Нормы роста и веса детей. Масса тела девочек, кг

Рождение ребенка – главное событие для родителей. Для оценки и контроля за его физическим развитием разработаны специальные возрастные таблицы роста и веса у детей. Приводятся цифры, которые указывают на нормативы, соответствующие определенному возрасту малыша. Очень большие или низкие значения говорят об нормативных отклонениях, отступающие от средних незначительно, обозначают соответствие нормативам.

Нормы роста и веса детей

Всемирной организацией здравоохранения было проведено Многоцентровое исследование показателей развития, направленное на определение физического развития детей, в которые вошли рост и вес ребенка по годам. Необходимость изучения вопроса продиктована изменением условий жизни, климата, что влияет на развитие детей. Весовые, ростовые показатели малышей до 5 лет зависят не только от наследственности, но и от типа вскармливания первые 24 месяца жизни. Дети, питающиеся искусственной смесью, набирали массу на 16-20% больше нормы, чем растущие на грудном кормлении.

Специалисты ВОЗ считают, что завышенные нормативы получены после рекомендаций педиатров по докорму грудничков, что привело к переходу на искусственное вскармливание, перекармливанию и ожирению. Предыдущие нормы оценивания физических показателей детей не являются абсолютной истиной. К 2006 г. ВОЗ внесла коррективы, определила новые данные, после чего были составлены возрастные таблицы роста и веса детей.

Антропометрический показатель величин тела зависит от особенностей каждого малыша. Соотношение роста и веса у детей обуславливается многими факторами: питанием, продолжительностью сна, физической активностью, генетикой. Средняя высота мужчины – примерно 178 см, женщины – 164 см. Мальчики формируются к 22-х летнему возрасту, интенсивный период роста наблюдается в возрасте 13-16 лет, девочки – до 19, активно растут от 10 до 12 лет. Подростковый период отличается резким ростовым скачком, поэтому пропорциональность тела не всегда наблюдается.

Соотношение роста и веса

Рост – это всемирный показатель, который учитывает здравоохранение при оценке развития детей. Общепринятые оценки этого параметра:

  1. Явно низкорослые – сильное отставание, возможно наличие врожденных патологий, хромосомных заболеваний.
  2. Низкорослые – большой недобор, иногда присутствует избыточная масса тела.
  3. Ниже среднего – величина небольшая, но соответствует норме.
  4. Средний (своего рода стандарт).
  5. Выше среднего – рост большой, но соответствует нормативу.
  6. Высокорослые­– наследственная предрасположенность.
  7. Завышенные – могут быть нарушения эндокринной системы.

На ростовые показатели крохи и родители, и врачи должны обращать внимание. Факторы, влияющие на высокорослость и ростовое отставание:

  1. Хромосомно-генетические – проявляются непропорциональными размерами стоп, кистей, лица, психическими расстройствами, проблемами с половым развитием.
  2. Конституционально-наследственные – нет отклонений в развитии.
  3. Раннее половое развитие (8-9 лет). Дети выше своих сверстников, но, взрослея, остаются низкорослыми по причине раннего закрытия зон роста.
  4. Эндокринно-повышенный уровень приводит к гигантизму или акромегалии.

Эндокринный контроль физических показателей детей важен для оптимального соотношения этих показателей. Дитя младшего возраста, юноша, девушка от 15 лет могут иметь следующие оценки массы:

  1. Значительный недовес – серьезное истощение организма.
  2. Низкий вес.
  3. Меньше среднего – норма, но показатели на нижних границах.
  4. Средний – индекс массы тела (ИМТ) в пределах нормы.
  5. Выше среднего – небольшой излишек массы.
  6. Завышенный – избыточный вес, ожирение.

Таблица для детей до года

Проводя измерение величины чада, нужно понимать, что до двух лет речь идет о длине малыша – потому что он не умеет ходить, стоять, после 3-4 – о росте. Обращается внимание на многие факторы. Детские параметры ­по месяцам первые 12 месяцев жизни изучает медработник. Он учитывает:

  • пол малыша;
  • физические данные при рождении;
  • наследственность;
  • перенесенное заболевание (если было);
  • наличие патологий;
  • социальные условия;
  • вскармливание (искусственный или грудной прием пищи).

Если имеет место недоношенность или маловесость, таблица роста и веса ребенка будет отличаться от детей с нормальными показателями. Годовалый кроха за 12 месяцев набирает определенную массу тела. Усредненный вариант весового показателя – 6-7 килограмм. Основная прибавка приходится на первые 6 месяцев жизни крохи. Грудничок имеет месячный прирост примерно на 1 кг. При правильном кормлении новорожденный с низким весом способен «догнать» за 6 месяцев детей с нормальной массой тела. Младенец к концу 12 месяца имеет вес от 8 до 12 кг, рост – 75-80 см.

Родители должны понимать, что приведенные в таблицах данные могут иметь отклонения примерно на 2-3 килограмма, пару сантиметров в разные стороны. Это не будет считаться нарушением нормы. Однако если имеет место неправильная организация питания, перекармливание, гормональный сбой, изменение режима дня, то отклонения будут значительными. Это серьезный повод обратиться к врачу-педиатру, пройти обследование, чтобы диагностировать верное заболевание.

Рост по месяцам­

Нормы роста и веса детей до года отражены в таблице (девочки). Шкала указана в сантиметрах (см. таблицу):

(по месяцам)

Низкорослые

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Новорожденная

Физические данные мальчиков выше, чем у девочек. Длина тела по месяцам (в сантиметрах):

(по месяцам)

Низкорослые

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Новорожденный

Вес по месяцам­

Нормальная масса тела девочки в 12-месячном возрасте варьируется в пределах 8-10 кг. Нормативы следующие (в килограммах):

(по месяцам)

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Новорожденная

Масса тела мальчиков больше, чем у девочек. Таблица веса по месяцам (в килограммах):

(по месяцам)

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Новорожденный

Рост и вес ребенка по возрасту

От рождения и до десяти лет наблюдается стремительный набор высоты детей. Однако если до 12 месяцев изменения были видны хорошо, то далее грудничок растет чуть медленне. Объясняется это тем, что метаболизм изменяется, детский растущий организм тратит больше сил, чем у грудного малыша. Рацион крохи более калорийный, но полученная энергия быстро расходуется. Ниже таблица роста детей по возрасту дает предствление о нормах физических показателей для детей до 10 лет.

Возрастные таблицы­показывают, что в период от двух до трех лет малыш продолжает расти, но не так быстро. Весовой диапазон: 12-14 кг. Это объясняется большой активностью, подвижностью малыша. Изменение высоты незначительное: увеличивается примерно на десять сантиметров. Далее:

  • Возраст в 4-5 лет характеризуется повышением массы тела на пару килограмм, возможны отклонения от нормы на 2-3 кг.
  • В 5 - масса достигает примерно 18 кг, рост примерно 109 см.
  • В 6 - весовая норма составляет 18-23,5 кг, ростовая – 112 см.
  • К 7 – масса увеличится на 2-3 килограмма, высота будет примерно 115 см.

Таблица роста

Рост ребенка представлен в таблице (девочки). Измерения даны в сантиметрах:

Низкорослые

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенные

Физические данные мальчиков выше, чем у девочек. Таблица высоты (в сантиметрах):

Низкорослые

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Таблица веса

Нормальная масса тела девочки варьируется в пределах 32-47 кг. В таблице указаны нормативы по годам (в килограммах):

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

Масса мальчиков немного меньше, чем у девочек. Таблица веса (в килограммах):

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

От 11 до 18 лет

В 11-18 летнем возрасте меняется интенсивность набора физических показателей. Родители должны понимать, почему подросток крайне нестабилен эмоционально. Физиологические отличия или половой диморфизм проявляется по внешним признакам, особенностям строения тела, функциональным возможностям отдельных систем организма. Все эти изменения оказывают влияние на несовершеннолетнего. Девушки начинают раньше формироваться, в возрасте 12-14 лет у них все показатели выше, чем у мальчиков. Однако к 15-16-летнему возрасту юноши перегоняют девочек по физическому развитию.

Подростковый период для мальчиков характеризуется активным ростом трубчатых костей скелета. Это проявляется в вытягивании конечностей, хотя туловище немного отстает в этой гонке. Из-за этого нередко создается впечатление, что подросток нескладный, непропорциональный. Грудь остается узкой, мышцы слабоваты для такой величины, что приводит к сутулости, неспособности длительное время держать спину прямо.

Мышечная масса увеличивается медленнее, чем костная. Основательно закрепляться она совершеннолетию. Масса увеличивается медленно, но неравномерно: показатель нормы у мальчиков колеблется от 2,4 до 5,3 кг за 12 месяцев, у девочек – от 2 до 5 килограммов. После 15-летнего возраста масса тела у девочек увеличивается больше, чем рост. Это процесс связано с увеличением мышц, подкожной жировой клетчатки, развитием костей скелета. Это период, когда двигательные реакции, координация движений становятся более точными, развиваются пространственные и мышечные ощущения.

Особенности полового созревания

Резкий скачок физических показателей объясняется гормональной активностью. Половое созревание девочек и мальчиков отличается. В это время важно контролировать массу тела подростка – профилактика убережет не только от многих серьезных заболеваний, но эмоциональных всплесков, которые проявляются в пубертатном периоде у несовершеннолетних. Однако применять диеты запрещено. Прививать навыки правильно питания нужно с самого рождения. Для нормализации высоты необходимо организовать прием витаминов.

Половое созревание у мальчиков проходит по нескольким этапам, продолжается нескольких лет. Оно характеризуется наступлением гормонального созревания половых желез, в подростковый период (13-18 лет) достигает своего пика. С 18-19 лет наступает время половой зрелости. Параллельно с этими изменениями увеличивается мышечная масса, растет все тело. Фигура становится мужской: плечи расширяются по сравнению с тазовыми костями.

Половое созревание у девочки проявляется активной «игрой» гормонов, которые называются эстрогенами. Они заставляют организм быстро расти: появляются волосы в паху, подмышечных впадинах, увеличивается грудь. Девочки, которые созревают слишком рано, должны находиться под особым наблюдением взрослых. Половое созревание у девочек длится примерно 7-8 лет.

Физиологические особенности, характерные для подростка в период полового созревания:

  • контур и пропорции головы изменяются;
  • окончательно формируется скелет;
  • у мальчиков наблюдается гиперплазия мускулов и плечевого пояса;
  • у девочек идет гиперплазия жировой ткани и подвздошной кости;
  • у мальчиков бывают головокружения и обмороки;
  • девочки становятся капризными, обидчивыми, вспыльчивыми.

Таблица роста и веса для девочек

Вес девочек (в килограммах) по данным ВОЗ:

Возраст, лет

Ниже среднего

Выше среднего

Высокорослый

Завышенный

(больше указанного)

Высота девочек (в сантиметрах) по данным ВОЗ:

Возраст, лет

Ниже среднего

Выше среднего

Высокорослая

Завышенная

(больше указанного)

Возраст, лет

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

(больше указанного)

Высота мальчиков (в сантиметрах) по данным ВОЗ:

Возраст, лет

Ниже среднего

Выше среднего

Завышенный

(больше указанного)

Видео

У новорожденных наблюдается существенный прирост в весе и росте. Прибавка веса может достигать до 1 кг, а рост увеличивается на 1-1,5 см каждый месяц. По прошествии года дети растут медленнее, и физиологические показатели у разных малышей могут сильно отличаться. Возникает вопрос, какой же рост и вес является нормой к 3 годам жизни ребенка? Как не пропустить тревожный сигнал? Какова динамика развития ребенка после одного года?

Таблицы нормы и отклонений

Чтобы было проще ориентироваться, внимательно изучите таблицу, где указаны показатели нормального роста и веса детей. На данные показатели влияют половая принадлежность и возраст. Значения приведены средние. Так как все дети развиваются по-разному, делается большой разброс нормы. Обратите внимание на столбец «разрешенная погрешность». Если расхождения с нормой в пределах разрешенной погрешности, значит, это не отклонение, а индивидуальная конституция ребенка.



Разница между средним весом мальчиков и девочек на момент достижения трехлетнего возраста может составлять до 600 г.

Цифры, приведенные в таблице, – условные. Развитие и физиологические показатели детей могут зависеть от таких факторов, как группа здоровья, генетика, активность и т. п. Если у вас возникли сомнения, проконсультируйтесь с педиатром.

Возможные причины недобора веса

Рассмотрим подробнее, какие обстоятельства могут оказывать воздействие на нормальную динамику увеличения веса. Следует учесть это и сообщить о них на приеме у врача, так как он сможет дать соответствующие рекомендации и назначить дополнительные обследования.

Причиной недобора массы могут быть:

  • наличие инфекционных заболеваний, а также период после них;
  • наличие аллергии;
  • диарея, длящаяся продолжительное время;
  • недостаток питательных веществ;
  • гиперактивность;
  • гельминты;
  • диабет первого типа;
  • анемия.

Не стоит, основываясь на предположениях, самостоятельно ставить диагноз – это работа специалиста. Если у вас есть подозрения о наличии одного из перечисленных факторов – смело обращайтесь к врачу.

Профилактика ожирения

Если вы стали замечать первые признаки появления лишнего веса у ребенка или на приеме у педиатра вам однозначно говорят об избыточной массе тела, пора задуматься об образе жизни и режиме питания вашего малыша и семьи в целом. Планируйте день и меню заранее. Узнайте о наиболее полезных продуктах питания.

Соблюдайте следующие правила.

  • Не заставляйте ребенка есть, если он не хочет.
  • Ограничьте употребление простых углеводов, даже в напитках (соки, лимонады).
  • Следите за активностью ребенка (водите его на плавание или секцию по футболу).
  • Сладкое не должно быть «призом» за хорошее поведение (пусть лучше будет какая-нибудь игрушка или просмотр мультфильма).

Вес и рост до 2 лет

В период активного роста и развития ребенка необходимо уделять должное внимание существующим нормам прироста массы тела и роста на различных возрастных этапах. Такие таблицы созданы, чтобы помочь родителям скорректировать режим питания или своевременно обратиться к врачу.


Общий прирост веса в 2 года примерно составляет 2-3 кг. Масса тела приближается к цифрам 12-13 кг. Рост больше на 11-12см, чем в год (т. е. около 87 см).

Вес ребенка в три года составляет около 14-16 кг. Показатели роста больше на 9-10 см в сравнении с концом второго года жизни (т. е. около 96 см).

Окружность головы и груди ребенка в два и три года

Следующие физиологические показатели ребенка, на которые стоит обратить внимание, – окружность груди и головы. Измерение этих антропометрических показателей проходит во время планового посещения педиатра. У новорожденных голова растет быстрее, поэтому сначала она превышает размеры грудной клетки на несколько сантиметров. Затем темпы роста головы снижаются, грудная клетка растет интенсивнее, а к 4 месяцам размеры груди и головы уравниваются. К году обхват грудной клетки уже превышает окружность головы. В дальнейшем у здорового ребенка голова всегда будет меньше грудной клетки.

Очень важно правильно провести замер. Для измерения головы держите сантиметровую ленту на 1 см выше надбровной дуги. Она должна пройти над ушами и касаться бугра на затылке. Чтобы измерить грудную клетку, ведите ленту на уровне сосков. Сзади она должна проходить по нижним лопаточным углам. Лента должна прилегать к телу ребенка, но при этом не передавливать.

Возможные причины отклонений

Отклонения от нормы показателей окружности головы могут свидетельствовать о серьезных заболеваниях. Своевременное обнаружение способствует скорейшему разрешению проблемы. От этого может зависеть дальнейшая жизнь и здоровье ребенка.

Патологические причины:

  • микроцефалия (уменьшение массы головного мозга);
  • макроцефалия (увеличение массы головного мозга);
  • внутричерепная гипертензия (повышение внутричерепного давления);
  • гидроцефалия (водянка).

Помните: каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Необходимо учитывать все факторы, влияющие на физиологические показатели. Расхождение с нормой не всегда говорит о наличии патологии! Грамотные специалисты помогут вам разобраться в проблеме, ориентируясь непосредственно на историю развития вашего ребенка.

* Вес ребенка также должен соответсвовать росту, для оценки используйте .

* Указанный в таблицах нормальный вес и рост имеют 94% здоровых детей (подробнее).

Привес и прирост

За прошедший месяц жизни (со второго по третий) мальчик должен был прибыть в весе и росте на 700–900 грамм и 2,9 см, девочка на 600–870 г. и 2,7 см.

С трех месяцев, большинство здоровых мальчиков прибавляют в весе примерно по 150 грамм в неделю , девочки — по 130 г. За предстоящий месяц мальчик должен будет прибавить 560–730 грамм в весе и 2,5 см в росте, девочка 490–710 г. и 2,3 см.

Развитие значимых навыков и ограничения

Трехмесячных малышей ни в коем случае нельзя садить и присаживать, так как это может обернуться проблемами со здоровьем в далеком будущем. Нежелательно делать какие-либо упражнения, которые могут спровоцировать ребенка принять сидячее положение.

Малышу полезно лежать на животике под присмотром взрослых, чтобы укреплять мышцы живота и учиться уверенно держать головку. Однако, лежа на животике, нежелательно спать, так как ребенок может уткнуться носиком в подушку.

Кормление грудным молоком и прикорм

Здоровых детей в три месяца положено кормить грудным молоком . Регулярный прикорм или кормление смесями должны производиться только по показанию педиатра. Поскольку только грудное молоко идеально подходит для здорового развития ребеночка, то на постоянное кормление малыша смесями должно быть веское основание.

Многие мамочки, видя, как чужие малыши хорошо набирают вес, уплетая смеси, начинают необоснованно кормить смесями свою здоровую малютку. Иногда им кажется, что грудничку не хватает молока, или знакомые недалекие мамаши назедают фразами "как, вы еще не кормите смесью, соком, пюре?". Идя на поводу у окружающих и собственных эмоций, мамы раньше времени переводят детей на искусственное питание, оставляя малыша без полезного грудного молока.

На третьем месяце жизни ребенок должен питаться грудным молоком около 6 раз в день, выпивая по 120 мл за раз.

Прочее

С третьего месяця по четвертый идут недели 13, 14, 15, 16-я и половина 17-й.


Сказать, сколько должен весить ребенок в 3 месяца, довольно сложно. Развитие каждого малыша происходит индивидуально, в зависимости от его генофонда. Тем не менее, существуют общепринятые нормы, на которые ориентируются педиатры. Отклонение от нормы требует пристального внимания родителей. Даже если малыша ничего не беспокоит, недовес может быть вызван различными заболеваниями. Однако и сильно переживать не стоит. Доверьтесь своему педиатру, который более объективно может оценить состояние здоровья крохи.

Нормы веса и роста трехмесячного ребенка

ВОЗ (Всемирная организация здоровья) утвердила нормы веса и роста ребенка в зависимости от возраста. Они указаны в таблицах 1 и 2. Данные для девочек и мальчиков различаются, ведь девочки чаще обладают более хрупкой конституцией. Дети не могут быть одинаковыми, поэтому нормы варьируются. Различают показатели для детей ниже среднего, средние и выше среднего, которые считаются вариантами нормы.

Таблица 1. Нормы веса детей в 3 месяца


Таблица 2. Нормы роста детей в 3 месяца

Вышеприведенные нормы приблизительны. 94 % рожденных в срок здоровых детей соответствуют этим показаниям роста и веса. Недоношенные малыши без патологий догоняют рожденных на 40-й неделе в 5-12 месяцев в зависимости от степени недоношенности.

Совет
Вес должен соответствовать росту крохи. Если малыш хорошо вырос за месяц, лишняя прибавка к весу естественна. Детки, которые растут медленно, соответственно, наберут меньше граммов.

Недобор или перебор показаний роста и веса ребенка

Если у малыша рост и вес увеличиваются непропорционально, родители начинают волноваться. Особенно если речь идет о недоборе вожделенных килограммов, которые не соответствуют показаниям в таблице. И, конечно же, главной причиной считается нехватка грудного молока. Учащенные кормления, докармливание смесью, введение раннего прикорма - самые распространенные действия. Но правильно ли это?

Причин недобора веса грудничка в 3 месяца может быть несколько.

  • Редкие кормления - причина, на которую чаще всего ссылаются. Это касается только детей, которые питаются маминым молоком. Малыши-искусственники получают питание строго по расписанию. Грудное вскармливание чаще всего происходит по требованию. Если ваш кроха в 3 месяца просит грудь реже, чем 1 раз в 3 часа днем и 1 раз в 5 часов ночью, действительно можно попробовать добавить 1-2 кормления. Иначе малыш откажется от груди или будет на ней «висеть».
  • Проблемы со здоровьем - малыш с заболеваниями, связанными с обменом веществ, хуже набирает вес. Также это может быть ОРВИ или банальный насморк. Человеку с заложенным носом сложно есть. В 3 месяца он питается молоком из груди или смесью из бутылочки, и - серьезная помеха. Бывают и более серьезные заболевания - муковисцидоз, порок сердца, желтуха. Но обычно они сопровождаются другими характерными симптомами и отклонениями в развитии, которые требуют немедленного лечения.
  • Анатомические особенности малыша - у крохи может быть короткая уздечка языка, которая мешает ему сосать молоко или смесь. Некоторые дети захлебываются во время кормления. Начав сильно кашлять, малыш раздражается и не хочет продолжать насыщение. Чаще захлебывания исчезают после 3 месяцев. Частые обильные срыгивания также могут помешать набрать нужные граммы. Их причиной является неполное закрытие клапана, который перекрывает переход из пищевода в желудок, или заглатывание воздуха во время кормлений.
  • Недостаточная выработка молока у матери является не такой частой причиной недобора веса, как зачастую считают. Молоко в груди женщины вырабатывается по требованию крохи. Поэтому здоровая женщина вполне может обеспечить своего грудничка питанием. Но если у мамы плохое самочувствие, проблема имеет место быть. Чаще всего мамы сталкиваются с заболеваниями гормонального характера - расстройство функций яичников, щитовидной железы, прием гормональных средств, подавляющих лактацию («Достинекс», «Бромокриптин»).
  • Психологические причины. Малыш с мамой являются одним целым. Ребенок буквально впитывает в себя информацию о психическом состоянии матери. Тревожность, депрессия, психоз передается крохе. Он становится более капризным, аппетит ухудшается, малыш может начать отставать в развитии. Это касается не только детей на грудном вскармливании, но и крох-искусственников. Спокойствие мамы - залог здоровья малыша. Если стресса мамочке избежать не удается (переезд, ссоры в семье, болезнь или смерть родственника, финансовые проблемы), возможно, нужно обратиться к психологу.

Проанализировав причины, вы вместе с педиатром можете прийти к выводу, что все эти пункты отсутствуют в вашей жизни. Значит, недобор веса по таблице - просто физиологическая особенность ребенка.

Рост ребенка чаще всего педиатрами учитывается в соотношении с весом. Если малыш короче, чем заложено в нормах, но вес соответствует, обычно склоняются к версии наследственности. У невысоких родителей и малыш будет, скорее всего, невысоким. Кроме того, у месячного крохи зачастую сильный тонус, поэтому точно измерить его довольно сложно. Если измерения показали, что ребенок не подрос за второй месяц жизни, возможно, его просто неправильно измерили на предыдущем приеме.

Показатели, на которые стоит обратить внимание в 3 месяца

Кроме роста и веса ребенка существуют нормы, которые не менее важны для трехмесячного ребенка:

  • окружность головы;
  • окружность груди.

К трем месяцам косточки черепа ребенка полностью становятся на место и срастаются. Во время родов головка новорожденного, проходя через родовые пути, сжимается. Подвижные кости черепа заходят одна за другую, уменьшая диаметр окружности головы. Поэтому небольшие отклонения от нормы на первых месяцах жизни малозаметны. В 3 месяца измерение окружности головы ребенка обязательно. Нормативные показатели согласно стандарту ВОЗ приведены в таблице 3.

Таблица 3. Окружность головы детей в возрасте 3 месяцев


Помните, что отклонения от нормы возможны не только из-за патологий, но также из-за врожденной формы черепа. Если у ребенка круглая голова с высоким лбом, показания окружности головы могут быть выше границы. И наоборот, у малыша с сильно вытянутой формой головы значения окружности могут быть ниже нормы. Так как форма черепа зависит от наследственности, опытному педиатру достаточно взглянуть на маму с папой, чтобы вынести вердикт: диагноз или просто «похож на папу».

Показания окружности головы связаны с окружностью грудной клетки. Главное, чтобы показатель окружности груди был ниже. Иначе речь идет о патологии. В таблице 4 приведены нормы окружности груди для трехмесячного ребенка.

Таблица 4. Окружность груди у детей в 3 месяца

Сравнив измерения окружности груди и головы, педиатр может подвести определенный итог. Если вывод неутешительный, не отчаивайтесь. Только дополнительные исследования помогут ответить на вопрос, есть ли патология.

Некоторые из приведенных норм могут не «выполняться» малышом. Однако не спешите впадать в панику. Развитие каждого маленького человечка уникально. Важно, чтобы он был весел, бодр, умел улыбаться, хватать руками игрушку. Если ваш малыш доволен жизнью, хорошо спит и ест, у него растут ногти и нет кожных высыпаний, чаще всего отклонения от нормы объясняются индивидуальностью крохи.

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам :
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры) :
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.