения. Следует выделить два варианта повышения тарифов: 1. Увеличить ставку от базы до 26% и снизить тарифы от суммы превышения до 8,75%. 2. Сохранить базовый тариф на существующем уровне 22% и ежегодно повышать ставку от превышения до 20% (на 2% в год). При этом процесс реформирования системы пенсионного обеспечения, особенно в условиях дефицита бюджета страны, сталкивается со следующими видамирисков: 1. Демографические риски.

Проблема повышения возраста выхода на пенсию остается одной из острейших в условиях бюджетного дефицита. При этом в качестве возможных сценариев стоит рассматривать несколько моделей: - резкое повышение пенсионного возраста; - постепенное увеличение пенсионного возраста до нового порога; - отказ от дифференциации пенсионного возраста по гендерному признаку; - отказ от возрастного критерия. Главным недостатком первого сценария является максимальное приближение пенсионного возраста к средней продолжительности жизни, что фактически отменяет как таковые. Кроме того, такие меры способны привести к подрыву доверия к системе пенсионного обеспечения. Постепенное увеличение пенсионного возраста пропорционально повышению продолжительности жизни снижает демографические риски, но не обеспечивает разрешения проблемы финансовой устойчивости в ближайшей перспективе. Последний же сценарий требует пересмотра всей пенсионной системы и представляется практически не реализуемым при существующем уровне развития финансовых рынков и уровне жизни граждан. Таким образом, постепенное сближение возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин представляется наиболее реалистичной к воплощению мерой. 2. Риски оппортунистического поведения плательщиков сборов.

Приведенные целевые ориентиры модернизации пенсионной системы (отмена пенсий и рост страховых отчислений) способны привести к увеличению доли граждан, официально не трудоустроенных, а также росту выплат зарплаты «в конвертах». Все это влечет за собой сокращение плательщиков страховых взносов, как следствие, дефицит пенсионного фонда. Развитие указанных явлений при существующей системе пенсионного обеспечения повлечет за собой увеличение объема страховых взносов, финансируемых за счет бюджета. 3. Социальные риски. Отмена пенсий работающим пенсионерам неминуемо приведет к существенному сокращения доходов и повышению социальной незащищенности. При этом гражданам пенсионного возраста труднее удержаться на старой работе или найти новую, так как большинство работодателей предпочитают более молодых сотрудников. Таким образом, данная мера вступает в противоречие с основной целью функционирования системы - недопущения крайней бедности. 4. Риск увеличения издержек производителей.

С другой стороны, отмена пенсий способна привести и к повышению затрат работодателей, поскольку работающие пенсионеры соглашаются на более низкую заработную плату в сравнении с другими категориями. В случае отмены пенсий существующий уровень доходов перестанет устраивать и приведет к увеличению затрат на оплату труда. Таким образом, существующая система пенсионного обеспечения не отвечает современным демографическим, экономическим реалиям и не гарантирует социальной защищенности граждан. В таких условиях необходимость реформирования системы и поэтапное разрешение накопившихся проблем становятся основным стратегическим ориентиром. При этом следует помнить, что реформирование системы должно гарантировать прозрачность функционирования, защищенность средств и способствовать росту заинтересованности и доверия со стороны граждан. Поскольку в противном случае основные цели по обеспечению финансовой стабильности системы нереализуемы.

Крапивицкая Л.М., Шкрябина А.Е

Метки: Предыдущая запись
Следующая запись

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"

В сложившихся условиях жизненно важно создать прочную пенсионную систему, так как дальнейшее увеличение средней по стране заработной платы и ухудшение демографической ситуации при «слабой» пенсионной системе может привести к нежелательным последствиям для экономики в целом.

Можно предложить ряд дополнительных мер по стабилизации дополнительных мер по стабилизации финансового положения ПФР и совершенствованию пенсионной системы:

  • - обеспечить более жесткую привязку размера пенсионных выплат к величине доходов ПФР;
  • - провести четкое разграничение обязательств по финансированию страховых пенсий и других пенсионных выплат между ПФР и другими источниками, включая федеральный бюджет;
  • - увеличить сбор страховых взносов в результате внедрения условно-накопительных и именных накопительных счетов.

Реформировать пенсионную систему, не затрагивая всех социально-экономических составляющих общества практически невозможно.

Социальная позиция предполагает:

  • - сохранение за гражданами пенсионных прав, заработанных за предыдущие периоды, и использование более справедливых правил определения пенсии;
  • - установление приемлемого для общества уровня пенсий и размера страховых взносов.

С экономической позиции потребуется:

  • - привлечение в фонд средств предприятий и отраслей для пенсионного обеспечения работающих в этих отраслях граждан;
  • - использование в интересах пенсионеров инвестиционного дохода от операций на финансовом рынке.

Проведение пенсионной реформы предполагает принятие целого ряда законодательных актов, суть которых состоит в следующем:

  • 1. В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы возникла необходимость поэтапного введения накопительных элементов в систему обязательного пенсионного страхования. Накопительные элементы должны внедряться постепенно, в полном соответствии с организационными и финансовыми возможностями государства и существующей пенсионной системы.
  • 2. Нуждается в уточнении роли и порядка применение индивидуальных коэффициентов пенсионеров. Увеличение пенсии нынешних пенсионеров должно быть соотнесено с финансовыми возможностями государства и прогнозируемыми изменениями доходной базы и не должно вести как к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы, так и к снижению жизненного уровня пенсионеров.
  • 3. Требуется конкретизировать подходы к реформированию системы льготных пенсий, составляющих существенную часть финансовой нагрузки на действующую пенсионную систему. При этом необходимо разработать механизм поэтапного перевода льготных пенсий на накопительные принципы финансирования.
  • 4. Следует предусмотреть введение действенных стимулов для добровольного более позднего выхода работников на пенсию, в том числе с использованием системы условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан, при которых более длительная работа в сочетании с сокращением ожидаемого срока пребывания на пенсии существенно увеличивает для получателя ее ежемесячный размер в случае более позднего выхода на пенсию.
  • 5. Следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию системы негосударственных пенсионных фондов и дополнительного добровольного пенсионного страхования в целом. В частности, следует рассмотреть вопрос о стимулировании добровольных пенсионных накоплений через налоговые льготы и повышении действенности гарантий сохранности накоплений.

Необходимо стимулировать и добровольные пенсионные накопления. В этом случае правомерно предложение Президента страны В.В. Путина о софинансировании добровольных пенсионных накоплений и части средств Фонда национального благосостояния (Стабилизационного фонда). По сути, президент предлагает сформировать пенсионный капитал граждан: на каждую тысячу рублей добровольного взноса гражданина (на его персональный накопительный счет в ПФР) государство добавляет еще одну тысячу рублей. Чтобы эти взносы не обесценились, в течение определенного времени их необходимо инвестировать в высоко ликвидные ценные бумаги. В дальнейшем свободные денежные Фонда национального благосостояния могли бы расходоваться и на покрытие дефицита пенсионной системы. В комплексе эти меры призваны обеспечивать увеличение объема пенсионных накоплений граждан и надежную работу пенсионной системы в будущем.

Также существуют следующие предложения профсоюзных организаций по проблемам пенсионного законодательства Предложения профсоюзных организаций, Применение и совершенствование пенсионного законодательства:

Необходимо внести в действующие пенсионные законы дополнения, связанные с реализацией прав застрахованных лиц наемного труда на своевременное оформление и выплату в полном объеме трудовых пенсий, независимо от уплаты страхователями страховых взносов в ПФР и финансового положения страховщика, а также предусмотреть финансовую и административную ответственность между всеми субъектами пенсионной системы;

Целесообразно восстановить показатель «минимальная пенсия» и установить ее в ближайшей перспективе на уровне минимальной заработной платы, равной прожиточному минимуму. При этом установление прожиточного уровня должно являться прерогативой законодателей, а не органов исполнительной власти;

Необходимо изменить порядок индексации базовой и страховой частей пенсии, предусмотреть такой компенсационный механизм, который может гарантировать недопущение падения реальной покупательной способности пенсии;

Необходимо законодательно пересмотреть и уточнить порядок и сроки пересчета пенсий для работающих пенсионеров.

Пенсионная реформа является одной из самых сложных и болезненных проблем переходного периода, так как затрагивает все слои общества. Это широкая программа, предполагающая решение, как неотложных текущих задач, так и проблем стратегического порядка, направленных на рационализацию и оптимизацию условий и норм пенсионного обеспечения. Неудачи в ее осуществлении определят на многие годы отношение населения к реформам в целом. И, на мой взгляд, с учетом того, что застрахованные будут максимально включены в процесс формирования и выплаты своей трудовой пенсии, система станет более понятна, что, безусловно, приведет к снижению социальной напряженности в стране. Таким образом, следствием пенсионной реформы должно явиться улучшение не только общей экономической, но и социальной ситуации в стране.

Последнее десятилетие регулярно происходят реформы в социальной сфере. Реформа, касающаяся пенсий граждан, вызывает все больший резонанс среди населения. В этой статье мы охарактеризуем основные особенности новой пенсионной системы в России, а также спрогнозируем ее перспективы.

Впервые система начисления пенсий в нашей стране подверглась изменениям в 2002 году. К настоящему времени без изменений остались только сами виды пенсионного обеспечения граждан, тогда как структура начисления пенсий граждан и система ее расчета постоянно изменяются. Размер пенсий корректируется в большую сторону, учитывая размер инфляции в стране и уровень прожиточного минимума.

Выход на пенсию в России в настоящее время подразумевается с шестидесяти и пятидесяти пяти для мужчин и женщин соответственно. Граждане, работавшие на вредном производстве либо в экстремальной климатической зоне, работники медицины, государственных, военных и правоохранительных служб имеют право на ранний выход на пенсию.

Кроме того, нетрудоспособные граждане и граждане, ставшие инвалидами, а также те (несовершеннолетние включены в эту группу), кто потерял кормильца также получают право на выплату пенсии.

Особенности начисления пенсий гражданам РФ

Страховая пенсионная часть выплат формируется исходя из получаемой работников зарплаты и стажа, а также тех отчислений, которые были сделаны в страховую компанию. Накопительная пенсионная часть начисляется исходя из накоплений, которые были сделаны работодателем работника в период его трудовой деятельности (отчисления в размере 22 % от его зарплаты, из которых – 16% отчисляются на страховую часть пенсионной выплаты, а 6% – на накопительную.)

При этом, минимальный трудовой стаж, гарантирующий выплату пенсии составляет 6 лет, и наличие у пенсионера баллов на пенсионном счету.

В настоящее время ограничивается количество тех пенсионных балов, которые могут получить пенсионеры, которые работают. Кроме того, в страховой стаж включается не более полутора лет отпуска по уходу за несовершеннолетним, а также не более 4,5 лет – при наличии нескольких детей.

Пенсионные коэффициенты, которые вычисляются по минимальному стажу, также подверглись изменениям, что является основанием для его повышения.

Особенности выплат пенсий инвалидам и гражданам, потерявшим кормильца

Пенсия по инвалидности начисляется инвалидам первых трех групп, при наличии хотя бы одного дня рабочего стажа.

Пенсия по потере единственного кормильца начисляется при отсутствии другого заработка детям умершего до восемнадцати лет либо до двадцати трех лет, учащимся очных отделений университетов и техникумов, нетрудоспособным вдовам и вдовцам, нетрудоспособным родителям умершего и другим родственникам.

Размеры пенсии в РФ в 2017 году: так ли все плохо?

Сумма пенсионных начислений зависит от зарплаты работника. Основная часть пенсии не подвергается никаким изменениям, ни количества от стажа или возраста гражданина. В настоящее время она составляет 4383 рубля.

Размер пенсионных отчислений гражданам, достигшим установленного законодательством возраста, в 2017 году – 5629 рублей, размер выплаты по инвалидности – 4558,98 рублей – для граждан-инвалидов 1 и 2-й групп, и 2297,47 рублей для 3-й группы. Работающие пенсионеры могут рассчитывать на дополнительные надбавки к общей сумме выплаты.

Новая пенсионная реформа: перспективы

Условия начисления пенсии гражданам России будут продолжать меняться вплоть до 2025 года. Возраст выхода гражданина нашей страны на пенсию будет повышаться. С каждым годом его увеличение будет происходить на полгода к существующему нормативно установленному возрасту.

К 2025 году нормативный пенсионный возраст мужчин составит шестьдесят три года, а женщин – пятьдесят восемь лет. К 2024 году показатель трудового стажа, для выдачи пенсии по старости возрастет к пятнадцати годам.

В свою очередь, в 2018 году, согласно сценарию развития макроэкономической ситуации в стране, ожидается незначительное снижение размера пенсии из-за повышения инфляции в стране. Индексация пенсионных выплат планируется, в первую очередь, для неработающих граждан.

В 2015 году была проведена реформа, которая повлияла на порядок расчета пенсий. Теперь пенсионное обеспечение в РФ может формироваться не только из федерального бюджета. Выплаты могут производиться из частных фондов, которые занимаются инвестированием средств клиентов.

Какие существуют виды пенсионного обеспечения

В зависимости от источника финансирования их можно разделить на 3 типа:

  • страховая пенсия;
  • государственное пенсионное обеспечение;
  • средства из негосударственных фондов.

Что такое страховая пенсия?

Государство выплачивает страховую (трудовую) пенсию ежемесячно. Полученные средства компенсируют часть зарплаты, которую человек получал раньше. Она может назначаться в нескольких случаях:

  • при достижении определенного возраста;
  • в случае потери трудоспособности;
  • если произошла потеря кормильца.

При расчете трудовой пенсии нужно учитывать ее состав. Государство индексирует базовую часть исходя из величины инфляции. В 2017 году она составляет 5629 руб. Начисление страховой части происходит с учетом доходов человека и стажа. Общую сумму, накопленную за все годы, делят на 228. Обязательным условием является наличие стажа, которые не должен быть меньше 6 лет.

Государство будет в дальнейшем ужесточать требования к будущим пенсионерам. В 2024 году средства смогут получать люди, проработавшие не меньше 15 лет. Пенсионный возраст для женщин составляет 55 лет. При начислении выплат учитываются баллы, которые постепенно накапливаются на счету работника.

Порядок начисления пенсии по инвалидности

Пенсионное обеспечение в РФ направлено на материальную поддержку людей, которые утратили работоспособность из-за несчастного случая. Потеря трудоспособности является основанием для получения выплат по инвалидности. Исключением являются умышленные увечья. Для разрешения спорных ситуаций от претендента могут потребовать прохождения медицинской экспертизы. Только после постановки диагноза может быть принято решение о начислении пенсии.

Средства из федерального бюджета выплачиваются людям, которым присвоена инвалидность I, II или III группы. Пенсионное обеспечение инвалидов зависит не только от тяжести заболевания. В особую группу можно отнести детей с ограниченным возможностями. Государство индексирует выплаты инвалидам с учетом экономических показателей страны.

Пенсионные выплаты в случае потери кормильца

Ребенок погибшего кормильца может получать средства до тех пор, пока ему не исполнится 18 лет. На государственную помощь могут рассчитывать вдовы и вдовцы. Условием получения пенсии является отсутствие трудоспособности. Компенсацию при потере кормильца имеют право получать родственники погибшего, если их признают инвалидами. Человек, получающий пенсию при потере кормильца, не должен иметь других источников дохода.

Условия начисления пенсий работающим пенсионерам

Пенсионное обеспечение в России сильно изменилось после проведения реформы в 2015 году. Многие люди даже после выхода на пенсию продолжают работать. Государство поощряет такие действия. Пожилой человек, получающий дополнительный доход, может добиться увеличения суммы пенсии. Для этого нужно написать соответствующее заявление в ПФ РФ. Перерасчет пенсии производится 1 августа.

Виды государственных пенсий

Государство выплачивает людям:

  • пенсию по старости;
  • за выслугу лет;
  • социальные пенсии.

Существует несколько разновидностей государственных выплат.

За выслугу лет

На поддержку со стороны государства могут рассчитывать люди, которые имеют специальный трудовой стаж. При этом кандидат должен отработать определенное количество лет.
Чтобы оформить пенсию нужно проработать на государственных должностях не меньше 15 лет. На государственные выплаты могут рассчитывать космонавты и военнослужащие.

Кому выплачивают пенсию по старости?

Средства из бюджета выделяются людям, которые принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыле. Государство выплачивает пенсию работникам, чья деятельность осуществляется в условиях повышенной опасности.

Военная пенсия

Пенсия предоставляется не только военнослужащим. Государство выплачивает средства работникам силовых ведомств. Чтобы получать военную пенсию нужно прослужить не меньше 25 лет.
При начислении выплат специалисты используют следующие показатели:

  • районные коэффициенты;
  • размер оклада конкретного военнослужащего в соответствии со званием и должностью;
  • существующие надбавки за выслугу лет.

Северная пенсия

Не каждый человек согласится жить в суровых климатических условиях. Работники, проживающие на Крайнем Севере, всегда пользовались привилегиями. На государственную поддержку могут рассчитывать люди, проработавшие в этой местности больше 15 лет. Мужчины в возрасте 55 лет могут выйти на пенсию досрочно. Женщины могут начать получать государственные выплаты в возрасте 50 лет.

Но и это еще не все льготы. Страховая часть пенсии северян выше, чем в других регионах РФ. Однако она может применяться только к одному виду выплат.
Существует особенности, которые учитываются при определении северного стажа. Сотрудники пенсионного фонда учитывают периоды военной службы, учебы и трудовой деятельности.

Что нужно знать о системе обязательного пенсионного страхования?

Пенсионное обеспечение 2017 зависит не только от трудового стажа. Нужно учитывать факторы, которые влияют на сумму выплат. Процентная ставка, установленная государством в 2017 году, составляет 22%.

При распределении общей суммы взносов нужно учитывать солидарный тариф, который составляет 6%. Он используется для финансирования фиксированных выплат. Оставшаяся часть пенсионных выплат в размере 16% рассчитывается по индивидуальному тарифу.

ПФ для каждого клиента открывает отдельный счет. Некоторые люди считают, что выплаты в пенсионный фонд влияют на размер зарплаты. Но это ошибочное мнение, так как страховые взносы обязан платить только работодатель.

Индивидуальный (персонифицированный) пенсионный учет

С помощью индивидуального учета сотрудники ПФ РФ записывают сведения о каждом застрахованном пользователе. Чтобы избежать ошибок регулярно проводят камеральные проверки. Основная цель этих процедур – проверить правильность заполнения расчетных ведомостей всех плательщиков взносов.

Таким способом государство контролирует исполнение пенсионных прав людей. При выходе на пенсию у клиента не должно возникать сложностей с подтверждением трудового стажа.

Важно! В 2017 году были приняты изменения, касающиеся персонифицированного учета. Теперь полученная информация будет направляться не только в ИФНС. Работодателей обязали подавать соответствующие документы и в ПФ.

Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение в РФ

Размер основной пенсии можно увеличить за счет программ, разработанных негосударственными пенсионными фондами. Благодаря накопленным средствам человек в преклонном возрасте может обеспечить себе достойный уровень жизни. Чтобы повлиять на пенсионное обеспечение в РФ было решено создать частные организации, которые бы занимались управлением средств клиентов.

Принцип работы фондов заключается в инвестировании средств работников в выгодные проекты. Полученную прибыль организация распределяет между участниками, заключившими договор страхования.
Можно выделить несколько преимуществ такого решения:

  1. После заключения договора с частным фондом человек получает возможность увеличения размера будущей пенсии.
  2. Клиент имеет право на передачу заработанных средств по наследству.
  3. Деньги, накопленные на счете человека, защищены государством.

К недостаткам взаимодействия с негосударственным фондом можно отнести:

  1. Отсутствие гарантий в получении стабильного дохода от инвестиций.
  2. Финансовые рынки постоянно находятся в движении. Многое зависит от того, в какую компанию были вложены средства.
  3. Падение стоимости активов может привести к обесцениванию инвестированных средств.

Существуют отраслевые, корпоративные и региональные фонды. Они занимаются инвестированием в определенные проекты, рассчитывая на получение прибыли. При выборе негосударственного пенсионного фонда у многих людей возникают сложности.

Тонкости договора

Перед заключением договора обратите внимание на следующие критерии:

  1. Надежность фонда зависит от продолжительности его работы. На финансовую устойчивость организации влияет объем пенсионных накоплений и количество клиентов.
  2. Обязательно узнайте о владельце фонда. Если учредителем организации является небольшой банк или частное лицо, то лучше воздержаться от заключения договора.
  3. Будущие пенсионеры оценивают доходность фонда. Слишком высокие показатели могут свидетельствовать о недостоверности прибыльности организации. Это связано с тем, что доходность часто рассчитывается самим фондом. В РФ существует федеральная служба, которая занимается финансовыми рынками. Ее специалисты также публикуют финансовую отчетность негосударственных фондов. После сравнения показателей можно сделать вывод о реальной доходности.

Привлекательность НПФ в том, что они не ограничены в выборе финансовых инструментов. В отличие от пенсионного фонда они могут вкладывать средства в активы с большей доходностью.
Если придерживаться принципов диверсификации, то можно увеличить надежность пенсионных вложений клиентов.

Однако всегда существует вероятность отзыва лицензии. НПФ может обанкротиться из-за неправильного управления средствами. Средства клиента на счетах компании застрахованы государством. При выборе НПФ изучите его рейтинг.

Его составлением занимаются специальные агентства. О стабильном финансовом положении компании свидетельствует рейтинг «ААА». Он может пересматриваться при изменении показателей фонда. Не стоит вкладывать в организации, у которых отозван рейтинг. Клиенты регулярно публикуют отзывы о НПФ. Наличие большого числа негативных отзывов указывает на плохую репутацию организации.

Пенсионное обеспечение в РФ. На что повлияла пенсионная реформа 2015 года?

В 2015 году была проведена реформа существующей пенсионной системы.
Теперь пенсионные выплаты состоят из нескольких частей:

  • страховая пенсия;
  • накопительная пенсия;
  • фиксированная часть.

Преимущества накопительной пенсии

Пенсионное обеспечение в РФ имеют ряд преимуществ. Средства будущего пенсионера поступают на отдельный лицевой счет. Причем основания для назначения накопительной пенсии регулируются отдельным документом. Человек может получить средства досрочно. При желании люди могут влиять на размер накопительной пенсии.

Проведенная в 2015 года реформа повлияла на порядок начисления выплат. При расчете пенсии начали использовать индивидуальные коэффициенты. До реформы начисления производились в абсолютных величинах. Накопленные баллы влияют на будущий размер пенсии, которую будет получать застрахованное лицо. Благодаря реформе у человека появилась возможность выбора принципа формирования пенсии. Он имеет право отказаться от накопительной части.

Какая формула используется для расчета пенсии после реформы

До проведения изменений система пенсионного обеспечения в РФ обеспечивалась за счет средств работающих граждан. Однако падение рождаемости стало причиной потери эффективности механизма распределения. Государству пришлось срочно принимать меры для того, чтобы компенсировать потерю средств. После реформы произошли кардинальные изменения, касающиеся порядка начисления пенсии. В процессе расчета выплат стали учитывать баллы.

На получение трудовой пенсии могут претендовать мужчины в возрасте 60 лет. Для женщин возрастная планка снижена до 55 лет. Минимальный трудовой стаж будет постоянно повышаться. Сейчас он составляет 6 лет. В дальнейшем государство планирует ужесточить требоваться к будущим пенсионерам. Чтобы получить страховую пенсию в 2024 году нужно отработать не меньше 15 лет.
Человек, претендующий на получение трудовой пенсии, должен заработать хотя бы 30 баллов.

На количество баллов влияет трудовой стаж и суммы взносов, уплаченный в ПФ. существенно облегчает процедуру расчета. С его помощью можно заранее узнать о сумме выплат. Однако государство ввело ограничения, касающиеся их расчета. Пользователь не может набрать больше 8,26 баллов. Таким способом государство ограничивает сумму выплат.

При начислении ИПК сотрудники пенсионного фонда учитывают решение человека относительно накопительной пенсии. Если пользователь сделал выбор в пользу страховой части, то все баллы будут использовать при ее формировании. Совершенно другой механизм расчета используется при выборе начислении накопительной пенсии. В этом случае только 27,5% от заработанных баллов будут направлены на страховую часть.

Важно! Государство ежегодно индексирует только трудовую пенсию. Накопительной частью распоряжаются частные фонды. Они вкладывают средства клиентов в различные инвестиционные проекты по своему усмотрению.

Что нужно знать об ИПК?

При определении страховой фиксированной части используется ИПК, который учитывается в баллах. Он начисляется каждый год и зависит от размера зарплаты человека. На величину ИПК влияют жизненные обстоятельства. К примеру, это может быть служба в армии или уход за детьми.

Причем будущим пенсионерам нужно знать о том, что стоимость балла будет индексироваться исходя из экономических показателей. Чтобы разобраться в последовательности расчета ИПК можно рассмотреть следующий пример.

Будущий пенсионер в 2017 году получал зарплату в размере 20 тыс. рублей. Умножив эту величину на 12 месяцев получим годовой доход в размере 240 тыс. рублей. При определении ИПК нужно учитывать то, что государство ограничивает максимальную сумму отчислений в ПФ. Она не должна превышать 127360 рублей. Рассчитайте свою пенсию на .

Формула расчета зависит от выбора схемы начислений. Если пользователь тратит 16% своих отчислений на формирование страховой пенсии, то ее сумма составит 38400 (240 тыс. рублей х 16%). Чтобы получить ИПК достаточно разделить 38400 на 127360. После выполнения всех расчетов получим значение 3,01. Причем отказ от накопительной части пенсии приводит к увеличению скорости накопления баллов.

Заключение

Государство решило использовать при расчете пенсии индивидуальный коэффициент. Однако бальная система, введенная в 2015 году, осложнила механизм ее начисления. Государство ужесточило требования к трудовому стажу будущих пенсионеров. Теперь человек должен проработать не меньше 15 лет. У работников появилась возможность увеличения средств на лицевом счете за счет негосударственных пенсионных фондов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Спросите у юриста