Образ, вышитый нитью. Золотное шитье – история, техника, секреты мастерства. Что такое золотное шитье

Золотым шитьем принято называть вышивку металлической нитью - золотной, серебряной. До XI века в этом виде шитья употребляли волоченое золото и серебро - нити в виде тянутых проволочек. Позднее вместо волоченых нитей начинают использовать металлическую нить, скрученную на льняную или шелковую основу. К XVI веку золотая нить почти полностью исчезает, ее заменяет золоченое серебро. Помимо пряденых нитей, в золотом шитье можно было встретить бить, имеющую форму плоской полосы, канитель - тонкую проволочку, скрученную спиралью, а также металлические блестки в виде плоских колец. Выполнялись вышивки металлической нитью в большинстве случаев в прикреп, то есть металлическая нить накладывалась на ткань, в то время как другая, льняная или шелковая, пришивала металлическую к ткани. Близко лежащие параллельные стежки создавали гладкую блестящую поверхность. При этом мастерицы могли прикреплять металлическую нить таким образом, чтобы получить красивый орнамент из цветных нитей на блестящем фоне самого узора. Основной эффект золотого шитья заключался в светотеневой игре металлических нитей, поэтому особую роль играла рельефность поверхности. Плоский рельеф шили простым наложением нити на ткань, то есть гладким швом. При желании создать более выпуклый орнамент подкладывали под узор бумагу, вату, бересту или делали настил из нитей. Этот прием, имеющий название "шитье по карте", был известен уже в XVII веке.


Золотое шитье являлось одной из наиболее распространенных вышивок, с неизменным успехом используясь в быту всех слоев населения. Богатство золотого шитья сделало его основным приемом отделки предметов церковного обихода. Обратимся к использованию шитья в области одежды, поскольку здесь металлическая нить нашла самое разнообразное применение.


В XVII столетии, когда в России не существовало своего производства парчевых и шелковых тканей, при царском дворе нередко используют вместо дорогих привозных материалов вышивку золотым шитьем. Помимо русских национальных узоров, золотым шитьем воспроизводили орнаменты привозных тканей. Так возникает шов "на аксамитное дело", подражающий петельчатой ткани аксамиту. Вышивают шелком, повторяя узоры бархата. В одной из кроильных книг Мастерской палаты Кремля под 1628 годом мы читаем: "Скроен государю налатник тафта бела под шитье, земля зашивать серебром, а травы аксамитить золотом и бархатить" 1 . Русские мастерицы так искусно имитировали узор и технику, что отличить ткань от вышивки, без изучения изнаночной стороны, бывает затруднительно.

1 (А. Викторов. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. 1584 - 1725 гг. Вып. I. М., 1877, с. 287, 291. )

В XVIII и XIX веках в купеческих домах и у зажиточного крестьянства можно было увидеть душегреи, платки, рубахи, кокошники и сорочки, покрытые золотым шитьем. Фантастические цветы XVIII века, обобщенно или реалистично трактованные цветочные узоры XIX века поблескивали позолотой и серебром на цветном фоне бархата или шелка. На ветках или между ними размещались фигурки птиц. Для каждого центра золотошвейного мастерства имелись излюбленные формы цветущих кустов в вазонах - в виде букетов или пышного дерева. При этом орнамент располагался или свободным узором по бархату, камке, атласу, или сплошь закрывал фон. Наибольшей популярностью пользовалось шитье по бархату малинового и красного цвета. Сочетание золоченых блестящих нитей с ярким праздничным цветом фона мы часто встречаем на головных уборах и епанечках. В Нижегородской, Архангельской и других губерниях праздничными головными уборами женщин являлись головные платки и косынки с шитьем на налобной части и по углам. То плотные, как бы кованые из металла (этот шов и носил название "кованый"), то легкие, разбросанные по фону стебли со множеством листьев, цветов, гроздей винограда составляли причудливые орнаменты на белых, фиолетовых, черных и красных платках.


Примером украшения светской одежды золотым шитьем в XVIII веке может служить парадное платье Петра I из голубого гродетура работы русских портных. Кафтан, камзол и штаны этого комплекта богато расшиты серебряной нитью. Довольно плотный и дробный орнамент вышивки состоит из мелких стилизованных веток, шитых "на проем", способом, при котором нить пропускалась сквозь ткань. Этот прием редко использовался в русских работах, в то время как в европейском шитье он являлся обычным, довольно распространенным. Таким образом, в узоре и в исполнении вышивки петровского костюма мы видим влияние западноевропейского шитья.


Не менее богато декорировались золотым шитьем одежды 1730 - 1740-х годов. После небольшого перерыва, падающего на середину столетия, к этому виду отделки возвращаются вновь, украшая им парадные и бальные мужские и женские платья, официальные придворные костюмы, военные мундиры. В XVIII веке богатые барочные мотивы проникают и в сферу культового шитья. Одежды священнослужителей, покровцы и пелены нередко перешивали из принесенных в дар женских и мужских платьев. Широкие робы, самары, юбки, носившиеся на фижмах, сшитые из богатых тканей и украшенные пышным шитьем, позволяли снова выкроить из уже готовых вещей более простые по форме облачения для церковнослужителей. В музейной практике имеются случаи, когда церковные облачения после реконструкции вновь принимали форму женского платья. Но даже тогда, когда облачение кроилось из новых материалов и вышивалось в монастырях, оно получало настолько светское оформление, что могло служить образцами шитья, характерными и для гражданского платья. Последнее особенно важно при незначительном количестве сохранившихся до наших дней мужских и женских костюмов XVIII века. Барочные завитки из металлической нити, бити и блесток первой половины XVIII века или идущие бордюром растительные мотивы, дополненные стеклянными блестками, характерные для конца XVIII столетия, или строгие гирлянды начала XIX века наглядно показывают изменение орнаментальных узоров золотого шитья.


В XIX столетии наиболее богато отделывались золотым шитьем введенные в 1834 году костюмы для придворных дам. Кроме вышивки на юбке, лифе и рукавах, особенно красивый и пышный узор покрывал длинные шлейфы. В шитье использовались различные материалы: металлическая пряденая нить, блестящая и матовая бить, часто можно встретить канитель, блестки. Рисунки узоров регламентировались, но в них, несомненно, находили отражение бытовавшие в то или иное время декоративные орнаменты. При этом наблюдается определенное изменение и техники шитья. В платье 1830-х годов встречается накладное шитье в сочетании с шитьем на проем битью - характерные для первой трети XIX столетия; в костюмах конца XIX столетия мы находим вышивку в прикреп, при этом либо прикрепляются предварительно вышитые по холсту узоры, либо шитье выполняется прямо по ткани платья, но без прокладки холста с изнаночной стороны, как это было свойственно народному шитью. Использовались в большинстве случаев бить, пряденая нить и блестки.


Продолжало использоваться золотое шитье и для отделки бальных женских туалетов. В них с наибольшей отчетливостью проявлялись требования своего времени как в общем характере отделки, так и в моделировках узоров. Одно из платьев эрмитажного собрания из розового атласа с вышивкой серебряной нитью и битью в сопровождении цветной глади знакомит с вариантом художественной отделки рубежа XIX - XX веков.


Украшались золотым шитьем и парадные мундиры придворных чинов и сановников. В конце XIX века на мундире обер-камергера вышивка располагалась на обеих полах во всю длину, по швам и разрезам на подоле, на воротнике, обшлагах, карманах. Шитье было настолько плотным и насыщенным, что почти не просвечивал фон ткани. В вышивке использовался целый набор материалов и технических приемов, аналогичных шитью на дамских придворных платьях этого же времени. Великолепие мундиров сановных лиц превосходно передано в картине И. Е. Репина "Заседание Государственного совета". Ярко-красные тона отделки мундиров и блестящее золотое шитье создают впечатление подавляющей пышности.


В продолжение второй половины XVIII и в XIX веке отделывалось шитьем золотной и серебряной нитью офицерское военное платье. Шитые детали военного костюма служили, как правило, для обозначения звания и принадлежности лица к той или иной части. Мундирное шитье XVIII и XIX столетий имело значительные различия в расположении, орнаменте, исполнении узора. Так, на офицерских мундирах ж лейб-гвардии Преображенского полка XVIII века вышитые узоры находились на полах, на клапанах карманов, на рукавах и по разрезу подола. Шитье делали накладным, пришивая уже выполненные по холсту в прикреп детали, из канители, пряденой нити и блесток. Орнамент представлял собой перекрученную петлю из стилизованных листьев, гроздей ягод и розетки. Постепенно видоизменяясь, этотузор в начале ХIХ века принимает более строгие очертания и предстает перед нами в виде вышивки на воротнике и лацкане обшлага. Шитье выполнялось теми же материалами, с добавлением блесток-плащенок на проем (нитью) и в прикреп (канитель и блестки). Шитье на гвардейских мундирах отличалось большей сложностью и изукрашенностью по сравнению с вышитыми отделками мундиров других частей армии.










Платок головной. Первая половина XIX в. Нижегородская губерния. Шитье "на угол" золотными и серебряными прядеными нитями, битью и блестками. Золотое шитье в прикреп по карте по синей шелковой ткани. 95х92. PT-11734. Поступил в 1933 г. из собрания И. А. Гальнбека


Рубаха от костюма уральской казачки. Деталь. Вторая половина XIX в. Рубаха из белого узорчатого шелка, голубого атласа, ситца и кисеи. Шитье золотными прядеными нитями тамбурным швом, битью и блестками в прикреп. Длина передка 50, рукава 90. PT-102396. Приобретена в 1945 г. ЗК ГЭ



Кафтан и камзол Петра I. Деталь. 1724. Работа придворных мастериц. Шитье серебряными прядеными нитями на проем по шелковой голубой ткани гродетуру. PT-8559. Поступили в 1930 г. из Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Академии наук СССР



Кисет в форме мешочка со складными боковыми сторонами. Конец XVIII в. Шитье золотными прядеными нитями, битью и канителью на проем и в прикреп по голубому шелку. 13х10,5. РТ-4672 Поступил в 1919 г. из собрания Ф. М. Плюшкина. Обложка для записной книжки. Конец XVIII в. Шитье золотными и серебряными прядеными нитями и сканью в прикреп по черному бархату. 11x15,7. РТ-5285. Поступила в 1919 г. из собрания Ф. М. Плюшкина



Платье придворное. Деталь шлейфа. Конец XIX в. Мастерская "Г-жа Ольга". Шитье золоченой битью и канителью в прикреп по темно-голубому бархату. РТ-13133в. Поступило в 1924 г. Происходит из Зимнего дворца

В 2014 году в корпусе Бенуа была выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков). Представлена была нарядная одежда зажиточных горожанок и крестьянок XIX. Особое место на этой выставке занимали изделия новоторских мастериц, выполненные в первой половине XIX века. Выставка произвела неизгладимое впечатление. И это была одна из причин, почему хотелось посетить Торжок. Посмотреть, что же это за сказочный город такой, по которому расхаживали красавицы разодетые словно принцессы. И еще очень хотелось узнать, почему только у жительниц Торжка правый рукав шугая был длиннее левого, чего никогда не было в других городах России.

Пишут, что искусство золотошвейного и сафьянного дела зародилось в Торжке еще в XIII веке. Золотошвейное искусство принесло городу широкую известность и славу. Заказы на вышивку поступали отовсюду, приезжали помещики, готовящие приданое своим дочерям. Кисейные платья с золо́тной ниткой, кружевные накидки, оборки, платки, скатерти, сапожки, расшитые золотом и серебром – всё пользовалось спросом.

А.Н. Островский, побывавший в Торжке в мае 1856 года, писал: «Торжок исстари славился производством козлов и сафьянов и в этом отношении уступает только Казани и Москве… Прежде золотошвейное мастерство процветало в Торжке; так, в 1848 году вышивкой туфель и сапог занималось 500 мастериц – теперь эта промышленность значительно сократилась… Работа вещей прочна и красива, но цена по незначительности требования не высока: я заплатил за две пары туфель, одни из разноцветного сафьяна, другие из бархата, шитого золотом, 3 рубля серебром».

Итак, в четверг 21 апреля, в 11:40 мы уехали из Грузин и примерно в 12:20 мы зашли в музей при фабрике «Торжокские золотошвеи».

На экскурсии по музею нам рассказали, что девушки начинали готовить себе приданое с девяти лет. Одежду вышивали серебряными и золотыми нитями. Когда девушка подрастала, у неё появлялись кавалеры или компаньоны. Чем больше кавалеров, тем лучше. Такое поведение девушек поощрялось. Считалось, что если у девушки нет кавалеров, то это значит, что она никому не интересна, не нужна. Когда отношения с кем-нибудь из кавалеров становились более близкими, такой молодой человек становился «предметом».

А.Н. Островский: «Девушки пользуются совершенной свободой: вечером на городском бульваре и по улицам гуляют одни или в сопровождении молодых людей, сидят с ними на лавочках у ворот и не редкость встретить пару, которая сидит обнявшись и ведет сладкие разговоры, не глядя ни на кого. Почти у каждой девушки есть свой кавалер, который называется предметом. Этот предмет впоследствии делается, большей частью, мужем девушки… Образ жизни замужних совершенно противоположен образу жизни девушек: женщины не пользуются никакой свободой и постоянно сидят дома».

В музее представлены только изделия советского времени и современные. Поэтому сначала мне хотелось бы вспомнить то, что было представлено на выставке в Русском музее. Тем более, что по следам той выставки у меня были вопросы, на которые я надеялась получить ответы в этом музее.

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Шугай – штоф, бахрома; юбка – парча; кокошник, платок:

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Сарафан, шугай, платок.

У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого :


Этот необычный покрой, когда правый рукав шугая заметно длиннее левого был отмечен еще Ф. Г. Солнцевым, который в 1830-е годы зарисовывал женские костюмы разных губерний России, и он зафиксировал эту особенность одежды жительниц Торжка. Сотрудники Русского музея не могут объяснить, зачем это было нужно. Вот я и надеялась, а вдруг в Торжке знают. Спросила об этом. Экскурсовод очень удивилась и сказала, что в Торжке рукава всегда были одной длины. Я не стала спорить.

На акварели Солнцева ясно видно, что руки у девушек одной длины, а рукава разной. И еще на этой акварели следует обратить внимание на головной убор.
Зимний наряд новоторок:

Такой головной убор называется «тверской укрут». Каким образом «укрут» держался на голове, сотрудники Русского музея тоже не могут объяснить. На выставке его закрепляли на голове с помощью резинок.

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут» , платок.

Но ведь девушки как-то носили укрут, который как-то держался на голове и не сваливался. Как им это удавалось? После вопроса про рукава, спросить про укрут постеснялась.

«Предметом особой заботливости всех, носивших богатый новоторжский наряд, были белые кисейные рукава для сарафанов и кисейные же фартуки. Для них золота не жалели и буквально заливали так называемой «битью» всю верхнюю часть рукавов и низ фартуков» (Давыдова, 1914).
Летом тоже носили укрут, только вместо платков надевали фату:

Душегрея. Конец XVIII – начало XIX века. Золотное шитье по шелку:

Душегрея. Конец XVIII – начало XIX века. Золотное шитье по шелку, бить, галун, бахрома:

Я думаю, что если про рукава и укрут никто точно не знает, то надо придумать какую-нибудь байку, сочинить захватывающую историю, чтоб обязательно про несчастную любовь. Почитаешь, что сочиняют в интернете про герб города, про пожарские котлеты, только диву даешься. Спрашивается, а чем рукава и укрут хуже? Почему их обошли вниманием? Мне кроме greensleeves ничего путного в голову не приходит. Но, думаю, найдутся таланты, чего-нибудь придумают.

Ленты. XIX век. Бархат, золотное шитье, бахрома:

Кисет. Шелк, хлопок.

Сумочка. XIX век. Золотное шитье по шелку, золотное кружево:

Кошелек. Золотное шитье по шелку:

Мешочки. XIX век. Золотное шитье по бархату.

Казанская губерния была крупным центром обувного производства. Женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна – мягкой, тонко выделанной кожи. Приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка.
В Торжке в 1848 вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц. Обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.

Сапоги. XIX век. Сафьян, золотные нити, канитель, шитье «в тачку» и по карте:

Сапоги. Первая половина XIX века. Вышивка золотными нитями по сафьяну:

Детские сапожки. XIX век. Мастер Каменщиков. Сафьян, канитель, блестки, золотное шитье:

Туфли. Первая половина XIX века. Мастер Каменщиков. Кожа, шелк, золотые нити, блестки, золотное шитье:

Туфля (одна сохранилась). Конец XVIII века. Кожа, шелк, блестки, канитель, золотное шитье по карте:

Для коронации Александра II золотошвеи вышили костюмы царской семьи, мундиры свиты и платья фрейлин. Тридцать мастериц были вызваны в столицу для вышивания гербов.
Со временем мода изменилась, что привело к тому, что с середины XIX века золотошвейные изделия стали вытесняться дешевыми товарами. Золотошвейное дело стремительно пошло на убыль, что вызвало беспокойство Новоторжского земства. В 1882 году на Всероссийской промышленно-художественной выставке золотное шитье и кружево имело огромный успех. Чтобы сохранить промысел в Торжке были организованы мастерские и школы. Золотшвеи и кружевницы были объединены при земской управе, в 1894 году был создан кустарный отдел, возглавил который Дмитрий Дмитриевич Романов (митинский помещик). При его участии в 1899 году при отделе была открыта учебно-показательная золотошвейная мастерская. Д. Д. Романов собирал образцы старинных вышивок, в 1911 году при мастерской был создан музей, публиковались альбомы с местными орнаментами.

В 1923 году была организована профтехшкола, в 1928 году – Торжокская золотошвейная артель им. 8 Марта.

Золотошвеи используют старинный способ шитья «в прикреп»: металлическая нить не пропускается сквозь ткань, а крепится к её поверхности поперечными шелковыми нитями.
Чтобы сделать стежок, надо сначала проколоть основу иглой или шилом. Шитье одностороннее, золотная нить всегда только на лицевой стороне. В другой руке у мастерицы вторая игла с шелковой нитью, которой и закрепляют золотную нить.

Выше упоминался способ шитья «по карте», получивший распространение во второй половине XVIII – первой половине XIX столетия. «По карте» - то есть на подкладке из бересты или картона. Это глухой односторонний шов, исполненный плотными параллельными стежками по подложке, выполненной в форме деталей рисунка и прикрепленный к тканевой основе:

Сейчас на фабрике применяют следующие нити: мишура – проволока медная, позолоченная посеребренная 5%, накручена на капроновую нить; канитель – проволока латунная лакированная, скрученная в спираль; канитель – проволока медная, позолоченная посеребренная 5%, скрученная в спираль; мулине – хлопок 100%; швейные нитки для соединения мишуры, канители (лавсан + хлопок); вышивальные нитки – вискоза 100%, полиэстер 100%, шелковые; нитки металлизированные – нить из полиэстера обвитая металлизированной нитью.

Нам сказали, что один километр нити имеет массу один килограмм.

Для вышивания применяют около двухсот различных швов.

Рисунок будущего изделия сначала переносят на кальку, на которой контуры рисунка с шагом ~ 2 мм прокалывают булавкой, чтобы получить маленькие дырочки. Затем кальку кладут сверху на материал для вышивки (бархат, шелк, кожа и т.д.), а сверху намазывают смесью керосина и зубного порошка. Частицы этой смеси через дырочки в кальке попадают на материал, оставляя на нем темные точечки контура, по которому и вышивают. На двух фотографиях выше видны такие темные точечки контуров.

Рисунок панно «Туристы». На рисунке числами обозначены виды швов, которые используются для этого изделия:

Швы: 1 – кованый шов; 2 – мягкий прикреп в 2 нити мишуры крученой; 3 – кованый-крученый шов в 2 нити мишуры крученой; 4 – бабий шов через 2 нити мишуры; 5 – «гусем» шов в 2 нити мишуры крученой; 6 – крученый-кованый с прикрепом через 3 ряда в 2 нитки мулине на расстоянии 0,5 мм; 7 – прикреп в 4 нити мишуры, крученой одну сторону; 9 – прикреп в 4 нити мишуры, крученой в 2 стороны; 11 – прикреп в 6 нитей мишуры, крученой в одну сторону и т.д. Всего в панно «Туристы» используется 19 видов швов.

Готовое изделие:

Работают мастерицы на таких пяльцах:

Сейчас на производстве два цеха. В одном вышивают на пяльцах, во втором на машинках:

В музее три зала. Один зал посвящен советской эпохе, истории фабрики, много фотографий.

Панно «В семье единой», 15 республик:

В другом зале представлены работы, которые были преподнесены в дар различным известным людям по всему миру, частным коллекционерам, государственным и православным учреждениям.
В этом зале фотографировать трудно, потому что большинство панно под стеклом, которое или бликует или отражает.

Вышивка кажется объемной:

Пушкин в окружении героев сказок путешествует из Москвы в Петербург:

Знаменское-Раек:

Праздники в Торжке:

В первом зале можно любоваться предметами одежды, подушками, покрывалами, шкатулками.

Старинное шитье:

Современное шитье:


Золотное шитье - вышивка золотными нитями, которые производят из синтетической пряжи и пленки, имитирующей металлическую и металлизированную нить . Эти нити обладают металлическим блеском и выпускаются не только «золотыми», «серебряными» и «медными», но и всех цветов радуги - от красного до фиолетового.

Золотные нити различаются и по толщине, и по фактуре, имеют вид тончайшей узенькой пленочки (люрекс), хлопковой нити с добавлением пленки, нити, похожей на скань, канитель, мишуру, а также выпускаются в виде тонкого и толстого шнура, отделочной тесьмы и др. Изобилие разнообразных материалов для золотного шитья позволило широко использовать его для украшения одежды и предметов быта. Однако все эти материалы, как и металлические и металлизированные нити, весьма хрупкие, при работе они ломаются, шить ими иглой обычным способом невозможно. Поэтому золотное шитье полностью аналогично золотому - в нем используются те же швы, те же приемы и соблюдаются те же правила.

Необходимые материалы для работы

Ткань и подкладка;
. нить вышивальная крученая (ирис, шелковый гарус, шелк строчевой и др.); золотная нить (металлическая, металлизированная, канитель, люрекс, искусственная, имитирующая металлическую);
. нить вспомогательная - очень крепкая шелковая или синтетическая в цвет рабочей нити;
. материал для настила: подложки (тонкий прочный картон, гладкий драп, сукно, кожа), мягкая толстая нить, «веревочка» (хлопчатобумажная леска, кордовая нить, любая крученая тонкая бечевка и т. п.);
. вспомогательные материалы: клей для ткани, пчелиный воск, фольга;
. материалы для украшения: бисер, стеклярус, жемчуг, бусины, пуговицы, пайетки и т. п.;
. инструмент обычно применяемый при вышивании (ножницы, наперсток, ножик, булавки и т. д.);
. квадратные пяльцы или рамы;
. иглы вышивальные № 1-2, игла для тонкого шелка с маленьким ушком, большая игла для шитья гарусом и пригодная для «веревочки», игла для шитья бисером;
. шило (можно сделать из толстой иглы или шприцевой иглы);
. витейка;
. крючки вязальные № 1-1,5.

Правила золотного шитья

. Ткань должна быть натянута в пяльцы или на раму очень туго (как на барабане) и весь рисунок должен быть открыт для работы (cлишком сильное натяжение не допускается).

. Переводить рисунок на рабочую ткань следует очень аккуратно, лучше всего методом припороха , так как пользуясь тем же сколком, следует заранее приготовить подложки из картона или другого материала. Вырезать подложки следует очень аккуратно, без зазубрин и наклеивать клеем для ткани по месту на рисунке.

. Рабочую нить следует намотать на витейки , которыми может служить обычная деревянная катушка со спрямленными головками. Такую катушку, как и витейку, легко перекладывать с места на место на поверхности работы по ходу укладывания нити на узор.

. Рабочая нить (золотная) всегда должна быть хорошо скрученной , поэтому ее следует постоянно подкручивать.

. Рабочую ткань с рисунком лучше всего нашивать на подкладку , которой должна служить плотная ткань (полотно, сукно, драп и т. п.); можно (в случае необходимости) сложить рабочую ткань в несколько слоев (2-4).

Чтобы вспомогательная нить легче проходила через толстый слой плотной ткани, ее следует натирать пчелиным воском (вощить).

Чтобы первая прокладываемая нить не соскальзывала с подложки, на ее краю можно сделать 1-2 стежка нитью или маленький мазок клея для ткани.

Чтобы скрыть небольшие огрехи при прокладке рабочей нити, следует веревочку и картон подкрашивать в цвет нити.

Край детали, заполненный тем или иным узором, лучше закрывать, проложив по нему нить с пико, шнурок (рис. 3), тонкую тесьму, канитель, нить с бисером или жемчугом.

Канитель пришивают, как бисер, продевая через пружинку иглу с тонкой нитью. Ее можно прикреплять дополнительно и по длине, стараясь положить вспомогательную нить между витками спирали (образец 21).

Окончив работу, обрежьте лишние нити на изнанке, закрепите обрезанные концы и узелки клеем для ткани. Сняв работу с пялец, срежьте лишнюю ткань и закройте изнаночную сторону подкладкой из ткани или картона - так вышивка сохранится лучше.

Швы и приемы золотного шитья

При работе золотными нитями используются особые швы и приемы : чаще всего - это шов «вприкреп » (мягкий и счетный), наиболее характерный - литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол» ).

Мягкий прикреп

Мягкий прикреп применяют для закрепления прокладываемой нити по узору (см. образец 1) или шнура (2), для прокладки отделочной нити с пико (3). На образце 4 показано, как размещают прикрепы при выполнении пико. Во всех перечисленных случаях для прикрепа пользуются тонкой нитью в цвет рабочей нити. Прикреп кладут мягко, не затягивают и по возможности незаметно.

Кроме того, такой же прикреп используют при наложении декоративной сетки, закрепляя рабочую нить в местах поворота ее по краю узора. Разделывают сетки обычно шелковым гарусом контрастного цвета (образцы 5 и 6).

Мягким прикрепом пользуются также для закрепления рабочей нити при заполнении детали узора так называемой плоской гладью (образцы 7 и 22). Золотную нить укладывают плотными рядами по узору, перекладывая витейку туда и обратно), прикрепляя ее по краю узора на повороте маленьким стежком шелковой нити в цвет золотной. Иногда при необходимости делают прикреп и по ходу нити. Иглу с прикрепляющей (вспомогательной) нитью проводят в один прокол, а переходят от прокола к проколу по изнанке. Все прикрепы делают как можно незаметнее. Однако иногда для придания вышивке особой «игривости» и мерцания прикреп выполняют шелковой нитью контрастного цвета (образец 7а). Выполнять плоскую гладь можно и не по прямой, а по линиям заполняемой формы, например по кругу или по линии листика (образец 22).

Прикреп по счету

Прикреп по счету используется для выполнения особых, присущих лишь золотному шитью узоров, которыми заполняют обычно крупные детали рисунка. Каждый из таких узоров имеет свое традиционное название (например, «ягодка », «денежка », «рядки », «перышки » и т. д.) Образуется узор цветным прикрепом , который делают по выкладываемой золотной нити по счету линий, нанесенных на подложку (картон), или веревочек, натянутых предварительно по месту выполнения узора (образцы 8-12).

На образце 8 показан узор «рядки» . На картон-подложку нанесены параллельные линии на расстоянии 2-3 мм друг от друга. Располагая рабочую нить поперек линий, делают по ходу прикрепы на каждой четвертой линии. Иглу с цветной нитью выводят с изнанки на лицо в отверстие, проколотое шильцем, обвивают этой нитью рабочую нить и иглу опускают в то же отверстие (не затягивая!). Через три линии на следующей повторяют процесс, прикрепляя ту же рабочую (золотную) нить. На краю узора делают прикреп вспомогательной тонкой нитью в цвет рабочей и золотную нить укладывают в обратном направлении. Прикреп сдвигают согласно узору на одну линию. Как вы понимаете, работать приходится двумя иглами и витейкой, т. е. использовать одновременно три вида нитей (рабочую, цветную и вспомогательную). На образце 9 показан тот же узор, выполненный по веревочке и другими петлями.

На образцах 10 и 11 показан узор «рогожки» (иначе называемый «кнопец» ). Техника выполнения та же. Прикрепы выполняют в шахматном порядке, скрепляя одним прикрепом 2, 3, 4 нити. В этом случае иглу с цветной нитью для прикрепа выводят на лицо в одной точке, а возвращают на изнанку в другой. Отверстия делают в подложке шилом. Вышивая «по веревочке», прокол шилом (если ткань не очень толстая) можно и не делать. На образцах 12 показано, что по счету линий и веревочек можно выполнить любой узор.

Узор «корзиночка» (образец 13) можно выполнять полностью золотной нитью (золотого, серебряного или другого цвета), так как прикрепляются нити только по краям узора вспомогательной нитью. Сначала заполняют одной нитью все пространство детали, затем переплетая 1-3 нитями 1-3 настеленные нити закрепляют новую рабочую нить по краям и поворачивают в обратном направлении. Шьют этот узор с натяжением. Если второй (переплетающей) нитью служит шелковый гарус, то можно шить его, как двустороннюю гладь.

Литой шов

Литой шов (образцы 14-20) - это разновидность односторонней глади , при выполнении которой рабочую нить (золотную) укладывают на подложку (из картона, кожи или в виде мягкого настила) и закрепляют на краю узора. Качество выполнения этого шва зависит не только от навыка вышивальщицы, но и от правильного подбора рабочей нити, которая должна быть ровной, не толстой и не слишком тонкой и иметь хорошую ровную крутку. Особенность этой работы заключается в способе прикрепа золотной нити . Сделав прокол шильцем в начале шитья у края подложки, протягивают через него конец рабочей нити с лица на изнанку с помощью вязального крючка или вспомогательной нити. В последнем случае иглу со вспомогательной нитью продевают сквозь прокол на лицо, охватывают рабочую нить, опускают в тот же прокол и протягивают ее на изнанку. Там кончик закрепляют, делая на нем узел (или другим способом). Проложив золотную нить по настилу до противоположного края узора, на этом краю делают прокол шильцем, выводят иглу со вспомогательной нитью на лицо, охватывают ею рабочую нить и, опуская иглу в то же отверстие, затягивают маленькую петельку рабочей нити на изнанку. Далее укладывают эту нить по подложке в обратном направлении.

На другом краю детали закрепляют ее тем же способом, проделав отверстие рядом с предыдущим с этого края. В результате этой работы все нити, проложенные по подложке, должны быть ровно, без перекосов натянуты. На изнанке по обе стороны узора должны получиться маленькие петельки из золотной нити, стянутые друг с другом крест-накрест вспомогательной нитью.

Литой шов с расколом или «в раскол»

Литой шов с расколом (или «в раскол» ) - это тот же литой шов, но с узором по гладьевой поверхности в виде углубленных линий (как в английской глади «в раскол»). Для его выполнения узор наносят на подложку и при прокладывании рабочей нити в месте, где нить пересекает линию узора, делают прокол и (с помощью той же вспомогательной нити, которой закрепляют рабочую нить по краю) протягивают маленькую петельку рабочей нити на изнанку. Повторяя этот процесс каждый раз по ходу укладывания рабочей нити, и получают узор (рисунок и образцы 14 и 18).

Тот же метод используют при выполнении узоров по счету (по разлинованному картону или веревочке). В качестве примера показан образец шитья узора, носящего название «бабий шов» (образец 19). В этом случае по месту «прикрепа» делают на картоне заранее проколы и, утягивая в этих местах прокладываемую золотную нить на изнанку, получают углубленные полоски, создающие на поверхности тот или иной узор.

Необходимо заметить, что обычно при выполнении узоров счетным прикрепом по краю узора золотную нить закрепляют так же, как и в литом шве, а не мягким прикрепом.

Все швы и приемы золотного шитья можно с успехом использовать и при вышивании обычными нитями, особенно при работе на толстой плотной ткани, замше и коже.

Хочу посоветовать начинающим осваивать золотное шитье работать обычными кручеными нитями (ирисом, шелковым гарусом и т. п.) и, лишь научившись выполнять литой шов и счетный прикреп, приступать к вышиванию золотными нитями. Вышивать этим способом можно любой рисунок. На нашей фотографии вы видите две работы - «Птица» (владимирская гладь) и «Цветок» (гладь), выполненные не специалистами, а начинающими золотошвейками.

Полный размер изображения доступен по клику на нем












На протяжении нескольких столетий золото-серебряное кружево наряду с жемчужным и золотным шитьем, вышивкой и ткачеством активно использовалось в украшении предметов светского быта и церковного культа.

Золото-серебряное кружево впервые появилось на Руси во второй половине XVI века. Этот своеобразный вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам из Западной Европы.


Золото-серебряным кружевом богато украшались царские, боярские, княжеские одежды, дворянское платье,облачение духовенства, разнообразные предметы светского и церковного обихода, а в XVIII веке оно активно проникает и в народный быт.


Центрами кружевоплетения могли быть боярские, княжеские светлицы, а также женские монастыри, в которых трудились
талантливые мастерицы.Излюбленными в золото-серебряном кружевоплетении XVII века были мотивы гвоздики и тюльпана - типичные для орнаментики всего русского и западноевропейского искусства данного столетия.


Мотивы гвоздики и тюльпана встречаться в кружевах с XVIII века, как например, на фелони малиновой парчи с крупным
серебристым цветочным узором. В начале XVIII века возникают и развиваются различные композиции русского аграманта. Наиболее
характерными для аграманта первой половины XVIII века были растительно-геометрические орнаменты. Такие орнаментальные элементы, как «вилюшка», зубцы-фестоны, «сетка», веерообразные мотивы получили дальнейшее развитие в нитяном кружевоплетении XVIII-XIX веков.


Растительно-геометрические орнаменты второй половины - конца XVIII века отличаются предельной композиционной насыщенностью, но в то же время строгой ритмичностью и ясностью построения. С середины ХVIII века в золото-серебряное кружево стала добавляться цветная бить (синяя, красная, зеленая), что значительно повысило декоративный эффект.



Особую составляет кружево XVIII века западно¬европейского происхождения, получившее в России название «подышпаны» (или «подишпаны») от французского «point d’Espagne». «Подышпаны» представляют собой кружево-гипюр, выполненное из очень
тонкого золотного, серебряного шнурка либо пряденой нити в сцепной технике.




В XVIII-XIX веках в Западной Европе и России большой популярностью пользовались выплетавшиеся из шелковых нитей блонды. Их
главная особенность заключалась в контрасте очень тонкого тюлевого фона и массивного узора. Нередко в него вплетались золотные или серебряные нити, придававшие кружеву неповторимое изящество.







Едва ли не единственной сферой его применения в то время оставался церковный и крестьянский быт.




Искусством металлического кружевоплетения в XIX - начале XX века по традиции занимались в женских монастырях

Лицевое шитье пришло к нам из Византии во времена принятия христианства. Древняя Русь, издавна связанная с Византией
дипломатическими и торговыми договорами, была одним из мест, куда в течении поступали из Византии памятники ее искусства.

Шитые золотом византийские ткани, или «паволоки», были известны на Руси еще в дохристианские времена. И впоследствии летописи нередко отмечали богатые, шитые золотом одежды, церковные завесы, воздухи, пелены, саккосы и другие одеяния духовенства,
привозимые из Царьграда.
]



С утверждением в Киевской Руси в конце Х века христианства как государственной религии, наряду с существовавшим
издревле орнаментальным шитьем стало развиваться изобразительное, или «лицевое» шитье.


Шитье и «низанье» жемчугом были очень распространены на Руси. При этом применялся как привозной («гурмышский» и «кафимский») жемчуг, так и более мелкий – свой, добываемый во многих северных реках (известно более 60 «жемчужных» рек).
Мастерские художественного шитья («светлицы») имелись почти в каждом княжеском и боярском хозяйствах, в домах служилых и торговых людей, в женских монастырях.

Не белыми нитками шито

ЗЛАТОЗАРИТЬ, озарять золотистым светом или блеском.
Златозарный, блестящий, озаряющий золотистым блеском.

Златопрядный (золотопрядный), из золотых прядей состоящий, к золотопряденью, выделке швейного золота, бити относящийся, золотоволочильный.

Золотное шитье – древнейший вид рукоделия. Изначально рисунок на ткани вышивался золотыми или серебряными нитями, позднее их заменили более дешевые позолоченные нити, в которых было всего два – три процента золота. Поэтому декоративное шитье стало называться золотным, а не золотым.

Принято считать, что искусство вышивки золотыми нитями зародилось на Востоке, к нам оно пришло более тысячи лет назад. Своего расцвета золотное шитье достигло именно на Руси, в XV – XVI веке.
Разнообразие материалов и всевозможных сортов золотных нитей (прядёные, сканые, волоченные, канитель, трунцал, бить)
Богатые люди также могли себе позволить вышивку золотной и серебряной нитью. Именно такая вышивка лучше всего сохранялась, и образцы её дошли до нас.


Около дер. Кнутихи на р. Уводь в пяти погребениях(9 -13 век) найдены остатки шёлковой отделки воротников рубах, расшитых золотной нитью. На полоске импортной ткани полотняного переплетения вышита гирлянда из S-видных вьюнов, в круги которых помещены четырёхконечные кресты.

Древнерусское золотое шитье 10-13 веков почти не отличалось по технике, и использованию элементов на территории например Киева и Новгорода, Смоленска и Старой Рязани. Тамбурный шов известен еще с античности и он находил применение и в славянской вышивки. Даю точную ссылку по использовании тамбурного шва в 11 веке. Фехнер М.В. Древнерусское золотое шитье 10-13 века. Труды ГИМ. выпуск 82. М. 1993.

Платок- "ширинка". 17 в. Ткань - шелк, шелковые, пряденые золото-серебряные нити. Шитье швом "на проем" и "в прикреп"
// Костюм в России 15-начало 20 века из собрания ГИМа. - М., 2000.

Золотная вышивка на головных уборах:



Женские головные уборы - "каблучки"

Тверская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв. Левый и правый - бархат, ситец, золотный галун, золотные пряденые нити, канитель, трунцал, пайетки, шитье " прикреп". В центре - холст, шелк (штоф), хлопчатобумажный галун, золотные пряденые нити, пайетки, цветные стекла в кастах; низание, шитье "в прикреп"

Женский головной убор

Новгородская губерния. Конец XVIII - начало XIX вв.

Женский головной убор – шамшура.

Парча, позумент, бисер, холст, золотое шитье, клеевая твердая основа. Русские. Царицынская губерния (Волгоградская область), г. Камыши, середина XIX в.

Кокошник-сборник XVIII век - конец XIX века
Архангельская губерния Головной убор молодой женщины.


на

Очелье, Русь, шелк, жемчуг, металлизированные нити, вышивка в прикреп, 12 - начало 13 вв.(реставрация)

Чепрак (часть). Россия, вторая половина XVIII в. Бархат, золотные пряденые и сканые нити, бить, бахрома. Вышивка «по карте». 52 X 116 см. Фрагмент.

Очелье женского головного убора. Рельефная вышивка золотой и серебряной нитью по подстилу. Северный район





Женские праздничные головные уборы

Русский Север. Начало XIX в. Шелк, парча, жемчуг.

ПАРЧА
золотая или серебряная ткань: шелковая ткань, протканная золотом, серебром;
| парчица и полупарча, мишурная парча, бумажная. Парчевый покров, на покойника. Парчевый кокошник. Парчевая фабрика. Парчевник, парчевый ткач или торговец;
| старинная парчевая одежда.

"...золототканные материи в Византии не вырабатывались.... Серебряные позолоченные ленты, спряденные на шелк, использовались в империи для вышивок и для производства декоративной ленты - тесьмы.

Золототканные ленты были в обиходе у населения древней Руси в течение XI-XIII вв.
Ими обшивали ворот платья и обшлага рукавов. Многие фрагменты найдены в погребениях на шейных позвонках скелетов, под нижней челюстью, на запястье рук и на лучевой кости.

Среди узорчатых восточных тканей этого времени, как и среди византийских, парча неизвестна. Производство парчевых иранских тканей - объярей, золотных бархатов и камки, байбереков (диба золотная), обращавшихся на русском рынке в конце XV и XVI в., началось, очевидно, не ранее XIV в. "

РАННИЕ ОБРАЗЦЫ ДРЕВНЕРУССКОГО ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ

К.А. Михайлов

Одной из новых и статусных категорий находок на Рюриковом городище под Великим Новгородом стало открытие скоплений золотных нитей, некогда украшавших древнерусский парадный костюм. Золотными нитями или «битью» 1 вышивали воротники и иногда нарукавники - «поручьи» древнерусской одежды, украшали литургические облачения иерархов православной церкви и парадные облачения древнерусской знати. После масштабных археологических исследований XX столетия находки золотного шитья стали обычным явлением во время раскопок древнерусских памятников. Особенно часто воротники, вышитые золотной нитью находят во время работ на древнерусских могильниках ХП-ХШ вв. Может показаться, что в этом ряду находка 2001 г. стала лишь одной из многих (Приложение II № 24). Уникальность городищенской находки связана с контекстом ее местонахождения. Два скопления фрагментов бити были открыты в 2001 г. во время раскопок верхних слоев древнего рва на южном краю Городищёнского холма, первое - в заполнении срубной постройки. Бить представляла собою клубок не затронутых коррозией металлических нитей желтого цвета. Ее нити изготовлены из полосок фольги, намотанных на органическую основу, скорее всего, шелк, который не сохранился до наших дней (рис. 1). Толщина нити около 0,3 мм. Сопутствующие находки позволяют сузить дату попадания находки в слой до второй половины XII в.2 До сих пор золотное шитье редко находили в городском слое и тем более в датируемом комплексе. Как мне кажется, эти обстоятельства находки на Городище дают повод в очередной раз подробно рассмотреть всю категорию подобных украшений костюма на территории всей Древней Руси.

В Средние века практиковалось несколько технологических приемов изготовления золотной нити. Ее делали из металлической (серебряной, золотой или позолоченной серебряной) фольги толщиной около 0,2-0,5 мм или из проволоки круглого сечения, накрученной на органическую основу (рис. 2-3). Чаще всего ее навивали на крашеную шелковую или льняную нить. Подобная технология характерна для эпохи раннего средневековья и часто фиксируется среди находок в Гнездово, Шеставице, Пскове, на Рюриковом городище и Тимерево. Из этого ряда выделяется пока только один необычный образец из Гнез-дова, который демонстрирует особенную технику: бить в нем оказалась изготовлена из шелковой нити, обвитой серозной оболочкой кишок животного и покрытой золотой амальгамой. Аналогичные по технике изготовления нитей ткани, по мнению М.В. Фехнер, происходят из кургана близ с. Россавы и из гробницы кн. Андрея Боголюбского во Владимире3. Исследовательница полагала, что местом изготовления подобных шелков могла быть Испания. Однако точно в такой же технике изготавливали золотные нити в Китае и, по-видимому, в Византии. Например, нити, выполненные из кишок животного и покрытые золотой амальгамой, обнаружили в могиле болгарского царя Колояна, датируемой началом XIII вв.4 Германский исследователь средневекового текстиля Отто фон Фальк предположил, что изготовление золотых нитей из кишок животных начинает распространяться в Византии только с XI в. Находка из го-родищенского слоя, напротив, принадлежит к самой массовой технологической группе с навитой на шелковую основу фольгой. Судя по числу нитей, находка может оказаться остатками вышитого воротника.

Золотная вышивка, украшавшая древнерусские церковные облачения и светский парадный костюм, давно стала одной из ярких составляющих древнерусской культуры. Десятки образцов древнерусской золотной вышивки хранятся в коллекциях отечественных музеев. Многочисленные работы исследователей вводят в научный оборот ее новые образцы5. Главным образом этот фонд находок пополняется археологами во время исследований древнерусских некрополей. До последнего времени наиболее подробно археологические находки древнерусского времени рассматривались в работах М.В. Фехнер, М.А. Сабуровой, А.К. Елкиной, М.О. Новицкой и некоторых других. Согласно подсчетам М.В. Фехнер в 1970-е гг. только в коллекции ГИМ насчитывалось не менее 63 экземпляров древнерусских лент и воротников с золотной вышивкой. Впоследствии исследовательница писала уже о 73 фрагментах золотного шитья 6. Из них 37 происходили из погребений в древнерусских курганах ХИ-ХШ вв.7

Золотная нить

Рис. 2 Схема золотной нити из круглой проволоки накрученной на шелковую основу
Рис. 3. Схема золотной нити из фольги, накрученной на шелковую основу

По моим подсчетам на данный момент в литературе и археологических отчетах отражено не менее 70 географических пунктов, из которых происходит более 155 образцов древнерусского золотного шитья Х-ХШ вв. (Приложение I-II) 8. Помимо опубликованных находок известного происхождения, в музейных фондах хранятся вещи из де-паспартизованных коллекций. Например, в археологических фондах Государственного Эрмитажа (ОАВЕС) находится не менее 7 образцов золотного шитья; в Черниговском историческом музее им. В.В. Тарновского -не менее 22 фрагментов; в отделе археологических фондов Национального музея истории Украины -около 18 образцов домонгольского золотного шитья из археологических раскопок9. Значительная их часть осталась без документации. Новые находки также происходят из современных раскопок Белгорода, Переяславля-Хмельницкого, Чернигова, Дмитрова, Великого Новгорода. Точное число фрагментов трудно определимо, так как один и тот же предмет в музейном хранении может быть разделен на несколько фрагментов и далеко не все из них могли быть опубликованы10.

Несмотря на многочисленность находок золотного шитья, наиболее редкими остаются самые ранние его образцы. Долгое время таким ранним примером древнерусского золотного шитья считалась находка из черниговского «княжеского» кургана Черная могила, который датируется второй половиной X столетия и. Многие исследователи отмечают, что ткани, украшенные золотным шитьем, распространяются в древнерусских могильниках не ранее рубежа XI-XII вв. Следовательно, образец вышивки из Черной могилы отстает от большинства подобных находок почти на столетие. На фоне множества более поздних образцов золотного шитья она выглядит редким примером, не связанным с последующей, древнерусской традицией вышивания. Справедливо ли это утверждение?

Помимо 64 мест находок древнерусского шитья конца XI-XHI вв. (Приложение II), мне стало известно о 15 находках золотного шитья X столетия, выполненных из фольги и дротовой, круглой в сечении проволоки - бити, из не подвергшегося коррозии металла желтого цвета (Приложение I). Бить из белого металла (серебра) мною пока не учитывалась. Наиболее ранние находки золотных нитей происходят из могильников: Гнездова, Тимерева, Чернигова, Пскова. Эти находки немногочисленны и связаны с кругом ранних, «дружинных» древнерусских погребений.

Например, в могильнике Гнездово золотная нить найдена в семи погребальных комплексах. Из них шесть относятся к одному и тому же типу обряда трупоположений - погребальным камерам. Например, в захоронении под курганом Ц-301 археологи из МГУ обнаружили затканную золотными нитями ткань, сшитую из нескольких кусков шелка шириной 39-40 см. По характерному переплетению нитей ткань может быть отнесена к типу «саммит» или самитум/ samitum n. В могиле ткань лежала вместе с другими остатками одежды в отдельно стоящем берестяном туесе13. Из комплекса № 97, который представляет собой результаты сборов инженера СИ. Сергеева из нескольких погребальных комплексов, происходят три фрагмента золотной нити14. Нить сделана из фольги, накрученной на несохранившуюся органическую основу. Судя по сохранности, фрагменты нити можно отнести к вышивке ленты или галуна из трупоположения. В камере из кургана Ц-198 золотной нитью была вышита тесьма на головной повязке или платке погребенной женщины1S. По мнению исследователей, в кургане Дн-1 золотная нить украшала тесьму от галунов, которые были нашиты на мужской кафтан с латунными пуговицами грибовидной формы16. Существуют упоминания о том, что фрагменты золотной нити были найдены в гнездовских курганах Оль-30 и Поль-76 17. Вторая находка золотной нити из трупосожжения связана с большим «княжеским» курганом из раскопок В.И. Сизова. В предшествующих публикациях упомянуты следы золотой насечки на пластинах шлема из кургана. При внимательном рассмотрении насечка оказалась фрагментами золотной нити, изготовленной из скрученной спиралью фольги, которые прикипели к шлему уже на погребальном костре. Судя по сохранившемуся фрагменту с тремя параллельно лежащими нитями длиною около 1,5 см, они украшали ленту или галун от верхней, «парадной» одежды погребенного. Вероятно, на погребальном костре часть одежды из инвентаря оказалась прижатой к шлему. В результате, фрагмент шитья прикипел к куполу шлема и был принят за его орнамент18. Аналогичная находка была сделана в Чернигове. Там шитье с золотной нитью украшало одежду мужчины, захороненного в большом «княжеском» кургане Черная могила. Судя по прекрасной сохранности черниговской ткани, она была положена в могилу уже на потухший погребальный костер19.

После Гнездова самая представительная коллекция золотного шитья представлена в пяти погребениях раннего древнерусского могильника Тимерёво. Фрагменты нитей из желтого металла найдены в трупосожжениях из курганов №№ 285,295,297,348,38220. В кургане № 382 зафиксирована проволока желтого цвета, которой украшали тесьму на обшлагах рукавов. Из того же погребения происходят фрагменты орнаментов от воротника верхней одежды, изготовленных из проволоки, накрученной на органическую основу, а также круглая пуговица из того же материала. Проволока круглая в сечении, около 0,3-0,5 мм. В кургане № 385 исследователи нашли фрагменты проволоки, украшавшей тесьму на одежде погребенного. Н.Г. Недо-шивинаи М.В. Фехнер упоминают о находках тесьмы из шелковых и металлических нитей в курганах №№ 263-П, 422, 424 21. Шелковой тесьмой с золотными нитями украшали не только оторочки рукавов и ворот одежды, но и края женских головных платков. Например, плетением из золотных нитей был украшен головной убор из кургана № 348.

Вероятно, к той же группе ранних образцов древнерусского золотного шитья можно отнести фрагменты бити из Пскова. Они происходят из погребения № 1 (74) из Трупеховского I раскопа. Данное труло-положение относится к древнейшему псковскому некрополю и датируется концом X - началом XI столетия. Судя по значительному числу нитей (фольга желтого цвета накручена на органическую основу) и ее расположению на костяке погребенного мужчины, вышивкой была покрыта значительная часть одежды22. Это довольно редкий пример, так как обычно золотным шитьем украшали узкие полоски тесьмы на вороте и рукавах. Редкие примеры находок парадной одежды с подобной вышивкой связаны с престижными аристократическими погребениями из камеры в Еллинге (Дания), с погребением в кургане Черная могила, захоронениями князя Андрея Боголюбского или болгарского правителя Колояна23.

К числу ранних образцов золотного шитья можно отнести и остатки «парчи» - вышивка от головного платка из киевского погребения № 123. Эта погребальная камера с женской ингумацией была найдена рядом со стенами церкви Богородицы Десятинной в Киеве. Ожерелье из сердоликовых и серебряных пустотелых бус со сканным орнаментом, арабский дирхем, а также характерный обряд погребения позволяют датировать его второй половиной - концом X в.и

За время, прошедшее с момента публикаций М.В. Фехнер, несколько расширился круг находок ранних образцов золотного шитья и аналогий этих находок. Мы знаем, что множество женских и мужских древнерусских костюмов в X в. украшались шелковой тесьмой с металлическими нитями. Большинство из них оказались серебряными. Однако, небольшая часть этих вышивок была украшена нитями из золота. Большинство таких нитей оказались сделаны из шелка, обмотанного тонкой золотой фольгой. Эти ранние находки связаны с могильниками Чернигова, Гнёздова, Тимерёва, Пскова и Рюрикова городища. Всего 15 находок, которые относятся к X в.

Аналогии и происхождение: В эпоху раннего средневековья одними из первых в Европе золотную нить в качестве украшения парадной одежды стали использовать франки. Наиболее известные находки золотного шитья связаны с королевскими усыпальницами представителей королевской династии Меровингов в соборах Сен-Дени под Парижем и Кёльна. В них золотная вышивка оказалась найдена в погребениях знатных женщин, по-видимому, родственниц королевской семьи. В первом погребении позументы с вышивкой украшала наручи обшлага рукавов шелковой туники королевы Арнегунды, во втором - налобную часть головного платка или покрывала безымянной деiy шки погребенной в королевской усыпальнице25. Вслед за Меровин-i ";i ми, одними из самых ранних находок металлизированной тесьмы 111 шзнаются англо-саксонские тесьмы с золотными нитями из погребе-11 ий VI-VII вв. Примером может стать тесьма шириной в 9 мм из кур-пшаТэгагов Барроу в Бэкингемсшире. Как считает М. Мюллер-Вилле 11 ряд других исследователей, обряды захоронений эпохи Вендель, состав погребального инвентаря королевских захоронений Скандинавии, Англо-Саксонской Британии и Континента тесным образом связаны между собой и копируют общие для всех образцы. Это касается как 1 ia6opa вооружения, стиля орнаментов, украшавших драгоценные предметы и бытовую утварь, так и погребального костюма. Вероятнее всего, варварская знать копировала образцы вышивок и украшений Римской, а затем Византийской империи, где были распространены дорогие образцы тканей, украшенные золотными нитями.

Следующий расцвет золотного и серебряного шитья на Севере Европы связан с эпохой викингов. Находки золотной тесьмы, главным образом, связаны с наборами инвентаря из погребений Дании и Средней Швеции. Во-первых, в Хедебю - крупнейшем торговом центре Ютландии - тесьма только с золотным шитьем была найдена в трех женских захоронениях середины X в. Это оказались погребальные камеры №№ 188/ 1960, 2/ 1963, 5/ 1964 из могильника Сюдебраруп, который расположен к югу от городского вала. В двух из них длина тесьмы достигала от 63 до 80 см., при ширине 1,2 см и толщине самой нити 0,2-0,5-0,8 мм26. В других частях Дании золотные нити, украшавшие одежду, найдены в женском погребении № 4 могильника Фюркарт (вторая половина X в.), в камере из Хвелинхё (вторая половина X в.), в погребении первой половины X в., в кургане из Ладбю и в погребальной камере из-под церкви в Еллинге (вторая половина X в.)27. В последнем захоронении золотная нить украшала всю верхнюю одежду погребенного в камере мужчины. Археологи обнаружили более 500 фрагментов золотых спиралек от нитей, которые располагались по всей площади камеры28. Так же золотные нити украшали детали одежды мужчины, похороненного в камере из Маммен (970/971 гг.). Из перечисленных восьми погребений два - Еллинге и Ладбю - считаются местами захоронения представителей высшей знати - членов королевского дома.

В Скандинавии эпохи викингов наиболее значительное число захоронений с золотным шитьем происходит из шведского могильника Бирка, где в 16 камерах золотная нить использовалась в тесьме, позументах, вышивках и различных украшениях одежды (погребения №№ 524, 542,551, 557, 561, 643, 644, 731, 735, 736,750, 791,824, 832, 844)29. Украшение из золотной нити найдено в составе погребального комплекса кургана Скопинтул из Адельсё. Тесьма из золотых и, по-видимому, шелковых нитей найдена среди инвентаря королевского кургана Гокстад, Норвегия30.

Анна Крог считает, что столь массовое и одновременное распространение на территории Датской державы золотных вышивок и импортных тканей связано с политическими событиями второй половины X столетия. При короле Харальде Синезубом и его преемниках Дания была крещена, и ее элита испытала сильнейшее культурное влияние со стороны Империи. Через двор Оттонов в скандинавскую среду распространяется византийское культурное влияние. Парадная придворная одежда с вышивкой или тесьмой из золотной нити появляется, по мнению А. Крог, вместе с распространением христианства31. Следует отметить, что в ряде женских захоронений с золотной вышивкой исчезает традиционная верхняя скандинавская одежда с металлическими фибулами. Ее заменяет длинная накидка, обшитая по краям золотной тесьмой. Плащ с аналогичной тесьмой происходит также из мужского захоронения в Маммен. Интересно отметить, что с упомянутыми скандинавскими находками перекликаются и первые находки древнерусского золотного шитья. Они найдены в двух больших курганах, обряд которых, безусловно, связан с Севером Европы и высоким социальным статусом погребенных, а также в восьми погребальных камерах, т.е. памятниках аналогичных камерным захоронениям Дании и Бирки.

По мнению М.В. Фехнер, большинство шелковых тканей привозились на территорию Руси из Византии или из Испании. Вероятно, действительно большая часть древнерусских очелий, поручей, накидок и воротников, вышитых битью, могла быть импортирована. В то же время, многие исследователи считают, что значительное число золотных вышивок являлось произведениями местных, древнерусских мастериц. Основой для таких представлений стали, например, сообщения летописи об открытии в Киеве в 1086 г. школы для обучения золотной вышивке; вклады с русским шитьем XII в. на Афоне и некоторые технологические особенности древнерусской вышивки.

В конце Х-начале XI вв. золотную нить с примесью серебра, крученую с шелком, активно, в качестве товара, вывозили из Багдада в Египет. Стоимость подобной нити в 20 раз превышала стоимость золота Л2. На основании этих сведений можно предполагать, что не ранее конца XI в. вместе с готовыми тканями и вышивками, на территорию Древней Руси могли попадать и сами золотные нити, которые, в свою очередь, использовались местными мастерами. В предшествующий период виды орнаментов, технология изготовления древнерусского.юлотного шитья ничем не отличаются от скандинавских образцов эпохи викингов. По-видимому, скандинавская и древнерусская золотная вышивка поступали из одного и того же зарубежного источника.