Нод старшая группа тема материалы развитие речи. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе«Мир сказок. Воспитатель и дети отвечают
Конспект занятия (НОД)
по развитию речи
в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 6-7 лет
«Путешествие в Страну правильной речи»
(образовательная область «Речевое развитие»)
Воспитатель: Плотникова А.В.
г. Нижний Новгород
Цель: формирование грамматического строя речи у дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать учить детей обозначать детенышей домашних животных, соотносить названия домашних животных и их детенышей. Упражнять детей в употреблении несклоняемых существительных и в словообразовании.
Развивающие:
Развивать у детей умение составлять сложноподчиненные предложения.
Развивать у детей элементы логического мышления, умение строить причинно - следственные связи.
Воспитательные:
Воспитывать у детей желание выполнять задания, умение работать в паре, в коллективе.
Методические приемы: игровая проблемная мотивация, вопросы-задания, наглядный прием, работа в паре, поощрения.
Материал:
кассета со звуковым письмом, карта «Страны правильной речи»; картинки с детенышами домашних животных на магнитах, картинка с домашними животными; карточки с картинками, изображающими несклоняемые существительные; карточки к заданию «Угадай зверя»; карточки к заданиям «Что во что кладут» и «Каким бывает сок?»; картинки к заданию «Что происходит на картинках и почему?»; нарисованный Почетный орден «Мудрецам правильной речи»; изображение Мудрой Совы; мольберт, магнитная доска, магниты.
Ход занятия:
Ребята, сегодня почтальон принес нам бандероль. Предлагаю открыть ее и посмотреть, что в ней.
Дети с воспитателем находят в бандероли кассету и карту.
Ребята, я предлагаю прослушать кассету:
«Дорогие друзья, приглашаю вас в Страну правильной речи. Если вы пройдете все ступени испытаний, то попадете ко мне - Мудрой Сове, и я вручу вам Почетный орден «Мудрецы правильной речи». Высылаю вам карту, которая поможет пройти испытания и приведет вас к моему Замку.
Желаю успехов. Мудрая Сова».
Предлагаю рассмотреть карту. Как вы думаете, что обозначают цифры на пути нашего следования? (остановки, станции). Что обозначают кружочки с разными видами транспорта? (транспорт, на котором будем передвигаться).
Прежде, чем начать путешествие, карта показывает, что мы должны что-то сделать. Как вы думаете, что обозначает эта картинка (с изображением рта и языка)? (ответ детей: она обозначает, что надо сделать гимнастику для язычка).
Правильно, надо выполнить гимнастику для языка.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Теперь отправляемся в путь. На чем мы поедем? (ответ детей: на велосипеде). Как вы думаете, почему? (ответ детей: узкая дорожка, извилистая, на другом транспорте нельзя проехать). А отправляемся мы на Лесную полянку (Задание № 1 на карте).
Воспитатель приглашает детей к мольберту, на котором картинки: лес, в котором гуляют детеныши домашних животных (на магнитах), и двор, по которому гуляют домашние животные (взрослые, так же на магнитах).
Ребята, куда мы попали? (в лес). Посмотрите, кто здесь гуляет? (ответ детей: детеныши домашних животных). Разве можно детенышам гулять одним в лесу? Что может с ними случиться? Чем мы можем им помочь? (ответ детей: помочь им найти своих мам, отправить их гулять на двор).
Это и есть первое задание «Помоги детенышу найти свою маму».
(Проверяем выполненное задание с детьми).
Молодцы! Теперь мы спокойны за детенышей, которые гуляют по двору со своими мамами.
Пройдем к карте и узнаем, какое задание нас ожидает сейчас. (Читаем на карте: задание № 2«Упрямые слова» ).
Как вы думаете, что это за упрямые слова? Объясните. (Ответ детей: это слова, которые не изменяются)
Предлагаю всем взять по карточке. Надо правильно назвать упрямые слова. Я буду читать предложение, а вы должны закончить его, вставив нужное слово. Заканчивает тот, у кого на карточке изображено это слово. (Например: «По утрам многие люди пьют вкусный, ароматный … кофе », «Пианист играет на … пианино »).
Мы все слова назвали правильно и можем продолжить свое путешествие. Подойдем к карте и посмотрим, на чем мы его продолжим, и какое испытание нас ожидает дальше. (Ответ детей: мы поплывем на пароходе).
Задание № 3 «Угадай зверя».
Это не просто задание, а игра - загадка.
Воспитатель предлагает детям разделиться на пары, взять карточки и узнать зверей: по цвету шерсти «Чья шерсть?», по ушам «Чьи это уши?», по хвостам «Чьи хвосты?».
Дети по очереди называют свои ответы.
Хорошо, и с этим заданием справились. Можно двигаться дальше? Карта подсказывает, на чем мы поедем дальше (на поезде, ведь впереди железная дорога).
Задание № 4 «Назови правильно».
Чтобы выполнить задание № 4, мы должны разделиться на две команды. Первая команда выполняет задание «Что во что кладут», а вторая команда выполняет задание «Каким бывает сок?».
Команды по очереди объясняют выполненные задания.
Подойдем к карте и узнаем, насколько мы приблизились к Замку Мудрой Совы, и какое задание нас ждет впереди.
Дети с воспитателем читают название последнего задания № 5 «Что происходит и почему?».
Внимательно посмотрите на картинки и скажите, что происходит на них и почему?
Дети составляют сложноподчиненные предложения. (Например: «Сосульки тают, потому что ярко светит солнце» ).
Вот мы и подошли к Замку Мудрой Совы.
Воспитатель предлагает постучаться к ней в Замок.
Появляется Мудрая Сова: «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Расскажите мне, как вы добирались по маршруту, помогла ли вам моя карта? Какое задание было для вас трудным? А кто легко справился с заданиями? Какое задание вам понравилось? Вы достойно справились со всеми испытаниями, и я награждаю вас Почетным орденом «Мудрецы правильной речи». Желаю вам дальнейших успехов».
Конспект НОД по развитию речи
с воспитанниками старшей группы
Составила: Лынива А.В.,
воспитатель МАДОУ № 2 «Сказка»
Тема: «В мире профессий»
Приоритетная образовательная область: речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативная, художественно – эстетическая, познавательная.
Цель: развитие у детей умения слушать и слышать собеседника, коммуникативных способностей.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Закреплять знания детей о профессиях (врач, водитель, продавец, воспитатель, строитель и т.д.), об орудиях труда. Формировать умение составлять связный рассказ с помощью мнемотаблицы.
Развивающие задачи:
- Активизировать словарь детей, развивать грамматический строй и связную речь
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к различным профессиям.
Предварительная работа :
Беседа о профессиях с рассматриванием плаката «Профессии»,
Настольная игра «Кому что нужно»,
Словесная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем»,
Рассматривание схемы «Профессии», с / р игры «Шоферы», «Магазин».
Словарная работа: активизация словаря: фонедоскоп, шприц, градусник, половник, кастрюли, ножницы, фен, расческа и т.д.
Планируемые результаты (целевые ориентиры):
Активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;
Составлять простые распространённые предложения;
Составлять связный рассказ по определенному алгоритму;
Умение объяснять свой выбор.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук, слайды с профессиями, игрушка Зайка-Знайка, конверты, карточки с изображением профессий (врач, продавец, строитель, парикмахер, водитель), пиктограммы «Веселое лицо», «Печальное лицо», аудиозапись релаксационной музыки, песни «Мы едем, едем, едем», мнемотаблица «Расскажи про профессию» на слайдах.
Ход НОД:
1.Создание мотивационного поля (организационный момент).
Дети, посмотрите к нам сегодня пришли гости – воспитатели нашего детского сада. Давайте поздороваемся: «Здравствуйте!»
Воспитатель и дети собираются в круг:
Эй! Ребята, подходите,
Друг на друга посмотрите,
Поздоровайтесь ладошками,
Улыбнитесь все немножко.
Воспитатель: Какое у вас настроение?
Дети: Веселое (грустное).
2. Сюрпризный момент. (Стук в дверь).
Воспитатель показывает детям игрушку Зайка-Знайка.
А еще к нам в гости пришел. (Зайка-Знайка)
Он приглашает нас, отправится вместе с ним в путешествие, которое называется «Мир профессий». Скажите, на каком транспорте можно поехать путешествовать? (на самолете, на автобусе, на поезде).
3.Введение в игровую ситуацию
(на мультимедийном экране картинка паровозика из Ромашкино – слайд 1)
Мы с вами сегодня будем путешествовать на поезде. Встаньте друг за другом паровозиком.
Впереди нас ждет много и интересного, нам предстоит пройти 6 станций вместе с нашим другом Зайкой-Знайкой. Путешествие у нас будет не простое, помогать нам будет компьютер, он будет объявлять наши станции.
Звучит песенка «Мы едем, едем, едем» (паровозик делает круг под музыку).
4. Актуализация знаний.
1 станция - «Угадай, кто эти люди?» (слайд 2)
Станция называется «Угадай кто эти люди?»
Я буду вам загадывать загадки. Тот, кто знает правильный ответ –
поднимаете руку и отвечаете.
Воспитатель загадывает загадки :
Он вылечит корь,
и бронхит, и ангину,
Пропишет пилюли и витамины (Доктор) – слайд 3.
Мы работаем бригадой,
Нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо.
Чтоб построить новый дом (Строитель) – слайд 4.
Феном, щеткой и расческой
Ловко сделает прическу (Парикмахер) – слайд 5.
Если вьется пламя,
Дым валит столбом,
«Ноль-один» мы наберем,
Его на помощь позовем (Пожарный) – слайд 6.
Из рассыпчатой муки
Он печет нам пироги,
Булки, плюшки, сайки.
Кто он? Угадай-ка… (Повар) – слайд 7.
Дети называют профессии. Воспитатель показывает профессии на слайдах: врач, водитель, парикмахер, строитель, повар.
2 Станция - «Кто, где работает» (слайд 9).
На этой станции мы с вами вспомним: кто, где работает? Мы будем отвечать предложением, послушайте: Учитель – где работает? учитель работает в школе, (парикмахер работает в парикмахерской, повар работает в столовой, врач работает в больнице, пожарник работает в пожарной части).
Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края» (поезд делает круг).
3 станция - «Кому нужны эти вещи?» (слайд 10)
Зайка-Знайка разложил инструменты для людей разных профессий. Мы с вами сейчас посмотрим, правильно он это сделал? Разделитесь тройками на 3 группы по цвету в одежде: У кого красный цвет есть в одежде, у кого желтый цвет в одежде, у кого зеленый.
Дидактическая игра «Четвертый лишний»:
Повар - кастрюля, паломник, терка, градусник;
Парикмахер – фен, расческа, ножницы, указка;
Врач – градусник, шприц, фонендоскоп, кирпич.
Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края» (поезд делает круг).
4 станция – «Здоровей-ка» (слайд 11)
Дети, чтобы у нас с вами хватило сил для дальнейшего путешествия, давайте с вами немного отдохнем:
Динамическая пауза «Профессии»
Мы в профессии играли,
Воспитателями стали –
И с детьми весь день играли.
В миг шоферами мы стали!
Руль теперь в руках у нас!
Быстро едет наш камаз!
А теперь уже на стройке
Кладем ровно кирпичи:
Раз – кирпич, и два, и три! –
Вот закончена игра
Заниматься нам пора.
4 станция - «Что умеют делать люди разных профессий?» - слайд 12.
На этой станции мы поиграем в игру «Кто что делает?» (активизация глагольного словаря):
Повар что делает?…готовит, варит, жарит;
Врач что делает?…лечит, делает уколы, ставит градусник;
Пожарный что умеет?…тушит пожар;
Парикмахер что умеет?…стрижет, делает прически;
Водитель что умеет?…управляет машиной.
Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края»(поезд делает круг).
5. Формирование коммуникативных компетенций:
5 станция - «Расскажи про профессию» - слайд 13.
На этой станции мы будем составлять небольшой рассказ по схеме, про профессию. Тот, кому Зайка-Знайка даст конверт, составляет связный рассказ по схеме про ту профессию, которая изображена на конверте (врач, продавец, пожарный, повар, парикмахер).
Схема – ваш помощник. Давайте вспомним, что обозначает схема (слайд 14):
1 - Название профессии.
2 - Место работы.
3 - Что делает человек данной профессии.
4 - Что нужно для работы (инструменты и оборудование).
Послушайте, какой рассказ у меня получился:
Почтальон работает на почте. Он разносит по адресам почту: газеты, журналы и письма. Для работы ему нужна сумка, журналы, газеты и письма.
Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края» (поезд делает круг).
6 станция - «Кем ты хочешь стать?» - слайд 15.
Ребята, Зайка-Знайка хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Кем быть». Вставайте все в круг.
Зайка-Знайка, когда вырастит – будет строителем, а теперь он хочет послушать кем будете работать, когда вырастете. А теперь узнаем, кем будете вы…
Дети по очереди передают игрушку Зайку-Знайку и рассказывают ему, кем они хотят стать.
«Когда я вырасту, я буду…».
Звучит аудиозапись песни «Мы едем, едем, едем в далекие края» (поезд делает круг).
Станция «Детский сад» (Показ слайда с изображением детского сада).
Ребята, а это какая станция? (Детский сад).
«Раз, два, три, четыре, пять
В садик мы пришли опять!
Релаксация. “Отдохнем”.
Воспитатель: Сегодня ребята, мы много занимались, играли и вы, наверное, устали. Я предлагаю вам немного отдохнуть. Представьте себе, что вы нежитесь в мягком, мягком кресле. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело. Вы спокойно отдыхаете. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у Кати, отдыхают ножки у Вани. Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя усталость и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.
6. Рефлексия:
Ну, вот мы и в детском саду. Игра «Клубочек». Встаём в круг и каждый расскажет о своём впечатлении, передает клубочек другому (что понравилось, что не понравилось, что было трудно).
Вам понравилось путешествие на поезде в страну «Мир профессий»?
По каким станциям мы с вами путешествовали?
Что больше всего понравилось выполнять?
Кто помогал нам в путешествие?
Ребята, мне тоже очень понравилось путешествовать, узнавать очень интересное о профессиях, слушать ваши прекрасные рассказы про профессии. Мне хочется присоединиться к вам и добавить свой снежок в общий снежный ком. Посмотрите, какой большой получился снежный ком! Как вы думаете, почему он получился такой огромный?
Зайка-Знайка говорит:
Девочки и мальчики мне очень понравилось с вами путешествовать, вы мне подсказали, какие инструменты необходимы для различных профессий, научился грамотно составлять предложения и красивый рассказ, используя мнемотаблицу.
Скажем Зайке-Знайке и нашим гостям, До свидания
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему
«Путешествие по сказке «Теремок»»
для детей старшего дошкольного возраста
Курбанова Айша Кадиевна
воспитатель МБДОУ № 1 «Аленушка»
г. Константиновск, Ростовская область
Цель: развитие связнойречи в процессе диалога персонажей сказки «Теремок»
Задачи:
Развивающие:
1. Продолжать развивать речь как средство общения, помогать детям активно, правильно в точном соответствии со смыслом употреблять слова.
2. Развивать навыки творческого рассказывания по теме занятия, умение придерживаться выбранной или заданной сюжетной линии.
Обучающие:
1.Создавать условия для обучения детей пересказа текста знакомой сказки с добавлением нового материала.
2.Формировать умение чувствовать и понимать характер образов художественного произведения, усваивать последовательность развития сюжета.
3.Продолжать работу по совершенствованию умения согласовывать слова в предложениях, существительного с числительным.
4. Обогатить представления детей о диких животных (отмечать характерные признаки представителей животных).
Воспитательные:
1. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться и заниматься сообща.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, речевое.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, музыкальное восприятие.
Предварительная работа: чтение сказки «Теремок» (различные варианты: народные и авторские); рассматривание персонажей-игрушек, иллюстраций к сказке.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята я знаю, что вы любите и знаете много сказок. Я предлагаю, вам отправиться в хорошо знакомую сказку, а в какую вы догадаетесь сами. Ну что готовы?
Дети: Да.
Воспитатель: Закройте глаза и не подсматривайте.
За ступенькою ступенька – станет лесенка.
Слово к слову ставь складненько – будет песенка.
А колечко на колечко – будет вязочка.
Сядь со мною на крылечко – будет сказочка.
В это время младший воспитатель ставит импровизированный теремок, расставляет декорации, а воспитатель одевает на головы детей маски персонажей сказки.
Воспитатель: А теперь откройте глаза, посмотрите друг на друга, что изменилось и что появилось? В кого вы превратились? (дети отвечают)
А как вы думаете, из какой сказки эти герои?
Дети: из сказки «Теремок».
Воспитатель: Я предлагаюобыграть эту сказку, но только добавим в нее загадки, счет, изучение грамоте и конструирование. А еще наши герои должны рассказать о себе:какое это животное - дикое или домашнее, где оно живет и чем питается.Согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда начнем!
Он не низок невысок, невысок
Как по полю, полю, Курочка бежит.
Курочка: Ко-ко-ко, Ко-ко-ко,
Кто в теремочке живет
Кто, кто в невысоком живет?
Воспитатель: Никто курочке не ответил
Зашла курочка в теремок,
Курочка расскажи нам о себе.
Курочка: Я, курочка – хохлатка, домашняя птица, живу в курятнике, моих деток зовут цыплята. Питаюсь червяками, зернами.
Воспитатель: А это кто?
Цыпленок: Я цыпленок маленький. Когда вырасту, я стану большим, как мама – курица.
Воспитатель: Стали они жить вдвоем
В теремочке небольшом
Пляшут, песенки поют.
И гостей конечно ждут.
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок невысок, невысок
Как по полю, полю, ежик бежит.
У дверей остановился и пыхтит:
Ежик: Пых – пых – пых,
Кто в теремочке живет,
Кто в невысоком живет?
Курочка: Я, курочка – хохлатка
Цыпленок: Я цыпленок маленький
Вместе: А ты кто?
Ежик: Я ежик колючий бочок.
Пустите меня к себе.
Курочка:
Ежик: Я ежик колючий, дикое животное,
Живу в лесу, в гнезде из сухой травы,
Питаюсь мышами, грибами.
Моих деток зовут ежата.
Все ежи зимой спят.
Курочка: А что ты умеешь делать?
Ежик: Я все умею делать, а лучше всего умею считать.
Курочка: Сейчас мы это проверим.
Отгадай загадку: Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла: картошку, капусту,
Огурчик, помидорчик, свеклу, морковку, лук и редиску.
Сколько овощей принесла хозяйка с базара?
Ежик: (считает и говорит) 8 овощей принесла хозяйка.
Курочка: Хорошо считаешь.
Воспитатель: А теперь я проверю, как вы знаете цифры (ежик, какая эта цифра 8, курочка, а эта какая цифра 6, а ты малыш знаешь какая эта цифра 4).
Стали они жить втроем в теремке.
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок невысок, невысок
Как по полю, полю, лисонька бежит.
У дверей остановилась и кричит.
Лиса: Кто в теремочке живет,
Кто в невысоком живет?
Курочка: Я, курочка – хохлатка,
Цыпленок: А я цыпленок.
Ежик: Я ежик колючий бочок
Вместе: А ты кто?
Лиса: А я лисичка – сестричка.
Пустите меня к себе.
Ежик: А ты сначала расскажи о себе.
Лиса: Я лисичка – рыжая, живу в лесу, в норе.
Питаюсь мышами, зайцами.
Моих деток зовут лисята.
Ежик: А что ты умеешь делать?
Лиса: Я хитрая и умная, знаю все буквы.
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. Подойди к доске покажи и назови из каких букв состоит слово «Лиса».
Лиса показывает буквы: (Л, И, С, А)
Воспитатель: Молодец умница.
Ежик: Заходи, будешь с нами жить.
Воспитатель: И стали они жить вчетвером
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок невысок, невысок
Как по полю, полю, волк бежит,
У дверей остановился и стучит.
Волк: Кто в теремочке живет,
Кто в невысоком живет?
Курочка: Я курочка - хохлатка
Цыпленок: Я цыпленок.
Ежик: Я ежик колючий бочок
Лиса: Я лисичка – сестричка.
Вместе: А ты кто?
Волк: Я волчок – серый бочок.
Пустите меня к себе.
Лиса: А ты сначала расскажи о себе.
Волк: Я волчок серый – бочок,
Живу в лесу, питаюсь зайцами.
Моих деток зовут волчата.
Лиса: А что ты умеешь делать?
Волк: А я без ножниц и клея могу сделать различные предметы из бумаги.
Воспитатель: А ты можешь научить наших зверят.
Волк: Могу.
Воспитатель: Чему ты их научишь?
Волк: Делать самолет (сказка продолжается лиса говорит)
Лиса: Ты нам понравился будешь с нами жить.
Воспитатель: стали они жить впятером в теремке.
Стоит в поле теремок, теремок.
Он не низок невысок, невысок
Как по полю, полю, медведь идет,
У дверей остановился и ревет.
Медведь: Кто в теремочке живет,
Кто в невысоком живет?
Курочка: Я курочка - хохлатка
Цыпленок: Я цыпленок.
Ежик: Я ежик колючий бочок
Лиса: Я лисичка – сестричка.
Волк: Я волчок – серый бочок,
Вместе: А ты кто?
Медведь: А я, медведь, живу в лесу.
Питаюсь корешками, ягодами, медом
Моих деток зовут медвежата.
Все медведи зимой спять.
Пустите меня в теремок жить.
Воспитатель: В теремок ты не спеши,
Зверята тебя знают,
Но в дом не приглашают
Теремок ты им сломаешь,
Разве сам не понимаешь?
Теремок наш очень мал,
Но, а ты большим уж стал.
Лучше мы тебе построим новый дом.
Вот посмотри, каким будет твой новый дом, нравиться?
Воспитатель показывает схему конструирования дома.
Медведь: «Да»
Воспитатель: звери выходите, будем строить по схеме новый дом для медведя.
Дети строят из геометрических фигур домик для медведя.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры мы использовали для построения дома.
Дети отвечают : куб, призма, параллелепипед, прямоугольник.
Ну что мишка нравиться тебе твой новый дом.
Медведь: Да, очень нравиться спасибо вам друзья.
Воспитатель: А ты хочешь, чтобы у тебя было красиво и уютно.
Медведь: Да, хочу.
Воспитатель: Зверята скажите, что нужно для этого
Дети: Нужно посадить дерево, цветы, выложить дорожку, построить забор.
Воспитатель: Давайте мы сделаем цветы, чтобы украсить домик. А из чего можно сделать цветы.
Дети: Из природного материала: каштана, фасоли, шишек, камней, скорлупы грецких орехов.
Воспитатель: Присаживайтесь за столы и начинайте работать. Ой, какие красивые цветы вы сделали, давайте отнесем и украсим домик медведя.
Ну, как ребята понравилась вам наша сказка?
Дети: Да.
Воспитатель: И мне она очень понравилась, особенно понравилось что вы у меня такие дружные и очень смекалистые. Спасибо вам за чудесную сказку, которая у нас получилась.
Конспект НОД по развитию речи
«Русская народная сказка «Хаврошечка»
Цель: познакомить с русской народной сказкой «Хаврошечка» (в обработке А.Толстого)
Задачи:
Образовательные: формировать умения представлять образ, персонаж; продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению, развивать монологическую и диалогическую речь, познакомить детей с новыми, незнакомыми словами, объяснить их смысл
Воспитательные: воспитывать интерес к устному народному творчеству, художественной литературе
Развивающие: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать сказки, способствовать развитию положительных эмоций, влияющих на усвоение материала, развивать слуховую память
Методы и приемы: наглядный (показ, демонстрация); словесный (чтение, обсуждение); игровой (физкультминутка, сюрпризный момент)
Предварительная работа: работа над пословицами о труде, добре и зле, разучивание физкультминуток
Проведение НОД
Организационный момент
В.: Какое радостное, доброе утро. Мы сегодня, ребята, не одни. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями. Вводная беседа с детьми (название темы, цель)
Основная часть
Сюрпризный момент: Яблоня с волшебными яблоками
В.: Ребята, посмотрите, какое волшебное дерево выросло у нас в группе. А на нем волшебные яблочки. Давайте посмотрим, что же там!
Воспитатель отрывает яблочко и читает загадки:
В.: Ребята, а на волшебных яблочках загадки! Давайте же их разгадаем!
Кто попался на зубок?
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Все ж попался (Колобок)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной
Он сам того не ведая,
несет ее домой!
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь?
Названье этой сказки (Маша и медведь)
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)
У брата с сестрой
Несчастье большое,
Но им не откажут в подмоге:
Волшебная печка, молочная речка
И яблонька в трудной дороге (Гуси-лебеди)
Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростился с зеленою кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей» (Царевна Лягушка)
В.: Молодцы, ребята! Как много сказок вы знаете! А сейчас я приглашаю вас на нашу выставку. Какие книги вы здесь видите? Правильно, сказки! А как вы догадались? (по иллюстрациям). Сегодня я познакомлю вас с новой русской народной сказкой «Хаврошечка». Вы хотите познакомиться с этой сказкой? Для этого нам нужно позвонить в колокольчик и тогда мы перенесемся в сказку!(Колокольчик) Давайте сядем на стульчики!
В.: Русскую народную сказку «Хаврошечка» сочинил русский народ давным – давно. А услышал ее от народа великий русский писатель А.Н. Толстой и записал ее. Ребята, в этой сказке вам встретятся незнакомые слова, некоторые мы уже не употребляем в нашей речи, но я обязательно вам их объясню
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»
В.: Ребята, мы немного устали. Давайте с вами отдохнем!
Физкультминутка
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем -
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Приседания.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И на место снова сели. (Дети садятся.)
В.: Вопросы по сказке «Хаврошечка»
Ребята, а вам понравилась сказка?
А как она называется?
К каким людям попала Хаврошечка?
Сколько было дочерей и как их звали?
А какими они были?
А что делала Хаврошечка?
Кто помогал Хаврошечке?
Что она помогала ей делать?
Что при этом говорила?
Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?
А что сделала Хаврошечка?
Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?
Кто проезжал мимо сада и что произошло дальше?
Михеева Ольга Владимировна, воспитатель МАБДОУ детский сад №2 г.Балаково.
Описание материала: предлагаемый мною конспект НОД по развитию для детей старшей группы 5-6 лет речи по теме: «Бабушкина деревня». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Это конспект комплексного занятия по развитию речи, направленного на активизацию словаря и совершенствование грамматического строя речи.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Бабушкина деревня».
Интеграция образовательных областей: «Социализация»,«Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Художественное творчество», «Физическая культура», «Развитие речи».
Цели: активизация словаря по теме «Домашние животные». Развитие связной речи. Совершенствование грамматического строя речи. Развитие фонематического слуха. Воспитание любви к домашним животным.
Задачи:
Образовательные: формировать представление о домашних животных.
Развивающие: развивать наблюдательность, внимание, память, эмоциональную отзывчивость, умение создавать сюжетную композицию. Развивать интерес к пословицам и поговоркам.
Речевые: развивать связную речь, обогащать словарь детей, развивать умение поддерживать беседу и высказывать свою точку зрения, составлять описательный рассказ по картине.
Воспитательные: воспитывать интерес, доброе отношение к домашним животным, желание заботиться о них.
Демонстрационный материал: фотография бабушки, фотография внучки Маши, посылка, картинки с изображением домашних животных в конверте, загадки о них. Муляжи овощей, 2 корзинки. Аудиозапись: голоса домашних животных. Плоскостное изображение «хлев». Магнитная доска. Картина, опорные картинки к картине.
Предварительная работа: знакомство с пословицами, поговорками, разучивание стихотворения А. Барто «Игра в стадо», рассматривание опорных картинок.
Ход НОД.
Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой хороший сегодня день. Улыбнитесь, как кот на солнце, а теперь как хитрая лиса, а сейчас как будто вам подарили маленького щенка, улыбнитесь от всей души.
Дети : выполняют движения.
Воспитатель: Ребята, утром нам принесли посылку от бабушки Тани. Она прислала нам свою фотографию и письмо. Послушайте, что она пишет: «Дорогие ребята! У меня есть внучка Маша. Она сейчас очень далеко и не может ко мне приехать. Но она очень хочет знать, как я живу в деревне, чем занимаюсь, с кем дружу. Я уже не очень хорошо вижу и не могу ей обо все написать. Помогите мне, пожалуйста, рассказать внучке о моей жизни. Я надеюсь, что вы много интересного знаете и можете мне помочь. Большое спасибо вам. Бабушка Таня».
Ребята! Поможем бабушке Тане?
Дети: Поможем.
Воспитатель: ребята, бабушка Таня живет в деревне, в своем доме и много трудится. А вы знаете пословицы и поговорки о труде?
Дети:
· Кончил дело - гуляй смело.
· Терпенье и труд все перетрут.
· Мала пчелка, да и та работает.
· Усердная мышь и доску прогрызет.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Узнай по голосу» (звучит аудиозапись «Голоса домашних животных»). У бабушки Тани много верных друзей, она за ними ухаживает, да и друзья в долгу не остаются. Хотите услышать, кто это?
Дети: Хотим.
Воспитатель: они спрятались в домике, который называется «хлев». Послушайте внимательно и угадайте, кто в нем живет.
Дети: Я услышал, как мычит корова и хрюкает поросенок. А я услышал, как ржет лошадь и блеет овца.
Воспитатель: Ребята, скажите, как называется дом для животных в деревне?
Воспитатель достает из-за «хлева» картинки с изображением тех животных, которых дети называли по очереди. О тех животных, голоса которых дети не узнали, воспитатель загадывает загадки и выставляет картинки на магнитную доску. Молодцы, ребята, вы все отгадали, а теперь расскажем Маше, какие животные живут в деревне (ответы детей).
Речевая игра: «Какой, какая, какие?»
На магнитную доску крепятся картинки с домашними животными. Кто это?
Какая она? А это кто? Какая она?
Воспитатель: ребята, кто желает описать картинку? (дети по очереди подходят к магнитной доске, берут картинку, рассматривают ее, показывают всем детям и рассказывают о том, кто на ней изображен).
Дети: Это корова. Она большая, рыжая, с черными пятнами, умная, дойная, рогатая.
Это собака. Маленькая, коричневая, умная, пушистая, добрая.
Это коза - маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая.
Это кошка - маленькая, пушистая, ласковая, усатая, полосатая.
Один ребенок описывает, остальные добавляют.
Воспитатель: ребята, рассмотрите картинки. Как можно назвать одним словом этих животных? Какие они для людей?
Дети: Это домашние животные. Нужные, полезные, добрые.
Воспитатель: ребята, вы хотите со мной поиграть? Я знаю веселую игру с пальчиками. Повторяйте за мной:
Раз, два три, четыре, пять - вышла свинка погулять. Землю рыла пятачком, поднимала хвост крючком. Гуляла, гуляла, наконец, устала.
Раз, два три, четыре, пять - пошла свинка отдыхать.
Воспитатель: А еще у бабушки Тани есть большой огород. Что же растет в огороде?
Дети: в огороде растут овощи.
Воспитатель: бабушка Таня прислала нам угощение - овощи со своего огорода (воспитатель показывает корзинку с муляжами овощей). Давайте назовем их.
Ребенок достает из корзинки овощи, а другие дети называют: огурец, баклажан, капуста, лук, чеснок, помидор.
Упражнение «Будь внимательным». Определить места звука «К» в словах, найди овощ (воспитатель показывает корзину с овощами - муляжи)
Воспитатель: Ребята! Положите в корзину те овощи, в названии которых звук «К» слышится в начале слова (капуста, кабачок, картофель).
А теперь, положите те овощи, в которых звук «К» слышится в конце слова (лук, чеснок, кабачок).
Упражнение «Что можно приготовить из … »
Воспитатель:
Ребята, как вы уже знаете, бабушка Таня, умеет делать все. У нее просто «Золотые руки». Она очень гостеприимная и хочет пригласить нас в гости и приготовить нам угощения. А вот какое угощение, предлагаю вам угадать:
Из фруктов сварят…
Дети:
Компот, варенье
Из овощей сделают …
Дети:
Салат, икру
Из муки испекут…
Дети:
Пирог, торт, печенье
Воспитатель:
Бабушка Таня очень любит слушать интересные рассказы, истории, сказки, былины. И, она хотела бы услышать их от вас, ребята. Ребята, может, кто желает придумать свой интересный рассказ.
Воспитатель показывает картину и предлагает ее рассмотреть (составление описательного рассказа по картине).
ВОПРОСЫ:
1. Как можно назвать картину? (Грустный щенок)
2. Придумайте ему имя. (Его зовут Барбос)
3. Какого цвета щенок? (Черный, с белой грудкой)
4. Какая у него шерстка? (Мягкая)
5. С чем он любит играть? (С маленьким мячиком)
6. Какое у него настроение? (Грустное, невеселое)
7. Почему он грустный? (Он проголодался и желает, чтобы ему налили молочка. Его мячик закатился в будку. Ему скучно одному. Его кто-то обидел).
Воспитатель:
Что надо сделать, чтобы щенок стал радостный, веселый?
Дети:
Надо помочь ему достать мячик. Поиграть с ним. Позвать к нему другого щенка или его маму. Угостить его вкусным молочком.
Воспитатель:
Чтобы составить описательный рассказ, мы будем использовать опорные картинки.
Воспитатель расставляет картинки в определенной последовательности. Кто желает?
1 ребенок:
- У бабушки Тани живет щенок. Его зовут Барбос. Он черный, с белой грудкой. Шерстка у него мягкая. Он любит играть в саду с маленьким резиновым мячиком и спать на солнышке. Его мячик закатился в будку и щенок загрустил. Надо достать ему мячик, угостить его молочком и он опять станет веселым и радостным (выслушать 2-3 ребенка).
Рефлексия
Воспитатель:
Я записала все ваши рассказы, ответы, каждое ваше слово. Каждый из вас может рассказать про щенка дома, тому, кого вы хотите порадовать. Мы помогали бабушке и дедушке рассказать внучке Маше о жизни в деревне. Угадывали голоса животных. Играли в игру «Стадо». Рассказывали о котенке. Мы желаем бабушке Тане не болеть. Чтобы внучка Маша приехала к ней в гости.
Используемая литература:
1. М.А. Васильева, В.В. Гербова «Программа воспитания и обучения в детском саду», издательство «Мозаика-Синтез», г. Москва 2006 г;
2. Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов». Пособие для логопеда. Издательство «Владос», город Москва, 1999 г.;
3. Л.Е. Белоусова «Удивительные истории», издательство «Детство-Пресс», 2001 г.