Обряд встреча весны. Весенние обряды и их поэзия. Встреча весны в период двоеверия христианской Руси

Календарные обряды и песни можно разделить на два цикла: весене-летние и осенне-зимние. В первом цикле центральное место за­нимает образ Солнца и расцветающей растительности.

Русский календарь открывается встречей весны. Исполнение вес­нянок обычно связывалось с календарными датами, отмечающими прилет птиц. Основными датами «кликания весны» на Смоленщине были: 1/14 марта (день Евдокии), 9/22 марта (праздник сорока му­чеников, в народе - Сороки), и 25 марта (7 апреля) - Благовещение, коогда, как говорят в народе, «весна зиму поборола».

Весенние календарно - обрядовые песни (веснянки) исполнялись что бы приблизить приход весны. Их кликали, взобравшись на крыши или пригорки, призывая весну. Прилет птиц означал приход весны, поэтому неотъемлемой часть весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам:

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Чувиль-виль-виль,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Время теплого,
Хлеба нового!

В этот день пекут «кулики» – ржаные лепешки с загнутыми краями, изображающими крылья и шарообразной головой, посредине которой, справа налево, идет гребень, без шеи, с ямочками вместо глаз. Дети находят их очень красивыми, и прежде чем их есть, они их «закликают».

Кулик-саморот,
Полетел на город,
Сломил палку,
Убил галку,
Галка плачет,
Кулик скачет. Потом дети начали закликать весну:
«Весна-красна,
На чем пришла?» –
«На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку».

Накричавшись вволю и налюбовавшись своими «куликами», дети не без сожаления, разламывая их, начинают завтракать.

Чувиль-виль-виль,
Жавороночек,
Принеси весну
На своем хвосту,
На сохе, бороне,
На ржаной копне,
На овсяном снопе.

Обычай первыми встречать весну повсеместно был закреплен за детьми. Им вручались испеченные в виде птиц с крылышками, хохолком жаворонки (кулики, грачики), и дети с радостными возгласами бежали на холмы, взбирались на крыши изб, амбаров, бань кликать весну. Жаворонков подбрасывали вверх или, чтобы они были выше, укрепляли на шестах. В редких локальных традициях жаворонки закапывывались в землю. Обычай этот явно связан с древними ритуаль­ными представлениями весеннего угощения земле.

В веснянках (закличках) обращались не только к образам птиц, возвещающих о приближении весны, но и непосредственно к глав­ному условию ее прихода - к разгорающемуся солнцу. При этом солнечное тепло отождествлялось с теплотой-«жалостью» родной матери («Весна-красна, взойди на гору...»). Весна в песнях наделе­на антропоморфными чертами. Она предстает в образе существа, от которого в большой степени зависит благосостояние коллектива земледельцев, она, как хорошая крестьянка-хозяйка, несет с собой "короб житушка", овес лошадям и траву коровам, «по яичишку» де­ревенским детям.

Люди приветствовали весну не только из-за хозяйственных ожи­даний. Красота весеннего пробуждения природы пробуждала эстети­ческие чувства, эмоционально-психологические переживания человека. Хозяйственные надежды, ожидаемые от живительного солнца, сочетаются с радостью, вызываемой красотой весенней природы.

Весенние обрядовые песни на Благовещенье

В Благовещенье дети закликают весну: «Весна-красна, На чем пришла?» –

«На жердочке,
На тоненькой,
На досточке,
На славненькой,
С хлебами обильными,
Со льном высокиим».

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью,
Со льном высокиим,
С корнем глубокиим,
С хлебами обильными.

Один из самых больших весенних праздников славян - Его́рий Ве́шний (Юрьев день), проводили обряд первого выгона скота на пастбище. Скот украшали лентами, цветами, пели о наступлении лета. С древнейших времен Юрьев день воспринимался народом как одна из границ между зимой и летом, важная дата в сельскохозяйственном календаре, а потому к нему приурочивалось множество работ, сопровождавшихся различными ритуалами. В Егорьев день дети ходят по домам и поют весеннюю обрядовую песенку:

Мы вокруг поля ходили,
Егорья окликали,
Макарья величали:
«Егорий ты наш храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотину
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым месяцем,
Под красным солнышком
От волка хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого!»

Батюшка Егорей,
Спаси нашу скотинку,
Всяку животинку,
В поле и за полем,
В лесе и за лесом.
Волку да медведю –
Пень да колода,
Ворону, вороне –
Камешек дресвяный.
Батюшке Егорию – свечку,
Нам, молодцам, – по яичку.

После заутрени на Пасху дети ходят «христосовать». Собираются толпами человек 10 – 20. Хозяева дают детям крашеные яйца иногда дети говорят:

Я маленький хлопчик,
Влез на столбчик,
В дудочку играю,
Христа забавляю.
Христос засмеялся,
В дудочку сковался.

К весеннему циклу относятся так называемые волочебные пес­ни. Они обычно исполнялись как праздничные, поздравительные и первые дни церковного праздника Пасхи. Основная обрядовая ситуация, в которой исполнялись волочебные песни, - пасхаль­ный обход дворов (волочебный ритуал). Жители сел называли участников пасхальных обходов волочебниками, христославщиками и т. д.

Однако песни, исполняемые в этот период, нельзя считать порожденными только лишь христианской рели­гией. Яркие по своему интонационному строению, с подчеркнуто приплясывающим ритмом, за которым ощущается радостное праздничное шествие, эти песни являются древнейшими в весен­нем цикле и отражают чисто земную радость восприятия солнца и пробудившейся природы. Употребительный припев «Христос вос­крес, сын Божий», упоминание о распятии и воскресении Христа, участие в качестве действующих лиц развертывающегося песен­ного сюжета многочисленных христианских святых - все это лишь поверхностный слой, образовавшийся в процессе той борьбы, кото­рую вело в течение ряда веков внедряемое церковью христианство с народной религией.

Песни волочебные (обрядовые пасхальные)

Христос воскрес, сын Божий...

Христос воскрес, сын Божий.
К тому двору
Припыталися.
Христос воскрес, сын божий.
К хозяйскому,К богатырскому.
Христос воскрес, сын Божий.
Его жена
За водой пошла,
Христос воскрес, сын Божий.
За водой пошла
На Дунай-реку.
Христос воскрес, сын Божий.
Размахнула
Широченько.
Христос воскрес, сын Божий.
ПочерпнулаГлубоченько.
Христос воскрес, сын Божий.
Поставила
На скамейку
Христос воскрес, сын Божий.
Пошла она Мужа будить.
Христос воскрес, сын Божий.
- Ай ты мужа,
Не спи дужа.
Христос воскрес, сын Божий.
Будем-ка мы
Думу думать.
Христос воскрес, сын Божий.
Думу думать -
Церкву строить.
Христос воскрес, сын Божий.
Церковь строить,
Собор новый.
Христос воскрес, сын Божий.
А в соборе
На престоле...
Христос воскрес, сын Божий.
Пречиста мать
Слезно плачет.
Христос воскрес, сын Божий.
Юрья, Егорья
Унимает.
Христос вокрес, сын Божий.
- Не плачь, не плачь,
Пречистая мать.
Христос воскрес, сын Божий.
- Ай, как же мне
Не плаката.
Христос воскрес, сын Божий.
Мойго сына
аспинают.
Христос воскрес, сын Божий.
Гвоздем руки
Пробивают.
Христос воскрес, сын Божий.
А ударили
Во все звоны.
Христос воскрес, сын Божий.
Во все звоны - Колоколы.
Христос воскрес, сын Божий.
Сыра земля
Вздрогнулася.
Христос воскрес, сын Божий.
Увсе люди
Здоровалися.
Христос воскрес, сын Божий.
С красным яйцом
Целовалися.
Христос воскрес, сын Божий.

Волочебники волочилися...

Волочебники волочилися.
Сад мой зеленой, вишневый.
Волочилися - намочилися.
Сад мой зеленой, вишневый.
Прошли речку - нашли свечку.
Сад мой зеленой, вишневый.
Прошли другую - потеряли тую.
Сад мой зеленой, вишневый.

По улице по широкой...

По улице по широкой
Христос воскрес, сын Божий.
Не шум шумит, не гром гремит,
Христос воскрес, сын Божий.
Шумят, гремят волочебнич(и)ки.
Христос вокрес, сын Божий.
Волочебнич(и)ки - люди добрые.
Христос воскрес, сын Божий.
Не допутливые, не допытливые.
Христос вокрес, сын Божий.

На странице использованы тексты календарно - обрядовых весенних песен из книг:

  • Ю.Г. Круглов "Русские обрядовые песни"
  • Потешки. Считалки. Небылицы./ Сост., авт. вступ. статьи и примеч. А.Н. Мартынова. - М.: Современник, 1989. стр.212
  • "Смоленская земля в памятниках русской словесности" Под редакцией В.В. Ильина.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Развиленская общеобразовательная школа №10

Проект

Традиции наших предков.

Встреча весны на Руси.

Работу выполнили:

ученики 2 класса

Руководитель:

учитель начальных классов

Диденко Л.П.

Развильное

Тип проекта: творческо-исследовательский

Тип проекта по предметной области: внепредметный

Тип проекта по форме: коллективный

Тип проекта по временным рамкам: краткосрочный

Цель работы : знакомство с русскими народными традициями

Задачи:

Выяснить особенности обрядов и обычаев закликания весны;

Изучить заклички, составить сборник «Закличкаем о весну»

Научиться печь жаворонков; составить сборник рецептов печенья

Этапы реализации проекта:

А) подготовительный этап:

Выбор темы работы и её конкретизация;

Определение цели и формулирование задач;

Изучение опыта ведения проектной деятельности;

Б) Основной этап:

Изучение литературы по теме работы;

Сбор информации с помощью интернет-ресурсов;

Подборка закличек, рецептов выпечки «жаворонков»;

Практическая работа: выпечка «жаворонков», «крестов», лепка «тетёрок», оформление сборников «Закликаем весну», « Рецепты жаворонков», пошив головного убора «Сорока», изготовление кукол Веснянок, обрядового дерева, скворечников, 40 птиц из различных материалов,

В) Заключительный этап:

Презентация проекта;

Передача сборников в библиотеку школы.

Актуальность:

Каждый год мы с нетерпением ждём прихода весны. Хочется, чтобы поскорее растаял снег, хочется нежиться в лучах теплого солнца, поскорее скинуть тяжелую зимнюю одежду, гладить ладошкой молодую изумрудную травку, вдыхать полной грудью ароматы цветов, наслаждаться пением птиц, но… зачастую ожидание растягивается во времени. Мы решили сами приблизить приход весны, как это делали издревле наши предки.

Возник вопрос: «Как справлялись с этим томительным ожиданием люди на Руси? Что нужно делать, чтобы ускорить приход весны?»

А при ответе второй вопрос мы вспомнили только обычаи празднования Масленицы: нужно сжигать чучело из соломы, лакомиться круглыми как солнце блинами. Это окончательно убедило нас в правильности выбранной темы.

В своей работе мы решили изучить традиции нашего народа, связанные со встречей весны.

Прежде всего, мы изучили историю зарождения русских народных традиций.

Наши древние предки – славяне занимались земледелием, насущный хлеб и другие средства к существованию давались им тяжким трудом, от урожая зависело благополучие семьи. Люди поклонялись грому, солнцу, месяцу, почитали камни, водоемы, деревья. Они истинно верили, что, все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или препятствовать, причинять зло или доставлять радость. Поэтому в жизни человека было много обрядов и обычаев, связанных с обращением к природе.

Весну привечали масленицей. Неделю блинами баловались, круглыми, горячими, румяными, как солнышко. Мы хотим представить вашему вниманию фильм о том, как мы в классе встречали Масленицу. ФИЛЬМ

Как зародился обычай закликания Весны

Кончилась Масленица. Идут одна за другой семь недель Великого поста, во время которого строжайше были запрещены всякие увеселения - не только в деревне, но и в городе. Даже песен петь было нельзя. И на посиделки девушки собирались, чтобы не сидеть дома в одиночестве, а вместе прясть, рукодельничать и тихо переговариваться о деревенских новостях, о знакомых парнях, рассказывать друг другу сны.

Но что это? Только стала потухать вечерняя заря, как в прозрачном воздухе, в котором уже едва-едва ощущается свежий запах весны, высоко взметнулись в небо сильные, протяжные призывные звуки: “Гу-у-у!”, “Ау-у...!” Это не песни. Это то, что разрешалось издревле. И даже было обязательным. Девушки закликали, зазывали весну.

Они под вечер забирались на крыши сараев, риг, выходили на высокие места и оттуда кликали весну. Заклички кончались высокими, сильными и призывными “гуканьем” и “аканьем”, далеко разносившимися в вечернем весеннем небе.

Наши предки считали: чтобы Весна пришла, ее нужно было позвать, попросить прийти, выкликнуть. Весну всегда ждали, встречали, гукали, закликали, отсюда и слово “заклички”.

Изучив литературу, я выяснила, что «заклички» - один из видов заклинательных песен.

Силы природы почитались как живые. Люди были убеждены, что, даже просто назвав явление, предмет, они тем самым обретали над ним власть. А слово, соединенное с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Человек обращался к дождю, солнцу, грому, радуге, заклинал и описывал в обрядовых песнях благополучие, довольство, изобилие. Исходя из темы работы, я изучала весенние заклички – веснянки, являвшиеся основой обряда встречи весны.

Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный, печальный напев. Выкликнув очередной куплет – прислушивались, дожидаясь эха. Это был знак того, что природа услышала и отозвалась.

Нам Весну гукать,
Зиму провожать
Гу-гу-гу
С песнями, цветами,
С ливнями, журавлями
Гу-гу-гу



Первая закличка весны

На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Зачастую закличку Весны начинали тогда, когда это показывает сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые привязаны как к Лунному, так и к Солнечному календарю.

Первую закличку Весны лучше всего проводить 8 марта. Мы уже привыкли, что это женский праздник и праздник весны. Но ведь праздник заклички Весны - это в первую очередь женский праздник, потому что женщины являются носителями плодородия.

К празднику Весны делали уборку, выносили весь накопившейся за зиму хлам.Зиму выметали метлой из дома, со двора, стучали мётлами и палками по заборам, воротам со словами: “Вон, зима, из хаты, а лето в хату”, “Провожу зиму до бору, а сама вернусь до дому”

На праздник выезжают на природу, на холм. Форма одежды и настроение - праздничные. С собой берут гуделки и сопелки, дудочки и свистульки - весну гукать.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С радостью великою,

С милостью богатою.

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным.

Лето, лето, поди сюда!

А ты, зима, ступай за моря!

Надоела нам, надоскучилась,

Эх, рученьки приморозила,

Все суставчики перезнобила,

Метель глазки повыхлёстывала.

Небольшую веточку украшали лентами, бумажными цветами, овощами и колокольчиками. Её носили по селу, возят на санях, потом приносили туда, где весну кликают, втыкали в каравай.

На природе выкапывали небольшую ямку, в которую ссыпали гроши, крупы - на богатый урожай. Ямку закапывали.

Разжигали костёр с соломы, тем самым - весну грели.

Для девушек сооружали качели на досочках.

Играли в игры:

    Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.

Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.

Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

    Игра с Солнцем.

В центре круга – «Солнце» . Дети хороводом идут по кругу и произносят:

Гори, солнце ярче –

Лето будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

На 3-ю строчку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. «Солнце» кричит: «Горю!» Дети убегают, «солнце» догоняет детей.

Кого «солнце» поймало, тот становится «солнцем», игра повторяется.

А мужчины играли в “крёгли” - что-то среднее между городками и кеглями. Две команды на своих участках расставляют крёгли - небольшие чурочки, напиленные поперёк ствола, - и соревнуются, кто перебьёт (выбьет) палкой больше крёглей у другой команды.

Вторая закличка весны


Второй раз Весну закликали на старинный славянский праздник Жаворонки, который праздновали 22 марта – в день весеннего равноденствия. По народному календарю 22 марта зима кончается, весна начинается, день с ночью равняется.

В первые весенние дни замужние женщины - они были главными участникам обряда, но могли участвовать и девушки, выходили за околицу и кликали Весну. Женщины одевались в яркие, нарядные одежды.

Особенно нарядными были головные уборы – сороки.

Женщины сами принимали образы птиц. Существовало поверье, что если женщине птица села на голову, на плечо или на руку, весь год у нее будет счастливым и удачным.

Считалось, что в этот день возвращаются на родину жаворонки, а за ними летят и другие перелетные птицы.

Жаворонки прилетайте,
Зиму белу прогоняйте!
Гули – гули.
Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте!
Гули – гули.

По прилету жаворонков определяли, когда можно пахать и начинать прочие весенние работы. Раз жаворонок прилетел, значит, весна пришла.

Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь белобоких птиц, а в честь сорока мучеников севастийских. Это были воины-христиане, которые приняли мученическую казнь за веру, память их празднуется 22 марта. Жаворонки к воинам никакого отношения не имели, но число сорок прочно приросло к празднику. «Жаворонок за собой сорок птиц привел».

В этот день рано утром хозяйки пекли печенье «тетёрки» - символ солнышка и здоровья; птичек «жаворонков», круглые пряники и колобки.

Из соломы делали маленькие гнезда, складывали в них колобки и ставили в птичник – считалось, что это поможет курам лучше нестись и не болеть. Круглыми пряниками принято было всех угощать.

В круглые пряники и в «жаворонков», прятали разные маленькие вещички, чтобы по ним гадать. Кому кольцо достанется – тот женится или замуж выйдет, кому копейка – тот в этом году хорошо заработает, кому маленькая тряпочка, узелком завязанная, – у того ребенок родится, зерно овса или пшеницы - к урожаю зерновых, конфетка - к сладкой жизни, кольцо – к свадьбе.

Однако кроме хороших примет, нужно было обязательно слепить жаворонков и с грустными предсказаниями, и жаворонков пустых – иначе хорошие не сбывались.

На Руси существовал обычай съедать “жаворонков” с головы – “с носа”, чтобы не ссориться. Если съедали туловище, голову приносили домой и отдавали матери со словами: “На – ко, мамо, тебе головку от жаворонка: как жаворонок высоко летел, так чтобы и лён твой высокий был”. Мать головки отдавала скотине.

Жаворонков дети насаживали на шесты, бежали с ними в поле или усаживали птичек из теста на крышу, деревья, стог при этом распевая песенки-заклички, привлекающие жаворонков, а с ними – весну.

К встрече весны у наших предков было принято изготавливать своим

руками куклу-веснянку . Веснянка - это веселая, задорная кукла, которую делают на приход весны. У куколки Веснянки есть еще одно имя - Авдотья-Весновка. Считалось, что Авдотья хранит ключи от весенних вод, и если захочет, то пустит воду, а нет – так и задержит, либо морозы напустит.

Веснянка является оберегом молодости и красоты. Подарив такую куколку мужчине, Вы желаете ему долго оставаться молодым и жизнерадостным, женщине - всегда быть обаятельной и желанной.

Кукол «Мартиничек » вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца.

Кукла «Птица Радость» - кукла весеннего обряда, связанного с приходом весны. Считалось, что весну на своих крыльях приносят птицы. Птица-радость помогает женщине понять ее предназначение и почувствовать свою привлекательность. А еще эта кукла поворачивает время на весну, а жизнь - на радость.

Третья закличка весны

7 апреля на Благовещенье Весну звали в третий (последний) раз. Это уже поистине весенний праздник. Его проводили у живого дерева, которое наряжали, украшали. Праздник начинали караваем. Каждый отламывал себе кусочек хлеба, который делится на три части: одна отдается Земле-плодородице, другая - Огню, дарителю жизни. Последний кусочек каждый съедает сам.

К празднику пекли традиционное весеннее печево - “кресты”: такие квадратные печенья с четырьмя точками-зернышками, разделёнными крестом - символ плодородия. Раньше такие “кресты” толкли до крошек и смешивали с посевными семенами - для лучшего урожая.

Со стародавних времен люди видели в вербе могучую жизненную силу и в момент цветения вербы стегали ею детей, больных и всех, кому хотели передать эту силу.

Будь здоров на весь год!

Будь так весел как весна!

Будь так крепок, как зима!

Будь здоровый, как вода,

Будь богатый, как земля,

А расти как верба!

Существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.

Выпуская птиц, приговаривали:

Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки,

Щеглята-молодцы,

Воры воробьи!

Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите,

К нам весну скорей ведите!

В весенней обрядности широко применялись различные магические действия с яйцами. Этот обычай не христианский, а старинный, природный, вызванный самой жизнью. Яйцо - символ мироздания. На закличку красили их во все цвета Солнца и Весны - красный, жёлтый, рыжий, зелёный. Яйца подкидывали вверх - кто выше подкинет, катали с горки - у кого дальше укатится, устраивали состязание: зажимали в руке яйцо и ударяли им об яйцо соседа. Затем победившие, у кого яйцо не разобьётся, состязались между собой, пока не останется один с неразбитым яичком. Победителю давали приз или качали на руках.

Выезд на первую пахоту производился «с солью, с хлебом, с белым яйцом»; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.

После играли в весенние игры: Родничок, Заря-заряница, Верба и др.

Парни качали девушек на качелях.

Заключение

В ходе работы были получены следующие результаты:

Изучены обычаи и обряды, связанные с закликанием весны на Руси;

Составлен сборник весенних закличек, игр и рецептов выпечки жаворонков;

Научились мастерить птиц из бумаги и ткани.

Мы думаем, наша работа получит продолжение, потому что, как я выяснила, существуют не только весенние заклички, но и заклички, обращенные к другим временам года и явлениям природы.

В жизни современного человека есть место русским народным обычаям и обрядам. Они позволяют человеку быть ближе к природе, почувствовать с ней единение, а это так важно и необходимо. Они дают повод устроить теплый семейный праздник, возможность пообщаться.

Литература

1. Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1982.
2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991.
3. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. М.: Просвещение, 1994.
4. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.
5. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989.
6. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: Олма-Пресс, 1998.
7. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992.

8. Сборника “Жили-были”, Русская обрядовая поэзия, сост. Г.Г.Шаповалова, Л.С.Лаврентьева

Интернет-ресурсы

1.

Приложение №1

Сборник «Закликаем весну»

(песенки, заклички, приговорки весне, рецепты выпечки жаворонков)

Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела,
И соломку подбрала,
И мякинку подняла.
Уж вы, кулички - жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся
!

***

Жаворонок, жаворонок!
Возьми себе зиму,
А нам отдай весну.
Возьми себе сани,

А нам отдай телегу.

***

Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корма нету!

***

Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,

Тёплу гнёздышку!

***

Жаворонки, прилетите,
Красну Весну принесите.
Принесите Весну на своем хвосту,
На сохе, бороне,
На овсяном снопе.

***

Жив жаворонок ,
По полю летает
,
Зёрнышки собирает,
Весну закликает!

***

Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик
Девять замков
- Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!

***

Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!

Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!

С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

***

Весна, весна красивая!
Приди, весна, с радостью,С радостью, с радостью,
С великой милостью:
Уроди лён высокий,
Рожь, овёс хороший!

***

Нам Весну гукать,
Зиму провожать
Гу-гу-гу
С песнями, цветами,
С ливнями, журавлями
Гу-гу-гу

***

Чу, виль-виль
Весна пришла
На колясочках,
Зима ушла
На саночках!

***

Весна-красна, на чём пришла?
На сошочке, на бороночке,
На лошадиной голове,
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку,
На пшеничном зёрнышку-у-у.

***

Вот пришла весна,
Весна красная,
Ай, люли-люли,
Весна красная.
***
Принесла весна
Золотые ключи,
Ай, люли-люли,
Золотые ключи.
***
Ты замкни, Весна,
Зиму лютую.
Отомкни, Весна,
Тепло летечко,
Ай, люли-люли,
Тепло летечко.

***

Уж ты пташечка, ты залетная!
Ты слетай на синё море,
Ты возьми ключи весенние,
Замкни зиму, отомкни лето!

* * *

Жаворонки прилетайте,
Зиму белу прогоняйте!
Гули – гули.
Зиму белу прогоняйте,
Весну красну созывайте!
Гули – гули.
Весну красну созывайте,
Землю нашу одевайте!
Гули – гули.
Землю нашу одевайте,
Все поляны согревайте!
Гули – гули.
Все поляны согревайте,
Солнце мило приглашайте!
Гули – гули.

***

Жив жаворонок,

По полю летает,

Зернышки собирает,

Весну закликает!

Р
ецепты выпечки жаворонков:

СОСТАВ :
ОПАРА: 1 стакан воды, 0,5 стакана муки, 3 ч ложки сахара, 10~11г сухих дрожжей
ТЕСТО: 1/4 стакана сахара, 1 ч ложка соли, 5 ст ложек растительного масла, 3~3,5 стакана муки

В теплой воде растворить дрожжи и вмешать сахар и муку. Поставить в теплое место, пока опара не увеличится в 2~3 раза.

В опару положить сахар, соль, влить растительное масло и всыпать 2,5 стакана муки. Перемешать.
Полстакана муки высыпать на стол, на муку вывалить тесто. Месить, понемногу подсыпая муку, пока тесто не станет гладким, однородным, влажным, но не липнущим к рукам.

(Из данных продуктов получится примерно 870г теста.)

Тесто накрыть пищевой пленкой и оставить подходить.

Когда тесто увеличится в 1,5~2 раза нарезать его на одинаковые кусочки, которые потом скатать в шарики.

Жаворонки лепятся разными способами.

Сидящий жаворонок

Шарик теста раскатать в длинную колбаску. (фото 1)
Колбаску завязать узлом. (фото 2)
У конца, который оказался наверху, вытянуть носик и вставить глаз-изюминку. Второй - нижний - конец расплющить пальцами и нарезать, что будет обозначать перышки на хвосте. (фото 3)

Летящий жаворонок (1 вариант)

Шарик теста раскатать в короткую толстую колбаску.

На одном конце вытянуть клюв и вставить глаз.
С другого конца 2/3 длины колбаски расплющить пальцами или раскатать. При раскатывании нужно растягивать тесто в ширину, а не в длину.
Посередине раскатанной части, вдоль валика, сделать разрез.

Затем обе получившиеся половинки надрезать более короткими разрезами. Одну часть поднять и уложить поверх другой, чтобы эти части были перпендикулярны друг другу


Л
етящий жаворонок (2 вариант)

От шарика теста отщипнуть маленький кусочек. Раскатать его в тонкий кружок и половину кружка нарезать бахромой.
Большой шарик раскатать в валик, с одной стороны оттянуть клюв и вставить глаз. Другой конец немного расплющить и нарезать. (фото 1)
Маленький кружочек - крыло - смочить с одной стороны водой и положить на заготовку туловища, нарезанной стороной вверх. (фото 2)

Анна Гайгер
Сценарий праздника «Как на Руси Весну встречали-величали»

[Сценарий праздника

«Как на Руси Весну встречали - величали .

Цель :Прививать любовь к истокам, народным праздникам и традициям России .

Задачи :

1. Закрепить знания детей о народных традициях встречи Весны на Руси

2. Воспитывать интерес к старинным русским обрядам встречи весны на Руси .

3. Активизировать творческий потенциал каждого ребенка.

Ход занятия

Дети под музыку в зал (садятся на места)

mp3 № 1 «Песнь жаворонка»

Воспитатель :

Здравствуйте ребята! Вот и подошел к концу наш с вами проект. Кто пом-нит, как он назывался? Ответы детей : «Как на Руси весну встречали- вели-чали » .

Слайд 1-3 (Зима, Масленица)

Вопрос : Ребята, что вы видите на картине? Какой праздник встречает рус-ский народ на гулянье?

Ответы детей : Русский народный праздник - Масленица .

Вопрос : Чему посвящён этот праздник ? Какие обычаи этого праздника вы знаете ?

Ответы : Масленица - русский народный праздник , проводы Зимы, в эти дни люди выходили на улицы с песнями и хороводами, пекли блины. Праздновали Масленицу всю неделю, и в последний день праздника сжи-гали чучело – Масленицу.

Слайд 4-6. (Ранняя весна )

Воспитатель : Наступила весна , но робки и неуверенны ее первые шаги : то и дело зима давала знать о себе, не желая расставаться с былым могуще-ством. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали еще один обряд - закликание весны .

Вопрос : Что такое закличка? Для чего нужны были заклички?

Ответы. Весну ждали , встречали , закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Воспитатель : Сейчас я попрошу вас рассказать заклички Весны ?

Дети :

Весна , весна красная !

Со льном высоким,

Приди, весна , с радостью,

С корнем глубоким,

С великой милостью :

С хлебом обильным!

Весна , весна , проснись со сна!

А ты, зима, ступай за моря,

Надоела ты нам и наскучила

Наши рученьки приморозила.

Нам, зима, ты надоела,

И весь хлеб у нас поела,

Все дрова у нас пожгла,

С крыш солому унесла.

Воспитатель : О весне складывали стихи , пели песни, ей посвящали хоро-водные гулянья, призывая ее поскорей растопить зимний снег. Выходи скорей народ на весёлый хоровод весну закликать , ярило солнце прослав-лять.

Mp3 №2 Хоровод «На лужок, на лужок кличет детушек рожок» (Остановились на полукруге)

Слайд 7 (Ручей)

Воспитатель : Бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом при-ближается Весна…вставайте в ручеёк , приблизим своей игрой приход Весны . (дети под музыку перестраиваются в «ручеёк» )

(Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы полу-чился ручеёк. Под музыку ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет) Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…

Mp3 №3 Игра «Ручеёк»

(сели на места)

Слайд 8 (берёза)

Вопрос : Какое дерево изображено на картине? Почему русский народ, так любит Берёзу?

Ответ : Слово «Берёза» , от слова беречь, оберегать, люди раньше верили в царицу леса – Берегиню.

Берёза давала сок, из берёзы делали поделки - обереги.

Воспитатель : В древности Новый год на Руси встречали 1 марта и укра-шали истинно русское дерево – берёзу «куклами мартиничками» .

Вопрос : Что такое мартичнка?

Ответ : Мартиничка – это кукла, которую изготовляли из ниток, бумаги, ленточек, цветных лоскутков, выходили на улицу и наряжали деревья, чаще всего – берёзу.

Воспитатель : Выходите поскорей, берёзу наряжать.

Дети выходят под музыку, наряжают веточки «мартиничками» ведут хоровод.

Mp3 № 5 «В хороводе были мы»

(сели на места)

Слайд 9 (Жаворонки) Mp3 №6 «Пение жаворонка»

Вопрос : Дети, какая птица так поёт?

Ответ : Жаворонок

Воспитатель : на Руси праздновали «День жаворонков»

Вопрос? Кто может рассказать, что это за праздник , и как его отмечали?

Ответ : В домах пекли их теста жаворонков, делали из глины птиц,

Птичек раздавали детям, и те с криком и звонким смехом бежали закли-кать жаворонков, а с ними и весну .

Воспитатель : Спойте весёлую и задорную песенку - закличку

Mp3 № 7 «Мы поём веснянку »

Воспитатель : Возьмите своих жаворонков в руки и украсьте ими обрядовое деревце.

mp3 № 8 (дети выходят к берёзке с пташками, наряжают деревце, и поют закличку)

Поём все вместе песенку - закличку «Жаворонушки»

Mp3 № 9 «Жаворонушки» mp3

Дети :

Ой кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам в одонушки.

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

Жаворонок, жаворонок!

На тебе зиму, а нам лето!

На тебе сани, а нам телегу!

Чувиль, чувиль, жавороночек,

Прилети к огням, принеси ты нам

Весну - красну , красно солнышко,

Тепло летушко, зеленый покос!

Воспитатель : В русском народе существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.

И на Руси этот день называли «Cороки.»

По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на сво-их крыльях весну , и первые из них – жаворонок или кулик.

«Сорок сороков птиц летят, весну несут » , - говорили крестьяне.

Слайд 10 (Весна )

Воспитатель : Давайте споём все дружно песню «Вёснушка - весна » . Песня «Вёснушка - весна »

Воспитатель :

К нам птицы летят – колокольчики звенят.

В круг скорее вы вставайте, солнышко прославляйте.

Выходите играть в игру «Гори - гори ясно»

Mp3 № 10 Игра «Гори – гори ясно»

(дети сели)

Слайд. 11 (Весна )

Воспитатель : И весна будто откликалась на зов людей - пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы, да в игры играть, землю – матушку прославлять.

Песня «Травушка - муравушка» . (поют с места)

Воспитатель : Становись честной народ, будем в игры играть – весну прославлять . В Золотые ворота, проходите, господа.

Mp3 № 11 Игра «Золотые ворота»

Воспитатель : Давайте все вместе произнесем последнюю закличку -повторяйте за мной каждую строчку.

Весна , весна красная !

Приди, весна , с радостью,

С радостью, с огромною милостью :

Со льном большим,

С корнем глубоким,

С хлебом великим!.

Воспитатель : Ребята на этом наше занятия подошло к концу. Молодцы, ребята, много игр, закличек, песней и хороводов вы знаете связанных с русскими народными праздниками .

Манаева Людмила Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ х.Клетский
Населённый пункт: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, х. Клетский
Наименование материала: проект
Тема: Как на Руси весну встречали
Дата публикации: 28.03.2016
Раздел: начальное образование

І Введение

Тип проекта:
творческо-исследовательский
Тип проекта по предметной области:
внепредметный
Тип проекта по форме:
парный
Тип проекта по временным рамкам:
краткосрочный
Цель

работы:
расширение знаний о русских народных традициях и обычаях встречи весны.
Задачи:
- рассмотреть народные праздники посвященные встрече весны на Руси; - исследовать особенности обрядов и обычаев во время встречи весны; - составить сценарий праздника "Жаворонки весну кличут" и провести его.
Актуальность:
Как была бы пуста, безотрадна жизнь народа среди суеты, гнетущих забот, среди нужды и тяжелой работы, если бы не было праздников. Каждый из нас должен знать свои истоки. Знать и хранить прошлое своего народа. Как жили в старину, чему печалились, а чему радовались? Недавно по предмету окружающий мир мы проходили тему "Как на Руси провожали зиму и встречали весну ". На этом уроке мы узнали о народном празднике "Масленица". И мы с ребятами задались вопросом: «А какие еще были праздники встречи весны на Руси, как они проходили? Почему люди так торопили приход весны? Зачем пекли или мастерили жаворонков и что такое заклички? Проведя опрос в других классах, мы выяснили, что большинство ребят незнакомо с традициями встречи весны, не знают, что такое заклички и не знают, для чего пекли жаворонков. Это окончательно убедило нас в правильности выбранной темы.
Этапы реализации проекта и методы исследования:
1. подготовительный этап: - выбор темы работы и её конкретизация; - определение цели и формулирование задач; 1
- изучение опыта ведения проектной деятельности; 2. Основной этап: - изучение литературы по теме работы; - сбор информации с помощью интернет-ресурсов; - опрос обучающихся начальных классов; - практическая работа: составление сценария для праздника «Жаворонки весну кличут». 3. Заключительный этап: - проведение праздника «Жаворонки весну кличут» для учащихся начальных классов в рамках предметной недели; - презентация проекта.
II Основная часть

Зарождение русских народных традиций
Мы являемся потомками, древнего народа - славяне. Природа и её явления были непонятны для них. Поэтому они поклонялись грому, солнцу, месяцу, почитали камни, водоемы, деревья. Они истинно верили, что, все, что окружает человека, одухотворено, наделено жизненной силой, способно помогать или причинять зло или доставлять радость. Поэтому в жизни человека было много обрядов и обычаев, связанных с обращением к природе. Главным занятием древних славян было земледелие. И отсюда много обрядов на получение обильного урожая. Но постепенно вера в сверхъестественные силы утрачивалась, а обряды становились забавой, формой выражения праздничного настроения в дни и часы отдыха. Позднее христианская церковь ввела свои праздники, одни совпали с языческими, другие нет. Например, историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков. Праздник этот проходил весело и продолжался целую неделю. Молодежь каталась с гор, с шутками и песнями разъезжала на празднично украшенных конях. А румяные блины 2
имели ритуальное значение: круглые, горячие, они являлись символом солнца, которое разгорается все ярче, удлиняя дни. А в последний вечер праздника за деревню вывозили соломенное чучело масленицы и сжигали, что символизировало прощание с зимой. В далеком прошлом люди жили в единстве с природой. Смена времен года влияла на весь уклад жизни и была основой мистических ритуалов – праздников. Основными праздниками у наших предков были: приход зимы, весны, лета и осени.
Как зародился обычай закликания Весны
Наступления весны люди ждали во все времена. После суровой, холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. В е с н у ж д а л и, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Весну закликали несколько раз. Первую закличку весны начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Дети просили разрешения у родителей на встречу весну. Благослови, мати, зиму провожати, Зиму провожати, весну закликати. Пусть зима уходит впрок, Весну пустит на порог! Искренне веря в силу весенних обрядов, люди выходили за околицу, забирались повыше – на пригорки, на крышу дома или сарая, на копну сена – и закликали весну, зазывали ее прийти поскорее. Весна, весна красная! Со льном высоким, Приди, весна, с радостью, С корнем глубоким, С великой милостью: С хлебом обильным! 3
Мы выяснили, чтозакличка - это обращение, в стихотворной форме, к природным явлениям. Она пришли к нам из дальних далей - из старинных языческих ритуалов, обращенных к силам природы. Силы природы почитались как живые. Люди были убеждены, что, даже просто назвав явление, предмет, они тем самым обретали над ним власть. А слово, соединенное с музыкой и движением, обладало ещё большей силой. Существуют также песенки – заклички. В песне "Весняночка" тоже содержится призыв к весне.
Праздник Жаворонки

Второй раз Весну звали-закликали 22 марта.
Эта дата, считалась для заклички наиболее подходящей. Это день весеннего равноденствия, когда день, по длине становится равен ночи. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. На равноденствие Земля уже пробуждается и прослеживается момент отмыкания Весны и замыкания, закрывания Зимы. Птичка-ключница, Два ключа золотые. Прилети к нам из-за моря, Отомкни весну теплую, Принеси нам два ключа, Замкни зиму холодную. В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки. В народе говорили, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. И существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок. Поэтому в закличках обращались не только к весне, но и к верным ее спутникам – перелетным птицам – куликам, жаворонкам, грачам – часто со звукоподражаниями: "Чувиль, навиль, виль, виль, виль", или перечислениями разных перелетных птиц, возвращающихся весною в родные края. Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный, печальный напев. Чувиль, чувиль, жавороночек, 4
Прилети к огням, принеси ты нам Весну - красну, красно солнышко, Тепло летушко, зеленый покос! В каждом доме пекли из теста птичек - жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и обращались к жаворонкам с просьбой, чтобы они прилетели и принесли "весну красную", а унесли холодную зиму, которая надоела, так как "весь хлеб поела", изорвала всю одежду, отморозила руки и ноги. Жаворонки прилетите, Красну весну принесите. Принесите весну На своем хвосту, На сохе, бороне, На овсяном снопе.
Обряд отпускания птиц на волю

Весну звали в третий (последний) раз.
В народе, считали Благовещение началом весны. Считалось, что работать на Благовещение нельзя. Говорили: «В этот день птица гнездо не вьет, а девица косу не плетет». Славяне также полагали, что если птица 7 апреля проспит рассвет, то летать не сможет – так что, люди старались тоже встать пораньше и отправиться в храм для того чтобы помолиться Богородице. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами 5
полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Выпуская птиц приговаривали: Синички-сестрички, Тетки-чечетки, Краснозобые снегирюшки, Щеглята-молодцы, Воры воробьи! Вы по воле полетайте, Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите!
Весенние народные игры и хороводы
Весна несла радость жизни, бодрость, новые силы и здоровье крестьянам. Только сошёл снег – закипела работа на огороде, в поле. Вовремя вспашешь - веселей запляшешь. Начинались земледельческие работы – заводились в деревнях игры, в которых рассказывалось об этих работах. Принимались пахари за дело - а игра тут как тут. В игре могли высмеять ленивого человека. Например, народная игра "Пахари". Весенних игр в деревнях было много. Людям казалось, что такие игры должны помогать природе в созревании хлеба и овощей. Но были игры и простые, веселые, звонкие, да задорные. Любила детвора и молодежь водить хороводы. Например, хороводная песня «Земелюшка- чернозем». А хоровод «Ручеек» - старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки. Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет. Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна… 6

III. Заключение
Работая над проектом, мы много узнали о традициях наших предков об истоках зарождения верований. Много нового узнали о праздниках встречи весны.
Результатами

своего

исследования
мы поделились с ребятами начальной школы. Мы провели для них фольклорный праздник "Жаворонки весну кличут". На празднике мы рассказали о традициях и обычаях встречи весны на Руси. Познакомили с русскими народными песнями, хороводами. Показали инсценировку "Встреча зимы и Весны". Рассказали об обычае закликания весны, о празднике "Жаворонки". Мы считаем, что люди должны знать и соблюдать традиции своего народа. Так мы больше узнаем о жизни наших предков, о родной природе. Больше общаемся друг с другом.
IV. Список литературы

1.
Афанасьев А.Н. Древо жизни. Избранные статьи. М.: Современник, 1982. 2. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. 3. Костанян Н.Н. Русская народная словесность. М.: Просвещение, 1994. 4. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. М.: Правда, 1989. 5. Панкеев И.А. Полная энциклопедия быта русского народа. Тт. 1, 2. М.: Олма-Пресс, 1998. 6. Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М.: Российский раритет, 1992. 7
Приложение 1
Сценарий мероприятия « Жаворонки весну кличут»

Цель:
расширить и углубить знания учащихся о народных традициях и обычаях встречи весны на Руси
Задачи: -
познакомить с закличками, песнями, играми и развлечениями на празднике встречи весны; - развитие творческих способностей, навыки импровизации; - воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям русского народа.
Ход мероприятия

Слайд

Ведущий.
Долго длится зимняя пора в России - уже пронеслись веселые праздники Рождества и Масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Всё мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую. И со светлой надеждой на будущее ожидаем мы прихода весны.
Слайд
3. Наступает весна, но робки и неуверенны ее первые шаги: то и дело зима дает знать о себе, не желая расставаться с былым могуществом. И вот, чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления жизни, люди придумали еще один обряд - закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поско- рей растопить зимний снег.
Слайд 4.

Этот

обряд

справляли

марта,

в день

весеннего

равноденствия.
Сегодня мы познакомим вас с этим обрядом.
Слайд 5
.
1-й ученик.
Благослови, мати, зиму провожати, Зиму провожати, весну закликати. 8
Пусть зима уходит впрок, Весну пустит на порог!
2-й ученик.
Весна, весна, проснись со сна! А ты, зима, ступай за моря, Надоела ты нам и наскучила, Наши рученьки приморозила.
3-й ученик.
Нам, зима, ты надоела, И весь хлеб у нас поела, Все дрова у нас пожгла, С крыш солому унесла.
Ведущий.
В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной или овсяной муки маленькие шарики и затем каждый день выбрасывали по одному шарику на улицу, уговаривая мороз отведать угощенья.
4-й ученик.
Мороз - Красный нос, Вот тебе хлеб и овес, А теперь убирайся Подобру-поздорову.
Ведущий
. Люди верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, до будущего года уйдет в чужедальные края и уведет с собой зиму.
Показ инсценировки «Встреча Весны и Зимы
».
Ведущая.
А сейчас выходите, ребята встречать красавицу весну.
Слайд 6.
Звучит музыка, входит Весна. 9

Весна.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Дети.
Здравствуй весна! Я – Весна - красна, всем издали видна. Ветерок меня ведёт, птицы славят мой приход.
1чтец.
Весна - красна, Где ты бывала?
Весна.
В лесу зимовала.
2 чтец.
Весна - красна, На чем пришла?
Весна.
На сохе, на бороне, На ржаном колоске На пшеничном пирожке.
3чтец.
Весна - красна, Что ты нам принесла?
Весна.
Солнца клочок И соломки пучок. Грачи летят, на всю Русь трубят: "Чу – чу, чу – чу, Мы несем Весну!"
Ведущая.
Входи, Весна, в каждый дом! Тебе, Весна, мы рады все! 10

Слайд 7.
(Под музыку входит зима)
Слайд 8. Ведущая.
С Весною Зимушка повстречалася, О здоровьице все справлялася.
Весна.
Ой, здорова, ль Зима снежная?
Зима.
Бью челом тебе, Весна теплая. Расскажи ты мне без утайки: Почему тебя величают все, Меня – Зимушку – проклинают все?
Весна.
Потому что ты - больно лютая И холодная и голодная. Я же - теплая и приветливая. Все луга и леса орошаю я, Все луга и леса оживляю я. Побыла ты, Зима, в гостях у людей, Не пора ли тебе уходить из гостей?
Слайд 9. 5-й ученик.
Выгляни, солнышко из-за гор-горы, Выгляни, красное, до вешней поры. Видело ль ты, солнышко, девицу-весну? Видело ль ты, солнышко, злющую зиму? Как она, лютая, от весны ушла, 11
В мешке стужу несла, Холод на землю трясла?
Слайд 10.
Русская народная песня
«Весняночка».

Ведущий.
Как говорили в старину, песни-веснянки зиму замыкают. Ребята, попрощаемся с Зимой - помашем ей вслед руками. А Весну приглашаем на наш праздник.
6-й ученик.
Стихотворение "Зима недаром злится" Ф. Тютчев
Слайд11.Ведущий
. Сначала о приближении весны мы догадываемся потому, что день становится все длиннее. А еще нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальнихстран к себе на родину, домой. «Сорок сороков птиц летят, весну несут», - говорили крестьяне. Сбирались птицы, сбирались певчи Стадами, стадами. Садились птицы, садились певчи Рядами, рядами.
Ведущая.

Загадывает загадки о птицах (ласточке, граче, кукушке)

Ведущий
. А больше всего крестьяне любили звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна.
Слайд

16
.
А 22 марта, когда день становится по длине равен ночи
, в каждом доме пекли из теста птичек - жаворонков, мазали их сладким душистым медом. У кого не было теста, те лепили птиц из глины, мастерили из тряпок и бумаги. Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывая вверх свои фигурки птиц, и пели специальные песенки - заклички: закликали, то есть звали, зазывали весну - красну 12
поскорее прийти на землю. Давайте и мы возьмем своих жаворонков в руки, и будем петь наши песенки-заклички.
Дети.
Чувиль, чувиль, жавороночек, Прилети к огням, принеси ты нам Весну - красну, красно солнышко, Тепло летушко, зеленый покос!
7-й ученик.
Жаворонки прилетите, Красну весну принесите. Принесите весну На своем хвосту, На сохе, бороне, На овсяном снопе.
8-й ученик.
Жаворонок, жаворонок! Возьми себе зиму, А нам отдай весну. Возьми себе сани, А нам отдай телегу.
Ведущий
Во многих закличках –веснянках говорилось, что птицы возвращаясь из-за моря, должны принести с собой заветные золотые ключи. Люди верили, что этими ключами было замкнуто холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой. А теперь настало время весне и зиме поменяться местами. 13

Ведущий.
И весна будто откликалась на зов людей - пробуждалась жизнь на полях, прорастала первая зелень. А на гуляньях начинали водить хороводы. В старину хоровод был связан с обрядами в честь главного божества - солнца, символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода-круг. Хоровод «Земелюшка-чернозем».
Слайд

Ведущий.
Сегодня мы отмечали день встречи весны, а помогали нам в этом птицы жаворонки. Давайте произнесем последнюю закличку - возьмите снова ваших птиц в ладони и повторяйте за мной каждую строчку. Приди, весна, приди, красна! Со льном высоким, С корнем глубоким, С хлебом обильным! Приложение 2
Вопросы для устного опроса ребят 3-4 классов
1. Какие праздники встречи весны были на Руси? 2. Чем примечателен день 22марта? 3. Что такое закличка? 4. Зачем пекли жаворонков? 14

Весенний праздник в разных странах мира отмечают по-разному, тем не менее, древние весенние обрядовые традиции многих народов Европы очень похожи.

С глубокой древности на Руси всегда с большим нетерпением ждали приход красавицы Весны. Призывая Весну люди пели обрядовые языческие песни — окликания весны, зазывания тепла, оклики, сопровождая их обрядами задабривания солнца.

В день весеннего равноденствия в Древней Руси праздновали старинный славянский праздник Жаворонки в день весеннего равноденствия — 22 марта. Считалось, что за первыми жаворонками приходит весна, и возвращаются домой все перелётные птицы. Хозяйки пекли из теста птичек-жаворонков и угощали всю родню. Дети распевали весёлые песни, привлекая жаворонков и весну.
Жаворонки, прилетите!
Студену зиму прогоните!
Теплу весну принесите!
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Песней зазывали весну, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Праздник встречи Весны в Древней Руси проводили у весеннего обрядового деревца, украшенного лентами, весенними первоцветами, звонкими колокольчиками. каждый односельчанин мог украсить обрядовое деревце, носили по селу и вместе шли на холм или пригорок, откуда все вместе окликали песней весну. Молодёжь водила хороводы и играли в старинную обрядовую игру «Ручеёк», которая символизировала таяние снега и приближение весеннего тепла.

В третий раз на Руси звали Весну 7 апреля, в красивый праздник освобождения птиц из неволи. Вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц, во всей природе происходило обновление и в свои права вступала весна. Древний обычай отпускать птиц на волю, означал освобождение природы от зимних холодов.

Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Пелика с ласточкой — Евфроний

В Древней Греции символом прихода весны были первые весенние ласточки. Рано утром 1 мая дети отправляются на поиски первой ласточки весны, идут вдоль домов и поют песни, призывая ласточку, которая принесёт на крыльях весну. Односельчане 1 мая угощают поющих детей фруктами, орехами и пирогами.

В древние времена первый майский день был одним из самых важных праздников кельтского скотоводческого календарного года. В ночь с 31 апреля на 1 мая древние кельты праздновали Бельтайн (Beltane, Beltaine) в переводе означает «Весёлый костёр».

В языческих верований древних кельтов это был праздник первого выгона домашнего скота на весенние пастбища. Центральным ритуалом праздника Бельтайн было разжигание больших костров на вершине холма или горы, расположенной вблизи селения. Кельты собирали сухие ветви и дрова для священных первомайских костров, складывали их на холмах и на рассвете 1 мая поджигали, впервые выгоняли скот на пастбища. Стада домашних животных проводили между пылающими кострами, отдавая дань солнцу, прося милости у сил природы и, избавляя животных от болезней и очищая их огнём от порчи нечистой силы.

В ночь с 30 апреля на 1 мая во многих Скандинавских странах и Германии отмечают Вальпургиеву ночь. Считалось, что у подножия горы Брокен в Вальпургиеву ночь собираются на шабаш сто тысяч ведьм, чертей, кикимор и колдунов на разгул нечистой силы, от которого нужно обязательно защищаться. Дети и школьники современной Германии рисуют и лепят ведьм. Оберегом от нечистой силы у древних германцев считались роса, молоко, масло.

В Германии девушки на рассвете 1 мая и умывались росой, чтобы избавиться от веснушек, со словами: «Доброе утро, Вальпургия! Я принесла тебе свои веснушки. Веснушки придут к тебе, а у меня пропадут!». Немецкие юноши утром 1 мая тайно сажают «майское дерево» под окном своей любимой девушки.
Профсоюзы и политические партии левого толка, устраивают 1 мая в Германии традиционные шествия, демонстрации, которые, нередко, заканчиваются драками с полицейскими, битьем витрин, поджогом машин и другими хулиганскими действиями.

В Великобритании конец зимы отмечают в Вальпургиеву ночь, на Фестивале огня — Beltane Fire Festival (Фестиваль огня Белтлейн). Слово «Белтлейн» в переводе с ирландского означает начало мая , когда люди приветствовали весну, зажигая мистические огни и устраивая танцы и шествия ряженных. Существовало поверье, что человек, который пройдет в Вальпургиеву ночь между огнями двух костров, очистится и не весь год будет здоров. Традицию празднования Вальпургиевой ночи связывают с кельтской культурой.

Праздник Вальпургиевой ночи был назван в честь аббатисы Вальпургии, жившей в 710-779 г. г. в монастыре Хайденхайм, причисленной к лику святых 1 мая. Во время переправы через пролив Ламанш из Англии во Францию аббатисе Вальпургии удалось силой своей молитвы спасти корабль от гибели во время сильного шторма. Аббатисе Вальпургии удавалось не только усмирять бури, но и спасать людей от злых духов, от бешенства, эпидемий чумы и других заболеваний.

В 1988 году языческие традиции Вальпургиевой ночи вновь возродились, и на Фестиваль огня Белтлейн приезжает всё больше и больше туристов, заказывая туристическую или бизнес визу в Великобританию . На Фестивале огня в эту языческую ночь туристы веселятся и совершают обряды изгнания злых сил природы, прогоняют зиму и отмечают наступление лета.

В Древнем Риме в первый день последнего весеннего месяца римляне поклонялись богине цветов и весны Флоре, и устраивали фестивали «Флориалии», посвященные Флоре. В каждом доме древние римляне украшали гирляндами и венками из весенних первоцветов маленькую статую юной богини весны и пробуждающейся природы Флору. Процессия певцов и танцовщиц шествовали по городу со статуей богини Флоры в цветах и поклонялись цветущему майскому дереву. Юноши в день богини Флоры поют серенады под окнами своих любимых девушек, объясняясь в любви, кладут на порог двери зеленую ветку. Если девушка утром заберет ветку в дом, это значит, что она согласна выйти замуж, а если она выбросит ветку на дорогу, значит — отказ.
На острове Сицилия в первомайские дни принято собирать луговые цветы, лютики, маки, ромашки, которые, как считается, принесут в дом счастье.

В традициях Древнего Рима, дошедших до наших дней, существует обычай украшать венками из первых цветов и гирляндами живое первомайское дерево и водить хороводы с песнями и весёлыми танцами. Первомайское дерево надо охранять в Вальпургиеву Ночь, иначе его может похитить нечистая сила, и праздник весны будет омрачён. Вечером 1 мая устраивают первый весенний праздничные фейерверки.
Рабочие профсоюзы и левые партии современной Италии 1 мая устраивают массовые шествия в Риме, Милане, Турине и Неаполе.